Игры на знание цветов. Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы. Когда ребенок начинает различать цвета

Цвета можно изучать не только , но и дома!


Подбираем чашки к блюдцам.


Ищем парные носочки.


Помогаем разноцветным рыбкам приплыть в озера своего цвета.


Сажаем бабочек на цветочки нужного цвета.


Повторяем заданную последовательность цветов.


Собираем "капельки" определенного цвета в стакан того же цвета.


Сортируем блоки Деньеша по цветам. Можно добавить признак формы.


Играем в "ковры-самолеты". Рассаживаем разноцветные игрушки на листики цветного картона. Если пассажир подобран верно, ковер-самолет взлетает.


Ветер сдул лепестки у цветика-семецветика, возвращаем недостающие. Сажаем жучков-прищепки на лепестки нужного цвета.


Раскладываем мозаику-ягодки по цветным тарелкам. Задание можно усложнить, используя ложку.


Подбираем куклам одежду по цветам - шапочки, пальто и сапоги одинакового с платьями цвета, и отправляем их на прогулку. Знакомьтесь, у нас это Аманда и Каролина, две любимые куклы Главного Читателя.


Ветер сдул домикам крыши, подбираем подходящие по цвету и ремонтируем домики.


Расставляем машинки в гаражи нужного цвета (по цвету кабин).


Кормим игрушки разноцветными кубиками - “конфетами” (“Кукла любит красные конфеты, а заяц - синие”).


Играем в "найди в бутылке". Берем много мелких предметов одного цвета (подойдут детали лего и киндер-сюрпризов), готовим карточку с изображением этих предметов (можно нарисовать или сфотографировать), красим рис в цвет предметов, засыпаем все в прозрачную пластиковую бутылку, закручиваем и приклеиваем крышку, вешаем на горлышко карточку на резинке, и игра готова. Теперь осталось потрясти бутылку, чтобы найти все предметы, изображенные на карточке. Я обычно делаю такую заготовку в поездки.


Собираем цветные пазлы.


Подбираем крышечки от бутылок подходящих цветов и прикручиваем их. Для этой игры нужна картонная заготовка с горлышками от пластиковых бутылок, сменные карточки и цветные крышечки.



Одеваем Аманду (вы уже с ней знакомы:)) в платья разных цветов. Можно подготовить такую же игру, распечатав 2 фото вашего малыша, тогда он сможет одевать сам себя.


Играем в "Цветной магазин". За товары определенного цвета можно рассчитываться только деньгами того же цвета.


Покупаю помидоры. Продавец пересчитывает красные купюры, выдает чек и упаковывает товар.


Заказываю желтые, оранжевые и зеленые продукты, продавец выбирает их сам. Потом меняемся ролями.


Водитель автобуса высаживает пассажиров (игрушки разных цветов) на цветных остановках. Вариаций много: почтальон разносит письма разных цветов на цветные улицы или капитан корабля развозит пиратов на разноцветные необитаемые острова и т.д.


Играем в "Цветное домино", где вместо точек - разные цвета.


Вырезаем трафареты из картона (овощи, фрукты, ягоды, цветы) и прикладываем их к различным листам цветной бумаги и вещам в доме, называя цвет.


Трафаретами могут быть части рисунка.


А еще можно подбирать не только цвет, но и форму - вставлять в ячейки вырезанные предметы.


Решаем "цветные примеры".


Играем в "изобразительные" игры. У нас популярны пряталки (например, прячем желтых мышек от кошки, закрашивая их желтым). Возвращаем на место перепутанные колпачки от фломастеров. Рисуем цветной салют на черной бумаге, желтые одуванчики - на зеленой и т.д.


Для наглядности можно повесить такой плакат.

Чтобы получить печатные материалы для игр, можно

Представленные игры помогут вам познакомить ребенка с понятиями - теплые и холодные оттенки, а также разовьют цветовосприятие, которое очень важно для сенсорного развития.

Игра "Солнышко и снеговик".

Для этой игры я взяла наборы палитр в магазине Оби и разрезала их на карточки. Сначала я постаралась объяснить ребенку, что такое теплые и холодные цвета.
Холодные цвета - это те, которые создают впечатление прохлады, а теплые -радости, бодрости, тепла. К теплым цветам относятся - красный, оранжевый, желтый. Они напоминают огонь, солнце. А к х олодным - голубой, синий, фиолетовый. Они напоминают лед, воду. Зеленый цвет может быть как теплым, так и холодным, о том какой он можно сказать по соотношению в нем синего и желтого. Если в зеленом больше синего, то этот цвет холодный, а если желтого, то теплый.
Затем я предлагаю ребенку подобрать солнышку тёплые оттенки цвета, а снеговику - холодные.

Игра "Найди пару".

Задача найти карточки одного цвета.

Игра "Коврик для кошечки".

Задача собрать коврик для кошечки одного цвета от самого темного отттенка до самого светлого или наоборот.

Игра "Собери букет".

Эта игра тоже поможет познакомить детей с понятиями холодные и теплые цвета. Для игры понадобятся 2 вазочки - красная и синяя и цветы теплых и холодных оттенков. Взрослый предлагает ребенку собрать 2 букета - один Снежной королеве, другой для Солнышка.

Игра "Гусеницы".

В этой игре такие же правила, как в игре "Собери букет" - надо собрать 2 гусениц теплого и холодного цветов.

Для детей помладше можно упростить праивла и собирать гусениц просто одного цвета.

Игра "Разноцветные гусеницы".

С гусеничками очень интересно будет поиграть еще в одну игру для закрепления названий цветов. Для этого понадобится кубик с цветами. Игроки по очереди бросают кубик, какой цвет выпал на кубике, такого цвета кружок игрок берет для своей гусеницы. Очень важно, что в этой не будет победителя, и малыш не растроится.

Для более старших детей игру можно усложнить и бросать 2 кубика - один цветной, а второй с точечками. Тогда игрок прикрепляет к своей гусеничке столько кружков выпавшего цвета, сколько выпало на кубике с точечками. Победителем считается игрок, у которого получилась самая длинная гусеница.

С гусеничкой можно также выполнять задания на развитие мышления. Взрослый начинает выкладывать гусеничку чередую круги разного цвета, а ребёнок должен продолжить.

Скачать шаблоны для игр:


Развитие цветовосприятия – это одна из важнейших составляющих сенсорного развития. Цвет наряду с размером и формой предметов является сенсорным эталоном, на основе которых базируются знания о предметах и явлениях. Чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить ребенок, что скажется на развитии в целом.


Игра "Жуки на цветах". Эта игра поможет выучить с ребенком основные цвета, а также лучше различать оттенки одного цвета. Предложите ребёнку рассадить жучков разного цвета на лепестки цветочка такого же цвета. Не забывайте в процессе игры проговаривать с ребенком названия цветов.


Цветочки одного цвета помогут научить ребенка лучше различать оттенки одного цвета.


Шаблоны для распечатки:



Игра "Солнышко и снеговик".

Для этой игры я взяла наборы палитр в магазине Оби и разрезала их на карточки. Сначала я постаралась объяснить ребенку, что такое теплые и холодные цвета.
Холодные цвета - это те, которые создают впечатление прохлады, а теплые —радости, бодрости, тепла. К теплым цветам относятся - красный, оранжевый, желтый. Они напоминают огонь, солнце. А к х олодным - голубой, синий, фиолетовый. Они напоминают лед, воду. Зеленый цвет может быть как теплым, так и холодным, о том какой он можно сказать по соотношению в нем синего и желтого. Если в зеленом больше синего, то этот цвет холодный, а если желтого, то теплый.
Затем я предлагаю ребенку подобрать солнышку тёплые оттенки цвета, а снеговику - холодные.


Игра "Найди пару". Задача найти карточки одного цвета.


Игра "Коврик для кошечки". Задача собрать коврик для кошечки одного цвета от самого темного оттенка до самого светлого или наоборот.


Игра "Гусеницы". В этой игре такие же правила, как в игре "Собери букет" - надо собрать 2 гусениц теплого и холодного цветов.


Для детей помладше можно упростить правила и собирать гусениц просто одного цвета.

Игра "Разноцветные гусеницы". С гусеничками очень интересно будет поиграть еще в одну игру для закрепления названий цветов. Для этого понадобится кубик с цветами. Игроки по очереди бросают кубик, какой цвет выпал на кубике, такого цвета кружок игрок берет для своей гусеницы. Очень важно, что в этой не будет победителя, и малыш не расстроится.

Для более старших детей игру можно усложнить и бросать 2 кубика - один цветной, а второй с точечками. Тогда игрок прикрепляет к своей гусеничке столько кружков выпавшего цвета, сколько выпало на кубике с точечками. Победителем считается игрок, у которого получилась самая длинная гусеница.


С гусеничкой можно также выполнять задания на развитие мышления. Взрослый начинает выкладывать гусеничку чередую круги разного цвета, а ребёнок должен продолжить.


Игра "Собери букет". Эта игра тоже поможет познакомить детей с понятиями холодные и теплые цвета. Для игры понадобятся 2 вазочки - красная и синяя и цветы теплых и холодных оттенков. Взрослый предлагает ребенку собрать 2 букета - один Снежной королеве, другой для Солнышка.

Дидактические игры на закрепление цвета.

« Найди предметы такого же цвета»

Цель. Соотнесение изображений по цвету (или оттенку).

Оборудование. Картинки с изображением предметов разных цветов.

Ход игры. Педагог показывает детям одну из картинок (например, красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинку, на которых изображены предметы такого же цвета (например, красные носочки и др.).

«Какого цвета не стало?»

Цель. Выделение и название цвета.

Оборудование. Несколько флажков разного цвета.

Ход игры. Педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.

«Неразлучные цвета»

Цель. Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.

Ход игры. Педагог называет предмет (объект), в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: рябина – листья зеленые, ягоды красные; ромашка – лепестки белые, середина желтая; береза – ствол белый, листья зеленые .

Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

игра "Поле чудес"

Цель: Закреплять умение различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Помочь детям усвоить понятия "много", "мало", "один", "больше", "меньше", "сколько". Считать предметы и устанавливать соответствие их количества определённой цифре. Развивать пространственную ориентировку.

Ход игры

1 вариант : ребёнок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край цветного поля, соответственно цвету. Прищепки лежат в отдельных баночках по цветам. Можно усложнить задачу разместив все прищепки разных цветов на одном подносе.

2 вариант: ребёнок выбирает и прикрепляет к краю круга прищепки того цвета, который называет взрослый. Возможно выбрать в игре ведущим ребёнка, который будет давать задания и контролировать правильность выполнения.

3 вариант : ребёнок закрепляет на определённом цветовом сегменте столько прищепок, сколько называет педагог. Сравнивает количество прищепок того или иного цвета. Каких больше, меньше,поровну?

Цветное "Поле чудес" может быть разделено на большее количество цветов и оттенков. Таким образом задания могут усложнятся, в зависимости от возраста, знания и умения детей.

«Волшебные лепестки»

Цель: закрепить знания детей основных цветов и их оттенков.

Правила игры: правильно сложить лепестки разных оттенков

в цветок, который считается распустившимся.

Дидактический материал: цветок красного цвета, сделанный

из картона (лепестки у него разных оттенков от светлого до темного),

наборы лепестков разных оттенков шести основных цветов

(по количеству детей), вазы, подносы.

«Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме,

Качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать

как можно больше наименований, подходящих под это

определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

Широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

«Цветная клавиатура»

Из обыкновенной клавиатуры от компьютера, можно сделать пособие для изучения цвета, а можно изучения геометрических фигур.

Развитие мелкой моторики остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.

Практическая значимость: данное пособие позволяет достичь высоких результатов по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. При его использование педагог имеет возможность варьировать задания, учитывая возрастные особенности детей и решаемые задачи.

Инновационная направленность: предлагаемое игровое пособие заинтересует детей, т.к. компьютеры, ноутбуки, планшеты за последние несколько лет так прочно вошли в жизнь дошкольника.

Компьютер за последние несколько лет так прочно вошёл в нашу жизнь, что практически вытеснил телевидение и занял центральное место в доме. А чаще в семье он даже не один. Как правило, ноутбуки, планшеты есть сейчас почти у каждого члена семьи. Поэтому можно с уверенностью сказать, что предлагаемая мною игра заинтересует детей, но, в отличие от компьютерных игр, будет приносить только пользу, развивая пальчики, цветовое восприятие.

Статьи по теме: