Образец заполнения финансово экономической дорожной карты. Дорожная карта. Тактический план реализации проекта. Оформление творческих работ для выставки «Открываю мир»

УДК 65
ББК 65.291.23

Цель. Изучение содержания метода дорожного картирования, его применение и эффективность в современных организациях.

Методы. Проанализирована известность дорожных карт среди молодых специалистов; определена полнота дорожного картирования как инструмента принятия управленческих решений и развития организации, в отличие от других инструментов.

Результаты. Выявлены основные преимущества дорожного картирования как метода проектного управления. Определена сфера применения дорожных карт в современных организациях.

Научная новизна. Разработана универсальная методика создания дорожных карт. Выявлен новый метод применения дорожного картирования на основе проектных порталов.

Ключевые слова: актуальность , дорожные карты , инструмент принятия решений , развитие , развитие организации , разработка , реализация .

В условиях динамичной внешней среды, компаниям, которые ориентированы на перспективность развития своей деятельности, необходимо внедрение современных методов управления организацией. Данные методы позволяют наиболее точно представить, оценить и спрогнозировать дальнейшую тенденцию развития компании, разрабатывать вероятные сценарии развития объектов, и их потенциальную рентабельность, а также принимать оптимальные управленческие решения с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.

Отечественная теория менеджмента не придает достаточного значения многим современным методам, которые могли бы не только облегчить управление современными организациями, но и создавать подробнейший сценарный план развития какого-либо объекта.

Одним из малоизученных методов, который представляет собой сценарий развития определённого объекта, является "Дорожная карта". Данный метод основывается на дедуктивном разложении процесса достижения какой-либо цели на шаги, этот процесс называется "Дорожное картирование". В общем виде, дорожное картирование служит основой информационной поддержки процесса управления, а в частности, данная методика служит для разработки этапов развития объекта и определения времени принятия управленческих решений, а также для логического обоснования причинно-следственных связей между различными этапами проекта.

Тема дорожных карт находит свое отражение в публикации К.Л. Лидина "Многообразие построения дорожных карт", где описывается сущность метода дорожного картирования, и его применение в реальных организациях. Работа "Дорожные карты российского бизнеса: Аналитический отчет по исследованию" авторского коллектива Манчулянцева О.А. и других, посвящена вопросам практического использования дорожных карт. В основу данной работы легло оригинальное исследование, которое включает в себя анкетный опрос, экспертные и углублённые персональные интервью руководителей и топ-менеджеров 50 крупнейших российских компаний. Анализ данных работ позволяет выявить основания продуктивности использования данного метода, что обособляет дорожное картирование как эффективный метод проектного управления. На основе представленных источников можно выявить ограничения и барьеры применения метода дорожного картирования, а также предрешить методы преодоления данных негативных обстоятельств.

Целью данной статьи является определение содержания метода дорожного картирования и его применение для развития организации.

К задачам проведенного исследования автор относит сравнительный анализ дорожного картирования и других инструментов развития организации; изучение преимуществ и ограничений дорожного картирования; рассмотрение возможности создания проектных порталов на основе метода дорожного картирования.

В рамках исследования было проведено анкетирование молодых специалистов на предмет известности метода дорожного картирования как инструмента развития организации. Данный эксперимент представлял собой опрос 52 респондентов с возрастным интервалом от 20 до 25 лет, которые либо являются студентами последних курсов различных ВУЗов Екатеринбурга, или недавно закончили обучение. Автором данной статьи был размещен опрос в популярной социальной сети, на который отвечали различные группы людей, что позволяет судить о том, что результаты опроса могут быть распространены на всю совокупность людей с возрастом от 20 до 25 лет, которые получают гуманитарное образование в высшем учебном заведении. Вследствие чего, выборка, состоящая из 52 человек является репрезентативной. Результаты данного опроса позволяют судить о наличии, либо отсутствии, представления о дорожном картировании. Также, в опросе, предлагался вариант о косвенной осведомленности по данной теме. Результаты данного опроса представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты опроса об известности дорожного картирования среди молодых специалистов

Рассматривая результаты данного исследования в процентном соотношении, можно сказать, что 67,3% человек и общего числа респондентов. Далее идут респонденты, осведомленные о методе построения дорожных карт, но их всего 19,2% от общего числа опрашиваемых. Затем следует число людей, которые хоть когда-нибудь слышали о подобном методе проектного управления, их всего 13,4%.

Исходя из результатов данного опроса, можно сделать вывод, что превалирующее большинство молодых специалистов, даже не имеют представления о методе дорожного картирования.

В настоящее время существует множество инструментов, которые способствуют развитию организации. Такие инструменты используются для формирования ориентиров и приоритетов для принятия управленческих решений . Сравнительный анализ данных инструментов представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ инструментов принятия управленческих решений

Сущность метода

Результат применения

Метод Дельфи

C помощью серий последовательных действий - опросов, интервью, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения

Определение решения конкретной проблемы, удовлетворяющего всех участников метода

SWOT-анализ

Оценка факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Основывается на описании сильных и слабых сторон внутренней среды, и возможностей и угроз внешней среды организации

Выявление мероприятий, основанных на сочетании сильных и слабых сторон внутренней среды и возможностей и угроз внешней среды организации.

Метод мозгового штурма

Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Выбор из общего числа высказанных идей наиболее удачных, которые могут быть использованы на практике.

Метод сценариев

Метод базируется на повторной последовательности построения сценариев с целью выбора подходящего варианта.

Получение логически и научно обоснованного прогноза, для принятия управленческого решения

Метод дерева целей

Метод структуризации задач, проблем, целей для их разук-рупнения и конкретизации в виде иерархической системы (дерева), в которой осуществляется поуровневая декомпозиция целей более общих на частные, тех - на цели следующего уровня и так далее.

Позволяет представить картину взаимосвязей будущих событий, получение перечня конкретных задач и информацию об их относительной важности.

Метод дорожного картирования

Наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта

Представление информации о возможных альтернативах развития объекта и упрощения принятия управленческих решений. Ревизия имеющегося потенциала развития изучаемого объекта, обнаружение узких мест, угроз и возможностей роста, потребности в ресурсном обеспечении.

Все перечисленные методы, при их грамотном использовании, создают информационную базу, способствующую принятию управленческих решений:

  • Применение метода Дельфи в результате даёт несколько обоснованных решений, исходя из опроса группы людей.
  • SWOT-анализ даёт структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение, выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов .
  • Метод мозгового штурма в результате представляет список решений конкретной проблемы, высказанных специалистами, и затем, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике .
  • Метод сценариев представляет собой текст, который позволяет создать предварительное представление о системе в количественных параметрах и их взаимосвязях, однако сценарий, как и любой текст подвержен неоднозначности его толкования, поэтому его следует рассматривать как основу для дальнейшей разработки модели решений проблемы.
  • Метод дерева целей позволяет представить полную картину взаимосвязей будущих событий вплоть до получения перечня конкретных задач и получить информацию об их относительной важности. Построение дерева целей и задач заканчивается на уровне определения исполнителей. В процессе построения дерева целей нередко используются алгоритмы совместной работы экспертов, но, все же, в основе метода лежит не групповая работа как таковая, а особая логика рассуждения.
  • Построение дорожной карты, в результате, дает графический план-сценарий динамичного развития организации, с учётом альтернативных путей и возможной идентификации участков снижения производительности (узких мест), а также подробное описание таких важных составляющих организации как ресурсы, технология, продукт, рынок, покупатель, стратегическая цель, и создает слаженную систему коммуникативного взаимодействия между всеми организационными структурами.

Все представленные методы не могут в полной мере предоставить результаты, которые достигаются с помощью создания дорожной карты, но они могут выступать в качестве основы для использования метода дорожного картирования.

Одной из главных особенностей дорожных карт является их внешний вид, а именно они выглядят как вариант анализа, основанного на подборе возможных решений для отдельных частей основной задачи - построения графической сети, состоящей из «узлов» (этапов развития технологий, или пунктов принятия управленческих решений) и «связей» (причинно-следственных взаимоотношений между «узлами») .

Являясь стратегическим методом проектного управления, дорожное картирование несет две основные функции:

  • предвидение и планирование развития ситуации, включая технологический, социальный, экономический и политический аспекты (прогноз будущего);
  • управление развитием ситуации в зависимости от поставленных стратегических целей (конструирование будущего) .

Дорожные карты подразумевают долгосрочное развитие объекта на срок до 10 лет, и отражают получаемые экономические эффекты, определяют эффективность альтернативных вариантов использования ресурсов.

Исходя из целей дорожного картирования, выделяются следующие виды дорожных карт :

  • Корпоративные дорожные карты;
  • Научные дорожные карты;
  • Технологические дорожные карты;
  • Продуктовые дорожные карты.

Любой из видов дорожных карт представляет собой эволюцию продукта, технологии, научной составляющей компании, либо корпорации в целом, и создает графическое представление различных вариантов развития объекта во временном пространстве. Различные виды дорожных карт взаимосвязаны и взаимозависимы, что связано с необходимостью одновременного учета продуктовых, технологических, отраслевых или корпоративных составляющих.

Виды дорожных карт подразделяются по актуальности в зависимости от конкретных целей и временных периодов. Критерии актуальности основаны на многогранности дорожных карт, чем больше компонентов в себя включает дорожная карта, тем она информативнее для организации. Отсутствие жесткой регламентации отличает процесс картирования высоким уровнем творчества, что позволяет сделать дорожные карты простым, наглядным и адаптивным инструментом принятия управленческих решений.

На начальном этапе развития организации, особую важность представляет создание корпоративной дорожной карты, включающей в себя научные, технологические и продуктовые аспекты. Следующей по важности следует научная цель, в которую входит технологическая и продуктовая составляющие. В дальнейшем, организации уже не требуется разработка глобальных дорожных карт, потому что на последующих этапах развития необходимы только концентрированные методы организационного управления, которые направлены на исследование технологий производства и продукции.

Оптимальной формой дорожной карты является график, который дает ответы на вопросы о том: что именно, каким образом, в какой промежуток времени и почему приведет к достижению стратегических целей организации.

Таблица 2 - Преимущества и ограничения применения дорожных карт

Преимущества

Ограничения

Хороший инструмент сбора информации, вовлекающий всех экспертов в креативный процесс ее построения и последующего обсуждения.

Сложность, дороговизна и длительность разработки в силу необходимости наличия знания по многим специфическим областям управления.

Хороший маркетинговый инструмент для анализа того, какой продукт обладает ключевой ценностью для компании.

Необходимость согласованной работы большого числа специалистов из разных областей и сфер управления.

Показывает какие направления НИОКР являются наиболее значимыми, какие технологические решения могут быть разработаны на их основе, какие перспективные продукты могут быть созданы в итоге и какие социальные изменения могут произойти в результате.

Метод может не учитывать всех аспектов по разрабатываемым слоям.

Позволяет оценить рыночные перспективы продуктов и возможности выхода на новые рынки.

Метод не дает ответа на вопрос «кто и как все это будет делать?»

Позволяет ставить более четкие и достижимые цели.

Недостаток требуемых данных, информации и знаний.

Позволяет выявлять приоритетные направления для инвестиций

Большой объем текущих задач, не позволяющих сконцентрироваться на стратегии.

Хороший инструмент визуализации разработанных стратегий и планов и выявления логических нестыковок и «пробелов», которые могут быть не видны в «гладком» тексте.

Отсутствие четкой методологии разработки дорожных карт.

Эффективный инструмент коммуникаций, который объясняет потребности компании ее работникам, руководству, клиентам и всем заинтересованным лицам, позволяя осознать, что в компании требует изменений для достижения общего успеха, и участвовать в этих изменениях.

Отсутствие обучающей литературы, семинаров и тренингов в области дорожных карт.

Сложившиеся практики планирования в компании.

Предоставляет сотрудникам четкое руководство, что делать в случае изменений обстановки.

Процесс проектирования позволяет подготовить сотрудников компании к грядущим изменениям и сформировать инициативные команды.

Создание дорожной карты затрагивают множество компаний, объединенных в консорциум или просто принадлежащих одной отрасли. На этом уровне посредством дорожной карты возможна совместная разработка новых ключевых технологий и продуктов, что позволяет избежать излишнего финансирования одного и того же направления исследований.

Для преодоления ограничений и барьеров применения дорожных карт в организациях, различными авторами предлагаются следующие мероприятия:

  1. Создание отдела стратегического планирования.
  2. Создание организационно-нормативного обеспечения дорожного картирования в рамках организации
  3. Обучение сотрудников отдела стратегического планирования дорожному картированию;
  4. Создание системы стратегического мониторинга.

К барьерам внедрения дорожного картирования можно отнести и устоявшиеся методы планирования в организациях, что вызвано консерватизмом и отсутствием общепринятой методологии дорожного картирования.

Таблица 3 - Универсальная методика построения дорожных карт

Мероприятия

1. Стадия определения проблемы и постановки стратегической цели

  1. Определение проблемы, которую необходимо решить;
  2. Объективное обоснование актуальности проблемы;
  3. Формирование стратегических целей
  4. Объективное обоснование рентабельности достижения стратегических целей

2. Стадия обеспечения

  1. Создание рабочей группы, выбор лидера;
    1. Материальное обеспечение группы;
    2. Регламентация работы группы;
    3. Обеспечение доступа группы ко всей необходимой информации в организации.

3. Стадия сбора информации

  1. Анализ потребностей клиентов;
  2. Анализ перечня имеющихся и необходимых ресурсов;
  3. Анализ возможных технологий создания товара или оказания услуги;
  4. Анализ возможных вариантов производимых товаров или оказываемых услуг.

4. Стадия конкретизации информации

  1. Обозначение конкретного перечня имеющихся ресурсов;
  2. Определение конкретных технологий;
  3. Выделение конкретных производимых продуктов либо осуществляемых услуг;
  4. Выделение целевых сегментов рынка;
  5. Определение конкретных типов клиентов;

5. Стадия графического оформления

  1. Расположение элементов дорожной карты в порядке важности;
  2. Создание цепочек, а именно:

    установление связей между элементами, которые показывают какие ресурсы, при использовании каких технологий создают некий продукт, который, в свою очередь, направляется в конкретный рыночный сегмент для конкретного покупателя, и какую именно стратегическую цель весь этот процесс реализует.

6. Стадия презентации руководству

7. Стадия обсуждения

  1. Выделение положительных и отрицательных сторон каждой цепочки;
  2. Примерное определение показателей выгоды достижения каждой цели, в ценностном выражении.

8. Стадия совместного принятия решения

  1. Выделение одной, или нескольких цепочек, как наиболее результативных методов достижения стратегических целей.

Исходя из развивающейся внешней среды, в предложенный методикой алгоритм, могут быть внесены изменения в стадии и мероприятия, которые позволят наиболее эффективно построить дорожную карту, применительно к конкретной организации .

Сущность создания проектных порталов заключается в организации электронного пространства, позволяющего отслеживать ход выполнения конкретного проекта в реальном времени, а также осуществлять электронный документооборот по проекту. То есть, проектный портал представляет собой эффективную систему хранения и доступа к внутрикорпоративной информации, необходимой для управления проектами и осуществления проектных коммуникаций абсолютно всеми участниками проекта. Схема взаимодействия участников проекта, посредством проектного портала, представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема взаимодействия участников проекта посредством проектного портала

На проектном портале находится список реализуемых программ, которые состоят из проектов. Внутри каждого проекта находится дорожная карта, которая разделена на 3 сценария: оптимистический, оптимальный, и пессимистический. Каждый из сценариев предполагает свою цепочку реализации проекта.

Каждый проект начинается в оптимальном сценарии реализации, так как входные данные проекта всегда известны. Далее, по мере реализации проекта, сценарии могут изменяться по мере наступления рисковых событий и их результатов.

При планировании дорожной карты реализации проекта, все сценарии должны быть тщательно спланированы, а именно: какие исходные данные присутствуют в проекте; какие рисковые события могут произойти по мере реализации проекта, и каковы их последствия; какие действия должны следовать после наступления того или иного рискового события; и какой результат получается в итоге. По мере фактической реализации проекта, его сценарий отмечается красным цветом. Графический пример дорожной карты проекта изображен на рисунке 3.

Рис. 3. Дорожная карта проекта

Основными элементами дорожной карты являются:

  • Начало процесса;
  • Рисковое событие;
  • Действие;
  • Результат процесса.

В общем виде каждый элемент дорожной карты должен содержать в себе исходные документы, или другие объективные основания, на основе которых разрабатывается управленческое решение. В частности: элемент «Начало процесса» содержит в себе информацию о имеющихся ресурсах на начало проекта; «Рисковое событие» содержит информацию о сценариях, которые необходимо применять при возникновении риска; «Действие» содержит технологии и методы; Элемент «Результат процесса» содержит информацию о конечном продукте проекта.

Данная система позволит централизовать систему принятия управленческих решений, избавится от искажения информации, сформировать документооборот проектов. Также на основании уже реализованных проектов, можно создавать типовую дорожную карту, при реализации схожих проектов, это существенно упростит вест процесс достижения стратегических целей внутри организации.

На сегодняшний день, в государственных органах, методы проектного управления только начинают внедряться. Дорожное картирование, основанное на системе проектных порталов необходимо также внедрить в систему взаимодействия государственных органов друг с другом. Данное нововведение позволит облегчить процесс взаимодействия в реализации идентичных проектов, позволит уменьшить как трудозатраты, так, соответственно, и материальные затраты. По мнению автора, повсеместное внедрение проектных порталов на основе метода дорожного картирования позволит создать базу проектов в различных сферах деятельности .

Проектный портал позволяет эффективно решать организационные, коммуникативные и другие задачи, связанные с администрированием проектной деятельности организации, а также повышать оперативность и своевременность принятия управленческих решений. Проектный портал является инновационным методом взаимодействия субъектов любой деятельности, который повышает эффективность данного взаимодействия.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо сделать вывод, что дорожное картирование является эффективным методом, применяемым для организационного развития, на основе которого разрабатываются и реализуются управленческие решения. Данный метод, в настоящее время, не пользуется широкой популярностью, так как большинство управленческих кадров стараются пользоваться устоявшимися методами управления, и, ввиду своего консерватизма, не рассматривают дорожное картирование как эффективный метод управления.

Литература

  1. Методы исследования [электронный ресурс]. URL: http://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/metod_issled.htm (дата обращения 20.02.2014)
  2. Хвощин А.А. Социально-экономическое прогнозирование. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007.
  3. Технология дорожного картирования [электронный ресурс]. URL: http://www.unido.org/fileadmin/import/16963_TechnologyRoadmapping.pdf (дата обращения 23.02.2014)
  4. Лидин К.Л. Многообразие построения дорожных карт. Иркутск. 2006.
  5. Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» — Инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента. 2008. Том 6. № 4. С. 149-168.
  6. Манчулянцев О.А., Павлычева Е.Ю., Краузова Е.Н., Ткачева А.В. Дорожные карты российского бизнеса: Аналитический отчет по исследованию. М.: Open Innovation Inc. 2012. 64 с.
  7. SWOT.-анализ [электронный ресурс]. URL: swot-analysis.ru (дата обращения 03.03.2014)
  8. Метод мозгового штурма [электронный ресурс]. URL: http://www.metodolog.ru/00072/00072.html (дата обращения 10.03.2014)
  9. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.
  10. Цели управления предприятием [электронный ресурс]. URL: http://univerlib.ru/page/23-cely-v-upravlenii-3262.html (дата обращения 10.03.2014)

Bibliography

  1. Research methods . URL: http://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/metod_issled.htm (date of access 20.02.2014)
  2. Hvoshchin A.A. Socio-economic forecasting. Coursebook. Tyumen.: Tyumen State University Publishing House, 2007.
  3. Road mapping technology . URL: http://www.unido.org/fileadmin/import/16963_TechnologyRoadmapping.pdf (date of access 23.02.2014)
  4. Lidin K.L. The variety of roadmaps designing. Irkutsk. 2006.
  5. Jemala M. Corporate "road map" - innovative method of knowledge management in corporations // Russian Management Journal. 2008. Vol. 6. № 4. P. 149-168.
  6. Manchulyantsev O.A., Pavlycheva E.Yu., Krauzova E.N., Tkacheva A.V. Road maps of Russian business: analytical report on research. M.: Open Innovation Inc. 2012. 64 p.
  7. SWOT-analysis . URL: swot-analysis.ru (date of access 03.03.2014)
  8. Brainstorming techniques . URL: http://www.metodolog.ru/00072/00072.html (access date 10.03.2014)
  9. Peregoudov F.I., Tarasenko F.P. Introduction to systems analysis. M.: Higher School, 1989.
  10. The objectives of enterprise management . URL: http://univerlib.ru/page/23-cely-v-upravlenii-3262.html (date of access 10.03.2014)

Road map as a tool of organizational development management

Purpose. Examination of content of the road mapping method, its application and effectiveness in modern organizations.

Methods. The young professionals’ awareness of the roadmaps is analyzed; the completeness of road mapping as a tool for management decision-making and organizational development in contrast to other tools is identified.

Results. The basic advantages of road mapping as a method of project management are revealed. The scope of the roadmaps in modern organizations is identified.

Scientific novelty. Universal methods of road maps creation are elaborated. A new method of mapping application on the basis of road design portals is revealed.

Key words:

Дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария достижения стратегических целей предприятия, сценарий выведения на эффективность или поддержание стабильного состояния производственного процесса, которой придерживаются рабочие группы, выполняя практические задания по внедрению «хосин канри» (метод стратегического планирования и инструмент управления комплексными проектами, система управления качеством, позволяющая учитывать требования и пожелания Заказчика).

Дорожная карта обеспечивает управление и улучшение каждого процесса производственной структуры благодаря применению цикла Деминга , или PDCA (Plan-Do-Check-Act, т.е. «Планируй-Делай-Проверяй-Корректируй/Действуй»). PDCA - это сокращенная запись научного метода:

  • Планируй (определи стратегическую цель, сформулируй целеполагание);.
  • Делай (определи основные шаги (вехи) достижения поставленной цели);
  • Проверяй (примени инструменты Бережливого производства для контроля проведенных действий, примени управленческие решения для проверки эффективности выбранных решений);
  • Корректируй/Действуй (сформируй стандарт по итогам проделанных действий, проведи аудит, внеси корректировки).

Дорожное картирование связывает между собой ожидание от идеи, стратегию и план развития процесса и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое - настоящее - будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии и пути развития, но и их рентабельность, что позволяет выбирать оптимальные пути достижения с точки зрения экономической эффективности и рентабельности предприятий и процесса в целом.

Давайте определим причины, по которым Владельцам процессов следует использовать инструментарий дорожного картирования:

  1. Создание дорожной карты - это, прежде всего, эффективное планирование всех областей и факторов, которые задействованы в достижении поставленной задачи;
  2. Дорожные карты включают такую точную характеристику, как время;
  3. Создание дорожных карт помогает Владельцам процессов удостовериться в том, что в нужный момент они будут обладать ресурсами и технологиями, необходимыми для осуществления своей стратегии и планов;
  4. Дорожные карты являются связующим звеном между стратегией Владельцев процессов УК, УО и общей стратегией развития компании;
  5. С помощью дорожных карт обнаруживаются пробелы (недочеты) в планировании вех развития Владельцами процессов, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем;
  6. На каждом этапе процесса создания дорожной карты акцент делается на нескольких самых важных аспектах, к примеру: потребность предприятия и ее динамика развития. Таким образом, удается использовать время и ресурсы самым разумным и рациональным образом. С помощью дорожных карт удается ставить наиболее реалистичные цели;
  7. Дорожная карта вырабатывает своеобразный «путеводитель» для руководителей, позволяя, таким образом, идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности;
  8. Совместное использование нескольких дорожных карт позволяет стратегически использовать технологии во всей компании, например процесс доставки ГНО на объект Заказчика, в данном процессе задействованы и сотрудники ООО «ТМС-Логистика» и сотрудники ООО «НКТ-Сервис», создание единой дорожной карты позволит направить действие двух организаций для достижения одной цели;
  9. Создание дорожных карт подразумевает обмен информацией между представителями различных управляемых обществ, отделами, Владельцами процессов и другими заинтересованными в достижении поставленной цели сторонами. Используя дорожную карту, можно весьма доступно объяснить всем, в каком направлении движется производственный процесс, его потенциальные возможности и перспективы;
  10. Процесс дорожного картирования формирует внутри группы общее понимание цели развития и владение планом его развития;

Из вышеперечисленного очевидно, что Дорожная карта дает возможность спрогнозировать возможные направления применения результатов деятельности предприятия в целом и сотрудников в частности: во-первых, с позиций выведения на эффективность нерезультативных процессов (то есть оценить роль Владельца процесса, эффективность принимаемых им решений), а во-вторых, с коммерческой точки зрения (оценить возможную экономическую эффективность внедрения этой разработки). Практический опыт предприятий по построению дорожной карты есть в

Составление «дорожной карты», или поэтапного плана действий, помогает формировать общее видение бизнеса в компании. Это процесс, при помощи которого эксперты прогнозируют, какими будут будущие технологии и как будут развиваться рынки, а также определяют последствия такого развития событий для отдельных компаний. Модель такой «дорожной карты» дает описание того, каким образом можно структурировать процессы развития.

При составлении «дорожной карты» необходимо уточнить будущие цели (сформулированные главным образом на основе мнений экспертов о том, как будут развиваться технологии) и предложить мути их достижения. Руководствуясь результатами такого анализа, можно определить тот вклад, который может внести в такое развитие отдельная компания, или как эта компания может реагировать на происходящие изменения. Для объяснения указанного процесса мы воспользуемся «дорожной картой» с координатами «продукты» и «технологии».

В последние десятилетия было создано множество различных «дорожных карт». При изучении таких «карт», где ставка сделана на технологии, можно выделить четыре их вида.

  • Отраслевые «дорожные карты». К этому виду относятся карты, в которых указано направление ожидаемого развития отрасли. Процесс, отраженный на такой карте, показывает способ, при выборе которого отдельные компании минимизируют свой риск, что достигается за счет участия разных заинтересованных сторон в принятии решений о приоритетах будущего развития технологии. В ходе этого обсуждения определяется вклад в исследование, который должна внести каждая из сторон. Отраслевой «дорожной картой» также можно воспользоваться для того, чтобы получить финансирование (как частное, так и государственное).
  • Корпоративные «дорожные карты». Они разрабатываются для того, чтобы помочь отдельным компаниям сделать стратегический выбор, и могут основываться на отраслевых «дорожных картах». В таких «картах» описываются комбинации продуктов и рынков.
  • Продуктово-технологические «дорожные карты». Это одна из разновидностей рыночного анализа, оценки продукта и изучения технологий, которые объединены для разработки плана внутренних НИОКР и последовательности шагов, которые надо сделать при выведении на рынок новых продуктов. Модель, рассмотренная далее, относится к «дорожным картам» именно этого вида.
  • Компетентностно-исследовательские «дорожные карты».

При составлении «дорожных карт» этого вида основное внимание уделяется компетенциям и исследованиям, необходимым для создания какой-либо технологии или ее части. Такие «карты» либо составляются по отдельности, либо, как показано на рис. 1, объединяются с другими в единую «карту».

Когда следует применять модель

Продуктово-технологические «дорожные карты» могут применяться для того, чтобы задать более точные ориентиры для будущих действий. Они полезны для проведения более глубокого анализа профессионалами, которые занимаются разработкой новых рынков, особенно с технологической ориентацией. Для выживания на таких рынках важно разрабатывать новые продукты, что обусловлено постоянным сокращением жизненных циклов продуктов. Поэтому составление «дорожных карт» является очень полезной стратегией для компаний, постоянно ищущих возможности для создания новых товаров и услуг. Благодаря этой модели можно структурно определить новые рынки, продукты и технологии.

«Дорожные карты», как правило, включают в себя следующие описания:

  • появление на рынке : описание продукта и требуемых для его создания исследований;
  • предназначение : результаты анализа рынка, продукта и технологии;
  • временные параметры : критический путь и сроки появления продукта на рынке;
  • ресурсы : деньги, люди и технологии, требующиеся для создания новых товаров и услуг.

Благодаря применению «дорожных карт» обеспечивается ряд преимуществ.

  • Участвующая в составлении «дорожной карты» компания получает ценную стратегическую информацию.
  • В основе долгосрочного стратегического планирования лежит сбор хорошо структурированной информации, благодаря чему компания может принять более обоснованные решения, относящиеся к будущим товарам, услугам и технологиям.
  • На карту можно нанести как внутренние данные, так и внешние, что помогает прийти к хорошо структурированному видению меняющихся рыночных факторов, потребительских запросов, технологий, факторов окружающей среды и поставщиков.
  • Достижение более полного и точного согласования затрат на НИОКР и разработку продуктов, чему способствует выявление возможностей по объединению новых технологий с новыми продуктами.
  • «Дорожные карты » могут быть источником появления новых вариантов использования уже применяемых технологий (прежних технологий для новых товаров и услуг).
  • Результаты, получаемые при помощи таких «карт», помогают выявлять долгосрочные стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности, связанные с продуктами и технологиями.
  • «Дорожные карты» являются мощным инструментом привязки всей компании к новой стратегии развития и процессам разработки новых продуктов. С их помощью проектные команды могут быстро адаптироваться к изменениям стратегического характера.
  • Такие карты помогают выявить потенциал синергии между поставщиками и покупателями, а также между конкурентами.

Как следует пользоваться моделью

Продуктово-технологическая «дорожная карта» строится по результатам:

  • анализа рынка;
  • изучения технологий;
  • оценки продукта.

Анализ рынка проводится по принципу «снаружи внутрь» и предназначен для выявления новых и долгосрочных по своей природе запросов потребителей. Его результаты показывают, какими будут новые потребности и ценность, добавленная компанией (компаниями). Изучение технологий имеет другую направленность - «изнутри наружу». В ходе этого изучения портфель продуктов сравнивается с другими возможными товарами и услугами. Изучение технологий в сочетании с оценкой продукта помогает определить различия и возможности новых продуктов.

На следующем этапе результаты, полученные при помощи «дорожной карты», обсуждаются в ходе «мозгового штурма». Предлагаемые новые идеи продуктов оцениваются с точки зрения потенциальных выигрышей, которые можно получить, выраженных такими показателями, как уникальное торговое предложение (unique selling points, USP) и (return on investment, ROI); а также с позиции сопровождающих этот вариант рисков (технологической и рыночной готовности); требуемых ресурсов (инвестиций). Естественно, наиболее ценными новыми продуктами являются предложения с самой высокой доходностью и с самыми низкими рисками и потребностями в ресурсах. По результатам такого анализа уже можно составлять план внутренних НИОКР, в основе которого лежат исследования, требуемые для того, чтобы запустить в производство новый продукт. Кроме того, после этого уже можно разработать и план действий по выходу с новым товаром / новой услугой на рынок.

Хотя анализ рынка, изучение технологий и оценку продукта могут провести руководители компании (скорее всего, с привлечением внешней консалтинговой фирмы), наиболее полные и точные «дорожные карты» появляются на свет в тех случаях, когда в их разработке участвуют представители различных организаций и университетов. Одним из важнейших факторов, в значительной степени способствующих высокому качеству «дорожной карты», является привлечение к его разработке «чемпионов». Этим термином в данном случае называют уважаемых и очень хорошо известных экспертов из конкретной (технологической) сферы. Если отраслевой эксперт высказывается в поддержку предлагаемого варианта «дорожной карты», остальные специалисты принимают ее гораздо охотнее.

Существуют и другие факторы, способствующие успеху при применении этой модели. Вот некоторые из них.

  • Составлением «дорожных карт» должны заниматься ведущие специалисты, являющиеся признанными экспертами, которые отлично разбираются в особенностях конкретной отрасли.
  • Если руководители хотят, чтобы «дорожная карта» на самом деле оказала положительное влияние на их компанию, они должны сами активно участвовать в ее составлении.
  • «Дорожные карты» надо регулярно обновлять, чтобы уточнять постоянно происходящие изменения, связанные с продуктом, рынком и технологиями.
  • Помочь с процессом составления «дорожной карты» и проведением собеседований с заинтересованными в ней лицами может специалист из внешней компании (например, консультант).
  • Чтобы коммуникации, относящиеся к «дорожной карте», были эффективными и чтобы все такие «карты» были хорошо согласованы друг с другом, очень важно при их составлении использовать унифицированный подход.
  • «Дорожную карту» следует рассматривать как инструмент долгосрочного применения, используемый для стратегического развития. Если стратегическое видение охватывает период менее двух лет, для составления «дорожной карты» оно не подходит.

Выводы

Составление «дорожной карты» - это метод, помогающий добиваться в компании общего видения будущего; при этом считается, что создание общего видения мира так же важно, как и подготовка окончательного варианта «дорожной карты». Поэтому составление таких «карт» может не обеспечить успеха тем компаниям, видение мира которых отличается от доминирующего (у тех компаний, которые вовлечены в данный бизнес).

Основное предназначение такой «дорожной карты» - стимулировать деятельность персонала за счет лучшего понимания перспектив и способов улучшения положения дел. Но, хотя в «дорожной карте» описываются конкретные виды деятельности и проекты, будущее остается неизвестным и далеко не всегда предсказуемым. Поэтому ее следует рассматривать как способ визуализации будущего. Однако несмотря на то, что такая «карта» составляется на основе рыночных данных, она ни в коей мере не носит прогнозный характер. Чтобы вносить в «запланированное» видение будущего текущие события, связанные с развитием, «дорожную карту» следует достаточно часто обновлять.

Примеры дорожных карт

Диапазон использования дорожных карт достаточно широк и охватывает не только сферу бизнеса, но и другие виды управленческой деятельности, в том числе государственное управление. Дорожная карта может также служить наглядным способом представления результатов Форсайта. На рис. 6.1 приведены примеры продуктовой и технологической дорожных карт.

Продуктовая дорожная карта (см. рис. 6.1, а) служит графическим представлением этапов создания различных вариантов изделия во времени. На эту карту могут наноситься также информация об организационных мероприятиях, необходимых для производства, развития и реализации продукта, аннотации, мнения, фиксироваться открытые вопросы. Технологическая дорожная карта (см. рис. 6.1, б) - это, как правило, наглядное представление функционирования и программы развития отдельной технологии или группы технологий. На технологической дорожной карте начальные и конечные, как правило, представ

Рис. 6.1.

ляют моменты, в которых технология будет реализована в виде, пригодном для использования. В ряде случаев, как уже говорилось, продукт, рынок, исследования и разработки, технологии и ресурсы на дорожной карте рассматриваются не в отдельности, а в комплексе, где наглядно представлено изменение во времени каждой из составляющих производственный процесс бизнес-единицы.

Дорожные карты не только позволяют наглядно представить информацию о вероятных альтернативах развития объекта управления, но и дают возможность оценить и переосмыслить его потенциал развития, обнаружить "узкие места", угрозы и точки роста, определить потребности в ресурсном обеспечении и т.д. С помощью дорожных карт проводится анализ на базе многоаспектного экспертного оценивания путей развития объекта управления специалистами различных профилей.

Причины использования дорожных карт

Перечислим причины, по которым использование инструментария дорожного картирования оправданно.

  • 1. Создание дорожной карты позволяет осуществить планирование всех областей и факторов, участвующих в развитии продуктовой линии.
  • 2. Дорожные карты включают такую характеристику, как время, что позволяет руководителю убедиться, что в нужный момент они будут обладать технологиями и мощностями, необходимыми для выполнения намеченных планов.
  • 3. Дорожные карты - связующее звено между стратегией развития, планом, данными о рынке сбыта и управленческим решением.
  • 4. Использование дорожных карт помогает обнаружить недочеты в стратегическом планировании компании, что позволяет осуществлять упреждающий контроль, предупреждая возникновение возможных проблем в будущем.
  • 5. Дорожные карты способствуют постановке более реалистичных целей. Они на каждом этапе создания дорожной карты выявляют наиболее значимые аспекты, такие как реальные потребности покупателей, тенденции и динамика их изменения, инновационные прорывы и т.д. Это позволяет повысить эффективность использования имеющихся технологий, ресурсов, времени.
  • 6. При профессиональном использовании дорожные карты становятся своеобразным "путеводителем" для руководителя, позволяя оценивать промежуточные результаты, своевременно и адекватно корректировать направления деятельности.
  • 7. Совместное использование нескольких дорожных карт, представляющих основные направления деятельности компании, позволяет более рационально использовать технологии и ресурсы, которыми она располагает.
  • 8. Дорожные карты становятся эффективным способом разъяснения персоналу, инвесторам, акционерам, стратегии и приоритетов развития компании. Создание дорожных карт подразумевает активный обмен информацией между ними.
  • 9. Процесс разработки дорожной карты позволяет выработать более четкое и верное видение управленческой ситуации и более эффективно осуществлять стратегическое управление развитием объекта управления.

Дорожные карты используются как при стратегическом планировании и управлении развитием компании, производящей товары или оказывающей услуги, так и при формировании основных направлений инновационной деятельности, в том числе научно-исследовательских разработок. Дорожные карты позволяют наглядно представить ожидаемые результаты и основные этапы получения и реализации инновационного проекта, помогая сформировать и реализовать всю инновационную цепочку. Они помогают снизить риски при производстве и внедрении инновационного продукта или услуг, а также убедить потенциального инвестора или заказчика, в том числе государственного и муниципального, в целесообразности поддержки инвестиционного проекта.

Дорожное картирование начинает находить также все более широкое применение при государственном стратегическом управлении, помогая взаимно увязать во времени мероприятия и имеющиеся ресурсы в процессе достижения поставленных целей. К наиболее значимым преимуществам дорожного картирования следует отнести, помимо наглядности, его прозрачность, гибкость и вариативность.

Любая компания, бизнес которой строится не на коленке, испытывает потребность в грамотных механизмах планирования . Сorporate Roadmap (корпоративная дорожная карта) – подобный практический инструмент стратегического корпоративного планирования. К сожалению, из-за недостаточной известности, в российском бизнесе он мало распространен.

Что представляет собой дорожная карта? Это опорный документ работы менеджмента. В нем структурно и последовательно описываются шаги, запланированные на длительный период времени. Обычно это год, три, четыре или пять лет. Дорожная карта бизнеса – один из инструментов управления в компании или группе компаний. Он применим в организациях, имеющих больше 200-300 сотрудников, обладающих двумя и более уровнями управленческой иерархии. Внимание к нему привлекает высокая эффективность, прозрачность и наглядность, а также четкость критериев для контроля и мотивирования как отдельных сотрудников, так и отдельных структур компании или холдинга.

Сущность Corporate Roadmap

Дорожная карта – комплекс мер по реализации достижения запланированного результата, с четким определением и аудитом точки отсчета движения. Это инструментарий для выявления пробелов в тех или иных процессах и самонастройки системы управления в процессе применения.

Чтобы решить поставленные задачи, можно воспользоваться двумя моделями. Первая модель позволяет отталкиваться от принятой практики, по мере достижения результатов, шаг за шагом. Она используется, когда показатели предыдущего периода радужны, и в компании применялись другие инструменты планирования. Вторая модель представляет собой внедрение нового механизма целиком. Он необходим в стартапах, в антикризисном управлении, при смене технологий в отрасли.

Corporate Roadmap стимулирует те направления в управлении, которые дадут максимальный эффект для достижения долгосрочных целей . Направления в управлении компании стимулируются на всех уровнях иерархии от топ-менеджмента до линейных руководителей.

Дорожная карта очень хорошо выстраивает процессы и уравновешивает распределение внимания между решением краткосрочных и долгосрочных задач. По сути, данный документ связывает стратегические и операционные задачи в единый механизм. Она позволяет находить решения, передающие цели и видения владельцев и акционеров, на все уровни компании, стимулировать исследования и контролировать развитие событий в нужном направлении.

Инструменты Corporate Roadmap взаимосвязаны и включают в себя:

  • Развитие ключевых технологий и компетенций.
  • Управление риском и ограничения.
  • Инструментарий стратегического маркетинга.
  • Политическое управление людскими ресурсами.
  • Обоснование и грамотное использование инвестиций.
  • Выработку и механизм реализации решений, приводящих к успеху компании.
  • Поддержку стратегических процессов.

Пошаговое планирование разработки дорожной карты

В дорожной карте содержатся сведения, которые носят опорный характер для мониторинга и управления процессом, а также индикаторы успешности движения по маршруту и инструменты работы с отклонениями (компенсациями).

Разработку карты можно разделить на два крупных этапа:

  • Постановка цели и прояснение реальной картины мира.
  • Задание движения к цели с понятными итогами и ответственностью за результат: что случиться или не случиться при достижении или не достижении цели, в каких областях, с кем, насколько значительными будут результаты.

Ставим цели и проясняем ситуацию в компании

Шаг первый. В терминах KPI определяются флагманские цели компании (прежде всего, в области маркетинга), связанные с новым видением будущего. Цели устанавливают акционеры и менеджмент и затем корректируют их по мере проведения аудита и проработки на основе инструментария Corporate Roadmap. На этом же этапе устанавливаются дополнительные (побочные) цели.

Шаг второй. Аудит, в ходе которого происходит выбор маркетингового и управленческого инструментария для достижения целей компании. В этот момент желательно оценить возможности, которые есть у компании, и определить, какие новые инструменты целесообразно внедрить в управленческую практику, чтобы ими воспользоваться. Важно также оценить работу всех управленческих звеньев, включая мотивацию менеджеров и переориентацию их на более эффективные методы. Аудит может включать в себя и оценку взаимодействия со сторонними организациями, но эта работа также невозможна без оценки внутренних процессов компании.

Анализ проводится в разных областях: маркетинговые осцилляторы, коммерческая аналитика, производственные возможности, финансовая и инвестиционная оценка. В процессе аудита и согласовании полученных выводов участвуют руководители основных бизнес-дивизионов, направлений и отделов.

После завершения аудита получаем: первые выводы, перечень белых пятен, перечень гипотез и четких целевых результатов. Собственники компании или сразу получают процессы, обеспечивающую необходимую им бизнес-эффективность, или информацию, которая позволяет подготовить существующие процессы к выводу на более высокий уровень. Аудит позволяет не пропустить важные этапы внедрения разработанного комплекса мер, без которых заявленные цели не будут достигнуты в полной мере.

Шаг третий. Применение рекомендуемого инструментария. Инструменты Corporate Roadmap применяются исходя из задач, выявленных во время аудита. Задача этого этапа – получить ответ на вопрос, за счет каких подходов будут достигнуты поставленные цели. Какие самые успешные практики позволят нам это сделать? Анализ успешных стратегий не только поможет найти новые идеи, но и позволит определить, необходим ли для их реализации реинжениринг бизнес-процессов.

Третий этап охватывает широкий ряд вопросов и областей:

  • Внедрение планирования по разделам, установка контрольных точек, автоматизация.
  • Изменения технологических процессов.
  • Управленческий рычаг в зоне контрольных точек и выявленных белых пятен.
  • Привлечение и вовлечение людских ресурсов.
  • Внедрение эффективных процессов быстрого применения поступающих данных.

В результате мы определяем ведущую тройку «цели – задачи – подходы» и формулируем концепцию, которая будет реализована.

Задаем движение к целям

Шаг первый. Определяем стартовую позицию. Для этого отталкиваемся от результатов аудита. Стартовая позиция – это отправная точка маршрута улучшений и база для дальнейших успехов. В нее входит наличие или отсутствие необходимого и достаточного перечня управленческого, производственного, финансового и маркетингового «вооружения». В результате проработки мы получаем блок документа Corporate Roadmap, описывающий ситуацию сейчас «как есть» – описание, которое разделяется всеми участниками реализации.

Шаг второй. Определяем этапы действий в различных областях с индикаторами. Данный раздел может содержать несколько сценариев. В каждом сценарии (кейсе) описывается структура этапов, их последовательность. Каждый этап отвечает на вопрос что будет сделано и для чего. Каждый этап может быть детализирован по областям ответственности. Например:

  • Продуктовое планирование (портфельное).
  • Планирование возможностей и определение внедрений в управленческую практику.
  • Планирование захвата сегментов (панель).
  • Инвестиционные расчеты.

В конце проработки данного блока мы получаем от ответственных лиц подтверждение маршрута, по которому будет происходить движение; при необходимости – с разбивкой по кейсам и зонам ответственности (подпланы).

Шаг третий. Реализация. На этом этапе описывается план реализации дорожной карты. Это основной интерактивный блок, за который должен отвечать или выбранное должностное лицо (персонально) или отдел (коллегиально). Мотивация и демотивация, полномочия, – все должно быть подробно расписано и утверждено. Задача этапа – разработать систему взаимосвязанных действий.

План мероприятий, предусмотренных дорожной картой, может быть составлен в виде таблицы со следующими полями:

  • Номер этапа / подэтапа.
  • Основное направление деятельности.
  • Кейс.
  • Даты начала и окончания (план / факт).
  • Ожидаемые результаты.
  • Значимые контрольные результаты этапа.
  • Информирование о результате (кого, когда).
  • Ответственный.

По сути, это план-график реализации дорожной карты, который позволяет контролировать процесс и привязывает сроки результатов к заданным моментам времени с внедрением оперативного реагирования (стратегическое фокусирование). Очень важно, чтобы были предусмотрены действия по мониторингу указанных индикаторов, контролю результатов и сроков.

Разрабатывая дорожную карту необходимо учитывать содержание взаимосвязанных документов. Это позволит соотнести предусмотренные ей действия с другими планируемыми действиями, чтобы избежать пересечений, конфликта ресурсов, дублирования, противоречий и других конфузов. Какие документы в первую очередь следует просмотреть на предмет выявления противоречий? Прежде всего основные документы компании: годовой отчет компании и инвестиционные проекты. Важно также изучить базовые документы: документы маркетингового и производственного планирования, данные НИОКР и разработок, анализ возможностей по профилям. И необходимо не забыть про дополнительные документы, отражающие состояние существующих проектов и программ. Учет связанных документов происходит в конце этапа «Реализация».

Документ, понятный уборщице

Удалось ли в итоге создать работающий инструментарий? Можно ли проект Corporate Roadmap оформлять в окончательный документ? Для того, чтобы это понять, используем простой чек-лист:

  • Минимум административного ресурса, максимум практического результата.
  • Доходчивость, простота, наглядность, четкость и прозрачность итогового документа. Он должен быть понятен любому сотруднику компании от уборщицы до топ-менеджера.
  • Быстрое движение к цели. Переходит с этапа на этап происходит легко, сроки контролируются, поступают отчеты о достижениях и устранению пробелов.
Статьи по теме: