Игры в песочнице для связной речи. Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда. Структура занятий в песочнице

Игры с песком - одна из разновидностей игровой терапии . Принцип «терапии песком » был предложен Карлом Густавом Юнгом , основателем аналитической терапии . Естественная потребность ребенка «возиться » с песком , определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту , но и логопеду . Как правило , первые контакты детей друг с другом - в песочнице . Это традиционные игры с песком . Игры с песком можно использовать в работе с детьми , начиная с трех лет.

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов , я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии . Ребенок копает , лепит , рисует на песке , создает на нем отпечатки , что-то говорит… Основная деятельность дошкольника - игра . Работая с песком , я выделяю следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей :

·Коррекция звукопроизношения

·Звуко-буквенный анализ слов

·Развитие фонематического слуха

·Формирование связной речи у детей

·Развитие мелкой моторики

·Развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания

·Развитие диафрагмального высказывания

При отборе материала для автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования , соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов .

Желание играть и действовать с предметами , естественно возникающее во время игры , облегчает усвоение необходимых слов и понятий . Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения , быстрее их запоминают . Успех , которого они достигают в играх , их окрыляет . Они так увлекаются , что занятия кажутся им слишком короткими . При обучении связной речи мы обращаем внимание , чтобы дети не только называли отдельные качества , но и повторяли описание предметов целиком . Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания . Грамматические задачи переплетаются с лексическими . Сначала дети выполняют различные фонетически , грамматически и лексические упражнения , а затем уже учатся рассказывать .

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями , что позволяет построить партнерские и доверительные отношения .

На занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы . Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку , что воздействует на нормализацию темпа речи . Развивается восприятие интонации повествовательного , вопросительного и восклицательного типов , появляется способность дифференцировать различные виды интонации . В ходе работы развивается высота и сила голоса , длительность и интенсивность речевого дыхания .

На занятиях , включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу : «сухое - мокрое », «твердое - мягкое », «гладкое - острое ». Кинестетические ощущения получаются во время движения . Это:

Поскользить ладонями по поверхности песка , выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки , змейки , санки и др .);

- выполнить те же движения , поставив ладонь на ребро ;

- «пройтись » ладонями по проложенным трассам , оставляя на них свои следы ;

- создать отпечатками ладоней , кулачков , костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка ;

- «пройтись » по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными , затем - средними , безымянными , большими и, наконец , мизинчиками ).

Можно «поиграть » на поверхности песка , как на пианино или клавиатуре компьютера . При этом двигаются не только пальцы , но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз . Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола . Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы , изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек »). Предварительно ребенку завязывают глаза .

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха :

Выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;

- выбрать фигурки , в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.

Затем задание можно конкретизировать : составить устно предложения , в которых слова со звуком [с] находятся в начале , середине , конце слова .

- закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука ;

- развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.

Очень любят дети лепить буквы из песка , сгребая его ребрами ладоней . Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

Слова на песке пишем печатными буквами , сначала пальчиком , потом палочкой , держа ее как ручку . Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка . Ошибки на песке исправить проще , чем на бумаге , где всегда видны следы ошибок . Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным .

Игры на развитие диафрагмального дыхания .

- «Выровняй дорогу »- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке , ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой ;

- «Что под песком ?»- картинка засыпается тонким слоем песка . Сдувая песок , ребенок открывает изображение ;

- «Ямка »- ребенок , следуя правилам дыхания , через нос набирает воздух , надувая живот и медленно , плавно , долгой струёй выдувает ямку в песке ;

Автоматизация звуков .

- «Два города » - под толстым слоем песка спрятаны предметы , игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками . Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы .

- «Дорожка »- произносить заданные логопедом слоги , «прошагивая » их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками .

Сильный мотор »- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку . Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками , сочетая написание буквы с произнесением звука .

- «Слабый моторчик »- произносить звук Р (мягкий ), проводя ; , ГЛУБОКО .

- «Чего не стало »- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного , так и множественного числа . Это упражнение используется только при работе с песком , когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке , а затем просит ребенка рассказать , что изменилось в песочной картине .

Связная речь .

- «Дорисуй картинку и составь предложение » - логопед рисует на песке мяч, скакалку , воздушный шар или другие предметы . Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия .

Игра в песочнице не имеет методических ограничений . Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи , для творчества .

Картотека игр с песком по развитию речи для старшего дошкольного возраста.

«Один – много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: песочница, мелкие игрушки или предметные картинки.
Ход игры: взрослый прячет игрушки или картинки в песке, ребёнок должен достать любую из них назвать в единственном числе, а затем во множественном. Например: «Огурец - огурцы, стул -стулья, ложка-ложки».

«Разноцветная фантазия»
Цель: упражнять детей в умении подбирать существительные к прилагательному.
Оборудование: песочница, жетоны разного цвета.
Ход игры: взрослый прячет жетоны в песке, дети по очереди достают жетон и подбирают существительные, обозначающие предметы данного цвета. Например, ребёнку попался жетон белого цвета, он называет слова: снег, мел, сахар, соль и т.д.

«Что лишнее?»
Цель: формировать умение детей определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: песочница с влажным песком, набор мелких игрушек: машина, морковь, сумка, медведь, дом, сом, и т.д.
Ход игры: песочница делится на три зоны, дети строят в каждой зоне домик. В одном живут слова со звуком [м], [мь] в начале слова, в другом – слова со звуком [м], [мь] в середине слова, в третьем – слова со звуком [м], [мь] в конце слова. Из набора игрушек дети выбирают и распределяют предметы по домикам.

«Игры с песком»
Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные глаголы с приставками (на, вы, пере, до); расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: песочница с сухим песком, ёмкости и миски для игры с песком.
Ход игры: вначале проводится беседа о свойствах сухого песка. Затем ребёнку предлагается поиграть с песком. Во время действий ребёнка с песком воспитатель задаёт ему вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Насыпаю песок в стаканчик; высыпаю песок из тарелки; пересыпаю песок из одной миски в другую; досыпаю песок в этот стакан). После этого ребёнок может поиграть самостоятельно.

«Помоги Незнайке»
Цель: формировать умение детей рассказывать о животном, описывать его внешний вид; способствовать развитию связной речи.
Оборудование: песочница с сухим песком, предметные картинки с дикими животными, схема для составления рассказа, письмо от Незнайки.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите пожалуйста составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Моё любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем педагог предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания педагог помогает детям при помощи наводящих вопросов. Игра продолжается до тех пор пока все дети не расскажут о своём животном.

«Отгадай загадку и найди отгадку»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, мышления, внимания, речи; закреплять умение детей отгадывать загадки.
Оборудование: песочница с сухим песком, предметы – отгадки.
Ход игры: воспитатель прячет все предметы до начала игры в песочнице. Затем предлагает отгадать загадки, тот кто правильно отгадывает загадку имеет право найти отгадку в песке на ощупь. Если он находит не правильно, ему может помочь кто другой из детей. Когда все предметы – отгадки будут найдены ребята могут продолжить самостоятельные игры с ними в песке.

«Найди друга»
Цель: способствовать развитию звуковой культуры речи, мышления, внимания, фонематического слуха; закрепить представления детей о том, что звуки бывают твёрдые и мягкие.
Оборудование: песочница с влажным песком, предметные картинки с изображением бабочки, коровы, лягушки, петуха, медведя, кита, белки, павлина, мышки и лошади.
Ход игры: педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Затем предлагает: - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Далее педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка) и говорит: - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к"] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

«Чьё всё это?»
Цель: формировать умение детей согласовывать слова – предметы и слова – признак в нужном числе и падеже. Пополнять словарный запас. Способствовать развитию логического мышления.
Оборудование: песочница с сухим песком, фигурки домашних животных.
Ход игры: детям предлагается достать из песка фигурку любого из животных, после этого задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза? Например: корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

Игры на подносе с песком.
«Солнышко»

Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные слова, активизировать словарь.
Ход игры: предложить ребёнку нарисовать солнышко при этом проговорить потешку:

Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать –
Раз, два, три, четыре, пять

После того как ребёнок выполнит задание предложить ему назвать слова похожие на слово «солнце»
Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух.

«Рыбка»
Цель: обогащать речь детей существительными, обозначающими названия рыб; способствовать развитию мелкой моторики пальцев.
Оборудование: поднос с песком.
Ход игры: педагог загадывает ребёнку загадку: « В воде она живёт,
нет клюва, а клюёт». Ребёнок должен отгадать загадку и нарисовать отгадку.

После этого поговорить с ребёнком о том какие ещё есть рыбы (морские, пресноводные), где они живут и т.д. затем предложить самостоятельно нарисовать известных рыб.

«Жук»
Цель: закреплять правильное, отчётливое произношение звука [ ж].
Оборудование: поднос песком.
Ход игры: предложить детям вспомнить ранее разученное стихотворение:

Жук, жук пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу, жу,жу,жу
Я на дереве сижу
-Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
- Жу, жу, жу, жу
Я летаю и кружу.
Затем предложить нарисовать жука на песке.

«Сотри лишнее».
Цель: способствовать развитию связной речи, умение объяснять свой выбор; тренировать логическое мышление.
Оборудование: поднос с песком.
Ход игры: воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).

Разогревающие игры

«Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход игры: воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

Дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

Легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

Дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

«Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: песочница с сухим песком.
Ход игры: педагог говорит: « Ребята, в песочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

«Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: песочница с сухим песком.

Ход игры: дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

«Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: песочница с сухим песком.

Ход игры: педагог говорит: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

© Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., текст, 2016

Введение

Возможности применения песочницы до конца не раскрыты и поистине безграничны. Песочницей в работе могут пользоваться психолог, педагог, организовавший изостудию, учитель-дефектолог для организации альтернативной коррекционной работы, воспитатели. Можно с уверенностью сказать, что песочница представляет собой новый, интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс. На его основе можно предложить и организацию дополнительных, в том числе платных образовательных услуг.

Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса. Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении. Конечно, на базе педагогической песочницы можно успешно и динамично в атмосфере сюжетно-ролевой и одновременно дидактической игры развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, проводить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Самым главным показателем развития речи служит связная речь. Именно связное высказывание сильнее всего нарушено при общем недоразвитии речи, причем страдает предикативная, содержательная и фонетическая его сторона. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию диалогической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.

Еще один этап и прием развития связной речи, в том числе у детей с речевой патологией, – пересказ. Органичное сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше ее запомнить, развивает речь, мышление и воображение.

Все, что нужно для появления фразы, – добрый, компетентный педагог, ящик, песок, небольшие игрушки, сказка или рассказ.

Несколько слов о пересказе

Для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, наиболее актуальна образовательная область «Речевое развитие» ФГОС ДО. В ее задачи входят овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также ознакомление с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов различных жанров.

Таким образом, и у детей с нормативным речевым развитием, и у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо развивать диалогическую речь и формировать понимание текстов и жанров детской литературы.

Решение этих задач отражает целевые ориентиры ФГОС ДО, направленные на развитие творческой и социально-активной личности, что подразумевает умение общаться.

Пересказ художественного произведения, вытекающий из ознакомления с ним, показывает уровень его восприятия и понимания, отражает когнитивные умения, а также указывает на сформированность эмоциональной сферы в случаях, когда необходима субъективная оценка персонажей и их поступков.

Кроме того, пересказ художественных произведений совершенствует связную речь, развивает выразительность детской речи. Пересказ – связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.

В настоящее время существуют различные классификации пересказа. Как правило, за основу берется его объем и степень самостоятельности. Приведем классификацию, которая представляется нам наиболее развернутой.

Виды пересказа:

– подробный (пересказ близко к тексту);

– по частям или одной части (фрагмента);

– с изменением лица;

– по аналогии;

– пересказ-инсценирование, который осуществляется с помощью игрушек или настольного театра, очень хорошо подходит как для младших, так и для старших дошкольников.

В работе с нормативно развивающимися детьми в ДОО наиболее часто используется подробный пересказ. Педагоги используют его, в первую очередь, как средство развития памяти и для формирования представления о связной речи, предлагая некий высокохудожественный и, как правило, труднодоступный детям образец. Такой вид пересказа предполагает необходимость четко выдерживать временную последовательность событий, отражать в своей речи специфику лексики произведения и его жанра, зачастую непривычную. Кроме того, ребенок не имеет динамической и наглядной поддержки, все это создает дополнительные трудности при пересказе. Они становятся непреодолимым препятствием в том случае, если дошкольник отягощен нарушениями психофизического развития. Существенно улучшают качество пересказа живость, эмоциональность подобранного художественного произведения.

Основные требования к тексту для пересказа:

– полноценное и доступное содержание;

– разнообразие жанров;

– четкая композиция;

– простой, но богатый язык;

– небольшой объем.

Язык произведений должен быть доступным детям, отличаться понятной лексикой, короткими, четкими фразами, без сложных грамматических форм, ярким и выразительным, содержать элементы диалогической речи, что способствует развитию коммуникативной ее функции и выразительности. Содержание должно быть понятным детям, близким их опыту, а герои отличаться яркими чертами характера. Важно, чтобы сюжетная линия состояла из ряда последовательных событий с достаточно жесткой временной последовательностью.

Наибольшую трудность для дошкольников представляют тексты-описания.

Занятие по пересказу имеет логически выдержанную типовую структуру (В. В. Гербова, Э. П. Короткова, A. M. Бородин).

Учитывая специфику дошкольников с речевыми нарушениями, мы хотели бы обратиться к опыту обучения пересказу с системными нарушениями речи при использовании методики «цепного текста» В. К. Воробьевой. Ребенок подбирает из банка картинок те, которые относятся к его сюжету, и с помощью педагога формирует рассказ, обозначая первое и последнее слово с номинативной функцией. Таким образом, имея перед глазами зрительную поддержку в виде первого и последнего слова, а также в виде последовательности изложения, дошкольник-логопат только лишь подбирает слово-предикат. В результате использования схемы предложения и рассказа дети учатся понимать сущность последнего, который характеризуется, по мнению В. К. Воробьевой, наличием его объекта и обязательной предикативной стороны. Дошкольники получают положительный опыт рассказывания и мощный эмоциональный посыл от ситуации успеха.

А вот и песочница…

Ящик с песком и поднос с игрушками, активно используемый в психотерапии и психоаналитике последователями К. Г. Юнга, оказался пока невостребованным в педагогической практике. И действительно, теоретическое основание Юнга было удачно модифицировано Д. Калф и М. Ловенфельд в успешный метод «Sandplay» (сэндплей). Начатый как диагностический «Erica-метод», или «тест мира», разработанный Ш. Бюлер, позднее был преобразован М. Ловенфельд в «технику мира» и окончательно разработан Д. Калф. В настоящее время этот способ общения с миром и самим собой на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий новые пути развития, применяется в работе с представителями различных возрастных групп.

Для исследования и моделирования используется ящик, дно и борта которого окрашены в приятный небесно-голубой цвет, символизирующий небо и воду. Допускается и нежно-зеленый цвет, который успокаивающе действует на большинство людей. Размер стандартного ящика – 50?70?8 см. Данные параметры позволяют видеть всю площадь песочницы, а глубина удерживает достаточное количество песка и воды, не давая им свободно покидать ее пределы.

Однако в ДОО могут использоваться ящики и других размеров. Например, для организации групповых занятий разумно иметь большую песочницу размером 100?140?10–12 см. В индивидуальной работе оправдана малая песочница размером 25?35?5 см. Для обеспечения безопасности при изготовлении ящика используются только неопасные материалы, соединение рекомендуется пазово-шпоночное, без гвоздей. Однако ящик должен удерживать воду или мокрый песок (вода достигает дна). Для устойчивости и удобства снизу можно установить опору, но не ножки. Если для работы с песком нет отдельного помещения, и ящик находится в группе, рекомендуется закрывать его крышкой. В этом случае ящик превращается в столик или постамент, что экономит место в помещении группы.

В методе «сэндплей» используется не только песок, но и вода. Песок далеко не так однороден, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что он бывает различным по цвету. Речь идет о неокрашенном, натуральном песке (черный вулканический песок на Камчатке или белый песок Санторини).

Песок может иметь добавки в виде глины, мела, ракушечника и быть без них. Удивительно наблюдать, как изменяются тактильные ощущения в зависимости от добавок. Например, глина заметно добавляет тяжести, ракушечник – сухости и т. д.

Многое зависит от величины песчинок: в некоторых случаях они очень мелкие, как пылинки, а в других – вполне ощутимые, довольно крупные и видимые невооруженным глазом. Ну, и конечно, песок различается по материалу, из которого он изготовлен. Приобретать песок лучше сертифицированный, в зоомагазинах. За ним необходимо ухаживать.

СанПиН не дают указаний насчет того, как обрабатывать песок. Поэтому его можно промывать, высушивать и прокаливать при температуре 90–100 °C, поскольку материал может слипаться, плавиться, а образовавшиеся кристаллики могут повредить кожу. Песок считается гипоаллергенным материалом, но тем не менее при работе с детьми с ОВЗ следует уточнить наличие или отсутствие у них противопоказаний к действиям с этим материалом. Песок не рекомендуется использовать в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития, так как они не всегда следуют правилам, что представляется опасным для их жизни и здоровья. А вот дети с синдромом Дауна, имеющие тонкую кожу, кроме того могут повредить ее при самых обычных манипуляциях в песочнице.

Довольно трудно в педагогической работе с детьми избежать взаимодействия с водой. Поэтому мы считаем целесообразным обзавестись несколькими песочницами. В одной из них можно держать влажный (промоченный до глубины в 1,5–3 см) или мокрый песок, а в другой – сухой. Для развития тактильной чувствительности можно также наполнить ящики песком разной фракции.

Конечно, можно применять и местный песок, продезинфицировав его должным образом. В любом случае, несмотря на крайне осторожное и экономное использование, запасы песка необходимо будет периодически пополнять.

Для занятий необходим также поднос с игрушками. Все нужные для работы предметы можно расположить по темам на открытых, свободно обозреваемых стеллажах или полках. Для занятия их можно выкладывать на отдельно стоящий стол, если проход к стеллажам представляется затруднительным. Необходимость брать со стола игрушки и предметы обеспечивает двигательную активность дошкольников во время занятия. Игрушки должны представлять все разнообразие предметного, растительного и животного мира. Помимо реальных изображений здесь должны быть и представители сказочного мира, и «волшебные» предметы. Если нужные игрушки трудно найти, можно сделать фигурки из картона и заламинировать их. Подробнее мы поговорим об этом позднее, когда будем рассматривать методику работы в песочнице с детьми.

Метод «сэндплей» предполагает некие правила взаимодействия с песком, представляющиеся обоснованно разумными и в педагогической практике. К ним относится закрепление за ребенком определенного места у борта песочницы. Соблюдение этого правила дает возможность правильно диагностировать созданную картину миру, которая условно делится на знаковые временные зоны. Так, у правши слева всегда будет зона прошлого (эмоций, событий), а справа – зона будущего, которая у детей выражена очень слабо, поскольку они живут настоящим. Еще одно правило: нужно соблюдать правильное соотношение времени построения и времени обсуждения созданной картины. Нельзя не сказать и еще об одном правиле: обязательно должна использоваться ритуальная фигурка в качестве посредника между человеком и его внутренним миром, между ним и внешним миром. Она выступает заинтересованным, доброжелательным наблюдателем или описывает созданную человеком картину, а может молчать, но подчас выступает в роли провокатора, трикстера. Это определяется задачами данного этапа психологического консультирования или анализа.

В последнее время стали появляться новые приемы работы в песочнице. В частности, прием моделирования, в основе которого лежит не столько констатация текущего психического состояния, сколько поиск выхода из затруднительных ситуаций, наведение мостов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, позитивное движение вперед. Применение данного приема открывает возможности для использования песочницы в педагогическом образовательном процессе.

Организация работы с детьми в педагогической песочнице

В книге представлены занятия, которые можно проводить в песочнице. Однако мы рекомендуем начать работу с ознакомления с песком, песочницей и правилами поведения. Количество детей зависит от размера ящика. Так, вокруг стандартной песочницы могут свободно встать 3–5 дошкольников, а около большой – до 15 человек. Понятно, что малая песочница рассчитана не более чем на двух человек. При расчете не следует забывать о том, что потребуется место для символической ритуальной фигурки.

Опыт освоения пространства песочницы носит ярко выраженный социальный характер. В ходе занятий проявляются «лидеры», «агрессоры», «серые кардиналы», ощущается эмоциональный климат данной группы.

Правила формулирует ритуальный персонаж, лучше известный детям. Им может быть любая игрушка. У нас это Черепашка, но ее легко можно заменить на любого реального жителя пустыни или сказочного героя из восточных сказок (Маленький Мук, Алладин, принцесса Будур и т. п.). Можно придать животным человеческие черты (для организации коммуникации) и сказочные титулы (Царь Верблюдов, Королева Змей и т. д.) для придания веса их словам и распоряжениям. Тем не менее в интересах темы предлагается использовать тематические фигурки, которые обозначают и настраивают детей на восприятие определенных знаний.

Ритуальный персонаж – хранитель, руководитель некой Песочной страны, поэтому обладает определенными правами. В частности, через него формулируются и транслируются правила. Несмотря на «царственный» или «сказочный» статус, правила излагаются в виде просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают установлению легких доверительных отношений. Правила должны быть простыми, понятными, по возможности не содержать частицу не и их не должно быть много. С нашей точки зрения, правила должны выглядеть таким образом.

«Я долго собирал(а) песчинки и прошу вас беречь их. Давайте стряхивать их с рук и игрушек обратно в песочницу».

«Я люблю, когда в моей песочнице живут дружно и дети и игрушки. Чужие постройки тоже бережем, как и свои».

«Со стола можно брать каждый раз только одну игрушку или предмет, чтобы всем хватило».

«По окончании работы каждый убирает за собой игрушки и предметы, разглаживает песок: ему ведь тоже надо отдохнуть».

«Игрушки, которые здесь собраны, мои друзья, и я прошу вас оставлять их со мной, даже если они вам очень понравились, чтобы вы и другие дети тоже могли в них играть».

В зависимости от специфики педагога эти правила могут выражаться в стихотворной форме, которая прекрасно воспринимается дошкольниками. Сначала правила сообщаются ритуальным персонажем, но затем их повторяют сами дети. Это способствует развитию фразовой речи и памяти. Можно воспроизводить правила по цепочке или «подсказывать». Начинать вспоминать правила надо с детей, которые испытывают трудности в удержании или воспроизведении информации.

В случае нарушения правил (а это связано с вопросом установления границ) хранитель Песочной страны может закрыть песочницу. Для этого используется темный непрозрачный платок. Такое действие сильно влияет на детей, поскольку тактильные ощущения очень приятны, и дошкольники тяжело переживают преждевременное завершение занятия.

Есть свой кодекс поведения и у символической ритуальной фигурки. Она может располагаться на бортике песочницы, парить над поверхностью песка, вплотную приближаться к предметам и постройкам, зависать на уровне глаз персонажа, но никогда (даже по неоднократному и настойчивому приглашению ребенка) не опускаться на поверхность песка. Это развивает в ребенке понимание неприкосновенности его личной территории.

Занятие в песочнице условно можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода).

Ритуал входа – своего рода организационный момент – позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Принимая во внимание концепцию о приоритете тактильного вида восприятия дошкольников (примерно 60 %), начиная занятие с контакта с песком, можно подготовить детей к продуктивному взаимодействию. Задания мы предлагаем несложные, обеспечивающие приятные ощущения и ситуацию успеха. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5–7 мин.

Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. Время занятия с песком можно увеличить на 5–10 мин (в зависимости от возраста) по сравнению с обычным занятием. Дополнительное время может занять перемещение детей за игрушками, отдых и расслабление через стереотипные манипуляции с песком.

В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличие от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия. Конечно, при планировании занятия с использованием песочных техник педагоги решают не только задачи, связанные с образовательной областью «Речевое развитие», но и другие когнитивные и/или нравственные, эмоциональные задачи.

Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью (не более 5–7 мин). Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку в песочнице.

Такое деление довольно условное, но нам оно представляется разумным, исходя из нашего опыта организации занятий детей в песочнице.

В отношении обучения пересказу хотим добавить, что хорошо использовать пересказ-инсценировку. Мы знакомим детей с художественным произведением через проигрывание сюжета, что способствует лучшему запоминанию и конкретизации глаголов и действий. После этого предлагаем сделать пересказ. В зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников, для создания ситуации успеха, педагог через ритуальную фигурку – ведущего может предложить начать, продолжить или завершить пересказ текста с одновременным проигрыванием сюжета несколько раз. Для разнообразия можно ввести пересказ от другого лица, менять имена, клички главных героев, разыгрывать сюжет по ролям или предложить придумать другое окончание художественного произведения.

В конце каждого занятия необходимо разбирать песочницу, чтобы дать детям возможность немного отдохнуть, подвигаться и сменить деятельность. После этого ритуальный персонаж задает параметры пересказа.

Самые большие затруднения у дошкольников вызывают временные ориентировки. Поэтому временную последовательность и временные характеристики, которые имеются в литературной основе пересказа, мы не изменяли. Мы также учитывали первичный речевой дефект и не создавали детям дополнительных сложностей. Однако предлагаем коллегам, работающим с детьми без речевых или иных аномалий развития, попробовать сменить время года, суток и другие временные показатели.

Об игрушках

Как и было обещано, подробнее остановимся на предметном оснащении педагогических песочных техник.

Первое, что следует помнить: игрушек никогда не бывает много! Какую бы коллекцию предметов и фигурок вы не собрали усилиями всего персонала, все равно их бывает недостаточно. Несмотря на правило и все ваши ухищрения, игрушки магическим образом будут исчезать. Всеми правдами и неправдами дети будут уносить их, пряча в трусы и сжимая в потных кулачках. Зачастую дошкольники обретают в виде игрушки или предмета защитника или друга. Поэтому так же, как и песок, коллекцию игрушек и предметов надо постоянно пополнять.

Краткое содержание: Игры для развития речи. Логопедические упражнения для развития речи. Логопедические игры в песочной стране.

Каждый раз, когда весна приносит тепло и по улицам бегут веселые, журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься "кулинарными делами". Проходя мимо, невольно вспоминаешь свое детство: с каким удовольствием мы варили супы и каши из песка и кормили ими кукол, гостей, родителей!

Первое, что запоминается из подаренных игрушек, - это кукла, ведерко, формочки, совок. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики, пирожки и прочие "вкусности"! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды . Ставят их для того, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, и играли сами. Мы хотим рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.

Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое". Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко в "Практикуме по креативной терапии":

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат!

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек"). Предварительно ребенку завязывают глаза.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы "Л" в "А" , "Ч" в "Т" , "О" в "Я" и т.д.

Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку "Феи Ударения" и "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

Нравится детям игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке;
- у первоклассников более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

© Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., текст, 2016

Введение

Возможности применения песочницы до конца не раскрыты и поистине безграничны. Песочницей в работе могут пользоваться психолог, педагог, организовавший изостудию, учитель-дефектолог для организации альтернативной коррекционной работы, воспитатели. Можно с уверенностью сказать, что песочница представляет собой новый, интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс. На его основе можно предложить и организацию дополнительных, в том числе платных образовательных услуг.

Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса. Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении. Конечно, на базе педагогической песочницы можно успешно и динамично в атмосфере сюжетно-ролевой и одновременно дидактической игры развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, проводить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Самым главным показателем развития речи служит связная речь. Именно связное высказывание сильнее всего нарушено при общем недоразвитии речи, причем страдает предикативная, содержательная и фонетическая его сторона. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию диалогической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.

Еще один этап и прием развития связной речи, в том числе у детей с речевой патологией, – пересказ. Органичное сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше ее запомнить, развивает речь, мышление и воображение.

Все, что нужно для появления фразы, – добрый, компетентный педагог, ящик, песок, небольшие игрушки, сказка или рассказ.

Несколько слов о пересказе

Для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, наиболее актуальна образовательная область «Речевое развитие» ФГОС ДО. В ее задачи входят овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также ознакомление с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов различных жанров.

Таким образом, и у детей с нормативным речевым развитием, и у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо развивать диалогическую речь и формировать понимание текстов и жанров детской литературы. Решение этих задач отражает целевые ориентиры ФГОС ДО, направленные на развитие творческой и социально-активной личности, что подразумевает умение общаться.

Пересказ художественного произведения, вытекающий из ознакомления с ним, показывает уровень его восприятия и понимания, отражает когнитивные умения, а также указывает на сформированность эмоциональной сферы в случаях, когда необходима субъективная оценка персонажей и их поступков.

Кроме того, пересказ художественных произведений совершенствует связную речь, развивает выразительность детской речи. Пересказ – связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.

В настоящее время существуют различные классификации пересказа. Как правило, за основу берется его объем и степень самостоятельности. Приведем классификацию, которая представляется нам наиболее развернутой.

Виды пересказа:

– подробный (пересказ близко к тексту);

– по частям или одной части (фрагмента);

– с изменением лица;

– по аналогии;

– пересказ-инсценирование, который осуществляется с помощью игрушек или настольного театра, очень хорошо подходит как для младших, так и для старших дошкольников.

В работе с нормативно развивающимися детьми в ДОО наиболее часто используется подробный пересказ. Педагоги используют его, в первую очередь, как средство развития памяти и для формирования представления о связной речи, предлагая некий высокохудожественный и, как правило, труднодоступный детям образец. Такой вид пересказа предполагает необходимость четко выдерживать временную последовательность событий, отражать в своей речи специфику лексики произведения и его жанра, зачастую непривычную. Кроме того, ребенок не имеет динамической и наглядной поддержки, все это создает дополнительные трудности при пересказе. Они становятся непреодолимым препятствием в том случае, если дошкольник отягощен нарушениями психофизического развития. Существенно улучшают качество пересказа живость, эмоциональность подобранного художественного произведения.

Основные требования к тексту для пересказа:

– полноценное и доступное содержание;

– разнообразие жанров;

– четкая композиция;

– простой, но богатый язык;

– небольшой объем.

Язык произведений должен быть доступным детям, отличаться понятной лексикой, короткими, четкими фразами, без сложных грамматических форм, ярким и выразительным, содержать элементы диалогической речи, что способствует развитию коммуникативной ее функции и выразительности. Содержание должно быть понятным детям, близким их опыту, а герои отличаться яркими чертами характера. Важно, чтобы сюжетная линия состояла из ряда последовательных событий с достаточно жесткой временной последовательностью.

Наибольшую трудность для дошкольников представляют тексты-описания.

Занятие по пересказу имеет логически выдержанную типовую структуру (В. В. Гербова, Э. П. Короткова, A. M. Бородин).

Учитывая специфику дошкольников с речевыми нарушениями, мы хотели бы обратиться к опыту обучения пересказу с системными нарушениями речи при использовании методики «цепного текста» В. К. Воробьевой. Ребенок подбирает из банка картинок те, которые относятся к его сюжету, и с помощью педагога формирует рассказ, обозначая первое и последнее слово с номинативной функцией. Таким образом, имея перед глазами зрительную поддержку в виде первого и последнего слова, а также в виде последовательности изложения, дошкольник-логопат только лишь подбирает слово-предикат. В результате использования схемы предложения и рассказа дети учатся понимать сущность последнего, который характеризуется, по мнению В. К. Воробьевой, наличием его объекта и обязательной предикативной стороны. Дошкольники получают положительный опыт рассказывания и мощный эмоциональный посыл от ситуации успеха.

А вот и песочница…

Ящик с песком и поднос с игрушками, активно используемый в психотерапии и психоаналитике последователями К. Г. Юнга, оказался пока невостребованным в педагогической практике. И действительно, теоретическое основание Юнга было удачно модифицировано Д. Калф и М. Ловенфельд в успешный метод «Sandplay» (сэндплей). Начатый как диагностический «Erica-метод», или «тест мира», разработанный Ш. Бюлер, позднее был преобразован М. Ловенфельд в «технику мира» и окончательно разработан Д. Калф. В настоящее время этот способ общения с миром и самим собой на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий новые пути развития, применяется в работе с представителями различных возрастных групп.

Для исследования и моделирования используется ящик, дно и борта которого окрашены в приятный небесно-голубой цвет, символизирующий небо и воду. Допускается и нежно-зеленый цвет, который успокаивающе действует на большинство людей. Размер стандартного ящика – 50×70×8 см. Данные параметры позволяют видеть всю площадь песочницы, а глубина удерживает достаточное количество песка и воды, не давая им свободно покидать ее пределы.

Однако в ДОО могут использоваться ящики и других размеров. Например, для организации групповых занятий разумно иметь большую песочницу размером 100×140×10–12 см. В индивидуальной работе оправдана малая песочница размером 25×35×5 см. Для обеспечения безопасности при изготовлении ящика используются только неопасные материалы, соединение рекомендуется пазово-шпоночное, без гвоздей. Однако ящик должен удерживать воду или мокрый песок (вода достигает дна). Для устойчивости и удобства снизу можно установить опору, но не ножки. Если для работы с песком нет отдельного помещения, и ящик находится в группе, рекомендуется закрывать его крышкой. В этом случае ящик превращается в столик или постамент, что экономит место в помещении группы.

В методе «сэндплей» используется не только песок, но и вода. Песок далеко не так однороден, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что он бывает различным по цвету. Речь идет о неокрашенном, натуральном песке (черный вулканический песок на Камчатке или белый песок Санторини).

Песок может иметь добавки в виде глины, мела, ракушечника и быть без них. Удивительно наблюдать, как изменяются тактильные ощущения в зависимости от добавок. Например, глина заметно добавляет тяжести, ракушечник – сухости и т. д.

Многое зависит от величины песчинок: в некоторых случаях они очень мелкие, как пылинки, а в других – вполне ощутимые, довольно крупные и видимые невооруженным глазом. Ну, и конечно, песок различается по материалу, из которого он изготовлен. Приобретать песок лучше сертифицированный, в зоомагазинах. За ним необходимо ухаживать.

СанПиН не дают указаний насчет того, как обрабатывать песок. Поэтому его можно промывать, высушивать и прокаливать при температуре 90–100 °C, поскольку материал может слипаться, плавиться, а образовавшиеся кристаллики могут повредить кожу. Песок считается гипоаллергенным материалом, но тем не менее при работе с детьми с ОВЗ следует уточнить наличие или отсутствие у них противопоказаний к действиям с этим материалом. Песок не рекомендуется использовать в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития, так как они не всегда следуют правилам, что представляется опасным для их жизни и здоровья. А вот дети с синдромом Дауна, имеющие тонкую кожу, кроме того могут повредить ее при самых обычных манипуляциях в песочнице.

Довольно трудно в педагогической работе с детьми избежать взаимодействия с водой. Поэтому мы считаем целесообразным обзавестись несколькими песочницами. В одной из них можно держать влажный (промоченный до глубины в 1,5–3 см) или мокрый песок, а в другой – сухой. Для развития тактильной чувствительности можно также наполнить ящики песком разной фракции.

Конечно, можно применять и местный песок, продезинфицировав его должным образом. В любом случае, несмотря на крайне осторожное и экономное использование, запасы песка необходимо будет периодически пополнять.

Для занятий необходим также поднос с игрушками. Все нужные для работы предметы можно расположить по темам на открытых, свободно обозреваемых стеллажах или полках. Для занятия их можно выкладывать на отдельно стоящий стол, если проход к стеллажам представляется затруднительным. Необходимость брать со стола игрушки и предметы обеспечивает двигательную активность дошкольников во время занятия. Игрушки должны представлять все разнообразие предметного, растительного и животного мира. Помимо реальных изображений здесь должны быть и представители сказочного мира, и «волшебные» предметы. Если нужные игрушки трудно найти, можно сделать фигурки из картона и заламинировать их. Подробнее мы поговорим об этом позднее, когда будем рассматривать методику работы в песочнице с детьми.

Метод «сэндплей» предполагает некие правила взаимодействия с песком, представляющиеся обоснованно разумными и в педагогической практике. К ним относится закрепление за ребенком определенного места у борта песочницы. Соблюдение этого правила дает возможность правильно диагностировать созданную картину миру, которая условно делится на знаковые временные зоны. Так, у правши слева всегда будет зона прошлого (эмоций, событий), а справа – зона будущего, которая у детей выражена очень слабо, поскольку они живут настоящим. Еще одно правило: нужно соблюдать правильное соотношение времени построения и времени обсуждения созданной картины. Нельзя не сказать и еще об одном правиле: обязательно должна использоваться ритуальная фигурка в качестве посредника между человеком и его внутренним миром, между ним и внешним миром. Она выступает заинтересованным, доброжелательным наблюдателем или описывает созданную человеком картину, а может молчать, но подчас выступает в роли провокатора, трикстера. Это определяется задачами данного этапа психологического консультирования или анализа.

В последнее время стали появляться новые приемы работы в песочнице. В частности, прием моделирования, в основе которого лежит не столько констатация текущего психического состояния, сколько поиск выхода из затруднительных ситуаций, наведение мостов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, позитивное движение вперед. Применение данного приема открывает возможности для использования песочницы в педагогическом образовательном процессе.

Организация работы с детьми в педагогической песочнице

В книге представлены занятия, которые можно проводить в песочнице. Однако мы рекомендуем начать работу с ознакомления с песком, песочницей и правилами поведения. Количество детей зависит от размера ящика. Так, вокруг стандартной песочницы могут свободно встать 3–5 дошкольников, а около большой – до 15 человек. Понятно, что малая песочница рассчитана не более чем на двух человек. При расчете не следует забывать о том, что потребуется место для символической ритуальной фигурки.

Опыт освоения пространства песочницы носит ярко выраженный социальный характер. В ходе занятий проявляются «лидеры», «агрессоры», «серые кардиналы», ощущается эмоциональный климат данной группы.

Правила формулирует ритуальный персонаж, лучше известный детям. Им может быть любая игрушка. У нас это Черепашка, но ее легко можно заменить на любого реального жителя пустыни или сказочного героя из восточных сказок (Маленький Мук, Алладин, принцесса Будур и т. п.). Можно придать животным человеческие черты (для организации коммуникации) и сказочные титулы (Царь Верблюдов, Королева Змей и т. д.) для придания веса их словам и распоряжениям. Тем не менее в интересах темы предлагается использовать тематические фигурки, которые обозначают и настраивают детей на восприятие определенных знаний.

Ритуальный персонаж – хранитель, руководитель некой Песочной страны, поэтому обладает определенными правами. В частности, через него формулируются и транслируются правила. Несмотря на «царственный» или «сказочный» статус, правила излагаются в виде просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают установлению легких доверительных отношений. Правила должны быть простыми, понятными, по возможности не содержать частицу не и их не должно быть много. С нашей точки зрения, правила должны выглядеть таким образом.

«Я долго собирал(а) песчинки и прошу вас беречь их. Давайте стряхивать их с рук и игрушек обратно в песочницу».

«Я люблю, когда в моей песочнице живут дружно и дети и игрушки. Чужие постройки тоже бережем, как и свои».

«Со стола можно брать каждый раз только одну игрушку или предмет, чтобы всем хватило».

«По окончании работы каждый убирает за собой игрушки и предметы, разглаживает песок: ему ведь тоже надо отдохнуть».

«Игрушки, которые здесь собраны, мои друзья, и я прошу вас оставлять их со мной, даже если они вам очень понравились, чтобы вы и другие дети тоже могли в них играть».

В зависимости от специфики педагога эти правила могут выражаться в стихотворной форме, которая прекрасно воспринимается дошкольниками. Сначала правила сообщаются ритуальным персонажем, но затем их повторяют сами дети. Это способствует развитию фразовой речи и памяти. Можно воспроизводить правила по цепочке или «подсказывать». Начинать вспоминать правила надо с детей, которые испытывают трудности в удержании или воспроизведении информации.

Статьи по теме: