Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. М. Зиганов, В. Козаренко. Мыслительные операции с образами

Марат Зиганов, Владимир Козаренко

МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления

В пособии изложены основные положения мнемотехники и способы запоминания наиболее распространенных видов информации.

ВВЕДЕНИЕ

Предисловие

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.

Доминик о"Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту).

Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором - 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры.

В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т. е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации.

Как видите, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.

Учебные упражнения, выполняемые обучающимися в «Школе рационального чтения» на курсе мнемотехники, состоят из сотен цифр, которые запоминаются без ошибок. Очень точно запоминаются и другие сведения: слова, буквосочетания, телефонные номера, исторические даты, фамилии и имена, названия и иностранные слова - информация, приблизительное запоминание которой не имеет смысла.

Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10-15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив - 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

На первых пяти занятиях вы узнаете и освоите базовые приемы запоминания, основанные на возможностях визуального мышления. Эти приемы отрабатываются на большом количестве бессмысленной и логически не связанной информации. Вы научитесь запоминать разными способами длинные последовательности слов, абстрактных понятий, географических названий, бессмысленных буквосочетаний, двузначных и трехзначных чисел.

После того, как у вас сформируются начальные навыки запоминания, вы станете последовательно изучать и отрабатывать разнообразную технику запоминания. Вы узнаете, как запоминать отдельные исторические даты и целые хронологические таблицы. Научитесь запоминать телефонные номера по порядку и в алфавитной последовательности. Вы сможете удерживать в своей памяти целые блоки информации о людях (Ф.И.О., адреса, телефоны, номера их автомобилей), познакомитесь с техникой запоминания иностранных слов и знаковых систем языков (транскрипция, хирагана японская азбука - и пр.). Методы мнемотехники помогут лучше запоминать текстовую информацию небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Вы научитесь запоминать многочисленные анекдоты, сможете запомнить быстро и без ошибок 200-400 случайных цифр.

В процессе обучения у вас сформируются навыки запоминания, без которых мнемонические методы работают крайне медленно, а чаще - вообще не работают. Например, техника запоминания иностранных слов достаточно проста, но при условии, что вы уверенно владеете базовыми приемами кодирования информации в образы и образуете связи между образами достаточно быстро и надежно.

Запоминание - это навык. И этот навык может быть определен с высокой точностью по скорости, объему запоминания и по количеству ошибок. Для контроля результатов обучения применяется специально разработанная программа «Мастер запоминания», контролирующая возможности вашей памяти с точностью до сотых. Человек, не обученный технике запоминания, не может запомнить даже вводный тест из 20 двузначных чисел, тогда как прошедшие курс обучения уверенно запоминают сотни цифр.

Мнемотехника [Запоминание на основе визуального мышления] Зиганов Марат Александрович

Особенности системы «Виртуальная мнемотехника»

В литературе описаны десятки систем мнемотехники, все разнообразие которых сводится к двум основным видам - классическая мнемотехника, берущая начало с книги «Ad Herennium» (86-82 гг. до н.э.), и педагогическая мнемотехника, сформулированная Петром Рамусом (конец XVI века, Англия). Классическая мнемотехника всегда основывалась на механизмах визуального (образного) мышления, тогда как педагогическая мнемотехника отказалась от операций с образами и сконцентрировала свое внимание на речевом мышлении. Типичные приемы педагогической мнемотехники - это разбивка запоминаемого материала на очень маленькие части, интенсивное повторение этих частей (зубрежка), составление фраз по буквам, полученным из запоминаемых числовых сведений; поиск закономерностей в запоминаемой информации, ее классификация и систематизация, составление структурных схем. Хорошо известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» относится к педагогической мнемотехнике.

Какая мнемотехника лучше - судить читателю. На наш взгляд, имеет право на существование любая система запоминания, помогающая облегчить процесс обучения.

Система «Виртуальная мнемотехника» относится к классической мнемонике и основывается на визуальном мышлении. Ее отличительные особенности следующие:

система имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование (в курсе не рассматривается);

приемы запоминания унифицированы. Разными комбинациями ограниченного набора приемов запоминается практически любая информация;

широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

любые сведения при запоминании собираются в блоки, которые можно в дальнейшем систематизировать;

введено много новых способов запоминания;

практически используются закономерности работы памяти, ранее не описанные в психологической литературе;

введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания;

для запоминания иностранных слов применяются фонетические образные коды;

введен способ контроля рефлекторного уровня запоминания.

Из книги Учебник мнемотехники автора Козаренко Владимир Алексеевич

1.8 Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).Искусство запоминания названо

Из книги Всемогущий разум или простые и эффективные техники самооздоровления автора Васютин Александр Михайлович

1.10 Многоликая мнемотехника В настоящее время можно выделить несколько направлений мнемотехники. В книгах по тренировке памяти обычно смешиваются различные, часто несовместимые направления мнемотехники. В результате получается своеобразный салат из приемов

Из книги Виртуальная реальность: как это начиналось автора Мельников Лев

1.11 Кому нужна мнемотехника? Школьникам и студентамШкольники и студенты пишут шпаргалки перед экзаменами. Мнемотехника позволит запомнить эти шпаргалки. Тогда на экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите,

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Виртуальная анатомия. Ты вполне резонно можешь сказать, что не знаешь анатомии. Но тебе вовсе и не обязательно ее знать в совершенстве для того, чтобы выполнить это упражнение. Вполне хватит тех знаний, которые ты получил в 8-м

Из книги Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка автора Архипова Елена Филипповна

«Виртуальная реальность». Совет студентам. Когда ты читаешь информацию, которую обязательно надо запомнить, то ярко и образно представь себе, что экзаменатор задает тебе вопрос по этой теме. Представь перед собой экзаменатора и расскажи ему то, что ты только что

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Из книги Мудрость психопатов [Чему можно научиться у безумных гениев и гениальных безумцев] автора Даттон Кевин

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы Обследование детей с ППП ЦНС показало, что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего у детей отмечаются

Из книги Как увеличить силу ума [Практическое пособие] автора Гавенер Торстен

35. Виртуальная позиция ума Virtus означает «вдохновенный», т. е. «способный к победе»! «Обладать тем, что зовется virtus, значит обладать разрушительной силой, победоносным духом (Genius). Virtus доказывается непобедимостью»488.И как это работает?Из сказанного выше уже известно, что

Из книги Преступления в психиатрии [Жертвы экспериментов и не только...] автора Фадеева Татьяна Борисовна

Мнемотехника Гораздо проще запомнить слово, если оно повторяется в списке несколько раз, или если оно каким-то образом связано с другими словами, или если оно выбивается из общего списка (например, слово «рубин» будет выбиваться из списка овощей). Но наилучшим способом

Из книги Ваш персональный психолог. 44 практических совета на все случаи жизни автора Шабшин Илья

Виртуальная мораль Представьте себе, что я должен провести эксперимент с целью выяснить, как люди реагируют на неожиданное, и я предлагаю вам сделать следующее: за?500 вы должны раздеться догола и войти в бар, где собрались ваши друзья. Вы сядете за стол и будете говорить с

Из книги автора

Глава 4 Мнемотехника: модернизация мозга Ментальная школа ГавенераСледующая история произошла несколько лет назад. Во время моего выступления в одном из венских театров я пригласил на сцену семейную пару. Они оба сидели на стульях, а я стоял между ними: справа от меня

Из книги автора

Виртуальная телезвезда На японском телевидении появилась новая «звезда» - юная Киоко Датэ, в число достоинств которой входят красота, остроумие, энциклопедическая эрудиция, великолепные танцевальные и певческие способности. Такой букет в одной женщине - большая

Из книги автора

Виртуальная реальность. День сегодняшний Виртуальная реальность - это объединение различных технологий, позволяющее дать человеку возможность почувствовать себя так, словно он находится в другом мире и даже может совершать в нем определенные действия. Появление

Из книги автора

Виртуальная реальность - супернаркотик На первый взгляд кажется, что ничего наркотического в виртуальной реальности нет. Ведь в любой момент можно просто выключить компьютер. Однако последние достижения в области электронно-вычислительной техники не позволяют

Из книги автора

Виртуальная нереальность «Мы познакомились через Интернет. Переписывались. Постепенно я в него влюбилась. Он предлагает встретиться в реале. Но я боюсь: вдруг я ему не понравлюсь – и все закончится?»С момента появления Интернета одной из основных его функций была

Восьмое занятие посвящено отработке техники запоминания телефонных номеров. Телефонные номера можно запоминать разными способами последовательно, по темам, в алфавитном порядке, с привязкой к помещению, в котором находится нужный вам телефон, с привязкой к фамилии (если образ самого человека вам неизвестен), с привязкой к отличительному признаку.

Телефонные номера запоминаются на основе фиксированных образных кодов двузначных чисел: 25 «Топор», 35 «Куб»…

Первые три цифры телефонного номера (392 25 35) запоминаются путем перевода трехзначного числа в образ на основе буквенно-цифрового кода: 392 Кх Рц дТ КоРыТо. Запоминая числовую информацию, вы постепенно выучите образные коды трехзначных чисел (метод АС-1000).

В большинстве случаев можно запоминать телефонные номера на основе только двузначных чисел.

Первые три цифры в телефонных номерах вашего района можно не запоминать, как и в телефонных номерах других знакомых вам районов.

Первая цифра «1» не запоминается и добавляется при припоминании. Первые цифры «2», «3» и «4» могут быть отмечены в ассоциации соответствующим количеством следующих за ними двузначных чисел: 337 три КоСы.

Представлять 5, 6, 7, 8 и 9 образов уже сложно. Поэтому лучше применять образы, обозначаемые двумя словами - прилагательное плюс существительное. При этом прилагательное должно начинаться на соответствующую букву (в зависимости от цифры). Очень хорошо запоминаются цвет и фактура предметов. Например: 579 «Плавленый СыР», 672 «Шершавое СиТо», 785 «Соленая ВоБла», 816 «Фиолетовая ГуаШь», 935 «Резиновый КуБик».

Образы, в которых закодированы числа телефонного номера, нельзя связывать друг с другом. Для образования ассоциации используется образ, выделенный из «хозяина» данного номера. Ассоциация образуется приемом запоминания на разные части образа.

Пример. Кинотеатр «Аврора» - 337-26-00. За опорный образ берется крейсер «Аврора». В нем выделяются три подобраза («Труба», «Пушка», «Якорь»). При этом всегда в определенном порядке (справа налево или наоборот). С этими подобразами создаются искусственные ассоциации: «Труба три косы (кокос)», «Пушка душ», «Якорь бочка».

После образования трех разных ассоциаций необходимо представить всю «картинку» целиком, т.е. мысленно увидеть «Аврору» со всеми образованными на ее подобразах ассоциациями. Эффект одновременного мысленного видения нескольких образов достигается путем быстрого просмотра представляемой картинки.

Пример. Запомнить телефонный номер кинотеатра «Баку» 15134-48. Преобразуем «Баку» в образ «Бак» приемом кодирования по созвучию. Выделим в этом образе три подобраза: «Внешняя часть бака», «Ручка бака» и «Донышко бака с внутренней стороны». С выделенными подобразами образуем ассоциации: «Внешняя часть (одни) погоны (51)», «Ручка бака кочан (34)», «Дно бака щавель (48)».

Последовательное запоминание. Последовательность телефонных номеров запоминается приемом «Матрешка». В последовательность связываются образы, в которых закодированы названия: Авангард Аврора Алмаз Алтай…

При последовательном запоминании нескольких десятков телефонных номеров их следует разбить на короткие цепочки (по 8-10 названий в каждой). Несколько цепочек собираются вместе приемом запоминания на невидимые части образа (прием фокусировки информации на одном образе) или методом Цицерона (каждая последовательность фиксируется на отдельном опорном образе).

Запоминание по темам. Аналогично последовательному запоминанию. Отличие в том, что в каждой последовательности телефоны подобраны по тематике: одноклассники, знакомые по даче, знакомые жены (мужа), медицинские учреждения, магазины автозапчастей и т.п.

Для обозначения темы цепочки в начало последовательности вставляется образ-метка, отражающий соответствующую тему: дача «Колодец», автосервис «Домкрат», одноклассники «Парта» и т.п.

Техника запоминания телефонов в алфавитном порядке следующая. Подготавливается система опорных образов, в основе которой - образные коды букв алфавита. К каждому образу буквы алфавита привязывается ассоциативной связью любой произвольный образ. Этот образ делится на три других образа приемом выделения невидимых частей. При образовании ассоциации каждый выделенный образ необходимо представлять отдельно. Если вы к каждой букве алфавита привязали всего по одному образу (разделенному на три), то вы подготовили систему опорных образов для запоминания в алфавитном порядке 90 телефонных номеров. Например, к образному коду буквы «А» («Арка») вы привязываете ассоциацией произвольный образ «Пачка». Из этого образа выделите три подобраза: «Сигарета», «Фольга», «Коробочка». Теперь на каждый выделенный образ вы можете привязать по одному образу, в котором закодированы название кинотеатра и его телефон.

По мере заполнения образов номерами опорные образы можно добавлять, тем самым создавая дополнительные ячейки для телефонных номеров. Так, если к каждой букве алфавита вы привяжете по 10 произвольных образов (в каждом из которых выделены три других образа), то объем данной системы опорных образов будет равен 900. Это значит, что вы сможете запомнить в алфавитном порядке такое же количество телефонных номеров или любых других сведений. Чтобы такой объем информации держался в памяти, ассоциации следует образовывать очень аккуратно, с соблюдением всех правил запоминания.

Техника запоминания в алфавитном порядке очень эффектна и обычно поражает воображение непосвященных в мнемотехнику. При восприятии названия и соответствующего телефонного номера мгновенно извлеките из памяти образ соответствующей буквы алфавита. Снимите с него первый произвольный образ, разберите его на три части и выберите одну. У вас приготовлен опорный образ для запоминания телефона. На этот опорный образ привяжите ассоциацией образ, в котором закодировано название, а на образе названия запомните телефонный номер. Это долго рассказывать, но в голове это происходит практически мгновенно.

Пример. Телефонный номер: кинотеатр «Аврора» - 337-26-00. Представьте код буквы «А». Снимите с него первый образ («Пачка»). Разберите этот образ на три части («Сигарета», «Целлофан», «Фольга»). Выберите один из этих образов и представьте его мысленно. Привяжите к сигарете образ «Аврора». На образе «Аврора» зафиксируйте телефонный номер.

При воспроизведении информации, запомненной этой техникой, вы сможете припомнить телефоны последовательно строго в алфавитном порядке (при этом вы четко будете знать, сколько телефонных номеров имеется на той или иной букве). Вы сможете осуществить быстрый поиск телефонного номера по первой букве названия. Достаньте для этого образ нужной буквы и просмотрите записанные там телефонные номера. Когда нужно будет вспомнить номер конкретного названия, поиск осуществится мгновенно, без перебора образованных ассоциаций. Действительно, как только вы услышите название «Аврора», в вашем воображении сразу появится соответствующий образ, и вы сможете считать с него телефонный номер.

Привязка телефонного номера к помещению. Часто нет необходимости запоминать фамилии и имена. Иногда достаточно выделить в помещении какой-либо характерный предмет. К этому образу и привязывается номер телефона. В автосервисе это может быть гидроподъемник. В больнице - окошко регистратуры. В школе - класснал доска. В кабинете зубного врача - бормашина. Если за один день вы запоминаете более пяти телефонных номеров, зафиксируйте последовательность выделенных образов (подъемник, окошко, доска). Тогда у вас будет возможность вернуться к запомненным номерам, повторить их и закрепить в памяти.

Привязка телефонного номера к отличительному признаку. Иногда возникает необходимость запомнить телефонные номера людей, чьи имена и фамилии вам хорошо известны. Например, ваш друг или родственник купил сотовый телефон или пейджер. В этом случае выделите отличительный признак по роду деятельности, либо по увлечениям вашего знакомого. Вы также можете использовать для запоминания телефона какой-либо особенный предмет, находящийся в квартире вашего знакомого.

Привязка телефонного номера к Ф.И.О. Когда вы не знаете человека, то привязать телефонный номер можно к его фамилии. Закодируйте фамилию в зрительный образ или ассоциацию. Если фамилия кодируется двумя и более образами (Мартенсон «Марка» «Тент» «Кровать»), то к одному образу этой ассоциации привязываются имя и отчество, а к другому - телефонный номер. Если фамилия кодируется одним образом (Рогова «Рога»), то необходимо ввести дополнительный образ приемом свободных ассоциаций. Например: «Рога», «Копыта». На один образ фиксируются имя и отчество, на другой - телефонный номер.

Для закрепления новых сведений в памяти не забудьте дополнительно зафиксировать последовательность информации.

В пособии изложены основные положения мнемотехники и способы запоминания наиболее распространенных видов информации.

ВВЕДЕНИЕ

Предисловие

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.

Доминик о"Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту).

Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором - 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры.

В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т. е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации.

Как видите, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.

Учебные упражнения, выполняемые обучающимися в «Школе рационального чтения» на курсе мнемотехники, состоят из сотен цифр, которые запоминаются без ошибок. Очень точно запоминаются и другие сведения: слова, буквосочетания, телефонные номера, исторические даты, фамилии и имена, названия и иностранные слова - информация, приблизительное запоминание которой не имеет смысла.

Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10-15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив - 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

На первых пяти занятиях вы узнаете и освоите базовые приемы запоминания, основанные на возможностях визуального мышления. Эти приемы отрабатываются на большом количестве бессмысленной и логически не связанной информации. Вы научитесь запоминать разными способами длинные последовательности слов, абстрактных понятий, географических названий, бессмысленных буквосочетаний, двузначных и трехзначных чисел.

После того, как у вас сформируются начальные навыки запоминания, вы станете последовательно изучать и отрабатывать разнообразную технику запоминания. Вы узнаете, как запоминать отдельные исторические даты и целые хронологические таблицы. Научитесь запоминать телефонные номера по порядку и в алфавитной последовательности. Вы сможете удерживать в своей памяти целые блоки информации о людях (Ф.И.О., адреса, телефоны, номера их автомобилей), познакомитесь с техникой запоминания иностранных слов и знаковых систем языков (транскрипция, хирагана японская азбука - и пр.). Методы мнемотехники помогут лучше запоминать текстовую информацию небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Вы научитесь запоминать многочисленные анекдоты, сможете запомнить быстро и без ошибок 200-400 случайных цифр.

В процессе обучения у вас сформируются навыки запоминания, без которых мнемонические методы работают крайне медленно, а чаще - вообще не работают. Например, техника запоминания иностранных слов достаточно проста, но при условии, что вы уверенно владеете базовыми приемами кодирования информации в образы и образуете связи между образами достаточно быстро и надежно.

Запоминание - это навык. И этот навык может быть определен с высокой точностью по скорости, объему запоминания и по количеству ошибок. Для контроля результатов обучения применяется специально разработанная программа «Мастер запоминания», контролирующая возможности вашей памяти с точностью до сотых. Человек, не обученный технике запоминания, не может запомнить даже вводный тест из 20 двузначных чисел, тогда как прошедшие курс обучения уверенно запоминают сотни цифр.

Особо отметим, что данный курс мнемотехники - базовый, в нем представлены основные и наиболее простые приемы, методы и техника запоминания. В этот курс не входит изучение системного запоминания, запоминания больших объемов смысловой информации (подготовка к устным выступлениям), принципов формирования бесконечной последовательности опорных образов, фиксированных образных кодов трехзначных чисел, техники «Календарь».

Тренировочные упражнения не выходят за пределы 300 элементов запоминаемой информации. Эти техники и запоминание большого объема сведений относятся ко второму уровню сложности и могут быть освоены вами самостоятельно после обучения базовым техникам.

Изучая предлагаемый курс мнемотехники, вы получите все необходимое для формирования навыков запоминания: консультации и разъяснения преподавателя, иллюстрацию приемов запоминания сотнями примеров, учебное пособие с системой тренировочных упражнений, тренировочную и экзаменационную программу, которая будет контролировать вашу память дома, при выполнении домашних заданий.

Авторы курса сделали все, чтобы процесс обучения был интересным и эффективным. Однако конечный результат зависит от вас: от вашего трудолюбия, усидчивости, настойчивости. Мы уверены, что результаты обучения удовлетворят самого закоренелого скептика, не верящего в системы тренировки памяти.

Мнемотехника широко применяется в повседневной жизни, бизнесе, учебе. Способность запоминать - это намного больше, чем просто хорошая память. Память человека - самый надежный тест на развитость интеллектуальных процессов. Как сила человека тестируется по количеству отжиманий, так и интеллектуальный потенциал человека может быть с высокой точностью определен по скорости и объему запоминания.

Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

§ мощное развитие визуального мышления;

§ выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);

§ формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Как происходит запоминание

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Но как, используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу? На этот вопрос мнемотехника дает исчерпывающий ответ.

Возможности зрительной памяти намного больше, чем вы привыкли думать. И процесс фиксации зрительных образов в памяти достаточно хорошо поддается контролю. Чтобы понять, почему мнемонисты запоминают информацию с помощью зрительных представлений, давайте рассмотрим простую аналогию. Вы знаете, что компьютер внутри своего процессора оперирует только нулями и единичками. Чтобы компьютер понимал команды, их необходимо закодировать соответствующим образом. Для этого существуют специальные устройства, осуществляющие обратное кодирование с языка компьютера на язык букв и слов.

Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Научившись общаться со своим собственным мозгом, вы не только научитесь запоминать, но и увидите его работу изнутри. Для вас станут очевидными многие явления, которые до сих пор остаются загадкой для психологии.

Чтобы наладить контакт с мозгом и пробить тропинку к своей памяти, вам придется немного потренироваться. Простое ознакомление с мнемотехникой не даст результата. Мозг упорно сопротивляется любым «нововведениям». Но русская пословица гласит: «терпение и труд все перетрут».

Особенности системы «Виртуальная мнемотехника»

В литературе описаны десятки систем мнемотехники, все разнообразие которых сводится к двум основным видам - классическая мнемотехника, берущая начало с книги «Ad Herennium» (86-82 гг. до н.э.), и педагогическая мнемотехника, сформулированная Петром Рамусом (конец XVI века, Англия). Классическая мнемотехника всегда основывалась на механизмах визуального (образного) мышления, тогда как педагогическая мнемотехника отказалась от операций с образами и сконцентрировала свое внимание на речевом мышлении. Типичные приемы педагогической мнемотехники - это разбивка запоминаемого материала на очень маленькие части, интенсивное повторение этих частей (зубрежка), составление фраз по буквам, полученным из запоминаемых числовых сведений; поиск закономерностей в запоминаемой информации, ее классификация и систематизация, составление структурных схем. Хорошо известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» относится к педагогической мнемотехнике.

Какая мнемотехника лучше - судить читателю. На наш взгляд, имеет право на существование любая система запоминания, помогающая облегчить процесс обучения.

Система «Виртуальная мнемотехника» относится к классической мнемонике и основывается на визуальном мышлении. Ее отличительные особенности следующие:

система имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование (в курсе не рассматривается);

приемы запоминания унифицированы. Разными комбинациями ограниченного набора приемов запоминается практически любая информация;

широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

любые сведения при запоминании собираются в блоки, которые можно в дальнейшем систематизировать;

введено много новых способов запоминания;

практически используются закономерности работы памяти, ранее не описанные в психологической литературе;

введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания;

для запоминания иностранных слов применяются фонетические образные коды;

введен способ контроля рефлекторного уровня запоминания.


Марат Зиганов
.

Текущая страница: 1 (всего у книги 17 страниц)

Марат Зиганов, Владимир Козаренко
МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления

В пособии изложены основные положения мнемотехники и способы запоминания наиболее распространенных видов информации.

ВВЕДЕНИЕ

Предисловие

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) – от греч. mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.

Доминик о"Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту).

Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором – 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры.

В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т. е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации.

Как видите, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.

Учебные упражнения, выполняемые обучающимися в «Школе рационального чтения» на курсе мнемотехники, состоят из сотен цифр, которые запоминаются без ошибок. Очень точно запоминаются и другие сведения: слова, буквосочетания, телефонные номера, исторические даты, фамилии и имена, названия и иностранные слова – информация, приблизительное запоминание которой не имеет смысла.

Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10-15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив – 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

На первых пяти занятиях вы узнаете и освоите базовые приемы запоминания, основанные на возможностях визуального мышления. Эти приемы отрабатываются на большом количестве бессмысленной и логически не связанной информации. Вы научитесь запоминать разными способами длинные последовательности слов, абстрактных понятий, географических названий, бессмысленных буквосочетаний, двузначных и трехзначных чисел.

После того, как у вас сформируются начальные навыки запоминания, вы станете последовательно изучать и отрабатывать разнообразную технику запоминания. Вы узнаете, как запоминать отдельные исторические даты и целые хронологические таблицы. Научитесь запоминать телефонные номера по порядку и в алфавитной последовательности. Вы сможете удерживать в своей памяти целые блоки информации о людях (Ф.И.О., адреса, телефоны, номера их автомобилей), познакомитесь с техникой запоминания иностранных слов и знаковых систем языков (транскрипция, хирагана японская азбука – и пр.). Методы мнемотехники помогут лучше запоминать текстовую информацию небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Вы научитесь запоминать многочисленные анекдоты, сможете запомнить быстро и без ошибок 200-400 случайных цифр.

В процессе обучения у вас сформируются навыки запоминания, без которых мнемонические методы работают крайне медленно, а чаще – вообще не работают. Например, техника запоминания иностранных слов достаточно проста, но при условии, что вы уверенно владеете базовыми приемами кодирования информации в образы и образуете связи между образами достаточно быстро и надежно.

Запоминание – это навык. И этот навык может быть определен с высокой точностью по скорости, объему запоминания и по количеству ошибок. Для контроля результатов обучения применяется специально разработанная программа «Мастер запоминания», контролирующая возможности вашей памяти с точностью до сотых. Человек, не обученный технике запоминания, не может запомнить даже вводный тест из 20 двузначных чисел, тогда как прошедшие курс обучения уверенно запоминают сотни цифр.

Особо отметим, что данный курс мнемотехники – базовый, в нем представлены основные и наиболее простые приемы, методы и техника запоминания. В этот курс не входит изучение системного запоминания, запоминания больших объемов смысловой информации (подготовка к устным выступлениям), принципов формирования бесконечной последовательности опорных образов, фиксированных образных кодов трехзначных чисел, техники «Календарь».

Тренировочные упражнения не выходят за пределы 300 элементов запоминаемой информации. Эти техники и запоминание большого объема сведений относятся ко второму уровню сложности и могут быть освоены вами самостоятельно после обучения базовым техникам.

Изучая предлагаемый курс мнемотехники, вы получите все необходимое для формирования навыков запоминания: консультации и разъяснения преподавателя, иллюстрацию приемов запоминания сотнями примеров, учебное пособие с системой тренировочных упражнений, тренировочную и экзаменационную программу, которая будет контролировать вашу память дома, при выполнении домашних заданий.

Авторы курса сделали все, чтобы процесс обучения был интересным и эффективным. Однако конечный результат зависит от вас: от вашего трудолюбия, усидчивости, настойчивости. Мы уверены, что результаты обучения удовлетворят самого закоренелого скептика, не верящего в системы тренировки памяти.

Мнемотехника широко применяется в повседневной жизни, бизнесе, учебе. Способность запоминать – это намного больше, чем просто хорошая память. Память человека – самый надежный тест на развитость интеллектуальных процессов. Как сила человека тестируется по количеству отжиманий, так и интеллектуальный потенциал человека может быть с высокой точностью определен по скорости и объему запоминания.

Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

§ мощное развитие визуального мышления;

§ выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);

§ формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Как происходит запоминание

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Но как, используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу? На этот вопрос мнемотехника дает исчерпывающий ответ.

Возможности зрительной памяти намного больше, чем вы привыкли думать. И процесс фиксации зрительных образов в памяти достаточно хорошо поддается контролю. Чтобы понять, почему мнемонисты запоминают информацию с помощью зрительных представлений, давайте рассмотрим простую аналогию. Вы знаете, что компьютер внутри своего процессора оперирует только нулями и единичками. Чтобы компьютер понимал команды, их необходимо закодировать соответствующим образом. Для этого существуют специальные устройства, осуществляющие обратное кодирование с языка компьютера на язык букв и слов.

Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Научившись общаться со своим собственным мозгом, вы не только научитесь запоминать, но и увидите его работу изнутри. Для вас станут очевидными многие явления, которые до сих пор остаются загадкой для психологии.

Чтобы наладить контакт с мозгом и пробить тропинку к своей памяти, вам придется немного потренироваться. Простое ознакомление с мнемотехникой не даст результата. Мозг упорно сопротивляется любым «нововведениям». Но русская пословица гласит: «терпение и труд все перетрут».

Особенности системы «Виртуальная мнемотехника»

В литературе описаны десятки систем мнемотехники, все разнообразие которых сводится к двум основным видам – классическая мнемотехника, берущая начало с книги «Ad Herennium» (86-82 гг. до н.э.), и педагогическая мнемотехника, сформулированная Петром Рамусом (конец XVI века, Англия). Классическая мнемотехника всегда основывалась на механизмах визуального (образного) мышления, тогда как педагогическая мнемотехника отказалась от операций с образами и сконцентрировала свое внимание на речевом мышлении. Типичные приемы педагогической мнемотехники – это разбивка запоминаемого материала на очень маленькие части, интенсивное повторение этих частей (зубрежка), составление фраз по буквам, полученным из запоминаемых числовых сведений; поиск закономерностей в запоминаемой информации, ее классификация и систематизация, составление структурных схем. Хорошо известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» относится к педагогической мнемотехнике.

Какая мнемотехника лучше – судить читателю. На наш взгляд, имеет право на существование любая система запоминания, помогающая облегчить процесс обучения.

Система «Виртуальная мнемотехника» относится к классической мнемонике и основывается на визуальном мышлении. Ее отличительные особенности следующие:

система имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование (в курсе не рассматривается);

приемы запоминания унифицированы. Разными комбинациями ограниченного набора приемов запоминается практически любая информация;

широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

любые сведения при запоминании собираются в блоки, которые можно в дальнейшем систематизировать;

введено много новых способов запоминания;

практически используются закономерности работы памяти, ранее не описанные в психологической литературе;

введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания;

для запоминания иностранных слов применяются фонетические образные коды;

введен способ контроля рефлекторного уровня запоминания.

ЗАНЯТИЕ 1

Сознательное (произвольное) запоминание с применением методов мнемотехники основывается на механизмах визуального мышления.

1. Мыслительные операции с образами

Во время занятий вам придется не только образно представлять запоминаемое, но и видоизменять образы. Эти изменения осуществляются с помощью следующих мыслительных операций.

Соединение образов . С помощью этой мыслительной операции имитируется процесс естественного восприятия с последующим запоминанием. В своем воображении вы можете соединить вместе несколько зрительных образов. Мозг запоминает взаимосвязь между ними. При необходимости по одному из образов этой группы он воспроизводит все ранее соединенные образы. Операция «соединение образов» – своеобразный выключатель механизма запоминания.

Наложение образов . Образы мысленно накладываются друг на друга без их соединения (один образ как бы дальше, другой – ближе). Применяется в некоторых техниках («Матрица») и при трудностях в припоминании. Позволяет вспомнить слабые взаимосвязи, которые вспоминаются с трудом. Эта же мыслительная операция применяется для образования взаимосвязей между представлениями разных анализаторных систем, например, при закреплении в памяти новых иностранных слов. В данном случае на зрительный образ накладывается не другой зрительный образ, а звучание запоминаемого слова. Наложение образов позволяет установить прямую взаимосвязь между образом и произвольным знаком или числом (заучивание образных кодов, знаков и символов).

Увеличение – уменьшение размеров образов. На маленьком (удаленном) образе становятся невидимыми другие образы. Если этот образ мысленно увеличивать, то с него можно считать ранее образованные взаимосвязи, в которых закодированы конкретные сведения, например, телефонный номер. Эта мыслительная операция активно применяется при образовании ассоциаций с разными частями одного образа. Внимание концентрируется на каком-либо подобразе. Этот подобраз увеличивается и занимает все внутреннее пространство сознания, вытесняя собой другие части образа и ассоциации.

Вращение образов. Эта мыслительная операция позволяет видеть представляемые образы с разных сторон и считывать с них различные ассоциации. Благодаря мысленному вращению образов на один образ можно записать много других образов. Например, мысленно вращая образ радиоприемника, можно образовать различные ассоциации с частями этого приемника. Простое вращение образов в воображении является хорошим упражнением.

Выделение подобраза. Из образа выделяется наиболее типичный для этого образа подобраз. Дальнейшие операции по запоминанию проводятся с этим подобразом. Применяется, к примеру, в «Методе выделения отличительного признака». Так, проще запомнить образ гаечного ключа, чем образ автослесаря. Упрощенные образы можно связывать вместе, тем самым, образуя простые, компактные и информативные взаимосвязи.

Трансформация образов. Образы следует преобразовывать так, чтобы предмет не изменял своего значения. Например, при трансформации образа карандаша он всегда должен оставаться карандашом: тонким или толстым, длинным или коротким, изогнутым или прямым, но все же карандашом. При интенсивном использовании мнемонических методов запоминания быстро начинает сказываться ограниченный запас слов в языке. Посредством операции «Трансформация образов» одно и то же слово можно представить десятками различных способов. Эта мыслительная операция активно применяется для предотвращения «эффекта стирания ассоциаций», связанного с частой повторяемостью образов при запоминании, например, с применением образных кодов.

Видоизменение образов. Представляются мысленно разные образы с одинаковым названием: «машина» «Жигули», «Москвич», «Вольво», игрушечная машинка, машинка для счета денег, снегоуборочная машина и т.д. Как и предыдущая мыслительная операция, «видоизменение образов» применяется для создания разнообразия зрительных представлений. Отличие операции «Видоизменение» от операции «Трансформация» незначительное. При запоминании приоритет имеет мыслительная операция «Видоизменение образов». Когда в процессе запоминания использованы все возможные виды образов, их можно трансформировать.

2. Основные мнемотехнические понятия

Искусственная ассоциация . Несколько образов, мысленно соединенных так, чтобы их можно обвести одной непрерывной контурной линией, называются искусственной ассоциацией. Мозг запоминает эти образы как одну картинку. В искусственную ассоциацию можно связать от двух до пяти образов одновременно.

Естественная ассоциация . Видимые нами объекты окружающего мира взаимосвязаны. Взаимосвязи между предметами фиксируются мозгом автоматически. Если вы видите стоящую на окне вазу с цветами, эта комбинация соединенных образов (окно, ваза, цветы) есть естественная ассоциация и запоминается мозгом без вашего сознательного участия. Естественные ассоциации активно применяются в мнемотехнике (метод Цицерона, метод свободных ассоциаций, запоминание фотографий и иллюстраций).

Опорный образ. Опорный образ – это образ, к которому привязываются другие образы и ассоциации. Точная последовательность опорных образов, припоминаемых без труда, используется для запоминания последовательности закодированных в ассоциациях сведений. Цепочка опорных образов является носителем информации.

Основа ассоциации. Основой ассоциации называется образ, вокруг которого формируется ассоциация. Этот образ всегда следует мысленно представлять более крупным, чем другие входящие в ассоциацию образы. Последовательность ассоциаций запоминается по их основам. Другие образы ассоциации называются элементами ассоциации.

Условное обозначение ассоциации

Отдельные образы и ассоциации связываются в последовательность ассоциаций двумя основными способами: непосредственно друг с другом или с помощью другой последовательности образов (опорных образов).


Запоминание последовательности ассоциаций по их основам


Запоминание ассоциаций через последовательность опорных образов


Запоминание отдельных образов на последовательность опорных образов

Навык запоминания. Навык запоминания заключается в способности быстро соединять представляемые образы в течение достаточно длительного времени (30-60 минут). К навыку запоминания относится способность быстро кодировать любые виды информации в простые зрительные образы.

Формирование навыка запоминания – главная цель учебного курса мнемотехники. Без него практическое использование методов мнемотехники невозможно. Навык запоминания в «чистом виде» тестируется запоминанием информации, являющейся образными кодами. В этом случае время кодирования считается равным нулю и проверяется только скорость и объем запоминания.

Статьи по теме: