Интересное о шахматах. Интересные факты про шахматы. Что такое шахматы

Шахматы произошли от древнеиндийской игры «чатуранга» 6-го века, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей. В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского — «король умер)

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

С 1886 года разыгрывается звание чемпиона мира по шахматам. С 1924 года существует Международная шахматная федерация ФИДЕ, под эгидой которой проводится большинство крупнейших международных соревнований.

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру. Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.

В шахматах много правил, но главное: «тронул — ходи» и «руку отнял — ход сделан»

Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы — это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе. В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске». Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.

В 1061 году католический кардинал Пётр Дамиани издал указ о запрете шахмат среди духовенства, охарактеризовав шахматы как «измышление дьявола» по причине развития страсти к шахматам у многих людей. Противниками шахмат были Ян Гус, Бернар Клервосский (1128), французский епископ Аид Сюлли (в 1208 запретил патерам играть в шахматы). Некоторые европейские короли того времени также запрещали шахматы под влиянием церковного запрета. На Руси православная церковь также запретила шахматы, что было официально закреплено в Кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

Шахматы вслепую — это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры. Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

Существуют шахматы для более чем двух игроков: трёх- и четырёхсторонние шахматы, в которых за одной доской играют три или четыре игрока (пара на пару или каждый за себя), управляющие каждый своим комплектом фигур, а также «командные» варианты шахмат, где игра ведётся команда на команду на одной или нескольких досках, причём на ход партии за одной доской влияют действия более чем одного игрока из каждой команды (например, шведские шахматы).

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат. В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули». После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера. Многие люди считают, что шахматы — игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

Шахматы являются одной из самых известных стратегических игр. Ими увлекаются миллионы людей по всему миру на протяжении нескольких столетий, поэтому сегодня мы хотим подробнее рассказать об уникальных особенностях этой игры.

1. Истоки

Название «шахматы» происходит от двух персидских слов и в дословном переводе означает «смерть королю». Правда, это название дали игре таджики. Персы любили эту игру и называли шатрангом. Но возникла она в самом начале нашей эры на севере Индии. Фигуры имитировали войска – конницу, пехоту, колесницы. Это вам не скучная монополия! В Индии слоны использовались в качестве «боевой техники», отсюда и фигура слона в игре. Ну, и разумеется, какое же войско без главнокомандующего – в данном случае короля. Немыслимо также обойтись и без вдохновительницы.

Королева, как показывает практика, с легкостью в определенных ситуациях сама становится единоличным правителем, да и вояка хоть куда.

Говорят, что некоторые правители в давние времена иной раз решали свои споры путем игрушечной войны – шахмат. Многим тысячам воинов тех времен это спасло жизни. У арабов такая забава называлась шатранджем. И они, отдавая дань почета шахматам, никак не желают признавать авторство в ее изобретении за индусами, считая своей выдумкой и изобретением.

2. Муза

Королева (ферзь) – загадочная и могущественная фигура. Первоначально она не обладала такой властью – не могла для перемещения использовать все плоскости. Но со временем стала фактически сильнее фигуры короля. Да, возрадуются феминистки! В персидском варианте данная она все же была ферзем, советником и помощником короля и имела весьма скромные возможности. В индийском варианте ни ферзя, ни королевы не было вовсе. Но времена меняются и диктуют свои законы, в играх в том числе.

3. Большие числа

Число атомов во Вселенной настолько велико, что это сложно себе представить. Ваш мозг взорвется от напряжения, даже не пытайтесь. А вот, число видов комбинаций партий в шахматной игре, которые можно разыграть, в полтора раза больше. В ходе компьютерной партии можно сделать много миллионов возможных ходов. Откуда это известно? Великие математики с их великими формулами… И, да, им можно верить.

4. Компьютер научили играть в шахматы

Для нашего мозга возможность представить варианты развития событий, зависящих от каждого хода, представляет собой непосильную задачу. Для великих шахматистов эта задача представляет меньше сложностей. Для компьютера – еще меньше сложностей. Для суперкомпьютера – вообще пара пустяков, о чем и свидетельствуют партии, сыгранные знаменитыми игроками с компьютером, обыгравшим их.

Чемпионы мира Каспаров и Крамник не смогли противостоять умным машинам.

Что ж… Человеческий мозг не совершенен, даже у великих шахматистов. Шахматный компьютер может проанализировать миллионы комбинаций в секунду, а человек за это время не успевает осознать и одну возможность.

А идея создать компьютерный код, который позволит машине играть в шахматы, родилась на вечеринке. И была реализована благодаря спору. Кстати, на кону было что-то около двенадцати тысяч долларов. И да, обыграть компьютер не под силу гроссмейстерам, но для женской логики – пара пустяков.

Внимание! Надо со второго хода повторять-отзеркаливать ходы, совершаемые искусственным «мозгом» — ничья вам гарантирована.

Изобретено женщиной. Проверено. Работает. Во всяком случае, с типовыми компьютерными программами.

5. Размяться во время шахматной партии

Однажды в умную голову прекрасного человека пришла мысль о том, что играть в шахматы прекрасно и интересно, но не полезно для мышечной ткани. Все в человеке должно быть гармонично и прекрасно, поэтому, не желая ущемлять «права» мышц, он предложил соединить шахматную игру и бокс. Так появился шахбокс. Говорят, голландец, изобретший данный вариант игры, почерпнул идею чередования боксерских раутов и шахматных партий в каком-то комиксе. Интересно, в каком?

6. История великих обманов

Попытки «создать» робота-машину, обыгрывающую всех в шахматы, были и до изобретения компьютера. Венгерский мастер в восемнадцатом веке создал такое чудо: машине-роботу удалось обыграть самого Наполеона Бонапарта. Как оказалось впоследствии — мастер слукавил. Его чудо-машина не была машиной-роботом. Это был всего лишь костюм, который надевал человек, хорошо играющий в шахматы. Наполеона надули! В 1836 году во Франции издали первый шахматный журнал, не преминувший описать и сей комичный (трагичный) факт.

Часовщики и инженеры впоследствии не раз пытались создавать подобных роботов. В настоящее время шахматный робот существует – компьютер может не только анализировать и генерировать ходы, но и с помощью специального механизма передвигать фигуры по клеткам шахматного поля. Немецкий робот уже одержал победу над международным гроссмейстером Грищуком.

7. Смые-самые

Двухходовая самая короткая партия, разыгрывается следующим образом. Ход номер один: F3 на E5 и номер два: G4 на QH4++. А самая длинная игра произошла в Белграде в одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом году между Николичем и Арсовичем.

Продолжительность ее составила чуть более двадцати часов. Было сделано около трехсот ходов.

Можно и уснуть, что, впрочем, и имело место быть с некоторыми игроками при столь длительных партиях. Некоторые даже не были завершены по причине сна соперников. Введение правила пятидесяти ходов позволило ограничивать время, поскольку партия может длиться и более двадцати часов.

8. Игры со временем

Чтобы избежать казусов с засыпаниями во время партии, были изобретены часы для шахматной игры — со звоночком. Дзинь, и задремавший соперник проснулся – его ход. Двойная польза: мозг отдохнул и готов с новыми силами размышлять над ответным ударом.

В шахматные матчи практика тайм-контроля вошла быстро и всерьез, использовалась повсеместно. А вскоре даже стала диктовать свои условия. В конце девятнадцатого века игры без часов уже не осуществлялись. Тогда же возникло и вошло в обиход слово цейтнот. Немного позднее стали разыгрывать быстрые матчи — с установленным для каждого из участника лимитом в тридцать минут, а ещё позже изобрели «блиц» — от пяти до десятка минут.

9. А если это лекарство

Шахматы развивают мозг. Во время напряженной игры устанавливаются новые соединения между клетками-нейронами – синапсы. Это определенно делает человека более умным и менее подверженным болезни Альцгеймера. Как знать, может быть, двадцатое июля – международный день шахмат – скоро станет праздником победы над старческим слабоумием. Шахматы поставят мат болезни. Кроме того, они развивают усидчивость, умение концентрироваться, наблюдательность, расчетливость, продуманность, умение логически выстраивать цепь событий, предвидеть, предугадывать. Учеными подмечено также, что люди с активными интеллектуальными занятиями живут дольше.

10. Уникальная память

Некоторые люди натренировали свой мозг до такой степени, что могут играть с завязанными глазами – шахматное поле у них в воображении перед глазами со всеми фигурами и всеми комбинациями, установившимися на поле игры. Шестьдесят четыре клетки с динамически меняющейся после каждого хода картинкой.

Это фантастические возможности мозга и если бы не шахматы, то мы никогда бы об этом не узнали.

Конечно, для таких феноменов требуются врожденные задатки, но и сама игра способствует развитию человеческой памяти. Во-первых, активизируется механизм оперативного хранения и использования информации, т.е. нейроны, хранящие информацию, которую нужно использовать здесь и сейчас и можно забыть в недалеком будущем. Во-вторых, игра с тысячелетней историей представляет прекрасный полигон для её развития.

Потребность просчитывать разные комбинации, а следовательно и сохранять в мозгу прошлые вариации, которые были просчитаны, исходы, вариации, находящиеся на этапе продумывания — несомненно, все это способствует активизации оперативной памяти. Игра способствует формированию долгосрочной памяти. Имея незначительное число матчей за плечами, игрок в разыгрываемом действии оперирует имеющимся опытом. В случае, если знает, что в схожей ситуации сопернику удалось выиграть, он примет превентивный ход. А нужда в данной ситуации, вспомнить ход предыдущей игры стимулирует память.

Шахматы — это еще и мыслительный процесс. И сам по себе он дает возможность для формирования навыков, улучшающих процесс запоминания. Вычленение основного, установление логической цепочки, связующей разрозненные куски, сравнительный анализ дает возможность значимо улучшить процесс запоминания.

Факт, что лучшим для запоминания является способ увязывания старой информации с новой или с отдельными ее частями. Это дает возможность её систематизировать, снизить в объемах и сделать более удобоваримой для припоминания. И игра в шахматы прекрасно развивает способность интегрировать информацию, делая ее привычкой. Ведь в шахматах нет обособленных ходов. В процессе каждого хода, надо предположить действия свои и даже чужие на несколько ходов вперед. И при этом принимать во внимание план игры, возникший несколько ранее, варианты ходов противника, которые планируются им и до сих пор не утратили своей актуальности.

В шахматах нет особых и обособленных партий. Разыгрывая данную партию, используется опыт и знания, приобретенные в предыдущих партиях, применяются уже известные знания в новой обстановке. Играйте в шахматы и получайте удовольствие, развивая память!

В каком виде спортсмен под современным триколором сражался против спортсмена под советским флагом?

Первым спортсменом в новейшей истории, кто стал выступать под бело-сине-красным флагом, стал Гарри Каспаров. Причём сделал это, когда СССР ещё не распался - в 1990 году в матче за звание чемпиона мира по шахматам против Карпова. В первых матчах у Карпова на столе стоял обычный советский флаг, у Каспарова - триколор. Потом делегация Карпова заявила протест, и с пятого матча оба флага были убраны.

Кто посвятил свою жизнь доказательству гипотезы о том, что гениев можно вырастить?

Венгерский педагог Ласло Полгар ещё в студенческом возрасте вознамерился вырастить детей-гениев и даже жену - учительницу иностранных языков из Украины по имени Клара - выбрал, согласовав с ней эти цели. Проанализировав биографии многих выдающихся людей, Полгар пришёл к выводу, что любого здорового ребёнка можно сделать гением, если обучать его с младенчества методично и интенсивно. Ласло и Клара родили трёх дочерей и решили посвятить их жизнь шахматам, так как успехи в этой игре можно всегда объективно оценить. Чтобы как можно сильнее сконцентрироваться на шахматах, родители вытребовали от венгерского правительства разрешение на домашнее обучение девочек. Все трое добились больших успехов: София стала гроссмейстером среди женщин, а Жужа и Юдит - гроссмейстерами среди мужчин и одними из сильнейших шахматисток в истории.

Президент какой международной федерации заявляет, что имел контакт с инопланетянами?

Президентом Международной шахматной федерации FIDE является Кирсан Илюмжинов, долгое время бывший главой Республики Калмыкия. По его мнению, шахматы были изобретены инопланетянами и подарены жителям Земли. Также Илюмжинов неоднократно заявлял в интервью, что в 1997 году пришельцы похищали его на два дня на свой корабль.

Какие шахматные фигуры, за исключением королей, имеют наибольшие шансы на выживание?

Анализ более двух миллионов шахматных партий, сыгранных на турнирах мастеров, выявил, что наибольшие шансы на выживание после королей имеют крайние пешки h2 и h7 - они остаются на поле более чем в 70% игр. За ними в рейтинге выживаемости следуют ещё 8 пешек линий a, b, f и g. И только за ними в этом списке находятся фигуры - четыре ладьи.

Что мог делать автомат 1912 года, считающийся первой в мире компьютерной игрой?

В 1912 году, задолго до появления прообразов современных компьютеров, испанский инженер Леонардо Торрес-и-Кеведо сконструировал электромеханический автомат «El Ajedrecista», который считается первой в истории компьютерной игрой. Устройство представляло собой шахматную доску с передвигаемыми машиной с помощью электромагнитов королём и ладьёй, а также королём другого цвета, которого перемещал человек. Автомат, пусть и не за минимальное количество ходов, гарантированно завершал этот шахматный эндшпиль матом оппоненту.

По каким правилам проводятся соревнования по смеси шахмат и бокса?

В 2003 году появился новый вид спорта под названием шахбокс - гибрид шахмат и бокса. Спортсмены выясняют отношения попеременно в 11 раундах: нечётные - за шахматным столом, чётные - на ринге. Побеждает тот, кто либо добился нокаута в боксёрских раундах, либо поставил мат в партии. Бойцы, как и в боксе, разделяются по весовым категориям, а международная ассоциация регулярно проводит отборочные турниры и бои за звание чемпиона мира.

Где была упомянута система Каспаро-Карпова задолго до того, как миру стали известны Каспаров и Карпов?

В повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век» упоминается система Каспаро-Карпова - метод, который использовали для снятия «копии» мозга и построении его математической модели. Повесть была опубликована в 1962 году - Анатолию Карпову тогда было только 11 лет, а Гарри Каспаров ещё не родился.

Как связаны между собой шахматы, рис и разорение?

Известно много притч о том, как один человек предлагает другому расплатиться с ним за некоторую услугу следующим образом: на первую клетку шахматной доски тот положит одно рисовое зёрнышко, на вторую - два и так далее: на каждую следующую клетку вдвое больше, чем на предыдущую. В результате тот, кто расплачивается таким образом, непременно разоряется. Это неудивительно: подсчитано, что общий вес риса составит более 460 миллиардов тонн

Как можно совершить вертикальную рокировку в шахматах?

Как известно, рокировка в шахматах заключается в перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на две клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля, при этом король и ладья не должны двигаться до этого. Голландский шахматист Тим Краббе придумал задачу, в которой для победы белым нужно было совершить рокировку по вертикали. Пешка доходит до e8 и становится ладьёй, затем король перемещается на e3, а ладья на e2 - формально все правила соблюдены. После этого ФИДЕ пришлось выпустить уточнения к правилам, что рокировка может быть только горизонтальной.

Как работал шахматный компьютер 18 века?

Невероятные факты

1. Откуда произошло название?

Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го века чатуранга , чье название переводится с санскрита как "четыре подразделения войска", что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж . Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили "Шах" (от персидского "король") атакуя короля соперника, и "Шах мат" (с персидского "король умер") .


2. Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру "турка" в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист , который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной "машины".


3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат , состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов , и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.


4. Шахбокс

Гарри Каспаров однажды сказал, что "шахматы – это муки разума". Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубинг стал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге–комиксе.

В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске" .

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.


5. Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.

Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах .


6. Можно ли играть в шахматы вслепую?

Шахматы вслепую – это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску . Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш , который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.


7. Бесконечные возможности

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной . Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.


8. Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz , что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами .


9. Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что "партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули ".

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном .


10. Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера.

Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения .

  1. Родоначальником шахмат считается Индия . Согласно наиболее распространенной версии, чатуранга - игра-прародитель шахмат - появилась там в VI веке. Нынешнее название шахматы получили уже в Персии, куда пришли в VII веке - «шах мат» на персидском языке означает «король мертв». Впрочем, правила классических шахмат окончательно сформировалось только в XV веке в Европе.
  2. Шахматные правила неоднократно менялись . Скажем, ферзь когда-то умел ходить только по одной клетке по диагонали. Потом ему позволили передвигаться на два поля, а потом позволяли все больше и больше. Аналогичные изменения касались всех фигур на доске - и даже их количества.
  3. Самая короткая партия из возможных - так называемый дурацкий мат . Вся партия состоит из двух ходов: в первом белая пешка идет на f3, а черная на e5, во втором - пешка встает на g4, а ферзь, перемещаясь на h4, матует короля.
  4. Самая продолжительная партия (из записанных в новейшей истории) насчитывала 269 ходов. Игра проходила между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989-м, длилась 20 часов, закончилась ничьей. В настоящий момент в ФИДЕ (Международной шахматной федерации) действует правило, ограничивающее игру каждого шахматиста 50 ходами.
  5. Ты можешь считать шахматы спортом для ботаников - и напрасно . Существует вид спорта на стыке шахмат и бокса - шахбокс. Придуманные голландцем Ипе Рубинсталом, правила шахбокса чередуют раунд в шахматах и раунд на боксерском ринге. В настоящий момент существует даже Всемирная организация шахбокса.
  6. Большинство гроссмейстеров могут играть в шахматы вслепую - они держат в голове все сделанные ходы. Венгр Янош Флэш как-то играл одновременно с 52 противниками с завязанными глазами - и выиграл 32 игры.
  7. Сегодня есть множество модификаций классических шахмат . Обрати внимание на национальные варианты - сянци (Китай), сеги (Япония), чанги (Корея), макрук (Таиланд). Они не так уж сильно напоминают знакомые тебе шахматы, но требуют не меньших мыслительных усилий. Также весьма популярны игры с досками другой формы (для нескольких игроков), меньшим или большим количеством фигур и их типов.
  8. Лучшим игроком в шахматы в 2015 году является компьютер . С ростом вычислительных мощностей противостояние человека и машины за шахматной доской перестало кого-либо удивлять. Так, в 1997-м чемпион мира Гарри Каспаров проиграл компьютеру Deep Blue, а система Deep Fritz в 2006-м обыграла чемпиона Владимира Крамника. И хотя противостояние компьютера и человека в шахматах еще не окончено, ясно, что полная победа искусственного интеллекта - дело ближайших лет.
  9. Для программирования компьютера для игры в шахматы американский математик Клод Шеннон в 1950-м вывел число Шеннона - минимальное количество неповторяющихся шахматных партий. Оно составило приблизительно десять в сто восемнадцатой степени!
  10. Согласно исследованиям, шахматы - эффективный способ прокачать память . Кроме того, эта игра учит продумывать вероятности и планировать. Некоторые ученые даже рекомендуют эту игру как средство против болезни Альцгеймера. Также исследователи утверждают, что шахматы улучшают творческие способности и концентрацию.
Статьи по теме: