Игры с ножом на улице. Игры с перочинным ножом. Ностальгия

Старое и любимое

«Иду по улице, а небольшая компания пацанов, средний возраст которых не превышает 15 лет, играют на земле в замечательную игру»

Решил написать с наболевшего , или даже с лучшего, что было в детстве. В эту игру, играли все поколения от млада до более старших обитателей планеты Земля. Игра «Ножички » имела различные версии в разные времена, но суть оставалась такой же: мастерство бросания.

Я даже не помню во сколько лет мы стали играть, в эту игру. Был бешеный азарт , первые знакомства и первые навыки игры с ножами (как раскладными, так и простыми, в основном, кухонными) и с напильниками, а также другими острыми предметами. Самое интересное, что после дня, проведённого за этой игрой, в неё охота играть снова и снова.

Здесь учитывались первоначальные основы мастерства игры с ножом, чтобы обязательно нож входил в землю лезвием, хотя были и такие случаи, когда при мягкой земле рукоять ножа оказывалась в почве. А землю найти было очень тяжело: земля становилась не игральной (проводилась же не одна игра, играли ВСЕ), так что одну или две игры ещё можно было сыграть, но дальше никак, нож просто не входил в землю или весь кайф пропадал, даже уже не помню почему.

Да, как сейчас помню, вставали с утра и на улицу – и так заигрывались, что и на обед не ходили, и даже на ужин не всегда. С нами всегда играли и представительницы прекрасного пола , девчонки у нас всегда выигрывали, поэтому им доверяли приносить из дома лучшие ножи, потому что свои мы либо теряли, либо ломали. Хотя играли наши девочки не всегда по правилам, что вызывало бурю эмоций у подрастающего поколения, но мы их всё равно любим.

А вот родители всегда ругали и наказывали (особенно усердствовали бабушки с криками: "Э-ээй чегой-то вы тут собрались… бандиты малолетние "), им или жалко было взятых напрокат ножей, которые не возвращались назад, или просто переживали за нас. Хотя на памяти были маленькие порезы, не более. Зато точили ножи с удовольствием, чтобы блестел на солнце, и обязательно проводили пальцем по лезвию , проверяя острый уже или нет.

Хорошая игра всегда должна иметь правила. Эта игра жила со своими правилами вместе с разными поколениями, помню точно, что крайняя мера подсчитывания очков была два пальца от земли до лезвия.

А как только эту игру не называли, ножички, земли, чика (более известная игра с рукой и ножом, где надо быстро-быстро своим ножом между пальцами пробежать).

Ну в общем и сами игры – вариаций много. =) Итак:

1. «Земли». Народная игра. Играть могут от двух и более человек. Поверхность – твердая, земля. На земле ножиком рисуется круг диаметром 1-3 метра, который делится на равные сектора соответственно количеству участников.

Каждому участнику присваивается «свой » выделенный участок. Устанавливается очередность ходов участников и игра начинается. Первый участник становится на свой участок и выполняет попытку метания ножа в землю противника. Противником может быть любой из участников.

Техника метания такова. Необходимо расположить нож вертикально, сжать лезвие на расстоянии 1-2 см от его окончания между большим и указательным пальцами. Метание производится движением кисти и предплечья вниз с одновременным отпусканием лезвия пальцами.

При метании силу надо рассчитать так, чтобы нож совершил 1 – 4 оборота, прежде чем достигнет земли. Чем меньше оборотов, тем выше вероятность успешного попадания. Успешным попаданием считается воткнутое состояние ножа, причем зазор между краем рукоятки ножа и землей не должен превышать толщины большого пальца.

Если это условие не выполняется или нож вообще не воткнулся, то попытка считается проваленной и метание переходит к следующему участнику.

Цель метания – отнять у противника землю в свою пользу. При успешном попадании ножа в участок противника необходимо в соответствии с направлением плоскости лезвия провести прямую линию до границы круга (или границы другого участника) и до пересечения со «своей землей ».

Из разбитого таким образом на две половины участка противник выбирает какую-то одну половину. Оставшаяся половина принадлежит Вам. Граница стирается, и ваши владения увеличиваются .

Участник, у которого остается настолько маленький участок, что он не способен удержаться на нем даже на одной ноге, выбывает из игры, а его земля присоединяется к земле победившего.

В игре есть несколько нюансов . Во-первых, если вы оттяпали землю, но при проведении прямой линии до дальнего от вас края, стоя на своем участке, не способны дотянуться до этого края, то попытка считается проваленной.

Во-вторых, если участника «отрезают от земли », т.е. отсекающая линия проходит параллельно касательной к окружности его земли, то «отсеченный участник» должен будет два раза совершить успешное попадание, чтобы «соединиться с землей » - и только после этого может совершать нападения на земли других участников.
Победителем считается последний оставшийся участник.

2. «Морской бой ». Также распространенная игра. Количество игроков – любое. Есть два типа игры: неподвижная и динамичная . Суть неподвижной игры – в наборе очков до определенного значения, устанавливаемого свободно.

Игра ведется складным ножом , согнутым под углом 90 – 120 градусов. В таком полусложенном положении нож втыкают острым окончанием в землю (песок) и заводят указательный палец под край рукоятки. Этот край должен быть расположен как можно ближе к земле.

Нож, лежащий на боковой поверхности ручки, считается проваленной попыткой . Попадание в виде ^ (шлюпка) – одно очко, попадание в виде ^ с приподнятым окончанием рукоятки (несколько шлюпок) – количество очков равно количеству пальцев руки, которое можно поместить между землей и краем рукоятки, попадание в виде __| (крейсер) – 10 очков, попадание в виде _| лезвием в песок (линкор) – 20 очков, попадание в виде Г окончанием рукоятки в песок (победный флаг) – абсолютная победа , игра прекращается.

Играть можно на деревянной скамейке, однако следует соблюдать осторожность и не сидеть на ней во время метания противника.

Динамичный вариант игры подразумевает, что каждый участник рисует себе землю (окружность 0,5 м) на удаленных расстояниях друг от друга.

Далее по очереди участники совершают вышеупомянутые метания, но не считают очки, а рисуют соответствующие корабли условными обозначениями и от корабля к кораблю двигаются к земле противника , уничтожая при этом встречающиеся корабли противника попаданиями, эквивалентными по сумме очков.

Дойдя до земли противника, необходимо попасть в нее количеством очков, соответствующим, например, возрасту противника (по договоренности).

3. «Танчики ». Суть игры аналогична динамическому варианту «морского боя », разница только в юнитах.

Игра выполняется прямым ножом стоя.

  • «Танчик » (1 очко) – стандартное метание, как в «землях »,
  • «Пантера » (2 очка) – лезвие прижимается указательным пальцем и мизинцем к фалангам среднего и безымянного,
  • «Тигр » (3 очка) – лезвие сжимается в кулаке,
  • «Катюша » (5 очков) – стандартное метание, но локоть метающей руки оттягивается назад другой рукой, проходящей за спиной,
  • «Вертолет » (10 очков) – метание осуществляется за лезвие вверх с приданием вращения,
  • «Десан » (15 очков) – метание осуществляется за лезвие вперед на большое расстояние.
В общем я счастлив, ностальгия блин... Вспоминайте старые игры, почувствуйте детскую радость в сердце и улыбайтесь:)

В детстве, а проходило оно у меня в конце 80-х – в начале 90-х, вся жизнь замыкалась на дворе. 5 домов, стоящих кругом, казались крепостными стенами, за которыми было шумно, за которыми был чужой и иногда пугающий мир. Внутри «крепостных стен» жизнь протекала весело и интересно. Было лёгкое ощущение защищённости.

Так вот, лет с 6 во двор с весны и до поздней осени было стыдно выходить без двух вещей – складной нож и ключ для водопровода. Но именно нож был самым обязательным атрибутом! У каждого из нас был какой-то особенный экземпляр.

Купить обычный перочинный нож можно было буквально за копейки в любом хозяйственном магазине. Но это считалось «не круто». Это сродни кодексу самураев – твой нож обязан был быть с историей. В идеале ты должен был его найти, а историю придумать сам – что-то вроде легенды. Но если тебе его подарил дед, отец или, например, старший брат – это тоже было достойно. Главное, чтобы нож был не новый.

Как только сходил снег, и солнце уже начинало греть, мы собирались во дворе, на небольшой площадке возле одного из домов. Там была хорошая земля, и на 6-7 пацанов как раз хватало места. Конечно, здесь мы проводили часы, иногда задерживаясь уже до света фонарей.

Тонкости каждой игры нам рассказывали старшие ребята. Они же следили за выполнением правил и учили правильно бросать нож. Важное замечание – нож обязательно должен был быть складным. Именно складной нож позволял выполнять множество обязательных бросков. Причём чаще всего наилучшим выбором оказывался нож с простым замком Slipjoint, т.к. позволял фиксировать лезвие в разных положениях.

Для начала сделаю небольшое отступление. Каждая игра, о которой пойдёт речь в этой статье, имеет очерёдность ходов, т.к. рассчитана на нескольких игроков. Обычно для этого участники должны были определённым образом воткнуть нож в землю. Либо выполнить серию приёмов с ножом. Второй вариант использовался редко, т.к. усложнял процесс и превращался, по сути, в отдельную игру. Проще было тянуть палочки, конечно, но это не так интересно.

Итак, сами игры.

«Земли» является самым распространённым вариантом игры в ножички. В эту игру играли ещё императоры и их дети. Суть игры проста – отвоевать землю соперника. На игровой площадке размечается круг, который делится на сектора по количество участников. Играть может практически неограниченное количество людей, но оптимальным всё-таки является 4-5. Иначе либо круг будет слишком большой, либо в нём будет тесно.

Держа нож за лезвие, игроки по очереди кидают нож в «землю» противника, и это совершенно не обязательно может быть соседний участок. Если нож втыкался под углом то спорный момент решался просто – между землёй и кончиком рукоятки ставили два пальца (указательный и средний). В том случае, когда они не проходили, ход считался проваленным. В противном случае, от точки вхождения ножа в «землю» соперника проводилась линия до границы круга или от края «земли» противника до своей. Важно было оставаться в пределах собственной территории. Если происходил заступ или не было возможности продлить линию, ход также считался проваленным. Из поделённой "земли" участник, делавший ход, выбирал ту, что ему больше понравится и присваивал её себе. Игра заканчивалась когда последний из двух оставшихся соперников не мог стоять в пределах своего сектора даже на одной ноге.

Важным качеством метания было не просто попасть в землю противника, а так, чтобы была возможность провести границу по нужной траектории.

«Города» – это более сложная и в чём-то даже тактическая игра. Плюс ко всему она требует больше времени и хорошей почвы. Мы её называли чаще «Танчики» по аналогии с игрой на приставках Dandy. Только потом я узнал, что и такая игра в ножички имеет место быть.

Суть игры на самом деле проста. Несколько игроков на расстоянии друг от друга рисуют свой «город». А потом медленно, но верно, начинают атаковать соседей. Играть может разное количество людей. Но, как показывала практика, когда их было много, игра очень сильно затягивалась и по причине «Вася (Петя, Никодим), пора домой!» обычно оставалась недоигранной. Поэтому когда было много участников, все просто делились на команды.

Вначале все стоят по своим городам. А дальше, метая нож тем или иным способом, участники двигаются к выбранному городу. Каждый способ отражает определённую боевую единицу. Как только нож втыкается в землю, игрок рисует фигуру и встаёт на неё. Движение происходит пока твой нож втыкается в землю, иначе – смена хода.

Всех используемых фигур я, конечно же, не помню. А те, которые помню, отличаются от того, что можно найти, например, в Википедии. Самыми ходовыми и наиболее часто используемыми были три – «Танк», «Тигр» и «Королевский танк». Дальше вариаций было много, как названий, так и способов метания. Зажимая лезвие между разными пальцами, поворачивая руку, ты «создавал» на земле разные боевые единицы.

Самой простой фигурой считалась «Пехотинец» – бросок с рукояти. Таким образом нож без переворотов втыкался в землю. В нашем дворе такая фигура позволялась только девчонкам, изредка игравшим с нами. Помню, самой желанной фигурой была всегда «Парашютист». Это когда ты подбрасываешь свой нож вверх, в надежде, что он таки воткнётся в землю. Дело в том, что когда нападаешь на «врага», нужно было уничтожать его цепочку фигур, втыкая нож тем же способом, которым они были поставлены. Так вот парашютист давал практически 100% гарантию безопасности.

В нашем дворе кроме этих «классических» игр были популярны ещё «Бабки-дедки», «Скамейки» и соревнования по метанию в дерево. Последнее не сильно прижилось, т.к. метали мы ножи плохо, их часто приходилось чинить или заменять после таких турниров.

В «Скамейки» мы играли в плохую погоду либо от скуки. Или когда ребят во дворе практически не было. В эту игру играть лучше всего вдвоём или чётным количеством. Можно даже команда на команду, по типу карточной игры в «Дурака» пара на пару. Правила просты – двое сидят друг напротив друга и поочерёдно втыкают нож в скамейку. Игра идёт до заранее оговоренного количества очков.

Главной особенностью является то, что нож должен быть сложен под углом в 90 градусов. Кончик лезвия слегка втыкается в скамейку и за «хвост» рукоятки подбрасывается. Если нож втыкается, то, подставляя пальцы, считается расстояние от скамьи до кончика рукояти. Один палец – одно очко. Честнее «использовать» руку кого-то одного из игроков. Победа присуждается сразу если нож падает на рукоять, лезвием вверх.

Правила игры «Бабки-дедки» , в общем-то, совсем просты. Выполняя определённую последовательность бросков, игрок должен пройти все (круги ада) этапы. Способы метания, да и названия бросков слишком часто менялись даже в пределах нашего двора, иногда даже на ходу придумывались новые, чтобы о них рассказывать. Но, помнится, что было несколько бросков ближе к концу игры, которые выполнить необходимо было с первого раза, иначе, игра для этого участника начиналась с самого начала. В остальных случаях после непопадания ход просто переходил дальше.

На мой взгляд, это не только самые популярные игры, но и самые интересные. Возможно, лишь только возможно, это добрые воспоминания из детства. Но именно тогда я научился управляться с ножом, ухаживать за ним и даже чинить. Именно тогда складной нож для меня стал не только «бабушкиной открывалкой» на даче, но чем-то священным. Да, именно священным. Чем-то, что отражает именно твою суть. И по твоему ножу остальные пацаны во дворе судили о тебе.

Текст и иллюстрации: Алексей Яд

Необходимые условия для игры: наличие одного ножика, желательно складного, а также поверхности для того, чтобы этот ножик втыкать. Поверхность может быть разной: песок, земля, деревяшка. Главное — чтобы песок был не слишком рыхлый, земля — не слишком жесткая, а дерево — не слишком твердое. Желательно, чтобы режущая кромка ножа была не слишком остро заточена во избежание случайных порезов. В то же время требование к остроте окончания лезвия является обязательным.

1. «Земли». Культовая игра. Играть могут от двух и более человек. Поверхность — твердая, земля. На земле ножиком рисуется круг диаметром 1−3 метра, который делится на равные сектора соответственно количеству участников. Каждому участнику присваивается «свой» выделенный участок. Устанавливается очередность ходов участников и игра начинается. Первый участник становится на свой участок и выполняет попытку метания ножа в землю противника. Противником может быть любой из участников. Техника метания такова. Необходимо расположить нож вертикально, сжать лезвие на расстоянии 1−2 см от его окончания между большим и указательным пальцами. Метание производится движением кисти и предплечья вниз с одновременным отпусканием лезвия пальцами. При метании силу надо рассчитать так, чтобы нож совершил 1 — 4 оборота, прежде чем достигнет земли. Чем меньше оборотов, тем выше вероятность успешного попадания. Успешным попаданием считается воткнутое состояние ножа, причем зазор между краем рукоятки ножа и землей не должен превышать толщины большого пальца. Если это условие не выполняется или нож вообще не воткнулся, то попытка считается проваленной и метание переходит к следующему участнику.

Цель метания — отнять у противника землю в свою пользу. При успешном попадании ножа в участок противника необходимо в соответствии с направлением плоскости лезвия провести прямую линию до границы круга (или границы другого участника) и до пересечения со «своей землей». Из разбитого таким образом на две половины участка противник выбирает какую-то одну половину. Оставшаяся половина принадлежит Вам. Граница стирается, и ваши владения увеличиваются. Участник, у которого остается настолько маленький участок, что он не способен удержаться на нем даже на одной ноге, выбывает из игры, а его земля присоединяется к земле победившего.

В игре есть несколько нюансов. Во-первых, если вы оттяпали землю, но при проведении прямой линии до дальнего от вас края, стоя на своем участке, не способны дотянуться до этого края, то попытка считается проваленной. Во-вторых, если участника «отрезают от земли», т. е. отсекающая линия проходит параллельно касательной к окружности его земли, то «отсеченный участник» должен будет два раза совершить успешное попадание, чтобы «соединиться с землей» — и только после этого может совершать нападения на земли других участников.
Победителем считается последний оставшийся участник.

2. «Морской бой». Также распространенная игра. Количество игроков — любое. Есть два типа игры: неподвижная и динамичная. Суть неподвижной игры — в наборе очков до определенного значения, устанавливаемого свободно. Игра ведется складным ножом, согнутым под углом 90 — 120 градусов. В таком полусложенном положении нож втыкают острым окончанием в землю (песок) и заводят указательный палец под край рукоятки. Этот край должен быть расположен как можно ближе к земле. Далее толчком вверх и вперед выбрасывают нож, придавая ему вращение. Значение имеет то положение, которое займет нож после падения. Нож, лежащий на боковой поверхности ручки, считается проваленной попыткой. Попадание в виде ^ (шлюпка) — одно очко, попадание в виде ^ с приподнятым окончанием рукоятки (несколько шлюпок) — количество очков равно количеству пальцев руки, которое можно поместить между землей и краем рукоятки, попадание в виде __| (крейсер) — 10 очков, попадание в виде _| лезвием в песок (линкор) — 20 очков, попадание в виде Г окончанием рукоятки в песок (победный флаг) — абсолютная победа, игра прекращается. Играть можно на деревянной скамейке, однако следует соблюдать осторожность и не сидеть на ней во время метания противника.

Динамичный вариант игры подразумевает, что каждый участник рисует себе землю (окружность 0,5 м) на удаленных расстояниях друг от друга. Далее по очереди участники совершают вышеупомянутые метания, но не считают очки, а рисуют соответствующие корабли условными обозначениями и от корабля к кораблю двигаются с земле противника, уничтожая при этом встречающиеся корабли противника попаданиями, эквивалентными по сумме очков. Дойдя до земли противника, необходимо попасть в нее количеством очков, соответствующим, например, возрасту противника (по договоренности).

3. «Танчики». Суть игры аналогична динамическому варианту «морского боя», разница только в юнитах. Игра выполняется прямым ножом стоя. Танчик (1 очко) — стандартное метание, как в «землях»; «Пантера» (2 очка) — лезвие прижимается указательным пальцем и мизинцем к фалангам среднего и безымянного, «Тигр» (3 очка) — лезвие сжимается в кулаке, «Катюша» (5 очков) — стандартное метание, но локоть метающей руки оттягивается назад другой рукой, проходящей за спиной, вертолет (10 очков) — метание осуществляется за лезвие вверх с приданием вращения, десант (15 очков) — метание осуществляется за лезвие вперед на большое расстояние.

Игры интересные, захватывают, однако, помните об осторожности: нож, даже перочинный — вещь опасная, поэтому детям до 14, думаю, не стоит этим заниматься…

Когда вам очень захочется вспомнить правила некоторых игр, в которые играли в детстве во дворе! То вы полезете в интернет, испытаете некоторое похожее на осеннее настроение: "я поднимал с земли очень красивые но пожухшие листы и пытался представить, каким же было дерево; будто качели заржавели и выгнуты безответственной детворой, пришедшей много раз на смену после того, как ушел отсюда последний раз, и детвора ушла - никого нет, а на ножке качелей еле различима в потрескавшейся краске надпись "Коля+Маша=...", и стоишь тупо думаешь "а что будет, если Колю умножить на Машу, разделить,..". Смешно представляется "корень Коли в Машиной степени из...", но более всего явственно легко представить что будет, если "Колю вычесть из Маши" и наоборот.. Так вот трогательно, а об этом в детстве смотря на эти надписи не думали.

В через поиск по "дворовым играм" нарисуются воспоминания разных людей из разных районов, городов. Дворы все похожи тогда были, еще соперничали в одних и тех же дисциплинах за звание! Массовые игры обязывали к несметному наличию бездельников во дворе, тогда кто-то вдруг затевал игру. Сейчас ужу нельзя сопоставить с минувшим двор нынешний - ну нет теперь двора, есть непроходимые машины, собаки на пять минут вывести до и после работы, мусор которым и играть-то не хочется, и как-то неуверенно вписывающиеся в это бабушки с детьми.

Вчитаетесь, некоторые воспоминания иногда одним словом выдували на вас теплым потоком листья с того дерева!.. "Катер", конечно! Так называлась у нас фигура, когда согнутый буквой "Г" ножик вставал треугольником! "Бабки-дедки"! Помните как еще спрашивали, почему она так называется, почему то "бабка", а это "дедка"... Современные взрослые коллективные увлечения обладают одним общим свойством: о них много написано, сказано, и конца этому нет, достижение его - смысл жизни. А тем детским играм нужно было пару слов от знающего - новичку, и двигатель заводился, тарахтел до самой хлынувшей взрослости, которая потом затопила все правила, но ощущения забрались в голове куда-то выше и пуще сжались, ведь они маленькие, но самые сильные! Самые яркие!

Из множества версий и дополнений/вариаций постараемся составить маленький словарик правил игр, в которые хоть раз в жизни играл в детстве каждый.

Ножички

"Земли" (Ножички, Напильники, Стамески,.. - по названию снаряда, которым ведется игра за не имением ножа)

На земле чертится круг диаметром 1-3 метра, который делится на равные части по числу участников. Считалкой или как-то еще определяют первого водящего. Оговаривают способ бросания ножичка (стоя за ручку, за лезвие, с переворотом,.. - так регулируется сложность игры). Нужно встать на свой участок и кидать ножик в территорию соперника. При попадании (оговаривается, например: минимум 4 пальца от конца рукоятки до земли) линию воткнутого ножа в обе стороны прочерчивают до границ или кромки круга, в процессе НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя заступать за свою землю, иначе переход хода. Если прямую линию до дальнего края, стоя на своем участке, провести нельзя, попытка также считается проваленной. Из разбитого таким образом на две половины участка противник выбирает какую-то одну половину, оставшаяся половина принадлежит Вам. Предыдущая граница стирается, и ваши владения увеличиваются. Передача хода другому производится, когда ножичек не втыкается в чужую землю. Или договариваются, что все игроки ходят по 1 разу по очереди. Земля выбывшего из игры участника присоединяется к завоевателю. Выбывал из игры тот игрок, который уже не мог простоять на "своём" участке определённый отрезок времени (обычно вёлся счёт "секунд" по числу лет участника).

Вариации:

  1. Если отделить игрока от внешней окружности, достаточно попасть в оставшуюся землю столько раз, сколько у неё углов, и выиграешь! [не согласен]
  2. Если участника "отрезают от земли", т.е. его земля не граничит с дугой окружности, то "отсеченный участник" должен будет два раза совершить успешное попадание в свою землю извне круга, говорят - "соединиться с землей", и только после этого может встать на свой участок и совершать нападения на земли других участников [мне нравится, как уоки-токи!..]
  3. Если отрезался кусок, не граничащий со "своей" землёй (анклав*), то следующим ходом игрок должен был прорубить к нему "коридор" (в некоторых вариантах - такой ширины, чтобы на нем можно было устоять). Если сделать "коридор" не удавалось, то отрезанный кусок возвращался прежнему владельцу, "захват" аннулировался [интересно, что тогда земля третьего участника, через которую сделан коридор, делится пополам!.. интересно, надо попробовать]
  4. Играли в "Земли" с огурцами и без. С огурцами это когда надо разрезать, а руки не хватает. Кидаешь ножик еще раз. Если втыкается - рисуешь огурец, ставишь на него ногу и продолжаешь ту линию. Не втыкается - переход хода. Еще были планеты - это когда тебя уж зажали на твоей земле, за пределами "Земли" создаются другие планеты. Чтобы с них тебя выкурить достаточно один раз ножиком ткнуть... [интересно, надо попробовать]
  • Анклав (фр. enclave - от лат. inclavare - запирать на ключ) - территория одного государства, окружённая со всех сторон территорией другого государства либо часть территории одного государства, не имеющая с основной частью своего государства общих границ и окружённая чужой территорией. Примеры государств-анклавов: Ватикан и Сан-Марино в Италии, Лесото в ЮАР. Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом. Например, Монако, Португалия и Бруней.

"Города" (Танчики)

В игре может быть произвольное число участников, которые могут играть как каждый сам за себя, так и объединяясь в команды. В начале игры участники на некотором расстоянии друг от друга (обычно, несколько десятков метров) чертят круги на земле, внутри которых пишут название своего города. Затем игроки начинают по очереди метать нож в землю. Сначала игрок стоит на своём городе, и в том месте, куда нож воткнется в землю, он рисует фигуру, условно изображающую боевую единицу. Тип фигуры зависит от того, каким способом держался нож во время броска и каким способом производился бросок. Разнообразие фигур и способов бросков очень велико, и порой различается даже между соседними дворами. Тактика может быть сразу наступательной, или сначала оборонительной. Во втором случае игрок не выходя из своего города сперва "набрасывает" кучу разного вооружения, которое рисует вокруг города. Это вооружение предстоит сломить врагу-захватчику прежде чем сделать условленную серию бросков для захвата "голого" города. Так полезно застраховаться при игре нескольких игроков в вариант "каждый за себя", чтобы в случае ухода из своего города "А" для попытки захвата города "B" успеть назад при нападении города "С".

Нужно добраться до вражеского города и захватить, по пути уничтожая вражескую технику, аналогичными бросками.. То есть "Тигр" убивается "Тигром", "Пантера" - "Пантерой". В город, если добрался, нужно произвести сколько-то бросков подряд, типа бомбежки... Но если не воткнулся нож, то враг отбивает эти броски своими, например если для победы уcловлено 10 "кривых" бросков, завоеватель "запоролся" на 8, то владелец атакованного города сначала "вылезает", т.е. бросает эти 8 "кривых", а уж потом "идет по вражеской технике", вынуждая захватчиков к отступлению.

Примеры фигур:

  • "Солдатик","Пехота" - нож держится за кончик рукоятки, втыкается взмахом руки почти без поворотов и почти без полёта, эта фигура является самой простой, и обычно позволяется только для начинающих (к примеру, по очкам 20 пехоты = 1 танчику*);
  • "Танчик" (1 очко) - нож держится за лезвие между большим и указательным пальцами, бросается вниз с одним переворотом;
  • "Пантера" (2 очка) - лезвие прижимается указательным пальцем и мизинцем к фалангам среднего и безымянного;
  • "Тигр" (3 очка) - лезвие сжимается в кулаке;
  • "Глиста" (2 очка) - нож держится за центр тяжести кончиками большого и среднего пальцев, острие упирается в кончик указательного пальца, бросок с полупереворотом на себя;
  • "Глиста в скафандре (3 очка) - тоже, что и глиста, но полупереворот делается от себя;
  • "Катюша" (5 очков) - стандартное метание, но локоть метающей руки оттягивается назад другой рукой, проходящей за спиной;
  • "Вертолет" (10 очков) - метание осуществляется за лезвие вверх с приданием вращения;
  • "Десант", "Парашютист" (15 очков) - бросок ножа высоко вверх, рассчитанный на везение;

Воткнув нож в землю и нарисовав на ней фигуру, игрок встает на неё и производит следующий бросок. В случае промаха игрок теряет право хода и передаёт его следующему участнику. Цель игры - выстроив цепочку из фигур от своего города, добраться до вражеского, захватить вражеский город. При столкновении двух враждующих цепочек фигур между городами, игрок для продолжения своей цепочки должен укорачивать цепочку противника, втыкая во вражеские фигуры(!) нож тем же способом, которым они были поставлены. Обходить вражескую цепочку, чтобы добраться до чужого города, запрещено правилами.

После уничтожения всех фигур из вражеской цепочки, начинается штурм города. Для того чтобы захватить город, нужно поставить в него некоторое количество фигур (например, сто танков). Игрок, город которого захватили, считается проигравшим и выбывает из игры. Выигрывает тот игрок, который захватит все города.

Вариации:

  1. Соорудив достаточную оборону можно было смело потратить несколько бросков на "ядерную бомбу" (это когда бросаешь ножик/шило через весь двор в надежде, что он воткнется прямо в город соперника) [видимо, если нож воткнется, но не попадет, можно себе засчитать "парашютиста" *)]
  2. Можно играть в вариант "Острова": нож раскрывается под 90 градусов и кидается из положения "острие в землю" поддеванием вверх за рукоять так что бы, сделав оборот в воздухе, воткнулся. Только рисуются катера (встал треугольником), подлодка (если встанет на спинку рукоятки), эсминец (если входят пальцы между землёй и рукояткой, в зависимости от количества пальцев - количество палуб у эсминца) - ход в игре такой же, расстояния между островами лучше сократить ["Кораблики" на пересеченной местности! *)]

"Бабки - Дедки" (Солнышко, Жизнь)

Игроки втыкают нож в землю определёнными для каждого шага способами. Последовательность, названия и способы бросков разнились.

Пример последовательности:

  1. Три простых втыкания.
  2. Бабушка - нож на ладони, обратный бросок переворотом.
  3. Дедушка - нож на тыльной стороне ладони, обратный бросок переворотом.
  4. Булочка - нож на ладони, сжатой в кулак, лезвием направо (для правши, конечно). Бросок: рука направо и по кругу вниз.
  5. Вилочка - та же булочка, но нож на "вилке" - указательном пальце и мизинце.
  6. Стопочка - то же самое только нож на руке, как бы сжимающей стопку.
  7. Проливуха - нож на указательном и большом пальцах максимально отведенных друг от друга. Не воткнешь с первого раза - начинай сначала.
  8. Часики - нож острием на тыльную часть запястья.
  9. Дальше аналогично: локоть, плечо, 2 коленки, грудь (отсюда и далее нож острием на мякоть большого пальца левой руки на уровни груди и т.д.), подбородок, губы, нос, рот, лоб.
  10. Расческа - нож лезвием плашмя на голову, прижимается ладонью, и резко вниз. Тут тоже надо с первого раза.
  11. Солнышко - нож за лезвие подбрасывается вверх и назад, за спину.
  12. Качельки - нож за лезвие раскачивается, потом рука резко вниз и нож втыкается.
  13. Семь простых бросков, каждый из которых - прогарный.
  • Часть бросков (обычно наиболее сложные "проливуха", "расчёска" и семь последних) необходимо было выполнять с первой попытки, иначе приходилось начинать с самого начала. Переход хода осуществлялся либо при неудачном броске, либо участники бросали нож строго по очереди. Выигрывал игрок, первый завершивший последовательность бросков.

Вариации:

"Жизнь" Игра похожа на "Бабки-дедки", но каждый шаг игры означал определённый период жизни игрока (игра представляла собой своего рода гадание). Первый бросок назывался "рождение", далее следовали семь бросков по количеству лет до школы, десять бросков - "школа", один бросок - "получение паспорта", "армия" (два броска), "флот" (три) или "пожарные", "свадьба", "дети", "старость", "болезнь", "смерть", "гроб", "точка". Некоторые броски ("свадьба", "гроб") были особо сложными (с элементом случайности): нож подбрасывался с вращением высоко вверх, при этом загадывалось определённое качество невесты или гроба ("красивая", "умная", "нормальная", "дура", "Машка-алкашка"; для гроба "дубовый", "берёзовый", "сосновый" и т. п. в порядке уменьшения ценности). Выигравшего в игре нет, завершивший последовательность бросков проживает жизнь и умирает.

"Кораблики" (Танчики-Пехотки, Топорик)

  • Правила этой игры еще не очень логично выстроились, хоть и людей по поводу нее высказалось больше всего, ну что есть пока.

Играется в песочнице (или на любой горизонтальной деревянной поверхности (борт песочницы, скамейка,..) складным ножом, желательно с толстой ручкой. Нож полураскрывается буквой "Г" (под углом 90 градусов), немного втыкается кончиком острия в игровую поверхность и поддевается пальцем за кончик рукояти вверх-вперед, чтобы нож подскочил, прокрутился в воздухе и "встал". Нож, лежащий на боковой поверхности ручки, считается проваленной попыткой. В зависимости от того, как нож "встал", игроку засчитывается вариант корабля (или просто очки в случае игры на счет), который схематически рисуется на земле.

Возможные фигуры в условном порядке сложности:

  1. "Катер","Кораблик","Шлюпка","Пехота" - ножик домиком "^" (рисуется треугольник)
  2. "Батискаф","Баржа","Флажок" - нож воткнут, стоит на вертикальном лезвии "Г", ручка не касается земли - влезает 2 пальца (маленький квадратик)
  3. "Подлодка","Эсминец","Крейсер","Танчик" - ножик лежит на рукоятке лезвием вверх "L" (заостренный овал, 10 очков)
  4. "Линкор","Крепость" - ножик лежит на лезвии рукояткой вверх "L" (...20 очков)
  5. "Флаг" - стоит на рукоятке лезвием вверх "Г" = верх мастерства, чистая победа! (...)
  6. "Звезда" - нож встает на сгиб "V" концами вверх, возможно только на песке (...)
  7. "Липа" - нож втыкался, но не фиксировал положения и тут же падал
  8. "В молоко" - нож вылетал за пределы игрового пространства (лавки, песочницы)
  • При игре на счет в случае когда нож втыкается лезвием буквой "Г" количество очков равно количеству пальцев руки, которое можно поместить между землей и краем рукоятки, нож "домиком" это 1 очко, далее "+ количество пальцев" - 2,3,4,5,..

В случае статической игры на очки все понятно - набрал, скажем, 101 очко - выиграл. Без очков - не помнится, что там на песке с этими нарисованными фигурками делалось... А вот динамический вариант (как с "городами") примерно ясен: 1) с фигур возможно разное количество ходов, катер - один бросок, подлодка - два... 2) разная защищенность, например, подлодка погибает после 2 попаданий с катера...

Вариации:

  1. Можно было складывать "мощности"... 3 подлодки = линкор, 3 линкора = авианосец, 3 авианосца = атомная подлодка. У кого круче и больше флот, тот и победит.
  2. На слегка утрамбованном песке ведется счет, бросают по очереди. Примерная иерархия: 3 пехоты=1 танк, 3 танка=ракета, 3 ракеты=1 подводная лодка, 3 лодки= атомная бомба.
  3. Играет от 1 до 8 человек. По набору очков было так: 3 кораблика=лодка, 3 лодки=баржа, 3 баржи=крепость, 3 крепости = флаг, 3 флага=звезда, 3 звезды=... дальше придумывали походу и достаточно много (крейсер, флагман, город, страна, земля, планета,..) Все естественно заканчивалось "Вселенной"!
  4. С "катера" можно сделать три выстрела. Флотилии штурмовали города - начерченные на земле большие круги, в которые из начерченных же кораблей, нужно было попасть столько раз, сколько было букв в выбранном названии города. Был популярен Петропавловск-Камчатский - благо, букв очень много...
  5. В "Кораблики" на очки играли до определённого числа - 101, сколько пальцев между рукояткой и лавкой, столько и очков. Если нож вставал не падая на спинку рукоятки - 10 очков...

Мяч

Играется несколькими игроками, удобнее всего втроем, в одно баскетбольное кольцо. Размечаются линии броска по удаленности от кольца: на 3,6 и 9-очковые броски. Первый играющий может выбрать, от какой линии ему кидать. Если кинул из-за трехочковой линии и попал, ему засчитываются эти очки, и он берет мяч и снова кидает, откуда хочет. Если промахнулся (не забил), то следующий по очереди за ним играющий ловит отскочивший от щита или кольца мяч и должен кидать с того места, где поймал. Если же не забивший до него игрок вообще не попал ни по кольцу, ни по щиту, то у того отнимается 3 очка* (может быть и так, что в случае шестиочкового или девятиочкового броска при полном промахе отнимается соответственно 6 или 9!), а следующий за ним кидает, откуда хочет. Если поймал мяч после промазавшего игрока и попал, то тебе засчитывается 3 очка, и теперь бросай, откуда хочешь. Хочешь, иди подальше и нацеливайся на 6-ти или 9-ти очковый бросок, но если даже по щиту не попадешь... (см. выше) Смысл игры набрать 33 очка. Но описанным образом игра идет до 30 очков. Последние три - 31,32,33 - игрок должен забить подряд с "исходной точки" (обычно, квадрат за трехочковой линией). На это дается три попытки. Забил - выиграл, т.е. выходишь из игры победителем. Остальные участники продолжают играть до последнего "недотянувшего". Промахиваешься - переход хода, следующий по очереди участник кидает откуда хочет. Если ни с одной из трех попыток не удалось забить три мяча подряд, то очки обнуляются, игрок вынужден начинать сначала! Очень интересная игра, мы в нее целыми днями у кольца проводили!

"Вышибалы" (Гуси-лебеди)

Равное количество человек встают напротив друг друга и перекидывают мяч с целью попасть в своих соперников...

"Хали-холо"

Водящий загадывает слово, например, обозначающее животное, и описывает его, а игроки должны догадаться, о чем идет речь. Как только это произошло, "вОда" бросает мяч вверх, кричит "Хали-холо!" и убегает. Тот, кто угадал, должен поймать мяч и дать команду "стоп". А далее определить, сколько лилипутов (маленьких шажков) или великанов (больших) ему понадобится, чтобы добраться до ведущего. Если удается, то загадавший слово ранее, снова водит.

"Съедобное-несъедобное"

Игроки встают в круг и передают друг другу мяч, называя что-нибудь из еды, если участник услышал что-то несъедобное, скажем, кирпич, он должен отбить мяч, стараясь попасть в кого-нибудь из соперников. Если удалось, проигравший выбывает, последний оставшийся становится победителем.

"В Козла"

Кидаешь мяч об стену и через него перепрыгиваешь, сначала расставив ноги на ширине плеч, потом подняв одну ногу, и т.д., как фантазия подскажет.

Банки-Палки

Банки-Палки (*вынесены в следующий пост, здесь не уместились, - откроется в новом окне)

Без всего

"Испорченный телефон" Играли с удовольствием. Водящий на ухо произносит какое-либо слово первому игроку, тот передает услышанное другому, и так до последнего. Было интересно, каким это слово дойдет до последнего участника игры, и смешно, когда, например, ведущий сказал слово "беженец", а в итоге получался "автобус".

"Колечко"

Ведущий вкладывает сомкнутые ладошки с замкнутым в них колечком в ладошки остальных игроков. Одному из них он незаметно передает колечко, а когда обойдет всех кричит: "Колечко, колечко, выйди на крылечко". Тот, у кого в данный момент колечко, быстро покидает всех игроков. Задача остальных - постараться его задержать.

Здесь нужно много игроков: сначала два человека должны держась за руки ловить остальных. Пойманные также присоединяются к звену водящих, и их становится уже трое, потом все больше и больше, пока огромное количество людей, взявшись за руки, не поймают самого быстрого.

"Море волнуется"

Ведущий произносит три раза эту фразу: "- Море волнуется - раз, Море волнуется - два, Море волнуется - три!..." и заказывает у игроков изображение какой-либо фигуры (животного, растения, строения,..), например, добавляет в конце выше сказанного "- ...Дерево!". Все как-то причудливо застывают, кто интереснее! Своеобразная проверка изобретательности.

"Замри"

Желательно, чтобы играло много человек. На земле чертится линия. Ведущий, повернувшись ко всем спиной, встает возле нее, остальные выстраиваются за ней в линейку на большом расстоянии. Он произносит какую-нибудь короткую считалочку либо до конца, либо до половины и завершает ее словом "замри". Играющие должны выполнить команду. А ведущий подходит к каждому игроку по очереди и начинает смешить, рассказывать анекдоты, словом, делает так, чтобы человек пошевелился, улыбнулся и т.д. "Провинившиеся" вновь возвращаются к старту, более стойкие продолжают игру. Выигрывает тот, кто первый достигнет финальной черты.

"Царь Горы"

Количество участников - много. Суть игры заключалась в том, чтобы первым забраться на любой холм, гору,.. и не дать забраться на неё остальным участникам игры, которые в свою очередь тоже мечтают стать "царями горы", и продержаться там как можно дольше. Играть можно бесконечно. Основными приемами борьбы со стороны нападающих было хватание за ноги и скидывание вниз. Со стороны "царя", в свою очередь, не считалось зазорным мочить нападающих ногами сверху...

"Всадники"

Все Игроки делятся на пары, после чего один напарник запрыгивает на спину второго. Задача - скинуть всадника соперника с коня.

Чем еще можно поразвлекаться во дворе...

  • Перо - Можно взять перо, прилепить на кончик немного пластилина и кидать;
  • Вертолетик - спичка немного надрезается лезвием вдоль с чистого конца, туда вставляется бумажный прямоугольничек ~2 на ~5 сантиметров, надрезанный не до конца вдоль посередине, "лопасти" отгибаются в противоположные стороны, конструкция отпускается, лучше с верхнего этажа;
  • Ракета - один из видов, спичка зажимается на лавке камнем, ее головка до половины спички замотана фольгой, нагревается пламенем другой спички, фольга стартует;
Статьи по теме: