Обзор игры драгон эйдж 2. Обзор игры Dragon Age II. Подземелья и долдоны

После того, как BioWare анонсировала продолжение RPG Dragon Age, все, кому хоть сколько-нибудь дорог жанр ролевых игр, считали дни и часы до релиза. Еще бы – оригинальная игра получилась весьма удачной - Dragon Age: Origins затягивала на десятки часов, увлекала красочной и детализированной вселенной, а также нелинейным захватывающим сюжетом. Эпичности тоже хватало – герою предстояло спасти весь мир от кошмарных порождений тьмы, возглавляемых Архидемоном.


События сюжетной линии происходили на фоне нашествия нежити, получившего название недвусмысленное название Мор. Геймеры ожидали, что Dragon Age 2, по крайней мере, не опустит планку качества ниже, чем в оригинале. Надо сказать, что ожидания эти частично оправдались. В некоторых отношения игра действительно стала лучше. Но не во всех – на некоторых фронтах разработчики из BioWare потерпели откровенное фиаско.


Ну, прежде всего, обсудим внешность игры. Графика достаточно выразительная, правда, мы играли в версию игры, дополненную пакетом текстур высокого разрешения от разработчиков. Местами картинка просто восхищает – свет, тени, внимание к деталям… Да и спутники главного героя отрисованы просто отлично. Тоже самое можно сказать и о некоторых врагах (увы, многие рядовые соперники выглядят довольно уныло). Неплохое небо, как днем, так и ночью, внятная вода – это все плюсы графического наполнения Dragon Age 2.


Но есть и минусы. Например, левелдизайн. Нет, сказать, что он однозначно плох, нельзя. Однако факт остается фактом – дизайн уровней Dragon Age 2 весьма однообразен. В игре огромное количество локаций, полностью повторяющих друг друга. Это пещеры, складские помещения и дома – идентичность полная, вплоть до деталей. Да и дизайн Киркволла оставляет желать лучшего – игрок проводит в городе огромное количество времени, а посему уделить особое внимание внешнему виду городских улиц разработчики были просто обязаны. Кстати, по-прежнему оружие за спиной персонажей «приклеено» к спине персонажей. Этим был грешен, и оригинал, и одна из самых удачных RPG последнего десятилетия – Ведьмак. Неужели нельзя было предусмотреть ножны или лямки для посоха?


На жидкие кустики, деревья и ели просто не хочется смотреть – впечатление такое, что они взяты из старого мультфильма про пластилиновую ворону – так же невыразительно, аляповато и крайне нереалистично. Отдельный минус дизайнерам – за локацию «Расколотая гора» – это самое некрасивое место в игре. Обилие зеленого цвета, «пластилиновые» сосны и одинаковые пещеры – во время прохождения мы старались в это место без крайней необходимости не забредать.


А вот эффекты порадовали – визуализация заклинаний мага, брызги крови от меча разбойника, стрелы и копья, застревающие в теле жертвы, «фаталити» (правда, нечастые) выглядят ярко. Также достойны похвалы некоторые ролики, не просто показывающие беседу протагониста с тем или иным персонажем, а демонстрирующие боевые сцены. Жаль, что их в Dragon Age 2 не так уж и много. Относительно производительности нареканий не возникло – игровая система начального уровня на базе двухъядерного AMD Athlon II и Radeon HD5670 выдавала на высоких настройках честные 45-50 fps. Правда, во время насыщенных боевых сцен частота кадров проседала до 35-30 fps. Очевидно, игровые терминалы среднего класса без проблем позволят играть в Dragon Age 2 на максимальных настройках графики.


Визуальные изменения в интерфейсе невелики и несущественны, например, описания предметов из оригинала упразднили, немного иначе расположили функциональные элементы. Правда, возможности игрока несколько сузили – теперь соратников нельзя переодевать. Осталась только возможность выбора оружия и экипировки разного рода талисманами. Тактическая пауза по-прежнему присутствует, и позволяет отдавать спутникам главного героя необходимые указания.


Кроме того, имеется возможность составить для каждого соратника несколько собственных тактических наборов действий, рассчитанных на применение с разными типами противников. Скажем честно – эта возможность серьезно влияет на поведение персонажей и существенно облегчает прохождение Dragon Age 2, особенно на максимальном уровне сложности.


Боевая система в игре получилась достойной. Все схватки проходят весьма динамично, при этом участие в них не сводится к «закликиванию», успех гарантируется только при всестороннем применении арсенала умений и навыков каждого спутника главного героя. Порой, водоворот событий на экране превращается в настоящее месиво, но контроль за ситуацией позволяет удерживать пресловутая тактическая пауза. В игре есть несколько серьезных противников, схватка с которыми может растянуться на час и даже больше. Это кунари Аришок, Высший дракон из Костяной Ямы, Каменный Дух на Глубинных тропах, Демон Гордыни и рыцарь-командор Мередит.


Что же, пришло время поговорить и о сюжете. Если ранее описанные недостатки Dragon Age 2 можно было отнести к разряду мелких недоработок, то сюжет, несомненно, стал самым большим разочарованием для поклонников серии. Прежде всего, поразило отсутствие цельной сюжетной линии, которая стала бы «скелетом», основой игры. По сценарию, главный герой со своей семьей спасается от наступающего на Ферелден Мора. Однако никакой роли в сюжетной линии Мор не играет, нам просто сообщают, что Архидемон повержен Ферелденским героем. Жаль, линия Серых Стражей и Мора была удачной находкой сценаристов. Именно на продолжение этой линии надеялось большинство поклонников игры.


Dragon Age 2 описывает конфликт между магами и храмовниками. Главный герой должен будет присоединиться к одной из противоборствующих сторон или остаться в стороне. Однако, это противостояние реализовано крайне невнятно. Пройденный путь, от беженца до Защитника Киркволла, десятки часов геймплея это скучное прохождение однотипных квестов и беготня по опостылевшим локациям, которых в игре не так уж и много.


Протагонист (мы играли за мага Гаретта Хоука) слабо влияет на происходящее – у геймера есть только три варианта ответов в диалогах: нейтральный, положительный и отрицательный. Все! Ветвистые диалоги из других проектов BioWare канули в Лету… Личные отношения с членами команды можно довести до логического завершения – близости, как, скажем, в дилогии Mass Effect. Причем, сторонников однополых отношений тоже не обошли вниманием. Хотя нам в редакции сцена близкого общения с Хоука с магом Андерсом показалась омерзительной. Нет, все подобные сцены выдержаны в рамках, чрезмерной откровенности в них нет, просто мы не были готовы к созерцанию подобных картин.


Как водится в последнее время, разработчики предусмотрительно оставили для себя возможность логического продолжения серии. Собственно, в игре только один финальный ролик, титры к которому зависят от предыдущих поступков главного героя. К чему подобная экономия? Мы ожидали несколько ярких концовок, а получили, по большому счету, одну, в которой была повержена сошедшая с ума Мередит.


Хваленная растянутость сюжета во времени тоже не стала положительным элементом. Да, не такого мы ждали от BioWare, совсем не такого! После определенного этапа игры в титрах просто сообщается, что прошло несколько лет, а главный герой много добился… А ведь геймеры надеялись на плавное и постепенное раскрытие сюжетной линии. По сценарию повествование происходит в виде рассказа от третьего лица. Гном Варрик беседует с Искательницей Кассандрой, излагая ей свою версию произошедшего в Dragon Age 2. О ее мотивах практически ничего неизвестно, она просто ищет Защитника. И в финальных кадрах на сцену выходит Лелиана, старая знакомая из Dragon Age: Origins. Зачем? Очевидно, об этом BioWare расскажет нам в Dragon Age 3…


Словом, проект оставил странные впечатления. Улучшения в боевой системе оказались удачными, а вот адекватно оценить графику достаточно трудно. На первый взгляд, присутствует некоторый прогресс, текстуры стали четче, картинка – выразительнее, однако и недостатков в графическом наполнении предостаточно, например однообразный левелдизайн… Характеры героев раскрыты неплохо. Но, опять же, мы ждали большего. Ну и сюжет… Сюжет не позволяет назвать Dragon Age 2 успешным сиквелом. События продолжения очень плохо увязаны с событиями оригинальной игры. Мы заметили множество несовпадений – над связью двух частей игры практически никто не работал. Пройти игру один раз можно, но желания начинать повторное прохождение Dragon Age 2, в отличие от оригинала, у нас не возникло. Рекомендовать поклонникам серии можно – но, в основном, для ознакомления. Что же – список игр, не оправдавших надежд, к сожалению, пополнился.

Оригинальная Dragon Age. кроме всего прочего, продемонстрировала, как тяжело RPG с сильным тактическим креном усидеть на двух стульях: консольном и «писишном». Владельцы мышек и клавиатур получили возможность взглянуть на поле боя с высоты птичьего полета, а также широченную панель быстрого доступа, где нашлось место и навыкам, и лечебным зельям. «Боксерам» и сонибоям тем временем приходилось созерцать мужественную спину своего героя и рыться во вложенных меню для совершения простейших действий. В сиквеле это безобразие решили прекратить и повернуться, наконец, лицом к консольщикам, как к более состоятельной аудитории.

Хотя компьютерная версия Dragon Age: Origins была лучше и краше приставочной, проблемы (или, скажем так, особенности) боевого режима присутствовали и в ней: действие происходило вроде бы в реальном времени, а вроде бы и по ходам, так что «заказанные» действия выполнялись с задержкой, а вражеские атаки, с другой стороны, настигали наших героев, даже если те успевали убежать из зоны поражения.

Перед выходом сиквела разработчики сериала решили, приняв стратегию Питера Молинье. начать вовсю критиковать предыдущую серию: "Да. мы знаем, что вас раздражало «стояние в очередях» в ожидании возможности засветить огру промеж рогов. Так теперь же у нас будет новое отзывчивое управление, практически как в экшне! Просто нажмите А, чтобы взмахнуть мечом!» Ведущий дизайнер сериала Майк Лейдло сыплет звонкими фразами: «Я хочу, чтобы каждый раз. когда я нажимаю на кнопку, происходило что-нибудь крутое! Думайте, как генерал, сражайтесь, как спартанец!» Генерал-спартанец? Правильно ли я услышал здесь отсылку к God of War?

Но Лейдло на этом не останавливается: «Да. в первой Dragon Age вам часто приходилось брать ненужные таланты, чтобы получить по-настоящему полезные, мощные и интересные. Но теперь-то у нас будут не линейки, а дерево, так что до одной способности можно будет добраться несколькими путями». Хм, кажется, термин -дерево» как раз предполагает, что из корня в любой узел можно добраться одним способом. Но даже если отвлечься от терминологии, в таком «дереве» все равно будут промежуточные умения, и наличие множественных путей лишь означает, что мы сможем выбрать «менее ненужные» таланты. Тут дело не столько в структуре схемы развития, сколько в том, как конкретно она будет заполнена - в общем-то, и в оригинальной Dragon Age ощущение, что нас заставляют брать ерунду, чтобы открыть --о-нибудь хорошее, возникало нечасто.

На ведьм? Неохота!
Кто из нас не хотел узнать, что стало дальше с Морриган и ее демоническим ребенком? Выхода дополнения, посвященного их судьбе, мы ждали даже с большим нетерпением, чем сиквела. Но увы, семибаксовый аддончик Witch Hunt оказался мизерным по хронометражу и забагованным, а о судьбе молодой ведьмы и ее сына там говорилось немногое: да, она родила сына; да, жива сама; да, дитя в надежном месте. Для сравнения -Valve для аналогичного задела под сиквел» просто выпустила бесплатное обновление к Portal, свежие новинки игр.

Дизайнер тем временем продолжает посыпать голову пеплом, одновременно суля золотые горы: «Ваши товарищи по оружию больше не будут «мешками хит-пойнтов", а наконец-то смогут постоять за себя в бою». «Мешки хитпойнтов»? Такими жестокими словами не бросаюсь даже критически настроенные ре-_ензенты. Не пытаются ли разработчики выставить старую игру хуже, чем она есть, чтобы новая - того же качества -выглядела на ее фоне более выигрышно? Не для этого ли нам скормили ужасный аддон «Охота на ведьм», превративший последнюю встречу с Морриган в одно большое разочарование? Не лучше ли было, скажем, выпустить "зтч. убирающий (хотя бы опционально) задержки в бою и делающий членов команды более умными?

Понятно, что стряпать патчи экономически невыгодно - за деньги-то их не продашь. Однако и дополнения (хоть попадались среди них и достойные) вечно клепать нельзя. Квантовый скачок все же был необходим - хотя бы для того, чтобы «консолизировать» игру. Про первый шаг - более экшн-ориентированные бои - я уже рассказал, второй связан с внутриигровыми диалогами. Их подгонят к стандартам сериала Mass Effect -вместо полных фраз нам покажут «краткое содержание» возможных вариантов, а чтобы выбрать было легче, каждую опцию снабдят значком, поясняющим ее эффект; например, попытка договориться по-хорошему будет помечена оливковой ветвью, агрессивная реплика - сжатым кулаком, а шутка - улыбающейся маской. При этом на некоторые фразы можно будет ответить аж десятью способами (героя еще и озвучат). Разумеется, ваш выбор будет непосредственно сказываться на дальнейшем развитии сюжета, и это притом, что история подается в ретроспективе. Представьте себе видеорецензию, где популярный игро-журналист рассказывает про God of War 3, как там Кратос грозит богам кулаком и всех зверски мочит, потом замените кудрявого юношу на гнома по имени Варрик, а Кратосу добавьте одежды и волос - и получите Dragon Age II.

Из грязи - в князи
Да, сказание о сером страже завершилось (возможно, он даже умер, пожертвовав собой). Происшедшее в Dragon Age: Origins, а равно и в некоторых дополнениях, в частности, Awakening, будет влиять на события сиквела. но вот играть за ставшего уже родным, прошедшего огонь и воду и прокачанного до максимума персонажа нам не дадут. «Кратос с волосами» - это наш новый протагонист, Хок (Hawke). Его история начинается с разорения деревеньки Лотеринг как вы помните, орды порождений тьмы стирают поселение с лица земли вскоре после того, как его покидают герои Dragon Age: Origins, и семья Хока оказывается среди беженцев. Однако его путь лежит не в Денерим, а далеко на север, в портовый город Киркуолл, который благодаря своему стратегическому положению постоянно служит яблоком раздора для сильных мира Тедас. И хотя Хок так же неистов в бою. как его древнегреческий, э-э, коллега, он гораздо менее мизантропи-чен и способен работать в команде. Поначалу его соратниками будут брат-воин и сестра-волшебница, а дальше - как обычно, кто придется (романтические отношения обещаны).

Заметим, чтодикошарый бородач -лишь «образ по умолчанию», используемый в рекламных материалах, на самом деле на его месте может быть и девица-красавица. Хоку можно выбрать пол и настроить внешность, а также взять класс из стандартного списка «вор-воин-маг». А вот происхождение и раса фиксированы. Только человек может стать героем Киркуолла.

Игра словно дразнит дрожащих над спойлерами геймеров - ведь к моменту ее начала путь Хока уже пройден, он - легенда, и все его свершения нам придется повторить задним числом. Действие Dragon Age 2 охватит десятилетний период - к счастью, не в реальном времени. Как в любой брутальной легенде, нас не будут утомлять подробностями быта: кому охота слушать о том, что герой пошел в лавку и купил десять пузырьков лечебного зелья, а потом ушел в запой на неделю? В истории, которую поведает гном Варрик, останутся только самые яркие события, еще и приукрашенные неуемной фантазией рассказчика. «Крутое» будет происходить на каждом шагу: враги, вышибленные из сапог молодецкими ударами Хока. будут взрываться фонтаном кровавых брызг или шинковаться в капусту, анимации жестокого добивания появятся даже у магов, а некоторые монстры будут такими огромными, что гному даже откажется верить его собеседница - и придется нам ждать, пока они проспорятся. Дело-то нешуточное - мир, опять-двадцать пять, на пороге войны, церковь Создателя в руинах, и только Хоку под силу восстановить статус-кво. Чтобы найти героя, нужны факты, а не выдумка - но разве можно удержаться, если речь идет о живой легенде?

Скоро сказка сказывается...
Подача сюжета через обрамляющее повествование - не новость (вспомним хотя бы Assassin"s Creed), но для классической RPG в стиле BioWare такой подход может означать два положительных момента: во-первых, есть повод избавиться от скучных забегов по кишкообразным подземельям, как не стоящих внимания рассказчика; во-вторых, поскольку события будут сильнее разнесены во времени, можно будет отслеживать более «долгоиграющие» последствия принятых героем решений. Опять же и прокачка будет выглядеть уместно - за две пятилетки действительно можно многому научиться. Однако свободы передвижения по миру при таком раскладе будет еще меньше - фактически, главы гномьей саги станут набором миссий, и вернуться в уже пройденные локации вряд ли позволят - разве что «несколько лет спустя». История Хока может стать увлекательным, полным сражений, интриг и опасных приключений романом -или скучнейшими анналами. Отчасти, конечно, это зависит от игрока - но будем надеяться, что и гном-сказочник не подкачает.

Настоящий фанат Dragon Age читал параграфы Кодекса. Наверно. У меня есть одна знакомая студентка, выбиравшая себе ноутбук по принципу «чтобы пошел Dragon Age 2», но про ее литературоведческие изыскания в королевстве Ферелден мне ничего не известно. Зато я не сомневаюсь в том, что для скармливания клиенту новой игры в прологе у нее нашлось минимум три записи. В моих же закромах нашел всего один сейв, да и в том сюжет был пройден хорошо если на половину, и в порядке эксперимента я скормил клиенту DA 2 то, что было. К радостному удивлению (разработчики говорили об этой плюшке до релиза? Если так, то я не помню), игра съела «недопройденный» файл, благодушно заменив недостающие фрагменты оригинальной истории заранее заготовленным для новичков в мире DA сюжетом.

Я было начал проходить новое творение Bioware, но дурная идея собственными руками добить сюжет DA:O не давала покоя, и в конце концов я стахановскими темпами за 15 часов (счастливы те, кто могут себе такое позволить) прорубился сквозь историю собравшего вокруг себя людей, эльфов и гномов серого стража Гендальфа (имя, конечно, можно было выбрать любое, но шутка была слишком плоха, чтобы от нее отказаться) и уже спокойным бессонным удавом засел за похождения Защитника, поднявшегося от никому не нужного беженца в чужом городе до узнайте сами, что там было.

За свое сумасшествие я был вознагражден - то тут, то там в сиквеле всплывают задания, опирающиеся на случившиеся по воле (или по вине) Стража события, да и диалоги персонажей пестрят отсылками к былым свершениям. К примеру, в самом начале игры мне пришлось разгонять мошенников, наживающихся на славе исцеляющего священного праха Анданте, секрет которого я беспечно посоветовал открыть всему миру. Мама Флемет, я дома.

Защитник вне зависимости от выбранной профессии будет пошустрее Стража. Как же быстро он и его компаньоны изничтожают Мор и всех остальных недоброжелателей! Бои стали резче: полторы секунды: полторы секунды на одного противника, еще две на другого - никуда особо не спешившие раньше герои теперь буквально прыгают на врагов. Скорость каждой отдельной дуэли сбалансирована их общим количеством - алчущих персонального геймовера монстров разного калибра по сравнению с Origins стало намного больше. Но ощущение даже не скорости, но просто высокого темпа игры все равно захватывает тебя и несет через сюжет и локации.

На то, чтобы игрок не спускался с небес на землю, работает все: квесты берутся и выполняются легко и непринужденно. Ты все время вроде бы суетишься, зачем-то несешься куда-то, по пути попадаются разные интересные находки, которые можно, не сбавляя шага, прибыльно скинуть их владельцам, и все дела спорятся - дух захватывает. Над вариантами ответов в диалогах теперь тоже думаешь не больше пары секунд, а лабиринты подземелий повторяются от локации к локации… стоп, что?

Я предлагал ему разойтись миром, но он не слушал.

Ощущение подвоха заставило меня на энном часу игры отпустить руль, в который я, следуя заложенной разработчиками идее, крепко вцепился, чтобы совладать со скоростью происходящих событий. И вот я чуть ли не в первый раз внимательно огляделся по сторонам.

Что же, стоит отдать Bioware должное: разработчики выкинули из игры множество действительно бесполезных вещей, только мешавших геймеру. Отказ от стилизованных меню в пользу не особо помогающих делу погружения игрока в мир магического средневековья, зато очень удобного и предельно информативного интерфейса - настоящий маленький подвиг. Скучного топтания по пустырям и глобальной карте тоже больше нет, а бывшие раньше отдельными ветками умений приготовление ядов и зелий реализованы в принципиально новом виде: больше не придется ни тыкаться по всем углам за каждым первым эльфийским корнем, ни заморачиваться со всякими дополнительными ингредиентами - узнал рецепт, нашел источник нужных ресурсов и можешь хоть обзаказываться своих зелий, рун и ядов, лишь бы деньги были.

Неортодоксальный, зато удобный экран инвентаря.

И все это здорово, одна лишь беда. Заодно с недостатками предыдущей части DA были ампутированы и ее достоинства.

Роскошь диалогов сошла на нет вместе с пресловутым отыгрыванием роли. Если раньше можно было де факто поставить на уши весь Ферелден не хуже Мора и пробиваться к конечной цели сумасшедшими, но все равно эффективными методами, то теперь выбор у игрока свелся к трем основным вариантам — «правильный ответ», «дать игре сделать все самой» и «неправильный ответ», причем в 95% случаев даже не приходится догадываться, какой из них какой. Но пока помимо желания игры не очнешься от быстрого, несущего тебя на собранных разработчиками DA2 крыльях крыльях сна, подмены не заметить.

Декорации стали картонными, но чтобы это осознать, надо сначала опять же посмотреть по сторонам. Пока ты живешь в одном ритме с игрой, не раздражают даже клонированные катакомбы-пещеры. А ведь на самом деле - что это за халтура такая? Подземелья, отличающиеся лишь тем, что в разных местах замурованы разные двери и проходы, разве этого мы все ждали от Dragon Age 2? Навряд ли обычный фанат игры мог предположить и то, что все действие будет разворачиваться в одном городе и его окрестностях. В контексте выхода платного скачиваемого дополнения чуть ли не сразу после релиза основной игры такая политика разработчиков выглядит чуть ли не издевательством.

В лагере долийцев нам традиционно не рады.

Куда-то делся даже тот условный вызов, что игра бросала геймерам. DA2 проходится сама собой, и никакие ошибки не могут сбить с рельсов этот несущийся состав, что только усиливает уже давно напрашивающиеся ассоциации DA2 с, кхм, Final Fantasy XII . Кажется, возможности для ошибки сознательно урезали - ненужные членам команды подарки теперь нельзя подарить в принципе; перед тем, как «убить не того», клиент игры десять раз переспросит, надо ли оно геймеру, зато с по умолчанию злобными NPC драки затеваются буквально сами собой.

Графически DA2 - все тот же Origins, только, на мой субъективный взгляд, посветлее, да с чуть более ладно скроенным лицами персонажей. Обладатели мощных игровых компьютеров определенно получили повод для негодования. Странно, но Bioware к дню выхода игры не успели дорисовать текстуры высокого разрешения, выложив их отдельным патчем уже после релиза.

Счастлив тот игрок, что не проснулся ото сна, что под видом настоящего сиквела сваяли в Bioware. В отрыве от контекста не оправдавшего многих надежд продолжения интереснейшей игры Dragon Age 2 – действительно отличный проект. Если вам бодрая боевка дороже двадцати вариантов ответа в диалогах, а обширной географии вы предпочтете небольшие, но набитые действием пятачки, то DA2 – ваша идеальная РПГ. В ней вряд ли получится «жить», намеренно растягивать время и смаковать отдельные эпизоды, как в Origins, но просто пройти ее очень интересно.

BioWare очень долго делали Dragon Age: Origins : впервые о проекте заговорили еще в 2004 году. Dragon Age II же была анонсирована только летом прошлого года. Подобная поспешность с сиквелом многих насторожила: смогут ли канадцы дотянуться до собственной планки качества и не просто повторить успех оригинала, но и сделать что-то еще более грандиозное? Скажем сразу: нет, не смогли. Но это не мешает Dragon Age II быть красивой, эффектной и увлекательной ролевой игрой, одной из лучших в жанре.
Беги, маг, беги!
События второй части стартуют параллельно с историей первой игры. Когда Мор разбушевался в Ферелдене, толпы беженцев хлынули оттуда в другие края. Среди них оказался и наш новый герой, Гаррет Хоук. Потеряв по дороге свою сестру (она в первые же минуты гибнет от лап огра) он вместе с братом и матерью прибывает в портовый город Киркволл, где у Хоуков когда-то было имя и состояние. И дальше практически весь сюжет строится вокруг истории о том, как наш герой проделал путь из грязи в князи, став за 10 лет из беженца защитником Киркволла.

Завязка, прямо скажем, так себе. Сразу цепляет отсутствие выбора биографии главного героя. Можно изменить его внешность, имя и пол, выбрать один из трех классов (воин, маг, разбойник), но он или она в любом случае будет ребенком в семье беглых магов, которые всю жизнь прятались от храмовников. Как ни крути, а здесь игра многое потеряла: в Origins почти каждая из шести стартовых историй была интереснее и богаче, чем завязка сиквела.

Ситуацию мог бы исправить необычный сценарный ход, придуманный для Dragon Age II : история подается как рассказ о прошлых событиях, который ведет напарник Хоука, гном Варрик, а того в свою очередь допрашивает инквизитор Кассандра. Однако на протяжении долгого времени этот ход авторы используют очень скромно, вместо этого заставляя нас чуть ли не пол-игры бегать по городу и его окрестностям, зарабатывая огромную сумму наличными, чтобы история наконец сдвинулась с места.

Здесь не чувствуется того размаха и разнообразия, что были в Origins. Там мы практически сразу попадали в водоворот судьбоносных событий, много путешествовали по огромной стране, проникали в необычный мир Тени, периодически решали какие-то пазлы. А здесь нас держат за обычного наемника и в основном заставляют драться в пределах трех городских районов и пары-тройки совершенно неинтересных типовых локаций за его пределами, сделанных по методу «копипаста». Ближе к финалу сценарий расправляет плечи, начинает ветвиться, а Хоук меняет роль мальчика на побегушках на куда более интересную и влиятельную, но осадочек, что называется, остался: в Dragon Age II сценаристы слишком долго запрягают.

Наглядная демонстрация классовых особенностей героя Пестрый мир
Зато, как и следовало ожидать от BioWare , все хорошо с атмосферой, персонажами, диалогами и моральными дилеммами. На каждом шагу мы находим записи, книги и даже стихи, проливающие свет на историю этого мира, причем многие из них уже учитывают то, что происходило в Origins и даже в дополнении Awakening . Все это авторы искусно сплели в единую картину, в которой есть и ностальгические отсылки к первой игре, и возможность посмотреть на уже известные события с другой стороны.

Более того, если вы загрузили сохранение из первой части, то столкнетесь с последствиями собственных решений, принятых в Origins. На это завязано несколько квестов и неожиданных встреч. Например, если вы в свое время вынудили уйти из команды Алистера и поставили на трон Ферелдена королеву Анору, то в Киркволле увидите, как Алистер спивается в местной таверне.

В Dragon Age II вообще много старых знакомых. Некоторые из них присоединяются к Хоуку в его похождениях, и вскоре вокруг него собирается толпа колоритных соратников. Тут вам и беглый раб, исписанный магическими рунами, и эльфийка, выгнанная из клана за увлечение запретной магией крови, и безутешная вдова, подавшаяся в городскую стражу, и пьющая пиратка, полюбившая когда-то убийцу ее мужа, и маг-гомосексуалист, скрывающийся от храмовников. Не говоря уж про сексуально озабоченного остряка Варрика.

Да, BioWare снова рисует взрослый, неполиткорректный, но такой правдоподобный мир, где бал правят коррупция, пороки, расовая, социальная и половая дискриминация. И все это отражается на наших сопартийцах. Практически каждый из них выписан как готовый киногерой (особенно удались Изабелла и Варрик), у каждого своя история и биография, свой персональный квест и свой взгляд на наши поступки. Они постоянно спорят друг с другом и периодически вставляют свои «пять копеек» в разговор Хоука с каким-нибудь важным персонажем.

К слову, отношения героя с напарниками во второй части стали сложнее. Теперь в зависимости от ваших поступков и решений (умасливать товарищей подарками уже не получится) они становятся или друзьями, или соперниками, а последствия этого более ощутимы, чем в первой части.


Квестов в городе много, причем часть из них доступна исключительно ночью (переключать время суток можно нажатием одной кнопки), а часть рождается из слухов, которые собирает для нас Варрик Все в наших руках
Принимать решения приходится часто, причем порой очень сложные. Убить магов или помочь им бежать? Попытаться спасти раненого или добить, облегчив его страдания? Выразить сочувствие, поддержать напарника или отшутиться? Убить одержимого демонами человека, похищающего девушек, или отдать его отцу в надежде, что тот исцелит его?

Подобных ситуаций много, и практически все они неоднозначные, выбор в них неочевиден. Тот же одержимый демонами маньяк искренне понимает, что болен, и сам не желает никому зла, и даже похищенная им эльфийка умоляет не убивать его. Так, может, дать ему шанс на лечение и спасение? Но если он снова возьмется за старое, новые жертвы будут на вашей совести…

Все это сопровождается отличными диалогами. Авторы заменили привычный интерфейс на диалоговое кольцо а-ля Mass Effect , где нужно выбирать не целую фразу, а настроение ответа (доброе, шутливое или злое). За этим минимализмом скрывается, однако, масса самых разнообразных реплик, позволяющих устраивать даже целые философские диспуты.

Моральные дилеммы присутствуют практически в каждом квесте, что несколько спасает положение, потому что сами по себе задания в массе своей разнообразием не отличаются. Некоторые последствия ваших решений растянуты во времени, и через несколько лет, прошедших по сюжету, из новых поручений или писем Хоук узнает, к чему привели его действия.

Впрочем, и тут нашлось место для ложки дегтя. Ситуаций, в которых нам дают лишь иллюзию выбора, тоже стало значительно больше. Вы перебираете разные реплики, пробуете решить дело миром, пошутить, угрожать или подкупить — но результат будет один и тот же, заранее прописанный. А все потому, что исчез навык убеждения, который раньше позволял в большинстве ситуаций отыскать альтернативное решение.

Авторы заменили его на возможность дать слово кому-то из напарников, чтобы тот как-то повлиял на собеседника. Нечто похожее было в Neverwinter Nights 2: Storm of Zehir , но если там союзники участвовали в каждом диалоге, то в Dragon Age II это происходит лишь в особых случаях. В результате драк стало намного больше (враги теперь атакуют толпами, подкрепления прибывают буквально из воздуха у вас за спиной), а возможностей их избежать — в разы меньше.


Тактическая пауза, помимо прочих преимуществ, позволяет снимать и вот такие кадры Динамика и комфорт
Некоторые навыки исчезли, но реально сказывается лишь упомянутое отсутствие разговорных умений. А вот то, что осталась за скобками — алхимия, а вместе с ней и необходимость постоянно искать и покупать ингредиенты и склянки (теперь достаточно один раз найти рецепт или материал, чтобы потом заказывать зелье в любых количествах, хватило бы денег) — это даже к лучшему, так удобнее. То, что вероятность взлома замков теперь зависит не от соответствующего навыка, а от параметра хитрость, тоже не существенно.

В остальном мы видим все те же привычные классы и многие знакомые способности и специализации для каждого из них. Исчез, правда, подкласс барда, зато появились персональные умения для каждого напарника, благодаря чему Варрик тоже может исполнять боевую песню. Причем если вы дружите с сопартийцем, то будут доступны одни способности, если соперничаете — другие.

Сражения стали более хлесткими и кровавыми — они действительно чем-то похожи на экшены от тьетьего лица, но нельзя сказать, что драки опопсели. Наоборот, сражаться здесь тяжело, а бесконечно убегать не получается, поэтому использовать тактическую паузу, чтобы лично раздать указания, приходится не реже, чем в первой части. Жаль только, что нельзя поднять камеру и охватить взглядом поле боя. Но и к этому можно привыкнуть.

Dragon Age II — это результат компромисса между стремлением сделать игру более динамичной, эффектной и удобной и желанием сохранить ее хардкорное наследие. Да, она больше похожа на Mass Effect и Knights of the Old Republic, но их мы любим не меньше, чем серии Baldur"s Gate и Neverwinter Nights. Проблема в другом: сюжет местами вял, а дизайн локаций откровенно уныл. Общий класс, конечно, никуда не делся: здесь есть отличные диалоги, проработанный мир, колоритные персонажи и непростые моральные дилеммы. Но, возможно, разработке стоило уделить чуть больше времени…

  • Информация
  • Описание
  • Особенности
  • Сист. требования
  • Мненеие критика
  • Рейтинг изданий: нет оценок

Главным героем Dragon Age II выступает один из немногих, выживших после уничтожения родного дома. Теперь ему предстоит сражаться за выживание в постоянно изменяющемся мире, собрать сильных союзников и занять достойное место в истории. История игры расскажет об изменении виртуального мира раз и навсегда.

Сюжет Dragon Age II растягивается примерно на десять лет, причем каждое ваше решение влияет на его дальнейшее развитие, а для того, чтобы прославиться, вы сможете пройти различными путями. Новая боевая система позволит вам принять прямое участие в грандиозных боях и оказаться в самом центре сражения, не смотря на выбранный класс персонажа. Кроме этого, графика в Dragon Age II создана на новом движке, позволяющем добиться еще более красивой картинки с использованием самых современных эффектов.

* Путешествие длиной в десять лет . Благодаря новому оригинальному способу раскрытия сюжетной линии игрок, перемещаясь во времени, будет оказываться в разных местах и обстоятельствах — этот своеобразный эффект неожиданности сделает игровой процесс еще более захватывающим.

* Из грязи в князи . Поклонникам Dragon Age предстоит пройти нелегкий путь от нищего оборванца до легендарного воина, и на этом пути постоянно придется делать нелегкий выбор и принимать судьбоносные решения.

* В вихре схватки . Какой бы игровой класс не выбрал пользователь — волшебника, разбойника или воина — новая, усовершенствованная боевая система обеспечит высокую динамику сражений, не позволяя расслабиться ни на секунду.

* Еще красивее . Благодаря улучшенному графическому движку мир Dragon Age заметно похорошел и стал более живым — по зрелищности игра не уступает качественным киноблокбастерам. Кроме того, она настолько увлекательна и полна сюрпризов, что будет держать игроков в напряжении до самого финала.

ОС: Windows XP (SP3)/Vista (SP2)/7;
Процессор: Intel Core 2 Duo 1.8 ГГц/AMD Athlon 64 X2 1.8 ГГц;
RAM: 1 Гб (XP)/1.5 Гб (Vista/7);
Видеокарта: 256 Мб;
HDD: 7 Гб;

2011-й станет годом грандиозной битвы сразу нескольких ролевых гигантов. Dragon Age 2, Deus Ex: Human Revolution, The Witcher 2: Assassins of Kings, The Elder Scrolls 5: Skyrim, Mass Effect 3… Уф-ф, кажется, все перечислил. Нехило, не правда ли? Кто победит - пока неизвестно, однако первого претендента мы уже успели пристально изучить и оценить его шансы на разного рода титулы и регалии. Сомнений в том, что BioWare преуспеет и сваяет достойное продолжение Origins за столь короткий срок (порядка двух лет), было предостаточно. Подтвердились ли они?

Привет из Ферелдена

Впрочем, какими бы ни были дальнейшие впечатления, на старте настигает разочарование: выбрать расу главного героя — нельзя. Либо соглашаемся управлять человеком, либо гневно давим на Alt+F4. Сотен уникальных фраз, которые доведется услышать исключительно эльфу, выросшему в резервации, или гномьему аристократу, следовательно, не дождемся. Еще более обидно то, что завязка нынче — общая для всех трех классов; меняются лишь незначительные детали сценария.



Собственно, в центре повествования — Хоук, выходец из ферелденского города Лотеринга. Местечко это, если помните, Серому Стражу и компании довелось посетить в Origins. После отбытия бесстрашных друзей по делам поселение пожирает Мор, так что Хоуку с семьей приходится спасаться от порождений тьмы бегством. По пути приключенцы встречают нашу старую знакомую ведьму Флемет, которая помогает им добраться до Киркволла — города, расположенного к северу от владений тейрна Логейна. Там наш подопечный с родней и оседает на ближайшие несколько лет.

Узнаем мы о непростом житье-бытье бедолаг из уст гнома Варрика. Его допрашивает Искательница Истины Кассандра, желающая узнать, с чего вдруг новоиспеченному Чемпиону Хоуку вздумалось стравить между собой Круг магов и храмовников. Проблема же заключается в том, что вся история полурослика — бесстыдный «филлер», дающий весьма хилый пинок основному сюжету. За тридцать с лишним часов мы услышим полноценную повесть о беженце из Лотеринга, но за пределы Киркволла происходящее не выйдет. Не расскажут нам ни о мотивах Флемет, ни о том, что случилось с нашим Стражем и как он связан с отважным погорельцем. За подробностями — в Dragon Age 3 . И в парочку DLC, надо полагать.



На пути к успеху

Ну а в DA2 нам предлагают взглянуть, как Чемпион мотался по пяти районам Киркволла и его окрестностям, выполняя поручения всех, кто попросит. Выбор «профессий» нехитрый — либо почтальон, либо наемник. Романтика настоящего эпического приключения из Dragon Age испарилась. Прежде всего потому, что, когда тебя в тридцатый раз посылают в другой конец измозолившего глаза города с просьбой поговорить с кем-нибудь или спровадить на тот свет очередного буку, становится вовсе не до атмосферы.

Обещание разработчиков показать разные облики крепости, которая будет меняться с течением времени, — пшик. Что бы ни происходило в жизни нашего героя, Киркволл остается статичным. Внимание к деталям — вообще нулевое: например, трупы в доме сопартийца Фенриса годами валяются без намека на тлен. Чудеса…

Усиливает раздражение непростительно малое количество подземелий — всего их наберется не больше полудюжины. Когда ближе к финалу Чемпиона посылают разгребать ну очень темное и важное дельце в сто раз виденный подвал — хочется смеяться. И это — в сюжетных заданиях, которые вроде бы должны быть самыми проработанными, неповторимыми и интересными. С побочными все проще — их хотя бы можно не выполнять. Халтура, какой не сыскать даже в иных бюджетных ролевках.



«Поговори со мною по душам…»

Вообще, в свежем творении BioWare недостаток наполнения заметен буквально во всем. Опустим даже тот факт, что нам запретили переодевать товарищей, оставив только возможность раздавать оружие, кольца, ремни да амулеты. Об этом авторы заранее честно предупредили, какой бы спорной находка ни была. А как вам такое — с большинством торговцев теперь нельзя просто поболтать? Если в Origins едва ли не с каждым встречным продавцом или ремесленником мы заводили задушевные беседы, то в сиквеле нам позволят в лучшем случае взять еще одно дурацкое поручение и отправиться восвояси. К сожалению, на таких харизматичных работников, как денеримский кузнец Вейд, Киркволл беден.

Да что там купцы — теперь даже с компаньонами разрешено общаться лишь в выбранном создателями месте и строго по расписанию, словно в тюрьме. Напоминание о разговоре с другом в DA2 даже в отдельную вкладку дневника выносится. Приди, дескать, Хоук туда-то и поговори с Изабеллой, а не то поздно будет. Экое важное событие!



Причем с характерами товарищей полный порядок: образы — интересные, болтать с ними — хочется. Тут вам и наивная эльфийка, которой в диковинку шум городских улиц, и принципиальная капитан стражи, и маг Андерс из дополнения Awakening (этот некогда веселый и доброжелательный чародей вас, ей-богу, поразит). Оттого в разы досаднее, что разузнать о них побольше тогда, когда этого пожелаем мы, не получится.

Зато, как и в оригинале, с напарниками можно здорово поссориться. Старая шкала отношения сменила дизайн, но суть осталась примерно та же: если наши действия по душе приятелю — указатель ползет к отметке «Друг»; если ляпнули глупость или поступили не так, как советовал сопартиец, — стрелка неумолимо движется в обратную сторону. Подарков в DA2 немного, так что заглаживать вину мешком безделушек не выйдет — нужно помнить о персональных квестах, а также о редких беседах с глазу на глаз.



RPG для начинающих

Совершенно непонятные вещи произошли в сиквеле с одним из важнейших элементов настоящей ролевой игры — «крафтингом». Заботы о том, где бы подешевле купить ингредиенты для зелий или рун, остались в Origins и Awakening — отныне достаточно единожды найти тот или иной компонент. Нашли? Тогда заказывайте на рынке или в поместье столько товара, на сколько хватит денег. Благо золота полно, а цены здесь — в лучших традициях распродаж в Steam, то есть чисто символические. После похода за покупками назревает лишь один вопрос: какие упрощения ждут нас в третьей части? Может, веселый курьер будет безвозмездно приносить ящики с целебными напитками и рунами прямо к порогу нашего особняка?

Даже удивительно, что ролевую систему ножницы BioWare почти не тронули. Жаль только, что «мирные» навыки благополучно отправились на свалку. Так, в DA2 наш Чемпион по умолчанию красноречив и в развитии ораторского мастерства не нуждается. Все прочее — стандартно. Разве что категории способностей устроены несколько иначе, если сравнивать с предшественницей. Тут совершенствоваться последовательно не обязательно — дополнительные «лепестки», улучшающие уже имеющиеся навыки, можно пропускать. Но лучше, конечно, находить баланс между количеством и качеством.

Другое дело, что на среднем уровне сложности даже неумелый командир с бездарной партией вряд ли почувствует дискомфорт. Вопреки совсем уж истеричным воплям некоторых фанатов «Начала», бои не превратились в слэшер, но стали заметно легче. Теперь нас пытаются задавить прямо-таки толпами «мяса» — мародеры сваливаются чуть ли не на голову, огры выскакивают из-за угла, а безвкусная «расчлененка» демонстрируется ежесекундно. Прибегать к тактической паузе нет необходимости — особо грозные главгады в Dragon Age 2 распиливаются за пять минут. Динамично? Да. Увлекательно? Не слишком.

Наконец, последний признак всеобъемлющего оглупления серии — диалоговое «колесо» на манер Mass Effect . Знакомое кольцо из далекой-далекой галактики разделено на сегменты, каждый из которых обозначает определенную эмоцию, будь то грубость, великодушие или сарказм. Более того, разработчики пошли дальше и снабдили штуковину набором картинок, чтобы и самый бестолковый игрок не запутался. Увидели маску возле реплики — значит, сейчас подопечный съехидничает; выбрали надпись с иконкой-топором — готовьтесь к драке. Даже скупые «конспекты» высказываний читать нет необходимости — бесценные значки выручат…



***
Однако вы видите положительную оценку. Почему? Пожалуй, решающий фактор — достойная вторая половина приключения. Моральные дилеммы, непредсказуемый финал, неожиданные последствия былых поступков — все как мы любим. Несмотря на недостатки, Dragon Age 2 — неплохая ролевая игра. Некоторая нелинейность присутствует, занятные задания встречаются, а узнавать историю мира и общаться с друзьями — одно удовольствие.

Но — это «похвально» уже такое, пессимистичное. Оно смотрит в будущее грустным зеленым глазом и роняет горькие слезы. Что же случится с серией в Dragon Age 3 ? Остается только гадать.

Плюсы : колоритные товарищи; третий и четвертый акты хороши; среди безликих побочных квестов встречаются и весьма добротные.
Минусы : тотальное упрощение всего и вся; скучные сражения; неуместная диалоговая система; «филлерный» сюжет; дефицит наполнения — локаций, запоминающихся событий и ярких личностей.

Статьи по теме: