3 вопроса на викторину из чего. Интеллектуальные вопросы для школьников. «Мальбрук в поход собрался…»

Образ жизни рыцаря - это образ жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. К концу XI - началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное - его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участия в завоевательных компаниях, организованных королевской властью, как например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.

В мирное время рыцарь, как правило, принимал участие в рыцарских турнирах, которые впервые стали устраиваться в IX веке.

В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы - за две-три недели (в особо торжественных случаях - за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочие одиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам, либо образовывали свою собственную.

Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле). Схватка обычно начиналась конно-копейной сшибкой. Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость, и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади.

Для того чтобы рыцари не использовали турниры для сведения собственных счетов, воины давали клятву, что будут участвовать в турнирах только для совершенствования воинского искусства.

«Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Их стоимость всегда была невероятно высокой - она составляла 30-50 голов скота. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Лишь в XIII в. этот обычай стал символическим: победитель получал только часть доспеха, например шпору или плюмаж со шлема».

«В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила - StatusArmarium. В середине этого столетия появляется и специальное притупленное турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всею запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше)».

Турниры становятся не только схватками рыцарей, но и приобретают черты театрализованных представлений. Один из противников Ульриха фон Лихтенштейна прибыл на турнир в черной одежде монаха и даже в парике с выбритой макушкой, надетом на шлем! Есть также упоминание о приключении этого рыцаря и его товарищей, когда они оделись в одежды короля Артура и его придворных. Турниры сопровождались танцами и другими играми. Заключительный поединок стали посвящать дамам.

В начале XIII в. покровительницами турниров становятся дамы. Связано это было, очевидно, с появлением идеалов романтической любви, воспетых в рыцарских романах XII в. (особенно популярны были романы о короле Артуре и его рыцарях, что, вероятно, и подало идею об организации круглого стола). С того времени среди рыцарства становится модным носить цвета своей дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамы вручали им аксессуары своего туалета.

«Одно из сражений Столетней войны - «Битва тридцати» - очень напоминало турнир. Оно состоялось в 1350 г. в Бретани. Небольшой французский гарнизон замка Джосселин оказался в окружении на английской территории. С французской и английской стороны в этом сражении участвовало по 30 человек: 25 пеших и 5 конных. Отслушав мессу, они начали сражение в открытом поле. Через некоторое время бойцы были уже столь истощены, что командиры отвели их для отдыха. Затем сражение снова возобновилось. Многие были убиты в этом сражении, а те, кто остался в живых, попали в плен к победителям, которыми оказались французы. Пленникам учтиво позволили залечить раны, а затем потребовали за них выкуп. Фруассар, который видел одного из участников сражения, сообщает, что его лицо было столь изрублено, что трудно было даже представить, сколь тяжелой была эта битва».

Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Использование барьера сделало поединки намного безопаснее.

В XV в. особую популярность приобретает вид турнира под названием па д"арм. Такие турниры организовывались по мотивам какой-либо истории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. Разрешались не только поединки с копьем (джаусты), но также групповые пешие и конные схватки (меле) с мечами или булавами. В этом виде турнира часто использовали искусственную насыпь или специально огороженное место (перрон), обычно с расположенным внутри или рядом деревом, получившим название «Рыцарского дерева». На перрон или на само дерево (если таковое было) тенаны вывешивали свои щиты, причем цвет щита соответствовал определенному типу боя.

Интересен тот факт, что именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, - рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

Копейные поединки были самым распространенным видом турнира, но далеко не единственным. Большую популярность в XV в. завоевали конный бой на булавах и тупых мечах, пеший бой (одиночный или групповой) без барьера или с барьером. При проведении так называемого полевого турнира рыцари делились на две группы и атаковали друг друга в линейном порядке, имитируя конную атаку, как на поле боя. Здесь все бойцы и их лошади были закованы в боевые доспехи, а оружием служило копье с острым наконечником. Обычно целью схватки было «преломить копье», и рыцари появлялись без мечей. Но иногда после копейной сшибки рыцари переходили к бою на мечах.

Итальянский поединок подразделялся на поединок мира и поединок войны. В первом случае использовалось специальное турнирное вооружение и копья с корнелем, а в последнем - боевые доспехи и острые копья. После использования копий противники снимали дополнительные пластины и брались за тупые мечи. Схватка меле была подобна этой, за исключением того, что в ней принимало участие много бойцов. Пеший турнир в XVI в. часто устраивали перед конными состязаниями. Бой проводился через деревянный барьер, а основным оружием стало копье, которое удерживали двумя руками. Целью было сломать копье противника, а каждому участнику разрешалось сломать в бою 5-6 копий.

«К XVII в. серьезные турниры практически уже не проводились. Только в некоторых уголках Западной Европы они проходили до начала XVIII в. Общий упадок интереса к турнирам был связан с появлением регулярных армий и усовершенствованием огнестрельного оружия. На первое место в подготовке воина вышли маневрирование на поле боя и оперативное владение мушкетом. Бронебойность последнего в XVII в. увеличилась настолько, что доспехи потеряли свое значение и от них постепенно отказались. Таранный удар копьем утратил свое значение еще раньше. Все это сделало турнир бесполезным с точки зрения подготовки воина, превратив лишь в театрализованное представление, не слишком опасную игру».

Типы турнирных боев

Время распространения

Виды оружия

Задача участников

Копейный поединок

XIV-XVI вв. (XII-XIII вв. - редкость)

Копье (лэнс)

Выбить противника из седла, «преломить» копье или привести в действие пружинный механизм

Групповая схватка (меле)

Копье, меч

Выбить наибольшее количество противников из седла, «преломить» наибольшее количество копий и / или нанести большее количество ударов мечом

Бой на булавах

XV в. - первая четверть XVI в.

Булава и тупой меч

Сбить нашлемник

Пеший бой

XIII-XVI в. (наибольшая популярность в XV-XVI вв.).

Мечи, булавы, альшписы, топоры и секиры, копья и кузы, кинжалы, дюсаки и боевые цепы

Нанести определенное количество ударов или сломать копье противника

Потешная осада (шармютцель)

Самое разное - начиная от мечей и копий и заканчивая цветами и пустотелыми ядрами

Захватить крепость или удержать ее

Многие думают, что турниры , которые проводились среди рыцарей, были неотъемлемой часть средневекового мира . Такие турниры описаны не в одном историческом романе, и при чтении его, мы уже почти слышим крики толпы, встречающей своего любимца, вот-вот и увидим блеск сверкающих лат рыцаря. но буквально через две минуты весь блеск скрывается за кучей пыли, крови и грязи, но даже это не заставляет нас не любить эти турниры.


В средневековом мире такие рыцарские поединки лишний раз дают повод рыцарям самовыразиться, и показать свои навыки обращения с оружием и показать всем, что они способны на многое. Кроме всего этого, это была возможность для новичков, чтобы показать себя и начать писать список своих подвигов.

В наше время известно всего о трех разновидностях рыцарских турниров. Первым в этом списке будет наиболее зрелищный турнир, такой как ристалище, в котором участвовали конные отряды, а именно два, и после сигнала, который давал организатор турнира , начиналась битва. В ходе сражения враги ярость врагов разгоралась еще сильнее, и поэтому никто не ждал пощады от противника, в конце битвы было много мертвых, и получалось, что выигрывала та команда, участники которой остались в живых. Именно из-за этого пришлось отменить данный вид турнира.

На смену ристалищу пришел чуть менее красочный вид турнира, такой как «джостра». В этом турнире рыцари сходились один на один, и бились на турнирном оружии, которое не давало нанести смертельных ран. Сначала еще конные рыцари сражались на копьях, но после этого сражения, если оба рыцаря были способны стоять на ногах, поединок продолжался на мечах до полной победы. Но «джостра» ограничивал рыцарей своими правилами, например, было запрещено ударять друг друга копьями на уровне пояса или ниже, а ряд приемов с мечем был и вовсе отменен.

Но время шло, и давало о себе знать, сменив «джостру» на «богардо», в котором уже небыло как такового поединка, а было лишь выступление показывающее ловкость и умение рыцарей . Впоследствии «богардо» стал увеселительной программой для карнавалов.

Происхождение рыцарских турниров

Рыцарские турниры проводились постоянно, так как это была возможность показать себя в бою. Богатые сеньоры и короли устраивали состязания, чтобы увидеть на что способны его вассалы, да и просто для развлечения. Нередко бывали и такие случаи, когда сам король выходил на арену, чтобы посоревноваться в силе с рыцарями своего королевства, а также с рыцарями соседних королевств. Но сам обычай проводить турниры появился еще за долго до возникновения рыцарства.

Еще в восемьсот сорок четвертом году, в древней Германии начали проводиться такие поединки, так например в летописях описано, что при встрече Людовика Немецкого с его братом – Карлом в Страсбурге они решили провести показательную битву, предварительно разделившись на две равные группы.

А вот первые правила в такие состязания были введены уже намного позднее, это произошло в одиннадцатом веке, когда рыцарь Франции – Готфрид де Прельи, решил ввести определенные рамки в ход битвы.

Примерно через сто лет первые рыцарские поединки начали проводиться в Англии, но были и противники у рыцарских турниров, так например король Генрих второй был категорически против проведения подобного рода мероприятий, но уже через некоторое время, его сын Ричард полностью поддержал идею турниров и разрешил их проведение, после чего сам не раз участвовал в турнирах..

Примерно в это же время рыцарские турниры появились и в Италии, но там они проводились между двумя определенными городами.

Конечно со временем менялись и правила турнира, но это делало боевые игры только зрелищней. Многие уверены в том, что при сражении на копьях рыцари держат копье подмышкой, но а самом деле это тяжелое и массивное копье находится у них в руке. Со временем оружие и броня рыцаря менялась, как для реального боя, так и для турниров, но во все времена, турнирное оружие делалось так, чтобы нанести как можно меньше повреждений участнику. Так например при проведении боя на турнире рыцари сначала съезжались на конях, сражаясь с помощью копья, и тот, кто выпадал из седла, тот и признавался проигравшим, а если в седле оставались оба, то поединок продолжался на тупых мечах.

Но развитие оружия позволило уже в пятнадцатом веке, германцам проводить конные поединки на палицах, что заставило оружейников подумать об утяжелении и укреплении рыцарского шлема.

Существовало множество различных турниров, и назначить например «странствующий турнир» мог любой желающий рыцарь, который нашел себе соперника, но такие поединки чаще проводились не для зрителей, а для выяснения силы рыцарей. И совсем другое дело когда турнир проходил по приглашению, на таких турнирах встречались множество рыцарей, даже из разных стран, на трибунах собиралось просто огромное количество зрителей, а бои были яркими и красочными. На таком турнире немало внимания уделялось происхождению рыцаря, а если быть точнее, то его гербу.

Такие большие турниры устраивались по любому поводу, будь то свадьба дочери ил же посвящение в рыцари, нередко такие турниры проводились между заключившими мирный договор странами. Тогда рассылались приглашения всем знатным людям, точнее кого желали видеть на турнире, но все равно никаких ограничений для учатия в турнир никогда не устанавливалось, поэтому приходило огромное количество рыцарей, чтобы проверить себя в бою.

Роль турниров в развитие общества в целом

При одном появлении слуха о том, что скоро будет турнир, сразу же начинались приготовления к предстоящему событию, все хотели выглядеть лучше остальных, поэтому турниры были всегда полны нарядов и украшений. А если говорить о рыцарях, то не было не одного, кто бы не хотел принять участие в турнире. Специально для турнира изготавливались красивые и крепкие доспехи, подбирался самый сильный конь, который точно не подведет, а что касается рыцарского вооружения, то тут было огромное количество разновидностей оружия, самыми впечатляющими были как правило трофейные оружия, которых еще не было у других.

Для одних турнир был поводом просто покрасоваться в своих ослепительных доспехах и с уникальным оружием, а для других это была возможность показать себя с лучшей стороны, поведать знати, да и всем присутствующим о своих навыках владения оружием.

А некоторые шли, чтобы найти и завоевать своими сражениями даму сердца, совершить в е честь подвиг и прославить ее имя..

Также это был шанс поправить свое финансовое положение, ведь конь, доспехи и вооружение проигравшего в битве, оказывались в полном распоряжении победителя, поэтому он мог продать все это, причем за очень большие деньги, так как рыцарское вооружение в то время стоило огромных денег, которые можно было получить только в случае продажи целой деревни.

Также на турнирах присутствовали и знатные и богатее сеньоры, которые чтобы показать свое величие привозили с собой несколько рыцарей, огромное количество слуг и даже музыкантов. В связи с этим в замке того, кто устраивает турнир могли найти ночлег далеко не все гости, поэтому им приходилось либо ночевать в походных шатрах, либо ехать на ночлег в ближайший город.

Во время турнира даже небольшой и неприметный городок становился красочнее любого центр культуры, так как дома были украшены знаменами и девизами, а у крылец стояли рыцарские щиты, говорившие о том, что этот рыцарь нашел здесь ночлег.

В дни проведения турнира оживлялись все лавки и рынки, так как огромное количество гостей нуждалось в пище и покупке чего-то нового. В лавках менялись драгоценные металлы и камни на золотые монеты, а если говорить о городском рынке, то там было столько народа, что ступить было негде, специально к дню турнира купцы привозили даже из далеких стран всевозможные вкусности, специи и украшения, ведь они точно знали, что все продадут.

Перед самим рыцарским турниром проходил конкурс мастерства рыцарских оруженосцев, которые также могли посоревноваться в силе с другими оруженосцами, но их оружие было абсолютно безопасным, так как они не могли позволить себе купить подходящие доспехи. Наградой победителю было посвящение в рыцари перед самым турниром на глазах у огромного количества людей, а далее им предоставлялась возможность участвовать и в рыцарском турнире.

За ночь перед самым турниром город был как сотня огоньков, так как никто не спал в ожидании зрелища, как только был слышен утренний горн, все шли на служение в церковь, после которого и начинался турнир. В преддверии ожидания, обсуждались достижения и заслуги участников турнира, ну и конечно же не обходилось и без красочного появления в последний момент какого-нибудь рыцаря

Турниры в 12-13 веке.

В течение 13 века турнир оставался достаточно опасными для жизни делом. Под словом «арена» в те времена подразумевалось не специальное огороженное поле, на котором проводились турнирные бои , а ограниченные деревянными перекладинами или веревками участки открытой местности, где собирался народ, который приходил посмотреть на красочное зрелище. В отдалении располагались площадки для отдыха. Само турнирное поле боя, как правило, располагалось между деревнями или городами. Как говорил Годфрея де Прули, рыцари, участвовавшие в подобных турнирах, должны были выполнять определенные правила. Большой размер турнирного поля не давал возможности судьям наблюдать за всеми происходившие на нём событиями. Участники состязаний не редко получали серьёзные ранения и даже могли умереть, поскольку на турнирах использовали настоящее боевое оружие . В крайнем случае, в документах того времени еще не встречаются упоминания об использовании специально затупленных копий.

Наиболее подробные сведения про турниры можно почитать в биографии Вильяма Маршала, которая была написано во 2-ой половине 13 века. В ней наглядно можно увидеть, как молодой человек, который хорошо владел оружием , мог заработать себе достаточно большое состояние.

Через пару недель после прибытия все рыцари делились на 2 команды согласно территориальному или национальному признаку. Норманны, как правило, объединялись с англичанами и боролись против французов. Рыцари , которые приезжали поодиночке, могли присоединиться к одной из команд либо создать свою собственную. Ночью, перед турниром рыцари почти не спали: они чистили снаряжение, лошадиную сбрую, полировали кольчуги в ящиках с песком.

В начале состязания проходило торжественное шествие всех рыцарей. В процессе самого турнирного боя группы рыцарей могли нападать на одного, а конные рыцари - вступать в бой с пешим противником. Такое поведение не было нарушением кодекса рыцарской чести . В то время, когда сэр Вильям был опекуном наследника Генриха 2, они вместе с юным королем были на множестве турниров во Франции. В его биографии мы можем прочитать о том, как Вильям боролся с противниками на обнесенных частоколом равнинах, на деревенских улицах, внутри крестьянских домов и в виноградниках.

Для некоторых лордов участие в рыцарских турнирах считалось делом чести, другие рыцари стремились просто захватить денежную добычу. Сэр Вильям, участвуя в своём самом первом турнире, поборол рыцаря и, взяв с него обещание дать выкуп, отпустил просто под честное слово, а затем захватил ещё троих. Разделив свою победу над 5-ым пленником с еще одним рыцарем , он оставил турнир с 8-ю конями (4-мя рыцарскими и 4-мя для сквайров), парой вьючных коней и снаряжением. Порой было разумнее забрать у выбитого из седла соперника только лошадь. Когда Вильям уже намеревался захватить рыцаря , которого сбросил с лошади, его атаковали еще 5 человек. У него получилось отбить атаку, однако шлем во время драки перевернулся так, что загородил обзор, и ему пришлось отступить к арене зрителей, где с огромным трудом вернул его в правильное положение. Как-то раз, сэр Вильям вёз захваченного пленника в город Анет. Когда его лошади остановились возле водосточной канавы, пленник спрыгнул из своего седла и был таков! Когда сэр Вильям обернулся, он обнаружил, что пленённый им рыцарь, вместе с потенциальный выкуп, пропал. Такой инцидент вызвал массу шуток, не только среди друзей, но и среди недругов.

Иногда было выгоднее подождать, пока команда соперника ослабнет от атак (наносимых, обычно по шлему). В таком случае было легче победить не только лидера, но и прочих рыцарей без особых потерь в своей команде. По окончании конного боя пленников, которые сидели верхом на конях, отдавали под присмотр сквайров, потом освобождали, как правило, под честное слове, которое частенько нарушалось. Бой продолжался до наступления полумрака, после чего участники собирались на совете, чтобы решить, кто заслуживает главный приз. Как-то раз, после турнира 2 рыцаря, которым поручалось вручить призовую брошь В.Маршалу, нашли его в кузнечной, где тот стоял, положив свою голову на наковальню, а мастер-оружейник старался высвободить ее из сплющенного шлема при помощи клешей и молота.

Рыцарь, который возглавлял команду, определял суммы выкупов за товарищей по оружию , командовал захваченным снаряжением, а также решал дальнейшую участь пленников. За рыцарей, которые были захвачены противниками в турнирном сражении, требовали намного меньший выкуп, чем за военнопленных, когда была настоящая война. В 1177 г. сэр Вильям вместе с рыцарем Роджер де Гаг на протяжении десяти месяцев захватили в плен 103 человека. Турнир 1179 г. в Лагнн стал последним, из тех. которые посетил сэр Вильям. Общее количество рыцарей в свите молодого короля увеличилось до 200. В их число входило 11 рыцарей-беннерстов. На рыцарском турнире были герцог Бургундский и тринадцать графов.

К концу 12 века свита уменьшилась в размерах. Рыцари, как и раньше, использовали арбалетные стрелы и дротики. В турнирных боях участвовали отряды пехотинцев. Сам Фитцстефан говорит, что в конных боях принимали участие молодые жители Лондона, которые были вооружены щитами и копьями без острых наконечников. Возможно, этот турнир был незначительный, о котором не говорилось заранее. Исследователи считают, что молодёжь принимала активное участие в захвате бутафорского замка. Так же Фитпстефан говорит о сражении на льду р.Темзы. В 13 веке пешие солдаты из городов Умбрии и Таскали, вооруженные дубинками и щитами, приняли участие в сражении, которое продолжалось дольше, чем простой турнир.

Традиция посещения турниров скоро была принята императором Германии и его приближенными. Однако английские короли с подозрительностью и осмотрительностью относились к проведению рыцарских турниров , поскольку, под прикрытием которых могли собираться зачинщики мятежей. Вероятно, нападение на Аленкона отбили благодаря поддержке рыцарей , которые принимали участие в турнире невдалеке. Приближенные короля удостоверились, что такие мероприятия собирают очень много воинов и бойцов. Генрих II создал указ, который запрещал такие развлечения, когда Вильям Ньюбургский понял, как много молодых рыцарей отправляются в другие страны на турниры, в особенности во Францию. Д. Нрейклонд говорит, что проведение рыцарских турниров в Англии появилось при Ричарде I, который разрешил проводить их только в 5-ти определенных им местах. С того времени проведение неразрешенных королём рыцарских турниров расценивалось как поступок против короны. Ричард, который постоянно нуждался в деньгах для ведения войны, решил сделать вход на турниры платным. Сумма платы зависела от социальною положения человека: с графа брали двадцать марок серебром; с барона - десять марок; с рыцаря, который владел землёй - четыре марки; с простого безземельного рыцаря - две марки. Главный судья назначал своих братьев на должности сборщиков входной платы. На любом турнире были 2 рыцаря и 2 чиновника, которые наблюдали за исполнением указа короля.

После стычки между собой баронов либо ссоры с королевским фаворитов следовала череда неофициальных турниров . Таким образом, проведение турниров планировалось провести после ухода короля Иоанна под Руннимедом. По неволе оказавшиеся между двумя враждующими сторонами - с одной стороны, королевским двором, с другой баронами - местные рыцари втянулись в гражданскую войну. Правитель Генрих 3 (1216-1272 г.г.) издал специальный декрет, который объявлял, что инициаторы таких противозаконных турниров лишаются поместий, а их дети – полноправного наследования. Посвященные им в рыцари восемьдесят претендентов, еще в сопровождении сына самого короля - принца Эдварда, отправились для участия в турнирах в другие государства. После поражения под Эвсшсмом король опять стал благоволить к организации турниров. Особую поддержку им оказывал Эдвард Первый, который отличился при встрече в Блее, проходившей в 1256 году. Если на рыцарские бои накладывался запрет, это случалось по какой-либо веской причине: либо король был за пределами государства, либо он участвовал в военный действиях вместе с баронами.

Филипп II, король Франции (1180-1223) запрещал сыновьям принимать участие в турнирных состязаниях из-за высокой опасности получить увечья или вообще потерять жизнь. Но короли достаточно часто сами проводили крупные турниры, которые были удобным поводом для прощупывания настроения подданных, в особенности высшей знати - баронов, а еще для набора солдат в армию.

01.03.2019
В музее-заповеднике "Коломенское" прошел третий по счету исторический фестиваль "Времена и эпохи", в рамках которого посетителей погрузили в атмосферу Средневековья.
На фестивале было представлено более 45 интерактивных площадок с мастер-классами и театральными постановками, разнообразная концертная программа от фолк-музыкантов, специальный детский городок, ярмарочная площадь.
В больших походных лагерях на время поселились горожане и крестьяне, пехотинцы и рыцари, музыканты и мастеровые времен средневековья.
Самыми запоминающимися и зрелищными событиями фестиваля стали рыцарские турниры.
Рыцари в доспехах на красивейших конях приглашаются к барьеру. И многотысячная толпа зрителей то восклицает, то аплодирует, переживая за участников боев..

2. Спустя сотни лет рыцарские турниры не утратили своей зрелищности.

3. В средние века соревнования между рыцарями превращались в незабываемое действие, которое длилось несколько дней.

4. Во время турнира для вельмож накрывались богатые столы, для крестьян открывалась ярмарка.

5. Предположительно, рыцарские турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.

6. По правилам Рыцарского турнира на фестивале, Рыцарь участник обязуется явиться на фестиваль в сопровождении минимум двух оруженосцев. Один оруженосец - в момент выступления рыцаря на ристалище - поступает в распоряжение Маршала турнира. Оруженосцы на ристалище - строго лица мужского пола, одетые в подобающие исторические костюмы.

7. Влиятельные персоны плели интриги, заключали соглашения, демонстрировали окружающим свое богатство и положение в обществе.

8. Рыцари же с удовольствием участвовали в состязаниях для того, чтобы зарекомендовать себя с наилучшей стороны перед знатными особами и получить возможность поступить на службу к могущественному сюзерену, улучшив тем самым свое денежное положение.

9. Попытки воссоздать подобные соревнования в России до 2013 года не знали такого масштаба.

10. К участию в большом рыцарском турнире допускаются только мужчины старше 21 года, способные обеспечить себе полное боевое снаряжение и двух оруженосцев, не считая остальной свиты. Родословная не важна, был бы опыт и деньги)))

11. Рыцарь с оруженосцем.

12. "Отцом" турнира называют Жоффруа де Прейли. Он написал правила для первых турниров.
Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила.

13. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья.

14. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира.

15. Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.

16. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми.

17. Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее.

18.

19.

20. Рыцарские поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников

21. Случалось, что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30. Кольчугу моль побила)))

31. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды.
Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира.

32. Турниры прекратились в XVI веке, когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета турниров стал несчастный случай, произошедший в 1559 год на турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей, когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал в глаз.

33. Водица из средневековой лавки.

34. Продолжение следует...

Рыцари это, пожалуй, самая интересная тема Средневековья после . В детстве наверняка многие мальчишки зачитывались произведениями о рыцарях и о рыцарских турнирах. Кто ни слышал о доблестном короле Артуре и его без страха и упрека. Не мечтал так же править, как и Артур в Камелоте.

Главным развлечением для каждого рыцаря был рыцарский турнир. Это специальные состязания, в котором рыцари демонстрировали свою доблесть, мастерство и отвагу. Со временем эти соревнования приобретали все большую пышность. Особое внимание на турнире уделяли прекрасным дамам. По истечении турнира побудитель получал славу и богатства.

Как проходили рыцарские турниры


Судя по историческим источникам, турниры с участием рыцарей появились в IX в. Сначала рыцари сражались на боевом оружии, концы копий были заточены. А вот поле XII в. турниры становятся большим и пышным развлечением. Время и место рыцарского турнира оглашалось заблаговременно, минимум за месяц. В разные концы страны отправлялись гонцы с письмами и приглашениями для .

Весь турнир проходил в два этапа. Сначала рыцари участвовали в конной сшибки. Такие сражение проходили между двумя наездниками. При помощи тупого копья наездник должен выбить из седла соперника. Разрешалось только бить в щит, строго запрещено было бить седока в открытую руку. Поединок заканчивался только после победы одно из соперников. могли менять копья, если они ломались, до двенадцати раз. Вторым этапом рыцарского турнира были сражения на мечах или булавах.

Участие в рыцарском красивом турнире было почетным. Туда допускались только феодалы с родословной, очень знатного рода. Кроме этого участие в рыцарском турнире было делом прибыльным. получал доспехи и оружие поверженного соперника. А победитель получал славу и выигрыш.

Вечером после соревнований всегда был пир, где чтили победителя. Многие знатные дамы во время турнира отдавали предпочтение тому или иному . В знак своей симпатии они дарили ему платок. А он все победы посвящал любимой женщине.

А знаете ли Вы что?

Европа переживала период феодальной раздробленности. Организаторы турнира опасались, что участники могут сводить друг с другом счеты. Для этого были придуманы новые правила мирного участия в турнире. Каждый участник перед участием в соревновании давал обещание, что в соревновании он участвует только ради презентации своего военного мастерства.

Участники рыцарских турниров


Как было сказано выше, к участию в турнире допускали только знатных, богатых и родовитых феодалов. Выступления были показательными. Но случалось, так что на турнире получали увечья, а иногда даже и погибали. Многие получали большой доход с турниров. Кроме того, что выигравший рыцарь в поединке получали доспехи проигравшего. Так же иногда рыцарей захватывали в заложники, а потом родственникам предоставляли возможность выкупить их.

После XIII в. правила во многом изменились. Запрещалось в качестве добыче забирать доспехи проигравшего рыцаря. Еще нельзя было захватывать в заложники и требовать выкуп. Турниры стали большим театром. не скупились на украшение своего обмундирования, лошадей. Его щит был украшен родовым гербом. Герб передавался по наследству или даровался королем. Так же каждый рыцарь должен был предоставить девиз, в котором выражал смысл своей жизни.

Жили рыцари во время турнира в шатрах, которые тоже украшали своим гербом. Доспехи блестели, их изготавливали специально ради турнира. Дамы в прекрасных туалетах смотрели на бои, участвовали в балах в честь победителя. Они одаривали молодых людей вниманием, давали им в знак благосклонности платок.

Турниры рыцарей утратили свое значение в начале Нового времени. Их проводили все реже и реже. Это было связано с появлением новых видов оружия, прежде всего огнестрельного. Значение турнира как забава утрачивает свое значение, и становиться занятием не популярным.

Рыцарский турнир видео

Рыцарский турнир

Рыцарский турнир, иллюстрация из германской средневековой книги, 1480 год.

Конная сшибка

Современная реконструкция

Ры́царский турни́р - военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века . Родина турниров - Франция .

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья . Турниры обычно устраивались королём либо баронами , крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови , в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы . Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище ». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды , они называли имена участников и условия турнира.

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы , ввели специальные турнирные книги и турнирные списки . Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте ». Такой поединок назывался жюст (от англ. "joust") - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.

Происхождение и история развития

Изначально турниры зародились как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того чтобы опытные участники могли показать свою доблесть. Вот как описывается поединок двух кавалеристов - датчанина и сакса - в поэме XIII ст. "Песнь о Нибелунгах ":

Датчанин гневным взглядом окинул чужака

Коням всадили шпоры наездники в бока

Во вражий щит нацелясь, склонились копья их,

И Людегаст встревожился, хоть был могуч и лих.

С разбега сшиблись кони и на дыбы взвились,

Потом друг мимо друга как ветер понеслись.

Бойцы их повернули и съехались опять,

Чтоб счастья в схватке яростной мечами попытать.

Врага ударил Зигфрид, и дрогнула земля.

Столбом взметнулись искры над шлемом короля,

Как будто кто-то рядом большой костер зажег,

Бойцы друг друга стоили: взять верх никто не мог...

Подобные поединки были не редкостью в те времена, когда воинственный характер (а отчасти и нехватка денег) толкал рыцарей и оруженосцев на приключения. Вот что пишет Руа об этом:

...молодые корианфы, только что посвящённые в рыцарское звание, во избежание праздности в мирное время, отправлялись странствовать по чужим краям и посещать дворы королей и знаменитейших принцев. Не всегда удавалось им вспомоществовать угнетенным или доводить предприятие до конца, особенно когда государи получили возможность справлять правосудие лично или посредством назначенных ими судей. За недостатком приключений, храбрецы придумывали их: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его исполнение - военным подвигом, поединком (pas d"armes), потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на дороге, или даже и на площади.

Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив своё знамя, они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками и девизами на деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти, проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита должен был драться...

Описание это, надо полагать, относится ко временам зарождения и становления рыцарства, то есть к X-XII векам. Впоследствии подобные стихийные турниры старались упорядочивать и создавать для этого более подходящие условия. Обычно турнир устраивался как всенародное развлечение по случаю или праздника, или какого-либо события (свадьбы, крестин и т.д.) в жизни крупных феодалов. Естественно, это потребовало определённого свода правил, наиболее знаменитыми из коих есть "Турнирная книга" Рене Анжуйского , где детально прописаны все элементы позднесредневекового церемониала, связанного с турниром. Руа кратко описал обстановку турнира, превращающегося во всенародный праздник, таким образом:

Во время поединков ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали танцы, концерты, игры и пиры, предлагавшиеся рыцарям и всем зрителям на берегу реки, на опушке леса, на склоне холма

Обстановка турниров

В случае, когда турнир проводился во время какого-то церковного праздника, то обычно его старались проводить недалеко от местных торговых центров (мест проведения ярмарок), дабы усилить наплыв зрителей на него. Да и само окружение турнира представляло собой весьма живописное зрелище. Так как места в городе, возле которого проводится турнир, обычно не хватало, то его участники заранее брали с собой походные шатры, предпочитая их простор тесноте комнат городских постоялых дворов. А так как каждый феодал стремился взять с собой сколь возможно более свиты, дабы роскошью своего выезда затмить всех вокруг, то к месту проведения турнира стекались реки из людей и повозок изо всех соседних сёл, городов и замков. Вокруг турнирного поля устраивались целые поселения из шатров, которые каждый участник или зритель благородного сословия брал с собой в достаточном количестве, дабы разместиться самому, разместить свиту, слуг и прочее необходимое. Естественно, вся эта толпа требовала соответствующего обслуживания - и к месту проведения турнира стекались торговцы со всех сторон, устраивая своеобразную ярмарку своих товаров, среди коих были съестные припасы, одежда, оружие и доспехи, лошади и так далее. Всюду - флаги, раскрашенные щиты и гербы.

Арена, где предстоит турнир, ограждалась деревянной прочной оградой, и с одной её стороны строились из дерева трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов, организаторов турнира и тех прекрасных дам. которым выпала честь преподнести победителю турнира награду. В Манесском кодексе эти ложи прорисованы наиболее детально, также их изображения есть у Жана Фруассара .

Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно - в наимоднейшую одежду - одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии.

Особенностью турнирных одеяний участников было то, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками - на доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня - попона с изображениями герба хозяина, на шлем - нашлемное украшение (crest), которое было чисто декоративной деталью, и потому делалось весьма причудливым. Нашлемные украшения, согласно тому же Манесскому кодексу, стали частью герба рыцарей в конце XIII - начале XIV века, и впоследствии уже являлись обязательной частью герба. Украшения эти изготавливались обычно из кожи и папье-маше, расписывались яркими красками и пришнуровывались к шлему. Ещё одной обязательной деталью, украшающей шлем, были бурлет и намёт - тканевый валик, обычно 2-цветный, с пришитым к нему покрывалом, закрывающим заднюю часть шлема. Такие валики стали популярны во время крестовых походов, где они предохраняли шлем кавалериста от перегрева, а его самого от теплового удара. Впоследствии, с распространением шлема типа топфхельм , они стали весьма популярным украшением его. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Помимо феодала - участника турнира - в гербовые накидки (табарды) одевалась его прислуга на ристалище - пажи и оруженосцы , иногда его дама могла надеть платье с гербом - апликацией.

Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды. Йозеф Хейзинга говорит следующее:

В ношении платка или предмета одежды возлюбленной дамы, ещё сохранявших аромат ее волос или тела, эротический элемент рыцарского турнира выявляется столь непосредственно, как только возможно. Возбужденные поединком, дамы дарят рыцарям одну вещь за другой: по окончании турнира они без рукавов и босы

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.

Церемониал

Договорённость о проведении турнира достигалась между его организаторами, один из которых - зачинщик - посылал вызов второму - защитнику - на поединок, который должен был стать центральным событием турнира. Рене Анжуйский пишет следующее: зачинщик, перед тем как послать вызов, выбирал из числа наиболее уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян 4 судей - двух местных и двух любых, в том числе приезжих, для того чтобы судить поединки рыцарей и дворян (очевидно, что дворяне, не имеющие рыцарского звания, участвовали в турнире отдельно), и вместе с тупым турнирным мечом, который являлся вызовом на турнир, посылал грамоту, где указывал имена и звания своих судей. При этом вызов посылался "не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие (защитнику) и развлечь прекрасных дам ". Защитник мог и отказаться, ссылаясь на неотложные дела, которые помешают ему принять участие в турнире. Но если он принимал вызов и брал у герольда меч, то назначал своих судей, дабы те, встретившись с судьями зачинщика, могли обсудить время и место подготовки ристалища.

Рене Анжуйский пишет, что к кандидатам в судьи организаторы турнира обращались с письмами, и описывает подробно церемонию этого обращения, однако вполне могло хватить и устной договорённости.

После определения ими места и времени проведения турнира, главный герольд (Рене Анжуйский называет его "герольдмейстер ") с помощниками объявляют о проведении турнира следующим образом:

"СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!

Да пусть все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне из земель (далее идёт перечисление земель вокруг) и всех других каких бы то ни было земель в этом королевстве и всех других христианских королевств, что не объявлены вне закона и не враги нашему королю, да хранит его Господь, знают, что в такой-то день такого-то месяца, в таком-то месте и в таком-то городе, состоится великий праздник и благородный турнир с булавами установленного веса и затупленными мечами, в соответствующих доспехах, с плюмажами, гербовыми накидками и конями, покрытыми попонами с гербами благородных участников турнира, согласно старого обычая;

Хозяева этого турнира - (именуются соответственно титулам) зачинщик, и (...) защитник;

И чтобы знать это лучше, все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне из вышеуказанных владений и рыцари из любых других земель, кто не изгнан и не враг нашему королю, кто желает принять участие в турнире и ищет чести, могут нести эти малые щиты, что даются вам сейчас, дабы все могли знать, кто участвует в турнире. И каждый, кто хочет, может иметь их: эти щиты разделены на четыре части гербами четырёх рыцарей и дворян-судей турнира.

И на турнире дамами и девицами будут розданы почётные и богатые призы.

В дополнение я объявляю всем вам: принцам, сеньорам, баронам, рыцарям и дворянам, которые намереваются участвовать в турнире, что вы должны прибыть на постоялые дворы за четыре дня до турнира и выставить на обозрение ваши гербы в окнах, иначе вам не позволят участвовать; и это я говорю от имени моих сеньоров и судей, так что прошу меня простить. "

Сначала принцы, сеньоры и бароны, которые желают выставить на обозрение свои знамёна на турнире, должны приложить усилия, чтобы собрать окружение, особенно когда они въезжают в город, из как можно большего числа рыцарей и дворян, участвующих в турнире; и таким путём въехать в город, как следует далее.

А именно, боевой конь принца, сеньора или барона-предводителя рыцарей и дворян, сопровождающих его, должен войти в город первым, покрытый гербом предводителя, с четырьмя гербовыми щитами эмблемы предводителя, укреплёнными на конских ногах, на голове коня-украшение из страусиных перьев, на шее коня - связка колокольчиков, в седле - маленький паж, как больше нравится ему. И после коня принца должны точно так же идти боевые кони других рыцарей и дворян из его окружения, пара за парой, или один за одним, если Вам так нравится, с рыцарскими и дворянскими гербами на ногах коня, как выше описано. А после боевых коней должны идти, играя, трубачи и менестрели, или другие инструменты, какие пожелаете; а после них, герольды или их помощники, одетые в свои гербовые накидки; и после них, рыцари и дворяне со всеми их свитами.

Также, немедленно после того, как сеньор или барон прибывает на постоялый двор, он должен выставить свою гербовую накидку в окне. Он должен приказать герольдам и их помощникам вывесить длинную доску, прикреплённую к стене фасада его пристанища, на которой нарисован его герб, а именно его навершие шлема и щит, а также тех из его свиты, кто будет участвовать в турнире, как рыцарей, так и дворян. И он должен приказать выставить своё знамя в верхнем окне постоялого двора, висящее над дорогой; и для выполнения этого герольдам и их помощникам требуется заплатить четыре су для вывешивания каждой гербовой накидки и каждого знамени, а они должны раздобыть гвозди и верёвки, чтобы прибить и поднять или опустить знамёна, вымпелы, гербовые накидки, когда это потребуется. И заметьте, что хозяева турнира должны делать то же, что и другие сеньоры и бароны, вывешивая свои атрибуты в окнах постоялых дворов: здесь нет разницы, кроме того, что они должны выставить на обозрение их флажки со знамёнами: а для чести баронов, вывешивающих свои знамёна в окнах, необходимо вывесить ещё и гербовые накидки не менее пяти участников турнира из их окружения.

Следующая церемония - открытие турнира. На устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу. С благословения Божия начинается всякое дело, тем более настоящее. Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера - от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям, сравнительно безопасным. После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садились на лошадей и устраивали колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам - жонглеры, без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе - герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d"honneur), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение - некое подобие бурлета с намётом. Он привязывал украшение к своему копью и не снимал её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть этого рыцаря. Самый чепец назывался поэтому дамской милостью (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда на турнире легко можно было получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны были иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.

В день, когда судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, судьи должны вывесить на фасаде своего постоялого двора большую ткань, на которой нарисованы знамёна четырёх судей, вверху должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей. Через день после этого, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам. Вечером того же дня обычно происходят танцы, а на следующий день участники должны принести свои шлемы с навершиями для изучения их судьями и показа дамам. Шлемы эти выставляются на обозрение возле того места, где остановились судьи, дамы осматривают их, а помощник герольда называет имена их обладателей. И если кто из участников турнира плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда участник этот будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.

Кроме того, в это же время разбираются вопросы о других проступках, которые могли быть совершены участниками турнира, и которые подлежат наказанию. Вот что пишет Рене Анжуйский:

Первый случай и самый серьёзный, когда дворянин уличён во лжи и нарушении клятвы, особенно в вопросе чести.

Второй: когда дворянин-ростовщик, и явно одалживает ради выгоды.

Третий случай, когда дворянин женится на женщине, которая ниже его по происхождению и неблагородна.

Касательно этих трёх случаев, первые два не могут быть прощены, поскольку должны строго осуждаться на турнире, и они настолько бесчестны и возмутительны, что если кого-нибудь уличают в совершении этого, то после того, как вина его будет доказана, его шлем бросают на землю.

Заметьте, если на турнир приезжает кто-либо, кто неблагороден во всех поколениях, но добродетелен, он не должен поначалу избиваться, кроме как принцами и великими сеньорами, которые, не вредя ему, должны побить его своими мечами и булавами, и это должно всегда считаться честью. Это должно означать, что поскольку он весьма добродетелен и заслужил право быть на турнире, и с этого времени никто не может порицать его за его происхождение в любом почётном месте, где он находится, на турнире или ещё где-либо. Там также он может носить новое навершие или поменять герб, если желает, и оставить их для себя и своих потомков.

Наказание для двух основных серьёзных проступка, описанных выше, следующее:

А именно остальные сеньоры, рыцари и дворяне на турнире должны схватить и бить провинившегося, пока тот не согласится уступить своего коня, это всё равно, что он скажет: "Я сдаюсь." И когда он сдастся, остальные участники турнира должны приказать своим пешим и конным слугам обрезать подпругу с его седла и пронести негодяя на седле к ограде ристалища и установить его там, как будто верхового, и держать его в таком положении, чтобы он не смог слезть или незаметно удрать до самого конца турнира; а конь его дарится трубачам или менестрелям.

Наказание за третий проступок состоит в том, что провинившийся должен быть хорошо бит, пока он не согласится уступить коня, как в вышеописанном случае. Но его подпруга не срезается и он не сажается в седло на барьерах, как за два первых нарушения. Вместо этого его садят на шею коня так, чтобы он держался руками за лошадиный зад, а его булава и меч бросаются на землю, и конь отводится под уздцы к герольду или его помощнику, который отведёт его в угол ристалища и будет держать там до самого конца турнира. А если провинившийся попытается сбежать или вырваться из рук герольда, он может быть бит снова, его подпруга срезается, а его садят верхом на барьеры, как сказано выше.

В четвёртом случае, дворянина, который сказал недостойное в адрес дам или девиц, без всякой на то причины. И в наказание он должен быть побит другими рыцарями и дворянами на турнире до тех пор, пока он громким голосом не попросит у дам прощения, так, чтобы все могли слышать его, и не пообещает никогда больше не говорить плохого и мерзкого им.

Иными словами, участие в турнире было открыто далеко не для всех, кто подходил под требования организаторов.

Далее, когда разбор дел окончен и приговоры произнесены, судьи делят участников турнира на две примерно равные половины для группового боя. Деление это делается затем, чтобы уравнять обе партии участников по их количеству, их опыту и мастерству, чтобы одна партия в групповом бою (бугурте) не имела перевеса изначально. По разделению слуги, принесшие шлемы участников, уносили их, а герольд объявлял, что завтра все участники должны явиться на ристалище для произнесения клятвы участника турнира, на боевом коне и с оруженосцами, но без доспехов. Каждую партию возглавляя зачинщик турнира или защитник.

На следующий день зачинщик и защитник турнира, одетые сколь возможно богато, садились на боевых лошадей, и в сопровождении знаменосцев и слуг прибывали на ристалище, где уже собирались участники турнира, разделённые на партии. Первыми клятву участника турнира приносила партия зачинщика. Вот как описывает эту клятву Рене Анжуйский:

Судейский герольд говорит участникам турнира:

"Высокие и могущественные принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне, каждый из вас, поднимите пожалуйста вверх вашу правую руку, по направлению к небесам и все вместе, как вы будете в будущем, поклянитесь верой, вашей жизнью и вашей честью, что вы никого на этом турнире не будете умышленно поражать острием вашего меча, или ниже пояса, и что никто из вас не начнёт нападать на другого, пока это не будет дозволено, а также если чей-нибудь шлем свалится, то никто не прикоснётся к этому рыцарю, пока он не наденет его обратно, и вы согласны с тем, что если вы умышленно сделаете обратное, то вы потеряете своё оружие и коней и будете изгнаны с турнира; также судьи везде и во всём наблюдают за порядком и они могут карать все нарушения без разбора; и в этом вы клянетесь верой, жизнью и честью." И они отвечают: "Да, да."

В этот день тоже происходят танцы и объявление о начале турнира. Эта церемония тоже красиво описана Рене Анжуйским:

Герольдмейстер должен подняться на галерею менестрелей и приказать одному из помощников герольда крикнуть:

"СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!"

"Высокие и благородные принцы, графы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне, которые будут участвовать в этом турнире: я должен сказать вам от имени судей, что каждый из вас должен быть на ристалище завтра в полдень вооружённым и готовым к турниру, ибо в час дня судьи перережут верёвки, чтобы начать турнир, где дамами будут вручаться богатые и достойные награды.

В дополнение я предупреждаю вас, что ни один не может приводить на ристалище конных слуг более определённого числа: а именно, четверо слуг для принца, трое - для графа, двое - для рыцаря, один - для дворянина, а пеших слуг может быть столько, сколько вы пожелаете; потому что так решили судьи."

После этого, судьи должны подойти к дамам и выбрать из них двух самых прекрасных и благородных, которых они ведут с факелами, в сопровождении герольдов и их помощников. И один из судей должен нести большой платок, вышитый, украшенный драгоценными камнями и красиво орнаментированный золотом. И судьи должны провести под руку дам вокруг комнаты, пока они не найдут среди участников турнира рыцаря или дворянина, которого судьи заблаговременно выбрали как честнейшего из всех остальных, перед которым дамы и судьи останавливаются вместе. И герольдмейстер должен сказать рыцарю или дворянину что следует:

"Благороднейший и доблестнейший рыцарь (или благороднейший и честнейший дворянин), как в обыкновении дам и девиц сострадать, те, кто пришли посмотреть на турнир, проводимый завтра, боясь, что какой-нибудь благородный господин, который сделал дурное по умыслу, может быть наказан слишком строго по требованию судей, и не желая смотреть, что кого-то бьют очень сильно, не взирая на то, кто он, тем не менее они могут помочь ему; дамы просили судей назначить им славного, мудрого и благородного рыцаря, который более, чем остальные, заслуживает чести нести от их имени этот шарф на конце копья на завтрашнем турнире. И если кто-то слишком сильно побит, этот рыцарь или дворянин коснётся его шлема шарфом, и все, кто нападает на него, должны прекратить и не сметь прикасаться к нему, потому что с этого времени дамы взяли его под свою защиту и охрану. Вы избраны ими из всех остальных, чтобы быть на этом турнире почётным рыцарем (или дворянином) и принять эту обязанность, и они просят и требуют от вас делать так, как они пожелают, и так же делать по велению судей."

Затем дамы должны дать ему шарф, прося его сделать это; а затем рыцарь (или дворянин) целует их, а потом отвечает им в следующем виде:

"Я покорно благодарю наших дам и девиц за честь, оказанную ими мне: и хотя они легко могли найти других, кто мог бы сделать это лучше, и кто достоин этой чести более меня, но тем не менее я повинуюсь дамам легко и буду выполнять мои обязанности, всегда прося, чтобы они прощали мои ошибки."

Затем герольд или его помощники должны повязать шарф на конец копья, которое они поднимают в высоту, а потом один из помощников, держа его ровно, должен пронести его перед почётным рыцарем или дворянином, как часом позже. А он должен провести целый вечер возле знаменитейшей дамы, присутствующей на празднике. И пока они находятся при дамах, герольдмейстер должен приказать помощнику крикнуть следующее:

"СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!

"Пусть все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне знают, что N избран дамами почётным рыцарем (или дворянином), вследствие его честности, храбрости и благородства. Вам приказано судьями, а также дамами, что когда вы увидите этого рыцаря (или дворянина) завтра под эти шарфом, под страхом быть битым за это, не смеет нападать или прикасаться к нему; с этого часа он взят дамами под свою защиту и милость, а шарф называется "Благоволение дам".

Поединки

Рыцарские поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников. Католическая церковь запрещала турниры и погребение погибших, но это правило упразднялось, если рыцарь перед смертью успевал принять монашество.

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves, vepres du tournoi) - на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты). Турниры прекратились в

Статьи по теме: