Славянские игры для детей. Русские народные игры и забавы

Создавая игры, русский народ вкладывал в них глубокий смысл - это и учеба, и труд, и воспитание. Подвижные игры развивают ловкость, гибкость, силу, воспитывают богатырский дух, к тому же заставляют думать. Народные игры вызывают чувство единения, товарищества.

Взятие городка

Взятие городка - На пригорке люди строят укрепление из дрёвен и сучьев, зимой - из снега. Это будет городок. Все дамы от мала до велика становятся защитниками крепости и находятся внутри городка. Мужчины делятся на всадников и коней и начинают наступать. Задача мужчин разрушить крепость, проникнуть внуть и захватить знамя. Сложность в том, что всё это время нужно быть на коне, если же наездника сбрасывают или он падает сам, то он вылетает из игры. Задача девушек защитить знамя и не дать его захватить. Для защиты знамени женщины могут использовать палки обмотанные шкурами, получается некая дубина, набитые соломой мешки и снежки зимой. Игра продолжается пока атакующие не захватят знамя или же не откажутся от этой идеи. Вбольшинстве случаев игра затягивается, ведь всадник который захватил флаг удостаивается чести перецеловать всех дам в крепости.

Коняшки

Коняшки - игроки делятся на две команды - два войска. Внутри команды происходит деление на всадников и коней. Всадниками чаще всего бывают женщины. Задача игроков - вывести из равновесия другую пару. Выигрывает та команда в кторой всадники останутся в "седле".
Христиане, насмотревшись из-за кустов за подобными игрищами, насочиняли затем страшные сказки о «скачущих ведьмах», загоняющих людей до смерти.

Ящер

В этой игре в роли ящера выступает юноша - он владыка подземного мира. Вкоруг него участники становятся кружком. Ярещеру завязывают глаза и вокруг него начинают водить хоровод, припевая песню:

Сидит ящер,
Орехи лущит
Под ореховым кустом
Чок-чок, пятачок,
Сидит ящер - дурачок.

«Ящер» :
Жениться хочу!

Возьми себе девку
Девку молодую.

«Ящер»:

Кто она такая,
Как её зовут
И откуда привезут?

Хор:
Вот она!

«Ящер», пальцем показывает жертву, не снимая повязки. Если выбранный игрок оказывается юноша, то он занимает место «ящера». Если девушка, то «ящер» несёт «топить» её к ближайшей речке. Пока ящер несёт девушку к воде она может откупиться поцелуем или подождать пока ящер устанет. Всё зависит от желания девушки.

Моргалочки

Участники образуют двойной круг, то есть за каждым человеком стоит второй - его пара. Один участник остаётся без пары.
Цель игрока без пары переманить себе игока стоящего во внутреннем круге, незаметно подмигнув ему. Если же игрок стоящий во внешнем круше не заметит подмигивания то он выходит в центр, а его место занимает водила.

В Музее Русских Забав под открытым небом, созданном специально для возрождения русской народной игры, краеведами собраны игры, в которые вятские крестьяне играли век и более назад. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них:

Малечина-калечина

Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три...»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

Бабки

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Для игры берутся бабки - специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок. В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Сами игры бабки разделяются на бесчисленные виды. Вот пример одного из них. Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде начинать игру - бить и кому после, о том мечут жеребьи. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его биток; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянию своих битков.

Веревочка

Веревочка — старинная свадебная игра, увеселяет на сговорах людей женатых и семейных, на посиделках и молодечнике девушек, одних, без мужчин. Но это бывало прежде; ныне забавляются веревочкою без разбора все свадебные сговорщики. Сваха вносит в горницу веревочку, концы которой сват или дружка завязывают одним узлом. Игроки хватаются за эту веревку обеими руками, составляя из себя круг около ее. В средину круга становится сват или сваха для зачину. Обходя кругом всех, сваха — кому говорит красное словцо, кому поет присказку или завидит сказку, стараясь высказать в ней характеры сговорщиков. Ее словам, хотя иногда довольно обидным, отвечают похвалою, улыбкою и добрым молодечеством. Круговой — так называют свата, стоящего в средине игроков — среди россказней, замечает: кто смотрит по сторонам, и, подкараулив, тотчас бьет его по руке. Оплошный становится в круг, при всеобщем смехе, и заводит свои россказни. Иногда, вместо побасенок, игроки поют свадебные песни.

Репка

Забава по мотивам русской народной сказки «Репка». Все играющие встают друг за другом, обхватив предыдущего вокруг пояса. Первый игрок обхватывает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» начинает тянуть последнего играющего, стараясь оторвать его от остальных. Есть и другой вариант игры: Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

Забава «Вишенка»

Эта забава предназначена для молодых парней и девушек на выданье. Все становятся плечом к плечу в две шеренги друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки (или чуть ближе). Участники выставляют перед собой руки на уровне чуть выше пояса ладонями вверх или сцепляют руки в замок для более крепкого соединения. Получается коридор. Доброволец (вишенка), разбегается и рыбкой прыгает на руки в начале коридора. Задача прокидать вишенку до конца коридора. Вишенка должен вытянуть руки вперед и держать ноги вместе. Коридор должен немного присесть и одновременно с криком «Ээээ-х» подбрасывать вишенку вверх и вперед по коридору. Главное здесь побольше разбежаться и повыше да подальше полететь, а после этого руки товарищей добросят игрока до девушки, которую нужно поцеловать. После переката по волнам из рук на пару десятков метров поцелуй получается очень чувственным. Главное в игре - вовремя затормозить, а то пролетишь нужный адресат.

Горелки

Старинная русская забава. В Горелки играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. «Холостые парни и девицы устанавливаются парами в длинный ряд, а один из молодцев, которому по жребию достается гореть, становится впереди всех и произносит:

— «Горю, горю пень!»

— «Чего ты горишь?» - спрашивает девичий голос.

— «Красной девицы хочу».

— «Какой?»

— «Тебя, молодой!»

При этих словах одна пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтись друг с дружкою и схватиться руками; а который горел - тот бросается ловить себе подругу. Если ему удастся поймать девушку прежде, чем она сойдется со своей парою, то они становятся в ряд, а оставшийся одиноким заступает его место. Если же не удастся поймать, то он продолжает гоняться за другими парами, которые, после тех же вопросов и ответов, бегают по очереди». А.Н.Афанасьев

Ручеек

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная. Играющие встают друг за другом парами, обычно юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Кубарь

В Древней Руси игры с кубарем были одними из самых распространенных. Уже в X в. кубарь имел настолько совершенную форму, что она почти не менялась до наших дней. Простейшие кубари вытесывались топором и ножом из деревянного цилиндра путем стесывания его нижнего конца до формы конуса. Обязательной принадлежностью игр с кубарем является кнутик (веревочка на короткой палке) или просто веревочка, с помощью которых кубарь раскручивается до быстрого и устойчивого вращения. Кубарь запускается по-разному. Иногда его раскручивают между ладонями, а чаще накручивают на кубарь веревочку и с силой дергают за ее конец. Это придает кубарю вращательное движение, которое затем можно поддерживать, подхлестывая кубарь кнутиком или веревочкой. Кубарь при этом не падает, а только слегка подпрыгивает «как живой» и начинает вращаться еще быстрее, продвигаясь постепенно в определенном направлении. Умелые игроки соревнуются, гоняя кубарь по условленному направлению, часто извилистому, лавируя между различными преградами или преодолевая препятствие.

Чижик

Чижик — игра детская, веселит детей удачно и печалит нечаянными побоями. Старший из детей очерчивает на земле мелом или острой палочкой квадрат - «клетку», в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку - «чижик». Все по очереди подходят к «клетке» с другой длинной палкой и бьют по «чижику», который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют «чижика» на лету, стараясь загнать его в обратно в «клетку». Игра продолжается дотоле, пока явится кто-нибудь из игроков с разбитым лицом и с криком начинает доискиваться виноватого. Но так как побои скоро забываются детьми, то игра Чижик скоро возобновляется.

Заря

Игроки встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Петушки

Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, - словом, петушиться. Но настоящие мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Для игры очерчивали небольшой круг, и двое игроков становились в его центр. Правила были строгие - руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Парням можно было толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на землю второй ногой или выпрыгнул за границу круга, ты победил.

Оплеухи

Старая добрая забава для парней. На лавку напротив друг друга садятся два молодца, скрестив ноги под лавкой, и наносят друг другу «оплеухи». Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить сильные удары напряженной рукой. Раз один из парней попытался ударить посильней, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже - он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

Бой мешками

Двое добрых молодцев встают или садятся на бревно, в руки берут по мешку и по команде начинают бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на землю. Для сложности можно одну руку держать плотно прижатой к пояснице, а действовать другой рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Катание по шестам

Эта народная зимняя забава когда-то была широко распространена в губерниях России. На склоне горы или бугра кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Получаются два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника схожего по росту и весу. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах.

Люлька

Для этой забавы нужна веревка длиной 2-3 метра. Веревку держат двое, а можно один из концов привязать к дереву. Веревку не крутят, а лишь раскачивают над землей на разной высоте - от 10 сантиметров и выше. Парни и девушки по одному (или парами) разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку или же начинают прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т. д. Прыгают, пока не совершат ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из качающих веревку. Ошибкой считается не только неудачный прыжок, но и любое задевание веревки.

Бирюльки

Бирюльки — это небольшие соломинки (или палочки - деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в 10 длиной, а числом от шестидесяти до ста. Пучок бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что бирюльки ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом. Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной - как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку. Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку. Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу. Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых бирюлек. К некоторым бирюлькам приделывают головки, называя их: король, генерал, полковник и т. д.; можно также придать палочкам вид копья, ножа, пилы, лопаты и т. п. За такие особые бирюльки начисляют большее число очков.

Жмурки

Водящего игрока называют «жмуркой».

Жмурке завязывают глаза (обычно шарфиком или платком). Раскручивают его и после спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Лови мышей, а не нас.

После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Жмурка должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой. Игрокам можно бегать, застывать на одном месте, «дразнить» водящего, чтобы обратить на себя его внимание и, может быть, таким образом спасти того игрока, к которому водящий или «жмурка» подошел слишком близко.

Бубенцы

Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

Золотые ворота

В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

Гуси-лебеди

Выбрав двух или одного волка, в зависимости от количества играющих, выбирают вожака, того, который начинает игру. Все остальные становятся гусями. Вожак становится на одном конце площадки, гуси - на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает, поглядывает, и, заметив волков, бежит на свое место, хлопает руками и кричит:

— Гуси-лебеди, домой!

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

После этих слов гуси должны успеть добежать к вожаку, пока их не сцапали волки. Пойманные гуси выходят из игры, а оставшиеся игроки повторяют игру снова до тех пор, пока волки не переловят всех гусей.

Катание пасхальных яиц

Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. На ровной площадке устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Дорожка может быть наклонной, а форма ее варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.

Слон

Слон — старинная русская игра, которую особенно любят мальчики, так как игра выявляет самых сильных и выносливых. Игроки делятся на две равные по силам и по числу участников команды. Одна из команд - слон, другая запрыгивает на него. Самый крепкий и сильный игрок становится впереди лицом к стене, опираясь о нее, согнувшись и опустив голову. Следующий участник обхватывает его за пояс и прячет голову, за ним третий, четвертый и так далее. Они должны крепко держаться друг за друга, изображая слона. Участники другой команды по очереди разбегаются и запрыгивают на спину слона так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих. Задача играющих - всей командой остаться на слоне и не свалиться в течение 10 секунд. После этого участники команд меняются ролями.

Целуй, девка, молодца

Для игры потребуется много участников — девушек и парней. Играющие встают в круг, а кто-то один становится в центр. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре, в другую. Игрок в центре вращается с закрытыми глазами и вытянутой впереди себя рукой. Все напевают:

Шла матрешка по дорожке,

Потеряла две сережки,

Две сережки, два кольца,

Целуй, девка, молодца.

С последними словами все останавливаются. Игрок, на которого указывает рука ведущего выходит в центр. Игроки становятся друг к другу спиной и на счет «три» поворачивают голову налево или направо; если стороны совпадают, то счастливчики целуются!

Заводила

Сначала все игроки становятся в круг лицом к центру. Водящий отходит в сторону от игроков, которые, в свою очередь, выбирают «заводилу». «Заводила» показывает всем остальным игрокам различные движения, а игроки повторяют эти движения, не отставая от «заводилы». Водящий должен отгадать, кто является «заводилой». Если после 20 секунд ему это не удается, водящий выбывает из игры, а игроки выбирают себе нового водящего.

Колечко-колечко

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.


Игра – самое любимое занятие детей и взрослых. Игра – самая лучшая и самая эффективная форма получения новых знаний, навыков, умений, опыта. В играх человек учится всему, что ему нужно в жизни. Именно поэтому в славянской традиции весь процесс обучения детей строился в форме игры. Однако сейчас многие взрослые не помнят игр, в которые играли в детстве. И вспоминая их на праздниках, веселятся, как дети. Вспомните и вы те игры, в которые играли вы и ваши пра-пра-пра…родители. Многие из них развивают способности: ловкость, внимательность, выносливость, смекалку и т.д.. Кто, если не вы, передаст эти игры вашим детям.

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Раз, два, три – водяной не спи!

Хоровод останавливается, "водяной” встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного – определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной” может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Для большей сложности "водяной” при последних словах песни раскручивается навстречу движения хоровода.
P.S.
Когда долго играют, то многих уже узнают по одежде, поэтому наши ребята иногда меняются шарфами, или снимают какую-либо деталь одежды, чтобы было посложнее. Приседают пониже или встают на цыпочки. Игра очень весёлая. Как правило, в нее играют дольше всех.

«Жмурки» - старинная игра, которая имеет много разновидностей. В неё играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами - «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.

Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без неё.
Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперёд руку. За неё должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.
Правила:
Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку).
Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору.
Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.

ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, её правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии пары шагов стоит водящий — горелка. Играющие нараспев приговаривают:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу!
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!

«Горелки» — очень характерная для русского менталитета игра. Неторопливым и неповоротливым в ней делать нечего.

После последних слов, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны к ее началу. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит. И игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Детали:
Горелка не имеет права оглядываться и может догонять убегающих только тогда, когда они пробегут мимо него.

Играющие определяют одного игрока, который становится птицеловом. Оставшиеся выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать и становятся птицами. Птицы встают в круг, в центре которого — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке.
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя пойманного. После чего этот игрок сам становится птицеловом. Если птицелов ошибается — игра продолжается в тех же ролях.

Детали:
Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Запись опубликована автором в рубрике с метками .

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит
.
Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Детали:
Можно изменить слова диалога, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге.

Запись опубликована автором в рубрике с метками .

Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке-рожку (колдуну), отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома — на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.
Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
— Кто меня боится?
— Никто! — отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
— Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!
Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.

Современный вариант игры в «Колдунчики». На роликовых коньках

Пока дедушка-рожок занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому колдуна и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым.

Детали:
Пойманный колдуном игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами:»Чай-чай, выручай!»

Запись опубликована автором в рубрике с метками .

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного — определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

Детали:
Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Черти в аду
Эта игра — разновидность пятнашек. На земле чертят параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство Адом. Внутри него бегают двое водящих, взявшись за руки — черти. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и стараются перебежать через него на другую сторону. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.

Детали:
Чертям запрещено отпускать руки друг-друга.

Запись опубликована автором в рубрике с метками .

Для игры необходима веревка длиной в 1,5-2 метра.
Одного из участников назначают медведем, другого вожаком. Они берут в руки противоположные концы веревки, а остальные играющие группируются в 4-6 шагах от них. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и все бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак, охраняя последнего, в свою очередь пытается запятнать каждого приближающегося к медведю, прежде чем медведь получит 5-6 легких ударов.
Если вожаку это удается, запятнанный им игрок становится медведем. А в том же случае, если медведь получит вышеуказанное количество ударов, и вожак не успеет запятнать кого-либо, то он сам становится медведем, а нанесший последний удар — вожаком.

КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ

СЛАВЯНСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Определение


Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры.

На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых,

вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.
Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность,

направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры,

Которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные,

социальные и духовные ценности народа.
В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура

выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов,

заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.

Цитата:
“Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту,

благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей,

обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”.
А.А. Таран, "Русские народные игры и их классификация"

Что это такое?


В этой статье мы рассмотрим основные виды подобных игр – от нехитрых развлечений простолюдинов,

до царских забав, от забытых потех – до дисциплин, ставших спортивными в настоящее время

И перешагнувшими границы России, Украины и Белоруссии.
Древность была не особо богата развлечениями, но зато они носили поистине массовый характер –

все, от мала до велика, принимали участие в празднествах и торжествах.

В празднество, редкий свободный от работы день, люди стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда, играя,

Состязаясь или просто участвуя в забавах в качестве зрителей. Но не только забавами и развлечениями служили нашим предкам игры,

А еще и воинской тренировкой перед боями с противниками, коих у славян всегда было великое множество.
Само слово “забава” у славян носило не совсем “развлекательный” смысл, а более широкий: “массовое событие”.

Чаще всего массовым событием и была какая-нибудь из перечисленных здесь игр.


Поединок монаха Пересвета с татарином Кочубеем символичен – Русь постоянно привлекала иноземных завоевателей со всех сторон света

Единоборства

Кулачный бой. На протяжении всей Истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры

сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных “потехах”.

Русский кулачный бой (“кулачная потеха”), – яркий тому пример.

Историческая справка


Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII в. Великий Князь киевский, Мстислав III,

и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими.

И получил ответ: “мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках”.

На первый взгляд, кулачный бой может показаться достаточно варварским развлечением.

Но, памятуя, что на Руси редкий год обходился без войны, вполне закономерно, что для простого люда

(который в любой момент мог быть востребован, как ополчение) он стал исторической традицией.

А для государства в целом – полезной школой, в которой население обучалось воинскому искусству “без отрыва от производства”.

Обычно плохо вооруженные ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым,

неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой.
Кулачные бои проводились один на один или “стенка на стенку” (групповой бой).

Кулачные поединки всегда собирали множество зрителей, жадных до зрелища бескомпромиссной борьбы

Бои один на один (“сам на сам”) в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров,

А так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался “поле”

и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле.
Самые выдающиеся одиночные бойцы охотно брались боярами “под свое крыло” –

они кормились с барского стола и осыпались всяческими милостями, а бояре бились об заклад, сводя их в поединках для своей потехи.

Местами проведения боев в летнее время выбирались “обширные” места – городские площади, поляны.

Зимой “потеха” происходила чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников,

Большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках,

что накладывало определенный отпечаток на технику боя.

Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду – с использованием веса всего тела.



На льду замерзшей реки собирались “кулачники” всех возрастов и сословий

Большинство кулачных боев были “правильными”, т.е. проводившимися по правилам.

Вот основные их положения:

· биться “по любви” – то есть не иметь на противника злобы,

· не бить лежачего противника,

· не бить сзади,

· не таить в кулаке тяжелых предметов,

· не ставить подножек и не захватывать одежды противника,

· не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).

В боях “стенка на стенку” принимало участие почти все мужское население от мальчишек (!) до взрослых.

Подростки “зачинали” бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-“надёжи”.

Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу.
Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия.

Развивались чувство локтя и взаимовыручка – умения незаменимые в битве.

Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство.
По окончанию “потехи” чествовали наиболее отличившихся бойцов –

их поили вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги.
Однако единых правил все же не использовалось и нередко бои ограничивались

Только неизменными – “лежачего не бить” и “досмерти не убивать”.
Существовал и очень жесткий тип боя, “свалка-сцеплялка” больше напоминающий побоище –

в нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые.



Перед судным боем проводились обязательные очистительные обряды

Из того, что до кулачных боев допускались даже дети, ясно отношение,

Которое имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства. Современному человеку дико представить,

как мать отпустит ребенка в драку 50 на 50 человек, бессмысленную и все же довольно жестокую.
Однако для наших предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком,

Некоей школой для мужчины, максимально конкретно, “на живом материале” обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам –

а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь.
Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость

и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою родину.

С развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства свое прикладное значение

(не малую роль тут сыграло христианство, стремившееся искоренить языческие обычаи) и оно объявило их “вредной забавой”.

В 1274 году митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, на котором между иными правилами постановлено было:

“отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать”.
Запрещали кулачные бои с завидным постоянством, но даже после указа Николая I (в 1832 г)

“О повсеместном и полном запрещении кулачных боев” (“Кулачные бои, как забава вредная, вовсе запрещаются”) –

они не прекратили своего существования и продолжали сохраняться в народном быту:

“В Москве фабричный был Семен, силач-боец
Зараз из печи изразец
Своею вышибал железной пятернею,
Когда же на бою являлся пред стеною
Все опрокидывал и гнал перед собою.
Страх, ужас перед ним,
А клики радости и похвала за ним…”.
А.Е. Измайлов


Исход этого поединка знаком нам со школьной скамьи. “Песня про купца Калашникова” М .Ю.Лермонтова в иллюстрации Васнецова

Историческая справка


После 1917 года, кулачный бой был зачислен в “прогнившее наследие проклятого царизма”

и не нашел своего места среди спортивных видов борьбы. Идеология кулачного боя, основанная на религиозности и сплоченности общины,

Шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей совсем иные ценности, и кулачный бой за годы Советской Власти не получает никакого развития.

Все попытки внедрить приемы народного боя в программу подготовки пограничников и милиции успехом не увенчались.
Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств,

Основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.

Профессиональные сообщества славянских боевых искусств:

Пляски и танцы


Нам сейчас трудно разглядеть и осознать корни современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору

Или на гуляниях и праздниках в исполнении фольклорных коллективов. А создавалась она совсем не как развлечение,

а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать

боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.
Гопак, трепак, “казачок”, “барыня”, матросское “яблочко” и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.



Казаки – большие любители сплясать гопака. А о том, как они воевали в других странах до сих пор ходят легенды

Например, суть известнейшего русского танца “Барыня” заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной.

А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством!
Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника.

Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс.

Поэтому настоящая “Барыня” очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами.

Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство!

На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником.

Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов “спорили” и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино.
Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания “коленцев”, неизвестные соперникам и зрителям.

До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса.



“Барыня” только на первый взгляд мирный танец. Борьба за девушку актуальна между молодыми людьми во все времена. Именно это противостояние легло в основу танца

Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку,

соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором – соревнующиеся попеременно показывали свои движения,

при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

Историческая справка


Один из вариантов боевого пляса “скобарь” (или как его еще называли – “ломание веселого”)

предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения.

“Исполняли” его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке.
Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения.

Бой мог остановить гармонист (в более давние времена – гусляр), прекратив наигрыш.
Перед началом “ломания” плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы.

Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии.

Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь в иной пласт бытия,

где время текло иначе, а органы чувств работали по-другому.
Расслабленное тело скобаря реагировало не то что на действия соперника – а даже на дуновение ветерка.

Подобное состояние аналогично трансу, в который вводили себя воины Востока.

Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры,

обрядового и просто развлекательного назначения. Самым “славянским” из которых является хоровод (коло, корогод , танок).

Игры-обряды

Обрядовые игры на Руси чем-то сродни современным ролевым играм.

Играющие переодевались (“рядились”) в различные одежды – принимая образы зверей или высших сил.
Строились такие игры на природной магии подобия: блин, хоровод, горящее колесо –

подобны солнцу и, вспоминая о нем, люди изготавливая его изображения, прося поскорее вернуться после зимних стуж.

Они верили, что действительно помогают весне придти поскорее.
Христианство так и не смогло до конца искоренить веру в языческих богов,

и части древних обрядов нет-нет, да проскакивают в нашей повседневной жизни.



Не сразу Русь приняла новую веру. Столкновения язычников и христиан долго сотрясали страну

Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной.

Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы

и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае.

Люди приносили на поле испеченный накануне большой каравай и “подкармливали” им землю.
Использовали танец и для того, что бы отвести предполагаемую беду от селения –

один крестьянин на коне опахивал землю по краю всего села, а остальные, держась за руки, цепочкой шли за ним и пели.



Хороводы – любимое развлечение сельской молодежи. И невесту можно выбрать, и жениха присмотреть

Хоровод служил также молодежным развлечением и включал в себя не только непосредственно сам круговой танец,

Но и многое другое: гуляющие играли на музыкальных инструментах, внутри самого хоровода разыгрывались бытовые сценки и пантомимы.

Комоедицы (23 марта) – “праздник поедания комов”, особых блинов, посвященных медведю. Более известен как Масленица.
Люди прыгали через костры, умывались талой водой или снегом,

после чего торжественно сжигали на костре чучело Зимы-Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи.

Историческая справка


Обычно Масленицу (Марену) представляли в образе огромной женоподобной фигуры, которую делали из соломы,

наряжали нелепым образом, сажали в сани и возили по селам.

Карнавальный поезд мог состоять из десятка саней, в которых разъезжали ряженые.

После завершения праздничного ритуала куклу сжигали, прощаясь с ней:

“Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая...”

Образ Масленицы соединял в себе смертоносное (зима) и животворящее (весна) начала:

люди словно бы вступали в новую жизнь, прощались со старой.
С принятием христианства образ Масленицы претерпел значительные изменения,

хотя и не утратил до конца языческих черт.



Живой дух праздника не заменит ни что. Не многим в наше время удавалось вот так лихо прокатиться на тройке под гармошку

После этого шли “будить медведя” (“пробуди”). В яме-берлоге, укрывшись валежником, лежал ряженый,

Изображавший спящего медведя. Вокруг берлоги водили хоровод, криками стараясь разбудить косолапого.

Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. “Медведь” не просыпался до тех пор,

пока одна из девушек не садилась ему на спину и не подпрыгивала на ней.

Затем девушка убегала, унося с собой кусок медвежьего наряда.

Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, и шел искать свою потерю, опираясь на костыль:

“Скрипи нога, скрипи липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит.
И по сёлам спят, по деревням спят.
Одна баба не спит, на моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит.
Мою кожу сушит”.

Поймав свою обидчицу, “медведь” пытался “задушить” её в своих объятиях.
После “пробудей” наставал черед остальных масленичных игрищ:

Городка, кулачек, коняшек, катания на качелях и лошадях и лазания на столб за подарком.
Масленичный столб. На площади устанавливали высокий, абсолютно гладкий столб вдобавок еще и натертый маслом или салом.

На верхушке столба подвешивали какой-либо приз (например – пару сапог) и любой желающий мог попытать счастья снять приз.

Задача была не из легких – зачастую смельчаки соскальзывали по столбу обратно вниз под хохот собравшегося народа, едва одолев половину пути.
Часто на верхушке столба устанавливали колесо, с прикрепленными к нему веревками или цепями – прообраз современных “гигантских шагов”.


Не перевелись еще богатыри…? Или масла на столб пожалели…? Хотя и без масла не каждому осилить такой столб

Коляда (Святки) начинается 29 декабря – в пору, когда день понемногу начинает прибывать, “поворачивая на весну”.
Перед празднеством кудесник выл волком, прогоняя злых духов – еще один элемент языческой природной магии.
На Коляду существовал обычай рядиться в звериное платье и с песнями ходить по дворам,

выпрашивая у хозяев продукты – колядовать.


Вот такая проказливая коза и ходила колядовать на Святки

Главой ряженых была коза, за которой шла ее свита - кот, лисица, журавль, свинья:

“Ой, пляшу, пляшу для дорогого
Может даст ползолотого.
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку

Если не богатый, выгони из хаты
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою”

“Звери” подпевали:

”Наша коза - стара дереза
С Киева шла, всю Русь обошла”….

Люди бросали колядующим в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье – кто, чем богат.

Собрав полный мешок гостинцев отправлялись пировать.
Праздник заканчивался игрищами - нужно вкатить горящее колесо в гору со словами:
“В гору катись, с весной воротись”.


Солнце – главный символ языческой веры. Природной мощью, полученной от Солнца, веет от этого славянского волхва. Картина В. Королькова , “Волхв”

Тризна. С появлением в обряде захоронения нового мемориально-культового элемента –

насыпного кургана возник и новый поминальный обряд – тризна. Тризна – традиция воинская,

состоявшая из жертвоприношения, поминального обряда, пира и воинских игрищ в честь усопших (павших) воинов.

В такие игрища у славян входили состязания в стрельбе из лука, метания ножей, топоров и сулиц в цель, скачек и единоборств.



“Бойцы вспоминали минувшие дни…”. Много таких курганов на Руси и поныне

Массовые игры

На ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей,

толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне

И старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем.

Дети соревновались друг с другом в беге “взапуски”, то есть наперегонки.

К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках,

Бег на ходулях – игры хорошо известные и сейчас. С некоторыми играми мы познакомимся поближе.



Перетягивание канта по вкусу и взрослым и детям и в наши дни

Взятие городка. На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок).

Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри «крепости».

Парни, разделившись на “всадников” и “коней”, начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и,

пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на “коне”.

сли “всадник” падал с “коня” или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал.

Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные:

обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки.

Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи.

Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.



Не возбранялось участникам игры садиться и на настоящего коня

Коняшки. Игроки разделялись на два “войска”. Каждое “войско”, в свою очередь, состояло из “всадников” и “коней”.

Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней.

Задача игроков была проста – вывести из равновесия другую пару.

Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.

Спортивные игры

К таким играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила,

не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности.

Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян.

В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре.

При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов,

Обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре.

Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян –

норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту.
Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А . Куприна находим:
“Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр.

В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег,

меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...”

Историческая справка


Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г.

Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали.

И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование.

Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира:

у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.

Историческая справка


Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.
В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает.

Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.
В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России.
В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.
В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований.

В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек.

Одна команда считается “бьющей’, другая – “водящей”. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды

старается добежать до конца поля, где находится “дом”, и затем вернуться обратно.

Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко.

Если его “осалят” мячом, то команда бьющих идет водить в поле.


Городки (рюхи, чушки).История этой игры насчитывает несколько веков –

она почти столь же стара, как и лапта.

Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах,

И в документах, относящихся к истории Древней Руси.



Совсем не требуется знать Историю, чтобы понять, что происходит на картине. Городки мало изменились за века

Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени

(складывающиеся из деревянных столбиков – “городков”) за черту игрового поля – “города”.
Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались,

И к “общему знаменателю” городки привели уже после Революции, в 1923 г.


Историческая справка


Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году,

Когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.
В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году.
В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур,

И игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня.
В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки.

Сейчас популярность городков несколько снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта.

Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки –

выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина.

Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду:

Заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры.
Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.

Царские забавы

Так издревле на Руси называли псовую и соколиную охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока.

Но получили на Руси столько типично славянских черт, что теперь можно говорить о них, как о национальных.
“Псовая охота – лихая забава наших предков, еще и в настоящее время

тешит сердца русских охотников дорожащих заветами старины”,

Писал в своей книге ”Першинская охота” Д. П. Вальцов.



Даже с картины веет азартом и передается радостное волнение охотников

Псовой охоте на Руси не одно столетие – в летописях ХII века есть упоминания о том,

что еще при великом князе Владимире Мономахе «зверей травили псами»,

А на одной из фресок Софийского собора в Киеве (построен в ХI в.) изображена остроухая собака, гонящая оленя.

Изначально в охоте использовались травильные собаки, отличавшиеся не столько быстротой,

сколько силой и злобностью, но позже, на Руси была выведена уникальная порода быстрых охотничьих собак – русских борзых.

Историческая справка


Слово” борзый” до ХV в. характеризовало исключительно резвость коней.
В XVII в. порода русских борзых формируется как национальная.

В 1600 г. Борис Годунов отправил в подарок иранскому шаху Аббасу пару борзых собак.

И это был воистину царский дар, так как цена этих собак была баснословно высока, однако собаки шаха не заинтересовали.

Недаром псовую охоту причисляли к “царским забавам” – содержание псарни, тренировка собак и сами собаки

стоили огромных денег и были по карману только состоятельной части населения, князьям, боярам и т.д.

Заведующие охотой – ловчие, были наделены большими полномочиями и обладали немалой властью в обществе.

Историческая справка


Поскольку псовая охота являлась уделом аристократов, за годы Советской Власти

В стране практически перевилась русские борзые – собаки, с которыми традиционно охота и проводилась.

Даже сейчас в России всего около 1,5 тысяч собак этой породы, и то в основном в “декоративном” виде.

То есть собаки живут вне своры и не приспособлены к охоте, а служат только украшением дома для их хозяев.
Для сравнения: в Германии популяция русских борзых насчитывает 15 тысяч особей, в США – 45 тысяч.

Для псовой охоты более всего подходили поля с островками леса или кустарника и глубокими оврагами – местами дневок зверей.

Конные охотники с борзыми располагались в местах вероятного выхода зверей.

В острова или овраги запускали стаю гончих. Поднятого зверя гончие выгоняли в открытые поля,

где спущенные со свор борзые резким броском настигали и брали его.

Историческая справка


В XVIII - XIX вв. в псовых охотах Ромадановских, Шереметевых, Разумовского, Орлова, Панина, Барятинского

и других насчитывалось по 150 - 200 и даже по 300 собак, а в охоте Петра II в 1729 г.

числилось 420 собак и десятки человек охотничьей прислуги – ловчих, доезжачих, борзятников, выжлятников, корытничих , конюхов, поваров.

Охотились чаще всего на зайцев и лисиц, но особенно высоко ценились охоты на волков.

Однако охота служила не только развлечением для богатых – ее значимость была велика и с политической точки зрения.

На охотах решались важные государственные вопросы и проблемы.
Нередко, охота устраивались и специально для иностранных послов и дипломатов –

и от ее удачного проведения могла зависеть судьба государства.

Соколиная охота. “Россия – страна большая, до самого океана, и на этом океане у них несколько островов,

где водятся сокола и кречеты”, когда-то описывал нашу страну Марко Поло.

И в русских песнях, сказках и былинах ясный сокол – частый гость, “птица благородная”.
Соколиная охота предшествовала на Руси псовой и была ей в последствии постепенно вытеснена.

Возникла она примерно в VIII веке и достигла своего расцвета в XVII при царе Алексее Михайловиче.

Однако к концу ХIХ века только немногие мелкопоместные дворяне продолжали охотиться с ловчими птицами,

и после Революции многовековые охотничьи традиции были утрачены, а сама охота – забыта.



Соколиная охота тиха – ни лая собак, ни криков загонщиков, ни выстрелов. Но от этого не менее увлекательна – стремительный полет сокола, и – добыча у него в когтях

С соколом (кречетом, ястребом, беркутом) охотились на птиц (перепелов, тетеревов, цапель) и зверей (зайцев, лисиц).
Как и псовая, соколиная охота была привилегией знати, так как содержание птицы и уход за ней было делом весьма дорогостоящим.

Соколиную охоту ценили, прежде всего, за красоту и аристократизм – знатоки наслаждались зрелищем птицы, атакующей свою добычу.

Однако мода на это занятие превратила охоту из спорта в нечто среднее между обязательным ритуалом

Для вельмож и балами, где можно “на других посмотреть и себя показать”.

Историческая справка


По легенде одна из московских церквей посвящена покровителю всех сокольников св. Трифону и воздвиг ее сокольничий Ивана Грозного,

В благодарность святому за то, что тот явился к нему во сне и подсказал, где находится пропавший белый кречет – любимец царя.

В настоящее время энтузиасты объединяются в клубы любителей соколиной охоты с целью возродить эту древнюю забаву.

Заключение


Кино, телевидение, компьютеры и прочие технические блага цивилизации при всех своих достоинствах

обладают одним значительным минусом – они отдаляют людей друг от друга, принося развлечения,

За которыми не надо выходить из дома, встречаться и общаться с другими людьми.
Но народные игрища и гуляния продолжают объединять людей: Новый Год, Масленица,

Пасха и прочие праздники по-прежнему выводят народ на улицы, позволяют вспомнить полузабытые традиции.

Остается пожелать, чтобы исконно русские обычаи не угасали, не вырождались,

а сохранялись для наших детей и внуков, чтобы связь времен не прерывалась.



Богатырь это не профессия, а призвание. И славянская культура, основанная на массовых играх и обрядах, воспитывала богатырей-защитников

Народные игры и забавы - Сайт о русских народных играх - http://www.glee.ru/
Славянская слобода - Игры, обычаи и праздники славян - http://slavyans.narod.ru/index.html
Борьба - Сайт о национальных видов борьбы народов бывшего СССР - http://ussrwrestling.narod.ru/
Православие - Библиотека, славянский словарь, история, праздники http://www.pravoslavie.by/
Славянское язычество - Фотогалерея языческих праздников - http://www.paganism.ru/photos.htm
Книга Велеса - Фотоиллюстрации и текст знаменитой Велесовой Книги - http://svterem.narod.ru/files/dop.htm
Да, скифы мы! - Галерея славянских картин А. Клименко - http://www.kurgan.kiev.ua/klim.html
Символы - Сайт по орнаментам, символам, рунам славян - http://ornament.narod.ru/
Словарь - Словарь устаревших и диалектных слов - http://www.telegraph.ru/misc/day/dis.htm
Азбука - Славянская азбука - http://heathen.narod.ru/az/azbuka.htm
История Руси – Краткое пособие по истории - http://www.lants.tellur.ru/history/istrus.htm
Воин – Русские стили боя - http://warriors.newmail.ru/russtyle.htm
Русские доспехи - Сайт о русских доспехах X – XIVв. - http://rusarmor.chat.ru/
Русские Веды – Библиография работ по язычеству - http://apknvart.chat.ru/d_l.htm
IFGS - Сайт международной федерации городошного спорта - http://www.gorodki.com.ru/IFGS/index.htm

Взято с сайта http://ludology.ru/45321?SELQUANT=1

Статьи по теме: