Как видят карту мира в разных странах. Карты мира — как они выглядят в разных странах. Карта мира для Южной Африки

Секреты воинских искусств (бу-дзюцу или бу-до) самураи, как и все прочие смертные на Дальнем Востоке, осваивали в рамках традиционных школ - рюха, или просто рю. Система школ, дожившая до наших дней, как, например, в каратэ, уходит корнями в раннее Средневековье и имеет прямые аналоги в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы…

В ТЕЧЕНИИ ТРАДИЦИЙ

Слово «рюха» состоит из двух иероглифов, где «рю» означает «течение» в прямом и переносном смысле, а «ха» – «школа», «секта», «группировка». Здесь подразумевается передача традиций бу-дзюцу во времени. В XVIII веке насчитывалось до девяти тысяч разнообразных рю, большей частью имевших дело с одним или несколькими конкретными видами оружия.

Изучали: кэн-дзюцу (фехтование); наи-дзюцу (искусство мгновенного обнажения меча с последующим ударом); со-дзюцу (владение копьем); начината-дзюцу (фехтование на алебардах); кю-дзюцу (стрельба из лука); ба-дзюцу (вольтижировку); сасумата-дзюцу (владение рогатиной); тичирики-дзюцу (владение палицей); бо-дзюцу (владение железной палицей); дзе-дзюцу (владение дубиной); содэгарами-дзюцу (владение багром). Кроме того, существовало множество рю, специализировавшихся на малых подручных видах оружия. К бу-дзюцу относились также дисциплины, не связанные исключительно с применением оружия: дзю-дзюцу (самооборона без оружия и с подручными видами оружия); куми-ути (борьба без оружия в доспехах); сумо (классическая силовая борьба); ходзе-дзуцу (искусство связывания противника); суиэй-дзюцу (фортификация); ходзюцу (канонирское дело); нороси-дзюцу (раскладывание сигнальных костров) или сэндзе-дзюцу (искусство маневрирования частями на поле боя).

ИЗ РУК В РУКИ, ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Школы формировались исторически, согласно принципам кровного родства (сей) или профессиональной общности (дай). Чаще всего в период зрелого и позднего Средневековья рю действовали в рамках отдельных самурайских кланов и являлись достоянием клана.

Храмы, особенно, дзенские, с их специально оборудованными залами для медитации и просторными дворами, были идеальным местом для упражнений в бу-дзюцу. В отличие от Китая, где антиманьчжурская борьба тайцинов и ихэтуаней вывела воинские искусства за рамки отдельных школ и сект, сделав их доступными для широких народных масс, японские бу-дзюцу всегда имели ярко выраженный сословный характер и развивались в русле эзотерических традиций. Простолюдинам изучать бу-дзюцу воспрещалось. Даже внутри одного клана далеко не каждый получал доступ к святая святых - тайным традициям школы (мицудэн).

Наставления отца-основателя и его ближайших преемников обычно фиксировались в рукописном свитке с иллюстрациями (макимоно), который хранился непосредственно у главы школы. Однако даже располагая подобным свитком, самостоятельно, без опытного наставника, освоить сложные комбинации приемов было делом безнадежным. Учитель в течение долгих лет передавал свои знания ученикам из рук в руки и от сердца к сердцу.

ВЫШЕ ГОР И ГЛУБЖЕ МОРЕЙ

Официальный руководитель школы назывался иэмото. Со временем система иэмото превратилась в широко разветвленный узаконенный институт, объединяющий не только традиционные воинские искусства, но и такие разнородные области, как придворная музыка, сложение пятистиший (танка), гадание, каллиграфия, живопись, пение, соколиная охота, игра в мяч, аранжировка цветов, театральные представления и т. д.

Целью создания системы иэмото была максимальная профессионализация всех занятий по цеховому признаку, выработка канонов и раздел сфер влияния между конкурентами. Целью обучения провозглашалось постижение великого Пути (Дао), присущего тем или иным предметам: мечу, копью, кулаку, цветам, чаю, бумаге и т. п. Другими словами, учитель должен был раскрыть ученикам истинное предназначение данного предмета и научить извлекать из него все преимущества, которые этот предмет может дать в земной жизни. Поскольку древнее конфуцианское правило гласит, что долг ученика перед учителем выше гор и глубже морей, авторитет иэмото был абсолютно непререкаем. Поступая в школу, ученик добровольно обрекал себя на духовное рабство, которое нередко дополнялось рабством физическим: новичкам доставалась вся грязная работа в доме учителя.

Верность господину и беспрекословное подчинение наставнику стали основой педагогической системы средневековых школ бу-дзюцу. «Когда личность, а не разум, душа, а не рассудок, избираются учителем в качестве материала для работы, все занятия обретают священный характер», - гласит одна из заповедей самураев. При такой постановке вопроса почет и уважение, оказываемые учителю, были чрезвычайно велики. «Твой отец и мать подобны небу и земле, - гласит другая заповедь. – Твои господин и учитель подобны солнцу и луне».

ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ

Обучение в родовых, семейных школах начиналось чуть ли не с младенчества, и от юного неофита не требовалось иных гарантий верности, кроме кровных уз. Традиция оттачивалась из поколения в поколение, достигая в каждом отпрыске рода предельного блеска и совершенства.

В рю, сформированных по принципу профессионального отбора, прием и посвящение осуществлялись по-иному. Многое роднит их с китайскими школами ушу. Абитуриента, если он не был лично знаком с главой школы, непременно рекомендовал кто-либо из старших учеников. Поступающий должен был представить доказательства своего благородного происхождения из семейства самурая (бунэ) или дворцовой знати (кугэ).

Далее в процессе собеседования выяснялись степень его физической и духовной подготовки и оговаривались условия занятий (большинство школ были платными). Если беседа заканчивалась обоюдным согласием сторон, поступающий расписывался кровью, а точнее, как было принято на Востоке, ставил фамильную печать под уставом школы. Правила, перечисленные в уставе, варьировали большинство положений Бусидо, делая особый упор на уважении учителя (сэнсэй) и старших по уровню мастерства (сэмпай). В любом уставе требование секретности стояло на одном из первых мест. Нарушение обязательств по отношению к школе каралось смертью. Прошедший полный курс обычно получал сертификат в виде свитка с печатью учителя, но на этом связь со школой не прерывалась, ибо считалось, что долг перед наставником оплатить в земной жизни невозможно.

В школах бу-дзюцу, за редким исключением, не существовало специальных тренировочных костюмов. Поскольку полученные навыки должны были находить применение в реальной жизни, самураи приходили на занятия в стандартном «партикулярном» платье. Обычно это были куртка с широкими рукавами (хаори) и широкие шаровары (ханама), не стеснявшие движений. Непременными деталями служили кушак и повязка на лоб для удержания волос (хатимаки). На занятия полагалось приходить босыми, хотя в быту самураи обувались в мягкие сандалии (дзюри) или в сандалии в виде дощечек на подставках (гэта).

ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО САМУРАЯ

К обучению в школе воинских искусств самурай готовился с детства. Японские дети, несмотря на искони присущее родителям конфуцианское чадолюбие, всегда росли в суровых условиях. В самурайских домах, как и в крестьянских, мальчишки зимой и летом бегали в легком платье с непокрытой головой и босиком либо в легких соломенных сандалиях. Носки (таби) выдавались только к парадным выходам. Отопление, представлявшее собой вмонтированную в пол жаровню с углями, было редкостью даже в замках. «Существуют вполне определенные методы воспитания ребенка из самурайского рода.

«С ранних лет нужно поощрять его храбрость, не следует запугивать его или обманывать. Если еще в детстве он будет мучиться тревогой и страхами, след от нанесенного ущерба останется с ним до могилы. Родители не должны слишком опекать ребенка, нельзя позволять ему обнаруживать страх при ударе грома, не нужно запрещать ему гулять в темноте. Скверное обыкновение – рассказывать ребенку страшные истории, чтобы заставить его замолчать, когда он плачет. В то же время, если ребенка слишком сильно наказывать, он вырастет робким, самоуглубленным созданием. В любом случае необходимо заботиться, чтобы он не приобрел дурных черт характера».

С младых ногтей самурая приучали не бояться темноты, одиночества, дикого зверя и нечистой силы. Классическая литература переполнена рассказами о подвигах самураев, торжествующих над коварной нечистью благодаря своему хладнокровию и мужеству. Вкус к выслеживанию, погоне, убийству прививался на охоте. Бесстрашное отношение к человеческой крови воспитывалось во время упражнений с мечом на трупах врага, на преступниках в тюрьме, а порой и на ни в чем не повинных живых бродягах и нищих крестьянах – обычай, узаконенный в печально известном эдикте Хидэеси о «праве на пробу меча» (тамэсигири). К пятнадцати годам, когда подросток проходил обряд инициации и, выбрив лоб, получал два самурайских меча, он уже был вполне подготовлен к карьере воина.

ЧТОБЫ В БОЮ БЫЛО ЛЕГКО

Учитывая подобную подготовку, самураи сравнительно легко переносили физические и моральные тяготы, которые поджидали их на начальном этапе обучения в школах бу-дзюцу. А тяготы были немалые. Месяцами длились скучные, однообразные упражнения. Постановка базовой техники новой школы даже у опытных самураев зачастую отнимала годы. Обучение по ускоренной программе не практиковалось вообще, ибо принято было считать, что каждый поступивший в данную школу должен вжиться в новую систему, полностью перестроив организм.

Дважды в год, в зимние холода и в разгар лета, в течение 8-10 дней проводились усиленные занятия – сборы, так называемые зимние (кан-кэйко) и летние учения (сетю-кэйко). В эти периоды тренировки продолжались почти круглосуточно, чередуясь с часами сидячей медитации-практики, пришедшей из дзенских монастырей. Зимой – в снегу босиком и без теплой одежды, летом – на солнцепеке, в духоте или под дождем. Так проходили сборы, и точно так же проходят они во многих школах и поныне.

Преподавание с точки зрения технических деталей было полностью подчинено канону, который не менялся в течение веков. Малейшая попытка исправить или дополнить мастера рассматривалась как вопиющее нарушение этикета. Таким образом, ученик должен был прежде всего тщательно копировать действия учителя. Далее, слово «тренировка» применительно к воинским искусствам обозначается понятием «закрепление и повторение старого», где под старым подразумеваются прежде всего заветы старых мастеров.

ПОДУШКА НА ШНУРКЕ

Методика преподавания в школах бу-дзюцу была весьма сходна с китайской. Первый этап – постановка базовой техники (кихон), закладка основ правильных движений: ударов, блоков, стоек, переходов, маневрирования. Второй этап – разучивание сложных комбинаций (рэндзюку-вадза) из нескольких элементарных приемов с завершающим ударом или броском. Далее шло разучивание сложных комплексов формальных упражнений с включением многочисленных приемов (ката), имеющих также и прикладное значение. На этой стадии предполагался активный духовный рост, способствовавший достижению совершенства.

Овладевший всем техническим арсеналом школы проходил посвящение в тайные традиции (мицудэн), если заслуживал того по мнению наставника. Далее перед ним открывались бескрайние просторы свободного варьирования сочетаний приемов и оттачивания мастерства.

В процессе обучения ученик должен был всесторонне подтвердить свои бойцовские и человеческие качества, достойно зарекомендовав себя перед учителем и старшими собратьями.

Обратимся к популярному жизнеописанию знаменитого фехтовальщика XVI века Цукахара Бокудэна. У мастера было три сына, которые с детства обучались владению мечами. Прошло время, и отец решил проверить, на что способны его наследники. На шнурке занавески, прикрывавшей вход в комнату, он поместил подушку, которая должна была упасть при легком колебании ткани. Затем отец приказал сыновьям явиться к нему в порядке старшинства. Подойдя к двери, старший сын по провисанию шнурка, конфигурации складок и прочим малозаметным признакам догадался, что над входом какой-то посторонний предмет. Протянув руку, он осторожно снял подушку, раздвинул складки занавески и вошел. Средний сын сюрприза не заметил, но, когда подушка сорвалась со шнурка, успел поймать ее в полете. Младший сын рывком откинул занавеску, и подушка шлепнулась ему на затылок – но прежде, чем она успела коснуться земли, бравый самурай рассек ее надвое мечом. «Ты, сын, мой, – сказал Бокудэн старшему, - готов к тому, чтобы встать на Путь меча. Ты, - сказал он среднему, - должен еще немало потренироваться, а ты, мой младший сын, - позор для нашего рода!»

ВО ИМЯ ДОЛГА

Среди самураев, не связанных ежедневной службой, популярно было паломничество из школы в школу с целью накопления опыта и расширения диапазона бу-дзюцу. Иногда такого рода рыцарские странствия носили агрессивный характер. В жажде утвердить славу непобедимого фехтовальщика самурай, подобно своим европейским коллегам – рыцарям, вызывал не поединок всякого, кто подворачивался под руку. Поскольку основной заповедью в большинстве рю было убийство наповал с первого удара (хиссацу), побежденному редко приходилось жаловаться на пристрастность судьи или нарушения правил. Если повод для поединка был достаточно важным, противнику посылался официальный письменный вызов с подробным и весьма напыщенным изложением мотивов. Таким же образом решались и споры между конкурирующими школами. Решительное поражение или смерть главы одной рю чаще всего приводило к возвышению другой.

Овладение секретами воинских искусств для самурая было равносильно бесконечному Пути, духовному и нравственному самосовершенствованию во имя наилучшего исполнения долга: «Тренировке человека нет конца. Бывает, что вы вдруг начинаете чувствовать себя достигшим полного совершенства и перестаете заниматься тем, чем занимались до сих пор. Между тем, кто хочет быть совершенным, тот всегда должен помнить, что он еще очень далек от этого. Только не довольствующиеся уже достигнутым и постоянно стремящиеся к высшим достижениям будут почитаться потомством за лучших из людей», - убеждает «Сокрытое в листве».

«Следует ценить золотую середину, но, когда речь идет о воинских искусствах, даже в ежедневных тренировках самурай должен неизменно чувствовать, что его мастерство превосходит мастерство соратников…»

Чаще всего в школах бу-дзюцу преподавали технику владения одним-двумя из основных видов оружия. Квалифицированный буси являлся в известном смысле универсалом и мог со своим мечом, копьем или палицей, а иногда и просто голыми руками успешно обороняться против многих противников.


Перепечатка данного материала приветствуется при следующих условиях: на сайт www.сайт будет поставлена прямая, активная, нескриптовая, незакрытая от индексирования, не запрещенная для роботов ссылка.

ссылка на данную статью -

Все очень просто: так видят мир американцы. Как мне сказала подруга, живущая в Нью-Йорке, такие карты у них в школах. Она сама впервые увидела такую карту в языковой школе. Когда она спросила у учителя, что с картой, тот ответил: а что с ней не так?

Наверное они тоже сильно удивятся, когда увидят, что на наших картах Россия не разрезана пополам, и США не находится в центре, как должна быть.

UPD: спасибо, что дополнили мои наблюдения другими картами, оказывается я многого еще не знаю)) век живи, век учись!

карта Австралии: здесь вообще нет Антарктиды!

А вот здесь есть. Может они там на голове ходят, как воображала Алиса из страны чудес?:)))

Это карта ЮАР. Им тоже не нравится Антарктида, действительно зачем нужны белые пятна на карте, тем более когда они такие обширные, и они больше твоей страны?))

Это китайская карта. Принцип такой же как и на других картах: свою страну в середину мира!

UPD2. Еще раз дополню пост одним интересным высказыванием читательницы ЖЖ elle_812 . Когда она увидела эти карты, она вспомнила один интересный разговор:
"Когда я ещё тут не жила, а была на выездном семинаре МШПИ в Париже, мы встречались с экс Генеральным Секретарём Совета Европы Катрин Лалюмьер (Catherine Lalumiere). Вот именно от неё я узнала, что во французских учебниках географическая карта выглядит так, что в центре - Франция, а по бокам - все остальные страны.
"Когда я в России увидела впервые карту мира с Россией в центре, и когда увидела её размеры по отношению к остальным странам, я была по-настоящему шокирована, ведь мы привыкли со школы, что Россия, она там, где-то сбоку, скраю (à côté), с Сибирью и снегами..." - это я вам слова Катрин Лалюмьер из своего старого блокнота показываю."

Французское видение карты мира честно говоря не очень отличается от советских, видимо сказывается географическая близость стран, относительно Австралии, ЮАР и той же Америки. Но нашел одну интересную карту, правда она столетняя, то, как видели французы в то время расположение народов на планете. Взгляните на территорию России, оказывается тогда у нас жили русо-сибиряки, на территории Казахстана - турки (видимо тюркоязычные народы), на островах Сахалин и Хоккайдо - айны. Интересно они еще живут на Сахалине?

Есть еще вот такая карта, на которых искажены реальные географические контуры (которые мы привыкли видеть), но дается представление о масштабах стран. Спасибо за ссылку.

28/03/2011

Помните, в наших школах в кабинете географии висела карта мира. Наверное, многие из вас даже представить не могли, что она может выглядеть как-то по-другому, но когда я увидел это, что-то сломалось в моем восприятии.




В се очень просто: так видят мир американцы. Как мне сказала подруга, живущая в Нью-Йорке, такие карты у них в школах. Она сама впервые увидела такую карту в языковой школе. Когда она спросила у учителя, что с картой, тот ответил: а что с ней не так?

Наверное они тоже сильно удивятся, когда увидят, что на наших картах Россия не разрезана пополам, и США не находится в центре, как должна быть.



Карта Австралии: здесь вообще нет Антарктиды!



А вот здесь есть. Может они там на голове ходят, как воображала Алиса из страны чудес?



Это карта ЮАР. Им тоже не нравится Антарктида, действительно зачем нужны белые пятна на карте, тем более когда они такие обширные, и они больше твоей страны?))



Это китайская карта. Принцип такой же как и на других картах: свою страну в середину мира!



Дополню пост одним интересным высказыванием читательницы ЖЖ elle_812. Когда она увидела эти карты, она вспомнила один интересный разговор:
"Когда я ещё тут не жила, а была на выездном семинаре МШПИ в Париже, мы встречались с экс Генеральным Секретарём Совета Европы Катрин Лалюмьер (Catherine Lalumiere). Вот именно от неё я узнала, что во французских учебниках географическая карта выглядит так, что в центре - Франция, а по бокам - все остальные страны.
"Когда я в России увидела впервые карту мира с Россией в центре, и когда увидела её размеры по отношению к остальным странам, я была по-настоящему шокирована, ведь мы привыкли со школы, что Россия, она там, где-то сбоку, скраю (à côté), с Сибирью и снегами..." - это я вам слова Катрин Лалюмьер из своего старого блокнота показываю."



Французское видение карты мира честно говоря не очень отличается от советских, видимо сказывается географическая близость стран, относительно Австралии, ЮАР и той же Америки. Но нашел одну интересную карту, правда она столетняя, то, как видели французы в то время расположение народов на планете. Взгляните на территорию России, оказывается тогда у нас жили русо-сибиряки, на территории Казахстана - турки (видимо тюркоязычные народы), на островах Сахалин и Хоккайдо - айны. Интересно они еще живут на Сахалине?

Всё очень просто: так видят мир американцы. Как мне сказала подруга, живущая в Нью-Йорке, такие карты у них в школах. Она сама впервые увидела такую карту в языковой школе. Когда она спросила у учителя, что с картой, тот ответил: а что с ней не так?

Наверное они тоже сильно удивятся, когда увидят, что на наших картах Россия не разрезана пополам, и США не находится в центре, как должна быть.



Им тоже не нравится Антарктида, действительно зачем нужны белые пятна на карте, тем более когда они такие обширные, и даже больше твоей страны?


Чилийские учёные, обратив внимание на своих соседей по Южному полушарию, также пытаются провести в своей стране географическую революцию и перевернуть планету с ног на голову. Таким образом Чили тоже поднимается на вершину мира, и это, должно быть, неплохо влияет на самосознание граждан.

Принцип такой же как и на других картах: свою страну в середину мира!


Дополню пост одним интересным высказыванием читательницы ЖЖ elle_812. Когда она увидела эти карты, она вспомнила один интересный разговор:

"Когда я ещё тут не жила, а была на выездном семинаре МШПИ в Париже, мы встречались с экс Генеральным Секретарём Совета Европы Катрин Лалюмьер. Вот именно от неё я узнала, что во французских учебниках географическая карта выглядит так, что в центре - Франция, а по бокам - все остальные страны.

"Когда я в России увидела впервые карту мира с Россией в центре, и когда увидела её размеры по отношению к остальным странам, я была по-настоящему шокирована, ведь мы привыкли со школы, что Россия, она там, где-то сбоку, с краю, с Сибирью и снегами..." - это я вам слова Катрин Лалюмьер из своего старого блокнота показываю" .


Французское видение карты мира честно говоря не очень отличается от советских, видимо сказывается географическая близость стран, относительно Австралии, ЮАР и той же Америки.

Но нашёл одну интересную карту, правда она столетняя, то, как видели французы в то время расположение народов на планете. Взгляните на территорию России, оказывается тогда у нас жили русо-сибиряки, на территории Казахстана - турки (видимо тюркоязычные народы), на островах Сахалин и Хоккайдо - айны. Интересно они ещё живут на Сахалине?

Европейская карта мира не слишком отличается от той, к которой мы привыкли: она центрируется по Гринвичу, а следовательно, немного сдвигается вправо. Положения дел это особо не меняет, разве что слегка вытесняет Магадан, Чукотку и чуть Камчатки на Западное полушарие.


Карта мира для России

Вертикальная ось мира (центрирование Запада и Востока) проходит через Москву. Обе Америки и Австралия оказываются на периферии мира. Тихий океан не воспринимается как целостное пространство.

Однако многие из нас переносят усвоенные через карту стереотипы на личное отношение к реальному миру. Мы начинаем верить, что есть страны, которые играют в мире доминирующую роль, находятся в его центре, а есть те, которые играют роль подчинённую, находятся на его периферии.

Как будет видно выше, в разных странах  карты мира сильно отличаются. Всё зависит от того, что выберет автор карты в каждом из следующих трех условий: 1) как центрировать карту относительно Запада и Востока; 2) как центрировать карту относительно Севера и Юга; 3) какой метод проекции использовать.

Статьи по теме: