Разные игры на новый год для взрослых. Конкурсы для компании взрослых на Новый год (смешные, музыкальные, интеллектуальные). Активная новогодняя игра для компании "Разведчица"

Развивающие игры с ребенком до 1 года.

Игры-занятия для развития сенсорных способностей с детьми до года

При формировании функций зрительных анализаторов (примерно с 8-10 дней от рождения) малышу показывают покачивающийся предмет диаметром 5-7 см на стержне длиной 18-20 см, его перемещают вправо, влево, вверх, вниз, то приближая к лицу ребенка, то удаляя. Ребенок следит за предметом. Это ключевой этап в сенсорном развитии: так как без специального обучения младенец научится рассматривать предметы только к концу первого месяца, а то и позже. При стихийном формировании движений глаз нередко один глаз смотрит в одну, а второй в другую сторону, что в 20-дневном возрасте можно считать педагогической запущенностью.

Научившись разглядывать предметы, малыш подолгу всматривается в них. Тогда, в возрасте 20-23 дней, можно приступать к выявлению умения различать предметы разного цвета — зеленого и красного, красного и оранжевого и их оттенков. Над малышом размещают кольца диаметром 5-7 см зеленого цвета. Слегка качая или вращая его на нитке, взрослый привлекает к нему внимание младенца, стараясь сам не попадать в поле внимания малыша, чтобы не отвлекать его собственной персоной, но при этом иметь возможность наблюдать за действиями ребенка (лучше всего присесть у его ног). Увидев предмет яркого зеленого цвета, младенец замедляет движения, широко открывает глаза, рот и, затаив дыхание, рассматривает игрушку 2-3 минуты, не отрывая от нее взгляда. Эта игра-занятие проводится в течение дня 2-3 раза. Постепенно ребенок все меньше времени рассматривает игрушку, а через три дня вообще перестает обращать на нее внимание. Тогда следует заменить зеленую игрушку на такую же, но красную. Малыш рассматривает ее в течение 1-1,5 минут. Именно этот факт (разница во времени рассматривания или реагирования на новизну) свидетельствует о том, что он различает красный и зеленый цвет.

Через 2-3 дня игрушка красного цвета может быть заменена идентичной по форме и величине, но оранжевого цвета. Реакция будет ярко выраженной, как и при замене зеленого цвета на красный.

Итак, «запуск» зрения и способность младенца различать игрушки разного цвета являются очень важными достижениями ребенка первого месяца жизни и служат базой для дальнейшего успешного развития.

Развитию слуховых ориентиров наилучшим образом способствуют игры-занятия с использованием колокольчиков, погремушек, в ходе которых малыш поворачивается к источнику звука.

На втором месяце жизни прикосновение к тыльной стороне ладони ребенка, сжатой в кулак, вызывает ее рефлекторное раскрытие. Закрывая ладонь, малыш захватывает палец взрослого, находящийся в 1-1,5 см от его ладони, или ленту, соединенную с высоко подвешенной погремушкой.

На третьем месяце жизни происходит как бы объединение функций зрения и осязания. Случайно дотронувшись до низко подвешенной игрушки, малыш тем самым приводит в движение соединенную с ней высоко расположенную гирлянду подвесок. Постепенно он переходит к целенаправленному ощупыванию и толканию игрушек, захватыванию лент, их дерганию, радуясь многократному повторению действий, подвижности игрушек, одновременности зрительных, осязательных и слуховых впечатлений. «Запуск» руки при этом происходит задолго до сформированности умения целенаправленно схватывать игрушку и свободно манипулировать ею.

В возрасте от 2,5-3 до 5-6 месяцев — для объединения разных сенсорных систем — целесообразно проводить игры-занятия, развивающие навык целенаправленного захватывания игрушек. Для этого необходимы дидактические пособия: погремушка, колокольчик с рукояткой, хохломская ложка и др.

Особенности формы, величины, фактуры, цвета, веса предметов определяют характер манипуляций ребенка, способствуя совершенствованию его взаимодействия с предметным миром.

Для развития навыка схватывания предметов и манипулирования им необходимы следующие условия: их наличие в пределах досягаемости; фиксированное расстояние, на котором они находятся; вес, форма, величина, приспособленность к руке младенца; наличие в игрушках мелких и крупных деталей, что способствует совершенствованию движений руки.

Противоречие между необходимостью нахождения предмета в пределах досягаемости и несовершенством движений руки приводит к тому, что малыш, схватывая игрушку, быстро теряет ее. Чем меньше ребенок, тем чаще выпавшая из его рук игрушка оказывается вне досягаемости, и он ее либо не видит, либо не может достать. Для организации действий малыша в такой ситуации требуется присутствие взрослого.

В возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев оптимально использование серий маленьких игрушек, объединенных в небольшие, длиной не более 20 см, гирлянды (более длинные гирлянды опасны: ребенок может в них запутаться).

Именно они позволяют оптимизировать характер ощупывающих, захватывающих, удерживающих движений руки младенца. Выронив одну деталь гирлянды, он обязательно ухватит пальцами или шнур, или другую деталь гирлянды, приближая таким образом к себе все игрушки.

Для совершенствования основ восприятия необходимо, с одной стороны, достаточное разнообразие впечатлений, но, с другой стороны, бесконечно пестрый калейдоскоп их может привести к поверхностному восприятию. Поэтому оптимальным является смена игрушек каждые 2-3 дня с последующим предъявлением этих же игрушек. В сюжетных игрушках возможно использование новых деталей.

Неваляшку хорошо дополнить галстуком (около 10 см длиной) из разных лент, как широких, так и узких. Это важно еще и потому, что именно за галстук игрушку удобно подтягивать к себе, не давая ей выскальзывать из рук. Куклам, медвежатам, зайчатам и др. целесообразно менять детали одежды (шляпки, панамки, кепочки, передники, банты и т. п.). Это вызывает у малыша радость, что способствует большей концентрированности внимания, усилению впечатлений.

В возрасте от 9-10 месяцев до года педагогические условия сенсорного развития совершенствуются с учетом достигнутого уровня развития младенца и дальнейших его перспектив.

Ведущим способом формирования сенсорного опыта является совместное (ребенок и взрослый) выполнение действий. Если на глазах у малыша 9-10 месяцев положить в бочонок колечки или шарики и потряхиванием бочонка привлечь его внимание к исчезнувшим предметам, он все равно не догадается, что исчезнувшие предметы находятся внутри. Взяв руку малыша в свою, направьте ее внутрь бочонка (он при этом может растопырить пальцы). Однако после двух-трех попыток начинает заглядывать в бочонок, может даже его опрокинуть. Если же взрослый крепко держит в руках бочонок и не дает его опрокинуть, то младенцу приходится опускать руку внутрь и доставать игрушки на ощупь.

Только при участии взрослого ребенок осваивает умение вкладывать и вынимать мелкие предметы, снимать с неподвижного стержня и нанизывать на него кольца с большим отверстием, разбирать и собирать пирамидку, опускать предметы разной формы в отверстия соответствующей конфигурации.

В этом же возрасте младенец овладевает умением перемещать предметы в вертикальной плоскости. В связи с этим ему необходимо помочь овладеть умением приподнять кольцо вверх прежде, чем тянуть его к себе.

Помогая ребенку овладевать горизонтальным и вертикальным пространством, взрослый практически способствует формированию предпосылок для развития чувства перспективы.

Важным условием развития качественно новой сенсорики, проявляющейся в увеличении силы руки, является обучение малыша аккуратным, плавным движениям. Ему доступно понимание того, что нужно аккуратно положить кубик на кубик; тихо, ласково погладить («пожалеть») маму или папу, бабушку или дедушку; не таскать кота за хвост, а погладить его по спине; тихо ударить в бубен, позвенеть колокольчиком; аккуратно взять чашку (вместе со взрослым) и поставить ее на стол и т. п.

Своевременное сенсорное развитие доставляет ребенку радость общения, активного взаимодействия с окружающей средой, служит основой для полноценного развития восприятия, ведет к качественному познанию мира.

С первых дней жизни главным занятием грудничка является познание внешнего мира. Чем активнее ребёнок взаимодействует с окружающей средой, тем быстрее проходит его развитие. В этом грудничку наибольшую помощь способны оказать его родители. Проявляя заботу и внимание к ребёнку, вы привяжете его к себе, став своеобразным мостом между внутренним и внешним миром. Начиная с третьего месяца одной заботы становится мало, необходимо вводить в общение с грудничком развивающие игры, которые помогут ему выработать правильную реакцию на явления, протекающие во внешнем мире. Ниже мы расскажем о том, в какие можно играть с ребёнком и какую пользу они способны принести.

1) Повторушка

Начиная с первых дней своей жизни грудные дети произносят разнообразные звуки. При достижении 6-7 месяцев малопонятные гуления и крики преобразуются в полноценные слоги, которые малыш пытается повторить за взрослыми.

Чтобы изучение первых слов было интересным, проявите интерес к стараниям ребёнка. На первых месяцах его жизни старайтесь копировать жесты, выражения лица и прочие проявления активности. Когда малыш немного повзрослеет, повторяйте за ним произнесённые звуки. Если у вас всё получится правильно, ребёнок будет улыбаться и махать ручками, проявляя таким образом положительные эмоции, и со временем научится копировать ваши жесты и звуки.

2) Ку-ку

Развивающая игра для детей , о которой, наверное, знают все. Суть её заключается в том, что молодая мама прячется от ребёнка за какой-то преградой, в качестве которой может выступать обычная газета или книга, и через некоторое время показывается перед ребёнком, приговаривая: «Ку-ку». Сначала малыш может немного испугаться или вообще проигнорировать ваши действия.

Спустя несколько месяцев ребёнок начнёт понимать, что с ним играют, а при достижении 8-10 месяцев вообще начнёт пытаться найти вас, отбирая предметы, за которыми вы прячетесь. Польза от такой игры очевидна - малыш учится реагировать на изменения окружающей обстановки, особенно если они заключаются в уходе взрослых или их возвращении.

3) «Где наш ротик?», «Где наш носик?»

Эта игра позволит малышу с первых месяцев познать тактильные ощущения. Суть её заключается в том, что мама называет часть тела и прикасается к ней. Например: «Где наш носик?», дотрагиваясь до носика грудничка, «Где наша ручка?», прикасаясь к руке. Когда малыш повзрослеет, аналогичным образом можно исследовать разнообразные предметы: чашку, мягкую игрушку, мячик или книжку. Со временем малыш научится различать предметы и будет сам тянуться в нужную сторону.

4) Свойства предметов

Почему бы, показывая различные предметы, не познакомить своё чадо с их свойствами? Когда вы показываете ребёнку различные предметы, дайте ему их пощупать, понюхать, погрызть, если это не нанесёт ему вреда. Спустя некоторое время ваш малыш будет знать, что зеркало очень гладкое, книжка шершавая, а вода мокрая. Это упражнение отлично развивает память и позволяет быстрее адаптироваться к тактильным ощущениям.

5) Танец для самых маленьких

Вы не знали, что с малышом можно танцевать? Это же одни из лучших развивающие игры для детей до 1 года Как только ваше чадо более-менее научилось ходить, время от времени включайте негромкую музыку и совершайте вместе с ним плавные танцевальные движения. Если малыш отказывается танцевать, попробуйте показать ему, как это делается, и спустя некоторое время он с радостью к вам присоединится. В итоге ребёнок будет получать массу удовольствия от таких танцев, а само упражнение поможет развить моторику.

6) Конструктор для самых маленьких

Когда у вас нет времени уделять внимание ребёнку, нужно придумать , которое будут полезны для его развития и к которому он будет проявлять интерес. Одним из самых популярных выходов является конструктор для малышей, состоящий из крупных деталей, так, чтобы он случайно не проглотил одну из них. Подобные игрушки предназначены для детей от 10-11 месяцев. Они прекрасно развивают логическое мышление, тренируют моторику и память. Если ваш малыш отказывается собирать конструктор, попробуйте помочь на первых порах, возможно, он ещё, что с этой игрушкой нужно делать.

От рождения до года ребенок проходит огромный путь в своем развитии: из беспомощного крохи он быстро превращается в ловкого и любознательного карапуза, которому наравне с пищей, водой и любовью родителей требуются новые впечатления, эмоции и знания. Если родители будут уделять должное внимание развитию своего малыша, он будет расти более гармоничным, уравновешенным, счастливым. В этой статье мы познакомим вас с развивающими играми для деток, которым еще нет года.

1 месяц

В этом возрасте у крохи активно «настраиваются» органы чувств. Поэтому развивающие занятия должны быть основаны на тактильных ощущениях - единственном понятном пока малышу способе познания мира.

Чаще поглаживайте его, говорите с ним. Четко видеть игрушки малыш пока не может, но его взгляд уже на несколько секунд фокусируется на чем-то определенном: в основном, карапуз пытается рассмотреть лицо мамы. Это пока самое интересное для него занятие. А потому постройте «беседы» на смене мимики, улыбках.


2 месяца

Теперь малыш умеет держать головку, лежа на животе, фокусировать взгляд на яркой игрушке на минутку, он пытается поворачивать головку влево-вправо. Развивающие игры для этого возраста направлены на тренировку зрения - игрушкой поводите медленно перед лицом ребенка на расстоянии 35-40 сантиметров. Это позволит ему научиться следить за предметами.

Погремушкой слегка позвените сначала справа от крохи, потом слева - это будет развивать его слух.




3 месяца

В этом возрасте ребенок начинает эмоционально общаться,. Есть первые попытки гулить, он узнает маму, папу, улыбается. Постройте развивающие занятия на развитии эмоциональной сферы. Декламируйте ему с выражением стихи, при этом старайтесь как можно ярче интонировать голосом.

Кошкина считалка

Раз-два-три-четыре-пять,

Потому она немножко

Прибавляет к мышке кошку.

У нее такой ответ -

Кошка есть, а мышки нет!

Считалка малыша

Раз-два -три-четыре-пять,

Мой малыш пойдет гулять.

Очень скоро мой крошка

Будет топать по дорожке.

Подрастет мой милый друг -

Посчитает все вокруг!

С этого возраста очень полезно прослушивать негромкую приятную музыку по четверти часа, а также обязательно пойте малышу свои песенки, даже если природа не дала идеального музыкального слуха и голоса.




4 месяца

Ребенок в этом возрасте очень любознателен. Он уже умеет хватать предметы и даже пытается тащить их в рот. Постройте развивающие занятие с сыном или дочкой на развитии тактильных ощущений. Давайте ему разные кусочки ткани (шелк, ситец, атлас, вельвет), малыш с удовольствием будет перебирать их, изучая новые для себя ощущения в пальчиках.

На прочную нить или резинку можно нанизать крупные яркие бусины, пуговицы. Эту «гирлянду» следует подвесить в непосредственной близости от крохи, так, чтобы он смог дотянуться и потрогать предметы руками. Многие малыши с энтузиазмом перебирают круглые, плоские и рельефные предметы.




5 месяцев

Малыш очень подвижен, он уже хорошо ворочается с боку на бок, некоторые пытаются сидеть. Движение - это то, что сейчас занимает малыша больше всего. Постройте развивающие игры на несложных физических упражнениях, во время которых вы сможете читать ему уже известные стишки, петь песенки. Например, для этого возраста хорошо подходит игра «Поехали-поехали»:

Мама ложится на диван на спину, сажает ребенка к себе на живот таким образом, чтобы его спинка опиралась на ее согнутые ноги:

Мы пошли -поехали в лесок за орехами!

По кочкам, по тропкам, по маленьким пенечкам!

Вдруг попалась ямка, Коля (Петя, Дима, Оля, Лена и т. д.) в ямку БУХ!

При этом мама слегка разводит ноги, держа малыша за ручки, таким образом у крохи пропадает опора в области спинки. На несколько секунд, не выпуская его рук, можно опустить его вниз, и снова поднять.

Больше разговаривайте с ребенком: сейчас у него активно формируется так называемая внутренняя речь - сказать он пока не может, но уже запоминает, как это должно звучать. Чаще показывайте малышу разные предметы и громко и разборчиво называйте их. Поощряйте лепет, ведь сейчас самое время перейти от гуления к эмоциональному лепету.




От 6 до 12 месяцев

Начиная с полугода заниматься с ребенком желательно каждый день, ведь сейчас стремительно развивается не только его тело, но и головной мозг, самые разные его отделы. А потому существующие развивающие методики подразумевают не только занятия, направленные на развитие отдельных навыков. Предпочтительнее выбирать игры, которые будут представлять собой комбинацию разных познавательных процессов.

Лучшие игры знали еще наши бабушки и прабабушки, современные психологи и детские педагоги дополнили их своими разработками. Получился довольно внушительный список развивающих упражнений и игр, часть которого мы постараемся осветить чуть более подробно:

  • «Прятки». Эта игра развивает эмоциональную сферу ребенка, кратковременную память, реакцию. Через год-другой малыш с удовольствием бегать и прятаться по-настоящему, а пока мама может имитировать процесс исчезновения. Достаточно закрыть лицо руками и сказать: « Где же мой малыш?», а потом открыть ладони, улыбнуться и самой же ответить: «Вот же он!».

Такие нехитрые забавы вызывают у большинства детей сильные положительные эмоции, крохи оживляются, им очень нравится играть в мини-прятки. Месяцев в 8-9 можно показывать ребенку игрушку, а потом прятать ее куда-нибудь рядом, чтобы малыш увидел, куда. А потому вместе ее «искать».


  • «Сорока». Эта игра, известная нам всем с детства, развивает мелкую моторику, координацию движений, воображение и речь малыша. Указательным пальцем одной руки водите по ладони другой круговыми движениями:

Сорока-воровка, кашу варила,

Малышей кормила...

А затем начинайте загибать пальчики на руке, на которой «варилась каша»:

Этому дала, этому дала,

Этому дала и этому дала.

А этому (показываете на мизинчик) - не досталось.

Потом пальчики нужно начать разгибать по одному в обратном порядке:

Ты - воду носил, ты - дрова рубил,

Ты - крупу подавал, ты - ложкой мешал,

А ты, самый маленький, ничем не помогал!

Обычно бывает достаточно несколько раз показать малышу это забавную игру, и он начинает сам повторять за мамой движения.

Если этого не происходит, можно помочь крохе, взял его ручки в свои, и показав, как это делается.




  • «Смелый летчик». Старые-добрые «полетели-полетели» всегда были лучшим способом отвлечь ребенка от капризов и плохого настроения. Но для этой игры лучше всего пригласить папу или дедушку, потому что малыши после 6-7 месяцев весят уже достаточно, чтобы маме было тяжело поднимать их на вытянутых руках над головой. Суть игры довольно проста - ребенка надо поднять горизонтально, подложив под грудку руку, и имитировать звук летящего самолета. Такая игра прекрасно тренирует вестибулярный аппарат ребенка, дает ему возможность посмотреть на окружающий мир с большой для него высоты.
  • «Строим домик» . Если ребенок хорошо сидит и уверенно ползает, нужно рассыпать по полу яркие кубики (без острых углов), лучше пластиковые. Задача ребенка - добраться до кубика, взять его и отдать маме, которая будет строить из собранных чадом элементов домик или башенку. Это не только прекрасная физическая тренировка, но развитие логики, воображения, координации движений. Каждую удачную попытку взять «стройматериалы» следует эмоционально хвалить, тогда малышу процесс будет доставлять настоящее удовольствие.




  • «Ладушки». Одна из лучших игр многих поколений: еще наши прабабушки без советов педагогов и психологов догадались, что хлопки ладошками очень благотворны для развития моторики, слаженности движений, реакции и воображения. Действия просты и доступны малышам 6-8 месяцев - нужно просто хлопать:

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

Что вы ели? Кашку, кашку- малашку!

На дорожку бабушка напекла оладушки!

Полетели-полетели, на головку сели!

Мама и малыш поднимают руки и кладут на головы.



  • «Большое и маленькое». Дайте ребенку большую коробку (от микроволновки, от папиной обуви), сложите в нее более мелкие игрушки или предметы и закройте крышкой. Задача малыша - открыть, достать и сложить обратно. Игру можно усложнять по мере вырастания ребенка - прятать один из предметов, чтобы малыш смог понять, чего не хватает в его коробке.

Игра развивает мелкую моторику, логику, мышление, познавательные способности, внимание и память. Главное, чтобы положенные вами мелкие предметы были не такими уж мелкими, чтобы их можно было проглотить. Подойдут - чайная ложка, мандарин, коробочка от кольца, чайное ситечко и т. д.



  • «Кто в домике живет?». Для этой игры вам понадобятся картинки, на которых изображены самые разные животные. Их можно скачать в интернете и распечатать, а можно нарисовать самостоятельно (если вы умеете это делать!). В большой плотный конверт или коробку сложите картинки. Во время игры доставайте их оттуда по одной, громко и разборчиво называйте ребенка называние зверя (тигр, кошка, слон, птица, собака), и показывайте, какие звуки производит это животное (кошка-мяу, тигр -р-р-р-р, слон -топ-топ, собака - гав-гав и др.).

Постепенно малыш сможет узнавать животных и воспроизводить не только их звуки, но и названия самих животных. Такая имитация очень полезна для развития речевых навыков, как внутренней речи, так и голосовой, для внимания, стимулирует познание окружающего мира.

Такое рисование стимулирует мышление, развивает творчество, координацию движений. Заниматься пальчиковым рисованием маленькие дети могут довольно долго и увлеченно.


  • «Формы». Для развития логики и познавательных процессов крохе можно купить специальные развивающие конструкторы, в которых нужно в основание с прорезями разных геометрических форм поместить соответствующие фигуры. Вырезать фигуры можно и своими руками, из цветного картона, а основание для них сделать из белого картона. Малыш сможет понять, что круглое - не умещается в квадратное, а треугольное никак не запихнуть в овальное. Несколько раз покажите малышу формы, называйте их, а затем хвалите каждый раз, когда кроха правильно подбирает фигуру.​

В желании развивать свое чадо мамам следует знать меру. Не стоит предлагать ребенку игры, которые пока сложны для его понимания. Он быстро потеряет к ним интерес. Все занятия должны быть адаптированными для того или иного возраста, и правильно будет учитывать особенности развития именно вашего ребенка. Если малыш в 6-7 месяцев еще не сидит, не стоит проводить игр, которые подразумевают сидение.

Если ребенок немного отстает от среднестатистических норм, не нужно ждать от него невозможного.

Продолжительность занятий следует увеличивать поэтапно, чтобы карапуз не уставал.

Занятия желательно всегда проводить в одно время, довольно скоро малыш будет знать, что предстоит игра, и будет ждать этого с нетерпением.

Для развивающих занятий лучше выбирать время, когда ребенок не устал, не хочет спать, есть, гулять. Оптимально подходит время за час до обеда (обычно это от 11 до 12 часов дня). В вечернее время не стоит играть перед сном, чтобы не перевозбудить малыша. Знакомые стишки можно просто почитать ему во время вечернего массажа и купания.

Будьте терпеливы и последовательны. Чаще хвалите ребенка, даже если у него пока ничего не получается. Ведь развивающие занятия - это еще и отличный способ наладить тесный контакт между ребенком и родителями.


Пример развивающих игр вы узнаете из следующего видео.

Статьи по теме: