Сценарий интеллектуальные игры по экологии для старшеклассников. Викторины для старшеклассников. Тема: Экология. «Имеет ли человек право на жизнь?»

Игра проходит в один тур. Принимают участие команды по 6 человек с 6 по 11 классы. В команде выбирается капитан, он представляет отвечающего или отвечает сам, если у команды нет ответа.

На доске табло с номерами вопросов по восьми номинациям.

Табло соревнований

Экология

Ботаника

Зоология

Анатомия

Биоразно

Краеведение

Ход игры

В самом начале игры звучит музыкальная композиция, потом жеребьевка и капитаны тянут номер, кому начинать первым. Потом номер и номинацию называет команда, которая дала правильный ответ.

Игра началась. Продолжительность игры - 1 час, через 30 минут - пятиминутный перерыв.

Учащиеся могут отдохнуть и произвести замену игроков.

Капитаны команд встают, называют номинацию и номер вопроса (например, эрудит 4). Ведущие зачитывают вопрос, дается время на обдумывание - 1 минута, после этого слушаются верные ответы по первым поднятым трем рукам трех команд. Потом зачитывается правильный ответ. Если команда правильно отвечает, ей дается 1 балл (см. специальное табло):

Во время паузы учащиеся показывают музыкальный номер «Маленькая страна».

По окончании игры (продолжительность - 1 час) подводятся итоги.

Из команд-победительниц формируется районная команда- победительница для дальнейшей игры на городском конкурсе в ГорСЮН.

Всем удачи и побед!

(Вопросы по игре прилагаются)

Экология

1. Фенек обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная. типична для умеренных широт, песец живет в тундре. Почему эти близкие в систематическом отношении виды (песец, лисица обыкновенная и фенек) значительно различаются по величине ушей? (Температура среды оказывает существенное формообразующее влияние на животных из близких в систематическом отношении видов с постоянной температурой тела, наблюдается тенденция к уменьшению площади выступающих частей тела, поскольку они отдают в окружающую среду наибольшее количество тепла)

2. Для защиты растений от вредителей и болезней, борьбы с сорняками широко применяются пестициды. Почему применение пестицидов опасно для человека? (Ядохимикаты, попадающие в организм человека с пищевыми продуктами (продуктами земледелия), вызывают тяжелые отравления и различные заболевания)

3. Экологи встревожены осушением и засыпкой значительных площадей в приливно-отливной зоне морей и устьях рек (где река впадает в море) с целью строительства в этих местах городов, курортов, создания обширных зон отдыха для развлечения туристов. Объясните с научной точки зрения обоснованность беспокойства экологов. (Прибрежные участки и устья рек представляют собой «инкубаторы» и «птичники» для многих видов морских организмов. Эти участки служат местами гнездования, кормежки и отдыха перелетных птиц. Разрушение мест обитания при строительстве - самая частая причина вымирания или резкого сокращения численности дикорастущих растений и диких животных)

4. Членистоногие на поверхности моря, особенно в полосе прибоя, встречаются очень редко, но зато они обильно представлены в пресных водах. Назовите возможные причины, мешающие насекомым жить на поверхности моря. (Морская вода в полосе прибоя богата поверхностно-активными веществами, вырабатываемыми водорослями, которые создают пену, служащую настоящей ловушкой для насекомых. Появляющаяся при волнении моря пена снижает поверхностное натяжение, и насекомые не могут удержаться на поверхности воды)

5. На некоторых участках степных заповедников выкашивают траву или ограниченно выпасают домашних животных. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы в заповедниках? Ответ аргументируйте. (Сообщества степей формировались под постоянным воздействием стравливания дикими копытными животными (прежде всего турами). Степь, огражденная от выпаса (такие опыты неоднократно проводились), резко меняет свой облик. Исчезают многие разнотравья, появляются новые, накапливается толстый слой остатков растений.

Поэтому сенокошение, являясь имитацией стравливания, крайне необходимо для сохранения растительных сообществ степи при отсутствии диких копытных животных. Однако сенокошение, в отличие от стравливания, происходит не избирательно и одномоментно.

Ограниченный выпас сельскохозяйственных животных также может заменять положительное влияние диких копытных на степное сообщество)

6. Семья шмелей состоит в среднем из 100 рабочих особей, совершающих в погожий день не менее 20 вылетов. За каждый вылет шмель посещает приблизительно 240 цветков. Сколько цветков может опылить семья шмелей за один месяц? На основании подсчитанного сделайте вывод о значении шмелей для насекомо- опыляемых цветковых растений. (Семья шмелей опыляет в день 10-12 млн цветков. Пчелы одной семьи в день опыляют не менее 360 млн цветков. Поэтому общественные пчелы как опылители имеют исключительное значение. Связи насекомых-опылителей с цветковыми растениями, развивавшиеся в течение длительной эволюции, постепенно выразились в такой зависимости, что их раздельное существование невозможно)

7. Человеку очень трудно собирать кокосовые орехи с высоких пальм. Применение техники не всегда возможно, да и дорого, как быть? (В Таиланде существуют специальные школы для обезьян, где четвероруких обучают собирать кокосовые орехи с пальм. Хорошо обученный длиннохвостый макак за день собирает до 1400 орехов)

Ботаника

1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает? Что вы о нем знаете? (Крапива)

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. В какие цветы Зевс превратил любопытных людей, которые подглядывали из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась? (В анютины глазки)

4. Какое растение Карл Линней назвал пищей богов? (Какао)

5. Согласно легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геракла. Именно с этих пор растение имеет название «центаура», то есть цветок Кентавра. Кентавр впоследствии пожертвовал собой, отказался от бессмертия и ушел вместо Прометея в царство мертвых. И лишь небесно-синие цветки каждое лето напоминают о нем. (Василек)

6. В Красную книгу заносят исчезающие виды растений. А куда переводят спасенное растение? (В Зеленую книгу спасенных)

7. Какое растение утверждает, что является моющим, чистящим средством? (Ягель-ягель)

Зоология

1. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира)

2. Плавают ли муравьи? Если да, то как далеко? (Да, могут реку переплыть)

3. Какой паук является страшным врагом верблюда? Почему? (Ядовитый паук - каракурт. После его укуса верблюд погибает или становится неработоспособным)

4. Широко распространенное на Земле животное? (Крыса)

5. Какой породы была собака:

В рассказе А. Чехова «Дама с собачкой»? (Шпиц)

В рассказе А. Чехова «Каштанка»? (Помесь таксы с дворняжкой)

В повести Д. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»? (Фокстерьер)

В повести Джека Лондона «Белый клык»? (Смесь волка с собакой)

6. Какие насекомые сами умеют делать бумагу, а потом из нее строят себе жилища? Как они это делают? (Шершни, осы. Они вырабатывают бумагу из древесной массы, соскабливая дерево челюстями и смачивая его клейкой слюной, из полученной бумаги и мастерят себе гнездо)

7. Какой представитель кошачьих умеет ловко подражать голосу оленя, заманивая его? Он же может переплывать реки. (Тигр)

Анатомия

1. Когда Петр I приказал по утрам чистить зубы, боярыни возмущались: «Белые зубы у арапов и у обезьян, а у боярынь всегда черные!» Почему? (Заморский в то время сахар стоил дорого и лакомиться им было очень престижно. Вот и чернили зубы: дескать, сахара много едят)

2. Европейская медицина лечит болезни. А что в отличие от нее лечит китайская медицина? (Человека. «Лечи не болезнь, а человека - девиз китайских медиков уже 30 веков»)

3. В борьбе за здоровое питание дошли до того, что пишут о его отсутствии даже на бутылках с растительным маслом, где его не может бьггь по определению. О каком веществе идет речь? (О холестерине, который содержится только в животных жирах)

4. Для дачи наркоза человеку на лицо накладывают маску. Можно ли усыпить таким способом насекомое? Почему? (Нет, у них дыхальца - на брюшке)

5. Где в теле каждого человека расположен осветительный прибор, что это за прибор? (В позвоночнике - ночник)

6. На древних олимпиадах запрещалось использование этого природного допинга. Оказывается, что его регулярное применение вдвое снижает риск заболеть раком желудка и кишечника. Что это за растение? (Чеснок)

7. В Древнем Риме считалось, что употребление в пищу этого злака способствует развитию мускулатуры, поэтому он занимал особое место в питании гладиаторов. Что это за злак? (Ячмень)

История

1. Какой сорт сливы назван по имени французской королевы? (Ренклод)

2. Придворный этикет феодального Китая требовал от того, кто разговаривает с императором, держать во рту этот цветок. Какой? Почему? (Гвоздику. Она использовалась как дезодорант еще с III века до н. э)

3. С 1 января 1991 г. страны-члены ЮС признали ее фруктом, чтобы Португалия могла производить и продавать конфитюр из нее. Что это за плод? (Морковь)

4. Каждую осень в американском штате Нью-Хемпшир проходит регата на этих гигантских выдолбленных плодах с мотором и парусом. Что это за плоды? (Тыквы)

5. Какие бобы у ацтеков во времена Монтесумы служили деньгами? (Какао-бобы)

6. Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежденными ночью о приближении чужака? Почему? (Сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали, от этого хозяева и просыпались)

7. Какой современный стиль плавания носит имя насекомого? (Баттерфляй - бабочка)

Биоразнообразие

1. Из какого дерева были изготовлены:

Скипетр Юпитера? (Из дуба)

Троянский конь? (Из ели)

Стрелы Амура? (Из кедра)

2. Назовите минералы, которые связаны с растениями. (Гранат, цитрин, березит, моховик, горный лен)

3. Название какой страны переводится на русский язык как «птичий хвост»? (Уругвай, в Южной Америке)

4. Эндемиками какой страны являются попугаи розеллы? (Австралии)

5. На каком континенте нашли волосатую лягушку? (В Африке, но это не шерсть, а выросты кожи, они помогают лягушке дышать под водой)

6. Назовите грушу с высоким европейским дворянским титулом? (Дюшес - сорт крупных сочных южных груш. Дюшес - по-французски «герцогиня»)

7. Вика и Виктория - так могут называть одну и ту же девочку. В растительном мире тоже есть вика и виктория. Одно ли это растение или разные? Если да, назовите семейства. Что вы о них знаете? (Вика - травянистое растение семейства бобовых; Виктория - водное растение семейства кувшинковых с цветками диаметром 25-35 см, распускается перед закатом белой, как снег, на второй день - розовеет, на третий - становится алой)

Краеведение

1. Какое дерево наших лесов цветет первым, а какое последним? (Ольха, липа)

2. Древние славяне считали, что на этом дереве растут молодильные яблочки. Что это за дерево? (Дуб)

3. Издревле на Руси под Рождество ходили ряженые в масках сказочных героев. Маска медведя символизировала богатство, коровы - долгую жизнь, лисы - хитрость. А что символизировала маска козы? (Плодородие)

4. Как называется город, который стоит в устье небольшой речки, густо поросшей травой семейства осоковых? (Камышин)

5. Раньше казаки вместе с лошадью в стойле держали козла, запах которого отпугивал небольшого зверька. Какого? Чем он мог навредить лошади? (Ласка, бегая по спине лошади, пугала ее. Лошадь металась, покрывалась потом, который слизывал зверек, так как ему не хватало ряда солей)

6. В голодные годы в муку добавляли размолотую траву. Какую? (Лебеду)

7. Чтобы выполнить указ Екатерины II о развитии этого производства в нашем крае, государство поощряло крестьян: платило немалые деньги, навсегда освобождало крестьян от рекрутства, даром землю давало, снабжало машинами. Но все без успеха. Какого производства лишился наш край? (Шелководства)

Эрудит

1. Какой плод таможенники предлагают съесть подозреваемым в перевозке наркотиков людям, направляя на рентген желудка в случае отказа? Почему? (Ломтик лимона, употребление лимона провоцирует выделение желудочного сока, который может растворить упаковку и вызвать смерть «глотателя»)

2. Эфирное масло какого цветкового растения идет на производство знаменитых французских духов «Шанель № 5»? (Жасмина, но только из французского города Грас - столицы парфюмерии)

3. Как отличить ветку кедровой сосны от ветки сосны обыкновенной? (У обыкновенной сосны хвоинки расположены по 2 в пучке, а у кедровой - по 5)

4. В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так называют? (У зайца глаза выпуклые и находятся по бокам головы. Это дает ему обозрение на 360°. Благодаря этому зайцы спасаются от погони)

5. Из какого материала, ежегодно собираемого на морских пляжах, бережливые немцы начали прессовать теплоизоляционные плиты? (Из водорослей)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИв процессе экологического образования и воспитанияС 1997 г. Детский Экологический центр Олекминского района ведет целенаправленную образовательную и воспитательную работу в сфере экологии и природознания.
style.rotation
В течение этого времени разработан ряд авторских экологических игр: - «Марш-бросок по Олекминской тайге», - «Паутинка жизни», - «Таежный десант». Эти игры опробованы на районном и российском уровне и включают элемент движения и скорости, что очень нравится детям. Вопросы в таких играх формируют знания о якутской природе, о местных видах животных и растений.

С развитием информационных технологий стало возможным применять данные инновации в обучении, в том числе использовать их вкупе с игровыми технологиями. В результате в деятельности ДЭЦ появляется ряд наглядных электронных экологических игр: «О братьях меньших…», «Экспресс здоровья», «Земля-наш дом» и др. Они рассчитаны на различный возраст учащихся. Одну из таких игр мы хотим сегодня представить Вашему вниманию.

ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»Детский экологический центрг. Олекминскапредставляет:

Охрана окружающей среды
style.rotationstyle.rotation
Перечислите известные вам виды ООПТ –Особо охраняемых природных территорий?Ответ: заповедник, ресурсный резерват,заказник, национальный парк, памятник природы.

2. Сколько заповедников в Якутии? Назовите их.Два: Олекминский и Усть-Ленский.

3. Какие документы приняты для охраны животных и растений?Ответ: Красная Книга и Зеленая Книга

4. Назовите три вида животных Якутии, занесенных в Красную книгу.
5. Назовите три вида растений Якутии, занесенных в Красную книгу.
Экология животных
style.rotationstyle.rotation
Почему лягушки, глотая пищу,жмурят глаза? Ответ: вдавливая глазные яблоки, они помогают проталкивать пищу внутрь
style.rotation
style.rotation 2. Пух этой птицы совмещает в себе уникальные теплоизоляционные свойства. В 1961 г. король Норвегии ос-новал первый заповедник для этих птиц.Своим приказом он приказал рубить голову каждому, кто ее убьет. Что это за птица?Ответ: птица гага и гагачий пух
style.rotation
style.rotation
3. Это растительноядное животное, небольшого роста, живущее в Якутии имеет внушительные клыки. Что это за животное и для чего ему клыки?Ответ: Кабарга. Клыками добывает себепищу, соскабливая лишайники, а также они выполняют роль турнирного оружия.
style.rotation

style.rotation 4. В мультфильмах часто изображают ежа, несущего на своих иголках яблоки или грибы. Чем на самом деле питаются ежи?Ответ: ежи – насекомоядные животные.
style.rotation
style.rotation
5. Почему птицы не едят божьих коровок и как это связано с их окраской?Ответ: божьи коровки ярко красного цвета, который означает: внимание, опасность!И опасность действительно есть, т.к. они выделяют ядовитую жидкость.
style.rotation
style.rotation
Законы экологии
style.rotationstyle.rotation
1. Какое правило сформулировал английский микробиолог Р. Линдеман, изучая трофические уровни экологической пирамиды?Ответ: правило 10%: с одного трофического уровня на другой переходит не более 10% энергии.
2. Что такое «мягкое» и «жесткое» природопользование? Ответ: мягкое природопользование направлено на восстановление экологического баланса, оно непрямое, опосредованное, щадящее. Жесткое – без соблюдения законов природы, ведущее к ее деградации.
3. Первый экологический закон Барри Коммонерагласит: «Всё связано со всем».Объясните, что он имел в виду.Ответ: Любое изменение, совершаемое человеком в природе, вызывает цепь последствий, как правило неблагоприятных.
style.rotation
style.rotation
4. Второй закон Барри Коммонера:«Всё должно куда-то деваться».Объясните, о чем он говорит.Закон говорит о том, что любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде «экологического бумеранга».
style.rotation
style.rotation
Экологический театр
style.rotationstyle.rotation
Расставьте правильно компоненты цепи и изобразите пищевую цепь по ролям:ВОЛК, БАКТЕРИЯ, БЕЛКА, СТЕРВЯТНИК, КЕДРОВЫЙ ОРЕХ Изобразите симбиоз актинии и рака-отшельника Изобразите симбиоз муравьев и тлей Экология растений
style.rotationstyle.rotation
1. Какое общее свойство есть у растений, обитающих в очень холодном и очень засушливом климате и почему?Ответ: растения холодных областей часто испытывают и засуху, поэтому имеют схожие признаки с растениями сухих зон. Например, игловидные листья (кактусы и хвойные растения), эфирные масла
2. Это растение семейства зонтичных встречается повсеместно у дорог, очень плодовито и живуче. Раньше его употребляли в пищу для приготовления очень популярного русского блюда. Ответ: это растение Борщевик

3. Какое дерево называют «деревом туманов» и почему? Ответ: Сосна сибирская или кедр. Совершенно не переносит сухости воздуха.
4. Правда ли, что в тундре все карликовое?Обоснуйте ответ. Ответ: нет, не правда. В тундре карликовую форму принимают только деревья. Связано это с тем, что почвы там холодные, переувлажненные и малоплодородные.
5. Какие растения называются индикаторами и почему? Ответ: это растения, для которых характерна резко выраженная адаптация к определенным условиям среды. Например: крапива растет только на богатой азотом почве, а башмачок обыкновенный – на известняковых почвах.

Главная > Сценарий

Экологическая игра «Счастливый случай»

Ларионова И.М., учитель биологии и экологии МОУ «Медновская СОШ»

Калининский район Тверская область

Эффективность экологического образования и воспитания школьников зависит от ряда факторов. Среди них прежде всего, следует отметить систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеурочной работы. Особую роль в воспитании у детей интереса к природе и проблемам её охраны играет использование, наряду, с традиционными, инновационных форм и методов, творческий подход к их применению. Проведение в процессе внеурочной работы таких форм, как беседы, лекции, диспуты, пресс-конференции, экологические вечера, классные часы, «заочные путешествия» и т. д. позволяют успешно формировать у школьников экологические знания и представления. Особенно эмоционально привлекательны для старшеклассников игры экологического содержания, построенные на основе популярных телевизионных программ - «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Брейн-ринг», а также ролевые и имитационные игры. Они дают возможность привлечь ребят к проблемам сохранения и улучшения природной среды, углубить их интересы, выявить и расширить знания. Такие игры можно проводить и при изучении программного материала, и в качестве самостоятельных воспитательных мероприятий. Как правило, к участию в них привлекается значительное количество школьников. В процессе учебной работы игры могут быть использованы фрагментарно. В нашей школе мною была разработана экологическая игра «Счастливый случай», которая проводилась во внеурочное время для учащихся X-XI классов. Сценарий игры. Цел ь: выявление и формирование экологических знаний у школьников, глубины и широты их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы. Форма проведени я: викторина «Счастливый случай» Участники: ведущий, 2 команды по 4-8 человек. Одорудование: секундомер или песочные часы; магнитофон, запись музыкальной заставки к телевизионной викторине «Счастливый случай». Правила игры Вопросы викторины охватывают три области знаний:

    Взаимосвязь природы и общества. Биотические отношения. Природа и её охрана в произведениях художественной литературы.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Но команде может выпасть и «счастливый случай». Это означает, что за правильный ответ на вопрос, отмеченный значком «*», команда получает три очка вместо одного. Конкурс состоит из трёх геймов. Гейм первый. Команда выбирает область знаний, из которой ей задают вопросы. Ответ следует после обсуждения (1 минута). Номера вопросов (от 1 до 10) называет капитан команды. Всего предполагается 5 вопросов. Гейм второй. Команды по очереди выбирают область знаний и отвечающих на вопросы команды соперников. Время обсуждения - 1 минута. Номера вопросов называют отвечающие. Гейм третий. Ведущий задаёт каждой команде по одному вопросу из каждой области знаний. Время обсуждения - 1 минута. Если команда отвечает неправильно, вопрос задаётся их соперникам. В том случае, если и они не отвечают, вопрос задают зрителям. В конце игры подводится итоги, и награждают победителей. Вопросы I. Взаимосвязь природы и общества. 1. Что называют памятниками природы? Памятники природы - уникальные или ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты. 2. Что представляет собой национальный парк? Национальный парк - территория, исключённая из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью охраны природных комплексов, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. 3. Что представляет собой заказник? Заказник - участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов. 4. Что представляет собой заповедник? Заповедник - участок территории суши или акватории, с находящимися в его пределах природными объектами, полностью исключёнными из всех видов хозяйственного пользования . 5. Что называют чёрным списком? Чёрный список - международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки и гербарии. 6. Какие утечки нефти наносят большой вред экосистемам: небольшие по объёму, но постоянно повторяющиеся, или единичные, но большие? Наибольший вред экосистемам наносят небольшие по объёму, но постоянно повторяющиеся утечки нефти . 7. Что такое «смог»? Смог - скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли. 8. Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? К кислотным дождям наиболее чувствителен огурец. 9. * Учёными установлено, что листья деревьев, которые растут в пригородах, на единицу поверхности имеют в 10 раз больше устьиц, чем листья растений из сильно загрязнённых промышленных районов. Какое это имеет значение для растительного организма? При меньшем числе устьиц уменьшается масштаб отравления растений и увеличивается их выживаемость. 10. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха, а воздух города загрязнён. II . Биотические отношения. 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить? Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы. 2. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишённые человеческого крова? Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых-вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает. 3. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания. 4. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склёвывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни? В результате налёта воробьёв вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадало, затем косточка подвергнется действию кишечных соков - это улучшит прорастание семени, а потом вместе с помётом оно будет выбрашено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида. 5. * После заселения озера всеядными рыбами численность дафний в нем возросла. Предположите возможные гипотезы для объяснения этого факта? После заселения озера всеядными рыбами количество молоди, питающейся дафниями, уменьшилось и, как следствие, число дафний возросло. 6. Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель? Разные виды цапель практически не конкурируют в борьбе за пищу, так как у каждого из них своя экологическая ниша. 7. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер - хищник». Убедительны ли эти доводы? Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры - здоровых. 8. В лесу вырубали все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы-дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые-вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья. 9. Люди часто убивают хищных птиц, считая, что делают доброе дело. Подумайте над словами из книги: «Сарыч был ещё жив, только большие глаза его глядели гордо и в упор, и столько злобной ненависти к нам, убийцам и разорителям его гнезда чудилось мне в этом взгляде, что защемило сердце, и было немножко стыдно». Какую роль играет сарыч в природе? Сарыч питается мышами, крысами, ловит гадюк, саранчу, лягушек. Иногда нападает и на полезных птиц, однако польза, которую он приносит, гораздо больше вреда. 10. Почему берёзы называют пионерами леса, а берёзовый лес - временный? Берёза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари; её сеянцы не боятся яркого солнца и заморозков. Под её кроной поселяются молодые ёлочки, всходы которых погибают на открытых местах от солнечных ожогов и заморозков. Со временем ель вытесняет берёзу, которой среди разросшихся елей не хватает света. III . Природа и её охрана в произведениях художественной литературы.
    « И здесь нет зверей?» - спросила Таис. - Можно не опасаться за коня?
- Кое-где в горах попадаются львы и пантеры, но они стали редкими из-за постоянной охоты на них. Несколько веков назад на равнинах и холмах Сирии водились слоны мелкой породы. На них охотились египтяне. Финикийцы добывали слоновую кость и окончательно истребили слонов». Из какого произведения взят этот отрывок? О какой эпохе идёт речь в произведении? Данный отрывок взят из романа И.Ефремова «Таис Афинская». В произведении идёт речь об эпохе завоевательных походов Александра Македонского. 2. «Туристу, а особенно столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта да многоэтажек своих бетонных с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землице камнем. А камень - он не просто душу холодит, он трясёт её без передыху, потому как не способен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево - тёплое, многотерпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней до бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает человеческое сердце». Из какого произведения этот отрывок? Как вы понимаете слова: «…не способен камень грохот уличный угасить?» Это отрывок из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Лиственные породы деревьев гораздо эффективнее, чем «бетон да камень», снижают шум благодаря различной ориентации листовых пластинок и из-за колебания листьев. 3. «Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растёт, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде всего, чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку с ёжиком. А их обидишь - себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь». Герою, какого произведения принадлежат эти слова? Что он имел в виду, произнося их? Эти слова принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он подразумевал взаимосвязи организмов в природе. 4. «Шмели? Шмели, сынок, всё больше понизу стараются: тяжелы больно. В природе тоже свои этажи имеются. Скажем, трясогузка, она по земле шастает, а ястреб в поднебесье летает; каждому свой этаж отпущен, и поэтому никакой тебе суеты, никакой тебе толкотни. У каждого своё занятие и своя столовая. Природа - она никого не обижает, сынок, и все для неё равны. Герою, какого произведения принадлежат эти слова? Какое экологическое понятие вам напоминают. Слова эти принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Слова эти принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Они напоминают определение понятия экологической ниши. 5.* Герою, какого произведения принадлежат, следующие стихи и для чего он написал их: Граждане туристы! Я - муравей. Чтобы было чисто, Я житель лесной, Не палите по лесу. И дом мой стоит Множество костров. Под высокой сосной. Вы найдёте лучше, Ты мимо пройди Где дровишек куча, И не трогай его, И кострище сделано Нам больше не надо Лесником. От вас ничего. Стихи принадлежат Коле Полушкину, сына главного героя романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он написал их для размещения на щитах, установленных в лесу. 6. « - С одной стороны, вроде учат: природа - дом родной. А с другой стороны, что имеем? А имеем покорение природы. А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не гони в гроб маменьку». Герою, какого произведения принадлежат эти слова и где они были произнесены им? Слова эти Егор Полушкин из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» произнёс на Всесоюзном совещании работников лесного хозяйства. 7. « - Да, да, да. Покуда поохали на малосильном коняге, пашню бороздили только сверху, только верхний слой её подымали. А появился трактор - начали наизнанку выворачивать. Дескать, чем глубже, тем лучше. Ан, нет, не лучше. Верхний слой - живой у поля, почва родит, в ней сила, а под почвой-то песок-желтяк, глина мёртвая. И вот почву-то мы зарыли на аршин в песок да верху ещё глиной, каменной плитой придавили». Герою, какого произведения принадлежат эти рассуждения? О каком сельскохозяйственном процессе думает герой? Мысли эти принадлежат герою романа Ф.Абрамова «Братья и сёстры», которые осуждают глубинную вспашку. 8. «Каждую весну, каждое лето миллионы брёвен сбрасывают в реку. Тащи, волоки, такая-разэдакая. К устью, к буксирам. А силы? Какие у реки силы? Откуда, от кого подмога? От малых речек, от ручьёв? Да они сами давно пересохли - все леса на берегах вырублены. Вот и мытарят, вот и мучают всё лето бедную». Из какого произведения этот отрывок? Какую роль играют леса в сохранении рек? Это отрывок из романа Ф.Абрамова «Братья и сёстры». Леса укрепляют берега рек, защищают от ветров и уменьшают испарение. 9. «По новому, ещё не потемневшему мосту он перешёл на Сотюгу, поднялся в пригорок - и что такое? Где красный бор? Налево вырубки, направо вырубки. Нет, нет, не может быть. Это только по закрайку погулял чей-то топор, а сам-то бор не тронут. В войну, в послевоенное лихолетье устоял старик, а ныне-то какая нужда сокрушать его? Сокрушили. Лесная пустошь, бесконечные, бескрайние заросли мелкого кустарника открылись ему, когда он перебежал тёмныц еловый ручей, в который упирались вырубки». Из какого произведения этот отрывок? Почему на месте соснового бора вырос кустарник? Этот отрывок из романа Ф. Абрамова «Братья и сёстры». На месте соснового бора вырос кустарник, так как произошла смена сообществ в результате вырубки. 10. В каком литературном произведении автор так говорит о единстве человека и природы: «Зверь и человек в мор и пожары, во все времена природных бед не раз и не два оставались один на один - медведь, волк, рысь - грудь в грудь, глаз в глаз, ожидая смерти иной раз много дней и ночей. Такие страсти, ужасы об этом сказывались, но чтобы повязались одной долей человек и рыба, холодная, туполобая, в панцире плащей, с жёлтенькими, восково плавящимися глазками, похожими на глаза не зверя; нет - у зверя глаза умные, а на поросячьи, бессмысленно-сытые глаза - такое-то на свете бывалось?» О единстве человека и природы говорит В.Астафьев в рассказах «Царь-рыба»

"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)


Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.

I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

Экологические викторины для старших классов. Викторины с ответами.

Викторины для 10, 11 классов по теме «Экология вокруг нас»

Викторина «Организм и среда обитания»

1. Что такое экология? (Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.)

2. Что такое биосфера? (Определение «биосфера» принадлежит австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIX век). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету.)

4. Однажды ученый-натуралист, который занимался изучением жизни птиц, заметил очень большое гнездо на высокой сосне неподалеку от озера. Он забрался на дерево и увидел в гнезде крупную рыбу. Это была свежая щука. Какая птица поселилась в этом гнезде? (Это гнездо принадлежит крупной хищной птице - скопе. Она охотится за рыбой, уподобляясь опытному ныряльщику: бросается вниз, ныряет и хватает свою добычу.)

5. Что вы знаете о «Биосфере-2»? (Она находится в Аризонской пустыне. Это огромное сооружение. Создано американскими учеными. Оно изолировано от окружающей среды. Цель эксперимента - получить необходимую для ученых информацию, чтобы улучшить положение дел в большой биосфере. Все системы «Биосферы-2» действуют в соответствии с закономерностями функционирования естественных экосистем на основе замкнутых циклов.)

6. Какое растение называют живым светофором? (Это медуница, которая занесена в Красную книгу. Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Розовый цвет сообщает насекомым о том, что сладкое угощение, нектар, закончилось.)

7. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды. Вода - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров воды; 5 тысяч кубических километров воды используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку пресной воды. На Земле ее много, но люди не научились использовать воду рационально.)

8. Как назвал воду Леонардо да Винчи? (Он назвал воду соком жизни на Земле.)

9. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (70 килограммов массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом виде.)

10. Уникальное озеро нашей страны. (Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера - байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель - рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка - живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)

Викторина «Человек и биосфера»

1. Что такое загрязнение? (Загрязнение - это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Виды загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.)

2. Почему меняется климат? (Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)

3. Какое море умирает? (Аральское море. Начало этого процесса - 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в море уменьшился. Поверхность Арала стала втрое меньше. Вода стала соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей.)

4. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? (Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.)

5. В чем заключается опасность роста употребления энергии? (Рост употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению кислотных дождей.)

6. Что является самым экологичным источником энергии? (Этот источник — экономия энергии (мнение немецкого ученого Д. Зайфрида). Для этого необходимо строить и производить дома и приборы с высокой теплоизоляцией.)

7. Чем так опасны синтетические моющие средства? (Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.)

9. Когда появился водопровод? (Индийцы держали воду в медных сосудах. Это было около 4 тысяч лет назад. В Древнем Египте прокладывали деревянные и медные трубы. В Древнем Риме существовала система акведуков. В XI веке в Новгороде был построен настоящий водопровод. В XVвеке был проведен родниковый водопровод для Московского Кремля. Настоящий водопровод в России построили в Петербурге во второй половине XIX века.)

10. Что вы знаете о радиоактивных осадках? (Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат.)

11. Что вы знаете об озоновых дырах? (Озон - форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона - из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)

12. Что такое пестициды и нитраты? (Пестициды - это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка). Нитраты - соли азотной кислоты. Используются в качестве удобрений. Азотные удобрения повышают урожайность сельскохозяйственных культур. Но их избыток откладывается в растениях про запас и вместе с продуктами питания попадает в организм человека. Нитраты помогают образованию в организме нитрозамина, активного канцерогенного вещества, вызывающего раковые заболевания.)

13. Почему так опасны аварии на атомных станциях? (Аварии на атомных станциях - это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция - во время чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие десятки лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические изменения в организмах животных, людей. Иммунная система людей и генофонд оказываются под угрозой.)

Викторина «Охрана природы»

1. Когда возникла идея создания Красной книги? (В XX веке, в конце 50-х годов. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году, Красная книга СССР -в 1978 году (шесть лет спустя — новое, дополненное издание). Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.)

2. Назовите заповедник у Тихого океана. (Это - Сихотэ-Алиньский заповедник с его Уссурийской тайгой. Лесной массив занимает более 90 процентов площади заповедника. Здесь можно встретить редкие растения и животных, которые занесены в Красную книгу. К сожалению, тайга усиленно обживается человеком, что отрицательно сказывается на ее обитателях.)

3. Что вы знаете о тропических лесах? (Их флора и фауна насчитывает до 3 миллионов видов, из которых описана только шестая часть. Изучением занимается более 4 тысяч ученых. Тропические леса являются дождевыми. Это кладовая лечебных препаратов, многих химических соединений, которые обладают большой биологической активностью. Истребление тропических лесов отрицательно скажется на климате, чистоте воздуха, водоемов и даже на изготовлении продуктов питания.)

4. Что вы знаете о народных традициях охраны природы? (Такие традиции появились еще в древности и передавались из поколения в поколение. У многих народов, например, есть особо почитаемые деревья. Для россиян это - береза. А в древности славяне почитали дуб. Священными объявлялись целые рощи. Еще сравнительно недавно архангельские и сибирские крестьяне собирались на сходы. На этих сходах они объявляли запрет на вырубку деревьев в лесных угодьях в течение нескольких лет. Запрещение называлось заповеданием. Отсюда и произошло слово «заповедник».)

5. Где находится самый большой заповедник? (Самым большим заповедником считается Антарктида. На материке и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, на континенте обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов). Мшанка и антарктическая айра - два вида цветковых растений Антарктиды. Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.)

6. Зачем нам нужны зоопарки? (Некоторые люди считают, что зоопарк - это тюрьма для животных. Но если придерживаться всех правил содержания животных в неволе, то они могут жить в зоопарке дольше, чем на воле. Многие животные в зоопарке дают потомство. Человек таким образом спасает редких животных. Так сотрудники Московского зоопарка сохранили соболя.)

7. Что такое принцип Ноя? (Принцип Ноя - это название теории сохранения видов. Критерий ценности - существование самого вида. Это дает ему право на жизнь. Человек учится видеть красивое и удивительное на планете. Люди решили, что уничтожение биологического разнообразия им невыгодно. Население Земли растет. И его надо прокормить. А еще и решить многие экологические проблемы.)

8. Что вы знаете о птичьем зоопарке? (Он находится на Канарских островах. Его площадь более 20 гектаров. Зоопарк специально оборудован для того, чтобы в нем хорошо себя чувствовали 300 видов животных и почти 500 видов растений. Птичий зоопарк очень популярен у туристов.)

9. Расскажите о заповеднике «Аскания-Нова». (Он расположен на Украине (Херсонская область). Площадь составляет 11 тысяч гектаров; 400 видов растений, более 150 видов кустарников, павлины, фазаны, орлы, попугаи и страусы хорошо себя чувствуют среди степей. Водная гладь — для черных лебедей, розовых фламинго, гусей и уток. На пастбищах можно встретить лошадь Пржевальского и буйвола, верблюда и зебру, косулю и оленя. Ученые работают над созданием новых пород домашних животных.)

10. Что вы знаете о заповеднике на западе России? (Российский заповедник в южной части брянского леса охраняет природу (с 1987 года). Площадь - 12 тысяч гектаров. Все живое в лесу охраняется законом. В заповеднике много видов млекопитающих и рыб, почти 200 видов птиц и около 20 видов пресмыкающихся и земноводных. Здесь обитают черные аисты - почетные члены Красной книги. Посторонним вход в заповедник запрещен.)

11. Что такое Детский тропический лес? (12-летний шведский мальчик по имени Роланд Тиендсуу решил предпринять попытку спасения тропических лесов. Ему очень хотелось, чтобы они не пропали, пока он вырастет. Вместе с одноклассниками и их учителем ребята стали продавать печенье для местных жителей. Дела шли успешно, и им удалось купить 4 гектара тропического леса в Южной Америке. Этот лес был приобретен для заповедника в Коста-Рике. Другие шведские школьники последовали их примеру и выкупили еще 7 гектаров. Благодарное руководство заповедника назвало эту часть леса «Детский лес навсегда». У ребят есть последователи в других государствах.)

Статьи по теме: