Полноценные действительные деньги. Отличия полноценных и неполноценных денег. Какие функции в экономике выполняют деньги

Выборы - это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов государства и органов местного самоуправления, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух "Тіїіи нескольких кандидатов.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Порядок и правила проведения выборов закрепляются обычно в конституциях и других конституционно-правовых актах конкретных государств.

Целями выборов являются: -

придание государственным и иным органам, должностным лицам легитимности (законности); -

смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых); -

смена конкретного лица у власти при сохранении политического курса (в 1990 г. руководством правящей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М. Тэтчер был избран более молодой Дж. Мэйджор, который продолжил ее политику); -

определение ориентиров на будущее (всенародные выборы - это, как правило, и общенародная дискуссия о дальнейших путях развития); -

селекция лидеров (в ходе выборов воспитываются и выдвигаются наиболее подходящие для осуществления указанных функций личности и отсеиваются неподходящие); -

определение из нескольких кандидатов конкретной личности, которая будет занимать государственную должность.

Виды выборов

По способу избрания выборы подразделяются на прямые и косвенные (непрямые).

По своим масштабам выборы могут быть всеобщими, в которых принимают или могут принять участие все избиратели страны, и частичными, когда в них участвует лишь часть избирателей.

Исходя из того, избирается ли только часть состава парламента или весь его состав, выборы также подразделяются на всеобщие и частичные. Примером последних могут служить довыборы в парламент в случае досрочного выбытия из его состава одного или нескольких депутатов.

В зависимости от того, какой орган избирается, выборы бывают парламентскими и президентскими.

Выборы также могут быть общегосударственными или местными; очередными, происходящими в установленные законом сроки, и внеочередными, или досрочными (например, выборы в слу- чае признания предшествующих выборов несостоявшимися или недействительными); однопартийными, многопартийными или беспартийными; на альтернативной основе и безальтернативные (если выдвигается только один кандидат).

Основополагающие ^ринципьі современных выбр^кж_]2^всеобщ- ность; 2) свободное участие граждан в выборах; 3) прямое (косвенное) голосование; ^равенство граждан при выборах; 5) тайное голосование.

1) Всеобщее избирательное право

В большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным устанавливаемым конституцией или законами избирательным цензам.

Избирательное право является всеобщим, если оно не ограничено на основании имущественного состояния, социальных различий, расы, национальности или религии.

Важнейшая роль в выборах принадлежит электорату (от лат. "elector" - избиратель). Это понятие используется в двояком смысле: 1) в широком - все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принимать участие в выборах соответствующего типа и уровня; 2) в более узком - та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, движение, их представителей или данного независимого депутата.

Вся совокупность людей, обладающих в данной стране избирательным правом, составляет ее избирательный корпус.

Избирательные цензы (квалификация) - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике различных стран известны следующие избирательные цензы:

7. Заказ 3210

Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. В настоящее время возрастной ценз для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира составляет 18 лет. В ряде стран он может быть несколько выше - 21 год (Малайзия, Марокко, Боливия, Каме- рун, Ботсвана, Ямайка) - или ниже (16 лет - в Бразилии и Иране, 17 лет - в Индонезии).

Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом и составляет (на выборах в общенациональные представительные органы) от 18 лет (ФРГ, Испания, Гватемала) до 40 лет (в верхнюю палату парламента Италии), а на выборах главы государства от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия).

В отдельных странах устанавливается не только нижний, но и верхний барьер возрастного ценза: так, в ряде государств (Габон, Казахстан) кандидат на пост президента страны должен быть не старше 65 лет. Возрастной ценз устанавливается также для кандидатов на должности судей, а в отдельных странах - и на должности министров.

Ценз оседлости - установленное законом требование, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено установленным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов.

Имущественный ценз - требования избирательного закона, согласно которому избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной^ стоимости или вносящим налоги не ниже заданной суммы. В XIX в. был распространен повсеместно в мире, в настоящее время встречается редко, так как противоречит принципу равноправия граждан. Сохраняется, например, в Канаде, где в верхнюю палату парламента (Сенат) может быть избран только гражданин, обладающий недвижимым имуществом стоимостью как минимум 4000 долларов.

Образовательный ценз - это требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют обусловленный, зафиксированный соответствующим документом, уровень образования/Ґ

Ценз грамотности - одна из разновидностей образовательного ценза, требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из официальных языков).

В настоящее время ограничение активного избирательного права посредством ценза грамотности встречается достаточно редко (Таиланд, Кувейт, Тонга). Для получения же пассивно- го избирательного права ценз грамотности до сих пор широко распространен, особенно в развивающихся странах (Малайзия, Кения, Египет, Эквадор и др.).

Ценз национальности - требование конституции или избирательного закона, согласно которому для обладания активным или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

Ограничение активного избирательного права с помощью ценза национальности в настоящее время практически не встречается, однако сохраняются случаи ограничения по этому основанию пассивного избирательного права. Так, например, согласно Конституции Сирии 1973 г. президентом этого государства может быть только араб, а Конституция Туркменистана 1992 г. допускает избрание президентом страны только туркмена.

Следует, однако, иметь в виду, что конституции некоторых государств терминологически отождествляют национальность с гражданством: так, "Основной закон" ФРГ, говоря о "немцах", подразумевает всех граждан немецкого государства независимо от их этнического происхождения и т. д.

Расовый ценз - требование избирательного закона, согласно которому избирательные права предоставляются только гражданам определенной расы. В последние десятилетия в мировой практике встречался крайне редко. Последний расовый ценз отменен в ЮАР в 1993 г.

Ценз пола - законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. В XIX и начале XX в. существовал повсеместно в мире. Отменен в Новой Зеландии в 1893 г., в Финляндии в 1906 г., в Великобритании в 1918 г., в США в 1920 году, во Франции в 1944 г., в Японии в 1945 г., в Швейцарии в 1971 г., в Лихтенштейне в 1976 г.

В настоящее время сохраняется в единичных государствах, например в Кувейте.

"Моральный ценз" - в отдельных странах требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо "иметь высокие моральные качества", "вести достойный образ жизни". Удовлетворяет ли потенциальный избиратель или кандидат "моральному цензу" решают по своему усмотрению избирательные власти. В настоящее время встречается редко, в основном в развивающихся странах, например в Заире.

99 Служебный (профессиональный) ценз - положения избиратель- ного закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. Так, почти во всех латиноамериканских и многих африканских странах (например, Камерун, Сенегал) права голоса не имеют военнослужащие, служащие полиции и органов безопасности. В Мексике, Парагвае и Таиланде пассивного избирательного права лишены священнослужители и т. д.

Установление служебного ценза мотивируется тем, что характер ряда профессий в принципе не совместим с активным участием в политической жизни или с выполнением депутатских обязанностей.

Языковой ценз - требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным (государственным) языком (либо одним из официальных языков, либо всеми официальными языками) данного государства. Имеет распространение в ряде многонациональных государств (иногда в виде ценза грамотности).

Иногда, помимо общего, устанавливается квалифицированный языковой ценз. Так, согласно Конституции Казахстана 1993 г. президентом республики может быть избран гражданин Казахстана, в совершенстве владеющий государственным языком, тогда как от кандидата на пост вице-президента требуется лишь простое владение государственным языком.

Ценз гражданства означает установленное конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен обладать гражданством данного государства.

Ценз гражданства является одним из самых распространенных избирательных цензов и применяется практически во всем мире. Лишь в некоторых западно- и восточноевропейских государствах (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) допускается участие в выборах в органы местного самоуправления лиц, не являющихся гражданами государства.

В ряде стран существует повышенный (квалифицированный) ценз гражданства: для обладания избирательными правами требуется состоять в гражданстве данного государства в течение определенного срока или даже быть гражданином по рождению. Так, например, согласно Конституции США кандидаты на должности депутатов палаты представителей Конгресса США должны являться гражданами США не менее 7 лет, а на должности сенаторов - не менее 9 лет. Гражданами по рождению должны быть кандидаты на должность президента США, Эстонии, Филиппин и ряда других стран. 2)

Принцип свободных выборов (свободного участия в выборах) означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, и если да, то в какой мере.

В ходе выборов может наблюдаться такое явление как абсентеизм (от лат. - "absens" - отсутствующий) - в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме. В современных демократических государствах абсентеизм - широко распространенное явление: в голосовании не участвуют обычно от 20 до 40 % лиц, имеющих право голоса.

В целях преодоления абсентеизма и обеспечения большей легитимности избираемых органов ряд стран (например, Аргентина, Австралия, Бельгия, Греция, Турция и др.) ввели обязательность голосования (обязательный вотум), когда неучастие в голосовании влечет за собой моральное осуждение, штраф и даже лишение свободы. 3)

Прямое избирательное право - принцип избирательной системы, предполагающий непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. При прямом избирательном праве отсутствуют особые посредники - выборщики.

Непрямое избирательное право предусматривает, что граждане имеют право избирать тот или иной орган через посредство избираемых ими представителей, которые затем уже избирают президента или депутатов. При этом различаются две основные разновидности непрямого избирательного права и самих выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

Косвенные выборы - избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо и те и другие.

Выборщик - лицо, имеющее право голосовать во второй (третьей, четвертой) ступени при непрямых многостепенных выборах. Выборщики либо избирается только для исполнения им этой функции (выборщики при выборах президента США), либо являются таковым по занимаемой должности (члены муниципалитетов во Франции при избрании сенаторов).

Для многоступенчатых, многостепенных выборов характерен не- сколько иной путь - когда низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы выбирают депутатов вышестоящего представительного органа. Такая система использовалась в прошлом в СССР, на Кубе и в ряде других стран, а сегодня используется в КНР.

Трехстепенными выборами формируется часть Сената Франции: избиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, которые избирают сенаторов.

4) Равное избирательное право. Обеспечение равенства избирательного права - принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, но возможны и другие варианты. Например, в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый - для выборов депутатов по избирательному округу, второй - для выборов в бундестаг по земельному списку); 2) нужно, чтобы каждый депутат представлял (примерно) одинаковое число избирателей; 3) недопустимо деление избирателей на разряды (курии) по имущественному, национальному, религиозному или иному признаку.

Сегодня выборы следует рассматривать как процедуру государственно-правового значения, установленную действующим на территории Российской Федерации законом, во время которой физические лица (граждане отдельной местности) отдают собственные голоса за кандидата или партию. В результате столь несложных действий формируется представительный (выборный) орган власти или же занимает свой пост (избирается) определенное должностное лицо, будь то судья или президент. В Российской Федерации актуальными являются три разновидности представленной категории: региональные, федеральные и муниципальные выборы. Целесообразным будет рассмотреть их подробнее.

Понятие и значение выборов

Развивая разговор по поводу содержания, актуальных особенностей и предназначения избирательного права, невозможно не вспомнить о вопросе понятия и классификации выборов в Российской Федерации, потому что именно регулирование отношений, которые тесным образом связаны с их предварительной подготовкой и последующим проведением, представляет основной смысл нормативов, образующих рассматриваемую отрасль конституционного права. Отправной точкой в уяснении понятия выборов, а также их политико-правового характера считаются положения актуальной Конституции РФ. Так, в строгом соответствии с ними выборы являются:

  • Во-первых, высшим непосредственным выражением общественной власти в соответствии со статьей третьей действующей Конституции.
  • Во-вторых, понятие выборов подразумевает метод принятия участия со стороны физических лиц (граждан отдельных регионов или страны в целом) в управлении государственными делами, который реализуется через право граждан быть избранными и избирать органы власти государственного значения, а также местного самоуправления. Данное положение обусловлено статьей 32 действующей Конституции.
  • В-третьих, закон «О выборах» предполагает, что соответствующая категория представляет собой порядок императивного плана в отношении замещения должности Президента России, а также создания Государственной думы Федерального собрания РФ.
  • В-четвертых, это необходимое средство реализации местного самоуправления, которое предполагает обязательное участие в общественной жизни выборных структур местного самоуправления. Данное положение аргументировано законом «О выборах», а также статьей 130 Конституции РФ.

Определение по Федеральному закону

Важно знать, что официальное определение рассматриваемой категории включено в статью вторую Федерального закона «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав». В соответствии с ним утверждаются гарантии избирательных прав граждан. Помимо этого, приведенная трактовка предполагает, что выборы - не что иное, как форма прямого волеизъявления физических лиц, которое осуществляется строго по Конституции РФ, федеральным законам, уставам (конституциям) субъектов Федерации, законам субъектов РФ, уставам образований муниципального типа в целях создания структуры государственной власти, структуры местного самоуправления или же наделения должностного лица определенными полномочиями.

Для того чтобы полноценным образом уяснить понятие выборов, сегодня немаловажной является юридическая позиция Конституционного суда, которая была сформулирована посредством постановления от 10.06.1998 в соответствии с делом по поводу проверки определенных положений Конституции (пункта шестого статьи четвертой, пунктов третьего и четвёртого статьи тринадцатой, пункта третьего статьи девятнадцатой), а также пункта второго статьи 58 Федерального закона от 19.09.1997 «По поводу гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав».

Важно отметить, что трактовка проведения выборов, которая содержится в представленном постановлении так или иначе характеризует их в качестве способа изъявления общественной воли, а также создания соответствующих структур государственной власти легитимного значения и структур местного самоуправления, от его имени реализующих власть публичной природы. Для того чтобы в полной мере достигнуть указанных целей, выборы должны основываться на приоритете воли большего процента избирателей, которые приняли участие в голосовании.

Классификация выборов

В данной и последующих главах целесообразным будет полноценно рассмотреть классификацию видов выборов. Важно отметить, что действующее российское законодательство избирательной природы не включает в себя исчерпывающего перечня разновидностей выборов, которые проводятся на территории Российской Федерации. Так, классификация обусловлена наличием определенных критериев.

В соответствии с уровнем процедуры, который определяется непосредственной территорией ее проведения, сегодня выделяют следующие виды выборов:

  • Выборы в структуры Союзного государства. Важно знать, что проведение их обусловлено Договором Республики Беларусь и Российской Федерации от 08.12.1999. Так, по статье 39 представленного Договора, в России принято избирать 75 депутатов в Палату представителей.
  • Выборы в органы федерального значения (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы президента).
  • Выборы законодательных структур субъектов России.
  • Выборы в государственные органы местного уровня. Среди них важно отметить выборы структур контрольного значения, выборы глав образований муниципального типа, а также выборы депутатов структур муниципальных образований представительного плана.

Избираемый орган как критерий классификации

В соответствии с таким критерием, как должностное лицо или избирательный орган, принято выделять следующие виды выборов:

  • Выборы должностных лиц высшего значения соответствующей степени власти. Сюда целесообразным будет отнести руководителей муниципальных формирований, а также Президента РФ.
  • Выборы органов представительной власти (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы представительных структур муниципальных формирований, выборы парламентов субъектов РФ).
  • Выборы других органов. Сюда необходимо включить в первую очередь определенных должностных лиц, к примеру мировых судей. Помимо этого, речь идет о выборе политических партий, а также контрольных структур образований муниципального типа.

Причины выборов как критерий

В соответствии с таким критерием, как причина (основание) назначения процедуры, на сегодняшний день выделяют следующие виды выборов:

  • Очередные выборы.
  • Досрочные выборы.
  • Дополнительные выборы.
  • Повторные выборы.

Целесообразным будет рассмотреть их подробнее, а также проанализировать примеры выборов.

Очередные, досрочные и дополнительные выборы

Важно отметить, что очередные выборы реализуются по причине истечения сроков полномочий должностных лиц и выборных структур, установленных законодательством. Досрочные же выборы относятся к досрочному прекращению полномочий определенных должностных лиц, а также к досрочному прекращению депутатских полномочий. Необходимо дополнить, что такого рода прекращение так или иначе влечет за собой неправомочность представительного (законодательного) органа власти государственного значения субъекта Российской Федерации или же представительной структуры муниципального формирования. Интересно знать, что досрочная остановка полномочий представительного (законодательного) органа власти государственной направленности субъекта РФ, представительной структуры местного управления или депутатов, если она говорит о прекращении полномочий соответствующей структуры, является основанием для осуществления дополнительных выборов.

Повторные и совмещенные выборы

Необходимо знать, что общественное участие в выборах повторного типа актуально тогда, когда все рассмотренные в предыдущей главе процедуры не привели к избранию структуры, депутата или должностного лица в соответствии с причиной признания данных выборов недействительными или несостоявшимися. Кроме того, в законодательстве специально оговаривается, что дополнительные и повторные выборы не назначаются и, соответственно, не проводятся, когда по результатам их тот или иной депутат не может избираться сроком, превышающим один год.

Необходимо также отметить совмещенные выборы, которые отличаются назначением на один и тот же день. Важно дополнить, что проводится представленная процедура в отношении нескольких должностных лиц, структур государственного типа власти или самоуправления местного значения. Логично, что совмещению выборов объективным образом способствует определение в законе двух дат их реализации, которые считаются возможными, благодаря чему так или иначе имеет место экономия материальных ресурсов, в частности денежных средств, применяемых для нужд избирательного процесса. Помимо этого, в данном случае существенно повышается уровень заинтересованности граждан в плане участия в выборной кампании.

Актуальные ограничения

Важно заметить, что в действующем законодательстве содержатся некоторые ограничения, касающиеся такого вида выборов, как совмещенные. Во-первых, это исключение допущения совмещения дня голосования в отношении выборов в органы государственной власти федерального значения с днем произведения аналогичной операции на референдуме РФ.

Во-вторых, в Законе федерального значения «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав» специально оговариваются случаи, в соответствии с которыми нельзя допустить совмещения дней голосования на разных выборах, по итогам которых избиратель получает возможность одновременно проголосовать более чем по 4 бюллетеням избирательной формы, которые выдаются на выборах досрочного, повторного и дополнительного плана.

Юридическое значение как критерий

В соответствии с юридической направленностью рассматриваемой процедуры, в качестве методики формирования руководящих структур государственного значения, а также местного самоуправления сегодня выделяют следующие разновидности выборов:

  • Императивные выборы, которые являются исключительным методом наделения общества властными публичными полномочиями.
  • Выборы, которые используются на альтернативной основе с иными методами замещения выборных должностей и депутатских мандатов.

В первую группу включаются выборы следующих категорий лиц:

  • Президента Российской Федерации.
  • Депутатов представительной (законодательной) структуры власти субъектов РФ государственного значения.
  • Депутатов Гос. думы.
  • Депутатов законодательной структуры городского округа или поселения сельского типа.

Вторую группировку формируют выборы:

  • Руководства муниципальных формирований (муниципальные выборы).
  • Судей мирового значения.
  • Депутатов законодательных структур районов муниципального значения.
  • Контрольных структур муниципальных формирований.

Заключение

Целесообразным будет отдельно отметить косвенный (непрямой) вид выборов. Он представляет собой выборную систему, в соответствии с которой кандидата на ту или иную должность избирают не физические лица, а структура власти или выборщики, заранее избранные определенными должностными лицами. Важно отметить, что представленная разновидность выборов может осуществляться в две и более ступени. Ярким примером в данном случае может послужить избрание Президента Соединенных Штатов Америки.

Важно отметить, что рассмотренные в материалах данной статьи выборы служат не в единственном плане возможными методиками формирования определенных структур (эти органы четко указаны в конкретных главах). Стоит подчеркнуть, что при этом именно другие способы, которые никаким образом не связаны с выборами, на сегодняшний день зачастую наделяются предпочтительным закреплением в законодательных актах субъектов Российской Федерации, а также актуальных уставах муниципальных формирований.

Интересно заметить, что особенно наглядно данная картина проявляется в процессе выбора судей мирового значения. Хотя Закон федерального уровня «По поводу мировых судей в Российской Федерации» в соответствии с его восьмой статьей предполагает, что, несмотря на наличие возможности замещения должности судьи мировой направленности или через назначение представительным (иными словами, законодательным) органом власти государственного значения субъекта Российской Федерации, или посредством избрания через усилия населения, а также отдельных его представителей соответствующей судебной местности, законодательство абсолютно всех субъектов России игнорирует выборы в качестве методики замещения указанных выше должностей.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.

Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность1 всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства -Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобра-зующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важ-

1 В конституционном праве легитимностью (от лат. legitimus - законный) называется признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. 358

Раздел VI. Органы государственной власти в Рф

нейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослу-шания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государст-вен-ной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные выборы, которые являли собой сплошной фарс. Они не давали возможности выбора между разными кандидатами, проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, "народные избранники" традиционно получали, по официальным данным, 98-99% поданных за них голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства. В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следо-II

Глава 21. Избирательная система Российской Федерации 359

вательно, в конечном счете достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Коль скоро выборы - это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь

Страница

демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, - это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

Еще по теме § 1. Значение выборов в демократическом государстве:

  1. § 4 Законные условия для вступления в брак. – Первое условие – свободное сознание сторон. – Понятие о принуждении. – Обычай женить и выдавать замуж в семье и в отношениях вотчинной власти. – Право государства принуждать к браку. – Историческое значение авторизации к браку. – Требование родительского согласия по иностранным законодательствам. – Ограничение свободы в браке со стороны государства и общины. – Постановления русского закона. – Хозяйственное значение брака в крестьянском быту и его пос
  2. § 3 Содержание обязательства. – Положительное и отрицательное. – Обязательство дать или исполнить. – Взаимное обязательство. – Нераздельные и делимые обязательства. – Действие возможное и невозможное; известное и неизвестное. – Разделительное обязательство и значение выбора. – Определение предмета родом, видом и особью. – Значение денег.
  3. Выбор линейного мышления - это выбор прожить жизнь в танце частиц.
  4. § 24 Особое значение целого семейства в торгующем купечестве и в бывших податных сословиях. – Финансовое и хозяйственное значение семейного раздела. – Особое значение семейства в отправлении рекрутской повинности. – Семейная община у Индусов.

С одной стороны , главное предназначение парламента заключается в том, чтобы принимать законы, регулирующие жизнь государства и общества. Для этого имеют значения программы партий, деловые и моральные качества самих депутатов, точная расстановка сил: блокирующее меньшинство, простое большинство или конституционное большинство.

Однако нетрудно заметить, что с этой точки зрения предстоящие выборы не имеют ровно никакого значения. Совершенно никакого. Уже достаточно давно в Думе принимаются законы, подготовленные исключительно в недрах правительства и администрации президента. Большинство депутатов голосует так, как им велят (или дозволяют) руководители партийных фракций (редкие исключения никакой роли не играют). Все партии за исключением КПРФ и ряда отдельных депутатов голосуют единым образом, как бы это не пытался опровергнуть Жириновский во "Временах" у Познера (у большинства в парламенте такой запас прочности, что часть депутатов иногда запросто могут позволить продемонстрировать самостоятельность своих позиций). У реальной оппозиции либеральному курсу нет никаких шансов получить в Думе даже блокирующее меньшинство. А мнимая оппозиция всегда будет действовать в пределах выделенных ей для этого лимитов.

В общем, данная сторона вопроса не представляет абсолютно никакого интереса. Законодательная деятельность парламента декоративна и носит технический характер.

Вот, к примеру, депутат нынешнего созыва А. Крутов честно признается: "Знаете, я когда-то был Народным депутатом СССР. Это было давно. Я помню те выборы, помню людей, которые ходили голосовать, ходили агитировать без всяких денег. Люди горели, они думали, что вот сейчас мы изменим эту жизнь, которая нам всем опостылела. Они верили в это. Они были искренними, шли на митинги, на собрания, собирались тысячи людей. И вот за эти годы мы, политики, их обманули, предали. Когда я пришел в Государственную Думу, мне казалось, что я смогу внести какое-то нравственное начало в политику. Оказалось, что это очень сложно. Что я имею в виду, говоря "нравственное начало"? Все те законопроекты, которые предлагались нами и мною, касались нравственных и духовных сфер нашего общества, так и не были приняты. Ни один, за исключением немногих половинчатых".

И если даже вдруг при новом ее составе появятся серьезные разногласия, то только потому, что по команде от закулисной власти в стенах парламента будет разыгрываться какая-нибудь новая политическая комбинация, которая от результатов самих выборов если и будет зависеть, то сугубо тактически. Скорее же наоборот - планируемые и программируемые результаты выборов зависят от того, что именно планируется разыграть в дальнейшем. Скажем, Грызлову по какому-нибудь важному кадровому вопросу скажут так проголосовать, а Миронову не так, а как Зюганов заведомо проголосует. В результате: пятьдесят на пятьдесят, после чего, гладишь, и революцию какую-нибудь красно-желтую замутить можно будет...

В общем, какой-то смысл от результатов выборов только в этой стороне искать можно. На хорошие, нужные стране и народу законы надежды никакой. На администрацию президента надежды больше, чем на парламент. Там хоть что-то реально решить могут.

Но есть у выборов и вторая сторона , не столь очевидная, но в некотором смысле, даже более важная. Выборы очень ясно показывают политические настроения в обществе, и, в свою очередь, активно формируют эти настроения.

Например, провал СПС и "Яблока" ясно показывает не столько, быть может, окончательный провал либерально-демократических идей, сколько полный провал и неспособность доморощенных демократов к их практической реализации, сплошной блеф и обман. И даже безграничная поддержка либералов СМИ не способна скрыть этого. Неудачи национал-патриотических сил тоже показывают не столько идеологическую, сколько практическую их слабость и неспособность к политическому объединению, вся сила которых легко перекрывается информационной блокадой, бессмысленность игры по чужим правилам. Относительно высокий и стабильный уровень поддержки КПРФ показывает, что рано, да и не нужно списывать со счета социалистические идеи и настроения. Анализ результатов голосований в Думе показывает то, что одномандатники, как правило, голосуют лучше, чем партийцы и т.д. Т.е. по динамике изменения поддержки тех или иных кандидатов, тех или иных партий можно было достаточно точно судить о смене и векторе изменения настроений в обществе. Сами избиратели также, основываясь на общих результатах, где осознанно - где интуитивно, вносили поправки в свои позиции.

Теперь же и этого не будет. Не будет второй составляющей, придающей хоть какой-то смысл парламентским выборам.

Результаты нынешних выборов решающим образом зависят уже от самой системы выборов. По-хорошему, парламент должен формироваться исключительно по одномандатным округам. Не партии о трех головах, с неизвестным внутриутробным наполнением, мы должны выбирать, а конкретных людей, которых мы знаем и уважаем. История российского парламентаризма показала, что именно по одномандатным округам в Думу попадали яркие личности, относительно независимые, способные отстаивать (в т.ч. внутри фракций) свое мнение. И даже партии, формируя, свои партийные списки, считались с этим, в результате чего такие люди проходили в т.ч. и по этим самым партийным спискам.

Постепенно все изменилось. Сначала стали зачищать от слишком строптивых сами партии, воздвигли серьезные информационные и финансовые препятствия на пути независимых кандидатов, потом же и вовсе решили зачистить Думу от одномандатников, заодно запретив участие в выборах объединениям и поставив непреодолимый 7 % барьер на пути новых партий (не путать со старыми под новыми названиями). Вроде еще и демократия, а вроде уже и нет... Но тогда что и зачем?

Психология избирателя такова, что он не хочет отдавать свой голос впустую, заведомо непроходным (и неважно по каким причинам) партиям. На это и рассчитаны все рейтинги, которые усиленно муссирую средства массового информирования и программирования. Стадный инстинкт и привычка болельщиков (которых, как правило, много у лидеров чемпионата и мало у аутсайдеров) заставят многих из нас отдать свой голос не той партии, которой мы действительно симпатизируем, а действовать методом исключения: за эту не буду ни за что, за эту - никогда, за эту и за ту нет смысла, остается только вот эта. А дальше последний вопрос: идти или не идти...

Хотелось, скажем, мне один хороший союз поддержать, а после того, как ни разу не увидел его рейтинга по телевизору, да еще и узнал, что ряд уважаемых кандидатов отказалось войти в его списки - так и мне расхотелось. Не вижу смысла без рейтинга и без хорошей компании.

Как знать, быть может, если бы мы все, невзирая ни на какие рейтинги, проголосовали за того, за кого хотим - наши кандидаты, наша партия была бы в Думе, а так мы даже никогда не узнаем: а сколько нас таких, которые пошли на вполне разумные компромиссы с совестью. Ну, пусть бы оказалось нас меньше 7 % - к следующему разу подтянулись бы, а так... Бы, да кабы. Вот это самое плохое в новой системе выборов - они лишают нас надежд и на будущие выборы тоже.

Если и есть какой-то смысл в грядущих парламентских выборах, так это только тот, что они должны показать полную свою бессмысленность для народа, и для страны. А дальше думать надо...
г. Новосибирск

Президент России через призму Конституции

Выборы президента страны всегда являются знаковым событием для любого государства. Именно президент определяет вектор внутреннего развития на последующие несколько лет, а также внешнюю политику страны. Но что еще более важно, глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Таким образом президент - системообразущая фигура, тем более, когда речь заходит о России. Исходя из объема полномочий первого лица, наше государство представляет собой классический образец президентской республики.

При этом одно из главных отличий такого конституционного строя - это, безусловно, выборность президента не парламентом, а путем всенародного голосования. Немаловажно и то, что именно президент формирует правительство, которое является исполнительной ветвью власти в стране. Да, президент формально не возглавляет кабинет министров, но при этом сложно переоценить его вклад в решение общенациональных вопросов. Не случайно, глава государства обладает правом законодательной инициативы. Таким образом важность этой фигуры в российских реалиях является исключительной. А истинно демократическое, правовое государство, которым и является РФ, невозможно без активной позиции президента страны.

Фигура президента важна еще и тем, что он принимает меры по охране суверенитета РФ, обеспечивает взаимодействие органов госвласти. Также он представляет государство на международной арене. Наверное, нам совсем небезразлично, что за человек будет олицетворять собой такую страну, как Россия, на переговорах с зарубежными партнерами.

Долой нигилизм, или все для избирателя

Каждый из нас уже совсем скоро будет вправе напрямую выбрать кандидата, кто сможет наиболее оптимально справиться с теми обязанностями, которые основной закон страны возлагает на президента. Для этого всего лишь требуется определитьcя с тем, кого из 8 человек, зарегистрированных ЦИК, вы готовы поддержать 18 марта. Судя по представленным кандидатам, каждый из россиян, обладающий правом голоса, а также придерживающийся какой-либо политической идеологии, сможет выбрать своего фаворита. В избирательном бюллетене есть представители левых взглядов, либерал-демократы, центристы, консерваторы и т. д.

Между тем немаловажно ответить на вопрос, который волнует очень многих — почему я, как гражданин РФ, должен пойти на участок 18 марта и отдать свой голос за кого-либо из кандидатов. Зачастую можно услышать от некоторых россиян, которые далеки от политики, либо интересуются ей от случая к случаю: "Я не ходил на участок, ну что может решить мой единственный голос?" Или: "А зачем я вообще туда пойду - лучше провести свой выходной день другим образом, а гражданский долг - это обращайтесь к другим".

Кстати, ранее некоторые граждане, чья командировка, отпуск или просто поездка на уикенд в соседний город совпадали по времени с днем голосования, испытывали существенные неудобства с тем, как отдать свой голос на выборах президента страны.

Теперь все выглядит совсем по-другому, никаких открепительных удостоверений брать не нужно. На этот раз процедура голосования не по месту регистрации максимальна удобна для избирателей, ЦИК уже все предусмотрел. Если 18 марта вы будете находиться не по месту регистрации, указанному в паспорте, или у вас нет регистрации, голосуйте на любом избирательном участке по месту нахождения. Для этого заранее вы можете, например, подать заявление через портал Госуслуг, чтобы вас включили в список избирателей на удобном вам участке.

В день голосования не забудьте захватить с собой паспорт и заявление. Его можно взять в распечатанном виде или показать на экране мобильного телефона. Отправить заявление можно по 12 марта включительно. Таким образом для всех избирателей созданы наиболее благоприятные условия, чтобы проголосовать 18 марта, даже находясь за пределами своего города или субъекта РФ.

На участок – как на праздник

….Знаете, в истории было не так уж мало случаев, когда голос отдельно взятого человека решал исход всей выборной кампании. Можно вспомнить те же президентские выборы 2000 года в США, где и вовсе потребовался ручной пересчет голосов. Ну, а если брать примеры из отечественной истории, то это выборы главы Республики Алтай 2014 года. Тогда победитель выиграл в первом туре, набрав чуть более 50% голосов. Если же опираться на сухую математику, речь шла примерно о 400 голосах избирателей. Теперь представьте себе, если бы эти люди остались дома — как минимум это значило бы проведение второго тура, а как максимум — поражение их кандидата в дальнейшем.

Поэтому не совсем понятны рассуждения еще и тех людей, кто говорит: "Мой кандидат и так победит, даже если я не смогу прийти на участок". Но позвольте, откуда такая уверенность, история как раз доказывает, что это может быть опасным заблуждением. Да и потом, если ты точно знаешь, кого хотел бы видеть главой своей страны на следующие 6 лет, неужели этот человек не стоит нескольких потраченных на него минут. Немного прогуляться с семьей в воскресенье, дойти до избирательного участка, получить бюллетень, зайти в кабинку для голосования, поставить галочку напротив понравившейся фамилии и опустить бюллетень в урну. Всё. Ничего лишнего. Зато потом долгое время ты будешь ощущать свою сопричастность к формированию государственной власти в стране – в этом ли не предназначение настоящего гражданина и патриота своего отечества?

К тому же сама атмосфера выборов - это все равно что большой народный праздник, по своему духу близкий, например, к масленичным гуляниям. В этот воскресный день, 18 марта, на участках как всегда будут проходить концерты, викторины, спортивные состязания, для желающих – еще и экскурсии по школьным музеям, розыгрыши призов и многое другое. Так что поход на участок превращается в своеобразный вид воскресного досуга для целых семей.

Впиши свое имя в историю страны

Опять же вы можете взять с собой детей, чтобы приобщить их к атмосфере выборов. Не на словах, а на деле показать, что такое голосование и почему без преувеличения вся страна в этот день стремится попасть на участки. Только так в будущем можно вырастить патриота России. Важно, чтобы наши дети с раннего возраста испытывали чувство сопричастности к важным государственным делам, которыми, несомненно, являются выборы. Потом эта традиция может войти в добрую привычку.

Почему я как родитель должен пойти на выборы? Мы выбираем не просто будущее для своей страны, и даже не будущее для себя. Прежде всего, речь идет о наших детях. Это медицина и образование, это кружки, спортивные секции и многое другое.

Какой будет Россия в 2020-е годы, в какую сторону она будет развиваться - зависит в том числе и от вашего голоса. Вот почему я еще пойду на участок 18 марта.

Опять же не стоит забывать и про тех, кому только исполнилось 18 лет, кто будет голосовать не только на президентских — вообще на каких бы то ни было выборах — впервые в жизни. Согласитесь, есть некий символизм и магия чисел – попасть на УИК 18-го числа в 18 лет. В этом случае молодой человек придет выбирать будущее как для страны, так и для своего поколения в целом. Поколения, которому предстоит уже в недалеком будущем решать ключевые вопросы на уровне государства, строить и создавать новую Россию – страну XXI века.

…Понятно, что ходить на выборы - это право, а не обязанность. Но для каждого сознательного гражданина нашей страны поход на избирательный участок - это шанс стать частью истории России. Она пишется всеми нами, здесь и сейчас.

Статьи по теме: