Как обыграть человека в шахматы. Правила игры в шахматы для начинающих: стратегии, комбинации, тактика

Шахматы - одна из древнейших логических игр на планете. Изобретенная более пятнадцати столетий назад в древней Индии, эта игра до сих пор не утратила своей актуальности и востребованности. До момента массового вхождения компьютерной техники в обиход большого количества населения планеты шахматы оставались самым лучшим тренажером для ума. Можно даже сказать что это игра правителей, так как очень большое количество лидеров стран и провинций, генералов спецслужб и армий являются мастерами спорта в этой игре. Попробуем разобраться в ее особенностях и понять, как выигрывать в шахматы.

Суть шахматной партии

Многие посвятили не один год своей жизни оттачиванию до совершенства навыков игры в шахматы. Как и в любом виде деятельности, чтобы стать мастером, в шахматах необходимо затратить большое количество времени на постижение теоретической базы и дальнейшее совершенствование полученных навыков на практике.

Не следует рассматривать шахматный спорт как просто игру. Этот уникальный вид спорта можно назвать тренажером для разума. Следует задаваться вопросом не о том, как выиграть в шахматы, а о том, зачем это нужно!

Научно доказано, что в течение жизни уровень интеллекта человека может существенно повышаться. Тот, кто посвящает большой объем своего времени систематизации и приобретению новых знаний, несомненно, превзойдет своих более одаренных сверстников, которые этого не делают.

Итак, предположим, вы все-таки заинтересовались интеллектуальным и творческим противостоянием, которое раскрывает перед человеком шахматная партия. Но с чего же начать? Как выигрывать в шахматы?

Ответ на эти вопросы пытаются дать большое количество шахматных самоучителей, справочных пособий и интернет-ресурсов. Посвятив определенный промежуток времени изучению справочного материала и применив познания на практике, можно выявить в игре ряд закономерностей.

Игроков можно разделять по уровню количества ходов, которые они способны продумать наперед. И можно с огромной долей вероятностей сказать, что: тот из них, который, к примеру, способен просчитать все стоящие комбинации на доске на три хода вперед, выиграет у того, кто считает всего на два шага вперед.

Взяв за основу данное предположение, можно предположить, что если перед вами находится игрок, который неспособен продумать игру даже на один ход, против него можно применить стандартную простую комбинацию в несколько ходов.

Как выигрывать в шахматы у новичка?

Существует огромное количество вариантов начала партии, которые можно разыграть против начинающего шахматиста. Этот вид игроков склонен совершенно не анализировать расстановку фигур на поле и бездумно их передвигать. Можно сказать, что практически любая партия, если ее правильно применить на доске, принесет победу.

Самой распространенной комбинацией против новичка является так называемый: «детский мат».

Приведем запись (за белые фигуры): 1. e4 2. Сс4 3. ФН5 4. Ф:f7×.

Суть данной стратегии проста: белые ферзь и слон атакуют поле f7. Как правило, такая партия заканчивается на четвертом ходу.

Рассмотрим еще одну запись, теперь играя за черные фигуры: 1. f3 e6 2. g4 ФН4x.

Если вам когда-то удастся реализовать данную партию, то вы сможете наблюдать странное противника, демонстрирующее различные эмоции.

К сожалению, ответить на данный вопрос достаточно сложно. Проведенные не так давно научные изыскания показали, что самые современные компьютеры человеческому разуму не по зубам. Действительно, как выигрывать в шахматы у машины, которая просчитывает все возможные варианты ходов на десятки шагов вперед?

Ответ на этот вопрос заключается в поиске уязвимых мест компьютерной программы. Не следует забывать, что любую программу пишет человек, а человеку свойственно ошибаться. Если заранее узнать слабое место алгоритма компьютерной логики, то ожидаемо можно воспользоваться дырой в программном коде, и выиграть у возомнившего себя богом компьютера.

Но несомненно, любую программу и железо может обыграть более качественно написанная программа и более мощное оборудование. Это правило касается и игры против человека, если оппонент явно вас сильней. Можно воспользоваться компьютерным симулятором игры (шахматы могут быть и нечестным противостоянием!), и передающим радиоустройством.

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка - вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют - первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Основные принципы стратегии и тактики в шахматах

1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
ферзь - 9 очков
ладья - 5 очков
слон - 3 очка
конь - 3 очка
пешка - 1 очко

Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить - при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.

2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.

3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.

4. Учитесь правильно разменивать фигуры - не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2-3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).

5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.

6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи - на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).

7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля - если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.

8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) - помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.

9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле - он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.

10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.

11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции - какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима . Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение . Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.

12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю - так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.

13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.

14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).

15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю - оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника - выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.

16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах - это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.

Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.

И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).

Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана - один по стратегии, второй по тактике.

Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат. Сравнительная ценность шахматных фигур

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 2. Мат одинокому королю

Шахматы для начинающих. Компьютер играет без ферзя и двух ладей

Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, Дебют Понциани (в начале видео рассказывается о «детском мате»)

Информация от спонсора

Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.

Шахматы – это одна из самых сложных игр на Земле. Самое важное в этой игре – внимательность, стратегия, терпение и ум. Существует бесчисленное множество ходов, благодаря которым можно с легкостью выиграть противника. Существует также много способов поставить красивый мат. Один из таких способов – быстрый мат.

Шахматная партия может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Но существуют комбинации, которые помогут одержать победу в самом начале игры, поймав противника в ловушку. Есть много вариантов как поставить мат в дебюте игры. Рассмотрим некоторые из них.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

1. Дурацкий мат

Такой мат можно поставить только противнику новичку, который начал знакомится с игрой. Этот мат ставится на втором ходу шахматной партии, если играть черными фигурами, если же играть белыми, то он осуществим только на третьем ходу. Всего существуем восемь комбинаций дурацкого мата, но он всегда ставится ферзем или слоном (реже).

Выиграть этим способом можно, поставив черную пешку на e7, а затем переместить черного ферзя по диагонали h4 (в другой ситуации h5) на клетку e1 (или e8, если перемещать по диагонали h5).

2. Быстрый мат за три хода без захвата фигур

Чтобы выиграть в шахматную партию за три хода, лучше выбрать белые фигуры. Нужно переместить пешку d2 на клетку d3, затем поставить королевскую пешку на е4. Это необходимо, чтобы открыть диагональ для ходов ферзя. Противник должен открыть своего короля, поставив пешку при коне на g5. Осталось победить оппонента, поставив ферзя на клетку h5. Шах и мат!

Такой мат очень прост, поэтому противник сразу же запомнит его и в следующий раз не позволит выиграть таким способом, из-за этого на такой мат нельзя положиться.

Необходимо открыть диагональ для королевы и заставить противника открыть защиту короля, поэтому пешка е2 перемещается на е4. После этого нужно захватить пешку противнику своей пешкой е4 (е4xf5). Вражеский король открыт, поэтому ферзь перемещается по диагонали на h5. Конец игры!

Победить соперника за пару ходов приятно, но, к сожалению, все комбинации подобного рода запоминаются за один раз. Поэтому быстрый мат можно поставить только новичкам или очень невнимательным игрокам.

Интересный факт! Быстрый мат на международном чемпионате

Известно, что на крупных чемпионатах дважды ставили дурацкий мат. Но иногда у быстрого мата есть и другие причины. Например, в 1970 году на международном чемпионате по игре в шахматы всемирно известный гроссмейстер Оскар Панно отказался играть в 7 часов вечера из-за религиозных убеждений, поэтому его оппонент Фишер выиграл, не сделав ни одного хода.

Видео – Быстрый мат в шахматах

Видео – Детский мат в шахматах

Инструкция

Главная цель шахматного дебюта – быстрая мобилизация, т.е. выведение фигур на самые сильные позиции. Важнейшим принципом мобилизации является системность. Все ваши фигуры должны развиваться, как единое целое. Никогда не играйте только одной фигурой. Помните правило времени: любая атака, не прикрытая с тыла, обречена на провал.

В начале шахматной партии никогда не играйте ферзем. Ферзь – самая дорогая фигура. Он стоит девяти пешек. Действуя в одиночку, ферзь станет легкой мишенью. В то время как противник развивается, ваш ферзь будет бегать по доске, спасаясь от атак. Вы потеряете темпы развития и проиграете партию .

Экономьте темпы развития. Никогда не ходите одной фигурой дважды - теряете темп. Избегайте ситуаций, когда ваша фигура вынуждена делать лишний ход. Ваша задача, как игрока, выбрать из множества ходов наилучший.

Как говорил великий Филидор: «Пешки – душа ». Выстраивайте сильную пешечную цепь, не давайте противнику безнаказанно. Правильно выстроенные, они воспрепятствуют легким фигурам противника. Враг не сможет «на полном скаку» ворваться в ваш лагерь. Пешки же, в свою очередь, хорошо прикроют вашу атаку.

Быстро захватывайте сильные позиции. Самая сильная позиция любой фигуры – центр доски. Чем ближе фигура к центру, тем больше ее маневренность, влияние. Если вам удастся захватить центр доски, вы получите тактическое преимущество, которое, возможно, приведет вас к победе.

Защищайте . Он, как самая уязвимая фигура, должен быть надежно защищен. Единственный способ защитить короля – сделать рокировку с учетом расположения фигур противника, чтобы укрепление не оказалось под прямой атакой.

Не пытайтесь сразу же, в начале шахматной партии, атаковать вражеского короля. Создайте стратегический план. Направьте атаку на слабые позиции противника.

Вторая стадия игры, миттельшпиль, считается стадией активных комбинационных действий. Простор тактических маневров в зависит от игры в начале шахматной партии. Разыгрывая дебют, старайтесь предвидеть в какой позиции окажетесь по окончании.

Обратите внимание

Берегите пешку! Только в начале шахматной партии кажется, что она ничего не значит, но на третьей стадии игры, в эндшпиле, пешки решают исход борьбы.

Полезный совет

Обычно самыми уязвимыми местами являются фланговые пешки, которые стоят на второй линии после коней и слонов.
Чтобы научиться предвидеть исход дебютной борьбы, необходимо изучать Теорию Дебютов.

Источники:

  • Основные шахматные дебюты

Шахматную партию принято делить на три части - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Чтобы победить, в дебюте быстрее вводите в бой фигуры, чтобы ни одна не отстала. В середине игры - миттельшпиле - всеми силами атакуйте вражеского короля. В заключительной стадии, когда большинство фигур разменены, для помощи оставшимся вводите в бой короля, чтобы завоевывать пешки.

Инструкция

Если знаете, что соперник играет намного сильнее, договоритесь о форе. В противном случае из-за явного неравенства сил партия будет не интересна ни вам, ни партнеру. Форой называют преимущество, которое перед началом партии получает слабый игрок. Уберите с доски ферзя партнера и начинайте партию . Если сможете победить, в следующий раз используйте в качестве форы и т.д. - пока не научитесь сражаться на равных.

В начале игры захватывайте пешками центр доски. Скорее всего, соперник будет делать то же самое, но хотя бы одна ваша пешка должна стоять на центральном поле. Если играете белыми фигурами, боритесь за клетки e4 и d4. При игре черными ближайшие цели - поля e5 и d5.

Как можно быстрее вводите в игру «легкие» фигуры - коней и слонов. Ставьте их так, чтобы контролировать центр доски. Играя белыми, коней можно вывести на поля c3 и f3, а слонов - на c4 и f4. Аналогично поступайте, если ваши фигуры - черные. Другой вариант - напасть слонами на коней. Если партнер поставил коня на поле f6, выведите слона на g5. Есть и другие игры, с которыми познакомитесь позже.

Шахматная партия на первый взгляд очень проста. Разве сложно запомнить как ходят фигуры, и передвигать их соответственно правилам? Да, именно так рассуждает новичок или любитель, который еще не совсем знает все секреты шахмат. Для начала нужно познакомиться с азами стратегии. Какие правила нельзя нарушать при игре в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Знать основные принципы и направленность шахматной партии. Давайте более подробно рассмотрим все эти элементы.

Основные принципы шахматной стратегии


Любой игрок, который хочет закончить партию победой, должен выполнять следующие принципы шахматной стратегии:
  • анализировать и оценивать позицию, возникшую на доске
  • намечать дальнейший план
  • постоянно вести расчет вариантов, и выбирать наилучшие

Стратегия, анализ, план


Анализ и оценка позиции . Что имеется ввиду. Для начала нужно выявить материальное ли равенство на доске?(кто не понял о чем речь, то ему следует познакомиться с , там описано какая фигура сколько "стоит"). Затем игрок должен оценить позицию королей (как своего, так и противника), и сделать вывод чей король стоит лучше (то есть в центре он, под атакой или уже сделал рокировку). Дальше нужно анализировать расположение пешек - есть ли "изоляторы", проходные пешки, связанные проходные. После этого оценить чьи фигуры стоят лучше . Может быть у соперника конь на краю доски или "плохой" слон, или как его называл мой тренер, - "большая пешка" - то есть слон, который не имеет ни одного поля чтобы пойти, или имеет всего 1-2 поля, так как ему преграждают дорогу собственные пешки. На основании всех этих выводов, их совокупности, и делается оценка позиции, и принимается решение о дальнейшей игре, построении плана, или же о фиксировании ничьи.

План в шахматной партии . Чтобы намечать план, а не играть бездумно, как это делают начинающие, нужно более менее уже иметь понятие в шахматах. Книга, которую я советую к прочтению всем, - это книга Нимцовича - " ". Книга ярко описывает все основы шахматной партии, без которых вам просто не стать хорошим шахматистом. Книга очень большая, по-моему там около 500 страниц, так что придется потрудиться чтобы ее прочитать.

Самые основные принципы стратегии и построения плана можно систематизировать в следующий ряд:

  1. Ладьи должны работать по открытым линиям.
  2. Ладьи должны врываться на 7-ю (или 2-ю) горизонталь и работать по ней.
  3. Нежелательно ходить одной и той же фигурой в дебюте два или более раз.
  4. Не стоит гоняться за пешками, порой , важнее любой фигуры.
  5. Развивать фигуры нужно к центру, а не на край доски
  6. Бей центральную пешку, как бы тебе не было потом плохо (в пределах разумного,конечно)
Статьи по теме: