Психотерапевтическая роль игры. Игровая психотерапия. Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия

искусства, в том числе профессионального, например, в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, А. С. Пушкина и др.

Народная игровая культура есть выражение внутреннего духовного мира народа (римские сатурналии, средневековые карнавалы, русские игрища). Важнейшие атрибуты игры – юмор, смех, пародия, гипербола.

Игра выполняет компенсаторную функцию – компенсирует человеку внешнюю необходимость жизни с ее императивностью (обязательностью), строгой иерархичностью и жесткой структурированностью.

«Человек разумный» занимается игровой деятельностью посредством языка, искусства, коммуникации, поэтому он всегда «человек играющий».

Повторим еще раз мысль И. Ф. Шиллера:

«Человек <…> бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

3.5. Другие культурологические концепции

Возникновение и становление футурологии

В мировой культурологии активно разрабатываются футурологические идеи будущего развития культуры и цивилизации.

Прогрессирующее развитие науки и техники в XX веке утвердило веру в прогресс. Но так ли он бесконечен? Не имеют ли технические возможности «принципиальный предел»? Разрешимы ли глобальные проблемы человечества?

На эти и другие вопросы пытается ответить футурология (от лат.futurum : будущее +logos : слово, учение, наука). Это своего рода история, но история не прошлого, а предполагаемого будущего.

«Без осознания будущего, – считал Карл Ясперс, – вообще не может быть философского осознания истории».

Научно обоснованное предсказание (прогноз) является неотъемлемой функцией любой научной дисциплины. С 1973 года существует Всемирная федерация исследований будущего, в

которую входит ряд прогностических научных обществ, в том числе Исследовательский комитет по футурологии Международной социологической ассоциации.

В настоящее время при конгрессе США существует четыре структурных подразделения, непосредственно ведущих футурологические исследования и долгосрочные прогнозные разработки:

Бюро анализа проблем будущего.

Футурологическая группа Исследований службы Конгресса США.

Управление суммарных оценок. Управление оценки технологии.

Главным предметом прогностического изучения в футурологии являются тенденции развития научно-технической революции (НТР) и ее последствия, перспективы развития общества.

Термин «футурология» был предложен в 1943 году немецким социологом О. Флехтхеймом в качестве названия некоей «философии будущего». Его идея нашла широкий отклик в научной среде. Во второй половине ХХ столетия «наука о будущем» стала очень бурно развиваться.

О. Шпенглера.

В начале 1960-х годов термин «футурология» получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем».

Футурология в широком значении – совокупность представлений о будущем Земли и человечества; в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики.

В западной футурологии выделилось несколько течений, в том числе апологетическое, реформистское, леворадикальное и др.

В 1960-е годы преобладало апологетическое направление,

которое опиралось на разного рода технологические теории постиндустриального общества, сводившие социальный прогресс общества только к росту уровня технико-экономического развития

доказывали неизбежность катастрофы «западной цивилизации» перед лицом научно-технической революции (НТР) (А. Ускоу и др.).

В начале 1970-х годов на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности«глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрел Римский клуб1 , включающий видных западных ученых, политиков, бизнесменов. По его инициативе развернулось глобальное моделирование перспектив развития человечества на основе использования вычислительной техники, анализируются экологические последствия развития техногенной цивилизации.

Участники этих исследований и другие футурологи разделились на два основных направления: одни из них стали развивать идеи социального пессимизма (Д. Медоуз, Дж. Форрестер, Р. Хейлбронер), а другие («технооптимисты») пытались доказать возможность избежания катастрофы с помощью «оптимизации» общества (Э. Ласло, М. Месарович, О. Тоффлер, А. Эррера).

Идейной базой технологически детерминированной футурологии стали работы американских социологов У. Ростоу и Д. Белла. Первый заложил основы современной теории индустриального общества, а второй вывел из нее теорию постиндустриального, или информационного, общества.

По мнению У. Ростоу, индустриальное общество приходит на смену традиционному. Вследствие использования возможностей, порождаемых современной наукой и техникой, аграрное производство традиционных обществ было заменено индустриальным. В свою очередь, на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Главенствующую роль в новом укладе будет играть не индустриальное производство, а информация.

1 Подробнее о Римском клубе см. раздел 4.6 «Цивилизация и глобальные проблемы человечества».

Широчайшее распространение на Западе получила концепция «шока от столкновения с будущим», выдвинутая американским футурологом О. Тоффлером. Отвергая теории «индустриализма», Тоффлер остается на позициях социального пессимизма в отношении экологического будущего планеты. Выход из создавшегося положения Тоффлер видел в развитии «информационного общества».

Ученые все чаще говорят о необходимости глубокого целенаправленного изучения экологической и других глобальных проблем человечества не только в комплексе природных, технических, но и социокультурных факторов. В современной футурологии обозначилисьаксиологические (ценностные) иэкоаксиологические течения. Их представители, основываясь на анализе структуры и динамики изменения ценностей, пытаются проследить альтернативные пути социально-экономического развития, исходят из того, что тщательный учет систем ценностей и их возможных смещений в будущем может служить необходимой предпосылкой любого комплексного социального прогноза. (Взаимосвязь между экономикой и культурой была раскрыта в работах крупнейшего американского социолога Даниэла Белла.)

Данный подход получил развитие в целом спектре «стратегий выживания» последних лет, основанных на концепции «реформ сознания человечества». Не случайно главное, за что ратовал создатель Римского клуба А. Печчеи, – это качественный скачок в человеческом мышлении. Такой скачок он называл «человеческой революцией» и подчеркивал, что ее осуществление возможно только через развитие и совершенствование самого человека.

Один из самых активных членов Римского клуба Э. Ласло в книге «Прыжок в будущее: строя завтрашний мир сегодня» также обосновывает тезис о том, что кризисные явления современного мира являются прямым следствием доминирующей системы ценностей на Западе (принцип «laisser faire» (вседозволенность), культ эффективности, экономическая рациональность (все может быть измерено в деньгах), технологический императив (все, что может быть сделано, должно быть сделано) и др.) .

Это говорит о том, что большинство западных ученых попрежнему продолжают оставаться на позициях гуманизма, и возлагают надежды на некую «духовную революцию», результатом

«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо сооружения».
- Платон (427 − 347 до н. э.)

Почему-то уже в школьном возрасте этот один из самых эффективных методов обучения забывается, и человек практически не возвращается к нему больше никогда.

В чем обучающий и терапевтический эффект игры (игротерапии)? В том, что действие происходит «понарошку», можно отбросить довлеющие социальные роли и побыть самим собой .

Игротерапия – выстраивает определенную модель жизни, которая помогает тем, кто учасвствует в игре, взрослым или детям, прожить жизнь и познать все законы жизни, осознать и развить собственные стратегии отношения ко всем аспектам жизни: предназначению, семье, целям, здоровью, финансам…

Игровая терапия выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета — ситуации, формат которой задается самой игрой.

В психотерапевтических играх задача человека (взрослого или ребенка) прожить жизнь, но не просто прожить, а достичь определенной цели, то есть «осветить» свою жизнь высшим смыслом.

Виктор Франкл в свое работе «Человек в поисках смысла» утверждает: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.»

Нельзя не согласиться с великим психологом и психиатром, прошедшим ад концентрационных лагерей. Потеря человеком смысла жизни , является чуть ли не главной потерей в жизни.

В наше время забота государства, развитие цивилизации отодвинуло такие важные в прошлом задачи, как выживание, добыча пропитания, крыши над головой, забота о сохранении потомства на второй план. Современный уровень развития здравоохранения, социальной поддержки позволяет не концентрироваться на нижних уровнях пирамиды А. Маслоу. И перед человеком встает проблема, а ради чего собственно жить? Что является движущей силой в жизни.

Игротерапия дает каждому шанс задуматься о смысле жизни , о том, для кого, для чего человек живет и зачем.

Кроме этого в игровой терапии человек решает множество задач, коррелирующих с реальностью жизни , отношение к семье, к работе, к духовному развитию и так далее.

Игровая терапия (игротерапия)

Всем нам хочется в этой жизни стать счастливыми , но у каждого понятие «счастье» свое и состоит из многих частей и сфер жизни: семья, работа, здоровье, саморазвитие, любимые дела, хозяйство, материальные блага и прочие сферы.

В каждой из этих сфер есть цели – то что мы пока не имеем, но хотим иметь в будущем. Все цели объединены общей целью – того, ради чего стоит жить, того, что дает радость жизни. И конечно, желаемое хочется иметь уже в ближайшем будущем. И хочется, чтобы сам путь достижения целей был приятным, чтобы нам сопутствовала удача и везение.

Но иногда, мы делаем много действий, тратим много сил и времени на работу, реализацию желаемого, а ОНО не приближается или что самое печальное может стать еще хуже.

Хочется в эти моменты совершить переход на качественно новый уровень жизни, перелететь из текущей реальности в новую желаемую. А для этого необходимо совершить трансформацию сознания, переключиться на новые ритмы жизни, подготовить себя к новому.

С помощью игровой терапии можно построить свое будущее, проанализировать, отрепетировать, отыграть, тем самым стать готовым к изменениям, открыть двери своего потенциала.

Отыгрывание своего будущего напоминает подготовку спортсменов, актеров, танцоров перед выступлениями. Чем качественнее репетиции и тренировки, тем лучше результат.

Везение – чаще всего это результат эффективного использования всех ресурсов человека: интеллектуальных, энергетических, талантов, интуиции, связей, времени за счет натренированности.

Кроме этого игротерапия дает богатую пищу для ума ведущему-психологу, в игре человек проявляет свои ведущие паттерны поведения. Правильно подготовленный ведущий может видеть стереотипы человека, мешающие быть успешным, добиваться своих целей, в том, числе таких важных, как найти работу, завести семью и так далее, то есть увидеть градиент развития человека, помочь сформулировать насущные задачи текущего момента.

Игротерапия, психотерапевтическая игра, как и сказкотерапия и другие арт-терапии, — это динамическая проективная методика, и как любая проективная методика она требует осторожного подхода к интерпретации увиденного, высокого профессионализма ведущего-психолога.

Конструктивные психотерапевтические игры и игротерапия в целом, и какая-либо конкретная игра в частности – новый, инструмент психодиагностики и психокоррекции личности человека. Это безусловно перспективный и эффективный инструмент обучения различным ролевым моделям поведения, адаптации к быстро меняющейся среде социума.

Развивающие игротехнологии представляют собой пример ролевой игры, которая обладает развивающим эффектом, обеспечивает эмоционально насыщенное общение.

Среди целей многих терапевтических игр можно выделить: формирование навыка самостоятельно ориентироваться в сложной и противоречивой обстановке; быстроты адаптации к постоянно изменяющимся условиям; мобильности в процессе принятия решений; умения анализировать ситуацию; развитие коммуникативных навыков и т. д. Жестко заданного сценария у игр, как правило нет, каждый игрок выбирает свой вариант развития событий.

Игра разворачивается в виртуальном, игровом пространстве. Все это требует от игроков конструктивности, применения логического мышления, фантазии, быстроты реакции.

Игра (игротерапия) выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета – текущей жизненной, например проблемной ситуации человека.

В процессе игровой терапии участники-игроки осуществляют поэтапный поиск решения, приходят к нему, учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует не только сплочению группы, но и формированию необходимых навыков общения, адекватных для социализации в обществе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Основа игры

Заключение

Приложения

Введение

По данным этнографических исследователей, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых те, что для них недоступны. Игра выполняет функцию преодоления разрыва межпоколенной связи, передачи межпоколенного опыта. В современном сложном обществе происходит расширение функций игры: в игре происходит «проблематизация» нормативных образцов взрослости, разворачивается активное экспериментирование с образами социальных отношений Кудрявцев В.Т. Культурно - исторические истоки развития детства// Журнал прикладной психологии 1999. №2. .

Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет тип символико-моделирующей деятельности. В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью.

Многие ученые изучали особенности игры в детском возрасте - это Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова и т.д.

Игра широко применяется в детской и семейной психотерапии у нас в стране и за рубежом. Считается, что именно игра помогает детям отрегулировать тяжелые ситуации, переживания, потери и конфликты. Игра происходит «понарошку» и это является безопасным местом обыгрывания серьезных ситуаций. Игра помогает налаживанию коммуникаций между взрослым и ребенком, помогает лучше понять мир детей.

Цель: исследование феномена игры, ее особенностей, структуры и влияние на детей дошкольного возраста, а также использование ее в психотерапии.

Задачи: изучение литературы по данной теме, психических особенностей детей дошкольников, структуры и сущности игры, использование игры в семейной психотерапии.

Гипотеза: Игра является важным способом взаимодействия с ребенком, позволяет глубже понять мир детей.

Глава 1. Новообразования дошкольного возраста и их значение для игры

Дошкольное детство совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.

Если раньше поведение ребенка направляется извне - взрослым или воспринимаемой ситуацией, то теперь ребенок сам начинает определять собственное поведение.

Л.С. Выготский считал, что развитие сознания определяется не изменением отдельных психических функций, а изменением отношения между функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. В дошкольном возрасте, с его точки зрения, важнейшей является память.

Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы.

Мышление во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника значит - вспоминать, опираться на свой прежний опыт. Задачей мыслительного акта является не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта.

То, что память становится в центре сознания ребенка, ведет к существенным изменениям, характеризующим психическое развитие. Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно - действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как - то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. С пяти лет начинается расцвет идей «маленьких философов». Строя свою картину мира ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью, но оно помимо воспроизведения прошлого опыта позволяет строить что-то новое, оригинальное. В этом возрасте происходит расцвет воображения.

Еще одним важнейшим новообразованием является возникновение произвольного поведения. Поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами поведения. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания - одно из главных новообразований дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая составляет суть личного самосознания.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольника - сюжетно - ролевой игре. Сюжетно - ролевая игра - это деятельность, в которой дети воспроизводят деятельность и отношения взрослых.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по указанию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что - то, сдержать импульсивное движение - легче выделяются в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие. Действуя с предметами - заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. Со временем игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем умственном плане. Игра способствует переходу к мышлению в плане образов и представлений. Также в игре выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия в мнимой, воображаемой ситуации, исполняет ребенок воображаемые роли, что способствует развитию творческого воображения.

Общение дошкольников со сверстниками разворачивается главным образом в процессе игры. Дети учатся смотреть и учитывать точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения

В игре складываются и другие виды деятельности: рисование, конструирование, лепка.

Таким образом, можно сказать, что игра является основной стороной жизни ребенка, она ведущая деятельность. В процессе игры ребенок развивается и совершенствуется.

Глава 2. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии ребенка

2.1 Основа игры

Как считают большинство зарубежных психологов детская игра - это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых мира. С точки зрения психоанализа, детская игра является одним из механизмов запрещенных влечений.

В основе игры ребенка, по З. Фрейду, лежит тенденция к навязчивому повторению травмирующих воздействий. Согласно Фрейду ребенок с самого рождения подвергается травмирующим воздействиям:

Травма рождения;

Травма отнятия от груди;

Всевозможные травмы строгостей и наказаний.

Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности. Поэтому детство чрезвычайно тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями. Игра в этом свете выступает как естественное терапевтическое средство против неврозов.

Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Из этого создается впечатление, что ребенок в качестве основного содержания своей жизни имеет не окружающий мир, а свои глубинные, сексуальные влечения.

Эти идеи Фрейда оказали огромное влияние на представления об игре Ж. Пиаже. Путь развития ребенка, с точки зрения Пиаже, в упрощенном виде может быть представлен в следующем виде:

1) Сначала ребенок живет в своем собственном, аутистическом мире грез и желаний.

2) Затем под влиянием мира взрослых возникают два мира - мир игры и мир реальности.

Мир игры есть нечто вроде остатков аутического мира. Игра принадлежит миру грез, неудовлетворенных в реальном мире желаний и неисчерпаемых возможностей. Для ребенка этот мир такой же реальный, как и другой мир.

3) Постепенно мир реальности вытесняет остатки мира грез и остается только реальный мир с вытесненными желаниями, приобретающими характер сновидений и грез.

Таким образом, в дошкольном возрасте по мысли Ж. Пиаже, ребенок живет одновременно в двух мирах - в своем, детском мире игры и мире взрослой реальности. Борьба этих миров есть выражение борьбы врожденной асоциальности ребенка, его аутической замкнутости, с навязанным извне социальным, логическим, причинно - обусловленным взрослым миром.

Концепции Пиаже и Фрейда, несмотря на различия, имеют существенное сходство, которое заключается в изначальном антагонизме ребенка и общества. В обеих теориях мир взрослых и мир ребенка противостоят друг другу как враждебные силы. Взрослые вытесняют и подавляют собственный мир ребенка, который сопротивляется этому уходом в мир игры.

Но мир маленького ребенка - это, прежде всего мама и папа, т.е. близкие люди, которые удовлетворяют его потребности. Только через общение с взрослыми ребенок приобретает свой собственный, субъективный мир. Ребенок живет в реальном мире, и общество людей составляет главное содержание мира ребенка. Специфика детского мира заключается в особых способах существования и освоения его. С этой точки зрения игра - это способ вхождения в мир взрослых.

Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольника.

В ролевой игре выражается стремление ребенка к участии в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно. Исследования Эльконина показали, что в обществах, где дети могут рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, игра отсутствует. Это позволило сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества, следовательно, она социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано с условиями жизни ребенка в обществе.

2.2 Психологические особенности ролевой игры

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую ребенок берет на себя. При этом он действует как взрослый человек, чью роль он взял на себя. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Поэтому Эльконин предложил рассматривать роль как основную единицу развитой формы игры. В ней представлены аффективно - мотивационная и операционально-техническая сторона деятельности ребенка.

Характерным моментом роли является то, что она осуществляется в игровом действии. Невозможно выполнять роль в умственном плане, в представлении и воображении.

Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых. И наоборот - чем конкретны и развернуты игровые действия, тем больше выходит на первый план предметное содержание деятельности.

При анализе игры необходимо различать сюжет и содержание.

Сюжет игры - это область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомство с окружающим. Если дети плохо знакомы с окружающим миром людей, они мало играют, игры однообразны и ограничены. Замечено, что сейчас дошкольники меньше играют и игры примитивнее и однообразнее, это связано, скорее всего, с отдалением ребенка от мира взрослых. Также в играх отражается не реальная жизнь, а жизнь телевизионных героев.

Почти все исследователи, изучающие игру, единодушно отмечали, что игра является наиболее свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью ребенка дошкольника. В игре он делает только то, что хочет сам. Ребенок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного «правильного» использования.

Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, и именно это является источником наслаждения. Но именно в этой максимально свободной деятельности, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с нормами.

Беря на себя роль взрослого, ребенок тем самым начинает следовать определенному понятному для себя способу поведения, присущему этому человеку.

Несмотря на условность правил игры, роль взятая ребенком на себя имеет для него силу закона, которому он подчиняет свои действия. И эти действия выполняются в жесткой последовательности. По словам Л. С. Выготского, игра - это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть». Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений с подчинением правилу, заключенному в роли. В игре он соотносит свои желания с «идеей» с образом идеального взрослого.

В творческой, ролевой игре дошкольника, как считают Выготский и Эльконин, есть цель и результат. Цель игры - в осуществлении взятой на себя роли. Результатом является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если соответствия нет, правила нарушаются, дети испытывают разочарования и скуку.

2.3 Развитие игры в дошкольном возрасте

Игровая деятельность проходит существенный путь развития в дошкольном возрасте. При одном и том же сюжете содержание игры на разных этапах совершенно различно. В общих чертах это переход от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. По Д. Б. Эльконину, эволюция действий ребенка проходит следующий путь:

1) Сначала ребенок ест ложкой сам;

2) Кормит ложкой кого - то другого;

3) Кормит ложкой куклу - как ребенок;

4) Кормит ложкой куклу, как мама кормит ребенка.

Именно отношение одного человека к другому становится главным содержанием игры и задает смысл игровой деятельности.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно выполняют определенные действия: «моют посуду», «режут хлеб», при этом результат действия не используют. Сами действия максимально развернуты, не могут быть сокращены и не могут заменяться словами. Роли есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Эти роли существуют в действиях, а не в сознании ребенка.

В середине дошкольного действия, основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены, дети называют их до игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры: каша в тарелочке и хлеб - дается «детям» на обед.

Действия становятся короче, не повторяются и одно сменяется другим.

Действия выполняются не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему.

У детей среднего дошкольного возраста роль формируется до начала игры. Главные ссоры из - за ролей - кто кем будет. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, а главные споры ведутся вокруг того «бывает так или нет».

Таким образом, содержание игры в дошкольном возрасте меняется: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношение людей.

Также развитие игры происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом, к играм с открытым правилом и скрытой ролью.

Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей, существуют другие виды игр: режиссерская, игры - драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные.

Режиссерская игра близка к сюжетно - ролевой, но происходит не с людьми, а с игрушками, изображающими разных персонажей. Ребенок сам дает роли, как бы одушевляя их.

В игре - драматизации актерами бывают сами дети, которые играют роли литературных или театральных персонажей. Сюжет игры берут из сказок, фильмов, спектаклей. Задачи игры, как можно лучше воспроизвести роль взятого персонажа.

Игры с правилами не предполагают роли. А действия в игре определяются правилами. Главная задача игр - неукоснительное соблюдение правил. Характерны для старших дошкольников.

Кроме игр существуют другие виды деятельности: рисование, конструирование, но ведущей и наиболее специфичной остается сюжетно - ролевая игра, в которой зарождаются и развиваются все другие виды деятельности.

Глава 3. Использование игры в психотерапии

Многие психотерапевты изучали игру с точки зрения использования в психотерапии. Большинство детских психотерапевтов согласны, что игра - это самое эффективное средство детской терапии.

Шеффер утверждал «игру, как и любовь, и счастье, и другие психологические конструкты, легче познать, испытать, чем дать им определение» и далее обращает внимание на то, что «один из наиболее прочно укоренившихся принципов психологии заключается в том, что игра - это средство развития для ребенка» Saffer, D (1965) Conjoint play therapy for the young child his parent. .

Игра также описывалась как механизм развития способности принятия решения и овладения навыками, процесс, который позволяет детям мысленно систематизировать жизненный опыт и проигрывать ситуации, эмоциональная лаборатория в которой ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром.

Игровая деятельность - это основной терапевтический подход при работе с детьми, потому что игра - это естественное для детей средство самовыражения, облегчающее их общение друг с другом. Игра приводит к катарсической разрядке чувств, может быть реконструирующей и конструктивной, она представляет взрослым окно, через которое они могут наблюдать мир ребенка. Кроме того, полагается, что дети, которые свободно чувствуют себя в игровой ситуации, будут охотно иметь дело с игрушками и проигрывать с их помощью то, что их тревожит и беспокоит.

В своей книге Шеффер перечисляет семь общих для игрового поведения свойств: для игры характерна внутренняя, а не внешняя мотивация; ребенка больше интересует игровая деятельность сама по себе, а не ее результат или успешное ее завершение; игру сопровождают положительные эмоции; ребенок очень увлечен игрой и часто настолько поглощен ею, что забывает о времени и окружении; игра происходит «как - будто», а не на самом деле; в игре дети вольны, наделять предметы и ситуации новыми, нестандартными значениями.

С возрастанием интереса к детской психотерапии, с увеличением числа направлений, ориентированных на детей, также развивались и разнообразные терапевтические техники, игры и игрушки. Игровая терапия стала обширным направлением.

Игровая терапия впервые стала применяться З. Фрейдом в 1909 году с целью попытаться вскрыть подсознательные страхи и тревогу. А спустя какое - то время в 1920 году Мелани Кляйн и Анна Фрейд разработали принципы теории и практики психоаналитической игровой терапии. Данный вид терапии продолжает оставаться наиболее распространенным видом детской терапии в психоанализе. Также игровую терапию используют и другие направления психотерапии (см. Приложение 1).

Цель игровой терапии - помочь детям идентифицировать и выразить их переживания здоровым способом, а не симптомообразующим, а также способствовать тому, чтобы они проработали неприятные для них эмоции, нашли способ решения проблемы.

Особенно часто игровую терапию используют в семейной терапии. Семейные терапевты разработали массу экспрессивных техник, которые нашли широкое применение - это и ролевая игра, и психодрама, и семейная скульптура.

Маленькие дети - прирожденные исследователи, которые с неутомимым интересом изучают терапию. У них преобладает чувственное восприятие мира.

Дети полностью используют свой жизненный опыт в создании фантазий и воображаемых историй. Взрослые не всегда могут понять смысл игры ребенка и присоединиться к нему. Эта неспособность установить контакт с детьми может породить множество трудностей в детско-родительских отношениях. Непонимание особенностей развития ребенка и стилей его общения, приводят к дисгармонии, чувству обиды и возмущения, отдалению и конфликтам.

Игра в семейной терапии может быть терапевтическим, а также и диагностическим средством. Игровая терапия является очень продуктивным способом решения многих семейных проблем, помочь детям и родителям общаться и жить на «одной волне».

3.1 Применение игровых терапевтических техник

Использование марионеток было предложено Уолтмэнном в 1940 году, как ценная техника при работе с госпитализированными детьми, призванная помочь им справиться со своей болезнью, облегчить проведение медицинских процедур и отдаление от родителей. Уолтмэнн считал марионеток полезными, так как ими легко управлять, они символичны и позволяют играть спонтанно. Игра с марионетками создает безопасную атмосферу, способствующую процессам идентификации, что содействует проекции эмоциональных переживаний и межличностных отношений на действующие персонажи. Дети легко отождествляют себя с ними, проецируют свои переживания на фигурки, переносят свои конфликты на куклу и не воспринимают как свои собственные.

Ирвин и Шапиро разработали полуструктурированное интервью с использованием марионеток. Также существует «Семейное интервью с использованием марионеток» - Ирвина и Мэлой. Данная методика проводит семью в более комфортное, свободное состояние и особенно эффективно, когда имеются трудности с общением и в случаях высоко рациональных и аналитических семьях. Может применяться как диагностическая процедура и во время лечения. Эта методика позволяет семье общаться на символическом уровне и разрешать конфликты более безопасно. Необходимо иметь около 15 - 20 марионеток, чтобы были различные марионетки: добрые, агрессивные, нейтральные, сказочные и реалистические фигурки, разные профессии, марионетки животных.

Семье предлагают выбрать марионеток и составить историю с началом, серединой и концом. По окончании истории происходит обсуждение истории. Эта техника может быть очень эффективна и изменить ход терапии.

Изобразительные искусства всегда интересовали терапевтов, они являются тем инструментом, с помощью которого человек выражает свой внутренний мир.

Рисунок, как и другие экспрессивные виды искусства, эффективно использовался в обучении, реабилитации и психотерапии. В конце XIX века рисунки стали важной частью психоанализа. В семейной терапии использовались различные техники как: «Дом - Дерево - Человек», «Рисунок семьи», «Кинестетический рисунок семьи».

Техники «Рисунок семьи» и «Кинестетический рисунок семьи» были разработаны для того, чтобы понимать более глубокое понимание распределения ролей и взаимоотношений в семье и средство экспрессивной коммуникации.

Используют совместное рисование и индивидуальное. Также используются такие задания, как «Нарисуй проблему». В терапии используются и другие техники (см. Приложение 2).

Таким образом, можно сказать, что игровые методы широко используются в семейной терапии. В игре можно выразить себя гораздо полнее, чем с помощью языка. В игру вовлекается как сознание, так и бессознательное.

Заключение

дошкольный ролевой игра терапевтический

Игра оказывает огромное значение на детское развитие, особенно в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном обществе вызывает особую тревогу тот факт, что игра находится в кризисном состоянии. Современные родители равнодушно, иногда и неодобрительно относятся к детской игре, как к чему - то несерьезному, неполезному занятию. В стремлении ускорить детское развитие, интенсифицировать его, происходит вытеснение игры обучающими занятиями. Также кризису игры способствует ограничение прогулок детей. Жесткая возрастная стратификация детей в детских садах и школах приводит к нарушению традиций передачи игрового опыта.

Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не компенсируются обучением. Необходимо полноценное проживание возраста, использование его уникального потенциала, чему способствует только игра.

Огромное влияние и использование игры и в психотерапии. Особенно широко она используется в семейной и детской психотерапии. Игра позволяет снять напряжение, способствует проигрыванию травмирующих ситуаций, позволяет наладить общение между взрослым и ребенком. Многие ученые и психотерапевты занимались изучением использования игры в терапии. Начиная с З. Фрейда и заканчивая современными учеными, продолжают исследовать влияние игры и создавать новые техники и методики в работе с детьми.

Таким образом, можно сказать, что игра имеет огромное значение в развитии детей дошкольников, а также ее используют в психотерапии с детьми и семьей в целом.

Список использованной литературы

1. Венгер А.А. Психологические особенности шестилетних детей - М.: 1985.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений В6т. Т 4: М.; 1984.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 - х томах - М; 1986.

4. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста - М; Л; 1948.

5. Мухина В.С. Психология дошкольника - М; 1975.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры - М.; 1978.

7. Смирнова Е.О. Детская психология - м.; 2003.

8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология - М.; 2007.

9. Кудрявцев В.Т. Культурно - исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999 №2.

10. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры - М., 1981

11. Джил Э. Игра в семейной терапии - М.; 2003.

12. Safer, D. Conjoint play therapy for the young child his parent. Archives of General Psi/chiatry,13.

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИГРОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.

Направление

Основатели

Теоретическая основа игровой психотерапии

Психоаналитическое

Позволяет выразить желания, фантазии и внутренние конфликты. Игра как инструмент, преодолевающий трудности. Помогает воспроизвести негативные переживания в безопасной обстановке.

Структурная психотерапия

Помогает воссоздать травмирующие события в игре и ассимилировать негативные мысли и эмоции.

Психотерапия отношений (гуманистическая)

Отто Ранк

Карл Роджерс

Ребенок сам может решить свои проблемы, главное это искренность и принятие ребенка в отношениях с терапевтом.

Бихевиоральная терапия

Б.Ф. Скиннер

Д.Ж. Уотсон

В решении детских проблем при недостатке воспитания игра как средство, но не ценность сама по себе.

Групповая психотерапия (Юнгианская)

Развитие коммуникативных навыков, поощрение альтруистического поведения, групповая сплоченность, чувство собственного достоинства, чувство вовлеченности в группу.

Песочная терапия

Дора Кальфф

Песочница как душа ребенка, интерпретация композиции в песочнице, какие предметы использует, прохождение ребенком различных стадий процесса.

Приложение 2

ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.

Название техники

Суть данной техники

Техника каракулей

Каждый член семьи создает свою картину из каракулей, затем создается совместная картина «Семенных каракулей».

История про каракули

После «Семейных каракулей» ребенка просят выделить те каракули, которые ему понравились, и рассказать про них историю.

Техника свободного рисования

Каждый член семьи рисует то, что он хочет. Потом делится своим рисунком. Возможно совместное рисование на одном листе.

Техника «Раскрась свою жизнь»

Дети определяют каждой эмоции свой цвет. Затем на чистом листе заполняют цветами которыми наполнена его жизнь. Каждый член группы рисует свои цвета на листе.

Техника последовательного рисования

На каждой консультации создается рисунок, а затем анализируется.

Кляксы на бумаге

На мокрой бумаге делаются кляксы. Могут быть совместные рисунки или индивидуальные.

Техника «Три желания»

Члены семьи рисуют три желания, а затем делятся своими рисунками.

Семейные абстракции

Члены семьи делают абстрактное изображение проблемы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура игровой деятельности дошкольников. Уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры по Д. Эльконину (особенности игры, взятие ребенком на себя роли). Характеристика методов диагностирования игры детей. Показатели сформированности игры детей.

    реферат , добавлен 19.06.2014

    Психологические проблемы становления игры как ведущей деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей шестого года жизни. Характеристика межличностных отношений в игровом "обществе" детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Познавательное развитие дошкольника. Ощущение, восприятие, память. Анализ развития мышления у дошкольников. Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.

    реферат , добавлен 06.08.2010

    Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Определение игровой деятельности, психологическая характеристика игры детей дошкольного возраста. Развитие игры в дошкольном возрасте, структурные компоненты игры. Генезис игровой деятельности, сюжетно–ролевая игра как вид деятельности дошкольника.

    реферат , добавлен 01.04.2014

    Теоретические аспекты развития сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование эффективности влияния специальных условий при организации сюжетно-ролевой игры на принятие роли детьми младшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2012

    Ранний возраст, момент зарождения сюжетно-ролевой игры. Возникновение игры в предметной деятельности ребенка. Возникновение изобразительной игры, ее переход в сюжетно-ролевую. Первый шаг в развитии изобразительной игры. Перенос действий на новые предметы.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2009

    Проблема игры в психологии и ее значение для психического развития ребенка. Особенности игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников. Связь ролевой игры с энергетическим обменом организма. Игровая деятельность у детей с нарушениями интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2012

    Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Познавательные психические процессы (речь, память, мышление, воображение) у детей. Некоторые упражнения и игры на развитие внимания. Изучение его особенностей у детей старшего дошкольного возраста.

Игротерапия — лечение с помощью игры. Как правильно играть с ребенком?

Игра – ведущий вид деятельности для малыша. Посмотрите, с каким азартом играют наши дети! Как забавно они «нянчат» пупсов, гоняют машинки и лепят песочные замки. И как мы умиляемся, глядя на эти игры.

Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами или машинками, песочницей. И эти воспоминания, пожалуй, одни из самых теплых и беззаботных. Но далеко не все задумываются о значении игр в нашей жизни. Что же есть игра – просто приятное времяпрепровождение, или что-то большее?

Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, что игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. То есть, игровая деятельность — это не только отличный досуг и легкий способ развития, но она также может лечить.

Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.

Как же объяснить такую эффективность игры? Психологи связывают ее с тем, что в процессе игры ребенок почти всегда находится в хорошем настроении, не воспринимает такое занятие как что-то вредоносное или неприятное для него. И именно в таком состоянии малыш наиболее открыт к взаимодействию, в том числе со значимыми для него взрослыми: родителями, бабушками, дедушками.

Что такое «игротерапия»? Немного истории


Игровая терапия, или игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.

Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания.

М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному.

Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии:

  • психоаналитически ориентированную;
  • недирективную и директивную;
  • построения отношений;
  • поведенческую;
  • терапию отреагированием;
  • индивидуальную и групповую;
  • и др.


Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.

Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм.

Игротерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает:

  • для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей;
  • при агрессивном поведении;
  • при выдергивании волос;
  • для профилактики и лечения страхов;
  • для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;
  • при трудностях в чтении;
  • для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;
  • при отставаниях в развитии речи;
  • для ускорения развития детей с умственной отсталостью;
  • при лечении заикания;
  • для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.);
  • при многих других проблемах.

Многие люди заблуждаются, считая, что игровая терапия – это почти психиатрия, и она необходима только в редких случаях. На самом деле, возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

С кем лучше играть: с игротерапевтом или с мамой?


Конечно, получить специализированный курс игротерапии можно в кабинете детского психолога. Он сможет подобрать методики, наиболее подходящие для вашего ребенка, в зависимости от его потребностей и задач, которые вы перед ним поставите.

Но, тем не менее, специалисты отмечают, что наибольшее воздействие на ребенка оказывает игра, в которой принимает участие мама или папа, а не незнакомый человек.

Кроме того, польза от занятий, которые проводят с ребенком родители, очевидна. При этом происходят изменения не только в ребенке, но и в родителях, меняются детско-родительские отношения. Игротерапия помогает взрослым мамам и папам как будто снова вернуться в свое беззаботное детство. Эти ощущения учат их лучше понимать своих детей, возвращают в общение детскую непосредственность и простоту.

Поэтому если вы все еще думаете, играть или не играть, — играйте! Помогайте своему малышу, а заодно и себе!

С чего начинается игра?


Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием? Это:

  • уважительное отношение к желаниям малыша;
  • недопущение насильного принуждения к игре;
  • дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;
  • создание радостной игровой атмосферы;
  • наблюдение за самочувствием ребенка.

Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра. Как же правильно играть с ребенком?

Почти каждый ребенок любит рисовать. С этого обычно и начинаются игры. Малыш рисует свою семью, дом. Через эти рисунки он может показать свои страхи, переживания и даже психологические травмы, которые он не может озвучить. Относитесь внимательно к тому, что рисует ваш ребенок. Совсем не обязательно иметь психологическое образование, чтобы по картинкам определить, что вашего малыша что-то тревожит или страшит. Рисуйте вместе с ним, спрашивайте его в форме игры, кто нарисован на картинке, что он делает, почему он такой и т.п. Таким образом, вы не только станете эмоционально ближе со своим ребенком, но и сможете его успокоить, развеять его сомнения и тревоги своим теплым и приятным участием.

Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая – в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей. По игре ребенка родитель может определить, что малышу нравится, а что нет. Если обстановка в семье для ребенка благоприятная, его куклы, скорее всего, будут дружить; если же куклы дерутся – малыш чувствует какой-то конфликт в семье, и необходимо его срочно устранить.

Для ребенка игра – такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать малышу новые игры! Он всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.

Разные игры – для разных целей

Существуют игры, направленные на достижение тех или иных целей. Далее мы рассмотрим их подробнее.


Такие игры помогают:

  • наладить контакт между ребенком и родителями;
  • снять нервное напряжение;
  • зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;
  • уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;
  • улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.

К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия, относятся:

Возрастной критерий – с 4 лет.

Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки.

Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.

2. Пятнашки

Возрастной критерий – с 3 лет.

Здесь тоже выбирается водящий. Он бегает за остальными игроками, догоняет их и «пятнает» — хлопает рукой по руке, ноге или спине. Тот, кого «запятнали», становится водящим.

Во время игры водящий может выкрикивать шуточные угрозы: «Сейчас догоню!», «Поймаю!». А игроки его дразнят: «Не поймаешь!», «Я быстрее тебя!».

Эта игра всегда сопровождается радостью и весельем, помогает сплотить всех членов семьи.

Эту детскую игру знают все. Но для максимального эффекта нужно внести в нее кое-какие дополнения.

Опять назначается водящий. Ему завязывают глаза, он считает до десяти (за это время все игроки прячутся), снимает повязку и идет искать. При этом в процессе поиска он сердито восклицает: «Где же он спрятался? Сейчас я его отыщу!».

Игрок, которого нашли позже всех, становится водящим.

Потом игру можно усложнить и играть в темноте.

4. Полоса препятствий

Возрастной критерий – с 2 лет.

Из подручных средств – коробок, стульев, пуфиков, одеял и подушек – строится полоса препятствий: тоннели, горы, кочки. Игроки по очереди преодолевают преграды.

В этой игре полезно поддерживать малыша словами: «Молодец! Ура! Быстрее!».


1. Сражение

Имитируется настоящее сражение: игроки бросают друг в друга бумажные шарики, маленькие мягкие игрушки, можно из укрытия.

Игра заканчивается всеобщим перемирием и обнимашками.

2. Злые – добрые кошки

Возрастной критерий – с 2 лет.

Все игроки по команде водящего превращаются то в добрых кошечек, которые выгибают спинку, мурчат, ласкаются, то в злых кошек, которые шипят и царапаются.

3. Каратист

На пол кладут обруч. Игрок становится в середину обруча, и, не выходя за его края, резко двигает ногами, имитируя удары. Зрители подзадоривают его криками: «Сильнее!».

Если вместо движений ногами игрок будет совершать удары руками, то такая игра будет называться «Боксер».

4. Обзывалки овощами, фруктами и ягодами

Возрастной критерий — с 3 лет.

Игроки начинают с сердитыми лицами обзывать друг друга, используя вместо ругательств названия фруктов и овощей: «Ты - редиска!», «А ты – капуста!» и т.д. Если игрок начинает ругаться по-настоящему, используя обидные слова или проявляя физическую агрессию, игра прекращается.

Потом участники называют друг друга цветами: «Ты – тюльпанчик», «А ты - розочка».

Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию.

Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление


1. Снеговик

Возрастной критерий — с 3 лет.

Игроки превращаются в снеговиков: они встают, надувают щеки и разводят руки в стороны. Такую позу надо держать 10 секунд.

Потом родитель говорит: «А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика, и он начал таять». Игроки постепенно расслабляются, начинают опускать руки, приседают на корточки, и в конце ложатся на пол.

2. Буратино

Мама или папа произносит текст и выполняет движения вместе с малышом:

  1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.
  2. Стоя прямо, замрите в позе куклы. Все тело становится твердым.
  3. Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они стали деревянными.
  4. Напрягите ноги, колени, ступни. Идите так, будто тело стало деревянным.
  5. Напрягите лицо, шею, сожмите челюсти, наморщите лоб.

А теперь из кукол превратитесь снова в людей. Расслабляемся и размякаем.

3. Солдат и тряпичная кукла

Возрастной критерий — с 4 лет.

Предложите малышу представить, что он солдат. Покажите ему, как стоят на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев.

Как только вы скажете слово «солдат», пусть игрок изображает военного.

Вторая команда: «тряпичная кукла». Ребенок должен по максимуму расслабиться, наклониться вперед, чтобы руки болтались, как ватные.

Затем снова игрок становится «солдатом».

4. Насос и мяч

Возрастной критерий — с 4 лет.

Игроки становятся друг напротив друга. Один изображает мяч, второй – насос. «Мяч» сначала стоит «спущенным» — голова упала вниз, руки вяло висят, ноги согнуты в коленях.

«Насос» делает движения, имитирующие накачивание. Чем интенсивнее движения «насоса», тем более накачанным становится «мяч»: он надувает щеки, вытягивает руки в стороны.

Потом «насос» осматривает свою работу. Возможно, теперь придется немного сдуть «мяч». Потом можно показать выдергивание шланга насоса. После этого «мяч» полностью сдувается и падает на пол.

5. Ласковые лапки

Возрастной критерий — с 4 лет.

Родитель подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол.

Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Родитель объясняет, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками.

Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.

6. Цветные ладошки

Возрастной критерий — с 3 лет.

Предложите малышу нарисовать солнышко, травку, облака пальцами, окуная их в краску. Для детей постарше предлагают нарисовать растение, животное, человека.

7. Лепка из соленого теста

Возрастной критерий — с 2 лет.

Это любимая игра малышей. Предварительно необходимо приготовить соленое тесто – напополам муки и соли, воды по норме. Замесив тесто, положите его в холодильник.

Лепить можно все, что угодно – людей, животных, сказочных персонажей. Готовые фигурки можно запечь в печке, а потом раскрасить.

Летом на улице хорошо лепить из песка. Такие игры помогают снять напряжение, успокаивают, а совместные занятия сближают.

Данный блок игр учит ребенка чередовать напряжение и расслабление мышц, снимать мышечные зажимы, снижать агрессивность, развивать чувственное восприятие.


1. Смелые мыши

Возрастной критерий — с 2 лет.

Выбирают «кота» и «мышку». Кот спит в своем домике, а мышка бегает вокруг и пищит. Кот просыпается и бежит за мышкой. Мышь убегает, прячется в домике.

Потом они меняются ролями.

2. Привидение

Возрастной критерий — с 3 лет.

Выбирается водящий. На него надевают простыню, он превращается в привидение, бегает за другими игроками и пугает их криками: «У – у – у!».

Пойманный привидением становится водящим.

3. Сова и зайцы

Возрастной критерий — с 3 лет.

Для этой игры нужна возможность постепенно создавать темноту, поэтому играть лучше вечером.

Выбираются заяц и сова. Днем – когда включен свет — сова спит, а заяц скачет. Ночью — когда свет выключается – вылетает сова, и с криком: «У – у – у» ищет зайца. Заяц замирает.

Когда сова находит зайца, они меняются местами.

Эти простые и теплые игры помогут вам приятно и полезно проводить время со своим ребенком, помогая ему быть радостным и счастливым, и укрепляя ваши отношения в семье.

Но помните, что самое главное – это не в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть – с любовью! Самая полезная психотерапия – это любовь мамы и папы.


Как можно чаще целуйте, обнимайте своего ребенка, говорите ему о своей любви, о том, какой он у вас замечательный. Тогда любые игры будут самыми лучшими!

Любите своих детей и будьте счастливы!
Анна Кутявина для сайта сайт

Статьи по теме: