Total war rome 2 обзор игромания. Тот самый "Рим", но для iPad. Обзор Rome: Total War. Игровой процесс как он есть

В эпоху, далекую от всеобщей глобализации и трансатлантических холдингов, люди, кажется, глубже проникались поэтикой военного ремесла, не щадя на доблестные сражения ни сил, ни времени. В очередном своем амбициозном проекте Creative Assembly приглашают игроков не только вспомнить о долгих часах школьного курса по истории государств древнего мира, но и самим принять участие в написании народных эпосов.

После небольшого пролога, прохождение которого крайне рекомендуется любому, кто садится за игру серии Total War впервые, на выбор нам предлагается порядка десятка фракций, каждая из которых открывает пользователю отдельную одиночную кампанию. Однако, радоваться подобному изобилию не стоит - разница между выбранными сторонами конфликта будет заключаться во внешности и некоторых особенностях юнитов, а также обозначенной на карте мира точке, с которой вы начнете простирать собственное господство на ближайшие регионы. Опираясь на энциклопедические данные, кампании все-таки будут тасовать перед нами различные боевые сценарии, но в целом конечная суть будет оставаться единой - захватить как можно больше земель и разбить как можно больше врагов. Вести за руку "сюжетного повествования" нас будут только в самом начале каждой из исторических летописей. Так, например, выбрав сторону икенов, в первоначальные наши задачи войдет покорение соседских племен, как предпосылка к дальнейшему выдвижению на континент. Или возьмем египтян - им отводится роль удержания собственных позиций, добытых предшествующими завоеваниями. Может быть, несколько сотен лет назад, такие города как Мемфис, Иерусалим и Александрия еще могли внушать врагам страх поражения, за которым следовал аукцион пленных рабов, но, с приближением новой эры, дворцовые интриги изрядно подточили престиж империи, а потому малые народы перестали бояться почитателей Осириса и теперь стараются откусить свою часть от "большого пирога". В целом же, все "повествование" ограничивается лишь кратким описанием исторического контекста, да и давайте скажем начистоту - вы же не ждали от жанра исторических RTS мощного накала страстей и острых поворотов?

Структурно игра делится на две части - большую настольную стратегию, где в пошаговом режиме нам дозволено передвигать фишки отдельных армий по карте мира, следить за экономическим развитием своей нации, геополитической обстановкой и прочим "менеджментом", а также стратегию тактическую, представляющую непосредственно боевую часть. Особый шарм Rome II заключается в том, что для успешного воплощения своих наполеоновских амбиций, игроку придется быть успешным как в одной, так и в другой области. Не пугайтесь - для того, чтобы население вашего государства оставалось довольным уровнем жизни, вам не придется отстраивать театры, проводить канализацию и назначать губернаторов, достаточно будет распределить между контролируемыми городами конкретные роли, после чего сосредоточить внимание на общем технологическом развитии, которое представлено, по традиции, в виде разветвленной сети иконок. Превратить еще одну автономию в сельскохозяйственный центр, снабжающий остальную часть страны зерном, или лицом к лицу столкнуться с голодом, но возвести в отдаленной провинции военную академию, которая будет поставлять особый род войск прямиком к границам - выбор стоит за игроком. Не стоит недооценивать такой, на первый взгляд, слишком упрощенный мыслительный процесс - от того, как вы распределите экономические ресурсы, может зависеть то, сможете ли вы отбить финальное нападение многотысячной армии каких-нибудь персов. Да что рассказывать, вы наверняка играли в Civilization .

Вряд ли кто-то не согласится с тем, что видеоигры в последнее время становятся все более "взрослыми", стремясь не только к реализму физической модели, но и чему-то более серьезному. Казавшийся нелогичным и оборванным на полуслове сюжет LA Noire вполне неплохо продемонстрировал нам томительное напряжение полицейского детектива, которому не всегда удается распутать лихо закрученное преступление. А как вам изображенная в Cart Life гениальная сатира на рутинное, состоящее из серых будней существование человека, погруженного в замкнутый круг поиска средств на пропитание? Болтливый таксист-араб, везущий Нико Белича к выбранному месту? В случае с Rome II фраза "все как в реальной жизни" отлично применима к нелегкому выбору, который предстоит совершать пользователю, пока он формирует облик древней цивилизации. Экспансивное увеличение принадлежащих вам территорий весьма неоднозначно. Взяли под свой контроль отбитый у соперника город, заставив метрополии кормить новоприобретенных колонистов? Не надейтесь, что жители вашей столицы устроят мирный пикет - крестьяне попросту устроят мятеж, подавить который, впрочем, не составит труда. Но если одно восстание и закончится без видимых для вас потерь, то два, а то и три похода черни уже заметно ослабят силы стражи, и тогда вам останется лишь молиться, чтобы заморские "друзья" не набрали к тому моменту достаточно сил, чтобы форсировать границу и попытаться отвоевать у вас клочок земли. И, кстати, басурмане очень любят объединяться в коалиции, так что ждать, пока в ваши ворота постучится противник, придется недолго.

А как насчет того, чтобы выплатить племени Тумба-Юмба дань в размере годового дохода? Взамен алчный и преисполненный манией величия диктатор затерявшегося в джунглях королевства пообещает не трогать ваших границ в ближайшие пару лет. Ну и что, что его армия в пропорции сравнима с моськой, прущей на слона? Устоять перед соблазном пополнения биографии доблестными военными подвигами сможет не каждый правитель. Когда таких "мосек" набирается несколько штук, сохранить трон становится сложнее. Может все-таки стоит задобрить объявившихся "царьков" подарками, и понадеяться на их, пускай и не особо существенную, но все-таки помощь?

Когда дипломатические методы сосуществования с соседями исчерпывают себя, неизбежным становится открытый конфликт. Готовьтесь, официант уже несет нам второе блюдо - битвы. Механика боев в играх серии Total War должна быть знакома не только тем, кому довелось провести долгие часы за прошлыми продуктами франшизы, но и любителям настольных варгеймов, излюбленных западными нердами. Это именно та самая RTS-часть игры, где можно обвести всех ваших солдатиков рамочкой, после чего послать их на позиции противостоящей стороны; только вот сразу посоветуем - в Total War подобного делать не стоит. Для того, чтобы где-нибудь в районе Капитолийских холмов в честь очередного вашего триумфа возвели еще одну арку, действовать на поле боя придется с предельной осторожностью и вдумчивостью.

В военном промысле пригодится каждая уловка, будь то засада, устроенная на месте узкого горного прохода, скрытые от посторонних глаз маневры в лесу, или стремительная контратака, спускающейся с холма конницы. Испробовать самые разные варианты тактики можно в наиболее отличных друг от друга условиях - карта, растянувшаяся от туманных британских островов, вплоть до границ Индии, чередует максимальное число всевозможных локаций. Открыв у полководцев специальный навык, мы получаем возможность дожидаться выгодных погодных условий: так, к примеру, туманным утром нам будет проще подобраться к вражеским стенам, оставшись во время осады незамеченными. А каково вам будет столкнуться с недругом в море, где вода пенится от бушующего шторма?

Отдельное удовольствие - осады городов, во время которых стратегия во многом будет зависеть не столько от ваших действий, сколько от наличия специальных приспособлений и осадных орудий. Кстати, еще один совет - брать крепость, не имея хотя бы защищенных навесом таранов - не лучшая идея. В Rome II вообще со временем открываешь для себя много нового, причем, в данном случае речь идет скорее не о каких-то внутриигровых "анлоках", а именно о практическом опыте, который получает игрок. Именно по этой причине хочется назвать ее хардкорной.

Одной из особенностей Rome II в сравнении с предшественниками является то, что разработчики реализовали комбинированные битвы, объединив на одной локации сразу несколько вариантов ведения войны. Предпочтете ли вы стоять вплотную у стен Александрии, зайдете в тесную гавань, или высадите десант на узкой прибрежной косе, откуда два элитных отряда без препятствий войдут в город - выбирать есть из чего, было бы желание. Гарнизон кажется вам слишком большим? Устройте населенному пункту долгую блокаду, отрежьте его от поставок пищи и медикаментов, предварительно отравив колодцы нечистотами. Ослабленная голодом и мором стража продержится недолго.

Изучив различные построения, специальные способности и другие мелочи, вы начнете действовать осторожнее и хитрее. Не думайте, только, что против вас стоят совсем уж глупые чурбачки: их не проведешь простым обходом с фланга… Хотя нет, постойте, именно с неразумными соперниками нам и предстоит иметь дело, а в этом, как ни странно, и заключаются главные проблемы игры. Пускай, искусственный интеллект виртуальных врагов и поумнел, в сравнении даже с Shogun 2 , и он, может быть, не клюнет на отвлекающий маневр крестьянского полка, отводящего взгляды от заходящей в тыл бронированной кавалерии, но, в общем и целом, настоящей конкуренции нашему внутреннему гроссмейстеру он составить не сможет, во всяком случае, когда стоит в защите.

Большую часть времени войско оппонента проводит в пассивном спокойствии. Пока вы стягиваете силы возле главного входа в деревню, распределяя порядок построения вооруженных единиц, рассаживаете стрелков в кустах, отводите всадников на фланги, компьютер, чтобы вы совсем не подумали, что он умер, устраивает на главной улице круговые парады. Нет, это вовсе не значит, что утверждать собственное господство окажется чрезвычайно легко, но будьте готовы к тому, что неприятель будет брать количеством, а не тщательно спланированной тактикой.

Через какое-то время начинают вылезать и другие недостатки - складывается ощущение, что многие заявленные возможности попросту не используются в игровом процессе, а если и используются, то оказывают крайне малую степень влияния на происходящее. Какой смысл напоминать пользователю о шкале выносливости бойцов, если за все время триумфального шествия по карте античного мира нам почти не попадется сражений, которые за счет своей длительности вымотают вояк до истощения? Не меньше сложностей вызывает попытка понять суть развиваемых у юнитов (и особенно у полководцев) способностей - весьма условные "+3% к лидерству" почти никак не проявляют себя в открытом столкновении. Более того, тактика "примани врага и ударь с боков" действует безотказно почти в любой ситуации. Если поначалу описанные выше крестьянские восстания вызывают только радость, мол, наконец-то, вместо неспешной настолки с экономической частью, можно насладиться живым боем, то постепенно они начинают надоедать, а затем и вовсе бесить своим нескончаемым потоком. Нет, вы конечно можете доверить ведение новой баталии искусственному интеллекту (в таком случае исход битвы будет просчитан моментально, и вам не придется даже смотреть очередной экран загрузки), но действительно ли вы хотите отдать войско, которое собирали последние пару часов, на попечение столь ненадежному стратегу? А самому защищать один и тот же пункт надоест очень быстро, особенно, если учесть, что желающие пройти кастинг на роль хозяина полиса чуть ли не в очередь выстраиваются. История любит победителей - стоит вам выбрать правильный путь, и тогда далекие страны, славные походы и громкие победы не обойдут вас стороной. Но совершите ошибку в самом начале, и война превратится для вас в рутину: постоянная трата ресурсов, лечение раненых, реконструкция городов - все это отнимает ваши силы, подставляя под удар более изощренного в вопросах внешней политики правителя. Слишком многое зависит от первоначальных действий. Будь перед нами компактная версия Civilization, за которой можно скоротать обеденный перерыв, опробовав созревший в голове план действий, никто бы и слова не сказал, но, знаете ли, просидев за монитором несколько часов, узнать, что все ваши старания были тщетными, потому что на определенном ходу вы не открыли выхода к морю, а враг (коих здесь будет свыше сотни) успел отстроить флотилию - мириться с этим довольно сложно.

Стоит ли говорить о том, что гораздо интереснее играть в Rome II было бы против реальных пользователей? Уж кто-кто, а живой игрок явно не будет стоять по стойке смирно, пока вы пытаетесь окружить его со всех сторон. Но и тут, как выяснилось, вылез недостаток, причем, очень и очень существенный - сетевой код игры, кажется, очень чувствителен к пингу. Во время закрытой мультиплеерной сессии с разработчиками я долго силился понять - как это соперник позволяет мне совершать столь очевидные маневры настолько безнаказанно? Следующий матч, в котором игра не чуть-чуть подлагивала, а прямо зависала на несколько секунд, показал, насколько сильно она зависит от коннекта. Не исключено, что проблемы с качеством связи были вызваны слишком большим расстоянием между хостом-разработчиком и гостем-игроком, и, играя, скажем, с другими жителями своего региона вы не заметите задержки, однако, в ревью-версии проблемы с данным аспектом все же присутствовали, и удастся ли их исправить со временем - этот вопрос остается открытым.

Иногда в Rome II встречаются баги, что стало уже классической фишкой не только продуктов Creative Assembly в частности, но и как будто бы всех ПК-проектов вообще. Если проплывающих сквозь объекты солдатиков еще можно простить, то отряды, отказывающиеся выполнять какой-либо приказ, это уже ощутимый минус, заставляющий перезагружаться с сохранения, а то и вовсе перезаходить в игру. Ну, патчей-то, как повелось за разработчиками, будет выходить достаточно, нужно только подождать.

К чему нельзя придраться, так это к техническому, а особенно визуальному исполнению продукта. Обновленная версия движка отрисовывает значительно большее количество персонажей, каждый из которых теперь сильнее отличается от своих однополчан. Модельки бойцов одного подразделения отличаются не только наличием усов и густых бровей, но и другими внешними характеристиками, вплоть до роста. Осядает ли на пологий склон густой туман, или пробивается ли сквозь раскаленный воздух пустыни дрожащий мираж - графически новое творение сассэкской студии предлагает нам лучшую на сегодняшний день картинку, по крайней мере, среди стратегий уж точно.

В любой момент боя вы можете включить специальную камеру, которая в стиле Go-Pro гаджета зафиксирует происходящее буквально от лица очевидцев, повиснув в каких-то считанных сантиметрах над блестящими шлемами легионеров. В такие моменты хочется включить героическую музыку погромче и зачитать какую-нибудь пафосную речь про братство, веру в единую цель и долг перед отечеством, после чего пристально наблюдать, как электронные пехотинцы рубят друг друга, заливая окрестности кровью. Музыкальное сопровождение примерно этому спектру эмоций и соответствует, хотя, по завершении игровой сессии отчетливо припомнить хотя бы один мотив окажется затруднительно.

Rome II - это все-таки вещь очень и очень неоднозначная. Если, глядя на ежегодный "заказ" какого-нибудь раскрученного тайтла, мы, в конце концов, приходим к выводу о том, что нас каждый раз пичкают одним и тем же, в случае с нашим сегодняшним испытуемым сказать такое было бы слишком категорично. Ну что мы с вами, не знали что ли, что основное отличие от прошлогодней Shogun 2 будет заключаться лишь в выбранном сеттинге? Тем не менее, даже с подобным подходом разработчики не поленились что-то добавить в игру, доработать отдельные моменты. При всем при этом остается несколько разочарований. Почему бы не сделать игру более зависимой от мелочей? Казуальные геймеры едва ли вообще заинтересуются проектом, в то время как хардкорным, несмотря на разнообразие и проработку фракций довольно сложно оценивать их характерные особенности, учитывая, что в большинстве случаев все сводится к одной одинаково эффективной в любых условиях тактике. И да, в стратегиях, а особенно в Total War сильнее всего ощутимо несовершенство виртуального противника, причем, боимся ждать эпохи, когда кремниевый разум сможет поставить нам шах и мат не путем грубой демонстрации силы, а в ходе изощренно спланированных действий, придется довольно долго. Но все же, на сегодняшний день Rome II являет собой не только одну из самых масштабных стратегий, но и наиболее актуальный продукт, исполненный в жанре исторических RTS . Попробовать взять Карфаген настоятельно рекомендуется не только тем, кто когда-то с восторгом принимал известия об анонсе очередной Age of Empires , но и вообще всем, кто решил посмотреть: "что там еще, кроме этих ваших шутеров может предложить индустрия?".

Игра пройдена на ПК .

С тех пор, как македонцы разгромили персидскую державу, как римляне сожгли Карфаген, и были завершены кровопролитные Пунические войны, миновало не одно тысячелетие. Но имена таких полководцев, как Александр Великий, Юлий Цезарь и Ганнибал Барка помнят и в 21-ом веке – веке автоматизированного производства и компьютерных технологий. И помним мы об этих людях благодаря литературным трудам древних авторов. Сейчас передачей знаний в какой-то степени стали заниматься и компьютерные игры, в которых молодое поколение с куда большим удовольствием получает знания об истории человечества. И студия Creative Assembly уже не первый год воссоздает исторические события в играх Total War. Последний же проект студии Rome 2 обещал быть самым масштабным, технологически продвинутым и исторически достоверным в серии Total War.

И вот, когда игра уже поступила в продажу, фанаты с оптимизмом начали устанавливать ее на компьютеры, а журналисты на низком старте готовились писать хвалебные рецензии, мы с удивлением обнаруживаем, что игра к эксплуатации, мягко говоря, не готова. Баги, вылеты, медленная загрузка и часто проседающий fps – все это сводит на нет обещания самой оптимизированной игры в серии. Ее с трудом тянут даже достаточно мощные компьютеры, которые выдают от 10 до 20 кадров в секунду. При этом картинка не стала более привлекательной, чем в Shogun 2. Разумеется, большая часть огрехов вскоре исправят целой кипой патчей, но неприятный осадок все же останется.

При запуске Rome 2 нас встречает в целом довольно выхолощенное и консервативное меню, но с необычным окошком, в котором можно найти уже установленные на компьютере игры, прочесть свежие новости обновлений или найти себе партнера для совместной игры в онлайне. Но перед тем как углубиться в «сетевые» дебри, для начала заглянем в одиночную кампанию и выберем себе фракцию. Без учета загружаемых дополнений, как платных, так и бесплатных, в игре есть восемь противоборствующих сторон: Римская республика, Карфаген, Македония, Ицены, Галлы, Свевы, Персия и Египет. Выбрав один из предложенных вариантов, игрок автоматически получает преимущества в том или ином направлении, будь то обработка металла, умение грамотно вести торговлю, добывать ресурсы или банально воевать в разных условиях. Все эти особенности значительно сказываются на ходе игры, оголяя недостатки или преимущества сделанного вами выбора. Не было упомянуто государство Понт, которое можно загрузить отдельно без денежных вложений. С оставшимися же тремя фракциями Creative Assembly схитрила, включив их в список платных DLC; речь идет об Афинах, Эпире и Спарте. Лично я, как и многие другие ценители Total War, считаю этот коммерческий ход неправильным по отношению к фанатам. С другой стороны, сыграть за прославленных спартанцев – дорогого стоит.

Определившись с фракцией, мы попадаем на ее историческую территорию. Ранее я отмечал невыразительный визуальный отрыв локаций, юнитов и общего стиля, но должен признать, что это нисколько не мешает игре поражать. Разработчики, как и обещали, создали действительно масштабные локации: пышные леса, зеленые поля и луга наполняют плодородные земли, чьи берега омываются бурными водами морей и океанов. Особо величественные города, такие как Карфаген, были детально воссозданы дизайнерами, которые работали, опираясь на сведения и факты, описанные в книгах древности. Рим также будет представлен в первозданном виде со всеми строениями и памятниками, которые, по понятным причинам, не дошли до наших дней. Другими словами, ребята изрядно попотели и заморочились над исторической и географической достоверностью. Огромную роль играют культурные, духовные и религиозные ценности. Если вами был захвачен, например, греческий город, то новых хозяев, тех же римлян, могут не устроить какие-то памятники, алтари и храмы, что не соответствуют их религиозным взглядам. В итоге старые постройки снесут, а на их место воздвигнут новые – приведет это к тому, что люди станут добрее и лояльнее к правителю. Сами города можно при необходимости расширять, если прирост населения перейдет за рамки допустимого.

Дипломатия, как одна из составляющих военного искусства, в Rome 2 приобрела более гибкую и понятную для новичка форму, но вместе с тем налаживать дружеские отношения стало тяжелее. Вступить в переговоры можно несложными манипуляциями на специальной карте. Прежде, чем наладить торговые отношения, сначала нужно подписать пакт о ненападении, и это не формальность – в случае, если вы будете злоупотреблять доверием союзников и постоянно нарушать договоренности, то о дальнейших делах между вашим государством и остальным миром речи быть не может, с вами банально перестанут идти на контакт. Также изменилось отношение фракций друг к другу, и ваши захватнические сражения перестанут пугать пока не вовлеченных в войну государства. Найдется место и хитрости, но в гораздо меньшей форме, чем это было в том же Shogun: чтобы не идти в лобовую атаку с более сильным противником, можно наладить отношение с его протекторатом. Любопытным стал и новый тип союзничества – оборонительный союз. Подписав его, союзник не вступит в открытое противостояние с нашим врагом, но обязательно придет на помощь, если мы сами окажемся под угрозой завоевания. Помимо всего прочего здесь, как и в других частях серии, есть возможность найма; если ваша армия недостаточно сильна или окончательно не сформировалась, то взять с собой на поле боя наемников – лучший вариант.

Как это ни печально, игрок, хорошо знакомый с серией Total War, без особого труда подметит, что баталии в Rome 2 отошли от канонического сценария к абсолютно бездумному и элементарному принципу – кого больше, тот и победит. Пропал всякий смысл в использовании разведки, подготовке засад и ухищрений в принципе – все это, пусть и неосознанно, было упразднено. А все потому, что бои до смешного упростили, убрав даже такие функции управления войском, как рассеять строй или удерживать позицию. Не попрощавшись, ушел баланс: скорость юнитов возросла настолько, что пробежать от одного конца локации к другому для них стало плевым делом! Тот поумневший AI, что нам обещали, никак себя не проявил, да и вообще поведение воинов мало чем отличается от того, что мы наблюдали ранее. Конечно, ситуация не настолько критична, как может показаться, но пробелы Rome 2 очевидны.

Ситуация с новым творением Creative Assembly, скажем так, неоднозначная. С одной стороны игра чисто визуально не вызывает нареканий, масштабность происходящего также не оставляет лично меня равнодушным, а дотошный подход к проработке городов и вовсе заслуживает отдельной медальки от редакции. Но чересчур упрощенная боевая система, хромая на обе ноги оптимизация и часть невыполненных обещаний омрачает впечатления.


"The Creative Assembly... О, The Creative Assembly... Верни мне мои легионы!" – страдал я каждый раз, когда узнавал, что следующая игра в серии Total War не будет посвящена Риму. Но до отчаяния дело никогда не доходило. Уверенность, что продолжение Rome: Total War все же увидит свет в будущем, присутствовала всегда, была непоколебима и грела душу в любых ситуациях. Вопрос был только в том, когда произойдет столь радостное событие. Увы, ждать пришлось долго – все девять лет, но ведь правду говорят, что чем дольше расставание, тем сильнее радость от встречи.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

То, что Total War: Rome II будет хитом, сомнений не было. "Рим" от 2004 года являлся, да и по сей день является одной из лучших, если не лучшей игрой серии, и пусть меня закидают помидорами, если я говорю неправду. Разработчики просто-напросто не имели права на ошибку, ведь ставки были как никогда высоки. Игроки могли бы пережить потенциальный провал Empire или Napoleon – эксперименты не всегда бывают удачными, на то они и эксперименты. Можно было бы принять и заведомо простить "креативщикам" осечку с Shogun 2 , если сия оказия действительно бы случилась – возвращение к истокам частенько оборачивается фиаско, и это прекрасно все понимают.

А вот если бы провалился второй "Рим" , это был бы крах, конец, апокалипсис локального масштаба. Как так – Rome II , на который возлагались огромные надежды, который все ждали почти десять, и вдруг получился ужасным? Прямой наследник "Рима" , ставшего когда-то тем самым "волшебным пенделем", благодаря которому франшиза получила мощный толчок к развитию, и вдруг – говно? Такое разве бывает? К счастью, не бывает, и The Creative Assembly в очередной раз доказала, что она – одна из немногих компаний-разработчиков в мире, которая всегда оправдывает возложенные на нее ожидания.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Да, кое-что "Креативщики" могли сделать и лучше – например, морские сражения до ума довести. Да, некоторые игровые моменты, представленные в Rome II , вызывают недоумение – зачем, спрашивается, вырезали речи генералов? Почему сэкономили на видеовставках на стратегической карте? Кое с какими решениями можно и вовсе спорить до бесконечности – например, с решением "сбрить" стены у большей части городов. А ведь я очень, очень любил осады в Total War , какими бы кривыми они подчас не казались. Но все это частности, погрешности. Когда перед тобой океан пряного меда, то в него хоть всю бочку дёгтя вылей – на вкусовые качества продукта это никак не повлияет.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Кампания, представленная в Total War: Rome II , с нами не церемонится, а сразу берет за шкиряк и окунает в гущу событий, что радует. С первых же ходов городское население начинает проявлять признаки недовольства, доходы по необъяснимым причинам перестают течь в казну, запасы еды исчезают в мгновения ока, войска с какого-то перепуга теряют личный состав на союзной территории. Нам сообщают, что заседающие в верхах власти гос. деятели – коррумпированные сволочи, и народ их ненавидит. На наши земли вторгаются какие-то варвары, не объявив войны. Неподалеку шастают прямые оппоненты, которые пока что не атакуют, но засылают агентов – пакостить, гадить и всячески портить нам жизнь. Какие там быстрые и беспощадные захваты окружающих земель – свои бы сохранить, пока разбираешься в тонкостях игры, совершая ошибку за ошибкой.

Вот решил ты, не подумав, вместо фермы город несколько расширить – ну так получай же мгновенный бунт от изголодавшихся плебсов и черни. Сделал все наоборот – низшие слои населения порадовал, зато на гарнизоне поставил крест на пару-тройку ходов. Проигнорировал военные технологии, занявшись мирным бытом – пожалел об этом в первом же крупном бою. Как все непросто, оказывается. Тут даже войска просто так, с бухты-барахты, в рейд по вражеским землям не отправишь, так как, простите, Империй еще не вырос. Империй – это власть фракции. Чем выше параметр, тем больше войск, флотилий и агентов мы можем нанимать на стратегической карте. В самом начале нам доступны максимум три сухопутные армии, и даже если учесть, что некоторые смежные функции выполняет флот, устроить блицкриг с такими "мощностями" все равно нельзя. Таким образом, наша задача существенно усложнилась, но играть при этом стало гораздо интереснее – когда ты трезво оцениваешь силы, смотреть на стратегическую карту начинаешь совсем иначе.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Возиться с уже подконтрольными нам территориями можно долго, упорно, но скучно все равно не будет. Нужно и проблемы всяческие решать, и города потихоньку отстраивать, и экономику развивать, и специальные указы (эдикты) издавать, и внутриполитическими дрязгами заниматься – пропихивать персонажей на вершину власти, распускать слухи, по-тихому убивать конкурентов, следить, сколько сенаторов или вождей тебя поддерживает, а если надо, то и родниться с конкурирующим Домом через сведебку. Кстати, если вы захотите поиграть за Рим или Карфаген, готовьтесь к мукам выбора – первая фракция разбита на три Дома, вторая – на три Рода. Все, естественно, со своими уникальными особенностями, достоинствами и недостатками.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Конечно, внутреннюю политику не нужно пускать на самотек – это может привести к разного рода неприятностям вплоть до преждевременной гражданской войны. Но и про внешнюю политику забывать не стоит, особенно на первых порах, когда наше государство еще слабенькое – нужно и торговые соглашения заключить, и союзника найти, и с врагами, если они сопят под боком, примириться на время. Собственно, ничего плохого про дипломатию сказать нельзя, все на уровне. Послы реагируют адекватно, глупостей не допускают, на встречные предложения соглашаются, договоренности соблюдают в большинстве случаев. В перечне возможных действий появились новые дипломатические инструменты (создание конфедерации или оборонительного союза, пакт о ненападении и т.д) , а также функция координации военных действий – для этого нужно открыть окно дипломатии и пометить провинцию, на которую союзники должны напасть. И нападают, что самое интересное!

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Технологии в Total War: Rome II разделены на две составляющие: военную и общественную/мирную. Разделы, в свою очередь, разбиты на три подраздела, где и сгруппированы те самые прогрессивные веяния – в виде не слишком ветвистых "деревьев". Подразделы, в зависимости от того, за какую фракцию идет игра, называются по-разному. У варваров, к примеру, нет "Тактики", зато есть вкладка "Порядок в войсках". У римлян имеется подраздел "Философия", а у патлатых кельтов – "Cовет друидов", и эти самые друиды, явно с дуба рухнув, сразу же предлагают изучить прогрессивную и светоносную технологию "Мудрость дуба" +5% к эффекту от потребления мухоморов. Технологии у варваров/эллинов/римлян/народов Востока отличны друг до друга, и разница ощущается даже на уровне фракций, принадлежащих к одной культуре. Наличествуют и схожие технологии, но добираться до них, как правило, нужно разными путями. Так, ицены учатся строить таран буквально за три хода, тогда как римлянам придется потратить на это больше 10 ходов, а заодно перепрыгнуть через два знания. Но дисбаланса нет. Механика изучения технологий работает по принципу "где-то прибудет – откуда-то убудет", так что если на определенном этапе игры мы начинаем отставать от других фракций, то это сугубо наша вина – либо делали упор на что-то одно, либо ленились и вообще ничего не изучали.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Миру мир, но война войной. Сидя на одном месте, победы не добьешься ни в одном из условий победы, так что расширять свои владения все-таки нужно. Да, стало чуточку труднее – ограничение по найму армий действует сурово и непреклонно, так что запрудить всю карту отрядами не получится. С другой стороны, компьютерные противники оказываются ровно в такой же ситуации, так что вы не увидите, как они с минуту передвигают по 10-15 стеков по одному подразделению в каждом – вспомните, какие "добрые, ласковые и нежные" чувства у вас это вызывало раньше. Есть и еще один важный момент – рядовые юниты (как пешие, так и морские) не способны путешествовать сами по себе, а передвигаются исключительно под опекой командира. Это тоже слегка стесняет. Зато перемещать войска по морям стало очень удобно – теперь достаточно указать путь, а дальше армия все сделает самостоятельно: дойдет до берега, сядет в грузовые корабли, которые сама же мгновенно построит, и поплывет себе по выбранному маршруту.

С корабликами в стратегическом плане вообще все хорошо сделали. С их помощью можно подстраховывать прибрежные города при атаках с земли и моря (достаточно лишь разместить флот возле поселения) – в первом случае мы можем высадить боевой десант и помочь гарнизону, во втором – воспрепятствовать десантированию вражеских войск. Боевые корабли позволяется группировать с грузовыми лоханками-самобранками в рамках одной флотилии, и тогда первые, в случае штурма вражеского поселения, могут спокойно гонять вражеские корабли и поддерживать наступление с моря, а вторые – давить крабов и прочую живность, сумасшедшими китами выбрасываясь на пляжи, чтобы с облегчением "разродиться" войсками. Еще флоту можно задавать те или иные режимы – например, "удвоенный темп" позволит кораблям быстрее передвигаться из точки "А" в точку "Б", а режим налета разрешит им грабить приморские города и морские торговые пути. Прим: свои режимы имеются и у сухопутных войск. Так, помимо грабежа окрестных территорий и возможности быстро передвигаться, армии могут устанавливать укрепления и прятаться в засадах.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Я не считал, сколько регионов присутствует на стратегической карте, но и невооруженным взглядом видно, что мир увеличился в размерах в сравнении с Rome – он значительно расширился на восток и юго-восток, а также сам по себе как-то разбух, раздулся, стал большее. Собственно, выражение "раздулся" можно применить и в отношении городов – это уже не условные два-три домика, обнесенные или же не обнесенные стеной, а самые настоящие полисы, занимающие обширную по своей площади территорию. Многие из них поистине огромны и окружены по периметру укреплениями – это столицы провинций. Также присутствуют совершенно незащищенные городки меньших размеров, являющиеся столицами регионов – территориальных единиц, входящих в провинции в количестве от двух до четырех штук.

Благодаря такому административному делению подконтрольными землями стало значительно легче управлять – теперь не нужно переключаться между отдельно взятыми поселениями, чтобы понять, что уже построено, а что еще нет – текущая информация об объектах предоставляется в рамках единого меню. Помимо удобства, тут есть и чисто игровые преимущества. Например, если возвести мастерскую осадных орудий в столице, то баллисты и прочие катапульты будут доступны для найма по всей провинции. Но и минусы тоже есть. Так, если разгорится всенародный гнев, то бушевать он будет не в отдельно взятом регионе, а повсеместно в пределах области.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Если в регионах на пустом месте возникают неприятности, то там, скорее всего, засели вражеские агенты. Всего их три вида: соглядатаи, сановники и воители. Вроде и не так много, но каждый из них производит столько пакостей врагам, что шиноби и гейшам из Shogun 2 и не снилось. Хотя и для относительно мирных дел они могут сгодиться – тот же соглядатай, попав на дружественную территорию, в мгновение ока перевоплотится в контрразведчика и начнет выявлять вражеских лазутчиков. Сановник, в свою очередь, уменьшит административные издержки и позволит сэкономить денежку, а воитель одним своим видом будет мотивировать жителей восхвалять императора/фараона/царя и радоваться жизни вообще. Чем лучше ребята справляются со своими задачами, тем быстрее растут в ранге и тем больше навыков – с нашей, разумеется, помощью – получают в свою копилку. Также в процессе своей деятельности они обзаводятся и дополнительными особенностями, и так называемыми домочадцами (например, женой +4% к усердию) , и предметами, дающими разные бонусы.

Прокачка полководцев и флотоводцев – всяких благородных вельмож или попросту вояк с высоким социальным статусом – осуществляется по схожему принципу. При этом армии и флотилии, которые персонажи водят за собой, тоже поддаются улучшению за счет так называемых традиций. Если говорить просто, это те же бонусы а-ля +5% к лихой кавалерийской атаке или +10% к абордажу, вот только они никуда не исчезают после смерти командующего, а закрепляются за армией. Если выбирать традиции не абы как, а с выдумкой, то можно создавать этакие военизированные бригады, специализирующиеся на осадах, обороне, безудержном наступлении в лоб или же на чем-то еще.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Искусственный интеллект на просторах стратегической карты ведет себя вполне разумно, хотя есть и странности. Так, противники иногда любят оставлять свои города и столицы без присмотра. Играя за Рим, я захватил Карфаген с первых же ходов армией из 7 пеших отрядов, не встретив сопротивления (возня с плебсами из гарнизона не считается) ни на море, ни на земле. К чести ИИ, он сразу стягивает войска к местам прорыва, но это уже постфактум. Также раздражают попытки удрученного компьютерными мозгами врага взять штурмом уже наши укрепления, но расстраивает не сам факт атаки, а то, какими силами располагает враг. Позвольте, но это смешно, как стек с двумя отрядами гопников-варваров старается взять огромный и величественный Рим, причем не раз и не два – пока полностью их не уничтожишь, они не прекратят корчить из себя камикадзе. По счастью, такой идиотизм встречается редко.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Ну, раз уж речь зашла о мордобитии. Как и во всех прошлых играх серии Total War , можем задействовать функцию автобоя, если не желаем участвовать в сражении. При этом нам разрешают выбрать тактику, которой будут следовать войска. Можно дать им указание идти в атаку, приказать отплясывать от обороны или же заставить сражаться в самом что ни на есть обычном режиме. Система заранее предугадывает результат и показывает, каков будет исход боя и сколько примерно людей у нас останется по итогу. Ключевое слово "примерно". Даже если на экране написано, что нас ожидает чуть ли не стопроцентное поражение, это всего лишь прогноз, а прогнозам свойственно не подтверждаться. Хотя испытывать судьбу все равно не стоит – лучше откатиться на шаг назад и вступить на поле боя в личном, так сказать, порядке, дабы своим примером доказать, что безвыходных ситуаций не бывает.

Если бог Марс к нам благосклонен, мы побеждаем в сражении и, разумеется, захватываем пленных. Их можно либо отпустить, либо убить, либо продать в рабство. В последнем случае мы получаем рост экономических показателей, но это палка о двух концах – даже Рим, любовь к рабам которого понятна, не может до бесконечности переваривать поток античных гастарбайтеров.

С захватом городов все более-менее ясно. Мы можем либо оккупировать поселение, либо разрушить, либо разграбить. Но разные культуры слово "грабеж" понимают по-разному. Если приказать сделать это римлянам, те не только все ценности реквизируют, но и в городе на ПМЖ останутся. А вот варвары, получив свое, занимать поселение не станут, а по доброте своей оставят его законному владельцу. Последнему, правда, от этого будет не легче.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Прекрасно, сногсшибательно, красиво, сногсшибательно – какими хорошими словами эту важнейшую часть Total War: Rome II не называй, в любом случае попадаешь в точку. Да, сейчас речь идет уже не о стратегии, а о тактике. Черт возьми, как же долго я ждал этого момента. Как же я хотел нанять пару стеков легионеров, выстроить их всех в боевом порядке, потом медленно, единым фронтом, отправить эту огромную армию на позиции врага. Чтобы печатали шаг, чтоб рожок дудел, чтобы пыль из-под тысяч стоп вздымалась на многометровую высоту. А потом, когда они подойдут на близкое расстояния к противнику и некоторые из них уже будут падать замертво под градом стрел, применить построение "черепаха" и смотреть, как четко и слаженно действует адская машина под названием "римская армия", которая не останавливается, но продолжает идти по трупам варваров, работая по принципу гигантского катка – страшного, безжалостного и беспощадного.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Бравые виртуальные воины еще меньше стали напоминать деревянных солдат Урфина Джуса, хотя куда уж дальше, казалось бы. Движения, мимика, индивидуальные и даже совместные действия на поле боя – все, буквально все вышло на новый уровень качества. За повторяющиеся элементы, будь то внешность, экипировка или вооружение, глазу зацепиться трудно, и всегда, даже если боец походит на своего рядом стоящего "коллегу" как одна капля воды на другую, он хотя бы пятнышком на одежде, царапиной на щите или грязью на ногах, но будет отличаться от оного.

Конечно, когда в одной куче смешиваются тысячи людей, тебе уже как-то все равно, кто как выглядит и какие у них эмоции отображаются на лице, но частенько игра сама подкидывает интересные сцены. Вот варвар мощным броском перекидывает через себя римского пехотинца, наступает ему одной на грудь и тут же вонзает копье в сердце, провернув его несколько раз, а через секунду сам погибает от предательского удара спину. Вот легионер, оказавшись в окружении, крутится из стороны в сторону, скалясь и размахивая высоко поднятым над головой гладиусом. Вот спартанец поднимает щит, принимая в него два метко кинутых дротика, но следующий снаряд все же достигает цели, после чего бородатый герой сначала падает на колени, а вслед за этим медленно заваливается на бок. Красота!

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Но и это еще не все – специально для любителей острых ощущений в игре имеется специальный режим, который приближает камеру на максимально близкое к выбранному отряду расстояние с последующей возможностью крутить ею в разные стороны – для достижения кинематографического эффекта. Для клепания скриншотов и услады глаз – просто замечательный инструмент. Если, конечно, система позволяет выставить более-менее высокий уровень графики. Я не скажу, что Total War: Rome II – это развлечение исключительно для богатеньких Буратино с мощными компьютерами "кому за пятьдесят", но системы среднего и чуть выше уровней все же едва справляются со своей задачей, подчас выдавая нереально малый уровень FPS. И это на весьма божеских (не путать с божественными) настройках.

Конечно, свою роль играет и кривоватая оптимизация, но надеюсь, что в будущем эту проблему исправят, так как в момент той же осады, когда противоборствующие армии традиционно для серии Total War образуют "пингвинячий базар" у ворот, играть становится ну просто невозможно. Или когда триремы и прочие биремы в количестве двадцати и более штук начинают веслами размахивать одновременно – вот тут просто вешайся. Не спасает и опциональное выключение всех "картиночных" наворотов.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

На поле могут находиться до 80 отрядов одновременно, то есть по 2 стека с каждой стороны конфликта и по 20 юнитов в каждом стеке. Во время сражения один из двух стеков появляется на поле боя не сразу, а через несколько секунд – в виде подкрепления. Дополнительные отряды, если таковые имеются, начинают поступать в наше распоряжение после уничтожения или же бегства одного из подразделений. Проще говоря, масштабы остались теми же, что и в Fall of the Samurai .

Многие виды войск располагают специальными способностями. Например, пехотинцы Спарты могут создавать фаланги и даже какие-то подобия построения "каре". Варвары умеют смыкать щиты и подбадривать себя криками, римляне – превращаться в "черепашек", и так далее. Искусственный интеллект не стесняется задействовать в нужный момент скиллы своих отрядов, да и вообще – ведет себя адекватно и благоразумно. Но и глупости иногда совершает, и действия его зачастую предсказуемы донельзя, и в лобовую атакую пойти может – не без этого. Если честно, заявленного разработчиками кардинального улучшения виртуальных мозгов я не заметил – оно вроде и есть, но под категорию "кардинального" явно не подпадает. Глубокие обходы по флангам мы как бы и раньше видели.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Осады в Total War: Rome II бодры и веселы, но общее их число в количественном соотношении уменьшилось, и все из-за нежелания "Креативщиков" опоясывать стенами города, которые не подпадают под статус столицы провинции. Спорное решение, очень спорное, и я уже об этом говорил. По сути, захват "кастрированных" городов – это то же самое сражение в чистом поле, но с возможностью забега в город. И даже в таких "осадах" нужно захватывать ключевые точки, контроль над которыми приводит нас (или нашего врага) к победе. В малых городах "поинт", как правило, один, тогда как в столицах их уже три. И там есть стены. И башни с защитными катапультами да баллистами. И осадные орудия: лестницы на колесиках, "скорпионы" и онагры разных видов, тараны, передвижные щиты – полный набор развлечений для игры в "Царя горы".

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Чтобы победить в столице, нужно либо перебить всех оппонентов, либо захватить большую часть контрольных точек и удержать их в течение некоторого времени, пока численное значение очков победы, которыми располагают защитники, не снизится до нулевой отметки. Подобная система захвата привносит в процесс осады куда больше разнообразия, чем это было раньше – вечеринка" ведь идет не на одном участке, а зачастую на нескольких сразу. Контрольные точки всегда находятся в разных частях города, так что, хочешь ты этого или нет, но войска разделять приходится. А кто знает, какие вражеские силы сконцентрированы возле вон той или вот этой площади? Может, там добрая половина армии собралась, а мы туда отряд рваных плебсов отправили. Это ведь не сразу можно понять, ведь противника мы зачастую просто не видим. Прим: Да, в Rome II есть такая тема – если супостат не находится в поле зрения нашей армии, то до поры до времени он тусуется в режиме "инвизибл". Правда, иногда система работает странно, а бывает, что и просто не работает.

Полноценные осады, если до них все же добираешься, радуют не меньше, чем обычные сражения, хотя хаоса в них, из-за обилия вокруг сотен разных объектов, бывает гораздо больше. Но спасибо разработчикам за то, что они придумали тактическую карту, развернув которую, мы можем окинуть взором всю местность, определить, где находятся вражеские и союзные подразделения, а заодно и раздать указания, причем последнее действо отнимает обычно раза в три меньше времени и сил, как если бы мы пытались проделать эту операцию в обычном режиме. Да и схематичность радует – все просто, доступно и понятно.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Сражения и штурмы поселений в Total War: Rome II – это увлекательно и задорно, спору нет, но с морскими сражениями дела обстоят чуть хуже. Война на море в большей степени напоминает поединки старых и неповоротливых калош, которые совершают неестественные, резкие движения, стукаются, прилипают друг к другу да время от времени обмениваются "таракашками". В чистом виде "блюдо" весьма пресное, но если разбавить его наземными сражениями, то вкус получается уже совершенно иной. Высадка десанта, обстрел города и вражеских войск, сражения с другими кораблями в прибрежной зоне, поддержка союзников – вот это да, гармонично смотрится. Хотя и тут есть минус – корабли соперника в большинстве случаев категорически не хотят вступать в бой с нашими судами, а сразу разворачиваются в сторону берега и высаживают с них войска. Боятся, что ли?

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Исторических сражений пока что маловато – их аж четыре штуки, среди которых есть и приснопамятная зарисовка под названием "Штурм Карфагена". Честно, когда Джеймс Рассел показывал мне рабочий билд Rome II с этой самой миссией, масштаб происходившего тогда впечатлил меня чуть больше. А вот "Битва при Тевтобургском лесу" срежиссированна и выполнена на отличненько. Римлян действительно жалко. Побольше бы таких миссий, да не в рамках DLC, а просто так – нам на радость.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Я бы с большим удовольствием рассказал вам и о сетевом режиме, но моя ревью-версия, к сожалению, его не поддерживает, так что дело за вами! Если судить по отзывам, мультиплеер Rome II очень даже хорош. Однако, каков итог? А каким он может быть, например, на международных соревнованиях по синхронному плаванию? Наши девушки всегда побеждают, мы давно к этому привыкли. Так и с Total War – что не игра, то победа, и к Rome II это относится в полной мере. Впрочем, привычка – дело дурное. Когда-нибудь и тысячелетняя секвойя от старости упадет, и наши синхронистки медали не завоюют, и Солнце потухнет, и нефть закончится – все случится в этом мире, и мы не сможем этому никак помешать, хоть и "привыкли". Но пока этого не произошло, нам следует радоваться тому, что имеем. Rome II , несмотря на малую толику спорных моментов и сугубо субъективных недостатков, держит планку качества на недосягаемом для большинства современных стратегий уровне. Масштабный, красивый, разносторонний и по-хорошему пафосный, он является достойным потомком великолепного и венценосного "Рима" , и не только Rome , но и вся знаменитая серия может им по праву гордиться. Как говорится, два убо "Рима" не падоша, а третьему, надеюсь, быти.

Мечники боевым строем идут во главе многотысячной армии. Стрелки на второй линии прикрывают передовые отряды, а конница отделяется от основных сил для удара с фланга. Но лазутчики заранее раскрывают позиции врага, позволяя боевым судам отработать по укрепленным точкам прямо с моря. Когда пропретор с войском вошел в город, сопротивления уже не было. Эта битва была выиграна до ее начала.

Мощь Римской Империи сравнима с победоносным шествием серии Total War в игропроме. Проработанный пошаговый режим на глобальной карте и эффектные сражения в реальном времени - мощный задел для покорения сердец тех, кто в детстве переиграл в солдатиков, мечтая стать полководцем. Но непобедимых нет, а значит, даже лидер в жанре рано или поздно даст слабину…

- Тысяча народов Персидской империи накинутся на вас.
Наши стрелы и копья, словно туча, закроют солнце.
- Тогда будем драться в тени.

х/ф «300 спартанцев» (2006)

Сюжетные войны

Как отличить поклонника исторических игр от простого игрока? Для ценителя круг любимых проектов составят серии Total War, Civilization и стратегии Paradox Interactive. Есть и другие проекты, но они либо низкого качества, либо узкоспециализированы и не обременены славой. Но в той же «Европе» шведов высокий порог вхождения, а игры Сида Мейера больше об экономике и международных отношениях, чем истории.

Остается, правильно, серия Total War. Британцы из The Creative Assembly создали рецепт почти идеальной игры, сочетающей тактику и стратегию, войну и дипломатию, сложность и доступность. Запустив любую игру серии, никогда ранее не играя в глобальные стратегии, у вас наверняка не возникнут вопросы «Как в это играть?» или «Для чего эта функция?»

На глобальной карте появился вот такой обзорный режим. Удобная вещь для оценки общей картины на политической арене.

Проблема в том, что Total War всегда была своего рода песочницей. У вас есть карта мира и… делайте, что хотите. Приятно расширить границы Руси до Пиренейских гор или сделать карликовое островное государство гегемоном Европы, но надолго ли хватит такого подхода? Победите один раз, другой, третий, и затем отсутствие мотивации возьмет вверх.

В Rome II решили отойти от этой традиции, добавив в игру сюжетную кампанию, чего не было со времен Empire: Total War. Пусть она учебная, пусть состоит всего из одного сценария и лишь вводит нас в курс дела, но попотеть там есть где: что в битвах, что в глобальном режиме за считанные ходы легко попасть в патовую ситуацию, когда спасет лишь рестарт миссии или откат к ранним сохранениям.

В центре внимания история становления Рима, что не удивляет, учитывая подзаголовок игры. От лица римского консула, командира небольшой армии, вы примете участие в Самнитских войнах: оборона Капуи, битва при Везувии, осада Бовиана - создатели игры не пытались сделать реконструкцию событий тех времен, но какая-то историческая последовательность в Rome II есть.

Режим авторасчета итогов напоминает стычку отрядов в Civilization. И это не последнее сходство с играми Сида Майера.

Разгромом самнитского племени и плохо смонтированным видеороликом заканчивается пролог. Дальше - отправная точка, откуда вы начнете вершить альтернативную историю или воссоздавать настоящую. Выбор культуры и фракции, тонкая настройка условий победы и игровой сложности - этот ритуал хорошо знаком всем, кто хотя бы раз играл в игры серии Total War.

Первый промежуточный итог: игра встречает нас дружелюбно. В отличие от предыдущих игр серии, появилась предыстория, где вам попутно объясняют основы игрового процесса и знакомят с окружением. Обучение подается творчески, без лекционных пассажей в стиле «выдели армию и направь на врага».

Но зачем было баловать публику эффектным трейлером с живыми актерами, если в игре нас ждет среднего качества рендерные ролики и уродливые по меркам времени кат-сцены на движке? Если бы не помпезные обещания о кинематографичности, роли интриг и личной драмы одного воина на поле битвы, никто и слова плохого бы не сказал, а так - неприятный осадок остался.

Это еще относительно сносный кадр из внутриигровых роликов. Разработчики говорили о кинематографичности, а вышло квадратное небо в стиле Minecraft.

Выговор и отделу локализации SEGA: если вы анонсируете полный перевод на русский язык, будьте добры, исполняйте обещания или не распространяйте ложную информацию. В описании товара никогда не увидишь «переведена частично», но почему бы не написать просто «русская версия», если твердо решили сэкономить на деньгах, расплатившись репутацией?

Или объясните, почему пользователь вашей продукции обязан слышать английскую речь, когда выделяет отряды в битве или на глобальной карте, почему дублированы только ролики и речь советника? Можно понять, если бы каждый народ говорил на своем языке, но у вас и римляне, и греки говорят на языке туманного Альбиона.

Создатели отказались от портретов в пользу анимированных гримас, простите, лиц. Не самое эстетически красивое решение.

И почему у вас в штате нет корректора, способного исправить опечатки в текстах до релиза игры, а не в скороспелых патчах? Да, вы не превзошли замечательный перевод Resident Evil Revelations, но удостаиваетесь второго места в списке худших локализаций года. Мои поздравления!

Сам себе император

Итак, мы выбрали любимую фракцию, настроили сложность и выучили условия победы. В Rome II нет градации на короткую или долгую кампании, зато типы побед устроены словно по заветам Сида Мейера - военная, экономическая и культурная. Стратегию лучше определить заранее, ведь не рационально днем штурмовать замки, а по вечерам подписывать торговые договоры.

Но даже выпускникам МГИМО не обойтись без командирских талантов и действующей армии: для мирных побед недостаточно быть самой развитой державой в плане технологий или торговой столицей мира - контроль шести указанных областей обязателен для триумфа.

Исторические сражения, как обычно, вынесены в отдельное меню. Но почему их так мало?

Культуры между собой отличаются немногим. Что Рим, что Карфаген, что германские и кельтские племена разнятся количеством стартовых владений, географическим положением и особыми бонусами фракций, как в Civilization V: одни получают дополнительный опыт в сражениях, другие – больше прибыли от торговых сооружений.

Если сравнивать Rome II с предшественницами, игра на глобальной карте мало в чем изменилась. Мы обустраиваем государство, распространяем свое влияние на другие культуры, ведем дипломатические переговоры и захватываем земли. Раньше в каждой провинции была столица, и ее захват означал полный переход окрестных земель на сторону оккупанта: теперь зоны поделены на мелкие участки и захватываем мы их последовательно.

Окно дипломатии подозрительно напоминает серию Civilization. Вы здороваетесь с соседним правителем и перетаскиваете на специальную панель свои просьбы и предложения. Заключить торговое соглашение, объявить войну, обменяться ресурсами - слишком деловые эти правители, чтобы с ними любезничать, но хотя бы династические браки могли бы оставить. Переговоры ведутся только с теми государями, чьих подданных вы обнаружили на карте мира.

Дипломат требует золото за подписание торгового соглашения? Давайте, Афины, до свидания.

Разработчики обещали уделить больше внимания личным интригам правителей. Дело в том, что играя за Рим или Карфаген, вы выбираете один из трех домов (семей), при этом полководцы двух других тоже на вашей стороне, хотя и мечтают всадить вам нож в спину. Чтобы дело не дошло до революции, персон этих можно женить, задобрить повышением, или отправить на суицидальное задание. Также за различные деяния генералы армий и другие персонажи получают очки хорошей и дурной славы, а при отсутствии кармы личность «теряется» в круговороте истории, навсегда покидая карту.

Куда большую роль играют агенты, коих три вида. Отравить колодцы, устроить поджог, убить вражеского генерала - такие кадры в серии Total War всегда были важнее армии, а прокачанный шпион мог в одиночку посеять смуту в самой неприступной крепости. В Rome II эти бойцы «бессмертны» и в случае провала операции могут лишь получить ранение, чтобы вернуться в строй несколько ходов спустя.

Еще один метод воздействия на неугодных членов семьи, и показательный случай, какие решения может принять император.

Опыт получают не только полководцы и агенты, но и армии, а также флотилии. Закаленные в битвах войска награждаются бонусами к нападению или защите, в зависимости от того, какие умения выучите. Как и раньше, солдаты не могут перемещаться по карте без командира, поэтому в случае гибели или смерти полководца вам сразу же предложат выбрать нового.

Экономическая часть отошла на второй, а то и третий план. Теперь вам не построить кучу зданий в каждом городе, ведь места под застройку ограничены. Зато эффект от строений распространяется на всю провинцию: построили казармы в столице, а наем отрядов будет доступен во всех поселениях региона.

Соотношение потерь влияет на тип победы - героическая, тяжелая, пиррова. Еще один стимул играть аккуратно.

Процесс завоевания Европы разбавляют квесты и случайные события. Захватить пару провинций, нанять воителя, уничтожить фракцию - сложность заданий соизмеряется объемом вознаграждения. События обычно негативные: где-то пошалило землетрясение, в каком-то городе вспыхнула эпидемия. Недуг может сразить как вас, так и вашего соседа, хотя иногда есть возможность повлиять на ситуацию решением.

Самое интересное в Rome II, да и во всей серии Total War - наблюдать за изменением политической обстановки. Европу, Северную Африку и Азию вплоть до Индии делят сотни народов: они объединяются в альянсы, заключают договоры, уничтожают друг друга. Все происходит без вашего участия и уже через пару десятков ходов может уйти в вечное забвение и Карфаген, и целый ряд карликовых племен.

Судя по дымящемуся городу и обилию флота вокруг, Сиракузам недолго осталось.

Второй промежуточный итог: игра в государя захватывает, как и раньше. Если сравнивать с оригинальным «Римом», карта разрослась не очень сильно, но стала насыщенней: тысячи армий снуют по морю, устраивают блокады и берут города в осады. Это в какой-то мере и недостаток: представьте, как долго длится ход противника, если игра обрабатывает алгоритмы действий для каждой фракции?

Еще один минус - интерфейс и навигация в нем. Появилась внутриигровая энциклопедия с подробным описанием, характеристиками войск и построек. С одной стороны, это хорошо, но она заменила всплывающие подсказки, так что вы каждый раз при попытке узнать подробности о типе отрядов будете лезть в этот справочник, который (сюрприз!) не работает без подключения к сети.

Энциклопедия информативна, но слишком неудобна и долго загружается.

Какую вкладку не открой, везде они кажутся неоправданно перегруженными лишней и бессмысленной информацией, неудобным расположением кнопок, причем в ряде случаев иконки неоправданно большие, словно Rome II - не ПК-эксклюзив, а всего лишь мультиплатформа.

Расстраивает и отсутствие семейного древа. Раньше можно было обезглавить могущественную сверхдержаву, вырезав всю царствующую династию, сейчас же полководцы рождаются из ниоткуда - на место павшему в бою придет новый и цикл будет повторяться до бесконечности.

На поле брани

Ключевое нововведение в тактических схватках в реальном времени - объединенные морские и сухопутные сражения. Еще на глобальной карте можно присоединить флот к регулярной армии и эта парочка пойдет покорять заморские твердыни. Флот не только прикроет транспортные суда, но и окажет огневую поддержку при осаде прибрежных городов.

К слову: отныне в каждом городе располагается гарнизон, а его состав зависит от численности населения и возведенных построек. Армии эти стационарные, за пределы городских стен не уходят. Такая дружина ударную группу врага не остановит, но мятежников подавит без проблем.

Проблема большой армии - не всем хватает мест, чтобы «припарковаться».

Когда два отряда враждующих сторон сходятся на одной тропе, игра, как обычно, предлагает выбрать режим: рассчитать итоги боя автоматически или командовать армией лично. В тактическом режиме, на первый взгляд, ничего не изменилось: расстановка войск, начало битвы, выбор строя и формации, пауза, перемотка времени. Постойте, а что это за точки и очки победы?

Теперь победить можно хитростью, а не только тотальным разгромом врага, ведь на коне тот, кто отвоюет у противника все победные точки. Вы можете отвлечь основные силы врага отрядом лазутчиков, а в это время конницей пройти по флангу и поднять знамена своей армии над вражеским поселением - и неприятель ничего не поймет, оказавшись одураченным.

Новшество интересное и скорее положительное, если бы не синдром Relic Entertainment. Можно понять, когда ключевой точкой служат ворота и контроль над ними открывает дорогу в город, но какой резон захватывать неукрепленный пустырь? Для выпаса гусей?

Контрольные точки не сильно изменили игровой процесс. Битва обычно заканчивается раньше, чем кто-то успеет до них дойти.

Преобразили сражения и флотилии. Корабли научились не только таранить другие суда, но и обстреливать врагов с берега по «засвету» разведчиков, как это делает артиллерия и ПТ-САУ в World of Tanks. Часто битвы выигрываются без единой потери только потому, что один отряд конницы обнаруживает вражеские силы, а тех безнаказанно расстреливают с берега суда поддержки.

Да, искусственный интеллект в Rome II непредсказуемый, точнее, нелогичный. Компьютер то обладает ясновидением, направляясь именно туда, где спрятан в лесу ваш отряд, то застывает на месте, позволяя безнаказанно себя расстрелять. Оппонент не охраняет лучников и осадные орудия, пассивен при штурме, позволяя сначала расстрелять лучников на стенах, затем добить пехоту.

Лес - отличное место для засады или прорыва в тылы врага.

На глобальной карте ИИ не прекращает удивлять. Бессмысленно перемещая армии по карте, может неожиданно покинуть столицу, позволив нам без труда ее захватить, нападает на превосходящие силы противника, где справедливо гибнет в полном составе.

Третий промежуточный итог: в тактических битвах ровно два интересных, но не доведенных до ума нововведения, что в совокупности с плохим искусственным интеллектом делает битвы просто неинтересными.

Обзорный режим появился и в тактических сражениях, но ему сложно найти разумное применение.

Но портит впечатление не это, а баги. Игра получилась очень сырой. Графика осталась на уровне Shogun 2, но кушает несоизмеримо больше системных ресурсов, выдавая низкую частоту кадров. Вылеты, ошибки скриптов, опечатки в текстах - форумы разработчика и издателя пестрят всевозможными проблемами, и это далеко не частные случаи.

Об оптимизации управления можно и промолчать, но так уж и быть. Неудобные ракурсы камеры и невозможность поднять ее высоко над полем боя, все отряды одного типа не выделяются двойным кликом, а сами битвы даже на максимальной скорости проходят очень медленно, хотя в сети встречались и жалобы на противоположное. И самое главное - лицевая анимация. Буду краток - это уродство.

Заключение

Претензия «ожидал большего» - это не аргумент, знаю. Но ситуация вокруг Rome II напоминает предвыборную кампанию, когда вам обещают перемены и что жизнь у вас обязательно наладится. А после выборов победителя поражает амнезия: да, обещали, но вы не так поняли и так далее. Предзаказы уже проданы, покупатель поймал наживку и разработчик на коне. Хотя в данном случае это и не конь вовсе. Так, максимум ослик.

Что-то меняется, что-то остается прежним. Цитаты исторических деятелей на экранах загрузки - неотъемлемая часть любой игры Total War.

Rome II - сама по себе игра неплохая, но ей не хватает новизны. Технические неполадки со временем исправят, алгоритмы действий ИИ доработают, но даже с учетом того, что все будет работать, как задумано, игре не светит звание шедевра всех времен. По меркам серии это шаг не вперед, а скорее в сторону: сделали немного другую игру, ничуть не лучше, но и не хуже (с поправкой на баги) предшественниц.

После выхода Empire развитие серии прекратилось. Napoleon и Shogun 2 - это как Vice City и San Andreas по отношению к GTA III: масштабные расширения, использующие такую же игровую механику, просто мир другой и эпохи другие. Но негатива было меньше, поскольку серьезных недостатков у тех игр не было. В этом же случае Rome II - как та чаша терпения с последней каплей.

Вердикт: новый «Рим» - это старый «Рим» с графикой как в Shogun 2 и видоизмененной механикой как в Empire. И с багами.

Оценка: 7.4.

Между строк. Пока создатели игры работают сверхурочно, пытаясь вылечить свое детище от многих болячек, возникают мысли о следующем проекте The Creative Assembly. Только посмотрите: перезапуск Shogun - был, перезапуск «Рима» - состоялся, а Medieval относительно новая, чтобы ее перезапускать. Может, наконец, дождемся Total War в современности или сеттинге Первой Мировой? Ай, ладно, ставлю на аддон про Александра Македонского.

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • Total War Rome II: тестирование производительности
    Тестирование восемнадцати видеокарт и шестидесяти трех процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы.

  • на конференции сайт.
Статьи по теме: