Психологические игры на день рождения. Игры, в которые играют люди: психологические игры для взрослых (7 фото)

Можно услышать иногда: "А ведь не было раньше психологии. И ничего! Хорошо жили люди и без нее". Но, давайте будем честными. Во-первых, не так уж и хорошо жили. Я бы даже сказал, по большей части, не жили, а выживали. И время для поиска себя было лишь у незначительной части населения. А во-вторых, всегда были некие наставники и учителя, которые в далекие времена пытались решать те же проблемы людей, которые в наше время пытаются решать психологи. С.О. Высочанский

Психологические игры для взрослых.

Если Вы хотите знать про тенденции в современной психотерапии, то отбросьте все другие дела на 15 минут и вдумчиво прочитайте данную статью. Материал про психологические игры для взрослых будет полезен даже тем, кто никогда не собирается пользоваться услугами психологов-консультантов. По крайней мере, Вы сможете узнать, какие игры существуют и чем они могут быть полезны любому человеку.

* В данном контексте, игры – это цикл взаимодействий, направляемых человеком на получение желаемых эмоций, дефицит которых наблюдается в повседневной жизни. Здесь два важных аспекта: во-первых, есть возможность вывести в сознательную сферу подавляемые чувства. Во-вторых, есть возможность выразить накопившуюся бурю эмоций, тем самым сделав возможным спокойную работу с подавляемой частью личности.

* Психотерапевтические игры позволяют вступить в контакт со своими собственными желаниями и ресурсами. Это требует деликатной и иногда продолжительной работы. Общеизвестно, что в процессе своего развития человеку приходится смиряться со многими неприятными ситуациями и подавлять свои негативные чувства. Так образуется часть личности, в которой и собраны все подавленные переживания. Чем больше эта часть личности (темная сторона), тем менее полноценной жизнью живет человек. Человека тянет испытать те чувства (страх, унижение, жажда возмездия, отчаяние, тревога, неуправляемые агрессивные и сексуальные импульсы), которые когда-то блокировали его энергию. Подавив те давние свои (невыносимо) сильные чувства, он подавил в себе, в какой-то степени, вообще способность чувствовать. И тем самым способность жить более полной жизнью.

* Психологические игры позволяют интегрировать те части себя, которые были подавлены, и вернуть себе полноту жизни, без ущерба для окружающих. Чем большую часть в психике человека занимает подавленная часть личности (чем меньше его любили в детстве), тем безрадостнее его жизнь, и тем больше вероятность негативных последствий для него: депрессии, отсутствие желания что-то делать, утомляемость, зависимости, склонность к преступлениям, несчастная личная жизнь, психосоматические болезни, попытки суицида, безответственное поведение и прочие беды.

* Психотерапевтическая игра – это один из инструментов психологической работы. Психолог может "назначить" клиенту ту или иную игру, которая поможет проработать определенную область (или тему). Для этого необходимы следующие условия.
1. Нужно знать клиента и его проблемы, чтобы понимать ту тему, работа с которой снимет целый пласт проблем в жизни и поможет клиенту гораздо лучше чувствовать себя в жизни.
2. Конечно, нужно разбираться в психологии и иметь достаточный опыт работы психолог, а так же знание механизмов человеческой психики.
3. Нужно иметь опыт именно в подобных играх. Наиболее близкое к "психологическим играм для взрослых" направление в психологии – .

* Как вообще появляются методы работы психологов? Вот есть в обычной жизни людей некие вещи, которые действуют положительно, улучшают возможности и качество жизни человека. Психологи замечают эти вещи, обобщают, формализуют, вырабатывают правила. Из самых лучших побуждений, психологи пытаются сформулировать правила и порядок действий, позволяющих воспроизводить чувство полета и касание музы. И, допустим, на основе таких полезных наблюдений, появилось новое направление в психологии. Но суть в том, что те вещи, которые помогают человеку сделать свою жизнь лучше, они шире любого формализованного метода, им тесно в рамках любого, самого гениального подхода. При высоком уровне мастерства какого-либо психологического направления. Но до этого нужно дорасти.

Виды "психотерапевтических игр для взрослых"

Чтобы понять, какое чувство или ситуацию человеку нужно разыграть в психологической игре, необходимо просто прислушаться к себе. (Что не так уж и просто для большинства людей, потерявших связь со своими глубинными чувствами). В подавленном чувстве (или незавершенной ситуации) спрятан потенциал более полной жизни. Поэтому человека бессознательно тянет пережить некое чувство, роль или ситуацию, - чтобы вернуть себе более полноценную и настоящую жизнь.

1. Супружеские сценарии , - подобные игры позволяют попробовать (и получить обратную связь) тот сценарий, который рискованно пробовать в реальной жизни.

* Примерами запросов, по которым формируется психологическая игра, могут быть: нереализуемая в обычной жизни мечта, неудовлетворенная потребность в любви и признании, невысказанные чувства в прошлом, необычные фантазии (в том числе связанные с сексом), и многое другое. На основании первичных данных и с учетом реальных возможностей психологической игры, составляется сценарий, который позволяет вживую прожить то, что не было прожито. Это весьма сильные переживания, которые часто напоминают катарсис и ощущение, как будто свалился "камень с души".

* В психологической игре у человека появляется возможность сыграть ту роль, которую он не может сыграть в обычной жизни. Чем более подходящая роль подобрана, тем сильнее эффект от игры. Чем более человек способен увлечься такой игрой и погрузиться в воображаемую ситуацию, тем более глубокие препятствия на пути у потока жизни снимаются.

* Как и все другие приемы психологии, психологические игры для взрослых пришли к нам из реальной жизни (достаточно вспомнить любые ролевые игры). Поэтому, как и любые другие психологические приемы, они используются и вне рамок психологического консультирования, в обычной жизни (например, постельные игры). И, как всегда, в любом деле есть специалисты и любители. Например, многие люди могут значительную часть работы по обслуживания автомобиля выполнять самостоятельно, но много и тех, кто предпочитает доверять это дело профессионалам, специализирующимся именно в данной области . , Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Психологические игры представляют собой эффективный инструмент для самоанализа и психотерапии – как в индивидуальной работе, так и для работы в группе.

Каждый участник психологической игры получает уникальный опыт взаимодействия с окружающими, возможность посмотреть на себя со стороны, получить ответы на жизненные вопросы.

Для психологов психологические игры - это, прежде всего, интересный и эффективный инструмент для работы, который может быть успешно применен в индивидуальном консультировании, при работе с парой, а также в групповой работе.

Представляем вашему вниманию новые психологические игры, разработанные тренерами института психотерапии «Я». Обучиться работе с игрой, а также приобрести игру, Вы сможете в рамках по работе с играми.

«ЖИЗНЕННЫЙ ЦВЕТОК»

“Жизненный цветок” – это психологическая игра, позволяющая участникам проанализировать актуальную жизненную ситуацию, отследить свои жизненные стратегии, стремления, поработать с Теневой стороной своей личности, получить ответы на интересующие жизненные вопросы.

В основу игры «Индивидуация» положена идея конструкции личности согласно К. Г. Юнгу.

Игра предлагает участникам совершить путешествие в изучении себя и своих свойств, стилей поведения, особенностей восприятия реальности. Это происходит в процессе путешествия различных персонажей на игровом поле.

Игра дает возможность подумать о том, что сейчас озадачивает, мешает и помогает, что есть важного, а что второстепенного. Путешествие, которое сопровождает ведущий игры, позволяет участнику познакомиться со своими уже известными сторонами, а также узнать, что скрывается в неизведанной части «Я»: в зоне Тени, Анимы и Анимуса.

Технически игра представляет собой алгоритм перемещения карт участников по игровому полю, который превращается в захватывающий путь личностных трансформаций и изменений, с привлечением внешних и внутренних ресурсов.

Для этой игры была разработана специальная колода ассоциативных карт «Индивидуация», символы которой несут в себе глубокий смысл, позволяя трансформировать внутреннюю картину мира и образ себя.

Инструментарий игры: игровое поле, колода карт «Индивидуация», игральные кубики, дополнительные «ресурсы». Оптимальное количество участников в игре – 6 человек.

Обучение работе с игрой “ЖИЗНЕННЫЙ ЦВЕТОК”

Обучение проведению игры даст возможность проводить ее глубоко и системно с разными категориями клиентов и тренинговых групп. В ходе работы могут быть разные варианты игры - от анализа стратегий поведения, до миссии и смысла жизни!

Игровое поле и все, что происходит на нем – модель, карта реализации «Я», обретения самости, которое продолжается в течении всей жизни и представляет собой процесс интеграции противоположных, противодействующих внутриличностных сил и тенденций.

Что будет происходить в игре?
2 часа игры и участники смогут получить глубинный срез собственной ЖИЗНИ.
Увидеть и проанализировать какие качества нуждаются во внимательном отношении
Каково именно для игрока значение тех или иных качеств и свойств личности
Понять в чем сильные и слабые стороны собственной личности
Попытаться взвесить и интегрировать несовместимые и непринимаемые черты
игра сможет помочь трансформировать внутреннюю картину мира и образ себя.

Для кого игра будет ресурсна?
Для тех кто «бегает по кругу» в реализации планов, отношениях, поиске смыслов
Для тех, кто считает, что «не знает себя», чувствует неуверенность и тревогу
Для желающих узнать себя-«другого»
Для всех, кто хочет заглянуть в себя и «проанализировать»

Что важного могут извлечь психологи?
познакомиться с практическим воплощением юнговской парадигмы структуры личности
овладеть отдельными приемами консультирования клиентов
использовать игру в индивидуальных консультациях
получить удовольствие от пребывание в группе

После прохождения обучения игре «Жизненный цветок» Вы получите сертификат ведущего тренера по данной игре.

“СЕМЕЙНЫЙ ТРОЛЛИНГ”


«Семейный троллинг» - это волшебное игровое приключение, посвященное непростой теме отстаивания своих границ, своего выбора и жизненного пути. Также это игра про встречу с препятствиями, про то, как мы реагируем на них и какие стратегии выбираем для их преодоления.

Структура игры предполагает путешествие участника по фантастическому миру, населенному разными персонажами (добрыми и не очень), с которыми нужно встретиться и договориться. На этом пути можно встретить преграды, ресурсы, а главное – выработать навыки отстаивания своих границ!

Игра «Семейный троллинг» может эффективно использоваться как инструмент самоанализа и самопознания. Кроме этого, «Семейный троллинг» – это отличный инструмент для профессиональных психологов, позволяющий осуществлять как диагностическую, так и терапевтическую работу для участников группового процесса.

“ВСЕЛЕННАЯ ДОКТОРА КТО”

Игра “Доктор Кто” – это психологический инструмент, который в формате игры позволяет участникам осознать свои поведенческие стратегии, отследить свое поведение в ситуации достижения, проанализировать особенности собственных копинг-стратегий.

Игра достаточно многофункциональна, может быть использована в качестве игровой платформы.

Инструментарий игры: игровое поле, специальные ассоциативные карты “Доктор Кто”, игральный кубик.

“ИДЕАЛ”

Психологическая игра “Идеал” будет интересна всем, кто хочет увлекательно, с пользой и весело провести время, разобраться в том, почему мы иногда не понимаем друг друга, какие идеальные черты хотим видеть в своем партнере и насколько они отличаются от реального положения дел.

Специалистам этот набор может помочь в процессе консультаций как одного клиента, так и семьи, пары, детей и родителей. Также игру можно использовать в групповой психологической работе – для проведения тренингов, семинаров, мастер-классов!

Инструментарий игры: 174 карточки-характеристики, таблица с характеристиками «идеалов», таблица с кодами и «бонусами», дополнительные карточки «замена свойства».

«КСЕНОБИОЛОГИЯ»

Игра может использоваться для работы с детьми дошкольного и школьного возраста, подходит для игры с подростками и в детско-родительском консультировании.

Принимая участие в игре, участники смогут проанализироать собственные жизненные стратегии, умение взаимодействовать с другими, собственные навыки адаптивности и способы социальных контактов.

«Ксенобиология» - это интересное путешествие, в котором участники смогут лучше узнать и понять самих себя, а также отследить свои способы взаимодействия с окружающими.

Игра «Ксенобиология» сочетает проективный метод и рациональный подход в работе с группой или в индивидуальной работе. Игра представляет собой сегментированное игровое поле по которому перемещаются различные «персонажи», обозначенные определенными ассоциативными картами.

Игра предполагает специальную игральную колоду ассоциативно-метафорических карт «Ксенобиология», изображающие несуществующих животных, а также символы и артефакты. С их помощью можно придумывать истории, изучать особенности самопрезентации клиента, исследовать и изменять поведенческие стереотипы.

“ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ”

«Правила семейного движения» – это метафорический игровой инструмент для проведения психологических консультаций с парами – супружескими, детьми и родителями, друзьями, коллегами или родственниками.

Не всегда во время конфликта мы можем выразить словами все, что чувствуем, а иногда и вовсе запутываемся в собственных словах и действиях, не имея возможности «услышать» своего партнера. Это можно сравнить со встречей двух автомобилей на дороге, которым никак не удается разъехаться: водителям каждой из машин не слышно, о чем говорят в салоне другого автомобиля. Заметными остаются лишь внешние сигналы и движения. Так и в жизни: мы слышим только вслух произнесенную речь или наблюдаем действия другого человека, но не знаем, что происходит у него внутри в этот момент. Кроме того, мы не можем до конца объяснить другому, что происходит внутри нас самих в подобные моменты, что только усугубляет ситуацию.

Этот инструмент позволяет парам (супружеским, друзьям, коллегам или родственникам) проанализировать их внутренние состояния во время конфликта, «услышать» и понять друг друга, а также разработать договоренность о том, какими должны быть обоюдные действия при решении подобной ситуации в будущем.

«ЕЛКА»

Данная игра предполагает работу с какой-либо личностной проблемой или внутренним вопросом, ответ на который можно получить в ходе игры. Алгоритм игровых действий предполагает возможность рассмотреть проблему с разных позиций, расширить спектр ее понимания и найти новые подходы для решения.

Правила этой игры предполагают перемещение участника по разным позициям поля, где обозначены определенные вопросы и мета-позиции, помогающие по-новому посмотреть на заявленную проблему или заданный вопрос.

“КОТОВАСИЯ”

Новая психологическая игра Катерины Милютиной “Котовасия” – это история о котиках, кошках и котах, которые перемещаются по веткам высокого дерева. Основная задача – добраться до нужной ветки. Однако, на пути пушистых путешественников то и дело попадаются вредные вороны, а внизу поджидает совсем недружелюбный пес. Справляясь с трудностями, участники могут увидеть свои стратегии совладания с преградами, проанализировать влияние окружения на их продвижение вперед, а также оценить эффективность своих способов достижения цели.

“Котовасия” – это интересная и увлекательная игра, позволяющая участникам получить важный опыт, касающийся темы достижений, взаимодействия с окружающими, преодоления препятствий.

«ВОЗРАСТЫ ЖИЗНИ»

Игра «Возрасты жизни» - это путешествие по яркому и интересному пути, этапы которого касаются тех или иных периодов нашей реальной жизни. Играя, участники смогут подытожить свои жизненные этапы, проанализировать текущие события, помечтать и распланировать будущее.

Также участники смогут поработать над «личной жизненной историей» и посмотреть со стороны на собственные стратегии и способы взаимодействия с окружающими.

Игра «Возрасты жизни» может быть успешно использована со взрослыми участниками, а также с детьми и подростками (правила игры легко модифицируются под возрастную категорию участников).

Инструментарий игры: игровое поле, пластилин, игральные кубики. Оптимальное количество участников в игре – 6 человек.

“ГУДБАЙ, ЗАЦИКЛОВКА!”

Психологическая игра «Гудбай, Зацикловка» – это настольная игра для мини-групп или индивидуальной работы с клиентом, которая была создана для обучения участников техникам самопомощи. Также игра может быть использована как мини-диагностика и введение в терапию, либо на заключительных сессиях для обсуждения результатов терапии.

В процессе игры можно прогуляться по улицам города Зацикловка: проехаться по ровному проспекту ОКР, завернуть на Панический спуск, заехать в Депрессивный тупик, оказаться на площади ПТСР, застрять в Пьяных закоулках, поесть на проспекте Генерала Обжиралова, заглянуть в Тревожный переулок и Фобическую просеку. Во время такой прогулки клиент сосредотачивается на своих чувствах и мыслях, вместе с терапевтом определяет фокус внимания и обучается техникам самопомощи.

Участники смогут подробно исследовать город и научиться НЕ ЗАЦИКЛИВАТЬСЯ на его улицах!

“ОЙКУМЕНА”

Игра «Ойкумена» представляет собой символическое путешествие по морям и океанам.

Путешествуя по морским просторам, каждый сможет сделать свой выбор: земные материальные блага, профессиональная карьера, личный комфорт и уют, умиротворение и спокойствие или, если получится, духовное совершенствование и перемещение к высшим силам. Вы сможете посмотреть, как работают Ваши жизненные стратегии и откорретктировать новые навыки в игре.

Играя в «Ойкумену», Вы сможете изучить собственные жизненные стратегии, осознать причины тех или иных особенностей построения отношений с окружающими, получите информацию об актуальной жизненной ситуации и возможных путях дальнейшего движения и развития.

«Ойкумена» – это возможность окунуться в пространство греческой мифологии, открыть для себя свой рецепт успеха, пробовать его добиться в игровой платформе с тем, чтобы потом перенести его в жизнь!

“ВОСПИТАНИЕ +”

“Воспитание+” – это психологическая игра для родителей, педагогов и психологов. Игра представляет собой набор карточек-ситуаций и карточек-реакций, которые дают возможность участникам поработать с разными моделями своего поведения в ситуации семейных трудностей и споров, связанных с процессом воспитания.

Игра позволяет участникам проанализировать собственный воспитательный стиль, узнать его сильные и слабые стороны, посмотреть к каким результатам это может привести, ответить себе на вопрос что важно, а что второстепенно в воспитании и развитии ребенка.

В процессе игры у участников будет возможность «вырастить» своего ребенка, посмотреть на результат, получить обратную связь и помощь ведущего. Игра помогает поднять вопросы особенностей воспитания ребенка – как мы это себе представляем и что происходит на самом деле, а также позволит сформировать новый подход к этому вопросу.

“ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА” + “ДОРОГА К…”

В названии «Полярная звезда» значение имеют оба слова. Образ звезды может использоваться как символ успеха и достижения, и потому один из вариантов игры направлен на укрепление самооценки клиента через осознание своих успехов и достижений. В другом варианте акцент делается на полярности, и психологический смысл игры в этом случае - в оценке и сравнении полярных, противоположных вариантов решения какого-то вопроса.

Основной запрос, с которым можно работать в игре”Полярная звезда”: “Есть такой вариант решения, а есть другой. Не знаю, как поступить, не могу решить, какой и з вариантов выбрать”. Возможен и другой запрос: “Вижу только такой вариант, другого не дано. Тот, который вижу, невозможен, других вариантов нет. Ситуация безвыходна?” То есть человек не видит альтернатив, но нуждается в том, чтобы найти их.

Образ дороги связан в нашем сознании с активностью, движением,процессом. В основе игровой платформы «Дорога к…» лежит метафора достижения цели, движения в сторону желаемого результата. Суть игрового процесса в том, что, двигаясь по одной из нарисованных на поле дорог (каждая из которых обладает своими особенностями), клиент открывает разные карты с изображениями и словами, и эти карты становятся для него метафорой того или иного участка его пути к цели. Игры могут проводиться как в индивидуальном, так и в групповом форматах.

“КОММУНАЛКА”

Психологическая игра “Коммуналка” – это метафора общего пространства, которое населяют жители с разными характерами, потребностями и желаниями. Участники игры смогут проработать тему взаимоотношений с другими людьми, посмотреть на свои стратегии поведения в условиях общения и общего распределения ресурсов, проанализировать их и, возможно, даже изменить на более эффективные.

Кроме того, игра “Коммуналка” позволяет проработать убеждение “А что люди скажут?…” и проанализировать его влияние на собственные жизненные стратегии. Каждый из участников «живет» на одном из этажей “Коммуналки”: кто-то может забраться под крышу, а кому-то приходиться переселиться к мусорному баку во дворе. В игре можно проанализировать причины и перспективы таких передвижений, а также провести параллель с реальной жизнью, обдумывая новые возможные стратегии своего поведения.

Психологический инструмент, облаченный в сказочную метафору, где каждый персонаж говорит ту или иную фразу. Секрет инструмента в том, что первая половина высказываний – это реплики, возгласы и вопросы, наиболее характерные для клиентов, которые работают с психологом. Тогда как вторая часть высказываний – типовые ответы, замечания и комментарии психолога. Устраивая диалоги между персонажами (с помощью прописанных в методичке правил) участники могу побывать в роли терапевта и клиента, попробовать разные стратеги взаимодействия психолога и клиента в терапии, посмотреть как работают «защиты» и оценить степень эффективности той или иной «терапевтической сессии». Яркие образы сказочных героев добавят красок и приятных эмоций этому и без того интересному и увлекательному процессу.

“НЕЙРОТВИСТЕР”

Игровая платформа создавалась Владиславом Князевым как универсальный инструмент, на базе которого можно выполнять широкий спектр упражнений на стабилизацию межполушарного взаимодействия, на развитие оптико-пространственных представлений, функций программирования и регуляции деятельности.

В набор входят:

  • игровое поле из 16 пронумерованных квадратов четырех цветов;
  • набор карточек с изображениями различных позиций рук.

В методичке представлено несколько вариантов игр и упражнений с Нейротвистером – можно использовать их, а можно создавать на их основе собственные модификации. Способов использования игровой платформы – великое множество и зависит от поставленных вами задач.

“Группа”

Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. “Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)” После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам (или др.)”. Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

“Джойстик”

Игра командная (лучше всего две команды). Команды встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На что кладется монета. Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком" передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на монету.

Цель: повышение сплочение группы, командный дух, соревнование.

“Подъемный кран”

Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:

тренер победившей команды;

полковник, выигравший битву;

балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;

пловец, поднявшийся на гребень волны;

облако, летящее по небу в жаркий день;

бревно на субботнике;

прыгун, зависший над планкой;

цветок лотоса на поверхности озера и т. д.

“Тетрис”.

Эта игра требует некоторой домашней подготовки. Вы должны нарисовать на большом листе бумаги детали строительного конструктора (тетриса), причем число этих деталей должно быть равно числу участников игры. Вы вывешиваете этот плакат, и предлагаете каждому участнику выбрать одну из деталей и сыграть ее. После того, как все участники распределили детали между собой, предложите им построить конструкцию, изображенную Вами на другом листе ватмана. Старайтесь, по мере возможности, не изображать башни и небоскребы, потому что участникам игры трудно будет избежать падения при необходимости создания живой пирамиды из пяти - шести участников.

“Путешествие на воздушном шаре”

Цель деловой игры: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т. д. Одного участника попросите быть наблюдателем).

Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто - то должен выпрыгнуть из корзины.

Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту “своей” профессии, умение выслушивать друг друга, “авторитарные манеры” и т. д.

“Клоун”

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 - 3 команды и приготовить 2 - 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

“Яблочко”

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак... Начали! Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.

“Сантики”

Для этой игры нужно организовать не меньше трех команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, вожатый собирает обувь ребят, сваливает ее в кучу и перемешивает. Вожатым предлагается инструкция: “Это небольшая веселая эстафета. Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться.

Тука - это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные веревки. Сейчас мы, подобно тукану, будем “нанизываться” на длинную, около 15 м. длиной, веревку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первый из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами веревки, привязанными к ней.

“Клубок”

Та же самая веревка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за веревку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутать. Его задача - снова образовать круг.

“Тише-громче”

Вы, наверное, играли в детстве в игру “Холодно - горячо?” Наша игра ей подобна: ребята садятся в круг, водящий выходит из круга и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов круга спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего - найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету. Соответственно, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается.

“Зоопарк”

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего - успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

“Математика”

Дети сидят в кругу. Вожатый дает задание: “Начинаем считать по кругу, Тот, на кого приходится число, кратное трем, произносит вместо цифры свое имя”. Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

“Дрессировка”

Одного из участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают “дрессировщика” и поведение, которое должно быть продемонстрировано человеком, вышедшим из комнаты, например, попрыгать, передвинуть вещи, взобраться на стул. Испытуемый приглашается обратно в комнату, и его просят двигаться по ней и производить любые движения. “Дрессировщик” свистком, хлопком или словами типа “хорошо” подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Может быть правилом, что подопытный должен возвращаться к началу, если отклоняется и перестает получать подкрепления. В упражнении исключаются разговоры, смех, вздохи и другие проявления эмоций.

“Тренировка эмоциональной устойчивости”

Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа: Участники закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом и даже лицом. Ведущий: “Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле”. После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется: “Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите на глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие”. После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера – рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так – несколько раз.

“Внутреннее движение”

Это упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого. В парах, на расстоянии 10 метров один участник стоит, другой начинает медленно приближаться к нему. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать “стоп”.

Анализ: Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше, и почему?

“Семья”

Выбирается участник, которому задается игровая ситуация: Мы все – это семья. Задача выбранного участника – расставить остальных членов группы так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с ними, как с членами семьи (могут быть “семейные сцены”).

“Групповая социометрия”.

а) Каждый участник в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую “дистанцию” по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем “построение” разрушается.

б) После этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему.

в) Затем член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.

Анализ: Процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему?

Возможно неоднократное применение этого упражнения.

Вся наша жизнь – это уникальный процесс, который обладает огромным количеством разных особенностей. С самого момента появления на свет у человека уже есть конкретные предрасположенности и склонности. Однако, для того, чтобы он мог эффективно взаимодействовать с обществом и с окружающими людьми, ему нужно регулярно «прокачивать» свою личность.

Процесс прокачки начинается с младых ногтей и не заканчивается до конца жизни, потому что предела совершенству нет. В современном мире для формирования и улучшения личностных качеств существует огромное количество методик и практик. Мы расскажем сегодня о самой эффективной из них – социально-психологических играх.

Психологические игры

В общем схему психологических особенностей игры можно описать так:

1. У человека появляется определенное желание.

2. Его сверхсознание запрещает реализовывать желание.

3. Подсознание ищет оправдание, своеобразные психологические купоны, происходит откуп от сверхсознания, а вместе с ним и удовлетворение желания.

На внешнем уровне такая игра является заранее предопределенной последовательностью действий, направленных на достижение выигрыша. Важно отметить, что в данном случае психологический выигрыш вовсе не всегда должен быть физическим. Он может выражаться в заболевании, несчастном случае или даже смерти игрока, потому как суть выигрыша в том, чтобы подтвердить жизненную позицию играющего.

С помощью этого критерия можно отличить психологическую игру от других форм поведения человека, в том числе и от манипуляции, целью которой является физический выигрыш.

Термин «психологическая игра» был введен Эриком Берном. В свое время его книга «Игры, в которые играют люди» стала бестселлером. Она и сейчас очень популярна. Он рассматривает психологическую игру как одну из шести форм разделения времени: ритуал, искренние отношения, деятельность, отдых, игра и времяпрепровождение. При этом психолог различает три вида игр:

Социально – психологические игры

а) игры первой степени, допустимые в обществе;

Б) игры второй степени, не всегда приносящие серьезные проблемы, но игроки которых, вероятнее всего, будут скрывать это от чужих глаз;

В) игры третьей степени, в которые можно сыграть только один раз, и которые обязательно заканчиваются в зале суда, в реанимации или в морге.

В одном действии игры довольно тяжело совместить все элементы, сложно раскрыть весь ее потенциал. Таким образом происходит появление разного типа игровых пространств, которые акцентируются на определенном аспекте игры и ориентируются на ее определенные возможности.

В современной психологии эксперты разделили все игровые пространства на пять разных видов. В реальности они зачастую переплетаются друг с другом, однако, они все же представляют собой отдельные виды деятельности, обладающие своими законами создания, управления и развития.

Виды психологических игр

1. Игровые оболочки

Этот тип психологической игры является самым простым и самым распространенным. Здесь игра выступает в роли общего фона, некого обрамления психологического действия, которое может быть по сути не игровой, а, как это бывает в большинстве случаев, тренинговой.

Игровые оболочки очень часто можно встретить в начальной школе, они довольно эффективно работают с младшими подростками. Сегодня психологи очень активно эксплуатируют игровые оболочки, которые построены по принципу новогоднего представления для малышей: новогодняя сказка не может быть без того, чтобы кто-то плохой что-то не сломал, украл или спрятал.

Положительные герои, не щадя сил, бегут восстанавливать справедливость. В современной литературе также описывают различного рода психологические игры, и в них также дети кого-то спасают, куда-то попадают. Игровые оболочки могут быть очень разными. Это и узоры в волшебном калейдоскопе, и путешествие от станции к станции на поезде, и международная встреча журналистов с проведением мастер-классов, и т.д. Очень помогает использование игровых оболочек в работе со старшеклассниками.

2. Игра – проживание

С помощью этой игры можно создать условия для освоения определенного придуманного пространства. Это может происходить как совместно, так и лично, индивидуально. В рамках этого пространства выстраиваются межличностные отношениях, происходит осмысление ценности своего существования в заданной ситуации. Играть в такую игру сложнее, как участникам, так и ведущему.

Управлять таким игровым процессом сложно, а участникам сложно включаться в построение отношений, обращаться с очень непростыми вопросами к своему внутреннему «Я». Возраст игроков может быть любым.

Нельзя оценивать такую игру как удачную или неудачную, она всегда происходит по-разному. При этом полезна любая версия ее проистекания, потому как с ее помощью можно выявить скрытые разрушительные процессы, а человек может продвинуться в осознании того, что с ним происходит.

3. Игра – драма

Но в таких играх не один лишь процесс выбора драматичен. После того, как участник решит для себя, какой путь он выбирает, он оказывается в ситуации проживания этого пути. В ходе символического проживания пути выплывают на поверхность все обретения и потери, так же как и все последствия его выбора.

Некоторые такие игры предполагают не исключительно делание выбора и принятие последствий, они сосредотачиваются и на умении выстраивать свою жизнь в соответствии со сделанным выбором: ставить цели, развивать отношения с людьми, организовывать работу. Иными словами, игра – драма ориентируется на выполнение дополнительной психологической задачи, звучащей для игрока примерно следующим образом: «ты уже сделал свой выбор, как ты собираешься строить свою жизнь?»

Квинтэссенция такой игры – это момент совершения выбора, к которому необходимо умело подвести. Сделанный выбор будет на самом деле глубоко переживаться, если только игрок оказался полностью эмоционально вовлеченным в игру, на что уходит довольно много времени. Отличным эффектом обладают гештальт-техники проживания, психодраматические и медитативные приемы. Этот вид игр самый сложный.

Трансформационные психологические игры

4. Проектные и деловые игры

Этот еще одна разновидность психологической работы. Такие игры имеют своей целью освоить и осмыслить инструментальные задачи, которые связаны с работой настоящей деятельности, достигнуть конкретные цели, а также структурировать систему делового взаимодействия игроков.

Такие игры могут быть организованы как семинар, а могут иметь довольно несложный сюжетный характер. Как правило, у деловых игр сюжетной линии нет, равно как и заданного эмоционального фона взаимодействия. Игроки либо с самого начала мотивированы на игру, либо мотивация создается и поддерживается в процессе.

Несколько отличаются проектные игры, чья функция заключается в создании проектного мышления у игроков, а также их умение работать с возникшей проблемой. У проектных игр есть сюжет, либо они проводятся на основе реального материала, приуроченные к какому-то мероприятию.

Деловая игра – это направление с очень высокой перспективой. Они помогают научиться налаживать сотрудничество, организовывать свою работу, а также строить коллегиальные отношения.

5. Психологические акции

Эта не игра как таковая, это определенная игровая среда, создаваемая на какое-то время. При этом она совсем не мешает другим видам деятельности, однако у нее есть правила, содержание и намеченный результат. Главная цель такой «акции» - это расширить жизненное пространство игроков за счет появления в их жизни чувственных красок, новых смыслов и культурных значений. Акции могут быть незначительными по времени проведения, по количеству игроков, они также могут быть внезапными и эпизодичными.

Главные особенности таких игр – это необычность и ненавязчивость. Они не мешают привычному ритму жизни тех людей, кто не желает ее замечать, но при этом добавляет новых красок в жизнь тех, кто согласен включиться в нее. На время своей жизни акции создают своеобразный настрой, эмоциональное состояние.

Треугольник Карпмана

Еще важно сказать несколько слов о треугольнике Карпмана, который был продолжателем идей Эрика Берна. Он рассказывает тоже об игре, только подсознательной, в которой описывается связь трех главных проблем в отношениях между людьми.

По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых. Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга.

«Три роли в этой игре – жертва, преследователь и спасатель – в действительности представляют собой упрощение реальной жизни. Каждый человек видит себя щедрым спасателем неблагодарной или благодарной жертвы, преследователем неверных и жертвой злых преследователей. Погружение в любую из этих ролей способствует тому, что человек начинает игнорировать реальность, подобно актеру, который знает, что проживает вымышленную жизнь, но продолжает „верить“ в ее подлинность для создания хорошего спектакля».

Созависимые в треугольнике Карпмана

Здесь важно уточнить терминологию. Когда человек находится в позиции жертвы, он понимает, что от него не зависит ровным счетом ничего, и что он не может выбирать свое поведение в зависимости от ситуации. «Ну а что я могу сделать? Это все они!» В такой интерпретации становится очевидным, что все роли в треугольнике Карпмана – это три вида позиции жертвы.

Если подруга вам жалуется на жизнь, то тут все понятно – она находится в позиции жертвы. Преследователь также является разновидностью жертвы. Но почему? Если вы увидите того, кто требует, допекает, кричит и обзывает жертву, и спросите у него, зачем он это делает, то ответ, как правило, в таком случае вы получите примерно следующий: «Он сам обзывается, что мне делать?» («Он подводит нас всех всегда», «Он постоянно опаздывает», «Он не варит кашу» и т.д.). Когда Преследователь не понимает, что можно действовать иначе, он занимает позицию жертвы.

Тут очень уместно вспомнить выражение Перлза «собака сверху и собака снизу». «Собака сверху» подразумевает ситуацию, когда человек громко ругается, орет, то есть он кусается. «Собака снизу» - это ситуация, когда страдающая жертва кусает людей своей грустью, тоской, она воет с такой силой, что всем становится очень больно от этого.

Если вы попробуете поговорить со Спасателем на тему того, зачем и почему он этим занимается и стоит ли вообще это делать, то на вас может вылиться ненависть: «Человека преследуют, обижают, ему плохо, он страдает!» Спасатель также является заложником, он, находясь в роли Спасателя, превратился в жертву.

Треугольник отношений Карпмана

В чем же суть игры?

Жертва начинает провоцировать окружающих ее людей с единственной целью: она ищет преследователя. Возможен такой вариант развития событий. Преследователь отыскивает человека, который виноват в чем-то, начинает обвинять, наказывать, требовать, то есть преследовать жертву. Затем жертва старается доказать, что ее вины нет, что на самом деле виноваты окружающие, среди которых и сам преследователь. Она ищет того, кто будет ее спасать, показывая миру свою беспомощность и страдания.

Появляется спасатель, он хочет помочь жертве, спасти ее от преследователя, но так как все участники лишь играют в спасение, у него ничего не получается. За это получает обвинения от жертвы, после чего спасатель сам превращается в жертву, а жертва в преследователя.

Как работает этот треугольник?

Сам Карпман и многие его коллеги полагают, что такой треугольник складывается изначально в силу определенных внутренних выгод. «Когда идет игра и есть отношения, это означает, что ситуация выгодна всем участникам. По-другому все развалилось бы. Когда человек участвует в чем-то, это говорит лишь о том, что ему это нужно. Происходящее общение в рамках такого треугольника – это довольно эффективный метод не брать ответственность за свои решения и поступки, и более того, получать за это в награду мощные эмоции и право не решать свои трудности (ведь в них виноват кто-то другой)».

Возможно, все так. В любом случае для решения важных вопросов психотерапии это хорошо работающая система. При этом можно изучать и другие возможности, так как вполне вероятно, что основой таких отношений будут не исключительно внутренние выгоды, но также и умение противостоять манипуляциям, плохо усвоенная жизненная философия или обычные жизненные привычки.

Итак, самое важное, что вам следует знать о треугольнике Карпмана, это то, что вас там не должно быть. Какую бы роль там вам активно ни предлагали, или какая бы роль вас лично ни привлекала, даже не думайте там оказаться. Этот треугольник становится реальностью лишь для не очень толковых людей, живущих одними чувствами, не имеющих четких целей, не умеющих контролировать себя и постоянно оказывающихся в позиции жертвы.

Чем человек разумнее, чем больше ответственности он берет на себя, обдумано идет к реализации поставленных целей, тем он реже оказывается в этом сумасшедшем доме.

Подводя итого, можно сказать, что главное положение, которое определяет сущность всех психологических игр, заключается в многочисленных переживаниях участника, в его видении действительности. Игра, наряду с любой другой неигровой деятельностью, мотивируется важными для человека целями и его отношением к ним. Мотивы же игры – это прямое отношение человека к окружающему миру. Важность определенных его аспектов переживается индивидом в игре на основе отношения к их внутренней сути.

* Эрик Берн

Американский психолог и психиатр. Известен прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях», лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

* Стивен Карпман

Доктор медицины Калифорнийского университета, врач-психиатр, ученик Э.Берна, сын ученика З.Фрейда, автор множества разработок в теории психологических игр.

Стивен Карпман получил известность благодаря своей идее описания психологических игр с помощью треугольника "Спасатель-Жертва-Преследователь", названного впоследствии Э.Берном "треугольником Карпмана", и также известным под названием "Драматический треугольник".

6 выбрали

Даже в крепких отношениях порой возникают проблемы: накапливаются мелкие обиды и недовольства, происходят конфликты. Чтобы свести их к минимуму, над отношениями нужно работать: обсуждать проблемы, идти на компромиссы… или играть в игры. Существуют психологические игры для двоих, которые помогают добиться большего взаимопонимания в паре.

Сверху вниз

Общаясь с людьми, мы всегда выбираем одну из позиций: общение на равных, сверху вниз (начальственное положение, так родители часто общаются с ребенком) или снизу вверх (зависимая позиция). Это выражается и в нашем положении в пространстве, и в интонации. Причем мы сами можем не замечать, что разговариваем с одной из этих позиций. Но "нижний" в такой беседе обычно закрывается от "верхнего", не слушает и не слышит его. Распространенный пример такого взаимодействия – мама читает нотации ребенку, а тот смотрит по сторонам с отсутствующим видом.

Но часто мы так общаемся не только с детьми, но и со сверстниками, в том числе с близкими людьми. Жена может с верхней позиции что-то выговаривать мужу, а потом удивляться, что он полностью проигнорировал ее пламенную речь. Чтобы лучше понимать эту ситуацию, ее можно проиграть. Пообщайтесь на какую-нибудь нейтральную тему в таком положении: один сидит на полу, другой стоит, как бы нависая над ним. Потом поменяйтесь местами, а в конце займите равное положение друг напротив друга. Обычно "нижнему" некомфортно обсуждать даже самые простые вопросы. Куда приятней разговаривать на одном уровне. Так почему бы не общаться так и в реальной жизни?

Гляжусь в тебя как в зеркало…

Еще одна психологическая игра называется "Зеркало". Муж и жена садятся лицом к лицу и по очереди начинают "зеркалить" друг друга: повторять мимику и жесты. Можно записать все эти веселые кривляния на видеокамеру и по результатам сравнить – у кого вышло лучше. Играя в такую игру, супруги учатся сосредотачиваться друг на друге, думать в первую очередь не о себе, а о партнере. А это в любых отношениях пригодится.

За тобой – хоть на край света

Психологи очень любят игры на доверие. Идею падать спиной на руки к партнеру – это они придумали. Более безопасная игра из этой серии – "Поводырь". Один участник завязывает глаза, а другой должен провести его по комнате с препятствиями, руководя только голосом. Потом супруги меняются ролями. В процессе игры они выясняют для себя, насколько доверяют друг другу, а заодно учатся прислушиваться к советам друг друга.

О чем ты думаешь?

Забавная психологическая игра – "Телепатия". Правила очень простые: супруги садятся лицом к лицу и один пытается без слов передать другому какой-то мысленный образ. Второй следит за глазами и выражением лица собеседника и старается "прочитать" его мысли. В конце такого сеанса показания сверяются. Практика показывает, что часто удается угадать если не сам загаданный объект, то связанный с ним эмоциональный фон. Что вызывают мысли о нем: радость или печаль, страх или спокойствие? Такая игра научит быть внимательнее друг к другу и понимать эмоции партнера без слов.

Только хорошее

Это даже не совсем игра, скорее, полезная для любой пары традиция. Устройте сеанс позитива, во время которого будете рассказывать, за что вы любите мужа, что вас в нем восхищает. Ведь часто мы озвучиваем претензии и негативные эмоции, а про хорошее как-то забываем. И, кстати, зря! Ведь когда мы говорим о любви, мы ощущаем ее гораздо сильнее. Так что устаивайте себе почаще сеансы взаимных любовных признаний.

Статьи по теме: