Развивающие игры летом в детском саду. Летние игры на свежем воздухе, которые гарантированно отвлекут от планшета. Подвижная игра "Найди себе пару"

Игры в летний период в детьми старшего дошкольного возраста

Игра «Солнышко»

Раньше солнышка встаём.

На зарядку мы идём.

(Идём на месте.)

Встали, потянулись,

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

А потом нагнулись.

(Наклоняемся вперёд.)

Будем мы приседать,

(Приседаем.)

Прыгать вместе будем,

(Прыгаем на месте.)

Чтоб до солнышка достать.

Солнышко разбудим.

Здравствуй, солнышко, вставай!

Нам тепло своё давай!

(Поднимаем руки вверх.)

Днём мы будем загорать,

Веселиться и играть.

Сразу солнышко проснулось

И на небо потянулось.

(Руки вверху опускаем их через стороны.)

С неба шлёт свои лучи,

Они стали горячи.

Загадки «Явления природы»

Слушаем загадки и стараемся их отгадать

С неба пришёл,

В землю ушёл. (Дождь.)

Сверкает, мигает,

Огневые стрелы пускает. (Гроза.)

Ждали, звали,

А показался -

Все прочь побежали. (Дождь.)

Через поля, через луга

Разноцветная дуга. (Радуга.)

По синему морю

Белые гуси плывут. (Облака.)

По горной поляне

Невидимый пастушок

Белых барашков гоняет. (Ветер и облака.)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберёт. (Град.)

Вечером на землю слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает. (Роса.)

Игра «Кругом вода»

Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: дождь, лужа, капля, роса, море, океан, ручей, речка, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.

Игра «Что такое лето?»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание лета (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение «Лето». Перечислите приметы лета. Нравится ли вам лето? Если нравится, то чем, почему? Объясните.

Что такое - наше лето?

Что за время года это?

Солнце, радуга, дождинки.

И зелёные тропинки.

Море тёплое, песок.

И арбузный сладкий сок.

Земляничные полянки,

Кепки, шляпки и панамки.

Жёлто-белые ромашки,

Разноцветные букашки.

Салки, прыгалки и прятки.

И в траве босые пятки.

Пенье птичек до рассвета.

Вот какое наше лето!

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель сообщает детям, что будет произносить каждый раз по четыре названия, причём это задание на слова - шутливое, потому что составлено по сходству звучания слов. Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему. Можно обратить внимание детей на пункт 4 (слова являются не только названиями предметов, но и именами людей).

1. Одуванчик, колокольчик, гвоздика, гвоздик. (Гвоздик. Это не цветок.)

2. Ландыш, кувшин, кувшинка, ромашка. (Кувшин. Это не цветок.)

3. Незабудка, будка, фиалка, астра. (Будка. Это не цветок.)

4. Роза, лилия, василёк, валёк. (Валёк. Это не цветок.)

5. Георгин, пион, чемпион, тюльпан. (Чемпион. Это не цветок.)

Игра «На все цвета»

Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать цветок (цветы) этого цвета. Можно попросить детей давать описание цветка (какая серединка, какие лепестки - форма, цвет). Варианты игры: называть фрукты, ягоды.

Игра «Пчёлки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Много на лугу цветочков,

Разноцветных лепесточков.

(Выставляем руки перед собой и разводим их в стороны.)

Видим мы ещё знакомых -

Много разных насекомых.

(Изображаем: машем руками, потом приседаем и прыгаем, руки на коленочках.)

Пчёлки к лугу подлетают.

(Машем руками.)

Их цветочки привлекают.

Пчёлки кружатся, летят

(Кружимся на месте.)

И нектар собрать хотят.

Сядут пчёлки на цветок

И попьют там сладкий сок.

(Приседаем.)

Пчёлки в улей улетают

(Машем руками.)

И нектар в нём оставляют.

Пчёлки будут делать мёд.

Угостят, кто к ним придёт.

(Выставляем руки вперёд и трясём кистями.)

Пальчиковая игра «Каша»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Утром кашу мы варили.

Мы сперва крупу помыли.

Вот так, вот так

Хорошо крупу помыли.

(Делаем руками круговые движения.)

Мы водичку наливали,

А потом её солили.

Вот так, вот так

Мы водичку посолили.

(Показываем, как солим.)

Долго кашу мы мешали,

Молочка в неё налили.

Вот так, вот так

Много молочка налили.

(Показываем, как наливаем.)

Масла положили в кашу.

(Показываем, как кладём масло.)

Вы поешьте кашу нашу!

Игра «Из чего сделано?»

Воспитатель называет разные зерновые культуры и получаемые из них крупы. (Целесообразно при этом показывать фотографии, слайды.) Дети должны называть каши, которые готовят из этих круп. Например: пшеница - манная крупа, манка - манная каша; гречиха - гречневая крупа, гречка - гречневая каша, гречка; ячмень - перловая крупа, перловка - перловая каша; овёс - овсяная крупа, овсянка - овсяная каша, овсянка; просо - пшённая крупа, пшено - пшённая каша, пшёнка.

Игра «Горох»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

За деревней поезд ехал

И колёсами стучал.

(Стучим кулачком о кулачок.)

«Кукареку! Вот потеха!» -

Громко петушок кричал.

Две вороны полетели,

Обогнали паровоз.

(Машем руками, как крыльями.)

Ведь узнать они хотели,

Что по рельсам он повёз.

В поезд врезались с разгона,

Начался переполох.

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох.

(Стучим кулачком одной руки по ладошке другой.)

«Кукареку! Не беда!

Будет всем теперь еда!» -

Петушок кричал с забора

До горохового сбора.

Где росли деревья и чертополох,

Собралась деревня, чтоб поесть горох.

(Идём на месте.)

Пришли куры - поклевали, и цыплята тоже.

Пришли гуси - поклевали, и гусята тоже.

(Показываем.)

Прибежали поросята,

А за ними жеребята.

Всем горох достался

И ещё остался.

Пальчиковая игра «Огород»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

В огороде там и тут

Овощи у нас растут.

Что растёт на грядке?

Огурцы-ребятки,

Помидоры красные,

Кабачки прекрасные.

Есть капуста и моркошка,

Репа, редька и картошка.

Есть редиска и горох.

Урожай у нас не плох!

Игра «Отгадай овощи»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:

Ре... (Редис.)

Ка... (Капуста.)

Свё... (Свёкла.)

По... (Помидор.)

Мор... (Морковь.)

Игра «Собираем ягоды»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Чтобы вишенки сорвать,

Нужно на носочки встать.

(Поднимаем руки вверх.)

К вишенкам мы тянемся,

Без них не останемся.

(Тянемся вверх на носочках.)

Чтоб крыжовник нам сорвать,

Нужно наклониться.

(Наклоняемся вперёд.)

Собираем ягоды,

Не хотим лениться.

(Делаем наклоны вперёд.)

Чтоб клубнику нам сорвать,

Мы присядем низко.

(Приседаем.)

Нужно листья отгибать.

Ягодки тут близко.

(Показываем, как срываем ягоды.)

Игра «Отгадай ягоды»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Ви... (Вишня.)

Ма... (Малина.)

Клу... (Клубника.)

Кры... (Крыжовник.)

Смо... (Смородина.)

Игра «Рыбки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Волны синие бегут.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

Рыбки быстрые плывут.

(Трясём кистями рук перед собой.)

И играют, и резвятся,

И ныряют, веселятся.

То подпрыгнут рыбки вверх,

(Прыгаем на месте.)

То опустятся ко дну.

(Приседаем.)

Волны скроют рыбок всех,

(Прикрываем голову ладошками.)

Не заметим ни одну.

Игра «Щука и карасики»

С помощью считалки выбирают щуку. Остальные дети - карасики. Пока щука спит, они весело плавают. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.

Игра «Муравьи»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Меж травинок по дорожке

Целый день мелькают ножки.

(Бежим на месте.)

Меж травинок по тропинке

Кто-то носит груз на спинке.

(Показываем, как несём.)

То лесные жители,

Муравьи-строители.

Для себя они построят

Вот такой высокий дом.

(Поднимаем руки вверх.)

Праздник там потом устроят,

Веселиться будут в нём.

(Весело прыгаем на месте.)

Муравьи плясать устанут

И тихонько лягут спать.

(Приседаем.)

Утром рано они встанут,

Снова груз начнут таскать.

Игра «Отгадай насекомое»

Водящий (в этой роли могут выступать поочерёдно сами дети) изображает какое-то насекомое - как двигается, что делает, какие звуки издаёт (пчела, бабочка, стрекоза, муравей, муха и др.). Остальные должны отгадать. В случае затруднения можно задать тому, кто изображает насекомое, один или два наводящих вопроса.

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель называет животных. Дети говорят, кто лишний и почему.

1. Медведь, ёж, кукушка, кабан. (Кукушка. Это птица, а остальные - звери.)

2. Коза, корова, волк, собака. (Волк. Он живёт в лесу, а остальные - домашние животные.)

Игра «Фотоохотник»

Выбирают водящего и фотоохотника (он отходит в сторону). Участники игры выбирают для себя животное, живущее в лесу, и называют водящему. Появляется фотоохотник, и водящий его спрашивает:

Чего тебе?

Фотоохотник отвечает:

У меня охота,

Буду делать фото.

Тогда водящий спрашивает:

Кого тебе?

Фотоохотник называет лесного жителя, например:

Ты кто такой?

Я житель лесной.

Бегу за тобой!

Заяц должен быстро добежать до конца комнаты и вернуться на своё место. Фотоохотник бежит за ним. Если во время бега ему удалось сфотографировать зайца (то есть дотронуться до него рукой), тогда он остаётся фотоохотником, а если нет, то выбирают другого фотоохотника. Игра продолжается.

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют ягоды, которые им известны. Например: земляника, клубника, малина, черника, брусника, крыжовник, смородина, клюква, рябина и др. Победителем станет тот, кто назовёт ягоду последним.

Лесные загадки

Слушаем и стараемся их отгадать.

С большими ушами,

В серой пушистой шубке.

Такой трусливый,

Что всех боится. (Заяц.)

Зимой беленький,

А летом серенький. (Заяц.)

Серовато, зубовато -

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали (Ёж)

Он зубами щёлк да щёлк.

Всех в лесу пугает... (волк).

Днём спит,

А ночью летает

И всех пугает. (Сова.)

Игра «Щенок»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Солнце в небе было ярким.

(Руки вверх, растопыриваем пальцы.)

День стал тёплым, даже жарким.

Во дворе Щенок скучал,

(Приседаем.)

Никого не замечал.

(Качаем головой вправо-влево.)

Захотел Щенок попить.

Как же жажду утолить?

Подбежал Щенок к кадушке

И попил водички.

(Показываем, как пьём.)

В травке прыгали лягушки,

Дружные сестрички.

(Прыгаем на месте.)

Им сказал Щенок: «Давайте

Будем весело играть.

Вы скачите, убегайте.

Вас я буду догонять».

(Бежим на месте.)

Игра «Назови животное»

Дети по очереди произносят названия домашних животных. Например: корова, коза, лошадь, овца, баран, петух, курица, гусь, индюк, утка, кошка, собака и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

Игра «Море волнуется»

Воспитатель размахивает руками, изображая волны, и произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура акулы, замри!» Дети замирают, изображая акулу. Воспитатель выбирает лучшего. В следующий раз он просит изобразить другую морскую фигуру - чайку или русалку, дельфина, морскую звезду и т. д.

Морские загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море.)

Плавает в море

Всем на горе.

Зубастая, большая

И очень-очень злая. (Акула.)

У маленькой скотинки

Монетки на спинке.

В глубине морской гуляет,

Своим хвостиком виляет. (Рыба.)

У него есть восемь ног.

Он зовётся... (осьминог).

Задачи: развивать внимание, воображение, образное мышление, память, тактильное восприятие, умение имитировать движения, звукоподражания; быстроту реакции, чувство юмора, выдержку, умение взаимодействовать с товарищами по игре.

Саймон говорит

Дети строятся в шеренгу или стоят «стайкой». Воспитатель впереди. Он подает детям разные команды, начиная с вводных слов: «Саймон говорит». Например: «Саймон говорит: “Дотроньтесь руками до головы!”» Движения постоянно меняются, но вводные слова обязательно остаются. Если воспитатель их пропустит, а ребенок выполнит движение, то он выбывает из игры. На замену воспитателя водящими позже выбираются дети. Они используют свои имена. Например: «Лена говорит: “Поднимите вверх правую руку!”».

Мистер Кот и мистер Мишка

В поле зрения ребенка воспитатель располагает несколько игрушек. Затем он просит ребенка: «Найди мне голубую машину, мистер Мишка!» Ребенок должен указать на этот предмет и сказать: «Смотри сюда, топтыжка, мой милый мистер Мишка!»

Затем наступает очередь малыша, и он говорит: «Найди мне красный автобус, мистер Мишка!» А воспитатель отвечает: «Вот, мистер Кот!»

Если малышу трудно выговаривать слова, он может просто указывать жестом на предмет.

Это глупо

Бессмысленные сочетания слов вызывают веселую улыбку у детей. В эту игру можно играть приблизительно так. Воспитатель говорит: «Сегодня на завтрак у нас рыбки в шляпках». Ребенок должен ответить что-то в этом же роде, например, «А на обед у нас будут яйца в сапогах». Воспитатель снова подыгрывает: «Ну а на ужин мы поживимся бутербродиками с маленькими медвежатками».

Вариант. Можно использовать другие сочетания слов. Воспитатель начинает так: «Когда я была такой маленькой, ну прямо как булавочка, моей кроваткой был... спичечный коробок». Или: «Когда я была такой, как булавочка, я жила в коробке из-под обуви». Дети должны придумать что-то подобное.

Джон-зайчик

Воспитатель читает стихотворение, а дети на каждый ответ прыгают, хлопая в ладоши над головой.

— Это Джон-зайчик?

— Да-да-да!

— Прыгает как мячик?

— Да-да-да!

— Забегал к нам в сад?

— Да-да-да!

— С грядки съел салат?

— Да-да-да!

— И горошек съел?

— Да-да-да!

— И еще морковку?

— Вот-вот-вот!

Но так ведь опустеют (Дети широко разводят руки в стороны.)

Сад и огород!

Кто не моет уши?

Воспитатель задает детям вопросы, на которые они отвечают: «Я» или молчат. Тот, кто ошибается, выбывает из игры или наказывается каким-нибудь смешным заданием.

— Кто любит шоколад?

— А кто любит мармелад?

— Кто любит груши?

— Кто не моет уши?

— Кто любит гранат?

— Кто любит виноград?

— Кто любит урюк?

— Кто не моет руки?

— Кто маме помогает?

— Кто правильно играет?

— Кто не кусает губы?

— Кто не чистит зубы?

На прогулку вышел гном

Воспитатель называет что-то из одежды и обуви, а дети показывают, на что эту вещь надевают, хлопая дважды по этому месту. Воспитатель ускоряет темп, дети должны успевать. Кто покажет неправильно или задержится, выбывает или наказывается смешным наказанием.

Необходимо называть самые разные виды одежды и обуви. Например: шапка, пилотка, фуражка, панама, косынка, шляпка, бескозырка, шлемофон, каска, тюбетейка и т.п.

Как живешь?

Воспитатель задает детям вопросы, а они отвечают «Вот так!», выставляя большой палец. Если вопрос не предполагает показа утверждающего движения пальцем, его опускают вниз.

— Как живешь? — Вот так! (Дети показывают большой палец.)

— А идешь?

— Ночью спишь?

— Вдаль глядишь?

— Как соришь?

— А шалишь?

— О животных печешься?

— С малышами дерешься?

— Как сидишь?

— А маме грубишь?

— Как утром бываешь свеж?

— А как весь день ничего не ешь?

— Как лихо шоколадки кушаешь?

— Как взрослых не слушаешь?

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.

Игровые часы

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают народных игр. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.

Игры-путешествия.

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву:). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

Детские спортивные состязания относятся к разряду подвижных соревнований. Они значительно различаются в зависимости от возраста ребенка. Ведь для таких забав очень важна ловкость, которая, собственно, и развивается в процессе подобных соревнований. Ловкость определяется способностью овладевать новыми двигательными реакциями и быстро перестраивать свои движения при необходимости в зависимости от меняющейся обстановки.

Ловкость, столь необходимая в спортивных соревнованиях, развивается достаточно медленно. Говорить о спортивных соревнованиях для детей младшего возраста нет смысла, для их спортивного развития на первых порах достаточно применять простые забавы, детские качели и велосипеды.

Детские спортивные соревнования развивают ловкость, умение координировать движения, действие в ограниченном времени и пространстве (детской площадки). Командные соревнования развивают здоровый дух соперничества, а на координацию движений и вестибулярный аппарат благотворно влияют подвесные качели.

Игры с мячом. Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры для летних мальчиков с мячом, который можно как покидать, так и попинать ногой.

Особое место среди детских спортивных игр занимают занятия с мячом. Например, такое увлекательное соревнование, как «Детский волейбол». Размечается площадка. Посередине натягивается веревка на высоте двух метров. Поделившиеся на две команды дети (количество не важно, лишь бы равное), становятся по разные стороны от веревки. Два первых участника выходят на линию старта, отмеченную в двух метрах от веревки. Они берут по мячу и одновременно бросают свой мяч через веревку. Задачей остальных участников команды является ловля мяча с тем, чтобы не дать ему упасть на пол. Далее подачу осуществляют вторые соревнующиеся и так далее. Выигрыш остается за той командой, на чью площадку реже падал мяч соперников. В процессе соревнования развиваются ловкость, меткость, быстрота реакции.

Еще одной, не менее любимой детьми игрой в мяч, являются «Вышибалы» . Здесь участники одной из команд становятся на противоположные линии очерченной площадки. А участники другой команды перемещаются в поле между этими линиями, увертываясь от мяча, брошенного соперниками с намерением попасть в соревнующихся команды, находящейся в поле. При попадании мяча в цель, ребенок, в которого попали, покидает площадку. Но если участник в площадке поймает мяч, то он имеет право вернуть выбывшего неудачника или засчитать это очко на будущее. После того, как все участники команды в поле будут выбиты, команды меняются местами. В этой спортивной баталии также тренируются быстрота, ловкость, меткость и согласованность движений.

«Боулинг». Всеми детьми любима забава, являющаяся детским вариантом боулинга. Для проведения этого соревнования нужны кегли и мяч. Удар по выставленным в ряд кеглям в количестве десяти осуществляется с расстояния в десять метров. У каждого участника имеется право на пять попыток. За каждую сбитую кеглю участнику записывается очко. Побеждает тот, кто сбил наибольшее количество. Здесь развивается меткость и согласованность движений, умение сообщить мячу необходимое ускорение.

И никак нельзя оставить без внимания такую детскую спортивное соревнование как «Пионербол» . Для соревнования пионербол используют волейбольную площадку. Забава командная. В состав каждой команды входит 7-9 ребят, располагающихся по обе стороны от сетки в три ряда. У тех участников, которые стоят во втором ряду, находится по мячу. По свистку судьи начинается игра, и мяч отправляется через сетку на площадку другой команды. Мячи, перелетающие сетку, ловят или подбирают и, как можно быстрее, отправляют через сетку на противоположную сторону. Если в какой-то момент на одной стороне площадки оказывается два мяча, соревнование останавливается и команда, на стороне которой нет ни одного мяча, получает очко. Очко можно заработать и в том случае, если противник проведет мяч под сеткой или отправит мяч за границы площадки.

Продолжительность спортивной баталии может быть или до 15 очков, или же по пять минут на каждый из двух периодов. Третий период проводят в случае равного счета в двух первых. Если мяч задевает сетку или попадет в нее при подаче, то подача повторяется, а очки не присуждаются никому. При выигрыше очка ряды участников на площадке меняются. В этой игре, помимо ловкости и быстроты реакции, воспитывается командный дух, слаженность взаимодействий между соревнующимися командами.

Также актуальны в летнее время народные подвижные игры с разными предметами (с мячом- «Свечки» (русская народная игра), «Повелитель лунки» (кабардинская народная игра), «В узелок» (татарская народная игра) и т.д.); игры с прыжками, на удержание равновесия, меткость и силовые игры («Отгадай» (игра народов Дагестана), «Бой петухов» (марийская народная игра), «Хромая лиса» (татарская народная игра), игры с бегом («Змейка» (русская народная игра), «Липкие пеньки» (башкирская народная игра), «Вестовые» (якутская народная игра), «Колышки» (марийская народная игра) и т.д.).

На природе одной из самый простых, доступных и занимательных игр для детей 6-7 лет является бадминтон. Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби). В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом.

При помощи пластмассовой тарелки также можно поиграть и в игру Снайпер : на расстоянии 8 метров от стартовой линии на землю кладут разные предметы - кубик, кеглю, коробочку и др. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки.

Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания.Например, игра «Наоборот» . Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т.д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры.

Игра «Успей занять своё место» . Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего - опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места, идёт на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим.

Рисование мелками.

Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.

Игры с обручем и скакалкой.

Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.

Надувание мыльных пузырей.

Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

Самые популярные игры летом в детском саду связаны с водой и в воде.

Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов. Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды: в одной руке, на плоском блюдце.

Водолазы

Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.

Карлики – Великаны

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» — все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.

Пятнашки

Игроки стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук от водящего, который расположился в центре. Водящий по сигналу взрослого начинает салить тех, кто не успел нырнуть в воду. Вынырнувших салить нельзя.

Попади в круг

Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят на берегу. В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2 – 3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.

Игра с камешками

Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.

Подвижная игра с дидактической направленностью.

Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое двигательное.

В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей.

Такой отдых летом укрепит иммунитет и позволит набраться сил.

Развивающие игры и упражнения на прогулке летом

Духопел Елена Алексеевна, воспитатель первой категории МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №4», г. Саранск

Описание материала : Наступил летний оздоровительный период и перед воспитателями встаёт проблема организации деятельности детей на прогулке. Предлагаю перечень развивающих игр на площадке с использованием многофункционального игрового поля «Солнышко». Игры, которые можно организовать на этом игровом поле, помогут воспитателям разных возрастных групп решить ряд воспитательных и развивающих задач. Данный материал может быть полезен и для вожатых летних оздоровительных лагерей. Взяв данные игры и упражнения за основу, условия в них можно усложнить или упростить для разных возрастных групп.

Многофункциональное игровое поле «Солнышко» состоит из центрального круга диаметром один метр и отходящих от него пяти лучей в виде косичек из пяти колец диаметром сорок сантиметров нарисованных на ровной площадке мелом или краской.

(Смотреть « Изображение 001»)

Развивающие игры и упражнения:

«На одной ножке скачу по дорожке»

Цель: Упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперёд, развивать чувство равновесия.

Дети стоят на самых дальних от центра ячейках. По сигналу воспитателя они начинают прыгать по ячейкам к центру, где стоит флажок. Тот, кто первым окажется в центре и поднимет флажок, считается победителем.

«Мяч отбивай - вперёд шагай»

Количество игроков: от 2 до 5.

Цель: Упражнять в отбивании и ловле мяча, учить приёмам баскетбола, развивать умение владеть мячом.

Дети стоят с мячами в руках, в центральном круге, лицом к дорожкам с ячейками. По сигналу воспитателя они начинают двигаться по своим дорожкам, отбивая мяч в каждой ячейке. Побеждает тот, кто первым дойдёт до конца своей дорожки.

«Весёлые кузнечики»

Количество игроков: от 2 до 5.

Цель: Упражнять в прыжках через препятствия, развивать чувство равновесия.

На дорожках через одну ячейку лежат предметы (кубики или конусы). Дети стоят в центральном круге, лицом к дорожкам. По сигналу воспитателя, перепрыгивая через предметы, они двигаются к крайней ячейке своей дорожки. Побеждает тот, кто первым достиг цели.


«Не зевай – мячик другу передай»

Цель: Учить выполнять командные задания, развивать умения прощать ошибки своих друзей, развивать умение владеть мячом.

Все дети делятся на команды. Каждая команда занимает место на своей дорожке. У завершающего цепочку ребёнка в руках находится мяч. По команде воспитателя дети передают мяч друг другу, пока он не окажется в руках ведущего, стоящего в центральном круге. Команда, чей мяч окажется первым в руках ведущего, считается победительницей.

«Разноцветные букеты»

Количество игроков: от двух до пяти команд по 3-5 игроков.

Цель: Закреплять умение распознавать предметы по цветам, действовать по сигналу.

В центральном круге в большой корзине стоят бумажные цветы разного цвета, около последних ячеек дорожек стоят пустые ведёрки. Дети делятся на команды. Каждая команда занимает место на своей дорожке и выбирает цвет своего букета. По сигналу первые участники команд направляются к корзине и, взяв определённый цветок, несут его в своё ведёрко. Игра продолжается до тех пор, пока в корзине не останется ни одного цветка. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее собрала свой букет.

«Найди свою картинку»

Количество игроков: от двух до пяти команд по 3-5 игроков.

Цель: Закреплять знания по классификации предметов, умение быстро ориентироваться.

В центральном круге находятся предметные картинки по количеству участников в каждой команде по темам: цветы, деревья, насекомые, фрукты, птицы. На крайних ячейках дорожек стоят пустые корзинки или ведёрки. По сигналу воспитателя первые участники команд направляются к корзине и, выбирая картинку заранее данной темы, несёт его в свою пустую корзину или ведёрко. Побеждает команда, справившаяся с заданием первая.

«На вопрос отвечай и вперёд шагай»

Количество игроков: от 2 до 5.

Цель: Закрепление ранее полученных знаний об окружающем мире, развитие речевой активности, расширение словарного запаса, развитие навыков словообразования, развитие выдержки и ловкости.

Дети стоят около самых дальних от центра ячеек. В центральном круге стоит воспитатель с мячом в руках. Бросая мяч поочерёдно каждому из участников игры, воспитатель задаёт вопрос, на который, отвечая правильно, участник продвигается вперёд на одну ячейку. Если ответ неверный он остаётся на месте.

Вариант 1 .Примерные вопросы:

Кто летает, прыгает, ползает, бегает, плавает

Кто мяукает, лает, хрюкает, блеет, мычит

Кто строит, лечит, подметает, учит, варит и т.д.

Вариант 2 .Доскажи словечко:

Назови детёныша коровы, козы, свиньи, лошади и т.д.

Назови ласково лиса, заяц, белка и т. д.

Побеждает тот, кто первым дойдёт до ведущего.

«Продолжи ряд»

Количество игроков: от 2 до 5.

Цель: Развитие элементарных математических навыков, навыков написания цифр, умения быстро ориентироваться.

Вариант 1 .Каждый из участников выбирает себе дорожку и занимает место у первой ячейки. Воспитатель раздаёт участникам мелки и карточки с числами от одного до пяти. После сигнала к началу игры участники начинают записывать мелом в пустые ячейки своей дорожки числа, которые следуют за тем числом, которое записано у них на карточке. Побеждает тот, кто первым и без ошибок справится с заданием.

Вариант 2 . Вместо чисел можно предложить детям продолжить дорисовать цепочку. На каждой из дорожек нарисовать начало (например: круг красный и треугольник зелёный, квадрат жёлтый и круг синий и т.д.) и по сигналу предложить дорисовать её. Побеждает тот, кто первым и без ошибок дорисовал свою цепочку.

Уважаемые педагоги, если вы проявите немного творческого воображения и смекалки, то сможете без особого труда продолжить этот перечень развивающих игр для детей любого возраста.

Здравствуйте, дорогие родители. Летняя пора – время каникул, игр и веселья. Современных детей сложно оторвать от гаджетов, поэтому они растут замкнутыми, вялыми и необщительными. Это может пагубно отобразиться на их умении общаться и работать в команде в будущем.

Бывало ли так, что вы едете на природу с детьми, а они ноют, что им скучно, берут планшет и играют в майнкрафт? У меня такое было, когда мы с подругой и ее семьей поехали на отдых в лесу. У нее ребенок — подросток, у меня четырехлетка. Найти интересную игру для такого разного возраста было сложно, но мы все же выкрутились, позже расскажу как. После этой прогулки я решила вооружится запасом летних игр, которые будут нескучными для детей и взрослых.

Итак, делюсь с вами информацией о летних играх, которые разовьют в ваших ребятишках командные и лидерские качества .

Стоит ли играть с детьми или им и так весело?

Многие родители думают, что играть с детьми необязательно, что это пустая трата времени. В итоге ребёнок растёт нелюдимым, он не умеет делиться своими радостями и помогать ближним. А вы спросите мнение воспитателей в детском саду, и они вам скажут, что малыши должны постигать жизнь в игровой форме, ведь так легче для их восприятия. Особенно большое значение имеют летние игры для детей на свежем воздухе, которые учат :

  • быть частью команды;
  • проявлять лидерские качества;
  • общаться и находить компромисс;
  • поддерживать здоровый образ жизни.

Хотите, чтобы ваши дети не скучали летом, а веселились и при этом развивались? Тогда устройте им незабываемые каникулы с конкурсами и подвижными играми!

Как организовать игровую деятельность?

Школьники способны самостоятельно придумывать себе развлечения. Ребятишки 7-10 лет любят, когда родители принимают участие в их забавах. Вы можете подкинуть им интересную идею, немного с ними поиграть, чтобы они усвоили правила, а потом отойти в сторонку. А вот ребята 11 лет и старше не нуждаются в присутствии взрослых, более того, их может это раздражать. Поэтому не навязывайте детям своё общество, они и сами способны весело провести время.

По-другому картина выглядит с ребятами 5-6 лет . В этом возрасте они ещё слишком эгоцентричны, не всегда умеют найти компромисс. Задача взрослого – организовать для них отдых на летней площадке: растолковать правила, распределить роли и понаблюдать за тем, как они играют. Родители или педагоги должны выполнять и судейскую функцию – разрешать споры и конфликты. При этом будьте непредвзятыми, иначе дети перестанут вам доверять.

С ролью взрослых мы разобрались, теперь давайте узнаем, какие летние развлечения можно придумать для детворы.

Игры на меткость

Такие игры нравятся детям от 3 до 100 лет. Фото идеи игр попадания в цель










Игры для маленьких детей на улице летом

Помните, что у маленьких деток (2-4 года) ещё плохая координация движений, играя в групповые активные игры, они могут получить травму. Поэтому обратите внимание на установление тактильного контакта между детьми. В детском саду часто играют и в развивающие игры. Вот примеры развлечений:

Хороводы

Крохи охотно водят хороводы и играют в змейку. Но для такой забавы требуется участок с ровной поверхностью, чтобы карапузы не запнулись и не ушиблись. Постройте маленьких участников в ряд и попросите взяться за руки. Встаньте в начало «змейки» и ведите «хвост» за собой, меняя направление движения. А если ещё и музыку включить, то будет вдвойне веселее!

«Передай другому»





Игра весёлая, вырабатывает соревновательный дух. Дети 4-5 лет делятся на группы по 4 человека, встают друг за другом. Передаваемым предметом может быть картонный градусник под мышкой или плюшевая игрушка, зажатая между коленками, мяч или даже вода (для подростков)! Палку, мяч или градусник, а чтобы было сложнее можно носить яйцо на ложке во рту, которое надо отдать товарищу. Усложнить можно также передавая предмет не используя рук. Побеждают самые быстрые и ловкие!

Если детишек очень много, то можно проводить целые турниры с помощью этой игры. Например, сначала участвуют 4 команды, а остальные болеют. Затем участники и болельщики меняются местами.

«Море волнуется – раз!»

Для детей средней группы можно, и даже нужно устраивать подвижные игры на улице. Начать можно с любимой игры «Море волнуется», которая развивает координацию движений у играющих и внимательность у водящего.

Правила очень просты: один игрок отворачивается и произносит всем известную считалочку, а участники в это время могут бегать и резвиться. После фразы «Морская фигура, замри!» все должны застыть на месте в замысловатых позах. Водящий обходит фигуры и смотрит, кто пошевелится. Ребёнок, который не устоял на месте, становится «вадой». Кстати, вы можете сделать игру ещё веселее, пообещав детям приз за самую красивую фигуру.

«Музыкальный стул»


Стулья поставьте в кружок сиденьями наружу, их количество – на 1 меньше, чем ребят. Звучит весёлая музыка, детки свободно двигаются. Когда музыка затихает, надо успеть сесть.

Участник, оставшийся без стула, выбывает.

Музыкальные игры развивают внимательность и скорость реакции. Вместо стульев можно использовать камушки, подушки или что-то другое. Вместо музыки можно рассказывать стишок, хлопать, петь.

«Сложный светофор»

Игра подойдёт для детей старшей группы. Она поможет не только совершенствовать знание цветов, но и отработать навыки счёта. Основные позиции – «вада» поворачивается спиной к участникам, расстояние между ними не менее 5 метров. Ведущий называет цвет и назначает цену, например:

  • 2 лилипута (2 маленьких шажка, пяточка приставлена к носочку);
  • 3 великана (3 больших шага, насколько позволяет растяжка ребёнка );
  • 1 кастрюлька (1 шаг с разворотом вокруг себя);
  • 5 утят (тут имеется в виду шаги в присядке).

Дети, у которых в одежде есть названный цвет, проходят указанный маршрут. Победит тот, кто первым дойдёт до водящего. Как видите, эта игра не только развивающая, но и спортивная . Кстати, ребятам нравится придумывать собственные элементы для «светофора».

Для детей дошкольного возраста вы можете организовать полосу препятствий. Эта полоса препятствий может быть любая — из покрышек, канатов, пеньков, лент, резинок и прочего. Нас в тот день, о котором я рассказывала спасла именно такая игра — мы натянули веревку между деревьями. Для подростка и взрослых была задача пролезть не задев веревки, а для малышни можно было и держаться за нее и задевать.






Такие спортивные игры развивают в них стремление быть первым, укрепляют мышцы ребёнка, делают его ловким. А со стороны наблюдать за такими соревнованиями – одно удовольствие! Лучше полосу препятствий устраивать на улице под весёлую музыку.

Командные игры для детей на улице летом






Не знаете, чем занять летом ораву школьников? Предлагаем несколько вариантов:

  1. Футбол.
  2. Различные командные эстафеты.
  3. Волейбол.
  4. Уличные игры.

Давно забытой дворовой игрой является «казаки-разбойники» . Чем больше мальчишек и девчонок принимает участие, тем веселее. Цель команды разбойников – получше спрятаться, а если их нашли, то убежать. Казаки же должны переловить всех разбойников и заключить под стражу. Причём, из темницы можно сбегать!

Отдельное внимание хочу уделить командным эстафетам. Их можно устраивать в лагере, на даче или на специальных площадках для игр. Эстафета включает несколько этапов, за каждый начисляются баллы. Побеждает команда, набравшая больше очков. Вот самые весёлые элементы эстафет:





  • прыжки в мешках;
  • бег на трёх ногах (задание для 2 детей);
  • тачка (один ребёнок идёт на руках, второй держит его ноги);
  • перетягивание каната.

Вариаций для эстафет можно придумать великое множество. Главное – подключите фантазию, и уличные игры навсегда запомнятся детворе!

Игры с надувными шарами

Существует много летних игр с надувными шарами. Довольно интересные и эмоциональные игры бывают с воздушными шариками, наполненными водой.



Статьи по теме: