Значение слов норд ост и зюйд вест. Румбы горизонта
Румбы горизонта
– Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления…
– Градусы, – уточнил Вася.
– Да, все триста шестьдесят градусов. Но есть и другие обозначения, с латинскими буквами. Это РУМБЫ.
На них делится не только картушка, но и горизонт. Румбы показывают с т р а н ы с в е т а и направления между ними.
Курс определяют чаще всего в градусах – это точнее. Но можно и в румбах. А уж при определении направлений ветра без румбов никак не обойтись. Поэтому они особенно важны на парусниках.
Главных румбов четыре: Север, Юг, Восток и Запад. Они-то на страны света и указывают. Самые главные из них – те, что смотрят на полюса: Север – он называется по-морскому НОРД (NORD) и обозначается буквой N – и Юг, который носит имя ЗЮЙД (SUD) и обозначается буквой S.
Два других – Восток и Запад. Восток – где восходит солнце, Запад – сторона заката.
Восток носит имя ОСТ (OST) и у него буквенная отметка О (а иногда такая – Оst ).
Запад называется ВЕСТ (WEST) и знак у него – буква W.
Запомнить названия нетрудно. Слово "норд" мы слышим часто, многие знают, что это "север". Есть даже такое выражение – "нордические страны", это области у Северного полярного круга. (А полярные круги, пока я не забыл, это северная и южная параллели шестьдесят шесть градусов и тридцать три минуты. Это границы очень холодных областей. Зимой там постоянная полярная ночь, а летом сплошной день с незаходящим солнцем)…
Ну, запомнили, что такое "норд"?
А в словах "зюйд" и "юг" одинаково громко звучит буква "ю", так что запомнить совсем просто.
Слово "ост" – как бы серединка слова "восток".
Остается запомнить "вест". Оно не похоже на "запад". Но мы все равно не забудем, верно?
Кстати, запомните: на картах и схемах принято всегда изображать север вверху (значит, юг оказывается внизу), а восток справа (запад, следовательно, будет напротив, слева).
Советую нарисовать главные румбы. Вот так:
Как видите, г л а в н ы е румбы делят окружность картушки и горизонта на четверти. В этих четвертях, между главными, лежат еще четыре румба. Называются ч е т в е р т н ы е.
Между нордом и остом располагается…
– Норд-ост! – бодро сказала Ксеня.
– Между нордом и вестом…
– Норд-вест! – поспешил Антон.
– Между зюйдом и вестом…
– Зюйд-вест! – не выдержал Вася.
– Между зюйдом и остом…
– Зюйд-ост… – снисходительно закончил Слава. Мол, что тут непонятного.
Но Яков Платонович разъяснил на всякий случай.
– Как вы сами понимаете, это все равно, что "северо-восток", "северо-запад", "юго-запад" и "юго-восток"… Но вы обратили внимание, что никогда не говорят "востоко-север" или "западо-юг"? Это не принято. Так же вы не услышите названий "ост-норд" или "вест-зюйд". В составных названиях четвертных румбов сначала всегда упоминаются те, которые смотрят на полюса.
– Наверно, из уважения к полюсам, – догадалась Ксеня. – Ведь через них проходит ось Земли.
– Видимо, так… А теперь нарисуем и четвертные румбы…
Слава поднял руку:
– Извините, но, по-моему, бывают еще норд-норд-ост и ост-норд-ост и всякие другие…
– Бывают. Они обозначаются тремя буквами, поэтому называются т р е х б у к в е н н ы м и.
Расположены трехбуквенные румбы между главными и четвертными.
Как образуются их наименования?
Сначала берут главный румб, поблизости от которого находится нужный нам трехбуквенный. Например, S (зюйд). Потом смотрят, какой рядом с "нашим" румбом есть четвертной. Скажем, SO (зюйд-ост). "Наш" находится между ними. Чтобы дать ему имя, сначала обязательно называют главный румб, а следом уже – четвертной, вот и получаются три буквы – в данном случае SSO (зюйд-зюйд-ост).
Теперь поработаем головами и карандашами. Врисуем трехбуквенные румбы в нашу схему.
– Разобрались?
– Ага, – выдохнул Антон. Он с Васиной помощью закончил рисунок последним. – Это уже все румбы?
– Нет, дорогой мой, не все… Главных румбов – четыре, четвертных – тоже четыре, трехбуквенных уже восемь. Пока всего шестнадцать.
А между всеми этими румбами втискиваются еще шестнадцать…
– Чтоб им пусто было, – шепнул Антон. Яков Платонович рассмеялся:
– Им не пусто, а наоборот, тесновато. Влезли, понимаешь ли, да еще требуют, чтобы каждому тоже дали имя.
– Трех букв здесь не хватит, – вздохнул Слава.
– Пояснение для первоклассников, – поддела Антошку Ксеня.
– Да знаю я, что такое нечетные числа, – буркнул он.
Яков Платонович обрадовался:
– Значит, ты знаешь и как называются эти румбы! В точности так же – н е ч ё т н ы е! Их имена составляются с помощью слова "тень".
– "Тень на плетень"… – опять проворчал Антон.
– Нет. В данном случае это означает "близкий к…" То есть близкий к одному из главных румбов, к какой-то стране света. Например, "тень ост", "тень зюйд".
С определением этих румбов у новичков иногда бывает неразбериха, помню, даже курсанты путались, а на самом деле нет ничего сложного.
Прежде всего запомните: трехбуквенные румбы (всякие OSO и WNW) припутывать сюда не надо. В определении нечетных румбов (которые с "тень") они не участвуют.
Когда надо узнать, как называется какой-нибудь нечетный румб, делаем вот что. Сначала смотрим, какой г л а в н ы й или какой ч е т в е р т н о й (то есть из двух букв) ближе всего к "нашему" нечетному. И называем его. Например, NO…
Затем надо определить, в какую сторону от этого NO отклоняется "наш" румб. К северу, к востоку, к югу или к западу? То есть – к какому г л а в н о м у румбу? На остальное сейчас смотреть не надо, важны только стороны света.
Допустим, отклоняется он к северу, к N. Иначе говоря – "тень норд". Вот и получается: норд-ост-тень-норд. Или NOtN. Потому что слово "тень" здесь обозначается маленькой латинской буквой t (тэ).
Ну, и снова беремся за карандаши. Дополним наш рисунок нечетными румбами и их названиями.
Когда кончили рисовать, Антон измученным голосом спросил:
– Будут еще румбы? Или все, наконец?
– Все. Правда, иногда говорят "полрумба", "четверть румба", но мы эти деления отмечать не будем.
– Уф… – выдохнул Антошка.
– Не вздыхай. Если трудно разобраться сразу, со временем поймешь… Вспомни рангоут. Казалось, сколько там непонятных названий! Но когда вы поняли с и с т е м у рангоута, все остальное стало проще. Поймете и здесь… А сейчас вернемся к компасу.
То, что мы нарисовали на доске и в тетрадях – то есть румбы – нанесено и на компасную картушку (правда, трехбуквенные и нечетные румбы не обозначены буквами, но моряки помнят их и без этого).
На старинных компасах картушки пестро раскрашивались, северный румб часто украшался изображением лилии – это был символ правильного курса. Сейчас картушки выглядят попроще, это и хорошо: пестрота и узоры только отвлекали штурмана и рулевого… А теперь смотрите. Я недавно сфотографировал картушку старого компаса, которую нашел среди книг, и отпечатал несколько снимков – для каждого из вас. Вложите эти картушки в тетради, они вам пригодятся для занятий.
– Дедушка, какой ты молодец! – воскликнула Ксеня.
– Да, это уж точно, – усмехнулся Яков Платонович. – А теперь давайте потренируемся в определении курсов… Слава, ты принес то, что я просил?
– Конечно! – Слава выскочил за дверь и вернулся с длинным газетным свертком. Сбросил бумагу, под ней оказалась полуметровая доска, вырезанная по форме корабельного корпуса. Слава сказал, что работал над этой штукой целый вечер.
– Прекрасно! Положим ее на палубу! – скомандовал Яков Платонович. – Поставим на нее компас. Вот так… Представим, что это настоящий корабль с компасом. В движении… Ну-ка, кто скажет, каким курсом он идет?
Четверо стукнулись головами над компасным стеклом так, что котелок слегка загудел.
– Курс норд-вест, – первым сообразил Слава. – Или триста пятнадцать градусов.
– Очень хорошо. Вася, слегка поверни корабль к норду. Так, чтобы курсовая нить перешла вправо на один румб… Что теперь?
– Теперь… теперь… Кажется, норд-вест тень-норд… Да! А в градусах… кажется, триста двадцать шесть.
– Точнее – триста двадцать шесть и еще четвертушка. В одном румбе одиннадцать с четвертью градусов. Если не верите, разделите 360 на 32 румба.
– Мы верим, – торопливо сказал Антон.
– То-то же … А сейчас позанимайтесь сами с этим кораблем. Пусть он походит в разных направлениях, а вы определяйте курсы…
И начались упражнения.
Конечно, корабль был из простой доски, но компас-то настоящий! Протирая на коленях джинсы, мореходы ползали по половицам вдоль и поперек.
Только и слышалось:
– Зюйд-вест-тень-вест… Нет, просто зюйд-вест, это ты сдвинул нечаянно! В море такой простор, а ты толкаешься. А теперь курс норд-ост! Сорок пять градусов!
– Поворачиваем к норду и плывем к Северному полюсу! – посоветовал Антон.
– Но там ведь ужасно сильное магнитное склонение! – испугалась Ксеня.
– Компас не будет работать как следует.
– А мы включим гирокомпас! – решил Вася.
– К сожалению, и гидрокомпаса вблизи полюсов работают "не очень", – заметил Яков Платонович. – Приходится применять специальные приборы. Например, солнечный компас. Он ориентируется на солнце, которое в полярных областях в летнее время не заходит круглые сутки.
С таким компасом в 1928 году знаменитый путешественник Руал Амундсен на гидросамолете "Латам" полетел искать экспедицию итальянского генерала Нобиле, которая потерпела в Арктике аварию на дирижабле "Италия"… В этом полете самолет со всем экипажем погиб. Но виноват, конечно, не компас. Что-то случилось с самой машиной…
– У нас солнечного компаса нет, – рассудил Вася. – Поворачиваем на юг. Почему такой тихий ход? Поднять на всех мачтах трюмсели!
Холода нам нынче ни к чему!
Южный ветер дует нам в корму!
– обрадованно сочинил Антон.
– Постой, постой, голубчик, – забеспокоился Яков Платонович. – Вы ведь отправились на юг. Значит, в корму вам дует с е в е р н ы й ветер!
– Извините, но как же так? – засомневался Слава. – Ведь ветры очень часто называются так же, как и румбы! Я читал! Влажный "зюйд", штормовой "норд", свирепый "норд-ост"… тот, который в Новороссийске называется "бора". Значит, дуть они должны в ту сторону, куда указывает этот румб.
– А вот тут, друг мой, ты допускаешь ошибку, типичную для сухопутных граждан. Между курсами и ветрами – разница. Когда говорят "курс корабля – зюйд", значит судно идет н а ю г. А когда говорят "дует зюйд", это значит – ветер с ю г а.
Чтобы запомнить это, моряки придумали поговорку: "Судно идет и з к о м п а с а, а ветер дует в к о м п а с".
– Понятно, – вздохнул Вася. – Значит, с южным ветром мы на юг не попадем.
– Попадете, но только если будете идти в л а в и р о в к у, змейкой. Зигзагами… Но об этом поговорим, когда займемся к у р с а м и и г а л с а м и о т н о с и т е л ь н о в е т р а.
– А это что такое? – опасливо спросил Антон.
– То, что моряку-паруснику необходимо знать как собственное имя. Но об этом завтра. А пока тренируйтесь с компасом.
– Курс норд-норд-вест! – определила Ксеня. – Прямо на морское чудовище по имени Синтаксис!
Синька обиделся и ушел из комнаты. Василиса за ним – утешать.
Компаса котов не интересовали. Может быть, они им вовсе не нужны: говорят, внутри у кошек есть устройство, которое помогает им без приборов определять, где север и юг. Но, во-первых, это не доказано, а во-вторых, не имеет отношения к науке о судовождении. Зато к ней имеет отношение
Страница 1
Плоскость истинного меридиана наблюдателя, пересекаясь с плоскостью истинного горизонта, образует на последней основное направление, называемое линией истинного меридиана или линией NS (норд-зюйд) наблюдателя.
Вертикальная плоскость, перпендикулярная плоскости истинного меридиана, пересекаясь с плоскостью истинного горизонта наблюдателя, образует на ней линию EW (ост-вест) наблюдателя. Можно назвать основные области применения полипропилена бален полипропилен в гранулах оптом медицине поставщиков пластика, мономеров, каучуков и других продуктов.
Если стать лицом к северному полюсу, то направление на юг будет позади, направление к востоку - вправо, а к западу - влево.
Любое направление на плоскости истинного горизонта называют румбом.
Направления на N, E, S и W называют главными румбами или странами света.
Главные румбы, или линии NS и EW , делят плоскость истинного горизонта на четыре четверти:
норд-остовую,
зюйд-остовую,
зюйд-вестовую и
норд-вестовую.
Направления, делящие пополам каждую четверть горизонта, называются четвертными румбами и имеют следующие наименования:
NE (норд-ост),
SE (зюйд-ост),
SW (зюйд-вест) и
NW (норд-вест).
Направления, средние между соседними главными и четвертными румбами, именуются:
NNE (норд-норд-ост),
ENE (ост-норд-ост),
ESE (ост-зюйд-ост),
SSE (зюйд-зюйд-ост),
SSW (зюйд-зюйд-вест),
WSW (вест-зюйд-вест),
WNW (вест-норд-вест) и
NNW (норд - норд - вест).
Эти румбы условно называют трехбуквенными.
Направления между трехбуквенными и соседними главными и четвертными румбами дают еще шестнадцать так называемых промежуточных румбов. Они носят наименование ближайшего к ним главного или четвертного румба с прибавлением слова "тень" (предлог "к" в переводе с голландского), в стороне которого это направление проходит. Например, в норд-остовой четверти это будут румбы
В рассмотренной системе деления истинного горизонта он оказывается разбитым всего на 32 румба, что соответствует 360°. Поэтому румбом называют также угол, равный 1\32 части окружности, то есть составляющий 11,25 °. Говорят, например:
"Корабль сделал поворот на 8 румбов" (то есть на 90°). 32 R = 360°. Откуда 1 R = 360°: 32 = 11,25°.
Строго говоря, недостаточная точность указания направлений привела к тому, что было принято делить каждый румб еще на 4 четверти и указывать направление с точностью до 0,25 румба. Наименование этих дробных румбов у нас принято составлять, исходя из основного румба в направлении к E или W.
Например, дробные румбы между N и NtE будут:
N0,25E, N0,5E, N0,75E, а читаются они так:
норд четверть к осту, норд пол к осту, норд три четверти к осту.
Между WNW и WtN будут: WNW0,25W, WNW0,5W, WNW0,75W. И так далее.
Нужно только помнить, что дроби означают соответствующую дробную часть румба, а не градуса.
Счет направлений в румбах был достаточным в эпоху парусного мореплавания. В настоящее время он сохранился лишь для подачи команд или докладов при наблюдениях и маневрировании и для обозначений направлений ветра и течения. Во всех остальных случаях применяют градусный счет.
Таблица румбов
NE-ая четверть:
Номер румба |
Наименование румба |
Число градусов |
Смотрите также
Заключение
Тема реферата Санкт-Петербург, северная столица России. В
своей работе мне было необходимо выяснить – почему Санкт-Петербург зачастую
называют Северной Столицей России. Для выяснения этого мной был...
Южная Корея в мировой экономике
Южная Корея во второй
половине текущего столетия олицетворяла собой динамизм экономического роста
развивающихся стран Восточной Азии. Не обладая сколь-нибудь значительными
природными ресурсами, она...
Экономическая география и регионалистика
Экономическая
география и регионалистика – это комплекс научных дисциплин, изучающих
экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.
Основываяс...
Ориентирование на местности. Азимут
Стороны горизонта (румбы)
Ориентирование по местным признакам
Ориентирование с помощью часов и солнца
Ориентирование по звездам
Прибор для ориентирования
КОМПАС
- прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Изобретен в Китае 2000 лет назад. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас (направление на радиомаяк). Используется в навигации, геодезии, военном деле.
Ориентирование компаса
Азимут
Определение азимута
Лучшими картографами прошлого были голландцы, поэтому румбы часто называются по-голландски: север - норд (nord), юг - зюйд (zuiden), восток - ост (ost), запад - вест (west).
Определите:
1. В каком направлении от вас находятся: школьная доска, дверь, среднее окно, учитель. Определите азимуты этих направлений.
2. Ваш дом находится:
I вариант - на северо-востоке от школы;
II вариант - на юго-западе от школы.
По какому азимуту вы идете в школу и возвраща-етесь из школы? Составьте схематический рисунок с указанием направления на север.
Используется в навигации, геодезии, военном деле.
Ориентирование компаса
Азимут
Определение азимута
Лучшими картографами прошлого были голландцы, поэтому румбы часто называются по-голландски: север - норд (nord), юг - зюйд (zuiden), восток - ост (ost), запад - вест (west).
Определите:
1. В каком направлении от вас находятся: школьная доска, дверь, среднее окно, учитель. Определите азимуты этих направлений.
2. Ваш дом находится:
I вариант - на северо-востоке от школы;
II вариант - на юго-западе от школы.
По какому азимуту вы идете в школу и возвраща-етесь из школы? Составьте схематический рисунок с указанием направления на север.
север - норд (nord), юг - зюйд (zuiden), восток - ост (ost), запад - вест (west).
Определите:
1. В каком направлении от вас находятся: школьная доска, дверь, среднее окно, учитель. Определите азимуты этих направлений.
2. Ваш дом находится:
I вариант - на северо-востоке от школы;
II вариант - на юго-западе от школы.
По какому азимуту вы идете в школу и возвраща-етесь из школы? Составьте схематический рисунок с указанием направления на север.
2. Ваш дом находится:
I вариант - на северо-востоке от школы;
II вариант - на юго-западе от школы.
По какому азимуту вы идете в школу и возвраща-етесь из школы? Составьте схематический рисунок с указанием направления на север.
I вариант - на северо-востоке от школы;
II вариант - на юго-западе от школы.
Задание : Нарисуйте фигуру, используя следующие данные: масштаб 1:10000 1.Направление(Н) – СВ Расстояние (Р) – 300м Азимут(А) – 45 2.Н – ЮВ, Р- 300м 3.Н – З, Р – 400м 4.Н – Ю, Р – 500м 5.Н – В, Р – 400м 6.Н – С, Р – 500м
КОМПАС КОМПАС - прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Изобретен в Китае 2000 лет назад. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас (направление на радиомаяк). Используется в навигации, геодезии, военном деле. Прибор для ориентирования
Определите: В каком направлении от вас находятся: школьная доска, дверь, среднее окно, учитель. Определите азимуты этих направлений Ваш дом находится: I вариант - на северо-востоке от школы; II вариант - на юго-западе от школы. По какому азимуту вы идете в школу и возвраща- етесь из школы? Составьте схематический рисунок с указанием направления на север. дом школа
Задание: Нарисуйте фигуру, используя следующие данные: масштаб 1: Направление(Н) – СВ Расстояние (Р) – 300м Азимут(А) – 45 2.Н – ЮВ, Р- 300м 3.Н – З, Р – 400м 4.Н – Ю, Р – 500м 5.Н – В, Р – 400м 6.Н – С, Р – 500м
ИТОГ УРОКА 1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса? 2. Какая сторона горизонта находится напротив востока? З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях? 4. С какой стороны на деревьях растет мох? 5. С какой стороны муравьи строят муравейник? б. В какой стороне восходит Солнце? Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18» г. АЧИНСКА
ПРОЕКТ
на тему
«Азимуты, румбы и мили в геодезии и математике»
Проект подготовили
ученики 7 «А» класса
Айский Леонид и Вельгер Вячеслав
учитель математики Винник В.В.
г. Ачинск, 2016 год
Содержание
Введение
Румбы
Морская миля
Заключение
Введение
Гипотеза проекта:
Математические расчеты необходимы при ориентировании на местности
Цель работы :
Показать связь геодезии и математики
Задачи:
1.
Познакомиться с понятиями – азимут, румб, морская миля;
2. Выяснить как эти понятия помогают ориентироваться на местности;
3. Обобщить изученный материал для оформления буклета-справочника.
Азимуты понятие и значение в ориентировании на местности
Азимут (обозначается "Аз" или "Az") это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан, азимут называется магнитным.
При определении азимута по компасу необходимо вводить поправку на магнитное склонение возникающее из-за несовпадения географических и магнитных полюсов земли.
НаправлениеАзимут в градусах
север
0° или 360°
северо-восток
45°
восток
90°
юго-восток
135°
юг
180°
юго-запад
225°
запад
270°
северо-запад
315°
2. Румбы
Румб - в морской терминологии это 1/32 полной , а также одно из делений на круге (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно .
Румбы как направления имеют собственные названия:
Четыре основных румба:
North, Норд- Север
East, Ост- Восток
South, Зюйд- Юг
West, Вест- Запад
Четыре румба, производных от основных :
North-West Норд-Вест, Северо-запад
North-East -Норд –Ост Северо-восток
South-East Зюйд - Ост - Юго-восток
South-Wes Зюйд - Вестt - Юго-запад
Обозначения румбов, отстоящих от основных на 11,25 градусов (1/32 полной окружности), получаются из обозначений одного из восьми выше перечисленных румбов , с добавлением после них слова "тень" и названия основного направления, к которому отклоняется румб.
Обозначения румбов, отстоящих от основных на 22,5 градуса (1/16 полной окружности), получаются из обозначений производных от основных румбов , с добавлением перед ними названия основного направления, к которому отклоняется румб.
В используется деление окружности на 16 частей, теней нет; в морской навигации (мореплавании) окружность горизонта делится на 32 румба.
3. Морская миля
Морска́я ми́ля - , используемая в и .
Первоначально морская миля определялась как длина дуги на поверхности земного шара размером в одну . Таким образом, перемещение на одну морскую милю вдоль меридиана примерно соответствует изменению географических координат на одну минуту .
Поскольку Земля на самом деле , а (приплюснута с полюсов), одна минута меридиана соответствует примерно 1862 м на полюсе и 1843 м на экваторе (в среднем около 1852 м). По современному определению, принятому на Международной гидрографической конференции в Монако в 1929 году, международная морская миля равна ровно 1852 . Международная морская миля равна 10 .
Морская миля не является единицей , однако, по решению , её использование допускается, хотя и не рекомендуется. Общепринятого обозначения не существует; иногда используются сокращения «NM», «nm» или «nmi»). Следует отметить, что сокращение «nm» совпадает с официально принятым обозначением .
Заключение
В своей работе мы поставили цель доказать правдивость гипотезы и показать связь геодезии и математики. В процессе подготовки работы было необходимо изучить новые для нас понятия: румбы и мили.
При подготовке проекта мы узнали некоторые интересные исторические факты. Закрепили свои знания по выбранной теме и доказали правдивость своей гипотезы. Для расширения кругозора учащихся в изучении географии и математики мы создали буклет.
Используемые источники:
1.https://yandex.ru/images/search?text=морская%20миля&img
3. https://otvet.mail.ru/question/83975488