Tomb Raider: Underworld – обзор новой части франшизы. Дополнение Lara’s Shadow

Фанаты ждали возвращения Лары Крофт. Два года назад Cristal Dynamics сделала, казалось, невозможное: начала рассказ о расхитительнице гробниц с нуля. Ребята стряхнули все наработки Core Design и сериал стал иным. Одна за другой выходили Legend, Anniversary и вот сегодня Underworld. Есть ли ещё порох в пороховницах? Попробуем разобраться.

Отправить

Фанаты ждали возвращения Лары Крофт с нетерпением. Два года назад C ristal Dynamics сделала, казалось, невозможное: начала рассказ о расхитительнице гробниц с нуля. Ребята стряхнули все наработки C ore Design и сериал стал иным - более весёлым, интуитивным и динамичным. Одна за другой выходили , и вот сегодня . Есть ли ещё порох в пороховницах? Попробуем разобраться.

А ответ, несомненно, да, есть. Игрушка захватывает с первых минут, когда наша подопечная оказывается в горящем особняке. Нельзя сказать, что за каждым поворотом сценаристы приготовили для нас сюрпризы и накалили атмосферу до предела. Осталось место и для моментов трогательного душевного воссоединения с загадочной древней цивилизацией. Эффект таинственности создают храмы, поражающие воображение и восхищающие своей изысканной красотой. Спасибо дизайнерам, поработали они на славу.


Однако сравнивать здешние декорации с таковыми в неблагодарное занятие. Там мы чаще наслаждались открытыми просторами с редкими посещениями полуразрушенных дворцов или военных баз. Линейные уровни казались тогда верхом искусства. Но против моды не пойдёшь и из сделали скорее акробатический action, чем adventure. Что же, в плане дизайна недалеко ушла от предшественницы, но при этом выглядит лучше.


Игра оправдывает свое название - большая ее часть проходит именно в подземельях и под водой. В Таиланде мы позагораем на солнышке, в Мексике побегаем под дождем, а начнем свое путешествие в Средиземноморье. Благо теперь нам не нужно следить за запасом кислорода. Проводя на глубине немало времени, Лара, наконец, обзавелась баллоном с воздухом. И почему она раньше до этого не додумалась? Загадка.


Прохладная тема

Сюжет рассказывает о кельтских сказаниях, о короле Артуре и месте его последнего пристанища. Теория о взаимосвязях мифологий органично вплетена в рамки игрового мира. Вместо талдычащего невпопад через наушники Зипа, у Лары появилась камера - сударыня сама снимает особо важные события и комментирует их, попутно вводя нас в курс дела.


А вот геймплей из серии в серию почти не меняется: мы собираем артефакт, разыскивая его запчасти в разных точках планеты. Вот уже третий раз появляются новые декорации, но суть остаётся неизменной. Это настораживает: не начинают ли продолжения повторять предшественниц?

Когда пол уходит из-под ног

К сожалению, такая тенденция имеет место быть. Хотя расстраиваться рано: до откровенной халтуры еще далеко. Уровни красивые, проработанные, нас вновь вернули к дизайну первой части, который мы видели в . Помните эти прыжки вверх-влево, вниз и наискосок?


От скорости, с какой Лара проделывает все эти трюки, закружится голова даже у давних поклонников серии. Какой там с его-то городскими антуражами?! - это совсем иная песня. После второй неудачной попытки запрыгнуть куда-нибудь, вы без проблем запомните все комбинации движений. Вариантов - очень много. А сама девушка стала пластичней и естественней благодаря технологии MoCap. Её научили вскарабкиваться на вертикальные шесты и отталкиваться от стен ногами, чтобы забраться выше. Кроме того, барышня теперь умеет драться. Разумеется, о боевой системе и речи нет, просто отмахивание руками и ногами от назойливых поклонников в стиле «ты не в моём вкусе».


Графика почти не изменилась. Улучшения, по сравнению с предыдущей частью, есть, но они не сильно заметны. Так, добавлены эффекты от огня, богаче выглядит обработка света. Но за это приходится платить производительностью - там, где летала, заметно притормаживает. Ждём драйверов для видеокарт и патчей.

Пока не поздно

Интересная история, хороший дизайн уровней, проработанная акробатика и симпатичная картинка - это всё хорошо, но многие недоработки так и переходят из игры в игру. Неужели их не замечают разработчики? Или попросту не хотят замечать? Пожалуй, главная из них - это виртуальный оператор.

Lara Croft is back!!! - кричали рекламщики Eidos ... В принципе, рекламный отдел всегда кричит что-то такое, но на этот раз враньем их крики не назовешь. Вернулась, хотя вроде никуда и не уходила (все-таки, TR: Legend была хороша, очень хороша, да и Anniversary в 2007-м не подкачала). И снова любителям роскошного бюста и прекрасных ног британской авантюристки будет на что посмотреть.

В погоне за Граалем

Сюжет хоть и прозаичен (опять мы что-то ищем, кого-то мочим и разгадываем жуткие тайны про жуткие артефакты), однако цепляет. Помните, Лариска в «Легенде » говорила что-то про маму (абстрагируемся от ругательств в адрес врагов)? Да, теперь бессменной героине очередного Tomb Raider ’a предстоит найти некое место под названием Авалон (без короля Артура и круглых столов) и выяснить, кто же стоял за смертью матери, а заодно разобраться с комплексом «мирового господства» некоторых отдельно взятых бандитов. Больше ничего не скажу, чтобы не портить впечатление. Сюжет закручен лихо и не без приятностей. О творческой жилке сценаристов можно судить хоть по туториалу (который, как потом выясняется, вырван где-то из середины игры и заканчивается словами «десять дней назад где-то далеко-далеко»).

Походочка по Станиславскому

Это самое «далеко-далеко» - бассейн Средиземного моря, отсюда мисс Крофт начнет свое путешествие. Очутившись в воде (в первой миссии надо сплавать к древнему храму), первым делом забываешь о миссии. Товарищи из Crystal Dynamics хорошенько потрудились над графическим ядром Underworld ’a. Вода выглядит не просто качественно, она угрожающе реальна! Планктон, кораллы, косяки каких-то рыбёх, лучи солнца сквозь морскую муть - придраться просто-напросто не к чему. Плюс Лара в облегающем водолазном костюмчике, который выгодно подчеркивает всё и не скрывает ничего, а при некоторых ракурсах…м-м-м-м… Когда на горизонте (какой, впрочем, горизонт под водой?) появляется стая акул, наконец вспоминаешь, что Tomb Raider: Underworld - это еще и экшен. Акулам некая английская аристократка-боевик внешне не очень нравится, но с кулинарной точки зрения - самое оно. И Лара, быстро-быстро суча ножками, продолжает свой подводный путь.

Пластика движений героини выполнена на твердую пятерку. Плавает, лазает по стенам (куда ж без этого), кувыркается… К слову сказать, Лару оцифровывали с настоящей гимнастки, и это заметно. Есть, правда, загибы, к примеру, во время карабканья по стенам (зачем это сальто в конце?), в воде - Крофт загребает ногами как, извините, собачка, попавшая в ванну, - часто и неуверенно. Но все это мелочи и общей картины вовсе не портят. Дерется Расхитительница Гробниц тоже красочно, но стыки анимаций (как и в любом более-менее популярном файтинге) выполнены несколько топорно. Иногда Лару беспричинно трясет и подергивает.

Пассивный action

Геймплей предлагает игроку три различных способа существования в игре. То бишь, Лариске предстоит кататься на мотоцикле, стрелять врагов, выделывая всякие немыслимые фортели, и исследовать территорию. Последнее представляет собой поиск различных вкусностей-бонусов, и найти очередной приз от уровня к уровню становится все сложнее. Особенно весело доставать какую-нибудь аптечку над озером кипящей лавы, когда камера и «интригующее» управление тебе вовсю препятствуют. Явный друг Лары - геймпад, а от союза клавиатуры с мышью мисс Крофт постоянно мрёт. К слову, гибель героини прорисована крайне фальшиво. Это, конечно, не та сцена, которую хочется смотреть вновь и вновь, но Crystal Dynamics могли бы снабдить Лару актерскими талантами получше, иначе трагический момент превращается в фарс.

Собственно сам экшен в Tomb Raider: Underworld выполнен довольно паршиво. Да-да, и это несмотря на неплохие отзывы критиков. Монстры вялые, помирают быстро и тихо, камрады с автоматами тоже особо не ерепенятся и даже автоматы забирают с собой на тот свет. А вот боссы в Tomb Raider: Underworld - это действительно что-то. Что-то… невидимое и неосязаемое. Разработчики решили, судя по всему, приблизить Лару к реальности и избавили игру от «главарей». Совсем. И это при наличии огромного кальмара, Аманды Эверт (есть там такая барышня, кто - лучше узнать «из первых рук») и кучи других потенциальных громил. Интересно биться лишь в финале, а вот с кем и как - секрет.

Скачки с препятствиями и уничтожение полчищ сонливых врагов разбавлены ездой на мотоцикле. Кататься на мопеде мы будем в течение целого уровня (коих всего шесть), но и тут авторы свою традицию продолжили и сделали геймплей скучным. Много места, мало противников (на которых интересно наезжать), да еще и управление, бич любой портированной игры, показывает свое «личико» во всей красе.

***

Да, Лара вернулась. Не с очень большим апломбом, без фанфар, но - красиво. Но - интересно (пусть и местами). До уровня Tomb Raider: Legend , Underworld не дотягивает, зато перекрывает свои игровые минусы сюжетом и графикой. Последняя действительно изменилась, Лариса теперь как живая. Вообще, Eidos все время рискуют: рано или поздно люди перестанут играть в Tomb Raider и начнут играть в Лару Крофт…

Лара Крофт является самой известной и любимой героиней игровой индустрии. Ее узнают даже незнакомые с интерактивными развлечениями люди. Вечно молодая и очень длинноногая искательница приключений, такой образ запомнится любому представителю сильного пола. Серия успела пережить взлет и падение, а затем снова взлет. После провала The Аngel of Darkness судьба Tomb Raider была под вопросом. Но спустя несколько лет была анонсирована следующая часть — Legend. Новый движок, новая Лара, новые враги, новое все, — казалось, разработчики и не слышали о провале предыдущей игры. Legend получилась неплохой адвенчурой, однако все классические недостатки серии были на месте: неудобное управление, странные головоломки и, конечно же, баги во время акробатики. Игре многое можно было простить: как-никак, это была всего лишь первая часть «новой» . Десятилетие Tomb Raider Crystal Dinamics решили отпраздновать выпуском ремейка первой части, и назвали ее Anniversary, что вполне логично. От оригинала остались только сюжет и уровни, все остальное было переделано в соответствии с современными стандартами и по подобию Legend. Следующую часть разработчики анонсировали довольно скоро.

Дальновидные майа

В Underworld сюжет закручивается вокруг пророчества цивилизации майа. По их календарю, в 2012 году начинается новая эра, и это значит, что от старой ничего не останется. С историей Crystal Dynamics не прогадали — мало того, что эта дата будет скоро (тогда и узнаем правду), так она еще и идеально вписывается во вселенную игры — мифы, древние храмы, загадки. По традиции, Ларе будут всячески мешать ее бывшие враги — Аманда и какие-то спецназовцы. Но каким бы хорошим не был сюжет, Tomb Raider в первую очередь любят из-за геймплея.

Как выглядит стандартный уровень в Tomb Raider? Есть вы, есть конечная цель, есть множество препятствий, которые мешают вам подойти к этой самой цели. Время от времени вам попадаются враги, которые в основном представлены зверушками — летучие мыши, тигры (Green Peace точно не одобрит). Но самое главное — это, естественно, трюки и головоломки. Разработчики позволили немного изменить баланс по сравнению с предыдущими играми серии. Таким образом, мы больше занимаемся акробатикой и головоломками, нежели отстрелом недоброжелателей. Соотношение по акробатике/стрельбе составляет примерно 70 к 30. Как выяснилось, такое изменение баланса пошло игре на пользу — экшен здесь скучный, а прыгать над пропастью и кончиками пальцев хвататься за край уступа гораздо интереснее.

Те же щи, только гуще.

Главное, что сделали Crystal Dinamics — это нестандартные игровые ситуации. Даже в привычных для игроков сценах разыгрывается потрясающая постановка. Возьмем хотя бы уровень на корабле. Из-за взрыва баллона на борту судно дает течь, начинает медленно переворачиваться. При этом вам нужно бежать по стенке, а карабкаться по потолку. Это выглядит необычно, и исполнено на высоком уровне. Вышеприведенный пример — не единственный случай. По ходу игры такие ситуации будут постоянно встречаться, и каждый раз будет все интереснее и интереснее. Однако, увлекшись постановкой, разработчики забыли обо всем остальном. Акробатика — вот где есть проблемы. Сначала расскажем об изменениях. Теперь на стенах зданий или горах много небольших выступов, и вам не придется каждый раз нажимать клавишу прыжка, чтобы забраться выше. Вы просто указываете направление, и Лара сама ползет. Больше всего это напоминает , где был точно такой же принцип. Как и в Prince of Persia, здесь вы прекрасно знаете, куда нужно идти. Другое дело, что не всегда понимаете как туда добраться. Уступы почти незаметны, а прыганье наугад — не самый логичный и осмысленный поступок. Камера — еще одна проблема серии. В Underworld она все так же выбирает самые неудачные ракурсы, повернуть ее под нужный вам угол не представляется возможным. С головоломками не все так однозначно. Они стали легче, чем в предыдущих частях, но с логикой явно не дружат. Зачем нам нужно карабкаться под потолок старинного храма, чтобы крюком оторвать металлическую цепь, если можно просто отстрелить ее? И таких случаев много. Иногда случаются забавные проколы: Лара несет перед собой приличных размеров каменный валун, который в реальности не подняли бы и несколько здоровых мужиков.
Арсенал Лары претерпел кое-какие изменения. Во-первых, огнестрельного оружия стало больше, но непонятно, зачем оно нужно: противников мало, и их легко можно расстрелять из пистолетов. Здоровье мисс Крофт восстанавливает по старинке, с помощью аптечек. Графика в игре традиционно хороша. Особенно удались пейзажи. На уровне в тропиках джунгли запросто могут посоревноваться по красоте с самим Crysis. Главное, по словам разработчиков, нововведение — Лара теперь становится в прямом смысле слова грязной. Если она вышла из воды, то кожа становится влажной. Мелочь, а красиво. Но Crystal Dinamics схалтурили: вместо физически корректных «пачканий» на героине серии просто меняется текстура. Лицевая анимация выполнена на среднем уровне — двигаются только губы, да и те не синхронизированы с речью. Игра заточена под консоли, это можно понять даже по сеттингу. Но с клавиатуры играть можно, а геймпад понадобится лишь заядлым любителям «идеального» управления. Единственное нарекание — слишком много клавиш задействовано.

***
В итоге мы получили лучшую часть «новой» Tomb Raider. В этом году мы еще рады такой Ларе, но от следующей игры ждем изменений. Ubisoft со своим не стоят на месте, а активно изменяют концепцию и сеттинг. От Tomb Raider мы ждем того же. Запустив Underworld, сразу становится понятно, что на Legend и Anniversary разработчики только тренировались, испытывали концепцию. Отличная акробатика, прекрасная графика, баланс наконец-то стал лучше. Игра так и просит, чтобы вы в нее сыграли. Однако можно вспомнить несколько хитов, в которых все это исполнено на более высоком уровне. Графика и анимация хороши, но какой-нибудь Assassin’s Creed выглядит в разы лучше. По геймплею игра не может конкурировать с Uncharted: Drake’s Fortune(PS3). Несмотря на все это, во время прыжков над пропастью или разгадывании очередной головоломки все претензии к игре застревают в горле.

Итог: одна из лучших игр уходящего года и лучшая часть Tomb Raider. В ожидании нового Prince of Persia рекомендуется однозначно.

Геймплей: 9.0/10.0
Графика: 8.5/10.0
Звук и музыка: 9.0/10.0
Интерфейс и управление: 8.0/10.0

Tomb Raider: Underworld - это не резкий скачок и не стремительный крах серии, а самое типичное продолжение, рассчитанное на поклонников или просто тех, кто любит смотреть на пышногрудых красавиц из нескольких тысяч полигонов. Бодрая акробатика подпорчена управлением, сражения как были, так и остались несколько вялыми, но играть все же достаточно интересно.

Как все начиналось?

Сериал Tomb Raider за годы существования обрел миллионы поклонников (и совсем немного поклонниц), принес огромные прибыли, но впоследствии явно захирел - когда разработчики из Core Design стали откровенно лениться. Игры о Ларе с каждым разом становились все хуже. Издатель в надежде спасти чахнущую сагу поручил создание очередного продолжения студии Crystal Dynamics.

И она справилась с заданием превосходно. Tomb Raider: Legend пусть и не стала шедевром, но привнесла в сериал толику свежести и выглядела несравнимо лучше предшественниц. Затем последовал ремейк первой части, Tomb Raider: Anniversary, в котором акцент был смещен в сторону лихой акробатики. Казалось, что авторы идут верной дорогой. И тут появилась Underworld…

О чем это?

О девушке Ларе, которой шило в известном месте не позволяет долго сидеть на месте. Она постоянно скачет по платформам, пинает неприятелей ногами или вяло отстреливается, когда их становится чересчур много. Как и в Tomb Raider: Anniversary, в Underworld главенствует акробатика. Готовьтесь выполнять поистине цирковые трюки - только не разбивайте монитор при каждой неудаче.

Как играется?

А вот неудач будет много, ведь играть в Tomb Raider: Underworld чересчур сложно. И не потому, что головоломки требуют досконального знания школьного курса о законах Ньютона. Причина - в управлении. Теперь нам снова нужно прыгать по вершинам тощих столбов, причем почти под каждым из них находится пропасть. Ошибка фатальна, а свободы никакой: пройти игру можно только по тому пути, который предусмотрен разработчиками. Иногда доходит до абсурда: стоят себе два одинаковых ящика - на один Лара карабкается без возражений, а на другой ни за что не полезет. Пламенный привет дизайнерам уровней.

Ничуть не лучше и боевая система. Героиня до сих пор не научилась пользоваться укрытиями, что для экшена в 2008 году звучит как приговор. Целиться можно и вручную, но Лара при этом не способна толком двигаться, а потому подвергается излишней опасности. Лучше уж довериться автоприцелу и пытаться получить удовольствие от вялых боев.

Как выглядит?

Вы спрашиваете, как выглядит Лара? Ммм… У любой девушки есть несколько достоинств, среди которых немаловажную роль играют лицо и грудь. Так вот, грудь не уменьшилась - и этого достаточно. А вот физиономия стала чуточку другой: изменились скулы, взгляд, глаза, появились морщинки. Только кто это заметит, если камера так и норовит показать, на что способен силикон?

Провал?

С такой внешностью и провал? Ни в коем случае. Поклонники сериала будут рады вновь наблюдать за обворожительной Ларой, почти не обращая внимания на что-либо другое. А битвы, управление и акробатика - сущая мелочь. По крайней мере, в Tomb Raider: Underworld ни один из этих аспектов по сравнению с Legend лучше не стал. Преданные фанаты обязательно купят и пройдут, а остальные вряд ли заинтересуются.

Статьи по теме: