Речевая карта для детей с дизартрией. Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста. Исследование экспрессивной речи
Людмила Утянова
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
РЕЧЕВАЯ КАРТА
обследование ребёнка старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя___
Дата рождения___
Домашний адрес___
Домашний телефон ___
Откуда поступил___
Сведения о родителях :
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов ) ___
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___
Национальный язык ___ Двуязычие___
Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___
Заключение ПМПК___
Дата заполнения речевой карты___
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ___
Перенесенные заболевания :
До года___ После года___
Ушибы, травмы головы___
Судороги при высокой температуре___
Раннее развитие
Голову держит с (в норме : с 1,5 мес.)___ __Сидит с (в норме : с 6 мес.) ___
Ползает с (в норме : с 6 -7 мес.)___Стоит с (в норме : с 10 - 11 мес.) ___
Ходит с (в норме : с 11 - 12 мес.) ___Узнает близких с (в норме : с 2,5 - 3 мес.) ___
Первые зубы появились в (в норме : 6 - 8 мес.) ___
Количество зубов к году (в норме : 8 зубов) ___
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты )
Невролог___
Речевой анамнез
Гуление в (в норме : с 2-х мес.)___ Лепет в (в норме : с 4-6 мес.) ___ ___
Первые слова (в норме : около года)___
Первые фразы (в норме : от 1,5 до 2-х лет)___
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___
Отношение членов семьи к речевому дефекту___
Занимались ли с логопедом ___
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия.
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___
Определение направления звука___
Восприятие и воспроизведение ритма___
2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)___
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы : круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___
Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ___ ___
Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) ___
Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» , гипертрофия корня языка)___
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений - заполняется после проведения тестовых упражнений).
Выполнение упражнений :
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии - заполняется после тестовых упражнений).
Кинестетическая основа движений :
Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___
Кинетическая основа движений :
Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ___
Навыки работы с карандашом :
Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___
Манипуляции с предметами :
Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок - заполняется после проведения тестовых упражнений)
Выполнение упражнений :
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) ___
Движения нижней челюсти :
Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
Движения губ :
Растянуть губы в «улыбку» , вытянуть губы вперед «трубочкой» , чередовать выполнение указанных упражнений___
Движения языка :
«лопатка» , «иголочка» , «лопатка-иголочка» , «качели» , «часики» ___
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) ___
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию : игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)___
Понимание действий (показать по предложенным картинкам : птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам : круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)
2. Понимание различных форм словоизменения.
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам : глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных :
носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам : птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)
Дифференциация глаголов с различными приставками
(показать по предложенным картинкам : птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___
3. Понимание отдельных предложений и связной речи.
Понимание предложений (по предложенным картинкам )
Понимание текста, сказка «Колобок» ___
4. Состояние фонематического восприятия.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :
мышка - мишка ___ почка - бочка ___
катушка - кадушка ___ корка - горка___
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :
речка - редька ___ коза - коса ___ лук – люк___ ___ рейка - лейка ___
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи :
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
Мебель : ___
Овощи : ___
Фрукты :___
Птицы : ___
Назвать части тела и части предметов (по картинкам )
Нос ___ рукав___
рот___ воротник___
шея___ пуговица___
живот___ кабина машины___
грудь___ руль___
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке .
Стул, стол, шкаф___
Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___
Ответить на вопросы :
Как передвигаются птицы? (летают) ___
Как передвигаются рыбы? (плавают) ___
Как передвигается змея? (ползает) ___
Как передвигается лягушка? (прыгает) ___
Как передвигается человек? (ходит) ___
Кошка мяукает. А собака что делает (лает) ___
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
Назвать предъявленные цвета.
Красный ___ ___ Голубой
Оранжевый ___ ___ Синий ___
Желтый ___ ___ Белый ___ ___
Зеленый ___ Чёрный ___
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки ) .
Солнце какое? (круглое) ___
Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___
Огурец какой? (овальный) ___
2. Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) .
Рот - рты___ Лев - львы ___
Река - реки___ Ухо - уши ___
Кольцо - кольца___
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам )
Шаров ___ Берёз ___
Ключей ___ Окон ___
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам ) .
Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам ) .
Где сидит снегирь? (на дереве) ___
Где стоит машина? (в гараже) ___
У кого кукла? (у девочки) ___
Где едет машина? (по дороге) ___
Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам ) .
Забор - заборчик ___ Носок - носочек ___ Лента - ленточка ___ Окно - окошечко ___
Образование названий детенышей животных.
У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
4. Исследование фонетической стороны речи.
Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .
Самолет ___Микстура ___
Скворец Парашютист ___
Фотограф Погремушка ___
Сестренка развешивает простыни. ___
В универсаме продают продукты. _
Парашютисты готовятся к прыжку. ___
Состояние звукопроизношения
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___
произношение и различение звуков : произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С) .
с с" з з" ц ш ж ч щ л л" р р" н н" м м" j
Изолирован
т т" д д" к к" г г" х х" в в" ф ф" п п’
Изолирован
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___
Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___
Продолжительность речевого выдоха ___
6. Особенности динамической стороны речи.
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___
Ритм (нормальный, дисритмия) ___
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке ) ___
Употребление основных видов интонации ___
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Повторение слогов с оппозиционными звуками.
ба-па-ба па-ба-па ___
да-та-да ___ та-да-та ___
га-ка-га ка-га-ка ___
за-са-за са-за-са ___ _
та-тя-та ___ тя-та-тя ___
Выделение начального ударного звука из слов.
Астра арка_ ___
Осень ___ озеро __
Улей ___ уши___
Иглы искры ___
Логопедическое заключение
Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___
Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет
Ф.И. ребенка_____________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________
1. Поведение и эмоциональная сфера.
Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм
Характер игровой деятельности :
(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)
2 . Обследование неречевых психических функций.
Слуховое восприятие : (контрастное звучание 2-х игрушек)
Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___
Зрительное восприятие : величина (большой - маленький)
Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___
Цвета (покажи)
Красный ___ Синий ___
Зеленый ___ Желтый ___
Геометрические формы (покажи)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разрезные картинки из 2-х частей по образцу
Юла___ Платье___ Чашка___
2. Исследование пассивного словаря.
По словесной инструкции логопеда:
Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
Понимание обобщающих слов
Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.
Понимание действий.
Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.
Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.
3. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)
Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.
Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.
Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.
4. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)
Назови существительные
Что делает?
Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)
Действия, сходные по ситуации. Инструкции ----- ---- ---(~)
Вышивает, вяжет, шьет
Прилагательные
По картинкам назвать
Назови : большой - маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый - грустный.
5. Исследование грамматического строя
экспрессивной речи (активной)
Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)
Обследуется при наличии фразовой речи.
Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.
Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза
Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.
Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.
Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.
Это хвост кого ? – лисы; это сумка кого ? – мамы; это машина кого ? – мальчика
Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов - шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)
Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.
6. Исследование фонетической стороны речи
Определение симптоматики и механизмов нарушений.
Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:
кукла плачет – а-а-а…,
ребенок плачет – уа-уа-уа…,
поезд гудит – у-у-у…,
ослик кричит – иа-иа-иа…,
мышка пищит – и-и-и…,
кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…
Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.
8. Состояние звукопроизношения
Гласные___________________________________________
Согласные_________________________________________
б, п, м_____________________________________
в, ф______________________________________
д, т, м_____________________________________
г, х, к_____________________________________
й________________________________________
Свистящие__________________________________________
Шипящие__________________________________________
Аффрикаты________________________________________
л,р______________________________________
р,р______________________________________
9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
Челюсти.
Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
10. Состояние речевоймоторики
Состояние мимической мускулатуры:
Поднять брови вверх (удивиться).
Нахмурить брови (рассердиться).
Прищурить глаза.
Надуть щеки (толстячок).
Втянуть (худышка).
Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.
Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
Губы –улыбка –трубочка.
Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Заключение___________________________________________________________________
лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого , с учётом данных его развития – как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста .
Логопедическое обследование включает следующие пункты :
1. Имя, фамилия, возраст, национальность.
2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.
3. Данные раннего развития : а) общего (кратко) ; б) речевого (подробно, по периодам) .
4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.
6. Зрение.
7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения .
8. Интеллект.
9. Строение органов артикуляции, подвижность их.
10. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.
11. Заключение.
Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может , опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.
Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений . Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей », но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение ? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта , которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.
Речевая карта
1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___
Заключение специалистов
Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___
Первичный речевой анамнез
Решение медико-педагогической комиссии
Логопедическое обследование
Анотомическое строение артикуляционного аппарата : 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___
Фонетический слух
Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк
Фонематическое восприятие
1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па
2. Различение гласного среди других гласных «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…
3. Различение согласного среди других согласных : «Подними руку, когда услышишь звук «Т» . 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5 . Выделение и различение звука среди слогов___
6. Выделить первый ударный гласный звук : Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук : Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…
Структура слова и предложения
Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.
Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук
Обобщение
Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___
Узнай по описанию
Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___
Понимание глаголов (м. и ж. рода)
Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.
Слова-антонимы
Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-
Слова-синонимы
Весёлый- Большой- Красивый-
Грамматический строй
Кого ловит кошка?___
Чем рубят дрова?___
Названия действий людей и животных
Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___
Преобразование единственное во множественное число
Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень
Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа
Н-Р : у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к : А у меня?___ Образование сложных слов
Листьяпадают___Самкатит___Снегпадает___Самварит___Самходит___Самлетает___
Пересказ
Употребление предлогов
Образование уменьшительно-ласкательных форм
Кукла заяц мяч дом окно кольцо
Согласование существительных с числительными
Образование прилагательных от существительных
Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега
Составление простого предложения по картинке
Составление рассказа по серии картинок
Особенности мышления
1. Составить целое изчастей___
2. Исключение___
3. Пространственно-временные понятия :
Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года
4. Цвет :
5. Форма :
6. Счётные операции : Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?
Уточнение речевого диагноза
В течение учебного года
Учитель-логопед ___
(для детей с ОНР занимающихся в условиях логопункта на два года обучения,
выделенный шрифт - второй год обучения)
1. Фамилия, имя. Возраст
2. Домашний адрес.
_________________________________________________________________________________
3. Дата зачисления.
4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Анамнез. Речевое развитие ребенка (особенности речевого развития).
Гуление _________________________________________________________________________
Лепет __________________________________________________________________________
Первые слова ____________________________________________________________________
Фразовая речь ___________________________________________________________________
6. Слух.
8. Интеллект.
9. Общее звучание речи.
10. Обследование артикуляционного аппарата.
Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия).
Строение неба (норм., высокое, низкое, ___________________________________________)
Состояние подъязычной уздечки (норм., короткая, длинная,
приращен.,_____________________________________________________________________)
Губы(норм., толстые, узкие, малоподвижные, _______________________________________)
Подвижность языка (подвиж., малоподвиж., ________________________________________)
11. Состояние общей моторики.
Координированность движений - ___________________________________________________
Мелкая моторика - ______________________________________________________________
Предпочитает работать правой / левой рукой.
12. Звукопроизношение.
С____________Сь____________З____________Зь__________Ц__________
Ш____________Ж____________Щ____________Ч___________
Л_____________Ль____________Р____________Рь___________
К_____________Г_____________Х____________Йот____________
Т_____________Д_____________Н____________ ______________
______________ ______________ _____________ ______________
13. Фонематический слух.
14. Произношение слов сложного слогового состава
Повторить: Аптекарь приготовил лекарство.
Экскурсовод проводит экскурсию.
15. Анализ звукового состава слова.
а) выделение первого звука в слове.
б) выделение последнего звука в слове.
в) определение последовательности звуков в слове.
б) уровень обобщений:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки
блюдце, сковорода, ложка, тарелка
помидор, репа, морковь, капуста
яблоко, персик, груша, лимон
корова, собака, волк, еж
воробей, утка, голубь, индюк
автобус, электричка, троллейбус, самолет
деревья, кустарники, цветы, трава
хлеб, колбаса, сыр, печенье
пчела, муха, муравей, жук
Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лиса (какая?)-
платье (какое?)-
б) подбор антонимов:
Глагольный словарь:
а) что делают?
б) образование уменьшительно - ласкательной формы:
в) согласование прилагательных с существительными:
г) образование прилагательных от существительных:
д) образование притяжательных прилагательных:
е) согласование существительных с числительными:
(один стол, два стола, пять столов)
ж) употребление предлогов:
В | НА | ПОД | НАД | С |
ИЗ | ЧЕРЕЗ | ИЗ-ПОД | ИЗ-ЗА |
18. Связная речь. Пересказ. «Купание медвежат»
Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и морковка».
19. Чтение:
Буквы - знает, не знает.
Читает - по буквам, по слогам, словами.
_________________________________________________________________________________
20. Логопедическое заключение:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Уважаемые логопеды, Вы можете скопировать страницу в Microsoft Office Word и поправить поля страницы!
Речевая карта
(образец)
1. Фамилия, имя
2. Возраст
АНАМНЕЗ.
1. От какой беременности ребенок
2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)
3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)
4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)
5. Когда закричал
6. Асфиксия (белая, синяя)
7. Резус-фактор (совместимость)
8. Вес при рождении
9. Вскармливание:
а) когда принесли кормить
б) как взял грудь
в) как сосал
г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания
10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему
РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
1. Голову держит с /1,5 мес/
2. Сидит с / 6 мес/
3. Стоит с /10 мес/
4.Ходит с /11-12 мес/
5. Первые зубы/6-8 мес/
6. Перенесенные заболевания:
До года…
После года….
Инфекции…
Ушибы, травмы головы…
Судороги при высокой температуре….
7. речевой анамнез:
Гуление……../2 мес./
Лепет…../6 мес./
Первые слова…./к 12 мес./
Первые фразы…./к 1,5-2 года/
Прерывалось ли речевое развитие…..
Речевая среда………
Занимался ли с логопедом ребенок раньше……
Отношение к своей речи…..
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…
2. Состояние слухового внимания:
*покажи, какая игрушка звучала
*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)
3. Зрительное восприятие
* основные цвета (количество)
* оттеночные цвета
* подбор картинок к цветовому фону…
4. Ориентация в пространстве:
а) в собственном теле – правая, левая сторона
б) в пространстве – правая левая сторона
в) вверху, внизу, спереди, сзади
5. Ориентация во времени:
*Утро, день вечер, ночь
*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра
*Сначала, потом, сейчас
6. Различение геометрических форм:
а) в активе
б) в пассиве
7. Счет: прямой
обратный
счетные операции
8. Логическое мышление
а) выделение 4-го лишнего :
кошка, собака, утка, мышка
кошка, волк, собака, корова.
б) классификация предметов : назови одним словом:
Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.
Сапоги, туфли, тапочки, валенки.
Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.
Шкаф, стол, кресло, тумбочка.
Синица, ворона, утка, воробей.
Автобус, электричка, трамвай, самолет.
9. Общая моторика:
Ловкий, неуклюжий…
Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
1. Губы:
Тонкие, толстые, короткие, расщелина.
Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).
2. Зубы:
Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.
3. Твердое нёбо:
Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
4. Мягкое нёбо:
Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
Прикус:
Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.
6. Язык:
а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.
б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…
в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…
г) удержание позы, симметричность.
д) наличие синкинезий.
е) тремор.
ж) саливация.
7. Состояние мимической мускулатуры:
* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)
* равномерно поднять брови
* нахмурить брови
* сглаженность носогубных складок.
8. Общее звучание речи:
* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)
* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)
* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)
*дикция (нечеткая, смазанная…)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1. Разговорно-описательная беседа:
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Есть ли брат, сестра?
Кто старше, младше?
Кем работает мама, папа?
Есть ли у тебя друзья?
2. Составление рассказа по картинке: ….
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…
4. Пересказ…
5. Рассказ по представлению…
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,
1. Состояние словаря:
а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…
б) объяснение значений слов :
холодильник…
пылесос…
самолет…
в)название частей предметов :
Чайник
Донышко
Носик
Крышка
Ручка.
Часы
Циферблат
Цифры
Стрелки
Ремешок
Стул
Сидение
Спинка
Ножки.
г) Глагольный словарь:
Что делает:
Повар
Учитель
Врач
Почтальон?
Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,
Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.
д) словарь признаков:
--подбор прилагательных к имени существительному :
Лимон (какой?)
Платье (какое?)
Лиса (какая?)
-- подбор антонимов :
широкий - …
прямой - …
сухой - …
высокий - …
длинный - …
больной - …
веселый - …
светлый - …
холодный - …
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Стол –
Дом –
Ковер –
Топор –
Гриб –
Книга –
Рука –
Тетрадь –
Кошка –
Ведро –
Гнездо –
Окно –
Облако –
Воробей –
Хлеб –
Перо –
Б) Образование глаголов префиксальным способом:
Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)
Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)
Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)
В) Образование прилагательных от существительных (относительных):
Скамейка из дерева (какая?)
Сумка из кожи
Ручка из пластмассы
Стакан из стекла
Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров
Гвоздь из железа
Г) Образование притяжательных прилагательных:
У зайца хвост заячий, а у волка?
Голова чья?
Дом чей?
Сумка чья?
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
1. Обследование понимания грамматических конструкций:
а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.
б) понимание числа :
покажи, где карандаш, а где карандаши;
дети рисуют карандашом или карандашами?
покажи, где машина, а где машины?
в) понимание рода :
Где Саша упал? Где Саша упала?
Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?
г) понимание падежа :
покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?
д) понимание предлогов :
на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.
2. Наличие аграмматизмов:
Словоизменение:
А) изменение имен существительных по падежам:
У меня есть карандаш.
У меня нет…
Я рисую …
У меня есть бабушка.
Дома нет …
Подарю цветок …
Пойду гулять с …
Вспоминаю о …
Б) предложно-падежные формы:
(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)
В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:
Стол – столы
Окно - …
Глаз - …
Дерево - …
Пень -…
Стул - …
Рот - …
Рукав - …
Воробей - …
Ухо - …
Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:
Одна корова – две … - пять …
Один дом – два … - пять …
Одно кресло – два … - пять …
Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:
Столы – столов – столами – о столах,
Окна - …
Стулья - …
Ведра - …
Рыбки - …
Куклы - …
Уши - …
Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:
Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.
Синяя машина - …
Синее платье - …
Красный флажок - …
Красное солнышко - …
Красная звезда - …
Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:
Синий шар – синие шары,(см. выше).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Гласные:
2. Звонкие и глухие согласные:
Б-П
В-Ф
Д-Т
К-Г
3. мягкие и твердые согласные:
Н-Нь
М-Мь
Т-Ть
К-Кь
Г-Гь
Х-Хь.
4. Свистящие:
ССь
ЗЗь
Ц
5. Шипящие:
ШЖ
ЩЧ
6. Сонорные:
ЛЛь
РРь
Й
7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:
С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.
Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.
Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.
Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:
Аоэ, уио, иэу.
Аэоу, уиоэ, уаэу.
2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.
Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.
Кот-кот-год, том-дом-том.
3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:
Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.
4. Выделение на слух последнего звука в слове:
Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:
1. Воспроизведение слоговой структуры слова:
Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.
2. Отраженное проговаривание:
Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.
3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)
Дети из снега слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Часовщик чинит часики.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Милиционер едет на мотоцикле.
Регулировщик регулирует движение.
Логопедическое заключение:______________________________________