Коммуникативные игры для детей 1 3 лет. Коммуникативные игры для детей среднего возроста. Творческие игры на общение

Конспект ООД в средней группе на тему «Снежинки за окном»

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности на тему «Снежинки за окном» для детей средней группы (4-5 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми среднего дошкольного возраста. Это конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, направленный на создание композиции «Снежинки за окном», выполненной в нетрадиционных техниках рисования: свеча + акварель, набрызг.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Цель
Выполнение композиции «Снежинки за окном» в нетрадиционной технике.
Задачи
Образовательные:
Продолжать знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования: свеча + акварель, набрызг.
Совершенствовать умение тонировать бумагу. Вызвать положительный эмоциональный отклик на результат деятельности.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, цветовое восприятие, композиционные умения.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Предварительная работа: Беседы с детьми о зиме, наблюдения за снежинками, падающим снегом, чтение художественной литературы, рисование снежинок. Вырезать заготовки оконных рам из белой бумаги.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Белые листы формат А 4, свечи, акварель, гуашь белая, кисти № 6, жесткие кисти, палочки, клей, стаканы с водой, салфетки, клеенки, вырезанные из бумаги оконные рамы.
Организационный момент
Воспитатель: Дети, вам нравится смотреть в окно? Что мы видим зимой за окном? (ответы детей)
Воспитатель: Вы правильно сказали, если зимой посмотреть в окно, то можно увидеть падающие, порхающие снежинки.
С. Баруздина «Зима снегами вьюжится»
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.

Воспитатель: Что делают снежинки? (падают, кружатся, вьются, летят, ложатся, искрятся, несутся и т.д.)
Какие снежинки? (красивые, холодные, резные, пушистые, белые, серебристые и т.д.)

Игра «Мы снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь. (Повороты вправо-влево, руки на поясе)
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь. («Пружинка»)
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок. (Встать в круг, взяться за руки)
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели. (Руки вверх «фонарики»)
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли. (Присесть, развести руки в стороны - соединить)
(Лесна-Раунио М.)

Работа в творческой мастерской
Воспитатель: Сегодня я предлагаю Вам сделать композицию «Снежинки за окном»

Воспитатель: Вы помните, как к нам в гости приходила Зима и подарила нам «Волшебные картинки». Каким материалом они были нарисованы? (свечой). Сегодня мы будем рисовать свечой снежинки.
Воспитатель демонстрирует снежинки, нарисованные фломастером. Объясняет, что снежинки расположены по всему листу. Предлагает детям нарисовать в воздухе снежинки.
Снежинки – картинки,
Взгляни поскорей!
У каждой по шесть
Серебристых лучей,
И каждый зазубренный лучик –
Зимы заколдованный ключик.


Дети рисуют снежинки свечой.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы снежинки стали видны? (ответы детей). Правильно, нужно закрасить листы бумаги акварелью, и снежинки появятся.


Воспитатель восхищается работами детей.
Летят и кружатся снежинки
И в небе радостно танцуют.
В окошечке горят искринки,
Волшебник добрый их рисует.

Воспитатель: Теперь нарисуем снег в технике набрызг.
Для этого используем жесткую кисть и палочку. Обмакните в краску белого цвета жёсткую кисть. Резко проведите по щетине палочкой движением «на себя». Краска будет брызгать на бумагу. Получится красивый, падающий снежок.

Воспитатель: Пока краска сохнет поиграем.
Пальчиковая игра «Снежинки»
Ла-ла-ла, туча по небу плыла.
(Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землей полетел снежинок рой.
(Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
(Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперед).
Рой снежинок вверх взлетел.
(Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится.
(Вращать кистями, попеременно скрещивая руки (снежинки кружатся).
(Е.А. Савельева)

Воспитатель: Теперь нужно приклеить к рисунку оконную раму.


Наша работа «Снежинки за окном» готова



В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь нуждающимся детям, следит за техникой безопасности при работе с клеем.

Анализ детских работ
Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее.
Воспитатель читает стихотворение Т. Лавровой «За окошком темным»
За окошком темным
Чудо из чудес -
Белые снежинки
Падают с небес!
Посмотри, какое чудо
На моей ладошке,
Опустилась ниоткуда
Маленькая крошка!
С белой вьюгой прилетела
Лёгкая пушинка.
И на варежку мне села
Звёздочка снежинка.
Снежинка чаровница
Танцует, веселится,
Как бабочка порхает,
Всё кружится, летает.
Возьму её в ладошку,
Приклею на окошко.
Нарядная картинка –
В окошке – чудо-льдинка!
С неба звёздочки летят.
Это снежный звездопад!
Все хрустящие, как льдинки,
В небе кружатся снежинки.
Я узорные снежинки
Нарисую на картинке,
Чтобы летом и весной
Были звёздочки со мной.

Итог
Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему?

Выставка детских работ






Нетрадиционные техники: рисование по пенопласту, растирание краски смятой салфеткой.

Задачи: актуализация словаря по теме «Зима»; расширять представления детей о зимних изменениях в живой и неживой природе, закрепить представления о зимнем лесе; развивать способность к замещению реальных деревьев напольными моделями, их преображению из простой модели в более сказочную с помощью красок; познакомить детей с техникой растирания краски смятой салфеткой; .

Оборудование: напольные модели ёлочек, бумажные снежинки, шишки, салфетки, кисти, гуашь (голубая, фиолетовая, зелёная), молоко.

Предварительная работа: наблюдение за красотой зимних деревьев, загадывание загадок о зиме, рассматривание иллюстраций, индивидуальные беседы о зимних изменениях в природе, разучивание стихотворения «Снежинки».

Ход занятия

1. Начало занятия: создание эмоционально положительного фона.

Дети заходят в кабинет, который украшен напольными моделями белых ёлочек, вокруг такого же цвета животные (лиса, заяц) и снеговики. Учитель-дефектолог читает стихи о зиме:

Ой ты, зимушка-зима,

Все дорожки замела.

Замела все ели,

Во снега одела.

Белые, пушистые,

Расписные, пышные.

2. Основная часть. Учитель-дефектолог показывает детям пейзаж с изображением снегопада, проводит краткую беседу о снегопаде. Предлагает детям взять бумажные снежинки и имитировать снегопад.

Вопросы детям:

Что падает на землю?

Когда падает снег на землю, это снегопад?

Куда снежинки ложатся?

Как ласково можно их назвать?

Педагог отмечает, что снег кружится в воздухе, лежит на земле, на деревьях, на ёлочках. Предлагает детям прочитать наизусть стихотворение «Снежинки».

3. Чтение стихотворения наизусть (развитие просодической стороны речи, чёткости дикции, выразительности).

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки.

Это зимушка-зима рукавами повела.

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» (развитие тонкой моторики, координации речи с движением).

Стою и снежинки в ладошку ловлю

(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)

Но где же снежинки?

(На вопрос сжать кулачки, на ответ - разжать.)

В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На первый вопрос сжать кулачки, на второй - разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи,

(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)

Как видно, ладошки мои горячи.

5. Изодеятельность. Учитель-дефектолог предлагает детям белые ёлочки превратить в волшебные. Добавить голубой, фиолетовый и зелёный цвета, чтобы ёлочки ожили.

Перед работой педагог объясняет и показывает приёмы работы, выделяет этапы точными словесными инструкциями. Оказывает практическую помощь при выполнении растирания краски смятой салфеткой.

6. Подведение итогов занятия. Обсуждение работ детей.

7. Композиция «Волшебный лес». Учитель-дефектолог объединяет работы детей в единую композицию «Волшебный лес». Дети любуются работами, отмечают удачное композиционное решение превращения зимнего леса в волшебный.

Занятие по рисованию подготовила Л. Остапук

«Зимушка-зима»

Программное содержание:

1. Заинтересовать детей рисованием зимней картины.

2. Продолжать учить детей передавать правильное строение дерева.

3. Воспитывать у детей желание передавать красоту зимней природы в рисунке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа №1028»

Москва 2018г.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Зимушка-зима»

Программное содержание:

  1. Заинтересовать детей рисованием зимней картины.
  2. Продолжать учить детей передавать правильное строение дерева.
  3. Воспитывать у детей желание передавать красоту зимней природы в рисунке.

Материал:

  • наборы гуаши (белый, синий, коричневый),
  • кисти №3;
  • баночки с водой;
  • салфетки;
  • листы бумаги формата А4, картины на зимнюю тему.

Предварительная работа:

  • целевая прогулка по зимнему парку;
  • рассматривание картин, открыток, фотографий на зимнюю тематику;
  • беседы о зиме;
  • на прогулке лепка построек из снега (снеговики, горка, снежные дома);
  • рисование деревьев и ёлок в совместной деятельности.

Ход занятия

  1. Заинтересовывающий момент. Дети с воспитателем беседуют у окна.

Посмотрите, как красиво на улице! Какое сейчас время года? (зима) Правильно, зима. Зима – самое красивое время года. Давайте сходим на выставку

картин.

  1. Основная часть. Объяснение и закрепление знаний.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Дети это стихотворение написал А. С. Пушкин и называется оно « Зимнее утро». Русские люди всегда любили зиму и за её красоту называют ласково «Зимушка-зима».

Художники очень любили рисовать зиму, они изображали зимний лес (показывает первую картину).

Никита, расскажи, что ты видишь на этой картине? (деревья в снегу, ёлки в снегу, на земле снег).

Да, здесь изображён лес, наверное, был сильный снегопад и снег покрыл все ёлки и деревья.

Воспитатель показывает на следующую картину:

Настя, а что изображено на этой картине? (здесь снеговики, снежная горка, снежный дом)

Да, наверное, дети гуляли после снегопада и сделали много разнообразных снежных построек. А помните, мы с вами лепили из снега снеговиков? (да)

Как мы это делали? (катали снежные комки разные по величине)

А какой формы были наши снежные комки? (круглые)

Физминутка:

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

А знаете, что я предлагаю? Давайте мы с вами нарисуем свои зимние картины.

Получив согласие детей, воспитатель просит их сесть за столы.

Давайте вспомним, как рисовать деревья. Я буду рисовать ель, а вы мне подсказывайте.

У елочки иголочки- хвоинки. Дерево называем ель. А вот когда она к нам приходит в гости. На какой праздник ель приходит в наш дом? (на Новый Год). Мы ее называем новогодняя ёлка.

Что рисуем сначала? (ствол)

Воспитатель рисует ствол.

Что рисуем теперь? (ветки зеленого цвета, они удлиненные к низу.)

Начинаем рисовать ветки сверху вниз, ветка справа-ветка слева и т.д.

Снег на деревьях сразу не рисуйте, ждите, когда они высохнут.

Чем отличается ёлка от дерева во время рисования?

(у ёлки ветки смотрят вниз, на ветках иголки зимой и летом).

Правильно. Сейчас подумайте, что у вас будет на картине. И начинайте рисовать.

3.Самостоятельная деятельность.

4.Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит как дети сидят, как держат кисть, пользуются палитрой. Помогает затрудняющимся детям наводящими вопросами:

Что ты будешь рисовать? Какого цвета?

5.Оценка работ .

Готовые работы раскладываются на одном столе.

Рассмотрите работы. Скажите какие елочки больше всего нравятся и почему?


Снежок за окном - отличный повод взять кисточку в руки и изобразить всю прелесть зимушки-зимы. Покажите малышам несколько способов рисования снежных сугробов, «хрустальных» деревьев, «рогатых» снежинок, пушистых животных, и пусть зимние «рисовалки» принесут радость творчества и украсят ваш дом.

Музыка, под которую создаются шедевры

Итак, включаем приятную фоновую музыку и… рисуем зиму вместе с детьми!

Рисуем «снегом»


mtdata.ru

Имитировать снег на рисунке можно по-разному.

Вариант № 1. Рисуем клеем ПВА и манкой. Прямо из тюбика выдавливаем нужное количество клея, при необходимости можно размазать кисточкой (если планируется закрыть большие поверхности). Посыпаем изображение манкой. После высыхания стряхиваем излишки крупы.


www.babyblog.ru

Вариант № 2. Рисуем солью и мукой. 1/2 стакана воды смешиваем с 1/2 стакана соли и таким же количеством муки. Хорошо размешиваем «снег» и рисуем зиму!


www.bebinka.ru

Вариант № 3. Рисуем зубной пастой. Зубная паста отлично выполняет роль «снега» на рисунках. Ее можно подкрасить акварелью или гуашью, если нужно получить цветное изображение.

Красиво смотрятся рисунки белой пастой по темной бумаге. А еще они вкусно ПАХНУТ!

Самую большую популярность зубная паста завоевала, пожалуй, за то, что она легко смывается, поэтому рисовать пастой можно на стекле. Смело берите тюбики в руки и айда украшать зеркала, окна и другие стеклянные поверхности в доме!

polonsil.ru

Вариант № 4. Рисуем пеной для бритья. Если смешать клей ПВА с пеной для бритья (в равной пропорции), получится отличная «снежная» краска.


www.kokokokids.ru

Вариант №5. Рисуем солью. Если насыпать соли на обведенный клеем ПВА рисунок, то получится искристый снежок.

Рисуем на мятой бумаге

Необычный эффект получится, если рисовать по предварительно смятой бумаге. Краска будет оставаться в заломах и образовывать что-то наподобие кракле.

Рисуем при помощи трафаретов


img4.searchmasterclass.net

Трафареты облегчают процесс рисования для тех, кто «не умеет» (как ему кажется). Если использовать несколько трафаретов одновременно, можно получить неожиданный эффект.


mtdata.ru

Оставив незакрашенной часть изображения, закрытую трафаретом, можно уделить больше внимания фону: посыпать солью еще влажную поверхность, жесткой кистью нанести мазки в разные стороны и пр. Экспериментируйте!

www.pics.ru

Несколько последовательно наложенных трафаретов и набрызг. Удобно использовать для этих целей старую зубную щетку или жесткую щетинную кисть.


www.liveinternet.ru

Вязаная снежинка поможет создать на бумаге настоящие кружева. Подойдет любая густая краска: гуашь, акрил. Можно использовать баллончик (распылить с небольшого расстояния строго вертикально).

Рисуем воском

Необычно выглядят рисунки, нарисованные воском. Используя обычную (не цветную) свечу рисуем зимний пейзаж, а затем покрываем лист темной краской. Изображение «проявляется» прямо на глазах!

Ты кто? Тюлень?


masterpodelok.com

Эффект пушистой шерсти поможет создать простой прием: плоскую кисть обмакнуть в густую краску (гуашь) и «тычком» нанести мазки. Рисунки белой краской всегда выигрышнее смотрятся на темном контрастном фоне. Для зимних мотивов отлично подходят все оттенки синего.

Как нарисовать зимние деревья


www.o-detstve.ru

Кроны этих деревьев выполнены при помощи целлофанового пакета. Обмакиваем в краску и промакиваем в нужных местах - вот и весь секрет «снежных шапок» для деревьев.


cs311120.vk.me

Малышам подойдет пальчиковое рисование. Обмакиваем указательный пальчик в густую гуашь и щедро сыплем снег на ветки!

masterpodelok.com

Необыкновенно красивые заснеженные деревья получаются при помощи капустного листа. Покрыть белой гуашью лист пекинской капусты - и вуаля! На цветном фоне такая живопись смотрится особенно эффектно.

www.mtdesign.ru

Нет капусты - не беда. Подойдут любые листочки с явно выраженными прожилками. Можно даже пожертвовать любимым фикусом. Единственное НО, помните, что сок многих растений ядовит! Следите, чтобы ребенок не попробовал на вкус свою новую «кисточку».


ua.teddyclub.org

Ствол - отпечаток ладошки. А все остальное - минутное дело.


www.maam.ru


orangefrog.ru

Любимый многими прием - выдувание краски через трубочку. «Снежность» создаем при помощи отпечатков пальчиков маленького художника.

www.blogimam.com

Не все догадаются, как нарисована эта очаровательная березовая роща. Находчивый художник использовал малярный скотч! Полоски нужной ширины нарезать и приклеить на белый лист. Закрасить фон и снять малярку. Характерные «черточки» дорисовать, чтобы березы стали узнаваемы. Луна сделана таким же способом. Для этих целей подходит плотная бумага, скотч не должен быть слишком липким, чтобы не повредить верхний слой рисунка.

Рисуем пленкой-пупыркой

mtdata.ru

Наносим на пленку-пупырку белую краску и прикладываем к готовому рисунку. Вот и пошел снег!

mtdata.ru

Этот же прием можно применять и в аппликациях.

Снеговик растаял. Жалко…


mtdata.ru

Эта идея подходит как для самых юных художников, так и для тех, кто хочет сделать подарок «с юмором». Заранее вырезать из цветной бумаги «запчасти» для снеговика: нос, глаза, шляпу, руки-веточки и др. Нарисовать растаявшую лужицу, дождаться, когда краска высохнет и приклеить то, что осталось от снеговика-бедолаги. Такой рисунок может стать отличным подарком близким от имени малыша. Еще больше идей в нашей статье .

Рисуем ладошками


www.kokokokids.ru

Простой способ создать удивительно трогательную новогоднюю открытку - это рассказать историю о забавных снеговиках. Целая семейка получится, если на основе отпечатка ладошки дорисовать пальчикам носы-морковки, глазки-угольки, яркие шарфики, пуговки, руки-веточки, шляпы.

Что там, за окном?


ic.pics.livejournal.com

Как выглядит окно со стороны улицы? Необычно! Предложите ребенку посмотреть на окошко глазами Деда Мороза или другого персонажа, который может оказаться на улице в самую лютую стужу.

Уважаемые читатели! Наверняка у вас есть свои «зимние» техники рисования. Расскажите о них в комментариях.

Программное содержание:

  1. Заинтересовать детей рисованием зимней картины.
  2. Продолжать учить детей передавать правильное строение дерева, ёлки.
  3. Закреплять умение пользоваться палитрой. Упражнять детей в получении светлых и тёмных оттенков голубого цвета.
  4. Воспитывать у детей желание передавать красоту зимней природы в рисунке.

Материал:

  1. наборы гуаши (белый, синий, коричневый, зелёный, жёлтый);
  2. палитры;
  3. кисти №3;
  4. баночки с водой;
  5. салфетки;
  6. листы бумаги формата А 4 , с нарисованной рамкой;
  7. картины на зимнюю тему.

Предварительная работа:

  1. целевая прогулка по зимнему парку;
  2. рассматривание картин, открыток, фотографий на зимнюю тематику;
  3. беседы о зиме;
  4. на прогулке лепка построек из снега (снеговики, горка, снежные дома);
  5. рисование деревьев и ёлок в совместной деятельности.

Ход занятия

  1. Заинтересовывающий момент. Дети с воспитателем беседуют у окна.

— Посмотрите, как красиво на улице! Какое сейчас время года? (зима) Правильно, зима. Зима – самое красивое время года. Давайте сходим на выставку

картин.

  1. Основная часть
  1. Объяснение и закрепление знаний

Дети с воспитателем переходят в группу и останавливаются перед 2 – 3 картинами.

— Художники очень любили рисовать зиму, они изображали зимний лес (показывает первую картину).

Никита, расскажи, что ты видишь на этой картине? (деревья в снегу, ёлки в снегу, на земле снег)

— Да, здесь изображён лес, наверное, был сильный снегопад и снег покрыл все ёлки и деревья.

Воспитатель показывает на следующую картину:

— Алина, а что изображено на этой картине? (здесь снеговики, снежная горка, снежный дом)

— Да, наверное, дети гуляли после снегопада и сделали много разнообразных снежных построек. А помните, мы с вами лепили из снега снеговиков? (да)

— Как мы это делали? (катали снежные комки разные по величине)

— А какой формы были наши снежные комки? (круглые)

— А знаете, что я предлагаю? Давайте вы нарисуете свои зимние картины. И там будут и снежные постройки, и деревья с ёлками все в снегу.

Получив согласие детей, воспитатель просит их сесть за столы.

— Давайте вспомним, как рисовать деревья. Я буду рисовать дерево, а вы мне подсказывайте. Что рисуем сначала? (ствол)

Воспитатель рисует ствол.

— Что рисуем теперь? (ветки, они смотрят на вверх)

— Что теперь? (на ветках веточки)

Воспитатель рисует:

— Посмотрите, как я рисую — концом кисти и веточки получаются тонкие. Вот и готово дерево. Какие веточки на макушке дерева? – показ макушки дерева (тонкие, маленькие)

— А снизу дерева? – показ (длинные, толстые, а на длинных много тонких и маленьких)

— А с чего начинаем рисовать дерево? (со ствола)

— Куда смотрят ветки у дерева? (наверх, к солнышку)

— Снег на деревьях сразу не рисуйте, ждите, когда они высохнут.

— Чем отличается ёлка от дерева во время рисования?

(у ёлки ветки смотрят вниз, на ветках иголки зимой и летом)

— Правильно. Сейчас подумайте, что у вас будет на картине. И начинайте рисовать.

  1. Самостоятельная деятельность.
  2. Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит,

Как дети сидят, как держат кисть, пользуются палитрой. Помогает затрудняющимся детям наводящими вопросами: Что ты будешь рисовать? Какого цвета?

Как сделать голубую краску? И т. д.

  1. Оценка работ.

Готовые работы раскладываются на одном столе.

— Посмотрите, сколько красивых зимних картин вы создали, все они разные. Воспитатель хвалит детей за проявление инициативы: какой красивый получился лес у Насти. А у Вити дети налепили снеговиков. А у Лизы построили снежные домики. И т. д.

— А что вам надо ещё дорисовать в своих картинах? (ответы детей)

— Вечером, когда ваши картины высохнут, вы их дорисуете и украсите красивые рамки. А пока помогите мне убрать со столов.

Дети помогают воспитателю.

Статьи по теме: