Ил 2 битва за британию обзор мышью. Кадры решают все

Когда мы готовили январское превью «», общались с разработчиками и смотрели на еще не законченную версию игры, небо, казалось, было покрыто алмазами - настолько здорово все выглядело за несколько месяцев до релиза. Красивейшие пейзажи, умопомрачительное внимание к деталям, шикарная летная модель - все говорило о том, что игры серии «Ил-2 Штурмовик » и впредь останутся одной из главных статей российского экспорта за рубеж сразу после нефти, газа, самолетов МИГ-29 и матрешек.

Превью заканчивалось на оптимистичной ноте: «Вряд ли в скором времени мы увидим более достоверный, реалистичный и красивый авиасимулятор. «Битва за Британию» - это уникальнейшая игра ручной выделки. Сделано в России». Последняя фраза, увы, стала роковой.

Кадры решают все

Появившаяся в продаже после семи лет ожидания игра меньше всего была похожа на игру и в первоначальном, непропатченном виде (а именно такая версия досталась и нам, и всем покупателям) была практически неиграбельна.

Главная проблема - ужасная производительность игры. Даже на топовых компьютерах, намного превосходящих рекомендуемые системные требования, она регулярно показывает слайд-шоу с 1-3 FPS, а когда счетчик кадров все-таки выходит на приемлемый уровень (для этого надо доковылять до океана или уткнуться носом в небо, главное - чтобы не было видно земли), легкие подергивания и подвисания все равно превращали пилотирование в адскую муку. И это еще до начала боя. Когда на горизонте появляются немецкие «штуки», а тем более - при попытке открыть по ним огонь, игра превращалась в статичный и совершенно неподконтрольный игроку пейзаж.

После первого патча, который, к слову, случился спустя пять дней после выхода игры, ситуация несколько улучшилась, хотя до идеальной ей еще очень далеко: над землей по-прежнему случаются микрофризы, а воевать в небе Лондона все еще невозможно - игра выдает жалкие 10 кадров в секунду даже на компьютере с процессором Intel Core i5, 8 Гб оперативной памяти и видеокартой GTX 580. Дежурная отговорка про «слабое для такой игры железо» здесь не сработает, ведь выше - только конфигурация с двумя-тремя видеокартами, а SLI и CrossFire игра по иронии судьбы не поддерживает ни в каком виде.

Мне приснилось небо Лондона

Вдвойне обидно становится оттого, что «Битва за Британию» в глубине души - это действительно потрясающий авиасимулятор. Такие игры уже не делают, и вовсе не из-за сокращения рынка PC-игр и ухода всех самых лучших специалистов на консоли. Причина гораздо проще - играют в них те же самые люди, что и десять лет назад, а притока новых летчиков практически нет. Поэтому главной задачей «Битвы за Британию» прежде всего было заставить этих людей пересесть на нее с первой части «Ил-2» и аддонов к ней, в которых фанаты чувствуют себя как дома. И выпуск игры в таком непотребном виде эту задачу очень и очень усложняет.

Отчасти в этом виноваты и сами хардкорные авиасимуляторы, которые десять лет жили по принципу «чем сложнее - тем лучше», а их создатели по умолчанию считали, что все люди на планете прошли начальную авиационную подготовку и знают, откуда у самолета закрылки растут. Даже несмотря на то, что порог вхождения в «Ил-2» гораздо ниже, чем в любую другую игру жанра (хотя после того, как Microsoft Flight Simulator переехал на консоли и стал называться просто Microsoft Flight , жанра, как такового, уже не существует), абсолютным новичкам здесь будет сложно - никто не объяснит вам, почему самолеты летают, как они управляются, зачем нужен триммер и что такое магнето. Иными словами, игра почти не способна привить любовь к небу, как, например, Gran Turismo влюбляет в машины и автоспорт благодаря своей дружелюбности (а затем плавно повышает уровень сложности, превращая вчерашнего новичка в гонщика). «Ил-2 Штурмовик» новичков может только оттолкнуть - ведь это практически полноценный летный тренажер, поэтому матчасть нужно знать назубок еще до того, как вы сядете в кабину. На некоторые вопросы отвечает руководство пользователя, но информации все равно катастрофически не хватает. «Битва за Британию» - это игра исключительно для «своих», людей, которые ценят максимальную реалистичность и историческую достоверность.

Конечно, здесь можно летать, отключив все «неудобные» настройки реалистичности, превратив игру практически в аркаду (причем ощущение, что вы управляете настоящим самолетом, ничуть не потеряется). Но в этом случае интерес очень быстро угасает, ведь вся соль «Ил-2» как раз в том, чтобы прочувствовать самолет и выжимать из него максимум возможного, знать его слабые стороны и использовать сильные для получения преимущества над противником. В «аркадном режиме» такого высокого сродства добиться невозможно, а интерфейс и удобство игры ничем не лучше спартанской кабины поршневого истребителя.

Казалось бы, при чем тут Ил-2?

Зато опытные пилоты будут на седьмом небе от счастья. Если на секундочку забыть, в каком виде игра появилась на прилавках, понимаешь, что у нее просто-таки титанический потенциал. Ни один другой авиасимулятор так точно не передает всю романтику эпохи поршневой авиации, когда первостепенную роль играли навыки самого пилота, а не электронная начинка самолета. Только здесь действительно начинают трястись поджилки, когда вам на хвост садится «мессершмитт», и только здесь два-три подбитых самолета за миссию считаются успехом. Ведь для того, чтобы сбить хотя бы одного противника, недостаточно просто совместить прицел вашего пулемета с его фюзеляжем (что само по себе очень трудно). Важно, чтобы пули попали в жизненно-важный узел вражеского истребителя (двигатель, топливный бак или рулевые тяги), а не прошли насквозь через обшивку. Поэтому, когда после изнурительной пятиминутной дуэли дымящийся «мессершмитт» камнем полетит навстречу земле, вы будете чувствовать себя так, как будто только что выиграли Вторую мировую.

Последнее утверждение скорее относится к мультиплееру - он всегда в «Ил-2» был хорош, а войну против компьютерных соперников можно считать своеобразной тренировкой перед настоящими сражениями в онлайне. С игрой поставляется полноценный редактор миссий как для одиночных, так и для многопользовательских сражений. Учитывая преданное (несмотря ни на что) комьюнити, кто-то из модмейкеров, наверное, уже сейчас днями и ночами кропотливо выстругивает из «Битвы за Британию» игру своей мечты.

Одиночная кампания, как несложно догадаться, посвящена битве за Британию 1940 г., одному из самых важных воздушных сражений Второй мировой войны. Авиапарк соответствующий: с немецкой стороны выступают «хенкели», «юнкерсы» и «мессершмитты», а с английской - «спитфайеры», «хоукеры» и «бленимы». Не стоит, наверное, рассказывать о том, что каждая модель проработана до мелочей как внешне, так и по поведению на земле и в воздухе: в случае с «Ил-2» просто не может быть по-другому. Достаточно сказать, что если вы научились заводить мотор у одного самолета, совершенно не факт, что сможете без теоретической подготовки проделать то же самое на другом. К счастью, заучивать, что делает каждая клавиша на клавиатуре, теперь совершенно необязательно: во всех самолетах до последнего винтика смоделирован кокпит со всеми приборами, кнопками и рычажками, которые можно невозбранно подергать и понажимать. То же самое маниакальное внимание к деталям касается и модели повреждений: каждый выстрел обсчитывается отдельно, визуально повреждения отображаются именно там, куда угодила пуля, а от места попадания и типа снаряда зависит конечный результат - будь то небольшой отвалившийся кусочек обшивки или возгорание двигателя.

Нюансов масса, и именно ради них тысячи фанатов авиации сейчас самоотверженно просиживают часы на форумах, пытаясь найти волшебный способ добиться от игры лишних пять кадров в секунду, споря с разработчиками по поводу неправильного состава смеси в карбюраторе или спрашивая у более опытных коллег, как же все-таки запустить двигатель на «спитфайере». Эти святые люди еще не знают, что мир вокруг них уже давным-давно изменился: Crysis 2 выходит на консолях и при этом совершенно не тормозит, а игра, которая требует для нормальной работы десяток патчей, обычно этих патчей не дожидается, вынуждая своих создателей пополнить бездонный океан студий, работающих над казуальными играми для Facebook.

* * *

Авиасимуляторы сейчас переживают, наверное, самые сложные времена за все время их существования - весь жанр состоит из полутора игр, а новых в обозримом будущем не планируется. Нынешнее поколение игроков невозможно заинтересовать историей и авиацией при помощи устаревших игр; «Битва за Британию» свой шанс привлечь новую аудиторию также упустила.

С этим ничего не смог поделать даже Олег Медокс, создатель и главный идеолог «Ил-2 Штурмовик» - недавно он заявил о своем уходе из игровой индустрии. Так что предлагаем считать «Битву за Британию» лебединой песней целого жанра - в нынешнем мире она и так была бы аутсайдером, но это как раз тот случай, когда проигравшему больше некого винить, кроме себя.

Снова улучшенная полетная модель, снова ставший еще человечней ИИ (стрелки научились наконец мазать!), снова божественная картинка, и снова безграничный простор для развития и творчества. Да, по сути своей «Битва за Британию» - это технологический костяк, на который разработчики и фэны будут (и судя по десятилетнему опыту, тут не «смогут», а именно «будут») наращивать вкусные и питательные модели, миссии, кампании и аддоны.
Возможно, вы ждали большей человечности в сюжете Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию, рассказа истории от лица конкретного героя, альтер-эго игрока. Намеки на движение в эту сторону были, но в итоге сюжетные элементы присутствуют в настолько зачаточной форме, что по сравнению с ними говорящие болванчики из последнего Silent Hunter кажутся верхом драматургии. Исторически детерминированное развитие событий,набор миссий, основанных на реальных (а Битва за Британию является, наверное, самым подробно задокументированным воздушным сражением в истории Второй Мировой), и сугубо односторонний информационный поток от к игроку в виде предполетных брифингов и радиосообщений - почувствуют себя как дома. Возможно, этого ощущения разработчики и добивались, потому что поверить в то, что на текущих технологиях нельзя при желании повторить механизм ископаемого Wing Commander двадцатилетней давности, я не могу.
Игра Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию позволяет начать с банальных азов - можно выкрутить настройки реализма до состояния неубиваемого болида с бесконечными патронами. Но я искренне надеюсь, что новички отринут этот шанс и будут тренироваться на установках, близких к «боевым». Учиться трудно, но иначе и смысла учиться нет никакого. Для желающих медитативного времяпрепровождения в стиле Летать и стрелять, с волнением следя за судьбами героев, все это время существует серия Асе Combat с многочисленными подражателями. Настоящий Штурмовик играет на совсем других струнах души. Холодный разум, мгновенный тактический расчет, знание техники своей и противника, умение пойти на тщательно просчитанный риск. Алгебра гармонии, математика победы. Еще со времен fido7.ru.aviation.sim, тематической конференции фидонета, одним из самых популярных вопросов, который задавали друг другу виртуальные пилоты, с особо жадным волнением набрасываясь на рассказы немногих забредших на огонек летчиков из большого мира, был: «И все-таки, насколько вот это все похоже на настоящий полет на реальном самолете?» Годы шли, все больше пилотов открывали для себя мир симуляторов, все больше «вирпилов» пересаживались в кабины реальных Яков, Анов и Цессн. И те и другие порой меняли профессию и становились разработчиками. Ныне коллективный разум сообщества виртуальных пилотов имеет о реальности достаточно яркое и верное представление. Собственно, единственными участниками нашего маленького симбиоза, до сих пор летавшими только пассажирами, оставались авторы обзоров. Ситуация странная и нелепая, но, увы, вполне объяснимая. Должен был появиться герой в доспехах из сияющей стали, с видением будущего в мысленном взоре и благородной щедростью в широкой душе, недрогнувшей рукой подписавший платежку с не самыми комфортными для нынешних посткризисных времен цифрами. И он появился. Не знаю, кто он и как его зовут, но работает он в компании «1С-СофтКлаб», и ультимативной целью такого жеста стало желание показать, чем поведение цифрового призрака аэроплана в наших компьютерах похоже на то, что происходит в большом небе.
Целый автобус журналистов вывезли на аэродром «Северна» под Коломной, и с помощью инструкторов авиаклуба «Чел-Авиа» дали почувствовать на собственной шкуре, что значит управлять маленьким винтовым самолетом, и как в реале выглядит часть тех фигур, которые мы, уже не особо задумываясь, крутим в симуляторах.
В некотором смысле это было откровением. Одно дело понимать умом, что резкая горка с зависанием в верхней точке означает для летчика знакопеременные перегрузки, и даже замечать графический «блэкаут» и «редаут» в соответствующие моменты, одновременно дожевывая бутерброд и косясь краем глаза в телевизор, и совсем-совсем другое - распластаться в кресле подобно медузе, с трудом втягивая в себя воздух и видя только бешено крутящиеся стрелки приборов перед глазами, а потом внезапно взлететь на ремнях, с полным ощущением того, что половина массы тела невероятным образом мгновенно переместилась в мигом разбухшую голову. Не зря, не зря те самые первые засланцы из реального мира в мир виртуальный, что просвещали фидошных энтузиастов, настойчиво повторяли: «Летчик чувствует самолет пятой точкой». Увы, это то, что на текущем уровне развития технологий к воспроизведению на земле недоступно. Даже фантастически дорогие полноразмерные «кабины» на гидравлических компьютеризированных приводах дают лишь слабую тень ощущений от самого нежного и безобидного пилотажа. Настольным же системам тут в принципе ловить нечего.
Но предположим, что у вас стальные мышцы и адамантовые кости, и вовсе отбросим вопрос перегрузок. Как же у нового «Штурмовика» обстоят дела в остальных аспектах симуляции полета? Замечательно обстоят. Понятное дело, «полет» на клавиатуре и/или мышке рассматривать смысла нет, только комплект джойстик плюс педали.
Компьютерный самолет в полете Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию не скользит по невидимым рельсам, подобно вагонетке Индианы Джонса, но и не болтается, балансируя на кончике таинственной иглы. Ощущения оттого, как компьютерный аппарат «ходит за ручкой», удивительно похожи на те, что привез из своего первого полета. Машина живая, быстрая, энергичная, обладающая вполне заметной массой и понятной инерцией, летит сквозь воздух, преодолевая сопротивление воздуха, опираясь на воздух и управляясь путем перенаправления струй воздуха. Ведь как писал Нестеров: «В воздухе везде опора», и здесь это чувствуется, никакого жидкого вакуума электросфер. В такой полет веришь сразу.

Так уж сложилось, что у российских разработчиков лучше всего получаются игры в нишевых жанрах, таких как симуляторы и пошаговые стратегии. «Ил-2 Штурмовик », «Легенда о рыцаре », «Космические рейнджеры » - все они заслужили признание игроков и прессы по всему миру. Помимо прочего, «Ил-2 » остается самой известной российской игровой серией, получившей множество авторитетных наград. Оригинал появился в далеком 2001 году и буквально встряхнул весь жанр: настолько красивого, реалистичного и дотошного исторического авиасимулятора до этого не делал никто.

Хотели как лучше

Вышедшие впоследствии аддоны добавили в игру множество самолетов и новых кампаний, благодаря чему «Ил-2» охватил чуть ли не все крупномасштабные воздушные сражения Второй мировой войны. Преданные поклонники тоже не отставали: благодаря встроенному редактору, фанаты изготовили кучу модификаций для игры. Тем не менее, старый движок уже не позволял реализовать все идеи разработчиков, поэтому было решено сделать сиквел на новой технологии. Итогом многолетнего труда студии 1C: Maddox Games стало продолжение «Ил-2: Битва за Британию ».

Непонятно почему спустя долгие годы разработки авторы представили настолько сырой продукт, что в «Битву за Британию » практически невозможно играть даже после установки первого патча. Он, к слову, появился чуть ли не через неделю после выпуска самой игры. Даже располагая достаточно мощным компьютером, вы будете страдать от низкой частоты смены кадров. При этом графически новый «Ил-2 » не удивляет: да, модели самолетов красивые, а кабины потрясают вниманием к деталям и качеством прорисовки, но все остальное выполнено по стандартам трехлетней давности.

Конечно, можно выставить низкие настройки, но тогда, во-первых, «Битву за Британию » будет сложно отличить от предшественницы, оригинальной «Ил-2 Штурмовик », а во-вторых, даже на минимальных настройках она подвисает и испытывает проблемы с частотой смены кадров.

Возгорание - верный признак того, что соперник изрешетил ваш двигатель

Все по-старому

Вряд ли отвратительная оптимизация сможет отпугнуть потенциальных покупателей. Дело в том, что авиационный симулятор - крайне специфический жанр, имеющий довольно узкий круг почитателей. Поступление в продажу такого грандиозного проекта для них - настоящее событие, которое никак нельзя обойти стороной. Вполне вероятно, что в обозримом будущем ничего сравнимого по масштабу не появится. Уход из игровой индустрии Олега Мэдокса, главного идеолога серии, лишь подтверждает неоптимистичные прогнозы. Хоть первое впечатление от новой «Ил-2» подпорчено слабой оптимизацией, следует признать, что у технологии в основе игры есть большой потенциал. Это легко оценить по физической модели: каждая попавшая в самолет пуля оставляет на корпусе уникальный след. Угодив в крыло, она может пройти насквозь, лишь повредив обшивку, а вот если злосчастная повредит, например, двигатель, готовьтесь к неприятным последствиям.

Новичкам в «Ил-2» по-прежнему не рады, хоть разработчики и утверждают, что, благодаря гибким настройкам, игру можно превратить чуть ли не в аркаду. Ничего подобного: человеку, не обладающему хотя бы базовыми знаниями о самолетах, в «Битве за Британию» придется чрезвычайно сложно. В игре так и не было реализовано нормальное обучение. Видимо, разработчики считают, что все игроки по умолчанию обладают начальной авиационной подготовкой. В этом плане «Ил-2» бесконечно далеко до именитого автосимулятора Gran Turismo 5 . Последний не просто сваливает вам на голову кучу машин и трасс, а учит водить, объясняет устройство автомобиля и всячески прививает любовь к автоспорту.

В список минусов «Ил-2» стоит добавить архаичный интерфейс, который никак не изменился за 10 лет: это все то же неудобное нагромождение окон с некрасивыми шрифтами. В 2011 году такой консерватизм выглядит, мягко говоря, странно. Отсутствие нормальных видеороликов (вместо них здесь тонны скучного текста) еще можно объяснить, но почему нельзя было сделать новый интерфейс, решительно непонятно. Индустрия стремительно меняется, и, к сожалению, разработчики «Ил-2» не смогли подстроиться под вкусысовременной аудитории.

Кабина каждого самолета уникальна и отлично детализирована

Не надо печалиться

При всех объективных недостатках «Ил-2» по праву можно назвать едва ли не лучшим авиационным симулятором в мире. К игре привыкаешь постепенно: сначала отрабатываешь до мелочей взлет, потом различные маневры и учишься вести прицельный пулеметный огонь. В процессе даже не замечаешь, как в действиях появляется уверенность и точность. Бой здесь - настоящий вызов, который требует чрезвычайной собранности и аккуратности, поэтому каждый сбитый самолет вызывает неподдельную радость и облегчение, как после тяжелой физической работы.

«Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» - лебединая песня агонизирующего жанра авиационных симуляторов. Проектов подобного масштаба на рынке больше нет, и в ближайшее время не предвидится. Несмотря на сомнительную техническую реализацию, это едва ли не лучшая игра в своем роде, невероятно интересная и затягивающая. Поклонникам сериала следует в обязательном порядке ее приобрести, а вот новичкам мы рекомендуем воздержаться от участия в «Битве за Британию».


Жанр:
Платформа: PC
Язык: Русский текст, Английская озвучка

Минимальные:
ОС: 64-битная Windows 7
Процессор: Intel Core I5 6500 или аналогичный
Оперативная память: 8 GB ОЗУ
Видеокарта: поддерживающая Direct X 11.0, 4 Гб видеопамяти
DirectX: Версии 11
Место на диске: 8 GB

Рекомендуемые:
ОС: 64-битная Windows 10
Процессор: Intel Core I7 6800k или аналогичный
Оперативная память: 16 GB ОЗУ
Видеокарта: поддерживающая Direct X 11.0, 8 Гб видеопамяти
DirectX: Версии 11
Место на диске: 10 GB


Обновленное и улучшенное издание одноименного авиасимулятора, некогда завоевавшего популярность своей педантичностью к деталям, многопользовательскими баталиями и великолепными моделями боевых самолетов.

Оригинальная «Битва за Британию» в свое время привлекла определенный круг игроков, которым полюбилась приближенная к реальности система управления самолетом, отличавшаяся от прочих аркадных «покатушек». Кроме того, внешний вид корпусов самолетов из чистого алюминия отличался детализацией, а обилие приборов в кабине пилота давало возможность почувствовать себя настоящим воздушным асом.

Новая игра сохраняет все элементы оригинала и добавляет более 20 единиц самолетов, новые виды бортового вооружения, мощные двигатели и красивую графику. Современные визуальные эффекты максимально правдоподобно рисуют повреждения на корпусах самолетов противника, дымовые шлейфы и т. д. Кроме красоты, это может помочь в расчете тактики воздушного боя.

Педантичный подход к симуляции может преподнести порой неприятный сюрприз, нарисованная с нуля графика имеет «двойное дно» – например, вы можете спутать облака и водную поверхность, в которой все отражается как в зеркале. При неудачном маневре вы можете оказаться прямо напротив солнца, что ослепит вас и лишит координации на определенный отрезок времени.

Игровая карта размером 350х350 км включает в себя весь Лондон, Ла-Манш, а также части Франции и Бельгии. В игре реализованы осенние и зимние сезоны, немного меняющие подход к пилотированию. Ну и, конечно, огромная карта идеально подходит для массовых сражений, в которых могут принимать участие 100 игроков одновременно.

Есть возможность сражаться против друг друга, против ботов, а также участвовать в мини-кампаниях от пользователей. Никакого одиночного сюжета, по сути, нету.

имеет множество улучшений игрового процесса, как графических, так и геймплейных. Детально воспроизведенное вооружение и модели самолетов, улучшенный редактор миссий, масштабная карта с разбросанными достопримечательностями делают каждый полет уникальным.

Информация о сетевых режимах:

Ссылки:

  • Страница игры в Steam



  • Грандиозное возвращение культового авиасимулятора
    Имя «1C:Maddox Games» прочно ассоциируется у игроков с «Ил-2» и только с «Ил-2» . Кто же не знает знаменитого авиасимулятора, давно ставшего эталоном? Увы, времена старого движка безвозвратно ушли – выжать из него что-то путное оказалось практически невозможно даже для отечественных кудесников. А недавние «Крылатые Хищники» от Gaijin Entertainment все-таки имели к знаменитому сериалу отношение очень и очень отдаленное – о серьезном симуляторе речь там не шла, да и консольные корни были очень заметны. Пять лет понадобилось команде Олега Медокса, чтобы взяться за релиз полноценного продолжения.
    Новый движок полностью меняет облик «Ил-2» . И в первую очередь это коснулось рельефа – в городах, к примеру, видны не невнятные плоские коробки, а полностью проработанные трехмерные здания. Пролетая над Францией, нетрудно понять, где проходит овраг, а где расположилась возвышенность, на которой вполне могут обнаружиться зенитки. А те, кто не раз путешествовал самолетами (и не только «Аэрофлота»), сможет оценить, насколько достоверно передан вид с высоты птичьего полета. Впрочем, и сами модели воздушных машин сделаны на пятерку с плюсом, и не только с графической точки зрения. Знатоки не дадут соврать – все корпуса рисовались с реальных образцов, вряд ли вам удастся найти какие-то существенные ошибки. Да и внутри самолетов все теперь еще детальнее: 1C:Maddox Games постарались на славу, с маниакальной тщательностью реконструируя приборные панели. Оказавшись внутри крылатой машины, вы ни за что не перепутаете Spitfire с Hurricane, а Ju-87 с Bf.109.
    Все это касается не только многочисленных циферблатов, но даже и таких мелких деталей, как пояснительные надписи, помогающие разобраться, где открывается фонарь.


    Тщательно проработанный ландшафт не теряет красоты даже если подлететь совсем близко к земле.В крайнем случае всегда можно катапультироваться и спасти жизнь пилота.
    Школа будущих асов
    Однако «Ил-2: Битва за Британию» не была бы такой великолепной игрой, если бы все ограничилось только наведением внешнего лоска. Любой прибор на панели управления в кабине показывает какую-то важную информацию, так что обращать внимание на все эти стрелочки жизненно необходимо. Иначе определить, к примеру, с какой скоростью вы летите, будет проблематично. Впрочем, если уделить толику внимания обучению, то даже летчик-новичок сумеет не врезаться в землю на виражах. Конечно, взлет и посадка будут даваться сложнее, но в крайнем случае всегда поможет автопилот.
    О нем, кстати, скажем пару лестных слов. Наш виртуальный помощник способен не только довести машину до аэродрома, но и вполне сносно вести бой в воздухе. Мораль проста – если что-то не получается, нажмите волшебную клавишу (по умолчанию – «A» в английской раскладке) и посмотрите, как это нужно делать. Да, бывалые вирпилы (принятое в Сети сокращение от «виртуальные пилоты») справятся в разы лучше, но ведь асами-то становятся не сразу? И почему бы не обучиться азам у ИИ? Ведь бой в «Битве за Британию» – дело непростое. Чуть зазевался, перестал следить за обстановкой – и вот уже на хвосте повис наглый гунн или томми, слышен треск очереди, мотор вспыхивает, и самолет валится в море…
    Падать в воды Ла-Манша вам придется не раз, но отчаиваться не стоит. Лучше попытаться пройти миссию заново, а потом, если понадобится, снова и снова, пока победа не окажется у вас в кармане. Помните, даже Покрышкин с Кожедубом научились бить врага не сразу, нам же тем более простительны ошибки – никакого подобия летной школы у большинства виртуальных пилотов за плечами нет. А чтобы ошибок было поменьше, придется обзавестись приличным джойстиком. Победить управляемого искусственным интеллектом соперника, пользуясь только клавиатурой и мышкой, крайне сложно: движения самолета становятся дергаными, пушки с пулеметами с трудом наводятся в нужную точку, в общем, враг наверняка уйдет от справедливого возмездия. Что уж говорить о реальных противниках в многопользовательской игре, которые еще и злорадно посмеются над попытками поймать их в прицел.
    Все выше, и выше, и выше
    «Битва за Британию» – только первая часть нового почти бесконечного сериала. Впереди – история Второй мировой на новом движке. И не только Второй мировой – разработчики уже заявили о планах создать симулятор по мотивам Корейской войны, той, которая стала первым большим столкновением с участием реактивной авиации. А там, глядишь, и до Вьетнама доберутся, и даже (чем черт не шутит) – до Ирака.


    Приборные панели проработаны с маниакальной точностью.Игра выводит качество графики авиасимуляторов на новый уровень. Помимо прочего, здесь отличная модель освещения.
    На честном слове и на одном крыле


    Модель повреждений в «Битве за Британию» – просто конфетка. Попадание в самолет вовсе не означает снятия заданного количества «хитпойнтов». Все как в жизни: пробитое крыло вряд ли помешает врагу продолжить бой, а вот подожженный мотор – верный шаг к гибели. Подстрелите пилота – самолет отправится в последний путь к земле, убьете меткой очередью бортстрелка – вам же проще будет добить почти беззащитный бомбардировщик. А уж как красиво смотрится горящий истребитель, от которого отваливаются обломки, – ни в сказке сказать, ни пером описать…



    Схватки над Ла-Маншем
    Впрочем, о многопользовательской игре пока говорить рано – в момент написания рецензии серверы запущены не были. Но и одиночных режимов любому пилоту хватит на десятки часов. Две длинные кампании, пять отдельных сюжетных миссий и масса обычных вылетов – есть, где отточить мастерство и всласть повоевать.
    Кампании, к слову, получились разными. Британская явно попроще и, в то же время, поинтереснее. Давно нам не приходилось ловить себя в авиасимуляторах на мысли, что хочется прочитать брифинги – ну не принято в этом жанре расщедриваться на качественные тексты. У 1C:Maddox Games получилось почти невозможное: история молодого пилота, попавшего «с корабля» (из летной школы) «на бал» (на войну), по-настоящему захватывает. Ему сопереживаешь, за его успехами и неудачами в Битве за Британию следишь, вместе с ним радуешься каждой смене боевой машины. Случай для серьезного авиасимулятора, прямо скажем, выдающийся.
    Совсем иное дело кампания за немцев. Здесь нет каких-то переживаний, горестей и радостей. Нет и никакой фантазии – каждая миссия (а их предостаточно – кампанию даже поделили на три подраздела) списана с реальных событий. При этом разработчики обязательно сообщат, чего добились реальные немцы в аналогичных условиях. Вы, конечно, можете справиться и лучше, но на ход войны это особо не повлияет. Создатели сразу предупредили, что творить альтернативную историю не планируют. Раз немцы проиграли в Битве за Британию, так тому и быть. Остается сесть в кабину Bf.109 и лично выяснить, насколько легко или тяжело пришлось «бошам» в горячие военные деньки.
    О РАЗРАБОТЧИКЕ
    Maddox Games была основана почти два десятка лет назад (в 1992 году), но о своем призвании догадалась не сразу. Чем только не занималась студия поначалу – и приложения под DOS разрабатывала, и собственный экшн делала. Но в конце прошлого тысячелетия вектор развития был определен: создать реалистичный авиасимулятор по мотивам Второй мировой. В 1999 году студия влилась в дружный коллектив «1С», получив приставку к названию, а в 2001-м выпустила «Ил-2 Штурмовик». Все: с тех пор слово Maddox (параллельно являющееся фамилией лидера фирмы, Олега Медокса) прочно ассоциируется только с одним жанром.



    ТОНКАЯ БАЛАНСИРОВКА


    Считаете, что игра слишком сложна? Не получается сесть на аэродром без помощи автопилота? Разработчики предусмотрели решение этой проблемы. Достаточно зайти в настройки и снять/поставить галочки там, где считаете нужным. И за пару минут игра превратится из хардкорного авиасимулятора, который не всякий реальный летчик с ходу освоит, в простенькую аркаду с «режимом Бога» и бесконечными патронами. И не надо покупать другой диск, если вдруг захочется полчасика пострелять в самолеты фрицев после трудной рабочей недели.



    Мы такие разные…
    Кампании в игре интересны еще и тем, что одинаковых миссий в них не бывает. Нам приказывают сопровождать бомбардировщики, перехватывать вражеских «лапотников», перебазироваться на другой аэродром, атаковать самолеты врага на взлетном поле, штурмовать радарные станции – и это далеко не полный список развлечений, подготовленных 1C:Maddox Games. Каждое задание – маленький шедевр, каждый вылет по-своему интересен и неповторим. Да и сюрпризы в ходе выполнения задачи командования встречаются, поверьте, расслабляться даже на пути домой не стоит.
    Но разнятся не только миссии – «Битва за Британию» не считалась бы серьезным симулятором, не будь в ней реалистичных моделей самолетов. Проведя десяток «собачьих свалок» на Hurricane и пересев на Spitfire, понимаешь, что переучиваться придется прямо на ходу. Машина ведет себя по-другому и способна на такие трюки, которые раньше казались немыслимыми. Привыкнув, решаешь попробовать главного противника – Bf.109, и оказывается, что этот крылатый хищник не таков, как два предыдущих.
    Что уж говорить о разнице между бомбардировщиком и истребителем – небо и земля. Волей-неволей забываешь о привычке заходить врагу в хвост и палить изо всех орудий. Все мысли только об одном: лишь бы свои прикрыли, очень уж домой хочется вернуться – желательно не по частям.
    Но зато как приятно, когда бомбы ложатся точно в цель, на земле все пылает, а неприятель беснуется в бессильной ярости, видя в небе силуэт бомбардировщика, неспешно ложащегося на обратный курс.
    Реалистичность преследует нас и на пути домой. В баке может закончиться горючее, и придется идти на вынужденную посадку. А земля-то – отнюдь не плоская поверхность, как в старых «Ил-2» : напорешься на некстати подвернувшуюся кочку, и потеряешь хорошо если только машину. Беды не случилось? Отлично, но не забудьте, что над родным аэродромом придется наворачивать круги, прежде чем диспетчер разрешит посадку. Кстати, о диспетчере: радиопереговоры в «Битве за Британию» просто прекрасны. Мата в эфире, конечно, нет (рейтинг игры не тот), но в остальном чувствуешь себя винтиком огромной машины по имени RAF или Luftwaffe.
    С земли поступают ценные и не очень указания, товарищи по оружию обещают помочь или просто зовут на помощь, комэск прикрикивает на нерадивых подчиненных и хвалит удачливых – вот она, воздушная война во всем своем великолепии. Война, без которой тысячи людей по всему миру уже давно не представляют ни единой свободной минуты. И «Битва за Британию» – лучший повод к ним присоединиться.


    Испытание высотой


    в рамках презентации World of Tanks катали журналистов на танках и давали стрелять из настоящего оружия – тогда казалось, что нельзя придумать показа лучше, но недавно «1С-СофтКлаб» доказали обратное: на мероприятии, посвященном очередной серии флагманской отечественной игры «ИЛ-2 Штурмовик: Битва за Британию» , нас на настоящих, не виртуальных, самолетах подняли в небо.
    Аудитория, понятно, в ужасе: объективные журналисты на двух ногах выходят из самолетов с серыми лицами и тут же бегут смотреть саму игру – сравнить ощущения; очередь такая, что к демонстрационным компьютерам не пробраться, зато где-то неподалеку устало курит продюсер Илья Шевченко, которому можно задать все необходимые вопросы. Оно, на самом деле, и к лучшему: после двух полетов на учебном «Яке-18» и транспортном «Твине» садиться к монитору совсем не хочется.
    После «Крылатых хищников» , которых в позапрошлом году удачно выпустила студия Gaijin Games под кураторством авторов оригинала, главный вопрос, на самом деле, только один: «Битва за Британию» – это про хардкор или про пострелять с друзьями вечером. Здесь есть важный момент: разработчики «ИЛ-2» – инженеры, выпускники МАИ, Бауманского университета и прочих технических ВУЗов, поэтому ожидать от них чистой аркады, наверное, глупо. Илья аккуратно комментирует ситуацию: да, в игре все сложно и строго по правилам, но, тем не менее, команде как-то удается балансировать на хрупкой грани между демонически подробным симулятором военных действий и игры, доступной любым категориям игроков – какое-то, говорит, чутье, интуиция.
    Разработчики головой отвечают за историческую достоверность, воспроизведение событий лета-осени 1940 года на берегах Ла-Манша и тактические бои между эскадрильями – с полным букетом реализма и возможностью настройки стратегической составляющей с помощью встроенного редактора миссий. В нем, например, можно выстроить прямую зависимость количества самолетов у обеих сторон, топлива и боеприпасов от числа уничтоженных наземных объектов – заводов, фабрик, ангаров.



    Целевая аудитория игры, по словам команды Медокса, максимально размыта: первоначальный фокус, естественно, на любителях сложносочиненных симуляторов, знатоков военной истории и авиации, но регулируемый уровень реализма позволит настроить «Битву за Британию» так, что в нее сможет играть даже ваша бабушка: абсолютно легальным способом можно будет загрузить на борт самолета бесконечный боезапас, сделать броню непробиваемой и запустить в небо армаду вражеских истребителей – и тогда начнется чистое и незамутненное веселье.
    Плюс, очень важный момент: «Битва за Британию» выходит только на PC. Авторы объясняют этот шаг тем, что в Birds of Prey , в силу аркадной механики и весьма казуальной идеологии в целом, были маленькие карты, а основной конек новой игры – именно в них: площадь одной из главных карт здесь – 200 на 400 километров; все ради масштабных воздушных боев. Правда, для моделирования всех необходимых расчетов и объектов вам все-таки придется купить новый компьютер.
    Статьи по теме: