Deus ex обзор игры. Совершенная антиутопия. Обзор игры Deus Ex: Human Revolution. Бог из человека-машины

Редкое сочетание шутера, стелза и RPG

Жанр: shooter, stealth, RPG.

Разработчик: Eidos Montreal.

Издатель: Square Enix.

Издатель в СНГ: Новый Диск.

Локализатор: Новый Диск.

Похожие игры: Deus Ex, Mass Effect, Метро 2033.

Системные требования: Core 2 Duo 2 GHz или аналогичный Athlon X2, 1 GB RAM для Windows XP, 2 GB RAM для Windows Vista/7, GeForce 8800 512 MB или Radeon HD2900 512 MB, 9 GB места на жестком диске.

Успех Deus Ex: Human Revolution – одна из многих иллюстраций того, как важно угадать с моментом начала продаж и застолбить свободную нишу. Square Enix буквально удалось проскочить в игольное ушко: релиз в летнее затишье как раз между двумя другими, очень ожидаемыми ролевыми играми, давно забытый киберпанковский сеттинг, редкое сочетание шутера, стелза и RPG – все это очень сыграло на руку новой Deus Ex. Удачно BioWare перенесла Mass Effect 3 на следующий год, туда же отправились S.T.A.L.K.E.R. 2 и Metro 2033: Last Light тесниться на границе шутеров и ролевок, а конкурентов у Deus Ex: Human Revolution фактически не оказалось.

Сложишь все иначе – писали бы в прессе не про атмосферность городов недалекого будущего и не про интригующий сюжет. Скорее, погрозили бы пальцем за однотипность интерьеров и куцый выбор оружия. Дело в том, что в DX: Human Revolution не пытались имплантировать все наработки жанров, как это водится среди action/RPG. Она вся собрана из конструктора, в котором всего пара десятков деталей. Причем этот минимализм мало того, что не приедается, так еще и оставляет игроку выбор тактики, а следовательно, возможность повторного прохождения.

Правда, сочетания используемых объектов иногда удивляют: компьютер, боевая турель, офисный стул - как все это попало в канализацию?

Так что за конструктор? Ящики, вентиляционные трубы, лестницы и строительные леса – все, что позволяет нашему герою, Адаму Дженсону, быстро и незаметно оказываться в нужном месте. А также охранники, турели, роботы, камеры слежения – то есть все те, кто не должен Адама заметить и тем более убить. Адам – не вор и не шпион, он работает в службе охраны крупной фирмы «Шериф Индастриз», занимающейся разработкой имплантов. Обыватели и СМИ не любят импланты, а вот злодеи не прочь их выкрасть да побольше, желательно те, что умеют взрывать и убивать. Злодеям это удалось, но кое-какие железки они не успели прихватить. Их встроили в полумертвого Дженсона и отправили неудалого охранника искать грабителей, похищенное, а также батарейки для подзарядки своего технологичного нутра.

Сюжет не больно-то ветвист и запутан: находим одного свидетеля за другим, от каждого узнаем новый кусок правды. Кат-сцены в хмурых тонах и живые диалоги очеловечивают героев, но до тех пор запомнить очередную цель почти невозможно: это крест на карте, дверь, лифт, но никак не персона. Стильно и бессодержательно – так лучше всего характеризовать и видеосцены, и уровни, и большинство героев. Большой босс Шериф еще раз вас промотивирует, Малика снова уверит в своей преданности, а сисадмин Притчард подчеркнет превосходство своего интеллекта. Но даже такое общение – десерт, которым нечасто угощают. Обычно мы слышим голос друзей по рации, а вместо кат-сцены обходимся статичным портретом в углу экрана. Между прочим, ведение переговоров в DX: Human Revolution очень любопытно устроено: среди прочих жельзяк в Дженсона встроили детектор лжи, анализатор личности и разбрызгиватель феромонов (даже не пытайтесь себе это вообразить!) Глядя на все эти мигающие датчики, игрок должен выбирать правильные фразы, и тогда диалог закончится очень благоприятно, Адам получит опыт и не полезет на очередной чердак или в канализацию. Только вот гораздо чаще все-таки приходится лезть, ведь «разговорные дуэли» случаются намного реже, чем хотелось бы.

А с некоторыми персонажами и спорить бесполезно - они не люди.

Для Дженсона, в общем-то, не проблема просто войти в очередное здание, всех убить, всё забрать и улететь на вертолете. И не смотрите, что патронов всегда мало, из укрытий Адам стреляет косо, а здоровье теряет быстро – освоившись с управлением и купив нужные улучшения, можно творить чудеса. Дженсон молнией проносится по локации, парализует гранатами роботов, перепрыгивает трехметровые преграды, безболезненно пикирует с любой высоты, оглушая всех, кто оказался снизу. Адам настолько суров, что рукой пробивает стену и без всякого оружия вмиг расправляется с двумя боевиками при пулеметах и броне. А если в руках Дженсона оружие?

Да, стволов совсем немного – вы не замените свой пистолет-пулемет более крутым, а полученная в начале игры парализующая винтовка верно прослужит до конца игры. Зато различия между стволами колоссальны, каждый подразумевает свою тактику применения. Залить врагов свинцом из тяжелого пулемета, отправлять на тот свет по одному убойными выстрелами дробовика, вести позиционный бой пистолетом-пулеметом или тихо снимать из снайперской винтовки – выбор абсолютно меняет восприятие игры. Таскать с собой большой арсенал нельзя – рюкзак мал, зато любимый ствол можно многократно улучшить, отчего он даже меняет внешний вид. Прикрутите к пистолету-пулемету лазерный прицел, глушитель и расширенный магазин с быстрой перезарядкой – и в ваших руках оружие, достойное суперагента. Не была бы Deus Ex: HR хорошим шутером без толкового AI ботов, естественной анимации движений, натурального грохота выстрелов – все эти радости виртуального киллера присутствуют в полной мере.

Человеческих жертв - 0.

Тем не менее, путь стрельбы и зачистки – сложный путь. И неблагодарный, ведь опыта за убитых дают немного. Другое дело – незаметное проникновение. Не попался на глаза – получи опыт, не засекли камеры – еще опыт, пролез в вентиляцию – снова опыт. Так играется невидимкой, причем оставаться незамеченным до безобразия просто: любой стол, контейнер или хлипкая ограда верно укроет вас от ленивых и нелюбопытных охранников. На камеры нельзя попадаться, замки нужно взламывать, а чтобы вас не засекли при взломе, возможного свидетеля лучше заранее вырубить – все решения подсказывает сама игра, причем препятствий совсем немного. Они даже выглядят всегда одинаково, так что скоро от вас не укроется даже за грудой мусора решетка вентиляции или хрупкий фрагмент стены. В самых трудных случаях можно включить невидимость – легальный чит. Правда, загружать сохранения все равно придется часто, ведь игра в шпиона не прощает ошибок. Подняли тревогу – к вам мигом сбегутся враги со всей локации, и бонусы опыта вы не получите. Изрядно отравляют жизнь лазутчика и повсеместные замки: хоть при полной прокачке взломать их можно даже ногтем, мини игра изрядно приедается. Драйва в ней никакого, так что в какой-то момент даже за большое вознаграждение надоедает водить охрану за нос, и из глубин рюкзака извлекается приятно холодящий руки и мелодично поющий тяжелый пулемет.

В этот момент можно сдержать жажду убийств и испытать более экзотические способы прохождения: парализовать противников дротиками с транквилизаторами или развешивать на стенах мины. Для последних можно выбрать самую разную начинку: тротил, удушливый газ, электромагнитный излучатель. В отдельных случаях удается перепрограммировать турели или боевых роботов, чтобы затем наблюдать через камеры поднявшийся переполох.

На локациях МНОГО ящиков непонятного назначения. Но за ними удобно прятаться.

В конце каждая глава взрывается непривычно напряженной схваткой с боссом. Тут пацифистам приходится очень туго: ни убежать, ни спрятаться, боссы быстры и сильны. Их созданием занималась сторонняя фирма, которую не предупредили, что Deus Ex: Human Revolution – игра для тактических и расчетливых умов. Впрочем, раскусив слабое место каждого главаря, расправиться с ним можно в минуту.

Сомнительно вписались в DX: Human Revolution элементы ролевой игры. Корень перекосов в том, что Адаму ничего не нужно, кроме комплектов «Праксис», заменяющих очки умений. Остальное просто подбирается в ходе заданий. Конечно, вы можете выполнять побочные миссии не ради награды, а потому что они любопытны и тесно связаны с сюжетом. Но поскольку заветными «Праксисами» награждают почти никогда, постепенно сторонние квесты начинают казаться бесполезной тратой времени. Да, лишняя тысяча опыта приближает новый уровень, но внимательный осмотр локаций подарит вам в пять раз больше драгоценных комплектов. Чем же утомляют второстепенные миссии? Достаточно того, что они не предлагают ничего такого, что не ждет вас в ближайшем же сюжетном задании. Так стоит ли бегать кросс по безумно спроектированным улицам городов, по лестницам, крышам, канализациям? Настоящему поклоннику серии стоит – вы узнаете много интересного о главном герое.

Порой начинает казаться, обитатели здешних городов делятся на бомжей и полицейских

А вот простым грешным манчкинам интереснее система прокачки. Она понятна и элегантна: минимум цифр, максимум заметной пользы. Практически каждый активированный имплант дает Адаму совершенно новую функцию от зрения сквозь стены до взрывающего все вокруг «Тайфуна». Импланты делятся на обязательные и бесполезные. Естественно, невидимость или речевой анализатор лучше, чем какие-то пометки целей на мини-карте или бесшумный спринт. И уж точно придется выбросить целую уйму «Праксисов» на раскачку взлома, расширенный рюкзак и быстрый бег – без этого можно пройти игру, но рутина отравит вам все удовольствие.

Вообще для игры в Deus Ex: Human Revolution нужно иметь хоть минимальное терпение к однообразию. Вы можете избежать его в геймплее, но в оформлении уровней оно вас снова найдет. Хоть бы три модели для компьютеров вместо одной, хоть бы разные текстуры для повсеместных контейнеров, бочек и столов! Но дизайнеры не виноваты, 256 Мб консольной памяти связывают им руки. Разумное решение – сделать скромную палитру частью стиля. Черно-желтые мрачные тона будут с вами и в охваченном беспорядками Детройте, и в кипящем жизнью Шанхае, на улицах, в кабинетах и рабочих помещениях. Они создают нужную атмосферу, они отличают эту игру от других… Но благодаря роликам, мы знаем, какой могла быть графика Human Revolution, если бы художников не ограничивало железо.

Такой могла быть графика DX: HR.

Радости

  • Шутер, стелз и RPG хорошо сочетаются в этой игре.
  • Она стильно нарисована и санимирована.
  • Персонажи харизматичные, задания – серьезные и с интересной развязкой.
  • Диалоги достойны отдельного жирного плюса.

Гадости

  • Проходить невидимкой слишком легко.
  • Тысячекратно повторяющиеся предметы интерьеров набивают оскомину.

Оценка 8.

Вывод:

Deus Ex: Human Revolution хороша настолько, насколько вообще можно было ожидать. Пусть между шутером и стелзом явный дисбаланс, но на стыке жанров этим все грешат. Оформлению явно не хватает разнообразия, но Square Enix сделала все, чтобы этот недостаток скрыть. Главное, что получилась интересная и живая игра. Так ли уж важно, что ей есть куда расти?

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе -
Вот что такое истинная человечность. Быть человечным
или не быть - это зависит только от нас самих.
Конфуций
Представьте себе абсолютно новый мир, мир, лишенный недостатков. Где нет болезней, смертей, боли. Это мир будущего. И он возможен уже сегодня благодаря уникальной системе аугментаций, разработанной компанией Sarif Industries . Каждую конечность и орган нашего тела можно заменить на кибер-имплантант, возможности которого в разы превосходят все, на что до этого был способен человек. Вы можете стать быстрее, умнее, выносливей уже сейчас – вместе с Sarif Industries вы станете частью нового, совершенного мира. Отныне, у каждого есть возможность приблизится к великим – разве ни к этому мы стремились на протяжении нашего существования?

Вы все еще верите в эту чушь о прекрасном будущем? Оглянитесь вокруг, посмотрите в окно, посмотрите, на что превратился наш мир после того, как корпорации стали диктовать условия всем остальным. Мы, «Фронт человечества», обращаемся с надеждой, что вы присоединитесь к нам в борьбе с «аугментационной чумой». Думаете, что вам просто поменяют испорченную часть, как пробитое колесо в автомобиле? Да, вы получите новый киберимплантат, но взамен вам придется принимать специальный препарат, нейропозин, который помогает справится с последствиями аугментаций. Но на самом деле, вы становитесь зависимым. И не дай Бог, у вас не окажется средств оплатить следующею дозу лекарств. Потому что тогда единственное, что вам останется – это избавиться от «спасительных» имплантатов.

Мы призываем вас, одумайтесь пока не поздно. Будьте людьми. Оставайтесь людьми.

Трансляция прервана. Конец передачи.

Мы теряем нашу человечность. Мы, по сути дела, прячем ее
За нашей этикой, моралью, за нашими титулами,
Статусом и властью.
Августо Кури. Продавец грез
В 2050 году жить на Земле станет невыносимо – мир спешно гибнет в пучине экономической катастрофы, люди умирают от «Серой смерти», а вокруг то и дело промышляют террористы. А где-то за черной кулисой всей этой вакханалией умело вертят Иллюминаты. Но до сей печальной даты еще как минимум 20 лет. А сейчас на дворе 2027-й – эпидемий нет, тайные ордена пока еще на обочине истории, а мир стоит на распутье. Скоро человечеству придется решить, какой дорогой пойти – вместе с аугментациями или без них. А может быть, им вообще не нужно будет ничего выбирать и вся тяжесть решения падет на одного человека. Кто знает…

Что сильно разнит первую часть и собственно Deus Ex: Human Revolution , это то, что последняя сменила свой курс с темы заговоров и тайных правительств на темы более человеческие и более личные и потому вопросы тоже ставит соответствующие – как часто в погоне за мечтой, мы забываем о нашей моральности, справедливости, честности, забываем о человечности, ставя наши цели превыше всего? Где находится та грань, пройдя которую, мы больше не можем считать себя людьми? И есть ли она вообще…

Адам Дженсен: Кем я стал? Больше чем человек или меньше?(What have I become? Am I more than human or less?)

Разработчики верны заповедям Уоррена Спектора и очень бережно играют с чувствами и убеждениями игрока. Какой бы из сторон не отдавали предпочтения гейм-дизайнеры и сценаристы, во главе угла все равно вы. Игра всегда оставляет вам простор для самовыражения – будь-то напряженный спор или очередной квест, их результаты напрямую зависят от того, какой точки зрения вы придерживаетесь. Но сделать выбор не так просто, учитывая какую предысторию имеет ваш игровой протеже – Адам Дженсен.

Бывший работник SWAT, теперь – начальник охраны в компании Sarif Industries . Сфера деятельности последней – активно-обсуждаемая и вызывающая много споров – система аугментаций. Из искры рождается огонь, а в огне гибнут люди. В результате нападения на лабораторию компании, основной ее докторский состав пропадает. Пытаясь исправить ситуацию, Адам проигрывает в неравном бою с тремя аугментированными богатырями. Наш герой лишается большинства жизненно-важных органов и конечностей. Мертвее некуда, подумаете вы. Не все так печально, ответит вам Sarif Industries . Адам выживает – силами медиков, благодаря аугментациям и кое-чему еще. Ирония и печаль ситуации в том, что сам Адам – если не явный поборник, то уж точно не доброжелатель всей затеи с аугментациями. Поэтому Дженсен сталкивается с важнейшей дилеммой – благодарить научный прогресс во главе с киберимплантатами или проклинать его за посягание на саму суть человеческой природы.

Лучше всего Адам Дженсен умеет две вещи – докапываться до истины и ослеплять своей харизмой. Образ сурового героя в стильных, аугметированных очках идеально вписывается в переменчивый и «грязный» мир игры. Но главное в его образе – восхитительный, приглушенный, немного «протабаченный» голос, благодаря которому каждый диалог доставляет исключительно непомерную радость. Иногда до того доходит, что специально открываешь дополнительные опции в диалогах, чтобы услышать, что Адам ответит очередному собеседнику.

Вообще, если опустить вопрос аугментаций, сюжет игры довольно типичен и проблемами страдает соответствующими. В истории Deus Ex: Human Revolution постоянно происходит столько важных и мелких событий, что иногда трудно уследить, с какой целью Адама посылают на очередное задание за полсвета, а потом еще и обратно зовут. Да и сюжетных ходов уровня первого Deus Ex , когда все переворачивалось с ног на голову за секунду, в новой части, к сожалению, нет. Заметно, что разработчики сами того не желая оказались стиснуты в производственных рамках – на тему заговоров, тайных сообществ все было сказано еще в оригинале. Поэтому по третьему разу разыгрывать туже самую карту они не решились и да, это действительно сказалось на интересности сюжета. Но благодаря плавному повествованию, проработанным персонажам и непревзойденным диалогам, игра чертовски умело сохраняет интригу вплоть до финального ролика.

Как утверждает Хорхе Луис Борхес, всего существует четыре сюжета. Один из них – о долгом возвращении. Или, другими словами, о путешествии.

За каждым расследованием скрывается путешествие.

Подобно первой части, в Deus Ex: Human Revolution есть несколько городов, которые мы можем изучить от каждой улочки до каждого коллектора. Таких хабов всего два – Детройт и Шанхай. И если первый – стандартный, грязный киберпанк-город, который есть в каждой второй книге, то Шанхай выделяется, как минимум, своей яркой архитектурой. Он разделен на два уровня – нижний, где обитают бедняки, проститутки и прочие обезнадеженные части общества, и верхний, предназначенный для богатых и обеспеченных мира сего. Как недавно признались разработчики, количества мебели и интерьеров, которые они создали для игры, хватило бы на полноценный каталог для IKEA и они, как минимум, не соврали. Нельзя конечно сказать, что каждую комнату разрабатывали вручную, но в целом, все локации игры придерживаются единого дизайна – неопрятный мир будущего, заполненный мебелью, будто сошедшей с конвейеров компании Apple.

Путешествием есть лишь то, в котором вы вольны выбирать свой путь.

Свобода – в играх она на вес золота. Иногда ее слишком мало и, кажется, будто мы скованы железными цепями. Иногда ее слишком много и нам не в силах управится с нею. Но никто не понимает, что дело не в количестве свободы, а в том, как сильно она похожа на настоящею. Разработчики Deus Ex: Human Revolution понимают. Количество способов, которым можно подойти к решению любой задачи, любой миссии и любого уровня в игре – с первого взгляда ошеломляет. К примеру, в одном из дополнительных заданий вам нужно будет проникнуть в квартиру и выкрасть улики против нечестного ученого. Для этого вы можете взломать входную дверь, перепрыгнуть через забор или с крыши напротив как настоящий воин городских джунглей, или включить смекалку и соорудить себе постамент из ящиков и мусорных контейнеров.

Простор для реиграбельности – поразительный, но что главное, варианты эти абсолютно логичны. Вы бы поступили точно также в настоящей жизни. Если бы в ней появились аугментации, конечно же. И такая ситуация – не единична. Благодаря продуманной структуре уровней, вы сами выбираете, куда и как идти дальше – пробить стену и пойти в обход, или включить невидимость и бесшумно пробраться через ряды врагов. Но главная «жемчужина» и «слабина» каждого уровня – это система вентиляции. С одной стороны, нет ничего приятней, чем найти хитро спрятанный между ящиками люк и быстро добраться до нужного места, не привлекая внимания настороженных охранников. Или даже найти тайную комнату со всевозможными бонусами. Но с другой стороны, слишком часто используя вентиляцию можно потерять интерес к прохождению, а каждый уровень превратится в монотонный серый поток из вентиляционных люков и решеток. Как сказал один из персонажей игры, «абсолютная свобода это абсолютный хаос».

Чем длиннее путь, тем больше смысла полагаться лишь на свои силы.

Но свобода в игре достигается не только за счет развитой структуры уровней, а и благодаря системе аугментаций. Изобретение, которое спасло жизни Адаму, не раз спасет жизнь и игрокам. По сути, аугментации это аналог стандартного древа умений, которое мы видели в сотнях RPG, но здесь она четко вписана в сюжет. После операции, мозгу Адама сложно справится со всеми изменениями в своем теле, поэтому для полного восстановления ему требуется время. Или деньги – специальные Праксис-очки, необходимые для развития умений, можно купить за плату в местных клиниках. Что удивительно, каждая из аугментаций может пригодится вам тем или иным образом. Хакерство, камуфляж, улучшенная броня, развитые легкие, невосприимчивость к отравленному газу или электричеству – каждое из киберулучшений помогает при прохождении. И напрямую влияет, кем вы будете для врагов – скрытым воином, подобно японским ниндзя, тихим миротворцем, который никогда не посягнет забрать чужую жизнь, или живым «танком», который сносит всех по пути. Можете выбрать что-то одно, можете совместить – в этом и суть. Вы действительно можете решать, а геймплей этому будет только способствовать. Не хотите убивать бывших сослуживцев, чтобы проникнуть в полицейский участок? Улучшите аугментацию, которая помогает анализировать людей, и попробуйте убедить вояку на входе, чтобы вам действительно очень нужен пропуск. Но это простой пример, а вот если от вашего разговора зависит судьба мира, что тогда скажете? С разным набором кибер-усовершенствований вы получаете абсолютно разный игровой процесс.

Если в своем путешествии встретите преграду, не надейтесь на склонность судьбы. Вы ее встретили, вы ее и преодолеете.

Напортачили разработчики лишь с одним – здешним боссам, видимо, неписаны все законы игрового дизайна, поэтому они не признают все эти новомодные «стелс»-штучки и предпочитают, чтобы их убивали как в недалеком прошлом, обойма за обоймой. Так что если ваш путь – скрытность, когда вы встретитесь, лицо к лицу, с главными лиходеями, то лучше забудьте о своем призвании и ищите разбросанные по уровню боеприпасы. Ну, или смотрите любопытные варианты прохождения на видеохостингах. Иначе имеете шанс останется жертвой неудачного игрового баланса.

Путешествие не может быть идеальным. Смотря на недостатки, вы по-новому смотрите на преимущества.

Если дизайнеры, сценаристы, гейм-дизайнеры Deus Ex: Human Revolution вложили в свою игру душу, то те, кто был ответственен за техническую часть, отдавать ее пожалели. Первое, что действительно отталкивает, это время загрузки в консольных версиях, которое доходит чуть ли не до 45 секунд. Кажется, что это мало. Действительно, это ничтожное время даже для разговора по телефону, но когда приходится каждый раз ждать почти минуту, то это невесть как раздражает. Иной раз, даже отказываешься от безумно-смертельной идеи (которые обычно воплощаются раза с третьего), как обмануть противников, лишь бы снова не видеть загрузочный экран. Другой пример – лицевая анимация. Никто не говорит о L. A. Noire , но учитывая тот уровень диалогов и постановки, который есть в Deus Ex: Human Revolution , криво обрубленные рты персонажей порою смотрятся нелепо. И внушительности игре это точно никак не добавляет.

Но не смотря на любые технические недоработки, Deus Ex: Human Revolution никогда не будут считать не «игрой технологий», но «игрой сюжета», «игрой геймплея». Как и оригинал, она жертвует внешней красотой ради внутреннего богатства и глубины. В этом, по сути, и есть главная уникальность этой серии. И раз зашла речь о первом Deus Ex , то не сказать следующее было бы просто преступлением – да, Human Revolution копирует механику своего прародителя почти, что вчистую. Но скажите, много ли за все эти годы вы видели подобных игр? Что в такой ситуации самое удручающее, за последние пять лет множество, огромное множество компаний пытались повторить успех серии Call of Duty и создать свой адреналиновый аттракцион с бледжеком и … ну дальше вы знаете. Но попробовать сделать собственный Deus Ex за последнее десятилетие так никто и не решился. Да, Mass Effect пытался справится с его многовариативностью, но делал это скорее в сюжете, чем в геймплее. А Oblivion и Morrowind это другая «опера». Поэтому ругать Deus Ex: Human Revolution за его трепетную близость и схожесть с оригиналом не стоит. Они как отец с сыном – похожи друг на друга, одинаково разговаривают, даже ходят точь-в-точь, но все равно дети разных поколений.

Мы так долго ждали идеального продолжение Deus Ex – целых 11 лет. И теперь перед нами игра мечты – настоящая свобода, стильный киберпанк, удивительный геймплей, глубокий сюжет. Забудем о технических проблемах – перед вами “дивный новый мир”, который только и ждет начала вашего путешествия.

Хорошее:
– Идеальная продолжительность;
– Мир будущего еще никогда не был таким настоящим;
– Невиданное разнообразие в геймплее;
– Продуманная система аугментаций;
– Вы захотите пройти игру как минимум еще раз;
– Харизматичный главный герой;
– Несколько стилей прохождения, каждый из которых самодостаточен;
– Цепкий сюжет, затрагивающий глубокие темы.

Плохое:
– Не самая современная графика и мелкие технические проблемы;
– Слишком много заимствований из оригинального Deus Ex.

Сколько хороших приквелов вы знаете? Называть сходу необязательно — поройтесь в памяти, спросите у Google, «Яндекса», «Википедии»… Только чтобы они не уступали оригиналам по качеству и впечатлению. Не спешите с ответом, рецензия подождет.

«My vision is augmented»

Системные требования

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц

1 Гб памяти

GeForce 8800/Radeon HD 2900

9 Гб на винчестере

интернет-соединение

Рекомендуемые требования

Core 2 Quad/Phenom II X4 2 ГГц

2 Гб памяти

GeForce GTX 480/Radeon HD 5850

9 Гб на винчестере

интернет-соединение

Готов спорить, что для подсчета хватит и пяти пальцев. Достойный приквел — редкий зверь, ведь у этой породы есть злейший враг — зритель, уже осведомленный, что ожидает его в финале. Фильмы «Экзорцист: начало» и первый эпизод «Звездных войн», телесериал «Каприка» и прошлогодняя игра Halo: Reach — многие свернули шею, поскользнувшись на своей концепции.

Впрочем, герой Deus Ex: Human Revolution сам кому угодно сломает хребет. Экс-спецназовец Адам Дженсен, глава службы безопасности Sarif Industries, — образцовый супермен 2027 года. Рука с выдвижным лезвием, синтетические мышцы, искусственные легкие, улучшенные зрение и слух — спасая жизнь пациента, хирурги превратили его в боевую машину. Даже колоритный хриплый голос — и тот от сигарет.

Кого-то из старожилов такой подход к сюжету наверняка покоробил. Металлические конечности выглядят сущим варварством на фоне наноимплантатов Джей-Си Дентона, но авторы Human Revolution как раз хотели показать истоки кибернетической эволюции. Они благоразумно отступили на четверть века назад, подальше от Deus Ex с тремя концовками и уж тем более — от ущербной Deus Ex: Invisible War . В 2027-м публика еще не успела свыкнуться с биомеханическим самосовершенствованием, которое продвигают в массы Дэвид Cариф и ведомая им компания. UNATCO пока не основана, Трейсер Тонг — прыщавый юнец, а Majestic 12 не распростерла над планетой длань «серой чумы».

Нам хорошо известно, что случится дальше, однако здесь знание не мешает получать удовольствие. На смену коктейлю из теорий заговора, придуманному Уорреном Спектором в разгар «миллениумной» лихорадки, пришел злободневный триллер про корпоративные войны и произвол частных военных фирм. Тамплиеры, «иллюминати» и зловещие функционеры FEMA скрылись на периферии, зато кукловоды по-прежнему рядом, управляют марионетками, рассылают письма с ЦУ и выливают потоки вранья с телеэкранов. Расследуя дерзкое нападение на штаб-квартиру Sarif, Дженсен, подобно Дентону, увидит гнилую изнанку общества. Конечно, ветераны раскусят сюрпризы на подлете, но путешествие не станет скучнее.

Ибо Human Revolution борется за честь принадлежать к культовой серии с первой и до последней секунды. Eidos Montreal не привлекала к проекту идеологов Ion Storm, но сотворила в итоге не жалкую кальку, а настоящий Deus Ex , даром что с поправкой на сегодняшнюю моду. Дизайнеры осторожно перенесли в приквел все знакомые элементы, от игровой структуры до «клетчатого» инвентаря, позволяющего бросать снаряжение на «горячие» ячейки. Современные веяния, вопреки опасениям, их не портят. Вид от третьего лица и привычная система укрытий помогают прятаться. Подсветка интерактивных объектов, возмутившая народ до релиза, здорово облегчает поиск «секреток» и полезного барахла (не по нраву — отключите в настройках). Зрелищные добивания по нажатию одной кнопки укрепляют веру в сверхспособности Адама и талант художников-аниматоров.

Нью-Йорк — Гонконг Детройт — Шанхай

Как и раньше, в перерывах между большими сценарными вылазками мы исследуем мегаполисы, берущие не масштабом, а плотностью деталей на квадратный метр. Граждане, обожающие взламывать каждый замок и шнырять по закоулкам, будут на седьмом небе от счастья. А поглядеть есть на что. Ночной Детройт, чьи неоновые огни лишь сильнее подчеркивают грязь и упадок. Офисы и лаборатории транснациональных конгломератов, обставленные с потрясающей любовью к мелочам. Сумеречные лабиринты нижнего города Хенгша, словно пришедшие из «Бегущего по лезвию бритвы». Под вечной тенью верхнего жилого яруса можно найти новейшие протезы… или угодить в лапы «сборщиков», вырезающих суррогатные органы. Не претендуя на приз за технологичность, Human Revolution создает атмосферу благодаря умело подобранным краскам, отличной архитектуре и богатому звуку. Прохожие, копы и наемники не просто дополняют пейзаж — Eidos Montreal записала для массовки безумное количество фоновой болтовни, в которой нет-нет да проскользнут интересные факты. Цементирует настрой электронная музыка Майкла Макканна , воздающая должное и саундтреку Deus Ex , и кинофантастике 80-х.

Броская оболочка не стоила бы и ломаного гроша, не ухвати канадцы главное — возможность решить любую ситуацию как минимум парой способов. Получив задание проникнуть в морг полицейского участка, кто-то выбьет ногой парадную дверь и устроит резню. Другой вскарабкается по пожарной лестнице, ведущей на второй этаж. Менее брезгливые пролезут через канализацию, попутно раздобыв список паролей от служебных компьютеров. Наконец, в окошке регистратуры сидит бывший коллега по отряду SWAT, разжалованный за серьезный проступок. Грамотно выбирая аргументы, вы попадете в запретную зону без единого выстрела, причем от тона беседы — уговоры или шантаж — зависят ее последствия.

Диалоговая система вообще хитрее, чем кажется. Зная, что пользователи загрузят «сейв», едва разговор свернет не в то русло, сценаристы предусмотрели несколько вариантов реакции на одни и те же реплики. Хотите убедить собеседника в своей правоте — слушайте внимательно. Или купите социальный модуль, который следит за речью человека, подсказывает архетип его личности (альфа, бета или омега), затем предлагает выпустить облако феромонов и произнести верную фразу. Завидуй молча, Дентон!

Pumping iron

Десять лет назад теоретики долго рассуждали, причислять Deus Ex к RPG или нет. Human Revolution вряд ли станет предметом споров, ведь, помимо нелинейных побочных квестов и диалогов с NPC, тут начисляют опыт за уничтожение недругов. По достижении уровня мы зарабатываем один балл умений (их также дают Praxis kits, лежащие в тайниках или доступные в клиниках по 5000 кредитов за штуку) на приобретение разных модулей. Глазной сканер, обнаруживающий людей сквозь стены, инструменты для эффективного взлома, шумоподавитель, компенсатор отдачи, более точный прицел, невидимость… Многие важные имплантаты потребляют энергию при активации, так что пара-тройка шоколадок «CyberBoost» не помешает.

Беседуя с корреспондентами AG на выставке gamescom 2010, творческий директор Жан-Франсуа Дюга не раз пообещал, что DXHR уравняет в правах перестрелки и «стелс». Слукавил. При беглом взгляде все честно. Механика ничуть не хуже, чем в популярных шутерах, но отдельные «стволы», например, автомат и тяжелый пулемет, брать не советую. Лучше потратить место и драгоценные апгрейды на револьвер, арбалет и лазерную винтовку.

За убийство или оглушение противника игра отсыпает 10 очков, подбрасывая еще двадцатку за «хедшот». Впрочем, сорвиголовы, которые сначала стреляют, а потом задают вопросы, не догонят в развитии вдумчивых мастеров саботажа. Гуляя по вентиляционным шахтам, секретным комнатам и сточным каналам, шпионы гребут лопатой щедрые бонусы за изучение мира, а чистое выполнение сюжетной миссии приносит сразу 750 баллов.

Хотя работа эта нелегкая. Приходится перетаскивать и прятать бесчувственные тела, просчитывать маршруты патрулей, корпеть над хакерскими головоломками, нервно озираясь по сторонам, перепрограммировать турели и роботов. И помнить, что в РС-версии существуют нормальные quicksave и quickload. Самые ушлые ловкачи без труда обманут простоватых неприятелей, особенно «боссов».

D-S-X

Затмения искусственного разума, беспричинные «тормоза» в городах и торчащие кое-где уши консольных текстур — не повод, чтобы отказаться провести неделю в 2027 году. Human Revolution не совершенна, но ее дух, пьянящее чувство свободы и увлекательная интрига чертовски близки к Deus Ex . Большего и не требовалось.

«…как играть в Human Revolution - решаете только вы. В зависимости от вашего стиля прохождения на экране может происходить зубодробительный экшен, высокотехнологичный триллер или детектив. Вы можете быть супергероем, безжалостно расшвыривающим толпы враго

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

В последний раз я писал рецензию для «Игромании» более семи лет назад, она была посвящена ныне классической Knights of the Old Republic и начиналась словами: «Не важно, любите вы «Звездные войны» или нет, ролевые игры или экшены, — не сыграв в KotOR, вы рискуете пропустить самое увлекательное компьютерное приключение последних лет».

Сегодня я готов повторить нечто подобное в отношении Deus Ex: Human Revolution. Неважно, какие жанры вы предпочитаете и любите ли киберпанк, — по-настоящему хороших игр слишком мало, чтобы размениваться на расовые предпочтения. Ведь даже сейчас, когда Human Revolution пройдена несколько раз и уже есть легкая горечь от подмеченных недостатков, невозможно не признать: это было одно из самых увлекательных интерактивных приключений последних лет. И говорить об этом приходится скорее с сожалением — ведь ничего по-настоящему нового команда Eidos Montreal не сделала. Они просто достоверно воссоздали любимую миллионами игру 2000 года.

История безумцев

Если попытаться в двух предложениях объяснить, о чем же вообще Deus Ex и как в него играть, то довольно быстро выяснится, что сделать это невозможно. Deus Ex — это удивительно яркая смесь экшена, стелса, ролевой игры, симулятора детектива, романов Гибсона и Дика и тревожного предчувствия стремительно приближающегося будущего. Даже для 2000 года это была странного вида смесь, вкус которой мог оценить не каждый. Но те, кто оценили, запомнили навсегда и сделали видеоигры либо своей профессией, либо пожизненным хобби, а окружающих людей разделили на тех, кто «в теме», и остальных.

Описан случай, когда четыре редактора «Игромании» обсуждали одну сцену из Human Revolution, и у каждого она проходила по разному сценарию.

Deus Ex относится к тем романтическим историям игровой индустрии, которые к концу 90-х случались все реже. Дизайнер Джон Ромеро, прославившийся благодаря мрачным текстурам в Doom и Quake и носивший тогда статус настоящей рок-звезды индустрии, с помпой покинул родную id Software , чтобы основать собственную компанию — Ion Storm . В нее он пригласил своих друзей и известных игровых дизайнеров — Тома Холла и Уоррена Спектора.

Получив карт-бланш на любые безумия от издателя Eidos , Ромеро снял пентхаус, нанял фотомоделей в секретарши и развел бурную деятельность. Его самым амбициозным проектом стала Daikatana — экшен, действие которого происходило в нескольких временных эпохах. Своим же друзьям он дал полную свободу действий. Говорят, Ромеро просто позвал Уоррена Спектора к себе в кабинет и спросил — хочет ли тот создать игру своей мечты? Так появился Deus Ex.

И это тоже был крайне амбициозный проект, который публика долгое время старалась не замечать. Ion Storm вообще была амбициозной студией с безумными планами, что в конечном итоге ее и погубило. Да и как если не коммерческим и творческим безумием можно назвать игру, где есть три временные эпохи с полноценным набором оружия и врагов (то есть, по сути, три игры в одной), или замысел Тома Холла — сделать японскую ролевую игру на западный манер (кому ее можно было продать?). Ну, или одну только идею смешать экшен, RPG и стелс — да так, чтобы в игре можно было колесить по всему миру, вышибить любую дверь и проходить каждый уровень тремя способами? Все это было откровенным сумасшествием.

Троица напоминала старых рок-музыкантов, продюсеры которых продолжали давать им деньги на шлюх, кокаин и очередную перезапись нового альбома, который, казалось, вот-вот выйдет, порвет все на свете и оправдает все затраченные на их капризы средства. Но чуда не произошло. Daikatana многократно откладывалась, вышла морально и технически устаревшей, никаким хитом не стала и потянула за собой остальные проекты студии — великолепный Anachronox Тома Холла был выпущен явно в спешке, а гениальный Deus Ex обрезали вдвое.

Уоррен до сих пор небрежно отзывается о Ромеро — как о клевом талантливом парне, который умел красиво тусоваться и ездить вдохновляться в Японию за счет студии, но плохом руководителе, погубившем компанию. Наверное, он имеет на это право — ведь только его проект из всей линейки Ion Storm по-настоящему выстрелил.

Удачный симбиоз

Почему же Deus Ex стал одной из самых культовых игр в индустрии? У каждого найдется на это миллион ответов. Кто-то расскажет про глубокий геймплей, кто-то вспомнит об атмосфере и великолепной музыке, кто-то упомянет небанальный философский сюжет. Игра начиналась с простой истории двух братьев с врожденными наноимплантами, работавших в антитеррористической организации UNATCO, затем принимала лихой поворот, проводила игрока через сеть мировых заговоров и неожиданных ситуаций, а в итоге давала вершить судьбы человечества.

Номинальная свобода в выборе имплантов на деле ограничена: например, если не взять «социальную» аугментацию, можно пропустить очень жирный кусок игры.

После двух недель приключений игрок выяснял, что в Deus Ex нет хорошей концовки, как и не было в игре однозначно плохих и однозначно хороших поступков. Это был мрачный, интересный мир будущего, в котором нужно было жить и решать проблемы по-взрослому, — игра буквально учила подходить к важным вопросам с холодной головой, а не романтическими идеалами. И она умела по-настоящему удивлять.

Но почему все это цепляло до глубины души? Спустя годы кажется, что дело именно в той самой сумасшедшей идее — смешать экшен, стелс-экшен и RPG. Ведь типичная ролевая игра визуально слишком условна, чтобы дать прочувствовать каждый сантиметр игрового мира. Даже современные представители жанра (не говоря о тех, что выходили во времена Deus Ex) дают нам лишь немного взаимодействовать с окружающим пространством — на уровне самых примитивных шутеров.

Грубо говоря, авторы не позволяют нам поставить ящик и по нему залезть на лестницу, чтобы перепрыгнуть на соседнее здание. А именно это создает необыкновенный, редкий, свойственный только Deus Ex эффект присутствия. Именно благодаря детальному взаимодействию с миром сам мир ощущается таким реальным, а приключение в нем — столь личным.

Экшен тоже выигрывает от такого симбиоза. Прежде всего потому, что, помещенный в экосистему ролевой игры, он вынужден быть не постановочным, а умным и разнообразным. А архитектура уровней, сделанная с оглядкой на стелс-экшены, превращает и без того яркую смесь в поражающий воображение и лишающий сна наркотик.

Вопрос «убивать или оглушать охрану?» в Deus Ex не содержит особого морального подтекста: убийство просто производит больше шума и увеличивает шанс обнаружения.

На самом деле для Уоррена Спектора Deus Ex был логичным продолжением его работ — желание развить идеи System Shock и Thief до масштабов ролевой игры было понятно. Однако благодарить за удачный симбиоз разных жанров стоит Харви Смита — главного геймдизайнера проекта, ставшего после Deus Ex легендой индустрии.

Ведь если разобраться, то Deus Ex многократно опередил свое время и определил развитие жанра на годы вперед. Посмотрите на Mass Effect , Witcher 2 и Fallout 3 — все они пытаются сочетать классический геймплей ролевых игр с экшен-механикой. Но спустя 11 лет, вновь играя в Deus Ex, понимаешь, что делают они это слишком топорно и неинтересно. В них нет симбиоза. Экшен отдельно, а ролевая игра — отдельно. В результате мы сперва «играем в диалоги», а потом приступаем к рутиной зачистке местности.

Deus Ex же намного умнее, он буквально заставляет прочувствовать и поверить в его мир. Human Revolution создавался абсолютно новой командой Eidos Montreal, состоящей уже из фанатов оригинала, и игра полностью следует его заветам. Это не побрякушка на один вечер, которую можно за пять минут показать друзьям со словами «гляди, как круто!». Наоборот — окружающие никогда не поймут, от чего все эти восторги, просто глядя на экран. Только уединившись с этой игрой, можно по-настоящему оценить ее. В Deus Ex нужно вжиться в роль, прочувствовать главного героя. В конце концов — стать им. И поверить в мир по ту сторону экрана. Благо в Human Revolution это очень легко сделать.

2027

Deus Ex: Human Revolution — это третья игра в серии (про позорную вторую принято не вспоминать) и приквел ко всей истории. Мы отправляемся всего на несколько лет вперед — в 2027 год. Настала эпоха нового ренессанса человечества, ознаменованного развитием высоких технологий и прорывом в области кибернетических имплантов. Они позволили решить многие проблемы — калеки вновь стали полноценными членами общества, а люди начали значительно расширять свои способности, невзирая на природные ограничения организма. Но это же породило и массу проблем: человеческое тело отторгало неестественные для него элементы, а все модифицированные люди были вынуждены принимать дорогой наркотик, чтобы подавить процессы отторжения. Без него им грозила смерть.

Родовая беда почти всех современных ролевых игр: города в них — это в лучшем случае два десятка скучных обывателей. По большим праздникам — три десятка.

Еще большие проблемы возникли внутри общества. Появление «улучшенных» людей, которые эффективнее справлялись с задачами, были физически и умственно более продвинутыми, вызывало справедливые опасения со стороны обычных людей. Они боялись оказаться вторым сортом, тупиковой ветвью эволюции. Многие считали, что все недостатки и ограничения человеческого тела — это именно то, что и делает нас людьми. В обществе возник раскол, появились многие политические, а подчас и террористические группировки, выступавшие за регуляцию и отмену использования имплантов.

События Human Revolution начинаются как раз накануне слушаний сената по столь щепетильному вопросу. Мы играем за Адама Дженсена — начальника охраны корпорации «Сариф Индастрис», мирового лидера в области кибермодификаций. Амбициозный миллиардер Дэвид Сариф взялся восстановить погрязший в руинах Детройт и сделал самый анархичный город в мире штаб-квартирой своей компании.

Апгрейды, как и в оригинальной игре, крайне важная часть подготовки к любой серьезной операции: «тюнингованный» пистолет может сравниться по эффективности с тяжелой винтовкой заводской модификации.

Его ученые как раз стоят на пороге важнейшего открытия, которое позволит модифицированным людям обойтись без употребления дорогого препарата. Лидер группы — доктор Рид, она же — возлюбленная Адама. Команда готовится представить свои исследования общественности, и именно в этот момент на группу нападают неизвестные. Сам Адам едва остается в живых — практически все части его тела заменяют имплантами. Спустя шесть месяцев, провалявшись в коме и с трудом привыкнув к своему новому облику, Дженсен начинает собственное расследование произошедшего. Это выльется в десятки часов приключений в самых разных городах в самых разных частях света.

Бойся будущего

Поражает, насколько старательно авторы вырисовали мир ближайшего будущего и аккуратно протянули сквозь сюжет связующие с оригиналом нити. Если в первом Deus Ex мы просто погружались в абстрактный научно-фантастический мир, в котором царила разруха из-за гуляющей по улицам чумы Grey Death, то Human Revolution дает нам возможность взглянуть на пугающе правдоподобную версию завтрашнего дня.

Порядок на нижних уровнях Шанхая поддерживают частные военные корпорации или вот местные киборги-бандиты.

Авторы экстраполируют все актуальные сегодня глобальные вопросы и тщательно вплетают их в сюжет оригинальной игры 11-летней давности. В Human Revolution нашлось место всему — и последствиям кризиса автомобильной промышленности, приведшим к потере Детройта, и проблемам глобального потепления, и китайскому экономическому чуду, и назревающей войне ближневосточных стран с Израилем, и крушению Америки как империи (на момент оригинального Deus Ex она уже практически развалилась, а в Human Revolution из-за нефтяного кризиса пока только объявили о независимости Техас и другие нефтяные штаты).

Более того, почти все технологии, представленные в игре, — идейное развитие реально существующих сегодня прототипов. Авторы фантазируют на тему проблем, с которыми мы можем столкнуться, если киберимпланты станут так же доступны, как пластическая хирургия сегодня, размышляют о том, как изменится мир с их распространением. И делают они это невероятно убедительно.

Как раз перед сдачей этого номера в печать появились скриншоты из первого DLC. Называется «Недостающее звено», выходит в этом месяце.

Пока в Америке ведутся политические войны, устраиваются митинги, протесты и слушания сената, китайские корпорации вовсю штампуют дешевые низкокачественные импланты. У шанхайских шлюх свои заботы — сутенеры насильно заставляют их ставить импланты, поскольку все больше клиентов требует «экзотики». Также это удобный способ посадить их на нейрофазин — то самое дорогое лекарство, необходимое всем модифицированным. Многие вынуждены ставить импланты, чтобы получить работу, и живут в капсульных отелях бедных районов, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Гоп-стоп теперь делают не ради iPhone, а чтобы отколупать дорогой протез. От одной мысли, что когда-нибудь это станет реальностью, становится не по себе.

Смысловую картину дополняет визуальное пиршество. Пускай Human Revolution и не блещет технологиями — более стильного, красивого и проработанного мира будущего мы, пожалуй, не видели. Цифровые газеты на электронной бумаге, эластичные мониторы, зарядки для электромашин, гигантские рекламные экраны, безумные виды Шанхая, над которым построили второй, более современный этаж города, — все это завораживает и еще раз заставляет поверить в реальность иллюзорного мира.

Дядя Степа-терминатор

Если вы никогда не играли в Deus Ex, то при игре в Human Revolution у вас непременно случится разрыв шаблона. Формула геймплея 11-летней давности, придуманная Уорреном Спектором и Харви Смитом, по-прежнему намного сложнее и интереснее большинства современных видеоигр. Главное, что нужно понимать: смесь жанров — это всегда компромисс.

Кстати, Deus Ex относится к редкому сегодня типу игр, где можно, разозлившись, перестрелять надоедливых полицейских. Какими это обернется последствиями — можно только гадать.

Не нужно ожидать от экшен-части постановочных попкорновых боев в духе Call of Duty , а от ролевой — многокилометрового открытого мира, как в Fallout. Здесь куда меньше насыщенных действием моментов, а города, которые вы посещаете, представлены тремя районами с набором зданий, в которые можно зайти. Сюжет при этом всегда строго линеен и приходит к одному и тому же итогу, несмотря на наличие выбора концовки в финале.

Но как играть в Human Revolution — решаете только вы. В зависимости от вашего стиля прохождения на экране может происходить зубодробительный экшен, высокотехнологичный триллер или детектив. Вы можете быть супергероем, безжалостно расшвыривающим толпы врагов, пробивающим стены и взрывающим двери, или вдумчивым высокотехнологичным шпионом, прокрадывающимся мимо патрулей, взламывающим компьютеры, дверные замки и решающим проблемы хорошо подвешенным языком. А можете — и тем, и другим.

Охранники в Deus Ex, не говоря уже о камерах и роботах, — не слепые котята и могут вычислить вас, если неосторожно выпятите из-за ящика свой супергеройский тохес.

Большинство задач и ситуаций в Deus Ex решается тремя способами, уровни представляют собой развитые архитектурные сооружения, а не прямую трубу с то и дело выскакивающими из-за угла врагами. Предположим, вам нужно проникнуть в полицейский участок, чтобы осмотреть тело в морге, но вы на плохом счету у полиции, а дежурный офицер — ваш бывший коллега по спецназу, который потерял работу благодаря вам. Что делать? Вы можете, конечно, зайти внутрь и всех перестрелять, но не факт, что это удастся. Можно попробовать вступить в диалог с бывшим коллегой, но это будет сложный разговор.

В этот момент игра превращается в аналог теста Войта-Кампфа из «Бегущего по лезвию ». Специальные импланты позволяют Адаму отслеживать жизненные показатели и реакции оппонента, анализировать его личность. Но даже давая игрокам в руки такой «читерский» набор, авторы ставят моральную дилемму: можно, конечно, уболтать бедолагу, и он даст вам доступ к телу, но тогда его наверняка уволят, что неизбежно аукнется в будущем. А можно поискать обходные пути. Окажется, что к заднему двору полицейского участка ведет переулок. Но он под напряжением из-за аварии на подстанции. Найдя два ящика, то и дело переставляя их, вы дотянетесь до рубильника, проберетесь во двор, заберетесь по лестнице на крышу и, протиснувшись в вентиляционную шахту, попадете внутрь. Там вы оглушите охранника и получите коды доступа к дверям от личных кабинетов, что поможет вам пробраться незамеченным на цокольный этаж, где находится морг. На этом все способы не исчерпываются. Позже вы узнаете, что, оказывается, под участком проходят сети канализации, поэтому, взломав кодовый замок в подвал и обойдя охранные системы, можно было легко добраться до тела в морге.

Богатый внутренний мир гражданских в Deus Ex, к сожалению, существует только в письмах и диалогах: на улице эти типы будут прощать вам любые гнусности до тех пор, пока вы не откроете пальбу.

Мир Deus Ex предоставляет массу возможностей для того, чтобы вы играли только так, как вам того хочется. То, как игрок взаимодействует с миром, определяют установленные в тело Адама импланты. Уговорить бывшего коллегу можно с помощью системы феромонов, а пройти по аллее с высоким напряжением и без перестановки ящиков, если в теле героя подключены соответствующие модификации. Путь же через канализацию потребует большого вложения в хакерские способности.

В Deus Ex на удивление хорошо проработаны как экшен-способности героя, так и те, что необходимы для скрытного прохождения. Вы можете спрыгнуть с крыши прямо в центр большого скопления врагов и моментально раскидать их по округе с помощью смертоносной системы «Тайфун». Или, используя оптический камуфляж и возможность смотреть сквозь стены, просто пройти мимо них, взломать компьютер, отключить камеры слежения и перенастроить охранные пулеметы и роботов. А можете дождаться, пока охранники договорят и разойдутся по постам, чтобы оглушить одного за другим и утащить в вентиляцию.

Вообще, в плане стелс-прохождения Deus Ex является, пожалуй, самой интересной игрой в жанре. Здесь действительно можно и нужно отвлекать патрульных не только в заранее предусмотренных для этого местах, как это часто бывает. Причем со временем враги становятся сильно внимательней — начинают чаще оборачиваться и замечать открытые двери. Архитектура уровней также постепенно усложняется: ориентироваться на местности становится сложнее, хоть это и открывает простор для новых тактик прохождения. Одно то, что Human Revolution можно пройти, не убив никого, кроме трех боссов, говорит уже о многом.

I will be smarter

Deus Ex — игра, которая постоянно заставляет думать. Многие геймплейные ситуации застают врасплох и требуют молниеносных решений. Например, расследуя хищение нейрофазина в стенах родной корпорации, вы пробираетесь в дом к подозреваемому. Хозяина нет дома, и вы обыскиваете квартиру. В этот момент какой-то уличный бандит начинает ломиться в дверь и требовать дозы. Вы паникуете и пытаетесь сообразить — что же делать? Решение нужно принять максимально быстро. Следом вы закрываете все двери внутри квартиры и прячетесь за входом в спальню. Нервы натянуты до предела — слышно, как с грохотом вылетела входная дверь и непрошеный гость вольготно расхаживает по квартире, клацая оружием. Дверь в спальню открывается... и вы вырубаете его со спины. В любой другой RPG этот момент выглядел бы так: бандит вламывается в дверь, начинается диалог, по итогам которого была либо перестрелка, либо все мирно разошлись бы по домам. Deus Ex дает пережить ситуацию на совершенно ином уровне.

Очная ставка с этим седым джентльменом — один из самых напряженных диалогов в игре, но пронырливые игроки могут его даже не услышать, достав всю нужную информацию с чужого компьютера.

Главной особенностью игр серии всегда было отсутствие однозначных решений. Здесь выбор не сводится к тому, как поступить — плохо или хорошо. Здесь, как и в реальном мире, нет белого и черного. Все решения непростые, все варианты кажутся разумными. Только вы решаете, что делать, и напрямую сталкиваетесь с последствиями. Злостный террорист на ваших глазах захватил заложницу, а до этого убил еще десяток? Но ведь возможно, что кто-то им манипулировал. От вашего умения вести диалог зависит — выживут ли заложница и преступник. Если вы решите отпустить преступника, то получите презрительные взгляды полицейских и нагоняй от начальства. Но он, озлобленный предательством, начнет собственное расследование и рано или поздно поможет вам.

Для тех, кто действует скрытно, каждая такая комната — своего рода математическая задача.

Сценарий Human Revolution следует заветам Чехова: если на стене висит ружье, то рано или поздно оно должно выстрелить. Все, даже самые мелкие персонажи и детали вселенной, рано или поздно сыграют в сюжете ключевую роль. Ваш личный пилот обмолвилась, что жила в Шанхае? Не удивляйтесь, повстречав ее на улице, спешащей по личным делам. Прочитали в компьютере какого-нибудь клерка совершенно безобидную переписку с техподдержкой и жалобы на злостного хакера? Часов через десять вы с ним встретитесь. Увидели ведущую новостей по телевизору? Что ж, и здесь вас ждет сюрприз. Human Revolution — мастерская сценарная работа. Но оценить ее сможет только вдумчивый, серьезный игрок.

Открой глаза

Вообще, подход к сюжету и диалогам в Deus Ex уникален. В большинстве ролевых игр на месте диалогов мы привыкли видеть либо театральную постановку, либо отрывок из книги. Они неправдоподобно длинные — ведь персонажам всегда нужно рассказать историю семейства до десятого колена, потом о месте, в котором они живут, и не забыть найти мотив присоединиться к группе игрока. Не то чтобы это было плохо. Но до чего же приятно после этого слушать настоящую, живую речь в диалогах Human Revolution! Персонажи здесь говорят, как и положено едва знакомым людям, только по делу. Виртуальный персонаж строит фразы и использует ровно те аргументы, которые использовали бы на его месте вы сами. Это совершенно необычно для видеоигры и позволяет окончательно вжиться в образ.

Однако никто не осудит вас, если вы будете действовать вот так — хватило бы патронов и здоровья.

Персонажам не нужно излагать вам историю своего родового проклятия, потому что подача сюжета в Deus Ex строится совершенно другим образом. Информацию о мире вы черпаете не из диалогов, а читая газеты, просматривая электронные книги, письма и подслушивая случайные разговоры на улице. Во многих играх уже встречались дневники персонажей, аудиозаписи и прочий хлам, который порядком всем надоел. Но только в Deus Ex набивший оскомину прием превращен в интереснейшую часть геймплея.

Если вы зашли в комнату и перед вами стоит восемь компьютеров, то все их непременно следует взломать и прочитать переписку сотрудников. Только так можно сопоставить все факты и сделать выводы, а игра при этом превратится в настоящий детектив. Попутно можно словить массу фан-сервиса, офисных сплетен и шуточек, а также обязательно узнать что-нибудь новое о мире. Конечно, этого можно и не делать. Придя в капсульный отель в бедном районе Шанхая, вы можете бодро проследовать к своей цели. Но тогда вы не узнаете истории его постояльцев. О том, как отец врет семье о командировке в Австралию и рассказывает, как хорошо ему живется в пятизвездочном отеле; как девушка убеждает своих родителей, что работает в местном публичном доме простой уборщицей; как богатый отец отказался заходить в дыру, где живет его отправившаяся на вольные хлеба дочь. Словом, вы пропустите половину игры. И, напротив, прочитав и внимательно осмотрев все вокруг, вы сможете по-настоящему проникнуться атмосферой места и неожиданно разглядеть за виртуальными статистами почти живых людей.

В каждой комнате Deus Ex огромное количество деталей, иногда даже стол обычного работника хочется рассматривать минутами. И зачастую это не просто декорации — из названий книг, журналов и плакатов можно почерпнуть дополнительную информацию о мире и конкретном персонаже. Впервые придя домой к Адаму, вы зайдете в ванную, увидите там разбитое зеркало и больше уже никогда не будете безразлично относиться к главному герою.

Вскоре выходящему Mass Effect 3 стоит серьезно обеспокоиться — визуальные стили двух игр очень похожи, но по проработке мира Deus Ex находится в совершенно другой галактике. После Human Revolution все миры Mass Effect кажутся безжизненными и стерильными.

Разумеется, чтобы полностью оценить мир Deus Ex, нужен соответствующий культурный багаж. Здесь повсюду встречаются отсылки к различным произведениям кино и литературы, которые невольно вызовут улыбку у посвященных. В Шанхае вы встретите чуть ли не прямые иллюстрации отрывков «Нейроманта», детройтские полицейские будут шутить, что произошедшее с Дженсеном напоминает им старый фильм 80-х годов прошлого века («Робокоп»), а по громкоговорителю будут приглашать Декарда пройти к капитану — отсылками к «Бегущему по лезвию» вообще пропитана вся игра. Human Revolution знает, как отблагодарить вдумчивых игроков и поклонников киберпанка.

Запрещенный прием

Рассказывать, чем же так великолепна Human Revolution и почему в нее стоит немедленно поиграть, можно долго. Проблема одна — во всем этом великолепии нет ничего нового. В действительности — это приквел, который скорее похож на ремейк. Практически всю игру авторы отрабатывают программу оригинала: улицы Нью-Йорка здесь заменяют развалины Детройта, а вместо Гонконга предлагают прошвырнуться по Шанхаю. Есть ночной клуб и планы поссорить две крупные банды. На месте даже злодейка-азиатка и компьютер, прикидывающийся человеком. Сюжет так же приходит к похожему итогу, за исключением наличия действительно сильной альтернативной четвертой концовки в противовес к привычным трем.

Мужчина справа, похоже, очень сильно напуган и вот-вот испортит дорогой ламинат.

Тут и там встречаются распространенные штампы из фантастических книг, фильмов и игр. Печальные последствия использования имплантов встречались в Metal Gear Solid 4 (сага Хидео Кодзимы вообще сильно цитируется игрой — тут есть даже уровень-трибьют MGS1), образы Дэвида Сарифа и ведущей новостей заставляют вспомнить «Бегущего по лезвию», трех женщин в компьютере мы видели в «Особом мнении». И это уже не просто оммаж, а прямое заимствование.

А те, кто играл в оригинал, ощутят в Human Revolution недостаток собственного, оригинального подтекста. Сюжет игры вовсе не глуп и затрагивает многие важные темы. Дэвид Сариф на своем примере подтверждает поговорку «от добра добра не ищут», с ужасом смотря на пылающие улицы Детройта, который он так старательно пытался восстановить. Авторы показывают, как падко современное общество на иллюзорные медийные образы, и высмеивают его стадный инстинкт. И тут же спрашивают, а что мы бы сделали с этим отупевшим стадом, если бы могли? Даже предлагают вариант джентльменского ухода от ответа. В игре много всего, но опять же — авторы просто размышляют на темы оригинального Deus Ex несколько другими способами. Ничего по-настоящему своего, авторского молодая команда из Eidos Montreal придумать не смогла, зато отработала программу оригинала с горящими глазами.

Хотя враги глядят далеко, маршруты их перемещения всегда остаются неизменными, и просчитать их очень легко. Они даже оглядываются все время в одних и тех же местах.

Проходившие оригинальный Deus Ex оценят огромное количество отсылок к предыдущим играм. Одиозный злодей Боб Пейдж канонически появляется в интро, его правая рука Джозеф Мандерлей подмигивает нам из электронных писем и руководит тайными операциями FEMA. Тут и там встречаются упоминания о Versalife и Page Industries. Нашлось даже место юным приключениям Трейсера Тонга и шутке про женский туалет.

По иронии судьбы именно игравшие в оригинал люди лучше всех прочувствуют все проблемы Human Revolution. За все много часов игры фанаты так и не увидят сцены более сильной, чем побег из тюрьмы в первой части, а услышав по радио знакомую музыку, вдруг осознают, что она намного лучше новомодного эмбиента, и пожалеют, что радио нельзя таскать с собой.

Впрочем, сказанное совершенно не касается нового поколения игроков, не знакомого с игрой 2000 года. Для них Human Revolution станет настоящим откровением. Они узнают, что игры могут быть умными, что экшен — это необязательно заскриптованная труба с врагами, а ролевая игра может погрузить в свой мир настолько, что игрок будет чувствовать себя героем каждую секунду игрового времени и сопереживать происходящему на экране.

Да, не все идеально. После прохождения некоторые сюжетные линии кажутся оборванными (намеренно или нет — покажут DLC), видно, что игру спешно обрезали и перекраивали. Но при всем при этом, будучи во многом хуже оригинала, Deus Ex: Human Revolution все равно смотрится в разы сильнее большинства игр на рынке. Сыграть в нее — как очнуться от спячки, в которую нас последние годы старательно погружали игровые гиганты, бесконечно упрощая классические формулы. После Deus Ex другие виртуальные миры кажутся просто-напросто игрушечными. И в заключение вновь повторюсь: не сыграть в Human Revolution — значит пропустить одно из самых увлекательных интерактивных приключений, какое только может предложить видеоигра.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

Звук и музыка:

Интерфейс и управление:

Дождались?

Новая команда не смогла придумать ничего нового, но зато с высочайшим уважениемвоссоздала все лучшее, что было в первом Deus Ex. Даже спустя одиннадцать лет это хорошая заявка на титул «игры года».

Но все это – сущие пустяки по сравнению с тем фантастическим миром, который удалось создать монреальскому отделению Eidos, успешно пережившему переход к японскому издательству Square Enix. Чувствуя за своими спинами опасения со стороны поклонников серии Deus Ex, они крайне уважительно обошлись с приквелом – да, Deus Ex: Human Revolution является именно предысторией событий, случившихся в оригинале. На дворе 2027-й год, население всего мира проживает в огромных мегаполисах, которые можно заметить за несколько сот километров – благодаря свету в окнах гигантских небоскребов. Несмотря на существование множества политических строев, реальная власть в большинстве стран принадлежит крупным корпорациям, теневым сообществам и таинственным группировкам. Огромную роль в обществе играют импланты, с помощью которых человечество научилось бороться с большинством недугов. Буквально на каждом шагу в том же Детройте можно встретить человека с искусственной ногой, рукой, а то и телом.

В этот идеальный, с какой стороны не посмотри, сеттинг вписана история и нашего героя, специалиста по безопасности в компании Sarif Industries, Адама Дженсена. Человеком в привычном понимании этого слова бывший сотрудник полиции предстает лишь в самой завязке игры – уже спустя несколько минут происходит событие, навсегда изменившее его привычную жизнь. На его корпорацию совершают нападение какие-то террористы, своим почерком смахивающие на борцов против имплантов – в результате этого ЧП Адам оказывается на краю смерти. Однако спустя полгода у него появляется шанс найти виновных – врачи совершили настоящее чудо, вернув его с того света. Правда, своеобразный «come back» стоил немалого – по сути, Адам Дженсен превратился в киборга – благо, человеческий разум остался на месте.

Ощущение ремейка в новой игре просто поразительное, правда, почувствуют его только лишь те, кто действительно боготворит Уоррена Спектора за Deus Ex. Трудно себе представить, но разработчики умудрились впихнуть в общую канву истории практически все знаковые локации и события оригинала – китайский мегаполис со всеми его хитросплетениями улиц, ночной клуб «Улей», канализацию с безумным террористом, грозящим взорвать мегаполис к чертовой бабушке, «разборки» между детройтскими бандами Трущоб и мототрахерами, верного пилота Фарид Малик. Последнюю, если что, в одном из эпизодов можно спасти – о чем вы вряд ли пожалеете в будущем.

Несмотря на такое большое количество отсылок к культовому наследию, каких-либо нестыковок в сюжетах обеих игр не наблюдается – играя, веришь, что рассказывают о событиях, имевших место за пару десятков лет до оригинала. Ну разве что иногда кажется, что Адам Дженсен уж слишком совершеннее своего предшественника – благодаря современным технологиям, его экзекуции над врагами выглядят куда более эффектными. Но, согласитесь, такой недочет легко простить – разработчики постарались сделать все идеально и при таких объемах работы просто не могли даже и думать о таких вещах. Зато, словно пытаясь погрузить игроков в атмосферу Deus Ex: Human Revolution без остатка, придумали следующий оригинальный ход. На официальном сайте игры предлагается стандартная процедура с указанием своего возраста – все, наверное знают, что там необходимо выбрать дату своего рождения из выпадающего списка дней, месяцев и лет. Так вот, обратите внимание на список с годами – там они указаны вплоть до 2027-го, когда и разворачиваются события Human Revolution.

Структурно Deus Ex: Human Revolution крайне напоминает собой обе саги Mass Effect. Есть обязательные для выполнения миссии, которые двигают игроков дальше по сюжету, приближают к раскрытию мирового заговора. На роль вылазок на отдаленные планеты вполне сойдут прогулки по городам, в которых доведется бывать Дженсену. Их, по сути, всего два – Детройт и Шанхай, который разработчики, от греха подальше, назвали Хэнша. Однако не стоит думать, что этих мегаполисов недостаточно для полного погружения в атмосферу игры. Простора для маневров хватает с лихвой, главное – исследовать окружающий мир вдумчиво и без спешки.

Помимо торговцев оружием, праздно шатающихся гражданских и разгуливающих полицейских, в городах найдется немало интересного. Во-первых, побочные квесты, многие из которых на поверку оказываются едва ли не оригинальнее основных. Во-вторых, всевозможные электронные книги и дневники, не только еще больше раскрывающие игровую вселенную, но и имеющие практическую пользу – внимательные и любознательные не будут знать проблем с наличностью и смогут экипировать героя самым современным вооружением.

Конечно, искать приключения в городах между миссиями и сбиваться с главного «курса» никто не заставляет – в этом, кстати говоря, главная особенность Human Revolution. Вернее сказать, в постоянной свободе выбора. Самое удивительное в этой игре, и вы в этом сами убедитесь, потратив на знакомство с ней буквально полчаса, это то, что в этом мире нет никаких рамок и преград. Весь геймплей зависит только от воображения игрока – кто-то будет получать удовольствие от внимательного изучения каждого закоулка и чтения научно-фантастической литературы, кто-то обязательно попытается пройти всю игру абсолютно бесшумно – не устранив ни одного врага и ни разу не подняв сигнала тревоги, кто-то устроит форменный тир и с боем будет пробиваться к правде во всей этой «темной» истории. Сравнить такую свободу выбора практически не с чем – ну разве что представьте себе BioShock с десятками способами устранения врагов и возведите все это в куб, так как в Deus Ex: Human Revolution такое разнообразие распространяется не только на боевую систему, но и на все остальное.

Статьи по теме: