Max payne 2 обзор от игромании. Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. Старые недостатки новой игры

Что такое «фильм в жанре noir»? Скорее всего, это история про детектива, который весь фильм, почему-то именно ночью, причем дождливой, расследует какое-то запутанное дело, где замешаны деньги, зависть, предательство, любовь, ревность, смерть, ненависть и желание во всём этом не участвовать. Получилось ли у Remedy воссоздать пресловутый noir во второй части своего культового боевика?

Max Payne 2: The Fall of Max Payne .

*НИЧЕГО* смешного!
Вот когда продам всю коллекцию, стану миллионером, посмотрим, что ты тогда скажешь!


В последний раз мы оставили нашего героя наедине с его мыслями на заднем сиденье полицейского авто, которое мчало в направлении отделения полиции. Зло было наказано, но, как это часто случается, свято место пусто не бывает. Отчасти вопреки здравому смыслу, место нового главного злодея занял уж совсем неожиданный персонаж. Мотивация отдельных его поступков лично у меня вызывает серьезные сомнения. Зачем он сделал то, почему убил того? Ответов нет. Они есть у мертвых, но последние не торопятся раскрывать свои секреты. Пуля в голове совершает свое торжественно-медленное путешествие к развязке: объяснение имеется, но я так и не понял, как человек может выжить после прямого попадания в голову. Один случай можно посчитать за удачу, второй - ?.. Пейн, вновь встретивший свою старую знакомую Мону, должно быть, строит планы на счастливое будущее. Жена была мертва, всё было хорошо... его слова, кстати. Вырванные из контекста. Почему не бросить всё, не схватить любимую девку за руку, взвалить на плечо да уехать в Канаду - доживать до старости и пенсии счастливую семейную жизнь - непонятно. И хэппи-энда не будет. Только за одним ма-а-аленьким исключением. Фанаты Макса Пейна наверняка обеспечат детективу счастливую развязку, но что-то я сомневаюсь, что сценаристы Max Payne 3 (*если* и *когда* он будет) примут в расчет события, свидетелями которых стали люди, прошедшие игру аж три раза на трех разных уровнях сложности. Удовольствие, надо сказать, сомнительное: посмотреть альтернативную нарезку можно и в сети, но проходить абсолютно линейную игру, в которой полет гранаты из точки А в точку Б предопределен задолго до запуска самой игры, - удовольствие не для слабонервных.

С любовью разобрались, остальные моменты также на месте. Ненависти - непонятной, необъяснимой и бессмысленной - агромадные объемы. Отчасти лучи ненависти посылаются в адрес дизайнеров: при всём великолепии игры (с отдельными оговорками), они откровенно схалтурили в нескольких местах. Декорации до боли знакомы. Я не против возвращения в уже пройденные локации или места, виденные в оригинале. Но сколько раз надо вставить в игру одну и ту же карту, чтобы у разработчиков появилась совесть? Они сдались после третьего раза. Плюс две пробежки по ресторану нашего старого знакомого - русского мафиози в прошлом, а теперь, вроде бы, приличного нью-йоркского ресторатора. Так уж и приличного? Оружие он, на всякий случай, при себе держит. Вдруг еще кто-то из старых знакомых объявится...

Возможные придирки к сюжету и мотивации главного героя – чистая формальность. Пожалуй, только за это и можно снизить финальную оценку игре. А можно и не снижать. До боли знакомые, отточенные прыжки вправо-влево-назад-вперед, которыми игра перенасыщена, кажется, быстро надоедят. Пройдет год, вы снова запустите МР или МР2 и вновь начнете прыгать перед открытой дверью - вот она, магия Remedy. И ведь ладно если б только прыжки. Являясь сюжетно-ориентированным экшеном, Макс Пейн тотальнейшим образом заскриптован. То есть вообще везде. Любое мало-мальски значительное телодвижение – и вы «задели» ниточку очередного скрипта.


Девка - огонь!


Проходя игру в четвертый или пятый раз, вы без проблем сможете раскидать гранаты, а затем идти «дергать» скрипт. Как раз ко времени подхода супостатов гранаты сдетонируют. Скучно? Как сказать. Вам нравится пересматривать любимые фильмы по второму, третьему разу? МР - из той же серии. В первый раз игра должна понравиться абсолютно всем, после второго прохождения у отдельных товарищей зародятся сомнения в чистоплотности разработчиков, а в следующий раз вы уже без скриптов сможете предугадать, откуда выбежит злодей на этот раз. Чтобы не было скучно, разработчики решили предоставить нам уникальный шанс поуправлять стройной брюнеткой, мечтой поэта – Моной Сакс. Симпатичная киллерша на протяжении нескольких этапов будет полностью под нашим контролем. Нам предстоит от лица Моны прикрывать спину Макса, прыгать по этажам недостроенного здания и… верно, прыгать вправо-влево-назад-вперед. Вряд ли ход под названием «копируем главного героя и меняем ему пол – получаем второго играбельного главного героя» можно назвать оригинальным, но в полку героинь боевиков от третьего лица прибыло. И прибавление, надо сказать, приятное. Стройная дама несколько забавно смотрится с огромным автоматом в руках, но боевикам, поверьте, в этом месте вовсе не до шуток. Теперь уже две пули движутся почти синхронно к мозгам героев. Дойдут ли?

Дизайн уровней, как и прежде, – высочайшего класса (за вычетом уровней-дублей, само собой). Не самый мощный движок умудряется показывать не только высокодетализированную картинку местности, но и просчитывать различные красивейшие спецэффекты, вроде привычной стрельбы или теней, отбрасываемых бомжом, греющим руки у костра. Макса, кстати, не узнать. Протрите монитор шелковой тряпочкой и спросите «Макс, ты?». Нет, не он. Лукавому прищуру на, в принципе, довольно простом лице, пришел на смену устремленный в бесконечность взгляд на типичной физиономии американского актера низкого уровня исполнительского мастерства. Действительно интересный типаж из первой части игры заменили обыкновенной американской рожей. Зачем? Спросите это у человека, отказавшегося предоставить свою внешность Максу в этот раз. Слава богу, что стволы со времен первой части особо не изменились. Если вы любите Макса не за сюжет, а за количество оружия и число врагов, на которых можно это оружие опробовать, то Макс Пейн 2 вам, безусловно, придется по душе. До разработчиков дошло, что один «орел» - хорошо, а два - лучше, поэтому стрелять по-македонски теперь можно с достаточно весомыми аргументами в руках. Присутствие АК - логично, где ж ты раньше-то был? Ну и страйкер - прощай, панкор...

Музыка, естественно, не уступает оригиналу: как вы помните, в первой части игры про музыку особо не упоминалось, нет смысла этого делать и здесь. Играет, и бог с ней: выключать колонки не надо – вот и хватит, а нам (мне) большего и не надо. Стильно. Чертовски стильно. Музыка, мельчайшие детали интерьеров - всё это удалось разработчикам на все 100. Неуловимые мелочи придают истории красок, и стильный черно-белый фильм становится еще более черным, белым и стильным. Нам не дают возможности спокойно прогуляться по городу, но отчего-то в его существование веришь. Веришь, несмотря ни на что. Единственный раз, когда я не поверил разработчикам, не способен пошатнуть мое отношение к игре. Досадная мелочь - загляните в уборную Моны, ничего не замечаете?


За время первого и второго Max Payne"а этот клуб мне стал почти родным домом.
Равно как и жилище Моны.


Первый Макс был оригинален, за это мы его и любим. За что любить второй? За сюжет? Великолепная графика, отточенный игровой процесс и отличнейшие уровни. Разработчики посчитали, что этого для сиквела достаточно. Может быть, и достаточно. Не сломав то, что и так исправно работало, Remedy выдала потрясающий проект. Вряд ли он получился настолько же шокирующим, как оригинал: всё-таки, сходство не ограничивается формальными совпадениями - даже ход развития сюжета полностью совпадает с оригиналом, но то, что второй Макс получился игрой в высшей степени достойной, - очевидно. Готов взять обратно слова про движок: вновь проходя эту культовую дилогию, мне сейчас как никогда очевидно, что Макс Пейн вряд ли устареет в обозримом будущем.

A film noir love story

Сюжет всегда был одной из главных составляющих всех историй жанра noir. Max Payne не входит в число исключений. В The Fall of Max Payne сюжет писал всё тот же Сэм Лэйк (Sam Lake), поэтому общая стилистика игры осталась на высоком уровне. После битвы на вершине небоскрёба Макса сделали народным героем. Все его убийства были замяты, ему вернули доброе имя и восстановили в полиции. Но нашему детективу не суждено было обрести долгожданный покой и насладиться жизнью обывателя. Макса снова подставили, неправомерно обвинили, предали, вновь толкнув на путь убийств...
Вы скажете, что всё это уже было? Возможно, но есть в сюжете одна изюминка, которая лёгким движением руки превращает клише в новации: у мистера Пэйна появилась самая настоящая дама сердца. Разумеется, серийная убийца. Разумеется, их пути не раз до этого пересекались. Разумеется, случайные встречи впоследствии эволюционируют в страстные чувства и драматический, вполне голливудский финал. Гражданку зовут Мона Сакс (Mona Sax) и по ходу игры она не раз будет вас выручать, а уж без её лица не обойдётся ни одна заставка. Говоря о заставках отмечу, что большинство из них всё так же сделано в виде динамичных комиксов, которые лишь изредка перемежаются короткими сценами на движке. Присмотревшись к лицу Макса мы замечаем, что лицо его изменилось, став более... мрачным, если угодно. Взрослеет наш герой.
Игра состоит из трёх глав (как, впрочем, и первая часть), на каждую из которых приходится один-два эпизода, в которых Макса терзают кошмары и галлюцинации. Всё выполнено очень стильно: расплывающаяся и дрожащая картинка, голоса где-то вдали... глядя на такое, я окончательно уверился, что нюхать клей – это плохо.

Attack of the clones!

При ближайшем рассмотрении оказывается, что игровой процесс в первой и второй частях игры похожи друг на друга, аки сиамские братья-близнецы. Ребята из Remedy решили, что лучше не портить и без того удачный проект, а пойти по пути наименьшего сопротивления: сделать вторую часть максимально похожей на первую, местами добавляя что-нибудь новое. Тем самым они сделали игру больше похожей на аддон, чем на полноценный сиквел.
Схема успеха в игре всё так же проста: зажимаем правую кнопку мыши, время замедляется, Макс эффектным прыжком влетает в комнату, на лету разворачивается, успевая попутно выпустить энную массу свинца всем попавшим под горячую руку, падает на землю, встаёт, собирает трофеи, подходит к следующей двери, зажимается правая кнопка мыши...
Разумеется, сейчас, когда на дворе 2003-й год, а феноменальная по части трюков и драк Enter the Matrix вышла ещё в мае, крайне неразумным шагом со стороны Remedy было бы оставить в игре всё как есть. Ведь согласитесь, несолидно на фоне игр, в которых можно бегать по стенкам и вырубать противника приёмами караты и дзюдо, выпускать поделку, в которой только и можно, что стукнуть врага прикладом по носу. Поэтому финским разработчикам пришлось искать другие пути повысить зрелищность игрового процесса. И они их нашли.
Недолго мучаясь, Remedy закупила для Max Payne 2 физический движок, с незатейливым названием Havoc.com . Отныне множество предметов игрового интерьера можно пнуть, опрокинуть, отбросить в сторону, или сбить метким выстрелом из пистолета. К сожалению, разнести в клочья нам не позволят даже тривиальную пластиковую бутылку, однако процесс перестрелки не теряет от этого своей масштабности. В особо тесно обставленных помещениях при большом скоплении врагов различные предметы интерьера просто летают по комнате, а уж если бросить гранату... То же правило распространяется и на трупы противников. В своём предсмертном танце бедняги показывают такие акробатические этюды, что становится смешно и жалко их одновременно. По качеству физики MP2, конечно, не переплюнуть таких монстров, как Hitman и Unreal Tournament 2003, но процесс отстрела недругов это разнообразит очень сильно, ещё более приближая игру к разряду "киношных".
Однако, физика игры иногда проявляет вопиющую халатность в отношении законов Ньютона. То бочка, лежащая на боку, отказывается съезжать по наклонной поверхности, то на доску вдруг перестаёт действовать сила притяжения. Обидно.
Солидным нововведением (по сравнению с остальными) может считаться то, что нам дадут поиграть и за мисс Сакс. Нововведение из разряда декоративных, ибо ничем, кроме модели Мона от Макса не отличается.
А вот миссии стали пооригинальнее. Например, вам может быть предложено прикрывать Макса из снайперской винтовки, или защищать мафиозного босса, облачённого в костюм мультипликационного героя. Очень прибавляет адреналина в крови. Честно.
Искусственный интеллект стал... интеллектуальнее! Компьютерный противник научился прикрывать напарников, бросать гранаты в комнату, где находится Макс, и прятаться за грудой коробок. Увы, вызывать подмогу и патрулировать местность AI может лишь по воле скриптов, но не всё сразу, господа. Всё же, прогресс по сравнению с первой частью налицо.

We need guns...

Действительно, need. Оружия, одной из самых больших составляющих всех action"ов, в игре стало ощутимо меньше. Куда-то исчезли "народные средства" (бейсбольная бита и обломок трубы – как они веселили в первой части...), вместо этого появился пресловутый приклад. Гранатомёт у нас тоже отняли – видимо посчитали, что слишком уж он мощный. Вроде пустяк, но иногда так бывает скучно, когда расстреливаешь врага, вместо того, чтобы просто съездить ему по физиономии чем-нибудь тяжёлым. Крайне антигуманный поступок... по отношению к игрокам.
Зато теперь есть возможность кидать гранаты, не убирая оружия. Спорная инновация. С одной стороны, не нужно тратить лишнего времени, с другой – когда забываешь переключиться между ударом и гранатой, вместо того, чтобы разбить зеркало Макс выбирает весьма оригинальный способ самоубийства. Да и кидать гранаты во время прыжка в режиме bullet-time нам никто не разрешит, а жаль. Было бы эффектно.
Движок игры не изменился с 2001-го года. Впрочем, он и сейчас неплохо смотрится. Графика оставляет приятные впечатления. Художники не дремали, так что движок теперь сверкает новыми детализированными текстурами, новыми моделями и анимацией. Эффекты пусть и вгоняют в ступор, но выглядят вполне даже презентабельно. Прибавьте к этому упомянутый физический движок и вы получите вполне достойное сочетание. Плюс, не стоит забывать, что у игры очень гибкие графические настройки и добиться хорошей производительности даже на слабых компьютерах не составит труда даже ребёнку.
Об озвукче диалогов и музыке хочется рассказать отдельно. Первое выполнено действительно профессиональными актёрами, голоса звучат именно так, как должны: Макс всё так же мрачно и с хрипотцой разводит свои монологи на философские темы, Мона говорит подчёркнуто женственно и одновременно очень уверенно (как и полагается киллерше) проститутка в подъезде завлекает различными... г-хм... репликами, а грязный бомж сипит и кашляет с похмелья.
Max Payne наконец-то обзавёлся собственной вокальной композицией, называемой Late Goodbye. Авторами этой нетленки являются ребята из группы Poets of the Fall. Звучит мелодия красиво и отлично вписывается в общий антураж игры. Браво!

And we keep driving through the night...

Ну вот... хотел написать стильную статью про хорошую игру, а всё опять свелось к банальной игре "найди десять отличий". Тем не менее, в этой статье я перечислил наиболее глобальные изменения в игровом процессе – остальные носят, по большей части, косметический характер. Ну неужели вам интересно, что болеутоляющее теперь стало ярко-красного цвета, вместо бледно-красного, или что с первой части лицо Макса стало шире (издержки новой модели)? Важно другое: мы получили продолжение одного из самых потрясающих хитов за всю историю игростроения и чуть ли не единственную игру в жанре noir. Ещё вопросы?

Я стоял посреди полуразрушенного дома, посреди горы трупов моих врагов и союзников, друзей... Голоса полицейских доносились откуда-то издали:
- Боже мой, они все мертвы!
Мне было всё равно.
- Детектив Пэйн?
Мой разум находился далеко отсюда.
- Нам нужен здесь медик! Срочно!
Перед моими глазами опять вставали неясные силуэты моих убитых жены и дочери. Но я неожиданно понял, что смогу пережить это...

P.S. Игра заканчивается словами: " The Max Payne"s journey through the night will continue"
Ждём третью часть ещё через два года!

Графика: 9
Звук и Музыка: 10
Управление/Интерфейс: 8
Новизна: 7
Оправданность ожиданий: 9

Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать

Нестандартно само по себе уже название игры. Люди, знающие английский язык, знают, что фамилия героя созвучно с другим словом - “Pain”, то есть «боль». Но и на этом занимательность не заканчивается. Вторая часть заголовка в принципе не поддаётся единому переводу, поскольку “Fall” обозначает не только «падение», но ещё в американском английском «осень». К чему этот долгий экскурс? А к тому, что он имеет непосредственное отношение к игре.

Макс Пейн (который прошёл основательный ребрендинг), детектив из Нью-Йорка, потерявший смысл жизни после гибели семьи нашёл-таки отдушину в работе. Его восстановили в должности, но… как известно обстоятельства всегда идут против Макса. Ко всему прочему, он ещё и влюбляется в Мону Сакс - киллершу, которая лично должна была пристрелить Макса. В результате как всегда герою предстоит нелёгкий выбор между законом и своими принципами. Не будет преступлением сказать, что никакого хэппи-энда в истории не будет. Просто его не может быть по определению, а трагический финал, который прозвучит как выстрел из крупнокалиберного пистолета, вряд ли оставит игрока равнодушным.

Вся история подаётся в форме небольших скриптовых роликов, а так же комиксов. Качество самих комиксов по сравнению с первой частью немного снизилось, но вот общее впечатление всё равно остаётся потрясающим. На словах это ощущение передать практически невозможно. Как и атмосферу всей игры. Её надо прочувствовать, прожить.

История «падения» детектива Пейна и его трагическое визави с Моной рассказывается на фоне осеннего, мокрого, серого Нью-Йорка. Теперь ясно к чему здесь слово “Fall”? Простите, но не удариться в метафору «осень природы - осень в жизни человека» невозможно. Именно на такой меланхоличный, созерцательный, немного печальный лад настраивает окружение.

А как комментирует происходящее сам Макс! Каждую речь хочется порвать на цитаты и потом при случае вворачивать в разговор. Юмора в них нет, наоборот - читается настроение человека, который просто устал. Настоящий надрыв души, как во многих песнях Виктора Цоя или гонконгских боевиках Джона Ву. Конечно, чересчур чувствительным людям в таком случае игра противопоказана - как минимум лёгкая истерика на финальных титрах обеспечена. Но другим игра даст повод для глубоких, возможно философских размышлений.

Сразу стоит сказать здесь и о звуковом сопровождении. Тоскливые (и это в данном случае комплимент) рулады на виолончели во время просмотра комиксов, лёгкий эмбиент, космической тоски мелодии… без них Max Payne 2 казался бы пресноват. Никак нельзя не упомянуть песню “Late goodbye” финской группы “Poets of the Fall” (и тут “Fall”?), которая является квинтэссенцией атмосферы игры. Настолько органично подходящим саундтреком могут похвастать единицы из игр. Между прочим, они отлично звучат и в отдельности. Могу поспорить, что если игра вам придётся по вкусу, то тот же Late Goodbye надолго, если не навсегда поселиться в плей-листе вашего проигрывателя.

Геймплей тут тоже есть

В принципе на этом статью можно было бы и заканчивать. Но, оказывается, в Max Payne 2 , кроме атмосферы и сюжета есть и отличный геймплей. Основа практически не изменилась: бегаем, замедляем время, стреляем (оружие тут не главное, поэтому расписывать каждый ствол не имеет смысла).

Но игра полна мелких, но в корне меняющих дело мелочей. Скажем, bullet-time (местное slow motion или slo-mo) теперь копится сам по себе. Кажется, что ничего такого, но игра заметно упростилась - теперь можно отсидеться в уголке и выйти к врагу во всеоружии.

Далее заметно чаще стали попадаться «обезболивающие» - местный аналог аптечек. Из других, весьма приятных добавок стала такая фишка: Макс не встаёт с пола после прыжка до того момента как не прекратит стрелять. Тоже мелочь, но в первой части из-за этого Пейн часто получал очередь в живот до того момента, пока встанет с пола. Теперь это в прошлом.

Оригинальной геймплейной фичей стала тут игра за двух персонажей поочерёдно. Так сцена, когда вы играете Моной Сакс, прикрывая Макса со строительной площадки с винтовкой «Драгунова» можно вписать в список одной из самой занятных идей в играх. Правда, всё-таки большую часть рулить придётся всё-таки Максом. Естественно, что это позволяет взглянуть на одни и те же события с разных углов зрения и создаёт потрясающее ощущение сопричастности к происходящему.

Дело тут, конечно, не только в геймплее и атмосфере, но и графике. Max Payne 2 даже сегодня смотрится потрясающе. Красивая анимация, хорошее освещение, чёткие текстуры уровней, внимание к деталям и прорисовке моделей. Кстати о моделях - Макс может порадовать такой детализацией и о которой не мечтают даже некоторые современные герои игр. Уж сколько было потрачено полигонов только на плащ Макса остаётся только гадать. При этом кудесники из Remedy так поколдовали над оптимизацией, что даже на слабейших машинах игра умудряется не тормозить. Сейчас это мало кого волнует, а тогда все диву давались какие результаты даёт грамотная работа с системным кодом.

За физику в игре отвечает знаменитый движок Havok, в чьём послужном списке значатся такие хиты как Painkiller и Half-Life 2 . Отвечает, знаете ли, добросовестно - тела поверженных врагов падают согласно всем законам Ньютона, а обильно рассыпанные интерактивные объекты (как-то стулья, столы, коробки и прочая дребедень) весело разлетаются от взрыва гранаты. Геймплейной нагрузки, конечно, много не несёт, зато выглядит красиво.

Наконец разговор о графике стоит подвести к дизайну уровней и тем пресловутым деталям. «Банальность» - слово явно не из лексикона Remedy . Даже простой офис они могут оформить так, что ощущение реальности не покинет вас - небрежно рассыпанные по столу бумаги, светящиеся мониторы, телефоны, чашка горячего кофе. Вы не найдёте в игре ни одного пустого и безжизненного помещения. Кстати, ощущение «взаправдашности» не покидает тебя и из-за местного… телевидения. Войдя в комнату мы можем случайно увидеть включенный телевизор, на котором передают не какую-то муру, а самые настоящие телепередачи. На одном канале крутят мыльную оперу под названием Lord & Ladies (некое подобие «Богатые тоже плачут»), на другом - удалой мультик про комиксового героя Captain Baseball-bat (с ним в игре будет особая, весьма забавная сцена).

***

Из всего этого и складывается безошибочный хит, шедевр. Потрясающий и глубокий сюжет, харизматичные персонажи (многие перекочевали из первой части), безупречные диалоги, атмосфера нуар-детектива, отличная графика, занятный геймплей. Достоинства Max Payne 2 можно перечислять просто бесконечно долго. А недостатки настолько крошечны, что под ворохом плюсов их невозможно углядеть.

Я во всём стараюсь придерживаться принципа "назвался груздем - полезай в кузов". Это я к тому, что раз уж написала обзор на первую часть культовой игры (если вы его не читали - он тут http://www.сайт/userreview_1526/), то будь добра - напиши обзор и на два её сиквела. Вот, собственно, и обзор на продолжение истории одинокого полицейского в игре "The Fall of Max Payne", или более близкое нам "Max Payne 2".

Итак, 2003 год. Прошло всего два года после выхода первой игры, а студия "Remedy Entertainment" уже выпустила вторую. У продолжения появилось много, даже слишком много отличий от оригинала. Стала невероятной для 2003 года графика - студия сделала не шаг, а десять шагов вперёд. Все объекты в игре, весь декор - всё это фотографии реальных вещей, перенесённые после обработки в игру. Почему-то упростилась сложность - хоть враги и стали несколько умнее (совсем немножечко), убивать их стало легче. Может, причина в том, что на этот раз "Bullet time" какой-то совсем читерский - время замедляется не так сильно, как в первой части, но при этом ты можешь убить за одно использование пяток врагов. Плюс ещё и перезарядка всех оружий в режиме замедления делается почти мгновенно. Особенно забавно в такие моменты использовать обрез - кто играл, тот поймёт о чём я, в замедлении обрез превращается в скорострельный дробовик. Стали куда более разнообразными уровни в плане сюжета - если первая игра выстраивалась по принципу пролог в глюках - десять уровней мяса, потом ещё один уровень в глюках - и ещё десять уровней, то тут уровни с глюками, сновидениями, и просто без врагов, но при этом очень давящие на психику - каждый третий. Серьёзно, в игре, состоящей из двадцати с небольшим уровней, в трети нет необходимости кого-то убивать. Зато можно побродить по полицейскому участку, поубивать во сне своих боссов, Мону, и даже самого себя, ну и как всегда послушать искромётные диалоги других людей - как бандитов "из-за угла", так и союзников. Короче говоря, "Макс Пейн 2" - это первая часть, возведённая в квадрат - технически, визуально, геймплейно (тут опускаем простую сложность), игра для 2003 года была невероятной. Но, увы, есть ещё такая вещь, как сюжет. И в этом компоненте Пейн уже не так блистает.
Итак, сюжет продолжает историю первой части. Макса оправдали, он снова работает в полиции. На одном из заданий он встречается с Моной Сакс - которую считает погибшей (а вы бы не считали погибшим человека, которому при вас прострелили голову?) - и ему срывает башку. Он начинает выгораживать старую знакомую киллершу, которая в предыдущей части вообще была второстепенным персонажем (он встретился с ней два раза за игру, и оба раза в комиксах), и начинает лепить ошибки. Плюс ещё добавились все выжившие персонажи из первой части - и русский мафиози Владимир Лем, и Альфред Уоден, и Джим Бравура, и даже итальянский плакса Винни Гоньитти. И тут начинается сюжетная мешанина, которая если и не убивает, то очень портит атмосферу игры и знаменитый нуар.
Поймите меня правильно. Первая часть - это чистая история мести с интересными подробностями. Макс ищет убийц своей семьи, чтобы расквитаться за свою искалеченную жизнь. И атмосфера стала тем, что возвело эту игру в рамки культовой - заснеженный Нью-Йорк, притоны, наркоманы, ад на земле, галлюцинации, едкий юмор Макса - всё это подчёркивало единственную основную сюжетную линию. Во второй же части у нас куча персонажей, у каждого свои мотивации, и Пейну тут нужно меньше всех. Он уже почти не шутит, каждый его комментарий говорит о том, что он просто устал. Он просто попал между своими, Лемом, Моной и Гоньитти и в результате нехотя устраивает всем побоище с летальным исходом. Макс из первой части просто послал бы тут всех к чёрту и с бутылкой портвейна ухромал в закат (что он и сделал в третьей), но тут ему переработали характер, и он чувствует себя обязанным - то одному персонажу, то другому, то он вдруг влюбляется в Мону (на полном серьёзе!), хотя в первой части это скорее был такой флирт. Тут ещё и рояли в кустах, хитрые планы всех персонажей поголовно. Нет, играть - интересно, и история - замечательная, но это уже не Макс Пейн, это какая-то другая игра, не о мести, а о чём-то другом (хорошо, последний уровень действительно о мести.)

Разработчики почему-то решили, что в первой игре не хватало разнообразия, и начали пичкать им игру вторую. О концептуально разных уровнях я уже писала выше. Так ещё и задачки теперь стали другими. Не просто "убей всех", как в первой части, а, например, успей найти дорогу за нужное время. Или охраняй Гоньитти в огромном костюме аниматора. Устал играть за Пейна - вот тебе три уровня за Мону, эдакую местную Лару Крофт с красиво прорисованными сальто и сексуальной фигуркой, а в одном из этих уровней надо будет показывать чудеса снайперского искусства, иначе Максу - каюк. А вот ещё задачка - пройди уровень, не имея на старте оружия и полчаса бегая от вооружённых бандитов. И при всём при этом, повторюсь, если забыть о трёх-четырёх местах, где в первый раз возникают проблемы просто по незнанию позиции противника и "а куда тут блин надо идти", игра - лёгкая. Общее время геймплея - часов 6 максимум, при таком же количестве уровней как у первой части и кучей кинематографичных вставок. Да, она не наскучивает, и её легко пройти за раз, тогда как от первой части надо было отдыхать, но там и время суммарного прохождения было по меньшей мере в два раза больше! Зато вот что касается уровней, тут фантазия у разработчиков почему-то местами иссякала. Вам трижды за игру придётся возвращаться в уровни, где вы уже были (как правило, эти уровни - взорванные, тут вообще очень любят всё взрывать), и ещё один - пройти задом наперёд.

В своей прошлой рецензии я отмечала недостатки первой части - музыка в самой игре, ИИ противников, русификация. Тут по всем пунктам - сплошные плюсы. Музыка теперь замечательная и во время игры, она радует разнообразием, и уж как не заплакать при первом прохождении от финальной "Late goodbye"! Кстати, если вы не согласны с финальной концовкой, то советую пройти игру на последнем уровне сложности - произойдёт чудо и она изменится на более позитивную. Или хотя бы на Youtube посмотрите. ИИ - лучше, они уже не бегут на тебя как зомби, но и играть проще - можно стрелять с пола, замедление теперь не небольшое преимущество, а колоссальное, да и оружие стало гораздо удобнее, теперь хорошие стволы попадаются уже с первых уровней, а не в последних трёх-четырёх главах, как в первой части. И по официальной русификации - у меня тоже никаких вопросов, всё очень качественно.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что игра шагнула вперёд в одних аспектах, больше технических, и... нет, даже не шагнула назад, а просто не везде сюжетно попала в тему "Макс Пейна". Это замечательная, опередившее своё время игра, которую легко можно советовать даже сейчас - из-за интересной истории и быстрого прохождения она не успеет наскучить даже самому избалованному игроку. Но мне она показалась всё-таки перегруженной. Иногда простота - самый верный путь.

Прошло уже больше двух лет с тех пор, как мы помогли Максу очистить его имя и лишить убийц его семьи права на существование. Но, будто злодей из популярного ужастика, он вернулся, чтобы продолжить сеять смерть и разрушение.

Если кто не знает, то Макс - крутой Нью-Йоркский детектив, но как копу ему не слишком-то везёт. По ходу же истории, раскрываемой нам в , он сияет как навощенная лысина под жарким тропическим солнцем. Конечно, без мелких недочётов не обошлось, но в общем всё складывается в превосходную игру, а наш герой достигает невероятных Эверестов крутости.

К сожалению, он недостаточно холоден, чтобы не поддаться чарам удивительно воскресшей роковой женщины. Помните Мону Сакс? Да, мы все тоже были уверены, что она мертва. На деле же эта милашка возвращается вполне даже в живом виде и даже становится любовным интересом протагониста.

В плане подачи сюжета разработчики решили не отходить от первой части и оставили всё тот же комиксовый подход - верное решение. Максу снова придётся заниматься слегка нелегальными делишками и расправиться в одиночку с целой армией врага, плевав на вероятность успеха.

Поможет в этом личная способность нашего героя резко поднимать свои шансы до небес. Зовётся она Bullet Time, и стала со времени последней демонстрации ещё более впечатляющей. Теперь время не просто замедляется, а замедляется лишь для всех, кроме самого Макса.

Благодаря этому изменению игроку теперь куда более удобно расправляться с ордами врагов. Кроме того, если всю первую игру можно было пройти вообще без применения Bullet Time, то теперь такая роскошь нам уже недоступна. Пользоваться ею стало необходимо, и весьма часто (что совершенно не раздражает: местное замедление времени - это действительно очень круто). Уклонение от пуль также никуда не делось и запускается одной кнопкой. Полезнейшая и более чем впечатляющая штука.

Использует новый движок Havok, дающий геймерам всё, о чём только можно просить. Здесь и реалистичная физика тел, и сумасшедший уровень интерактивности окружения... Хотите - верьте, хотите - нет, но одинаково убить двух разных людей у вас не выйдет. Учитывается буквально всё: враги, в которых вы выстрелили, будут вести себя иначе в зависимости от места попадания. Кроме того, выстрел из пистолета и Uzi дадут совершенно различный эффект, даже если Макс попал оба раза в одно и то же место. Если человек до ранения бежал или пытался увернуться, учитывается даже это! Просто невероятно. Исследовать поразительную разрушаемость мира вам лучше лично - у меня нет слов, чтобы это описать.

Текстуры и графика в общем также более чем достойны внимания. Теперь учитывается даже то, куда именно попадает пуля: дерево раскалывается, металл прогибается и сыпет искрами... Внимание разработчиков к деталям выше всяких похвал.

Теперь давайте о недочётах. Помните, я упоминал выше? Во-первых, анимация бегущего Макса смотрится просто печально. Во-вторых, сюжета тут очень много. Конечно, я рад стилю и самой захватывающей истории, но частенько хочется просто промотать комиксовые вставки и поскорее вернуться к перестрелкам.

Также слишком коротка. Она даже короче, чем первая. Уже тогда все жаловались на это и называли среди главных минусов, но разработчиков, похоже, жалобы не слишком тронули. По-прежнему здесь правит балом линейность, так что после прохождения единственное, что вы можете сделать - пройти всё то же самое ещё разок. Конечно, откроются новые режимы, но все они следуют по неизменному пути и сюжету.

Заключение

Хорош. Много чего было улучшено со времён первой части, а геймплей теперь вмещает в себе ещё больше неизмеримой крутости. Да, она коротка и линейна. Сюжет, всё же, весьма неплох (простим линейность из-за этого). А касательно краткости... Ну, всё хорошее приходит по чуть-чуть.

Статьи по теме: