Презентация развитие сюжетно ролевой игры. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным. жании социальных ролей мужчин и
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
«Организация сюжетно – ролевой игры в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Выполнила: Бескинская Ангелина Борисовна Воспитатель д /с «Звездочка» г. Зернограда
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
Игра- это основной вид деятельности детей. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие
Одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам".
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Сюжетно – ролевая игра королева игр. Общий мотив СРИ Основн ая особенность СРИ
Основные особенности СРИ: 1.Соблюдение правил; 2.Социальный мотив игры; 3.Идет эмоциональное развитие ребенка; 4.Происходит развитие интеллекта ребенка (каким образом?); 5. Развивается воображение и творчество; 6.Развитие речи.
Задачи по формированию умений детей в сюжетно – ролевых играх: 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры. Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения. Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета. Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры: 1 этап – основным содержанием игры является действие с предметами. Действия детей однообразны и часто повторяются. 2 этап – основное содержание игры – действие с предметами. Одна и та же игра многократно повторяется. 3 этап – основным содержанием игры - действие с предметами. Действия, направлены на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. 4 этап – основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.
Обогащение жизненного опыта Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.) Наблюдения, целевые прогулки; Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; Обследование, экспериментирование с предметами; Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть; Свободное общение; Прослушивание дисков, аудиозаписей; Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых; Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности.
Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игры Цель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом. Парные поручения Создание проблемных ситуаций Побуждение к ролевым высказываниям Телефонные разговоры Игровые упражнения Поддержание ролевого диалога
Создание предметно – игровой среды Цель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. Игрушки – персонажи; Маркеры игрового пространства; Предметы оперирования; Предметы – заместители; Зонирующие помещения.
Название игры Младшая группа Средняя группа Старший возраст Ряжение + + + Семья Мама, папа, дети объединение с парикмахерской, доктором бытовые сюжеты, транспорт Доктор Доктор медсестра, карта больного аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты Магазин Овощи, фрукты, посуда, игрушки отделы: хлебный, молочный, кондитерский отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная игра как средство развития общения детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В данном материале дается характеристика музыкальной игре и ее роль на развитие социальных качеств детей,а также рассматривается перечень музыкальных игр....
Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи: дат...
Марусика Елена Петровна
Презентация «Сюжетно-ролевая игра в детском саду»
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду . Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками поднимают настроение, сближают детей. Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.
Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр.
1. Развивать игровой опыт каждого ребенка.
2. Поддерживать новые возможности игрового отражения мира.
3. Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Сюжетно-ролевые игры
Проявление интереса к разнообразному содержанию сюжетно -ролевых игр на основе отображения семейных отношений, непосредственных впечатлений от посещения магазина, поликлиники, событий прочитанных книг, мультфильмов, картинок. Отражение в сюжете элементарного взаимодействия взрослых (мама -дочка, врач - пациент, парикмахер - клиент, капитан - матрос и др., включение в сюжет нескольких взаимосвязанных действий. Освоение умений принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге, называть свою игровую роль и игровые действия, отвечать на вопросы об игре («Как зовут твою дочку? Что ты ей сварила?» ). Участие в элементарном планировании игровых действий в совместной с воспитателем игре («Может быть, твоя дочка хочет погулять? Куда вы пойдете?» ). Использование в играх разных игрушек , предметов-заместителей, атрибутов одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл полицейского) . По побуждению воспитателя использование развертывания игры в определенном игровом уголке (парикмахерская, кабинет врача) . Проявление инициативы в дополнении игровой обстановки, использовании предметов-заместителей, деталей костюмов.
Публикации по теме:
Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".
Как изменяется самостоятельная сюжетно – ролевая игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых.
Всем известно, что дети любят играть, и мы, в свою очередь, должны это поощрять всевозможными способами. Дети моей группы перешли в стадию.
Сюжетно - ролевая игра. Всем взрослым уже давно известно, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте это – игра. В игру вовлекаются все стороны личности:.
Сюжетно-ролевая игра «Концерт» Цель: развивать умение детей организовывать игру, объединяя несколько сюжетов; вариативно использовать игрушки, атрибуты, предметы, распределяя.
Разработка и анализ конспекта сюжетно-ролевой игры Автор разработки: воспитатель, Ягупьева Татьяна Юрьевна Тема: «В магазин за подарками».
Презентация «Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул,.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
МОУ Вахтанская начальная школа - детский сад СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА Презентацию выполнила: старший воспитатель Синявина Е.Г.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
Игра – Это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. (Л.С.Выготский)
Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре.
Влияние игры на становление личности ребёнка. Умственное развитие детей; Воображение; Коммуникативные умения
Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ» Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера; знакомить с правилами поведения в парикмахерской. Формировать умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Ножницы возьмем у мамы - подстригаться будем сами. Срежем волосы с макушки, оголим немножко ушки.
Парикмахер непременно подстрижёт вас современно. Дайте ножницы, расчёску - он вам сделает причёску.
Здесь и ногти ярким лаком вам покрасят без труда
Сюжетно-ролевая игра «Школа». Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.
Нам, учитель дорогой, Ваш характер нравится! Кроме Вас, никто другой с нами не управится!
Сколько ушей у трёх мышей? - Сколько лап у двух медвежат?
Сюжетно-ролевая игра «МАГАЗИН» Задачи: Формировать умение детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.
В магазине возле касс продавец встречает нас. То пакетами шуршит, то бумагой шелестит
Я продаю книжки, подходите, детишки! Кому букварь, кому словарь?
Сюжетно-ролевая игра «КАФЕ» Задачи: Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимую среду, закреплять навыки доброжелательного, вежливого общения. Побуждать детей более широко использовать знания об окружающей жизни.
В небе звёздочка искрится, спит клубком усатый кот, Только повару не спится –повар затемно встаёт. Каша булькает легонько, И яичница шипит, И под вкусный шум и гомон к детям входит аппетит.
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные, Салаты, винегреты, все завтраки, обеды?
Дайте повару продукты: мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель... И тогда ждёт вас вкусная еда.
Сюжетно-ролевая игра «БОЛЬНИЦА» Задачи: формировать умение детей отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Поднимите-ка рубашки, я послушаю живот. Ой-ой-ой! Урчит там что-то, срочно выпейте компот.
Зайка сильно заболел, простудил он уши. Маму слушать не хотел, измеряя лужи.
Я врачом, наверно, буду, стану я лечить людей! Буду ездить я повсюду и спасать больных детей!
Заболела детка корью? Это вовсе и не горе – Врач поможет, поспешит, нашу детку излечит.
Подлый вирус этот грипп, голова сейчас болит, Поднялась температура и нужна теперь микстура.
У меня теперь простуда, и она не от верблюда. Целый день ходил без шапки, и теперь не все в порядке.
Посторонитесь! Дорогу! Дорогу! Скорая помощь летит на подмогу. Приказ постового: "Стоять! Хода нет! Только для "Скорой" Зеленый свет!" Где-то случилась большая беда, Скорая помощь мчится туда.
Сюжетно-ролевая игра «АВТОСАЛОН» Задачи: формировать умение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.
Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка, а всего нужней –сноровка!
Сюжетно-ролевая игра «СТРОИТЕЛИ» Задачи: Закреплять в игре знания о труде строителя, формировать умение действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
Знает каждый в доме житель - этот дом возвёл... (строитель)
Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем. И она зовется… (дом)
Пусть не сердятся родители, что измажутся строители, Потому что тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит!
Сюжетно-ролевая игра «ШОФЁРЫ» Задачи: создать условия для закрепления знаний детей о профессии шофера. Формировать умение детей устанавливать взаимоотношения в игре.
Весь день - домой и на работу возить людей его забота! Точно, вовремя и ловко подъезжаю к остановке. Все вошли, закрылась дверь, - пассажиры вы теперь. Всё! Приехали! Ура! Выходите, вам пора! Пассажирка юных лет, предъявите ваш билет!
Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ» Задачи: формировать умение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
В детсаду решили дети в дочки- матери играть: Саша будет в роли папы, Настя - мамочка опять.
Кушай, дочка, не спеша, каша очень хороша.
ОЧЕНЬ РАДЫ МЫ ДРУЗЬЯМ- ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ К НАМ!
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе… А.С.Макаренко
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных...
Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...
Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......
Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи
Игры-путешествия:1. «В гостях у Лесовичка». Цель:Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.Ход игры:В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»
Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....
Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту
В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников
Есть не в пример наукам хитрым
Совсем не хитрая одна:
Распознавать по детским играм,
Чем озабочена страна.
«Вернитесь в своё детство,
Побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями
мы взрослых назовём»
« Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
Д.В. Меджеринская
Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ
Л. С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец Д.В. Менджерицкая и др.
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Особенности развития игровой деятельности ребенка :
- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год ) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года ) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Человеческая игра –
это такая деятельность,
в которой воссоздаются
социальные отношения между
людьми вне условий
непосредственно
утилитарной деятельности
(Д.Б. Эльконин )
В ней развиваются:
- способности к воображению;
- произвольной регуляции действий и чувств;
- приобретается опыт взаимодействия и
взаимопонимания с другими.
Значение игры
Сюжетно-ролевая игра дошкольников
роль (правила воображаемая игровые
поведения) ситуация действия
игровое употребление реальные отношения
предметов между играющими
«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский
Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу А.С. Макаренко
Методы и формы системного обогащения сюжетов
игр и игровых методов.
В соответствии с ФГОС ДО решается вопрос социального развития в рамках образовательных областей:
«социально-коммуникативное»;
«познавательное развитие»;
«речевое развитие»;
«художественно-эстетическое развитие»;
«физическое развитие».
Виды деятельности по ФГОС ДО
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Самообслуживание.
Конструирование.
Музыкальная.
Двигательная.
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Наблюдение.
- Экскурсии.
- Составление рассказов.
- Дидактические игры и упражнения.
- Пальчиковые игры.
- Ознакомление с художественной литературой.
- Изобразительная деятельность.
- Конструирование.
- Музыкальная деятельность.
- Решение проблемных ситуаций.
- Подвижные игры.
Игровые технологии
Технология - (в переводе с греческого языка «Наука о мастерстве» .
Игровые технологии-обширная группа приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Этапы педагогической технологии
1 этап
Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях.
2 этап
Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):
Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
3 этап:
Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.
Характерные особенности
Активизация свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений.
Общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства: приёмы формирования у детей условного игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5-7 лет).
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Характерные особенности
Технология формирование игры как деятельности (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова)
Принципы:
1.Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.
Сюжет игры:
На этапе формирования условных игровых действий - однотемные, одноперсонажные сюжеты.
На этапе формирования ролевого поведения - многоперсонажный сюжет.
На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры - многотемные сюжеты.
Педагогический процесс организации игры двучастный: 1.моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми;
2. создание условий для самостоятельной детской игры.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Характерные особенности
Игры в адаптационный период:
Задачи: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у детей положительное отношение к детскому саду
Формы и методы проведения:
- фронтальные игры;
- использование в играх копий реальных предметов, а не их заместителей. Предложение всем одинаковых предметов.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Характерные особенности
Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.
Игра младших дошкольников (2-3 года).
Знакомить детей с разнообразием игровых целей.
Побуждать детей самостоятельно ставить игровые цели и проявлять инициативу.
Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения цели.
Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Характерные особенности
Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.
Игра детей 3-5 лет.
Направления работы:
1.Продолжение работы по подготовке детей к принятию роли.
Организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых.
Наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей.
2.Обогащение индивидуальной ролевой игры ребёнка.
- Принятие взрослым параллельной роли.
- Введение в игру ребёнка новых атрибутов.
- Расширение диапазона принимаемых ребёнком ролей.
Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно.
4.Подготовка ребёнка к ролевому взаимодействию.
Совместная игра взрослого с детьми. Основная цель взрослого – удержать ролевой диалог в процессе игры, а игровые действия свести до минимума или исключить.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Характерные особенности
Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.
Игра детей 5-7 лет.
1.Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.
Воспитатель осуществляет скрытое управление игрой, взяв на себя особую, постоянную для всех игр роль – диспетчера или волшебницы.
2. Обогащение событийной стороны содержания игры.
- Принятие воспитателем роли «диспетчера» или «волшебницы».
- Создание условий, способствующих тому, чтобы дети сами придумывали новые события: совместная деятельность взрослых и детей по созданию тематических книжек для игр («библиотека» игр).
3. Рассказы воспитателя из личного опыта о том, как играли в детстве.
3. Создание игровой среды.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Характерные особенности
Технология комплексного руководства игрой дошкольников С.Л. Новосёловой (80-ые годы)
Комплексный метод включает следующие компоненты:
- планомерное обогащение жизненного опыта;
- совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
- своевременное изучение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Характерные особенности
Технология Д.В. Менджерицкой (70-80-е годы 20 века)
Основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на её содержание, т.е на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Работа педагога по обогащению эмоционально-чувственного опыта детей в процессе непосредственного взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.
Педагог - партнёр по игре. Он берёт на себя роль (преимущественно второстепенную).
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
3.Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику
Из этого следует
- Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.
- Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.
- Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей
- Не заменять игру другими видами деятельности
- Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
- Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
- Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
- Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
- Не наказывайте ребёнка лишением игры.
- Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
- Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
- Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
- Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА, СПОСОБСТВУЮТЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ИГРОВОГО ОТОБРАЖЕНИЯ
Рассказы о профессиях знакомят детей с трудовой деятельностью людей.
Рассказ с использованием иллюстраций побуждает детей к применению инструментов, используемых в профессии, произвести действия с ними.
Рассказы взрослого, которые специально нацелены на воспроизведение какой-либо ситуации («Как я ходила в парикмахерскую», «Как я покупала игрушки в магазине» и др.), обеспечивают натуральность восприятия и веру в подлинность события.
Целевые экскурсии и прогулки способствуют близкому знакомству детей с представителями определенной профессии, дают возможность понаблюдать за деятельностью взрослых.
Беседы проясняют представления детей о жизненных ситуациях, выявляют мнение детей о развитии сюжета. Вовлечение детей в диалог и использование наводящих вопросов развивает речевую активность детей. Беседы по определенным сюжетам развивают замыслы игры и их сюжетную линию.
Дидактические игры способствуют освоению игровых действий и ролевому поведению. Дидактические игры и упражнения воспитывают у детей способность соблюдать правила, быть организованными, проявлять лидерские качества.
Драматизации и театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, способствуют развитию артистических способностей, умению быть выразительным в различных ролях. Дети учатся воплощению определенного игрового плана, который предусмотрен заранее.
Рассматривание сюжетных картин позволяет закрепить всё ранее увиденное и услышанное детьми. Рассматривание картин вызывает в детях эмоциональные переживания, яркие образы изображенных персонажей, вызывают у детей желание подражать им, выполнять определенные действия, использовать трудовые атрибуты по назначению.
Чтение художественной литературы прививает любовь к чтению. Слушая стихотворные тексты, рассказы, сказки воспитывается умение различать хорошие и плохие поступки.
Изобразительная деятельность и конструирование формирует творческие способности детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Отгадывание загадок позволяет детям образно воспринимать стихотворные тексты, выделять основные признаки предметов.
ЗАДАЧА ПЕДАГОГА – НАЦЕЛИТЬ ДЕТЕЙ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕНОСА ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА В ИГРУ.
В пособии представлено ежемесячное карточное планирование как модель совместной деятельности педагога и детей 4-5 лет в рамках освоения сюжетно-ролевой игры, включающее предварительную работу по обогащению игрового и жизненного опыта дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр "Больница", "Семья", "Магазин", " Детский сад ", "Шоферы", "Строители". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно распределить и эффективно спланировать систему игровой деятельности детей на весь учебный год . Карты-планы разработаны на основе содержания образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: " Социально-коммуникативное развитие ", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", " Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие"; позволяют воспитателю обеспечить социальное развитие дошкольников .
"Больница", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская", "Шоферы". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно и эффективно спланировать работу по обогащению игрового и жизненного опыта воспитанников, последовательно и целесообразно распределить предложенные формы и виды деятельности в течение учебного года.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
В. А. Сухомлинский
Дайте детству состояться!
Дайте детству наиграться!