Что включает в себя сюжетно ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра. Что такое сюжетно-ролевая игра

Взросление детей проходит многочисленные этапы, и на каждом из них деток сопровождает сюжетно-ролевая игра. Кроха занимается с игрушками неосознанно, сначала сам, а затем со своими сверстниками. Так как все восприятие окружающего мира у него происходит в игровом процессе, этот вид деятельности очень важен для гармоничного развития.

Характеристика сюжетно-ролевой игры

То, как детки воспринимают окружающую действительность, составляет основу любой сюжетно-ролевой игры. Они примеряют на себя роль взрослых, опираясь на собственный опыт, то есть на то, как они это видят. Еще в возрасте 2-3 лет дети начинают увлекаться игрушками, и это является самым первым проявлением потребности в таком виде деятельности. Чем старше он становится, тем более серьезными становятся действия.

Нельзя недооценивать значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Она необходима каждому, ведь через нее происходит психическое, личностное и интеллектуальное развитие маленькой личности. При помощи игр дети могут самостоятельно справляться с различными фобиями (боязнь темноты, собак, врачей, общения со сверстниками) без вмешательства психолога.

Подобные игровые формы прекрасно адаптируют маленького человечка к новым для него условиям – переезду на другое место жительства, поступлению в школу. Цель сюжетно-ролевой игры – помочь карапузу освоиться в мире взрослых. До этого возраста ему еще далеко, но это является преимуществом – за годы таких занятий дети успевают узнать, как должны вести себя взрослые люди в той или иной ситуации, и это поможет им в будущем. Структура сюжетно-ролевой игры состоит из роли, содержания и сюжета. Каждому из компонентов отведена определенная роль, и все они являются значимыми:

  1. Сюжет – это та сфера человеческой деятельности, которая обыгрывается в процессе игры. Это может быть семья, школа, полиция, детский сад – все как в реальной жизни.
  2. Сначала роли дитя выбирает для себя самостоятельно. После, они распределяются между участниками, и каждый хочет исполнять ту, которая ему больше по душе.
  3. Содержание зависит как от возраста игроков, так и от имеющегося у них жизненного опыта. Сюжетно-ролевая игра – это осознанные действия, которые выполняются в определенном порядке по договоренности участников.

Виды сюжетно-ролевых игр дошкольников

Взрослые, в основном, являются лишь наблюдателями и не вмешиваются в ход действия. Какие сюжетно-ролевые игры для детей выбрать, решают сами участники. Они делятся на пять основных разновидностей, но могут быть и смешанными:

  1. Постановочные игры. В них карапуз сам является режиссером своих действий. Он говорит от своего имени, или от имени игрушки, согласно придуманного им самим сценария.
  2. Общественные игры будут полноценными, когда в наличии имеются игрушки для сюжетно-ролевых игр для детей. Для обыгрывания сюжета на тему «больница», «транспорт», и прочие, понадобится соответствующий реквизит.
  3. Существуют менее распространенные игры на патриотическую или героическую тему. В них детки могут быть отважными солдатами, известными космонавтами.
  4. Сюжетно-ролевая игра может отображать мультфильмы или сказки с участием персонажей из них – Микки Мауса, Злого волшебника – она называется сказочной.
  5. Бытовая тематика одна из любимых у детворы - «дом» или «семья» демонстрируют истинные отношения в семье ребенка.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Когда-то наступит время, когда дитя впервые пойдет за хлебом в ближайший магазинчик. Подготовка к этому ответственному делу начинается заранее. Для этого используются подобные сюжетно-ролевые игры для дошкольников:

  1. Инвентарь. Для игры потребуются овощи и фрукты, весы, деньги, фартук для продавца.
  2. Цель. Ролевая игра «Магазин» нужна для того, чтобы улучшить знания детворы о названиях овощей и фруктов, помочь им узнать о тонкостях профессии продавца.
  3. Ход. Продавец одевает фартук и колпак и взвешивает фрукты, которые попросил покупатель. Тот платит деньги и складывает покупки в сумку.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Многие дошколята боятся ходить к доктору. Помочь в преодолении страха поможет имитация различных ситуаций, происходящих на приеме у доктора, в манипуляционном кабинете, у стоматолога:

  1. Инвентарь. Потребуются соответствующие атрибуты – докторский колпак, фонендоскоп, шпатель, зеркало ЛОРа, молоточек для невропатолога, пластиковый шприц и вата.
  2. Цель. Сюжетно-ролевая игра «Больница», цель которой - ознакомить с предназначением инструментария доктора, может помочь деткам учиться действовать согласно сюжетной линии. Положительным моментом будет снижение боязни врача.
  3. Ход. Используя такие компоненты сюжетно-ролевой игры как сюжет, роли и содержание, педагог предлагает деткам разделиться на эскулапов и больных. Первые вооружаются инструментами, после чего проводят прием больных.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Девочки и мальчики любят копировать отношения мамы и папы. Сюжетно-ролевая игра «Семья», цель которой умение правильного распределения ролей, помогает понять свою роль в социуме:

  1. Инвентарь. Для этой игры не потребуется многого, хватит будет куклы, в качестве младенца, игрушечной коляски и предметы утвари – посудка, веник, совок.
  2. Цель. Основная задача – это раскрытие внутреннего мира дошкольника, обучение взаимодействию между членами семьи.
  3. Ход. Дети сами регулируют сценарий, согласно своих представлений о поведении внутри семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Маленькие девочки хотят быть похожими на своих мам, заботящихся о красоте. Это желание нужно развивать. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», цель которой развить знания о профессии, заинтересует и мальчишек:

  1. Инвентарь. Флакончики от шампуней, лака для волос, расчески и заколки.
  2. Цель. Дети в ходе игры узнают много новых терминов, таких как «бигуди», «укладка» и это расширяет их словарный запас. Также они обучаются нормам поведения в общественных местах.
  3. Ход. К парикмахеру приходит клиент, которому при помощи расчески и заколок сооружают прическу.

Сюжетно-ролевая

Подготовка к школьной жизни должна начинаться задолго до первого класса. В этом поможет проигрывание процесса урока, когда будущий школьник имеет возможность почувствовать себя как учеником, так и учителем:

  1. Инвентарь. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Школа» просты. Потребуется доска, указка, очки и звонок. «Школьникам» нужны книжки, тетрадки, рюкзак и ручки.
  2. Цель. Занятия помогают сделать понятие детворы о школе более конкретным, а не абстрактным, побороть страх.
  3. Ход. Учитель приглашает учеников на урок, звоня в звоночек. Дети сидят смирно, поднимают руку, не балуются.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Девчонки с удовольствием практикуются в крое и шитье при помощи маленькой детской швейной машинки. Мальчики же могут выступать в роли моделей. Эта нестандартная игровая деятельность, как и остальные, способствует социализации ребенка:

  1. Инвентарь. Необходимые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Ателье» есть в каждом детском садике. Это утюжки, гладильные доски, куклы и одежда для них. Дополнительно можно приобрести метр для измерения, бумагу и ножницы для выкроек.
  2. Цель. Детям помогают наладить взаимоотношения друг с другом и ознакомить с азами кроя и шитья – тем, чем занимаются работники ателье.
  3. Ход. Детвора придумывает выкройку, вырезает ее и понарошку шьет платье для куклы.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Умение вести себя в общественных местах пригодится будущему взрослому. В этом ему поможет сюжетно-ролевая игра «Кафе», атрибуты которой найдутся в каждой группе детского сада:

  1. Инвентарь. Понадобятся: поднос, чайный сервиз, игрушечные пирожные, фрукты, игрушечное меню, спецодежда.
  2. Цель. В процессе дети учатся аккуратной сервировке, уважительному отношению друг к другу.
  3. Ход. В действии принимают участники официант, посетители, повар. Каждый занят своим делом, конечной целью которого является качественное обслуживание населения.

Сюжетно-ролевые

Учиться грамотному поведению на дороге нужно с раннего возраста. Для этого проводятся разные мероприятия, в числе которых сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения»:

  1. Инвентарь. Потребуется нарисованная или начерченная зебра, светофор, палочка регулировщика.
  2. Цель. В ходе игры детки учатся, как правильно вести себя на улице, где переходить дорогу, знакомятся с сигналами светофора.
  3. Ход. Дети делятся на пешеходов, водителей, регулировщика. Воспитатель рассказывает правила, а мальчики и девочки обыгрывают придуманные ситуации.

Анализ сюжетно-ролевой игры

Основным показателем развития сюжетно-ролевой игры является ее последовательное действие, которое регулируется самими детьми. То есть процесс начинается, потом идет его основная часть и, затем, он логически завершается. В нем у детей могут возникнуть некоторые трудности и задача воспитателя – устранить недопонимание. Наблюдая за детками со стороны и вмешиваясь в случае необходимости, воспитатель анализирует поведение участников.

Диагностика сюжетно-ролевой игры выявляет трудности в отношениях между детьми – дружны ли они между собой, умеют ли действовать сообща и помогать друг другу. Наблюдение за детками помогает понять, есть ли у них проблемы в отношениях со взрослыми. На основании полученных знаний педагоги должны корректировать поведенческие несоответствия в раннем возрасте.

Не только педагоги, но и родители с успехом могут применять такой способ общения со своим чадом, как метод разнообразить досуг. Так, можно будет неожиданно для себя узнать много нового и даже увидеть себя со стороны в действиях, поступках и совах игрушечных котиков или кукол. Особенно полезно проводить время, подобным образом, тем, кто по каким-то причинам не посещает детский сад и редко общается со сверстниками.

Верхотурова Татьяна Анатольевна
«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)

Деятельность по самообразованию

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.

Корчан Янош.

Тема по самообразованию : «Актуализация сюжетно- ролевой игры

Игра детей -это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я» и самооздоровление себя через игру, и координация взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок» , «ребенок-взрослый» .

Владимир Даль в своем словаре дает следующею интерпретацию слову «играть» - это значит : шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время с потехой, заниматься чем – либо для забавы от безделья и скуки.

Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни ребенка занимает сюжетно – ролевая игра , так как только она включает в себя имитацию чего-либо поведения, элементы фантазии, новый способ взаимодействия. В ролевых играх, также проверяют, уточняют свои социальные знания, готовятся к будущей жизни.

Я изучила много методической литературы, как организовать правильно игровую деятельность и определилась с темой по самообразованию "Актуализация сюжетно ролевой игры в социализации личности ребенка". Изучая материал, я выделила взгляды многих учённых, современных педагогов и психологов которые говорят о том, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными. Это, связано с тем, что взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что играя современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты , заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т. д., а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что и в моей группе дети также не умеют играть в сюжетно-ролевые игры . Часто в игре дети отражают элементарные бытовые сюжеты , самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей . Есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.

Выбирая для себя роли, желаемых партнеров, в процессе игры , сюжет часто принимал агрессивный характер, что опять говорит о том, что или у детей просто нет опыта игры или они переносят те наблюдения и знания из семьи, ближайшего окружения. Вот поэтому я и решила научить детей играть правильно, и организовала кружок «Почемучка» на бесплатной основе, ведь только в детстве в процессе игры можно научиться правильно взаимодействовать в социуме.

Для начала любой работы необходимо поставить цель, я её определила так «Создание условий для успешного развития и социализации детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру »

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи :

1. Изучить научно - теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей каждой возрастной группы;

2. Создать развивающую предметно-игровую среду;

3. Привлечь внимания взрослых к игровой деятельности детей : (проведение консультаций, создание базы - совместно с родителями изготовление материалов к сюжетно ролевым играм ).

Игра не увлечёт детей не вызовет эмоций не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обращение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

Процесс руководства сюжетно -ролевой игрой мной строится так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочетался с обучением и воспитанием.

Исходя из этого выделила 3 группы методов, по которым строю свою работу :

Первая группа - методов связанна с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

К ним отнесутся наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, экскурсии, игры-имитации , в которых мимикой, жестом, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей, разыгрывание всевозможных ситуаций с помощью предметов для ряженья, элементов костюмов сказочных героев, всевозможных масок.

Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре

Играя с детьми я стимулирую к самостоятельному и совместному созданию игровой обстановки с учетом темы и воображаемой ситуации, вовлекаю в изготовление игрушек – самоделок и предметов – заместителей до игры или по ее ходу . Это способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые , литературные и фантазийные события. Совместно с детьми мы придумываем ситуации взаимодействия между людьми, событиями, помогаю зафиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков. Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета . В начале игры побуждаю детей называть свою роль до начала игры , обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие + движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием)

Приглашение взрослого в игру – знак великого доверия ребенка. Я непосредственно включаюсь в игру и принимаю на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры , когда дети испытывают затруднения в реализации роли. Способствую самостоятельному выбору, или оказываю небольшую помощь, в согласовании общего игрового замысла, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию) .

Третья группа методов – это использование изобразительной или продуктивной деятельности (театральные программки, билеты, открытки)

Вместе со мной дети 2 ой младшей группы строят из разных деталей игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы» , «поезда» , «корабли» и отправляются в общее «путешествие» . Используя кубики, конструктор, создают простые постройки, дают им название, это «башня» , это «гараж» , используют постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме» ). Дети осваивают использование простейших построек в игровом сюжете , развивают сюжет при помощи постройки («Построим детский сад» , «Улицы нашего города» ).

Несмотря на небольшие достижения, я понимаю, что необходимо продолжать создавать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. Среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Ведь игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому и столь актуальна для нас педагогов м родителей потому как игра ориентирует детей на соблюдение определённых правил взрослой жизни, воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Активно используя в работе элементы интегрированного обучения в игровой деятельности, я убедилась, что у детей постепенно обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Сюжетно- ролевые игры помогают формировать черты характера, логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость, а гиперактивные дети требующие особого подхода также учится управлять своими действиями, поведением в игре, учатся отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.

План по самообразованию.

Цель : повысить профессиональную компетентность в вопросе о роли сюжетно- ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста.

Задачи :

1. Расширить и систематизировать теоретические и практические знания по актуальным вопросам сюжетно - ролевых игр в воспитании ребенка.

Изучение специальной методической литературы по данной тематике.

Изучение опыта работы воспитателей других ДОУ.

Ожидаемые результаты :

Проявление чётких представлений о материалах (играх, пособиях, диагностике) по сюжетно - ролевым играм в социализации личности ребенка.

Приобретение дополнительных теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по социализации личности ребенка дошкольного возраста по средствам сюжетно- ролевых игр .

2. Сотрудничество с педагогами МА ДОУ ДС г. Благовещенск №28 корпус -3 :

Консультация для педагогов «сюжетно- ролевые игры в жизни ребенка »

Беседы с воспитателями по социализации личности ребёнка через сюжетно-ролевую игру .

- совместная деятельность : подборка материалов, упражнений, игр по данной тематике.

Ожидаемые результаты :

Проявление навыков профессиональной взаимопомощи;

Обмен опытом между педагогами по данной теме;

Укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество в вопросах сюжетно - ролевых игр в социализации личности ребенка для улучшения качества работы с детьми .

3. Практическая работа с детьми :

Планирование кружковой работы с детьми , направленной на приобщение детей к сюжетно -ролевым играм как средство социализации личности ребенка;

Переход от простых игр к увлекательным и занимательным приключениям через сюжетно-ролевую игру .

Ожидаемые результаты :

Приобщение детей к сюжетно -ролевой игре как естественной составляющей общей социализации личности ребёнка.

4. Практическая работа с родителями :

Родительское собрание «Какие сюжетно-ролевые игры нужны детям

Индивидуальные консультации для родителей по социализации личности ребенка через сюжетно-ролевую игру .

Оформление попок передвижек по теме;

День открытых дверей.

Ожидаемые результаты :

Становление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми;

Активное участие родителей в жизни МАДОУДС.

5. Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта ;

Участие в мероприятиях по данной теме;

Отчет по теме «Актуализация сюжетно-ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста».

Ожидаемые результаты :

Использование в своей практике лучшего опыта педагогов , работающих в данной области .

Сюжетно-ролевые игры нужны прежде всего для удовлетворения потребностей детей в интересном досуге.

Причем такой досуг может стать полезным, способствовать индивидуальному развитию и достижению социально значимых целей, но это уже во многом зависит от позиции создателя (или создателей) игры. Через игру педагог может достигать воспитательных или обучающих целей, но только тогда, когда сам примет участие в создании сюжетно-ролевых игр. Именно Цель является той отправной точкой, с которой начинается создание игры.

Цель сюжетно-ролевой игры для детей до 6 лет заключается в преодолении страхов, самоидентификации, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовки к школьной жизни.

Цель любой игры лежит за пределами игровой ситуации, но для того, чтобы достичь цели необходимо правильно организовать взаимодействие детей. Перед началом игры воспитатель должен чётко, кратко объяснить правила игры, сообщить название игры, рассказать о её содержании, дети должны выбрать роли. Необходимо помнить, что в играх не должно быть отрицательных ролей, т.к. дети склонны переносить игровую ситуацию в реальную жизнь и отношение к сверстникам в группе.

Задачи сюжетно-ролевой игры:

  • 1. Развивает интерес и уважение к разным профессиям.
  • 2. Помогает детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
  • 3. Обогащает словарь, развивает речь детей.
  • 4. Развивает коммуникативные навыки.
  • 5. Обучает основам адаптации.
  • 6. Приобщает к взрослому миру.
  • 7. Доносит специфические знания.
  • 8. Планомерно обогащает жизненный опыт.
  • 9. Передает детям игровой опыт, игровые умения.
  • 10. Помогает изучить игровую среду с учетом обогащающегося жизненного опыта
  • 11. Активизирует общение взрослого с детьми в процессе их игры.

Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною была взята конкретная игра "Магазин". На первый взгляд, ничего, кроме того, что "магазин" - примитивная сюжетно-ролевая игра для детей, сказать о ней и нельзя. Сюжетно-ролевая игра, действующая по сценарию типа "магазин" чрезвычайно важна для развития навыков общения у маленьких детей. Ход игры способствует обучению навыкам аргументированного спора, логическому обоснованию своего выбора, сознательного подхода к выбору модели поведения. Когда один ребенок настойчиво предлагает другому что-то приобрести, а другой находит способ отказаться, будьте уверены, последний в жизни уж точно не пропадет.

Цели сюжетно-ролевой игры "Магазин":

  • 1. Сформировать навыки поведения в общественных местах;
  • 2. Научить обращению при покупке и продаже товаров;
  • 3. Закрепить слова благодарности и уважения (пожалуйста, будьте добры, спасибо, благодарю и т.д.);
  • 4. Научить описывать нужный товар, отмечая его характерные признаки;
  • 5. Развить умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности;
  • 6. Обогатить словарный запас детей: касса, деньги, витрина, упаковки, груз, кассир, продавец и т.д.
  • 7. Упражнять в счете

Я считаю, что необходимым и обязательным элементом воспитания и обучения детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Она помогает обрести ребёнку большинство качеств, которые впоследствии способствуют его благополучному росту. Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. В результате игра становится неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появляются такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить. В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Игра - основной вид деятельности в дошкольный период.

Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы строительно-конструктивных, театрализованных и других игр.

Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет де­ятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и от­ношения между ними».

Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников - окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятель­ность детей и взрослых.

А. В. Запорожец отмечал: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской дея­тельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, пер­воначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова).

Свободная сюжетная игра – самая интересная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не требует от ребенка конкретного «продукта». В ней все происходит «как будто». Ребенок может успешно осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые ситуации, проживать «желаемые события». Эти возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон развития.

Источником сюжетно-ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Сюжетно-ролевые игры орга­нично включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение в их развитии и воспитании.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольный период. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии и воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевые игры имеют свою специфику, которая отражает самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является, по мнению исследователей, то, что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

Самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, по мнению Д. Б. Эльконина, в том, что дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру и т. п. Другими словами, в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят те или иные действия, явления, отношения активно и своеобразно.

Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, пониманием и осмыслением ими тех или иных фактов и явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредствен­ностью чувств.

К. Д. Ушинский отмечал, что самое главное в сюжетно-ролевой игре то, что ребенок воплощает свой взгляд, свои пред­ставления, свое отношение к событию, которое он разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления об окружающем мире. Сюжетно-ролевым играм присущи основные черты игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество, соревновательность, кооперация.

Сюжетно-ролевая игра по характеру – отражательная деятельность, но полученные знания, впечатления ребенок пропускает через себя, преобразовывая их, придавая им личностный смысл и включая их в свой личный опыт.

Говоря о сюжетно-ролевой игре как о ведущем виде игровой деятельности, необходимо отметить ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, совершенствуются мыслительные операции, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

О педагогическом значении игры писали Р. И. Глуховская, Р. И. Жуковская, Н. К. Крупская, С. Н. Карпова, А. С. Макаренко, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и другие педагоги и психологи.

J1. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин раскрыли значение сюжетно-ролевой игры для психического развития. Они указывали, что в сюжетно-ролевой игре развивается мотивационно-потребностная сфера личности: у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности (стать взрослым и осуществлять его функции), возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность стать им. В сюжетно-ролевой игре возникает новая психическая форма мотивов (от мотивов, имеющих форму непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму общественных намерений).

Исследования психологов (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин и др.) подтверждают, что в сюжетно-ролевой игре складывается сим­волическая (знаковая) функция сознания, состоящая в ис­пользовании вместо реальных предметов их заместителей. Использование внешних, реальных заместителей переходит в ис­пользование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях дей­ствительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.

А. В. Запорожец, опираясь на теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, высказал предположение о том, что сюжетно-ролевая игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще, в силу возрастных особенностей, для него недоступные.

В исследованиях, проведенных под руководством Д. Б. Эльконина, на примере формирования некоторых интеллектуальных операций было показано, что в коллективной сюжетно-ро­левой игре у ребенка может происходить формирование объективной оценки рассматриваемого объекта или явления и переход его интеллектуальных операций на новый уровень развития (конкретно-операциональный). Появление возможности координации различных точек зрения осуществляется за счет формирования у ребенка «условно-динамической» позиции (одновременное нахождение на своей фактической и «условной» позициях) при последовательном взятии им на себя раз­ных игровых ролей.

Л.A. Венгер выделяет значение сюжетно-ролевой игры в формировании у детей способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами.

Большое внимание исследователи уделяли выявлению значения сюжетно-ролевой игры для развития произвольных процессов.

Л. С. Выготский рассматривал формирование произвольного поведения с точки зрения развития аффективно-потребностной сферы. По его мнению, чтобы было удовлетворено основное желание ребенка – действовать как взрослый, ему необходимо подчинить свое поведение правилам. Выполнение правила есть средство реализации обобщенных аффектов ребенка.

Исследования А. В. Запорожца показали, что у дошкольников качественные и количественные показатели произвольного запоминания, удержания определенной позы, построения сложного движения в условиях сюжетно-ролевой игры гораздо выше, чем в ситуации выполнения прямого задания взрослого.

По мнению исследователей сюжетно-ролевой игры (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин), развитие познавательных и волевых процессов, происходящее за счет особенностей игровой мотивации, связано главным образом с выполнением ребенком взятой на себя роли. Л. А. Венгер, Л С. Выготский, К. Д. Ушинский отмечали, что в сюжетно-ролевой игре развивается воображение. В. В. Давыдов указывал, что в игре развивается способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится мылом и т. д.). Благодаря этому свойству воображения, по мнению В. В. Давыдова, дети используют в игре предметы-заместители, символические дей­ствия. Широкое использование в игре предметов-заместителей в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения (моделирование, схемы, символы и т.д.), что потребуется в учении.

Кроме вышеперечисленных значений сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка можно отметить значение игры для развития нравственных качеств личности (С. Н. Карпова, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др.). Через сюжетно-ролевую игру дети усваивают моральные нормы и правила пове­дения. В игре формируется стиль отношений, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы и т.д.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Она составляет значительный пласт игр дошкольников. Этому виду детских творческих игр присущи все особенности игры как деятельности. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие воображаемой ситуации, в которой разворачивается замысел игры. Игра оказывает влияние на все стороны развития и воспитание личности ребенка-дошкольника. Она имеет специфичную структуру. Рассмотрим компоненты сюжетно-ролевой игры.

Игры были и будут всегда, и они принципиально не меняются — меняются только игрушки.

Роль игры в жизни каждого ребёнка огромна. Игры были и будут всегда, и они принципиально не меняются - меняются только игрушки.

Если вам кажется, что игры - это просто развлечение и бессмысленное времяпрепровождение - это вовсе не так.

В процессе любой, даже самой незамысловатой игры, ребёнок учится анализировать, размышлять; развивает своё воображение, внимание, память и ещё получает много пользы для своего развития.

Существует три основных вида игровой деятельности:

  • индивидуально-предметная (у самых маленьких, от 0 до 2-х лет);
  • предметно-подражательная (появляется на втором году);
  • сюжетно-ролевая.

Вот о последнем виде игр мы сегодня и поговорим.

Определение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевые игры - это те игры, в которых дети «примеряют» на себя разные роли, передавая их особенности, характеры, действуя по заданному сюжету или придумывая его на ходу.

Это своеобразное театральное представление, в котором дети вживаются в определённые роли и ведут себя подобно заданному персонажу в соответствии со своим, детским видением каждой роли.

Когда дети начинают играть в ролевые игры?

Сюжетно-ролевые игры появляются в жизни ребёнка лишь тогда, когда он уже сможет пользоваться предметами не только по их непосредственному назначению, но и по игровому сюжету.

Обычно до 2-х лет малыши могут играть в ролевые игры только со взрослыми. Поэтому в первую ролевую игру с ребёнком должны сыграть именно родители.

В процессе у детей появляются желание повторить ваши действия, вести себя так же, как вы, а позже этот опыт будет перенесён на взаимодействие с детьми или другими взрослыми.

Как выглядит сюжетно-ролевая игра у детей от года до двух?

С самого начала игра именно так и происходит: вы показываете, малыш - копирует. Познакомьте его с разными предметами и покажите, что с ними делать.

Вот кукла (первый игровой предмет), её можно побаюкать (игровое действие), уложить в кроватку (появляется еще один игровой предмет и следующее действие), укрыть одеялом (новый предмет и действие), покормить (много новых предметов).

Вот машинка , её можно покатать на верёвочке, усадить туда мишку и насыпать стройматериалы (ими служат детали конструктора), потом отвезти их по назначению и выгрузить и построить домик (новые предметы и действия).

Уже очень скоро дети делают всё, что делаете вы: варят, пылесосят, стирают, гладят, ремонтируют. Чуть позже они со знанием дела будут обыгрывать знакомые ситуации: «поход по магазинам», «посещение доктора» и т. д. , проецируя взрослую жизнь на себя посредством игры.

Пока это не совсем полноценная игра - в ней нет диалога, это лишь начало игровой деятельности вашего малыша.

Сюжетно-ролевые игры после 2-х лет

Диалог двух или нескольких действующих лиц добавится в игру позже, примерно с 2-х-2 ,5 лет. Если вы к этому времени потратите достаточно времени и усилий, чтобы научить малыша играть в сюжетные игры со своими игрушками, тогда ребёнок сможет проводить часы наедине со своими «сокровищами» (кстати, ими могут быть не только игрушки, но и предметы домашней утвари), общаясь с ними и придумывая разные сюжеты.

Откуда берутся сюжеты? Конечно же, из жизни! Постепенно сюжетные линии усложняются, объединяя несколько ситуаций.

Например , вы выбрали сюжетом выезд на пикник. Пусть малыш сначала соберёт всё необходимое в сумку: удочки, провизию, соберет всех зайчиков и слоников, которых он пригласит с собой, сядет в личный транспорт, а по прибытии на место - распакует поклажу, высадит друзей и займётся рыбалкой, игрой в мячик или чем-нибудь ещё.

Игры усложняются

Когда дети уже играют вместе, каждую новую игру они начинают с устных договорённостей о её правилах - так они приобретают первые навыки делового общения.

А уже к 4-м годам малыши воспроизводят не только обыденные ситуации, но и добавляют в игры сказочные, кино- и мультипликационные сюжеты и персонажей. И даже в этот период нельзя пускать детские забавы на самотёк.

Нужно подкидывать малышу новые идеи для игр, иначе он может перестать проявлять самостоятельность и остановиться в развитии.

Понаблюдав со стороны за сюжетно-ролевыми играми нескольких детей, можно составить общее впечатление об уровне их развития и о том, насколько у каждого из них развито воображение и творческое мышление.

Предложите детям интересные сюжеты

  1. Знакомство с куклами. Всех кукол усаживают на диван. Мама приходит с новой куклой и обращается к сидящим на диване, вызывая любопытство дочки: «Здравствуйте, куколки. Как дела? Я вам принесла новую подружку, куклу Машу. Давайте познакомимся с ней». Далее происходит знакомство с чаепитием. Кукол рассаживают, угощают. При этом можно вести разговор от имени кукол, просить ребёнка сделать разные действия: пересадить куклу Веру на другое место, угостить куклу Лену, задать вопросы: «Кто пьёт чай?», «У кого жёлтая чашка?». В процессе игры девочка запоминает имена своих кукол (а иногда и придумывает сама). Кстати, мальчикам поиграть в такую игру тоже будет полезно (если у вас не найдётся достаточного количества кукол, используйте мягкие игрушки).
  2. Игры с машинками. Можно сказать малышу, играющему с машиной: «Смотри, как она у тебя запылилась! По-моему, её пора вымыть. Машинка тоже любит быть чистой и опрятной». Затем дайте крохе влажную мочалочку. Пусть протрёт стёкла, дверцы, колёса, чтобы машина засияла. Так в вашем доме вырастет будущий заботливый водитель. А вообще главная машина, которая должна быть в автопарке малыша - это большой самосвал. С ней можно придумать огромное количество сюжетных игр. Во-первых, она незаменима как дома, так и в песочнице и на пляже. В нее можно усаживать пассажиров, загружать и выгружать любые грузы, перевозить по разным маршрутам - в общем, крайне необходимая вещь в малышовом хозяйстве.
  3. Походы в магазин. Ситуация: у куклы не оказалось обуви. Мама: «Кукла Катя, почему у тебя ножки босые? Ты же простудишься! А где мама, почему она за тобой не смотрит? Анечка, это не твоя дочка без туфелек бегает? Пойдём-ка подберём ей что-нибудь в магазине».

Потом не забываете поблагодарить за покупку, попрощаться с продавцом. То есть, в процессе всего одной игры ребёнок учится:

  • правилам хорошего тона;
  • заботе о близких;
  • запоминает цвета и другие понятия.

Сюжетно-ролевые игры важны для развития малышей

Они прививают творческие, коммуникативные навыки, дают возможность примерять на себя разные роли, помогают вырасти вашим детям самостоятельными личностями, готовыми к преодолению любых жизненных ситуаций.

Нравится

Статьи по теме: