Что значит играть в бабки. Кость для игры в "бабки". Русская игра Шар или касло

Мурзилка, 1936 год, №6

Бабки - правила игры

Одна из самых любимых народных забав. Сохранилось свидетельство, что любили играть в бабки Петр I, Суворов, Пушкин. Популярность игры объясняется не только азартностью, спортивностью, но и тем, что добыть атрибутику игры не составляло в старой деревне никакого труда.

Бабки приготавливаются из подкопытных костей; их обваривают в горячей воде, а самую большую, тяжелую, наливают свинцом: это — битка. Каждый игрок приходит на игру со своим запасом бабок и со своей биткой. В результате игры он может либо проиграть все свои запасы, либо пополнить их, став обладателем целого состояния из мослов. Случалось, что бабками и особенно битками торговали. Но играли все же не ради наживы, а ради спортивного интереса. Доказательством этому служит то, что играли не только один на один, но и командами: битки были у каждого свои, а бабки «коллективизировались».

Играли так. В определенном месте выстраивали в один ряд бабки, их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество бабок выставлялось с той и другой стороны — будь соперники индивидуальные или коллективные.

Стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Мечта каждого игрока — одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого полагалось бить: обычно это 7—8 метров; выбившие половину бабок перемещались на другую линию боя — на 2—3 метра вперед.

Потом решали, в какой очередности бить, т. е. бросать битки по бабкам. С этой целью — с одного места и в одном направлении — бросали битки: кто дальше всех забросит — тому начинать, кто поближе — тому быть вторым и т. д

Каждому по очереди разрешался один бросок. Выбитые из кона бабки считались выигранными — сколько выбьешь, столько и выиграешь; не попадешь — значит, не только не выиграешь, но и проиграешь те бабки, которые поставил из своего кармана.

Когда выбьют весь кон, подсчитывают трофеи и потери и выставляют новый ряд бабок — все поровну. У кого не окажется нужного количества бабок, тот выбывает из игры: он — банкрот. И так играют до тех пор, пока кто-то не соберет все бабки в свой карман (если играли на один кон) или в общий котел одной команды (если играли двумя коллективами).


Игра в ба́бки (в ко́зны) — старинная народная игра, которой обязаны своим происхождением современные игральные кости. Игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек («бабок») давших название игре.

У игры существует большое количество вариантов, которые были придуманы в разные времена, в разных странах и в которых используются разные игровые предметы (в основном небольшие кости ног копытных животных).

В качестве бабок использовались либо таранная кость надкопытного сустава животных (коров, овец, коз, диких животных), либо их первый сустав или фаланг пальца (лат. phalanx рrimа), либо их пястные кости.

Четырёхгранная форма бабок стала первой формой игральной кости в истории, а используемый материал для изготовления дал название, которое применяется до сих пор — «кость». В исторических летописях часто путают игру в кости и игру в бабки, но каждая из них прошла самостоятельный путь из древних времён и до сих пор пользуется популярностью.

В российском варианте игры, как правило, использовались коровьи таранные кости. В бабку, которой били, могли заливать свинец, и тогда она носила название «литок» или «свинчатка».

Современный настольный вариант игры использует пластиковые или металлические шестиконечные «ежи» (звёзды) и резиновый мяч.

Были найдены древнеегипетские фигурки и рисунки на камнях, изображающие людей или богов, кидающих бабки. Последние были также обнаружены в раскопках доисторических стоянок человека.

В Древнем Риме игра называлась словом лат. tali.

Разновидности игры

Кон, катошки и другое; в них бабки расставляются различными способами.

П.с. Я так понимаю, современные выражения, где "бабки" означают деньги от этой игры и пошло? Проиграл бабки, кинул на бабки, остался без бабок и так далее.

Знаете, откуда пошло выражение подбивать бабки? Сейчас расскажу...
Практически на любой деревенской пахоте встречаются кости крупного рогатого скота, и это не удивительно. Но иногда ничем не примечательная кость порождает четкий металлический сигнал поискового прибора, чего от нее совершенно не ожидаешь. Скорее всего, это означает, что под катушкой детектора - так называемая «бабка», вернее, начиненный свинцом биток для старинной игры, корни которой уходят аж в Древний Египет.

Игра в бабки похожа на игру в городки: играющие выставляют бабки «на кон» - по отдельности или в различных комбинациях, и по очереди сбивают их битком с определенного расстояния. Существует много разновидностей и вариантов правил игры в бабки. В России для игры традиционно использовались коровьи кости, а для получения битка в них забивали гвоздь или заливали свинцом.

Игра в бабки в деревне, 1890.

Вот один из вариантов игры, согласно книге И. Панкеева «Русские праздники и игры» (1999):
КОН ЗА КОН
Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде бить и кому после, о том мечут жребий. Для этого игроки бросают вверх бабки с особенными уловками - выстилкою. Если бабка, упавшая на землю, ляжет на правый бок - то это будет плоцка - старшая по игре; если ляжет на спину, то будет жог - вторая по игре; если ляжет бабка на левый бок, то это будет ничка, моложе всех. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его битка; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянии своих биток.

Интересно, что в этой же книге упоминаются такие варианты игры, как «Об стенку (пристенок)» и «Кудачок (трясучка)». Я хорошо помню эти игры, только в школьные годы вместо костей мы играли монетами - полноценной советской мелочью. Это были очень азартные денежные игры, которые велись втайне от учителей и родителей. Кроме «пристенка» и «трясучки» была еще одна подобная игра - «монголка» (когда столбик монет перекидывали с ладошки на тыльную сторону кисти, иногда «на кулачок» и «с перехватом»), но вряд ли она имеет какое-то отношение к игре в бабки.

Группа крестьянских мальчиков. Игра в бабки. Фотограф В. Каррик. 1860-е гг.

Игра в бабки в старые времена была настолько популярна, что ее изображали на своих полотнах живописцы. Известно также стихотворение А.С. Пушкина «На статую играющего в бабки»:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

В.Е. Маковский "Игра в бабки" (1870) .

Наверное, в наше время маловероятно встретить в деревне играющих в бабки. По крайней мере, я никогда таковых не встречал, и ничего об этом не слышал. Но на просторах ЖЖ один человек вспоминает , как играл в эту игру несколько десятков лет назад, и даже не в деревне, а в городе. Правда, в качестве битков использовались не залитые свинцом кости, а « плитки» - «металлические фиговины … от банальных кусков арматуры до полированных вручную плоских «чибышей».

А.И. Корзухин "Игра в бабки" (2-я пол. XIX века).

Хотя игра в бабки практически исчезла как народное развлечение, память о ней осталась в русских словарях. Выражения «подбивать бабки» и «сшибать бабки» произошли вовсе не от жаргонного «бабки-деньги», а восходят к описываемой игре. Происхождение же слова «бабки» в смысле «деньги» туманно: одни производят его от женщин (бабок) на крупных имперских ассигнациях:), другие - от старинного названия способа укладки снопов. Получается, в выражениях «подбивать бабки» и «сшибать бабки» просто удачно сошлись две разные этимологические линии.

Оригинал взят у metalchemist в Бабки

Знаете, откуда пошло выражение "подбивать бабки"? Сейчас расскажу...

Как-то вспоминали с вами детские игры в СССР. Много всего вспомнили. Но игру в бабки, вроде, никто не упомянул. А популярная игра когда-то была. Одна из самых любимых народных забав. Сохранилось свидетельство, что любили играть в бабки Петр I, Суворов, Пушкин. Популярность игры объясняется не только азартностью, спортивностью, но и тем, что добыть атрибутику игры не составляло никакого труда.

Игра в бабки. (В.Е. Маковский)


Бабки приготавливаются из подкопытных костей. Их обваривают в горячей воде, а самую большую, тяжелую, наливают свинцом: это — битка. Каждый игрок приходит на игру со своим запасом бабок и со своей биткой. В результате игры он может либо проиграть все свои запасы, либо пополнить их, став обладателем целого состояния из мослов. Случалось, что бабками и особенно битками торговали. Но играли все же не ради наживы, а ради спортивного интереса. Доказательством этому служит то, что играли не только один на один, но и командами: битки были у каждого свои, а бабки «коллективизировались».

Часто Суворов играл в бабки с ребятишками.

Играли так. В определенном месте выстраивали в один ряд бабки, их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество бабок выставлялось с той и другой стороны — будь соперники индивидуальные или коллективные.

Игра в бабки в деревне, 1890.

Стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Мечта каждого игрока — одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого полагалось бить, обычно это 7—8 метров. Выбившие половину бабок перемещались на другую линию боя — на 2—3 метра вперед.

Фото кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. П. Левинского. Дети играют в бабки.

Потом решали, в какой очередности бить, т. е. бросать битки по бабкам. С этой целью — с одного места и в одном направлении — бросали битки: кто дальше всех забросит — тому начинать, кто поближе — тому быть вторым и т. д
Каждому по очереди разрешался один бросок. Выбитые из кона бабки считались выигранными — сколько выбьешь, столько и выиграешь. Не попадешь — значит, не только не выиграешь, но и проиграешь те бабки, которые поставил из своего кармана.

Когда выбьют весь кон, подсчитывают трофеи и потери и выставляют новый ряд бабок — все поровну. У кого не окажется нужного количества бабок, тот выбывает из игры: он — банкрот. И так играют до тех пор, пока кто-то не соберет все бабки в свой карман (если играли на один кон) или в общий котел одной команды (если играли двумя коллективами).

См.также:

Недавно была найдена кость в которую был залит свинец. Долго стоял думал, зачем это сделали, и вспомнил, что видел в кино похожее. Точно, это кость для игры "БАБКИ". Теперь вот жалею, что выкинул находку, возможно, что она имеет историческую ценность. Ведь найдена была в степи, где жили воины Золотой Орды.

БАБКИ, старинная русская национальная игра спортивного характера типа игры в городки, только вместо "рюх" или городков, а также вместо бит в этой игре фигурируют кости домашних животных (сустав от голени до пяты). Каждый игрок выставляет в очерченный на земле кон определенное количество бабок. Затем участники по очереди стараются выбить из кона специальной битой, т. е. такой же костью, только специально обработанной или утяжеленной свинцом, как можно больше бабок, которые и становятся добычей удачливого игрока. По Далю эта специальная бабка-бита называлась панок, битка, биток, бабка боевая; литок, свинчатка, если она налита свинцом, гвоздырь, если в нее, для веса, забит гвоздь. Игра считалась детской, однако в ней охотно принимали участие и взрослые. Бабками обменивались, их покупали и продавали. Особо ценились бабки, с помощью которых было добыто наибольшее количество очков.

Нельзя сказать, в каком регионе игра появилась впервые, потому что в разных вариациях ее описание можно встретить у любого народа. Если, например, у русских она называлась «бабки» или «битки», то у казахов «хан» или «асыки», у узбеков «ашики», у других восточных народов «альчики» или «маслы».

Асыки - очень распространенная национальная казахская игра, правила которой передаются из поколение в поколение. Когда степь расцветала и покрывалась сочным зеленым ковром, не только дети, но и взрослые выходили на прогретую весенним солнцем землю и начинали свои состязания. У каждого умудренного опытом игрока должен быть свой мешок с асыками или альчиками - это коленная кость в суставе у баранов и овец. Ее специально вываривали и красили хной, чернилами или красками. Среди всего набора асыков обязательно должен был присутствовать большой альчик, называемый «сака» - козырная кость. Он и выполнял в игре роль «хана» или самого главного трофея, если участник сумеет с помощью своей ловкости его выиграть. Иногда в такую кость заливали свинец для большей устойчивости и пробивной силы. А раньше ханским и султанским детям «сака» заливали даже золотом. Простые асыки красились в разные цвета, и в зависимости от размера и цвета они имели свои имена и разную цену, например, самые дешевые - маленькие «простушки» никогда не красили, был и «асык-биток»

Это была спортивная игра, в которой развивался глазомер, вырабатывалась ловкость и находчивость, сила, выносливость и даже смелость. Асыки ставились в ряд. Суть игры заключалась в том, чтобы ловко бросить с расстояния трех и более метров четыре асыка - они должны встать в нужную позицию или выбить маленькие кости, стоявшие на кону, из круга. Позиций существовало несколько: чик, бук, таган, алче и другие. И если, например, асык вставал на таган, то игрок выигрывал, и т.д., комбинации были разные. Например, три тагана и одно алче. Игроки могли бросать с руки, из пиалушки, либо по очереди.

В игре «Хан» были несколько иные правила: играющий подбрасывал один асык, и пока тот летел, участник должен был подхватить несколько асыков из круга, не задевая остальные, тогда выигрыш он забирал себе. Если при этом игрок все же задевал 2-3 асыка, то ровно столько же своих асыков он должен был поставить в круг, а игра переходила к другому участнику. Игра длилась до тех пор, пока в кругу не заканчивались асыки. «Хана» забирают в последнюю очередь.

Игра требует особой сноровки, потому что брать из круга кости, не задевая остальные очень трудно. Победителем считался игрок, который выигрывал большее количество асыков.

Взявший ножик по жребию бросает его в землю двумя пальцами, потом тремя и т. д., чтобы он воткнулся. Потом он кладет его на кулак поперек, затем - на ладонь и на кисть и с них бросает; потом, взяв за кончик и приложив к губам, бросает его в землю: после кладет ко лбу и оканчивает головой, с которой он сбрасывает, но всякий раз, чтобы воткнулся нож.

Не выполнивший всех этих действий должен вытаскивать зубами тоненький колышек, забитый в землю и чуть видимый.

Русская игра Мушка

Вбивают в землю палку длиной в аршин и более; вверху палки привешивают деревянный крючок, называемый мушкой, которую водит (караулит) один из играющих, и вешает ее всякий раз, когда собьют, а прочие, отойдя на несколько шагов, держат в мазлах (ямках) свои палки.

Между тем один кто-либо, не отходя от мазла, старается попасть своей палкой в мушку, или, по крайней мере, во вбитую палку; отлетевшую же его палку он оставляет лежать на том месте, где она упала, пока все не закончат бросать.

Но если бросающий надеется, что он сбегает скорее за палкой, чем поспеет водящий повесить мушку, то он бежит за ней. Если не надеется, то дожидается выкупа. Когда бьет последний, это значит выкупает, тогда все бегут за своими палками. Водящий же мушку должен повесить ее как можно скорее, захватить чье бы то ни было мазло во время их бега. Кто не успеет защитить свое мазло, тот водит мушку а прочие играют по-прежнему

Изворотливость побеждает умение.

Русская игра Чушки

Чертят сначала на земле два крута расстоянием друг от друга на 20 шагов и более; потом проводят по середине каждого круга по одной черте, называемой коном, и одну черту - между кругами, которая называется полуконом.

На конах каждого круга ставят по пять чушек (обрубки длиной и толщиной в 1/4 арш.) в таком порядке: одну чушку кладут вдоль кона, две - поперек продольной чушки, четвертую - вдоль двух поперечных, а пятую ставят стоймя между четвертой и двумя продольными. Играющие разделяются на две стороны, каждый игрок имеет по две палки, и начинают сбивать после конания. Игроки первой стороны бьют из своего первого круга в круг второй стороны: сначала одной палкой, а потом другой.

Если случится, что кто-то собьет с первого раза все чушки, то вторая сторона начинает сбивать чушки первого круга палками первой стороны. Нужно заметить, что при сбивании чушек игроки используют одни и те же палки. Если случится, что игроки первой стороны не все собьют или вовсе не собьют чушки второго круга, то начинает сбивать вторая сторона чушки первого круга, и таким образом продолжают играть обе стороны, пока не собьют чушек со своих конов.

Когда кто-то собьет с кона хотя бы одну чушку, тогда прочие должны сбивать остальные уже с полукона. Если одна сторона не собьет своих чушек, то сбившая - ездит на ней от круга к кругу. Если обе стороны собьют свои чушки, то начинают снова играть, пока кто-то не собьет.

Игра эта, по-видимому, намекает на то, что кто в житии проворен, тот и успевает.

Русская игра Чиж или чижик

В начерченном на земле круге кладут чижика, или чижа,- заостренную с обеих концов палочку длиной в 1/4 арш. Начинающие играть сначала конаются, и потом бьют по порядку конания: от первого до последнего. Перед игрой уговариваются: если кто не сделает десять ударов палкой по чижику, то сколько раз должен бегать на кули и скачку? Кули означает бегать от круга до упавшего чижика и кричать не переставая: «На кули, кули!» Скачка - такое же беганье, только на одной ноге, сгорбившись и не переменяя ноги.

Первый игрок после конания начинает бить чижика с одного какого-либо заостренного конца и старается сделать еще несколько ударов на воздухе и потом отбивает чижика; за ним бьет второго, и таким образом бьют все по порядку. За отбитым чижиком бежит второй игрок, который кладет его в круг и начинает бить, как первый, а за отбитым бежит уже третий, и так все чередуются до конца игры.

Кто всех скорее сделает десять ударов, тот оканчивает бить чижика, и потом первый начинает бить уже на кули и скачку, но не раньше чем все не сделают до десяти ударов, соблюдая прежний порядок бить по очереди. Не сделавший десяти ударов бегает за чижиком, подает каждому палку, чтобы бить, и, обращаясь к кругу, кричит не прерывая голоса: «На кули, кули!» - и в это время скачет. Он кричит, и скачет столько раз от чижика к кругу, сколько было условлено. Затем снова начинают играть, если вздумают.

Неудача скачет, неудача пляшет, а крайность ни до чего не доводит.

Русская игра Кандалы

Мальчики становятся к стене или забору. Один из играющих, став против них, говорит: «Кандалы».

Ему отвечают: «Скованы».

Один из играющих говорит: «Раскуй».

Спрашивают: «Кого?»

Один из играющих отвечает: «Насыкай кулак (приготовляй)».

Спрашивают: «На чьи боки?»

Один из играющих: «На такого-то». Тогда все бросаются на названного им и бьют. Говоривший занимает потом место названного, а этот начинает спрашивать таким же образом, и продолжают забавляться, пока им не надоест. На кого навалится несчастье, на того - и люди.

Русская игра Шар или касло

Выбирают палки, которые бы имели на конце головку, как в кие, чтоб удобнее было гонять шар; потом выкапывают довольно большую яму, называемую касло. Вокруг него выкапывают небольшие ямки по числу игроков, называемые лунками. Выпавшему по жребию водить игру нужно загнать шар в лунку и когда другие будут отбивать, тогда стараться захватить чье бы то ни было место. Защищающие должны находиться при своих лунках, а когда водящий вгонит шар в касло, тогда они должны переменяться своими ямками, но чтобы не прозевать их.

Прозевавший же водит шар. Если водящий долго не вгонит в касло шар, то может бросить его вверх, но так, чтобы попасть в касло; прочие обязаны отбивать шар на лету. Отходящий от своей лунки должен зачурить ее, сказав: «Чур! Мое масло до вечера не погасло». Другие говорят: «Чур сала - масла, запечатано касло».

Забава эта довольно утешительная: в ней требуется проворство и искусство, особенно водящему шар.

Русская игра Ветчинка

Вбивают в землю колышек и привязывают к нему небольшую веревку. Около колышка кладут ветчинку - старые сапоги, башмаки или лапти. Один из игроков берет в левую руку веревочку, а в правую прут. Прочие подходят к нему и спрашивают: «Поспела ли ветчинка?» - «Нет». Потом через некоторое время: «Поспела ли ветчинка?»- «Нет». В третий раз: «Поспела ли ветчинка?» Тот отвечает: «Кипит, шевелит, продавать велит». При последнем слове похищают ветчинку, а тот, кто охраняет ветчинку, должен отгонять их прутом, и ударенный им заступает на его место. Если ветчинка расхищена без удара, то он сам подвергается наказанию: берут по пруту и бьют его.

Не показывает ли эта игра беспечного хозяина, не радеющего о своей собственности?

Игра в «бабки»

Русская игра Бабки

Они изготовляются из подкопытной кости и составляют промысел мальчиков. Сначала кость обваривают в горячей воде, и потом выбирают самую большую и тяжелую кость для битки, которую наливают охотники свинцом. Каждый игрок ставит несколько пар своих бабок на ровном месте в один ряд; стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо - коном. Кому начинать бить, бросают из-за кона битки; чья упадет дальше, тому начинать. Сбивший несколько гнезд получает все себе; непопавший теряет свой выигрыш.

Игра в «бабки» имеет свои особые термины: кон за кон, плоцка, кудачек у кону, стенка и городок. Кто в игре кон за кон сшибет крайние бабки, тот их выигрывает. В плоцке нужно целить в одну из сторон: в правую или в левую. В кудачке нужно иметь особую ловкость, чтобы не зашибить своим битком чужого. В стенке бросают об стенку бабками, и чья ляжет ближе к другой, тот выигрывает. В коне ставят по шесть бабок, и кто собьет все, тому достаются все шесть. Для всех этих игр существуют разные правила и условия, потому что зависит от местности и нововведений самих игроков.

Игра в «бабки» собственно греческая и называлась астрагалос. От греков она распространилась по Европе, а русские так ее усвоили, что она поныне составляет первое удовольствие для мальчиков, и нет уголка во всей России, где бы не играли в нее. Нужно заметить, что в бабки любили играть татары Золотой Орды. При раскопках местности Сарая находили во множестве коньки и альчики (бабки из подколен овец), которые были очень хорошо обработаны. Иногда случалось видеть по нескольку десятков сложенных вместе.

Разнообразие игры в бабки, называемой в Калужской губернии ладышками, можно видеть на примере трех ее видов: плоцка, жог и кон за кон.

Выбирают ровное место, проводят на нем черту для кона и черту, из-за которой должно бить и гонять битой. Эти биты бывают простые бабки, свинчатки (налитые свинцом), чугунки и медянки (чугунные и медные бабки). Каждый за свою биту должен ставить на кон пару бабок, называемых гнездом. Установив кон, собирают все биты и бросают их на землю. Чья бита ляжет дальше всех, и притом плоцкою (на левый бок), тот имеет право раньше всех гонять и бить, за ним по порядку другие; после них жоги и нички. Жоги, чьи биты легли прямо на нижнюю сторону, а нички - на верхний бок или на правую сторону, но нички уже бьют с левой руки. Сшибаемые бабки кладут в свою казну, т. е. в карман, шапку, мешочек и за пазуху. Если с кона не все сшиблены бабки, то продолжают сбивать их по согласию или еще прибавляют к гнезду бабки.

В жог так же играют, как в плоцку. Разница та, что здесь гоняет и бьет раньше тот, у кого бита легла жогом, за ним - плоцка, а последний - уже ничка.

Установив кон, отходят на довольно большое расстояние; отсюда начинают забивать битами, это значит, чтобы бита непременно перебутела (перелетела) через кон. В противном случае берут пару ладышек, поставленных за биту. Этот промах поправляется установлением другой пары бабок, что называется уже посолить или наварить. После забоя бьют за коном. Сбитые бабки берут себе, которые продают потом или меняют на какие-нибудь вещи.

Играют еще бабками в пристенок. Ударяют бабкой об стену, ворота или камень, а вслед за ними чокаются бабками. Это значит, чтобы бабка дотронулась к чьей-нибудь или находилась бы на расстоянии от нее на пядень. Тогда это называется спядил игрок, который получает чокнувшиеся, или спядившиеся, бабки.

Статьи по теме: