Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Психологическая игра "алкоголик" Психологическая игра пьяница

Необходимое предуведомление: с трансактного анализа началось моё увлечение психологией в далёком-далёком 1993 году. Но: трансактный анализ я специально не изучала, в парадигме трансактного анализа я не работаю, трансактный анализ я не люблю. Сердце моё навеки отдано экзистенциально-гуманистическому подходу. Однако нелюбимые нами направления затем и существуют, чтобы в определённый момент явиться и со всей чёткостью обозначить то, о чём привычный язык умалчивает или говорит обиняками.

Итак, знакомьтесь: Клод Стейнер, американский трансактный аналитик, который всесторонне исследовал описанную ещё Эриком Берном увлекательную психологическую игру "Алкоголик ". Все, конечно, читали "Игры, в которые играют люди", но я всё-таки позволю себе немного процитировать хрестоматийный текст:

В полностью развернутом виде эта игра предполагает пять участников, но некоторые роли могут быть совмещены, так что игра может начаться и закончиться при участии всего двух игроков. Центральная роль, роль Водящего , - это сам Алкоголик, которого мы будем называть иногда Уайт. Наиболее важный партнер - Преследователь . Эту роль, как правило, играет представитель противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - Спаситель , ее обычно играет лицо того же пола, часто врач, который принимает участие в пациенте и вообще интересуется проблемами алкоголизма. В классической ситуации доктор "успешно излечивает" алкоголика от дурной привычки. После шести месяцев полного воздержания от спиртного доктор и пациент поздравляют друг друга, а на следующий день Уайта находят под забором.
Четвертая роль - Простак . В литературе эта роль обычно принадлежит хозяину закусочной или любому другому человеку, который дает Уайту спиртное в кредит или предлагает ему деньги в долг и при этом не преследует его и не пытается спасать. В жизни эту роль может, как это ни странно, играть мать Уайта, которая дает ему деньги и нередко сочувствует ему, потому что его жена, то есть ее невестка, не понимает своего мужа...
Во всех играх, связанных со спиртным, есть еще одна вспомогательная роль, которая принадлежит профессионалу - бармену, буфетчику, то есть человеку, поставляющему Уайту спиртное. В игре "Алкоголик" он - пятый участник, Посредник , основной источник спиртного, который, кроме того, вполне понимает алкоголика...

Естественно, супруга может играть сразу несколько ролей: когда наш Алкоголик приползает на бровях домой, она встречает его в роли безропотного Простака , позволяющего над собой куражиться, утром отыгрывает Преследователя , обрушиваясь на пропойцу с гневными укорами, а вечером принимает образ Спасителя и вызывает врача-опохметолога. В годы повального самогоноварения жена могла выступать и в роли Посредника , изготавливая тот самый алкоголь, которым её супруг и упивался до полусмерти, если не до смерти. При этом неподделен оставался и её гнев в роли Преследователя , и жалость к похмельному страдальцу в роли Спасителя . При этом ни Преследователь, ни Простак, ни даже Спаситель не улучшают состояние Алкоголика, а напротив, поддерживают его в зависимости. Вокруг Алкоголика по самому свойству болезни складывается эта игра, и единственный смысл лечения как зависимости, так и созависимости состоит в отстранении от неё. Какие правила Стейнер предлагает нам, чтобы не вовлекаться в игру "Алкоголик".

1. Как определить, являетесь ли вы Спасителем по отношению к Алкоголику? Проще простого. Если вы три раза и более предложили помощь, а Алкоголик её отверг, вы - Спаситель. Алкоголики, да и вообще химически зависимые - непревзойдённые мастера игры в "Да, но..." Не пытайтесь переиграть и победить их на их поле. Вместо этого сделайте одно предложение, другое, дайте Алкоголику время на обдумывание. Если Алкоголик их не принимает - прекращайте предлагать. Насильно мил не будешь.

2. Не организовывайте встречу с врачом для Алкоголика. Либо продинамит, поставив вас в неловкое положение, либо будет считать, что вы ему/ей за это должны. Точно так же и врач-нарколог, который договаривается о встрече с больным алкоголизмом через третье лицо (обычно через жену или маму), - потенциальный Спаситель и/или Преследователь.

3. Никогда не убирайте и не прячьте алкогольные напитки в доме. Не ищите потайные места. Исключение здесь может быть одно: если вас просит прятать от него/неё выпивку сам/а Алкоголик. Никогда не покупайте спиртное, не наливайте спиртное, не предлагайте спиртное Алкоголику. Себе - можно. Другим членам семьи - можно. Алкоголику - нельзя.

4. Правило кота и повара: не теряйте времени на долгие проникновенные обсуждения алкогольной проблематики с пьяным Алкоголиком. Человек никогда не свинья, но метать перед ним бисер не всегда полезно.

5. Не одалживать Алкоголику на выпивку! Как распознать, на выпивку ли просит Алкоголик? Легко запоминающееся правило на что ни просит Алкоголик, он/она просит на выпивку. Соседям и друзьям: не стоит разрешать Алкоголику приходить к вам домой в пьяном виде. Спокойно так, доброжелательно: Зайди, пожалуйста в другой раз. И дверь закрывается.

6. Алкоголику - никаких одолжений и авансов до тех пор, пока он активно не включится в борьбу со своей болезнью. А то они это любят: ты меня не пили, корми и уважай, а то я пить бросать не согласный. А вот если будешь угождать и ублажать, может быть, подумаю. Буль-буль.

7. Ошибочно видеть в Алкоголике только хорошее, когда он трезвый, и только дурное, когда он пьян. Алкоголик - такая же цельная личность, как и все другие люди. Это не коварная водка делает его яростным безумцем или рыдающей размазнёй. Это определённая грань его натуры получает индульгенцию "я выпил, теперь мне можно". А уж что можно, каждый выбирает для себя.

8. Незамалчивайте и не засмеивайте алкогольные проблемы. Говорите о них. Открыто сообщайте, что вам не нравится, что вас злит, что беспокоит. Не для того, чтобы Алкоголик внял/а и изменился/ась. Не внимет и не изменится. Для того, чтобы выразить свои чувства.

9. Универсальное правило: не хотите чего-то делать для Алкоголика - не делайте. Любые благодеяния через не хочу - это путь к бесславной роли преследователя.

10. Пункт, противоречащий всем остальным, и в то же время созвучный: никогда не воспринимайте Алкоголика безнадежным созданием. Как только у Алкоголика возникает хотя бы минимальный интерес к преодолению своего недуга, вы будете наготове с предложением помощи. Но что главное в любой поддержке? Не переусердствовать! Помните, ваша доля должна составлять не более пятидесяти процентов, половины. Нельзя стать здоровыми и непьющими вместо кого-то. Будьте предельно осторожны. Берегите себя.

(По книге В. Завьялова и Ц. Короленко "Личность и алкоголь")

Игра «Алкоголик».


Игра «Алкоголик», описана Эриком Берном наиболее подробно, а Клод Стайнер выделил в ней три степени тяжести:

1. «Пьяный и гордый».
2. «Горький пьяница».
3. «Пропойца».

«Игра» в понимании трансактного анализа может оказаться механизмом прерывания контакта, а не только замаскированным, скрытым посланием. Сирийский врач XIII века Абу Аль-Фарадж говорил своим пациентам: «Нас трое: я - врач, ты - мой больной и твоя болезнь. Если мы объединимся, то вместе мы справимся с болезнью, а если ты не будешь мне помогать, то значит, будешь помогать своей болезни, а с вами двоими мне справится нелегко». Эта фраза особенно актуальна в случае различного рода зависимостей. У наркоманов есть поговорка: «Героин умеет ждать». И алкоголики могли бы сказать: «Водка умеет ждать». Известно множество случаев, когда алкоголик не пил много лет, а потом снова начинал.

В основе игры «Алкоголик», как и в основе всех игр, лежит треугольник Карпмана. Напомню, что он состоит из трех сменяющих друг друга ролей: жертвы, преследователя и спасителя, но сам алкоголик довольно неохотно исполняет роль спасителя, поскольку, освоение алкоголиками роли спасителя, на чем построен принцип работы общества анонимных алкоголиков, нарушает ход игры и ведёт к ремиссии.

Но, в треугольнике Карпмана, помимо жертвы, преследователя, спаситель, есть ещё простак, поставщик и подстрекатель, который пытается игнорировать игру, и в результате может оказаться обманутым и превратится в преследователя - это небольшой выигрыш. Другое дело поставщик – это игрок профессиональный и порой весьма опасный. С поставщиками участники игры боятся связываться, хотя бывают случаи, когда, например отец мальчика-наркомана убивает поставщика наркотиков.

Реакция смещения агрессии с Поставщика на Спасителя в случае «срыва», даже теоретического. Например: как правило, родственники больного звонят по телефону, и задают вопрос «А вы гарантируете, что он не будет пить?». Кажется всё нормально: «Мы платим деньги – хотим качественной услуги». Но за этой фразой скрывается приглашение в игру и отказ от ответственности. Но гарантии можно дать, когда мы имеем дело с продуктом, который не имеет своей воли, например машина или компьютер. Требующие гарантий, у терапевта, чтобы их родственник не пил, по факту относятся к нему, как к бездушному, безвольному предмету, который должен исправно работать и не ломаться.

Классификация подстрекателей.
1. Мелкие подстрекатели получают моральное удовлетворение, уговорив выпить решившего “завязать” или просто не пьющего. Если удалось если тот, кого уговорили выпить, потерял контроль и начал угощать и подстрекателя – их выигрыш чуть больше.
2. Более крупные подстрекатели поят ревизоров и всякие комиссии. Помимо морального выигрыш здесь еще и материальный: за выпивку (взятка) покупается возможность работать.
3. Самые крупные, элитные подстрекатели делают рекламу: видеоролики, стенды, баннеры, сайты. Их работа творческая и чисто теоретическая. Играют они с населением города и даже страны не с одним человеком и не с группой людей. Их выигрыш материальный. Они оплачиваются поставщиками алкоголя и осознанно используют вирусные технологии.

Признание алкоголизма болезнью для потаторов (лат. potator – пьяница, лицо страдающее алкоголизмом) и членов их семей означает автоматическое признание алкоголика жертвой болезни. У людей существует опыт относительно соматических заболеваний, может быть менее чёткий опыт относительно душевных заболеваний, но как в обоих этих случаях - больной жертва.

Просьба родственников алкоголика или самого алкоголика о помощи означает «сделайте всё сами, а я ещё посмотрю, насколько это хорошо у вас получится».

Для избавления от болезни, необходимо понять причину и механизм ее развития. Признание себя больным, может быть хитростью, позволяющей получить моральные льготы: «Что вы хотите от больного человека». Если алкоголик, будет воспринимать мысли о выпивке, не как чуждые его собственному «Я», а как свои собственные, он не будет с ними бороться.

Методы лечения:

В Европе и Америке – движение «Анонимные алкоголики», программой которых является 12 шагов. На постсоветском пространстве этому движению, по-видимому, так и не суждено стать массовым, как на Западе. Для АА важно признание своей болезни – слабости, чтобы потом обратиться к некой Высшей Силе, как правило к Богу, за помощью. Природа болезни не рассматривается. Пьющие люди не осуждаются – алкоголизм воспринимается как личная трагедия. Выздоровление – процесс длиной во всю оставшуюся жизнь.

На территории бывшей страны советов, популярны различные методы «кодирования». Это не только классическое кодирование по А. Р. Довженко или аппаратные методы, но и «годовые уколы» и подшивание «эспераль» и все одномоментные методы. Эти методы обещают отсутствие тяги после кодирования, а если выпить то будут серьезные проблемы со здоровьем, а возможно и смерть. Такой подход можно было бы назвать «лечением страхом». Больным рассказывают, что у них в мозгу существуют болезненные очаги возбуждения, или что под воздействием алкоголя, нарушаются механизмы его переработки – довольно примитивная модель для объяснения. Лечение, заключается в воздействии на болезненные очаги с помощью гипноза, биополя, аппаратов, химических веществ или через точки акупунктуры. Часто никаких объяснений нет, только запрет принимать алкоголь, пугая последствиями. При этом сам пациент с болезнью бороться не собирается. Многие так и говорят: «Надо отдохнуть какое-то время, а там посмотрим». Подстрекатели, часто подсказывают алкоголику как «раскодироваться».

Действия врача основаны на внушении: произвести внешний эффект, поразить необычными ощущениями, действиями, видом аппаратуры или лекарства, а больные верят в «годовые уколы» и «подшивания». Врач втянут в игру в двух качествах: Спасателя – избавитель от «мистической тяги к алкоголю», и Преследователя – наказывающего за употребления алкоголя.

Если лекарство не срабатывает, то оно признается «ненастоящим» и больной меняет врача, или метод лечения, что может приводить к коллекционированию методов лечения и гордости за то, что по-настоящему им ничего не помогло. Или бывший алкоголик или наркоман становится азартным игроком, а его жена или мать продолжает его спасать и преследовать. Непьющая женщина, за несколько лет способна привести к алкоголизму своего мужа, хотя внешним наблюдателям может показаться, что она спасает его от алкоголизма. Непьющие–созависимые конфлюируют (сливаются) с зависимым. Для примера диалог:
- Мы тут неделю были в запое.
- Что оба?
- Нет, только он, конечно. Я совсем не пью.

Их отношение к зависимому, как к своей собственности. Созависимый, старается контактировать с врачом, исключая волю зависимого. При беседе на приеме у врача, создается впечатление, что принесли на ремонт бытовой прибор, чтобы его починили и дали гарантию. Для эффективной терапии, необходимо не только рассказывать им об игре в алкоголика, но и дать понять, над чем совместно нужно работать.

Бывает, отключишься во время бурной пьянки, а наутро просыпаешься с надписью на лбу «Коляныч - болван» и нарисованными под носом гитлеровскими усами. Обиднее всего то, что пил-то ты вчера в одиночестве… Пос­ле подобных случаев приходится признать, что возлияние уже само по себе занятие самоценное. И все-таки человечество с дремучих времен пыталось превратить этот простой в общем-то процесс в нечто большее. Так, видимо, и появились алкогольные состязания.

Первое письменное упоминание о хмельных игрищах можно отыскать уже в «Пире» Платона. Древнегреческому пирующему нужно было наполнить чашу вином, осушить ее, хлопнуть по дну и передать сосуд соседу. С тех пор реестр алкогольных игр сильно разросся, а правила усложнились. Впрочем, не до такой степени, чтобы их не понял пьяный человек.

Ну что, понеслись?

Условные обозначения

Игра на внимание или сообразительность Игра на везение Игра на выносливость
или ловкость
Просто дуракаваляние

Скорость окосения
игроков

Низкая Средняя Высокая

Разновидность
алкоголя

Пиво Крепкие напитки Все, что имеет градусы

01 Морской бой

бумага и две ручки .

Разбейтесь на две команды и подготовьте по стандартному полю для морского боя. Используя фантазию (довольно известная бесплатная программка, которую можно скачать из любого мозга), установите правила под себя. Договоритесь о количестве кораблей; решите, чему равен промах (в граммах или глотках), сколько должны выпить члены команды, у которой потоплено судно, ну и так далее. Сама же стратегия игры не отличается от классической безалкогольной версии.

02 Это прорыв!

Что тебе понадобится помимо закуски: салфетка, монета, сигарета .

Накрой рюмку салфеткой и положи на нее монету. Закури. Теперь игроки по очереди должны прокалывать тлеющим кончиком сигареты бумагу. Тот, после чьего прокола монетка наконец прорвет салфетку и опустится на дно, должен выпить рюмку. Монетку, так и быть, ему можно не глотать.

03 Наркобарон

Что тебе понадобится помимо закуски: колода карт .

Оставь от колоды столько карт, сколько за столом сидит игроков, остальные тебе не понадобятся. Достоинство и масть значения не имеют, однако заранее нужно назначить две главные карты. Одна (допустим, туз) будет Наркобароном, другая (скажем, король) станет Полицейским.

Раздай карты. Тот, кому достался король, обязан в этом чистосердечно признаться вслух. Теперь он Полицейский, и ему предстоит вычислить Наркобарона с тузом. Остальным следует пока хранить молчание. Наркобарон тем временем должен втихаря подмигнуть одному из игроков, а тому, в свою очередь, нужно отреагировать, выкрикнув: «Я в деле!» Теперь ход Полицейского. Он должен назвать предполагаемого Наркобарона. Если он угадывает, штрафную выпивает Наркобарон и тот, кому делец преступного мира подмигнул (если был такой договор). Если же обвинение Полицейского ошибочно, штрафная достается ему. А Наркобарон меж тем подмигивает новому сообщнику…

04 Коктейль «Слеза утконоса»

Что тебе понадобится помимо закуски: монета .

Первый игрок наливает в рюмку сколько хочет и чего хочет из любой бутылки на столе. Получившаяся смесь (даже если это всего лишь десять граммов водки) нарекается коктейлем «Слеза утконоса». Затем игрок подбрасывает монетку и, пока она крутится в воздухе, предрекает, орлом или решкой она упадет. Если догадка верна, игрок передает рюмку следующему участнику. Тот тоже доливает что-нибудь в стакан по своему извращенному вкусу и подкидывает монету. Несчастный, который не смог угадать, какой стороной упадет монетка, выпивает коктейль. Затем все начинается заново.

05 Умелые руки

Что тебе понадобится помимо закуски: как минимум, еще двое собутыльников .

Сидя за столом, игроки берут друг друга под руки и кладут ладони на стол. В итоге перед каждым оказывается левая рука соседа справа, правая рука соседа слева и оливье (куда без него!). Теперь можно приступать к игре. Кто-нибудь выкрикивает «Влево!» (или «Вправо!») и хлопает по столу своей левой ладонью. Это сигнал к запуску «волны» хлопков по часовой стрелке (или против). Соответственно, следующий хлопок, продолжающий волну, должен сделать человек, сидящий слева через одного от первого, ударив по столу правой ладонью. Затем игрок, сидящий слева рядом с первым, должен ударить своей левой, и т. д. Штрафные назначаются за любые возникающие ошибки. Ударил не в свой черед, пропустил хлопок, разбил телевизор табуреткой...

06 К глотку приучен

Что тебе понадобится помимо закуски: бумага и ручка .

В идеале эта игра должна начаться с первого же глотка пива, которое ты с друзьями закажешь в баре. Но, с другой стороны, чтобы не портить удовольствие от смакования пенного напитка, благоразумные люди предпочитают начать состязание не ранее последней пары бокалов, перед уходом. Итак, вот в чем суть дружеского матча. Нужно выпить пиво за меньшее число глотков. Проигравшему полагается заплатить за выпивку и затаить обиду на дурацкую игру.

07 Распальцовка

Что тебе понадобится помимо закуски: блюдце .

В центр стола устанавливается блюдце (или, скажем, пустой бокал), на которое все присутствующие ставят по пальцу. На счет «три» каждый или убирает, или оставляет палец на блюдце. Штрафная полагается той части собутыльников (а иногда это всего один человек, Игорек), которая осталась в меньшинстве.

08 Крутящий момент

Что тебе понадобится помимо закуски: монетка .

Вот еще одна незамысловатая игра, которая поможет тебе скоротать время, ожидая прихода опьянения. Первый игрок закручивает на столе монетку и называет имя одного из сидящих рядом. Названный должен, не останавливая монетку, щелкнуть ее пальцем, чтобы придать ей дополнительную энергию вращения, и назвать имя следующего игрока. Если при этом монетка остановится или улетит со стола, виновнику полагается штрафная. Ради большего азарта можно установить дополнительные правила. Например, если переставшая вращаться монета выпадет орлом, то полагается выпить две штрафные.

09 Кругом вода

Что тебе понадобится помимо закуски: набор одинаковой посуды .

Хичкоку бы понравилась эта игра, полная саспенса. Игроки наполняют все рюмки водой, кроме одной, в которую наливается водка, и тщательно их перемешивают. Затем каждый берет по рюмке (не поднимая к носу, чтобы не унюхать содержимое), и все по команде выпивают. При желании можно повысить нервозность игры, периодически увеличивая количество рюмок с водкой (или, наоборот, полностью исключая).

10 Топкий орешек

Что тебе понадобится помимо закуски: соленый арахис .

Даже если никто из твоих друзей не любит соленые орешки, все равно закажи их к пиву. По команде одновременно уроните по орешку в свои бокалы. Если вам не подсунули арахис, сделанный из сои, орешки немедля утонут. Но не спеши их оплакивать. Очень скоро пузырьки газа облепят арахис и поднимут его на поверхность. Неудачник, чей орешек всплывет последним, обязан заплатить за остальных.

11 Я ни разу…

Что тебе понадобится помимо закуски: ничего .

Еще одна игра для разношерстной компании. Эта забава поможет гостям, которые видят друг друга впервые, познакомиться поближе и не чувствовать себя скованно, а иначе, сам понимаешь, вся свинг-вечеринка насмарку. Начинает игру любой желающий. Он говорит ключевые слова: «Я ни разу…», а затем добавляет к ним что-то вроде «…не видел фильм «Схватка». После этого признания все, кто видел этот фильм (у нас в редакции, кстати, таких все еще нет), немедленно выпивают. Затем слово берет следующий гость, который говорит: «Я ни разу… не отказывался выпить». После чего под улюлюканье приходится выпить штрафную даже закоренелым трезвенникам.

12 Русская пивная рулетка

Что тебе понадобится помимо закуски: много баночного пива и готовность к свинству .

Перед каждым этапом выпивки одна из банок с пивом хорошенько встряхивается (лучше всего это сделает твой товарищ-эпилептик), чтобы превратиться в бомбу. После встряски заряженная банка перемешивается с остальными. Ну, как ты думаешь, кому она достанется?

13 Тир

Что тебе понадобится помимо закуски: монетка .

На столе кругом расставляются стопки по числу участников игры и одна стопка в центр. Каждая стопка закрепляется за определенным игроком. На край стола кладется монетка. Цель игры: подкинув монетку щелчком, попасть ею в одну из стопок. Подробности: если метатель монетки попадает в свою стопку, все выпивают по штрафной; если он промахивается, выпивает только он; если он попадает в чужую стопку, выпивает хозяин стопки; если он попадает в центральную стопку, выпивают вообще все. Ну, кроме Игорька. У него же язва.

14 Слова на вечер

Что тебе понадобится помимо закуски: телевизор .

Конечно, мы рассчитываем, что ты будешь пользоваться этими играми круглый год, но номер у нас все-таки новогодний. Поэтому вот тебе игра, в которую можно играть до и после боя курантов. Выберите с гостями слово на вечер (например, «какой» или «новый») и выпивайте каждый раз, когда кто-нибудь в телевизоре скажет его. Малопьющие могут выбрать для себя слово «молотобоец».

15 К ногтю!

Что тебе понадобится помимо закуски: стол .

В процессе застолья гости выбирают Человека-пальца и продолжают весело проводить время. Но чу! Человек-палец как бы между прочим кладет на край стола большой палец левой руки (остальные пальцы находятся под столешницей). Каждый, кто замечает этот маневр, молча проделывает то же самое. Последний заметивший модный тренд вынужден выпить штрафную. И так на протяжении всей вечеринки.

16 Бесконечная история

Что тебе понадобится помимо закуски: дар слова .

Первый игрок говорит любое слово, второй подставляет следующее так, чтобы оно подходило по смыслу, третий продолжает предложение. Например, первый - «все»; второй - «счастливые»; третий - «семьи»; четвертый - «похожи»; пятый - «эээ… радуга?» Все: «Проиграл! Штрафную!» Короче, ты понял: игрок, который не смог связно продолжить предложение, штрафуется, а потом, закусив, начинает игру с нового слова.

17 На дне

Что тебе понадобится помимо закуски: стопка .

Эта игра чем-то похожа на фильм «Титаник», а чем-то на нашу карьеру. В бокал с пивом помещается пустая стопка. Теперь каждый по очереди наливает в нее чуть-чуть пива из своих бокалов. Проигрывает тот, чья последняя капля станет той последней соломинкой, которая сломает спину верблюду (стопке) и заставит его опуститься на дно. (Возможно, эта метафора не покажется тебе такой корявой, если ты перечитаешь ее пьяным.)

18 О братьях наших в меньшинстве

Что тебе понадобится помимо закуски: общественное мнение .

А эта шумная игра прекрасно подойдет для разогрева гостей, которые плохо знакомы друг с другом. Каждый из игроков по очереди задает всем остальным какой-нибудь вопрос, предполагающий наличие двух противоположных точек зрения. Допустим: «Что вкуснее: кошки или собаки?» Далее дается три секунды на размышление, а затем задавший вопрос говорит свой ответ («Собаки») и предлагает поднять руки тех, кто с ним согласен. Если поднявших руки больше, чем не поднявших, любители жареных кошек выпивают по штрафной. Если, наоборот, собакоедов среди собравшихся меньше, то алко-епитимья накладывается на них. Затем право задать вопрос переходит к какому-нибудь следующему игроку. Например, к Игорьку.

Любая зависимость - это акт отчуждения человека от окружающей его действительности, ключевым фактором при этом является страх принятия себя и страх близости.

Э. Бёрн писал:

Некоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за пределы всех классификаций поведения. Это свойство - «включенность» в настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое предварительное планирование, - спонтанность. У них есть нечто куда более ценное, чем игры, - близость.

Одной из форм зависимости является алкоголизм. Но речь пойдет об алкоголизме отнюдь не с физиологической точки зрения, а как о нарушении социальной и психологической адаптации посредством выполнения определенного сценария.

Специфика ролей

Игра «Алкоголик» имеет бытовой характер, но при определенных обстоятельствах она может стать игрой на всю жизнь.

Как правило, в данной игре участвует пять игроков:

  • Алкоголик
  • Покровитель
  • Избавитель
  • Преследователь
  • Подстрекатель

В игре ощущение некоторой эйфории, некой легкости и расслабленного состояния не является самоцелью. Э. Берн писал в книге «Игры, в которые играют люди»: «Анализ игры показывает, что сама выпивка является лишь попутным удовольствием, доставляющим дополнительные преимущества; это процедура, ведущая к подлинной кульминации игры, которой является похмелье». Похмелье рассматривается в данном случае не как физический процесс, а как акт самобичевания при осознании слабости внутреннего стержня «алкоголика» перед зависимостью. Второй участник игры: «преследователь». Чаще всего эту роль выполняет жена «алкоголика». Главная функция «преследователя» кроется в осуществлении контроля над «алкоголиком». Если у «алкоголика» нет жены, то роль преследователя может выполнять его мать. Также такой вариант возможен, если мама «алкоголика» обладает сильным авторитарным характером, в таком случае, мать может одновременно исполнять роль и «пре6следователя», и «покровителя».

«Преследователь» вызывает протест со стороны «алкоголика», который вызван постоянными упрёками и попытками заострить внимание на проблеме. Эти «преследования» дают «алкоголику» возможность оправдать свою зависимость. В некоторых случаях у «алкоголика» в попытках преодолеть давление со стороны «преследователя» возникает особый азарт, приобретающий аспект «поймай меня, если сможешь».

«Спаситель» избавляет «алкоголика» от тех неприятностей, которые возникают из-за его зависимости: помогает вернуться в форму после пьянки. Таким образом, у «алкоголика» не возникает потребности самому справляться с последствиями своего пьянства, следовательно, он не несет в данной ситуации ответственности.

«Избавитель» - обычно эту роль выполняет врач.

«Подстрекатель», как правило, это «добрый» малый, который может предложить выпить «за компанию».

«Покровитель» всегда готов выслушать и поддержать «алкоголика».

Анализ игры

В данной игре «алкоголик» ярким воплощением эго-состояния Ребёнка. Ему присущи такие проявления, как протест, стремление оправдать себя, стремление получить удовольствие, самобичевание, т.е. получения удовольствия от своих страданий.

Любая игра - это система, с тесно связанными межу собой элементами (участниками). Для участников игры сложно отказаться от намеченного хода событий. В случае игры «алкоголик» имеет место быть следующий вариант развития событий: «алкоголик» справляется со своей проблемой, не употребляет алкоголь длительный промежуток времени. Казалось бы, проблема решена, все прекрасно, но у участников игры при этом возникает некий диссонанс, потому что больше нет необходимости выполнять свою роль. Игроки, дабы не выходить из своей зоны комфорта, начинают провоцировать «алкоголика» вернуться к своей роли. Это может проявляться в каких-то тонких намёках, так и в прямом призыве к употреблению алкоголя. Как правило, этим провокатором является «подстрекатель», но в некоторых случаях функция «подстрекателя» может исходить и от других участников игры.

Бёрн писал:

«Психологическое лечение алкоголика состоит также в том, чтобы заставить его совсем бросить игру, а не просто сменить одну роль на другую. Иногда этого удается добиться, хотя и нелегко подыскать Алкоголику другое занятие, столь же интересное для него, как продолжение игры. Поскольку классическим признаком алкоголика является страх перед близостью, заменой будет скорее другая игра, а не свободные от игр отношения. Так называемые излеченные алкоголики часто представляют собой в общественном смысле малоинтересных партнеров; их жизнь, по-видимому, лишена сильных впечатлений, что постоянно сбивает их на прежнюю дорогу. Критерий действительного «излечения от игры» состоит в том, чтобы бывший Алкоголик мог выпить в компании, не подвергая себя риску. Обычное лечение «полным воздержанием» рассматривается специалистами по анализу игр как неудовлетворительное. Поэтому терапия этой игры должна быть сосредоточена не на выпивке, а на «следующем утре» - на самооправдании посредством самобичевания».

Клод Штайнер в своей книге «Игры, в которые играют алкоголики» даёт объяснение истокам поведения людей, зависимых от алкоголя. Штайнер посредством практических «инструментов» обусловливает возможности преодоления проблемы алкоголизма, что свидетельствует об эффективности анализа сценариев как психологической терапии при лечении данной формы зависимости.

Литература:
  1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди.
  2. Бёрн Э. Психика в действии.
  3. Штайнер К. Игры, в которые играют алкоголики.

Бытовые игры

В обычных социальных условиях все игры оказывают важное, быть может, даже решающее влияние на судьбы игроков; но некоторые игры более пригодны в качестве пожизненного занятия, и в них чаще вовлекаются относительно невинные посторонние лица. Подходящее название для этой группы игр – бытовые игры. В нее входят: «Алкоголик», «Должник», «Дай мне пинка», «Попался, сукин сын!», «Вот что я из-за тебя наделал», с их основными вариантами. Они примыкают с одной стороны к супружеским играм, с другой – к играм преступного мира.

1. Алкоголик

Тезис . В анализе игр не занимаются алкоголизмом или «алкоголиками»; рассматривается лишь роль Алкоголика в определенной игре. Если и верно, что первичным стимулом пьянства является биохимическая ил» физиологическая ненормальность – что пока не вполне выяснено – то изучение этой стороны дела принадлежит обычной медицине. В анализе игр интересуются совсем другим – видами общественных взаимодействий, связанных с такого рода злоупотреблениями. Отсюда и название игры.

В полном своем варианте это игра с пятью участниками; впрочем, возможно совмещение ролей, и тогда с начала до конца могут играть двое. Центральную роль играет субъект игры, «Алкоголик», пусть это будет мистер Уайт. Главная поддерживающая роль – Преследователь, как правило, представитель другого пола; обычно это супруга (или супруг). Третья роль – Избавитель, ее исполняет обычно лицо того же пола, что и Алкоголик, например, добродушный домашний врач, принимающий участие в пациенте и заинтересованный проблемой пьянства. Классическая ситуация состоит в том, что врач успешно избавляет пациента от его порока. После шестимесячного воздержания Уайт и доктор поздравляют друг друга. Но на следующий день Уайта находят в канаве.

Четвертая роль – Покровитель или Соска. В литературе ее играет продавец или бармен, предоставляющий Уайту кредит, подбрасывающий сэндвич или чашку кофе, не преследующий его и не пытающийся его спасти. В жизни эту роль чаще исполняет мать Уайта, дающая ему деньги и нередко сочувствующая ему по поводу его жены, которая его не понимает. При этом игра требует от Уайта правдоподобного предлога для получения денег – какого-нибудь плана, которому оба будто бы верят – хотя и знают, куда уйдет по обыкновению большая часть этих денег. Иногда Покровитель сбивается на другую, не столь важную, но дружелюбную роль – Подстрекателя, «своего парня», предлагающего средства даже по собственному почину: «Пойдем выпьем! (отчего ты покатишься вниз быстрее)».

Во всех играх, связанных с выпивкой, вспомогательную роль играет профессионал, содержатель бара или продавец. В игре «Алкоголик» он исполняет пятую роль: это Поставщик, прямой источник напитков, понимающий речь пьяного; в некотором смысле это важнейшее лицо в жизни пьяницы и наркомана. Разница между Поставщиком и другими игроками та же, что между профессионалами и любителями в любой игре: профессионал знает, когда остановиться. В нужный момент умелый продавец отказывается обслуживать Алкоголика, который остается тем самым без выпивки – если только ему не удается отыскать более снисходительного Поставщика.

В начальной стадии «Алкоголика» жена может играть все три поддерживающие роли: в полночь она Покровительница, раздевающая мужа, варящая ему кофе, позволяющая ему прижаться к себе; наутро она Преследовательница, обличающая его дурное поведение; вечером – Избавительница, молящая его исправиться. На поздних стадиях, иногда вследствие ухудшения здоровья, Преследователь и Избавитель могут оказаться лишними; их терпят, если они готовы при этом служить источником снабжения. Теперь Уайт готов отправиться в благотворительную столовую и подвергнуться Избавлению за бесплатную кормежку, или вынести головомойку – любительскую или профессиональную, – если за ней следует подачка.

Как видно из имеющихся данных, вознаграждение в игре «Алкоголик» (как это характерно для игр вообще) происходит от ее аспекта, менее всего привлекающего внимание большинства исследователей. Анализ игры показывает, что сама выпивка является лишь попутным удовольствием, доставляющим дополнительные преимущества; это процедура, ведущая к подлинной кульминации игры, которой является похмелье. Дело обстоит так же, как в игре «Шлемиль»: все безобразия, привлекающие больше всего внимания, для Уайта лишь приятный путь к развязке – получению прощения от Блэка.

Для Алкоголика похмелье – не столько физическое страдание, сколько психологическая мука: Любимые развлечения пьяниц – это «Мартини» (сколько напитков и как их смешивали) и «А наутро» (дай-ка я расскажу тебе о моем похмелье). «Мартини» разыгрывают преимущественно пьющие в компании; многие алкоголики предпочитают жесткую психологическую встряску «А наутро», и организации алкоголиков вроде АА [«Анонимные Алкоголики» – организация бывших алкоголиков, ставящая целью избавить других от этого порока. (Прим. перев.)] доставляют им для этого неограниченные возможности.

Посетив психиатра после очередного цикла, пациент охотно осыпает себя обидными кличками; психиатр молчит. Позже, вспоминая об этом в терапевтической группе, Уайт будет утверждать, что этими кличками обозвал его психиатр. В терапевтической ситуации главный интерес разговора состоит для многих алкоголиков не в самом пьянстве – упоминаемом, по-видимому, больше из почтения к преследователям – а в последующих страданиях. В смысле взаимодействий цель состоит, кроме собственного удовольствия, в создании ситуации, в которой Ребенок получает суровый нагоняй не только от внутреннего Родителя, но и от какой-нибудь родительской личности из его окружения, достаточно заинтересованной, чтобы исполнить такую роль. Поэтому терапия этой игры должна быть сосредоточена не на выпивке, а на «следующем утре» – на самооправдании посредством самобичевания. Впрочем, встречается тип запойных пьяниц, у которых не бывает похмелья, и которые не относятся к рассматриваемой категории.

Существует также игра «Сухой алкоголик», в которой Уайт проходит путь финансового или социального падения без бутылки, но с той же последовательностью ходов и с той же потребностью самобичевания. В этом случае кульминацией опять-таки является «следующее утро». Именно это сходство между обычным «Алкоголиком» и «Сухим алкоголиком» подчеркивает, что то и другое – игры; в обоих случаях сходна и процедура, приводящая к увольнению с работы. Игра «Наркоман» подобна «Алкоголику», но мрачнее, драматичнее, развивается сенсационнее и быстрее. Эта игра, во всяком случае в нашем обществе, больше нуждается в наличии Преследователя; Покровители и Избавители немногочисленны и редки, а Поставщик играет гораздо более важную роль.

В игре «Алкоголик» принимает участие ряд различных организаций – местных, национальных, и даже международных. Многие из них публикуют правила игры. Почти все они объясняют, как играть роль Алкоголика: выпивать перед завтраком, тратить деньги, предназначенные для других целей, и т. п. Они разъясняют также функции Избавителя. Например, Анонимные Алкоголики продолжают играть в ту же игру, побуждая, однако, Алкоголика принять на себя роль Избавителя. Для этой роли предпочтительнее бывшие Алкоголики, ибо они лучше знакомы с игрой и имеют более высокую квалификацию для исполнения поддерживающих ролей, чем те, кто в нее прежде не играл. Известны случаи, когда члены некоторой секции АА не находили алкоголиков, с которыми можно было бы работать, и, не имея возможности продолжать игру в роли Избавителя, вновь начинали пить .

Имеются организации, стремящиеся улучшить судьбу других игроков. Некоторые из них оказывают давление на супруг алкоголиков, побуждая их сменить роль Преследователя на Избавителя. Одна организация, стоящая, по-видимому, ближе всего к теоретическому идеалу лечения, работает с подростками – детьми алкоголиков, поощряя их вообще порвать с игрой, вместо того чтобы только менять роли.

Психологическое лечение алкоголика состоит также в том, чтобы заставить его совсем бросить игру, а не просто сменить одну роль на другую. Иногда этого удается добиться, хотя и нелегко подыскать Алкоголику другое занятие, столь же интересное для него, как продолжение игры. Поскольку классическим признаком алкоголика является страх перед близостью, заменой будет скорее другая игра, а не свободные от игр отношения. Так называемые излеченные алкоголики часто представляют собой в общественном смысле малоинтересных партнеров; их жизнь, по-видимому, лишена сильных впечатлений, что постоянно сбивает их на прежнюю дорогу. Критерий действительного «излечения от игры» состоит в том, чтобы бывший Алкоголик мог выпить в компании, не подвергая себя риску. Обычное лечение «полным воздержанием» рассматривается специалистами по анализу игр как неудовлетворительное.

Как видно из описания игры, для Избавителя существует сильный соблазн играть в «Я только стараюсь вам помочь»; для Преследователя – в «Вот что ты со мной сделал»; для Покровителя – в «Славного парня». В результате распространения избавительных организаций, популяризирующих идею о том, что алкоголизм – болезнь, алкоголиков научили играть в «Деревянную ногу». Закон, весьма заинтересованный в такой публике, в настоящее время склоняется в пользу этой игры. Главная роль теперь отводится не Преследователю, а Избавителю; позиция «Я – грешник» сменяется позицией «Чего вы хотите от больного человека?» (что составляет часть общей тенденции современного мышления, удаляющегося от религии в сторону науки). С экзистенциальной точки зрения такая смена позиций представляется спорной; с практической же стороны она вряд ли привела к уменьшению продажи напитков пьяницам. И все же для большинства людей Анонимные Алкоголики остаются наилучшим введением в лечение сверхснисходительностью.

Антитезис . Как известно, в «Алкоголика» играют упорно, и от этой игры трудно отказаться. В одном случае женщина-алкоголик, помещенная в терапевтическую группу, принимала в ней очень небольшое участие до тех пор, пока, как ей показалось, она не узнала достаточно о других членах группы, чтобы завести свою игру. Тогда она попросила их сказать ей, что они о ней думают. Поскольку она вела себя достаточно приятно, ряд членов группы высказался о ней одобрительно; но она возразила: «Мне нужно другое. Я хочу знать, что вы на самом деле думаете». Она дала понять, что ей нужны уничижительные отзывы. Другие женщины, однако, отказались ее преследовать. Тогда она пошла домой и сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен либо развестись с ней, либо положить ее в больницу. Он обещал ей это; в тот же вечер она напилась до бесчувствия, и муж отправил ее в санаторий. В этом случае другие члены группы отказались играть преследовательские роли, которые им предназначила миссис Уайт; она оказалась неспособной выдержать этот антитезис, вопреки общему желанию укрепить уже достигнутое ею понимание процесса. Дома же она нашла человека, согласного исполнить нужную ей роль.

Однако в других случаях удается подготовить пациента настолько, что он может расстаться с игрой, а затем добиваться настоящего общественного излечения, причем терапевт отказывается играть как Преследователя, так и Избавителя. Столь же не терапевтично с его стороны играть роль Покровителя, позволяя пациенту пренебрегать его расписанием и финансовыми обязательствами. С точки зрения теории взаимодействий правильная терапевтическая процедура состоит в том, что врач после тщательной подготовительной работы занимает договорную позицию Взрослого и отказывается играть какую-либо из ролей; он рассчитывает при этом, что пациент окажется способным выдержать отказ не только от выпивки, но и от разыгрывания своей игры. Если он не может, лучше отослать его к какому-нибудь Избавителю.

Антитезис особенно труден по той причине, что пьяница в большинстве стран Запада высоко ценится как объект осуждения, заботы или великодушия, и всякий, отказывающийся играть одну из этих ролей, рискует навлечь на себя негодование общества. Рациональный подход может встревожить Избавителей даже больше, чем Алкоголика, что подчас приводит к печальным последствиям для лечения. Одна группа исследователей, работавшая в клинических условиях, серьезно заинтересовалась игрой «Алкоголик» и пыталась добиться действительного излечения путем прекращения игры, а не простым «избавлением» пациентов. Когда это было замечено, комитет попечителей, финансировавший клинику, поспешил отделаться от этих людей, и никто из них не привлекался впоследствии к лечению таких пациентов.

Родственные игры . Интересная игра, сопутствующая «Алкоголику», называется «По одной». Она была открыта одним внимательным исследователем, занимавшимся промышленной психологией. Уайт и его жена (непьющая Преследовательница) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Покровители). Уайт говорит Блэкам: «Выпьем по одной!» Если они согласны, это дает возможность Уайту выпить четыре или пять. Если Блэки отказываются, игра разоблачается. По правилам выпивки Уайт в этом случае вправе оскорбиться, и он найдет для следующего пикника более подходящих компаньонов. То, что на общественном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом уровне оказывается актом наглости, с помощью которого Ребенок Уайта получает от Блэка Родительское разрешение путем открытого подкупа, прямо под носом у миссис Уайт, лишенной возможности протестовать. В действительности миссис Уайт соглашается на все это мероприятие именно потому, что она будет «бессильна» протестовать. На самом деле она так же заинтересована в продолжении игры в своей роли Преследовательницы, как мистер Уайт – в своей роли Алкоголика. Нетрудно представить себе ее обвинения в адрес мужа на следующее утро после пикника. Этот вариант может вызвать осложнения, если Уайт – начальник Блэка.

Вообще говоря, «Покровители» не так уж плохо «зарабатывают» в игре. Часто они – одинокие люди, извлекающие немалую выгоду из своей доброты к Алкоголикам. Торговец, разыгрывающий «Славного парня», приобретает таким образом много знакомых; он может заслужить хорошую репутацию в своем социальном окружении не только как великодушный человек, но и как хороший рассказчик.

Между прочим, один из вариантов «Славного парня» состоит в том, что игрок ищет повсюду совета, как лучше помогать людям. Это пример милой и конструктивной игры, заслуживающей поощрения. Противоположную игру представляет собой «Блатной», берущий уроки насилия или спрашивающий, как лучше вредить людям. Хотя уроки никогда не применяются на практике, игрок извлекает преимущество, ассоциируя себя с настоящими блатными, играющими до конца, и может сиять в их отраженной славе. Это разновидность того, что французы называют un fanfaron de vice [Похваляющийся пороком (фр.). (Прим. перев.)]

Анализ :

Тезис : Вот какой я плохой! Попробуй удержать меня!

Цель : Самобичевание.

Роли : Алкоголик, Преследователь, Избавитель, Покровитель, Поставщик.

Динамика : Оральное лишение.

Примеры : (1). Попробуй поймай. Прототип этой игры трудно связать с ней ввиду ее сложности. Однако дети, в особенности дети алкоголиков, часто проделывают ряд маневров, характерных для «Алкоголика». «Попробуй удержи меня» – игра, включающая обман, запрятывание вещей, навлечение на себя оскорбительных замечаний, поиски благодетелей, например, благосклонного соседа, у которого можно брать подачки, и т. п. Самобичевание часто откладывается до более позднего возраста. (2). Алкоголик и его окружение.

Общественный образец : Взрослый – Взрослый.

Взрослый : «Скажи мне, что ты в самом деле обо мне думаешь или помоги мне бросить пить».

Взрослый : «Я буду с гобой откровенен».

Психологический образец : Родитель – Ребенок.

Ребенок : «Попробуй удержи меня1»

Родитель : «Ты должен перестать пить, потому что...»

Ходы : (1). Провокация – обвинение или прощение. (2). Снисходительность – гнев или разочарование.

Преимущества : (1). Внутреннее психологическое: а.) пьянство как процедура – бунт, самоутешение и удовлетворение влечения; б) «Алкоголик» как игра – самобичевание (вероятно). (2). Внешнее психологическое: избежание сексуальной и других форм близости. (3). Внутреннее общественное: Попробуй удержи меня! (4). Вншнее общественное: «А наутро», «Мартини» и другие развлечения. (5). Биологическое: чередующиеся любовные и гневные обмены. (6). Экзистенциальное: Все хотят причинить мне вред.

Статьи по теме: