Не было ни су да вдруг. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Синоним: Не было ни чарки, да вдруг ендовой

Население Нового света составляет около 1 тысячи человек. Поселок расположен в невероятно живописном месте и богат на достопримечательности.

городской пляж в Новом Свете

вид на Новый Свет с заповедника Караул-Оба

Проходная новосветского завода игристых вин

Происхождение названия

До 1912 года поселок носил название Парадиз (в переводе «рай»). Название невероятно соответствовало красоте горно-морских пейзажей и живописности бухт в здешних местах. В 1912 году поселок посетил царь Николай II. После этого местность получила название Новый Свет, как бы с намеком на параллель с открытием Колумбом Америки.

История Нового Света

Впервые поселок Парадиз упоминается в генуэзском трактате, датированном 13 веком. Далее история Нового Света находилась в общем русле исторических событий на Крымском полуострове. После присоединения Крыма к России в 1783 году первым русским владельцем Парадиза стал Б.Галлера. В 1820-х годах он продал свои владения княгине А.С.Голицыной, но вскоре она переехала в Кореиз и продала имение в Парадизе князю З.С. Херхулидзеву.

1878 год стал знаковым в истории Парадиза. Именно тогда князь Л.С.Голицын откупил часть имения Херхулидзева площадью 36 десятин и разбил здесь виноградники. Постепенно Лев Сергеевич скупал соседние со своим участки. Таким образом, к 1912 году голицынские владения в Новом Свете составили более 200 десятин. Здесь было высажено больше 600 сортов винограда, активно изучались его свойства и развивалось виноделие.

Князь Лев Голицын слыл довольно прямым, даже резким человеком и большим оригиналом. Он предпочел жизни в столице Крым, любил и хорошо разбирался в вине, обладал уникальной коллекцией старинных вещей и знаменитых мировых вин. Именно князь Л.С.Голицын стал основоположником знаменитой «Массандры», первым в России наладил выпуск игристых вин и торговал ими не только в Москве и Петербурге, но представлял на международных выставках. В Новом Свете у подножья горы Коба-Кая по приказу Голицына были сооружены грандиозные подвалы протяженностью 3 версты, в которых хранилось созданное им вино.

1917 год стал трагическим для семьи Голицыных. Часть их богатств была разграблена, часть – конфискована большевиками. Лев Сергеевич на тот момент уже был мертв. Но прах его и его супруги из фамильного склепа исчез. Есть надежда, что его просто перезахоронили, чтобы не допустить осквернения.

На сегодня поселок жив традициями виноделия (функционирует завод игристых вин) и туризмом.

Достопримечательности Нового Света

  • Завод игристых вин, основанный в 1878 году самим князем Л.С.Голицыным проводит экскурсии и дегустации для всех желающих. Также на заводе можно приобрести понравившееся вино.
  • Тропа Голицына, проложенная по краю скал, по которой проводятся регулярные пешие экскурсии.
  • Грот Шаляпина, в котором сохранились каменные арки, где при Голицыне сберегалось вино. Здесь же до революции был оборудован концертный зал, что было обусловлено отличной акустикой.
  • Зеленая бухта, в которой расположен сам поселок Новый Свет.
  • Голубая бухта и Царский пляж, которые в свое время облюбовал еще Николай II. На сегодня Голубая бухта объявлена заповедной зоной и туристов в нее не пускают. А вот с моря ею полюбоваться удастся, если заказать соответствующую морскую прогулку.
  • Синяя бухта (Разбойничья) с небольшим пляжем и сквозным гротом, в котором по легенде когда-то пираты прятали свои сокровища.
  • Памятник князю Л.С.Голицыну у проходной завода игристых вин «Новый свет».
  • Склеп Голицыных.
  • Дворец Голицына, с расположившимся в нем музеем.
  • Дворец Голицына в мавританском стиле. Именно он изображен на гербе поселка Новый Свет.
  • Реликтовые можжевеловые и сосновые рощи в окрестностях Нового Света.

В новосветских бухтах снимались эпизоды многих известных фильмов, такие как:

  • «Пираты ХХ века»;
  • «Человек-амфибия»;
  • «Три плюс два»;
  • «Спортлото-82»;
  • «Остров сокровищ» и другие.

Преимущества отдыха в Новом Свете

  • Поселок расположен в одном из самых живописных уголков Крыма.
  • Окрестности Нового Света имеют статус заповедника.
  • В окрестностях поселка находится очень много достопримечательностей, которые неспешно можно осмотреть во время отдыха.
  • Новый Свет находится в непосредственной близости от двух других приморских курортных центров: города Судак и поселка Веселое .
  • Из Нового Света в качестве сувенира можно привести фирменное игристое вино местного завода.

Недостатки отдыха в Новом Свете

  • Пляж в Новом свете небольшой и в разгар сезона с трудом вмещает отдыхающих.
  • С Новым Светом очень плохо налажено транспортное сообщение. По большому счету в поселок можно попасть только на личном авто или на такси.
  • В поселке слабо развита индустрия развлечений и общественного питания. Меню здешних кафе довольно скудное, а качество еды - низкое.
  • Цены на жилье в Новом Свете в разгар сезона довольно высокие.
  • Поселок испытывает перебои с пресной водой.

Ссылки

  • Гардероб и макияж в отпуске: сумки в помощь
  • Чемоданное настроение. Или как в поездке не чувствовать себя ишаком. , женская социальная сеть myjulia.ru

Михей Михеич Крутицкий , отставной чиновник.

Анна Тихоновна , его жена.

Настя , племянница Крутицкого.

Домна Евсигневна Мигачева , мещанка.

Елеся , ее сын.

Истукарий Лупыч Епишкин , купец-лавочник.

Фетинья Мироновна , его жена.

Лариса , дочь их.

Модест Григорьич Баклушин , молодой человек.

Петрович , мелкий стряпчий из мещан.

Тигрий Львович Лютов , квартальный.

Действие происходит лет 30 назад, на самом краю Москвы. Слева от зрителей угол полуразвалившегося одноэтажного каменного дома. На сцену выходят дверь и каменное крыльцо в три ступени и окно с железной решеткой. От угла дома идет поперек сцены забор, близ дома у забора рябина и куст тощей акации. Часть забора развалилась и открывает свободный вход в густой сад, за деревьями которого видна крыша дома купца Епишкина. На продолжении забора, посереди сцены, небольшая деревянная овощная лавка, за лавкой начинается переулок. У лавки два входа: один с лица с стеклянной дверью, другой с переулка открытый. С правой стороны, на первом плане, калитка, потом одноэтажный деревянный дом мещанки Мигачевой; перед домом, в расстоянии не более аршина, загородка, за ней подстриженная акация. В переулок видны заборы и за ними сады. Вдали панорама Москвы.

Явление первое

Епишкин и Петрович сидят у лавки и играют в шашки. Мигачева стоит у калитки своего дома.

Епишкин . Фук да в дамки. Ходи!

Петрович . Эх-ма! Прозевал.

Епишкин . Ходи!

Петрович . Ходи да ходи! Куда тут ходить? (Раздумывая.) Куда ходить?

Епишкин . Ходи!

Петрович . Пошел.

Епишкин . Вот тебе карантин, чтобы ты не тарантил.

Входит Лютов .

Убери доску!

Петрович с доской уходит в лавку.

Явление второе

Епишкин , Мигачева , Лютов .

Лютов (Мигачевой) . Там забор у тебя, а вот загородка! (Грозит пальцем.)

Мигачева . Из каких доходов, помилуйте! Кабы у меня торговля или что нечто б я… Ах, боже мой! Я бы только, Тигрий Львович, для одного вашего удовольствия…

Лютов . А? Что ты говоришь?

Мигачева . Да разве б я не окрасила? Окрасила бы, очень бы окрасила. А коли тут худо, в другом месте валится… а какая моя возможность? Чем я дышу на свете?

Лютов . Мне что за дело! Чтоб было окрашено!

Мигачева . Будет, будет, только б малость управиться. Хорошо тому, у кого довольно награблено, оченно ему можно быть исправным обывателем. Вот с кого спрашивать-то надо. Крась да мажь! У нас кому любоваться-то? И народ-то не ходит.

Лютов . Без рассуждений! Вот если завтра не будет выкрашено, я тогда посмотрю.

Мигачева . Вот и живи.

Лютов (оборачивается к каменному дому) . Уж хоть бы развалился совсем поскорее. (Пожимает плечами и, махнув рукой, отворачивается.) Эх, обыватели!

Епишкин . Тигрию Львовичу наше почтение.

Лютов . Здравствуй, Истукарий Лупыч! (Подает руку.) Тебе-то, братец, уж стыдно! Забор-то не загородишь: ведь точно ворота проезжие.

Епишкин . Оно точно, что я оплошал: он маленько развалился, а мне невдомек было; так ваша ж команда на дрова себе растаскала.

Лютов . Загороди, братец.

Епишкин . Вы себя беспокоить не извольте, будет в порядке. Признаться, теперь в голове-то не то, об этих глупостях и думать-то не хочется.

Лютов . Не глупости, братец, коли начальство тебе приказывает.

Епишкин . Понимаем, Тигрий Львович, да ведь уж и обязанностей-то наших больно много. Ежели счесть теперь все повинности да провинности, оклады да наклады, поборы да недоборы, торжества да празднества, - так ведь можно и пожалеть по человечеству. С одного-то вола семи шкур не дерут.

Лютов . Разве я тебя не жалею? Я тебя ж берегу; деревья у тебя в саду большие, вдруг кому-нибудь место понравится: дай, скажет, удавиться попробую.

Епишкин . Верно изволите говорить; местоположение заманчивое для этого занятия. Такой сад, что ни на что окромя и не годен. Я уж и то каждое утро этих самых фруктов поглядываю.

Лютов . Ну, так ты народ-то не искушай! Следствие, братец; понял? А я тебе этой беды не желаю.

Епишкин . Уж что говорить! Ну, да, думаю, бог милостив.

Лютов . Кабы ты чистый человек, а то… Я, братец, ничего не знаю, я ничего не знаю, а, чай, слышал, какой разговор-то про тебя насчет притону-то?

Епишкин . Мало ли всяких разговоров-то! И про ваше благородие тоже кой-что поговаривают; да мы, признаться, внимания не берем и слушать-то.

Лютов . Так уж ты загороди; побереги хоть меня-то, коль себя не бережешь; с нас тоже ведь спрашивают.

Епишкин . Не извольте беспокоиться! Стоит ли об таких пустяках разговаривать! Милости просим на полчасика! Особенной попотчевать могу.

Лютов . Попозже зайду, теперь некогда. (Подает руку.)

Епишкин . Как угодно-с. Завсегда рады, завсегда вы у нас первый гость. Поискать еще таких-то благодетелев.

Лютов уходит.

Терпит же ведь земля, господи! (Уходит в лавку.)

Из лавки выходит Фетинья .

Явление третье

Мигачева и Фетинья .

Мигачева . Здравствуйте, матушка Фетинья Мироновна!

Фетинья (гордо) . Здравствуй!

Мигачева . Куда бог несет?

Фетинья . Так, для воздуху, у лавочки посидеть. А ты куда?

Мигачева . Куда мне! Сына поглядываю.

Фетинья . На что он тебе?

Мигачева . Поругать хочется, Фетинья Мироновна.

Фетинья . После поругаешь, не к спеху дело.

Мигачева . Боюсь, сердце-то пройдет; сердце-то у меня круто, да отходчиво. А теперь бы он мне в самый раз попался: в расстройстве я.

Фетинья (подходя) . Что так?

Мигачева . Квартальный, матушка, разобидел; пристает, забор красить, отдыху не дает. Какие мои доходы, сами знаете: один дом, да и тот валится. Четверо жильцов, а что в них проку-то! Вот, Петрович - самый первый жилец, а и тот только за два с четвертаком живет. Ну, опять возьмите вы поземельные. Все б еще ничего, да ведь дом-то заложен, процент одолел.

Фетинья . Заложен?

Мигачева . Заложен.

Фетинья . Скажите!

Мигачева . Третий год я вам говорю, Фетинья Мироновна, одно и то же, а вы все будто не слыхали, да все удивляетесь.

Фетинья . Ах, редкости какие! Коли у меня такой характер, что ж мне делать-то! А то так тебе и дать одной все пoряду говорить! Этак ты всю материю скоро расскажешь. А нынче день-то год, пущай поговорим, куда нам торопиться-то; а время-то и пройдет, будто дело делали.

Мигачева . Помощник-то у меня, сами знаете, один.

Фетинья . Один? И то ведь один.

Мигачева . Да и тот неважный, так, какая-то балалайка бесструнная. Ну, еще по дому кой-что хозяйничает, а уж на стороне достать что-нибудь, на это разуму у него нет. Думала в люди отдать, хоть в лавку, да сама ни при чем останешься. А он все-таки и подбелит, и подкрасит, и подколотит.

Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (31 марта (12 апреля) 1823 - 2 (14) июня 1886) - русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Александр Островский
«Не было ни гроша, да вдруг алтын»

Тульский областной драматический театр им. М. Горького.
Постановка - Леопольд Арзуньян.

Исполнители:
Ведущий - Андрей Мартынов;
Анна Тихоновна, его жена - Римма Асфандиярова;
Михей Михеич Крутицкий, отставной чиновник - Владимир Башкин;
Настя, племянница Крутицкого - Елена Кондратьева;
Домна Евсигневна Мигачева, мещанка - Татьяна Демидова;
Елеся, её сын - Юрий Клименко;
Истукарий Лупыч Епишкин, купец-лавочник - Евгений Басин;
Фетинья Мироновна, его жена - Евгения Пчёлкина;
Лариса, их дочь - Галина Росихина;
Модест Григорьич Баклушин, молодой человек - Александр Шорохов;
Петрович, мелкий стряпчий из мещан - Александр Белов;
Тигрий Львович Лютов, квартальный - Николай Горюнов;
Разновесов, солидная личность - Борис Юрков.

Год записи: 1979
http://radiosp.ru/spec/1435

Аннотация:
Настенька приезжает к скупому дяде от крёстной, которая взяла её к себе после того как дядю отставили со службы за взятки. Но крёстная беспокоилась, что красота Насти отвлечёт женихов от её дочек, и прогнала её. Крутицкий не даёт ей с Анной ни грошика и уверяет, что он бедняк. Соседи (бедная Мигачева, которая постоянно ругает сына-шалопая Елесю и чопорная Фетинья - жена торговца «тёмным товаром» с дочерью-красавицей, но круглой дурочкой (по мнению матери) Ларисой, и Петрович - друг Елеси, в своё время ограбленный Крутицким) подозревают, что у Крутицкого есть деньги, но он очень скуп. В это время Настя встречает своего бывшего жениха - Баклушина, но из гордости не признаётся, что живёт в бедности. Тот узнаёт её адрес у Епишкина и хочет прийти. Крутицкий заставляет Анну и Настеньку идти просить милостыню. Исполняя это, они встретили купца, который даёт им 10 рублей и говорит что хочет прийти к ним «поговорить». На эти деньги Настенька накупает чая и платков, чтобы принять Баклушина. Елеся же забирается в сад к Ларисе и целует её, но их застает Фетинья и, решив пойти на мировую, договаривается с Мигачевой о женитьбе молодых людей. «На радостях» они, застав Баклушина в гостях у Крутицких, оскорбляют Настю и упоминают о её побирательстве. Бедная Настя стоит как убитая, а Анна спрашивает Модеста, хочет ли он её спасти. Но тут выясняется, что ему нужна богатая невеста, но он обещает подумать. Через некоторое время приходит купец, а вскоре и Баклушин. Настя отвергает его любовь и соглашается уехать к купцу. Тут Елеся, крася забор, окрашивает и Фетинью. Та кричит, что он сделал это специально, и уводит Ларису. Ночью Петрович запугивает Крутицкого, и тот, убегая от него, теряет из шинели, в которой хранил деньги, несколько тысяч. Елеся их находит и на крики скупца отвечает криками. Их уводят приставы и отдают Елесе третью часть. Но Крутицкий впадает в тоску и вешается в саду. В то время, как Елеся зовет Анну к телу мужа, а Настя собирается ехать к купцу, к ней приходит Модест и рассказывает, что он любит её, но должен одному ростовщику миллион рублей. Та прощает его, но тут возвращается Анна с горестной вестью. Оказывается, что Баклушин был должен именно Крутицкому, у которого нашли кучу денег. Молодые люди обручаются, а Елеся, по настоянию мужа Фетиньи Мироновны Епишкина, женится таки на Ларисе.

не было ни гроша, да вдруг что?

Альтернативные описания

. (алтынник) старинная русская денежно-счетная единица

В старину: монета в три копейки

Денежная единица в 6 денег, позднее - в 3 копейки, а также мелкая серебряная монета такого достоинства

От татарского «алты» - шесть, старинная монета в шесть «денег» или 3 копейки

Старинная русская монета

Пошел за тын да потерял...

Неожиданное богатство, когда гроша не было

. «пошел Мартын за тын да потерял...» (посл.)

Пьеса русского писателя А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг...»

Название этой старинной русской монеты произошло от татарского слова «золото»

. «... серебра не ломит ребра» (посл.)

Монета в три копейки (устар.)

Три копейки на Руси

Три копейки в XIX веке

Три копейки

Три копейки при Петре

Богатство вместо гроша

. «... серебра не ломит ребра»

Устаревшая трехкопеечная монета

Три копейки наших предков

. «не было ни гроша, да вдруг...» (посл.)

Старое название монеты в три копейки

Трехкопеечная монета на Руси

Медяк в шесть грошей

Старорусская трехкопеечная монета

Старое название трех копеек

Три копейки в старину

Трехгрошовая монета

Счастье, которое привалило когда не было ни гроша

Дюжина полушек

Старинная медная монета

Три копейки ему цена

Три копейки нумизмата

Шесть грошей

Старинная русская монета в три копейки

Золото по-татарски

Три копейки

Неожиданное богатство, когда гроша не было

. "... серебра не ломит ребра"

. "... серебра не ломит ребра" (посл.)

. "Не было ни гроша, да вдруг..." (посл.)

. "Пошел за тын да потерял..."

. "пошел Мартын за тын да потерял..." (посл.)

М. татарск. (золото? шесть?) бывшая серебр. монета в денег или в копейки. Название пятиалтынный осталось доныне; грош, деньга, полушка или пул исчезли, как алтын, и поминаются почти только в поговорках, как древние куны и мордки, напр. За морем телушка полушка, да рубль перевозу. За пол-ушка ни полуполушки (скороговорка). Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда их и день. Пикула ни пула. Нужда куны родит. Не дам ни мордки. За эту бородку давали две новгородки, да третью ладожанку и пр. Но местами счет на алтыны еще сохранился, особ. между бабами; поминают алтыны и в поговорках. него алтынного за грош не уторгуешь. него каждая копейка алтынным гвоздем прибита. Он с алтынным под полтину подъезжает. По-латыни два алтына, а по-русски шесть копеек, отвечают бестолковому. Жалеть алтына отдать полтину, т. е. больше убытка будет. Не пожалеть за рубль алтына, не придет рубль, так придет полтина. Алтыном постановка спора, без денег не обзаведешься. От кума алтын, от кумы полотно, на крестинах. алтыном воюют, без алтына горюют. Потерял Мартын отцов алтын. Это алтынное дело. На алтын да на грош не много утрешь, или съешь. Счастья алтыном не купишь. Алтын Мартыну ни сапоги подшить, ни скоба подковать. алтыном сиди под тыном, притаись. Не стоит алтына, а тянется за полтиной. Алтынная кошка полтинную часть тянет. На три алтына торгу, а на пять долгу. На алтын товару, а на рубль раструски. Продал на деньгу, проел на алтын. Возьми сорок алтын: "Сорочи не сорочи, а меньше рубля не отдам", дразнят бестолковых торговок за счет сороками да алтынами. Алтынного вора вешают, полтинного чествуют. Пить бы на полтину, да нет ни алтына. Счастье бедному алтын, богатому миллион. Этот алтын не того рубля. Хорош богатырь: пьян с вина на алтын. Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда. Алтынник м. алтынная монета, ныне копейка серебром; алтынник м. алтынница ж. алтынщик м. алтынщица ж. скупец, скряга, крохобор; корыстник, мелочной и низкий взяточник. Подьячий с приписью: урывай-алтынник. Алтынничать, жадно и скупо вымогать и добывать деньгу. Алтынничанье ср. действие по значению глаг. Ты опять заалтынничал. Доалтынничаешь (или доалтынничаешься) до беды. Изалтынничался купчина. Много ли наалтынничал? Поалтынничать было еще. Итак весь день проалтынничал: весь проалтынничался, проторговался

Название этой старинной русской монеты произошло от татарского слова "золото"

Не было ни гроша, да вдруг что

От татарского "алты" - шесть, старинная монета в шесть "денег" или 3 копейки

Пьеса русского писателя А. Н. Островского "Не было ни гроша, да вдруг..."

Старые три копейки

Устаревшая трехкопеечн. монета

Статьи по теме: