Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир. О вредном влиянии видеоигр на организм детей. Вариант сжатого изложения

Фонарики

Анализ стихотворения

Данное стихотворение «отца» русского символизма – Валерия Яковлевича Брюсова – вошло в сборник стихов «Me eum esse» («Это я»), который увидел свет в 1897-м году.

Название способно настроить на легкомысленный лад благодаря использованию уменьшительно-ласкательного суффикса. Тем более что уже в то время существовала песня с таким же названием, несколько фривольного содержания. И все же это впечатление обманчиво. Оно полностью рассеивается по окончательном прочтении текста стихотворения.

Хорошо известно, насколько увлекали историко-мифологические сюжеты. За ним не случайно закрепилась репутация «ученого поэта». Его стихи академически выверены, богаты образами и тропами. У Брюсова стихотворной технике учились многие современники.

Перед мысленным взором читателя стихотворения «Фонарики» последовательно проходят древняя Ассирия, Египет, Индия, Греция (хотя упоминается только эпоха правления Перикла, когда наступил «золотой век Афин»), Рим, европейское средневековье и Возрождение, Новое время, «галантный век» художественного стиля рококо, эпоха французской революции и, наконец, девятнадцатый век, в конце которого появился на свет сам автор стихотворения. Таким образом, в композиционном плане большая часть стихотворения отдана именно этому своеобразному «путешествию по времени». Из тридцати восьми строк историческому обзору отдано 26. Следовательно, стихотворение можно рассматривать как развернутую метафору «сада времени», где под «фонариками» подразумеваются прошедшие столетия (еще одна метафора).

Стихи Брюсова не просто академически правильно выстроены, они еще и требуют от читателя определенной интеллектуальной подготовки. Не каждый поймет, например, почему багряный цвет символизирует ассирийское искусство и образ жизни древних обитателей Двуречья. Без знакомства с искусством Древнего Египта не понять, почему именно «гирлянда желтая квадратных фонарей» ассоциативно с ним связана в воображении поэта. Аналогичная история с Древним Римом – непосвященному читателю будет не ясно, почему историю империи символизирует «свет одиннадцати чаш». Все эти историко-литературные аллюзии (намеки) требуют обращения к специальной литературе в целом или же к словарям, справочникам или энциклопедиям в частности.

Любопытно, что если древняя история, оживающая под пером Брюсова, еще безымянная, то чем ближе к временам нашей эры, имен все больше. Грецию символизирует имя Перикла. Данте – последний поэт средневековья и первый автор Возрождения. Сам же Ренессанс – это время жизни и творчества Леонардо да Винчи. Имя Мартина Лютера по праву ассоциируется с эпохой Нового времени и возникновением протестантизма. Почему луч Лютера устремлен вниз? Должно быть, потому, что этот немецкий пастор решительно выступил за возвращение к идеалам первоначального христианства. Тем самым было положено начало мощному движению Реформации.

Всё стихотворение пронизано стихией света. Ее задает название. Но фонарики призваны светить в темноте. Под темнотой метафорически можно понимать далекое прошлое. А это прошлое живо именно благодаря человеческой памяти.

Вот лишь несколько выписок одного тематического порядка: «разноцветные огни», «огни многообразные», «беспощадный луч», метеор Индии, «ясным светочем украшен строгий вход», «Ты ясностью, прекрасностью победно мрак рассек», «всё блеском залито», «свет ослепительный», «блеск таинственный», «лазурное сияние» и др. Все эти стихи меньше всего напоминают реконструкцию прошлого. Стремление поэта вовсе не в том, чтобы рисовать стилизации на исторические темы. В них ощутимо бьется пульс современности. Недаром стихотворение заканчивается, с одной стороны, печалью о том, что XIX столетие было «беспламенным», т.е. не слишком богатым на исторические потрясения, но сквозь сумрак ночи уже угадываются «сокрытые, не жившие, грядущие огни!» И предчувствие не обмануло Брюсова. Ровно через год после того, как было написано это стихотворение, грянула первая русская революция.

Стихотворение написано семистопным ямбом, парной рифмовкой, исключительно мужскими рифмами. Оно астрофично, т.е. не имеет деления на строфы. Кроме метафор в нем встречаются риторические восклицания («о») и вопросы («Но что горит высоко там и что слепит мой взор?»), примеры градации («Цветы в крови, трава в крови, и в небе красный след», «Все краски, все сверкания, все тени сплетены!»). Встречается несколько образных сравнений, например, «пляшут отражения, как змеи, по воде».

Лирический герой стихотворения – путешественник по времени – во многом близок самому автору, хотя их не стоит полностью отождествлять.

Тема стихотворения – историческое прошлое человеческой цивилизации. Идея стихотворения – прошлое живо и в настоящем. Ожидание будущего одновременно тревожно и исполнено надежды.

Павел Николаевич Малофеев

Сочинение

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму — посвящения.

Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В. А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию.

Композиционнфо-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику — будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает. Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось.

Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов, символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее — вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность.

Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно — сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить.

Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.

В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения:

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным».

Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется — взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное.

Таким образом, данное стихотворение — это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.

Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он - личность незаурядная.

Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал персонажей истории или мифов, находясь под влиянием Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он - созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.

Но анализ стихотворения Брюсова «Творчество», как и всякого другого произведения, необходимо начать с указания дня и года его создания. Оно было написано первого марта 1895 года и вошло в сборник «молодых» стихов «Шедевры».

Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.

О том, что произведение относится к символизму, говорит многое. Например, лексика, которую использует автор для изображения странных, необычных образов: лопасти латаний (растопыренные в виде пятерни листья), словно фиолетовые причудливые руки на стене эмалевой чертят не линии, а звуки, не нарушая при этом «звонко-звучной тишины».

Перед читателем предстает странный фантастический мир: возникают ниоткуда прозрачные беседки («киоски»), «несозданные» создания, блестящие в свете двух лун, вернее, лазоревой луны и «обнаженного» (без облаков) месяца. И весь этот процесс окутан тайнами и снами.

Анализ стихотворения Брюсова выявил использование таких выразительных средств, как цветопись и звукопись. В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности - гладкость. Сонорность часто повторяемых «л», «р», «м» и «н» призвана создать ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!

Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.

Брюсов стихотворение «Творчество» разворачивает медленно, как бы говоря, что ничто не создается сразу, никогда нельзя знать ничего наверняка. Образы зыбки, нечетки, они постепенно угадываются лирическим героем. Возможно, этот мучительный процесс исканий сути и называется «мукой творчества»?

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!

Статьи по теме: