Что такое варды и для чего. Варды и вардинг. I. Краткое описание

Итак, давайте поговорим о вардах в доте 2. Рассмотрим какие они бывают, зачем они нужны и где их ставить.

Что такое вард в доте 2?

Вард, он же ward, в переводе означает опекун, страж. И действительно, они имеют немалое значение. С их помощью можно сорвать ганг, пуш и в конце концов затащить игру. А теперь немного подробнее о разновидностях.

Sentry Ward

Достаточно полезная штука. Он позволяет видеть невидимых персонажей и предметы в определенной области. Этот вард просто необходим, если на лайне стоит Riki, Bone Fletcher или другие инвизники. Он позволит видеть их, когда они думают, что невидимы, а мы коварно их убьем. Кстати, во многих случаях, этот вард полезнее Gem"a из-за низкой стоимости. Но он ставится в одном месте и не может быть сдвинут.

Стоимость : 200 золота за 2 штуки.

Observer Ward

Не менее полезная вещь в доте 2. Дает обзор в зоне, где стоит. Именно этот вард требует знаний расстановки, так как позволяет принимать тактические решения, которые могут повлиять на исход битвы или даже игры.

Стоимость : 150 золота за 2 штуки.


Где ставить варды?

А теперь к самому интересному: о том, куда ставить варды в Dota 2 .Есть несколько тактических мест, где они необходимы. Сначала картинки, где их ставят, а затем объяснения к ним (картинки увеличиваются).

Нижняя и верхняя руна — на ранней игре просто необходимо. Полная контра гангов. Вражеский мидер не сможет подойти незаметно (ну если он не инвизер, потому как в эти места ставят Observer Ward), поэтому можно отойти к вышке или же приготовиться к битве и забрать мидера.

Места в лесу — если есть джанглер (лесник) , то его необходимо убивать, качаться. В итоге в середине игры никакой LifeStealer не выйдет из леса и не начнет разносить всех в пух и прах.

Если во вражеской команде есть инвизеры, Riki, Nyx Assassin. По лайнам, вместо потерянных вышек. Естественно Sentry Ward. Это это позволит здраво оценить силы, прежде чем ввязываться в битву.

Варды в Dota 2 – признанное дотерами слэнговое название предметов под названиями Observer Ward и Sentry Ward – глазастых невидимых стражей, наблюдающих за местностью. Observer Ward устанавливается на землю или возвышенность для наблюдения за текущей локацией (вард позволяет обозревать вокруг себя радиус видимостью 1600 и длится 6 минут, после чего исчезает). Sentry Ward не обозревает местность, но зато обнаруживает все невидимые юниты в округе. Один Observer Ward стоит 80 золотых, а Sentry Ward – 100 золотых. Соответственно, вардинг – процесс установки вардов с максимально возможной эффективностью и минимальной близостью друг от друга.

У хороших саппортов есть правило номер 1 для вардинга – они никогда не должны висеть в магазине не купленными дольше считанных секунд. Но куда их ставить? Это уже другой вопрос для совестливых саппортов, которые решились грамотно отыгрывать свою роль. Нельзя так просто взять и сказать, куда их лучше всего ставить – все зависит от ситуации в игре. Однако можно подобрать несколько шаблонных советов по типовым ситуациям.

  1. Варды в лесу. Варды в чужом лесу – «агрессивный» вардинг. Позволяет видеть, как вражеские персонажи фармят свой лес. В отсутствие живых Т1 башен противника через такие варды можно наблюдать, как герои перетягиваются с одной части карты на другую. Варды в своем лесу – обычно защитная мера. При постоянных ганках соперника такие варды могут попросту спасти игру. Обычно лесные варды помещают в центр леса и на входах. Применяются также для блокировки спавна лесных крипов.
  2. Варды у Рошана. Тут все понятно – слежка за передвижениями противника в области логова Рошана, возможность наблюдать за рунами и главное – возможность вовремя пресечь получение соперниками Эгиды бессмертных (Aegis of Immortal). У логова Рошана есть очень удобная возвышенность, особенно для вардинга стороны Света – вард на пригорке освещает не просто область у Т1 башни, но и почти весь лес за эншентами.
  3. Варды на линиях. Эти варды обычно помещаются в начале игры, очень часто в миде, чтобы вашему мидеру было максимально комфортно и безопасно стоять. Вардинг на других линиях проводится, если этого требует ситуация.
  4. Варды на читерных возвышенностях. Таких в игре несколько. Например, горка на территории Radiant в их лесу недалеко от мида освещает очень много пространства.

Данный список можно долго продолжать. Варды могут быть специализированы на какую-либо засаду, можно встретить анти-ганковые варды и многие другие. Никогда нельзя ставить вард бездумно, так как в итоге он может оказаться пустой тратой денег.

Все вышесказанное - общие советы. Если вы действительно хотите научиться искусству вардинга, то вам лучше смотреть игры профессональных команд и играть, играть и еще раз играть на саппорте.

В данном руководстве мы покажем, где лучше ставить нестандартные варды. Их преимущество в том, что видимость они дают ничем не хуже, чем стандартные, но их гораздо сложнее раздевардить.

Все скриншоты кликабельные, щелкните по ним, чтобы открыть в полном размере

Этот вард полезен, в первую очередь, для Radiant. Он позволяет видеть перемещение противника во вражеском лесу, дает достаточно обширный обзор и его не так просто сбить стандартным сентри-вардом на возвышенности. Подойдет и для Dire, когда вы зажались на базе, а противник зачастил ходить в ваш лес.

Крайне полезный вард. Дает вижен на оба прохода к лесу Dire, а также небольшой обзор на территорию сверху (см. ниже). Кроме того, его очень сложно раздевардить классическими сентрями.

Как видите, есть небольшой обзор сверху. Этот вард не раз спасет жизнь вашему керри, который фармит лес.

Агрессивный вард за Dire. Сперва может показаться, что башня видит его, но это не так. Дает отличный обзор на линию, вышку и проход в лес Radiant.

Вроде как стандартный вард, но поверьте, девардят его не так часто. Дает вижен по всем проходам вокруг. Может использоваться любой стороной. К примеру, за Radiant он помогает при защите, а для Dire - это отличный агрессивный вард.

Тоже весьма полезный вард (на том месте, где стоит Anti-Mage). Дает обзор на проходы к западной и восточной сторонам леса Radinat. Опять же, может использоваться любой стороной в зависимости от ситуации.

Тот же самый вард. Такой обзор дает на тропинку сверху. Позволяет увидеть перемещения со стороны реки (нижней руны) и северо-западной части леса Radiant.

Вард на восточной части леса Radiant у маленького прохода к реке. Дает вижен по трем направлениям. Крайне трудно раздевардить. Вард очень хорошо себя реализует. Запомните это место!

Многие привыкли ставить вард у рош-пита либо на отметке ниже, либо на хай граунде Dire. Такой вард, как на скриншоте, опять же, тяжело сбить стандартными сентрями.

Эффективный агрессивный вард для Radiant. Очень редко сентри ставят между т2 и т3 на верхней линии. Враг не останется незамеченным, если захочет пойти в лес через верхнюю линию или пойти дефать т2. В этот момент как раз можно инициировать тимфайт.

Очень агрессивный вард со стороны Radiant. Полезен, когда ваша команда стоит у хг и ждет момента для инициации. Конечно, велика вероятность, что его раздевардят после драки, если у противника хоть немного работает логика. Но кого это интересует, если у противника уже не будет бараков на топе?

Невероятно хитрый вард. Не представляю, как его вообще можно раздевардить. Дает небольшой вижен на хай граунд Dire, но и этого может хватить для удачной инициации.

Этот вард подойдет для любой стороны, но чаще используется в качестве защиты у Dire. Дает хороший вижен по трем направлениям.

Очень полезный вард для хардлайнера Dire. Блочит лагерь больших крипов и дает вижен на часть леса около линии, что позволяет избегать гангов и харасса вражеских саппортов.

Благодаря этому варду видно все, что нужно. Его ставят специально повыше, чтобы было сложно найти сентри вардом. Не переживайте - он не блокирует лагеря лесных крипов.

Этот вард очень сложно заметить. Дает вижен на оба хг между рекой, а также проходы на них и нижнюю руну.

Агрессивный вард со стороны Dire. Аналогичная ситуация - позволяет ловить противников, которые собираются дефать т2. Также это типичное место, с которого команда Radiant отправляется на того же Рошана или ганг. Благодаря этому варду они не останутся незамеченными.

Этот сентри вард сложно найти, так как он находится в деревьях. Иногда им можно задевардить тот вард, который любят ставить в верху круга или справа. Также лесники за Radiant могут ставить его против Riki или Bounty Hunter.

За скриншоты благодарим



Предположим, что вы уже знаете сколько стоит пачка вардов и самые распространенные места, куда их можно ставить. Но вот когда их ставить и зачем? А самое главное - почему их нужно ставить именно в эти позиции, а не куда-либо ещё? На эти вопросы попытался ответить парень с сайта dignitas в своем гигантском гайде по вардингу.

Краткое вступительное слово от автора

Сегодня можно найти множество гайдов по вардингу, поэтому чтобы написать ещё один, я решил превзойти все существующие. Помните, что нет «правильной» или «неправильной» доты - есть глупая или продуманная.

Ещё я хотел бы сосредоточиться на вопросе «почему?». Если вы понимаете, почему вещи делаются определенным образом, то вам не нужны гайды и не нужно будет запоминать более 60 точек вардинга, приведенных ниже. В таком случае, вы сами сможете придумать позиции для вардов и проверить их. Думаю, что именно знание ответа на вопрос «почему?» отличает великого игрока от хорошего.

В этом гайде будут рассмотрены даже редкие (ситуативные) варды со скриншотами видимой области, которую они предоставляют. При этом я попробую показать, как этот «вижен» (видимая область) влияет на текущие цели вашей команды.

Я рассмотрел множество уже существующих гайдов по вардам и даже взял на себя смелость оптимизировать некоторые их позиции. Я старался, как мог, чтобы показать все наилучшие расстановки вардов. Но знайте, что приведенный ниже список всё равно можно неоднократно дополнять - надеюсь, что ваша фантазия позволит вам сделать это.

Введение (Основы вардинга)

Этот гайд не был бы полноценным без краткого введения. Постараюсь сделать его действительно кратким. Для тех, кто вообще не представляет, что такое варды, рекомендую почитать .

Observer вард. Стоимость - 200 золота, при покупке вы получаете сразу 2 варда. Каждый вард действует 6 минут. В магазине максимум может находиться два комплекта observer вардов. После покупки обоих комплектов, необходимо 6 минут, чтобы варды снова стали доступны для покупки в магазине.

Что дают варды?
- Видимую область («вижен») в радиусе 1600 единиц. Это позволяет наблюдать за важными частями карты, находясь где угодно.
- Предотвращают появление нейтралов.

Помните, что «важные части карты» постоянно меняются. Все зависит от выбранной стратегии, стадии игры и общего хода матча.

По поводу радиуса в 1600 единиц, для новичков это может быть непонятно, поэтому для сравнения скажу, что радиус обзора большинства героев в дневное время равен 1800 единиц. Т.е. всё, что видит вард, увидели бы вы, стоя на том же месте. И да, это означает, что варды не видят сквозь лес и возвышенности карты.

Обычно варды покупают саппорты, но если они этого не делают, то лучше купите их самостоятельно. Варды предоставляют контроль на картой, могут помочь с ганком или предотвратить ганк на вас, а также решить, когда можно безопасно пушить, а когда надо отступить.

Внимание! Все картинки в новости доступны в большом разрешении - просто кликните по любой из них.

Так где же ставить варды?


Обозначения точек на карте:

I Красный - Варды на руны
II Желтый - Супер читерские варды
III Розовый - Агрессивные или защитные варды на линии
IV Зеленый - Лесные варды
V Синий - Варды для пуша
VI Белый - Очень редкие (ситуативные) варды
Фиолетовые линии - Блокируют лагерь нейтралов, на который они указывают

Каждая точка будет сопровождаться 2 скриншотами. На первом вы увидите место установки варда и вижен в одну сторону, а на втором - вижен в другую сторону.

I. Варды на руны


Все варды в этой категории дают вижен одной из рун, но обычно имеют и другие фунцкии.

1) Вард в лесу Dire (Тьмы)

Дает хорошую видимость реки и верхней руны, а также лагеря нейтралов Dire. Эта позиция может быть эффективной для обеих команд, но предпочтительнее используется силами Тьмы для защиты собственного леса.
Также этот вард иногда ставят с целью ганка лесника (урса, ликан, фурион) соперника, но его основное предназначение - показывать руны в начале игры и защищать верхнюю линию от ганка благодаря вижену реки и входа в лес.

Заметка. Чтобы получить лучший вижен лагеря нейтралов, ставьте этот вард в левый верхний угол скалы.

2) «Магазинный» вард Radiant (Света)

Дает очень широкий вижен реки и руны, но большая его часть бесполезна. Вард номер 1 намного лучше, но его часто контр-вардят, в отличие от этого.

3) Верхняя руна + мид со стороны Dire (Тьмы)

Потенциально хорошая позиция для Radiant. Она не только защищает соло мид героя сил Света от ганков с верхней линии, но дает видимость верхней руны и возвышенности на стороне Radiant. Такой вард можно использовать на ранних стадиях для хараса противника и четкого добивания крипов.

4) Верхняя руна + мид со стороны Radiant (Света)

Преимущества аналогичны 3 варду, только этот обычно используется Dire. Такой вард предпочтительнее 5 варду на ранних стадиях игры.

5) Лагерь древних нейтралов + верхняя руна

Дает намного больший вижен, чем 4 вард, показывая лагерь древних нейтралов и верхнюю руну, но не используется до средней стадии игры. Ведь во время раннего фарма на линиях никто не способен убить древних нейтралов. В начале игры 4 вард будет немного полезнее, но позднее стоит однозначно делать выбор в пользу 5 варда.

6) Нижняя руна + река со стороны Dire (Тьмы)

Дает хорошую видимость входа в лес Radiant, что защитит вашего лесника, но для сил Света есть альтернативы получше. Поэтому данная точка преимущественно используется Dire для защиты соло мид героя от ганков с нижней линии и из леса Radiant. К слову, игроки сил Света часто любят подниматься на этот холм (где ставится вард) и прятаться в лесу за Т1 вышкой Dire по миду.

Заметка по установке. Вы спокойно можете ставить этот вард на 150 единиц дальше от края уступа (как на картинке), не теряя в вижене. Если же вы поставите этот вард прямо на край уступа, то сделаете его очень уязвимым к контр вардингу, ведь популярный centry вард на реке, обнаруживающий варды 7,8 и 10, будет в этом случае видеть и этот вард.

7) Рошан + нижняя руна стороны Dire (Тьмы)

Эквивалент варда 1, только полезен для Dire. Дает видимость лагеря нейтралов, руны и входа в лес Radiant. Но помните, что этот вард ещё и дает видимость подступов к Рошану, так что контр-вардить его будут намного чаще. В отличие от варда 1, данный вард можно использовать для агрессивного ганка лесника сил Света, ведь расстояние от нижней линии до показываемого лагеря нейтралов не так велико.

Заметка по установке. Если установить этот вард повыше, то деревья закроют обзор лагеря нейтралов или местности справа от него.

8) Рошан + нижняя руна со стороны Radiant (Света)

Альтернатива 7 варду для защиты лесника Radiant. Дает лучший обзор входа в лес Radiant, немного лучший обзор подхода к Рошану, но не показывает лагерь нейтралов. Поэтому Dire предпочтут ставить вард в позицию 7. И помните, что варды 7 и 8 очень популярны и располагаются близко друг к другу, поэтому их постоянно контр-вардят.

9) Лес Radiant + нижняя руна

Еще одна альтернатива 7 варду, которая наилучшим образом подходит для защиты лесника Radiant. Данный вард дает вижен прохода к лагерю самых слабых нейтралов (см. второй скриншот слева сверху), а также очень редко контр-вардится. Недостатками этого варда можно считать слабый вижен реки для Dire и отсутствие вижена типичного подступа Dire к Рошану для Radiant.

Подсказка: Если вы сомневаетесь, куда ставить этот вард, то ставьте прямо на черепаху! Я серьезно - там есть маленькая черепаха. Может это такая метафора от Valve*? Кто знает...
*Т.е. этот вард ставится с расчетом на медленную доту (turtle)

10) Нерабочий вард на нижнюю руну + блок нейтралов из дота 1

Этот вард раньше блокировал появление нейтралов в ближайшем лагере, но в Дота 2 их респаун немного сдвинули (на карте этот вард перечеркнут). Теперь нет смысла ставить этот вард - используйте лучше вард 8 или 11.

11) Вард в лагере нейтралов + нижняя руна со стороны Radiant (Света)

Блокирует появление нейтралов, что очень портит жизнь леснику Radiant. Кроме того, дает обзор на руну и неплохой обзор как реки, так и части леса, предотвращаю ганки нижней линии.

При этом вижена на Рошана практически нет, но поставив такой вард на 3-4 минуте, вы законтрите лесную урсу, не только заблокировав один из лагерей нейтралов, а и увидев её поход на Рошана. Кроме того, лесная Энигма часто использует этот лагерь, чтобы удвоить число своих миньонов, поэтому данный вард делает ганк Энигмой нижней линии неэффективным. Очень важно понимать, что этот вард «палевный» и быстро контрится, ведь нейтралы не будут появляться в своём лагере.

Заметка: ставьте данный вард как можно выше, чтобы получить лучший вижен на северо-запад (проход по реке к Рошану от Radiant)

12) Вард на нижнюю руну + блок левых нейтралов со стороны Radiant (Света)

Аналогично 11 варду, дает вижен нижней руны и предотвращает лесные ганки. При этом блокируется лагерь самых сильных (перед древними) нейтралов, а сам вард почти не контрится, находясь далеко от стандартных точек, вроде 7 и 8. Лучше всего ставить этот вард, если у Radiant в пике Enchantress или Chen, ведь эти герои обожают приручать сильнейших нейтралов.

Заметка: данный вард надо ставить с «хирургической точностью». Немного правее - и лагерь нейтралов не будет блокироваться, немного левее - вижен на север будет значительно хуже. Для точной устаноки я обычно использую «магический куст» (см. вард 34) и ставлю этот вард четко к северу от него.

13) Анти-ганк + нижняя руна со стороны Radiant (Света)

Очень мощный оборонительный вард, используемый Dire для защиты соло героя на сложной. Данный вард даст вижен абсолютно любого героя, пытающегося заганкать вас из леса или с реки. Обычно его ставят, когда ваш герой терпит в соло против триплы. В таком случае, этот вард в комбинации с 61 полностью нивелирует вражескую триплу, которая лишится как нейтралов, так и возможности ганка.

Заметка: многие игроки, включая ПРО, ставят этот вард прямо на край уступа (левее и выше, чем на первой картинке). Но поставив вард как предлагаю я, вы не только сохраните вижен руны, а и получите дополнительный обзор на юго-запад и юг.

II Супер читерские варды

Две точки, относящиеся к этой категории, дают обзор в 1600 единиц в радиусе 360 градусов и находятся в ключевых местах карты. Из-за их популярности, ожидайте увидеть в этих местах варды и контр-варды соперника (ради двух точек отдельно карту показывать не стал - смотрите их в пункте I).

14) Читерский вард Dire

Дает обзор сразу 2 лагерей нейтралов и вижен огромной области позади Т2 товера. Может использоваться, как альтернатива 47 варду.

Заметка: Лучше располагать данный вард левее белого рисунка на скале, а не на самом рисунке, чтобы иметь обзор лагеря слабых нейтралов.

15) Читерский вард Radiant

Дает обзор одного лагеря нейтралов и всех действий сил Света при пуше вышки на миде или снизу от Dire.

Заметка: В первой доте вард, поставленный в правом верхнем углу этой скалы, блокировал появление нейтралов в лагере, однако в Дота 2 этого произойти не может.

Первая часть этого немаленького гайда на этом подошла к концу.

Новый патч вызвал серию изменений в игровом процессе: как прямо, так и косвенно влияющих на игру. Одна из основных проблем — ландшафт. Непривычно ходить по новым тропинкам, искать пути отхода и фармить лес. Сложнее стало и найти место для хорошего варда.

В 7.00-доте слишком много мест, которые нужно увидеть — помимо стандартных передвижений и контроля рун, теперь хочется увидеть состояния Bounty-рун и святынь соперника. Количество вардов не увеличилось, поэтому теперь саппортам придется не только привыкать к новым точкам для вардинга, но и делать нелегкий выбор между контролем тех или иных положений.

Впрочем, некоторые из начальных вардов остались на прежнем уровне — по-прежнему очень важен контроль своей легкой линии и хайграунда на центральной линии.

В то же время на сложной линии контролировать соперника стало сложнее. Хочется получить контроль и над частью леса, а не только типичными перемещениями саппортов вражеской триплы, но охватить все почти невозможно. Чаще упор делается все же на вражеский лес и основные пути — обратите внимание на подобные варды.

Кроме того, в начале игры есть смысл установить вард для контроля основных рун, если это имеет важное значение для мидера. Точки их установки почти не поменялись, за исключением обзора на верхнюю руну со стороны верхней линии. Некоторые из них станут полезными в других ситуациях — например, вард на первой картинке дает Dire не только контроль над появлением руны, но и вижн на святыню противника, а также фарм лагеря древних крипов, располагающийся рядом. Интересно, что аналогичный вард сил Света такой же полной информации не дает (картинка сверху справа). В то же время получая видимость на Потайную лавку и Святыню, вы теряете из вида руну.

На верхней руне тоже можно поставить интересные варды — причем стоит напомнить, что контроль именно этой точки имеет решающее значение в борьбе за Рошана, вход в пещеру которого расположен теперь прямо над руной. Небольшое преимущество в этом случае уже у светлой стороны: остается неплохой вариант с бонусным обзором на лес противника (кажется, так стало даже лучше).

Для Dire есть несколько стандартных вариантов — это или свой хайграунд, или Древние крипы противника. Кстати, если поставить вард чуть дальше, можно заблокировать этот лагерь и получить информацию о перемещениях противника в этой части леса. Интересный вариант варда представлен на картинке слева снизу — из-за деревьев он не даст вижна на кемп Древних, но позволит следить за другим лагерем, который обычно фармит оффлейнер.

Немаловажную роль играет также видимость вражеской святыни и руны богатства, до которой в случае чего будет возможно добраться. Такие варды реже используются на старте игры, но к мидгейму могут помочь поймать тайминг на использование ауры Святыни или провести грамотную драку на чужой половине. Выше мы увидели, что за нижними святынями нам помогут наблюдать простейшие варды, которые довольно часто использовались и до их появления.

Верхнее строение у Сил Света поможет контролировать довольно известный, но редко применяемый в прошлом патче вард на горе. Теперь без внимания не останется ни Потайная лавка, ни Святыня, ни непосредственные перемещения противника по этой части леса (например, попытка забрать Рошана).

В то же время Святыня Dire расположена глубоко в лесу. Для ее контроля достаточно установить вард на входе в лес или чуть выше, на ступеньках к лагерю нейтралов, но обзора такой разведчик вам даст, увы, не так много.

Как и в предыдущей версии, Valve оставили несколько точек для вардов на возвышенностях. На следующих изображениях видно, насколько много информации они дают и насколько важны как для атакующей, так и для защищающеся команды.

В завершении материала — парочка интересных лесных вардов.

Надеемся, что данный материал поможет вам найти несколько новых интересных позиций для вардов и использовать их в игре. Удачи!

Статьи по теме: