Правила игры в древние шахматы. Индия. История культуры. Шахматы. Развитие теории игры

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Д.И.Менделеева

Кафедра физического воспитания


РЕФЕРАТ

«История шахмат»


Выполнил: студент

курса, группа П-18

Рощин Дмитрий Евгеньевич

Зачетная книжка №

Проверил: Иванов И.И.


Москва 2014


Введение

1 Индия - Родина шахмат

1 Шатранж

2 Динамический ферзь

Список литературы


Введение


Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Многие до сих пор задаются вопросом, что такое шахматы? Спорт, игра, наука, искусство? Все придерживаются разных мнений. Например, Михаил Ботвинник полагал, что это наука, основа которой логика. Шахматы, по его мнению, - торжество разума. А вот его тезка Михаил Таль своей игрой доказывал, что это великое искусство, способное дарить настоящее эстетическое удовольствие. Манера ведения игры у всех шахматистов своеобразная: одним нравится нападать, другим - выстраивать оборону, третьи - мастера комбинаций. Но в любом случае все известные шахматисты - виртуозы. Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера. Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии - чесс (chess), в Испании - ахедрес (el axedres), в Германии - шах (Schach), во Франции - эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» - властитель побежден.

Глава 1: Пути шахмат через века и страны


1 Индия - Родина шахмат


История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т.д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264?1?1,845×1019зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.


2 Развитие шахмат после завоевания персидской империи


После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, шахматы были завезены в страны Запада мусульманами, которые завоевали территории от Индии и Персии на Востоке до Испании на западе.

К 10-11 векам, шахматы были известны в Скандинавии и позднее в конце 11 века они из Италии достигли Богемии. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в X-XI веках, из Италии, через Польшу . Нижеследующая диаграмма иллюстрирует путь шахмат через века и страны


Глава 2: Исторические варианты шахмат


1 Шатранж


Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер". Ниже представлена эволюция европейских названий шахматных фигур от их древних вариантов названий, которые до настоящего времени используются в Индии, Иране, и многих других частях света.


Доска для древней шахматной игры Шатранж


Надо заметить, что хотя названия шахматных фигур слегка различаются в разных частях света, но их форма и правила перемещения практически идентичны.

Арабы-мусульмате внесли вероятно наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Слово "шахматы" изначально происходит от персидского Шах (король) и арабского слова мат (умер). Вклад ранних мусульман в игру включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году н.э., первые турниры и квалификационные турниры, шахматные задачи, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Книги Аль-Адли содержат дебюты, первые шахматные задачи "мансубы", обсуждаются различия в персидских и индийских правилах игры. К сожалению, эта ценная книга в настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится ценный арабский манускрипт начала 9го века, в котором содержатся мансубы. Этот манускрипт был обнаружен в 1958 году. Некоторые из этих мансубов (шахматных задач) основывались на легенде "Мат Диларама". Согласно легенде, Диларам был шахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво и практически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это на ухо, и он выиграл партию.

В следующей таблице приводятся некоторые из древнеарабских названий фигур, и их значения:


2 Византийские шахматы Затрикион


Игрались на круглой доске, но фигуры и их перемещение были похожи на арабские шахматы того же периода времени


После проникновения шахмат в Европу, появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных из этих книг была написана в Средние Века испанским королем Альфонсо Мудрым в 1283 году. Замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Эта книга включает в себя также коллекцию эндшпилей, заимствованную из арабской литературы. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Современные официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и мало отличаются от тех, что использовались еще 1430 лет назад.


Глава 3: Интересные факты из истории шахмат


1 Шахматный автомат, который всех надул


В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».


2 Динамический ферзь


Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.


3 Христианская церковь против шахмат


С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. Так, на одном только Неревском раскопе Новгорода археологами было найдено в слоях XIII-XV веков множество шахматных фигур, причём в слое XV века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. А в 2010 году шахматного короля нашли в слое XIV-XV веков в Новгородском Кремле, рядом с резиденцией архиепископа



Шахматная партия - это не только творческий, но и всегда соревновательный процесс. В многовековой истории шахмат изменялись правила игры, различные формы приобретали шахматные фигуры, но всегда во главу угла ставился вопрос - кто сильнее?!

Постоянно расширялся спектр шахматных состязаний. В прошлом веке, например, была распространена игра с гандикапом, когда более сильный соперник давал слабому фору - какую-либо шахматную фигуру. Но наиболее распространенными формами соревнований стали: турниры - состязания с участием нескольких шахматистов; матчи - с участием двух соперников; матч-турниры - с участием от 3 до 6 шахматистов, играющих между собой в несколько кругов.

Турниры (первый состоялся в 1575 в Мадриде с участием испанских и итальянских шахматистов) проводятся по различным системам. Самая распространенная - круговая, когда шахматист должен играть со всеми другими участниками. С начала 1970-х гг. одной из наиболее популярных становится швейцарская система, при которой в очередном туре встречаются между собой соперники, имеющие одинаковое количество очков. Кроме этого существуют: олимпийская система или «нокаут-система», то есть проигравший участник выбывает из состязания; схевенингенская система, при которой половина участников играет поочередно с другой половиной

Одна из наиболее традиционных форм шахматных соревнований - матчи. Уже более 100 лет именно в матчах (первый в 1886, Стейниц-Цукерторт) определяется сильнейший шахматист мира. Исключение составил матч-турнир на первенство мира 1948 с участием 5 шахматистов в 5 кругов, победителем которого вышел М. Ботвинник.

В 1883 на Лондонском международном турнире были впервые использованы механические шахматные часы (изобретатель - английский инженер Г. Уилсон). С тех пор они - непременный атрибут любого серьезного шахматного соревнования.


Список литературы

шахматы игра фигура

1.https://www.gambler.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82

К. Е. О происхождении шахмат //Шахматы в СССР . 1984, №1.

Калинин О. М., Черевко К.Е.Древнекитайская нумерология, протошахматы (ци) и генетический код // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М., 1988. С.46-50.

Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы. - Л.:Лениздат , 1976. - 256 с.

Линдер И. М. Шахматы на Руси / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР В. Л. Янин .- Изд. 2-е, доп. и перераб.-М.:Наука , 1975.- 208, с.- (Из истории мировой культуры ).- 150 000 экз. (обл.)

6. http://www.riddle.ru/?page=articles/chess/history


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Доброго времени суток, дорогой друг!

Общепринятое мнение, что происхождение шахмат индийское. Конкретное авторство шахматной игры до сих пор не установлено. Кто придумал шахматы? Историки считают, что изобретение шахмат – плод коллективного творчества нескольких народов.

Родина шахмат

Относительно происхождения шахмат бытует несколько легенд. Наиболее расхожая такая:

Приблизительно в шестом веке в Индии появилась игра под названием чатуранга.

Доска в чатуранге выглядит следующим образом: Играют четыре человека. Двое против двоих. У каждого свое «войско» определенного цвета. Задача игры – уничтожить все фигуры противника.

Впоследствии, по мере распространения чатуранги на древнем Востоке, количество игроков уменьшилось до двух, и по 16 фигур каждому. То есть примерно так, как мы знаем шахматы сегодня.

Интересный факт: в чатуранге ходы генерировались не игроками, а игральными костями.

Историки сходятся во мнении, что шахматы с правилами игры, похожими на современные, появились в 6 веке. Именно этим временем датированы найденные рукописи, в которых впервые упомянуты шахматы.


Распространение по миру

Примерно в 7 веке чатурангой заинтересовались арабы, китайцы и другие народы юго-восточной Азии. Соответственно игра претерпевала изменения, включая название.

Шатранж у арабов, у персов — шатранг. На востоке – китайская сянци, через море — японская версия - сёги. В Таиланде – макрук. Эти разновидности до сих пор занимают доминирующее положение на Востоке.

Примерно в 8 – 9 веках шахматы обосновались в Европе. Начиная с Испании, куда арабы «занесли» шатранж. Затем Франция и к концу 9 века шахматы завоевали сердца большинства народов Европы, включая Скандинавию.

На Русской земле шахматы, как говорят историки, вначале появились прямиком из Персии примерно в девятом веке. Затем, по обыкновению, сказалось влияние просвещенной Европы и где-то веке в десятом, шахматы на Руси окончательно приобрели европейские очертания.

Правила шахмат также претерпевали изменения постепенно.

Интересный факт: В Италии в восемнадцатом веке существовало правило: пешка, при достижении поля превращения, может стать только той фигурой, которая на доске отсутствует в данный момент. Пешка на последней горизонтали могла остаться пешкой. Превращение происходило в момент взятия какой -либо фигуры соперником. Пешка становилась этой взятой фигурой.

Гонения

В 14-16 веках шахматы практиковались и в логической версии, и в «азартной». Правила были похожи на правила чатуранги. Когда ход определялся числом, выпавшим на игральных костях.


Этот вид шахмат воспринимался как разновидность игры в кости и подвергался запретам со стороны церкви, как азартная игра.

Неприятие «азартных» шахмат демонстрировали и многие государственные деятели, приравнивая шахматы к занятиям праздного времяпровождения.

Однако запреты запретами, но шахматы распространялись в европейской культуре все больше . Кстати, в том числе и в среде духовенства. При раскопках шахматы находили и находят едва ли не в каждой усадьбе 15 века.

Постепенно запреты начали просто игнорировать. Более того, в среде придворных, дипломатов, умение хорошо играть в шахматы признавалось правилом хорошего тона.

Развитие теории

В 16-17 веке правила шахмат постепенно унифицировались. Стало возможным развитие теоретических моделей игры.


По мнению Филидора, ключевую роль в партии играет пешечное расположение. Именно вокруг пешечных цепей строится вся игра.

В 1585 году прошел первый международный турнир в Испании.

Вид спорта

Века с 17 начинают создаваться шахматные клубы. Появились первые профессионалы.

Интересный факт: Итальянский мастер Лоренцо Буснардо по неподтвержденным данным, ужу в 17 веке заработал целое состояние, участвуя в турнирах.

В 18 веке стали проходить национальные первенства, затем международные турниры и матчи.

Первым неофициальным чемпионом мира был объявлен Адольф Андерсен, одержавший победу в турнире в Лондоне в 1851 году. Затем корона перешла к Полу Морфи, затем вернулась к Андерсену, после того, как Морфи перестал выступать.

И наконец, первым официальный мировым чемпионом стал Вильгельм Стейниц, победивший в матче И. Цукерторта в 1886г.

Еще одно эпохальное событие –установление контроля времени. Вначале были простые песочные часы. Изобретателем настоящих шахматных часов является англичанин T.Уилсон


Именно с контролем времени во многом связана спортивная составляющая, которая со временем заставила мировое сообщество признать шахматы как вид спорта.

Пути развития шахмат

В 20 веке шахматы активно развивались. Существенный вклад в этот процесс внесла советская шахматная школа. В СССР шахматы культивировались и поддерживались государством.

С распадом страны в шахматах наметился некоторый застой. Шахматам трудно конкурировать по зрелищности и доходности с такими видами, как футбол например.

ФИДЕ предпринимает попытки сделать турниры более зрелищными и привлекательными для спонсоров. Так, на смену круговой, появилась нокаут-система и некоторые другие изменения, связанные в основном с убыстрением игры.

Конец 20 века ознаменовался еще одним эпохальным событием, – компьютеризацией шахмат. Сегодня лучшие компьютерные программы играют сильнее человека.


Глубокая проработка теории и компьютеризация привели к повышению популярности нетрадиционных видов шахмат. Например, где значение дебютной теории практически сведено на нет.

И все же шахматы в нашей стране возрождаются. Это отрадный факт. Есть уверенность, что это не одноразовый всплеск, а долговременный тренд.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

  • Профессиональная литература
  • Предлагаю отвлечься от прямого соприкосновения с миром ИТ и обратить свое внимание на такую разновидность тренажеров для головного мозга как настольные игры.
    Сейчас во многих офисах специально проводят коллективные настольные игрища, которые помогают отвлечься от рутины (чем повысить производительность труда) и положительно влияют на налаживание хороших отношений в коллективе. В этой статье будет приведен краткий экскурс в историю возникновения одной из главных игр человечества - ШАХМАТ.
    В современном виде такая знаменитая и известная настольная игра как шахматы появилась не сразу. До знакомого всем варианта настольной игре пришлось пройти ряд изменений и форм. В настоящее время «шахматы» это целый класс игр.


    Некоторые из настольных игр этого класса являются самостоятельными, самобытными и значительно отличаются от современного представления шахмат.
    Помимо общеизвестных классических шахмат, существует большое количество других вариантов шахматной игры. Есть национальные варианты шахмат, например, распространённые в Южной Азии сянци, сёги, чанги, макрук. Некоторые варианты используют дополнительные фигуры и/или необычные доски, так, известны варианты на больших по размеру досках, на круглых досках, с фигурами, объединяющими ходы коня и ладьи и/или коня и слона, с магараджей (фигура, объединяющая ходы ферзя и коня) вместо ферзя, гексагональные шахматы (играются на шестиугольной доске, состоящей из полей-шестиугольников).
    Существуют шахматы для более чем двух игроков: трёх- и четырёхсторонние шахматы, в которых за одной доской играют три или четыре игрока (пара на пару или каждый за себя), управляющие каждый своим комплектом фигур, а также «командные» варианты шахмат, где игра ведётся команда на команду на одной или нескольких досках, причём на ход партии за одной доской влияют действия более чем одного игрока из каждой команды (например, шведские шахматы).


    Изобретением новых вариантов шахмат увлекались многие «шахматные композиторы», а также учёные, шахматисты-любители и профессионалы. Известны, например, шахматы Капабланки - на доске 10×8, с двумя новыми фигурами. В последнее время приобретают всё большую популярность шахматы Фишера, в них игра ведется по классическим правилам, но со случайной начальной расстановкой фигур на последних горизонталях. В части вариантов правила сохранились неизменными (или минимально изменёнными), а изменена лишь начальная расстановка фигур. Кроме уже упомянутых шахмат Фишера и вольных шахмат, таковыми являются кингчесс и боевые шахматы.
    Согласно классификации Роберта Белла шахматы относятся к одноименной группе настольных игр и являются «военной игрой».
    В группе «Шахматы» можно выделить следующие игры:
    - шатуранга (чатуранга);
    - шатрандж;
    - круговые шахматы (разновидность шатранджа);
    - курьерские шахматы (еще одна разновидность шатранджа);
    - магараджа и сипаи;
    - китайские шахматы (сянци);
    - японские шахматы (сёги);
    - игра джунгли;
    - тибетские шахматы.
    Каждая из этих игр ведется, как правило, на квадратном поле, разделенном на квадраты и/или разлинованном в соответствии с требованиями правил игры.
    И так, приступим с рассмотрения игр прародителей ШАХМАТ. Обратимся к истории Древнего Востока.

    ШАТУРАНГА (ЧАТУРАНГА)

    В сельскохозяйственных районах Древней Индии среди населения в период созревания урожая была популярна игра ТААЯМ. В нее играли на квадратном поле, состоящем из 64 квадратов, которые размечались на простой земле. Сама по себе игра не относится к классу шахматных игр и представляла собой игру-преследование, в которой фигуры двигались против часовой стрелки по полю с целью скорейшего достижения центра поля. Кто из игроков первым выводил свои фигуры с поля, то и выигрывал.
    Приблизительно в 5 веке нашей эры на доске для игры ТААЯМ стали играть в новую игру, ШАТУРАНГУ, которая в миниатюре представляет собой битву четырех армий, каждая из которых управляется собственным командиром (в оригинале раджа) и состоит из четырех родов войск: пехота, кавалерия, боевые слоны и боевые лодки (думаю наше название этой фигуры «ладья» связано с этим).
    ШАТУРАНГА (в некоторых источниках - ЧАТУРАНГА) - древнеиндийская игра, считающаяся прародителем шахмат, сёги и многих других игр. Шатуранга - игра, распространённой на Востоке и позже попавшей в Европу, от которой и произошли современные шахматы.
    Название «шатуранга» переводится как «четырёх составная» и предположительно объясняется тем, что первоначально в нее играли вчетвером. Шатурангой в древней Индии называлось войско, состоявшее из боевых колесниц (ратха) и слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа).
    В игре участвовало четыре игрока, причем «битва» на игровом поле организовывалась между союзами игроков (игра «два на два»).
    Описание ШАТУРАНГИ присутствует в одном из ранних произведений на санскрите, «Бхавишиа пурана».
    В этом произведении ведется повествование о том, что один из правителей проиграл все свое имущество (включая собственную жену) в кости. После этого, он отправился к своему старому другу, чтобы овладеть тайнами игры в шатурангу, чтобы отыграться.
    В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений - трактат хорезмского учёного XI века Аль-Бируни, в котором содержится лишь неполное описание шатуранги. Кроме того, правила шатуранги наверняка имели местные варианты и, совершенно точно, изменялись со временем.
    Из-за малой подвижности фигур партия чатуранги длилась очень долго - 100 - 200 ходов.
    В игре для четырёх игроков использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Играли пара на пару. Каждый комплект содержал восемь фигур: раджу (короля), слона, коня, колесницу (аналог ладьи) и четыре пешки. Игроки занимали места по сторонам игрового поля. Фигуры выстраивались в левом нижнем углу доски (относительно игрока). На первой линии (от игрока): слон в углу, за ним конь, колесница и раджа. На второй линии - ряд пешек.

    Целью игры являлось условное уничтожение всей армии противника. Партия продолжалась до уничтожения всех фигур одной из сторон. В игре двух игроков победа также достигалась взятием вражеского короля. Не было таких понятий, как шах, мат и пат. Взятие всех фигур, кроме короля (оголение короля) тоже было победой, кроме случая, когда противник мог взять вашу последнюю фигуру следующим ходом. Тогда объявлялась ничья. Кроме этого у ШАТУРАНГИ был ряд особенностей.
    Так, например, право «первого хода» определялось числом, выпавшим при бросании игрового дайса (прародитель современного игрового кубики с точками от 1 до 6). Игрок перед ходом бросал дайс и выпавшее значение указывало на фигуру, которой он должен сделать ход.
    Судя по историческим источникам, шатуранга была изобретена именно в Индии, где была игрой, в основном, интеллектуалов высших каст. Никаких сведений о проведении официальных соревнований в те времена не сохранилось. Не осталось и записей сыгранных партий. Шатуранга существовала в Индии до начала XX века и, по свидетельству бенгальского автора Рагхунанды (XV-XVI вв.), стала со временем называться «чатурраджа» - «игра четырёх королей».
    В VI или, возможно, в VII веке чатуранга попала в Китай, а также в Персию (Иран). В Китае вариант игры для двух игроков был существенно трансформирован, превратившись в итоге в китайские сянци. В странах арабского востока чатуранга в течение нескольких веков видоизменялась, сохраняя, впрочем, основные черты. В конечном итоге появилась игра-потомок - шатрандж, который впоследствии превратился в шахматы.
    Кроме того, ШАТУРАНГА изначально была азартной игрой. Перед началом игры все игроки ставили определенную сумму денег на кон. Выигрыш делился между победителями.
    Азартные игры были запрещены в ранние периоды индуисской культуры. Об этом сказану в девятой книге «Закона Ману»:
    «Пусть владыка накажет телесно по своему усмотрению как играющего, так и хозяина игрального заведения, даже если они имеют дело с неживыми предметами, такими, как кости или шатуранга, или с живыми существами, к примеру, бой петухов до крови и бой баранов».
    Игроки обошли требования данного закона отказавшись от дайса. После этого с игрой произошел еще ряд изменений:
    Первое, в игре произошло объединение сил союзников в единую армию. Игра преобразовалась в игру для двоих. В игре для двух игроков использовались два комплекта фигур. Каждый комплект содержал восемь пешек, два слона, два коня, две колесницы, раджу и советника (визиря) - аналог ферзя. Порядок построения фигур перед партией стал такой же, как и в современных шахматах.
    Второе, фигура раджи союзников после понижения до советника (визиря) потеряла часть своего «влияния» на игровой процесс.
    Третье, изменился способ передвижения по игровому полю фигур колесниц (ратха) и слонов (хасти).
    После введения таких преобразований игра перестала называться ШАТУРАНГА и превратилась в начальный вариант средневековых шахмат - ШАТРАНДЖ.

    ШАТРАНДЖ

    Шатрандж сформировался в VII - VIII веке на арабском Востоке, как изменённый вариант шатуранги, пришедшей из Индии.
    Поэт Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме» рассказал о том, как шахматные игры появились в Персии:
    «Ко двору шаха Шосроеса I прибыло посольство от правителя Хинд. После обмена любезностями посол Хинд подарил шаху множества подарков, среди которых была удивительная клетчатая доска, на которой стояли причудливые резные фигуры. Посол предложил шаху и его мудрецам разобраться в правилах этой игры и тогда верховный правитель Хинда признает его своим верхоным правителем. Доску показали всем придворным и через сутки один из них (согласно поэме - Бузурджамихр) разгадал секрет этой игры. Правители Древней Индии признали свой вассалитет от Персии.
    Вероятнее всего сутки ушли на подкуп посла, чтобы выведать у него правила игры.
    В последующие годы ШАТРАНДЖ проникает по всему арабскому миру и в Византию.

    Уже в IX веке игра была исключительно популярна в Средней Азии. В шатрандж играли представители всех социальных слоёв. Существовали признанные мастера игры, имелась собственная иерархия классов игроков. Активно развивалась теория. Выходили книги, обучающие искусству шатранджа. Пользовались популярностью мансубы (задачи, главным образом на быстрый выигрыш комбинацией). Сохранились «шахматные легенды», в которых драматическая история (например, игрока, который ставил на кон что-то последнее, особенно дорогое, и оказывался в последней партии в положении, выглядящем безнадёжным) соединялась с задачей, решение которой обычно достигалось неожиданной и красивой комбинацией.
    Органический недостаток шатранджа - недостаток динамизма, особенно в дебюте, вызванный слабостью унаследованных от чатуранги фигур. В начале партии игроки могли длительное время делать ходы, не вступая в соприкосновение с противником. Чтобы оживить игру, арабские мастера начали применять табии - искусственно сформированные условные позиции, обычно более-менее симметричные, в которых шансы игроков были, как и в начальной позиции партии, примерно равны. По договорённости игроки начинали игру не с исходной позиции, а с одной из табий, чтобы можно было сразу перейти к активным действиям. Табии были распространены повсеместно, применялись очень широко, о чём говорит такой факт: когда в книгах приводились фрагменты из партий, игранных с начальной позиции, без табий, это всегда отмечалось особо.
    Имелась достаточно интересная форма игры в шатрандж: мастер разрабатывал позицию и предлагал желающим сыграть с ним из этой позиции на ставку, причём противнику предлагалось самому выбрать, каким цветом играть. Для таких игр разрабатывались позиции, в которых, на первый взгляд, одна из сторон имела серьёзное преимущество, однако, это преимущество могло быть сведено каким-либо неожиданным ходом.
    В IX веке, в период завоевания арабами Испании, шатрандж попал в Западную Европу, где и превратился в современные шахматы. Тогда же или несколько раньше через Среднюю Азию игра попала на Русь, уже под современным названием «шахматы», которое было принято у персов и таджиков.
    В шатрандж играли на квадратной доске размером 8x8 полей, аналогичной шахматной. В игре участвовали два игрока, каждый из них имел по одному комплекту фигур своего цвета (чёрные и белые). В комплект входят: король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи, восемь пешек. В начале партии фигуры располагаются по противоположным сторонам доски, полностью аналогично классическим шахматам за исключением того, что королей и ферзей можно было поменять местами (но короли в любом случае должны были стоять друг напротив друга).
    Порядок ходов в ШАТРАНДЖ близок к современным шахматам.
    Первый ход делает игрок, играющий белыми фигурами. Затем ходы делаются по очереди. Пропускать ход нельзя. Каждый ход состоит из передвижения в соответствии с правилами одной из своих фигур. Фигура может быть поставлена на пустое поле доски или на поле, занятое фигурой противника. Во втором случае фигура противника считается взятой, снимается с доски и более в игре не участвует.
    Побеждает игрок, который объявил мат королю противника или поставил его в положение пата. Кроме того, игрок объявляется победителем в случае взятия последней фигуры противника (оставляя его с голым королём, в некоторых вариантах шатранджа могла быть объявлена ничья, если соперник в ответ также брал последнюю фигуру).
    Фигуры ШАТРАНДЖА практически идентичны фигурам современных шахмат, но правила хода немного отличаются:
    Король (шах) ходит на одно поле в любом направлении. Ситуация, когда король находится под боем (может быть взят противником на следующем ходу), называется «шах». Игрок, чей король оказался под шахом, должен следующим ходом вывести его из-под шаха, делать другие ходы, оставляя короля под шахом, нельзя.
    Ладья (рух) ходит по вертикали или горизонтали на любое количество полей.
    Конь (фарас) - аналогично шахматному коню (это единственная фигура, правила хода которой не изменились за весь период от шатуранги до современных шахмат).
    Слон (алфил) ходит по диагонали через одно поле, причём поле, через которое делается ход, может быть занято (в современных шахматах слон может ходить только по свободной диагонали на любое количество полей). Очень слабая фигура, могла ходить только по восьми полям доски (современный слон может ходить по половине полей).
    Ферзь (ферс) ходит и бьёт на одно поле по диагонали (в современных шахматах ферзь может ходить на любое количество полей в любом направлении, кроме случая, когда путь ферзю преграждает другая фигура).
    Пешка (байдак) ходит только вперёд на одно поле, или бьёт по диагонали на одно поле вперёд. Пешка, достигшая конца доски, превращается в ферзя. Первым ходом новый ферзь имел право пойти на второе поле по вертикали или диагонали, независимо от того, было ли это поле занято.
    Согласно правил ШАТРАНДЖА рокировка короля и ладьи была не разрешена (появилась в намного более поздних правилах шахмат).
    Сегодня нам известны следующие варианты шатранджа:
    Шатрандж камил I - вариант игры на доске 10x10 с двумя верблюдами, дополнительными фигурами, которые являются ортогональным аналогом слонов. Возможно это самый первый вариант шахмат на увеличенной доске с нетрадиционными фигурами.
    Шатрандж камил II - вариант игры на доске 10x10 с двумя боевыми машинами (осадные орудия), имеющими те же ходы, что и король.
    Цитадель - играли также на доске 10x10, но имелись дополнительные поля («цитадели») по углам. Кроме этого в игре присутствовали дополнительные фигуры боевые машины, имеющие те же ходы, что и современный слон.
    Удлинённые шахматы - имеет те же фигуры, что и обычный шатрандж, но играется на доске 4x16. Часто играли с шестигранными костями, ограничивающими ходы фигур.
    Византийские шахматы - игра ведется обычными фигурами, но на круглой доске. Существует также современный вариант с той же доской, но современными фигурами и правилами (круговые шахматы).
    Четыре времени года - это шатрандж для четырёх игроков на обычной доске.
    Шахматы Тамерлана - вариант игры на доске 11x10 с полями-цитаделями, несколькими видами дополнительных фигур и разными пешками (видимо вводились различные рода войск для пехоты). Изобретение игры приписывается непосредственно Тамерлану.
    Шахматы курьера (Courier chess) - европейский вариант игры на доске 12x8 с несколькими видами дополнительных фигур, в том числе курьер с ходом современного слона.
    Многие исследователи считают, что классические шахматы появились именно благодаря шахматам курьера.

    Таким образом, пройдя ряд видоизменений, игра ШАХМАТЫ появилась в Европе и на Ближнем Востоке. Но движений шахмат шло не только на Запад. С купцами, путешественниками и завоевателями древние шахматные игры проникли в Азию. Здесь правила этих игры смешивались с правилами местных национальных игр, проникались взглядом жителей этого региона и представлением о стратегических играх.
    В Юго-Восточной Азии появились увлекательные и самобытные игры сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). В Азии эти игры даже более популярны чем классические шахматы. Но это следующая история.

    Весьма интересна история возникновения шахмат. Кто-то может и связывает историю возникновения шахмат с Персией (основываясь на названии в котором есть слова "шах" и "мат", что в переводе с персидского означает "царь умер"), но это совсем не так.
    За тысячи лет до нашей эры жил да был царь по имени Махараджа Ранвир, который правил в древнем городе Магадхе, на берегах священной реки Ганги. Он так любил сражения, что всегда либо готовил войну, либо возвращался из похода. Но не все в его царстве разделяли это увлечение, и министры устали от его непрерывных военных кампаний. Надо было что-то придумать, чтобы избавить царя от его одержимости.
    И вот, первый министр призвал к себе Анантху, брамина-затворника, знаменитого астролога и математика, и попросил его помочь. Через неделю Анантха сообщил, что нашел лекарство, которое он продемонстрирует при дворе на следующее же утро. Наутро Анантха явился с доской в черно-белую клетку и 64 фигурами и научил махараджу Ранвира игре в шахматы. В те времена, собираясь на войну, владыка брал с собой слонов, верблюдов, коней и пеших ратников. Возглавлял войско первый министр. Таким образом, игра походила на настоящую битву. Она так понравилась махарадже Ранвиру, что он пообещал дать Анантхе все, что тот пожелает.
    Просьба Анантхи выглядела очень скромной: одно зерно, положенное на первую клетку, два - на вторую, четыре - на третью, и так далее, пока не будут заполнены все клетки

    шахматной доски. Царь сначала подумал, что Анантха впал в маразм, пока не осознал, что с каждой клеткой количество зерен удваивается и уже к концу третьего ряда требуется 17 миллионов зерен (и 27 недель, чтобы их пересчитать). Если были бы заполнены все клетки, то очень много времени понадобилось бы, чтобы насчитать 18 446 744 073 709 551 615 зерен пшеницы, приходящихся на последнюю клетку…
    Дело кончилось тем, что махараджа назначил Анантху министром финансов и больше никогда не ходил на войну, наслаждаясь игрой в шахматы.
    В древней Индии существовало немало разновидностей шахмат - чаупар, чатуранга, аштападха. Эти игры упоминаются и в "Махабхарате", где рассказывается, как братья Кауравы выиграли в чаупар у Пандавов их царство и жену Драупади. Но когда Кауравы попытались раздеть Драупади, то ее честь спас Кришна, который бесконечно удлинил ее сари, так что Кауравы просто не смогли размотать его до конца. Закончилась эта история битвой на поле Курукшетры…
    Исследования историков говорят, что в своем первоначальном варианте индийские шахматы были игрой для четырех человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра называлась "Шатрандж" или "Чатуранга" (в переводе с санскрита - "четыре отряда"). А согласно индийскому мистицизму, "шатранж" представляет собой Вселенную, где четыре стороны отображают не только четыре элемента: землю, воздух, огонь и воду, но и четыре времени года и четыре темперамента человека.
    Игра имела вполне узнаваемый "шахматный" вид, но принципиально отличалась от современных шахмат тем, что ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных
    костей. Точные правила игры, в которую играли в северо-западной Индии с начала 6-го века, неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений - это трактат хорезмского учёного 11 века Аль Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги. Приведённые ниже правила - реконструкция, которая может не быть точной.

    Игра основывалась на структуре индийской армии, состоявшей из 5 частей:
    1. Пехота, представленная в игре линией пешек
    2. Король и его советник (визирь или генерал) в центре
    3. Боевые слоны в центре армии
    4. Кавалерия, представленная в игре конями
    5. Боевые колесницы, представленные ладьями (современное название)

    Из-за малой подвижности фигур партия чатуранги длилась очень долго до 200 ходов. Игра напоминала в некотором смысле бридж. Два партнёра, сидящие друг против друга, играют с другой парой. Игрок, поставивший своего короля на королевском поле дружественного партнёра, принимал командование над обеими армиями. Цель игры - взять 2-х королей противника. После проникновения шахмат в Европу появилось много книг, посвященных шахматам. Вероятно, одна из наиболее ценных книг была написана в 1283 году испанским королем Альфонсо Мудрым. Эта замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Надо заметить, что названия шахматных фигур различаются в разных частях света. Например, слона в Европе называют епископом, ферзя - королевой (древнее название - министр), коня - рыцарем (древнее название - всадник). Но форма и правила перемещения фигур практически идентичны. Официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и сегодня мало отличаются от тех, что использовались еще тысячи лет назад.

    Индия, как родина шахмат, подтвердила это звание тем, что Чемпионом Мира по шахматам в 2000-2002 (по версии ФИДЕ) стал гражданин Индии - Вишванатан Ананд. В 2007 он стал 15-м чемпионом мира по шахматам, а в 2010-м подтвердил это звание, которое носит до сих пор.


    А шахматы в Индии и сегодня довольно остаются популярной игрой, как среди стариков, так и у детей. Хотя правила шахматной игры в Индии отличаются от международных. Например, первый ход пешки по индийским правилам - одна клетка, а по международным - две, пешка, достигнув последнего ряда доски, не становится королевой, и так далее…

    Одна из самых древних и увлекательных игр – шахматы. Она известна в любом уголке земного шара, поэтому в мире есть десятки ее вариаций. Это не просто игра, ведь шахматы давно являются видом спорта и искусства. Шахматную разметку используют практически во всех сферах жизни, а алгоритм игры применяют в научных целях. Но где же находится ее родина и кто ее придумал? Однозначного и правдоподобного мнения до сих пор нет. Ученые спорят, выдвигая свои версии.

    Спорная версия

    Некоторые издания с уверенностью заявляют, что шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э. Об этом еще в начале XX века можно было прочесть в книге Гарольда Мюррея «История шахмат». Да, изобрели игру именно там и в то время, но придумали ее намного раньше. Ученые всерьез взялись за исследование этой темы и нашли много самых разных версий, которые порой удивляют фактами.

    Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине. После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своими советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.

    Это было то, что так долго они пытался найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 2 2 , 4 клетки – 2 3 , …, 64 клетка – 2 64). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 1,8*10 19 . Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

    Есть и другой вариант – корейская легенда. Когда-то 4500 лет назад прототипом современных шахмат стала игра, которую придумал грозный царь Месопотамии Раван для своей любимой жены Мандодари. Ему приходилось долгое время отсутствовать из-за многочисленных походов, поэтому его супруга часто грустила. Шахматы настолько заинтересовали всех жителей дворца, что они распространились по всему миру (Индия, Китай, Корея).

    Любопытно, но этому есть реальное документальное подтверждение. В начале XX века фон Борк доказал наличие прототипа игры. По его сведениям она появилась в 1250 году до н. э. в Индостане. В нее играли представители местного племени, позаимствовавшие древнюю забаву в Эламе (нынешний юго-запад Ирана).

    Теперь точно установить это невозможно, ведь в то время под словом шахматы люди могли объединить разные игры: кости, нарды, чаупара или пачизи. У всех этих вариантов есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам остается только угадывать, что из них было первым.

    Древние игры на досках

    Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:

    • 5 на 5;
    • 7 на 7;
    • 9 на 9.

    Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.

    Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.

    Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.

    Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.

    Известная чатуранга

    Это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке. До наших дней точные правила игры не дошли, хотя ученые представили миру несколько своих вариантов. Основная схожесть:

    1. доска в форме квадрата и размера 8 на 8 клеток;
    2. фигурки внешне схожи с шахматными;
    3. всего 32 фигуры (одна половина основных, вторая – пешки);
    4. король и конь ходят одинаково.

    Разница между этими играми в количестве игроков: в чатуранге их должно было 4, причем у каждого было по 4 фигуры (король, слон, ладья и конь). Играть нужно 2 на 2. Ходить начинал человек, бросивший игральные кости. А вот ферзя у чатуранги не было вовсе.

    Хочется считать эту игру прототипом шахмат, но и здесь есть ряд несоответствий. Само название «чатуранга» обозначает одновременно как минимум 2 совершенно разные игры. Согласно санскриту, это четырехсторонняя игра, а в ведических текстах слово описывало 4 разных рода войска. Но существовала игра чатуранга для двоих. Какая версия древнее не знает никто.

    Проблема в том, что несколько веков назад много исследователей неправильно истолковали значение этого слова или попросту не захотели докупаться до самой сути. Такая путаница произошла из-за невозможности подтвердить достоверность некоторых источников, а также нельзя точно определить дату их написания. После выхода их работ, англичане и французы начали ссылаться на эти невыясненные до конца факты.

    Так появилась гипотеза американского антрополога Стюарта Кулина об эволюции шахматных игр. Он считал, что исторически игра развивалась по такому принципу:

    • гонки для двоих (игра по кругу или лабиринту);
    • гонки для 4 игроков;
    • шахматы для 4 игроков;
    • шахматы для двоих.

    Только в 1913 году эта версия была полностью разрушена англичанином Гарольдом Мюрреем в его работе «История шахмат». Он доказал, что в «Бхавишья Пуране», которую предыдущие оппоненты считали самой древней и истинной, упомянуты шахматы, но он не такой древний. Кроме этого источника, нет ни одного, который бы подтвердил или упомянул шахматную игру.

    Поэтому первой достоверной работой, в которой упомянуты и чатуранга, и шатранджа можно считать трактат 1030 года «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Ее автор Аль-Бируни, хорезмский ученый. Он лично посетил северную Индию и заметил, что в шахматы там играет 4 человека одновременно, для чего у них есть 2 комплекта фигур. Оттуда стало известно название ферзя – шах. Понятие мата не существовало, ведь главной задачей игрока было полное уничтожение фигур своего противника.

    Индийцы не пеклись о своем будущем поколении, поэтому долгое время не записывали правил игры, что теперь значительно усложняет работу исследователей. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

    Дальнейшее движение игры по миру

    Поддерживая теорию о появлении шахмат в Индии, можно с уверенностью сказать, что из этой страны чатуранга попала в Иран и Среднюю Азию. Но называли ее там – чатранг. Об этом есть и документальное подтверждение в древнеперсидской летописи «Чатранг-Намак», которая датируется 750-850 гг. до н. э. В середине VII века Иран завоевали арабы, которые снова переименовали чатранг в шатрандж. Именно под этим именем игра проникла в Европу.

    Именно арабы преобразовали чатурангу. Основные изменения:

    • 2 игрока;
    • 2 комплекта фигур;
    • отказ от костей;
    • очередность совершения хода;
    • 1 король превратился в ферзя и ходил по диагонали;
    • победа – не уничтожение всех фигур, а выставление мата (пата).

    Дальнейшее движение игры по миру постепенно меняло ее название. Историческая смена имени шахмат происходила так:

    • арабы – шатрандж;
    • персы – шатранг;
    • буряты – шатар;
    • монголы – хиаштар;
    • таджики – шахмат.

    Проникновение шахмат на восток

    В Китае в нынешнее время есть своя система шахмат, которая значительно отличается от международной. Такую игру там называют – сянци. Вместо фигурок там используют деревянные диски, но играть в них без знания иероглифов нереально. Даже после перевода картинок, знатоки отмечают несоответствие правилам, ведь теряется та магия игры, которая привлекает к себе всех любителей интеллектуальных задач.

    Дошла игра и до Кореи, о чем есть документальное подтверждение, датированное XVI веком. Правила игры похожи на современные, но есть сходство с китайскими сянци, но исторических записей мало. Доска 9 на 10 клеток, а в центре находится дворец, но расчерчены только вертикали. Фигурки не объемные, а плоские с иероглифами. Чанга имеет свою особенность, которая отличает ее от других вариантов шахматных игр – 16 способов разложения фигур в начале матча.

    Основные изменения:

    • ходить теперь можно на более короткое расстояние;
    • отсутствие рокировки;
    • фигуры расположены в пунктах;
    • отдельные фигуры наделены ограниченным спектром движения;
    • отсутствия взятия фигуры на проходе;
    • конь и слон не прыгают через поля, занятые фигурами;
    • добавлена фигура – пушка.

    Сейчас чанга по мнению экспертов является переходным этапом от китайской сянци к японским шахматам сёги. До сих остается не ясно, как могли фигурки стать объемными, а доски обзавестись клетками. Эту тайну пока не разгадал никто.

    Тайский и камбоджийский вариант

    Эти разновидности практически идентичны, но все же внешние различия между ними есть. Тайский тип – макрук, в Камбоджии игру называют оук-чатранг (она древнее). Первые документальные записи об этой игре можно встретить в XVII веке, когда игру описал посол франции Ла Любере.

    Доска в игре макрук привычная – 8 на 8, одноцветная. На ней уже нет характерных индийских перекрестков аштапады. Играет уже 2 игрока, а не 4. Основное отличие игры – использование ракушек вместо фигур, хотя и фигуры здесь, но они похожи между собой.

    Сёги произошли от игры сянци и, возможно, у них есть родственные связи с макруком, так как есть схожие черты. Эта игра несколько проще предыдущих и больше напоминает современные шахматы:

    • доска 9 на 9 клеток;
    • расположение фигур на полях;
    • превращение фигур по достижении горизонтали;
    • пленники противника можно на следующий ход поставить в любое место доски в качестве своей фигуры;
    • фигуры одноцветные;
    • начальная расстановка и ходы напоминают макрук.

    Собрав воедино все 3 игры: макруг, сянци и сёги, можно восстановить варианты древних шахмат. Они появились благодаря обмену между странами, так как в то время Япония, Малайские острова и Индия были соединены морским торговым путем.

    Малайзия и Бирма

    Родоначальником современных шахмат мог стать любой вариант древней игры в Бирме или Малайзии. В первом ее называют ситтуйин (война 4 родов), а во второй – майн чатор. В Бирме принято играть красными и черными фигурками, которые внешне напоминают доисламских воинов.

    Итак, основные особенности бирманских шахмат:

    1. Доска одного цвета с клетками 8 на 8, но с двумя диагоналями Сит-Ке-Мьин или линии генерала.
    2. Расположение пешек на 3-4 горизонтали.
    3. Первыми расставляют красные фигуры, и только после этого черные.
    4. Все остальные фигуры располагают в любом месте за пешками, кроме ладьи (стоят только на двух первых горизонталях).
    5. Черная ладья не может стоят напротив красного ферзя.
    6. Красные фигуры ходят после того, как расставлены фигуры черного цвета.

    Цель игры – поставить мат, но пат ставить не разрешалось, нет там и прямого шаха.

    Малазийские шахматы по большей степени носят названия фигур, взятых из санскрита, кроме названия пешки (пошло от арабского «байдак»). У них была одна интересная особенность, ведь местные короли племен играли прямо на поле возле своих домов огромными каменными глыбами. Длительность иногда достигала целого года.

    Характеристики игры:

    1. Доска без двух цветов, 8 на 8 клеток.
    2. На некоторых есть диагональные разметки.
    3. Фигуры расположены в клетках.
    4. Фигуры либо абстрактные из бамбука, либо фигурные с резьбой по индийской традиции.
    5. Зеркальная начальная расстановка фигурок.
    6. Особое правило превращения пешки в фигуру.
    7. Есть правило взятия пешки на проходе, чего не было ни у одной предшествующей ей игре.

    Шахматы на Руси

    К нам игра пришла в 820 году. Это был вариант арабского шатранджа под названием шахмат. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Получается, что путь движения начинается в Персии, после чего они проникли на Кавказ и Хазарский каганат, а оттуда уже к нам. Если рассмотреть названия фигур, можно заметить разительное сходство с арабскими и персидскими названиями. Так, название слона и коня является арабским, а ферзь происходит от персидского слова фарзин.

    Но международная европейская терминология и вариация игры была привезена из Польши, в которую шахматы проникли через Италию. Поэтому начало шахмат на Руси датируется X-XI веком. Параллельно ига просочилась в Европу, где и приобрела вид современных шахмат. Но все-таки еще многие года в каждом городке и селении были свои особенности, правила и методики.

    Церковь против игры

    Раньше церковь играла огромную роль в жизни каждого человека, поэтому часто диктовали правила проведения и даже игр. Так, священнослужители осуждали пьянство, разгул и азартные игры. В то время шахматы не имели строгих правил, поэтому доказать, что они являются логической игрой было тяжело. Но в ней еще использовались игральные кости, от которых зависел ход турнира.

    Поэтому в 1061 году они были запрещены среди духовенства, а сами шахматы считались чем-то непристойным и дьявольским. Но если присмотреться к самым заядлым шахматистам, можно увидеть много католиков. На Руси запрет был строгим, ведь непослушание грозило отлучением от церкви любого пойманного шахматиста. Об этом было записано в Новгородской кормчей книге в 1280 году.

    Но несмотря на столь строгие запреты, игра продолжала просачиваться в разные слои населения. Среди духовенства тоже было немало отступников, которые заядло играли. И только через сотню лет шахматы были разрешены. В Европе это произошло в 1392 году.

    Особый вид «сумасшедших» шахмат

    Так можно говорить только о шведской разновидности игры, которая дословно переводится – «сумасшедший дом». Внешне она так и выглядит, если не знать досконально ее правил. Темп таких шахмат быстрый, а во время раздумий игроки имеют полное право переговариваться между собой.

    Для игры в шведки необходимо взять 2 доски. Играть нужно парами, причем 1 человек будет орудовать белыми фигурами, а второй – черными. Есть одна особенность: если фигура была забрана, то она передается на доску напарника, который может ее спокойно выставить на любую клетку, когда захочет. Напарникам разрешено подсказывать друг другу, просить передать определенную фигуру.

    Эта игра интересна своим быстрым темпом и наличием напарника, который всегда может помочь. В итоге, у игроков шведок более развито логическое мышление, ведь они думают схемой и за себя, и за напарника, у них отличное комбинационное зрение. А вот компьютер обыграть намного проще, чем в классических шахматах.

    Долгий путь шахмат

    Полноценно теория игры в шахматы начала развиваться лишь в XV-XVI веке, когда правила устоялись и все страны играли более-менее одинаково. В то время было выделено 3 главных этапа партии:

    • дебют (отдельная часть – гамбит);
    • миттельшпиль;
    • эндшпиль.

    Это подробно описано в учебнике шахмат Руи Лопесом в 1561 году. До XVIII века итальянские мастера считали массированную атаку на короля всеми средствами и применение пешки в качестве вспомогательного материала наилучшим стилем этой логической игры. Но Филидор значительно изменил эту мысль. Он указывал на безрассудность таких атак, ведь можно постепенно выстраивать сильную позицию без потерь, используя размены и упрощения.

    Основная мысль игры должна сводиться к правильному выставлению пешек, так как они являются отличной защитой и способом для ведения атаки. Филидор придумал специальную цепь пешек, которая двигалась по определенной тактике. У него даже был специальный пешечный центр. Эти разработки стали основой для теории шахматной игры следующего века.

    Шахматы как вид спорта

    Немного позже люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и испанца).

    После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». Его издателем был француз Луи Шарль Лабурдонне. В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. В это же время мир узнал имя самого сильного шахматиста – Адольфа Андерсена. Позже его опередил американский Пол Морфи, после чего Андерсен снова вернул себе звание.

    В современном виде турнир проводился намного позже. В XIX веке появились шахматные часы, которые придумал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это дало толчок развитию новых укороченных партий под названием – «быстрые» (30 минут) и «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.

    Эта игра настолько понравилась людям всего мира, что о ней было написано много художественных произведений. Шахматная доска навеяла мотив не для одной картины.

    Статьи по теме: