Зависимый от компьютерных игр. Компьютерная зависимость. Разновидности компьютерной зависимости

Телесный опыт в гештальт-терапии
1. Телесный опыт - фундамент всего последующего опыта. Это очень хорошо видно из онтогенеза: мышление развивается из действий, восприятие развивается из действия и движений, эмоции развиваются в процессе регуляции действий. Это видно и в непосредственном опыте здесь и сейчас (мы знаем, что неподвижный глаз слеп - глаз, чтобы видеть должен двигаться). Мы знаем, что всякая мысль и всякое отношение сопровождается телесным ощущением, коренится в теле. Благодаря этому терапевт может опираться на телесный процесс в своей работе. Где ты ощущаешь это в теле? Зачем нам обращаться в телу? Для того, чтобы получить качество саморегуляции. Тело обладает свойством саморегуляции. И возвращаясь в терапии к телу, т.е. связывая всякий психический процесс с телом, мы тем самым обращаемся к саморегуляции.

2. Тело, т.е. телесное ощущение, движение - это энергетический базис терапевтической работы. Оторванность от тела создает блуждание в мыслях, интерпретациях без всяких изменений в поведении и переживании (поведение и переживание - это ведь телесные процессы). Когда мы видим кривую контакта, на одной оси мы видим время, а на другой энергию (время - горизонтальная ось). О какой энергии идет речь? Об энергии телесного возбуждения (напряжение мышц, движение мышц, дыхание, серцебиение, тепло, холод, т.е.эмоциональные и вегетативные процессы). На нее мы ориентируемся для того, чтобы нащупать фигуру, связанную с потребностью клиента.

3. Почему важно не забыть о теле в терапии? Психотерапия - это работа с живым организмом и помощь ему в обретении благополучия. Благополучие внетелесное весьма нестойкое. Например, человек нашел решение проблемы, а это решение отзывается у него в теле вялостью или неприятным напряжением (вряд ли это решение хорошее, т.е. вряд ли человек сможет его реализовать).

Как мы работаем с телом?

Цикл опыта как телесный процесс

Первые шаги - это работа с телом в преконтакте. В преконтакте мы связываем всякое сознавание с телесным ощущением. Как ты чувствуешь это в теле? Что сейчас с тобой происходит? Как телесно отзывается то, что ты сейчас говоришь? Удобно ли тебе сидеть здесь?
В процессе контактирования эти телесные ощущения набирают энергию и превращаются в микродвижения или движения, в контактировании мы работаем с движением и связываем с движением всякое осознавание. Стараемся выразить в движении те ощущения, которые мы набрали в преконтакте. Нащупываем такие движения и действия, которые будут выражением личности клиента. И здесь мы пользуемся, с одной стороны, ощущениями клиента, с другой стороны, пользуемся своими знаниями о телесном процессе, и в третьих, методом проб и ошибок - смотрим, стала ли разворачиваться энергия или нет например, и вообще, смотрим, что происходит - мы ориентируемся на некоторое ощущение хорошей формы. В результате этих проб мы нащупываем, какой поддержки не хватает клиенту, его телесному процессу, что не завершено.
И тогда наступает очередь полного контакта. Это акт самовыражения клиента в переживании и действии. Когда все осознавание и тело объединяется в единый энергетический процесс -(я делаю и понимаю, что и зачем я делаю) или (я понимаю и ощущаю это с большим качеством достоверности и организмической вовлеченности).
В постконтакте это процесс переживания того, что уже произошло, как то что уже произошло - тело освобождается от того напряжения, которое было в действии.

Механизмы прерывания контакта как телесные процессы.

Что происходит с телом при слиянии? Это или отсутствие или смутность телесных ощущений. Телесные переживания мало связаны с тем, что я думаю, вижу, слышу. Соответственно, стратегии работы - это все, что позволяет лучше дифференцировать ощущения и телесные отклики на то, что происходит. (что ты ощутил в теле, когда сказал это? Обрати внимание, как ты дышишь, когда смотришь на других участников группы?) Важна дифференцировка на приятное и неприятное (особенно с детьми и сильно телесно отчужденными людьми).

Что с телом при интроекции? В теле ощущаются как бы посторонние предметы. Соответственно работа - превращать вещи в теле в процессы, в ощущения меняющиеся. Основное средство - внимание клиента и терапевта. Под действием внимания (Продолжай чувствовать это) происходит трансформация. Или мы превращаем интроект в проекцию, в образ и работаем с этим. Еще мы можем наблюдать, когда клиент произносит какой-то интроект, что происходит в это время с его телом. Обычно это какие-то тяжелые ощущения.

Что с телом при проекции? Ощущения приписываются окружающему миру, и не чувствуются внутри себя. Тело как бы становится пустым (такие описания), тело просто не замечается. Телесные процессы не замечаются в себе, а большая часть внимания уделена окружающему миру. 2 метода работы с проекцией: 1. - начинать всякое осознавание с телесных ощущений, а не с внешнего мира (т.е.например, ищем ощущение в теле положительное и смотрим через это ощущение на внешний мир, а не наоборот - сначала смотрим, пугаемся, потом замечаем, что все тело напряжено) ; 2. - примерять телесно на себя всякие свои проекции - например, вы плохо относитесь к бомжам или к алкашам - примерьте на себе этот образ (идентифицироваться, подвигаться, ощутить изнутри) - почувствовать какие ресурсы на них спроецированы - главный вопрос: какое движение и телесное состояние становится возможным, когда я примериваю на себя этот образ?

Что с телом в ретрофлексии? Напряженность, движения возвратные, сдавленность мускулатуры, конечности скрещиваются, хватают друг друга, сжимают друг друга. Разнонаправленные движения останавливают друг друга (клинч - с одной стороны, есть желание ударить, с другой стороны, есть остановка этого движения или это превращается в удары самого себя). Стратегия работы - нужно дать возможность произойти и прямому движению и противоположному - и чтоб остановка была и наоборот - движение - развести во времени - чтобы дифференцированы были 2 движения (сначала сжатие, потом раскрытие напр.упр.). Движение мы делаем медленно, чтобы лучше ощутить его. Важно исследовать разные способы самовыражения, например, с помощью танца, с помощью предметом - бить по подушке; с помощью материалов - глина, пластелин, с помощью телесного взаимодействия с другими участниками в группе.

Что с телом в дефлексии? 1. В ощущениях - это бегающие ощущения, только что было и вот уже нет, их очень много и то одно, то другое. Сосредоточишься на одном - и появляется другое, а первое исчезает. 2. Много лишних движений, каждое из которых прекращается, когда обращаешь на это свое внимание - нервное теребление ручек. 3. Зуд, ковыряние в носу (неуемные) - признаки дефлексии. 4. В двигательной сфере расхлябанность, раскоординированность - тело не переживается как целостная функциональная система. (делание чего-то нецелостно - есть отвлечения). Как работать? Например, поддержать, дефлексию, довести до предела, абсурда. Фрустрировать: не чешись и посмотрим, что произойдет. Бросила курить и дальше куча процессов начинает осознаваться. Методы телесной релаксации - которые позволяют почувствовать свое тело целостным - лежать в шавасане, рисовать на обоях все тело, переживать возбуждение ничего не делая - продолжать чувствовать это (есть разные ощущения - продолжай их переживать).

Если подвести итог, то все методы в гештальт терапии направлены на восстановление целостности тела-сознания, сшивание этих двух пластов психики.

Какие концепции и техники мы используем в гештальт-терапии?
1. Концепция Вильгельма Райха. Он утверждал, что всякое сопротивление - это мышечный процесс.То есть мы делаем сопротивление с помощью мышц - вытесняем. (сопротивление тому, чтобы что-то говорить будет выражаться с зажимах горл; чтобы что-то не видеть, придется сжать мышцы вокруг глаз, подвижность головы ограничить); тревога и сопротивление сердечным чувствам - сжатие грудной клетки). 8 колец телесных зажимов - 1) лоб и глаза 2)рот и челюсти 3) горло 4) грудная клетка 5)диафрагма 6)таз 7)колени 8)ступни - это все кольца, где может останавливаться энергия, которая движется вверх-вниз и снизу-вверх. Соответственно этим кольцам существуют описания типов характера. (Главное понимать, что характер - это хроническое сопротивление или комбинация разных сопротивлений). Это создает определенную структуру тела, т.е. характер выражается в определенной структуре тела. Мы можем, во-первых, осознавать сжатие, во-вторых работать с усилением и расслаблением этих зажимов. Всякая мысль сопровождается мышечным микродействием
2. Еще один концепт, который мы используем в гештальт-терапии - это заземление А.Лоуэна. Ф.Перлз говорил, что у тела есть функции опоры и функции манипуляции. Что-то сделать не удается, потому что нет достаточной опоры (например, толкать руками можно очень по-разному). Соответственно, мы в гештальт-терапии много работаем с опорой перед тем как работать с манипуляцией. Так как без опоры манипуляция неадекватна (это выражается часто в тревоге, страхе публичных выступлений, зависимостях межличностных). Когда нету опоры, руки и глаза используются как средство опоры и вцепляются во-что. (И происходит опора не на себя, а на другого человека). При потере опоры еще симптом - эмоциональная неустойчивость. Всякие методы, связанные с обретением опоры, упражнения, исследования равновесия, оказывание поддержки, которая постепенно уменьшается и человек становится на свои ноги.
3. Концепция Ф.Перлза о тревоге и дыхании. Перлз схематично утверждал, что тревога = возбуждение - кислород. Соответственно, при тревоге мы имеем высокий уровень возбуждения при сжатом и ограниченном дыхании. Ограничение дыхания используется человеком патологически для остановки какого-либо чувства, эмоции - гнева, страха, сексуальности, любопытства, радости. Работа заключается в том, чтобы постепенно исследовать остановленные чувства, очень не торопясь, обращая внимание на замирание. Как только происходит остановка дыхания, поддерживать самовыражение, обеспечивая ресурс.
4. Теория о незавершенных действиях в гештальт терапии и концепция Питера Левина. Бегство, борьба, замирание. Их биологический смысл.

Телесный опыт в гештальт-терапии
1. Телесный опыт - фундамент всего последующего опыта. Это очень хорошо видно из онтогенеза: мышление развивается из действий, восприятие развивается из действия и движений, эмоции развиваются в процессе регуляции действий. Это видно и в непосредственном опыте здесь и сейчас (мы знаем, что неподвижный глаз слеп - глаз, чтобы видеть должен двигаться). Мы знаем, что всякая мысль и всякое отношение сопровождается телесным ощущением, коренится в теле. Благодаря этому терапевт может опираться на телесный процесс в своей работе. Где ты ощущаешь это в теле? Зачем нам обращаться в телу? Для того, чтобы получить качество саморегуляции. Тело обладает свойством саморегуляции. И возвращаясь в терапии к телу, т.е. связывая всякий психический процесс с телом, мы тем самым обращаемся к саморегуляции.

2. Тело, т.е. телесное ощущение, движение - это энергетический базис терапевтической работы. Оторванность от тела создает блуждание в мыслях, интерпретациях без всяких изменений в поведении и переживании (поведение и переживание - это ведь телесные процессы). Когда мы видим кривую контакта, на одной оси мы видим время, а на другой энергию (время - горизонтальная ось). О какой энергии идет речь? Об энергии телесного возбуждения (напряжение мышц, движение мышц, дыхание, серцебиение, тепло, холод, т.е.эмоциональные и вегетативные процессы). На нее мы ориентируемся для того, чтобы нащупать фигуру, связанную с потребностью клиента.

3. Почему важно не забыть о теле в терапии? Психотерапия - это работа с живым организмом и помощь ему в обретении благополучия. Благополучие внетелесное весьма нестойкое. Например, человек нашел решение проблемы, а это решение отзывается у него в теле вялостью или неприятным напряжением (вряд ли это решение хорошее, т.е. вряд ли человек сможет его реализовать).

Как мы работаем с телом?

Цикл опыта как телесный процесс

Первые шаги - это работа с телом в преконтакте. В преконтакте мы связываем всякое сознавание с телесным ощущением. Как ты чувствуешь это в теле? Что сейчас с тобой происходит? Как телесно отзывается то, что ты сейчас говоришь? Удобно ли тебе сидеть здесь?
В процессе контактирования эти телесные ощущения набирают энергию и превращаются в микродвижения или движения, в контактировании мы работаем с движением и связываем с движением всякое осознавание. Стараемся выразить в движении те ощущения, которые мы набрали в преконтакте. Нащупываем такие движения и действия, которые будут выражением личности клиента. И здесь мы пользуемся, с одной стороны, ощущениями клиента, с другой стороны, пользуемся своими знаниями о телесном процессе, и в третьих, методом проб и ошибок - смотрим, стала ли разворачиваться энергия или нет например, и вообще, смотрим, что происходит - мы ориентируемся на некоторое ощущение хорошей формы. В результате этих проб мы нащупываем, какой поддержки не хватает клиенту, его телесному процессу, что не завершено.
И тогда наступает очередь полного контакта. Это акт самовыражения клиента в переживании и действии. Когда все осознавание и тело объединяется в единый энергетический процесс -(я делаю и понимаю, что и зачем я делаю) или (я понимаю и ощущаю это с большим качеством достоверности и организмической вовлеченности).
В постконтакте это процесс переживания того, что уже произошло, как то что уже произошло - тело освобождается от того напряжения, которое было в действии.

Механизмы прерывания контакта как телесные процессы.

Что происходит с телом при слиянии? Это или отсутствие или смутность телесных ощущений. Телесные переживания мало связаны с тем, что я думаю, вижу, слышу. Соответственно, стратегии работы - это все, что позволяет лучше дифференцировать ощущения и телесные отклики на то, что происходит. (что ты ощутил в теле, когда сказал это? Обрати внимание, как ты дышишь, когда смотришь на других участников группы?) Важна дифференцировка на приятное и неприятное (особенно с детьми и сильно телесно отчужденными людьми).

Что с телом при интроекции? В теле ощущаются как бы посторонние предметы. Соответственно работа - превращать вещи в теле в процессы, в ощущения меняющиеся. Основное средство - внимание клиента и терапевта. Под действием внимания (Продолжай чувствовать это) происходит трансформация. Или мы превращаем интроект в проекцию, в образ и работаем с этим. Еще мы можем наблюдать, когда клиент произносит какой-то интроект, что происходит в это время с его телом. Обычно это какие-то тяжелые ощущения.

Что с телом при проекции? Ощущения приписываются окружающему миру, и не чувствуются внутри себя. Тело как бы становится пустым (такие описания), тело просто не замечается. Телесные процессы не замечаются в себе, а большая часть внимания уделена окружающему миру. 2 метода работы с проекцией: 1. - начинать всякое осознавание с телесных ощущений, а не с внешнего мира (т.е.например, ищем ощущение в теле положительное и смотрим через это ощущение на внешний мир, а не наоборот - сначала смотрим, пугаемся, потом замечаем, что все тело напряжено) ; 2. - примерять телесно на себя всякие свои проекции - например, вы плохо относитесь к бомжам или к алкашам - примерьте на себе этот образ (идентифицироваться, подвигаться, ощутить изнутри) - почувствовать какие ресурсы на них спроецированы — главный вопрос: какое движение и телесное состояние становится возможным, когда я примериваю на себя этот образ?

Что с телом в ретрофлексии? Напряженность, движения возвратные, сдавленность мускулатуры, конечности скрещиваются, хватают друг друга, сжимают друг друга. Разнонаправленные движения останавливают друг друга (клинч - с одной стороны, есть желание ударить, с другой стороны, есть остановка этого движения или это превращается в удары самого себя). Стратегия работы - нужно дать возможность произойти и прямому движению и противоположному - и чтоб остановка была и наоборот - движение - развести во времени - чтобы дифференцированы были 2 движения (сначала сжатие, потом раскрытие напр.упр.). Движение мы делаем медленно, чтобы лучше ощутить его. Важно исследовать разные способы самовыражения, например, с помощью танца, с помощью предметом - бить по подушке; с помощью материалов - глина, пластелин, с помощью телесного взаимодействия с другими участниками в группе.

Что с телом в дефлексии? 1. В ощущениях - это бегающие ощущения, только что было и вот уже нет, их очень много и то одно, то другое. Сосредоточишься на одном - и появляется другое, а первое исчезает. 2. Много лишних движений, каждое из которых прекращается, когда обращаешь на это свое внимание - нервное теребление ручек. 3. Зуд, ковыряние в носу (неуемные) - признаки дефлексии. 4. В двигательной сфере расхлябанность, раскоординированность - тело не переживается как целостная функциональная система. (делание чего-то нецелостно - есть отвлечения). Как работать? Например, поддержать, дефлексию, довести до предела, абсурда. Фрустрировать: не чешись и посмотрим, что произойдет. Бросила курить и дальше куча процессов начинает осознаваться. Методы телесной релаксации - которые позволяют почувствовать свое тело целостным - лежать в шавасане, рисовать на обоях все тело, переживать возбуждение ничего не делая - продолжать чувствовать это (есть разные ощущения - продолжай их переживать).

Если подвести итог, то все методы в гештальт терапии направлены на восстановление целостности тела-сознания, сшивание этих двух пластов психики.

Какие концепции и техники мы используем в гештальт-терапии?
1. Концепция Вильгельма Райха. Он утверждал, что всякое сопротивление - это мышечный процесс.То есть мы делаем сопротивление с помощью мышц - вытесняем. (сопротивление тому, чтобы что-то говорить будет выражаться с зажимах горл; чтобы что-то не видеть, придется сжать мышцы вокруг глаз, подвижность головы ограничить); тревога и сопротивление сердечным чувствам - сжатие грудной клетки). 8 колец телесных зажимов - 1) лоб и глаза 2)рот и челюсти 3) горло 4) грудная клетка 5)диафрагма 6)таз 7)колени 8)ступни - это все кольца, где может останавливаться энергия, которая движется вверх-вниз и снизу-вверх. Соответственно этим кольцам существуют описания типов характера. (Главное понимать, что характер - это хроническое сопротивление или комбинация разных сопротивлений). Это создает определенную структуру тела, т.е. характер выражается в определенной структуре тела. Мы можем, во-первых, осознавать сжатие, во-вторых работать с усилением и расслаблением этих зажимов. Всякая мысль сопровождается мышечным микродействием
2. Еще один концепт, который мы используем в гештальт-терапии - это заземление А.Лоуэна. Ф.Перлз говорил, что у тела есть функции опоры и функции манипуляции. Что-то сделать не удается, потому что нет достаточной опоры (например, толкать руками можно очень по-разному). Соответственно, мы в гештальт-терапии много работаем с опорой перед тем как работать с манипуляцией. Так как без опоры манипуляция неадекватна (это выражается часто в тревоге, страхе публичных выступлений, зависимостях межличностных). Когда нету опоры, руки и глаза используются как средство опоры и вцепляются во-что. (И происходит опора не на себя, а на другого человека). При потере опоры еще симптом - эмоциональная неустойчивость. Всякие методы, связанные с обретением опоры, упражнения, исследования равновесия, оказывание поддержки, которая постепенно уменьшается и человек становится на свои ноги.
3. Концепция Ф.Перлза о тревоге и дыхании. Перлз схематично утверждал, что тревога = возбуждение - кислород. Соответственно, при тревоге мы имеем высокий уровень возбуждения при сжатом и ограниченном дыхании. Ограничение дыхания используется человеком патологически для остановки какого-либо чувства, эмоции - гнева, страха, сексуальности, любопытства, радости. Работа заключается в том, чтобы постепенно исследовать остановленные чувства, очень не торопясь, обращая внимание на замирание. Как только происходит остановка дыхания, поддерживать самовыражение, обеспечивая ресурс.
4. Теория о незавершенных действиях в гештальт терапии и концепция Питера Левина. Бегство, борьба, замирание. Их биологический смысл.

“БЫТЬ СОБОЙ – В ЧЕМ ТВОЯ ФИШКА?” – это психо-телесная методика, которая позволит вам понять лучше, в чем ваша фишка. После нескольких такие сессий улучшается то, что является вашей фишкой, в чем вы хороши, и что вы любите. Если вы не знаете, в чем ваша фишка, то после эти сейссий у вас наконец-то появится шанс это узнать.

В результате этимх сессий люди говорили что у них поднялся доход (это были бизнесмены, и делать деньги было как раз их фишкой). Если вы певец или актер, то после этих сессий вы станете лучше петь или лучше играть на сцене.

Изменится не только это.Вот некоторые “побочные эффекты”, каторых люди не ожидали, но которые случились после нескольких сессий и/или после прохожления семинара.

  • человек перестал смущаться и опускать глаза, если на него пристально смотрят (при он при это остаетется открытыми к взаимодействию)
  • у человека увеличивается концентрация
  • после сессии появляется ощущние “открывого сердца”, как будто дышать стало легко
  • у многих улучшается и интегрируется творчесский потенциал
  • повышение работоспособности
  • у некоторых улучшилось пищеварение и метаболизм
  • один человек отметил, что он не так не так остро стал реагировать на правду, особенно в отношении самих себя. Я называю это “честность с собой”
  • возвращает вам себе вашу “моральную” силу
  • те, кто испытывал неуверенность в себе, часто говорят что у них исчезли сомнения

это только несколько эффектов. список эффектов гораздо длиннее.

Телесные Процессы “В ЧЕМ ТВОЯ ФИШКА” можно изучать как для себя, так и чтобы делать эти процессы вашим клиентам. Для получение диплома и разрешения на работу с клиентами достаточно пройти семинар один раз.

Телесные процессы “В ЧЕМ ТВОЯ ФИШКА?”- Это психо-телесный метод чтобы улучшить то, что является твоей фишкой. Длительность семинара – 4 дня, стоимость 1200$. По окончании семинара выдается диплом от международной школы “Атанаки”

P.S. Информация о продвинутых ступенях пока находится на уровне приготовления. Продвинутые ступени можно пройти если вы желаете стать сертифицированным инструктором методики “В ЧЕМ ТВОЯ ФИШКА?”

А это видео того, что вы сможете делать, если вы пройдете продвинутые ступени методики “В ЧЕМ ТВОЯ ФИШКА?”

Выбор за вами!

P.P.S. ПРИМЕЧАНИЕ. Пожалуйста не путайте. В школе Access Consciousness тоже есть телесные процессы, называется “Access Body Class”. Для прохождения “Access Body Class”, надо предварительно пройти . ЭТО СОВСЕМ ДРУГИЕ ТЕЛЕСНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Для прохождения Телесных Процессов “В ЧЕМ ТВОЯ ФИШКА” не требуется предварительно проходить никакие семинары.

ОТЗЫВЫ

а самый сильный опыт я испытал как-то после баров...

однажды, позанимались с Женей... приезжаю домой, жена плохо себя чувствует, голова, давление, "плавает", в разбитом состоянии и очень уставшая...
решил ей поделать... во время сессии, ощущаю, что словно слоями отклеивается и уходит что-то, какая-то тяжесть.. становится очень легко, в груди в голове, появляется ясность... как я закончил, изменения по самочувствию были видны сразу... у меня очень сильно углубился "настоящий момент"

Ближе к вечеру началось самое интересное. Вечер, лежу перед телевизором отдыхаю и тут просто, достаточно закрыть глаза, как вижу картинки. Если переставать концентрировать внимание, они меняется как в кино, меняется яркость, цвета, то видно сильнее, то хуже, какие-то части уходят в темноту, сбрасывается и начинают показывать другую... если сделать усилие, то улучшается яркость и ясность, но трудно, трудно держать своим вниманием...

И тут... спустя какое-то время... приходит осознание - что я тут и там, и там одновременно... Я везде))
Я просто есть..
В этот момент мне кажется здесь все таким бредом...
Стремимся с кем-то быть, кем-то стать и т.д.
А все что нужно.. Просто быть
Когда ты просто есть, тебе все равно где ты и что ты делаешь...

Сергей Миронов - https://vk.com/id2659042

Как продлить эффект после массажа или любой телесной практики

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список. Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

По статистике, 12 из каждых 7000 человек зависимы от онлайн компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались, что чувствуют игровую зависимость.


Многие врачи настаивают на том, чтобы включить компьютерную зависимость в список серьезных заболевний

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень. Печальную статистику можно продолжать и дальше, ведь такие случаи в последнее время происходят все чаще.

Не секрет, что переигравшие в кровавые «стрелялки» школьники могут устраивать побоища и в реальной жизни. Расстрелы и резню эпизодически устраивают американские и японские школьники.


Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

  • Он стал меньше общаться на отвлеченные темы . Все разговоры - вокруг любимой игры.
  • Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.
  • Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.
  • Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.
  • Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.
  • Ребенок перестал следить за собой - без напоминания он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.
  • У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.
  • У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете сейчас существуют специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить помогут.


Если при разлучении с гаджетом ребенок закатывает истерики - это явный признак компьютерной зависимости

Причины

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других- нет? Почему одним детям легко провести коррекцию поведения, а другим – трудно? Все дело в личных особенностях вашего отпрыска – в его темпераменте, уровне самооценки, типе организации нервной системы.

Если подросток не уверен в себе, у него мало общения вне дома – с огромной долей вероятности он может стать зависимым от онлайн-общения. Там он найдет то, чего ему недостает в жизни.

Дети с высоким уровнем тревожности, страхами часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.


Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.
  • Дети - холерики и дети - меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  • Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие- скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  • Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
  • Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.


Если не уделять ребенку достаточно внимания, у него вероятно развитие компьютерной зависимости

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит , нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.

Помощь

Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.


Разговор - первый шаг для избавления от компьютерной зависимости у малыша

Воспитательная беседа

Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».

Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.


Скандалы и ругань - ваши главные враги в борьбе с зависимостью

Психоанализ

Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие- родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.


Гипноз

Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.

Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.


Гипноз оказывается эффективен не во всех случаях

Медикаменты

Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты , седативные препараты.

Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы - команда».


Дарите своему ребенку яркие впечатления и незабываемые моменты!

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей . Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.


Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks ».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа - это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать») . Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.


Если у ребенка интернет-зависимость, начеку нужно быть каждый день. Мошенники, педофилы, извращенцы всех мастей в последнее время подстерегают детей не в подворотне у дома, а в Интернете. Посмотрите, в каких группах в социальных сетях состоит ваш ребенок. Не попал ли он в так называемую группу смерти? Это сообщества, где подростков готовят к совершению суицида. Нет ли среди его контактов незнакомых вам взрослых людей?

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал ожирением первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта - стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.


Вовремя распознав зависимость от виртуальных игр у ребенка, можно спасти его будущее

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу - оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.


Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок . Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Прыщи у мальчиков

  • Компьютерная зависимость
  • Статьи по теме: