Поле для настольной игры представляет собой квадрат. «Монополия» — старейшая из новейших настольных игр. Самодельная настольная игра «Кто быстрее?»

Ненадолго выползли в офлайн и составили руководство по настольным играм: собрали двадцать четыре варианта на любой вкус и случай.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Прямым текстом

Сумел вырваться из Матрицы и увидеть, какими разными и интересными бывают настольные игры. Устраивал войну крестьян на полях под Каркассоном и сажал в тюрьму адмиралов и президентов. Проходил игры в реальном времени, пользуясь только смекалкой и тачпадом. Математик и инженер, в играх ценит прежде всего хорошую механику и оригинальный геймплей.

У геймеров есть отзывы в Steam , у киноманов — Metacritic и «томаты», а кого спрашивать про настолки, непонятно. На профильных сайтах и в блогах редко вспоминают игры для новичков, поэтому приходится полагаться на мнение консультантов в магазинах.

Советы продавцов, к их чести, скорее полезны, но ограничены ассортиментом конкретной торговой точки. Поэтому я решил написать полноценное руководство по выбору игры, подходящей именно для вашей компании. В финальный список вошли двадцать четыре настолки — простые и сложные. Все они переведены на русский и доступны в розничной продаже, так что найти их легко.

Но сначала — три важных совета.

Три заповеди настолок

Не верьте магии франшиз. Вы любите Resident Evil , комиксы Marvel или, например, «Метро-2033 ». Хотите увидеть в игре знакомых персонажей? Увы, скорее всего, вам достанется посредственная игра. По «Игре престолов» есть и хорошие, и заурядные настолки. Сериалу Battlestar Galactica , напротив, очень повезло. Качество настолки зависит от опыта авторов и репутации издателя гораздо больше, чем от громкого названия.

Подумайте, с кем будете играть. Настолки — социальное хобби. Вам потребуется хотя бы один товарищ, готовый потратить от часа до целого дня на тасование карт и перемещение фигурок. Честно спросите себя: а готовы ли ваши друзья сажать грядки в «Агриколе», всем ли понравится игра про зомби? Наберётся ли толпа желающих на игру, которая требует шестерых участников? Если нет подходящей компании, даже самая классная настолка будет собирать пыль на полке.

Будьте терпеливы и запаситесь временем . Вам придётся разобраться в правилах и быть готовым разъяснять нюансы. Просить остальных почитать про игру заранее бессмысленно, уж поверьте. Не верьте цифрам на упаковке: на первую партию в приличную игру у вас уйдёт минимум на час больше обещанного. Если времени нет — ограничьтесь простыми играми. В правилах настолок на большую компанию реально разобраться на ходу.

Я сам продавал настольные игры и за время работы в магазине понял, что есть определённые запросы от новичков, возникающие снова и снова. По этим запросам я разбил рекомендации на восемь тематических блоков и в каждом блоке рекомендую три игры: простые, интересные и не самые дорогие, подходящие под конкретную тему или компанию. Статья не резиновая, поэтому многие значимые игры («Колонизаторы », «Манчкин », перехваленная «Монополия ») не войдут в этот список. Я старался включать в него не самые известные, но хорошие игры, что знакомят с популярными механиками и не надоедают после десятка партий.

Свободные ассоциации: «Кодовые имена», «Диксит», «Мистериум»

Игру в загадки и «Крокодила» мы знаем с детства. Современные версии этих игр ничем, за исключением пары нюансов, не отличаются от классики: используя несколько слов (или вообще без них), вы должны донести до остальных некое послание. В ход идут не только карточки со словами (как в Activity и Alias ), но и шикарные иллюстрации. Игры в ассоциации равно пользуются любовью и у мальчиков, и у девочек и поддерживают много участников. Если вы прощупываете почву и ищете новых игроков в свою компанию — захватите коробку на вечеринку.

«Кодовые имена»

«Кодовые имена». На столе выкладывается квадрат 5×5 из карточек со словами, и игроки делятся на две команды. Капитаны команд должны с помощью коротких ассоциаций подсказать часть выложенных слов своим соратникам — раньше, чем соперники отгадают свои. Ошибки и неточности передают ход другой стороне.

«Диксит»

«Диксит». Невероятно красивая французская игра с сюрреалистичными иллюстрациями. Игроки по очереди дают ассоциации на картинки и должны стремиться к тому, чтобы отгадывали как можно меньше участников (но хотя бы один). Счёт идёт на очки, но фишка не в победе, а в самом процессе. У игры есть пиратский клон — «Имаджинариум».

«Мистериум»

«Мистериум». Очень похож на «Диксит», но более тематичен. По сюжету с медиумами пытается связаться призрак, ставший свидетелем убийства. Сообщить подробности можно с помощью карт ассоциаций. Призрак обязан молчать, медиумы могут совещаться и должны в итоге определить место преступления, виновника и орудие убийства.

Вместо «Мафии»: «Сопротивление», «Находка для шпиона», «Цитадели»

«Мафия» — это всегда бурные эмоции, споры и драматичный финал, но у этой популярной игры есть свои недостатки. Важные решения (куда стрелять, кого проверять) приходится принимать, опираясь только на характер участников и их поведение. Убитые мафией вынуждены скучать до начала следующей партии. Есть игры, лишённые этих недостатков, но всё ещё напоминающие по духу знаменитую салонную игру. Они отлично подойдут для большой компании на празднике и не требуют наличия ведущего. Стрелять по «мирным жителям» можно, основываясь на действиях, а не только словах.

«Сопротивление»

«Сопротивление». Повстанцы сражаются с тоталитарной империей, но в её рядах действуют шпионы. На каждую миссию общим голосованием собирается команда. Затем её члены тайно выбирают исход миссии. Агенты правительства могут провалить миссию, а могут завоевать доверие ради права на следующие ходы. Для успеха революционеры должны успешно выполнить три задания из пяти.

«Находка для шпиона»

«Находка для шпиона». Всем участникам игры раздают по карточке. На всех, кроме одной, нарисовано какое-то место: больница, овощебаза или космическая станция. На последней карточке нарисован шпион. Затем игроки по очереди задают друг другу любые вопросы («Куришь ли ты на работе?», «Как тебе наш директор?»). Задача «мирных жителей» — вычислить шпиона. Задача шпиона — понять, где он находится.

«Цитадели»

«Цитадели». Это уже не совсем «Мафия», но здесь тоже есть тайные роли. Цель игры — построить самые богатые кварталы в городе, собрав нужные суммы монет и найдя хорошие карты со зданиями в колоде. Каждый ход игроки разбирают роли из общей колоды и могут изрядно напакостить друг другу: украсть монеты, лишить хода или снести квартал-другой.

Немного безумия: «Эпичные схватки боевых магов», «Таверна "Красный дракон"», «За бортом»

В этом списке — игры, со стороны кажущиеся немного неадекватными. Всю партию вы будете совершать аморальные поступки и не столько стремиться к победе, сколько мешать остальным добиться хоть чего-нибудь. Подойдут и пьяной, и трезвой компании весёлых и не обидчивых ребят. С детьми в такое играть не стоит: тут и чёрный юмор, и алкоголь, и кровь-кишки во все стороны. Правила уже посложнее, чем в играх выше, но их всё ещё можно понять на лету. В буклете «Манчкина » (он тоже относится к этой категории) и вовсе написано: нарушайте правила, пока никто не видит.

«Эпичные схватки боевых магов»

«Эпичные схватки боевых магов». Коротко о сеттинге: мультсериал про Hearthstone и Magic: the Gathering на канале Adult Swim. Колдуны собирают заклинания из трёх частей, шарашат друг по дружке файрболами из младенцев и снимают скальпы. За комбинации стихий и удачные броски кубика колдуны получают дополнительные заряды бодрости и могут разжиться артефактами разной степени бесполезности.

«Таверна "Красный дракон"»

«Таверна "Красный дракон"». Представьте себе финал классического фэнтези. Герои победили страшное зло и уносят в мешках заработанное золото. Что делать дальше? Конечно же, пропить его в таверне! Выбирайте персонажа (полурослик-плут, храбрая паладинка и прочая, и прочая, каждый со своими сильными и слабыми сторонами) и следите за состоянием его здоровья, уровнем опьянения и монетами в кошельке. Цель — остаться последним героем, устоявшим на ногах.

«За бортом»

«За бортом» . После кораблекрушения вы оказываетесь в шлюпке и вместе с такими же горемыками пытаетесь доплыть до большой земли, попутно воруя вещи из общего сундука, сражаясь за воду и право сидеть под зонтиком. В игре можно красть, шантажировать команду, бить женщин и детей, кормить акул и даже поедать неугодных товарищей.

На двоих: «Каркассон», «Звёздные империи», «Стальная арена»

Не самый частый, но регулярный запрос. Все игры выше подходят для большой компании: от четырёх человек и больше. А если вас только двое? Некоторые игры позволяют играть впятером, но раскрываются именно при игре один на один. Игра вдвоём — это всегда игра на победу, пусть маленькое, но соревнование. Счёт идёт на очки или до уничтожения сил соперника. Я намеренно не включал сюда коллекционные карточные игры и варгеймы, хотя по смыслу они именно в этой категории. Она самая тесная: очень много игр здесь не поместилось, потому что они могут оказаться сложными для новичков (например, Netrunner или Mage Wars ).

«Каркассон»

«Каркассон». Бессмертный хит про замки и крестьян лучше всего играется именно вдвоём. Ход за ходом вы по принципу домино составляете из квадратов местности средневековый пейзаж, попутно занимая дороги и постройки своими фишками. За достроенные объекты вы получаете очки. Можно и нужно саботировать строительство противника и пытаться разделить с ним самые «вкусные» замки.

«Звёздные империи»

«Звёздные империи». Динамичная колодостроительная игра: начиная с карт простеньких истребителей, вы будете собирать в колоду всё новые и новые корабли, нападая с ними на соперника. Карты принадлежат четырём фракциям: одна лучше атакует, другая лечит, третья позволяет добирать карты, четвёртая — избавляться от ненужных. С двумя коробками игры можно играть против «босса», управляемого нехитрым алгоритмом.

«Стальная арена»

«Стальная арена». В далёком будущем на шестиугольной свалке каждую пятницу собираются роботы и выясняют, у кого титан крепче. Детали валяются повсюду: это и оружие, и броня, и возможности для хитрых передвижений по арене. Каждый модуль — это очко здоровья, и удачная атака лишает противника части возможностей. Модули могут перегреваться и выходить из строя. Полные правила исключают из игры влияние фактора случайности: всё зависит от вашего ума и хитрости.

Карточные игры: «Берсерк», «Эволюция», Pixel Tactics

Если любите Hearthstone и «Гвинт» — вы уже фанат настольных игр. Не поленитесь ознакомиться с классикой (в первую очередь Magic: the Gathering ). Но сейчас мы говорим о неколлекционных играх: интересные и сложные механики есть и в обычных карточных настолках. Значительная часть из них никогда на русский язык не переводилась, но есть приятные исключения. Скорее всего, вам понадобится такой же фанат — со случайными людьми в карточные настолки играть попросту скучно.

«Берсерк»

«Берсерк». Безвременно почившая карточная игра всё ещё прекрасна. Не нужно покупать бустеры — в продаже до сих пор встречаются наборы с несколькими готовыми колодами. Игровой процесс напоминает боёвку King’s Bounty : перемещение по небольшой арене, удары, активации способностей. Новая инкарнация коллекционного «Берсерка» — уже совсем другая игра, этакий настольный Hearthstone. Она тоже интересная, но в наш список не войдёт.

«Эволюция»

«Эволюция». Выживает сильнейший! В этой игре вы создаёте популяции животных и добавляете им полезные свойства — всё, чтобы пережить холодную зиму. Количество животных ограничивается размером кормовой базы и хищниками, которых создают сами игроки. А съеденная вашими зверями пища превращается в победные очки. Важно! У этой игры есть две версии, и я строго рекомендую играть в доработанную «Эволюция. Естественный отбор» — она превосходит первую версию и оформлением, и механикой.

Pixel Tactics

Pixel Tactics. Настольная JRPG в миниатюре. Вы расставляете пиксельных человечков на поле 3×3 и атакуете вражеского лидера до победного конца. Игра помещается в кармане, но поражает разнообразием. Каждая карта может быть разыграна пятью разными способами: как лидер, как боец первого ряда, фланга или тыла или же как одноразовое событие-приказ. Второй набор Pixel Tactics 2 полностью самостоятелен и добавляет в игру новых бойцов.

Европейская школа: «Каменный век», Ticket to Ride, «7 чудес»

Европейский (или немецкий) стиль — это, как правило, экономическая игра, где нельзя воевать и вообще вредить противникам напрямую. В ходе партии вы добываете ресурсы, меняете их на товары и победные очки, строите домики. Огород соседа поджечь не выйдет, но конкуренция в таких играх очень сильная. В «Агриколе » игрок даже получает штраф, если не засадит все клетки овощами или не построит там загоны для скота.

Евроигры обычно оформлены куда скромнее американских настолок, но зато требовательнее к интеллекту. Если вы любите градостроительные симуляторы и стратегии вроде Stronghold , обратите внимание на эти игры.

«Каменный век»

«Каменный век» , или «100 000 лет до нашей эры» в предыдущей редакции. Вам достаются пятеро лохматых человечков. Можете отправлять их за деревом, глиной и камнями, а потом строить домики, точить инструменты и охотиться на мамонтов, изобретать колесо. И, конечно, заходить в хижину вдвоём, а выходить уже втроём. Игра очень красивая, особенно фишки ресурсов — маленькие золотые слитки, кирпичики и камни.

Ticket to Ride

Ticket to Ride. На огромной карте (чаще всего Европы или США, но их вышло уже очень много) вы по очереди выкладываете цепочки из вагончиков — или добираете карты, если не хватает на маршрут. Маршруты требуют доставить пассажиров из Москвы в Рим, из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, но путей на всех не хватит — придётся ставить станции и прощаться с частью победных очков.

«7 чудес»

«7 чудес». Главная механика этой игры — драфт. Трижды за игру вы получаете стопку карт с постройками, выбираете лучшую и передаёте остальные соседу. Другой сосед передает вам свою стопку. И так далее. Здания требуют ресурсов, но при строительстве они не тратятся: если у вас есть карьер, камень не заканчивается. Можно уйти в науку или военное дело и получить дополнительные очки.

А если посложнее? «Генералы: Вторая мировая», «Подземелье», «Кубарем по галактике»

Если вы уверены в себе и своих друзьях, можете начинать сразу с серьёзных игр, но и тут лучше выбрать что-то быстрое. Примерно раз в год-два появляется новая игра со всеми достоинствами масштабных «монстров», только её можно разложить за час-полтора. Axis and Allies , Descent , Race for the Galaxy — увлекательные игры, но я бы не советовал начинать знакомство с настолками с чтения их правил. Игры в списке ниже прекрасно реализуют подобные механики, почти не теряя в глубине. Разбираться всё равно придётся, но уже после первой партии вы поймёте почти все нюансы.

«Кубарем по галактике»

«Кубарем по галактике». Доступная версия сложной карточной настолки. Разноцветные кубики-рабочие могут колонизировать миры, продвигать улучшения и торговать редкими товарами, но нуждаются в чутком руководстве. Для успеха нужны чёткий план и интуиция: за один ход можно задействовать лишь одну группу рабочих, а чтобы использовать остальных, придётся угадать ход противника.

Хардкор — значит хардкор! «Игра престолов», «Древний ужас», «Мёртвый сезон»

Тем, кто всегда выбирает высшую сложность в видеоиграх, настольные могут предложить настоящие испытания. Обычно никому не рекомендую начинать с хардкора, но знаю слишком много счастливых историй, в которых «настольное» хобби начиналось с самых сложных игр. Сажать новичков за игру с тридцатистраничным буклетом правил, конечно, не лучшая идея, но одни настолки подходят для этого лучше, чем другие. Все игры в этой группе были опробованы мной на полнейших новичках, и «жертвы» всегда оставались в восторге.

». По всему миру происходят странные события, и лишь немногие понимают, что это знаки, предвещающие явление древнего зла. Вы (совместно с другими сыщиками) должны разгадать три тайны и запечатать врата между двумя реальностями. boardgamegeek.com — главный мировой портал о настольных играх. На обоих сайтах есть рейтинг игр, постоянно появляются статьи и сведения о новинках, красочные описания партий. Из блогов отдельно рекомендую заметки Владимирса из Латвии (зарубежные новинки) и «Две фишки» (семейные игры и головоломки). У обоих авторов отличный вкус и широкий кругозор.

Я играю в настольные игры уже больше десяти лет и убеждён, что это увлечение подходит если не всем, то очень многим — нужно только найти свой жанр. Настолки — это море веселья, и я только наметил маршрут для вашего круиза. Счастливого пути!

Процесс игры в «Пентаго» может напомнить кому-либо процесс игры с калейдоскопом: десять частей игрового поля постоянно вращаются и каждый ход на него добавляются всё новые и новые элементы. Кроме того, игра чем-то напоминает отечественную компьютерную игру «цветные линии», отнявшую огромное количество человеко-часов по всем офисам в конце девяностых.

Принцип Пентаго

Игровое поле представляет собой квадрат, составленный из девяти квадратов 3×3 ячейки. В каждую из ячеек может быть помещена цветная фишка и каждый из квадратов по отдельности может быть повёрнут вокруг своей оси. На базе этого и строится несколько игр:
  • Традиционное «Пентаго», когда игроки по очереди кладут по одной фишке на поле и вращают один блок. Задача - сложить пять фишек «своего» цвета в ряд по диагонали, вертикали или горизонтали. Игра требует весьма серьёзного логического анализа и хорошего системного мышления - одним словом, то что нужно для развития детей или же прекрасной тренировки ума взрослых.
  • Вариации традиционной игры для большого количества игроков: все против всех и в разы более интересная командная игра, которая позволяет не только развить собственные интеллектуальные способности, но и научиться понимать замыслы других людей.
  • Вариация с восстановлением рисунка, когда один из игроков складывает рисунок и показывает его другим, а затем вынимает одну или несколько фишек и делает одно или несколько вращений «в закрытую». Задача остальных - восстановить рисунок в минимум действий.
  • Детский вариант «Пентаго», когда родители складывают из фишек рисунок, а затем ребёнок восстанавливает его как в предыдущем варианте.
  • Резюме

    «Пентаго» - это уже завоевавшая всемирную популярность игра, которая может доставить множество приятных часов ребёнку, небольшой молодёжной компании, нескольким взрослым игрокам или же может быть использована в качестве семейной. «Пентаго», как и многие другие игры на пространственное мышление особенно рекомендуется родителям, заботящимся о гармоничном и всестороннем развитии своих детей. Просто проведите пару партий в эту игру - и вы сразу же поймёте, насколько интересной она может быть.








    Нарды

    Традиционная игра
    Тип: соревновательная игра для двух игроков
    Уровень сложности: высокий
    Создатель: неизвестен (информация утеряна во времени)
    Фактор везения: умеренный

    Описание: соревновательная игра сродни парчиси. В отличие от парчиси, игроков всего двое, но в их распоряжении больше четырех фишек, и все они находятся на доске с начала игры. Блокировка соперника является важной частью игры, а возможность играть на ставки добавляет азарта. В результате стратегия имеет гораздо большее значение в игре, чем кажется на первый взгляд.

    Обзор игры

    На первый взгляд кажется, что нарды не имеют ничего общего с играми вроде парчиси, но их основные правила действительно похожи. Два игрока по очереди бросают кубики и перемещают фишки по кругу в одном направлении. Выпавший результат можно разделить, чтобы походить двумя фишками, или переместить одну фишку дважды.

    В отличие от парчиси, игроки перемещаются по доске в противоположных друг от друга направлениях. Несколько шашек (фишек) одного игрока могут занимать одну ячейку, блокируя перемещение шашек соперника на этот участок (но не через него). Дубль считается как четыре кубика с выпавшим числом, а значит игрок может ходить вдвое больше.

    В начале игры на поле выставляются все шашки, что выгодно отличает нарды от парчиси с ее затянутым, постепенным введением фишек, сильно зависящим от везения игрока. Ячейка, на которой стоит всего одна шашка, называется «блот». Если на ней останавливается шашка соперника, блот считается побитым и кладется на «бар» – перегородку между полями игроков. В свой ход владелец побитой шашки должен первым делом «зарядить» ее – вернуть на поле в «доме» соперника. При этом шашку можно поставить только на те ячейки, номера которых выпали на кубиках.
    По ходу игры становится все сложнее избежать захвата ячеек, но грамотная расстановка шашек позволяет существенно сократить риски. При наличии хотя бы одной побитой шашки, игрок не может ходить, пока не вернет ее на поле. Однако, если обе ячейки, соответствующие выпавшим числам, заняты двумя или более шашками соперника, придется пропустить ход.

    В некоторых случаях благодаря грамотной игре и сопутствующей удаче можно полностью блокировать «дом». Таким образом, соперник будет вынужден пропускать ход за ходом, пока вы не начнете выставлять шашки за доску. «Заряженную» шашку можно захватить сразу после выхода на поле, но она также может побить блот соперника.

    Как только шашка заходит в «дом» – становится на одну из шести ячеек, завершающих полный круг, – ее можно снять с доски. Для этого нужно бросить кубик, причем выпавшее число должно совпадать с номером ячейки, на которой стоит шашек. Игрок, снявший с доски все свои шашки раньше соперника, становится победителем.

    Благодаря сочетанию везения и мастерства нарды привлекают азартных игроков, предпочитающих играть на ставки. В состав некоторых наборов входит так называемый «куб удвоения» – дополнительный кубик, на грани которого нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64. Для того чтобы поднять ставку, прежде чем походить, игрок должен поставить куб гранью, показывающей коэффициент увеличения, кверху. Соперник может продолжать игру при удвоенной ставке или сдаться. Если соперник уверен в своих силах, он может удвоить ставки в свой ход. С кубиком удвоения связано много других правил, которые продолжают обновляться и по сей день.

    Хоть это и неочевидно на первый взгляд, но большое количество фишек, возможность блокировки соперника и движение игроков навстречу друг другу придают нардам стратегическую глубину, которой не хватает обычным играм-ходилкам. Продуманная расстановка шашек с учетом вариантов последующих ходов может вынудить соперника разделять свои шашки, делая их уязвимыми, или вовсе блокировать движение.
    Безусловно, многое зависит от везения, но опытные игроки знают, как обернуть его себе на пользу. Смысл в том, чтобы, передвигая шашки, расширять пространство для своих маневров и сужать его сопернику. Таким образом можно обезопасить себя от неудачного броска кубика и заставить оппонента играть наудачу.

    Система ставок ощутимо ускоряет процесс игры. Если игрок сильно вырвался вперед, в его же интересах повышать ставки, чтобы поскорее закончить партию. Когда становится ясно, что победа одного игрока – дело времени, игру уже незачем затягивать. Игра на ставки включена во многие любительские и турнирные правила. Наиболее популярные вариации этой системы можно найти на англоязычной страничке игры на Википедии.

    В последнее время любители настолок стали скептически относиться к играм, которые слишком зависят от удачи, и разработчики все реже задействуют фактор везения в своих играх. Тем не менее, нарды служат наглядным примером того, как везение и стратегическая глубина могут сочетаться в одной игре. Игрокам совсем не обязательно подстраивать свою тактику под броски кубиков – более того, возможные варианты только добавляют игре глубины.

    Монополия

    Издатель: Hasbro
    Тип: экономическая настольная игра для 2–6 игроков (чем больше игроков, тем интереснее)
    Уровень сложности: от низкого до среднего
    Создатель: Чарльз Дэрроу; прототипом послужила игра The Landlord’s Game («Землевладелец») Элизабет Дж. Мэги Филлипс (существуют другие противоречивые и недостоверные версии возникновения игры).
    Популярность: высокая
    Фактор везения: высокий

    Описание: Игроки по очереди бросают кубики и перемещаются по квадратному игровому полю, скупая недвижимость и выплачивая арендную плату на клетках, принадлежащим другим игрокам. Если вся недвижимость одной цветовой группы принадлежит одному игроку, арендная плата увеличивается, а если на участках построены дома, сумма становится еще больше. Однако игроку крайне редко удается собрать все участки одной группы в одиночку, поэтому большое значение в игре имеет торговля недвижимостью. Победителем является последний оставшийся игрок, после того, как все соперники обанкротились и выбыли из игры.

    Обзор игры

    «Монополия» считается самой популярной экономической настольной игрой в мире, но среди любителей настолок бытует мнение, что она чересчур затянута и слишком зависит от удачи. В этом они, конечно, правы, и тем не менее, игра сполна окупает свои недостатки.
    Игровое поле представляет собой квадрат, поделенный вдоль краев на участки, которые игроки проходят по кругу, по очереди бросая кубики. Каждый раз, когда игрок полностью завершает круг на клетке «Вперед», он получает символическую сумму в виде «зарплаты». На большинстве участков располагаются объекты недвижимости с указанной стоимостью. Закончив свой ход на таком участке, игрок может выкупить его из Банка (которому принадлежит все ничейное имущество) и получить соответствующую карточку на право собственности.

    Недвижимость приносит игроку доход, когда на ней останавливаются соперники. Если вы не хотите или не можете приобрести участок, Банк выставляет его на аукцион для других игроков. Что интересно, роль кубиков меняется на разных стадиях игры: сначала они дают игрокам массу возможностей, но со временем становятся все опаснее.

    В начале игры каждый игрок получает по 1500 тыс. долларов и в настоящем духе капитализма должен использовать эти деньги с максимальной выгодой. Учитывая, что доход напрямую зависит от покупки ничейных участков в начале игры, у всех игроков есть якобы равные шансы разбогатеть. Однако вся суть «Монополии» заключается в том, как вы распоряжаетесь и торгуете своим имуществом, а последующие часы бросания кубиков и перемещения по карте лишь покажут, насколько эффективно вы это делаете.

    Игроки могут торговать недвижимостью между собой на любых условиях – назначать любую стоимость, предлагать обмен или обмен с доплатой. Участок также можно заложить в Банке за сумму, указанную на оборотной стороне карточки. Это можно сделать в любой момент времени, например, чтобы оплатить долги или получить деньги для приобретения другого объекта (в том числе на аукционе).

    Заложив недвижимость, игрок должен перевернуть карточку на право собственности лицом вниз. Заложенный объект перестает приносить доход, и на нем нельзя строить здания. Чтобы выкупить имущество, нужно заплатить сумму залога и еще 10% сверху. Возможность заложить объект, не выставляя его на продажу, дает игроку свободу выбора, но половина стоимости – не самое выгодное предложение. Заложенное имущество также можно продать другому игроку, причем покупатель должен будет сразу же заплатить 10% от суммы залога в Банк и не сможет использовать объект, пока не погасит оставшуюся задолженность. Поэтому заложенная недвижимость, как правило, не пользуется особым спросом.

    Настоящей золотой жилой для игрока является владение всеми участками одной цветовой группы. Неважно, повезло ли вам, или вы заключили грамотную сделку. Важно, что теперь на этих участках можно строить дома. Чем больше домов построено на участке, тем больше денег должен заплатить игрок, попавший на него.

    Арендная плата увеличивается даже при наличии одного дома, а если вы построите целых три, она вырастет в несколько раз. При условии, что на участке уже есть четыре дома, можно построить пятое здание – отель. Если участок с тремя домами может просто хорошенько ударить по кошельку, то попав на участок с отелем, игрок может запросто обанкротиться. Если у игрока заканчиваются все деньги и активы, его объявляют банкротом, и он выбывает из игры. При этом, если игрок становится банкротом из-за долгов другому игроку, то кредитор получает все его имущество, что существенно повышает шансы на победу.

    Что можно почерпнуть из этой игры?

    Если после прочтения правил «Монополии» у вас возникло впечатление, что игра скорее обличает капитализм, чем восхваляет его, вы попали в точку. Предшественница «Монополии» – игра «The Landlord’s Game» авторства Элизабет Дж. Мэги Филлипс – и вовсе открыто критиковала эту экономическую систему.

    Популярность «Монополии» негативно сказывается на самой игре. Многие игроки, считающие себя фанатами, толком не играют в нее так, как было задумано, а только по ужасным «домашним» правилам, включая джек-поты на бесплатной парковке и отсутствие аукционов. Это делает и без того затянутую игру еще длиннее и доводит фактор везения до абсурда.

    Как и нарды, «Монополия» – это стратегическая игра, которая маскируется под игру «на удачу». Хотя «Монополия» даже больше зависит от везения, чем нарды. Броски кубика могут свести на нет все шансы на победу. Стоит вам начать проигрывать, как все дальнейшие усилия исправить ситуацию пойдут коту под хвост, и вы скоро превратитесь в «кормушку» для более везучих игроков. В этом смысле «Монополия» напоминает реальные рыночные условия, но, увы, это не говорит в ее пользу.

    Большой плюс европейских настольных игр (о которых мы еще поговорим более детально в этой статье) заключается в том, что они заканчиваются как раз, когда среди игроков появляется безоговорочный лидер. Но в «Монополии», даже когда один игрок намного опережает соперников, он может ждать целую вечность, пока они обанкротятся. Немного утешает тот факт, что в официальных правилах также предусмотрена «быстрая игра», в начале которой все получают по случайному участку, и как только два игрока обанкротились, игра заканчивается.

    По большому счету, «Монополия» не так уж плоха. Один из плюсов игры кроется в том, что прежде чем скупать участки одного цвета, нужно учесть несколько факторов. Нельзя сказать, что самая дешевая недвижимость – самая невыгодная, а самая дорогая наверняка принесет максимальную прибыль. Помимо прочего, при выборе нужно учитывать вероятность попадания других игроков на ваши участки. В любом случае кубики ведут себя непредсказуемо, поэтому лучше всего действовать по ситуации.

    На мой взгляд, самый большой недостаток «Монополии» в том, что игра чересчур зависит от решений отдельных игроков, на которые остальные участники не могут никак повлиять. К примеру, если два игрока обменяются недвижимостью, чтобы быстрее собрать участки одного цвета, у остальных просто не останется шансов.

    Без торговли недвижимостью игра в «Монополию» превращается в монотонное бросание кубиков и сбор/выплату аренды. Если ни один игрок не может собрать всю цветовую группу, так может продолжаться вечно. Все, на что могут рассчитывать игроки при отсутствии домов и отелей на поле, это зарплата на клетке «Вперед».

    Даже если вы играете в компании азартных игроков, которые серьезно настроены на победу, сделки будут заключаться с большой осторожностью – вряд ли кто-то захочет продать сопернику последний участок в цветовой группе, не получив взамен равноценного предложения. Очевидно, что такая атмосфера не поощряет игроков к торговле и стопорит весь игровой процесс. Именно поэтому нет смысла играть в «Монополию» вдвоем – заключая сделки с единственным соперником, далеко не уедешь.

    Скрэббл

    Издатель: Mattel (международный), Hasbro (в США и Канаде).
    Тип: словесная настольная игра для двух-четырёх игроков.
    Уровень сложности: высокий
    Создатели: Альфред Мошер Баттс и Джеймс Брюно
    Фактор везения: низкий/умеренный

    Описание: игроки по очереди заполняют доску буквенными фишками – при этом новые слова должны пересекаться с предыдущими.
    Очки за слова начисляются по сумме стоимостей букв (от 1 до 10, в зависимости от частоты использования буквы в языке), при этом учитываются специальные ячейки (если они перекрываются, стоимость буквы или слова умножается), а также использование всех 7 фишек за ход (начисляется бонус в 50 очков). Победителем объявляется игрок с наибольшим количеством очков к моменту, когда больше нет фишек для добора.

    Обзор игры

    У каждого игрока есть держатель с семью произвольно выбранными буквенными фишками. Остальные фишки идут в добор. Игровое поле состоит из 15x15 квадратов со звёздочкой в центральной ячейке.

    Каждый игрок по очереди выкладывает на доске слова из фишек, по одной букве на каждый квадрат (соответствие слов правилам можно проверять по словарю). Первый игрок может составить любое слово из своих фишек, но новые слова должны цепляться за предыдущие.
    Таким образом, есть два вида образования слов: должно быть главное слово, составленное с помощью уже размещённых на доске фишек и фишек с руки, и есть прочие слова, «пересекающиеся» с только что выложенными. Вне главного слова фишки размещать нельзя.
    Очки начисляются за каждое составленное слово. По правилам игры, две и больше новых фишек должны образовывать слова. Существуют две пустышки – такие фишки могут обозначать любые буквы на выбор игрока, но при этом очков они не приносят. После выкладывания пустышка остаётся на поле до конца партии.

    На каждой фишке, за исключением пустышек, написан номер, обозначающий её стоимость. Слово приносит игроку сумму очков его букв (как только что выложенных, так и уже присутствующих на игровом поле). Кроме того, некоторые ячейки содержат специальные бонусы: удвоение буквы, удвоение слова, утроение буквы и утроение слова – они соответствующим образом влияют на конечное количество очков за слово.
    Несмотря на то, что специальные ячейки расположены таким образом, чтобы минимизировать вероятность их использования, они дополняют друг друга: очки за слово включают в себя все буквы с множителями, а словесные множители могут увеличить конечный результат в 4, а то и в 9 раз. Призовые ячейки дают бонусы только в тот ход, в который была выложена фишка. Также существует бонус в 50 очков за выкладывание всех фишек с руки за один ход, который называется бинго. На этот бонус призовые ячейки не распространяются. Начальная клетка со звёздочкой считается как удвоение слова.

    После результативного хода игрок берёт фишки из добора, чтобы сравнять их количество с 7. Если у игрока нет возможности или желания ходить, он может частично или полностью заменить фишки с руки на фишки из добора. Игра заканчивается, когда в доборе больше нет фишек. Однако, согласно североамериканским правилам, игра заканчивается, когда у игрока в руке больше нет фишек, или же шесть ходов подряд были безрезультативными (если счет при этом не нулевой).

    Если игрок выкладывает слово, которое, по мнению противника, не соответствует правилам игры, слово может быть оспорено. Соответствующие правила различаются в разных странах. В США, если игрок оспаривает слово и оказывается прав, слово удаляется с доски, а автор лишается хода. Если несоответствующее слово сыграно и не оспорено, и, если игрок оспаривает подозрительное, но при этом реальное слово, он теряет ход. Продвинутые игроки могут хитрить, выкладывая неизвестные слова или правдоподобные «фэйки».
    Правила игры в скрэббл немного отличаются в зависимости от страны. В разных языках используются разные наборы букв с разной стоимостью букв, что вносит существенные коррективы в оригинальную игру. Правила оспаривания также существенно отличаются в зависимости от территории.

    Что можно почерпнуть из этой игры?

    Среди всех популярных в США коммерческих настольных игр, скрэббл, пожалуй, больше всех подходит под определение глубокого стратегического геймплея и достоин подробного изучения. Сильные игроки наводят ужас на новичков, у которых очень мало шансов на победу, несмотря на то, что в игре присутствует элемент везения. Для достижения высокого уровня необходимо немало потрудиться, а турниры по скрэбблу настолько увлекательны, что о них пишут книги («Word Freak») и снимают документальные фильмы («Word Wars»).
    Словесные игры представляют определённые трудности при классификации, так как сложно точно сказать, что лежит в их основе – удача или все-таки стратегия. Важным аспектом подобных игр является эрудированность: без словарного запаса здесь точно не обойтись. Они схожи с викторинами, где необходимо обладать определённым набором навыков с поправкой на стратегические элементы вроде покрывания специальных ячеек и блокирования ходов соперника.

    Важным качеством игр, рассчитанных на двух и более игроков и предполагающих соперничество за ограниченное количество очков, отчасти является самоуравновешивание – личная выгода и потенциальная награда (учитывая большое разнообразие ходов) создают то самое напряжение, так необходимое для поддержания игры.

    Уязвимостью подобного рода игр является определённое преимущество «первопроходцев», поскольку, играя на чистом поле, игрок может получить значительное превосходство над противником, задавая тон предстоящему сражению.
    Блокирование соперников – ещё один важный аспект игры. Тем не менее, со временем возможных ходов становится всё больше, и необходимость улучшения собственного результата вместо ограничения чужого выходит на первый план. Так или иначе, опытные игроки в скрэббл играют осторожно при приближении к ценным ячейкам, чтобы не дать противнику сорвать куш.

    Мне нравятся игры с полями. Мне нравятся локации, изображённые на них. Мне нравится размещать миплов, жетоны, каунтеры, дайсы на поле. Мне нравится передвигать миниатюры по полю. Это способствует погружению в сюжет, создаёт иллюзию реальных действий, перемещает игроков в новый мир…

    С увеличением экземпляров в коллекции я начал замечать, что игровые поля становятся год от года разнообразнее. Конечно, можно среди них выделить более или менее стандартные: 1) квадратные или прямоугольные поля, состоящие из двух («Брюгге»), трёх («Токайдо»), четырёх («Летопись») или шести частей («Андор»); 2) поля, которые выкладываются из тайлов («Цивилизация») или гексов («Колонизаторы»). К ним могут добавляться личные поля/планшеты игроков. Однако встречаются и поля, форма которых в определённом отношении уникальна. Я попытался собрать здесь некоторые из них, чтобы понять, насколько необычное поле способствует раскрытию механики и темы игры.

    10. Поле для «Deus» составляется из компонентов, которые своей формой напоминают цветок: центр и шесть лепестков вокруг.

    В состав «цветка» входят различные локации, которые игрокам по ходу развития действия нужно занимать и контролировать, дабы получать ресурсы. Смыслом игры является составление карточного движка, который поможет набрать большее количество очков.

    Форма составляющих поле частей, очевидно, связана с необходимостью создать поле, которое масштабируется под количество игроков, при этом сочетания фрагментов для каждой игры будут различаться между собой. Обычно с этой целью используется форма гекса, но в «Deus» выбрано другое решение. Такая округлая форма «лепестков» приводит к тому, что между фрагментами в тех местах, где должен быть стык, образуются небольшие пустоты. Из-за этого выглядит как-то нецельно (возможно, такое ощущение возникло только у меня?). Была ли у автора цель именно необычное поле или сделать «лепестки» традиционной формы не получалось, узнать вряд ли получится.

    9. Для игры про строительство разнообразных цветных башен «Asara» на первый взгляд используется более или менее стандартное прямоугольное поле.

    Однако на самом деле оно представляет собой ромб и состоит из нескольких фрагментов.

    Треугольники, обрамляющие крестообразное поле, необходимы для того, чтобы вносить некоторые изменения в игру: они двусторонние и использование того или иного изображения определяет степень сложности игры. Таким образом, авторы пришли к оригинальному решению: с одной стороны, перед нами стационарные части поля, которые используются при любом режиме игры, с другой, часть поля может меняться. Это решение обеспечивает удобное расположение компонентов и дополнительную степень реиграбельности. В итоге нестандартная форма игрового поля полностью отвечает задачам игры.

    8. Более необычной формой отличается поле в игре «Belfort» . Поле состоит из пяти частей, представляющих собой вот такие фигуры.

    Из них мы складываем поле, по сюжету представляющее собой пять самостоятельных дистриктов, за контроль над которыми приходится бороться игрокам. Каждый дистрикт представляет собой точную копию соседа, функциональных различий между ними нет (исключение составляют пять гильдий, каждая находится только в одном регионе), здания, которые можно построить, расположены одинаково. В этом есть плюс: не нужно каждый раз искать месторасположение отдельного здания. Но в этом же и минус: однообразие.

    Больше всего удивило то, что при любом количестве игроков задействованы все дистрикты. Казалось бы, модульное поле даёт возможность подстроить его под трёх, четырёх, пятерых участников. Из-за такого подхода в игре на троих конкуренция оказывается ничтожной: сначала каждый захватывает свой район и борьба проходит, по сути, только за два. Поэтому играть лучше вчетвером или впятером. Или можно попробовать убрать один из регионов.

    7. Поле игры «The Staufer Dynasty» очень сильно напоминает поле в «Belfort»: оно тоже поделено на регионы, правда, их тут шесть и по краю у них волнообразные закругления. Но есть и уникальный компонент: центр, вокруг которого регионы располагаются. У меня стойкое впечатление, что идея была позаимствована из «Belfort», только здесь её значительно усовершенствовали.

    Прежде всего, автор сделал регионы цветными, а расположение на них локаций для компонентов не повторяет друг друга полностью. Кроме того, игра хорошо масштабируется под количество игроков, поэтому использование регионов в разной степени в интересах каждого сидящего за столом. Также расположение полей меняется от партии к партии (они выкладываются на стол в произвольном порядке). Таким образом, возможности модульного поля здесь не только реализованы на 100 процентов, но и отражают суть игры: присутствие во всех регионах есть главный путь к победе.

    6. Игра «Lost Valley» напоминает «Каркассон», только вместо привычных четырёхугольных тайлов здесь ромбы и треугольники. На первый взгляд, такое нововведение кажется просто попыткой автора создать ни на что не похожее поле, однако специфика передвижения фишек (по углам, которые образуются пересечением тайлов) оправдывает уникальную (по другому не скажешь) компоновку фрагментов.

    По моим впечатлениям, автор игры создавал поле, чтобы максимально полно отразить тему: жизнь старателей требует долгих исследований, а местность, на которой они находятся, может иметь весьма причудливый рельеф. Процесс формирования игрового поля как раз и отражает всю специфику старательской деятельности и позволяет игрокам погрузиться в атмосферу поисков золота. Нельзя не оценить оригинальность подхода к созданию «карты», игра, несомненно, заслуживает быть переизданной ещё не один раз.

    5. Поиски сокровищ — это отличная тема для настольной игры. Есть, правда, одно но: как сделать так, чтобы сохранилась реиграбельность? Авторы «Tobago» нашли оригинальный выход: поле составляется из вот таких модулей своеобразной формы. Они все двусторонние и могут сочетаться друг с другом в любом порядке, что даёт нам целых 32 (!) комбинации.

    При этом на карте каждый раз возникают области леса, озёр, гор, пляжей различных форм и размеров. Этот последний момент очень важен, ведь игрокам необходимо с помощью карт выкладывать описание локаций, среди которых есть большие и обычные, и которые, кроме того, различаются наличием хижин, идолов и пальм (они выставляются на карту в произвольном порядке).

    Клады могут быть обнаружены в любой локации, поэтому изменчивость поля — необходимое условие реиграбельности. Найденное авторами решение мне очень импонирует: не нужно думать, что и как совпадёт, просто складываем три части произвольным образом — и вперёд, на поиски кладов!

    4. «AquaSphere» относительно новая игра, автором которой является Ш. Фельд. Она привлекла моё внимание именно своим полем, которое представляет собой вот такой круг.

    Это поле чрезвычайно функционально, на нём нет ничего лишнего, каждая выемка, каждая локация нужны для размещения карт, ботов, инженеров. Локации размещаются по кругу, что очень важно, так как фигуры инженеров могут перемещаться между ними достаточно быстро. В итоге поле отражает не только название игры (сфера), но и погружает игроков в некое подобие «батискафа», в котором и приходится трудиться на протяжении всей игры.

    Кроме большого поля, в наличии имеется ещё одно круглое, поменьше, а также планшеты игроков, не примечательные в плане формы. И в целом, надо признать, сама игра, хотя и логичная и стройная, ничем не выделяется из ряда типичных евро-игр, и если бы не уникальное поле, которое полностью соответствует концепции «AquaSphere», скорее всего, я бы не спешил с ней познакомиться.

    3. «Notre Dame» — это ещё одна игра от Ш. Фельда, поле которой просто притягивает взгляд. Складывается оно вот из таких модулей, количество которых напрямую зависит от количества игроков.

    Сама игра представляет собой типичное евро среднего уровня сложности: перекладываем кубики из запаса в личную зону, выставляем их на поле, выкладываем ресурсы в собор, используем для всего этого карты, получаем победные очки. Прямо скажем, механика здесь знакомая, но Ш. Фельд, как обычно, интегрирует её с чем-то ещё, и получается нечто знакомое и новое одновременно.

    С моей точки зрения, модули — это главная «фишка» игры. В собранном виде они выполняют одновременно и роль общего поля, и личных планшетов: действия можно производить только в своей части, но собор «строим» сообща и кареты могут ездить где угодно. В общем, изобретательность автора в области игровых решений не может не порадовать.

    2. Размещение частей игрового поля в «Runewars» — это особое искусство. Попробуйте из вот таких компонентов сложить общее пространство таким образом, чтобы между игроками было не меньше трёх локаций (на фото с BBG хорошо видно, из каких компоеннтов состоит поле).

    В результате могут получиться весьма причудливые очертания игрового мира, в котором потом предстоит действовать игрокам. По-моему, такой поход к формированию игрового поля — блестящая находка авторов: на каждую партию выбираются случайные модули, которые размещаются, в общем-то, произвольным образом. Это выгодно отличает «Runewars» от других подобных ей по механике игр (например, от «A Game of Thrones: The Board Game», в которой поле всегда одно и то же в силу сюжета).

    При формировании игрового поля между модулями могут оставаться пустые пространства, через которые игроки не могут передвигать свои войска. В совокупности с наличием гор и рек на карте это создаёт дополнительные трудности в реализации стратегии и добавляет «Runewars» комплексности и эпичности. Сюда следует добавить отлично проработанную механику приказов и разветвлённую систему дополнительных возможностей, которые предоставляют карты, и получаем увлекательное действо часа на 3-4. И поле играет в этом действе ключевую роль.

    1. Из всех инновационных находок, касающихся игровых полей, самой яркой для меня остаётся использование шестерёнок в «Tzolk"in: The Mayan Calendar» . Собственно, игровое поле и есть основная механика игры. В свой ход мы либо размещаем рабочих на пяти шестерёнках разного размера и назначения, либо забираем их; и то, и другое, как в обычных случаях, сделать нельзя (исключением является одна локация). То есть нужно не только подумать о том, какие ресурсы необходимо получить или какие действия выполнить, но и о том, в какой момент это сделать. Движение шестерёнок предоставляет такие широкие возможности для комбинирования действий, какие, по-моему, не встречаются ни в одном евро-гейме. Кроме того, главная шестерёнка служит складом для кукурузы (основная валюта игры) и отсчитывает игровые раунды.

    Поле сделано таким образом, что шестерёнки не нужно каждый раз снимать и надевать, за что авторам огромное спасибо. Вращение «колеса времени» добавляет драйва в игру, потому что каждый раз поворот всех шестерёнок буквально завораживает. Не случайно «Tzolk"in: The Mayan Calendar» была признана самой инновационной игрой на момент издания.

    И, наконец, есть ещё одна игра, которая, по моему мнению, должна выступать вне конкурса, потому что у неё хотя и есть какое-то поле (ведь фишки по локациям двигаются!), но в то же время поле как некая постоянная категория отсутствует. Речь идее, конечно же, о «Descent: Journeys in the Dark Second Edition» : каждый сценарий — это особый набор локаций, при этом их количество варьируется практически бесконечно в связи с огромным количеством допов. Каждая карта местности, собранная для партии, уникальна, так что создатели игры при помощи множества модулей действительно создали особый мир, который можно исследовать часами.

    Поэтому именно в отношении оригинальности и протяжённости игрового поля с «Descent: Journeys in the Dark Second Edition» все остальные перечисленные игры потягаться не смогут, хотя, конечно, это вовсе не означает, что их геймплей уступает последней.

    А какие необычные поля встречались вам?

    (Частично использованы фотографии с BGG).

    Большая часть настольных игр напоминает шашки. Они, как правило, представляют собой деревянные или картонные «доски» с нарисованными на них квадратами, кружочками. По этим квадратам и кружочками играющие переставляют разноцветные фишки, в соответствии с заданными правилами игры.

    Самодельная настольная игра «Кто быстрее?»

    Картонную доску расчертите на 100 квадратов и пронумеруйте их по порядку от 1 до 100. На доске нарисуйте путь, например по горной местности: с подъёмом, спусками, ущельями, мостиками и т.д. Заготовьте четыре фишки разных цветов и деревянный кубик с точками или цифрами на каждой стороне.

    Могут принимать участие два – четыре игрока. Они по очереди бросают кубик и переставляют свои фишки вперёд на столько квадратов, сколько покажет кубик. Если фишка остановится на клетке, откуда начинается подъем или спуск, она поднимается или спускается до его конца. Выигрывает тот, кто первый достигнет клетки с цифрой 100.

    Может стать более разнообразной, если вы придумаете к ней другие сюжеты и соответственно меняя рисунок, увеличивая или уменьшая число подъёмов и спусков.

    Киргизская настольная игра «Астар»

    Для изготовления этой настольной игры вам необходимо из картона вырезать квадрат любых размеров. На нем разметьте и нарисуйте 41 кружок и соедините их линиями, как показано на рисунке. Чтобы кружки получились одинакового диаметра, их можно начертить, прикладывая к картону, например, и обводя её карандашом или тушью. Затем кружки окрасьте, если картон тёмного цвета, то рисунок игры лучше сделать на листе чертёжной бумаги и наклеить его на картон. С обратной стороны картон можно оклеить цветной бумагой.

    32 фишки, картонные или фанерные кружочки. Их можно оклеить цветной бумагой или окрасить 16 штук в один цвет, ещё 16 – в другой цвет.

    Играют в «Астар» двое. Игроки расставляют свои фишки, как указано на рисунке, и по очереди двигают одну из фишек на соседнее поле в любом направлении, по линиям. Фишку противника берут, перескакивая через неё на свободное поле, как в шашки. Выигрывает тот, кто проведёт 7 своих фишек на любые поля в треугольнике противника или запрет оставшиеся на доске фишки противника, лишив их хода.

    Статьи по теме: