Обзор игры Serious Sam: The First Encounter

Кто самая тупая гора мышц во всей галактике? Кто способен переносить на горбу десяток видов оружия и еще патроны к нему? Кто убил уже столько пришельцев, что Гаагский трибунал считает это геноцидом? Под это описание подошел бы любой герой боевика середины девяностых, но в наше время даже Дюк Нюкем вынужден довольствоваться парой стволов. А вот над Серьезным Сэмом время оказалось не властно - он все так же крут и грузоподъемен, как в ранней молодости, и даже изрядно с той поры похорошел.

«ЧЕГО КРИЧИТЕ? БОЛЬНО-ТО ЕЩЕ НЕ БЫЛО!»


Хоть Сэма и прозвали Серьезным, но уж чего в его похождениях совсем нет. так это серьезности. Разработчики даже не пытаются разумно объяснить, как один человек способен победить целую армию, почему высокотехнологичное оружие инопланетной цивилизации наносит ему лишь легкие раны и откуда в Древнем Египте взялся автомат Томсона. История вторжения на Землю пришельцев во главе с Менталом (с разговорного английского это имя можно перевести как «Шизик») - пародия от начала и до конца, и ничего более. Все эти телефонные разговоры со злодеем, безголовые камикадзе, невесть чем орущие «А-А-А-А-А-А!!!», и бодрые комментарии Сэма создают уникальную атмосферу серии - сумасшедшую и брутальную.


Там, где другие разработчики развернули бы эпичную пафосную драму. Croteam выдает заведомый фарс. Цели разные, результат тот же - любая история о спасающем мир герое смешна априори. Так зачем делать серьезные лица и принимать драматические позы? То, что в «Сэме» вообще появилось подобие сюжета, идет игре только в минус. Не будь его, и атмосфера заслуживала бы еще более высокой оценки. Лучше бы побольше пасхалок напихали - как в предыдущих частях.

Подзаголовок английского названия игры BFE расшифровывается как «Before First Encounter», хотя аналогия с BFG (только со словом «encounter» вместо «gun») напрашивается сама собой. Итак, третья часть - предыстория первых двух. Земля, недалекое будущее, вторжение армии Ментала в самом разгаре. Крутой спецназовец Сэмюэл Стоун пробивается сквозь орды врагов к машине времени, чтобы переместиться в прошлое и... В общем, творить все то непотребство, которое имело место быть в предыдущих частях.


Иногда игра походит на симулятор кегельбана


ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ


По большому счету, Сэм в третьей части занят тем же, чем и раньше: в одиночку расстреливает, взрывает и рвет в клочья все, что шевелится. вне зависимости от его количества. Здесь не появилось никаких «модных» фишек вроде замедления времени или системы укрытий. «Крутой Сэм» ни на секунду не пытается показать нам «настоящую войну глазами простого солдата», как Call of Duty (хотя «реалистичное» ограничение арсенала двумя стволами выглядит нелепо в игре, где пулевые ранения исцеляются пятисекундной отсидкой за углом, - регенерации здоровья здесь, кстати, тоже нет).

И, в общем, еще достаточно много всяких «не». Последние тенденции жанра обходят «Сэма» стороной, и лишь современная графика позволяет не спутать его с боевиками эпохи Doom. Хорош такой подход или плох? Все субъективно - но у «круши-кромсай»-боевиков начала девяностых. безусловно, было свое очарование. В шутку подобные игры называли тренажерами для указательного пальца. Что ж, «Сэм» однозначно из таких.


RATED M FOR MANLY


Представьте, что вы стоите посреди древних развалин, куда ни глянь - бескрайняя пустыня. Играет тихая, спокойная музыка, вы не спеша осматриваетесь, делаете пару шагов, и тут... Музыка бьет раскатами грома, и со всех сторон бегут, а то и материализуются прямо из пустоты полчища монстров. Рогатые, клыкастые, большие, маленькие, антропоморфные и нет, со щупальцами и пушками вместо рук. Они рычат, орут, кто стреляет, а кто устремляется в рукопашную. Вы уходите в сторону от выстрела, выпускаете в толпу несколько ракет, и десяток чудищ разлетается брызгами. Но остальные подходят ближе, и настает пора переключиться на пулемет. Но вдруг экран краснеет - это подлый скелет прыгнул на вас сзади. Разворот, выстрел из дробовика, три шага в сторону ближайшей аптечки - и веселая пляска смерти продолжается.

Во время самых зрелищных сражений «Крутого Сэма» волны монстров тянутся до горизонта. Этот эпический размах присущ и третьей части, но, к сожалению, не во всех битвах. Схватки в темных подземельях навевают тоску и радуют только своей немногочисленностью. На фоне сражений на открытых пространствах они очень невнятны.


Я умею уклоняться от ракет, а кот враг - нет


Большинство монстров знакомы нам еще по первой части, но нашлось место и новым. Путешествуя по Каиру и древнеегипетским развалинам. Сэм повстречает восьмиметровых демонов-хнумов, летающих ведьм со щупальцами, гибриды вертолета с осьминогом и прочую инопланетную живность. Некоторые новые чудища убиваются не совсем обычными способами.

Кстати, о способах смертоубийства. Тут нельзя не упомянуть еще одно нововведение. Отныне Сэм настолько крут, что способен убить многих монстров даже без оружия. Выглядит это как своеобразное «фаталити» в ближнем бою, для каждого вида врагов свое. Кому-то Сэм сворачивает шею, кому-то вырывает глаз или сердце, кому-то отрывает голову. При должном умении и везении метко запущенная оторванная часть тела одного чудища может послужить орудием убийства другого. Вот уж где есть место для сублимации агрессии, так это в «Крутом Сэме». Вандалов к тому же порадует разрушаемость многих объектов.


Кто-то скажет, что третий «Сэм», по сути, повторяет первый. Может, и так, но тогда в плагиате придется обвинить вообще половину стрелялок. Хотя некоторые битвы похожи, а фантазии создателей хватило лишь на двух оригинальных боссов, этот драйв хочется переживать еще и еще.

ПОМЕРЯЕМСЯ СТВОЛАМИ?


Надоело избивать бедных монстров, которые и ответить-то не всегда способны? Можно сразиться и с живым противником, благо в «Сэме» много сетевых режимов. Большинство из них знакомы поклонникам жанра еще со времен Unreal Tournament: обычный и командный deathmatch, capture the flag, «последний выживший». К ним добавились режимы my burden, где игрок, удерживающий особый предмет, получает очки, и instant death, в котором для смерти достаточно одного попадания. Последний режим beast hunt за красивым названием прячет лишь соревнование по убийству монстров.

Тем не менее «Крутой Сэм» вряд ли займет место среди лучших сетевых боевиков - его сила в одиночной игре. Наверняка любимым сетевым развлечением в Serious Sam останется кооператив, как было еще в первой части. Враги со всех сторон, спина к спине - и только успевай подсчитывать фраги!


«Его найти несложно, просто иди по тропинке из трупов!»


СВИСТИТ, И ГРЕМИТ, И ГРОХОЧЕТ КРУГОМ


Графика третьего «Сэма» похорошела даже по сравнению с HD-реинкарнациями первой части. Пропала мультяшность, окружение перестало казаться картонными декорациями. Особенно натурально выглядит полуразрушенный Каир - на атмосферу работает все, от небоскребов до пакетов с мусором.

Отлично смотрятся модели монстров, которые стали двигаться естественнее. К сожалению, умирают они всегда одинаково, вне зависимости от типа нанесенных повреждений. Очень эффектно смотрится стена пыли и порохового дыма, поднимающаяся практически в каждой схватке. Когда из тумана появляется первый камикадзе, а за ним еще и еще - это нечто.


Музыка прекрасно дополняет игровой процесс - бодрый тяжелый металл заставляет эндокринные железы вырабатывать адреналин стаканами. А крик «WAAAAR!!!», иногда проскакивающий между рифами, способен превратить в маньяка-убийцу даже убежденного пацифиста. Первая часть похождений Сэма славилась своим саундтреком - и музыка в третьей лишь немного отстает от этого образца. Голос главного героя тоже что надо - Сэма озвучивает все тот же актер, и это ему удается прекрасно. Этот веселый бас просто незабываем.


Вердикт


До гордого звания шедевра «Крутому Сэму» под номером три не хватило всего ничего: чуток оригинальности, больше «пасхальных яиц» и чисто croteam"овского юмора, отсутствия подземного «недоужастика» с фонариком. Но игра все равно получилась стоящая, любителям боевиков ни в коем разе не следует проходить мимо.


Итоговая оценка: 7,5 баллов из 10!

Сэм Стоун по кличке «Серьезный» опять вернулся. И не куда-нибудь, а назад в будущее, конкретно — в начало XXI века. Заработав на выпуске HD-римейков игр десятилетней давности, Croteam наконец-то решилась создать нечто новое. Открещиваясь от параллелей с «мультяшной» Serious Sam 2 , студия выполнила поворот на 180 градусов: Serious Sam 3 — приквел к The First Encounter , описывающий события непосредственно перед отправкой «самого крутого перца на планете» в прошлое.

Сэм — герой галактики

«Что задумываться над сюжетом, если и без того ясно, чем все закончится?» — похоже, именно так рассуждал сценарист. Повествование не хватает звезд с неба, хотя и превосходит непроходимо тупую фабулу SS2 . Война с легионами агрессивно настроенных пришельцев из дальнего космоса в самом разгаре, люди умирают, но не сдаются, а Сэм яростно мечется по пирамидам и руинам египетских городов, зверски истребляя все живое на своем пути. Конечная цель бравого вояки — активировать пресловутый «Ключ к вечности», сирианскую машину времени, дабы предотвратить неизбежное поражение человеческой расы.

Разработчики пошли проторенной дорогой, ведь формула успеха известна и обкатана: огромные пространства, тайники, грубоватый юмор, ТОЛПЫ черт знает чего повсюду и полное отсутствие потуг на интеллектуальность. SS3 — своего рода возвращение к истокам, правда, окружающий мир заметно похорошел. Serious Engine версии 3.5 выдает очень приятную и натуралистичную картинку, не замутненную «блюром» и прочими вывертами, разве что текстуры кое-где мутноваты. Немудрено, если учесть размеры уровней.

Но изменения несколько более радикальны, чем выглядит поначалу. Всяческие ловушки и логические пазлы отправились под нож за ненадобностью. Обшарить близлежащие постройки в поисках ключа — большего от вас не потребуют. Сложность возросла настолько, что напоминает о недавней Hard Reset . Даже на «Normal» приходится осторожничать, драпать от вездесущих рогатых скелетов и лихорадочно посматривать на счетчик здоровья. В подземельях и гробницах SS3 и вовсе переодевается в «survival horror»: темнота, тусклый свет фонарика и неожиданно выскакивающие твари — ни дать ни взять Doom 3 . Забавно наблюдать такое в проекте с рекламным слоганом «Никаких укрытий, будь мужиком».

Видимо, чтобы доказать всем, что он «мужик», мистер Стоун цедит в час по фразе, но обычно изрекает что-то действительно смешное. Вдобавок он овладел жуткой техникой рукопашного боя, позволяющей нажатием «E» перенестись к противнику, стоящему в пяти метрах поодаль, и со смаком оторвать ему башку, заляпав экран ярко-алой краской. Тем же, кому посчастливилось родиться безголовым, добрый парень вырывает сердца, которые затем можно в кого-нибудь швырнуть. Как ни странно, особого дисбаланса эти шалости не вносят, в отличие от некоторых монстров.

Предельная «серьезность»

Бестиарий по-прежнему разнообразен. Орущие камикадзе, шагающие биомеханоиды, одноглазые гнаары, скорпионы с крупнокалиберными пулеметами, гигантские пауки, гарпии, сирианские солдаты с мини-ракетницами… Черные «мартышки», ползающие по колоннам, держатся вне поля зрения и мастерски уходят с линии огня. Попасть по уродцам до такой степени трудно, что проще объявить им бойкот. Вышеупомянутые рогатые скелеты с Клира — неубиваемая дрянь, с наскока снимающая половину жизни — истинный бич BFE . С появлением приличного оружия уничтожать их станет ощутимо легче, однако на первых порах костяные лошади здорово щекочут нервы.

Выход один — бежать. Бесконечный «спринт» — главное положительное новшество третьей части, сильно поменявшее механику. Например, теперь от камикадзе можно побегать, собрать их в кучу и грохнуть одним выстрелом. К сожалению, физика совсем не участвует в спектакле — на куски несчастных разрывает одинаково, руки-ноги летят по заданным траекториям. Особенно больно это ударило по разрушаемости: шаблонно разваливающиеся стены, и то в «специальных» местах — мягко говоря, нелепость.

Недоумение вызывает и арсенал, наполовину состоящий из бесполезных «стволов». Из-за дефицита боеприпасов надо использовать все, но для чего нужен дробовик, когда есть двустволка, заряженная той же самой картечью? Снайперская винтовка и энергоорудие занесены в разряд секретных (читай: пострелять разок, потом нечем будет). Ракетница — замечательная вещь, но плазменный арбалет значительно круче в любой ситуации. Автомат неплох, но регулярно мучает несвоевременной перезарядкой. Он и коллиматором оснащен, жаль, целиться нет никакого смысла — на точность не повлияет. Единственный плюс пистолета — неограниченный боезапас. Миниган и гаубица — чудесно, вот только патронов не сыщешь днем с огнем, а значит — строго против «боссов».

На которых у Croteam, похоже, не хватило фантазии. Большинство существ оказываются обычными врагами уже на следующем уровне. Остальные же… В одиночку валить боевой космический корабль — это «по-сэмовски». Дважды? Что-то не то… В одной из миссий главного гада заменяет аттракцион из Left 4 Dead 2 — надо заправить автомобиль, отбиваясь от возрождающихся неподалеку орд. На славу удался лишь финальный «злодей», поединок с ним заставит поломать голову.

Хотя, если что-то не выходит, всегда можно позвать друзей. Совместное прохождение на 16 человек — копия предыдущих частей: весело и опять чересчур просто. Охотников играть с тремя «жизнями» на команду отыскать нелегко. Публика традиционно предпочитает палить в свое удовольствие, не беспокоясь о здоровье. Режим «Выживание» бросит вызов ветеранам, а пуще всего Croteam позаботилась о любителях соревновательного мультиплеера.

Помимо классических дефматча и захвата флага, на выбор предлагают прямо-таки ворох сетевых развлечений. «Последний герой» — тот же бой насмерть, только без воскрешений. В «Носильщиках» побеждает игрок, который дольше остальных сохранял драгоценный груз при себе. «Охота на зверя» — отчаянная погоня за очками на картах «сингла», а в «Мгновенной смерти» фатально любое попадание. Впрочем, я мог бы обойтись и без подробностей — все равно большинству милей «кооператив» в сочетании с бессмертием.

* * *

Serious Sam 3 пестрит недочетами, зато летающих окороков тут — на целый мясокомбинат. Хорошо, но могло быть намного лучше…

Вышедший 10 лет назад Serious Sam: The First Encounter уже тогда в плане геймплея выглядел выходцем из прошлого – бездумная пальба по бесконечным волнам монстров даже в далеком 2001 г. считалась вышедшей из моды, во главу угла ставился сюжет и проч. Что, впрочем, не помешало ему завоевать изрядную популярность, а заодно – позволить разработчику закончить вторую половину проекта, The Second Encounter.

Serious Sam 3: BFE

Жанр first person shooter

Разработчик Croteam

Издатель «1C-СофтКлаб»

Оценка

Классический стиль и геймплей; современная графика

Чрезмерно затянутое начало, из-за чего игра может надоесть раньше, чем успеет собственно начаться

Возвращение у Сэма получилось удачнее, чем у Дюка

Полноценный сиквел – Serious Sam II, увидел свет в 2005 г., однако повторить успех оригинала ему не удалось. Любители «олдскула», ценившие Serious Sam не только за максимально простой геймплей, но и за своеобразный шарм главного героя, оказались, мягко говоря, разочарованы сменой стиля, превратившей игру в мультяшную самопародию, причем далеко не лучшего качества.

После этого Croteam взяла длительную паузу (попутно создав новый движок и обновленные версии первых двух «энкаунтеров») и наконец выпустила Serious Sam 3: BFE, являющийся приквелом к самой первой части. Кстати, приставка BFE в названии многими игроками расшифровывается как Before First Encounter – официальной же трактовки на данный момент нет, и вполне вероятно, что непонятная аббревиатура является просто очередной шуткой разработчиков.

Сюжет здесь, разумеется, нужен только для галочки, поэтому и изложить его получается буквально в паре слов: вторжение с инопланетянами в самом разгаре, Сэм пытается прорваться в Каир, вертолет сбивают… дальше неважно. Конечно, нам время от времени демонстрируют в коротеньких видеовставках, что вокруг все плохо, а будет еще хуже, но во внятный сюжет они складываться решительно отказываются – в конце концов, не ради него играют в Serious Sam.

Идейно цикл вернулся к своим истокам – SS3:BFE гораздо больше похож на The First Encounter, чем на Serious Sam II. Виной тому и смена декораций (действие опять происходит в Египте), и кардинальный пересмотр концепции главного героя. Из несмешного клоуна он опять превратился в Серьезного Спасителя Человечества – каменная физиономия, редкие циничные комментарии и деловитое перемалывание в фарш инопланетных захватчиков.

В плане игрового процесса Serious Sam 3 выглядит на удивление несколько странно. Похоже, разработчик отдавал себе отчет в том, что геймплей двадцатилетней выдержки – штука специфическая, и решил, что его надо хоть как-то, но причесать под современные реалии. В итоге первые уровни не имеют практически ничего общего с оригинальным Serious Sam – оружия в обрез, монстров тоже, и геймеру не остается ничего другого, как гулять улицами Каира и разглядывать окружающую его обстановку. Если захотеть, здесь можно увидеть легкую иронию над современными милитари-шутерами – начало третьего «Сэма» отдаленно напоминает какой-нибудь Modern Warfare, из которого убрали всю кинематографичность, а взамен нее втиснули монстров из DOOM. «Серьезному» Сэму Стоуну в окружающих его псевдореалистичных декорациях явно неуютно, однако через пару-тройку часов он наконец выбирается на оперативный простор – на смену каирским улочкам приходят пески, пирамиды и прочие сфинксы, где он чувствует себя как дома. К счастью, примерно в это же время монстры начинают подходить не по одному-два, а партиями по паре десятков, а затем и сотен, и после середины игры пальцы уже сами вспоминают канонический геймплей – ни секунды не стоять на одном месте, постоянно переключаться с одного оружия на другое, и затылком чувствовать, какую очередную пакость игра подготовила за вашей спиной. Сложность нарастает лавинообразно, и в одиночном режиме последние уровни будут вспоминаться как кошмарный сон. Нечастые аптечки цинично добавляют по одному проценту здоровья, боеприпасы к любимому оружию заканчиваются моментально, а монстры прут так, будто на вашей стороне сражается как минимум батальон морской пехоты США.


Serious Sam 3 при этом не самый короткий, как по нынешним меркам – чтобы увидеть «тот самый геймплей», придется 3-4 часа играть, образно говоря, в упрощенного «Сэма», поэтому когда наконец добираешься до уровней с 1000+ монстров, игра уже начинает банально надоедать. Как это ни парадоксально звучит, идея сделать полноценный шутер в случае с «Сэмом» является не самой удачной – если бы SS3:BFE был в два раза короче (главным образом за счет урезания чрезмерно затянутого начала) и во столько же раз дешевле, он был бы принят гораздо благосклоннее. В конце концов, в The First Encounter была хорошо если треть от полной игры, задуманной изначально – и это в свое время пошло ему только на пользу, ведь он проходился буквально на одном дыхании. В случае же с Serious Sam 3 одного дыхания будет явно недостаточно.

Сэма ждали. Играли в демку, смотрели скрины, вытягивали из Сети описания девайсов и очередные обещания разработчиков вот-вот выпустить, обалдевали от системных требований. Какой он, наш Сэм? Сразу вспоминается фраза одного полковника…

Тупой и решительный

Системные требования

Pentium II 350

64 Мб

Рекомендуемые требования

Pentium III 600

128 Мб

И во всей этой мясорубке есть один геройский чувачок с прославленным именем — Сэм "Порву-всех-нафиг" Стоун, по кличке Serious. Серьезный, конкретный такой пацан с короткой стрижкой в темных очках а-ля Терминатор, в грязной майке а-ля Брюс Уиллис, постоянно отпускающий шуточки а-ля Дюк Нюкем, словарный запас а-ля сантехник Василий, валит гадов одним мизинцем, имеет кучу заслуг перед межгалактическим отечеством, мульон раз ранен, но ни разу не убит, и т.д. и т.п. В общем, как вы уже догадались, он — это мы. Вернее, мы — это он.

Вот только незадача: сколько Сэм не геройствует, остановить хулиганящих и оттягивающихся в полный рост пришельцев никак не получается. Понятное дело, он-то — один на всех, а монстров — полно, да еще и плодятся, как кролики… Так или иначе, вслед за Альфой Центавра мы позорно слили и Солнечную Систему. Еще чуть-чуть, и "андеды" захватят Землю. Последний шанс хьюманоидов — использовать по назначению найденный при раскопках девайс, "Time-Lock", который может отправить отдельно взятого солдатика в прошлое, дабы он там кое-чего кое-кому кое-куда вкрутил вовеки веков аминь. Ясен пень, вопрос, кого посылать, не возникает — дядю Сэма, конечно же. Причем, как есть — в джинсах, в майке, в очках, с бодуна, и без оружия. Парнишка он у нас толковый, на месте разберется.

Восток — дело… тупое и решительное

Свалившись задницей на крышу какого-то не то храма, не то усыпальницы, потирая поясницу, осматриваемся — куда это начальство нас услало… Девайс, похоже, сработал верно. Пирамиды повсюду, сфинксы всяческие, храмы Рамзесов, Осирисов и прочих деятелей египетской мифологии, на стенах намалеваны те самые перцы с вывернутыми ногами… И нарисовано все это так, что дух захватывает еще на вступительном видео-ролике, который, по всем понятиям игровой моды, слеплен на движке. Красотища!!!

Навернули от души. Сначала я, было, по незнанию, проперся от местной воды, — нырял и любовался, как на дне бассейна играют и переливаются отблески света, идущего с поверхности. Как выяснилось позже, вода — отстой по сравнению с тем, что будет дальше. Мрачные подземелья, где из тумана выпрыгивают всякие кони (впрочем, тут же за свою наглость получающие в бубен из двустволки), здоровенные открытые пространства, где в красивейшем ночном небе истерично орут птицы, переливающиеся телепортеры, сквозь которые видно "по ту сторону"… А чего стоит огромный "жидкий" зеркальный сгусток, висящий в небе на тестовом уровне! Справедливости ради стоит отметить, что игра подтормаживает. При задранных настройках мой P3-800 заикался круче героя Болтнева из "Противостояния". Хотя, стоило выключить у звукового движка EAX и "упасть" до 16-битного цвета, и все стало вполне играбельным.

Враги нарисованы отлично. Главное, с фантазией, пусть видов и не много. Тут и летающие котлеты с глазами, и козлобуйволы, норовящие снести нас с разбегу, есть даже летающие голые грудастые девки, рогатые боссы а-ля Дьябло и гигантские скорпионы с шестиствольными пулеметами… Одного такого, краснорожего, с тусовкой четвероногих скелетонов, я валил часа три — умираю, и все тут. Твари. Пока мегахелс за углом не нашел, ничего не выходило. А больше всего порадовали "камикадзе": бежит навстречу такой мужик, — полуголый, башки нет, в каждой руке по бомбе, и истошно орет "А-а-а!" (действительно ОРЕТ). Как верно подметил Сэм, разнося череп очередной камикадзнутой твари — "A-a-a yourself!!!". Кстати, прекрасно видно, как из монстров летит кровища (а еще кишки и иногда даже глаза).

Порой местное население в буквальном смысле ездит друг на друге. Например, тот самый камикадзе верхом на буйволе. Или вообще забывает о нас и затевает внутреннюю разборку: один раз наблюдал, как мехоподобная тварь выясняла отношения с каким-то зеленым шестируким ублюдком, ненароком задевшим ее своим снарядом.

В количественном плане монстров, кстати, много. Очень. Иногда даже патронов не хватает: пару боссов добивал, смешно сказать, ножичком. Причем, гады, берут не только количеством: умишком их AI тоже не совсем обделен. Хотя интеллект тоже — тупой и решительный. Убегать не убегают, но сообща навалиться всем скопом умеют так, что мало не покажется. В общем, играть сложно даже на "Normal". Но жутко интересно, хоть и непонятно почему… Это, кстати, первая игра, в сингл-плеере которой мне сильно пригодились навыки спортивно-квакерского прошлого: прыгать, стрелять и уворачиваться придется много. Башкой вертеть надо постоянно, иначе — смерть. Тем более в тумане или на открытых пространствах. Так что трактористы игрой могут даже не обзаводиться. Отдельный поклон звуковому движку: по воспроизводимому им стерео-образу можно отлично ориентироваться.

Звук тут, между прочим, вообще отличный. После пары минут игры в наушниках я их от греха подальше снял, а то на первых уровнях так и до инфаркта недалеко. Бреду, понимаешь, по темным коридорам, по полу дымка стелется, вдали факел на стене мерцает. "Что-то тут подозрительно тихо", — говорит мне бортовой компьютер (а он, надо сказать, вмонтирован Сэму прямо в котелок). И тут — БАЦ! — выпрыгивает на меня что-то зеленое, уродливое и здоровенное (и, самое обидное, нагло снимает 30 пунктов здоровья). Я чуть со стула не упал. А если включить поддержку EAX, станет еще круче, но — ресурсы, опять же... Короче, играть следует в темной комнате и в наушниках. Или на хороших акустических системах, желательно с сабвуфером. В любом случае, только не через мультимедийный ширпотреб! Особой прелести добавляет саундтрек… В общем, снимаю шляпу перед саундмейкерами из Croteam.

The way it is — тупо и решительно

Геймплей сингла прост до безобразия: валим несчетные орды разнообразных подонков. Треск чейнгана, разлетающиеся во всех стороны куски порванных несчастных тварей, крики, взрывы — shot"em"all во всей красе. Кое-где для приличия попросят нажать пару кнопочек, найти пару волшебных амулетов или ключей, дабы открыть очередную дверь. Единственное более-менее склоняющее к мозговой деятельности место в игре — это мочилово финального монстра, завалить которого обычным оружием совершенно нереально. Да и то, бортовой комп настолько прозрачно все объяснит, что поймет даже прапор.

Девайсов в нашем распоряжении немного, но все они на редкость грамотные. Баланс выдержан ювелирно — в игре нет лучшего оружия, каждое хорошо по-своему. Набор классический — револьвер, шотган, двустволка, автомат, пулемет (чейнган), рокетлончер и гранатомет. Переключаются быстро, ведут себя тоже как доктор прописал: двустволка рулит на ближних расстояниях, чейн на любых, никаких альтернативных режимов. В общем, воспитанные годами игры в Quak "и приоритеты. Плюс имеются не такие повседневные "laser gun" — аналог гипера из Q2 или плазмагана из Q3 , и шайтан-бабахалка "canon". Последнее — вещь! Пушка. Самый настоящий "кэнон", в натуре. Стреляет ядрами, размером с дом. Damage — обалдеть. Гигантского лава-голема величиной с гору (и такой в игре будет) сносит на третий выстрел. Понятно, что шарашить пушкой по рыбкам в древнеегипетской канализации непрактично. Впрочем, так же, как и кидаться с ножичком на шагающего меха.

В мультиплеере все просто: совместный геноцид местных обитателей и два deathmatch"а (счет по очкам и по фрагам). Никаких ботов или командных режимов, хотя, судя по наличию в меню пункта "mods", сделают. Зато есть "сплит-скрин" (!) и знакомая консоль. Модели маловаты, уровни разнообразием не блещут… В общем, ничего такого, что могло бы покорить сердца онлайновых перцев наравне с Q2 , UT или HL/CS .

Лично мне не приглянулись лишь несколько вещей. Во-первых, отсутствие рокет-джампов. Во-вторых, ужасное поведение мышки. Несмотря на сразу же выключенные фишки вроде mouse-smoothness и acceleration, она как-то странно "плавает": мышь — отдельно, прицел — отдельно. Хотя приноровиться можно. В-третьих, игра очень короткая, от начала и до конца проходится за пару-тройку дней. Что ни говори, а надпись "…to be continued" обнадеживает мало.

Короче

Doom /KISS -образный тупой и решительный геймплей без всяких псевдоинтеллектуальных потуг, сдобренный отличной графикой и звуком. Если вы соскучились по безмозглому мясу, если вы с шутерами "на ты" и если у вас есть третий пень (или второй GeForce) — must have.


Здравствуйте пользователи КрутоГеймера ! Сегодня на ваше обозрение я выкладываю свой следующий обзор на одну игру, которую без сомнения можно считать культовой, а ее первую часть шедевром. Сегодня мы разберем Serious Sam 3: BFE , в русской локализации просто Серьезный Сэм 3.

Не стальные яйца


Стоит начать с того, что игра меня разочаровала. Довольно неожиданно, так как после выхода просто шикарной второй части, средняя оценка которой составляет от 8.5 до 10 по версии самых уважаемых гейм-журналов, я ожидал гораздо большего. Впервые о создании третьей части было упомянуто в 2007 году. Но тогда толком ничего не было известно, никто даже не знал, каковой будет игра. Но вот 2009, на нас полилась свеженькая инфа. В том же году стало ясно, что теперь игра будет несколько более брутальной и даже откажется от "мультяшности", которая присутствовала во второй части. И вот уже в ноябре предыдущего года на прилавках магазинов появилась заветная коробочка. А что в ней оказалось? Читайте дальше.

Начинается игра довольно пафосно, что не удивительно, ведь это Сэм, но при этом довольно банально. Стоило бы напомнить, что действие игры разворачивается в том же Египте, где и начиналась первая, и к которой третий Сэм является приквелом. Одного взгляда на Сэма было достаточно, что бы сказать, что он не сильно изменился. Заветная белая футболка в обтяжку, коричневый ремень, джинсы и модные оранжевые очки. Вот только в весе он стал больше, килограмм этак тридцать подкачал однозначно. Причем, судя по многочисленным, но довольно тупым кат - сценам, эти трицепсы-четырипсы заметно мешают ему естественно двигаться. Анимация главного героя очень хромает. Движется он очень скованно, как будто ему, что-то мешает двигаться свободно. Вроде бы мелочь, но глядя на современные игры, смотрится это дело не очень. Дизайн тоже подкачал. Движок обновился и теперь выдает довольно красивую картинку, хоть и далекую от идеала. Видно, что авторы попытались привнести нечто новое в архитектуру игры. Создали узкие улочки, в которых изначально можно заблудиться. Связанно это с их однообразием. Разрушенные здания, кривой ландшафт, картинка в "песочном" и блеклом стиле, которая если пестрит, то только кровавыми ошметками врагов, да изредка зеленой листвой. Порою нас посылают в темные помещения, где заблудиться и бродить по несколько десятков минут как нечего делать. Еще бывают старомодные задания. Например: найди 10 канистр с бензином или же активируй четыре плиты. При этом карты в эти моменты довольно здоровые, а сами предметы раскиданы по самым дальним углам. Вот и приходится бегать по полчаса по карте, что довольно раздражает.

Bloood, more bloood


Теперь давайте поговорим о самом игровом процессе. Он практически не изменился. Многочисленные орды мутантов, которые практически не изменились, ну только, если в полигонах, да красках прибавили, возникают из не откуда и с диким ревом несутся на главного героя. Игра, по сути, shot-slasher, поэтому никаких интеллектуально-логических трудностей по ходу ее прохождения практически не возникает. Иди себе, да только и успевай, что стрелять по противникам, поджаривая их сотнями. Арсенал остался точно таким же, а культовая однотонная пушка стала еще краше. Сама игра осталась верна идеалам заложенными первыми частями. Это все такой же олдскульный экшн, где нет эпических сцен, слоу-моушина и сопливых сцен. Сэм все также отшучивается по поводу ново явившихся противников и выдает пару пафосных словечек при подборе нового оружия. Диалогов в игре не много, а шуток, если сравнивать со второй частью, поубавилось раза в два. Если же начать разбирать противников - тут и начинать то нечего. Аи, как и следовало ожидать от такой игры, очень слабоват. Никто нигде не прячется, все тупо несутся на тебя. Но это, в конце концов, не Крайзис. Но если с АИ противником еще как то можно смириться, то вот с балансом - ну, никак. К примеру: если вы решили проходить игру на нормальном или же выше уровне сложности, то приготовьтесь к настоящему хардкору. Вы можете минут десять стоять под обстрелом обычных безголовых, но не дай бог вам встретится "скелетон", способный убить вас с трех-четырех ударов, учитывая, что у вас будет полное здоровье, так еще и кевлар в придачу.

Статьи по теме: