Игра пятнашки правила игры. Методический комплект подвижных игр для детей. Подвижная игра «Медведь и вожак»

Ветер-ветерок

(хороводная игра-пятнашки)

Ветер в парке листья кружит,

(Дети бегут по кругу, руки на поясе. В центре круга стоит ребенок-«ветер».)

В небе кружит, кружит в лужах,

(Кружатся на месте.)

Их бросает нам под ножки,

(Опять бегут по кругу.)

Нам под ножки, на дорожки.

Ну-ка, ветер-ветерок,

(Разбегаются после слова «листок».)

Запятнай скорей листок!

(«Ветер» пытается запятнать как можно больше «листиков». Дети пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя.)

Дождь

(хороводная игра-пятнашки)

Дождь по лужам звонко скачет,

(Дети двигаются по кругу поскоками, руки на поясе.)

Целый день сегодня плачет,

(В центре круга стоит ребенок- «дождь».)

Наклонил цветы и травы,

(Встают лицом в круг, выполняют наклон вперед.)

Стали полными канавы,

(Поднимают руки, тянутся вверх.)

Намочил он все подряд.

(Бегут по кругу. На слово «ребят» разбегаются.)

Ну-ка, дождь, пятнай ребят.

(«Дождь» пытается запятнать как можно больше детей. Дети пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя.)

Аист

(хороводная игра-пятнашки)

На болоте у дороги

Ходит аист длинноногий.

(Дети идут по кругу с высоким подниманием колена. «Аист» в центре круга делает то же самое.)

На одной ноге стоит,

(Все встают на одну ногу, замирают.)

Лягушаток сторожит.

Аист, аист, не зевай!

(Бегут по кругу, «аист» — в круге.)

Лягушат лови давай!

(На слово «давай» «аист» начинает пятнать «лягушат». Они убегают за черту в дальнем конце площадки, где пятнать уже нельзя.)

Берегитесь, окуньки!

(хороводная игра-пятнашки)

Средь травы, на дне реки,

Стайкой ходят окуньки.

(Дети идут по кругу, в центре сидит на корточках ребенок-«сом».)

Серенькие спинки,

Спинки-серебринки.

Вдруг проснулся сом усатый:

(«Сом» встает в полный рост.)

«Расплывайтесь-ка, ребята!»

(На слово «ребята» «сом» начинает пятнать детей. Дети убегают за линию, где пятнать уже нельзя.)

На реке

Мы плывем вперегонки

По течению реки.

Раз гребок, потом другой.

Мы подружимся с рекой.

(Дети идут по кругу, делая руками гребки, как при плавании стилем брасс. Ребенок-«сом» сидит на корточках в центре круга.)

Раз нырнем, два нырнем.

(Встают лицом в круг, выполняют два приседания.)

Удивится старый сом.

(Пожимают плечами, разводят руками.)

Нас попробует догнать.

Раз, два, три, четыре, пять.

(На слово «пять» «сом» пятнает детей. Дети убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Щенок и цыплята

Мама-курица цыплят

На прогулку водит в сад.

(Дети идут цепочкой по площадке за ребенком-«курицей», заложив руки за спину, ритмично кивают головой — «клюют».)

Непослушные цыплята

(Разбегаются по площадке. Двигаются свободно.)

Разбежались все куда-то.

(Ребенок-«курица» стоит в дальнем конце площадки.)

— Куд-куда! Куд-куда!

(«Курица» зовет «цыплят» к себе.)

Ну-ка быстро все сюда!

(В центр площадки выходит ребенок-«пес».)

— Мама, пес нас не пускает,

Он на нас сердито лает!

— Поскорей ко мне бегите

(На слово «бегите» дети бросаются к ребенку-«курице», «пес» пытается запятнать наибольшее количество «цыплят».)

И щенка перехитрите!

Воробьи и кот

Утром воробьиха-мать

Учит воробьят летать.

(Дети двигаются за ребенком- «воробьихой» по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)

Воробьята осмелели,

(Разбегаются по площадке, двигаются свободно.)

Все куда-то улетели.

(«Воробьиха» уходит в дальний конец площадки.)

— Где вы все? Сюда! Сюда!

Не случилась бы беда!

(Зовет детей к себе. В центр площадки выходит ребенок- «кот».)

К нам во двор пробрался кот,

Глупых птичек стережет.

— Мы кота обманем враз,

(На слово «сейчас» дети бросаются к «воробьихе».)

Прилетим к тебе сейчас!

(«Кот» пытается запятнать наибольшее количество детей.)

Мышеловка

Вот большая мышеловка

(Дети образуют большой круг. Идут по кругу.)

На полу, в углу кладовки,

В мышеловке сыра корка,

(Половина детей вне круга свободно двигается по площадке.)

А с кладовкой рядом норка.

Сыра захотели мыши,

На охоту мыши вышли.

(Дети-«мышеловка» поднимают руки. Дети-«мыши» проникают в круг, вбегают и выбегают из круга, потому что дети-«мышеловка» ритмично поднимают и опускают руки.)

Раз, два, три, мышей лови!

(На слово «лови» дети-«мышеловка» опускают руки. «Мыши» внутри круга оказываются пойманными.)

Гусь

Возле дома ходит гусь,

(В разных концах площадки чертятся линии.)

Очень я его боюсь.

(Дети должны перебежать из-за одной линии за другую.)

Краснолапый на пути,

(В центре площадки важно ходит ребенок-«гусь».)

Мне его не обойти.

(Он изображает, как гусь машет крыльями и шипит.)

Машет крыльями, шипит,

У него сердитый вид.

Ждать я долго не могу,

Мимо гуся побегу!

(На слово «побегу» дети бегут через площадку. «Гусь» пытается запятнать наибольшее количество детей.)

Медведь и пчелы

Пчелы копят в улье мед,

(Дети идут по кругу, держатся за руки.)

Чтоб зимой жить без забот,

Целый день кипит работа.

(Ребенок-«медведь» двигается вне круга поскоками.)

Вдруг увидели кого-то:

Неуклюжий, косолапый,

Лезет в улей толстой лапой.

(Дети останавливаются, начинают ритмично поднимать и опускать руки. «Медведь» проникает в круг и двигается в круге.)

— Лучше, мишка, мед не трогай,

Уходи своей дорогой!

(На слово «дорогой», покинув круг, ребенок убегает в «берлогу» в дальнем конце площадки. Дети-«пчелы» пытаются его «ужалить» — запятнать.)

Мошкара и лягушка

По-над речкой вечерами

Вьются мошки с комарами.

Слышен писк со всех сторон,

(Дети свободно двигаются по площадке, изображая насекомых, пищат, звенят.)

То ли писк, а то ли звон.

Плохо дело, мошкара,

Допищишь ли до утра?

Вышла погулять лягушка,

(В центр площадки прыжками направляется ребенок-«лягушка».)

Желтобрюхая квакушка.

Улетай-ка от воды,

Чтобы не было беды!

(На слово «беды» «лягушка» начинает пятнать детей-«насекомых», которые пытаются убежать в дальний конец площадки за черту. Запятнав 3—4 ребенка, «лягушка» уступает свою роль первому запятнанному ребенку.)

Сеял дедушка горох

(пятнашки-цепочка)

Сеял дедушка горох.

Был горох совсем не плох.

(Дети стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)

Круглый, звонкий, желтый, гладкий,

(Попеременно топают ногами на месте.)

Очень ровный, очень сладкий.

Вдруг упал мешок с горохом,

(Ребенок-«дед» совершает эти же движения в круге. Приседают.)

Бедный дедушка заохал.

Был горох, и на тебе —

Раскатился по избе!

(Совершая поскоки, дети разбегаются по площадке. На слово «избе» «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединятся к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».)

Волк и зайки

На лесной лужайке

Веселятся зайки,

В травке кувыркаются,

(Дети-«зайки» свободно двигаются по площадке, прыгают, сделав «ушки» из ладошек.)

Прыгают, толкаются.

Вдруг из чащи вышел волк,

(В центр площадки выходит ребенок - «волк».)

Он в зайчатах знает толк.

Разбегайтесь кто куда,

(На слово «беда» «волк» бросается ловить «зайчат».)

Не случилась бы беда!

(Они убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Паучок

Паучок плетет ловушку

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Для жуков, козявок, мушек,

Лапки важно потирает

(В центре круга стоит и потирает руки ребенок-«паучок».)

И добычу поджидает:

— Всех сейчас переловлю!

(Топает ногами, грозит пальцем.)

Всех сейчас передавлю!

Берегитесь! Улетайте!

В сеть мою не попадайте!

(На слово «не попадайте» дети разбегаются по площадке. Ребенок-«паучок» пытается их пятнать. Дети убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Дремлет в будке старый пес.

Как зовут его? Барбос!

(В центре площадки на корточках сидит ребенок-«пес».)

Сад вишневый охраняет,

Если кто войдет, поймает.

(Дети свободно двигаются по площадке, бегают, прыгают.)

Мы его перехитрим,

(Поскоками двигаются к ребенку- «псу».)

Мимо будки пробежим.

(Скачут вокруг «пса», дразнят его.)

Раз, два, три,

Барбос, лови!

(На слово «лови» «пес» кидается пятнать детей. Дети убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Зайки и капуста

Тень-тень-потетень,

(В центре площадки стоит ребенок- «сторож».)

В огороде-то плетень,

(Он прикладывает руки к глазам, как бинокль.)

За плетнем капуста,

Сладкая до хруста.

(Дети-«зайки» прыгают по площадке.)

Зайкам хочется капусты,

В животе голодном пусто.

Зайки — прыг в огород,

(Дети прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг «сторожа», дразня его.)

А там сторож у ворот:

— Убегайте, зайки, прочь,

Вы должны себе помочь!

Раз, два, три,

Зайчишек лови.

(На слово «лови» «сторож» кидается ловить «заек». Дети убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Тигры

Вот веселые тигрята.

Тигр — их папа полосатый.

(Дети-«тигрята» свободно двигаются по площадке, прыгают, резвятся.)

В джунглях малыши резвятся,

Папу вовсе не боятся.

(В центре площадки стоят дети — «тигр» и «тигрица». «Тигрица» тихонько «рычит».)

Рядом с ним тигрица-мать

(«Тигрята» дразнят «родителей».)

Хочет деток наказать,

Чтобы больше не шалили,

Чтоб покладистыми были.

Раз, два, три,

Тигрят лови!

(На слово «лови» «тигры» бросаются ловить «тигрят», которые убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Стадо и волк

Встало солнышко. За речку

Я гоню своих овечек.

(Ребенок-«пастушок» прутиком выгоняет детей-«овечек» на площадку, произнося текст.)

Там сочная трава,

(Дети свободно передвигаются по площадке.)

Зеленая мурава.

(В дальнем конце площадки сидит ребенок-«волк».)

Там вода в кринице,

Чтобы им напиться.

(«Пастушок» уходит на противоположный конец площадки.)

Только вдруг крадется волк,

Серый волк — зубами щелк.

(Дети произносят текст, продолжая двигаться по площадке.)

— Поскорей ко мне бегите,

Свои шкурки берегите!

(«Пастушок» зовет «овечек». На слово «берегите» они кидаются к пастуху. «Волк» пытается их запятнать. Тот, кого запятнают первым, становится новым «волком».)

Бусы

(пятнашки-цепочка)

Много бусин, как горошки,

(Дети свободно двигаются по площадке.)

Раскатилось по дорожке.

(В центре площадки стоит ребенок - « иголочка».)

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся их собрать.

(На слово «собрать» «иголочка» начинает пятнать детей. Каждый запятнанный присоединяется к «иголочке». Так выстраивается длинная цепочка детей во главе с «иголочкой». Последняя незапятнанная «бусинка» становится новым водящим.)

Бабочки и жук

Бабочки-красавицы

Над цветами кружат,

(Дети свободно двигаются по площадке, машут руками, как крыльями.)

Бабочки-красавицы

С мотыльками дружат,

(Собираются в пары и кружатся в парах.)

Лишь боятся страшного

Майского жука.

(Из круга в дальнем конце площадки в ее центр выбегает ребенок-«жук».)

Прилетает утром

Он издалека,

Он летит и жужжит,

(Он бегает между детьми-«бабочка- ми» и громко «жужжит». «Бабочки» дрожат, стоя на месте.)

От жужжанья весь дрожит:

«Всех поймаю! Всех поймаю!

Крылья всем пообрываю!»

(После слова «пообрываю» «жук» бросается пятнать «бабочек». Они убегают за линию, за которой пятнать уже нельзя.)

Дождь колючий

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

(Дети стоят лицом в круг. Выполняют ритмичные прыжки на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Стала мокрою трава.

(Приседают.)

Раз, два, три! Раз, два, три!

(Вновь ритмично прыгают.)

Все намокло, посмотри!

(Тянутся вверх, подняв руки.)

Раз, два, три, четыре, пять!

(Передвигаются по кругу поскоками.)

Дождик нас бежит пятнать!

(На слово «пятнать» разбегаются. «Дождь» пытается запятнать как можно больше детей. Дети пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя.)

Васька серый

Спит на печке Васька серый,

До мышей ему нет дела.

(Ребенок-«кот» сидит на корточках в центре площадки.)

Мыши в горнице резвятся,

Мыши Ваську не боятся.

(Дети свободно двигаются по всей площадке, прыгают, кружатся.)

Вдруг открылся желтый глаз.

(«Кот» встает в полный рост.)

Кот поймает всех сейчас!

(На слово «сейчас» начинает пятнать «мышей». Дети пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя.)

Цапля

Цапля ходит по болоту,

(Дети идут по кругу, высоко поднимая колени.)

Цапля делает работу —

(Это же делает и ребенок-«цапля» в центре круга.)

Ищет черная лягушек,

(Меняют направление движения.)

Ловит бедных поскакушек.

Ходит, головой кивает,

(Выполняют ритмичные наклоны головы.)

Кто не спрятался — поймает!

(На слово «поймает» «цапля» начинает пятнать детей-«лягушек». Они пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя.)

Сова

На сосне сова сидит,

Во все стороны глядит,

(Ребенок-«сова» сидит на корточках в центре площадки.)

Где мышонок прошмыгнул,

Где зайчонок прикорнул,

(Дети свободно двигаются по всей площадке, бегают, прыгают.)

Где на ветке воробей.

Разбегайся! Не робей!

(На слова «не робей» «сова» начинает пятнать детей. Дети убегают за черту, проведенную в конце площадки, где пятнать уже нельзя.)

Улетайте, птицы

В небе синем птичьи стаи,

Птицы вольные летают.

(Дети свободно двигаются по площадке, изображая полет птиц.)

Черный коршун вдруг летит,

Клюв как лезвие блестит.

Быстро, птицы, улетайте,

(В центре на корточках сидит «коршун». На слово «летит» он тоже начинает двигаться по площадке, но пятнать начинает только на слова «не попадайте».)

В этот клюв не попадайте!

(Дети пытаются убежать от него за линию, где пятнать уже нельзя.)

Ноги выше поднимай

Как сегодня поутру

Мы затеяли игру —

(Дети поскоками двигаются по кругу.)

Развеселые пятнашки.

Эй, Сережки и Наташки,

Разбегайтесь по площадке,

(Разбегаются по площадке, свободно двигаются.)

Потанцуйте-ка вприсядку,

(Танцуют вприсядку.)

Быстро в парах покружитесь,

(Кружатся в парах.)

Ноги выше поднимайте.

На скамеечки садитесь,

Не толкайтесь, не деритесь.

(Дети вновь свободно двигаются по площадке, а слова произносит ведущий, который до этого момента сидел на скамейке.)

Я пятнаю тех ребят,

Что не сели, а стоят.

(На слово «стоят» ведущий начинает пятнать детей, которые не успели сесть.)

Эй, мороз!

А на улице мороз

Щиплет щеки нам и нос.

(Дети поскоками передвигаются по кругу, в центре которого стоит ребенок-«мороз».)

Раскраснелись щеки наши,

(На бегу трут щеки ладошками.)

Отчего мы стали краше.

Не боимся мы мороза,

(Продолжают двигаться по кругу.)

Нас смешат его угрозы.

(Руки на поясе.)

Эй, мороз, беги пятнать!

(Останавливаются, встают лицом в круг.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(На слово «пятнать» «мороз» начинает пятнать детей. Дети спасаются от «мороза», встав в круги, нарисованные подкрашенной водой на снегу. Кругов должно быть меньше, чем детей.)

Машины бусы

Бусы Маша собирала,

(Дети бегут по кругу на носочках.)

Собирала, задремала,

Бусы с нитки враз скатились,

(Руки на поясе. В центре на корточках сидит ребенок. Он закрывает глаза.)

Разбежались, закружились.

(Дети разбегаются по площадке.)

Поскакали по дорожке

(Дети прыгают на носочках и бегают по площадке.)

Разноцветные горошки.

Слушай, Маша, хватит спать!

Нужно бусы собирать.

(На слово «собирать» водящий начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный присоединяется к последнему в цепочке.)

Уклейки

В речке, будто по линейке,

(Дети-водящие образуют большой круг.)

Стайкой плавают уклейки -

(У них в каждой руке по два легких шарика для настольного тенниса.)

Серебристо-голубые

И красивые такие!

(Дети-«уклейки» свободно передвигаются внутри круга.)

Раз, два, три, не зевай

И уклеек запятнай!

(На слово «запятнай» водящие начинают бросать шарики в «уклеек». Те, в кого попали шарики, покидают круг. Когда шарики у водящих закончатся, они считают, сколько «уклеек» им удалось запятнать. Затем группы меняются местами. Побеждает та команда, которая запятнала больше «уклеек».)

Описание игры:

Игра в «Пятнашки» - это самая простая игра в догонялки, но со своим смыслом и даже некоторыми правилами. Количество детей в этой игре неограниченно ничем. Площадку для игры лучше оговорить заранее, и пусть это будет небольшая территория. Иначе маленькие игроки устанут быстрее, чем нужно. Из игроков выбирается водящий, который становится «пятнашкой». Если желающих на роль пятнашки никого нет, тогда вам поможет считалка:

«Ахи, ахи, ахи, ох,
Баба сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы бежим, а ты постой!»


«Пятнашка» должен догонять других игроков и запятнать их, проще говоря, задеть рукой. Игрок, которого водящий запятнал, становится сам «пятнашкой». Вот в этот момент нужно громко назвать имя нового водящего, чтобы другие игроки знали, от кого убегать. Тут-то и появляется интерес. Пятнашки меняются одна за другой, а вся дружная убегающая компания детей иногда не успевает перестраиваться от одного на другого водящего. Поэтому хитрый водящий сам может притвориться убегающим игроком и поймать кого-нибудь поблизости. Ну, а после того как водящий ловит игрока, они меняются местами. И все разбегаются дальше.

Даже в эту простую игру можно внести какие-нибудь интересные детали и разнообразить её. Например, игра «Пятнашки с передачей». Отличается от классической игры в пятнашки тем, что тот игрок, которого поймали, не сдаётся сразу, а пытается тут же запятнать своего ловца. Вот тут-то и проявится вся ваша ловкость и быстрота движений. Кто кого перехитрит? «Пятнашка» должен, конечно, быть активней. Иначе он так всю игру и будет бегать со своими пятнами за другими игроками. Да и все остальные игроки заскучают.


Ещё вариант этой игры «Пятнашка с мячом». В этой игре «пятнашке» можно не только бегать, но и кидать мячик в убегающих игроков. Опять же пробежка, ловкость рук, меткость глаз и весёлое настроение сопровождают всю игру.

Можно предположить, что корни этой игры уходят далеко в детство. Ведь дети очень любят марать руки и совсем не любят их мыть. Таким образом, ребёнок с грязными ручками становится настоящим «пятнашкой», который пытается на других взрослых и детях оставить свои следы. Марать свою одежду никто не хочет и все от него убегают.

Позволяют зарабатывать без вложений 50 рублей за 10 минут!

Полный и подобный обзор всей интернет работы без вложений и с вложениями -

Веселая спортивная игра «Пятнашки»

Одной из наиболее популярных игр для детей, где не требуется какое-либо оборудование, является «пятнашки». И не смотря на то, что эта игры известна многим поколениям и правила игры в «Пятнашки» очень просты, есть много вариаций игры, что позволит сделать ее еще более интересной.

Играющие собираются и выбирают кого-то на роль пятнашки. Дети, которые играют в игру, должны разбегаться по площадке, а тот, кто водит должен их ловить. Того, кого догнал водящий догнал и дотронулся рукой, то есть запятнал, и становится пятнашкой.

Пойманный должен задержаться и подождать пока его имя произнесут, чтобы все услышали, кого теперь нужно бояться. Все очень просто. Детям очень нравится эта подвижная игра. Если в игру ввести еще более интересные правила, тем самым усложнив ее, тогда играть, станет намного интереснее.

Вариации правил игры в «Пятнашки»

За время существования данного спортивного развлечения придумана масса различных вариаций игры. Основные правила те же, отличия в деталях. Вот несколько из них:

  1. Если пятнашка догоняет кого-то, а ему пересек путь кто-то из убегающих, тогда следует погнаться за ним.
  2. Запятнать водящий может только кого-то в процессе бега, а чтобы быть в безопасности можно присесть.
  3. Играющий если хочет спастись должен подбежать к дереву, стать около него и обнять.
  4. Пятнашка не может пятнать того играющего, который в опасный момент взял за руку еще одного игрока.
  5. Если игрок стал на одну ногу, а другу согнул назад и держит, значит, его запятнать нельзя.

  1. Все игроки, кроме водящего, за поясом держат по ленте. Когда пятнашка догоняет кого-либо из игроков, его целью является выхватить ленту и спрятать себе за пояс, тогда пятнашкой становится игрок без ленточки.
  2. Два игрока держат скакалку за разные концы и убегают вдвоем, а когда пятнашка кого-то запятнает, тот его должен сменить.
  3. Можно играть и с мячом. Пятнашка должен попасть мячом в одного из играющих. Соответственно тот, в кого попали, будет новым водящим. Но если мяч не попал ни в кого, другие играющие могут его забрать и кидать друг другу. В таком случае, пятнашка должен либо отобрать мяч, либо запятнать кого-то в момент, когда мяч в руках.
  4. Площадка делится на несколько участков. Можно на два, три либо четыре. И на каждом участке должен быть свой водящий, причем следует сделать ему отличительные символы. Другие игроки могут бегать по всему участку. На каждом участке можно нарисовать круг, что означает дом безопасности или отдыха для тех, кто устал много бегать. Играющий, до которого дотронулся пятнашка, должен стать водящим на участке, где его запятнали.
  5. Когда игроков не так много, можно попробовать поиграть так. Одного играющего выбрать пастухом, двух - волками и четыре или пять - овечками. Пастух победит, когда поймает волков, а волки когда догонят всех овец.

В эту игру хорошо играть в большом помещении или на площадке. Количество играющих может быть различным: от пяти до двадцати и более. Играть нужно до тех пор, пока у ребят будут силы, и они не очень устанут. Наиболее популярны пятнашки с передачей, с мячом, от земли, турецкие.

Правила игры в «Пятнашки турецкие»

Рассмотрим правила игры турецких пятнашек. В этой игре главным отличием являются прыжки. Отличие от обычных пятнашек в том, что игрок, который был настигнут, может присесть в опасную минуту. Если игрок смог и успел присесть, значит, он спасен и может вернуться в группировку других игроков. Пятнашка дальше старается поймать и подстерегать жертву, которая устала сбежать. И если ему удалось запятнать кого-то неповоротливого, тот становится водящим.

Интересным вариантом игры является пятнашки с передачей. Опять же, выбирается просторное место и все бегут от водящего врассыпную. Пятнашка ищет себе жертву, и когда настигает ее, игрок должен ответить ему назад пятнашкой и убежать, то есть как - бы вернуть ему назад передачу. Для достижения этой цели, игроки должны быть ловкими и подвижными. Ведь нужно стараться быть лучше и превзойти один другого.

В игре дети очень развиваются. В нее можно играть не только детям дошкольного возраста, но и школьникам. Ведь в процессе игры совершается много физических упражнений, развивается ловкость и выносливость, что очень полезно для здоровья.

Если дети хотят научиться играть в футбол, то можно найти правила и особенности игры здесь , а если нужно найти способ приучить ребенка к усидчивости, то можно обратиться к странице сайта . Развлечения на любой вкус для детей и их родителей без использования компьютеров представлены здесь .

Вы можете легко найти любую игру или страницу на нашем ресурсе. Для этого вам нужно воспользоваться - она очень удобная и понятная.

Развивающие логические игры - это не только отдых и развлечение. Головоломки направлены на Существует огромное количество развивающих настольных и компьютерных игр. Среди хорошо известных и популярных можно назвать нестареющую головоломку под названием «Пятнашки».

История возникновения игры

На первый взгляд простая головоломка имеет богатую историю, которая берет начало в далеком тысяча восемьсот семьдесят четвертом году. Ее создателем был американец Ной Палмер Чепмэн. Обыкновенный почтмейстер, проживавший в небольшом городке штата Нью-Йорк, придумал головоломку, состоящую из шестнадцати номерков-квадратиков. Все квадратики необходимо было выстроить по четыре в ряд.

При этом сумма чисел в каждом из них должна была равняться тридцати четырем. Сын почтмейстера Фрэнк Чепмэн усовершенствовал игру и изменил ее правила. Головоломка довольно быстро приобрела популярность по всему миру, сохранив ее до наших дней.

Правила игры

Увлекательная и довольно сложная будет интересна как детям, так и взрослым. «Пятнашки» - настольная игра, состоящая из квадратной коробки, заполненной набором фишек.

Они пронумерованы от единицы до пятнадцати и располагаются в коробочке в произвольном порядке. При этом остается пространство для их перемещения. Задача всей игры состоит в том, чтобы путем перемещения фишек получить последовательный Они должны выстроиться по номерам в порядке возрастания. На первый взгляд это легко и просто. Но не следует спешить с выводами. Это задание не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд. В отдельных случаях оно не имеет решения.

Простая версия головоломки

Для приобретения навыков начнем с самого простого варианта. «Пятнашки» 2х2 прекрасно помогут уловить суть игры. Эта версия предусматривает квадратную коробку, в которой находятся три фишки с цифрами от одного до трех. На игровом поле их расставляют в произвольном порядке. Их следует упорядочить, выстраивая в ряд: 1, 2, 3. Для того чтобы разгадать головоломку, не следует хаотично перемещать фишки. Необходимо логически вычислить, как собрать «Пятнашки».

Схема игрового поля состоит из четырех позиций. Три из них заняты фишками. Четвертая пустая, она предназначена для перемещения. В конце игры верхние позиции заняты цифрами 1 и 2. В нижнем ряду располагается тройка. Начинаем игру. Допустим, в нашем простом варианте в верхнем ряду стоят тройка и единица. А под тройкой снизу располагается двойка, справа от которой резервное пространство для перемещения. Смещаем ее на пустое место. Тройка опускается вниз на освободившееся место. Далее единица движется в левый угол. За нею двойка перемещается вверх.

В результате несложных действий головоломка решена. Немного усложняем задание. В варианте 3х3 как собрать "Пятнашки?

Схема показывает последовательность ходов. Теперь можно перейти к более сложному варианту «Пятнашек».

Головоломка, состоящая из пятнадцати фишек

После освоения простой версии игры можно решить более сложную головоломку. Задачу несколько усложняем. Попробуем разобраться, как собрать «Пятнашки» 4х4. Эта классическая версия игры имеет коробку, в которой находятся пятнадцать фишек с номерами от одного до пятнадцати. Также предусмотрено резервное пустое пространство для их перемещения. Принцип решения головоломки такой же, как и в простом варианте. Все числа расставлены в произвольном порядке. Необходимо выстроить их в порядке возрастания номера.

Описание игры. Порядок перемещения фишек

Попробуем представить, как собрать «Пятнашки». Схема состоит в последовательном перемещении фишек. Допустим, что на игровом поле цифры располагаются в следующем порядке:

  • 1-я линия - 8, 15, 2, 11;
  • 2-я линия - 4, резервное пространство, 10, 9;
  • 3-я линия - 12, 5, 1, 6;
  • 4-я линия - 3, 14, 7, 13.

Для начала в верхней части коробки собираем первый ряд чисел от одного до четырех. Выстроить его несложно. После нескольких перемещений фишек игровое поле имеет следующий вид:

  • 1-я линия - 1, 2, 3, 11;
  • 2-я линия - 15, 10, резервное место, 4;
  • 3-я линия - 5, 8, 6, 9;
  • 4-я линия - 14, 12, 7, 13.

Для того чтобы установить четверку на положенное место, смещаем десятку и пятнадцать по часовой стрелке на одну позицию. Далее все цифры первого ряда против часовой стрелки. Единицу переместим вниз. А остальные фишки сдвигаем на одну позицию влево. Теперь опускаем фишку под номером одиннадцать вниз. И выстраиваем цифры первого ряда в правильной последовательности. Аналогичным способом восстанавливаем второй ряд.

Для этого все основные перемещения происходят в третьем ряду. После восстановления правильной последовательности второго ряда игровое поле будет иметь следующий вид:

  • 1-я линия - 1, 2, 3, 4;
  • 2-я линия - 5, 6, 7, 8;
  • 3-я линия - резервная ячейка, 14, 10, 11;
  • 4-я линия - 12, 15, 13, 9.

Остается совсем немного до полного решения головоломки. Приступаем к расстановке фишек в третьем ряду. Для этого, прежде всего, перемещают начальные номера двух последних рядов на свои места. Фишки 9 и 13 фиксируют и более не перемещают. Эта позиция имеет следующий вид:

  • 1-я линия - 1, 2, 3, 4;
  • 2-я линия - 5, 6, 7, 8;
  • 3-я линия - 9, резервное пространство, 15, 11;
  • 4-я линия - 13, 14, 12, 10.

На игровом поле остается шесть клеток, в которых размещаются пять фишек. Для того чтобы восстановить правильный порядок цифр, необходимо, чтобы номера 12 и 15 заняли свои места. Этого добиться можно путем нескольких перемещений. После этого верная комбинация чисел будет достигнута.

Проиграв данную логическую схему, вы получите представление о том, как собрать «Пятнашки». Инструкция игровой последовательности может быть использована для самых различных цифровых комбинаций. Принцип расстановки и перемещения номеров сохраняется.

Аналоги цифровых «Пятнашек»

Логическая увлекательная игра основана на перемещении фишек с номерами, которые выстраивают в определенной последовательности. Основываясь на принципах данной игры, созданы не менее занимательные головоломки, в которых числа заменяют рисунками. Картинку разрезают на отдельные фрагменты. Цель такой логической игры - собрать первоначальное изображение в единое целое. В отличие от цифровых «Пятнашек» она всегда имеет решение.

Популярная головоломка "пятнашка" была придумана еще в конце 19 века. Классическое игровое поле представляет собой матрицу 4х4 клеток, на котором по порядку (слева - направо и сверху - вниз) располагаются цифры от 1 до 15. Последняя клетка – пустая. Клетки перемешиваются определенным образом, и задача игрока состоит в том, чтобы восстановить их первоначальное правильное расположение. Делать это можно лишь путем перемещения на пустую клетку другой, соседней с ней клетки (расположенной слева, справа, сверху или снизу от пустой).

К настоящему времени придумано много разновидностей «пятнашек», различающихся как рисунками, нанесенными на игровое поле, так и размерами самих игровых полей. Для того чтобы научиться правильно играть в эту игру, будем использовать один из простейших ее видов: с игровым полем 3х3 клетки и цифрами от 1 до 8.

Пусть, после перемешивания клеток, имеем следующий расклад:

Будем собирать «пятнашку» по порядку, начиная с клетки с цифрой «1» (настоящие мастера этой игры часто поступают по-другому, исходя из сложившегося расклада). Сначала поставим цифру «1» в левый верхний угол. Для этого последовательно сдвинем сначала цифру «2» вниз, затем «7» - вниз», на освободившееся место, затем «4» - влево и «1» - влево.

Теперь сдвинем «5» - вверх, «3» - вправо, «7» - вправо, «4» - вниз и «1» - влево. Цель достигнута!

Далее наша задача заключается в том, чтобы поставить на место цифру «2», не перемещая уже стоящую на своем месте цифру «1». Сделать это, оказывается, не совсем просто; т.е., вообще-то просто, но это может оказаться неправильным действием. Покажем это на следующем примере.
Сдвигаем «7» вверх, «8» - вверх, «2» - вправо, «4» - вниз, «8» - влево, «2» - вверх.

Теперь сдвигаем «6» - влево, «3» - вниз», «5» - вниз, «7» - вправо и «2» - вверх.

Цель вроде достигнута, и нам нужно поставить на место следующую цифру: «3». Сдвигаем «5» влево и «3» - вверх.

Как теперь поставить цифру «3» в правый угол? Ведь, если мы пойдем привычным путем, и сдвинем «6» вправо, «5» - вниз, «2» - вниз, «7» - влево» и «3» - вверх, то мы достигнем своей цели, но цифра «2» будет уже не на своем месте!

Рассмотрим внимательно создавшееся положение: оно очень важно для нахождения правильного алгоритма игры. Что нам мешает поставить на место цифру «2»? Цифра «7»! Вот, если бы ее не было или на ее месте стояла бы цифра «3», тогда, конечно, все было бы в порядке… Отсюда можно сделать важный вывод: ранее мы поспешили поставить на свое место цифру «2», т.к. при постановке «3» мы вынуждены были эту «2» оттуда убрать (нам не хватило пространства игрового поля). Т.е., если бы мы поставили на место цифры «2» цифру «3», то все было бы в порядке: сдвинув «3» вправо и «2» - вверх, мы восстановили бы всю верхнюю строку!
Признав постановку на свое место цифры «2» (сразу после постановки «1») неправильным действием, вернемся к позиции, сложившейся у нас ранее после постановки цифры «1».

Поставим на место, отведенное для цифры «2», цифру «3». Для этого сдвинем «5» влево, «3» - вверх, «7» - вправо, «5» - вниз и «3» - влево.

Теперь, согласно сделанному нами выводу, нам необходимо поставить под цифру «3» цифру «2». Для этого сдвинем «7» вверх, «5» - вправо.

Затем сдвинем «8» вверх, «2» - вправо, «4» - вниз, «8» - влево и «2» - вверх. Цель достигнута.

Нам осталось теперь сдвинуть «6» влево, «5» - вниз, «7» - вниз, «3» - вправо и «2» - вверх. Верхняя строка заполнена!

Однако, в дальнейшем, у нас опять получилось бы положение, при котором мы не сможем поставить цифру «7» на свое место: ведь для этого нам придется сдвигать уже стоящую на своем месте «4».

Возвращаемся назад.

Вспомним, как ранее мы ставили цифру «3»? Для этого мы устанавливали ее сначала на место цифры «2», цифру «2» - под нее, а затем сдвигали эти цифры друг за другом в верхнюю строку. Сейчас у нас тот же самый случай, только устанавливаем мы цифры не в строку, а в столбец! Поэтому у нас проблема не с цифрами по порядку в строке («4» и «5»), а с цифрами по порядку в столбце («4» и «7»). По аналогии с ранее рассмотренным случаем, нам нужно поставить на место цифры «4» цифру «7», а саму цифру «4» - правее ее.
Сначала ставим цифру «7». Для этого сдвигаем «7» влево, «5» - вверх, «6» - вправо, «4» - вправо, «8» - вниз и «7» - влево.

Сдвигаем «4» вверх. Цель достигнута! Сдвигаем «7» вниз, «4» влево. Левый столбец заполнен!

Нам останется только сдвинуть «5» влево и «6» - вверх, и игра будет завершена!

Теперь обобщим полученные сведения о прохождении игры, которые можно распространить и на другие размеры и рисунки игрового поля: когда в строке (столбце) остается поставить только две клетки, то последнюю клетку нужно сначала поставить на место предпоследней, а предпоследнюю – снизу (справа) от нее.

Конечно, на игровом поле с рисунком вместо цифр, да еще и большего размера, играть гораздо труднее, но выведенный выше алгоритм сохраняется. Остальные клетки ставятся легко, а вот последние и предпоследние в каждой строке и столбце необходимо устанавливать на свои места синхронно, одну за другой.

И, в заключение, рассмотрим часто встречающийся случай, когда последняя и предпоследняя клетки строки или столбца находятся рядом (в данном случае «2» и «3»), но не в том порядке, как нужно. Что делать?

Для решения этой проблемы необходимо разделить эти клетки так, чтобы они не стояли рядом - таким образом получается пространство для перемещения нужной клетки. Отделите пока ненужную предпоследнюю клетку и поставьте ее так, чтобы между ней и последней клеткой находилась еще хотя бы одна. Например, сдвинув клетку «7» влево, «2» - вниз, «3» - вправо, «7» - вверх, «5» - вверх, «6» - влево, «2» - вниз и «5» - вправо, мы получаем необходимое пространство.

С помощью этого пространства можно в дальнейшем легко (независимо одну от другой) переместить и «3» (влево), и «2» (под нее) в нужные места.

Остается добавить, что эту игру можно легко изготовить в домашних условиях. Наклейте картинку (или ее фрагмент) на квадратный листок картона, разрежьте его на 9 (16, 25 и более) одинаковых клеточек, уберите одну из них, и игра готова! Обратите только внимание, что перемешивать эти клеточки для того, чтобы получить начальной положение для проведения игры, можно только путем сдвига на свободное поле соседних с ним клеточек: иначе (с 50% вероятностью) картинка не соберется!

Статьи по теме: