Дидактическая игра на тему космос в яслях. Игра - занятие ко дню космонавтики в подготовительной группе. Дидактическая игра «Космическое путешествие»

Елена Герасименко
Сборник дидактических игр по теме «Космос» для детей среднего дошкольного возраста

«Я верю, друзья караваны ракет

Помчат нас вперед от звезды до звезды.

На пыльных тропинках далеких планет

Останутся наши следы»

В. Войнович

Актуальность.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе , звездах, планетах, так как эта тема будоражит их детскую фантазию. Эта тема вызывает у детей интерес и дает возможность многосторонне развивать личность ребенка. Дидактические игры на тему «Космос » помогают детям сформировать первоначальные представления о космосе , солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о созвездиях. В процессе игр о космосе у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные процессы. Они расширяют кругозор, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, развивают интеллект.

Цель :

Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе , о планетах Солнечной системы, о созвездиях, способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей .

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПЛАНЕТЫ НА ОРБИТАХ»

Задачи :

Расширять знания детей о космосе , о строении Солнечной системы;

Развивать навыки ориентировки и пространственные представления;

Называть по памяти планеты Солнечной системы;

Упражнять в счете планет;

Развивать у детей коммуникативные навыки.

Материал :

девять планет из картона разного размера и цвета, карточки с цифрами от 1 до 9, схема Солнечной системы, шнуры для выкладывания орбит, девять мячей разного размера и цвета.

Варианты игры :

Вариант №1

Дети шнурами выкладывают орбиты планет вокруг солнца на столе и затем размещают планеты с цифрами по своим «дорожкам» , орбитам.

Вариант №2

Дети выкладывают планеты на схему солнечной системы при помощи стихотворения без карточек.

«Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон»

Вариант №3

Дети шнурами на полу выкладывают орбиты вокруг солнца и с мячами – планетами встают на свои «орбиты» в соответствии с расположением планет Солнечной системы.

ИГРА-ЛОТО «УГАДАЙ СОЗВЕЗДИЕ»

Задачи :

Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным;

Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен;

Развивать познавательный интерес.

Материал :

Карты лото с изображением различных созвездий;

Картинки с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия : Большая Медведица, Орел, Лебедь, Лев, Кит, Рыбы, Дракон, Геркулес, Персей, Пегас.

Ход игры.

Детям раздаются карты лото с изображением различных созвездий. У воспитателя картинки с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия : Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Пегас.

Воспитатель :

На ночном небе можно увидеть созвездие, похожее на большой ковш. В древности людям показалось, что конец ручки ковша похож на нос какого – то зверя, несколько звезд под ковшом – на его лапы и туловище, а сам ковш – седло. И они решили, что если соединить все эти звезды, то они будут похожи на медведицу. Называется оно – Большая Медведица. У кого есть такое созвездие? (и т. д. с другими созвездиями)

ИГРА «ИЗОБРАЗИ СОЗВЕЗДИЕ»

Задачи :

Учить детей изображать созвездие на плоскости;

Материал :

листы черной или синей бумаги, звездочки из желтого картона.

Варианты игры :

Вариант № 1

Дети изображают созвездие по образцу.

Вариант № 2

Дети изображают то или иное созвездие по памяти.

ИГРА «КОСМОС »

Задачи :

Учить детей плоскостному конструированию по образцу;

Развивать мышление, творческое воображение, память;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал :

12 больших карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.) игеометрические фигуры разного цвета.

Варианты игры :

Вариант №1

Дети накладывают детали на образец.

Вариант № 2

Дети конструируют, глядя на образец.

Вариант № 3

Дети конструируют по памяти.

ИГРА «СОБЕРИ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Задачи :

Закреплять знания детей о геометрических фигурах;

Учить детей конструировать по образцу и по памяти;

Развивать мышление, воображение, память;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал :

карточки с изображением предметов : ракета, космонавт , спутник, робот, звезда.

Варианты игры :

Вариант № 1

Дети конструируют предмет по образцу.

Вариант № 2

Дети конструируют предмет по памяти.

ИГРА «УСТРАНИ ПРОБОИНУ»

Задачи :

Закреплять знания детей о геометрических фигурах;

Развивать мышление, воображение;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал :

Ракеты из картона с прорезями, с «пробоинами» , геометрические фигуры : круги, треугольники, трапеции, прямоугольники.

Ход игры:

Воспитатель : -Ребята, наши ракеты столкнулись с потоком метеоритов и они повредили их. Сейчас вы все инженеры-конструкторы. Нам необходимо отремонтировать наши космические корабли .

Какого цвета наша ракета?

(Перед детьми ракета с пробоинами в виде геометрических фигур. На подносе геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те пробоины, которые подходят для ремонта.)

А сейчас назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта (дети называют) .

ИГРА «ДЕНЬ, НОЧЬ - СУТКИ ПРОЧЬ!»

Задачи :

Формировать у детей элементарные представления о смене дня и ночи;

Дать детям понятие о том, что Солнце восходит рано утром на Востоке, днем поднимается на небосклоне, вечером опускается на Западе и уходит за горизонт. Ночью видны звезды и Луна. Луна находится в разных фазах : молодой месяц, возрастающая Луна , полная Луна, убывающая Луна; вместе день и ночь называют сутками;

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Формировать познавательно-исследовательский интерес и расширять кругозор;

Побуждать детей к активному речевому общению.

Актуальность игры :

Игровое пособие позволит ребенку раскрыть свой потенциал, использовать анализаторы организма :

1. Слуховой : слушает и запоминает задание педагога;

2. Зрительный : находит зрительно «Восход Солнца» , «Небосклон» , «Закат Солнца» ;

3. Тактильный : ребенок самостоятельно удерживает макет «Солнца» , «Луны» , передвигает его по дуге.

Материал :

10 комплектов состоящих из 2-х карточек, обозначающих «день» и «ночь» , макеты «солнца» , «луны» , «месяца» .

Варианты игры :

Вариант№1

У каждого ребенка в одной руке макет неба, в другой макет солнца. Ребенок вставляет макет солнца в прорезь и передвигает его по дуге, находя восход, продвигает к небосклону, а затем к линиигоризонта, внимательно слушая инструкции педагога.

Вариант № 2

Ночным светилом является Луна, когда наступает ночь, на небе появляется Луна. Дети меняют макет дневного неба на звездное и вставляют макет луны. День и ночь – сутки прочь!Ночью видны звезды и Луна; Луна находится в разных фазах : молодой месяц, возрастающая Луна , убывающая Луна. Слушая инструкции педагога, дети вставляют макет молодого месяца, полной Луны, убывающей Луны.

Дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Задачи :

Развивать логическое мышление (анализ и синтез) ;

Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;

Развивать память.

Материал :

наборы карточек из четырех картинок.

Правила игры :

Первый уровень (с опорой на наглядность) . Воспитатель показывает детям наборы из 4-х картинок. Перед детьми ставится задача – найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

Второй уровень (без опоры на наглядность) . Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему и объяснить свой выбор.

Предлагаемые наборы слов : Ракета, спутник, луноход, лодка. Солнце, Юпитер, Сатурн, Земля. Комета, звезда, метеорит, глобус и т. д.

Игра «Ракетодром»

Дети произносят речёвку перед началом игры.

Мы сейчас все космонавты ,

Как Гагарин, как Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов . Старт.

(поднимает красный флажок)

Дети стоят вокруг ракеты, по знаку красного флажка дети начинают двигаться по кругу под космическую музыку , через некоторое время второй ребенок поднимает желтый флажок- дети двигаются по кругу в другую сторону, далее третий ребенок поднимает оранжевый флажок- дети начинают двигаться по залу свободно,четвертый – поднимает зеленый флажок- дети садятся на корточки или останавливаются на месте,игра проводится в течение некоторого времени,дети сами контролируют процесс поднятия флажков, главная задача – следит за поднятым цветом.

Дидактическая игра

«Найди свою планету» .

Цель : - Учить ориентироваться в замкнутом пространстве (помещении кабинета, находить и располагать игрушки по инструкциям педагога.

Развивать зрительный поиск в макропространстве, закреплять знание основных предлогов, характеризующих местоположение предметом.

Ход игры : Педагог предлагает детям найти 4 ракеты, расположенные в разных местах кабинета и рассказать, где находятся ракеты, используя пространственные предлоги.

Дидактическое упражнение

«Найди свою планету (звезду) ».

Цель : - учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие.

Формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.

Ход упражнения:

1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную :

– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.

Найдите большую голубую звезду.

Сравните, какая из больших звезд больше : красная или голубая? и т. д.

Игра " Вокруг солнца"

В каждой команде 6 человек, которые стают в колонны. Двум ведущим игрокам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки обеих команд поднимают руки вверх. По команде руководителя участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданным заданием

Игра “Космонавты”

Ждут нас быстрые ракеты, дети врассыпную бегают по залу, на полу лежат

Для прогулок по планетам. обручи “ракеты” на один меньше, чем детей .

На какую захотим, по окончанию слов, дети забегают в обруч

На такую полетим. кому из детей обруча не хватила , выбывает

Но в игре один секрет - из игры

Опоздавшим места нет.

Дидактическое упражнение

«Маршрут ракеты» .

Цель : - развивать у детей зрительное восприятие,

Активизировать зрительные функции глаз, развивать периферическое зрение.

Формировать зрительно-двигательную ориентировку, графические навыки.

Ход упражнение:

Дети следуя инструкции педагога рисуют маршрут ракеты :

Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете и т. п.

Один ребенок выполняет задание у доски.

Игра «Кто быстрее до Луны»

В игре принимают участие 2 ребенка, становятся напротив друг друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл. Проводится с 3-4 игроками.

Результат.

Вначале знания детей о космосе были поверхностными , полученные в основном из мультфильмов. Дети называли 1 – 2 планеты, 1 – 2 созвездия, не представляли, чем люди занимаются в космосе .

Дидактические игры о космосе помогли детям систематизировать знания о космическом пространстве ,Солнечной системе , созвездиях, обогатить активный словарь за счет введения новых слов. Дети стали более компетентны, у них значительно расширился кругозор по этой теме .

Используемая литература.

1. Паникова Е. А., Инкина В. В. «Беседа о космосе »

2. ДонинаО. И., ХамидулинаЛ. А. «Путешествие по Вселенной…»

3. Гризик Т. И. «Познаю мир»

4. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия»

5. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»

6. Венгер А. А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

Воспитатель: Бабенко Елена Ивановна

Дидактическая игра для дошкольников "КОСМОС"

Цель : Активизация словаря по теме «Космос». Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.

Задачи:

Упражнять детей в употреблении простых распространенных и сложносочиненных предложений, согласовывая слова в роде числе и падеже.

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме

Упражнять в образовании множественной формы существительного и прилагательного.
Развивать восприятие, память, логическое мышление. Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей. Способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство». Способствовать ознакомлению с историей освоения космоса; способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

Материалы:

2 комплекта карточек с различными изображениями ракет для игр: «Найди пару» и «Опиши ракету», карточки для игры «Четвертый лишний», звездочки из картона, обклеенные блестящей бумагой.

Фишки - медали,Фотографии космонавтов. Картинки и иллюстрации планет, созвездий. Фотографии семьи Ю.Гагарина.

Игровое задании : для старшего возраста

игры - беседы, обобщающие и проблемно - поисковые ситуации, вариативно - игровые задания.

(за правильный ответ ребёнку вручается медаль (фишка). По окончании беседы- викторины подсчитывается число медалей и объявляется победитель.

  1. Как называется планета, на которой мы живем?
  2. Как называется ближайшая к нам звезда?
  3. Что такое солнечная система?
  4. Какие планеты солнечной системы ты знаешь?
  5. Как называется спутник Земли?
  6. Какие созвездия нашего неба ты знаешь?
  7. Кто был первым космонавтом Земли?
  8. Когда впервые человек полетел в космос?
  9. Каких российских космонавтов ты знаешь?
  10. Знаешь ли ты членов семьи Ю. Гагарина?
  11. Какие клички были у собак летавшие в космос?

Правила игры: для младших дошкольников

Игра "Найди пару"


Детям выдается один комплект ракет и предлагается отыскать такую-же, затем педагог просит обосновать свой выбор. Если необходимо, педагог берет свой комплект ракет и отвечает первым, показывая детям, каким должен быть ответ. (Эти ракеты одинаковые потому что у них: корпусы треугольные, по два круглых иллюминатора, в основании ракет трапеция …)

Игра "Опиши ракету"

Детям выдается один комплект ракет и предлагается запомнить детали ракеты, через некоторое время педагог предлагает перевернуть карточки. Ребенок должен описать свою ракету по памяти.

Игра "Четвертый лишний!"

Педагог показывает набор карточек, и предлагает детям сделать обоснованный вывод: какая карточка - лишняя и почему. Главное в этой игре - умение обосновать свой ответ.
О следующих играх расскажу на примере слова «звезда», аналогично можно играть в них с другими словами на космическую тематику.

Игра "Подбери словечко"

У детей по одной звездочке и педагог просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
человек, который считает звезды- звездочет,
Космический корабль летящий к звездам- звездолет,
Скопление звезд на небе- созвездие,
Момент, когда звезды «падают»- звездопад,
Небо, на котором много звезд?- звездное,
небо на котором нет звезд?- беззвездное
Бывает большая звезда, а бывает маленькая - звездочка.

Цели:

Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным;

Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.

Материалы и оборудование:

Карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей, в трех из них помещены схематические изображения разных созвездий;

1-2 отдельные картинки с изображениями сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

В игре участвуют от двух до четырех детей. Им раздают карты лото с изображением различных созвездий. Картинки с изображением животных или людей находятся у воспитателя.

Воспитатель. Всем вам, ребята, приходилось вечером или ночью видеть на небе звезды. Еще с древних времен люди, наблюдая за звездами, разделили их на группы - созвездия; самые заметные и яркие звездочки в каждой группе они мысленно соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на что похож рисунок. Рисунки получались разные: один напоминал зверя, другой - птицу, третий - человека.

Если наблюдать звездное небо в одно и то же время несколько дней подряд, можно заметить, что созвездия появляются в небе в определенных местах: одно созвездие - за лесом, другое - всегда над домом, третье – над рекой и т.д.

В древности путешественники ориентировались по звездам, по ним они прокладывали путь, определяли свое местоположение.

Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, мы сейчас поговорим лишь о некоторых. Я буду рассказывать, а вы догадайтесь, о каком Созвездии идет речь.

Воспитатель показывает детям картинки и рассказывает о созвездиях Р екомендуется придерживаться предложенной последовательности.

1. Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно отыскать созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша - это нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом - это его лапы и туловище, а сам ковш - седло. Древние люди считали, что вce эти звезды, если их соединить вместе, похожи на медведицу, и по-своему рисовали ее.

Посмотрите на свои карточки: нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу?

Воспитатель показывает картинку с изображением Большой Медведицы. Дети вначале рассматривают карточки с созвездиями, потом картинку, показываемую взрослым, и ищут нужное созвездие. Ребёнок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку с изображением Большой Медведицы и кладет ее над соответствующим созвездием.

2. А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звезд, которую назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасет вола (пастух).

Воспитатель показывает соответствующую картинку.

У кого созвездие Волопаса?

Дети смотрят на картинку и ищут на карточках лото схематическое изображение созвездия. Ребенок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку и кладет ее над ним.

3. Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу.

Воспитатель показывает картинку с соответствующим изобра жением.

У кого есть созвездие Лебедя?

Угадавший получает картинку.

4. А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного коня - Пегаса. У кого из вас есть созвездие Пегаса?

5. Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес - очень сильный человек. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. У кого есть созвездие Геркулеса?

6. А другая группа звезд называется созвездием Льва, того самого, которого убил Геркулес. У кого есть созвездие Льва?

7. Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит навстречу Лебедю. Орел - очень грозная птица. У вас есть такое созвездие?

8. На небе можно отыскать созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего видны в осенние месяцы. У кого есть созвездие Рыб?

9. А за Рыбами слабо поблескивает созвездие Кита. Его тоже лучше всего видно осенью. Найдите это созвездие.

10. На небе можно найти даже Дракона - волшебного, сказочного змея. Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие?

11. Еще есть созвездие с необычным названием - Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звезд, соединив которые получим букву М. Кассиопея - имя царицы. По преданию, она очень хвалилась своей красотой и всегда собою любовалась. У кого такое созвездие?

12. В небе есть созвездие Персей. Герой Персей спас прекрасную молодую царевну от злого Кита. У него было сказочное оружие - голова Медузы Горгоны. Все, кто смотрел на нее, превращались в камень. Персей показал Киту свое сказочное оружие. Кит взглянул на него и превратился в остров, а Персей женился на царевне. У кого есть это созвездие?

Когда все карточки будут разложены, воспитатель заканчивает игру.

Разные люди по-разному соединяли звезды, и рисунки у них получались другие. Большая Медведица на Руси одно время называлась Кастрюлей, на Украине - Телегой, а в Сибири - Лосем. Если вы будете смотреть на небо, вам тоже может показаться, что то или иное созвездие можно было бы назвать как-то по-другому. Но люди, изучающие небо, собрались и договорились о том, что одни и те же группы звезд будут называть одинаково.

При повторении игры дети меняются карточками лото.

Примечание. Когда ребята усвоят названия созвездий, им можно предложить играть самостоятельно, как в любое другое лото. Игру можно в этом случае упростить: ведущий, показывая карточку, спрашивает участников игры: «У кого есть такое созвездие?»

Дети раскладывают картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Тема: « КОСМОС»

(подготовительная группа)

Игра « СОЛНЦЕ»

Цель: получить представление о сравнительной величине планет,

о последовательности их расположения в Солнечной системе;

Произносить нарицательные существительные в родительном падеже;

находить общую часть родственных слов; изменять существительные

по падежам.

Материал: футбольный мяч, булавка.

Ход игры: объясните детям, что Вселенная - это весь мир. Все, что нас окружает снизу, сверху, со всех сторон. Над нами небо, а в небе-

Солнце. Солнце - это громадный шар из раскаленных газов. Планета

Солнечной системы различны по размеру, но все они значительно меньше Солнца. Предложить детям взять футбольный мяч и представить себе, что это Солнце. Тогда Землю можно представить размером с булавочную головку. Покажите детям картинки и попросите ответить на вопросы.

Что больше - Солнце или Земля? (Солнце больше Земли).

Солнце или Юпитер? (Солнце больше Юпитера).

Сатурн или Уран? (Сатурн больше Урана).

Нептун или Плутон? (Нептун больше Плутона).

Предложите найти на рисунке ближайшую к Солнцу планету.

Спросите, какая по счету от Солнца планета Земля?

Предложите найти планету Сатурн. Она окружена кольцами огромных размеров. Спросите, какая по счету от Солнца планета Сатурн?

Предложите определить и назвать общую часть родственных слов: лунный, лунатик, луноход; земелька, земельный, подземный.

Предложите назвать лишнее слово: Солнце, солнечный соленый.

Игра « ЛУНА»

Цель: образовывать сложные слова; изменять глаголы прошедшего

времени по родам.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: расскажите, что Луна сияет ярче звезд. С давних времен люди интересовались, почему Луна то круглая, то видна лишь ее половинка, то тонкий серпик, напоминающий кусочек сыра.

Сейчас мы знаем, что Луна - это спутник нашей Земли и вращается не сама, ее освещает Солнце. Когда Луна обращена к Земле своей светлой стороной, мы видим всю Луну целиком, и говорят, что наступило полнолуние. Когда видна лишь часть светлой стороны,

то Луна похожа на половинку круга.

Предложите детям называть слова ласково: полный - ….(полненький),

Красивый - …(красивенький).

Предложите изменять слова по образцу:

Полный - полнее,

Светлый - ….,

Красивый - ….

Предложите ребенку догадаться, какое слово пропущено, и назвать его: « Днем светило солнышко. Ночью …..(светила) Луна.

Сегодня светит Солнце, а вчера ….(лил, шел) дождь ».

Просите подобрать синонимы к слову « светит» (сиять, сверкать) и составить словосочетания с синонимами: светить….., сверкать…, сиять…, (светит солнце, сверкают звезды, сияет луна).

Предложите закончить предложение, правильно употребляя слова:

Солнце…(светило), фонари…(светили), ночник …(светил).

Игра « ПОЧЕМУ ЛУНА НЕ ПАДАЕТ НА ЗЕМЛЮ!»

Цель: образовывать глаголы при помощи приставок; игра способствует

развитию зрительного внимания.

Материал: сюжетная картинка с изображением Земли, Луны, ластик нитка.

Ход игры: предложите детям провести опыт: обмотать ластик ниткой,

а другой конец нитки крепко держать в руке. Ластик будет « луной»,

А ребенок - « землей». Попросите хорошенько раскрутить ластик за нитку. Ластик - луна старается оборвать нитку и улететь, а нитка не дает этого сделать. Настоящую Луну удерживает сила земного притяжения. Если перестать раскручивать ластик, он упадет!

Как только Луна перестанет вращаться вокруг Земли, так немедленно

сила притяжения нашей планеты ее « приземлит», притянет

к Земле. Так что весь секрет - в движении.

Предложите ребенку образовывать слова по образцу:

Тянуть - притянуть,

Поднять - ….(приподнять),

Мчаться -….(примчаться),

Везти - …..(привезти)

Сесть - ….(присесть).

Предложите ребенку определить, чем отличаются слова (голосом выделяйте приставку): влететь, вылететь, прилететь, слететь, улететь,

полететь.

Предложите ребенку закончить слово, назвав его остальную часть.

Например: принести, приползти, привезти перейти, переползти,

передвинуть.

Игра « ЗАЧЕМ НУЖЕН СПУТНИК»

Цель: понимать переносное значение слов; находить родственные слова.

Материал: сюжетная картинка (с изображением спутников).

Ход игры: расскажите детям, что 4 октября 1957 года у Земли появился новый спутник. Он был создан учеными нашей страны.

После этого в космос запускали и другие спутники, намного больше

предыдущего. Они следят за движением облаков - это помогает

точнее предсказывать погоду; следят за движением судов в океанах,

если корабль терпит бедствие, спутник примет его сигнал и передаст

спасательной службе; разносят по всей Земле телеграммы, телефонные

разговоры, передачи телевидения; изучают звезды и планеты.

Спутники фотографируют Землю для составление географических

карт. Есть спутники - разведчики.

Задайте ребенку вопросы: « Какая страна запустила первый космический спутник Земли? Какую работу выполняют спутники?»

Спросите, какие выражения употреблены в прямом, а какие - переносном

значении: « Улыбка - спутник хорошего настроения. Луна - спутник

Земли. Первый искусственный спутник Земли. Здоровье- спутник долголетия».

Игра « СОЗВЕЗДИЯ»

Цель: различать прямое и переносное значение слов; образовывать глаголы при помощи суффиксов; изменять глаголы настоящего времени

по числам.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: « На небе видны крошечные светлячки, далекие звезды. Люди еще в древности условно разделили небо на районы, а звезды - на группы, созвездия. Самые заметные звезды в каждой группе соединяли воображаемыми линиями, а потом смотрели: на что же похож рисунок? Кого он напоминает - зверя, птицу, человека, предмет?

Посмотри, на небе есть целый зверинец: Орел и Змея, Большая и Малая Медведицы, Лебедь, Рак, Рыбы, Скорпион… Некоторые созвездия

получили имена героев древних мифов - Андромеда, Кассиопея, Орион,

Геркулес…».

Предложите детям соединить нарисованные звезды одной линией,

тогда у него получится созвездия Дракона; Большая Медведица;

Геркулес. Скажите: « В созвездии Дракон 13 звезд. В созвездии Большой Медведицы 7 звезд. В созвездии Геркулес 13 звезд».

Объясните выражения «небо и земля» - полная противоположность

друг другу; « под открытым небом» - не в помещении; « на седьмом небе» - высшая радость, состояние счастья.

Предложите изменить слова по образцу; звезда мерцает; звезды…(мерцают) ; молния сверкает; молнии…(сверкают); спутник летит; спутники ….(летят).

Игра « В ОБСЕРВАТОРИИ»

Цель: подбирать синонимы; игра способствует развитию слухового

и зрительного внимания.

Материал: предметная картинка.

Ход игры: расскажите детям, что наблюдают и изучают звезды в особых астрономических зданиях –обсерваториях. Обычно они находятся за городом или в горах, где воздух чист и прозрачен.

Ведь наблюдать звезды можно только при ясном небе.

Телескопы находятся в специально построенных для них

домах- башнях с круглыми крышами- куполами.

С наступлением ночи крыши домов раздвигаются, и труба телескопа

наводится на небо, где в вышине слабо мерцают и зовут далекие миры.

Предложите ребенку найти синонимы: ясный, безоблачный, светлый

денек. День ясный, безоблачный, светлый, погожий, безветренный.

Предложите подобрать синонимы к словам: утро (ясное, светлое, безоблачное); зима (холодная, прохладная, морозная); лето (знойное,

жаркое).

Игра « МЕТЕОРЫ И МЕТЕОРИТЫ»

Цель: понимать переносное значение выражений.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: расскажите детям, что в пространстве между Солнцем и планетами носятся камни разной величины и пыль. Когда они влетают в атмосферу Земли, говорят « звезда упала». На самом деле это твердый маленький камень, прилетевший из космического пространства, во время падения он сильно раскаляется и начинает светиться. Но очень скоро камешек сгорает и пропадает.

Эти небесные камни называются « метеоры». Их надо отличать от

метеоритов. Метеоритами называют только те камни, которые

долетели до Земли и упали на нее. Размеры их самые разные.

Задайте детям вопросы: « Отчего в ночном небе иногда вспыхивают

черточки? Как называется метеор, долетевший до Земли?»

Попросите ребенка определить, какие выражения употреблены в

прямом, а какие в переносном значении: « Зажглись звезды.

Верить в свою звезду (в судьбу). Звездная болезнь (завышенная

самооценка). Восходящая звезда (новая знаменитость). Звездная ночь».

Игра « ЗАЧЕМ ЛЕТЕТЬ В КОСМОС»

Цель: употреблять нарицательное существительные в винительном падеже; понимать переносное значение слов.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: спросите « Почему люди так стремятся в космос?

Ведь в космосе темно, холодно, на каждом шагу подстерегают

опасности …» Расскажите, что воздух мешает отчетливо видеть звезды

с Земли. В нем постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички

дыма. А когда собираются тучи, то звезды не видны. Астрономы

мечтают построить обсерватории в космосе: воздуха там нет, облаков тоже, наблюдать звезды без всяких помех! Каждый экипаж, отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.

Попросите детей определить, какие из этих слов употреблены

в прямом, а какие - в переносном значении: темная ночь, темное небо,

темные дела, темные волосы, темный цвет.

Игра « СКАФАНДР»

Цель: различать смысловое значение слов.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: расскажите детям, что космонавты выходят в открытый космос: проводят наблюдения, осматривают станцию снаружи.

В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара.

На солнце припекает, а в тени все замерзает. Единственный выход

скафандр.

В нем температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце

светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гермошлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать со своими товарищами, оставшимся на станции. Правильнее было бы называть скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого, прочного и надежного материала и сшита по росту. Вот какая одежда у космонавтов!

Предложите детям подбирать слова, близкие по смыслу:

надежный -…(прочный),

смелый - ….(храбрый, отважный),

большая -…..(огромная).

Предложите придумать словосочетания с этими синонимами (надежный

товарищ, прочная ткань).

Игра « КОСМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ»

Цель: употреблять в речи имена существительные в различных падежах: изменять глаголы по лицам.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: расскажите детям, что строительство ракеты или спутника и

запуск их в космос - работа очень сложная.

Тысячи людей самых разных специальностей трудятся для этого многие

Месяцы и годы. Космонавты усердно тренируются. Врачи наблюдают

За состоянием здоровья космонавтов. Инженеры проектируют корабли, рабочие по чертежам изготовляют детали для ракеты,

а потом их собирают, астрономы подготовляют задание для

космонавтов.

Предложите детям посмотреть на картинки и называть, кто на них

изображен (астроном, космонавт, инженер). Попросите его ответить каких профессий нужны скафандр, компьютер, телескоп.

Скафандр - это специальный герметический костюм.

Скажите, для работы в каких условиях человеку нужен скафандр –

в космосе, под водой, на большой высоте.

Предложите детям вместо вопроса слова « космонавт», « космонавты»,

правильно изменяя их: « Разговаривать с кем? (с космонавтом, космонавтами). Наградить кого? (космонавта, космонавтов).

Заботиться о ком? (о космонавте, о космонавтах).

Встретить кого? (космонавта, космонавтов). Предложите детям изменять глаголы по лицам.

Мы летим, летим, летим,

Мы на месте не стоим.

Я лечу, лечу, лечу,

Я на месте не …..(стою).

Дидактические игры

"КОСМОС"

(дидактическая игра для детей 4-5 лет)

Цель:

Учить детей плоскостному конструированию по образцу,

Развивать мышление, творческое воображение, память

Количество игроков 1-12.

Игра состоит из 12 больших карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.) и геометрических фигур разного цвета.

Варианты игры:

Вариант 1: дети накладывают детали на образец.

Вариант 2: дети конструируют, глядя на образец.

Вариант 3: дети конструируют по памяти.

" Угадай по тени" (космическая техника).

Цель:

К каждой форме большой карты нужно подобрать пару - предмет с таким же размером и внешними очертаниями.

В состав игры входят большие карты с силуэтами картинок и маленькие карточки с рисунками предметов.

Перед началом игры рассмотрите большие карты с силуэтами, на что (кого) они похожи.

Варианты игр могут быть такими:

Взрослый показывает и называет изображение, ребенок рассматривает цветную картинку и находит соответствующий силуэт;

Взрослый показывает, но не называет изображение, ребенок сравнивает, находит, называет картинку и получает карточку.

«Разрезные картинки».

На картоне рисуются (распечатываются) самые простые картинки (космонавт, ракета, планеты)

Для начала лучше делать картинки покрупнее.

Картинки разрезаете на восемь частей.

Задача ребенка: сложить все половинки в одно целое.

На обратную сторону картинок можно наклеить липучку и тогда собирать их можно будет на фланелеграфе, что очень удобно в том плане что картинки не будут "ломаться" при неосторожных движениях.

Когда ребенок хорошо освоит принцип складывания картинок можно брать сюжетные картинки.

Хвост. В процессе игры вы выучите с ребенком названия животных, проговорите кто как «разговаривает», выучите части тела животного и т.д.

« Мы изучаем космос».

1-ый вариант игры

Цель: развивать память детей,внимание, воображение, коммуникативные способности, конкретизировать знания детей о профессии космонавта, условиями работы в космосе, космическими обитателями.

Ход игры: (Постройка космического корабля и путешествие на нем.)

Педагог, используя заранее приготовленную схему, обговаривает устройство космического корабля. Сверяясь с чертежами, дети строят корабль(выделяют отсеки: рабочий, технический, пульт управления, иллюминаторы, трап.) Обговаривают одежду космонавта, пробуют надеть воображаемый скафандр, шлем. Обсуждают, какими качествами должен обладать космонавт, в чем заключается смысл этой профессии. Затем дети занимают места в космическом корабле и воображают себя в открытом космосе.

2-ой вариант игры

Цель: развивать внимание, память, воображение; продолжить знакомство с условиями работы в космосе и планетами.

Игровое задание: побывать в космосе и познакомиться с планетами Солнечной системы.

Ход игры: Педагог предлагает детям занять место в воображаемом звездолете (предварительно обыгрывается старт звездолета) и отправиться в путешествие к планетам Солнечной системы. Используя фотографии, рисунки детей, педагог дает характеристику каждой планете. Обговаривается вместе с детьми ее форма, цвет. Расположение в пространстве.В итоге дети выполняют рисунки под впечатлением от предпринятого путешествия.

«Геометрия в космосе».

В космос полетел необычный человек, который состоит только из геометрических фигур. Посмотрите внимательно на рисунок этого человечка и ответьте на вопросы:

Какие геометрические фигуры вы видите?

Сколько кружков, треугольников, квадратов, отрезков?

Чего больше: кружков или треугольников? Квадратов или кружков?

Игра «Помоги расселить Лунатиков по планетам»

На доске вывешиваются планеты (Марс, Венера, Сатурн….), на которых записаны числа. Под планетами расположились Лунатик, на обороте которых записаны примеры. Надо решить пример и поселить Лунатика на планету с номером ответа.

Игра «Найди ракету».

Цель:

Учить ориентироваться в замкнутом пространстве (помещении кабинета), находить и располагать игрушки по инструкциям педагога;

Развивать зрительный поиск в макропространстве, закреплять знание основных предлогов, характеризующих местоположение предметом.

Ход игры: Педагог предлагает детям найти 4 ракеты, расположенные в разных местах кабинета и рассказать, где находятся ракеты, используя пространственные предлоги.

«Космическая пыль».

Цель:

Учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие.

Формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.

Ход игры:

1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную:

– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.

Найдите большую голубую звезду.

Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т.д.

«Космическое поле».

Цель:

Формировать умение детей ориентироваться в макропространстве (на листе бумаги).

Учить показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги (по инструкции тифлопедагога).

Ход игры:

Педагог раздает детям конверты, в которых находятся 5 маленьких изображений и 1-2 большие. Предлагает выложить на доске космическое поле. По инструкции педагога дети выкладывают большие предметные картинки на доске.

и т.д.

«Маршрут ракеты».

Цель:

Развивать у детей зрительное восприятие;

Активизировать зрительные функции глаз, развивать периферическое зрение;

Формировать зрительно-двигательную ориентировку, графические навыки.

Ход игры:

Дети, следуя инструкции педагога рисуют маршрут ракеты:

Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете и т.п.

Один ребенок выполняет задание у доски.

«Семейка слов».

Цель:

Словообразование родственных слов.

Ход игры:

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».

Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Космический обед.

Цель:

Ход игры:

Продукты питания на космическом корабле хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, а пить можно только через трубочку. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.

«Космическое путешествие».

На площадке в 4-5 местах обозначаются «ракеты». Можно поставить игрушки ракет, а сбоку прикрепить надпись маршрута, например: «Земля - Венера - Земля», «Земля - Лупа -Земля», «Земля - Марс - Земля». В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал (площадка) - ракетодром. Во всех ракетах на 2-3 места меньше, чем играющих.

Ход игры:

Играющие, не держась за руки, идут по кругу говорят:

«Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!»

После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.

Правила игры:

1) Опоздавшие игроки становятся в центр круга

2) Игра повторяется несколько раз.

Варианты:

1) Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.

«Космические разведчики».

Цель: развитие у детей наблюдательности, коммуникативности, организаторских способностей.

Ход игры:

Воспитатель: «Наш космический корабль совершил посадку на неизведанной планете. Прежде чем высадиться на ней и разбить лагерь, мы должны провести разведку. Давайте выберем разведчика и командира. Остальные дети образуют отряд, или группу разведки».

В комнате стулья расставлены хаотично. Разведчик прокладывает маршрут между стульями, обходя их с разных сторон. Командир наблюдает за действиями разведчика, а потом проводит свой отряд по проложенному маршруту. Можно построить игру и по-другому: командир ведет отряд из того места, где закончил свой путь разведчик, в то место, из которого разведчик вышел.

После игры дети обсуждают правильность действий командира и допущенные им ошибки.

«Что изменилось?»

Цели:

Тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти.

Ход игры:

Воспитатель: «А сейчас мы проверим, какая память у наших космонавтов». Для игры первоначально выбирается группа из 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Воспитатель вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию воспитателя дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу.

Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше изменений.

«Дверная скважина».

Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.

Ход игры:

Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам еще одно испытание на сообразительность. Я покажу вам картинки с изображением того, что вы можете увидеть на далекой планете. Но представьте, что иллюминаторы в нашем корабле маленькие, экраны ваших скафандров тоже невелики. Поэтому видеть всю картинку целиком вы не можете. Вы увидите отдельные фрагменты и должны догадаться, что же изображено на картинке». Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, по площади примерно вчетверо превосходящий размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие круглой формы (как иллюминатор). Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игро­ков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке.

«Звук потерялся».

Цель:

Развитие внимания, развитие фонематического слуха.

Ход игры:

Воспитатель: «Космонавты должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируем наше внимание в одной простой игре». Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны говорить, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом. Еще один вариант игры: слово с точками вместо пропущенного звука пишется на доске, дети должны вписать нужный звук и прочесть слово целиком.

Подвижная игра « Космический полет».

(Дети передвигаются по залу под музыку, на полу разложены обручи из расчета на 1 меньше, чем детей. Музыка замолкает, и дети занимают свободный обруч… не успевший выбывает из игры, воспитатели убирают обруч после каждой остановки музыки. Играют до последнего оставшегося ребенка, который считается победителем.)

«Кто быстрее до Луны».

Выбираются 2 ребенка, встают друг напротив друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл. Проводится 3-4 раза.

«Назови ласково».

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображениями

Большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого предмета, например, звезды и спрашивает,

как он называется. Затем объясняет: «Это звезда большая. А

как ты назовешь ласково маленькую. Демонстрирует картинку

Аналогично рассматриваются другие предметы:

Солнце – солнышко

Дождь – дождик

колесо

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные

множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:

Планета – планеты

Ракета – ракеты

Космонавт – космонавты

Луноход - луноходы

«Чего не стало?»

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: предметные картинки

Ход. Взрослый выкладывает предметные картинки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из них. Ребенок должен отгадать, какая картинка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.


Белова Ольга Алексеевна – заместитель заведующего по УМР

Токарева Оксана Геннадьена – воспитатель

Ситникова Екатерина Викторовна - воспитатель

МАДОУ д/с №146 города Тюмени

Дидактическая игра «Изучаем вселенную» или «Космическое путешествие»

Цель игры: развитие познавательных интересов детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Образовательные задачи:

«Познавательное развитие»

Сформировать представление о строении Солнечной системы, о значении освоения космоса для современного человечества: в космосе находятся сотни искусственных спутников, которые выполняют самую разную работу –

изучают звезды и планеты; изучают нашу планету – находят в земле залежи нефти, газа, руды; разносят по всей земле телеграммы, телефонные разговоры, передачи телевидения; помогают предсказывать погоду; подают сигналы, если судно терпит бедствие и еще много нужных и полезных вещей делают спутники. Дать знания о подвиге Ю.А. Гагарина и других героях космоса, о значении достижений России в освоении космоса.

Продолжать учить ориентироваться на ограниченном пространстве, располагать предметы (ракеты) и их изображения в указанном направлении: влево, вправо, вверх, вниз. Совершенствовать навыки количественного счета.

«Речевое развитие»

Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей (названия планет, их характеристика, назначение искусственных спутников земли, цель освоения космоса и др.). Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение составлять рассказы, на заданную тему и, из личного опыта (информация о планетах, искусственных спутниках Земли, космонавтах - из интернета, телевизионных передач и др.) Отражать в речи пространственное расположение предметов, и их изображения (ракета летит влево, вправо, вверх, вниз); ракета опустилась на планету Марс и т.п. В ходе игр развивать формы свободного общения с взрослыми и детьми

«Социально-коммуникативное развитие»

Развивать формы свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формировать готовность к совместной деятельности. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры. На основе расширения знаний о стране, ее достижениях в области космоса, развивать социальный и эмоциональный интеллект, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

«Художественно-эстетическое развитие»

Развивать эстетическое восприятие и эстетическое отношение к окружающему.

«Физическая культура»

Создавать условия для двигательной активности детей (создание игрового поля из крупных элементов, вызывает необходимость двигаться по всему пространству вокруг этого поля)

игра "Космос -" - сделана своими руками, это одна многофункциональная игра , она двухстронняя, одна поверхность - пазлы космос, а с другой стороны - стрелки с ракетами.

Игровой материал:

Пазлы (36 штук, размер 15*20), с двухсторонним изображением, т.е. 2 игровых поля:

1 сторона - карта планет Солнечной системы, дидактическая игра «Опиши и найди планету», 2 сторона – игровое поле, дидактическая игра «Запусти ракету», игрушка ракета - 1 шт., фишки - 54 шт.

Приложение – альбом «Покорители космоса» с изображением советских и Российских космонавтов.

Дидактическая игра «Изучаем вселенную»

Первое игровое поле состоит из отдельных фрагментов (36 штук), сложив которые, дети создают изображение карты планет Солнечной системы + игрушка ракета.

Ход игры:

1 уровень сложности:

Дети создают карту планет Солнечной системы из отдельных фрагментов. Участники игры могут продемонстрировать свои знания о планетах и искусственных спутниках Земли. Количество участников может меняться от одного ребенка до 36 детей.

2 уровень сложности:

Дидактическая игра «Космическое путешествие»

Второе игровое поле состоит :

Карточки со стрелками – 18 штук: 6 штук красного цвета, 6 штук желтого цвета, 6 штук зеленого цвета. Из них 9 штук – имеют 1 полоску, 9 штук 2 полоски.

Карточки с ракетами - 18 штук: 6 штук красного цвета, 6 штук желтого цвета, 6 штук зеленого цвета. Из них 9 штук – имеют 1 иллюминатор, 9 штук 2 иллюминатора.



Ход игры:

1 уровень сложности:

Участники игры распределяют между собой последовательность участия: игроки, у которых пазлы с изображение стрелки, дают задание игрокам, у которых пазлы с ракетами; в ходе игры игроки могут меняться ролями. Первый кладет стрелку, указывающую направление ракеты и говорит «Отправь ракету туда, куда указывает стрелка»; второй игрок подбирает и выкладывает ракету в соответствии с направлением и характеристикой стрелки (направление вверх или вниз, влево, вправо; количество полосок стрелки соответствует количеству иллюминаторов на ракете). Выполненное действие, ребенок сопровождает комментариями, например: «Ракета зеленого цвета, с двумя иллюминаторами летит влево» или «Ракета красного цвета с одним иллюминатором летит вверх» и т.п. (18 стрелок

разного направления, 18 ракет). Когда игровое поле заполнено, даётся задание: «Посчитайте, сколько ракет летит вправо, влево, вверх, вниз»

Количество участников может быть от 2 до 36, может быть команда со стрелками и команда с ракетами.


2 уровень сложности:

«Выполни задание без ошибки»: если участники игры выполняют задание верно - набирают очки (фишки) - 1или 2 фишки (количество фишек зависит от количества иллюминаторов на ракете). Если участник игры ошибся, поступает сигнал «ракета заблудилась», отдает 1 фишку. Когда игровое поле заполнено, участники игры, подсчитывают, сколько ракет летит вправо, влево, вверх, вниз, подсчитывают очки.

Оптимальное количество участников от 2 до 6 игроков.


Статьи по теме: