Типы денег вещи достоинства и недостатки. Металлическая теория денег ее преимущества и недостатки. Преимущества и недостатки денег




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Ограниченность финансовых ресурсов – важнейшая проблема экономики;
  • Модуль «Деньги» изучается не только в экономике, но и в обществознании;
  • В экономике модуль «Деньги» изучается концентрически: в 6, 9 и 11 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала;
  • В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы;
  • Представленная информация способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.
  • Две презентации Microsoft PP, содержащие информацию и задания по темам: «Функции и свойства денег», «Эмиссия денег», «Происхождение и сущность денег. Виды денег»;
  • Деловая игра «ЭмиТент » и все задания: вопросы, схемы, таблицы, тесты;
  • Критерии оценок за проектные действия и другие задания;
  • Импровизированный международный «Диплом МВФ»;
  • Работа соответствует требованию ФГОС : создавать и организовывать «условия, инициирующие действие» учащихся.

МЕТОДИКА УРОКА

Класс: девятый.

Цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры.

Задачи:

Предметные УУД :

  • определять сущность денег и понятие «эмиссия» денег;
  • сравнивать виды денег; выявлять преимущества и недостатки различных видов денег.

Метапредметные УУД :

  • самостоятельно формулировать цель;
  • преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Изучить новые понятия: эмиссия, эмитент, ликвидность, доходность, МВФ, национальная и иностранная валюта.

Усвоить концепции:

  • Преимущества и недостатки различных видов денег;
  • Взаимосвязь ликвидности, доходности, надёжности.
  • Закрепить знание изученных ранее понятий и сформировать предметные компетентности: сущность денег; виды, функции, свойства денег.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь;
  • Содействовать социализации и самоопределению учащихся.

Форма урока : урок информационного поиска и проектирования.

Формы работы : фронтальная и групповая.

Педагогические технологии : ИК-технологии и проектная технология

Подходы : личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Методы: проблемное изложение; метод проектов; исследовательский метод.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран
  • медиатека кабинета, ЭОР;
  • интернет-ресурсы;
  • классная доска;
  • наглядные пособия: плакат «Виды денег», плакат «Национальные валюты», коллекция «Деньги разных времён и государств».
  • учебные пособия:
    • «Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс», Н-Н, НИРО, НГЦ, 2015. – 205 с.
    • «Экономика. Базовый курс 10-11 кл.», И. В. Липсиц, М., Вита-Пресс, 2011.
    • «Экономика. Учебник для 10-11кл. ОО. Углублённый уровень образования. / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
    • «Прикладная экономика», 10-11 класс, М., «Поли-Экспресс», 2005. – 272 с.
    • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс», М.: «Хагар-Демос», 2009. – 785 с.
    • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория», М.: «Норма», 2011. – 447с.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:

  • Повторить изученные ранее темы о видах денег, о функциях и свойствах денег (презентация 2).
  • Сформулировать гипотезу о возможном образе сказочных денег, нарисовать их
  • Принести альбомный лист, карандаши, фломастеры и т.п.
  • Создать команды по 4-6 человек и эмблемы команд, выбрать спикеров.

Оформление кабинета :

  • Рекомендуется парты поставить парами, чтобы сидеть группами по 4-6 человек
  • Учитель изготавливает карточки с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок; листы бумаги для списков участников (Приложение 1 ).

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент - 1 мин

2. Мотивация учебной деятельности (слайд № 2) -1 мин

Учитель сообщает тему урока (слайд №2) и цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры под названием «ЭмиТент . Затем обосновывается необходимость повторения (презентация 2) ранее изученного материала: «Поскольку вам придётся продемонстрировать знание ранее изученных тем (Приложение 2) и нового материала, то начнём с проверки домашнего задания». Учитель сообщает, что ответы будут оцениваться «комиссией МВФ» , т. е. жюри; назначает жюри из 2-3 человек; приглашает их занять почётные места и обеспечивает их необходимым материалом.

3. Проверка домашнего задания (слайды № 3,4) - 5 мин

Устный опрос учащихся по предыдущим темам. Вопросы и задания содержатся на слайдах № 3, 4 в ПРЕЗЕНТАЦИИ № 1 учителя. «Комиссия МВФ » оценивает каждый устный ответ в соответствии с критериями (Приложение 1 ).

Вопросы:

  • Какая информация скрыта на слайде?
  • Объясните взаимосвязь между символическими и наличными деньгами.
  • Докажите, что все безналичные деньги являются кредитными деньгами.
  • Сравните электронные и кредитные деньги.
  • Каких денег больше: наличных или безналичных, - в промышленно развитой экономике?
  • Каким функциям денег соответствуют примеры на слайдах?

4. Объяснение новой темы (слайды № 5 – 10) - 5 мин

Тема урока соответствует программе и КТП (Приложение 2 ).

На доске записана следующая информация:

Тема: «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег»

Список литературы:

  • «Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 5-6 , 10-12, 22-23.
  • И.В. Липсиц «Экономика»: § 14, 15-17.
  • «Прикладная экономика» с.181-196.
  • С.И.Иванов «Экономика» § 14.1; 14.2.
  • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс» § 19 с. 255-264.
  • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» §2 с. 37-40; §5 с. 372-374.

Размещены наглядные пособия:

  • плакат «Национальные валюты»,
  • коллекция «Деньги разных времён и государств»,
  • коллекция «Виды денег».

Учитель объясняет тему, демонстрируя слайды: № 5 и 6.

Ученики, используя «Рабочую тетрадь. 9 кл.» с. 22-23, и опираясь на логическое мышление, находят ответы на вопросы, содержащиеся на слайде № 5 :

  • Почему Центробанк называют эмиссионным?
  • Являются ли деньги ценными бумагами?
  • Могут ли быть деньгами ценные бумаги?
  • Кто может выпускать ценные бумаги?
  • Что относится к ценным бумагам?

Ученики выполняют задания на слайдах № 7-10 с целью закрепление знаний:

  • Разместите в порядке убывания ликвидности различные виды денег.
  • Разместите в порядке увеличения доходности указанные виды денег.
  • Назовите преимущества и недостатки различных видов денег.

5. Проектирование в рамках деловой игры «ЭмиТент» - 30 мин

5.1. Характеристика деловой игры (слайды № 12-16 ).

Вся информация для учеников содержится в карточках с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок (Приложение 1 ). Используя слайды, учитель объясняет последовательность работы над мини-проектом; указывает на источники информации; акцентирует внимание на проблеме противоречивого мнения учёных относительно понятия «мировые деньги» ; предлагает ученикам сформировать своё мнение по данной проблеме. Продуктами проектной деятельности будут макеты сказочных денег, а также выводы и рекомендации.

Защита мини-проекта означает обоснование соответствия сказочных денег известным видам, свойствам, функциям и одной из научных точек зрения по поводу мировых денег. Лидирующая команда получит «Диплом МВФ» (Приложение 3 ) и оценки «5».

5.2. Работа над учебным мини-проектом (слайд № 15 ).

В командах используется разделение труда: 2-3 «учёных » изучают рекомендации по проекту и учебные пособия по теме; 1-2 «художника» изготавливают макет импровизированных денег; спикер руководит работой команды и заполняет бланк – резюме для защиты проекта. Спикеры играют роль управляющих в сказочных Центробанках, являющихся эмитентами.

5.3. Защита проекта (слайды № 16, 17)

Коллективная защита проекта оценивается на 2 балла выше, чем выступление только спикера. Ученики участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Оценивается защита проектов в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1.

6. Подведение итогов урока (слайды 18, 20) - 2 мин

Жюри «комиссия МВФ » сообщает результаты деловой игры «ЭмиТент». Учитель обобщает и систематизирует результаты урока, выставляет оценки и организует вручение наград. Желательно похвалить учеников за то, что они самостоятельно извлекали дополнительную информацию по теме урока. Возможная заключительная фраза учителя: «В процессе урока информационного поиска и проектирования достигнута цель: выполнены учебные мини-проекты в рамках деловой игры. Все молодцы! Желаю дальнейших успешных финансовых проектов!»

7. Постановка домашнего задания(слайд 19) - 1 мин

«Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 22-23 учить. Написать эссе на одну из тем, указанную на стр. 21:

  • «Деньги и богатство одно и то же или нет?»
  • «История денег: от ракушки до электронных пластиковых карточек».
  • «Деньги в сфере обращения товаров «слуги» или «господа»?
  • «Настоящее и будущее денег».

Деньги в своем развитии выступали в двух типах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители действительных денег). Действительные деньги – деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) соответствует реальной стоимости, то есть стоимости металла, из которого они изготовлены. Первоначально в обращении находились одновременно золотые и серебряные монеты. К золотому обращению страны пришли во второй половине Х1Х века. Причиной перехода к золотому обращению послужили свойства металла, делающие его наиболее пригодным для выполнения назначения денег (однородность, делимость, сохраняемость, портативность). Благодаря своей устойчивости действительные деньги беспрепятственно выполняли все пять функций.

Особенность действительных денег состоит в том, что они обладают собственной стоимостью и не подвержены обесцениванию. Это значит, что при наличии полноценных золотых денег в количестве, превышающем действительную потребность, они уходят из оборота в сокровище. Напротив, при увеличении потребности оборота в наличных деньгах золотые монеты беспрепятственно возвращаются в оборот из сокровища. Таким образом, золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота без ущерба для владельцев денег.

При таких условиях не возникает необходимость в определенных мерах по регулированию массы денег в обращении в соответствии с потребностями оборота, что характерно для бумажных денежных знаков.

Однако золотым деньгам были присущи немалые недостатки:

Золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах;

Золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот;

Дороговизна использования золотых денег, которые стоят намного больше, чем денежные знаки, изготовленные из бумаги.

Золотое обращение просуществовало недолго – до первой мировой войны, когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляли эмиссию знаков стоимости. Постепенно золото исчезло из обращения.

Заместители действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, то есть затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

Металлические знаки стоимости – стершиеся золотая монета, мелкая монета из дешевых металлов меди и алюминия;

Бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги. Различают бумажные и кредитные деньги (банкноты).

Бумажные деньги – представители действительных денег. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска (расходы на бумагу, печать) образует эмиссионный доход казны, являющийся существенным элементом государственных поступлений.



Исторически бумажные деньги появились как заместители находившихся в обращении золотых монет и выпускались государством наряду с золотыми и с целью их внедрения в обращение обменивались на них. Однако появление, а затем и рост дефицита государственного бюджета вызвал расширение эмиссии бумажных денег, размер которой зависел от потребности государства в финансовых ресурсах. Бумажные деньги выполняют две функции: средства обращения и средства платежа. Экономическая природа бумажных денег исключает возможность устойчивости бумажно-денежного обращения, т.к. выпуск их не регулируется потребностями товарооборота, и механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения отсутствует. В результате бумажные деньги, застрявшие в обращении независимо от товарооборота, переполняют каналы обращения и обесцениваются.

Причины обесценивания:

Избыточный выпуск бумажных денег государством;

Упадок доверия к эмитенту;

Неблагоприятное соотношение экспорта и импорта страны.

Итак, сущность бумажных денег заключается в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми государством для покрытия бюджетного дефицита, обычно они неразменны на золото и наделены государством принудительным курсом.

Кредитные деньги возникли с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа, то есть в кредит. Их появление связано с выполнением функции денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, которое должно быть погашено через заранее установленный срок действительными деньгами. Их экономическое значение:

Отражать потребность товарооборота в наличных деньгах;

Экономить действительные деньги;

Способствовать развитию безналичного оборота.

Банкнота – кредитные деньги, выпускаемые Центральным банком страны при выполнении кредитных операций, осуществляемых в связи с различными хозяйственными процессами. Предоставляя ссуду, банк может выделить заемщику свои банкноты: после истечения срока пользования ссудой предоставленные средства подлежат возврату в банк для погашения ссудной задолженности.

Классическая банкнота отличается от бумажных денег:

По методу эмиссии – бумажные деньги выпускались в обращение Министерством финансов, (казначейством), банкноты – Центральным банком;

Особенности их выпуска в обращение: банкноты выпускаются в обращение в связи с кредитными операциями, выполняемыми в увязке с реальными процессами производства и реализации продукции, бумажные деньги поступают в оборот без такой увязки;

Цель выпуска: бумажные деньги выпускаются с целью финансирования дефицита государственного бюджета, банкноты – с целью финансирования различных хозяйственных процессов.

Особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в обращение увязывается с действительными потребностями оборота. Это предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции. При этом достигается увязка объема платежных средств, предоставляемых заемщикам, с действительной потребностью оборота в деньгах. Такая особенность представляет собой наиболее важное преимущество кредитных денег.

При нарушении связи с потребностями оборота кредитные деньги утрачивают свои преимущества и превращаются в бумажные деньги. Это подтверждается современным опытом денежного обращения в России, где в обращение поступают (эмитируются) банкноты.

Контрольные вопросы

1. Можно ли сказать, что сейчас используются все формы и виды денег?

2. Каковы основные свойства, достоинства и недостатки золотых денег?

3. Причины демонетизации золота?

4. Дать определение, перечислить достоинства и недостатки бумажных денег.

5. Почему бумажные деньги являются худшим видом принудительного займа государства?

6. Охарактеризуйте основные отличия бумажных денег от банкнот.

7. Дать развернутую сравнительную характеристику полноценных и неполноценных денег.

8. Перечислить функции денег. Какая из них является исходной?

9. Почему функции денег как средства платежа и мировых денег можно назвать производными от других функций?

10. В каких экономических операциях деньги выполняют функцию средства обращения, но не средства платежа?

Раздел III. Закон денежного обращения. Денежная система России.

Функции денег

Кредит,его функции и виды.

Функции кредита:

1.Аккумулирующая функция

5. Стимулирующая функция

3.

Коммерческий банк

особенности.

1. Банк

2. Банк

3. Банк

4. Банк

1.аккумуляция средств;

2.трансформация ресурсов;

Ценные бумаги и их виды.

Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Чтобы дать полную характеристику такой категории, как ценная бумага, необходимо рассмотреть основные присущие свойства:

– ценная бумага свидетельствует о праве собственности на капитал (акция);

– ценная бумага отражает отношения займа между инвестором и эмитентом (облигация, вексель);

– ценная бумага дает право на получение определенного дохода от эмитента;

– ценные бумаги в виде акций дают право на участие в управлении акционерным обществом;

– ценные бумаги дают право на получение доли в имуществе предприятия-эмитента при его ликвидации.

Одним из существенных свойств ценной бумаги является ее способность служить предметом купли-продажи на фондовом рынке.

Ценные бумаги могут быть классифицированы по различным признакам.

Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. К эмиссионным бумагам относятся акции, облигации, инвестиционные паи. Их выпуск(в отличие от неэмиссионных) в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в финансовых органах. Еще одна их особенность – они размещаются выпусками; имеют равные сроки и объемы реализации прав внутри одного выпуска.

В зависимости от того, в какой форме инвестор предоставляет капитал эмитенту и как эти средства отражаются в имущественном комплексе предприятия, различают долевые и долговые ценные бумаги.

Долевая ценная бумага закрепляет права владельца на часть имущества предприятия при его ликвидации, подтверждает участие владельца в формировании уставного капитала, дает право на получение части прибыли и на участие в управлении предприятием.

К долевым ценным бумагам относятся акции, сертификаты акций, инвестиционные паи. Долговая ценная бумага отражает отношения займа между ее владельцем и эмитентом, который обязуется ее выкупить в установленный срок и выплатить определенный процент. Примером долговых ценных бумаг являются облигации.

Классификация видов ценных бумаг по важнейшим эмитентам следующая:

– государственные ценные бумаги, которые выпускаются федеральным правительством;

– муниципальные ценные бумаги, которые выпускаются местными органами власти;

– корпоративные ценные бумаги, выпускаемые частным бизнесом (в основном акционерными обществами). В зависимости от того, каким образом осуществляется реализация прав, закрепленных ценной бумагой, различают:

– предъявительские ценные бумаги – права по этой бумаге принадлежат лицу, которое ее предоставляет;

– именные ценные бумаги предусматривают однозначную идентификацию владельца;

– ордерные ценные бумаги – права по ним могут принадлежать названному в ценной бумаге лицу, которое само осуществляет эти права или назначает своим распоряжением другое правомочное лицо (вексель и чек). Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной подписи – индоссамента. Особый вид ценных бумаг – бумажные деньги (банкноты). Это своеобразные долговые обязательства Центрального банка страны.

Сравните основные виды денег,покажите их преимущества и недостатки при выполнении деньгами различных функций.

Функции денег - средство обращения, средство сохранения богатства (накопления), мера стоимости (масштаб цен), средство платежа, мировые деньги.

Кредит,его функции и виды.

Кредит - это предоставление кредитодателем в денежной или товарной форме на условиях возвратности заемщику в долг денег или товаров.

Он возникает из функции денег как средства платежа при продаже товара не за наличные деньги, а рассрочкой платежа.

Функции кредита:

1.Аккумулирующая функция – кредит способствует мобилизации (сосредоточению) временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и бюджетов.

2. Перераспределительная функция – кредит перемещает временно свободные денежные ресурсы из одной хозяйственной деятельности в другую, обеспечивая банку получение прибыли. Благодаря ему, частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства. Кредит является стихийным регулятором экономики.

3. Функция содействия экономии издержек обращения – кредит позволяет восполнить временный недостаток собственных оборотных средств хозяйствующим субъектам. Он замещает движение в сфере обращения наличных денег, и тем самым обеспечивает экономию общих издержек обращения.

4. Функция ускорения концентрации и централизации капитала – кредит позволяет расширить масштабы производства или торговые операции и тем самым обеспечить дополнительную массу прибыли, способствует укреплению денежного обращения, он обслуживает денежный оборот, вытесняя из него наличные деньги.

5. Стимулирующая функция – кредит позволяет заемщику осуществлять инновации в форме внедрения в производства научных разработок и новых технологий.

3.Коммерческие банки и их операции

Коммерческий банк - денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.

Банковская деятельность как выражение его экономических отношений с клиентами определяется его сущностью, функциями и ролью в экономике. Она имеет определенные

особенности.

1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производства.

2. Банк - в определенном смысле торговый институт. Не будучи собственником денежных средств, отражаю­щих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам по бо­лее дорогой цене.

3. Банк - это коммерческое предприятие. Операции бан­ков совершаются на платной основе. Деятельность банка носит предпринимательский харак­тер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают «работать» у дру­гих.

4. Банк -не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк работает для удовлетворения общественных потребностей; банковская деятельность носит не политический, а экономический характер. Работая в сфере обмена, банк действует как производи­тельный институт, осуществляющий регулирование денеж­ного оборота в наличной и безналичной формах.

Исходным в понимании сущности банковской деятельности является представление о функциях банка. Согласно современной теории их три:

1.аккумуляция средств;

2.трансформация ресурсов;

3.регулирование денежного оборота.

Банк (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих клиентов.

Результат деятельности банка - банковский продукт как продукт коллективного труда персонала банка. Он обладает ря­дом отличительных особенностей и носит в основном немате­риальный характер. Чаще всего это безналичная форма, пред­стающая как записи по счетам; вещественная форма-банкноты центрального банка, денежно-расчетные документы. На традиционном направлении деятельности продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции. На дополнительных направлениях можно назвать инкассацию, конвертацию валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками. На нетрадиционных направлениях можно выделить факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др. Каждому продукту соответствует услуга, т.е. совокупность действий по созданию банковского продукта. Услугами банка являются кредитование, организация расчетного процесса, депозит­ные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операций.

Характеристика товарных, бумажных и кредитных денег. Понятие настоящих, действительных денег. Развитие бумажно-денежного обращения. Недостатки и преимущества оборота бумажных денег. Понятие и виды кредитных денег.

Исходя из особенностей материально-вещественной стороны всеобщего эквивалента, четко классифицируются виды денег и их характеристика дает разделение на полноценные и неполноценные.

Полноценные (действительные) деньги - деньги, у которых номинальная стоимость (стоимость обозначенная на них) равна реальной стоимости этих денег, то есть стоимости затрат на их производство. К ним относятся товарные и металлические деньги.

Товарные (вещественные, натуральные) деньги - деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью. Именно такими деньгами являются все виды товаров, которые выступали эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращения (скот, зерно, меха, жемчужины, ракушки и т. п.).

Металлические деньги - медные, бронзовые, серебряные, золотые, платиновые полновесные монеты.

Неполноценные деньги - деньги, номинальная стоимость которых больше реальной. Их покупательная способность превышает затраты на их производство. К ним относятся бумажные и кредитные деньги.

Бумажные (символические, фиатные) деньги- деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Фиатные деньги не имеют ценности, но способны выполнять функции денег, поскольку государство принимает их в качестве уплаты налогов, а также объявляет законным платёжным средством на своей территории.

На сегодня основной формой фиатных денег являются банкноты и безналичные деньги, находящиеся на счёте в банке. При этом понятие «безналичные деньги» условно, так как речь идёт по существу о безналичных (безденежных) расчётах, то есть о расчётах должников с кредиторами без использования наличных денег

Бумажные деньги обладают важнейшим недостатком – они находятся в обороте без нужной увязки с тем, какова реальная потребность в денежных знаках (которые нужны для того, чтобы оплачивать товары, услуги, другие потребности). Так как бумажные деньги выпускают для того, чтобы были средства, с помощью которых покрываются расходы государства, то вполне возможен чрезмерный выпуск данных денег, попадающих в обращение. Часто выпуск денег выше, чем это необходимо для оборота, в связи с чем деньги обесцениваются, а их покупательская способность уменьшается.

Недостатки, которые есть у бумажных денег, устраняют, применяя кредитные деньги.

Кредитные деньги - это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц, специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги, которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов. Оплата по таким долгам обычно производится в определённый срок, хотя есть варианты, когда оплата производится в любое время по первому требованию. Кредитные деньги несут в себе риск неисполнения требования.


Различают три основных вида кредитных денег: вексель, банкнота, чек.

Вексель – это письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении определенного срока требовать от должника или акцептанта уплаты обозначенной денежной суммы.

Банкнота (банковский билет) - первоначально - ценная бумага, удостоверяющая приказ банка-эмитента самому себе уплатить ее предъявителю немедленно по предъявлении денежную сумму находящейся в обращении монетой; в настоящее время - заменитель бумажных денежных знаков, выпускаемый центральным эмиссионным банком.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банка уплатить наличными или перевести на текущий счет другого лица определенную сумму банкнот. В основе чека лежит банкнотное обеспечение. Чек служит средством получения наличных денег с текущего счета банка, средством обращения и платежа за купленные товары и в погашение долга, а также безналичных расчетов. Чековое обращение возникло и развивается на базе расширения кредитных операций, централизации банковской системы и превращения центрального банка в основу кредитной системы.

Исследование особенностей денежной сферы выступает в качестве одного из обязательных элементов построения моделей хозяйственных систем. Ключевым аспектом существующих сегодня концепций является "конечный продукт", представленный в виде рекомендаций по осуществлению мероприятий экономической политики.

Актуальность вопроса

Любая теория денег (металлическая, номиналистическая, количественная ) развивается в тесной связи с эволюцией финансовых систем. Она, в свою очередь, предопределяет основные сдвиги в методологии и тематике исследований. История показывает, что все теории денег - металлистическая, номиналистическая и количественная - возникали и противопоставлялись друг другу, как правило, в связи с необходимостью решать конкретные вопросы, ответы на которые требовало совершенствование хозяйственных взаимодействий. Практическая ориентированность концепций, обусловленность текущими нуждами экономики отделяют учение о финансовой системе от прочих политэкономических дисциплин.

Металлическая, номиналистическая теории денег

Во многих случаях новая концепция возникает на базе противоречий, выявленных в предыдущих гипотезах. В качестве создателей номинализма выступали средневековые юристы. Впоследствии развитие концепции обуславливалось критикой существовавших идей. В период первоначального накопления капитала в западноевропейских странах появилась металлическая теория. Ее сторонники - меркантилисты - полагали, что в качестве источника богатства общества выступает внешняя торговля. Ее активное сальдо обеспечивает поступление в страну драгметаллов. Впоследствии приверженцы учения стали считать, что источник богатства - сельское хозяйство и мануфактура. Номиналисты, в свою очередь, полагали, что деньги являются только идеальными счетными единицами. Они обслуживают товарообмен и выступают в качестве продукта государственной власти. Рассмотрим подробнее основные аспекты номиналистической теории.

Общая характеристика концепции

Номиналистическим характером обладала, по сути, теория об идеальной денежной единице измерения. Ее сторонниками были Дж. Беркли и Дж. Стюарт. Они считали, что наименования денег (франк, фунт стерлингов, талер и пр.) выражают идеальные атомы цены. Ключевое значение имеет только название единицы. Номиналистическая теория отрицает значение металлического содержания капитала.

Специфика

В 20-м столетии немецкий ученый Кнапп начал рассматривать деньги как "продукт правопорядка", творение госвласти. Он утверждал, что они используются в качестве средства платежа вне зависимости от их содержания. Таким образом, Кнапп освободил деньги от какой-либо связи с металлом, сделав их условными знаками, платежеспособность которых определяется государством. В своем анализе ученый принимал во внимание только бумажные купюры и Из исследования был исключен кредитный капитал. Это впоследствии обусловило несостоятельность его концепции.

Ошибки учения

Номиналистическая теория денег Кнаппа не учитывала ряд важнейших факторов. Ошибочность его концепции заключается в следующем:


Пояснения

Как отмечал Г. Бендиксен, деньги выступают в качестве условных знаков стоимости и свидетельствуют об услуге, оказанной другим членам социума. Она, в свою очередь, дает право на получение встречного блага. При оценке природы денег он не учитывал Между тем, проявились в период Первой мировой. В Германии в то время шло активное финансирование боевых действий. Концепция максимально полно соответствовала тому периоду. В 20-е же годы показала свою несостоятельность. Концепция отрицает товарную природу финансов. В номиналистической теории денег игнорируются функции продукции. Концепция не учитывает стихийное перерождение капитала из товарного оборота, отрицает их единство.

Выводы

Несомненно, государство имеет возможность законодательно определять масштабы цен. Однако власть не может устанавливать стоимость денег. Приписывая ей способность создавать капитал и определять его цену, номиналистическая теория денег превращает его из экономического элемента в юридический. Концепция смешивает понятия меры стоимости и пределов стоимости. В рамках теории бумажные и металлические деньги считаются однородными категориями. Концепция объявляет их условными знаками. Более того, превозносит банкноты, рассматривая их как самую совершенную форму капитала. Из этого можно сделать следующие выводы. Номиналистическая теория денег:


Концепция Кейнса

В настоящее время сторонники концепции определяют стоимость капитала в соответствии с субъективной оценкой его покупательной способности. Во время экономического кризиса 1929-1933 гг. Дж. Кейнс развил теорию. В его Трактате обосновывается отмена золотого стандарта. Существовавшие раньше деньги Кейнс объявил пережитком варварства. Бумажные банкноты он объявил идеальным капиталом. Объяснял он это их большей эластичностью и способностью обеспечить процветание государству. Вытеснение золота из обращения Кейнс расценивал как победу концепции Кнаппа. При этом он считал, что металлическое денежное обращение неэластично. Это была ключевая ошибка Кейнса.

Номиналистическая теория денег: достоинства и недостатки

Исследованием концепции занимался П. Самуэльсон. В своей книге "Экономика" деньги он называет условными знаками. Самуэльсон отмечает, что эпоха товарного капитала вытеснена бумажными средствами. Банкноты, по его мнению, олицетворяли Он называл их искусственной социальной условностью. Сегодня одной из господствующих концепций в сфере финансов считается именно номиналистическая теория денег. Плюсы и минусы всех идей в рамках этого направления изучаются представителями других учений или нейтральными экспертами. Исследователи отмечают, что широкое развитие концепция получила в связи с участившейся практикой порчи монет. Такая ситуация имела место в Средневековье. В то время юристы оправдывали порчу монет, объясняя и доказывая, что цена денег и они сами являются продуктом государственной власти. Специалисты обосновывали право власти придавать испорченным и неполноценным единицам прежнее обозначение. Соответственно, прием должен был осуществляться не по весу монет, а по государственному штемпелю. Номиналистическая теория обладает идеалистическим характером. Ключевыми ее отрицательными чертами считаются стремление к замене экономических закономерностей отдельными правовыми установками, а также непринятие во внимание связи капитала с общественно-производительными отношениями.

Другие концепции

До 20-го столетия в экономической теории стояло 2 вопроса:

  1. О сущности и происхождении денег.
  2. О стоимости и покупательной способности капитала.

В политэкономии существовало 2 направления - номиналистическая и металлическая теории. Они по-разному трактовали вопрос происхождения капитала. В 20 в. проблематика значительно изменилась. Ключевыми стали вопросы о роли денег в воспроизводстве, механизме их влияния на рост экономики, а также о госполитике в финансово-кредитной сфере. В 19 столетии ученых больше занимали качественные аспекты. В 20-м веке на передний план вышли количественные проблемы.

Классическая концепция воспроизводства

Она исходила из того, что в конкурентных условиях и при полной эластичности цены на всех рынках наступает автоматическое равновесие в системе. Оно возникает без каких-либо вмешательств извне, при полном использовании производственных ресурсов. Приверженцы классического направления полагали, что цена денежных металлов устанавливается по трудовым затратам. Такому принципу следовал и Д. Рикардо. Однако при этом он утверждал, что количество монет в обращении вполне может воздействовать на их а также стоимость товаров. Идеи количественной теории поддерживал и последователь Рикардо-Милль. Он писал, что при остальных равных условиях цена денег изменяется обратно пропорционально количеству. Такое представление сложилось вследствие рассмотрения капитала в качестве технического обменного средства. Это обуславливает второстепенную роль денег в рамках классической теории.

Статьи по теме: