Самые интересные клады мира. Самые известные клады в россии. Сокровища испанской «Аточи»

Колизей – легендарный римский амфитеатр, гордость, национальное достояние и великолепный, всегда и везде узнаваемый, символ прекрасной Италии.

Общая информация

Колизей находится в самом центре Рима, в своеобразной долине, образованной 3-мя : Целием, Эксвилином и Палатином.

Размеры древнего амфитеатра поражают воображение: длина – 187 м, ширина – 155 м, высота – 50 м. Но свое название он получил не из-за своих титанических размеров, а потому, что некогда на площади перед ним стояла монументальная статуя Нерона в 35 м высотой.

Разместиться в Колизее могли от 50 до 83 тыс. человек (самый большой современный стадион, находящийся в КНДР, вмещает 150 тыс.).

Со времени постройки и вплоть до 405 г. н. э. в Колизее устраивались гладиаторские бои, охота на диких животных, театральные представления и водные феерии – навимахии, то есть грандиозные шоу, имитирующие крупномасштабные морские бои.

Считается, что здесь были до смерти замучены сотни первых христиан, которых считали опасными бунтовщиками и виновниками упадка государства.

После краха Древнего Рима Колизей вплоть до 18 века прозябал в забвении , пока его не взял под покровительство папа Бенедикт XIV.

Он освятил Колизей, как культовое место гибели первых христианских мучеников, и соорудил здесь множество крестов и алтарей. Их удалили в 1874 г. и с этого момента стали восстанавливать Колизей , как культурный памятник.

В настоящее время его посещает около 5 млн. туристов в год, принося итальянским властям 50 млн. евро дохода. Адрес: Италия, Рим, Piazza del Colosseo, 1.

Архитектура и создатели

Строительство Колизея в 72 г. н.э. было начато императором Веспасианом , который до своего возвышения успел послужить претором при Калигуле, легатом при Клавдии и военачальником при Нероне.

После смерти Веспасиана в 79 г. строительство продолжил его сын Тит, а после смерти Тита в 81 г. строительство Колизея продолжил и завершил брат Тита и сын Веспасиана, император Домициан.

Имя архитектора Колизея доподлинно неизвестно, по некоторым данным, это мог быть Рабирий – создатель дворца Домициана на холме Палантин и терм Тита.

С архитектурной точки зрения Колизей представляет классический древнеримский амфитеатр в форме эллипса, в середине которого расположена арена, окруженная кольцами зрительских трибун.

Знать сидела на мягких сиденьях нижних трибун, в то время как чернь, женщины, рабы и иностранцы – на жестких деревянных скамейках верхних трибун. Во времена расцвета под ареной располагался лабиринт, где содержали диких животных , а арочные проемы 3 и 4 яруса украшали статуи и лепнина.

В течение 20 столетий Колизей неоднократно горел, страдал из-за землетрясений и подвергался набегам варваров. В средние века его камни использовались для возведения дворцов для знати и жилищ обычных горожан.

В 20 в. свою лепту в плачевное состояние великого здания внес загазованный воздух Рима, вибрации от проезжающих мимо автомобилей и тысячи туристов , желающих унести с собой частичку Колизея в виде хотя бы крохотного камешка.

Все эти факторы привели к тому, что к началу 21 в. Колизей утратил 2/3 своей изначальной массы, которая составляла 600 тыс. тонн.

Чтобы не допустить гибели легендарного амфитеатра, в декабре 2013 г. итальянские власти решили начать грандиозную реставрацию Колизея , которая может закончиться в июне-июле 2015 г.

На туристах это не отразилось – они по-прежнему могут посещать его беспрепятственно.

Фотографии и Колизей на карте

Полюбоваться Колизеем можно на фотографиях, а не заплутать на его огромной территории поможет карта:

Как он был построен

Колизей был возведен на месте Золотого дворца Нерона, почти полностью разрушенного после самоубийства скандального правителя.

Возводился грандиозный амфитеатр на средства, захваченные Веспасианом в ходе победоносной для римлян 1-й Иудейской войны. После падения Иерусалима в Рим были доставлены 100 тыс. рабов , которые и построили Колизей.

Стены амфитеатра сложены из травертина, который добывали в карьерах Триволи. Крупные мраморные блоки тщательно обтесывались и скреплялись стальными скобами.

Внутренние части амфитеатра строились из кирпича и туфа, а мощный фундамент, ярусы и своды были изготовлены из древнеримского бетона, который по прочности многократно превосходит современный.

Практическая информация: часы работы, проезд, билеты

Часы работы Колизея:

  • последнее воскресенье октября – 15 января – с 9 до 16.30;
  • 16 января – 15 марта – с 9 до 17;
  • 16 марта – последняя суббота марта – с 9 до 17.30;
  • последнее воскресенье марта – 31 августа – с 9 до 19.30;
  • в сентябре – 9-19;
  • 1 октября – последняя суббота октября – 9-18.30.

Стоимость билета: 12 евро для взрослых, для тех, кому меньше 18 л., вход бесплатный (при условии наличия соответствующих документов) , аудио-гид на русском – 5,5€, видео-гид на русском – 6 евро.

Кассы закрываются за 1 ч до того, как закрывается сам амфитеатр. Выходные: 1 января, 25 декабря.

Как добраться:

  • метро: станция Colosseo, линия В (две остановки от вокзала Termini);
  • автобусы: 75, 81, 613;
  • трамвай: линия 3;
  • пешком: 12 мин. от вокзала Termini по улице Виа Кавур (via Cavour).

Если передвигаться по Риму вы собираетесь на метро, ознакомьтесь с о схемах проезда, стоимости и графике его работы заранее.

Не знаете, где остановиться на ночь? Встречайте отелей в центре Рима с 3, 4 и 5 звездами.

Некоторые занимательные факты о великом Колизее могут быть неизвестны даже опытным экскурсоводам:

  • Торжества в честь открытия Колизея длились 14 недель и включали спортивные состязания, бои гладиаторов и пышные театральные постановки. В 1-й день открытия в амфитеатре, по разным данным, были убиты от 5 до 9 тыс. диких животных .

    Всего за время существования Колизея на арене погибли 300 тыс. человек и 10 млн. диких животных.

  • В Древнем Риме просто пойти и приобрести билеты в Колизей было невозможно, места бронировались за различными гильдиями, союзами, объединениями, либо требовалось специальное приглашение от влиятельного лица.

    Парадная форма одежды была обязательной, например, мужчины должны были носить тоги. На трибунах запрещалось пить вино . Нарушить этот запрет мог разве всесильный император.

  • Судя по данным раскопок, в частности, проведенных и в Колизее, гладиаторы были вегетарианцами, но не из идеологических соображений.

    Обильная растительная пища (ячменные лепешки, хлеб, бобы, овощи, корнеплоды) позволяли им нарастить жировую прослойку, служившую дополнительной защитой во время битв.

  • Ввиду далеко не блестящей сохранности, «дублером» Колизея в фильмах нередко выступает более миниатюрный, но куда лучше сохранившийся тунисский амфитеатр Эль Джем. Он «подменял» своего римского собрата в фильме «Гладиатор».
  • Колизей вошел в список 7-ми новых чудес света . В этом списке он единственный представитель европейской цивилизации.

Некогда залитый кровью, теперь Колизей воплощает гуманистические ценности новой Европы. Обычно его подсветка белая, но с 2000 г. порой меняется на желтую – это значит, что где-то в мире какому-то заключенному заменили смертную казнь иной мерой наказания .

В самой Италии смертная казнь не применялась с 1947 г., хотя официально отменили ее только в 2009 г. (в Ватикане – в 1969 г., даже для тех, кто покушался на Папу).

Несколько простых советов сделают экскурсию по Колизею не только познавательной, но и необременительной для кошелька:

  • Настоятельно рекомендуется приобрести Roma Pass – особый проездной, который позволяет в течение 3-х дней без дополнительной оплаты пользоваться городским транспортом и посетить 2 музея.
  • Обладатели Roma Pass могут посетить Колизей вне очереди . Цена его на 3 дня – 36 евро, на 2 дня – 28 евро. Приобрести его можно на вокзалах (в Италии) либо на сайте http://www.romapass.it/ (сайт на английском).
  • В Италии, как и в прочих странах Е.С. проводятся Дни европейского наследия. В такие дни вход в музеи либо вообще бесплатный, либо обойдется в 1 евро. Ознакомиться с расписанием «дней наследия» можно на http://europeanheritagedays.com.
  • Лето – не лучшее время для посещения как Рима, так и Колизея из-за жары и сезонного наплыва туристов. Если есть возможность, стоит поехать туда поздней осенью или зимой .
  • Чтобы не страдать в бесконечных очередях, приходить следует либо строго к 9 утра либо после обеда.

Видео Колизея

Тем, кто все еще сомневается, стоит ли ехать в Рим, поможет принять единственно верное решение видео с красотами Колизея:

За 20 веков Колизей не утратил ни блеска, ни величия, и продолжает будоражить воображение и сердца как самих итальянцев, так и миллионов восхищенных туристов.

Вконтакте

Колизей Рима, фото без прикрас которого показывают нам просто расчищенные от мусора руины, так и останется простыми развалинами, если не знать факты его тяжёлой судьбы. Когда знакомишься с ним в толпе туристов, то не видишь главного — следов знакомой тебе истории. Из статьи Вы

  • увидите те детали на фото памятника которые вызывают вопросы у туристов,
  • получите ответ, который не смог дать экскурсовод,
  • сможете побывать в начале нашей эры и своими глазами увидеть прошлое важнейшего символа древней цивилизации.

Колизей Рима: фото и «молчание ягнят»

На латинском языке Колизей — Colosseo — колосс — это скульптура или архитектурное сооружение огромной величины. Рядом с театром стояла колоссальная статуя Нерона, которая позже была переделана в бога Солнца. Ещё в 8 веке, спустя 7 столетий после строительства здания, словом Colosseo называли именно скульптуру, а не амфитеатр.

В эпоху средневековья её (скульптуру) считали символом постоянства Рима. Известна эпиграмма тех времен: «Если падёт Колосс (Колизей) — падёт Рим. Если падёт Рим — падёт мир».

«Колосс» в конце концов упал. Возможно, его сбили, чтобы повторно использовать бронзу. Некоторые следы на самом Колизее (чуть позже расскажем о них) подтверждают эту версию. К 1000 году так стали обозначать амфитеатр. Сама статуя была забыта, и сохранилась только ее основание, расположенное между Колизеем и близлежащим Храмом Венеры и Рома.

Обратите внимание на выбитые дырки в стене. Мы о них поговорим.

Колизей представляет из себя самый большой амфитеатр Древнего Рима. Таким его задумал с определённой целью последователь Нерона. Он имел высоту около 50 метров, что сравнимо с 16-этажным домом. Благодаря своей овальной форме, вмещал до 70 тысяч зрителей!

Для сравнения: вместимость самого большого олимпийского стадиона Фишт, в котором проходили церемонии открытия и закрытия Олимпиады 2014 в Сочи, — 40000 человек.

ТОП-3 фото былого величия Колизея

Грандиозное белое здание, облицованное травертином (известковый туф), имело 4 этажа. Первые три состояли из повторяющихся колонн и арок:

  • самые простые колонны дорического ордера были на первом,
  • колонны ионического ордера на втором,
  • и витиевато украшенные колонны коринфского ордера на третьем.

В арочных просветах красовались статуи богов и знатных горожан. Четвертый этаж арок не имел — свет пропускали небольшие окна. Заметны каменные крепления, расположенные по его окружности. На эти крепления опирались деревянные мачты для поддержки парусной крыши. Венец из 240 мачт держал паруса, чтобы защищать зрителей от солнца во время полуденных шоу.

Кликни для увеличения изображения

Шедевр архитектуры как месть императора

Строительство Колизея было заказано императором из династии Флавиев, Веспасианом, в 72 году нашей эры. Кстати, это он переименовал статую Нерона в Гелиоса из-за своей неприязни к первому. А театр, превышающий высоту Колосса на 13 метров, разместил специально на месте дворцового пруда в парке предшественника.

Строилось здание несколько лет и завершено было при императоре Тите (тоже Флавии), правившем с 79 по 81 годы. Именно поэтому изначально он назывался амфитеатр Флавио, а не так как мы привыкли сегодня.

Менее, чем через тысячу лет о Колоссе Нерона забыли вовсе. Название легко закрепилось за зданием, которое является по сей день колоссальным. Самый большой амфитеатр мог быть памятником императору Нерону, любимым занятием которого была актёрская игра. А стал актом мщения не по иронии судьбы, а по велению Веспасиана.

Хлеба и зрелищ

Много лет на арене театра проводились бои гладиаторов, звериные травли и морские сражения (навмахии или наумахии). Последние считались особо роскошным зрелищем. После пожара 217 года н.э. амфитеатр Флавиев был реставрирован.

Тысячелетие Рима праздновалось в нём большими представлениями в 248 году.

Как отметили очевидцы, во время «торжества» убили сотни животных, среди которых были 60 львов, 32 слона, 40 диких лошадей, лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Кроме этого, бои 2 тысяч гладиаторов были представлены на потеху публике.

Когда христианство стало господствующей религией империи, гладиаторские бои запретили, как противоречащие духу христианства, но звериные травли продолжались.

«Фишки» архитектуры Колизея в Риме

Огромное количество материалов было доставлено для сооружения здания: потребовалось 100 000 тонн травертина и 300 тонн железа. Чтобы сделать устойчивой такую огромную конструкцию, блоки и колонны крепили изнутри с помощью железных креплений и свинца очень изобретательным способом. Мы даже привели схемку для лучшего понимания.

  1. В базовом блоке подготавливалось небольшое квадратное углубление и маленькая канавка (scanalatura).
  2. В это квадратное отверстие вставлялось железное крепление пирамидной формы, похожее на наконечник копья.
  3. Сверху накладывался другой строительный блок, а в канавку вливали расплавленный свинец , который мобилизовал железное крепление.

Таким образом, два блока больше не могли соскользнуть, но их можно было снять, при необходимости. Отверстия, которые сегодня видны на блоках – это результат попыток достать оттуда свинец и железо. Посмотрите внимательно на первое и второе фото в начале статьи: дыры хорошо видны.

Римский Колизей сегодня. Фото подвальных помещений

Полы здания были полностью покрыты красивыми белыми мраморными плитами. Чтобы не оставалось подтеков ржавчины на этих плитах, римляне фиксировали их мраморными гвоздями.

К сожалению, именно эта технология и великолепные материалы стали причиной разрушения Колизея во времена средневековья. «Благодарные» потомки великих предков растащили материалы для строительства новых дворцов и храмов. Колизей стал каменоломней. Похожие процессы можно было наблюдать на территории бывшего СССР после его распада.

Секреты закулисья и спецэффектов на фото

Под ареной, засыпанной песком, было два подземных этажа. Там держали клетки со львами и гладиаторов. Хорошо видно на фото выше.

Как и во всех театрах, Колизей имел кулисы. Они были расположены по бокам сцены. Именно оттуда появлялись спецэффекты. Одним из наиболее интересных было внезапное появление на арене зверей и гладиаторов.

Лифты Колизея в Риме

Этот трюк был возможен благодаря системе лифтов. Их было 28. Лифт приводился в движение вручную и мгновенно шел вверх, благодаря тяжелому противовесу. Таким образом, внезапно поднималась дверца, и на арене в облаке пыли появлялись гладиаторы или хищные звери.

Места в римском Колизее отражали статус зрителей. Самые престижные были на нижнем этаже. До сих пор все еще можно увидеть красивые белые полы из мрамора Каррары и фонтаны для питьевой воды. Внутри римский Колизей имел хорошо организованную систему лестниц и проходов. Это позволяло избегать столпотворений. Публика могла покинуть здание всего лишь за несколько минут после окончания представления.

Что общего между кладбищем, селитрой и Колизеем?

На протяжении следующих веков в арках амфитеатра Флавио располагались ремесленники, лавочники, отшельники. К концу 6 века к театру была пристроена часовня, а арена использовалась для захоронений.

Позже Колизей был крепостью для знатных римских родов, боровшихся за власть. В конце концов они вынуждены были передать его императору Генриху VII. А тот, в свою очередь, римскому сенату и народу. После этого арену использовали ещё короткое время для боёв быков.

На закате римской империи, город Рим опустел. Одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, Колизей, был заброшен. Мощное землятресение в 1349 году разрушило южную часть здания и оно превратилось в источник строительных материалов для Венецианского дворца, для дворца Канцелярии (Cancelleria), для палаццо-Фарнезе — лучшего образца ренессансного стиля в Риме. Спустя годы, папа Климент IX превратил театр в фабрику для добывания селитры.

Только в XVIII столетии Бенедикт XIV взял его под свою защиту, как место пыток многих христианских мучеников. Следующие годы папы заботились о сохранности уцелевших частей и даже пытались восстанавливать некоторые детали.

В 21 веке Колизей вошёл в список «7 новых чудес света», составление которого организовал Бернар Вебер. Выборы проходили через SMS, телефон и интернет.

Двухминутное видео даёт представление о грандиозности этого памятника архитектуры Древнего Рима.

Колизей Рима, на фото реконструированной модели которого хорошо видно, каким он был в начале нашей эры, находится под охраной. Там, где было возможно, обломки вставлены на прежние места. На арене провели раскопки и открыли подвальные помещения. Невзгоды и тяготы, которые лишили Колизей внешней и внутренней отделки, только добавили сурового величия руинам. Благодаря этому, приходит ясное понимание его архитектуры.

Наиболее впечатляющим зданием, созданным во времена Римской империи, является Колизей. Это крупнейшее сооружение было построено в 80 году н. э. Даже в настоящее время он является популярной туристической достопримечательностью и постройкой, которая просто радует взор. Но каким же был Колизей в дни величия Древнего Рима ?

История Колизея в Риме

После самоубийства императора Нерона, в 68 году н. э., последовали полтора года гражданской войны, первой римской гражданской войны после смерти Марка Антония в 30 году. В этот период, Рим был свидетелем последовательных взлетов и падений трех императоров до вступления на престол Веспасиана, первого правителя династии Флавиев.

Одной из первых задач нового императора Веспасиана было восстановление Рима после гражданской войны. Веспасиан хотел искоренить, путем переустройства города, все воспоминания о личности Нерона. Он восстановил Храм Юпитера и построил новый огромный Храм Мира. Колизей в Риме должен был стать сооружением, которое бы увековечило имена династии Флавиев: Веспасиана и его сыновей Тита и Домициана. Выбор места для нового амфитеатра был сделан не случайно. Колизей был построен на месте печально известного «Золотого дома» Нерона, который являлся грандиозным дворцом с собственным озером и парковой зоной и размещался в самом сердце Рима. Озеро было высушено и на его месте началось строительство здания амфитеатра Флавиев.

Решение Веспасиана построить Колизей на месте озера Нерона можно рассматривать как жест возвращения части города жителям Рима, которую император Нерон присвоил себе и использовал в собственных нуждах. По иронии судьбы, современное название большого амфитеатра увековечило имя Нерона, а не династии Флавиев, так как слово «Колизей » является производным от названия колоссальной статуи Нерона (Colossus), которая стояла неподалеку.

Веспасиан не дожил до окончания строительства амфитеатра. После того как он умер в 79 году н. э., его старший сын Тит продолжил строительство римского Колизея. Тит открыл его для публики в 80 году н. э. В честь открытия Колизея Тит устроил масштабные игры, в которых участвовало 9000 животных и сотни гладиаторов. Эти игры длились сто дней. После внезапной смерти Тита в следующем году, Домициан, младший сын Веспасиана и младший брат Тита, построил подземные пещеры и закончил работу по декорированию амфитеатра.

Архитектура и конструкция Римского Колизея

Здание Колизея имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной 156 метров и высотой более чем 48 метров. Согласно текущим оценкам, около 55 тысяч человек могли бы сидеть в Колизее одновременно и наблюдать за играми. Конструкция здания имела 80 входов, которые были предусмотрены для удобства размещения зрителей и в случае необходимости (например, пожара) быстрой их эвакуации.

Не смотря на то, что в настоящее время римский Колизей частично разрушен, известно, что конструкция здания состояла из четырех уровней. Самый нижний уровень состоял из лучших мест, на которых размещались богатые и уважаемые римляне, в то время как верхний уровень предназначался для бедных и для женщин. Верхние уровни были сделаны из дерева и подвергались пожару не один раз.

Под землей в римском Колизее находились специальные комнаты, в которых содержалось оборудование и клетки с дикими животными. Также имелись механические устройства, с помощью которых осуществлялся подъем животных наверх, благодаря этому животные появлялись во время боев в середине арены, для сражения с гладиаторами. Зрители в Колизее были защищены от солнца огромным навесом, прикрепленным к столбам в верхней части конструкции.

Арена сооружалась из дерева и была покрыта песком. Ниже пола арены был Гипогей - оригинальная система тоннелей и бункеров для рабов, гладиаторов, диких животных и подъемников. Различные подземные туннели связывали стадион Колизея с конюшней и гладиаторскими бараками. Император также имел собственный туннель, используемый для выхода из Колизея.

Чаще игры для общественности проводились бесплатно, за счет императорской казны. Таким образом, императоры хотели увеличить свою популярность в народе. Такие игры являлись символом власти императора, и проводились в течение нескольких дней подряд. В них участвовали экзотические животные, артисты юмористических театров, ну и, конечно же, проводились смертельные бои, с участием гладиаторов и диких животных, а также морские сражения. Гладиаторами были не только преступники и рабы, но и свободные граждане Рима, а также профессиональные гладиаторы и даже императоры боролись на арене.

Колизей прослужил римскому народу в течение 450 лет . Основные ремонтные работы были проведены после 217 года н.э., когда в амфитеатре вспыхнул пожар. В течение пяти лет гладиаторские игры проводились в цирке, пока Колизей не был полностью отремонтирован. Ремонт также был произведен после нескольких землетрясений, которые произошли в 443 и 484 годах н. э.

Гладиаторские игры стали исчезать из общественной жизни в 3-м веке, в связи с экономическим давлением и под влиянием преобладающей новой религии христианства.

По сей день римский Колизей остается одним из самых обсуждаемых зданий римской эпохи и популярнейшим туристическим центром Рима, привлекающим миллионы туристов каждый год.

Амфитеатр Флавиев, или Колизей, находится в Риме и является большой эллипсоидной ареной, возведенной в самом начале нашей эры (І век), во времена правителей династии Флавиев. Ристалище использовалось для проведения различных захватывающих общественных развлекательных мероприятий. Давайте ознакомимся более подробно с историей амфитеатра и разберемся, сколько лет Колизею в Риме.

Цель строительства

Кто построил Колизей в Риме и зачем? Строительство амфитеатра было начато в 72 году, в период царствования Тита Флавия Веспиана (20 декабря 69 года - 24 июня 79 года) на месте, где когда-то находилось озеро и сады дворцово-паркового комплекса «Золотой дом» императора Нерона.

Сооружение было частью более широкой программы строительства, начатого Веспасианом, связанной с восстановлением былой славы Рима, которая была утеряна в результате гражданской войны после смерти правителя-тирана Нерона. Также император указал начать чеканку новых монет с изображением новых зданий - Храма Мира, Святилища Клавдия и Колизея - дабы показать миру, что возрождающийся Рим по-прежнему является центром Древнего мира.

Происхождение названия

Первое название достопримечательности - амфитеатр Флавиев. Как можно догадаться, такое имя строение получило в честь династии, инициировавшей строительство.

А известное всем современное имя Колизей (на английском Colosseum) пошло от очень большой скульптуры Нерона, которая стояла рядом с театром, но исчезла бесследно в Средние века. Дословно название переводится как "огромная статуя" (от английского слова colossus).

История строительства

Главные строительные работы длились восемь лет. Амфитеатр Флавиев начал свою деятельность уже в 80 году, то есть во время царствования Тита, первого наследника бывшего императора Веспасиана. Но лишь в период правления другого сына, Домициана, окончательно завершились все работы.

Финансирование велось за счет разграбления Иерусалима и продажи оттуда пленников (их число равнялось тридцати тысячам). Еще сто тысяч рабов были доставлены в Рим для добывания строительного материала и самой стройки.

Поэтому получается, что театр был сооружен в основном из местных минералов и кирпичей. Так, стены возведены из крупного травертинового мрамора, а для их отделки использовали камень вулканического туфа, известняк и кирпич. Своды Колизея возвели из легкой пемзы.

Размеры постройки

Готовый Колизей в Древнем Риме был чем-то таким, чего раньше не видели. Он имел четыре этажа и высоту стен более 45 метров (около 150 футов), а в некоторых местах они достигали и 50 метров. Толщина фундамента равнялась 13 метрам. А размеры в длину просто поражали - стены наружного эллипса имели длину в 524 метра. Сама арена была шириной 53,62 метра и длиной 85,75 метра. Общая площадь Колизея - 24 000 квадратных метров.

Благодаря таким внушительным размерам строение позволяло вмещать в себе до восьмидесяти пяти тысяч зрителей.

Архитектура амфитеатра

Архитектура Колизея в Риме также впечатляющая - монументальные арки, расположенные в три яруса, колонны ионического, тосканского, коринфского ордеров.

Сооружение включало восемьдесят входов. Четыре из них были предназначены для правителей. Они находились в северной части сооружения. Четырнадцать входов служили для всадников, остальные пятьдесят два - для остальных зрителей.

Схема занимаемых мест по классовой принадлежности (снизу-вверх):

  • сенаторы;
  • знать;
  • остальные граждане.

Места императора и его свиты располагались на севере и юге.

Система коридоров и туннелей практически исключала возможность давки и встречи людей из разных классов.

Также архитектура строения предусматривала установку тентов над ареной во время слишком солнечных дней.

Предназначение амфитеатра

В Древнем Риме, чтобы заслужить уважение у простого населения, правящему классу необходимо было устаивать массовые зрелища. Арена Колизея как нельзя лучше подходила для этой цели. Поэтому в стенах амфитеатра часто устраивались гладиаторские бои (munera), охота на животных (venationes) и навмахия (морские сражения).

На проведение таких мероприятий требовались не только большие материальные затраты, но и правила и специальные регулирующие законы. Поэтому римские императоры создали Министерство игр (Ratio а muneribus), которое и занималось этими вопросами.

Посещать Колизей могли все - от знати до простого люда, но только свободные граждане. Поэтому неудивительно, что в его стенах могли повстречаться все слои населения.

Гладиаторские бои

В роли гладиаторов выступали люди, которые, по сути, были не нужны государству больше ни для каких других целей и не имели никаких прав. Чаще всего это были рабы и приговоренные к смертной казни осужденные. Этих людей на бои отправляли не сразу. Вначале им требовалось пройти подготовку в гладиаторских школах.

Рабы имели некоторое преимущество перед преступниками. У последних не было никакого шанса на выживание - им предстояло умереть либо на арене во время боя, либо во время осуществления смертной казни. Рабы же должны были выступать в Колизее лишь на протяжении трех лет.

Через какое-то время в ряды гладиаторов начали записываться и добровольцы - свободные римляне. Обучение длилось несколько лет, прежде чем им разрешалось выйти на арену. Гладиаторы подчинялись ланисте - надзирателю, у которого было право жизни и смерти над воинами.

Охота на животных

Не менее популярной в Колизее была охота на животных. Она проводилась в первой половине дня и была своеобразной прелюдией к гладиаторским боям вечером.

Эти представления были единственной возможностью для многих граждан увидеть редкие для них виды животных, которых специально отлавливали в разных уголках римской империи и не только. Среди них были:

  • львы;
  • тигры;
  • слоны;
  • быки;
  • медведи;
  • крокодилы;
  • носороги и другие.

Высота ограждения арены от зрителей увеличивалась до пяти метров для безопасности последних. А для большего интереса организаторы выставляли смешанные пары. Например, питона против медведя, медведя против тюленя, льва против крокодила. Но можно было увидеть и классические схватки - льва против тигра.

Другой разновидностью состязаний были бои людей против животных. Борцов снаряжали копьем и выпускали на арену.

Морские сражения

Самыми дорогими мероприятиями, проводимые в стенах Колизея, были бои под названием навмахия, или морские сражения. Это были воспроизведения известных боев в открытом море. Арена наполнялась водой при помощи сложнейшей гидравлической системы.

Участниками практически всегда были преступники, которых приговорили к смерти, иногда в их рядах встречались специально обученные моряки. Для сражений использовались корабли, которые ничем не уступали настоящим боевым.

За период проведения навмахии были поставлены такие морские баталии, как:

  • истребление афинского флота при Эгоспотамах;
  • торжество греков над персами во время баталии при Саламине и другие.

После игр

История Колизея в Риме сильно изменилась с распространением христианства по территории Европы. С его приходом в Италию убийства людей в стенах амфитеатра прекратились, как и охота на животных. Произошло это в 405 году по распоряжению императора Гонория. Помимо этого, организация и проведение игр требовало немалых финансовых затрат, на которые римская империя больше не могла идти по причине экономического кризиса, вызванного вторжениями варваров.

Колизей в Риме начали использовать для более простых целей в разное время:

  • для жилья;
  • в качестве крепости;
  • как религиозную обитель.

За сооружением перестали так старательно ухаживать, как в эпоху гладиаторских боев. Стены театра начала поддаваться варварскому отношению людей, которые растягивали по своим домам и на строительство других зданий практически все, что видели и могли унести. Например, мраморная облицовка и кирпичи Колизея использовались во время возведения Палаццо Венеция, Соборов святого Петра и Иоанна Крестителя. Не менее разрушительное влияние оказали и возникающие время от времени землетрясения. Например, в результате самого мощного из них в четырнадцатом веке была разрушена одна часть стены театра.

Постепенно Колизей в Древнем Риме угасал, оставляя после себя лишь тень.

По оценкам исследователей, амфитеатр только за пять веков (с VI по ХХІ вв.) потерял почти две трети от своего первоначального размера.

Возрождение театра

От того, чтобы вообще исчезнуть с земли, Колизей спасла репутация священного места, где встретили свою судьбу христианские мученики. Но результаты современных исторических исследований говорят о том, что факт христианского жертвоприношения в стенах амфитеатра - не больше чем миф.

Полное разрушение прекратилось в 1749 году, когда Колизей был признан общественной церковью по распоряжению папы Бенедикта XIV. Посреди арены установили крест огромного размера, а вокруг него - алтари.

Стены когда-то огромного Колизея не только оставили в покое, но и начали постепенно восстанавливать. С тех пор мероприятия по реконструкции продолжаются с небольшими перерывами.

Сегодняшний Колизей в Риме - краткое описание

До полного восстановления былого величия Колизею еще далеко - к нашим дням от него осталось лишь тридцать процентов от всего объема. Но несмотря на это, его руины являются одной из популярных туристических достопримечательностей. Количество фото Колизея в Риме не уступает таковым Собора Святого Петра в Ватикане.

Среди проведенных реставрационных работ, которые еще больше повысили интерес к амфитеатру и увеличили количество мест для посещения туристов, стоит отнести следующие:

  1. Расчистка и восстановление подземных туннелей, предназначенных как место ожидания гладиаторами своей очереди выхода на арену (работы проведены в 2010 году).
  2. Восстановление третьего яруса театра, который был предназначен для зрителей среднего класса (первые работы были проведены еще в 1970 году).

На сегодняшний день в свободном доступе такие места Колизея:

  • арена и часть подземных помещений, в которых можно прочувствовать всю мощь амфитеатра и ощутить себя на месте древних гладиаторов;
  • зрительские места в первом ярусе, то есть императорская и сенаторская ложи, на некоторых можно все еще разглядеть имена римских предводителей, которые тут бывали;
  • практически все сохранившиеся галереи, лестницы и переходы;
  • ворота;
  • верхние галереи, с которых открывается потрясающий вид, но забраться туда удается лишь смельчакам.

В планах властей Рима провести еще несколько комплексов реконструкционных работ:

  1. Восстановление внутренней зоны театра.
  2. Комплексная реставрация подземных помещений.
  3. Строительство центра обслуживания туристов.

Помимо туристической достопримечательности, на сегодняшний день Колизей в Риме служит местом немногочисленных богослужений Папы Римского. Также тут организовывались концерты американцев Билли Джоэла и Рэя Чарльза, англичан Пола Маккартни и Элтона Джона.

А с 7 июля 2007 года описание Колизея в Риме можно встретить в различных издательствах, повествующих о семи чудесах света.

Где находится Колизей?

Адрес Колизея - район Рима Celio, Площадь Колизея, 1. Подробную схему проезда можно рассмотреть на официальном сайте амфитеатра.

Там же предлагают добраться к достопримечательности следующими способами:

  • на метро, выйдя на станции «Колоссео» (линия «В»);
  • автобусами номерами 60, 70, 85, 87, 175, 186, 271, 571, 810, 850, С3;
  • электрическим микроавтобусом № 117;
  • по трамвайной линии № 3.

Билеты покупаются на входе в Колизей. Но чтобы их получить, приходится стоять в общей длинной очереди, время ожидания в которой может затянуться на несколько часов. Сама касса закрывается за час до закрытия Колизея. Некоторые туристы идут на хитрость - покупают комплексный билет. Он дает право входа в три достопримечательности - Колизей, Палатин и Форум. Цена такого билетика около двенадцати евро.

Время посещения Колизея может меняться. Это зависит от проводимых работ по реконструкции. С актуальным расписанием всегда можно ознакомится на официальном сайте. Согласно последней информации, амфитеатр работает с 8:30 утра до:

  • 16:30 (до 15 февраля);
  • 17:00 часов (с 16 февраля по 15 марта);
  • 17:30 (с 16 марта по 28 марта);
  • 19:15 (с 29 марта по 31 августа);
  • 19:00 вечера (с 1 по 30 сентября);
  • 18:30 часов (с 3 по 31 октября).

Дополнительно узнать о времени работы вы можете и благодаря информационным табличкам, размещенным на входе в Колизей.

Статьи по теме: