Математические настольные игры. Математические игры своими руками. Дидактические математические игры для дошкольников

Уроки математики далеко не всегда вызывают у детей бурю восторга. Но это легко изменить с помощью увлекательных развивающих настольных игр! Установить с математикой приятные отношения проще в игровой форме, чем за скучным сложением в столбик. Сыграйте в «Турбосчет» и предстоящая контрольная или зачет вызовет у ребенка азарт, а не тревогу. Эта игра создана для детей от 6 лет, а считать в ней юные математики будут зверей и птиц. Также игра развивает внимание к деталям и визуальную память.

Для детей постарше больше подойдет игра «Ратуки». С ней очень легко приобрести отличную реакцию и научиться быстро считать. Самое интересное в «Ратуки» то, что числа на картах изображены разными способами, например палочками, жестами или римскими цифрами.

Если хочется поупражняться в устном счете всей семьей и получить массу удовольствия, выбирайте игру «7 на 9». Эта настолка - самый веселый способ научиться молниеносно считать в уме или просто отлично провести время. Чем больше компания игроков – тем более остросюжетной будет партия!

Развивающие игры пробуждают интерес к учебе, за это их любят не только дети, но и родители.

Сборник математических игр

(для детей дошкольного возраста)

Павлодар 2016 ж

Составитель: Романевич Т.Ф.

воспитатель я/с №86

г. Павлодара

Содержание

    Пояснительная записка…………………………………………………..3

    Игры с цифрами и числами………………………………………………4

    Игры с геометрическими фигурами…………………………………….11

    Игры по разделу величина………………………………………………18

    Игры на логику………………………………………………………….. 20

Пояснительная записка

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания.

Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Предлагаю вашему вниманию авторские дидактические игры.

Игры с цифрами и числами

1. Дидактическая игра «Собери цветочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.


2. Дидактическая игра «Саночки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки - саночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается

Игра может проводиться до трех раз.


Возраст 5-6 лет

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурочка разноцветных, картинка или игрушка белочка.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку о белке:

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть

Надо грибы

Для зимы собирать.

(Белка)

Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.

Усложнения:

Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.


Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 6,7,8.

Оборудование: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку об осени:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.

(Осень)

Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.

Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам.


Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?

5.

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12.

Оборудование: картинка бабы Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши.

Методика проведения:

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского "Федорино горе":

"И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

"Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу! "

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит. "

Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре?

Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки: больше, меньше или равно!

Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание.



6. Дидактическая игра «Рыбалка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.

Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.

Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.

Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

7. Дидактическая игра «Большая стирка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения:

Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.


8. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.


9. Дидактическая игра «Морское путешествие»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение решать примеры на + и – в пределах 6 - 11.

Оборудование: карточки лодочки с примерами на + и – в пределах от 6-11; четыре причала с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, выбрав себе лодочку, и разойтись по группе. Дети выбирают карточку-лодочку, гуляют по группе, внимательно рассматривают ее, считают свой пример. По сигналу воспитателя «Швартуйся!»: дети выбирают нужный причал и причаливают свою лодочку.



Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Игры с геометрическими фигурами

1. Дидактическая игра «Портрет»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

Кто получился?

Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.


«Птичка» «Кошка»

Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в подгруппах.

2.Дидактическая игра «Приключения колобка»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать круглые формы в овощах, фруктах и ягодах.

* Упражнять в умении называть различать основные цвета.

* Развивать логическое мышление.

Оборудование: картинки - колобок и радуга, картинки овощей, фруктов и ягод по цветам радуги круглой формы.

Методика проведения:

Воспитатель:

Сегодня к нам гости пришел сказочный герой: он круглый, от бабушки ушел. Кто это?

Правильно, колобок!

Выставляет картинку колобка на доске.

Колобок приглашает вас в путешествие. Катился колобок по лесу и вдруг увидел, как облачко опустилось на полянку, а из него волшебная разноцветная дорожка показалась. Что это за дорожка такая?

Правильно, это радуга!

Выставляет на доску картинку: облако с радугой.

Захотелось нашему колобку прогуляться по радуге. Запрыгнул он на красную полоску радуги и вдруг превратился…

Как вы думаете, чем мог стать наш колобок на красной дорожке? Какие овощи, фрукты или ягоды бывают круглыми и красными?

Помидор яблоко редиска малина

Молодцы, ребята. И покатился наш колобок дальше на оранжевую полоску.

Апельсин хурма тыква мандарин

И покатился наш колобок дальше на желтую полоску.

В какие овощи, фрукты или ягоды мог превратиться наш колобок?

Помидор яблоко абрикос репка

И покатился колобок дальше - на какую дорожку?

Правильно, на зеленую.

Игра продолжается по аналогии.

Зеленая полоска радуги

Зеленое яблоко горох арбуз капуста виноград крыжовник

Голубая полоска радуги

Голубика

Синяя полоска радуги

Синий виноград

Фиолетовая полоска радуги

Слива капуста картошка

Воспитатель:

Вот и закончились приключения нашего колобка!

3. Дидактическая игра «Почини платье»

Возраст 5-6 лет

Цель:

Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.

4. Дидактическая игра «Почини сапоги»

Возраст 4-5 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание детей на сапоги: сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить: найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку.

Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает: куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

5. Дидактическая игра «Рассели гостей»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)

Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры.

Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на круг, и т.д.

6. Дидактическая игра «Расскажи, что изображено на картинке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение видеть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) в изображении предметов окружающей действительности и называть их.

Оборудование: картинка с изображение предметов из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, что он видит на картинке и из каких геометрических фигур состоит предмет.

Например, желтое солнышко – оно круглое, облака – овальной формы и т.д.

7. Дидактическая игра «Подбери пару варежке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

Оборудование: карточки-варежки, с изображением на них орнамента из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку помочь подобрать пару варежке и рассказать, каким узорам они украшены.

8. Дидактическая игра «Прятки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

*

* Развивать логическое мышление, умение анализировать.

Оборудование: карточка с изображением; набор геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и назвать, какие фигуры изображены на карточке. Обращает внимание, что геометрические фигуры расположены в ряды, некоторые спрятались. Воспитатель предлагает поставить по местам геометрические фигуры.

9. Дидактическая игра «Укрась салфетку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

* Развивать логическое мышление, воображение.

Оборудование: карточка 15 x 15; набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям украсить салфетки для своих мам геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребенок должен рассказывает: какими фигурами украсил салфетку и где их располагал.

Игры по разделу величина

1.Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания.

* Уточнить названия цветов.

Оборудование: овалы разного цвета и величины.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет, составить пирамидку.

2. Дидактическая игра «Собери яблоки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Упражнять в умении соотносить предметы с нужной величиной.

Оборудование: картинка с изображением яблони, яблочки разной величины: большие, поменьше и самые маленькие, 3 корзинки разной величины.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку:

Загляни в осенний сад
Чудо - мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.

(Яблоко)

На столе перед ребенком раскладывает картинку яблони с яблоками разной величины, уточняет одинаковые ли по величине яблоки на яблоне.

Демонстрирует ребенку корзинки, уточняет какие они по величине, предлагает собрать яблоки в нужные корзинки.

3. Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький.

* Упражнять в умении раскладывать предметы слева направо в порядке возрастания и убывания.

Оборудование: карточки с изображением посуды разной величины: большие, поменьше и самые маленькие.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду, которая лежит перед ними на столе, уточняет названия, цвет и величину.

Предлагает навести порядок на кухне, расставив посуду в порядке убывания, возрастания слева направо.

Дети расставляют посуду, называют в порядке убывания, возрастания.

Игры на логику

1. Дидактическая игра «Сказка по клеткам»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.

Оборудование: карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку.

Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в лесу».

Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.


Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас!

2. Дидактическая игра «Фантазеры»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение строить по схеме из деталей игры.

*

Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо».

Методика проведения:

1 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли.




2 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры.

Дети придумывают изображения зверей и птиц.

3. Дидактическая игра «Вырастим цветы» (Блоки Дьеныша)

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить знания о геометрических фигурах.

* Упражнять в умении «читать» схемы-указания.

* Развивать образное мышление, воображение.

Оборудование: карточка-схема - «Полянка со стебельками», наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники по 5 шт. красные, синие и желтые; схемы для серединок и лепестков цветов, готовый образец.

Методика проведения:

Воспитатель показывает схему полянки:
- Ребята, посмотрите, на цветочной полянке случилась беда: злая волшебница заколдовала цветы - сделала их невидимыми. Волшебной стране срочно нужна ваша помощь, нужно расколдовать цветы.

Внимательно рассмотрите схемы для серединок и положите правильно нужные геометрические фигуры. А сейчас рассмотрите схемы для лепестков, будьте очень внимательны, и выложите лепестки нужными геометрическими фигурами.

Воспитатель для проверки предлагает готовый образец. Оценивает деятельность детей в игре, хвалит выполнивших правильно задание. С теми, кто затруднился, проводит индивидуально еще раз игру.

Схемы для серединок цветов.

Схемы для лепестков.

Готовый образец:

4. Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.

Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы.

Методика проведения:

Воспитатель читает загадку и предлагает детям из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.


По волнам дворец плывет, Закружу, заверчу, в небеса улечу.
На себе людей везет. (вертолет)
(корабль)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

5. Дидактическая игра «Реши задачку»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.

Оборудование: фасоль в тарелочке на каждого ребенка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.

*** ***

Как-то ночью под кусточком Пять ворон на крышу сели,

Грибы выросли опять. Да еще к ним прилетели.

Два грибочка, три грибочка. Отвечайте быстро, смело

Сколько будет? Ровно...(пять) Сколько всех их прилетело? (семь)

10 СВИНОК

Производитель: Zoch
Возраст: от 6 лет
Количество игроков: 2-8
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: внимание, навыки сложения и вычитания, тактические навыки.

В настольной игре «10 свинок» побеждает тот, кто лучше всех умеет считать до 10-ти и сможет собрать наибольшее количество карт. Правила игры просты: перетасовав колоду и получив по три карты с симпатичными изображениями свинок в образах героев сказок на руки, игроки по очереди открывают их. Первый игрок кладет свою карту, произнося цифру на ней вслух и тут же добирая из колоды другую. Затем второй делает то же самое. И так – один за другим. Если в сумме всех чисел на всех картах на столе получается 10, владелец последней цифры, громко крикнув: «10 свинок!», забирает все карты себе. Если сумма чисел больше десяти, карты забирает следующий игрок. В игре участвуют и карты «джокеры»: свинка-русалка, позволяющая как добавить пять чисел, так и вычесть их, и свинка-лягушонок, способный обнулить всю сумму на столе. Для более опытных игроков возможна игра с позицией «равенство». Игра подходит к концу, когда нельзя больше разыграть ни одной карты, а побеждает тот счастливец, который набрал их больше всех.

Наше резюме

ХАЛЛИ-ГАЛЛИ

Производитель: Amigo Spiel
Возраст: от 5 лет
Количество игроков: 2-6
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: внимание, реакцию, навыки устного счета.

В этой игре, помимо привычных карточек, «участвует» и звонок. Он-то и придает этой развивающей игре особенный азарт. Игра получается шумной и очень веселой. Итак, есть карты, на них изображены фрукты. На каждой - один вид фруктов в количестве от 1 до 5. Карты раздаются поровну между участниками, а в центре стола ставится звонок. Для интриги очень важно, чтобы свои карты все игроки открывали одновременно. И, как только на открытых картах всех игроков в сумме оказывается ровно 5 фруктов одного вида или у кого-то выпадает одна карта с пятью фруктами – надо хлопать по звонку и забирать все открытые карты себе. Но просто позвонить в звонок мало. Надо не забыть крикнуть громко и торжествующе: «Халли-Галли!». Конечно, попадаются такие невнимательные (или непослушные) игроки, которые звонят в звонок не по правилам. В этом случае, игрок, ошибочно хлопнувший по звонку, в качестве штрафа, отдает по одной из своих карт каждому участнику состязания. Оставшиеся без карт, выбывают, побеждает обладатель всей колоды.

Наше резюме

Что детям нравится в этой игре больше всего? Звонить в звонок, конечно! Однако это еще нужно заслужить, как следует потрудившись. Ребенку предстоит сосредоточиться и, одновременно внимательно следить за своими картами, отслеживая действия всех противников. Но долго думать здесь не получится. Надо соображать быстро, потому что и игра энергичная, и в любой момент тебя могут опередить. Хотя производители рекомендуют играть в игру с 5-ти лет, опыт многих семей показывает, что дети помладше также не испытывают особых трудностей в ее освоении. Особенно, когда дело касается звонка.

ШУСТРЫЙ САДОВНИК

Производитель: Zoch
Возраст: от 7 лет
Количество игроков: 2-5
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: устный счет, память, внимание, реакцию.

Игрокам, в этой игре предстоит стать садовниками, собирающими богатый (или не очень) урожай яблок и груш в собственном саду. Грушевый, яблочный или садик с червячками – это 80 карточек с забавными иллюстрациями (20 карт урожая и 60 карт плодов). Карты сбора урожая - те же яблоки, груши и червяки, но в банках, коробках и корзинах. И есть деревянные жетоны с цифрами 1, 2 и 3 - от того, какой жетон игрок схватит, зависит порядок высказывания предположений о составе его урожая. Фрукты созрели, надо срочно собирать, пока все не сожрали червячки! Поэтому играть надо быстро.

Карты с плодами раздаются всем игрокам поровну, и по очереди выкладываются в центр стола одна на другую, а игроки считают в уме отдельно яблоки, груши и червяков. Когда появляется карта урожая, необходимо, как можно быстрее и точнее назвать сумму подсчитанного. Победитель – самый быстрый. Второй вариант игры заключается в том, что игрокам нужно поочередно «собирать фрукты», т. е. открывать карты и отслеживать, когда на открытых окажется ровно 11 плодов одного вида. Первый заметивший получает карту. Если ошибся – возвращает. Побеждает тот, кто собрал самый большой урожай.

Наше резюме

Все игровые элементы игры сделаны очень качественно – их приятно держать в руках, а симпатичные яблоки, груши и гусеницы на карточках будто смеются и подмигивают маленьким и большим участникам. И это может отвлекать неопытного игрока. Тем более что в процессе игры приходится постоянно считать в уме, что для младших школьников не слишком просто. Шустрый Садовник это одновременно карточная игра на память, на скорость реакции и внимательность. Здесь нужно думать, и думать очень быстро и точно.

7 НА 9

Производитель: Magellan
Возраст: от 8 лет
Количество игроков: 2-4
Время игры: 2 - 5 минут
Развивает: реакцию, устный счет, внимание.

Отличие этих карт от обычных в том, что на них изображено сразу два разных числа: одно большое в центре, другое - в левом нижнем и верхнем правом углах - маленькое. Числа на картах - от 1 до 10. Игра начинается с одной карты в центре стола. Например, с той, на которой изображена большая пятерка и двойка. Вот двойку по выбранному правилу игры, нужно либо прибавить к семерке, либо из семерки вычесть. А другую карту, где указана сумма этих чисел (большой цифрой) положить сверху. Получается - либо девятку, либо пятерку. Если есть нужная карта, ее скидывают немедленно. Выигрывает тот, кто первым избавляется от всех своих карт и не забывает крикнуть при этом: «Семь на девять!»

Наше резюме

Ребенок уже неплохо умеет считать, вычитать и прибавлять? С этой игрой его умения возрастут еще более. Детей она учит арифметике, попутно улучшая реакцию и внимательность, а взрослым поможет расслабиться и снять стресс после насыщенного трудового дня. Чтобы получить максимум удовольствия, советуем играть большой, разновозрастной компанией. Если есть карточные игры неторопливые и есть быстрые, то эта – просто бешеная. Да и покричать победителю, после пережитых волнений всегда приятно! Несомненный плюс игры - ее компактность, позволяющая не расставаться с «7 на 9» в любом путешествии.

РАТУКИ

Производитель: Magellan
Возраст: от 7 лет
Количество игроков: 2-5
Время игры: 10 – 20 минут
Развивает: реакцию, внимание, навыки счета.

«Два! Один! Ой, я запутался! Три! Ратуки!» И шелест карт, и смешки, и стоны, и все это в быстром темпе. Вот такая она, игра «Ратуки», в которую с одинаковым интересом играют и взрослые, и дети. Цель игры – набрать 100 очков, обойдя в этом своих соперников, с помощью карт, на которых, в виде символов или рисунков представлены числа от 1 до 5. Партия разбивается на отдельные раунды, в которых игроки будут использовать карты своих колод.

Раунд проходит следующим образом. Любой игрок может начать стопку, выложив с руки на стол «единицу» (таким образом, одновременно могут существовать столько стопок, сколько игроков). Её можно накрыть «двойкой». В дальнейшем все следуют одному правилу: можно выложить карту, число которой на единицу выше или ниже числа верхней карты стопки розыгрыша. Выложив «пятёрку», игрок отправляет всю стопку розыгрыша в свой отбой. В игре нет понятия передачи хода - все действуют одновременно, по принципу «кто успел». А, кто успел раньше всех, говорит: «Ратуки!»

Наше резюме

Игра не только совершенствует навыки счета, но и учит быть крайне внимательным. Здесь все играют, одновременно выкидывая карты. И нужно, прежде чем успел подсчитать и выкрикнул свою цифру первым, разобраться, какую, собственно, цифру образуют из себя запутывающие изображения. Ведь цифры на игральных карточках изображены и в виде римских и арабских цифр, и обозначены текстом, и даже в виде пальцев руки. Легко и запутаться в суматохе общего азарта!

ЗЕМЛЯНИЧНЫЕ ТРОПИНКИ

Производитель: Logis
Возраст: от 3 лет
Количество игроков: 1 4
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: устный счет, мелкую моторику.

Это такая добрая игра, что здесь даже не бывает проигравших. К каждому игроку-«медвежонку» тянется земляничная тропинка из карт. Переворачивая в свой ход крайнюю карту, он берёт из лукошка столько бусинок-ягодок, сколько указано на карте, и нанизывает их на «шнурочек». Последние две карты в каждой тропинке показывают, сколько бусинок-ягодок игрок должен отдать и куда: в бабушкин пирог или в дедушкин. Тот, у кого на шнурочке осталось меньше всего бусинок - самый добрый медвежонок, его нужно обязательно похвалить. Ну и наконец, игроки вместе считают, в каком пироге оказалось больше всего земляничек - в бабушкином или в дедушкином.

Наше резюме

Любая игра имеет свою цель. И, если у многих карточных игр главная цель игрока, например, первым остаться без карт или, наоборот, набрать их больше всех, то для малышей нужен другой стимул. В этой игре он очень подходящий и выполняет даже воспитательную функцию. Разве не благородно не просто выиграть, но стать самым добрым медвежонком? И для этого не просто сыграть удачно, а потрудиться.

ТУРБОСЧЕТ

Производитель: Банда умников
Возраст: от 5 лет
Количество игроков: 2-8
Время игры: 10 – 15 минут

Весёлая и очень динамичная обучающая игра, мгновенно увлекающая и детей, и взрослых. Итак, дано: две колоды, одна с животными, другая с заданиями. Перетасовав колоду, все карты из колоды с животными раздаются игрокам. Участники, не глядя, кладут их перед собой стопкой, лицом вниз. Из колоды в центр стола выкладывается карточка с условием, а игроки по очереди открывают карты со случайным количеством животных одного из видов. (Важно, чтобы каждый игрок выкладывал карты так, чтобы видеть их последним - то есть брал их за дальний от себя край карты). Если условие выполняется, нужно первым накрыть ладонью карту с условием, выкрикнув: «Турбо!» Накрыв карту с заданием первым, игрок забирает себе все открытые карты других игроков, и складывает их вниз своей колоды. Каждый раз, когда кто-то выигрывает раунд и забирает открытые карты - выкладывается следующая карта с заданием, а сыгравшее задание уходит в биту. Если у игрока кончились карты - он выбывает из игры.

Наше резюме

Игра не просто учит хорошо считать, она формирует математическое представление. Сначала ребенок учится быстро пересчитывать, а затем, постоянно и ежесекундно сравнивая и сопоставляя количество предметов с числами, мгновенно «фотографировать» нужное. Малыш постепенно, таким образом, переходит от умения называть числа по порядку к умению свободно оперировать числами. Причем, полезно это, как для дошкольника, так и для уже неплохо знакомого с числами школьника. Такие понятия, как «равно», «больше» и «меньше» на практике игры в «Турбосчет» станут намного понятнее. А все возрастающие уровни сложности позволят, с негаснущим интересом играть в игру долгое время и разным по возрасту игрокам. Дополнительный плюс игре – иллюстрированные правила, в которых дети могут разобраться самостоятельно. Есть даже варианты правил, позволяющие использовать игру для занятий по математике с малышами от 4-х лет.

ФРУКТО-10

Производитель: Банда умников
Возраст: от 6 лет
Количество игроков: 2-8
Время игры: 10 – 15 минут

Развивает: устный счет, внимание, наблюдательность, визуальную память

Здесь карточки не квадратные, а круглые. И, согласитесь, эта форма ближе к очертаниям фруктов. Цель игры - первым найти фруктовую десятку на двух карточках. Чтобы получилась фруктовая десятка, нужно найти на двух карточках фрукты, которые в сумме составят ровно десять. Легко? Но при этом фрукты должны непременно совпадать либо по типу (два яблока, три клубники и т.п.), или по цвету. Получается увлекательное соревнование в математической зоркости и арифметической скорости. Игрокам, подбирая варианты, нужно выполнять десятки действий с числами за короткое время! Нашедший, забирает карточки себе. Остальные карты перемешиваются и сдаются заново. Игра неизменно проходит в высоком темпе, «на одном дыхании», что всегда вызывает бурю эмоций.

Наше резюме

Поскольку это игра долгоиграющая, т. е. усложняющаяся, да еще и в разных вариантах, играть в нее не надоедает. Начинает ребенок с малого, а затем ему, конечно, хочется усложнений. И они будут прибавляться, как будут прибавляться и познания ребенка в математике. Чтобы стать победителем, здесь необходимо учиться быстро соображать. И, играя во «Фрукто 10» можно учиться считать с азартом, в отличие от традиционного выучивания наизусть состава чисел, «таблицы сложения» и решения столбцов скучных однотипных примеров. Игра не только автоматизирует устный счёт, но и замечательно тренирует концентрацию внимания, умение быстро подбирать решения - поэтому её рекомендуют не только педагоги, но и школьные психологи.

Фотоматериалы предоставлены компаниями Мосигра и Игровед

02.06.2016 Viktoria Soldatova

Приветствую всех родителей, заботящихся о развитии своих детей в интерактивной форме. Сегодня мы с вами обсудим математические игры для дошкольников. При этом затронем разные их варианты. Уже не раз говорилось, что все дети индивидуальны, именно поэтому вам уважаемые родители, нужно подобрать вид игры, который заинтересует вашего дошкольника. Ведь только увлеченность занятием даст стимул к развитию математических способностей.

  1. Дидактические
  2. Подвижные
  3. Настольные

Давайте с вами вспомним что такое игра и почему она так важна нашим детям. В ней участвуют два или более игроков, которые применяют смекалку, выстраивают стратегии, соблюдая при этом правила. Конечный результат зависит от поведения и применения знаний всех игроков в данных направлениях. Помимо развлекательного характера подобные забавы несут очень серьезную обучающую функцию. Во взрослой жизни математические игры находят применение в таких профессиях как экономист, политик, юрист. Очень советую почитать о теории игр на Википедии .

Организуя жизнь детей в игре, родители развивают многогранную личность дошкольника. Таким путем дети узнают новое, учатся сосредотачивать внимание, развивают память, творческие способности, логическое мышление, воображение.

Дидактические математические игры для дошкольников

Развивать математическое мышление можно с раннего детства. Для этого существует множество игровых способов, одним из которых являются дидактические игры. Они содержат в себе: поставленную задачу, действие по правилам, результат. Задания усложняются в соответствии с возрастом. Если в 2 года ребенку показываете логическую цепочку из 2 предметов, то старшему дошкольнику в 5 лет можно ее выстраивать из 4-5 предметов. Условия подобных игр – выполнение учебной цели и их проведение в интерактивной обстановке.

Дидактическая игра – Геометрическая мозаика

У нас она живет уже очень давно, но не теряет своей актуальности. Подобный материал можно подготовить самостоятельно, вам нужно будет вырезать из цветной бумаги множество разных геометрических фигур. Затем подготовить карточки с узнаваемыми ребенком объектами. То и другое заламинировать.

Поначалу ребенок просто копирует то что видит на готовом рисунке, при этом учится сопоставлять детали по форме и цвету, тренирует внимательность. Затем сам начинает фантазировать и уже может создать свои изображения без опоры на образец. Теперь включается воображение, наглядно-образное мышление. В обоих случаях развивается мелкая моторика.


Источник фото maam.ru

Наша дидактическая геометрическая мозаика покупная. Она хранится в удобном чемоданчике, все детали деревянные с магнитом на обратной стороне. Таким образом мой дошкольник может собирать сюжеты не только на стенках чемоданчика, но и на магнитной доске висящей и нас на стене. Прилагаются карточки с 50 изображениями разного уровня. Вот такую простую чашку можно собрать на начальном уровне.

На сегодняшний день моему сыну 5 лет 7 месяцев, и порой он все еще хочет работать по образцу, используя более сложные модели. Но чаще его можно застать за сборкой собственного рисунка. Прелесть подобного приобретения не только в компактности хранения и уверенности, что детали не потеряются. Но также в возможности принести собранное родителям и показать что получилось.

Если мама принимает непосредственное участие в занятиях, то в процессе ненавязчивого называния фигур, ребенок обязательно их усвоит. Вместе можно составлять сказку из получившихся персонажей. Более подробно об можно прочесть в отдельной статье. Со временем попробуйте поиграть в “Угадай что это”. Дошкольник самостоятельно собирает рисунок, а родитель должен угадать что на нем изображено. Создавайте шедевры поочередно. Еще интересней если пришли маленькие гости, тогда развлечение обеспечено всем.

Наш набор я приобрела в Амазон, он выпущен компанией Imaginets . Это действительно качественный продукт. Но если вы не проживаете за пределами России, можно посмотреть подобные мозаики в Интернет-магазинах. Обращайте внимание на разнообразность геометрических фигур и наличие карточек с образцами.

Дидактическая игра – Что неправильно?

В нее можно играть как с предыдущими магнитными фигурами, также и с объемными. Дидактическим материалом могут быть любые игрушки в наборе, счетные мишки разных цветов, природный материал – шишки и желуди, например. Играть лучше с несколькими детьми, чтобы присутствовал соревновательный эффект, тогда действительно получается весело. Игроки отворачиваются, родитель быстро расставляет логическую цепочку в которой нарушен ход. Это может быть фигура другого типа, другого цвета, ее отсутствие в логической цепочке или наоборот излишнее присутствие. По команде игроки поворачиваются и быстро произносят увиденную ошибку. Выигрывает тот, кто больше раз определил ее.

Лучше договориться заранее до какого счета играть, мы обычно соревнуемся до 10, а потом хочется повтора . Александр соревнуется с папой, а я устанавливаю логические цепочки. Что развивает эта детская дидактическая игра:

  • Внимательность;
  • быструю реакцию;
  • словарный запас (нужно точно выразить свою мысль);
  • знание точных названий геометрических фигур или цветов (в зависимости от выбранного варианта).

На моем блоге уже были описаны интереснейшие математические игры с дидактическими материалами, которые я делала своими руками, в статье .

Подвижные математические игры для дошкольников

Движение важно всем детям, но именно средним и старших дошколятам оно жизненно необходимо. И если девочки могут спокойно сидеть и собирать мозаику в течении 15-30 минут, то мальчикам это просто не дано природой. Поэтому, планируя математические игры для дошкольников я не могла обойти такой важный их вид как подвижные. Наблюдая за детьми, могу сказать, что подобные занятия приносят удовольствие и мальчикам, и девочкам.

Мои постоянные читатели уже знакомы с Эстеллой, подружкой Александра, которая по понедельникам приходит к нам в гости. Я всегда стараюсь организовать досуг ребятам и предлагаю им мои игры, когда вижу перерыв в их собственных. Дети с удовольствием воспринимают предложения поиграть, я в этих развлечениях участвую только как комментатор и арбитр.

Подвижная игра – Собери правильный предмет

Нам понадобилось:

  • 4 стула;
  • несколько видов геометрических фигур;
  • 2 емкости куда складывать.

Эту математическую подвижную игру я проводила на террасе. Четыре стула поставила попарно друг от друга на приличном расстоянии. В одном конце выложила геометрические фигуры, в другом поставила емкости для принесенных трофеев. Объяснила детям правила игры:

У каждого на стуле есть геометрические фигуры по 8 штук каждой. Взяла их в руки и мы назвали виды – это нужно сделать, чтобы убедиться, что все игроки их знают. Дети становятся около стульев с корзинками, на счет 3 бегут к стулу с фигурами и берут только одну из заданных. Возвращаются, чтобы положить ее в емкость и так до тех пор пока не соберут все 8 штук. Выигрывает тот кто собрал первый.

Итак, мною были подготовлены: квадраты, круги, цилиндры, треугольники, прямоугольники, кубы. Все предметы я выбрала из имеющихся игрушек, стараясь, чтобы геометрическая фигура была сразу узнаваемой. Три вида фигур положила на стул каждому ребенку. В первом раунде предлагалось перенести в корзинку Александра – квадрат и Эстеллы – треугольник. Во втором, круг и прямоугольник, а в конце оставшиеся цилиндр и куб. В завершении игрокам уже не нужно выбирать правильную фигуру, но азарт подвижной соревновательности продолжает присутствовать.

Если вы уверены, что ваши дошкольники знакомы с объемными геометрическими фигурами, то игру можно усложнить выбрав только их. Также можно подобрать предметы похожие на определенную форму. Например лопатка или пластмассовое деревцо напоминающие треугольник, мячик – шар, колба для экспериментов – цилиндр. Оглядитесь вокруг и уверена, что вы найдете подходящие предметы.

Подвижная игра – Соедини точки с цифрой

По стилю проведения она похожа на предыдущую. Но в этом случае игрокам нужно положить карточку с цифрой на карточку с таким же количеством точек. У нас все еще остался набор “Математика с пеленок” от компании Умница, именно им я и воспользовалась. Подобные карточки легко сделать самим, так как вам понадобится небольшое их количество. Точки можно проставить от руки или наклеив липкие кружочки, как на товарах со скидкой.

Подобные подвижные математические игры для дошкольников развивают знание цифр, их сопоставление с количеством, внимательность, соревновательность и стремление к победе. Эстелле был подготовлен набор карточек от 0 до 10, Александру от 20 до 30. Сразу стало понятно, что у девочки ноль вызвал затруднение, а мальчик не смог в быстром темпе определить на глаз большое количество точек. Объяснить понятие нуля не составило труда, а вот Александру мне пришлось заменить карточки от 11 до 21. Дети играли 4 раза, счет 2:2 .

Чтобы разместить большие карточки с точками, мы перешли в квартиру. Сдвинув обеденный стол в сторону, удалось получить 4 метра разбега . Описанные мною две математические игры, дали детям возможность не только подвигаться, но также было видно, что они воспринимаются ими как развлечение.

Настольные математические игры для дошкольников

Я опишу только несколько математических настольных игр, которые у нас есть в наличии и заслуживают внимания. Чем они хороши? Во-первых, настольные игры увлекают всех членов семьи, что имеет большую вероятность совместного времяпрепровождения. Во-вторых, их не нужно подготавливать, как те о которых я написала выше. В-третьих, они направлены на развитие разных аспектов: знания состава числа, умение складывать числа, развивают логику.

Чтобы завершить рассказ об играх детей у нас дома, напишу сразу о напольной игре. Хотя если у вас есть длинный стол, то она может стать и настольной . Richard Scarry’s Busytoun – такого ее название и конечно же она будет любима детьми, которые знакомы с книгами этого автора: Город добрых дел, Книжка про машинки , Книжка о хорошем поведении. Возрастная категория игроков 3+, с этим я абсолютно соглашусь, но и ребята старшего дошкольного возраста тоже с удовольствием в нее играют. Я приобретала ее в Амазон, если вы введете в русский поисковик название, то увидите эту математическую игру для детей на русском рынке.

Я бы сказала, что это первый шаг в счете, так как здесь игрокам после прокручивания стрелки, нужно сделать определенное количество шагов на пути к цели. Ребята развивают умение играть по правилам, соблюдать очередность, внимательность – это здесь один из главных факторов, знакомятся с песочными часами. Суть заключается в следующем:

Игроки выбирают себе персонажи из любимых книжек, всего их 4. По очереди крутят стрелку и в зависимости от ее остановки, применяют действия: отсчитывают шаги принимая решения по выбору дороги, ищут указанный объект. Персонажи двигаются к острову на котором расположен пикник с едой. На острове сидят поросята, которые как известно, очень прожорливы. Если стрелка остановилась на поросенке, то одно из блюд “съедается” противниками. Цель – прибыть на остров до того как поросята всё съедят.

Необычность игры в том, что проигравшего игрока здесь нет, так как играют против поросят. Это командный выигрыш или проигрыш. Вы наверное заметили уважаемые родители, что дошкольникам сложно дается проигрыш. Многие дети плачут и даже отказываются от участия. В данном случае подобное не происходит. Отмечу еще один плюс: когда стрелка выпадает на Золотого жука с лупой, нужно взять одну карточку из колоды, на которой изображен объект поиска. Переворачиваются песочные часы и дети начинают искать указанные предметы в городе. Это отлично развивает внимательность, а если вы изучаете английский язык, то послужит отличной практикой, так как рисунки на карточках подписаны на английском.

Продолжая тему деток, которые не любят проигрывать, расскажу об этой замечательной настольной игре. Она была куплена мною, когда ребенку было 4,5 года. Рекомендация 6+ меня не смутила, так как Александр уже давно усвоил счет в пределах десятка. До этого мы играли в несколько настольных игр и ни с одной не было подобной ситуации. Но в этой развивается не только сложение в пределах десятка, если быть точной до 9, а также быстрая реакция и внимательность. Ребенок не мог считать так быстро как я, а поддаваться не имеет воспитательного смысла. После нескольких проигрышей, он плакал и начал отказываться от участия. Пришлось выдержать паузу, затем объяснить, что если что-то не получается так как хотелось бы, то это можно улучшить только путем практики.

Наш вариант коробки сверху на фотографии и он абсолютно идентичен с русским. В итоге, через 2-3 месяца Александр вышел на фантастический уровень сложения в пределах 9 и стал меня обыгрывать! Прилагающийся звонок производит на детей завораживающее впечатление, мы стали использовать его и в наборе Фрукто 10, который будет описан ниже. Однозначно, говоря про математические игры для дошкольников, Халли Гали стоит на ведущем месте в практике на сложение, доведение его до автоматизма.

Очень похожа на предыдущую, но воспринимаются они совершенно по разному. Игроков может быть от 2 до 5, смысл сводится к тому же: как можно быстрее найти число 10 путем сложения. Допускаются варианты игры по цветам и по типу изображенных фруктов. Во Фрукто 10 не получается работать так быстро как в Халли Галли. Напряженная работа ума в этой игре идет не только на поиск цифр и их сложение, но и на сортировку фруктов по типу, а их на каждой картинке по 4. Чему научился мой дошкольник играя в эту настольную игру – получать 10 складывая несколько чисел. Например: 2+2+6 или 3+4+3. Подобные вычисления нужно произвести быстрее соперника и мой сын меня обыгрывает!

Даный набор выпущен компанией “Банда умников”. Проанализировав обе математические игры на сложение, я посоветую начать с Халли Галли и через время вводить . Которая хотя и рекомендуется детям 7+, но имеет множество вариантов, поэтому идеально подойдет старшим дошкольникам.

Настольная игра Калах семейства Манкала

Признаюсь, что в нашей семье ее называют просто Манкала. Это логико математическая игра на двух игроков, которая прекрасно подойдет дошкольникам и школьникам. Покупала я ее из-за деревянной коробки, представляя какие развивающие занятия смогу с ней организовать. Но придя домой и разобравшись с правилами, поняла, что ее применение будет по назначению. Она развивает логику, выстраивание стратегии, просчитывание ходов наперед. В ней нет случайных победителей, если ошибся с расчетом, то проиграл. Папа с Александром увлекаются ею очень часто – понравилась обоим. Муж видит потенциал и глубокий смысл игры.

Мне она чем-то напоминает Нарды, только кубики здесь бросать не нужно. Обязательно прочитайте об истории возникновения Манкалы , люди не могли ошибаться веками . Не советую приобретать пародии типа 2 в 1, берите именно классический Калах. Если не найдете в деревянной коробке, то есть еще картонный вариант , он будет в разы дешевле.

Ну что же дорогие друзья, надеюсь что описанные мною математические игры для дошкольников пригодятся вам в развитии детей. А настольные помогут провести совместное время с семьей весело и полезно. Напомню, что у меня уже описаны наши и игры с . Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в соц. сетях. Прошу вас не копировать текст целиком, лучше воспользоваться кнопочками ниже.

Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!

Вас также может заинтересовать:

Комментарии

    Татьяна

    Июнь 3, 2016 в 05:17

    Надя и Лука

    Июнь 3, 2016 в 05:21

    Людмила Власова

    Июнь 3, 2016 в 06:57

    Katrin

    Июнь 3, 2016 в 07:14

    Елена

Здравствуйте, друзья!

А как с математикой у ваших детей? Считаете? Решаете логические задачки и головоломки? Это, конечно, не самое главное в воспитании ребенка. Но часто никакое нестандартное мышление не будет оценено по достоинству и вообще замечено, если ребенок слаб в логике, счете, не может решить простую головоломку или всегда проигрывает в настольных играх.

О настольных играх сегодня и пойдет речь. А вернее о математических настольных играх, создателем которых является блогер — Сергей Пархоменко. Кстати, Сергей один из авторов статей в журнале “Математика в песочнице” ().

У нас несколько месяцев назад появился “Набор Умника” . Это комплект из 6 математических игр: Делисимо, Трафик Джем, Фруктовая десятка, Много-Много, Турбосчет и Геометрика.

Мы играем в одну игру в день. Это занимает не больше 15 минут, но этого вполне хватает, чтобы “закрыть тему счета и логики”.

Фруктовая десятка

Основная задача: найти на двух карточках фрукты, которые в сумме дадут 10. Но при этом должны совпадать или цвет фруктов, или тип фруктов. В итоге получается фиолетовая десятка, клубничная десятка, ананасовая десятка, оранжевая десятка и так далее.

Сначала рядом с Глебом лежала лего-коробочка. (Как ее сделать и использовать я рассказывала в журнале “Математика в песочнице” ). Хватало одного взгляда, чтобы проверить составляет 4 и 5 десятку или нет.

Делисимо

Тоже отличная игра на понимание дробей. Сначала ребенок учится визуально определять и понимать, что 2/2 и 4/4 — это одно и тоже — целая пицца. Кроме того, приходит понимание сложения дробей. Как получить ¾ пиццы? — Надо сложить половину и четвертинку!

На самом легком первом уровне в игре участвуют дроби: ½, ¼, 2/4, 2/2, 4/4, ¾. И теперь уже можно добавлять карточки с этими дробями и сопоставлять количество с начертанием и названием дроби.

Мальчишкам интересно: первое время Глеб и Марк становились на прогулке развозчиками пиццы. Благо в городе машин-пиццевозок тоже много. Так что им понятно, о чем идет речь.

Трафик Джем

Еще одна мальчишеская игра. Надо выкладывать карты, но с одним условием: каждая последующая машина в пробке должна иметь номер больше, чем предыдущая. У нас игра стала любимой, благодаря 50 различным автомобилям, которые изображены на карточках. И супер-польза: ребенок легко может назвать любое двузначное число. То есть не путает 32 и 23 или 12 и 20.

У нас после игры в комнате образовывались вот такие бесконечные автополосы:

Много-Много

Игра, которую только начали осваивать. Ее задача: дать ребенку понимание умножения. Не вызубрить “шестьювосемь сороквосемь”, а понять откуда эти 48 берутся. Начинать умножать, можно с простых игр с дыроколом. И после перейти уже к этой игре.

Но я сама в восторге от реализации: пластиковые карточки с прозрачными окошками, которые при накладывании дают окошки!

Турбосчет

Если у вас есть игра Хали-Гали, то это практически тоже самое. В Хали-Гали надо было жать на звонок, как только увидишь 5 одинаковых фруктов на картах всех участников. Здесь надо кричать “турбо!”, вместо фруктов — животные, но есть супер-фишка: каждый раз изменяются условия. То есть иногда это выражение, иногда просто число (6 любых животных). Это сильно усложняет игру, но зато дает быстрое понимание знаков больше, меньше, равно и вообще представления числовой ленты.

Геометрика

На первом уровне, для пятилеток, немного скучновата: так как основная задача — просто выбрать нужную фигуру по описанию. Например, фигуру с тупым углом или замкнутая фигура. Есть и сложные понятия: равнобедренный треугольник, фигура с прямым углом. Здесь уже приходится объяснять + добавлять свои игры. Но без этого трудно перейти к более сложным вариантам игры.

Конечно, это не единственные математические игры в нашем доме. Еще есть сет, тантрикс, блокус — обязательно расскажу о них в следующий раз. А какие математические игры есть у вас?

С Уважением, Ксения Несютина

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

    Светлана_Его-за

    Урраа! У нас тоже есть набор умника! И много других игр. Например, игра-головоломка «Час-пик». Не только для мальчишек,кстати. Серия «Шпаргалки для мамы» содержит много очень качественных игр http://www.labirint.ru/books/370029/ головоломки из спичек (на обороте ответы), http://www.labirint.ru/books/411956/
    Вся серия http://www.labirint.ru/series/30037/?onpage=100

    ОксанаБокова

    Здравствуйте, Ксения! Я совсем недавно познакомилась с Вашим сайтом и журналом, чему несказанно рада. Почерпнула много интересных идей. Правда, расстраивает то,ч то журнал нельзя распечатать — у меня страницы получаются очень маленькие, а читать все в компе неудобно. Но я хотела сказать о другом. Это, как говорится, не в обиду, это конструктивная критика, направленная на улучшение Вашего журнала, надеюсь, вы это именно так и воспримите. У Вас, к сожалению, много пунктуационных ошибок. Вот я открыла новый номер, и прямо на с. 4 читаю первый абзац, выделенный курсивом. В 3 предложениях по меньшей мере 3 пунктуационные ошибки! Одна лишняя запятая, 2 не хватает. Обратите на это внимание! Все-таки издание, претендующее на серьезность, не должно иметь таких ошибок.
    Еще раз спасибо за вашу работу!

Статьи по теме: