Конспект дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Посмотри и запомни. Дидактические игры ко «Дню здоровья. Тема «Животные жарких стран»

Игры ко «Дню здоровья»

Дидактическая игра «Назови предметы»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).
А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

Дидактическая игра «Найди различия»

Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»

Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
(Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды.
Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем.
А это лаванда. Ее запах помогает уснуть.
Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.
Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.
Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание.
(Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).

Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»

Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.

Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».

Дидактическая игра «Делаем зарядку»

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

Все мы скажем «нет» простуде.
Мы с зарядкою дружны.
Упражненья делать будем,
Нам болезни не страшны.
Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.
(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Подготовка к игре.

Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание 1. «Угадай, какой вкус?»

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. «Найди пару»

Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

Задание 3. «Что, каким бывает?»

Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.

«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.

Ход игры.

Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры.

В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).

Ход игры.

Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Ход игры.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Ход игры.

«УЗНАЙ И СРАВНИ»

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

Ход игры.

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).

2 вариант. «Найди пару»

Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

«ПОСТРОЙ ДОМ»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).

Ход игры.

Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.

«НАЙДИ ПАРУ»

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.

Ход игры.

1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.

2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.

«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»

Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.

Ход игры.

1 вариант. «Путаница»

Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. «Кто быстрее!»

Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.

3 вариант. «Назови игрушку»

Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.

Проходит в 3 этапа.

1 этап: «Это желтый шарик»

2 этап: «Принеси желтый шарик»

3 этап: «Какого цвета шарик?»

«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»

Прямая цель: развивать обоняние у детей.

Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

Ход игры.

1 вариант. «Узнай по запаху»

Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.

Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

2 вариант. «Найди такой же запах»

Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»

Цель: развивать обоняние у детей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.

Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.

Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.

«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.

Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.

Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.

Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.

Чем она сегодня угощалась?

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»

«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»

Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

Ход игры.

А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)

Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)

В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)

Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)

«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Ход игры.

Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.

Затем аквариумы убираются.

Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.

Посади каждую рыбку в свой аквариум.

«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.

Ход игры.

На столе раскладываются счетные палочки.

Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.

Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается.

Можно эти фигуры складывать из кубиков.


Полную версию работы (с фотографиями) можно скачать .

Дидактическая игра « Узнай на вкус».

(вторая младшая группа)

Дидактические задачи:

Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький), активизировать речь, развивать память, выдержку и сосредоточенность, желание помогать другим

Оборудование: корзинки с овощами и фруктами (отдельно для каждого вида),нарезанные на одной дощечке кусочками овощи и фрукты, кастрюлька.

Предварительная работа: игры «Что где растет?», беседа с детьми,что из чего готовят, пробы на вкус овощей и фруктов, чтение Ю.Тувим « Овощи».

Ход игры:

Воспитатель: С добрым утром, ребятишки:

И девчонки и мальчишки!.

Кукла в гости к нам пришла

Значит ждет нас всех игра.

Кукла Катя: Здравствуйте, ребятки! Как хорошо, что вы оказались в группе. На своем огороде я вырастила хороший урожай овощей, а в саду собрала урожай фруктов (показывает корзинки). Вот собралась сварить вам суп и компот.

Воспитатель заглядывает в кастрюльку:

Ой, Катюша, что же ты такое готовишь, у тебя и яблоки и картошка, и свекла, и груши, и капуста- вместе овощи и фрукты варятся. Ребята, разве можно из яблок сварить суп?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно ведь яблоки это одним словом?

Д.: фрукты.

В.: Давайте вспомним какие ещё бывают фрукты?

Д.: яблоки, груши, вишни, персик, абрикос..

В. Давайте поможем Кате вспомнить, что можно приготовить из фруктов.

Д.: компот, варенье, кисель.

В. : Молодцы! Правильно! А суп, Катюша, мы сварим из овощей. Давайте, ребята, расскажем Катюше, какие овощи мы знаем.

Дети перечисляют овощи.

Кукла Катя: Спасибо вам ребятишки, что напомнили мне. Вы такие умные. Понимаете, ко мне приходила кукла Маша мы поговорили с ней и я совсем забыла, какие овощи и фрукты я нарезала на дощечке (плачет).

В.: Не расстраивайся, Катя, (дети жалеют куклу) Наши ребята тебе всегда помогут. Правда, ребята, мы даже с закрытыми глазами умеем определять овощи и фрукты на вкус?

Дети садятся на стульчики. Воспитатель обходит каждого (ребенок закрывает глаза) и дает попробовать нарезанные кусочками овощи и фрукты с дощечки. Задача ребенка определить вкус, что это овощ или фрукт, куда положить в суп или компот.

В.: Вы большие молодцы, у вас очень здорово все получилось. Я, думаю, что мы сегодня очень помогли нашей Кате.

Кукла Катя: Спасибо вам друзья. Я больше никогда не буду путать овощи с фруктами и приготовлю вам очень вкусное угощенье, пока вы погуляете на улице.

В. : Всем давно известно,

Что овощи полезны:

И капуста,и лучок, и чеснок, и кабачок,

И картошечка и репка,

Витамины дарят деткам!

Все вместе: Любим овощи и фрукты- витаминные продукты,

Вырастаем, подрастаем,

И друзьям всем помогаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эта дидактическая игра систематизирует знание детей о разных видах спорта и спортсменах.Расширяет кругозор детей.Активизирует мышление и речь....

Дидактическая игра "Узнй игру по мячу" предназначена для детей 5-7 лет.Задачи:1.Формировать у ребят представления о разнообразных видах спорта с мячом.2.Развивать умение находить парные карточки, подб...

С помощью этой дидактической игры воспитатель поможет детям уточнить свои представления об овощах,задавать уточняющие вопросы,поддерживать диалог с товарищами по группе....


107. Словесная игра «Узнай по описанию» или «Что подарили Наташе?»

Дидактическая задача: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребёнок в данный момент не видит.

Игровые правила: отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Игровые действия: игровая ситуация – получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание; отвечает тот, на кого укажет стрелка.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям:

Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладкое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. Забыла, как это называется», – подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?

Воспитатель вспоминает:

Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красную шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белы усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок, Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду? В какое время года он приходил?
108. Словесная игра «Когда это бывает?»

Дидактическая задача: уточнять и углублять знания детей о временах года.

Игровые правила: по сигналу воспитателя быстро назвать признаки времени года.

Игровые действия: передача камешка тому, кто отвечает.

Ход игры: воспитатель спрашивает ребят, кто знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда

бывает много желтых листьев и т.д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года.

А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» – и положу камешек Динару, Динар быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспоминает еще что-нибудь о весне».

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.
109. Словесная игра «Что сажают в огороде?»

Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Игровые правила: отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровые действия: кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.

Воспитатель начинает: «Морковь. (Да.) Огурцы. (Да.) Свекла (Да.) Сливы. (Нет.)»

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.
110. Словесная игра «Кто в домике живет?»

Дидактическая задача: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Игровые правила: отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).

Игровые действия: звукоподражание, имитация движений различных животных и птиц.

Ход игры: воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4 – 5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа стоит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:

Тук-тук-тук, кто в домике живет?

Дети отвечают:

Му-му-му.

Мяу-мяу.

Бе-е, бе-е.

На-на-га.

Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т.д.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.
111. Игра «Угадайка»

Цель: уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей и фруктов.

Материал: овощи (морковь, огурец, помидор, свекла, лук, капуста, картофель), фрукты (яблоко зеленое, красное и желтое, груша, апельсин, мандарин, слива, персик), дидактическая кукла.

Ход игры: воспитатель от имени Сентябринки обращает внимание фрукты и овощи и предлагает поиграть в игру «Угадайка». Педагог подзывает к себе ребёнка (владеющего навыками описания предметов), который будет начинать игру. Ребенок внимательно рассматривает все овощи и фрукты, загадывает про одного из них, не называя его детям и рассказывает (описывает) его. Дети по описанию должны отгадать, что это за овощ или фрукт.
112. Игра «Что где растет?»

Цель: уточнить представление детей о местах произрастания овощей и фруктов.

Материал: натуральные (муляжи) овощи и фрукты; дидактическая кукла

Ход игры: воспитатель и Сентябринка показывают плод, а дети должны сказать, где он растет: на грядке, в огороде или саду.
113. Игра «Что с чем схоже»

Цель: вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

Материал: овощи и фрукты (натуральные или муляжи)

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть все плоды и определить, чем они похожи между собой. Дети группируют плоды по цвету, форме, вкусу.
114. Игра «Узнай на вкус»

Цель: упражнять в умении определять овощи и фрукты по вкусу; развивать сенсорные чувства и внимание.

Материал: ломтики овощей и фруктов в пакете, платочек, дидактическая кукла.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Узнай на вкус». Она говорит: «Я буду вас приглашать к пакетику, завязывать вам глаза платочком и давать пробовать на вкус ломтики плодов. Кто сможет по вкусу узнать, чем вас угостила Сентябринка».
115. Словесная игра «Да или нет»

Цель: упражнять в различении примет осени; учить давать правильные ответ; развивать слуховое внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает детям быть внимательными и отвечать на вопросы словами «да» или «нет».


  • Осень цвету цветы?

  • Осенью растут грибы?

  • Тучки солнце закрывают?

  • Колючий ветер прилетает?

  • Туманы осенью плывут?

  • Ну а птицы гнезда вьют?

  • А букашки прилетают?

  • Звери норки закрывают?

  • Птичьи стаи улетают?

  • Часто-часто льют дожди?

  • Достанем ли сапоги?

  • Солнце светит очень жарко?

  • Можно детям загорать?

  • Ну а что же надо делать?

  • Куртки, шапки надевать?

116. Словесная игра «Что было бы, если бы из леса исчезли…»

Цель: развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызывать интерес к жизни обитателей леса и чуткое отношение к ним.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в игру и говорит: «Если из леса убрать насекомых… Что бы произошло с остальными животными? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
117. Словесная игра «Противоположности»

Цель: закреплять первоначальное представление детей об обитателях леса

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Мы столько знаем с вами интересного о животным леса. Давайте поиграем в игру «Противоположности». Например: волк злой – лиса… (хитрая), волк серый – лиса … (рыжая) , хвост у лисы рыжий – у зайца … (белый) и т.д.»
118. Словесная игра «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?»

Цель: закреплять первоначальные представление детей об образе жизни и приносимой пользе домашних животных через использование приема взаимозаменяемости.

Ход игры: воспитатель использует прием взаимозаменяемости: корова дает молоко – молоко также дают… (коза, верблюд, лошадь); сторожит дом замок и … (собаки), шерсть дают козы и… (овцы, верблюды), яйца дают куры и … (утки, гуси, индюки), мясо дают… (коровы, овцы, свиньи и другие животные).
119. Словесная дидактическая игра «Запрограммированная ошибка»

Цель: закреплять знания детей об обитателях лес зимой; развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию.

Ход игры: воспитатель предлагает внимательно слушать и сказать, почему этого быть не может?

Варианты: заяц отправился на охоту за полевками, еж бродит по зимнему лесу, медведь бродит среди усыпанных снегом деревьев, хочет найти малину и поохотиться на зайцев.
120. Игра «Угадай, что в руке?»

Цели: упражнять на ощупь определять фрукт (овощ); развивать быстроту реакции наслово воспитателя; воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Игровое правило: смотреть на то, что лежит в руке нельзя, предмет нужно узнать на ощупь.

Материал: муляжи фруктов или овощей.

Ход игры: дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Педагог раскладывает в руки детям муляжи фруктов (овощей). Дети, которые определили у себя такой же фрукт (овощ), по сигналу подбегают к взрослому.
121. Игра «Где что зреет?»

Цель: упражнять детей в использовании знаний о растениях, сравнивать плоды дерева с листьями.

Материал: на фланелеграфе выложены две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды груши).

Ход игры: воспитатель обращает внимание на фланелеграф с составленным рисунком и задает вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
122. Игра «Будь внимателен»

Цель: упражнять в запоминании овощей и в назывании овоща, которого нет на картинках.

Материал: картинки с овощами, фланелеграф.

Ход игры: на наборное полотно воспитатель выставляет три картинки с изображением овощей, например: лук, огурец, капуста и называет их. Затем она предлагает овощ, которого нет (например, помидор).

И т.д.
123. Игра «Назови овощ, который я не назвала».

Цель: развивать у детей слуховое и зрительное внимание.

Материал: наборное полотно, картинки, изображающие овощи или фрукты.

Ход игры: на наборное полотно педагог выставляет картинки, изображающие овощи (фрукты): лук, помидор, морковь, огурец. Три из них педагог называет (лук, помидор, огурец). Дети называют пропущенный овощ (морковь) или фрукт.
124. Игра «Сложи картинку»

Цели: развивать логику путем составления целого из частей; воспитывать усидчивость, закреплять знания о животном мире.

Материал: разрезные картинки, изображающие различных зверей, птиц, насекомых.

Проведение: воспитатель раздает детям по комплекту разрезных картинок. Каждый ребенок должен сложить целую картинку из частей. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее ее сложит, назовет изображение на картинке.
125. Игра «Зоопарк»

Цели: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов; активизировать словарь названиями зверей и птиц.

Материал: картинки с изображением различных зверей или птиц, доска с тремя кармашками: на первом изображен один квадрат, обозначающий один слог, на второй – два, на третьем – три.

Проведение: дети должны отобрать картинки с изображениями зверей или птиц с заданным количеством слогов в слове и поместить в соответствующий кармашек-«клетку».
126. Упражнение «Узнай по описанию»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речевую активность; упражнять в узнавании объекта по описанию.

Проведение: воспитатель читает детям рассказ-загадку, например: «В лесу дети увидели маленького зверька. Он был серый и весь покрыт иголками. На иголках он нес гриб. Зверек быстро бежал на коротких

лапках и фыркал: ф-ф-ф!» И т.п.
127. Игра «Мама и ее малыш»

Цель: пополнять словарный запас названиями зверей и их детенышей.

Материал: мяч.

Проведение: воспитатель называет животное и бросает мяч любому ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет его детеныша. Например: зайчиха – зайчонок, волчица – волчонок, лисица – лисенок и т.д.
128. Игра «Кто что делает?»

Цели: закреплять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»; отрабатывать употребление существительных и глаголов во множественном и единственном числе.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных, которые чем-то заняты.

Проведение: воспитатель показывает детям картинку с изображением какого-либо животного или животных. Дети должны назвать животное и его действие. Например: «Это собака. Собака грызет кость. Это собаки. Собаки грызут кости».
129. Игра «Охотник и пастух»

Цели: закреплять словарь детей по теме «Домашние и дикие животные», отрабатывать употребление

формы винительного падежа множественного числа существительных.

Материал: наборное полотно, картинки с изображениями пастуха, охотника, домашних и диких животных.

Проведение: на наборное полотно слева помещается картинка с изображением охотника, справа – пастуха. Внизу под этими картинками помещается изображения домашних и диких животных.

Воспитатель обращается к детям: «Кто изображен на картинках вверху? (Охотник, пастух.) Что делает пастух? («Пастух пасет домашних животных». Отбирают картинки с изображением домашних животных и помещают их под изображением пастуха). Пастух пасет кого? (Коров, лошадей, овец, коз.)

Что делает охотник? («Охотник охотится на диких животных» Отбирают картинки с изображением диких животных, и помещает их под изображением охотника .) Охотник охотится на кого? (На зайцев,

лис, волков и т.д.)
130. Игра «Вова в деревне»

Цели: закреплять названия домашних животных и птиц; учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки домашних животных и птиц.

Материал: фигурки или картинки с изображением мальчика и различных домашних животных и

Проведение: воспитатель показывает детям фигурку мальчика и говорит: «Мальчика зовут Вова. Летом он приехал в деревню к бабушке в гости. В доме он увидел:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Вова узнал, кто это. А вы узнали?

Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает фигурку (картинку) кошки. И т.д.
131. Игра «Человек и животные»

Цели: закреплять знания о пользе, которую приносит каждое животное; развивать навыки диалогической речи.

Материал: картинки с изображениями домашних животных.

Проведение: воспитатель раздает детям картинки с изображениями домашних животных. Затем обращается к детям: «Послушайте сказку: «Это было давно. Жил человек совсем один. Однажды пришли к нему животные и сказали: – Корми нас, а мы будем выполнять разную работу. – Кто вы? Что вы умеете делать? – спросил человек… (Показывает на любого ребёнка, который должен назвать животное и рассказать, что оно делает.)».

Ребенок: «Это лошадь. Она умеет возить грузы. Лошадь катает детей. И т.д.

Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, которые разработали направлены на развитие и памяти и внимания.

Дидактическая игра «Исчезнувший предмет»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.

Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность.

Материалы: несколько мелких игрушек.

Ход игры: Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т.к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить), рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» — это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

Дидактическая игра «Пуговицы»

Игра предназначена для детей в возрасте от пяти лет (при условии самого простого подбора пуговиц). Играть могут двое человек.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников; учить способам запоминания предметов.

Материалы: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего), причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется. Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется, Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом, перед играющими лежит весь набор, из которого взяли эти пуговицы. У каждого играющего должно быть игровое поле , представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле, которое содержит четыре или шесть клеток.

Ход игры: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки.

Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

Дидактическая игра «Хамелеон»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Материал: фишки для играющих.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Дидактическая игра «Зеркало»

Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).

Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.

Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Дидактическая игра «Зашумлённые картинки»

Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание.

Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

Дидактическая игра «Рыбаки»

Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.

Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.

Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.

Статьи по теме: