Что думают родители о игре майнкрафт. Как Minecraft «губит» наших детей: о пользе произвольных игр. Как игры влияют на мозг человека

Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Согласно законодательству отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей: мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его; отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально, охраняет от врагов.

Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя (создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов).

Роль отца :

Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка.

Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы.

Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих.

Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции и полоролевых позиции в обществе.

Роль матери :

Чувство защищенности;

Безопасность;

Убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания;

Говорит о его важности и желанности в жизни;

Дает прочное ощущение надежности;

Питает не только физической, но и душевной пищей;

Дарит способность доверять людям, миру, себе;

Вкладывает чувство принадлежности к роду, нации.

Устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления;

Помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.

28. Организация семейного досуга.

Досуг - это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т.п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека.

Семейный досуг - это времяпровождение, во время которого собирается вся семья, и они не просто сидят, а активно участвуют в каком-либо действе. Это действо должно служить тому, что бы вся семья сплотилась и стала дружной. Во время семейного досуга родители могут лучше узнать своих детей и наконец увидеть, что они повзрослели. А дети могут лучше узнать своих родителей и понять, что их родители не пережиток прошлого.

Формы семейного досуга :

1.сейные праздники

2. посещение театров, музеев, кинотеатров, парков с аттракционами

3.совместные прогулки, походы, игры, катание на велосипедах, роликах, коньках, лыжах

4. совместный отдых детей и родителей (поездки)

5. семейные дни (с родственниками)

6. участие в спортивных мероприятиях (весёлые старты, эстафеты), городских праздниках (Масленица, День города, День защиты детей).

7. Совместное чтение книг

Задача родителей - суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

Клубы семейного досуга

Клубы семейного досуга – это различные по величине публичные заведения, где созданы все условия и удобства для отдыха всей семьей после рабочего дня или на выходных.

Обычно в клубах семейного досуга работают обученные, опытные преподаватели, которые не только развлекают своих гостей, но и делают все для сплочения семьи: указывают на недостатки при общении и обращении членов семьи друг к другу, и при этом высказывают рекомендации, направленные на создание гармонии и взаимопонимания членов семьи.

Отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова. И если нет отца, но есть рядом мужчина, который его заменяет, ребенок не обездолен.

Старший мужчина для ребенка, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу: от темноты, злой собаки, «космических гангстеров», «чужих»… Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности.

Отчим или приемный отец может прекрасно справляться с отцовскими функциями, он способен целиком посвятить себя родительской заботе о ребенке и полюбить его, как своего собственного, стать больше наставником, нежели отцом в истинном смысле слова, скорее помощником, источником, в котором дети будут черпать силы, когда подрастут и достигнут зрелости. Это возможно, потому что связь ребенка с отцом скорее психологическая, чем физическая.

У многих детей из тех, у кого не было близкого старшего мужчины, в подростковый период проявляется преувеличенная склонность к самозащите без необходимости в ней. Обнаруживается болезненная значимость защиты у всех, кто не получил ее в должной степени в раннем возрасте. Дети - маленькие и большие - ждут отца, даже не отдавая себе отчета. Ждут и те, кто своего отца никогда не знал, и ждут даже те дети, которые прошли через отвращение, презрение и ненависть к родному отцу.

И подростку отец тоже нужен как старший друг, как источник самоуважения. Уважение - необходимое условие положительного влияния старшего на подростка, проводник его силы. И это уважение можно вызвать, заслужить, но невозможно выпросить, бесполезно требовать, вменять в обязанность. Заставить уважать силой тоже нельзя. Насилием уважение уничтожается.

Ребенку нужен отец, исполняющий свою роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов - перенимают походку, манеру разговаривать, жесты, такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу.

Многие мужчины уверены, что воспитание детей - не мужское дело. Это стереотипное представление неверно. Участие отца в развитии ребенка играет очень важную роль. Отцовская функция заключается в том, чтобы показать ребенку, как можно любить, не просто обеспечивая защиту, но и предоставляя свободу.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании его детей.

Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в возрасте 13–15 лет она должна получить от отца признание своей значимости как будущей женщины.

Наличие мужчины в семье влияет на характер умственного развития детей, на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях.

Отсутствие же отца, даже непродолжительное, часто ведет к тому, что у детей, особенно у мальчиков, начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность, что отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Зачастую именно отец в семье способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы ребенка. Как правило, отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Отец должен взаимодействовать с ребенком, начиная с первых дней жизни, участвовать в уходе за малышом: помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки, сопровождая это ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком занимает игра. В отличие от матерей, отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые очень нравятся детям.

Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать.

Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение, что может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

Не обещайте детям то, чего не сможете дать! Трудно сказать об уроне, который терпит неокрепшая детская душа, наткнувшись на наши безответственные обещания, за которыми ничего нет!

Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

И помните, какими бы ни были функции матери и отца в отдельности, самое главное для ребенка - находиться в центре внимания и ощущать любовь двух любящих родителей!

РОЛЬ ОТЦА В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ

С сожалением можно отметить, что в настоящее время взаимоотношения между родителями и детьми настолько извращены, что это приводит к утрате понимания того, кто такой отец и каковы его прямые обязанности в семье. С одной стороны, общество в погоне за равноправием между мужчинами и женщинами совершенно нивелировало образ отца – он утратил былой авторитет и уважение, при этом его роль во многих семьях сведена если не к нулю, то, по крайней мере, к минимуму функций. С другой стороны, лишившись своей патриархальной высоты и недоступности, отец при этом не стал духовно и эмоционально ближе к детям, не стал больше проводить с ними времени, общаться, учить, воспитывать. Не так уж и мало семей, где отец вообще ведет себя будто он «чужой среди своих».

Так что же такое хороший отец, каково его истинное предназначение?

Помочь разобраться в этом сложном вопросе нам может только христианское понимание этой проблемы.

Раскрывая замысел Бога о семье - Малой Церкви, - Апостол Павел призывает мужа служить своей семье так же, как Христос служит Церкви. Мы можем сказать, что, уподобляясь Христу, отец являет собой образ Отца Небесного, как Иисус Христос, предав Себя за Церковь, явил миру Отчую любовь к человеку. Более того, каждый отец в определенном смысле представляет в своем лице Бога: не случайно предстоятель Церкви именуется патриархом, или папой (в Римской Церкви), что ближе к нашему восприятию слова «отец». Патриархом в древние времена назывался и праотец рода, отсюда - патриархат. Функции отца в семье совсем не обязательно связаны с кровным отцовством. Отцом по сути, а не по крови, может быть отчим, дед, дядя (у множества народов), старший брат, старший друг, воспитатель.

В мужчинах всегда ценились и ценятся до сих пор такие качества, как верность, стойкость, доброта и благородство в сочетании с мужеством, умение прощать обидчиков, ум и бескорыстие, готовность прийти на помощь другим, выносливость, неприхотливость в быту, трудолюбие, хозяйственность и в то же время наличие высших, духовных интересов. Еще одна характерная черта отца - это немногословие, молчаливость. Служение отца не требует большого количества слов. Здесь каждое дело, каждый жест говорят сами за себя. Разумеется, отец не должен быть этаким букой, которым пугают малых детишек. Когда ребенок боится отца до дрожи в коленках, в этом нет ничего хорошего. Однако сейчас, чаще встречается другая крайность: отец ведет себя чересчур снисходительно, и ребенок его ни в грош не ставит. Практически в каждой семье возникают ситуации, когда удержать подростка от опрометчивого шага можно только силой родительского - в первую очередь отцовского - АВТОРИТЕТА. Поэтому побаиваться отца ребенок, наверное, должен. При самых теплых, дружеских, доверительных отношениях, к которым, безусловно, стоит стремиться, нужно, чтобы ребенок боялся отцовской грозы. Гроза же должна быть справедливой и разражаться не по пустякам, а только в крайних, критических случаях. Иначе она станет привычной. Ребенку необходимо понимать, что на него, если он ведет себя плохо, есть управа. И лучше, если это родной, близкий человек, который наказывает любя. Ведь раньше или позже, но управа все равно найдется. Только она будет далеко не такой милостивой.

Итак, если мы попытаемся описать образ настоящего отца простыми словами, то он будет выглядеть примерно так: это сильный духом, принципиальный, исполняющий свое слово и в поощрении и в наказании. Дети таких отцов уверены, что если папа сказал, значит, так и будет.

К папе можно сесть на колени и рассказывать всё. Его будут интересовать проблемы маленького ребенка, как свои собственные. Он будет с ним говорить, он будет ему советовать, - для ребенка же папа - совсем не отсталый, не из «прошлого поколения», когда еще не было компьютеров, - он очень актуально и насущно решает повседневные школьные проблемы, непростые отношения со сверстниками. Хотя он не знает совре­менных терминов и молодежного сленга, но папа «вполне продвинутый», он всегда может посоветовать, что нужно в конкретной ситуации. Никогда не прогонит, но и не даст спуску, если ребенок виновен. Вот это самое здоровое представление об отце. И когда ребенок такого папы приходит к Богу и ему говорят: «Бог - Отец», то Бог становится близок и понятен; когда Бог касается его, этот человек может сказать: «Бог меня любит так же, как любил папа. Ему близки мои проблемы». Если этот человек, может быть, уже не имеет земного отца, он получает достойнейшую и лучшую замену. Подлинная иерархичность благодатна и исполнена любви и строгости. Ибо у хорошего отца всегда есть задача подготовить сына (дочь) к трудностям, скорбям этой жизни. И отец в известном смысле всегда строг. Наказанный и даже обиженный сын всегда знает, что он любим отцом.

При этом очень многое зависит и от матери. Ведь маленький ребенок прислушивается, прежде всего, к мнению своей матери, именно ее отношение к папе он перенимает. Мать должна постоянно и во всем поддерживать отца и указывать в беседах с ребенком на папины достоинства. При этом очень важно подчеркивать, что это не просто его личные особенности, а качества настоящих мужчин. Тогда у детей постепенно сформируются представления, которые впоследствии помогут им и в устройстве личной жизни.

Роль отца в жизни ребенка огромна. Особенности влияния отца на детей в основном можно свести к двум переменным: доли его участия в воспитании и степени его авторитарного, «руководящего и направляющего контроля. Христианство говорит нам, какими должны быть отношения между отцом и ребенком, являя их через отношения Небесного Отца и вочеловечившегося Сына.

Прежде всего, служение отца в семье заключается в том, что собой и своей жизнью он должен явить ребенку мир, ввести его в общество, показать, каким человеком ему надо стать и к чему стремиться. Мужчина должен отдавать себе отчет, куда, в какую гавань ведет он корабль своей семьи, какой судьбы он добивается для него своей жизнью, своими убеждениями, своими поступками. И в этой ситуации совершенно не имеет значения, сколько он зарабатывает и какая у него должность.

Безусловно, от мужчины как мужа и отца зависит благосостояние его маленького государства - семьи. И то, как он ей будет управлять, насколько он способен, подобно государю, пожертвовать собой и своими эгоистическими интересами ради своей жены и детей, будет зависеть судьба и его и его близких.

Но «не одним хлебом живет человек» (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Отец обязан заботиться о духовном возрастании членов своей семьи и отвечает за них перед Богом. Есть статистика: если в семье верующий только отец, а мать - нет, то 80% детей - верующие. А если верующая только мать, то лишь 7% детей вырастают верующими людьми. Каждый муж и отец, хочет он того или нет, даст ответ о том, как прожили свою жизнь его жена и дети. Отец имеет право, данное ему Богом, молиться за свою семью, и Бог слышит его молитвы, если он благочестив. Эту отцовскую миссию трудно понять и принять неверующему человеку. Но аналоги ей мы найдем в любом обществе и в любой цивилизации. Мужчина как глава семьи всегда чувствовал свою ответственность не только за материальное положение своих детей, но и за тот жизненный путь, который они выбирают.

Бог и через Новый Завет, и через Ветхий, возлагает ответственность за духовное воспитание и наставление на плечи отцов. Слово «воспитатель» В.И.Даль производит от глагола «воспитывать», то есть заботиться о вещественных и нравственных потребностях кого-либо, кормить и одевать до возраста, научать, наставлять, обучать всему, что нужно для жизни. Именно отец является для ребенка воспитателем, когда на долю матери выпадает пестование - от «пестовать» - нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить.

В то же время многие мужчины уверены, что уход за ребенком — не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно. Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах, касающихся ребенка. Поэтому одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, их будущую взаимную привязанность и доверие, является как можно более раннее начало их общения.

Одно из главных чувств, необходимых, чтобы у ребенка сформировалась здоровая психика, это чувство защищенности. В младенчестве его создает, в основном, мать. Затем, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир и осознает, что в мире много опасностей, с которыми женщине не справиться, в роли главного защитника начинает выступать отец. Маленькие мальчики недаром любят хвалиться друг перед другом именно отцовской силой: она как бы придает сил и им самим, увеличивая их значимость в глазах окружающих. Поэтому надо всячески поддерживать и укреплять в малыше уверенность в том, что папа - самая главная опора, самая главная защита вашей семьи.

Отец обязан вопреки мнению окружающих совершать то, о чем подсказывает ему совесть, даже если его решение может показаться окружающим «непопулярным». Отец обязан защищать свою семью от растления и агрессии, которые сегодня выдаются за норму жизни.

Отец обязан определить для своей семьи все правила, организующие быт. Например, в какое время семья будет собираться вместе; до какого часа можно детям и отсутствовать; какие развлечения допустимы, а какие необходимо исключить; сколько ребенок может смотреть телевизор, какие это будут программы; в какую школу устроить ребенка и т.д. К сожалению, в нашей стране эти вопросы принято возлагать на женщин.

Развитие ребенка немыслимо без подражания. Это основа основ. То, от чего при всем желании никуда не уйти. А кому обычно подражают дети? В первую очередь, естественно, родителям. Для ребенка родители - всегда идеал. И, лишая сына или дочь этого идеала, мы грубо нарушаем их психическое развитие, выбиваем почву у них из-под ног. Детям самой природой предназначено в дошкольном и младшем школьном возрасте (да на самом деле и позже, несмотря на все их противопоставление себя родителям!) равнять­ся на отца и мать. Отношения между отцом и матерью имеют большое значение для развития, как мальчика, так и девочки. Ребенок, взрослея, наблюдает развитие этих отношений, и они становятся для него моделью, образцом отношений между Мужчиной и Женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, забота) чаще всего проявляются и больше всего ценятся. Ребенок предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в будущем. И понадобятся большие усилия, большой опыт и многочисленные разочарования, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно и по-другому, что есть иные, более теплые, более гуманные отношения, чем были в твоей семье.

И, наконец, весьма важно и то, насколько прочными ощущают дети семейные связи. Это ощущение особенно важно для девочки: если она чувствует, что отец относится к ней хорошо, а отношения между отцом и матерью холодные, то к ее любви к отцу примешивается чувство вины, как будто она переманивает отца на свою сторону, мешает матери. Это беспочвенное ощущение своей вины перед матерью, конечно, крайне негативно влияет на самочувствие дочери, и на этой почве могут формироваться невротические реакции.

Итак, в воспитании - отец главный. Отец - это тот, кто выводит ребенка в мир, прививает ему нравственное отношение к миру, учит его труду, помогает освоить различные орудия человеческой деятельности: от рогатки и велосипеда - до компьютера и автомобиля. На отце лежит помощь ребенку в выборе учебы и профессии, друзей и увлечений. И эту миссию воспитания отец не вправе переложить ни на плечи жены, ни, тем более, на государство.

1. Роли в семье

2. Виды семейных ролей

3. Структурная модель феномена отцовства


Введение

В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.

Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.

Итак, родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

В последнее время в публицистике и СМИ дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей».

Чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в обществе. Изменения, связанные с семьей, наметились еще в 1960-е годы, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа - главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, успешно конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в воспитании рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 1980-е годы в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия заключались, прежде всего, в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества.

Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но и социальное звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: И. С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В. А. Сухомлинский - педагогические аспекты отцовства и др. Однако целенаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось. Этим и обосновывается актуальность темы данной курсовой работы.


1. Роли в семье

«Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью.

В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою основу, патриархат – свою. Однако, и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства материнское отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.

Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим».

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений».

Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений».

«Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем.

Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам поведения в семье.

Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов дуг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями и супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего, тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.

Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.

В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца, как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. Вклад отцовства в воспитание детей связывают с стратегическим планированием жизни семьи, ролью эксперта, проявляющуюся в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий.

Между тем, меняется и роль матери в семье – на общении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, благодаря которой женщина нередко стремится доминировать и над мужем, и над детьми».

Согласно исследованиям Томпсона и Плека, структура мужской ролевой роли состоит из следующих компонентов, также влияющих на формирование представлений об идеальном родителе.

1. «Норма успешности или норма статуса - стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка.

2. Норма эмоциональной твердости - стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.

3. Норма антиженственности - стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать женских качеств».

Итак, перед каждой семьей стоит важнейшая проблема «выбора» ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам поведения в семье. Но отметим, что вклад матери и отца не определяются количественной меркой, он существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.

2. Виды семейных ролей

«По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские, партнерские.

1. Традиционные роли предполагают со стороны жены:

Рождение и воспитание детей,

Создание и поддержание дома,

Обслуживание семьи,

Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,

Приспособленность к зависимости,

Терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

Преданность матери своих детей,

Экономическая безопасность и защита семьи,

Поддержание семейной власти и контроля,

Принятие основных решений,

Эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости,

Обеспечение алиментов при разводе;

2. Товарищеские роли требуют от жены:

Сохранения внешней привлекательности,

Обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа,

Поддержания полезных для мужа социальных контактов,

Живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

Обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

Восхищения женой,

Рыцарского отношение к ней,

Ответной романтической любви и нежности,

Обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,

Проведения досуга с женой.

3. Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

Экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

Общей ответственности за детей,

Участия в домашней работе,

Распределение правовой ответственности.

Современные молодые люди в своих предбрачных ожиданиях иногда смешивают черты традиционной и эгалитарной семьи. По данным опросов большой выборки будущих молодоженов (438 пар), «17,6 % юношей ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с главенством мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а 28,4 % невест придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми работами, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью».

Т.А. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в крупном городе на выборке из 300 пар, сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой - семейным обязанностям. От его решения зависит стиль отношений в семье - традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т.А. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. Совпадение мнений по этому вопросу встречалось в 74 % удачных браков и лишь в 19 % неудачных. Между тем у 52 % вступающих в брак пар полностью расходятся установки на степень участия замужних женщин в социальной активности.

По мнению Т.А. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей - согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопросам полностью расходятся в 54 % неуспешных семей и только в 6 % успешных. Т. А. Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье.

Не меньшее значение для стабильности брака имеет и согласованность так называемых межличностных ролей - своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей.

Как и социальные, межличностные роли могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии.

Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть:

а) «узаконены» членами семейного союза,

б) одобряемы, поддерживаемы и дополняемы.

Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта:

1)аффективный (эмоциональная составляющая отношений);

2)когнитивный (степень их понимания);

3)поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведение).

Сущность вторичной адаптации - это чрезмерное привыкание супругов друг к другу, забвение супружеской любви и неповторимо-личного характера семейного объединения. Следует помнить, что вторичная негативная адаптация столь же опасна, как и первичная.

Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции. Интеграция - это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни. Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям».

Строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца (А.И. Захаров). Влияние отца на психическое развитие ребенка Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ...

Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца». 3. Роль отца в социализации детей «А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. ...

Статьи по теме: