Rise of nations гайд по нациям. Обзор игры Rise of Nations. Нормальные герои всегда идут в…

Разработчик - Big Huge Games
Издатель - Microsoft

Системные требования


Windows XP/2000/ME/98
128 MB RAM
Процессор 500 MHz
800 MB свободного места на жестком диске
Видеокарта: 16 MB с Direct3D

Введение

Rise of Nations - игра, прямо скажем, эпическая. С широтой и размахом. В ней каждый может почувствовать себя если уж не великим полководцем, то уж тактиком и стратегом средней руки - наверняка. Одиночная кампания (единственная) представляет из себя карту мира, разделенную на территории, так что каждый может склониться над картой в буквальном смысле слова:).


На некоторых частях карты есть цивилизация, на некоторых - нет. Но каждой цивилизацией движет только одно желание: завоевать мир. Причем, результаты после некоторых раундов могут оказаться весьма неожиданными:). Так, у меня в мире не было американцев, а британцы делили второе место (после моих русских) с племенем Майя! Идеальное общество, не так ли? :).


Значки под изображением города могут рассказать многое о территории: есть ли какое-нибудь "диво дивное, чудо чудное", сколько после завоевания данного клочка земли вы получите в виде налога, есть ли база снабжения, чтобы можно было содержать еще одну армию, богата ли земля ресурсами.


Если под городом нет никаких пиктограмм, то вам предстоит увеселительный марш-бросок на время по пересеченной местности со стрельбой и штурмом вражеского объекта.


Сильно напоминает игру "Зарницу" (если кто такую еще помнит), не правда ли? Новые же армии понадобятся вам как воздух, если вы затеете вторжение на вражескую территорию с нескольких сторон (с привлечением подкрепления из соседних областей - возможность их участия будет обозначена черными стрелками).


Вследствие того, что мне необходимо было получить как можно больше информации за достаточно короткое время, я играла на самом легком уровне сложности. Поэтому могу сказать одно: когда вам надоест тратить по полтора часа (максимальное время) на уровень, отстаивая свои города или покоряя чужие, не медлите ни минуты, а сразу же бросайте вверенные вам в начале миссии войска на штурм вражеских городов - горожане противника еще не построили военные укрепления (если только они не предусмотрены по сценарию), казармы или аэродром. Следовательно, вместо полутора часов, вы затратите от силы двадцать минут. Мой рекорд - две с половиной минуты, потому что ходить далеко не надо было.


Через каждые несколько ходов человечество дружно переходит на новый уровень развития, в следующую эпоху. Всего их в игре - восемь, и по достижении последней вам предлагается либо прекратить кампанию по завоеванию мира, либо продолжить тотальное наступление на соседей на высшей точке игрового развития. Чем я и занимаюсь в данный момент:). Майя уже повержены...

Игра автоматически заканчивается, как только вы захватите вражескую столицу. Все завоеванные противником земли автоматически переходят вам, и смысла играть дальше просто нет:).

В принципе, каждый может найти в Rise of Nations что-то по вкусу: либо строить планы завоевания, изучая карту и просчитывая шаги, воображая себя при этом минимум Наполеоном Бонапартом, либо остановиться на коротких сценариях и быть обычным управленцем-исполнителем. Второе вы в изобилии можете найти во всех остальных стратегических играх.

В любом случае, компания Microsoft снова оказалась "впереди планеты всей", и Rise of Nations займет собой не один ум и не на один час. Я же, со своей стороны, постараюсь достаточно подробно рассказать о важных (и не очень) мелочах, придающих игре особое очарование...

Как это было задумано

Каждая нация обладает уникальной Силой и уникальным вооружением, позволяющим блеснуть на поле битвы во всей красе. У русских, к примеру, есть сила Motherland, что я могу перевести на родной язык как Мать-сыра земля. Ее сила повышает защиту ваших войск на родной земле на сто процентов и дает другие, не менее приятные, бонусы.
А из вооружения: Rusiny Lancer (этому я вообще аналогию найти не смогла), просто Cossak, затем более совершенная модель - Don Cossak (восхитительно звучит:)), "Катюша", Красная армия (пехота), Shock infantry (я никак не перевела их, потому что не могу вообще никаких слов для войска то ли в телогрейках с погонами, то ли в шинелях, с автоматами Калашникова, и в светло-серых шапках-ушанках с красной лентой наискосок). Завершает цепочку танк Т-80 (видимо, мы слишком хорошо засекретили Т-90 и про него разработчики ничего не слышали).


Ничего летающего или парящего разработчики нам решили не предоставлять:). Поэтому все их бомбардировщики на наших аэродромах сделаны по технологии Стелс. С чем я всех и поздравляю:).

Забегая вперед, позволю себе дать небольшой совет: на последнем уровне развития в первую очередь уделяйте внимание именно противовоздушной обороне и созданию как можно большего количества авиации. Секрет успеха заключается именно в быстроте. Тогда ваш противник может даже не распаковывать чемоданы, чтобы задержаться на вашей земле:).

Смена эпох происходит плавно и автоматически. То есть, если вы создали, скажем, полк казаков, а потом перешли в следующую эру, и совершили необходимый апгрейд в бараках, на месте конного полка у вас окажется полк броневиков. В принципе, это и хорошо, ибо лезть с шашкой против пусть и легко бронированных, но все же машин, соперника - самоубийство.


Как я уже говорила выше, в игре существует деление на восемь периодов развития - эпох:

Античная . Самое начало игрового мира. Пехота и Сторожевые башни - вот весь атакующий и оборонительный арсенал того времени. Из построек военного значения доступна только казарма.

Классическая . Вторая эпоха, которая может похвастаться наличием Конюшни, Фабрики осадных орудий, Форта, Университета и Шахты.

Средневековая . Форт превращается в Замок, из новых юнитов - Шпион и Фургон снабжения, следующий за вашими войсками.

Эпоха Пороха . Как видно из названия, в вашем мире появился порох. Следовательно, аркебузы и кремниевые ружья пришли на смену праще, луку и пике. По-прежнему пользуются популярностью арбалетчики, но и им на смену скоро придет пороховое оружие...

Эпоха Просвещения принесла с собой апгрейд юнитов, тяжелую пехоту и новые типы осадных орудий.

Индустриальная эпоха характеризуется появлением новых ресурсов для дальнейшей их добычи вашими торговцами, добавлением нового игрового ресурса: нефти. Что касается вооружения, то человечество перешло на использование танков и аэропланов. Шаг в небо был сделан...

Современная эпоха (мы ее уже пережили:)) - это бомбардировщики, истребители, вертолеты - в небе, и тяжелые танки, и ракетные шахты (пока только для тактических ракет без ядерного боезаряда небольшого радиуса действия) - на земле.


И, наконец, Информационная эпоха, в которой мы живем сейчас, порадует командиров ядерным оружием,


технологией Стелс для бомбардировщиков, более продвинутыми истребителями, все теми же танками Т-80 (для русских), и новыми глобальными исследованиями по четырем направлениям (о них чуть ниже).

Как удалось воплотить в жизнь

Каждое последующее исследование стоит дороже предыдущего. Это же правило относится и к работникам, создаваемым в городах.

Ограничения на количество ферм (стандартно - пять, у египтян за счет Силы Нила - семь) в одном городе и караванов как-то заставляет собраться и не плодить города на карте без дела:).

Не знаю, как именно разработчикам виделось передвижение некоторых родов войск (вне зависимости от выбора нации), но на практике получилось буквально следующее: войско русских состоит из генерала, пары-тройки Т-80, нескольких бронетранспортеров, пехоты и группы товарищей, ответственных за противотанковые гранатометы. При указании точки назначения почти все вышеуказанные виды добираются до места как по нотам, и только группа товарищей с противотанковыми гранатометами прокладывает себе путь "в соседний подъезд через Химки-Ховрино". Все бы ничего, но у них и без того скорость близится к нулю, а еще и со своим уникальным маршрутом... Воевать - мучение. Хотя в эффективности им не откажешь.

Или же другой пример: в толпе некоторые юниты могут "теряться" и не находить прохода к цели. То есть, они "тычутся" во впереди стоящих, и не в состоянии обойти их самостоятельно. Выглядит забавно, но на деле - достаточно трагично, особенно когда каждое оружие на счету.

Из приятного же могу отметить следующее:

Сколько бы ваши дровосеки не рубили лес, его меньше не становится. Такими же бездонными оказываются горы и промысловые места в море. Приятно ведь:).

Высокий уровень детализации юнитов: воины садятся на корточки, рабочие сидят или лежат на траве, отдыхая, собаки чешут лапой за ухом. Можно сказать, что в изображении подобных мелочей игра превзошла все, что я видела раньше, даже "Затерянный мир".

Во всем остальном это игра из серии "выделить кучу человечков одной зеленой рамочкой", как выразился один мой друг:).

Как только вы построите порт, ваши юниты смогут пересекать водные преграды, автоматически превращаясь в понтоны. Очень, на мой взгляд, удобное решение. Как видно, разработчики сократили количество гражданских юнитов, но не поскупились на военных. Целых три строения для производства войск, сторожевые башни, бункеры, средства ПВО, шахта для пуска ракет, аэродром. И это против каких-то ферм и шахт. Однако, есть здания, без которых игра не представляется возможной:

Библиотека - самое важное, пожалуй, гражданское строение. Все открытия и исследования делаются именно здесь. Вполне достаточно одного здания на всю территорию, если только вы не планируете мозговой штурм:).


Университет - единственное здание, вырабатывающее Знания. Для этого вам потребуется нанять семь ученых. Каждому городу полагается иметь Университет в обязательном порядке.

Храм - тоже не помешает в каждом городе. В храме исследуется налогообложение, религия, трудовой договор и прочие прелести цивилизации. Вместе с этим, повышается моральный дух горожан, и укрепляет их решимость при нападении врагов.


В настройках можно выставить не только поведение войск, но и рабочих: они могут заниматься либо только добычей, либо и добычей, и ремонтом, и строительством одновременно. Вообще-то, по правде говоря, гражданские у разработчиков получились гораздо умнее, нежели некоторые военные персонажи:).

В принципе, морских сражений как таковых, нет. Поэтому особо тратиться на производство подводных лодок и боевых кораблей не стоит. Авиация оказалась гораздо важнее, как, наверное, и в жизни.


И напоследок. Помните о том, что место старта (выбор нации) сильно влияет на выбор области нападения. Одно дело, если вы начинаете в России, и весь мир у ваших ног, а с другой - старт на каком-нибудь островке, где только один сосед, да и тот не испытывает к вам вражды. Как тут играть? :)
Поэтому желаю вам выбирать разумно и осторожно. В конце-концов, это всего лишь игра...

Каждому городу - свое чудо

Чудо - это то, что придает каждому городу свою изюминку. Помимо этого, каждое строение несет в себе бонусы для города: либо удешевление строительства, либо увеличение уровня коммерции для одного из ресурсов, либо еще что-то, не менее приятное:). Как вы догадываетесь, на одно поселение положено только одно мировое чудо.
Итак, что же нам предлагают?

Пирамида . II эпоха, +1 Wonder point. Стоимость: 260 еды, 260 древесины.
Повышает лимит коммерции для еды и богатств на 50 единиц.
Повышает городской лимит на 1 единицу.
Сбор еды увеличивается на 20 процентов.


Колосс Родосский . II эпоха, +1 Wonder point. Стоимость: 200 древесины, 200 богатств.
Увеличивает сбор денег (богатств) на 30 процентов.
Повышает лимит населения на 50 единиц.
Повышает лимит коммерции для богатств и древесины на 50 единиц.

Колизей . III эпоха, +2 Wonder point. Стоимость: 390 древесины, 390 металла.
Расширяет национальные границы на 3 единицы.
Форты и Башни стоят на 20 процентов дешевле.
Истощение вражеских юнитов на вашей территории возрастает на 50 процентов.

Терракотовая армия . III эпоха, +2 Wonder point. Стоимость: 300 еды, 300 богатств.
Создает каждые тридцать секунд бесплатных юнитов (по тройкам) из ваших казарм (то есть, у русских никак не может оказаться бесплатных воинов-зулусов:)).

Разумеется, это - самые дешевые представители пехоты, но от этого их ценность не уменьшается:). Апгрейд в казарме действует и на них.

Храм Тикал . IV эпоха, + 2 Wonder point. Стоимость: 400 еды, 400 древесины.
Повышает добычу древесины на 50 процентов.
Увеличивает эффект Храма (национальные границы, хитпоинты, атака) на 50 процентов.
Повышает торговый предел для древесины на 100 единиц.

Фарфоровая башня . IV эпоха, + 2 Wonder point. Стоимость: 520 богатств, 520 металла.
Корабли создаются на 50 процентов быстрее.
Ваши прибыли от разработки ценных ресурсов и рынков возрастают на 200 процентов.
Вы получаете бонус ото всех ценных ресурсов на вашей территории, даже если и не производите их разработку торговцами.

Ангкор-Ват . V эпоха, +3 Wonder point. Стоимость: 680 древесины, 680 богатств.
Повышает уровень добычи металла на 50 процентов.
Повышает коммерческий лимит для металла на 100 единиц.
Стоимость юнитов, производимых в Бараках, Конюшнях и Доках, снижается на 25 процентов.

Версальский дворец . V эпоха, +3 Wonder point. Стоимость: 500 еды, 500 металла.
Ваши фургоны снабжения могут лечить войска, которые они сопровождают (если вы играете за французов, то лечение проходит в два раза лучше и быстрее).
При проведении исследований стоимость снижается на 50 процентов на все ресурсы, кроме Знания.
Юниты, относящиеся к артиллерийским, осадным орудиям, фургонам сопровождения, передвигаются на 25 процентов быстрее.

Статуя Свободы . VI эпоха, + 4 Wonder point. Стоимость: 600 еды, 600 богатств.
Апгрейд всех юнитов, производимых на аэродроме, производится бесплатно.
Уменьшает стоимость бомбардировщиков и зданий ПВО на 33 процента.
Уменьшает опасность истощения ваших войск на вражеской территории на 100 процентов.

Кремль . VI эпоха, + 4 Wonder point. Стоимость: 840 еды, 840 металла.
Повышает коммерческий лимит для еды, дерева и металла на 200 пунктов.
Повышает опасность истощения вражеских юнитов, не сопровождаемых фургонами поддержки, на вашей территории на 100 процентов.
Шпионы создаются незамедлительно. Получите выгоды за счёт использования дополнительного юнита-шпиона, который не состоит в штате вашего населения и таким образом не влияет на лимит количества юнитов. Всякий раз после убийства шпиона этот юнит создаётся заново совершенно бесплатно.

Эйфелева башня . VII эпоха, + 6 Wonder point. Стоимость: 700 древесины, 700 металла.
Увеличивает прибыль от добычи нефти на 100 процентов.
Повышает коммерческий лимит для всех ресурсов на 100 процентов.
Расширяет национальные границы на 6 единиц.

Тадж Махал . VII эпоха, + 6 Wonder point. Стоимость: 700 древесины, 700 богатств.
Повышает хитпоинты зданий на 100 процентов.
Прибыль от всего, что приносит богатство, увеличивается на 100 процентов.
Лимит коммерции для богатств повышается на 300 пунктов.

Суперколлайдер . VIII эпоха, + 8 Wonder point.Стоимость: 800 еды, 800 знаний.
Стоимость покупок на рынках не выше 125 единиц (в богатствах).
Стоимость продажи не ниже 50 единиц (в материальных богатствах).
Технологии исследуются незамедлительно.

Космическая программа . VIII эпоха, + 8 Wonder point.Стоимость: 1200 богатств, 1200 знаний.
Открывает все здания, юнитов и территории на карте.
У страны появляется иммунитет против Ядерного Эмбарго.
Авиация и управляемые ракеты стоят на 50 процентов дешевле и строятся на 100 процентов быстрее.

Таким образом, если правильно рассчитать, какой монумент следует воздвигать, можно получить достаточно ощутимый бонус для своей нации.
В основной игре (на глобальной карте) достопримечательности недоступны для строительства, но их можно найти в некоторых локациях (где под городом есть соответствующая пиктограмма). А вот в режиме Quick Battle можно строить по монументу для каждого города:). Красоты невероятной страна будет:).

Ресурсы обыкновенные и ценные

Любая деятельность так или иначе упирается в ресурсы. Основных в игре шесть штук:

Еда (фермы, рыбная ловля),
Древесина (лагерь лесорубов),
Металл (шахты),
Нефть (нефтяные пятна),
Богатство (его вырабатывают рынки при помощи караванов; налоги),
Знания (вырабатываются учеными; 80 единиц за 30 секунд).


Помимо этого, Rise of Nations богата ценными ресурсами. Всего в игре их 31 штука, но на уровне встречается, обычно, не больше шести-семи. За каждое такое "месторождение" ведется нешуточная борьба между противоборствующими сторонами, но бонусы для страны они приносят существенные.

Уголь (+15 к знаниям, +15 к металлу). Добыча древесины повышается на 25 процентов.

Бизоны (+20 к еде). Стоимость строительства Зернохранилища снижается на 33 процента.

Обсидиан (+10 к знаниям, +10 к металлу). Лучники, башни, форты и города получают +1 к атаке.

Алюминий (+20 к металлу, +20 к нефти). Стоимость авиации снижается на 15 процентов, а скорость производства увеличивается на 25 процентов.

Хлопок (+20 к древесине). Стоимость юнитов, производящихся в бараках, конюшнях и доках снижается на 25 процентов.

Краситель (+10 к богатству, +10 к Знаниям). Стоимость гражданских исследований снижается на 25 процентов.

Сахар (+12 к еде, +12 к древесине). Снижает стоимость всей еды на 10 процентов.

Соль (+12 к древесине, +12 к металлу). Стоимость юнитов, производимых в бараке, снижается на 15 процентов.

Реликт (+20 к знаниям). Стоимость исследований и время апгрейда снижаются на 33 процента.

Вино (+10 к еде, +10 к знаниям). Стоимость апгрейда юнитов снижается на 20 процентов.

Драгоценные камни (+10 к богатствам, +10 к знаниям). Национальные границы расширяются на 2 единицы.

Сера (+15 к богатствам, +15 к металлу). Стоимость осадных и артиллерийских орудий снижается на 20 процентов.

Папирус (+10 к древесине, +10 к знаниям). Стоимость научных исследований в Лаборатории снижается на 25 процентов.

Специи (+10 к еде, +10 к знаниям). Прибыль от Караванов повышается на 20 процентов.

Лошади (+10 к еде, +10 к металлу). Стоимость юнитов, производимых в Конюшне, снижается на 15 процентов.

Серебро (+10 к богатствам, +10 к металлу). Переход в новый эпоху стоит на 15 процентов меньше.

Бриллианты (+20 к богатству). Повышает лимит коммерции на 10 процентов.

Пушнина (+10 к еде, +10 к металлу). Стоимость военных исследований в Библиотеке снижена на 25 процентов.

Каучук (+20 к древесине, +20 к нефти). Стоимость юнитов, производимых в автомастерских, снижается на 15 процентов.

Медь (+20 к металлу). Юниты, производимые на заводах и в доках, получают на 20 процентов больше хитпоинтов.

Шелк (+10 к богатствам, +10 к знаниям). Стоимость коммерческих исследований снижается на 25 процентов.

Цитрус (+10 к еде, +10 к древесине). Корабли на море лечатся автоматически.


Уран (+20 к знаниям, +20 к нефти). Ракеты с ядерными боеголовками быстрее на 10 процентов и на 5 процентов дешевле.

Янтарь (+10 к древесине, +10 к богатствам). Цена продаж на рынке увеличивается на 10 единиц, а цена покупки - снижается на 10 единиц.

Павлины (+10 к богатствам, +10 к металлу). Ограничение на количество жителей возрастает на 10 единиц.

Рыба (+10 к еде, +10 к богатствам). Ресурс еды, добывается рыболовецкими судами.

Табак (+10 к богатствам, +10 к знаниям). Жители возводят здания и монументы (чудеса) на 10 процентов быстрее.

Шерсть (+10 к древесине, +10 к знаниям). Создание жителей идет на 33 процента быстрее и стоит на 15 процентов дешевле.

Титан (+20 к еде, +20 к нефти). Истощение вашей армии на вражеской территории снижается на 50 процентов.

Киты (+10 к еде, +10 к металлу). Скорость рыболовецких судов повышается на 20 процентов.

Все ресурсы, кроме рыбы и китов, разрабатываются торговцами. Для того, чтобы начать вырабатывать ресурсы на воде, отправьте на место рыбацкую лодку.
Нефтяные вышки на воде строят рабочие.

Заключение

А во всем остальном Rise of Nations похожа на другие игры в жанре стратегии в реальном времени:). Однако, это не умаляет ее достоинств и очарования.
Очень качественная графика, соответствующая последнему веянию времени по выбору разрешения. Не менее качественная и красивая музыка, добротное озвучание. По крайней мере, у вас не возникнет желания выключить колонки или выкинуть наушники.

И уж в чем-чем, а в играх, Microsoft трудно обвинить в монополизме или недобросовестности - вспомнить хотя бы такие шедевры как Age of Empires, Age of Mythology или Age of Wonder. Теперь к ним присоединилась и Rise of Nations. Так что, как мне кажется, можно смело говорить о том, что Microsoft уверенно заняла свое место среди грандов-издателей стратегических игр.


Когда динозавры по Земле гуляли… Эх, сложновато стало жить и зарабатывать свой хлеб насущный господам разработчикам! Ведь в каждой игре надо придумывать что-то новое, неординарное, захватывающее.…Сколько игр мы вспоминаем, говоря: ”Другие были времена: и воздух был чище, и пиво вкуснее…” Вот

Отправить

Когда динозавры по Земле гуляли…
Эх, сложновато стало жить и зарабатывать свой хлеб насущный господам разработчикам!
Ведь в каждой игре надо придумывать что-то новое, неординарное, захватывающее.…Сколько игр мы вспоминаем, говоря: ”Другие были времена: и воздух был чище, и пиво вкуснее…” Вот и приходится изворачиваться вовсю сценаристам, дабы угодить гурманам геймерам. А компаниям-отщепенцам жить вдвойне сложнее: или создавай шедевр, или живьем в могилу с биркой “Клон” или “Плагиат”. Казалось, второй вариант ребятам Браяна Рейнолдса, ушедшим от Сида Мейера, был уготован. Но они создали игру, включающую в себя мелко покрошенную Age of Empires, большие листы бессмертной Цивы, а также приправленную соусом из ностальгии и неплохого исполнения. Что же из этого вышло? Сейчас посмотрим…

Make War, not Peace!
А если вы еще со школы представляли себя Наполеоном, Гитлером или Цезарем, то эта игра - для вас! У вас появилась прекрасная возможность реализовать свои тиранские планы! Для начала выбираем нацию. Их достаточно, но я, по старой привычке, играл за римлян. У каждой расы есть свои юниты и бонусы, но проку от них с гулькин нос. Итак, наконец-то начинается игра. И сразу появляется вопрос, откуда в древнем веке Германия или другие нации? А как вам армия Елизаветы в продвинутом веке будущего? То-то же.
После начала игры внимательно ознакомьтесь с интерфейсом, так как именно за ним вы будете решать мировые проблемы. А как их мы будем решать? Та-а-ак, кто тут любит мир и зажиточность? Расстрел на месте! Суть игры исключительно в боевых действиях, и никак иначе. Нет, конечно, можно наблюдать, как Голландия добивает Россию, как негры захватывают престижные испанские курорты, а китайцы оккупировали Южную Америку, но рано или поздно ваших миролюбивых соседей вынесут, тут-то придет и ваш черед.
Но все же война не единственный, хотя и самый дешевый, способ захватить земли противника. Можно их купить с помощью специальных карт, вот вам первое нововведение. Кстати, карты очень полезны, но они достаточно дороги, и поначалу будут вам не по карману. Умело пользуясь добытыми картами, можно получить огромную фору против врага. Жаль, карты одноразовые, к тому же в один бой можно использовать только 4 карты.

Раз уж пошел разговор о войне, то грех не вспомнить о юнитах. Тут все понятно - кто дороже, тот сильнее. О балансе говорить нечего, фактически все юниты до боли одинаковы. Да и о тактике не стоит вспоминать, тут все решается исключительно массой, да и AI противника никудышный. Но вот чем порадовала игра, так это масштабностью битв. Я уже говорил, что все берется массой, но когда две огромных армии сливаются в битве, выглядит очень красиво и, возможно, эпохально. Кстати, стоит заметить, что морской флот бесполезен, битвы на воде смотрятся паршиво, к тому же они дороги и неэффективны. Транспортов нет и в помине.

Мам, я сегодня Землей правил!
Политическая карта поделена на регионы, каждый регион имеет некий центр, столицу, так сказать. Это может быть либо роскошный развитый город, либо замызганный сарайчик. В последнем случае это означает, что данная территория никем не занята. Под иконкой города показаны ресурсы, находящиеся на территории региона. В зависимости от времени пребывания региона под покровительством той или иной нации он становится сильнее. Впрочем, эту силу можно сбить отдельными карточками. Столицы наций помечены флажками. На карте можно заметить различные фигуры, одна фигура - одна армия. Армии можно перемещать на своей территории, а также нападать ими на противника. Тут возможны некоторые тактические преимущества. Если данный регион находится между вашими регионами, то вы сможете вызвать подкрепление, в противном случае это может сделать враг. Ради усложнения игры за один ход можно сделать каждое действие 1 раз, будь то нападение на не полюбившегося соседа или покупка карты. А если вы решили захватить нацию противника полностью, то внимательно изучите ресурсы, которые находятся на его регионах, а также найдите кратчайший путь от вашей армии до столицы противника, так как захват столицы обозначает общий проигрыш нации, и все ее земли передаются под ваше руководство, игра стоит свеч. Так можно очень облегчить себе жизнь, например, я остался играть 1х1 с Россией. Армия моя находится в Риме, у меня под контролем только Европа, у России все остальное (играл на самой высокой сложности). До столицы недалеко. Прорубываюсь до нее, и в эпохальной битве захватываю, тем самым получаю контроль над всей территорией Земного шара. Как вы уже поняли, цель игры - достичь мирового господства. Перейдем к другому этапу. Объявляем войну надоевшим китайцам, выбираем 4 нужных карты (зачем отказывать себе в роскоши?), и ведем армию на ближайший их регион. Хм, картина, представшая предо мной, немного меня удивила. До боли напоминает вторую “Эпоху Империй”, н-да, поленились разработчики сделать оригинальный интерфейс. Нет, я не говорю, что он неудобен, нет, он эффективен, но разве нельзя было его немного поменять? Думаю, можно, так что зачтем это как недостаток.

Спину гнут простые негры, двое справа - это мы
Что мы видим на экране битвы? Наша земля, земля противника. Их границы начерчены жирными линиями. В границах нашей земли мы получаем город да пару ферм. Иногда дают небольшое войско и источники добычи ресурсов типа шахт. Позднее появляются нефтяные скважины. Все работы делают жители города, которые, как обычно, штампуются в центре города. Как и в Казаках, все научные исследования в сферах коммерции, экономики, военного ремесла и науки проводятся в библиотеке. Пехота производится в бараках, танки на машинном заводе, самолеты на аэродроме. Ничего нового. Есть еще университет, где совершенствуются ученые. Кстати, совсем забыл, всего в игре 6 видов ресурсов: еда, нефть, дерево, деньги, металл и так называемые знания. Все ресурсы бесконечны. Вот с чем в Rise of nations напряг, впрочем, как и в реальной жизни, так это с деньгами. Чтобы звонкая монета всегда была в кошельке, надо прикладывать действительно титанические усилия: надо строить как можно больше городов и прокладывать между ними торговые пути. Обязательно постройте храм, там собираются налоги. Города, кроме приношения денег, имеют еще одно полезное качество, а именно: расширение границ, которое влияет на лимит населения.

Мы ждем перемен…
Хоть у древних японцев пожелание кому-либо жить ”во времена перемен” было проклятием, перемены в игре явно способствуют повышению мощи государства. Переходя из эпохи в эпоху (одна битва - одна эпоха), наши армии становятся более оснащенными и мощными. Венцом творения разрушительной мощи можно по праву считать изобретение ядерных ракет. Но злоупотреблять таким страшным оружием не стоит, так и до game over добомбиться можно. Если говорить об условиях боя, то их несколько. На захват города выделяется полтора часа, то же самое с защитой, уничтожение полка врага за 5 или за 15 минут. Захватить земли врага можно 2-мя способами: построить свой город или зачистить город противника. В быстрой битве лимита времени нет.

Исполнение
Графика меня не очень порадовала. Идеальное разрешение 1024х 768. Когда находишься в режиме полного приближения, выделяются угловатости юнитов и строений. Цвета очень тусклые. К тому же игра достаточно требовательна к машине, иногда наблюдались сильные тормоза, а при выключенных графических наворотах она вообще смотрится просто убого.

Со звуком похожая ситуация, он неплох, но назвать его хорошим язык не поворачивается (или палец ленится стукнуть по клавише). Музыка достаточно хороша, не вызывает желания ее выключить. Есть несколько отличных мелодий, но этого маловато.

Is it A Big Huge Game?
Вот и пришла пора делать выводы. Играя, видно, что ребята из Big Huge Games действительно старались. Но так как контора еще молода и неопытна, проект получился хорошим, но немного сыроватым. Неплохая задумка, приличное количество нововведений, средненькое исполнение. В общем, фанатам Age of Empires и Цивилизации должно понравиться. Остальным советую поиграть для общего развития. На этом откланяюсь. Приятной игры!

В Rise of Nations восемнадцать различных наций и все они очень разные. В предыдущих номерах мы описали стратегии для двенадцати - пришла пора добить тему и рассказать о стратегиях игры за последнюю шестерку наций. Мы поговорим про монгольские набеги, нубийские богатства, римские империи, русскую зиму, испанских мореплавателей и про турецкие пушки.

Монголы

Выстраивая характерные черты для каждой нации, разработчики в первую очередь использовали исторические стереотипы. В истории монголы прославились своими завоеваниями и степными набегами. Поэтому в игре альфа и омега монголов - кавалерия, особенно их традиционные конные лучники. Главная и единственная стратегия монголов - непрерывные и частые набеги. Они абсолютно необходимы для победы, ведь экономических плюшек у этой нации нет.

Играя за моголов, можно применить тактику быстрой атаки. Проберитесь в классическую эпоху, разработайте вторую военную науку, отстройте три конюшни и устройте набег, замедляя развитие экономики соперника - так вы сможете выгадать для себя время. Набегайте с умом, чтобы расходы на армию окупились экономическим отставанием врага.

Дело тут еще в том, что монголы после исследования второй военной науки при постройке конюшни получают бесплатного конного лучника. В Средние Века вы легко сможете устроить опустошительный рейд, пользуясь бесплатными лучниками и построенными на сэкономленные деньги рыцарями. Сочетание абсолютно убойное - рыцари ликвидируют легкую кавалерию, а лучники разберутся с местным населением.

Строить рыцарей монголам не так накладно, ведь все их всадники быстрее строятся и обходятся дешевле. Цифры тут не очень большие, но тенденция налицо - разработчики просто подталкивают вас на массовое использование конницы. При этом не надо забывать о том, что большие армии очень дорого обходятся. Если вы хотите сэкономить на конных лучниках, то отстраивайте несколько конюшен уже после того, как заполучили средних размеров конную армию.

Монголы получают дополнительную единицу еды за каждый контролируемы ими процент карты. Таким образом, расширяясь, вы одновременно решаете свои проблемы с питанием, не тратя дерево на постройку ферм. Надо лишь прихватывать чуть больше территории, чем это вам нужно. Правда, это не главная цель, а побочная, так как эффект не очень большой.

Наконец, у монголов очень хорошие отношения с партизанами. Во-первых, все их отряды получают лишь половинное повреждение от партизанского сопротивления, что позволяет глубже продвигаться во вражескую территории и дольше там находиться. А это означает облегчение условий набегов на города. Единственная нация, которая нивелирует этот монгольский плюс - это русские с их усиленной партизанщиной. В остальных случаях беспокоиться не надо, вы успеете сделать рейд и уйти, прежде, чем сопротивление серьезно повредит ваши войска.

Во-вторых, монголы получают бесплатно все улучшения, касающиеся ослабления партизан врага - это тоже очень сильная черта. А вывод из всего вышесказанного прост: монголы должны постоянно и грамотно устраивать набеги - только это поможет этой воинственной нации удержаться на плаву и победить врагов.

Нубийцы

Об африканской цивилизации нубийцев разработчикам, похоже, было известно мало и поэтому их решили, от греха подальше, сделать экономической нацией. Три кита, на которых основан успех нубийцев - это рынки, торговля и редкие стратегические ресурсы. Игра на рынке позволяет нубийцам вовремя ликвидировать перекосы в экономике, если таковые возникнут. А такие ситуации у неопытного игрока встречаются очень часто. Важно понимать, что при игре за нубийцев необходимо уделять большое внимание разработке ценных редких ресурсов. Если вы играете против этой нации, регулярно обследуйте карту и выносите нубийские торговые базы, это подорвет их экономику (разорятся на постройке новых торговых баз).

Играя за нубийцев, нужно учитывать, что одно из самых полезных для них чудес света - это Фарфоровая башня, которое, вместе с их природной сметкой, сделает эффект от редких ресурсов просто ошеломляющим. Не забудьте и то, что обнаружить для нубийца редкий ресурс - это очень легко, так как у них нюх на эти вещи, и на открытой территории ресурс будет виден им сразу. Это позволит сразу и быстро, как только появится такая возможность, послать к открытым ресурсам двух-трех торговцев. Торговцы будут собирать ресурс с высокой скоростью (выше на пятьдесят процентов), поэтому «закрывайте» все ресурсы, что найдете - это окупится сторицей.

Если вашу торговую базу ликвидировали, немедленно стройте нового торговца. Сделать это будет нетрудно, так как с самого начала игры у вас будет рынок. Даже если не хватает какого-нибудь ресурса, не беда - нубийцы и торговать (продавать и покупать на рынке ресурсы) могут тоже с самого начала. На ранних стадиях игры это помогает создавать много торговцев и караванов - и их, разумеется, надо строить.

Вот он какой - нубийский воин.

К слову, караванов у вас тоже будет больше, чем у остальных. Предел максимального количества «верблюдов» у нубийцев выше на единицу. Эта единица может дать вам очень много денег, особенно со временем, когда ценность караванов возрастет. Наконец, строительство этих самых караванов, рынков и торговцев обходится нубийцам в два раза дешевле, что просто навязывает вам стратегию усиленного экономического развития. Стройте рынок в каждом городе и так рано, как только можете (естественно, после ферм или других критичных добывающих построек), запускайте караваны и не забывайте про редкие ресурсы. И вас никогда никто не победит!

Римляне

Римляне более склонны к обороне, чем к нападению. У них есть огромные возможности по захвату территорий, а из их уникальных отрядов можно особо отметить «противопехотные» легионы.

Играя за эту нацию, можно использовать любопытную стратегию, называемую «заталкивание врага границами». Постройте второй город, и на его краю организуйте форт. К окончанию его постройки у вас уже должен быть третий город и вторая гражданская технология. Третий город необходимо строить далеко - так далеко, как только возможно. Не забывайте про караваны. Следующий форт стройте как можно ближе к главным городам соперника - он станет для вас базой для организации нападений. Наскрести на него средства может быть тяжело и, если у вас не хватает денег, можете снести ваш первый форт.

Теперь стройте казармы и конюшни, формируйте армию и следите за врагом. Выясните, откуда он соберется напасть. Не забывайте про нападения сами, это позволит вам привлечь к себе его внимание. Благодаря форту у самых его границ, у вас будет серьезное преимущество. Дело в том, что все римские форты расширяют ваши границы намного эффективнее остальных. Одним-двумя отстроенными фортами вы очень далеко раздвинете свои границы и можете даже загнать противника в угол. Если форт построен у вашего города, то подход войск врага не останется незамеченным. Чтобы использовать это преимущество наилучшим образом, не забывайте про улучшения фортов. Строить эти сооружения вам будет удобнее и выгоднее, так как они вам обойдутся на четверть дешевле и могут строиться римлянами с самого начала игры. Это еще одна причина строить их рано и помногу.

Для военных целей у римлян есть еще одно преимущество: с постройкой казарм они получают бесплатных тяжелых пехотинцев, притом, сначала одного, с пороховой эпохи (третья военная наука) - трех, а с индустриальной эпохи (пятая наука) - пятерых. (К сожалению, при восстановлении разрушенных казарм это свойство не действует.) Таким образом, вы сможете разбавлять свои войска бесплатными легионерами и устраивать ранние атаки - например, классическую раннюю атаку пятью отрядами тяжелой пехоты и парой отрядов легкой пехоты в древнюю эпоху. И, конечно, не давайте врагу разрушать ваши казармы - это очень опасно для вашего военного потенциала.

Легионы у римлян победоносны, но, если вам мало той пехоты, что пришла к вам с казармами, то можете строить новую, такую же тяжелую. Она немного дешевле у римлян и двигается чуть быстрее (почти как легкая пехота).

Русские

Русских разработчики сделали оборонительной нацией. У русских не только огромные прибавки к партизанщине, но и бесплатные улучшения партизанских эффектов. Легкая конница русских обладает неплохими боевыми качествами, и особенно эффективна против вражеского снабжения. Снабженческие фургоны русские выносят очень легко - давайте вспомним Бородино и лихие казачьи рейды по тылам Наполеона.

Если вы будете расширять свою легко обороняемую территорию и использовать легкую конницу для патрулирования границ, то все остальные силы сможете бросить на отстройку экономики. Если вражеский игрок или компьютер нападет на наш порог, шашки наголо - выбив снабженцев в армии вторжения, вы обречете врага либо на быстрое отступление, либо на смерть от партизанского сопротивления.

Казачий набег.

Особенно полезно для русских бывает отстроить Колизей или Кремль - при этом русская «дубина народной войны» начинает буквально жечь захватчикам пятки. Могу еще посоветовать нападать на врага, чтобы затем заманивать его войска на свою территорию. Но если вы, играя за русских, вовремя не уделите внимание экономике (экономически направленных свойств у русских, к сожалению, нет), то более сильный в экономике враг сможет вас задавить.

Границы России расширяются на единицу с каждой дополнительно разработанной гражданской технологией. Это позволит вам незаметно окружать своими границами врага и собирать большие налоги. Также у них неплохо обстоят дела со шпионами - бойцы невидимого фронта обходятся дешевле и после использования своих умений не «засвечиваются» - проживут в бою дольше. Натравливайте шпионов на армии врагов, особенно на их осадные орудия и снабжение.

Нефть у русских добывается с прибавкой в одну пятую, и это помогает в позднем развитии, особенно с ядерным оружием и с уникальными танками.

Испанцы

Испанцы - нация исследователей, нацеленных на раннее исследование руин. Они начинают с двумя продвинутыми разведчиками (ходят быстрее, видят дальше) и с полностью открытой картой (естественно, туман войны остается). При этом лучше брать управление разведкой в свои руки, чтобы проверить углы карт на предмет руин. Сразу разработайте план добычи ископаемых - вы знаете, где они находятся.

Руины приносят испанцам намного больше ресурсов, чем остальным, это поможет вам в условиях раннего старта. Иногда руины можно не открывать сразу, а оставить на потом, ведь с каждой научной технологией количество ресурсов увеличивается на тридцать пять единиц. Стройте храм, исследуйте эпоху и науку - после второй науки вы будете получать по сто единиц с руины. Неплохо? В зависимости от того, как пойдет игра, можно попробовать разработать третью научную технологию, чтобы получать сто сорок единиц с руины. Жаль, что руины рано или поздно кончаются. К этому времени вы уже должны полностью использовать своих суперскаутов и информацию о ресурсах на карте, чтобы получить экономическое преимущество перед соперником.

Из не столь важных испанских плюсов можно отметить бесплатный корабль при постройке дока (до индустриальной эпохи). Этого, конечно, мало, чтобы безраздельно контролировать моря, но поддержка лишней не бывает.

Турки

У турков вся сила заключается в их осадных орудиях. Уникальные дальнобойные и мощные пушки встречаются у них только в пороховую эпоху и эпоху просвещения, но это, разумеется, не все. Все остальные преимущества турков тоже заточены на эффективные осады, и о них я расскажу чуть ниже.

Предлагается следующая стратегия: исследование первой военной науки, переход в классическую эпоху, исследование второй науки. Если вы сможете себе позволить по две фабрики и конюшни, то мобилизуйте нескольких легких кавалеристов и совместите их с парой-тройкой катапульт. При этом не забывайте восполнять потери в коннице. По затратам еды это будет недорого, а вражеские города сильно пострадают от катапульт. Если у соперника не окажется под рукой сильной армии, то город он потеряет очень быстро, а вы еще быстрее его ассимилируете.

Все осадные турецкие орудия стреляют и видят дальше. Это позволяет не просто обстреливать город издали, под защитой армии, но и избегать ответного огня со стороны оборонительных зданий. При этом желательно не просто держать армию рядом с пушками, но защищать их со всех сторон, так как ваши осадные орудия легко могут стать первоочередной целью соперника. Если вы не хотите захватывать город, то дальнобойность все равно пригодится - вы сможете устраивать артиллерийский набег буквально с вашей границы.

С каждой построенной фабрикой вы получаете две бесплатных пушки, или катапульты, или требюше - в зависимости от эпохи. С этой силой можно попробовать следующую стратегию. Добравшись до пороховой эпохи, создайте армию из янычар, пикинеров, чуть-чуть разбавьте ее конницей. Желательно иметь некоторое преимущество в военной науке. Это будет нетрудно осуществить, если вспомнить, что у турков есть способность тратить на треть меньше денег на военные исследования.

В час «ч» быстро постройте три-четыре фабрики, получив шесть-восемь пушек. Отправляйтесь на войну. При этом важно не допускать прихода к врагу подкреплений (стреляйте по военным объектам) и грамотно распоряжаться войсками. Стратегия немного рискована - если у врага сильная оборонительная армия, то пушки быстро будут уничтожены.

Горожане-турки на треть дешевле - это позволяет экономить еду и использовать многочисленных горожан для обороны города. Оборонять уже захваченные города позволяет уникальная способность турок ассимилировать города в два раза быстрее. Чтобы использовать это умение наилучшим образом, надо уметь защищать свежезахваченные города, подходить к этому вопросу, не наобум, а со всей серьезностью.

Заключительный штришок к описанию турецкого оружия - это бесплатные улучшения осадных орудий. Мелочь, а приятно и, самое главное, понятно, как использовать улучшенные орудия. Вражеским зданиям несдобровать!

Rise of Nations – прекрасный образец глобальной стратегии реального времени. Вышла игра в 2003 году, эксклюзивно для ПК. Одним из главных преимуществ является полная глобальность. Игрок должен самостоятельно принимать любые решения: строительство, наём рабочих и войск, война, исследование, дипломатия – помощников не будет ни в одной сфере. Поэтому только вы сами отвечаете за судьбу выбранного народа.

Особенности игры

  • Восемнадцать наций: от русских и немцев до нубийцев и индейцев майя. У каждой нации имеются определенные преимущества. Одни быстро развиваются, другие лучше атакуют или обороняются;
  • Восемь эпох, каждая из которых знаменуется определенными технологиями и особенностями. Проходить из эпохи в эпоху можно только достигнув нужного уровня развития;
  • Шесть видов ресурсов. Одни из них доступны сразу, а чтобы получить доступ к другим, нужно перейти в соответствующую эпоху. Следите, чтобы всех ресурсов было достаточно;
  • Несколько режимов: кампания, обучение и сетевая игра. Изучите все тонкости управления, после чего сразитесь со своими друзьями в сетевом противостоянии.

Стратегия и история

Как и в большинстве глобальных стратегий, в "Rise of Nations" игроку предстоит развивать свой народ. Выберите одну из восемнадцати наций и постарайтесь привести её к доминированию в районе. Каждый народ обладает уникальными способностями, которые необходимо учитывать при прохождении игры. К примеру, одни значительно лучше обороняются, в то время как другие безудержны в атаке.

Мудрый руководитель должен помогать своему народу успешно переходить из одной эпохи в другую. Начинается всё в Древности. Через Античность, Средние Века и Новейшую Эпоху приведите его в Информационный век. Но переход будет непростым. Придется развивать науку, осваивать новые земли, захватывать вражеские территории, а также возводить Чудеса света, о которых будут слагать легенды.

Исследования являются одной из самых важных составляющих игры. На выбор дается пять ветвей: эпохи, военные, научные, экономические и гражданские знания. Выбирайте сами, на какую именно ветвь будете делать упор. Максимальный уровень развития – 7. Но не обязательно выбирать одну ветвь, гораздо лучше развиваться разносторонне.

Дополнение "Thrones and Patriots"

Вышло дополнение через год после оригинала – в 2004 году. Сам геймплей, интерфейс и управление не поменялось, что порадовало большинство поклонников игры – не придется привыкать к новым тонкостям. Зато в целом игра была значительно обогащена. Так, появилось шесть новых наций (американцы, голландцы, индийцы, ирокезы, дакота и персы). Кроме того, было добавлено четыре новых, не менее увлекательных кампании. Наконец, появилась возможность выбирать форму правления – каждая из них дает определенные бонусы. Поэтому серьезно подходите к выбору, чтобы не совершить серьёзных ошибок, которые помешают в развитии.

Статьи по теме: