Agricola настольная игра. Каково это — быть фермером? Кратко о правилах игры Agricola

Добро пожаловать на сайт онлайн проекта, идеей для реализации которого послужила настольная игра Монополия, созданная в 1935 году американцем Чарльзом Дэрроу, а спустя некоторое время игра была издана компанией Parker Brothers. В девяностых годах появилась первая монополия на русском, которая тут же стала хитом в СССР.

Monopoly Star, это онлайн игра в жанре экономической стратегии. Играйте с друзьями, общайтесь и побеждайте! Добейтесь разорения своих оппонентов. Правила довольно просты, поэтому игра быстро стала популярной. Играть могут не менее двух человек (максимум пять), преследуемая цель состоит в достижении финансового преимущества и полном разорении соперников. Фишки участников передвигаются после броска кубиков, игроки скупают свободные поля, собирая свою монополию, или оплачивают аренду, налоги и штрафы соперникам. Для получения прибыли, на собранных брендах «строятся звёзды», увеличивая стоимость аренды своих предприятий. При недостатке финансов для сделки, можно взять кредит у банкира.

"Монополия Стар" – это бесплатная онлайн игра, которая объединяет в себе несколько игровых концепций. Её основы аналогичны классической монополии, а возможности онлайна позволили внести в игру элементы ролевых игр (RPG). Наш проект относится к многопользовательским браузерным играм. Поскольку браузерные игры не требуют установки дополнительных программ, вы можете начать играть прямо сейчас.

Мы понимаем, что большинство из вас хочет иметь возможность играть бесплатно. Поэтому вы не остановитесь посреди игры из-за того, что у вас закончилась «энергия». Играть на нашем сайте можно столько, сколько хочется. Наш проект позволяет играть бесплатно всем пользователям прошедшим простую регистрацию.

Играть онлайн, значит найти новые возможности увлекательного досуга и общения с новыми друзьями. В повседневной жизни не всегда есть возможность собраться за игровым столом и здесь приходит на помощь онлайн версия настольной игры монополия. Удобный чат, функциональная почта и развитый форум, сделают общение удобным. Онлайн монополия позволяет создавать кланы и принимать участие в клановых турнирах с множеством союзников и противников. Дух соперничества ярче, если среди оппонентов реальные, живые игроки, а не компьютерная программа. Турниры по монополии – регулярные события, в них игроки зарабатывают баллы мастерства, игровую валюту и ценные призы. Побеждая, игрок накапливает капитал, получает новые уровни и открывает для себя новые игровые возможности.

Для того чтобы начать новую партию, нужно нажать на кнопку «Начать игру» и выбрать желаемое количество участников, от двух до пяти человек. Как только необходимое количество пользователей подключится, игровая партия начнётся автоматически. Игроки, обладатели VIP статуса, могут опробовать эксклюзивный режим командных игр «2 vs 2», в котором друг против друга сражаются две команды «монополистов».

Компьютерные игры - это отличный способ весело провести время, отвлечься от работы или каких-то дел и немного расслабиться. Существует много развлекательных игр, которые способны подарить вам хорошее настроение и повеселить вас. Но не стоит забывать, что сегодня виртуальные игры это не только способ развлечения. Большинство из таких игр являются развивающими и поучительными. Сегодня существует много обучающих игр, которые помогают в изучении чего-либо, как детям, так и взрослым. Много игр направлено на развитие мышления, фантазии, на развитие способности логически мыслить и решать различного рода задачи. Даже в самых, казалось бы, примитивных играх всегда существует доля поучительности и полезной информации. Много популярных игр из реальной жизни перенеслись в виртуальный мир. Сегодня онлайн можно сыграть в любую известную вам игру, даже настольную. Это могут быть любого рода игры, даже карточные. Всем наверняка известна такая настольная игра как Монополия. Придуманная очень много лет назад, она не потеряла популярности по сегодняшний день. Да еще и приобрела новое дыхание благодаря интернету. В игру монополия онлайн играть очень просто. У нее очень простые правила, которые будут понятны всем. Хотите ощутить себя настоящим банкиром, управлять огромным капиталом, создавать организации и побороться с конкурентами? Тогда игра Монополия именно для вас. В игру монополия играть онлайн можно прямо на сайте. Более того виртуальная версия этой игры это совсем другие возможности. Вы можете играть в нее сидя за монитором своего компьютера в удобное для вас время и в удобном для вас месте. Вы можете легко управлять своими средствами, покупать и продавать. В виртуальной игре у вас все как на ладони, вам будет проще контролировать свои расходы и доходы, и успехи вашего соперника. Что даст вам возможность более точно выстраивать свои бизнес-планы и обогащаться. Ваша главная цель - стать крупным банкиром и обанкротить своих соперников, чтобы стать монополистом. Игра Монополия позволяет не просто весело провести время, но и развивает определенные способности. Она способствует развитию логического мышления, развивает и открывает в вас способности в области экономики и бизнеса. Вам не нужно скачивать игру Монополия. Достаточно будет просто найти игру на сайте, и вы сможете играть в нее онлайн. Не смотря на то, что эта игра виртуальная, вы играете против реально соперника, о силах и возможностях которого ничего не знаете. И это добавляет азарта в игре и делает ее еще интереснее и увлекательнее.

Агрикола — это игра, которая позволяет вам почувствовать себя владельцем фермы, только что пережившим голодные годы. Нужно начать всё с самого начала и «поднять» хозяйство. Тот из игроков, кто через 14 ходов сможет выстроить самую богатую и успешную ферму, станет победителем.

Ааааа! Ничего себе в эту коробку понасыпано!

Большая коробка поначалу может очень напугать — внутри лежит много разных элементов, нужных для игры. К счастью, большая часть всего этого — ресурсы и возможные фермерские повседневные дела. Освоить игру достаточно сложно, но вполне реально: уже через час-два вы будете чувствовать, насколько замечательно управлять фермой и как важно «подрезать» тростник соседу.

Ага! Мы воюем за ресурсы?

Скорее, конкурируете. В игре очень важно выбирать оптимальные действия, рассчитанные на получение нужных ресурсов (камня, досок и так далее) и превращение их в полезные для фермы штуки: например, дерево можно превратить в загоны для симпатичных свинок, камнем обложить дом, из зерна приготовить еду на огне.

Дерево я вырастил, дом построил, что дальше?

Теперь пора рожать сына. Большая фермерская семья учитывает и детей — ведь они тоже совсем скоро будут помогать папе и маме на полях и в загонах.

Как насчёт дипломатии?

Она очень важна. Игра представляет собой распределение обязанностей между работниками и менеджмент ресурсов. Баланс выстроен так, что при игре любым количеством игроков постоянно будет ощущаться дефицит одного из ресурсов, ради обхода которого придётся придумывать разные стратегии, приближенные к оптимальным.

Она очень сложная... может, не стоит начинать?

По сравнению со, скажем, Старкрафтом , игра не так сложна и вполне подходит для тех, кто готов потратить партию на обучение. С другой стороны, есть экономические стратегии и в разы легче. Если вы только присматриваетесь, то стоит обратить внимание на Кубу , Экспансию , совсем простых Колонизаторов и замечательный Замок на все времена . Любителям фермерствовать понравится ещё 100 000 лет до нашей эры . Стоит отметить, что в «Агриколе» есть специальный режим, упрощающий правила — с ним научиться играть будет проще, чем в полную версию.

Ладно, а чего там так много в коробке?

Внутри вы найдёте:

  • 1 составной игровой планшет;
  • 2 расширения;
  • 4 планшета ферм;
  • 1 планшет для улучшений;
  • 39 жетонов полей и комнат;
  • 2 альтернативных жетона;
  • 1 жетон «Подработка»;
  • 44 жетона еды;
  • 3 маркера подсказок;
  • 10 маркеров товаров;
  • 120 карт (действия, улучшения и профессии);
  • 1 блокнот;
  • 1 лист наклеек;
  • правила игры;
  • приложение;
  • деревянные компоненты: 18 овец, 15 свиней, 13 коров, 30 древесины, 24 глины, 14 тростника, 16 камня, 24 зерна, 16 овощей, 1 фишка первого игрока, 60 изгородей, 16 хлевов, 20 родичей.

Уф! Если вы выиграете в «Агриколу», вам точно лучше стать фермером и организовать успешное хозяйство.

В настольной игре «Агрикола» вы управляете семьёй фермеров. Сначала в вашем распоряжении лишь небольшая деревянная хижина и скромный надел земли. Как достичь успеха, если ты фермер XVII века? Надо расширить и перестроить свой дом , посадить овощи и засеять поля зерном, и, конечно же, подумать о семейном планировании . Что еще интересно настоящему фермеру? Рыбалка, походы за грибами, выпекание крафтового хлеба, укрощение животных… А может быть вы хотите подрабатывать лесорубом или священником? Ваша судьба в ваших руках!

«Агрикола» – одна из самых титулованных настольных игр в мире. «Агрикола» удостоена наград в Испании, Канаде, России, Польше, Португалии и во многих других странах. В 2008 году «Агрикола» стала игрой года по версии BGG , крупнейшего мирового портала о настольных играх, а так же получила престижную премию – Spiel des Jahres Complex Game. Сейчас «Агрикола» входит в топ-10 лучших игр BGG .

©BoardGameGeek

Награды и номинации "Агриколы"

Секрет успеха «Агриколы » в идеальном сочетании выверенных механик евро-игры и высокой «тематичности» игрового процесса – в игре почти что всё как в жизни! =)

В «Агриколе» много компонентов и способов управлять фермой, но понять и запомнить правила игры очень легко, потому что действия игроков осмыслены и интуитивно понятны. Все действия, которые вы можете выполнить, указаны на игровом поле. Вам остаётся только выбрать то, что вам нужно! Читайте краткий обзор правил и смотрите более детальное объяснение игры ниже на этой странице.

Новое издание «Агриколы» выходит за рубежом 19 мая. С вашей поддержкой мы надеемся издать русскую версию новой «Агриколы» этим летом. Для CrowdRepublic это будет минимальное отставание от мировой премьеры. В сроках доставки мы указываем август, но надеемся на июль!

Новая «Агрикола» существенно переработана. Вот полный список изменений новой версии:

  • Полностью переписаны правила. Теперь они короче, понятнее, лучше структурированы и в них больше иллюстраций.
  • К правилам прилагается 12-страничное приложение с советами по обучению игре, вариантами игры и прочей полезной информацией.
  • Количество карт сокращено . В старой версии было много несбалансированных карт, от этого увеличивалась роль случайности. В новую версию вошли лучшие карты из базы и дополнений. Многие карты перебалансированы.

Агриколе исполнилось 8 лет. В оригинальном издании много карт, которые никогда не используются. Эти "карты-неудачники" просто занимают место в руке, а ведь вместо них у вас могли бы быть отличные карты.

Слишком много карт формируют вашу стратегию «от обратного», так как вам такие карты не нужны. Таким образом, ваш настоящий выбор сокращается до 2-4 карт.

Нам это не нравится. Уве (автор игры, прим. CrowdRepublic) хочет, чтобы игра была открытой для всех игроков, и чтобы зависимость от случайности прихода карт сократилась. Он предложил убрать слабые карты, а на их место взять мощные карты из дополнений. Мы хотим создать такой турнирный стандарт, которого хватило бы на следующее десятилетие.

  • Переработана графика всех компонентов. На картах иллюстрациям добавлены детали, фоны, прорисовка.
  • Добавлены новые планшеты для дополнительных вариантов игры. Об этих вариантах игры мы напишем в новостях проекта.
  • Базовая версия игры рассчитана на 1-4 игроков.
  • Все деревянные компоненты сделаны в виде фигурок . Фишки овощей, зерна, ресурсов и работников – теперь не просто диски, а соответствующие миплы.

Игра длится 14 раундов. В каждом раунде вы помещаете свои фишки работников на игровом поле, занимая ячейки доступных действий. Игроки выставляют работников по очереди. На одну ячейку действия можно выставить только одного работника. Выбранное вами действие сразу же выполняется.

Например, вы можете выставить работника на ячейку "Вспахать 1 поле". После этого вы сразу же выкладываете жетон вспаханного поля на ваш планшет, а ячейка действия "Вспахать 1 поле" становится недоступной для других угроков в этом раунде. Затем приходит очередь следующего игрока выставлять работника. Чем больше у вас работников (членов семьи), тем больше действий за раунд вы сможете совершить.

Ваша основная задача – обеспечить свою семью пропитанием и обустроить свою ферму таким образом, чтобы заработать как можно больше очков в конце игры.

Справиться со всем этим хозяйством совсем не сложно. Все ваши возможные действия отображены на игровом поле. С каждым раундом на игровое поле будут добавляться новые действия.

Правила очень легко запоминаются, потому что они соответствуют тому, чего ожидаешь от настоящей жизни.

Например, чтобы испечь хлеб вам понадобится сначала заполучить семена пшеницы. Затем надо вспахать поле и засеять его. Когда придет пора урожая, вы сможете выпечь хлеб из собранного зерна. Зерна можно приготовить на обычном очаге или даже съесть необработанными. Если у вас есть печь, то хлеб будет вкуснее и питательнее;) Впрочем, вы можете распорядиться зерном иначе – например, засеять им новое поле или даже продать на рынке. А еще можно ввести ротацию посевных земель, построить мельницу, сделать плуг или освоить профессию жнеца… Выбор всегда за вами!

По сравнению со старой версией игры, основные правила игры не изменились. Вы можете ознакомиться с русскими правилами старой версии внизу этой страницы, в разделе Файлы. Ну а новые правила игры будут еще короче и удобнее!

Обязательно посмотрите видео-обзоры «Агриколы» в следующем разделе!

Если вы еще не сделали этого, посмотрите наш мини-обзор новой «Агриколы» в самом верху этой страницы.

Другие видео-обзоры описывают только старую версию игры. Если вы еще не играли в «Агриколу» , обязательно посмотрите!

И даже обзор игры под гитару:

"За что я люблю Агриколу?" На этот вопрос отвечали пользователи Тесеры. Читайте первоклассные обзоры и оставляйте свои комментарии!

Мы решили продолжить традицию, которую мы начали в предыдущем успешном проекте . Нам кажется справедливым, когда каждый платит только за то, что ему нужно. Если в Eminent Domain мы предлагали выбрать компоненты для игры, то в этом проекте мы решили убрать стоимость доставки из цены игры.

«Агрикола» – тяжёлая игра, в ней огромное количество деревянных компонентов. Вес «Агриколы» – около 2 килограммов. Учитывая наш опыт, мы рассчитали среднюю стоимость доставки Почтой России. Для нас она составит 350 рублей. Именно эту сумму вы сможете доплатить, если выберете доставку Почтой России. Стоимость доставки в магазин "Евросети" составит 300 рублей. Самовывоз из официальных магазинов Hobby Games остаётся бесплатным. В дополнение к этому, мы добавили курьерскую доставку по Москве.

  • Доставка Почтой России – 350 рублей
  • Самовывоз из магазина "Евросети" – 300 рублей
  • Курьерская доставка по Москве в пределах МКАД – 200 рублей
  • Курьерская доставка в пределах 10км от МКАД – 400 рублей
  • Самовывоз из магазинов Hobby Games – бесплатно

Оплатить доставку Почтой России и самовывоз из Евросети вы сможете перед началом доставки, в июле/августе. Это удобно, так как ваш предпочитаемый способ доставки может измениться к этому времени.

Оплата за курьерскую доставку – наличными курьеру, по получению.

Стоимость доставки нескольких коробок «Агриколы» суммируется, дополнения не учитываются. Все перечисленные выше виды доставки осуществляются только в пределах России.

Для других стран доступна доставка с помощью EMS Russian Post.

Конечно, выгоднее скооперироваться с друзьями, чтобы сэкономить на доставке. Вот предварительные расчеты по доставке для Беларуси, Казахстана и Украины:

1 коробка – 2145 рублей

2 коробки – 2525 рублей (1262.5 за каждую коробку)

3 коробки – 2905 рублей (968.33 за каждую коробку)

4 коробки – 3285 рублей (821.25 за каждую коробку)

5 коробок – 3665 рублей (733 за каждую коробку)

6 коробок – 4045 рублей (674.16 за каждую коробку)

7 коробок – 4425 рублей (632.14 за каждую коробку)

8 коробок – 4805 рублей (600.62 за каждую коробку)

Максимальный заказ – 8 коробок.

Мы ничего не добавляем к стоимости, указанной на сайте EMS. Вы можете рассчитать стоимость доставки в вашу страну. Коробка с игрой весит 2кг и еще 500 грамм надо добавить на упаковку, вне зависимости от количества коробок. Например, вес 4 коробок с упаковкой – 8,5 кг.

Вес коробки еще уточняется, образец игры мы пока что не получили. Возможна небольшая коррекция.

Стоимость доставки EMS оплачивается отдельно, непосредственно перед самой доставкой – также как и при использовании других вариантов доставки.

Протекторы

Мы предлагаем протекторы от нашего постоянного партнера, компании Mayday Games.

Эти протекторы плотнее протекторов “Almost a penny” и стоят немного дороже. Размер подобран специально под карты «Агриколы» .

Органайзер

Органайзер для новой «Агриколы» выполнен с учётом новых компонентов. Основной материал – ХДФ. Часть элементов – оргстекло 2 мм. Органайзер поставляется разобранным. Для сборки потребуется клей ПВА.

Собрав органайзер, вы сможете хранить все компоненты новой «Агриколы» в отдельных контейнерах с прозрачными крышечками. Органайзер полностью умещается в коробку с игрой.

Состав органайзера:

  • Блок фишек ресурсов - органайзер на 9 отделений со съемной крышкой.
  • Блоки фишек игрока - 4 отдельных органайзера на 3 отделения каждый. Снабжены прозрачными откидывающимися крышками
  • Блок для хранения карт. Содержит 4 отделения разного размера для хранения соответствующих колод. В этом же блоке размещается блокнот для записи очков
  • Блок доя хранения картонных фишек на 5 отделений.
  • Блок - поддон для хранения фишек еды. Имеет специальную форму, облегчающую взятие мелких фишек. Снабжен съемной прозрачной крышкой.

Остальные поля и планшеты укладываются поверх органайзера плотно фиксируя его в коробке.

Фишка первого игрока

Фишка первого игрока собирается и склеивается из 4 частей. Высота 10,5 см. Материал – ХДФ. Фишку можно покрасить на свой вкус и цвет – ХДФ для этого отлично подходит.

Жетоны еды

Для энтузиастов, которым хочется еще больше деревянных фишечек – фишки еды из ХДФ!

Полный комплект – 8 жетонов "5 еды", 36 жетонов "1 еда"

Сверхцели

В нашем проекте две сверхцели – наклейки и промо-карты. Читайте о сверхцелях подробнее ниже на странице и в наших новостях.

Нам очень нужна ваша поддержка! Только с вашим участием новая версия «Агриколы» сможет появиться в России. Участники CrowdRepublic получат скидку более 1000 рублей от рекомендованной розничной цены и возможность сыграть в новую «Агриколу» раньше всех остальных. В розничную продажу игра поступит только после доставки участникам проекта.

(лат. — земледелец) — это настолка о нелёгких фермерских буднях, придуманная Уве Розенбергом, немецким игроделом, известным благодаря таким играм как Bohnanza , Mamma Mia! , Le Harve и, конечно же, сама Agricola .

Игра повествует о жизни европейских фермеров времён XVII века и предлагает взять на себя управление небольшим семейством, владеющим клочком земли. Начав с семейной пары, проживающей в двухкомнатном деревянном домике, в процессе игры игрокам предстоит вскапывать поля и засеивать их овощами и зерном, строить загоны для домашних животных и разводить скотину, пристраивать к хижине новые комнаты и обкладывать её кирпичом, а после — камнем, мастерить всяческие полезные приспособления, рыбачить, заготавливать дерево, добывать глину и даже заводить детей. И, самое важное, между всем этим не забывать о пропитании своей семьи.

B Agricola могут играть до 5 человек (правилами предусмотрен и сольный вариант). Длительность партии варьируется в зависимости от числа участников и определяется по формуле «количество игроков х 30 минут». Так, партия вдвоём длится примерно час, а игра на пятерых около двух с половиной часов.

Внутри коробки с игрой скрывается целое богатство:

  • 5 ферм игроков;
  • 3 игровых поля с нанесёнными на них клетками действий (одно из них — с «семейным» вариантом на обороте);
  • поле крупных улучшений;
  • карты:
    • 169 жёлтых карт занятий;
    • 139 оранжевых карт мелких улучшений;
    • 10 красных карт крупных улучшений;
    • 14 синих карт раундов;
    • 16 зелёных карт действий;
    • 5 коричневых карт попрошайничества;
    • 5 карт-памяток;
    • 3 карты с наименованием колод (колода E, колода I, колода K);
  • деревянные фишки:
    • 5 наборов фишек игроков пяти цветов (синий, зелёный, красный, белый, фиолетовый), состоящие из 5 дисков — членов семьи, 4 хлевов и 15 оград;
    • 33 круглых тёмно-коричневых фишки дерева;
    • 27 круглых светло-коричневых фишек глины;
    • 15 круглых белых фишек тростника;
    • 18 круглых чёрных фишек камня;
    • 27 круглых жёлтых фишек зерна;
    • 18 круглых оранжевых фишек овощей;
    • 21 фишка овец (белые кубики);
    • 18 фишек свиней (чёрные кубики);
    • 15 фишек коров (коричневые кубики);
    • фишка первого игрока;
  • прочее:
    • 33 коричневых/серых тайла полей/каменных комнат;
    • 24 коричневых/оранжевых тайла деревянных/глиняных комнат;
    • 36 жёлтых жетонов еды достоинством «1»;
    • 9 жетонов-множителей (для еды, ресурсов или животных);
    • 3 круглых жетона (с изображением «гостя» на обороте);
    • блокнот с листками для подсчёта очков;
    • правила игры.

Как видите, в игре целая куча компонентов. Тут и игровые поля, и три сотни карт, персональные поля самих игроков, около двух сотен деревянных фишек ресурсов и животных, да ещё и всякие картонные тайлы. Один лишь список компонентов уже настраивает на мысли о том, что перед нами непростая игра.

Действительно, не относится к числу лёгких игр, которые можно разложить первый раз в жизни и тут же сесть играть. Здесь этот номер не пройдёт — нужно сначала внимательно изучить правила, понять, что к чему, и только потом садиться за игру. С другой стороны, Agricola не относится к играм-«монстрам» с высоким порогом вхождения, требующим значительных усилий и временных затрат на обучение. Если за столом хоть кто-то знает правила, обучить игре новичков не составит труда. И, хотя наверняка первая партия окажется проигрышной, освоить «Агриколу» , разобраться в правилах, понять принципы игровых ходов и подсчёта очков можно с первого раза.

Кроме того, разработчиками предусмотрено два варианта игры — обычный и облегчённый «семейный», с которого и нужно начинать знакомство с настолкой. В «семейном» варианте не используются игровые карты, что позволяет игрокам сосредоточиться на базовых игровых действиях, понять их значение и усвоить все аспекты игры. И только, отыграв три-четыре «семейных» партии, можно переходить к полному варианту, где используются карты занятий и мелких улучшений, позволяющие играть более эффективно и совершать множество новых или дополнительных действий.

Отдельно нужно отметить, что игровые карты — это, фактически, единственные компоненты, где используется внутриигровой текст. Помимо них на игровом поле ещё нанесены наименования действий, но все они снабжены поясняющими рисунками. Так что, даже имея нелокализованную версию Agricola , можно успешно играть в «семейный» вариант с людьми, абсолютно не владеющими английским.

Партия в Agricola начинается с того, что в центр стола выкладываются игровые поля, а перед каждым игроком помещается его персональная ферма. На неё выкладываются две деревянные комнаты, а в них выставляются два члена семьи (круглые деревянные диски). Жребием определяется первый игрок, которому выдаётся соответствующий жетон. Также он получает 2 еды, а все остальные игроки — по три.

Итак, перед нами разложенная : рядом с каждым игроком находится небольшое поле, на котором располагается его ферма и члены семьи, а в центре стола находится одно большое поле, поделённое на множество небольших полей-клеточек. Именно на этих действиях и сосредотачивается внимание игроков. Ходы здесь делаются так: начиная с первого игрока, все участники игры по очереди берут одного из членов своей семьи со своей фермы и выставляют его на одно из действий, указанных на игровом поле. После этого сразу же разыгрывается эффект выбранного действия, и право хода переходит к следующему игроку, который также выставляет на одном из действий члена своей семьи. Когда все игроки используют всех своих людей, начинается следующий ход.

Так чем же приходится заниматься по ходу партии? Вот краткий перечень действий, которые придётся совершить каждому фермеру:

  • добывать дерево, глину, камень, тростник, зерно, овощи и еду;
  • строить новые комнаты;
  • заводить детей;
  • перестраивать деревянный дом в глиняный, а затем — в каменный;
  • вскапывать поля;
  • засеивать вскопанные поля зерном и (или) овощами;
  • возводить ограды и хлева для домашнего скота;
  • разводить овец, свиней и коров.

Неподготовленного игрока знакомство с «Агриколой» может напугать. Шутка ли, столько разных действий, причём с самого первого хода доступно около десятка. Попробуй-ка выбрать среди них самое выгодное. Тут ведь и глаза разбегаются, и новичку разобраться сходу очень непросто.

На самом деле всё не так уж и сложно. Все действия можно условно разделить на две группы: добыча ресурсов и потребление ресурсов. В первую группу попадают все «собирательные» клетки: добыть дерево, добыть глину, добыть еду, добыть пшено, вскопать поле, завести животных. Ко второй группе относятся действия, позволяющие преобразовать ранее полученные ресурсы во что-нибудь полезное в домашнем хозяйстве. Например, с помощью действия «построить ограды» можно возвести из имеющегося дерева загоны для скота, клетка «построить комнаты» позволяет увеличить жилую площадь, при помощи поля «посадить грядку» можно поместить ранее добытое пшено на ранее вскопанную грядку.

Собственно, производство (точнее, добыча) и потребление ресурсов — это и есть краеугольный камень, на котором строится вся игра. Но не стоит думать, что тут всё просто, мол, насобирал дерева, построил хижину, добыл еды и живёшь в шоколаде. В игре немало ресурсов, а способов использования их ещё больше. И, что самое главное, всегда чего-то не хватает. Масла в огонь добавляет правило, по которому каждое действие можно использовать только один раз в ход, так что игрок постоянно вынужден вставать перед нелёгким выбором.

Вообще, игра очень хорошо даёт понять, что такое дефицит. Сколько бы вы в неё ни играли, вечно будет ощущаться недостаток чего-нибудь. Поначалу вы будете ощущать нехватку еды, потом — дерева, после — глины, затем — животных, в конце-концов, ходов. И это нормально.

Партия всегда длится ровно 14 ходов, и за это время игроки должны максимально развить своё хозяйство. В конце игры за каждый аспект развития фермы начисляются победные очки. Причём, игроки обязаны уделять внимание всем областям, поскольку в противном случае они будут оштрафованы. Получается, что за 14 ходов каждый игрок должен «выжать максимум» из предоставленных ему возможностей и максимально эффективно использовать своих людей для развития фермы. Но безмятежно развиваться не получится не только из-за постоянной нехватки ресурсов и конкуренции с другими игроками. Дело в том, что в игре регулярно наступают «урожаи» — время, когда нужно кормить своих людей, сдавая в игровой банк по 2 еды за каждого члена семьи. Нехватка еды жестоко карается штрафными очками, так что голодать очень невыгодно. Поэтому игроки должны не только развивать хозяйство, но и регулярно добывать еду, обеспечивая пропитание своей семьи.

После нескольких партий вы поймёте, что в игре есть два основных источника пропитания: разведение животных или выращивание зерна. В первом случае вы строите загоны и хлева, заводите овец и свиней, сооружаете простенький очаг или просторную кухню и жарите мясо. Во втором — добываете зерно, вскапываете грядки, строите плиту и выпекаете хлеб. Но это лишь основные варианты добычи пищи, наряду с которыми вам предстоит открыть ещё множество способов.

Все семьи живут натуральным хозяйством, а это означает, что каждый работает только на самого себя и надеяться можно только на себя. Никакого прямого взаимодействия или противостояния между игроками здесь нет. Меняться ресурсами нельзя, напрямую вредить противнику — тоже. Максимум, что можно сделать — занять какое-нибудь действие, в котором нуждаются ваши оппоненты, либо стащить у них из под носа нужные ресурсы. В общем, серьёзно насолить противнику можно с большим трудом. Верно и обратное — подыграть кому-то нельзя, так что в «Агриколе» вы никогда не столкнётесь с «семейным подрядом», когда влюблённая парочка помогает друг другу или кто-то из игроков откровенно «вытягивает» другого.

Однако — это ни в коем случае не многопользовательский пасьянс. Пусть конкуренция и взаимодействие между игроками здесь неявное, но оно имеется. И одних лишь «битв за действия» здесь хоть отбавляй. Помните слово «дефицит»? При игре вдвоём всегда идёт соревнование за глину и камень, когда за столом собираются трое игроков — на вес золота идёт тростник, вчетвером остро строит конкуренция за «размножение».

Очень важно, что в игре практически не бывает случайностей. Каждый ход игрокам становится доступным одно новое действие, но выходят они всегда в более-менее предсказуемом порядке. Ещё есть карты занятий и мелких улучшений, но при игре с ними можно использовать вариант «драфт», спасающий от неудачных (или, наоборот, особо удачных) раздач.

Ещё один плюс — в «Агриколе» нет провисаний и даунтайма. Положенная в основу игры механика «выставления рабочих» позволяет игрокам друг за другом делать «микро-ходы». Фактически, действия совершаются всё время и без остановок. Паузы бывают, но они связаны исключительно с нервным переживанием — куда поставить своего фермера, какое действие выбрать.

Что мы имеем в итоге? Богатая на комплектацию и качественная игра, одинаково хорошо приспособленная для игры в одиночку, вдвоём, втроём, вчетвером и впятером. Два варианта правил: семейный и обычный. Динамичные ходы, значимые решения, ощутимую конкуренцию, непохожие друг на друга партии, и, главное, непередаваемое чувство гордости за клочок картона, на котором к концу партии возникает твоя собственная маленькая ферма. Такие игры появляются не чаще, чем раз в пять, а то и в десять лет.

В заключение приведу краткое резюме игры Agricola :

  • 2007 — Meeple Choice Award;
  • 2008 — International Gamers Award;
  • 2008 — Spiel de Jahres;
  • 2008 — BoardGameGeek Golden Geek;
  • 2009 — игра года на BoardGamer.ru.

В общем зачёте у этой игры около двух десятков наград. Думаете, мало? Тогда вот вам ещё факт: с 2008 по 2009 год эта игра занимала 1 место в общем ТОПе настолок на BoardGameGeek и только в 2010 уступила его прежнему лидеру (Puerto Rico ), сместившись на вторую позицию.

Собственно, на этом месте вы должны закончить чтение и срочно бежать за «Агриколой» в магазин, потому как мимо вас проходит одна из самых-самых лучших в мире настольных игр. Поверьте, с ней стоит познакомиться. Пренебречь такой возможность — это преступление.

Статьи по теме: