Тренинговая игра кораблекрушение. Командная игра: Катастрофа. Сценарий психологической игры: «Кораблекрушение»

Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Цель. В этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководительства, а также может способствовать сплочению ее участников.

Материалы. Копии инструкции, листы бумаги и карандаши.

Процедура. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии со следующими ниже инструкциями.

«Вы дрейфуете на некоей частной яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена.

Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

  • - Секстант.
  • - Зеркальце для бритья.
  • - Пятигаллоновый бочонок воды.
  • - Противомоскитная сетка.
  • - Одна коробка с армейским рационом питания.
  • - Карты Тихого океана.
  • - Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
  • - Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
  • - Транзисторный приемник.
  • - Репеллент для отпугивания акул.
  • - Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
  • - Одна кварта пуэрто-риканского рома.
  • - Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
  • - Две коробки шоколада.
  • - Набор рыболовных принадлежностей.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45 минут для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

  • 1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.
  • 2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
  • 3. Избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг.
  • 4. Относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Можно потратить некоторое время на обсуждение процесса принятия решения. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения? Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Почему? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какие скрытые формы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать свое мнение? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

В качестве варианта можно предложить одному или нескольким членам группы, чтобы они не принимали участия в самом упражнении, а вместо этого наблюдали за тем, как его выполняют другие, комментировали их действия и таким образом осуществляли обратную связь.

Цель: опыт групповой дискуссии и принятия решения группой, закрепление навыков командной работы.

Оборудование: бланк для игры.

Бланк для игры.

Предметы Мой ответ Р1 Ответ пары Р2 Ответ группы Р3 Ответ экспертов Р 4 Эффек- тивность личная Р 4 - Р 1 Эффек- тивность парная Р 4 - Р 2 Эффек- тивность группы Р 4 - Р 3
Зеркало для бритья
Канистра с водой
етка Сетка от москитов
Одна коробка с армей- ским рационом
Карты Тихого океана
Надувная подушка (спасат. плав. средство)
Канистра нефтегазовой смеси
Маленький транзистор- ный радиоприемник
Реппелент, отпугиваю- щий акул
20 кв м непрозрачного полиэтилена
Бутылка рома крепостью 80 º
15 м нейлонового каната
2 коробки шоколада
Секстант для ориенти- ровки по звездам
Рыболовная снасть
Сумма

Инструкция. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять тысяч банкнот.

Ваша задача – классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.



Следующий этап – обсуждение вашего спасения и классификация предметов в паре.

После того, как группа сообщила о готовности, зачитывается мнение экспертов (реальных исследователей, путешественников, спасателей МЧС России).

Мнение экспертов . Основными вещами, необходимыми потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды, поэтому они менее ценны.

Список предметов

1. Зеркало для бритья – важно для сигнализации морским и воздушным спасателям.

2. Канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Может быть зажжена (естественно, вне плота) тысячными банкнотами и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Канистра с водой утолит жажду.

4. 1 коробка с армейским рационом обеспечивает основное питание

5. 20 квадратных метров непрозрачного полиэтилена используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. 2 коробки шоколада – резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть – оценивается ниже, чем шоколад, потому что в этой ситуации «лучше синица в руках, чем журавль в небе».

8. 15 метров нейлонового каната можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка – если кто-то упадет за борт, может служить спасательным средством.

10. Репеллент для отпугивания акул – назначение очевидно.

11. 1 бутылка рома крепостью 80 º - содержит 80 º алкоголя – достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, в других ситуациях имеет малую ценность, т.к. употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник имеет незначительную ценность, т.к. нет передатчика.

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка – в Тихом океане москитов нет.

15. Секстант – без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

После того, как выяснили разницу с мнением спасателей, считается общая сумма каждой колонки (по модулям):

· 0-30 – высокая эффективность

· 30-60 – средняя эффективность

· 60-120 – низкая эффективность

· свыше 120 – практически отсутствует.

Эти цифры – хорошая основа для анализа (рефлексии):

· Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия?

· Была ли выработана общая стратегия спасения?

· Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

· Ты не согласен с принятым решением?

· Почему тебе не удалось отстоять собственное мнение?

· Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения?

· На какой стадии появился лидер?

· Что заставило прислушаться к его мнению?

· Какими способами участники добивались согласия с их мнениями?

· Какие способы поведения только мешали общей работе?

· Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

В случае ограничений, технических, временных и проч., для реализации целей организации групповой дискуссии, принятия решения командой может быть использована

Игра «Необитаемый остров» (модификация игры «Потерпевшие кораблекрушение»).

Ведущий зачитывает описание ситуации:

«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала не­известно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть усло­вия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от слу­чайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожи­данно открылась. В ней есть любые предметы.

Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка - 7-8 минут».

После выполнения этой части задания группе дается следую­щая инструкция:

«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация та­кова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предме­тов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый список.

Рефлексия.

При анализе упражнения группа обсуждает следующие воп­росы:

· Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?

· Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие - препятствовали?

· Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

В процессе обсуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:

1. Постановка (выявление) проблемы.

2. Прояснение ситуации.

3. Перевод проблемы в задачу.

4. Формулирование и заслушивание вариантов решения.

5. Обсуждение последствий каждого из вариантов.

6. Принятие единого решения.

Возможности игры:

Знакомство участников между собой;

Объединение в группу;

Определение статусности участников в группе;

Реализация потенциала активности в деятельности и др.

Инструкция:

«Представьте, что Вы плывёте на корабле по Тихому океану. Прямо по курсу - остров. Вы в предвкушении интересных приключений на берегу. Неожиданно прибрежные рифы про­парывают обшивку корабля, и он начинает стремительно тонуть. У Вас есть только несколько минут, чтобы собрать минимум необходимых ве­щей и на плоту добраться до острова».

Уча­стникам тренинга раздаются бланки с перечнем предметов, из которых нужно выбрать только 10:

1. Две коробки шоколада

2. Фляга с ромом

3. Канистра с горючим

4. Карта Тихого океана

6. Транзистор

7. Противомоскитная сетка

8. Брезент

9. Рыболовная снасть

10. Топорик

11. Канистра с водой

12. Спички

13. Ружье и патроны

14. Репеллент (от акул)

15. Зеркало для бритья

16. Спасательный круг

17. Бинокль

18. Спальный мешок

19. Секстант

20. Гарпун

«У каждого сейчас перед глазами список из 20 предметов. Любой из них пригодился бы на острове. Но Вы мо­жете выбрать только 10 - больше плот не выдержит».

1-ый этап:

Каждый из участников работает со списком предметов самостоятельно. Отмечает необходимые 10 предметов и ранжирует их по степени значимости (1-ый самый необходимый, 2-ой менее и т.д.)

2-ой этап:

Участники создают группы по 3-4 человека. Перед группой ставится задача сформировать общий список из 10 предметов таким образом, чтобы туда вошли предметы из индивидуальных списков. Каждый участник имеет право и отстаивать свою позицию, и соглашаться с мнением других. Отобранные предметы ранжируются по значимость (см. 1-ый этап).

3-ий этап:

Участники тренинга объединяются в одну команду и работают по схеме, как и на 2-ом этапе, обсуждая значимость каждого необходимого предмета.

Важно!

Всё происходящее во время поэтапных обсуждений фиксируется на видеокамеру оператором (ведущим, соведущими и др.).

4-ый этап:

Группе предоставляется возможность просмотреть, обсудить видеоматериалы и сделать выводы о вкладе каждого члена команды в общее дело.

Пояснения для ведущего:

Самыми необходимыми предметами являются те, которые слу­жат для привлечения внимания и помогают выжить до прибытия помо­щи. Средства навигации в этих условиях имеют второстепенное значе­ние, так как знание места кораблекрушения не может улучшить положение потерпевших. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья (для сигнализации воздушным и морским спасателям) и ка­нистра с горючей смесью, а также бинокль.

Вторыми по значимости являются канистра с водой, шоколад и фляга с ромом (для дезинфекции и профилактики возможных болез­ней).

Третьими по значению можно считать те средства, с помощью которых в ближайшем будущем можно добыть пищу - гарпун, ружье и патроны, рыболовная снасть, а также те подручные средства, которые могут способствовать выживанию (спальный мешок, брезент, топорик, канат).

Противомоскитная сетка не пригодится, так как в Тихом океане нет москитов. Транзисторный приемник без передатчика практически бесполезен.

Приведенная классификация является приблизительной и допу­скает изменения при условии достаточной аргументации.

Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры Коллектив авторов

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Пояснительная записка

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» предназначена для освоения и осмысления инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретной цели, структурированием системы деловых отношений с другими людьми.

Данная игра позволяет развивать навыки целеполагания и планирования деятельности; развивать внутреннюю гибкость в разработке и изменении плана действий; развивать навыки саморегуляции в процессе достижения целей; развивать социальную и личностную критичность, умение соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

Цель: «Потерпевшие кораблекрушение»: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Время проведения: около 1 часа.

Проведение игры

1-й этап.

Ознакомление всех участников с условиями игры:

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Представьте, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли».

Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповреждёнными в результате пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Список предметов:

Сектант.

Зеркало для бритья.

Канистра с 25 литрами воды.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная плавательная подушка.

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприёмник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Два квадратных метра непрозрачной плёнки.

Один литр рома крепостью 80%.

450 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.

2-й этап.

Попросите каждого из участников самостоятельно проранжировать указанные в приложении предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).

На этом этапе деловой игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3-й этап.

Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.

Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так как они это делали по отдельности).

На этом этапе допускаются дискуссии по поводу выработки решения.

Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

4-й этап.

В каждой подгруппе выбирается лидер, который бкдет отстаивать мнение группы. Выбирается эксперт для группы лидеров. Лидеры от подгрупп приглашаются в центр круга и ранжируют предметы по стапени важности. Лидеры обсуждают свои решения. Подсказок от остальных игроков быть не должно.

А). Выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и др.. Насколько активно и убедительно лидеры защищали и отстаивали интересы своей подгруппы.

Б). Зачитайте «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО:

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нём запасти достаточное количество воды и пищи для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая даётся ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

Непрозрачная плёнка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

Коробка шоколада. Резервный запас пищи.

Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.

Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадёт за борт.

Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя – достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

Радиоприёмник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен. Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с

предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасёнными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Предложите сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то участник или группа «утонули»; В). Сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных участников?

Комментарии к проведению:

Данная игра даёт возможность количественно оценить эффективность группового решения.

В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

Решение проблемы в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.

Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.

Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Занятие 2.2. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба» Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Занятие 10.2. Деловая игра «Конфликтная ситуация в комплексной бригаде строителей» Цель игры. Ознакомить студентов с социально-психологическими исследованиями конфликтов, возникающих в трудовых коллективах и малых формальных и неформальных группах, выделить причины

Из книги Голая правда о женщине автора Скляр Саша

Занятие 12.2. Тема: «Конфликты в организации». Деловая игра «Реформирование организации» Цель игры. Развитие у студентов навыков анализа конфликтов в организации и формирование у них умений вести деловую дискуссию по спорным вопросам.Игровая ситуация. Внедрение новых

Из книги Как сохранить успех. Искусство общения. Технологии, иллюзии, возможности автора Цветкова Евгения Геннадьевна

Занятие 12.3. Деловая игра «Конфликт на промышленном предприятии» Цель игры. Ознакомить студентов с конфликтными ситуациями, возникающими на промышленных предприятиях в период их реконструкции, научить распознавать причины и виды конфликтов, а также находить

Из книги Общаемся с легкостью [Как находить общий язык с любым человеком] автора Ридлер Билл

Занятие 13.2. Деловая игра «Супружеский конфликт» Цель игры. Ознакомить студентов с одним из вариантов супружеских конфликтов, определить их виды и попытаться найти возможные варианты решения супружеских конфликтов подобного типа.Участники игры:1. Муж – работник

Из книги Я - женщина автора Шереметева Галина Борисовна

Занятие 13.3. Деловая игра «Социально зрелая семья» Цель игры. Ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, закрепить навыки распределения доходов, сведения баланса доходов и расходов; сформировать умение коллективно обсуждать

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Занятие 15.2. Тема: «Глобальные и региональные конфликты». Деловая игра «Международная координация» Цель игры. Показать участникам взаимосвязь промышленного производства с уровнем благосостояния населения и состоянием окружающей среды; закрепить навыки коллективной

Из книги автора

Из книги автора

5. Деловая Считается, что в популяции 10–15 % мужчин и женщин имеют тенденцию к трансформации роли. Так вот, деловых среди современных российских женщин – 16 %.Она слабо представляет, зачем нужны мужчины. Она сама по складу характера – мужчина. А раз мужчина, значит, и

Из книги автора

Деловая игра «ЛИДЕР» Представьте себе, что в вашем коллективе в одночасье исчезли все связывающие людей формальности. Среди вас больше нет начальников и подчиненных. Никто никому ничего не должен, не обязан. Никто не может ничего приказать. Любой член группы может уйти и

Из книги автора

Деловая поездка «Страдалец». Когда он что-то просит, то строит фразы так, чтобы вызвать чувство вины у собеседника, надеясь, что тот поймет, скольким ему приходится жертвовать, и даст то, что нужно. Тогда «страдальцу» не придется прямо просить о чем-то. Ему трудно

Из книги автора

Деловая женщина Современная жизнь, когда женщина может заработать и обеспечить себя, создала этот стереотип женщины. Они не надеются на помощь и обеспечение мужчиной, как представительницы некоторых других стереотипов женского поведения. Эти женщины встали «на ринг» и

Из книги автора

Деловая экономическая игра «Едем на Гоа» Пояснительная запискаУчастникам деловой экономической игры предлагается организовать туристические агентства для привлечения туристов на остров Гоа. В ходе игровой деятельности участники знакомятся с историей, культурой

Потерпевшие кораблекрушение Цель: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой; учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи; предоставляет информацию относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе и может внести вклад в сплоченность членов группы (Pfeiffor & Jones, 1975, р). Необходимое время: 1,5 часа. Материалы: Копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши. Подготовка: Руководитель должен иметь навыки исследования группового процесса. Процедура: Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.


Потерпевшие кораблекрушение Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара на борту большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго- западу от ближайшей земли.


При взаимодействии людей в сложных условиях совместной деятельности возникает необходимость перейти от индивидуального мышления к групповому. Сравнение результатов группового и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу группового, хотя, казалось бы, увеличение количества умственных усилий должно привести к соответствующему повышению. Имеющиеся экспериментальные результаты показали, что разные формы интеллектуальной деятельности, особенно сложной, ухудшаются даже в случаях простого присутствия других людей. Очевидно, в группах начинают действовать социально-психологические законы типа конформизма, адаптации к принятым в группе эталонам, уменьшения индивидуального вклада каждого в общий результат деятельности при увеличении численности группы (закон Рингельмана). Однако коллективные умственные действия это реальность, и при свободном обсуждении результатов, отсутствии страха наказания и напряженности, равноправном положении всех участников дискуссии возможно не только повышение групповых результатов по сравнению с индивидуальными (вспомните русскую пословицу Ум хорошо, а два лучше), но и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач. Метод мозгового штурма основан на соблюдении именно этих условий, и он активно используется в современных бизнестехнологиях. В предлагаемой методике Кораблекрушение (Кьелл Рудестам, 1994) испытуемые должны оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи и проанализировать собственное поведение, например степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.



Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот... Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.


Секстан Зеркало для бритья Канистра с водой Противомоскитная сетка Одна коробка с армейским рационом Карта Тихого океана. Надувная подушка (плавательное средство). Двухгалонная (ок. 9 литров) канистра нефтегазовой смеси. Маленький транзисторный радиоприемник Репеллент, отпугивающий акул Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика Одна бутылка рома крепостью 80 градусов. Пятнадцать метров нейлонового каната Две коробки шоколада Рыболовная сеть


После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:


1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически. 2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти. 3. Избегайте таких методов "уменьшения конфликта", как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи. 4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.


Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.














7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица в руке лучше журавля в небе". Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.














При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывается разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Например, если испытуемый ставит для карт Тихого океана цифру 5, считая их достаточно необходимыми, а в контрольном списке они стоят на цифре 13, цена ошибки составляет 13-5=8 баллов. Подсчитывается также общая сумма баллов по обоим спискам. Если сумма оказывается больше 60 баллов, испытуемым угрожает неудачное плавание.


Каждый испытуемый оценивает преимущество индивидуального или группового мышления, а также с помощью метода самонаблюдения свое поведение при проведении дискуссии. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимали участники группы для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решения группой? В качестве варианта один или несколько наблюдателей, не принимающих участия в групповом процессе, могут предоставить после выполнения задачи обратную связь о групповом или индивидуальном поведении.

Статьи по теме: