Как можно выиграть в шахматы. Советы начинающим шахматистам. Как реже проигрывать в шахматы? Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы – это одна из самых сложных игр на Земле. Самое важное в этой игре – внимательность, стратегия, терпение и ум. Существует бесчисленное множество ходов, благодаря которым можно с легкостью выиграть противника. Существует также много способов поставить красивый мат. Один из таких способов – быстрый мат.

Шахматная партия может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Но существуют комбинации, которые помогут одержать победу в самом начале игры, поймав противника в ловушку. Есть много вариантов как поставить мат в дебюте игры. Рассмотрим некоторые из них.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

1. Дурацкий мат

Такой мат можно поставить только противнику новичку, который начал знакомится с игрой. Этот мат ставится на втором ходу шахматной партии, если играть черными фигурами, если же играть белыми, то он осуществим только на третьем ходу. Всего существуем восемь комбинаций дурацкого мата, но он всегда ставится ферзем или слоном (реже).

Выиграть этим способом можно, поставив черную пешку на e7, а затем переместить черного ферзя по диагонали h4 (в другой ситуации h5) на клетку e1 (или e8, если перемещать по диагонали h5).

2. Быстрый мат за три хода без захвата фигур

Чтобы выиграть в шахматную партию за три хода, лучше выбрать белые фигуры. Нужно переместить пешку d2 на клетку d3, затем поставить королевскую пешку на е4. Это необходимо, чтобы открыть диагональ для ходов ферзя. Противник должен открыть своего короля, поставив пешку при коне на g5. Осталось победить оппонента, поставив ферзя на клетку h5. Шах и мат!

Такой мат очень прост, поэтому противник сразу же запомнит его и в следующий раз не позволит выиграть таким способом, из-за этого на такой мат нельзя положиться.

Необходимо открыть диагональ для королевы и заставить противника открыть защиту короля, поэтому пешка е2 перемещается на е4. После этого нужно захватить пешку противнику своей пешкой е4 (е4xf5). Вражеский король открыт, поэтому ферзь перемещается по диагонали на h5. Конец игры!

Победить соперника за пару ходов приятно, но, к сожалению, все комбинации подобного рода запоминаются за один раз. Поэтому быстрый мат можно поставить только новичкам или очень невнимательным игрокам.

Интересный факт! Быстрый мат на международном чемпионате

Известно, что на крупных чемпионатах дважды ставили дурацкий мат. Но иногда у быстрого мата есть и другие причины. Например, в 1970 году на международном чемпионате по игре в шахматы всемирно известный гроссмейстер Оскар Панно отказался играть в 7 часов вечера из-за религиозных убеждений, поэтому его оппонент Фишер выиграл, не сделав ни одного хода.

Видео – Быстрый мат в шахматах

Видео – Детский мат в шахматах

Шахматы – одна из самых сложных игр всех времен. Шахматные партии могут длиться несколько минут, часов или даже дней. Эта игра требует внимательности, сосредоточенности и собранности. Но, как и любая древняя игра, шахматы имеют несколько секретов.

Все внимание на противника

Существует огромное количество шахматный комбинаций. Но запомнить их все едва ли возможно. Однако после дебюта можно попробовать просчитать ходы противника, причем не на один ход, а на три. Если просчитать удалось верно, то победа не заставит себя долго ждать.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Все фигуры сдвинутся с мест

Дебют – начало игры – может стать залогом удачной партии. Прочтите статью про начало в шахматах – . Одно из важнейших правил дебюта – вывести все свои фигуры с их мест, но при этом не давать такой возможности противнику. Если все фигуры свободны, то это сильно упрощает достижение победы. А если фигура остается на своем месте долгое время, то ее очень легко заблокировать до конца партии.

Безопасность короля превыше всего

Стремление “съесть” все фигуры противника есть у каждого игрока. Но в пылу партии легко забыть о главной фигуре – короле. Один неверный ход и он может быть повержен. Поэтому всегда нужно держать своего короля в поле зрения, обезопасив его от фигур оппонента.

Пешки – не второстепенные фигуры

Некоторые считают, что пешки – самые незначительные фигуры, от которых практически нет толку. Возможно их “стоимость” и ниже ладьи, коня и прочих, но ценность такая же. Опытные игроки в шахматы говорят, что пешки – едва ли не главные фигуры на поле. Умелые манипуляции с пешками могут помочь быстро и красиво одержать победу.

Контроль центра

Наиважнейшие для победы позиции находятся в центре поля, поэтому контроль над ним нужно установить как можно скорее. При этом нужно быть очень внимательным и анализировать позиции. Если, например, данная позиция в центре будет фатальна для пешек, то их не стоит использовать, отдав предпочтение фигурному давлению на центр шахматной доски.

Секреты игры в шахматы для начинающих – необходимый и нужный пункт в развитии навыков, которые помогут победить.

Если вам сложно воспринимать текст и вы планируете дальше развиваться, то посмотрите видео: Секреты игры в шахматы

Играть в шахматы для начинающих - непростая задача. Чаще всего, шахматы для начинающих представляются как развлечение и приятное времяпрепровождение. Чтобы научиться играть действительно хорошо, нужно относиться к этому серьёзно. Необходимо потратить очень много времени как на изучение теории, так и на закреплении знаний на практике.

Так или иначе, общие понятия стратегии, тактики и основные комбинации должен знать каждый уважающий эту игру человек.

Стратегия и тактика в шахматах

Для игры в шахматы тактика для начинающих играет ключевую роль. Основные приёмы: двойной удар, вилка, связка, размен, жертва. Стоит сказать, что атака, защита и даже ход - также являются тактическими приёмами.

Разберём наименее очевидные из них.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Двойной удар.

Ситуация, когда на одну фигуру нападает несколько вражеских.
Пример:

Исходная позиция. Ладья белых находится под ударом пешки.

Ход белых. Черная пешка находится под ударом ладьи и слона белых.

Итак, двойной удар возникает, когда фигура делает атакующей и другую. В этом случае ладья сделала атакующей фигурой слона.

Вилка.

Является разновидностью двойного удара. Отличие в том, что вилка гарантируют потерю хотя бы одной вражеской фигуры.

Конь чёрных поставил вилку. Белые гарантировано теряют ладью.

Связка.

Ситуация, в которой одна или несколько фигур имеют невыгодное положение для атаки.

Белый король атакован ладьёй. При этом конь белых не может взять ладью, потому как король окажется под атакой слона: такой ход запрещён правилами. Конь белых «связан».

Размен . Ход, при котором оба игрока теряют по одной фигуре: размениваются.

Жертва . Ситуация, когда игрок намеренно уступает одну или несколько своих фигур. Очень важный приём, используется как отвлекающий манёвр.

Основные комбинации и ловушки в шахматах

Успешная игра в шахматы для начинающих предполагает знание основных видов комбинаций: перекрытие и блокирование. Подобные ловушки позволят вам на начальном этапе выигрывать множество соперников.

Перекрытие .

Суть этой выигрышной комбинации в прерывании связи и лишения манёвра у фигур соперника.
Рассмотрим ситуацию:

Король чёрных находится под надёжной защитой ферзя и слона.

Белые делают неожиданный ход:

На этом этапе чёрные сдаются. Почему? Дело в том, что ход ладьёй полностью ограничил возможности вражеского ферзя и слона.

Возможны два случая:
1. Чёрные забирают ладью ферзём.

2. Чёрные забирают ладью слоном.

В обоих случаях вражеский ферзь был перекрыт и перестал защищать короля.

Блокирование .

Суть данной комбинации: привлечение вражеской фигуры с целью лишения её пространства. С помощью данной комбинации несложно поставить мат.

Всё станет понятно на примере:

Король чёрных загнан в угол. Цель белых: лишить его поля а7 и поставить мат конём.

Ход белых:

Чёрные не имеют других вариантов, кроме как взять коня слоном.

Лишив короля хода на а7, белые без труда ставят мат конём:

Итог

Мы рассмотрели основные шахматные комбинации и тактические приёмы. В качестве бонуса предлагаем просмотреть видео по теме.

Также известно, что информация не задерживается в голове без практики. Самое время сыграть в шахматы, закрепив полученные знания в реальной игре!

Ниже вы можете посмотреть видео урок игры в шахмат

Шахматы для начинающих видео

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка - вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют - первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Основные принципы стратегии и тактики в шахматах

1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
ферзь - 9 очков
ладья - 5 очков
слон - 3 очка
конь - 3 очка
пешка - 1 очко

Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить - при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.

2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.

3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.

4. Учитесь правильно разменивать фигуры - не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2-3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).

5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.

6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи - на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).

7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля - если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.

8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) - помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.

9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле - он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.

10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.

11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции - какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима . Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение . Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.

12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю - так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.

13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.

14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).

15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю - оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника - выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.

16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах - это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.

Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.

И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).

Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана - один по стратегии, второй по тактике.

Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат. Сравнительная ценность шахматных фигур

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 2. Мат одинокому королю

Шахматы для начинающих. Компьютер играет без ферзя и двух ладей

Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, Дебют Понциани (в начале видео рассказывается о «детском мате»)

Информация от спонсора

Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.

Шахматы - одна из древнейших логических игр на планете. Изобретенная более пятнадцати столетий назад в древней Индии, эта игра до сих пор не утратила своей актуальности и востребованности. До момента массового вхождения компьютерной техники в обиход большого количества населения планеты шахматы оставались самым лучшим тренажером для ума. Можно даже сказать что это игра правителей, так как очень большое количество лидеров стран и провинций, генералов спецслужб и армий являются мастерами спорта в этой игре. Попробуем разобраться в ее особенностях и понять, как выигрывать в шахматы.

Суть шахматной партии

Многие посвятили не один год своей жизни оттачиванию до совершенства навыков игры в шахматы. Как и в любом виде деятельности, чтобы стать мастером, в шахматах необходимо затратить большое количество времени на постижение теоретической базы и дальнейшее совершенствование полученных навыков на практике.

Не следует рассматривать шахматный спорт как просто игру. Этот уникальный вид спорта можно назвать тренажером для разума. Следует задаваться вопросом не о том, как выиграть в шахматы, а о том, зачем это нужно!

Научно доказано, что в течение жизни уровень интеллекта человека может существенно повышаться. Тот, кто посвящает большой объем своего времени систематизации и приобретению новых знаний, несомненно, превзойдет своих более одаренных сверстников, которые этого не делают.

Итак, предположим, вы все-таки заинтересовались интеллектуальным и творческим противостоянием, которое раскрывает перед человеком шахматная партия. Но с чего же начать? Как выигрывать в шахматы?

Ответ на эти вопросы пытаются дать большое количество шахматных самоучителей, справочных пособий и интернет-ресурсов. Посвятив определенный промежуток времени изучению справочного материала и применив познания на практике, можно выявить в игре ряд закономерностей.

Игроков можно разделять по уровню количества ходов, которые они способны продумать наперед. И можно с огромной долей вероятностей сказать, что: тот из них, который, к примеру, способен просчитать все стоящие комбинации на доске на три хода вперед, выиграет у того, кто считает всего на два шага вперед.

Взяв за основу данное предположение, можно предположить, что если перед вами находится игрок, который неспособен продумать игру даже на один ход, против него можно применить стандартную простую комбинацию в несколько ходов.

Как выигрывать в шахматы у новичка?

Существует огромное количество вариантов начала партии, которые можно разыграть против начинающего шахматиста. Этот вид игроков склонен совершенно не анализировать расстановку фигур на поле и бездумно их передвигать. Можно сказать, что практически любая партия, если ее правильно применить на доске, принесет победу.

Самой распространенной комбинацией против новичка является так называемый: «детский мат».

Приведем запись (за белые фигуры): 1. e4 2. Сс4 3. ФН5 4. Ф:f7×.

Суть данной стратегии проста: белые ферзь и слон атакуют поле f7. Как правило, такая партия заканчивается на четвертом ходу.

Рассмотрим еще одну запись, теперь играя за черные фигуры: 1. f3 e6 2. g4 ФН4x.

Если вам когда-то удастся реализовать данную партию, то вы сможете наблюдать странное противника, демонстрирующее различные эмоции.

К сожалению, ответить на данный вопрос достаточно сложно. Проведенные не так давно научные изыскания показали, что самые современные компьютеры человеческому разуму не по зубам. Действительно, как выигрывать в шахматы у машины, которая просчитывает все возможные варианты ходов на десятки шагов вперед?

Ответ на этот вопрос заключается в поиске уязвимых мест компьютерной программы. Не следует забывать, что любую программу пишет человек, а человеку свойственно ошибаться. Если заранее узнать слабое место алгоритма компьютерной логики, то ожидаемо можно воспользоваться дырой в программном коде, и выиграть у возомнившего себя богом компьютера.

Но несомненно, любую программу и железо может обыграть более качественно написанная программа и более мощное оборудование. Это правило касается и игры против человека, если оппонент явно вас сильней. Можно воспользоваться компьютерным симулятором игры (шахматы могут быть и нечестным противостоянием!), и передающим радиоустройством.

Статьи по теме: