Хронологические игры на уроках истории. «Урок по истории «Деловая игра по истории. « Покажи на деле, что ты русский»

Урок. Деловая игра.
Тема урока: История России с древнейших времен до XVI в.
Форма проведения: групповая
Цели и задачи:
повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVI века; повышение интереса к изучению предмета;
развитие познавательной активности обучающихся;
воспитание культуры общения; воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины, формирование чувства патриотизма, обогащение духовного мира школьников через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Место проведения: учебный класс
Оборудование: мультимедийное
Ход урока
Учитель:
Ребята! Сегодня наш урок пройдет в виде известной телепередачи “Своя игра”. Мы постараемся вспомнить некоторые важные даты, события истории России, которые изучали на уроках. Надеюсь, что работа будет интересной и продуктивной!
Я представляю вам своего помощника – ученика 9 класса, который будет производить подсчет баллов каждой команды.
Далее класс делится на три команды, команды придумывают для себя названия, учитель знакомит учащихся с правилами игры:
1. Ведущий – учитель истории, который в ходе урока кратко комментирует ответы учащихся.
2. Право первого хода разыгрывается по жребию. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку.
3. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном ответе со счета команды снимается соответствующее цене вопроса количество баллов, право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.
4. Если команда выбрала сектор “Кот в мешке”, то она определяет, какая команда будет отвечать на вопрос.
5. Если выпал “Аукцион”, то команды сами назначают стоимость вопроса в зависимости от имеющейся суммы баллов. Право ответить на вопрос получает команда, которая назначила самую большую стоимость вопроса (цифры капитаны по согласованию с командой записывают на листах бумаги и передают ведущему).
6. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
7. Победители получают именные сертификаты “Знаток истории” за подписью учителя истории.
Итак, начинаем игру.
Первый раунд “Русь Древняя”.
Раздел “Восточные славяне”
Вопрос 10: Как называлось народное собрание у восточных славян? Ответ: Вече
Вопрос 20: С каким занятием восточных славян связаны слова: перелог, жито, сошник? Ответ: Земледелие
Вопрос 30: О каком союзе племен идет речь в отрывке из “Повести временных лет”:“....жили в те времена сами по себе и управлялись своими родами...И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей...” Ответ: Поляне
Раздел “Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья”.
Вопрос 10 (Кот в мешке): В каком году образовалось единое Древнерусское государство? Ответ: 882 год
Вопрос 20: О каком князе идет речь в отрывке из летописи: “В лето 6477 сказал (он) матери своей и боярам своим: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы”. Ответ: Князь Святослав
Вопрос 30: О каком событии идет речь: “Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. И послали к нему послов, говоря: “Почему идешь опять? Ты ведь взял дань”. Ответ: о восстании в 945 году древлян против князя Игоря.
Раздел “Расцвет Древнерусского государства”
Вопрос 10: С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства? Ответ: Ярослав Мудрый
Вопрос 20: Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи: “Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре”. Ответ: в 988 году
Вопрос 30 (Вопрос-аукцион): Как в Древней Руси назывался разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами? Ответ: Закуп
Раздел “Культура Древней Руси”
Вопрос 10: В каком веке была создана “Повесть временных лет?” Ответ: XII век
Вопрос 20: Создание какого произведения древнерусской культуры связано с именем митрополита Илариона? Ответ: “Слово о Законе и Благодати”
Вопрос 30: Какое религиозное сооружение было построено в Киеве ещё при Владимире Святом и считается одним из первых каменных храмов на Руси?Ответ: Десятинная церковь
Второй раунд. Политическая раздробленность на Руси.
Раздел “Главные политические центры Руси”
Вопрос 10 (Кот в мешке): В каком году состоялся съезд князей в Любече, постановивший “каждый да держит отчину свою”? Ответ: 1097 год
Вопрос 20: С именем какого князя связано первое упоминание о Москве? Ответ: Юрий Долгорукий
Вопрос 30: При каком русском князе состоялся окончательный перенос столицы из Киева во Владимир? Ответ: Всеволод Большое гнездо
Раздел “Нашествие с востока”
Вопрос 10: Какой город первым подвергся разорению со стороны монголо-татар в 1237 году? Ответ: Рязань
Вопрос 20: Как называлась ханская грамота, которая давала русским князьям право на правление в своих княжествах? Ответ: ярлык
Вопрос 30: О каком городе говорится в отрывке из исторического документа: “...С тех пор татары называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов...” Ответ: Козельск
Раздел “Борьба с западными завоевателями”
Вопрос 10 (вопрос-аукцион): На каком озере произошло Ледовое побоище? Ответ: На Чудском
Вопрос 20: О каком князе идет речь в отрывке из летописи: “Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за всё великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру”? Ответ: Александр Невский
Вопрос 30: В каком году произошла битва, последовавшая за описанными в летописи событиями: “Придоша свеи (шведы) в силе велице и мурмане (норвежцы) и сумь и емь (финны) в кораблях множество много зело... с князем и пискупами (епископами)своими, и сташа в Неве в устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку, и Новгород, и всю область новгородскую”. Ответ: 1240
Раздел “Культура русских земель в XII-XIII веках”
Вопрос 10: Как называется произведение, повествующее о походе новгород-северского князя Игоря Святославича в половецкую степь? Ответ: “Слово о полку Игореве”
Вопрос 20: Эту церковь Андрей Боголюбский построил неподалеку от своих палат после кончины любимого сына. Её называют “Поэмой из камня”.Ответ: Храм Покрова на Нерли
Вопрос 30 (изображение представлено на презентации): В каком городе находится этот памятник архитектуры конца XII века? Ответ: Во Владимире
Третий раунд. Московская Русь.
Раздел “Куликовская битва”
Вопрос 10: Кто, согласно преданию, благословил на Куликовскую битву московского князя? Ответ: Сергий Радонежский
Вопрос 20: В каком году произошло событие, описываемое в отрывке из источника: “Уж не соколы и не кречеты и белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиным и лебединым. То ведь были не соколы и не кречеты, то обрушились русские князья на силу монгольскую. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские... на речке Непрядве” Ответ: 1380 год
Вопрос 30: Какое прозвание дал народ двоюродному брату Дмитрия Донского, серпуховскому князю Владимиру, в честь победы на Куликовом поле?Ответ: Храбрый
Раздел “Создание единого Русского государства”
Вопрос 10: В каком году произошло событие, вошедшее в историю под названием “Стояние на Угре”? Ответ: 1480
Вопрос 20: Какое название носило время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 года? Ответ: Юрьев день
Вопрос 30: О каком событии идет речь в отрывке из сочинения историка Н.М. Карамзина: “Января 15 рушилось древнее вече, которое до сего дня еще собиралось на двор Ярослава. Все знатнейшие граждане, бояре, жилые люди, купцы целовали крест в архиепископском доме, а дьяки и воинские чиновники Иоанновы взяли присягу с народа, с боярских слуг и жен в пяти концах”. Ответ: О присоединении Новгорода к Москве в 1478 году
Раздел “Иван IV Грозный”
Вопрос 10: Как называлось неофициальное правительство при Иване IV? Ответ: Избранная рада
Вопрос 20: О деятельности какого приказа идет речь?
“а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские. тайные и явные; и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя... А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали”. Ответ: Приказ тайных дел
Вопрос 30: Как называлась кампания, закончившаяся подписанием Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия? Ответ: Ливонская война
Раздел “Русская культура в XIV-XVI веках”
Вопрос 10: Этот храм был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Ответ: Храм Василия Блаженного (Покровский собор, Собор Покрова Пресвятой Богородицы).
Вопрос 20: Как называется сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы, составленный в XVI веке протопопом Сильвестром? Ответ: Домострой
Вопрос 30 (изображение демонстрируется на слайде 79): Назовите имя автора данной иконы. Ответ: Андрей Рублёв
Учитель: Итак, все раунды пройдены. Давайте подсчитаем баллы. Наибольшее количество баллов набрала команда “С названием”, все участники этой команды награждаются именными сертификатами “Знаток истории”.
Ребята! Я благодарю вас за сегодняшний урок и думаю, что победителями в сегодняшней игре можно считать всех вас – вы отлично справились с предложенными заданиями и доказали, что знаете историю нашей страны. Желаю вам дальнейших успехов в изучении истории!

Задачи:

Повышение интереса к дисциплинам общественно-гуманитарного цикла;

Расширение и углубление знаний и умений по дисциплине «История»;

Реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;

Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учащихся в нестандартных игровых ситуациях.

Цель:

Углубить знания об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии древних славян.

Форма: игра «Что? Где? Когда?»

Эпиграф:

«В нашем рождении участвовали камни гор и воды рек, травы степей и клики пролетающих когда-то птиц; нас согревает не одно лишь солнце нашей жизни, но и солнце, светившее предкам».

Валентин Распутин.

В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев постановил провести в 2012 году в Российской Федерации Год российской истории. Это связано с тем, что в 2012 году будут иметь место несколько важных исторических юбилеев. Одним из них станет празднование 1150-летия зарождения российской государственности.

В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков. Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории. Празднование этой даты несомненно будет иметь большое общественное значение, способствовать консолидации российского общества, воспитанию гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения.

С чего начинается Россия? От какого корня пошёл жизнестойкий росток?

Название родительского дерева – славяне. Первые письменные свидетельства о славянах относится к рубежу первого тысячелетия нашей эры. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские, сирийские источники. На основании этих сообщений историки определили территорию расселения славян. В далёкие времена они жили к востоку от германцев: от Эльбы до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Чёрного моря.

Учёные считают, что к VI веку происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства. Жизнь славян, как и многих древних народов, зависела от сил природы. Их воображение наполняло природу множеством дивных существ, создавало богов. Солнце, ветер, роза, лес – всё представлялось нашему предку одушевлённым. Славяне были язычниками. От первобытности они унаследовали веру в силу магических обрядов: новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае, встречали Масленицу блинами. Особые обряды сопровождали пахоту и сев, а затем начинались праздники урожая.

Во время проведения турнира вы познакомитесь с традициями и обычаями наших предков в культурной, хозяйственной и военной жизни.

НОВЕЛЛЫ-ЗАДАЧИ

«Жилище»

Византийские источники сообщают ценнейшие сведения о быте славян. Предки наши были стройными, русыми, румяными. По словам иноземцев, славяне отличались могучим телосложением, высоким ростом, большой силой и необыкновенной выносливостью: могли долго терпеть зной, холод и голод, пищей довольствовались самой простой.

Селиться славяне любили в лесах, у труднопроходимых рек, болот, озёр, на высоких местах, чтобы жильё не затопило во время весенних разливов.

Славяне ещё не умели строить надёжные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать. Устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.

Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.

Вопрос. Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки.

Ответ. Славяне устраивали в своих жилищах много выходов, чтобы легче было уйти при внезапном нападении. Многовековой опыт предков научил славян хранит запасы в тайниках, пользоваться только необходимым.

«Тактика»

В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжёлые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы. Панцирей славяне не носили, летом же, по словам византийца, они сражались в коротких штанах.

В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитали встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они широко пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, владели многими способами ведения боя днём и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки.

Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве, часто сами нападали нежданно-негаданно на неприятеля и одерживали верх даже над сильным врагом. Они умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз смазывали ядом.

Вопрос. Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраг.

Ответ. По замечанию византийского автора, славяне в целом не имели единого командования и не были способны сражаться правильным строем. Разумеется, славяне, жившие отдельными племенами, ещё не могли тогда создать сильную армию с единым военным командованием, подобную византийской. Этим и можно объяснить военную тактику славян.

«Костёр»

Каждое поселение славяне обносили высокой бревенчатой стеной, домов за ней было не видно. Избушки были невелики, до половины уходили в землю. Крыши настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности обмазывали их сырой глиной.

На самой высокой сосне в городище устраивалась сторожевая вышка. Поднимались на неё не по лестнице, а по шесту с перекладинами. С вышки далеко видно. Если бдительный страж замечал, что подбираются к селению недобрые пришельцы, тотчас же поднимал тревогу. На вышке зажигали костёр, оповещали соседей.

За короткий срок все ближние селения узнавали об опасности, и люди сходились вместе, чтобы отразить нападение врагов.

Вопросы. Почему на сторожевую вышку поднимались по шесту с перекладинами, а не по лестнице? Каким должен быть сигнальный костёр?

Ответ. Славяне использовали шест с перекладинами, так как его легко можно было поднять наверх и спрятать в ветвях сосны, дозодрый был как в крепости. Сигнальный костёр разжигали на вышке с тем условием, чтобы он был с густым дымом. Именно густой дым и был сигналом для соседей о надвигающейся опасности.

«Для защиты»

Оборудование: чёрный ящик, сырая шкура.

Проходили годы, десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжёлого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» - подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.

Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (т.е. чем они сами).

Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» - были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.

Вопрос. Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.

Ответ. Для защиты от огня славяне покрывали деревянные щиты шкурами.

«Переправа»

Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооружённую, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материал для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был заранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек, указывает автор.

Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов.

«Ладья»

Реквизит: что-то вроде деревянного корыта и горсть углей.

В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи. Долго ходили они по лесу. Деревьев в лесу много, да не всякое годится в дело: одно криво, другое гнило, третье суковато.

К вечеру набрели на вековой дуб. Измерили толщину ствола, получилось три обхвата с лишком. Острым топориком сделали на дубу три затёса: два вдоль ствола и один под ним – поперёк. Метка означала, что этот дуб будут рубить именно они, и никто другой.

Миновало лето, прошла осень. Первым делом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтёсывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча жёлтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубовая колода всё больше становилась похожа на лодку.

Потом наступил черёд выделывать ладью изнутри.

Вопрос. Покажите, как это делали славяне.

Ответ. Славяне разожгли костёр. Когда костёр разгорелся, они лопатой стали доставать из огня горячие угли и класть их на колоду сверху. Угли горели, ветерок их раздувал. От жарких углей дымилась колода. Угли прогорали, и в колоде оставалась выжженная ямка. Славяне клали в неё новые угли, и опять дымилась колода. Так мало-помалу выжигали ладью изнутри.

«Торговля»

Внимание на экран.

Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мёд, воск, льняное полотно, жёлтый камень – янтарь, оружие, щиты, украшения.

Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. С Волхова выплывали в Ильмень-озеро, Затем в Ловать-реку. Но Ловать вскоре поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл новгородский купеческий караван далее вниз по Днепру.

В устье Днепра, где река впадает в Чёрное море, новгородцы становились на стоянку, чтобы приготовиться для морского плавания. Они ставили большие паруса, привозили много хвороста. И выплывали ладьи в море.

Вопрос. Для чего новгородцам нужно было так много вязанок хвороста?

Ответ. После того как были поставлены паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, чтобы они устойчиво держались на воде.

«Крашение»

Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.

Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинаний придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне, одаривая друг друга крашеными яйцами, взаимно желали здоровья, целовались, веря, что этот обряд передаёт их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.

Вопрос. Предположите, почему яйца стали красить.

Ответ. Устраивая многодневные и многолюдные весенние праздники, кормления различных божеств и духов, славяне обычно обмазывали скорлупу яиц кровью, потому что кровь с давних времён считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем это перешло в обычай крашения яиц.

«Полководец»

Внимание на экран.

Полководцем великой славы был на Руси в X веке Святослав – сын князя Игоря и княгини Ольги. О его походах, победах и гибели знали и в ближних и дальних странах. Вся его жизнь, начиная с детства, прошла в борьбе с беспокойными соседями, угрожавшими восточным и юго-западным границам Древнерусского государства.

Византийский историк оставил достоверное описание Святослава в зрелом возрасте. После сражений на Дунае Святослав вёл переговоры об окончании войны с императором Византии Цимисхием: «Видом он был таков: среднего роста, не стишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородой и густыми длинными волосами на верхней губе. Голова у него была голая, но только на одной её стороне висел локон волос… шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висели золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посередине. Одежда на нём была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».

Вопрос. Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос.

Ответ. У Святослава голова была выбрита, а локон волос означал знатность рода.

«Одежда»

Переговоры Святослава и Цимисхия проходили у реки. Русский князь сидел на скамье ладьи, причалившей к берегу, а византиец прискакал на коне.

Император Цимисхий был в золочёных доспехах. Золочёная сбруя украшала коня. Блистала дорогими нарядами много численная свита. Удивило византийцев то, что Святослав не отличался от своих воинов одеждой, кроме чистоты.

Вопрос. Предположите, почему Святослав носил одежду, не отличающуюся от одежды воинов.

Ответ. Святослав не отличался от своих воинов одеждой не случайно. Кроме серьги с жемчугами и рубином, богатый князь не хотел обременять семя ничем таким, что могло бы помешать походной жизни.

Суровый и простой быт во все времена отличал многих знаменитых военачальников. Задолго до Святослава Александр Македонский делил со своими воинами все походные тяготы. Намного позже Святослава Александр Васильевич Суворов, даже будучи стариком, спал на охапке сена, покрываясь плащом, и не надевал тёплого мундира до тех пор, пока зимнюю одежду не получали его солдаты.

«С собой»

Реквизит. Веник, совок.

Редкий человек может похвалиться, что видел домового. Для этого нужно надеть на себя в пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезёт, то увидишь старичка – маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью, даже ладошки у него волосатые. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он принимает облик хозяина дома – просто вылитый. Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить её на место, как скоро понадобятся вещи человеку.

Если хозяева своего домового любят, если живут с ним в ладу, то нипочём не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом.

Вопрос. Покажите, как перевозили славяне с собой домового.

Ответ. При переезде в новый дом наши предки поступали так: поскребут под порогом, затем соберут мусор в совок и рассыпают его в новой избе, считая, что с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забыть принести ему на новоселье горшок каши и со всм возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить»!

«Чур, меня!»

Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога – громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Даждьбог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу жил лесной бог – леший, в воде – водяной бог, в руслах рек – русалки.

Славяне, как и другие родственные им народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды в старину говорили: «Чур, меня, защити»!

Вопрос. Предположите, что означали эти слова?

Ответ. Славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит, они заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, если они чтят память своих предков. Если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, наводят беду. Души предков называли часто «чурами» или «Щурами». Вот почему говорили в случае беды «Чур, меня защити»!

Блиц – вопросы

О ком идёт речь.

1.Славяне представляли его кузнецом и пахарем, статным, высокого роста, с чёрными волосами и длинной золотой бородой.

2. Его жена покровительствовала браку и семейному счастью, хотя её имя переводится как «мать наполненных корзин».

3. В отличие от своих близнецов в других странах его никогда не назначали старшим.

4. По преданию, его стрелы возвращались на Землю лишь через 7 лет.

5. Его деревянное изображение имело на серебряной голове золотые усы.

Скачать презентацию - Урок игра по истории России «Турнир эрудитов (из истории славян)».

Игры на уроках истории

Чтобы заинтересовать учеников и повысить эффективность обучения истории необходимо изменить традиционную форму изучения истории.

Образовательная цель игры: обобщить и закрепить полученные на уроках истории знания.

Воспитательная цель игры: через познание истории России прививать любовь к своей Родине.

Развивающая цель игры: прививать навык работы в команде, развивать реакцию и скорость при ответах на поставленные вопросы.

Оборудование : карточки с заданиями

Урок КВН по теме: Пётр I и его реформы.

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе на закрепление материала о деятельности Петра I.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (5 мин.)

Сообщение темы и целей урока.
Урок повторения в форме игры.
Инструктаж учителя. Разделить класс на 2 команды(придумать название, девиз, выбрать капитана).

II. Основная часть урока-игры (35 мин.)

1. Разминка. Работа с картой. Показать: Москву,Санкт-Петербург, Полтаву, Гангут, Нарву, Ригу.
2. Напиши правильно: империя, император,реформа, Сенат, коллегия, регент, Швеция,конфузия, капитан .
3. Дай определение: конфузия, регентство,аристократия, подушная подать, ассамблея,император .
4. Найти ошибки в тексте: Петр I начал править в8-летнем возрасте. В связи с малолетством Петра царями были провозглашены оба брата – Петр и Иван. Регентшей при них была их тетя – Софья. Петр был женат трижды. Первой женой была Евдокия Лопухина, второй – Мария Милославская, третьей –Екатерина I. Петр I вел войну с Финляндией, которая получили название – Северная. Она продолжалась 25лет – с 1700 по 1725 гг. В 1702 г. Петр основал город –Санкт-Петербург.
5. Реши задачу, применив знания исторических дат,произведите с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата важного исторического события. Назовите это событие. (Начало Северной войны + год битвы при Лесной): 2 + 5 = Х(Полтавская битва)
(Год Гангутского сражения + год битвы при Лесной): 2 – 8 =Х (основание Санкт-Петербурга)
6. Викторина «Кто больше?»

    Кто больше назовет сподвижников Петра I (Меншиков, Ромодановский, Лефорт , Головин, Возницын, Шеин, Шереметьев, Репнин).

    Кто больше назовет реформ Петра I (Центральное управление, указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Реформа городского управления. Церковная реформа).

    Кто больше назовет событий Северной войны (Нарвская конфузия, захват Нотебурга, основание Санкт-Петербург, битва при Лесной, полтавская битва, сражение при Гангуте, Прутский поход, Гренгамское сражение, Ништадтский мир).

7. Восстанови хронологию

    Азовские походы

    Полтавская битва

    Основание Санкт-Петербурга

    Учреждение Сената

    Окончание Северной войны

8. Конкурс капитанов

По тексту определить, о каком событии идет речь.

Когда оба войска, сильно утомившиеся,отдохнули в течение часа, Карл возобновил сражение. Но его задела не столько храбрость войск неприятеля, сколько неожиданная хитрость со стороны русских. Неприятель растянул фланги в форме полукруга и расставил свои пушки, большие и маленькие, многие из которых были переносными, не только в траншеях, но и на концах этих флангов.Итак, с помощью этих и других больших пушек,которых вместе было около 100, говорят, постоянно заряжаемых не ядрами, а многими кусками железа…и стрелявшими в шведов по 50 раз, они (московиты)уничтожили этими залпами всю гвардию короля Карла, которая была сердцем и душой всего шведского войска. Остальные, самые многочисленные, так храбро удерживали напор неприятеля, что, не борясь уже за честь, а за жизнь, сражались, когда у них выбили оружие,голыми руками. Но, наконец, и эти частично попали в руки победителю, отчасти были жестоко перебиты,часть же обратилась в бегство.
Король же, когда кровь текла у него из недавно раненой и сейчас вновь поврежденной ноги, со всех сторон окруженный неприятелем, чуть-чуть не попал в руки неприятеля… И не будь помощи самого Бога и некоторых из капитанов, стремительно врезавшихся в гущу неприятеля, его бы не вынесли из боя. (Полтавская битва)

По тексту определить пропущенное слово:

Придти на ________________ имеет право всякий…Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император… В комнате, где танцуют, должны быть приготовлены:стол с трубками, табаком и деревянными лучинками и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на _____________ не терпятся и не подаются… Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт,англез или польский по желанию… Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию,вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу… Собрания эти,начинающиеся около 5 часов, продолжаются не долее10, и тогда все должны разъезжаться по домам. (Ассамблея)

9. Проверка домашнего задания: мини-сочинение«Роль Петра 1 в истории»

III. Подведение итогов (3 мин.)

IV. Выставление оценок (2 мин.)

Команде – победителю – «5», проигравшим – «4».

V. Домашнего задания нет

Игра «Семь бед – один ответ»

Игра проводится в 6 классе после изучения«Истории средних веков». В игре участвуют 7учеников, жюри, помощники.Перед игрой проводится инструктаж.
Игра состоит из трёх уровней. На I уровне – 7игроков, на II уровень выходят 2 ученика, на IIIуровень – только 1 ученик. Всё зависит от быстроты ответа.
Помощники помогают в подсчёте ответов. Жюри оценивает ответы после каждого пройденного уровня. В конце игры подводятся итоги и поощряются победители.

I-й уровень

1. Определить слово и назвать его:

    Конь, оружие, всадник, турнир, война, доспехи, стадо. (Рыцарь )

    Башня, скала, мост, подземный ход, феодал, колодец, цепи. (Замок )

    Религия, арабы, Мухаммед, пророк, аллах, мусульмане, Коран. (Ислам )

    Высшая школа, студент, факультет, декан, ректор, богословие, сессия. (Университет )

    Хранилище, деньги, банкир, обмен, здание, риск, охрана. (Банк )

    Ученик, мастер, мастерская, шедевр, изделие, помощник, ремесло. (Подмастерье )

    Город, глава, магистрат, власть, деньги, судья, центр. (Мэр )

2. К одному слову подобрать семь слов.

    верблюд (корабль, пустыня, горб, животное, вода, товар, караван )

    турнир (замок, рыцарь , состязание, сила, ловкость, оружие, конь )

    ярмарка (продажа, товар, деньги, торговля, продукты, купцы, менялы )

    крестоносец (рыцарь, крест, поход, земля, христианство, Палестина, борьба )

    султан (турки, глава, ислам, визир, деньги, титул, араб)

    купец (товар, море, пираты, гильдия, пошлина, деньги, корабль )

    император (страна, империя, Англия, Франция, титул, корона, власть )

3. Назвать слово:мусульмане, мулла, арабы,молитва, храм, аллах, Коран… (мечеть ).
4. Назвать семь слов, характеризующие сказку«Тысяча и одна ночь».

II-й уровень

Выбрать правильный ответ.

    Карл Великий правил во Франкской империи или в Византийскойимперии?

    Авиценна Ибн Сина – это халиф или учёный ?

    В Константинополе был построен храм Святой Софии или храм святой Марии?

    Парламент возник в Англии или во Франции?

    Жакерия произошла в Англии или во Франции ?

    Что длилось дольше: гуситские войны или I крестовый поход?

    Барон – это сеньор или вассал рыцаря?

    630 год – это год распада Франкской империи или возникновения ислама ?

    1265 год – это год возникновения парламента в Англии или Генеральных штатов во Франции?

    1066 год – это год Жакерии или Норманнское завоевание Англии ?

    1389 год – это год восстания Уота Тайлера или битва на Косовом поле ?

    1445 год – это I крестовый поход или изобретение книгопечатания ?

    500 год – это год возникновения ислама или государства у франков ?

    843 год – это год раздела Франкской империи или образования Франкской империи?

III-й уровень

Определите слово:

Этот древний город находится на перекрестке сухопутных и морских путей, мост из Европы в Азию.В своей истории поменял названия трижды. Им владели греки, римляне, турки. (Константинополь,Стамбул )
Подсказки (Захвачен турками в 1453 году; там находился храм Святой Софии; сейчас начинается на букву «С»; во втором его имени – имя императора)

Викторина «Знаешь ли ты историю?»

Игра проводится в 10 – 11 классах. В 10 классе как итоговый урок в конце года, в 11 классе в начале года как повторительный урок. Участниками могут быть все ученики класса. Игра проводится в несколько этапов. Через 4 этапа – финал, в который выходят 2 ученика. Оставшийся победитель играет в суперигру.

I. КТО?

1. Кто первым на Руси принял христианство? (Княгиня Ольга )
2. Кто за жестокость был прозван Окаянным? (Святополк )
3. Кто написал «Поучение детям? (Владимир Мономах )
4. Кто был убит в полюдье? (Игорь )
5. Кто автор «Повести временных лет? (Нестор )
6. Кто возглавлял русские войска на Куликовом поле? (Дмитрий Донской )
7. Кто на Руси был прозван Калитой? (Иван )
8. Кто такие «гости»? (Купцы )
9. Кто такой князь? (Глава государства )
10. Кто совершил крещение Руси? (Владимир Святославич )
11. Кто считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий )

II. ЧТО?

1. Что произошло в 1223 году? (Битва на Калке )
2. Что такое вече? (Народное собрание )
3. Что решили на Любечском съезде князей? (Разделить земли на княжества )
4. Что такое вотчина? (Наследственное земельное владение )
5. Что такое «свинья»? (Ннемецкое построение войск )
6. Что произошло в 1240 году? (Невская битва )
7. Что такое дань? (Налог продуктами, деньгами )
8. Что такое ярлык? (Грамота на княжение )
9. Что произошло в 1480 году? (Стояние на Угре,окончание монгольского ига )
10. Что такое летопись? (Документ событий от лета до лета )
11. Что произошло в 945 году? (Убийство князя Игоря на полюдье )

III. ГДЕ?

1. Где княгиня Ольга побывала в 957 году? (В Константинополе )
2. Где был центр Киевской Руси в X веке? (В Киеве )
3. Где Батый основал Золотую Орду? (В Средней Азии, Поволжье )
4. Где расположен Киев? (На реке Днепр )
5. Где был убит Святослав? (На реке Дунай )
6. Где правил Иван Калита? (В Москве )
7. Где произошла битва в 1380 году? (На реке Дон )
8. Где зажигались сигнальные огни? (На крепостях, башнях )
9. Где правил Константин Мономах? (В Византии )
10. Где был убит князь Игорь? (На полюдье )
11. Где произошла битва в 1377 году? (На реке Пьяне )

IV. КАК?

1. Как звали византийскую принцессу, жену Владимира Святого? (Анна )
2. Как называлась столица Хазарского каганата? (Итиль )
3. Как называлось государство со столицей в городе Биляр (Булгар)? (Волжская Болгария )
4. Как на Руси назывались дворовые: жена, дети? (Челядь )
5. Как монголо-татары собирали дань? (Провели перепись населения )
6. Как звали сестру Щека и Хорива? (Лыбедь )
7. Как звали основателя города Киева? (Кий )
8. Как называется торговый путь, проходивший с севера на юг по Киевской Руси? (Из варяг в греки )
9. Как по легенде начинается Куликовская битва? (С поединка Пересвета с Челубеем )
10. Как называется столица Золотой Орды? (Сарай-Бату )
11. Как называется столица Византии? (Константинополь )

ФИНАЛ.

1. На чем писали в Новгороде? (На бересте)
2. что такое бортничество? (Сбор меда диких пчел)
3. Кто такие вои? (Воины на Руси)
4. Кто такие баскаки? (Монголо-татарские сборщики дани)
5. Когда правил Дмитрий Донской? (В1359–1389 гг)
6. Где состоялась битва в 1378 г.? (На реке Воже)

СУПЕРИГРА.

1. Что на Руси играло роль денег? (Мех, шкурки пушных зверей)
2. Что такое тьма? (10 тысяч)
3. Что произошло в 988 году? (Крещение Руси)
4. Кто был отцом Андрея Боголюбского? (Юрий Долгорукий)
5. Первым правителем какого государства был Улу-Мухаммед? (Казанского ханства)
6. Что такое поместье? (Земля за службу)

Игра «Колесо истории»

Игра проводится на историческом вечере на«неделе истории» среди 8–11-х классов. Также игру можно проводить в начале или конце года для проверки усвоения знаний. Игрой руководит учитель или подготовленный ученик. Перед игрой выбирается жюри, которое оценивает знания игроков. Кроме участников за игрой наблюдают и принимают участие зрители – все желающие.Участники: по одному из каждого класса, остальные– группа поддержки.

I ТУР

Неотосланные депеши

(Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?)

1. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно.Голодно». (Наполеон, 1812 г .)
2. «Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?» (Декабристы,1825 г. )
3. «Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом». (А.Невский, 1240 г.)
4. «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». (Пётр I, 27 июня 1709 г. )
5. «Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия – черноморская держава». (А.В.Суворов,1790 г., Измаил )
6. «С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию». (М.И.Кутузов, 1812 г. )
7. «Прошли Астрахань. Идём к Кагальнику». (С.Разин,1669 г. )
8. «Всё ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал». (Отмена креп. права, 1861 г. )

Игра со зрителями

1. «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или нищий, - да будет мне враг!» (Владимир,крещение Руси )
2. «Иду на вы!». (Святослав )
3. «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». (А.Невский, Ледовое побоище )

II ТУР

Что? Где? Когда?

1. Какое отношение имеет свинья к войне? (Боевой порядок построения войск )
2. Где в I в. была изобретена бумага? (В Китае )
3. Где было положено начало Олимпийским играм? (В Греции )
4. Когда Константинополь был завоёван турками? (В1453 г. )
5. Какая династия была установлена в 1613 г.? (Романовых )
6. Где впервые изготовили сахар? (В Индии )
7. О ком писал А.С.Пушкин:

«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник»? (О Петре I )

8. Что произошло в 1380 г.? (Куликовская битва )

Игра со зрителями

1) Чьё имя вспоминается при чтении этих строк:

«Ушатом на себя холодную лил воду
И пламень храбрости вселял в сердца народу»? (А.В.Суворов )

2) Фамилию какого полководца времён Отечественной войны 1812 г. солдаты и даже офицеры переделали в «болтай да и только»? (Барклай-де-Толли )
3) Что обозначало в Киевской Руси слово «задница»? (наследство князя, нажитое добро )
4) Что такое завалинка? (земляная насыпь для утепления пола )

III ТУР

Знаешь ли ты их имена?

1. Гладиатор, сумевший поднять рабов на восстание. (Спартак )
2. Кому из учёных приписывают слова: «А всё-таки она вертится!» (Галилею )
3. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана? (Жанны д Арк )
4. Кому принадлежат слова: «Приходи, брате, ко мне в Москов»? (Ю. Долгорукому )
5. Назовите первого фельдмаршала России. (А.В.Суворов )
6. О ком говорил А.С.Пушкин: «Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом»? (О М.В.Ломоносове )
7. Кто является первым русским царём? (Иван Грозный )
8. Какой царь был прозван Освободителем? (АлександрII )

Игра со зрителями

1) При каком князе состоялась Куликовская битва? (Д. Донском )
2) Кто начал покорение Сибирского ханства? (Ермак )
3) Кто крестил Русь? (Князь Владимир )
4) Кто стал первым императором России? (Пётр I )

IV ТУР

Что означают слова?

1. Сбор в пользу государства (налог )
2. Религия арабов (ислам )
3. Основной закон страны (конституция )
4. Глава республики (президент )
5. Здание, где совершаются религиозные обряды (храм )
6. Предприятие с разделением труда и ручным трудом (мануфактура )
7. Народное собрание (вече )
8. Совет бояр при царе (Боярская дума )

V ТУР

Искусствовед

1. Назовите первое «чудо света» (Пирамиды в Египте )
2. Где находится самая большая стена? (В Китае )
3. Назовите знаменитую икону и её автора («Троица»Рублёва )
4. Какой город назывался Царьградом? (Константинополь )
5. По примеру какого города был построен в Киеве Софийский собор? (Константинополь )
6. Грамоты из какого материала были найдены в Новгороде? (Из бересты )
7. Назовите самую древнюю летопись и её автора? («Повесть временных лет» Нестора )
8. Чем знамениты Кижи? (Деревянными церквами )

Игра со зрителями

1) Скажите второе название Покровского собора (Храм Василия Блаженного )
2) Какие два царя не управляли страной? (Пушка и колокол )
3) Откуда пришло название «деньги» (От монгол –таньга )
4) В честь какого события был построен Храм Христа Спасителя? (Победы в Отечественной войне 1812 г. )

VI ТУР

Исторический зоосад

Назвать животных, птиц, «вошедших в историю», и связанные с ними события.
Волчица – кормилица Рема и Ромула;
Гуси – Рим спасли от нападения галлов;
Слон – участник похода Ганнибала в 218 г. до н.э.;
Коза – её молоком был вскормлен Зевс;
Лошадь – в кавалерии, коннице, колесницах;
Корова – священное животное в Индии;
Крокодил; кошка; птица ибис; змея; ....

Жюри подводит итоги и объявляет результат.

Речь идет о введении военных поселений. Отмена крепостного права. Культура. Берлинский конгресс. Социалисты. Устав о воинской повинности. Александр Сергеевич Пушкин. Сергиев Посад. Исторический анекдот. Напоминание о временах крепостничества. Бородинская битва. Своя игра. Личности. История появления крылатого выражения. Отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Восстание декабристов. Сельское хозяйство.

«Урок-игра по истории» - Кальвинизм. Какая династия воцарилась в Испании после войны за испанское наследство? Ост-Индская компания. Перечислите выдающихся философов-мыслителей эпохи Просвещенья. Назовите предприятие, основанное на ручном труде и принципе разделения труда. Мартин Лютер Кинг. Назовите даты войны за независимость в США? Тори и виги. Какие территории были захвачены Францией в период Тридцатилетней войны? Монополия.

«Кроссворды по истории» - Религия и культура. Основатель гуннского государства. История древнего Казахстана. Орудие, позволившее охотится на мелких животных. Столица кагюев. Стоянка эпохи неолита. Остроконечные шапки. Промысел. Казахстан в эпоху раннего железа. Сарматы. Искусственный канал. Кусок металла. Древнегреческий историк. Памятники андроновской культуры. Метод добычи руд. Культурные достижения кочевников Казахстана.

«Вопросы викторины по истории» - «Пусть ярость благородная …». Кокарду носят на головном уборе, на рукаве или на погонах. Тула. «Солдат вернется, ты только жди …». Каре. Взвод-рота-батальон. Корабль. «До тебя мне дойти не легко …». Арбалет. Курская битва. Танки «Тигр» и «Пантера». Где произошло крупнейшее танковое сражение. «Про того, которого любила …». Бердыш. О какой битве идет речь. Яковлев – это конструктор. 9 мая. Бородинская битва.

«Игры-викторины по истории» - Екатерина II. Телефон. Добро пожаловать. Российский военачальник. Юнкер в Германии. Берлинская стена. Секция «Историческая». Отто фон Бисмарк. Генеральный секретарь. Династия Романовых. Александра Федоровна, жена Николая II. Литература о войне 1812 года. Берлинская стена была возведена по решению властей ГДР. Популярный канцлер Германии. Религия новой эпохи. Судьба послевоенной Германии. Искусство Германии.

«Игра по истории» - Основной закон нашего государства? Баллы. Жереби. В каком году выпустили национальную валюту - тенге? Приветствие. Знаменательные даты истории. Когда празднуется День Независимости РК? 1-2 декабря 2010 г. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Б?бек». Конституция. С каким астрономическим явлением связано празднование Наурыза? 4 июня 1992 г. 16 декабря. Веяние музыки.

Урок – игра «Звездный час». Тема: «Великие географические открытия»

Богданова Ирина Дмитриевна, учитель истории и обществознания Новомихайловской средней школы, Мамлютский район Северо-Казахстанская область

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по истории средних веков. Этот урок можно проводить как урок обобщения и закрепления знаний, если выделяется несколько часов на эту тему. Можно проводить как урок изучения нового материала с опережающим заданием. Материал урока можно использовать во внеклассной работе по истории.

Тема:«Великие географические открытия»

Цель урока: воспитание чувства коллективизма и дружбы у учащихся.

Задачи:
1. Образовательная: закрепить знания, полученные на уроках, выяснить, как был усвоен учебный материал учащимися и если есть пробелы, наметить пути их устранения.
2. Развивающая: формировать умения применять знания в новых обстоятельствах.
3. Воспитательная: воспитание уважения к культуре и обычаям других народов.

Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование урока:
1. Выставка книг по теме «Великие географические открытия».
2. Картины по теме «Великие географические открытия».
3. Портреты путешественников.
4. Табло (варианты ответов).
5. Таблички с цифрами.
6. Звезды.
7. Призы.

Участники:
1. Семь учащихся являются участниками игры.
2. Семь участников – помощники (роль родителей).
3. Жюри.

Ход урока:
Вводное слово учителя.
Ребята, сегодня наш урок обобщения пройдет в необычной для вас форме. Вы будите участниками игры «Звездный час». Отвечая на вопрос, вы должны поднять табличку с правильным ответом. За правильный ответ, вам будет вручаться звезда. В конце каждого тура выбывает участник, набравший наименьшее количество звезд. Победитель получит право обратиться с речью к одноклассникам. Итак, отправляемся в увлекательное путешествие.

Первый тур.

Первое задание.
1 Майя 2 бушмены 3 инки 4 ацтеки 5 Мали 6 Сонгаи
1 вопрос. У какого народа во главе каждого города – государства стоял «великий человек» - правитель передававший власть по наследству?
2 вопрос. Какой из перечисленных народов основал посреди большого озера город Теночтитлан?
3 вопрос. Кровные родственники правителя называли себя «сынами Солнца». (Солнце было главным божеством народа). О каком народе идет речь?
4 вопрос. Какой из этих народов жил в тропических лесах Африки?
5 вопрос. В историческом произведении шестнадцатого века сказано: индейцы построили широкую и ровную дорогу, укрепленную каменными барьерами, а через реки и ущелья, перекинутые из веревок мосты. Сообщения с мест передавали специальные гонцы бегуны, дежурившие парами по дороге. Кто этот народ?
6 вопрос. О поездке одного из правителей в Мекку на поклонение «святым местам» стало известно во всем мусульманском мире. В пути его сопровождали восемь тысяч воинов, а на верблюдах везли около ста вьюков с золотом.
7 вопрос. У этого народа был самый точный календарь. Впервые в мире, даже раньше индийцев они ввели нуль.
Второе задание.
1. Водяной двигатель 2 Домна 3 Огнестрельное оружие 4 Компас
5 Каравелла 6 Астролябия
1 вопрос. Каменные стены крепостей потеряли свою неприступность в результате какого изобретения?
2 вопрос. С помощью какого изобретения моряки могли определять стороны света?
3 вопрос. С помощью этого изобретения можно было отправляться в далекие морские путешествия при любом ветре.
4 вопрос. Увеличение выплавки металла стало возможно после, какого изобретения?
5 вопрос. Переворот в военном деле, падение роли рыцарской конницы – это последствия какого изобретения?
Третье задание.
1. 1498 г. 2. 1445 г. 3. 1492 г. 4. 1519-1522 гг. 5. 1453 г.
1 вопрос. В каком году было совершено первое кругосветное путешествия?
2 вопрос. В каком году была открыта Америка?
3 вопрос. В каком году был открыт морской путь в Индию?
Подсчитываются звезды. Во второй тур выходят четыре участника набравшие наибольшее количество звезд.

Второй тур. Труба «Грамотейка».

Участникам дается десять букв. Они должны составить слово. Участвуют также и зрители. Приз зрителям за самое длинное слово. Участник, у кого больше букв в слове может открыть один из трех ящиков. Если желает, то отдает звезду и открывает еще один и так далее.
Три ящика: 1 Аплодисменты 2 Пятерка 3 Конфеты
Выбывает участник, у которого меньше звезд. В следующий тур проходят три участника.

Третий тур.

1 Б. Диаш 2 Васко да Гама 3 Х. Колумб 4 А. Веспуччи
5 Ф. Магеллан 6 Кортес
1 вопрос. Кем из мореплавателей были открыты острова Куба и Гаити?
2 вопрос. Кто стоял во главе экспедиции, которая обогнула южную оконечность Африки «далеко выступавший мыс, был назван мысом Доброй Надежды – надежды на то, что в скорее будет открыт путь в Индию»?
3 вопрос. Этот человек первым совершил кругосветное путешествие. Дал название Тихому океану, его именем назван пролив.
4 вопрос. В 1497 году король Мануил португальский, послал четыре корабля для открытия и нахождения пряностей. «…в пятницу 17 мая 1498 года мы увидели землю, а затем подошли к городу Калькутта. И покупали наши моряки за бесценок: и гвоздику, и корицу, и украшения. Командиром сих кораблей был…?»
5 вопрос. Именем, какого путешественника и мореплавателя был назван открытый материк?
6 вопрос. Сейчас я зачитаю вам отрывок из стихотворения Г. Гейне.
«Хоть носил он гордо лавры
И хоть золотом блистали
На его ботфортах шпоры
Не герой он был, не рыцарь
Был он атаманом банды,
Наглым кулаком своим
Сам вписал в анналы славы
Имя мерзостное …?»
Подводятся итоги третьего тура. Остается два участника.

Четвертый тур. Финал.

Дается слово «Магеллан». Победителем становится тот, кто из него составит больше слов.
Победитель награждается книгой. Наступает его «Звездный час». Он обращается с речью к одноклассникам.

Итог урока: Вопрос к классу.
Какие последствия имели великие географические открытия? Учащиеся должны назвать шесть главных последствий. Выставляются оценки за урок.

Статьи по теме: