Catherine все концовки

2

«Когда собака нападает на овцу, другие овцы отбегают на безопасное расстояние, а затем останавливаются и смотрят на нее. Они не объединяются против собаки. Они просто радуются, что напали не на них».

Терри Пратчетт, «Шляпа, полная небес».

Согласитесь, что седьмое поколение консолей не слишком сильно баловало нас психологическими хоррорами или какими-то интересными экспериментами в этом жанре. Condemned: Criminal Origins, Forbidden Siren и Deadly Premonition, которые я обязательно когда-нибудь рассмотрю более детально, конечно же, радовали своим присутствием, но им все равно было далековато до таких гигантов и любимиц публики, как Silent Hill и Eternal Darkness: Sanity"s Requiem. Оживить не шибко популярный в народе жанр весьма неожиданно вызвалась команда Atlus Persona Team, приготовив для владельцев PlayStation 3 и Xbox 360 не совсем обычный, вернее будет сказать совсем необычный, проект под названием Catherine. И меня, как ценителя всего экстраординарного, несомненно, радует тот факт, что на рынке видеоигр ещё остались студии, которые не боятся рисковать, создавая нестандартные игры для узкого круга ценителей. А потому не будем больше тянуть со вступлением, присаживайтесь поудобнее, мы постараемся понять, что такое Catherine и почему игра в свое время наделала столько шумихи в кругах игровой общественности. Во всяком случае, в зрелой её части.

Честно говоря, очень сложно охарактеризовать Catherine, приписав её к какой-то одной категории, так как она одновременно является графической новеллой, симулятором свиданий, хитроумным пазлом и психологическим хоррором – все в одном флаконе. И это даже далеко не все, что есть в игре, но обо всем по порядку. Основной сюжет Catherine вертится вокруг главного героя Винсента Брукса (Vincent Brooks). Ему 32 года, он является рядовым сотрудником в какой-то IT-конторе и состоит в отношениях с карьеристкой Кэтрин (Katherine). Днем Винсент работает и периодически пересекается со своей пассией в местном кафетерии, где они вместе проводят время за обедом, а вечером напивается со своими друзьями в баре «Заблудшая овца». Как иронично. До сего времени Винсента всё в его жизни устраивало: статус холостяка, должность на работе и компания друзей-разгильдяев, однако наш главный герой подобрался к тому возрастному порогу, когда человек оглядывается на прожитые годы и начинает пересматривать свои приоритеты. Первой ласточкой становится серьезный разговор с Кэтрин, которая тонко намекает протагонисту, что пришло время перейти на новую ступень в отношениях, дескать, все подруги нашли себе спутников жизни и узаконили отношения, а кто-то уже успел наделать пару-тройку наследников. Кажется, что после стольких лет отношений Кэтрин не прочь остепениться, в чем Винсент не готов поддержать свою подругу. Он, безусловно, любит Кэтрин, однако сам он пока что морально не готов перейти на новый уровень, осознавая, какая это ответственность. Да и в финансовом плане Винс далек от того, что зовется в народе «опорой».

Разрываемый душевной дилеммой, Винсент сталкивается с другой неожиданной серьезной проблемой. После трудного разговора с любимой женщиной и посиделок с друзьями в баре Винсент приходит домой и ложится спать, а затем оказывается в кошмарном сне. То, что сон кошмарный, нет никаких сомнений, так как голос во сне прямым текстом говорит Винсенту, что, если он не поторопится и не начнет карабкаться вверх – он умрет. Насовсем. Главный герой в одних трусах начинает панически взбираться по блокам, чтобы достичь верхушки башни, пока под ним осыпаются в бездну нижние уровни, а затем выходит через единственную доступную дверь и… Просыпается. «Кажется, это был всего лишь кошмарный сон», – думает Винсент, однако вскоре нашему герою станет не до смеха, когда он узнает, что один из его знакомых умер в своей собственной постели в самом рассвете сил, и этот случай далеко не единичный в округе. По городу уже начали распространяться жуткие слухи о каком-то проклятом сне, в котором ни в коем случае нельзя умирать, если попадешь в такой сон и погибнешь, то отдашь богу душу в реальной жизни. Вдоволь наслушавшись баек, от которых у главного героя кровь стынет в жилах, и, насмотревшись новостных репортажей об очередном странном инциденте, произошедшем в чьей-то спальне, Винсент решает засидеться в баре, дабы прогнать всякие грустные мысли. И в этот момент к нашему незадачливому герою подсаживается белокурая красавица Катерина (Catherine), дабы познакомиться с одиноким скучающим парнем. Слово за слово и вот уже Винсент оказывается в новом кошмарном сне.

Когда он успел заснуть? По какой причине все обитатели этого странного места превратились в говорящих овец? И почему, черт побери, Винсент стал лакомым кусочком для следующей по пятам гигантской Кэтрин, которая жаждет проткнуть героя вилкой и съесть его? Как бы ни было страшно, но подниматься вверх – единственный способ спастись от этого безумия. Герой, разумеется, спасается, однако из одной шоковой ситуации он тут же оказывается в другой – открыв глаза, Винсент обнаруживает, что он находится в одной постели с Катериной. «О боже, я влип…» – пронесется в голове у ловеласа, пред тем, как Катерина натянет на себя нижнее белье, платье и легкой, почти воздушной походкой убежит из его квартиры. А после Кэтрин «порадует» Винсента новостью, что семейство Бруксов вскоре пополнится наследником. Можете представить себе, как кардинально изменилась жизнь главного героя за каких-то два дня. С этих пор Винс начинает двойную игру, уделяя внимание обеим женщинам. Это будет проявляться в регулярных звонках, встречах, разговорах и даже в почтовых сообщениях, которые Винс будет постоянно получать во второй половине дня. Стоит понимать, что угнаться за двумя зайцами попросту не получится, а посему придется выбирать, кому уделять больше внимания, а кому, соответственно, меньше. Здесь все субъективно и зависит от того, как позиционируют себя игроки и с кем больше хотят проводить время: с легкой и свободолюбивой Катериной, которая не пытается окольцевать вас и обложить со всех сторон обязательствами, или с Кэтрин, девушкой, которая созрела для того, чтобы создать свой семейный очаг. Само собой при условии, что вы будете достаточно компетентны для этого дела.

Общение с двумя Катеринами – это целая отдельная дилемма для главного героя, так как, назначив встречу с одной из девушек, Винс не сможет проводить время с другой. И не факт, что пока он коротает обеденные часы с Кэтрин, Катерина не будет строчить Винсенту сообщения, на которые нужно ответить, ведь никто не хочет попасть в неприятную ситуацию, или даже звонить. Не вызовет ли это подозрений у Кэтрин? Конечно, вызовет, ведь Винс не тот человек, который мастерски прячет истинные эмоции – у него все написано на лице, особенно когда он паникует. Благо игрок волен сам выбирать, что ему говорить, а что нет, от поведения и реакции игрока на происходящее, от его выборов будет зависеть не только то, как будет рассуждать сам Винсент, это также повлияет на финал. Концовок у игры целых восемь штук, причем как хороших, так и плохих с различными вариациями на тему того, с кем в итоге останется главный герой, если игрок вообще не захочет остаться один, выбрав полную свободу. Игра, к слову, создает психологический профиль игрока, который будет постоянно пополняться информацией по мере прохождения игры. В зависимости от выбранных вариантов в разговорах с обеими пассиями и другими персонажами, а также на исповеди в местной весьма специфической церкви, о которой я расскажу чуть ниже, будет меняться шкала добрых или злых поступков, которая будет на регулярной основе всплывать в правом нижнем углу. Эдакая карма, если вам угодно. На шкале изображены ангел и демон, раскрашенные в синий и красный цвета соответственно, а стрелочка, болтающаяся посередине, будет откланяться в одну из двух сторон, сразу же после того, как будет сделан очередной выбор. Звучит достаточно просто, однако вы не сможете всю игру делать только хорошие поступки, стоит понимать, что в Catherine все как в жизни, то есть чисто субъективно, а посему кому-то все равно будет плохо, и это, может быть, даже будете вы. То есть разработчики хотят, чтобы вы сами выбрали свой путь согласно своим собственным жизненным принципам, честно отвечали на вопросы и посмотрели на хрестоматийные житейские проблемы под новым углом, не зря же они добавили во все происходящее щепотку фирменного сюрреализма и целый вагон щекотливых ситуаций.

Игра «Рапунцель», которую можно запустить на аркадном автомате, предложит вам побить местный рекорд и стать лучшим в баре по перемещению блоков, но на все про все у вас три попытки, если вы проиграете, то сможете попробовать ещё раз лишь следующей ночью. Это хорошая разминка перед тем как погрузиться в ночной кошмар, о котором мы поговорим чуть ниже, как минимум потому, что здесь вас никто не торопит, и вы можете спокойно испробовать новые приемы или отточить старые. Правда, вместо ограничения по времени авторы решили добавить ограниченный запас ходов, чтобы усложнить жизнь играющим. Посетители бара – целая отдельная история. Все-таки Винсент не единственный персонаж, запивающий проблемы личностного характера алкоголем ночами напролет, которого судьба привела в это странное место. И чем дальше распространяется странный кошмар, мучающий горожан мужского пола в ночное время, тем больше потенциального контингента стекается в места, подобные этому. Практически у каждого завсегдатая своя история и какие-то свои дилеммы, о которых мы можем узнать из диалогов, проблемы других людей также развиваются по мере прохождения игры, как и у Винсента, меняются темы для разговора, появляются новые персоналии со своими историями. Вы вполне можете помочь героям, выслушать их и даже дать совет. Не все горожане торчат в баре целыми ночами, за ночь люди частенько будут сменять друг друга, поэтому если хотите с кем-то поговорить, то ловите момент, вполне возможно, что скоро товарищ уйдет домой считать овец. Параллельно с происходящим в баре Винсенту будут приходить сообщения на телефон, которые можно проигнорировать, либо же дать ответ, самостоятельно выбрав фразы, которые вы хотели бы адресовать отправителю.

Но, сколько не просиживай штаны в баре, а домой возвращаться все равно придется, и это, как вы понимаете, чревато очередным погружением в кошмары. В этот момент игрок перехватывает на себя управление Винсентом, стараясь как можно выше забраться по башне из кубов. То, что изначально выглядит как совершенно неуместная и бредовая вещь, оборачивается довольно глубокой и интересной головоломкой, в которой вам предстоит перемещать кубы и карабкаться по ним до самого верха. Игра за ограниченное время заставляет вас быстро соображать и запоминать различные тактики. Дело в том, что нижние этажи будут осыпаться вслед за Винсентом, а потому у игрока в распоряжении довольно ограниченное время. По мере прохождения загадки будут становиться сложнее, а разработчики начнут вводить в игру иные переменные. Например, новые разновидности кубов, вроде осыпающихся, на которых нельзя долго стоять, кубы, перемещающиеся по собственной траектории, блоки-ловушки и тому подобные вещи. Или конкуренты, которые также рвутся вместе с вами наружу, они будут занимать ваши блоки, не пуская вас наверх и спихивать вас. Но не только обваливающиеся нижние уровни, кубики-ловушки или назойливые люди-овцы будут ставить палки в колеса Винсенту, иногда на огонек будут заглядывать жуткие монстры, являющиеся проекциями внутренних страхов Винса. Уродливый младенец, следующий за ним по пятам, чья-то зубастая промежность или Кэтрин, вооружившаяся огромной вилкой. Это далеко не полный список монстров, которые попытаются умертвить главного героя, не хочу никому портить интерес от прохождения, могу лишь отметить, что бестиарий тут и впрямь колоритный. Также радует большое количество задников для локаций, они все мрачные, жуткие и стилизованы под определенную тематику, например, под тюремную камеру или комнату пыток. Это уже не говоря о том, что уровни вдоль и поперек забиты символизмом и интересными интерпретациями узнаваемых знаков, вроде гендерных символов – мужского и женского начала.

Уровень сложности загадок в Catherine, честно говоря, зашкаливающий. Даже на нормальной сложности приходится помногу раз переигрывать уровни заново, а продолжения тут, к слову, ограниченные. В основном вся проблема в том, что игрока все время что-то подгоняет или торопит, а в стрессовой ситуации вспомнить выученную недавно стратегию бывает проблематично. Благо в игре есть возможность отменить несколько последних действий, чтобы не застрять на определенном этапе, дожидаясь, пока игра убьёт вас за медлительность. И да, вы не ослышались, продолжения тут не бесконечные. Однако есть один способ набить себе счетчик продолжений, я так понимаю, что он полностью узаконенный. Дело в том, что на уровнях периодически будут встречаться подушки, которые лежат и ждут своего часа, они добавляют вам два континиума к общему счетчику, а после вашей гибели, у вас забирают один, а подушка восстанавливается и снова ждет, пока вы её подберете. Думаю, вы уже понимаете, к чему я клоню. Более того, на локациях тут и там разбросаны монеты, с помощью которых можно покупать различные бонусы в местном магазинчике. Проблема в том, что Винсент может брать с собой только один бонус, а уровни чаще всего и без всяких магазинчиков усыпаны предметами, причем зачастую более полезными, чем те, что есть у продавца. Но тут, скорее, проблема не в наличии или отсутствии каких-то предметов, а в том, что вы не можете знать наверняка, какие вещи вам понадобятся в ближайшее время, ведь процесс покупки происходит до того, как вы попадете на следующий уровень, не зная, что вас там ожидает.

Выше я уже обмолвился парой слов касательно церкви, так что настал черед поговорить и о ней. В перерывах между этажами вам будут задавать различные вопросы в специально отведенной под это дело исповедальне, касающиеся семейной жизни, любви, брака, вопросы о вашем отношении к сверстникам и детям. «Свадьба – это начало жизни или ее конец?» или «Рискнете ли вы своей жизнью ради любимого человека?». Имеются в наличии и неудобные вопросы, например «К кому вы можете себя отнести: к садистам или мазохистам?». Предоставленных вариантов всегда два, так что уйти от ответа не получится. Здесь же игра покажет вам ответы других игроков, если ваша консоль подключена к Интернету. Но исповедальня далеко не единственная вещь, которую можно повстречать между уровнями, то есть в эдаком своеобразном чистилище. Здесь также можно сохраниться и пообщаться с говорящими овцами. Вообще, овец в игре довольно много, они карабкаются по кубам вместе с вами или на заднем фоне взбираются по другим башням, срываются и падают в обрыв откуда-то свысока, сидят в клетках и подвергаются пыткам. Судьба у них не завидная, это точно. Но совсем скоро, сюрприз-сюрприз, вы узнаете, что овцы – это такие же люди, как и вы, которые точно также оказались в кошмарном сне и теперь борются за свою жизнь. Более того, для них и вы выглядите как овца, а себя они видят полностью нормальными. И вот тут кроется ещё одна особенность игры. Многие овцы из тех, что встречаются вам на пути, могут быть встречены вами и в реальной жизни.

Вам наверняка могло показаться, что вы читаете обзор совершенно другого человека, так как мы уже подходим к концу, а до сих пор не прозвучало никакой критики относительно игры или её авторов. Недостатков в игре хватает и я был бы не я, если бы не рассказал о них. Сюжет в Catherine, безусловно, интересный, персонажи колоритные, локации запоминающиеся, но сразу же хочу отметить, что тут нет высокой вариативности действий, как в других интерактивных историях, то есть сюжетные вставки не меняются при повторном прохождении, а ваши действия, по сути, не влияют на основные события. Да, в некоторые моменты Винсент говорит разные вещи в зависимости от действий игрока, большая часть встреченных на пути персонажей могут потерять веру в себя и умереть, если игнорировать их или быть с ними грубыми, а ещё в игре несколько концовок, о которых я говорил выше. Но все вышеперечисленное – это весь доступный ассортимент вещей, на которые может в действительности повлиять играющий. Это слишком слабая мотивация для того, чтобы пройти игру ещё раз и получить истинную концовку, так как она тут открывается, если стрелочка до упора ушла в одну из сторон на шкале кармы. Если игрок не будет подглядывать в прохождения, а я никому не советую делать этого при первом прохождении, так как это целиком и полностью портит игру, то все ваши ответы будут противоречивыми, как, например, мои. Хотя ваш покорный отвечал на вопросы так, как считал нужным, даже когда догадывался, каких ответов ждет от меня игра. К тому же не все ответы носят очевидный положительный или негативный окрас, особенно когда вопросы провокационные и неоднозначные. Проходить такие игры, как Catherine, нужно один раз, в противном случае она имеет все шансы растерять весь свой шарм в глазах игрока.

Однако сложно будет это объяснить тем, кто любит выбивать платины в сложных играх, вроде этой. Так как для достижения оной действительно придется пройти игру несколько раз, чтобы увидеть все концовки, постараться пройти режим «Вавилон», «Рапунцель» и даже основную сюжетную компанию на самой высокой сложности, получив лучшие результаты, что упирается в вашу скорость и навыки, а также в отменную память. И, как я уже отметил выше, все это время вам будут показывать одни и те же сюжетные вставки. Что приводит нас к другой проблеме. Вероятно почитатели глубоких интерактивных историй с разными действиями, влияющими на ход событий, будут слегка разочарованы той мизерной вариативностью, что может предоставить данная игра, а любители головоломок навряд ли заходят вникать в суть происходящего. Ценители романтических сюжетных перипетий не шибко сильно обрадуются наличию сложных пазлов, которые вынуждают проходить для того, чтобы получить следующий кусок сюжета. То есть данной игре будет сложно угодить всем и сразу, вы должны обладать очень специфическими вкусами, чтобы получить удовольствие от всех указанных выше элементов, которые игра пытается гармонично смешать в себе, подавая их игроку исключительно порционно. В данном конкретном случае экспериментальность Catherine не идет ей на руку, зато делает её уникальной и неповторимой.

И да, львиная доля впечатлений приходится именно на атмосферу игры, если поначалу она пугающая, агрессивная и мрачная, то со временем вы начинаете получать удовольствие от происходящего на экране. И тогда вы уже не просто смотрите на персонажей, которые попадают в глупые ситуации, покачивая головой, а всерьез переживаете за них, стараетесь уделять им внимание, и это то, что делает нас ближе к героям. Не нужно далеко ходить. Момент, когда Кэтрин стучит в дверь к Винсенту, дарит больше впечатлений и способствует выработке адреналина в крови, нежели при просмотре какой-нибудь погони или перестрелки в любом популярном многомиллионном блокбастере. Вы всерьез воспринимаете главного героя, стараетесь направить его на путь истинный, разделяете с ним его эмоции, когда видите, как он, абсолютно изнеможённый, сидя за своим столиком, засыпает в очень неудобной позе, скрючившись и положив свою голову на руки. Вы понимаете, насколько нервная у него была неделя и насколько Винс истощен, вам подсознательно хочется как-то улучшить его жизнь. Это я называю правдоподобностью, и именно этого в последнее время так сильно не хватает в современной игровой индустрии. Очень сильно способствует погружению музыка, актерская игра и общий арт-дизайн. Несомненно, у создателей Persona не могла не получиться приятная для глаза стилизованная игра, покоряющая сердце игрока отличными дизайнерскими решениями. Все, начиная от обложки Catherine и заканчивая кошмарными снами, завораживает и привлекает внимание. Что уж говорить про анимационные вставки, сделанные Studio 4°C, которые будут периодически всплывать тут и там по мере прохождения игры. Студия, к слову, очень запомнилась мне анимационной лентой Mind Game, которая дебютировала в 2004 году, и видеоигрой Jeanne d’Arc, выпущенной для PlayStation Portable двумя годами позже. Графическая составляющая звезд с неба не хватает, ибо авторы сделали упор на необычный дизайн и сэл-шейдинг, да и проявить себя игре толком не удается, так как доступных для изучения локаций катастрофически мало. Все помещения, в которых вы оказываетесь, очень компактные, поэтому ни о каких больших открытых пространствах с кучей объектов на них и речи быть не может. В общем, сплошной минимализм.

И, как я уже отметил выше, персонажей вытягивает не мимика или жестикуляция (хотя глупые выражения лица Винсента очень забавляют), а хорошая актерская игра. Редко бывает так, что в западных версиях актеры выкладываются точно так же, как в оригинале, но Catherine как раз одна из таких игр. Неповторимый Трой Бейкер (Troy Baker), подаривший свой голос Винсенту, узнается моментально с первых минут игры. Он здесь звучит почти так же, как Риз из Tales from the Borderlands, то есть тараторит, оказавшись в очередной щекотливой ситуации, делает паузы, чтобы лучше подобрать слова, в общем, выдает достойную актерскую игру, отчего Винсент начинает все больше и больше нравиться игроку по мере развития истории. И да, Трой озвучивает в игре не одного, а аж двух персонажей, второй персонаж, которому он подарил свой голос – пессимист Джонатан, который любит просиживать штаны в баре в компании с Винсентом, но не чурается выпить в гордом одиночестве. В целом, местный войскаст очень приятный, особенно мужская его часть, Лиам О’брайн (Liam O"Brien), который отметился в сотне различных проектов, типа Shin Megami Tensei: Persona 3, Disgaea 3: Absence of Justice и Zero Escape: Virtue"s Last Reward, здесь озвучивает Орландо, одного из самых мудрых друзей Винсента, и между тем он один из интереснейших персонажей игры. Возможно, потому, что Орладно самый взрослый в компании Винсента. Четвертый и последний персонаж в компании героя – это Тобиас, его озвучивает Юри Ловенхал (Yuri Lowenthal), известный по Xenoblade Chronicles X, Shin Megami Tensei: Devil Survivor 2 - Record Breaker, Persona Q: Shadow of the Labyrinth и сотне других проектов, в которых он принял участие в качестве актера озвучания. Тобиас самый молодой в банде, а потому зачастую он несет чепуху, из-за чего друзья часто будут подшучивать над ним. Сильно углубляться в актёрский состав не буду, вы и сами можете отыскать информацию о нем, отмечу лишь, что раздражающих, недоигрывающих или переигрывающих голосов в игре замечено не было, а работа актеров вполне способствует погружению.

Единственной спорной вещью из всего вышеперечисленного является местный саундтрек. Композитор Сёдзи Мэгуро (Shoji Meguro) сделал для Catherine ряд ремиксов на классическую музыку и добавил все это в игру. Потому вам придется неоднократно лазать по блокам под Бетховена, Баха, Шопена или Теодора Холста. Звучит достаточно безумно, не так ли? Дабы подчеркнуть настроение игры, композитор интегрировал в процесс погони за злосчастной спасительной дверью множество необычных звуков, нагнетающих обстановку, непрекращающийся звон колоколов, крики падающих вниз овец, шум осыпающихся блоков, скрежет метала и прочие давящие на психику элементы звукового сопровождения, создающие атмосферу напряжения. Во всей оставшейся игре музыка более спокойная и размеренная, как, например, в баре, где, как я уже говорил, можно самостоятельно выбирать музыкальное сопровождение у музыкального аппарата. «Заблудшая овца» вообще будто бы попала в игру из другого жанра – нуара, все присутствующие в этом месте люди выглядят устало, от них веет депрессией и таинственностью, некоторые из посетителей погрязли в самокопании и поиске себя, иные уже смирились со своей судьбой. Это место отдает неким уютом, здесь нет типичных гипертрофированных подростков, давящих вам на мозг своей болтовней, как в других японских играх. Но не будем снова отвлекаться на атмосферу игры, она, несомненно, удалась. В обычной повседневной жизни Винсента звучит бодрый хип-хоп, когда он беседует с кем-то в очередном кафетерии в обеденное время, а по вечерам нас будут развлекать спокойными джазовыми композициями. Это хороший контраст, способный настроить игрока на нужный лад. Русского языка в игре, как вы уже могли догадаться, нет. Знание английского нужно хорошее, чтобы понять все то, что хочет до вас донести данная игра, тем более что вам самим придется подбирать ответы для отправки сообщений и резать правду матку, отвечая на вопросы в исповедальне.

Итог: Catherine – замечательная игра, которую я, к своему стыду, пропустил в тот момент, когда она была актуальна, но взявшись за неё через пять лет с момента её релиза, могу смело заявить, что вопросы и темы, поднимаемые в игре, будут актуальны ещё очень долго. Стоит понимать, что тут все очень субъективно, то есть нельзя порекомендовать игру всем и каждому, так как она рассчитана исключительно на определенную прослойку игроков. Чем ближе вы к целевой аудитории данной игры, тем выше шанс, что вы усвоите основной посыл данного творения и поднимаемые им темы. То бишь игроки, переживающие пубертатный период или наоборот – закоренелые семьянины, обросшие потомством, попросту не оценят местный сюжет, и им будет тяжело проникнуться теми дилеммами, что свалились на плечи главного героя. Да, у игры есть некоторые проблемные места, однако все они несущественные, ведь создатели Persona сделали по-настоящему качественную и необычную игру, которая смешивает в себе множество жанров. Очень надеюсь, что когда в отечественном сегменте запустят сервис PlayStation Now, Catherine пополнит собой список доступных игр, дабы владельцы PlayStation 4 и PlayStation Vita смогли самостоятельно приобщиться к прекрасному.

А на этом пока что все, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.

Игра протестирована на PlayStation 3

Чем старше и взрослее мы становимся, тем чаще сталкиваемся с дилеммой, когда на одной чаше весов лежит личная свобода, а на другой — чувство долга по отношению к близким людям. Правильного решения этой жизненной задачки, по сути, не бывает, ведь каждый выходит из ситуации в меру особенностей своей натуры, собственных желаний и устремлений. Для кого-то обособленное пространство, индивидуальность и независимость являются самыми ценными на свете вещами. Другие, наоборот, не отличаются самодостаточностью и не могут существовать без постоянной привязанности к окружающим. И, пожалуй, едва ли хоть кто-то имеет право на осуждение тех или других — человек должен жить так, как ему хочется.

Другой вопрос состоит в том, кем вы являетесь на самом деле. Среди соблазнов, общественных устоев и привязанностей к конкретным людям порой очень сложно понять собственную природу и выбрать правильный и счастливый путь, в конце которого бы не пришло горестное сожаление о неверном решении и зря прожитых годах. Многие из нас застревают в облаке сомнений в подобных поисках, когда обстоятельства заставляют оперативно принимать то или иное решение.

⇡ Найти себя

Catherine

Catherine выворачивает наизнанку аспект, касающийся самоопределения у зрелых людей, преподнося его в весьма неожиданной и невероятно интересной форме. Достаточно тонкая и по-настоящему взрослая история о том, как мужчина на жизненном перепутье мучительно решает, что же ему делать дальше.

Главному герою Винсенту немного за тридцать, он живёт в маленькой квартирке в шумном городе, работает на самой обычной работе, а его любимым времяпрепровождением являются ежевечерние посиделки в баре с друзьями. Протагонист уже пять лет состоит в отношениях со своей девушкой Кэтрин (Katherine), и та ему всячески намекает на логичное развитие их союза, то есть навевает мысли о свадьбе, семье и детях. Как и любого мужчину, страдающего некоторой инфантильностью и окончательно не определившегося со взглядами на оставшуюся жизнь, подобные перспективы огромной ответственности приводят Винсента в неописуемую панику. Да и встречи с подругой уже не приносят столько удовольствия и приятных эмоций, как когда-то было.

И однажды наш герой встречает Девушку Своей Мечты — Катрин (её имя звучит также, но пишется по-другому — Catherine), молодую, весёлую, раскованную и сексуальную. Винсент совсем не избалован вниманием женщин подобного типа. Правда, подробности знакомства он совсем не помнит, равно как и последующие события, — парень в ужасе просыпается у себя дома после страшного кошмара, а рядом с ним спит голая красавица… По всей видимости, он совершил измену, но вот как это произошло, остаётся загадкой.

Дальнейшие события принимают совсем уж безумный (пусть и вполне очевидный) оборот. Каждую ночь Винсент переживает кошмары, где он карабкается наверх из бездонной пропасти; периодически страдает приступами амнезии, когда дело касается встреч с Катрин; мечется между девушками, но не решается рассказать обеим правду, так как боится сойти за сумасшедшего.

Длинные сюжетные вставки выполнены в виде мультфильма в традиционном анимешном стиле. А сам игровой процесс происходит уже в страшных снах героя, где игроку предстоит решать мозгодробительные (исключительно в хорошем смысле) головоломки.

⇡ Башня над бездной

Вообще, может сложиться мнение, что Catherine совсем уже распадается на две составные части — сюжетную и, собственно, игровую. При этом повествовательный элемент с продуманной и нетривиальной историей окажется куда интереснее прохождения местного инфернального тетриса, по завершении каждого этапа которого мы словно в качестве награды за хардкорный геймплей получаем десятиминутный видеоролик, демонстрирующий дальнейшие события. Но на деле здешние пазлы являются настолько увлекательными, что напрочь задвигают на дальний план все прочие игровые аспекты.

Винсент оказывается в самом низу огромного сооружения из блоков. Ему необходимо забраться на вершину, проложив себе путь наверх, сдвигая нужным образом кубы. При этом через каждый промежуток времени нижний ряд «башни» падает в пропасть, поэтому зевать не рекомендуется — действовать нужно максимально быстро, особенно с учётом того, что в некоторых случаях придётся возвращаться вниз из-за специфичных решений некоторых пространственных задачек.

Сложность растет линейно по мере прохождения — появляются блоки с шипами (стоит замешкаться, как они тут же убивают героя), ледяные (на них герой поскальзывается и может сорваться в пропасть), разваливающиеся под ногами или детонирующие. В общем, найти правильный путь наверх становится крайне непросто. Добавляют проблем другие участники кошмарного марафона, которые толкаются и всячески мешают друг другу.

К слову, вокруг себя протагонист видит лишь баранов, хотя на самом деле это такие же страдальцы страшных снов, как и он, и все они вместе попали в другое измерение на непонятный суд. По ходу повествования в новостях рассказывают о странных смертях мужчин прямо в собственных кроватях — конкурируя в вертикальной гонке на выживание и умирая во сне, люди гибнут и в реальности. Сначала загадочные кончины мало интересуют Винсента и его друзей. Только потом доходят слухи, что погибшие, оказывается, «прославились» изменами своим девушкам. И главный герой начинает догадываться, кого он видит в шкурах овец в своих кошмарах — таких же страдальцев.

На заключительном уровне каждой стадии, которая соответствует очередной ночи в истории, героя ждёт босс. Страшный младенец с бензопилой, огромный мертвец в свадебном платье — гипертрофированные страхи зрелого мужчины предстают в виде отвратительных монстров, стремительно преследующих Винсента и заставляющих как можно быстрее решать головоломки.

Как только вы поймёте общую логику прохождения пазлов в Catherine (скорее всего, это придёт ко второй-третьей стадии), оторваться от игры будет практически невозможно. И даже более важные по замыслу сюжетные вставки захочется побыстрее прокрутить, чтобы вновь вернутся к раскладыванию ящиков и блоков. Хотя видеоролики местами и впрямь оказываются скучноватыми — некоторые длятся по 20 минут и наполнены достаточно нудными разговорами (если не сказать нытьём) героя со своими дружками.

Плюс Винсент является далеко не самым харизматичным и интересным персонажем: это нерешительный, порой трусливый и всячески избегающий ответственности обычный парень. Некоторая «пустота» героя, видимо, предусмотрена для того, чтобы игроку было проще себя ассоциировать с протагонистом и таким образом честно «сыграть роль» в истории.

В Catherine предусмотрена весьма интересная вещь: перед каждым новым уровнем пользователю предлагают ответить на вопрос, к которому даны два варианта ответа. Все касаются выбора между свободой и долгом, а проверяет честность ответов общая системность заданных повторяющихся тестов, перефразированных в новых формулировках. Таким образом создаётся психологический портрет играющего, в некотором смысле его моральная характеристика — в соответствии с этим игра завершается одной из восьми концовок.

С этими тестами, кстати, связана единственная онлайн-составляющая игры — сразу после каждого вопроса нам демонстрируют статистику ответов других пользователей из Интернета. Вообще, было бы интересно поместить управляемых персонажей на единые арены — через эдакий интегрированный мультиплеер здорово бы обыграли присутствие прочих «овец» на уровнях, конкурентную борьбу и взаимные помехи во время карабканья наверх.

⇡ Любовь без конца

Представьте себе, Catherine — редкая игра, сюжетный посыл и тонкости которой откроются только относительно взрослым игрокам, имеющим за плечами определённый жизненный опыт. Более того, ответы, которые вы получите в процессе прохождения, дадут отличный повод ещё раз задуматься о своём месте в жизни и о правильном пути к счастью и гармонии. Серьёзно, редко мы встречаем сюжетно-ориентированное интерактивное развлечение, вызывающее подобные эмоции и рассуждения.

И уж совсем нечасто случается, чтобы видеоигра вдобавок к вышесказанному оказывалась ещё и потрясающе интересной в своем геймплейном аспекте. Знаете, кто-то может равнодушно относиться и к аниме, и к жанру пазлов, но Catherine откровенно плюёт на ваши предпочтения. Она завораживает, не отпускает, одновременно давит на логику и эмоции, а спокойно вздохнуть даёт только после завершения десятичасового прохождения.

И после всего этого запросто может заставить вас вернуться к ней ещё раз — попытать удачу на более высокой сложности.

Ссылки
Графика Неплохое аниме в честном HD — правда, вся игровая часть проходит среди примерно одних и тех же блоков над бездной, но выглядит в целом всё довольно симпатично, отлично соответствуя стилистике видеороликов. 9
Звук Прекрасная озвучка героев и неожиданные «миксы» известных классических композиций. Среди прочего можно узнать, например, кусочек оперы «Князь Игорь». 10
Одиночная игра Отличное сочетание продолжительной неинтерактивной (кроме концовки) драмы и занимательных головоломок. Честно говоря, оба аспекта кажутся несколько обособленными друг от друга, но общего впечатления это нисколечко не портит.

Выйдите на улицу и оглянитесь вокруг. Каждые трое из четырех увиденных вами людей (то есть 75%) хотя бы раз изменяли своей половинке. По крайней мере, такие результаты получила компания Atlus, когда провела анонимный опрос среди мужчин и женщин в возрасте от 20 до 40 лет. Можно, конечно, тешить себя надеждами, что ваша любовь всей жизни не такая, как все, но статистика — вещь железобетонная.

Впрочем, далеко не у всех людей от тайных встреч на стороне возникает такая же куча проблем, как у Винсента, главного героя Catherine. Представьте: просыпаетесь вы утром, рядом - любовница. И тут вдруг раздается звонок в дверь и шуршание ключа в замочной скважине - это «официальная» вторая половинка пришла без предупреждения в маленькую однокомнатную каморку. Слабо выкрутиться из ситуации?

В любовном треугольнике

Винсенту - не слабо. Хотя это скорее потому, что дуракам везет. Винс - типичный инфантильный раздолбай, живущий сегодняшним днем. Он перебивается временными заработками, обедает в суши-ресторане, боится принимать самостоятельные решения и каждый вечер напивается с друзьями в местной забегаловке. Он уже несколько лет встречается с Катериной, дисциплинированной и амбициозной девушкой, но все никак не решится сделать ей предложение, отчего отношения начинают ожидаемо холодеть.

И тут, в один прекрасный вечер, за столик к Винсенту подсаживается неожиданная блондинка. Ее тоже зовут Катерина (в английском - Catherine, тогда как дисциплинированную дурнушку - Katherine), она красива, легкомысленна, не жаждет отдаваться замуж и очень эротично водит пальчиком по кромке бокала. Вечер удается - наутро похмельный Винсент обнаруживает ее в своей постели.

Первая игра Atlus для консолей текущего поколения оказалась на удивление приятной внешне. Сказывается работа хороших художников и недурная лицевая анимация.

Звучит как завязка для молодежной романтической комедии, не правда ли? Наверное, это потому, что Catherine и есть романтическая молодежная комедия от мира видеоигр. Здесь не спасают вселенную, не отражают атаку инопланетян на Землю и даже не проводят спецоперацию в Афганистане.

Зато по качеству сюжета и подачи истории не так много игр на этом поколении консолей могут соперничать с Catherine. А уж по накалу страстей - и подавно. Хотя после просмотра скриншотов и роликов поверить в это чрезвычайно сложно: нелепые анимешные персонажи корчат рожи, а в перерывах между сюжетными вставками мужик в одних семейных трусах, с бараньими рогами на голове и с подушкой в руке карабкается на гигантскую конструкцию, целиком состоящую из кубов.

Один угол

В Atlus, видимо, тоже сознавали, какое впечатление произведет игра на западных игроков, поэтому привлекали внимание роликами с намеком на контент для тех, «кому за 18». И не прогадали! Конечно, те, кто рассчитывал исключительно на сиськи, останутся недовольны - даже Mass Effect откровеннее, не говоря уже о каком-нибудь The Witcher 2: Assassins of Kings . В Catherine вся эротика ограничивается томными взглядами, загадочными улыбками, короткими юбками и глубокими декольте.

Вы все еще хотите завести детей?

Остальные же получили в свое распоряжение действительно занимательную и в чем-то даже уникальную игру. Стоит сказать, что Catherine разрабатывалась командой, которая отвечает за довольно известную серию японских ролевых игр Persona , и для Atlus «Катерина» - это первый, извините, раз с консолями текущего поколения.

Но Catherine - не RPG, а головоломка пополам с интерактивной новеллой. Соответственно, игра поделена на две равноправных части. Первая - сюжетная. Днем Винсент мечется меж двух Катерин и общается с приятелями, а вечером изливает душу друзьям в баре. Здесь вы можете напиться, посмотреть телевизор, посетить уборную, поиграть на автомате и, главное, пообщаться с различными персонажами.

Рука с вилкой - еще один тайный страх Винсента. Конечно, она явится ему во сне и будет пытаться пришпилить этой самой вилкой к ближайшему кубу.

Во время разговоров вы сдвигаете внутренний «хаосометр» Винсента в сторону порядка или хаоса. Порядок - это жизнь по правилам: дом, жена, дети, работа, ипотека. Хаос - жизнь сегодняшним днем: вечеринки, дискотеки, погоня за каждой юбкой и ежедневное утреннее похмелье. Особенность в том, что в игре фактически нет выбора между добром и злом, и заранее понять, в какую сторону сдвинется стрелка, зачастую практически невозможно. Такая «моральная» система намного честнее, чем в каком-нибудь inFamous или в том же Mass Effect, где вы заранее выбираете, кем вы будете, и просто тыкаете в синие или красные строчки диалогов. В Catherine гораздо интереснее отвечать на вопросы честно.

Всегда тупой

Вторая часть игры - ночные кошмары Винсента. В них он предстает в виде того самого рогатого мужика в семейниках, а все остальные участники кошмаров видятся ему антропоморфными баранами. Впрочем, при разговоре с ними выясняется, что Винс в их глазах тоже тот еще баран.

Задача каждой ночи - под замечательные ремиксы классической музыки вскарабкаться на стену из кубов. Нижний «этаж» конструкции периодически улетает в пустоту, заставляя вас активнее шевелить мозгами. Кубы можно тянуть и толкать, выстраивая себе лесенки, плюс можно цепляться за их края. Кубы в противовес законам физики (впрочем, это же сон) могут держаться почти на пустоте - главное, чтобы они «лежали» на другом кубе хотя бы одним ребром. На этом базовая механика головоломок заканчивается. Но насколько же она получилась глубокой и интересной! На словах это объяснять бесполезно - будет совершенно непонятно. Скажем лишь, что различных трюков, позволяющих преодолеть препятствия, в игре десятки. Несколько баранов даже устроили в безопасных зонах клуб по поиску новых техник карабканья - советуем тоже вступить, очень помогает.

Внимание к деталям - немаловажная составляющая игры. Например, кокетливые фотографии Катерины Винсент стесняется разглядывать на людях. Чтобы их посмотреть, нужно запираться в кабинке туалета.

Разнообразие достигается путем ввода каждую ночь новых видов кубов в игру. Кубы бывают легкие, тяжелые и с ловушками (с шипами и бомбами внутри), бывают ледяными, живыми, загадочными, пружинящими... и появление хотя бы одного из них заставляет мыслить по-другому, ломает старые тактики карабканья и заставляет искать новые.

Головоломки получились действительно сложными, и примерно с середины игры мозги возмущенно вскипают. Доходит до того, что вы сами начинаете воспринимать пазлы как ночной кошмар. Единственное слово, которое идеально описывает состояние игрока, - паника! Пол обваливается все быстрее и быстрее, перед носом - отвесная стена, времени подумать почти нет, действуешь на одних инстинктах и зазубренных техниках из клуба баранов. Зато, финишировав, можно запросто распугать домашних, искренне заорав от радости вместе с Винсентом. Особенно если только что взобрался на стену под рев и огонь босса, которые появляются под занавес ночи. Боссы - гиперболированные страхи самого Винсента. Если накануне Катерина («первая») вдруг сообщила, что беременна, будьте уверены: ночью Винсенту приснится огромный безобразный младенец, который будет пытаться расплющить его руками, сопровождая действо диким ревом: «Па-а-почка! Ну где же ты, поиграй со мной!»

К слову, Catherine - одна из немногих игр, где легкий уровень сложности существует не для галочки. Если вы проходите игру первый раз, то на Normal приходится действительно тяжко - некогда разобраться в механике. На Easy же есть время подумать и попробовать разные способы взобраться на вершину.

Все-таки тяжело быть честным мужиком. Ну как можно пройти мимо такой красотки?

А там вас ждет небольшая площадочка, где кучкуются другие выжившие бараны. С ними можно поговорить, кого-то подбодрить, у кого-то узнать что-нибудь полезное, а у одного барыги (к слову, проживет подольше других) даже кое-что купить на найденные монетки. Особенно интересно проводить аналогии между пушистыми существами в снах и людьми, с которыми Винсент встречается по вечерам в баре. Одни узнаются по голосу, другие - по сложению тела, третьи - по характерным элементам одежды. Проблема в том, что на утро детали сна забываются, так что в пивной они друг друга не узнают. Но вы-то узнаете и получаете от этого массу удовольствия.

Наконец, перед отправкой на следующий уровень вы оказываетесь в исповедальной кабинке, где каждый раз немного приоткрывается завеса тайны над проклятием Винсента, а непонятный (до поры до времени) человек задает всевозможные вопросы, которые влияют на «хаосометр». Опять же, никакого выбора между добром и злом нет, хотя угадать «нужный» ответ тут проще. Но бывает и не совсем: вопросы типа «Разговариваете ли вы с телевизором?» или «Не против ли вы сделать ву-ху с красивым привидением?» раскусить не так просто. Самое интересное, что игра загружает из PSN ответы других игроков, так что и тут интереснее отвечать честно и смотреть, куда вас приведут ответы. А привести могут к одной из восьми разных концовок.

Оговорка по Фрейду

Самое любопытное, что ночные кошмары Винсента органично вписаны в сюжет. Atlus, конечно, не может без мистики, и это хорошо. По городу катится волна непонятных смертей: несчастных мужчин находят утром мертвыми в постели. По слухам, им снятся кошмары, погибая в которых человек отправляется на тот свет и в реальности. У Винсента кошмары начинаются за день до появления в его жизни «второй» Катерины, и это - неспроста.

Статьи по теме: