Total war rome 2 игромания. Обзор игры Total War: Rome II. Оптимизация, графика и дизайн локаций

В эпоху, далекую от всеобщей глобализации и трансатлантических холдингов, люди, кажется, глубже проникались поэтикой военного ремесла, не щадя на доблестные сражения ни сил, ни времени. В очередном своем амбициозном проекте Creative Assembly приглашают игроков не только вспомнить о долгих часах школьного курса по истории государств древнего мира, но и самим принять участие в написании народных эпосов.

После небольшого пролога, прохождение которого крайне рекомендуется любому, кто садится за игру серии Total War впервые, на выбор нам предлагается порядка десятка фракций, каждая из которых открывает пользователю отдельную одиночную кампанию. Однако, радоваться подобному изобилию не стоит - разница между выбранными сторонами конфликта будет заключаться во внешности и некоторых особенностях юнитов, а также обозначенной на карте мира точке, с которой вы начнете простирать собственное господство на ближайшие регионы. Опираясь на энциклопедические данные, кампании все-таки будут тасовать перед нами различные боевые сценарии, но в целом конечная суть будет оставаться единой - захватить как можно больше земель и разбить как можно больше врагов. Вести за руку "сюжетного повествования" нас будут только в самом начале каждой из исторических летописей. Так, например, выбрав сторону икенов, в первоначальные наши задачи войдет покорение соседских племен, как предпосылка к дальнейшему выдвижению на континент. Или возьмем египтян - им отводится роль удержания собственных позиций, добытых предшествующими завоеваниями. Может быть, несколько сотен лет назад, такие города как Мемфис, Иерусалим и Александрия еще могли внушать врагам страх поражения, за которым следовал аукцион пленных рабов, но, с приближением новой эры, дворцовые интриги изрядно подточили престиж империи, а потому малые народы перестали бояться почитателей Осириса и теперь стараются откусить свою часть от "большого пирога". В целом же, все "повествование" ограничивается лишь кратким описанием исторического контекста, да и давайте скажем начистоту - вы же не ждали от жанра исторических RTS мощного накала страстей и острых поворотов?

Структурно игра делится на две части - большую настольную стратегию, где в пошаговом режиме нам дозволено передвигать фишки отдельных армий по карте мира, следить за экономическим развитием своей нации, геополитической обстановкой и прочим "менеджментом", а также стратегию тактическую, представляющую непосредственно боевую часть. Особый шарм Rome II заключается в том, что для успешного воплощения своих наполеоновских амбиций, игроку придется быть успешным как в одной, так и в другой области. Не пугайтесь - для того, чтобы население вашего государства оставалось довольным уровнем жизни, вам не придется отстраивать театры, проводить канализацию и назначать губернаторов, достаточно будет распределить между контролируемыми городами конкретные роли, после чего сосредоточить внимание на общем технологическом развитии, которое представлено, по традиции, в виде разветвленной сети иконок. Превратить еще одну автономию в сельскохозяйственный центр, снабжающий остальную часть страны зерном, или лицом к лицу столкнуться с голодом, но возвести в отдаленной провинции военную академию, которая будет поставлять особый род войск прямиком к границам - выбор стоит за игроком. Не стоит недооценивать такой, на первый взгляд, слишком упрощенный мыслительный процесс - от того, как вы распределите экономические ресурсы, может зависеть то, сможете ли вы отбить финальное нападение многотысячной армии каких-нибудь персов. Да что рассказывать, вы наверняка играли в Civilization .

Вряд ли кто-то не согласится с тем, что видеоигры в последнее время становятся все более "взрослыми", стремясь не только к реализму физической модели, но и чему-то более серьезному. Казавшийся нелогичным и оборванным на полуслове сюжет LA Noire вполне неплохо продемонстрировал нам томительное напряжение полицейского детектива, которому не всегда удается распутать лихо закрученное преступление. А как вам изображенная в Cart Life гениальная сатира на рутинное, состоящее из серых будней существование человека, погруженного в замкнутый круг поиска средств на пропитание? Болтливый таксист-араб, везущий Нико Белича к выбранному месту? В случае с Rome II фраза "все как в реальной жизни" отлично применима к нелегкому выбору, который предстоит совершать пользователю, пока он формирует облик древней цивилизации. Экспансивное увеличение принадлежащих вам территорий весьма неоднозначно. Взяли под свой контроль отбитый у соперника город, заставив метрополии кормить новоприобретенных колонистов? Не надейтесь, что жители вашей столицы устроят мирный пикет - крестьяне попросту устроят мятеж, подавить который, впрочем, не составит труда. Но если одно восстание и закончится без видимых для вас потерь, то два, а то и три похода черни уже заметно ослабят силы стражи, и тогда вам останется лишь молиться, чтобы заморские "друзья" не набрали к тому моменту достаточно сил, чтобы форсировать границу и попытаться отвоевать у вас клочок земли. И, кстати, басурмане очень любят объединяться в коалиции, так что ждать, пока в ваши ворота постучится противник, придется недолго.

А как насчет того, чтобы выплатить племени Тумба-Юмба дань в размере годового дохода? Взамен алчный и преисполненный манией величия диктатор затерявшегося в джунглях королевства пообещает не трогать ваших границ в ближайшие пару лет. Ну и что, что его армия в пропорции сравнима с моськой, прущей на слона? Устоять перед соблазном пополнения биографии доблестными военными подвигами сможет не каждый правитель. Когда таких "мосек" набирается несколько штук, сохранить трон становится сложнее. Может все-таки стоит задобрить объявившихся "царьков" подарками, и понадеяться на их, пускай и не особо существенную, но все-таки помощь?

Когда дипломатические методы сосуществования с соседями исчерпывают себя, неизбежным становится открытый конфликт. Готовьтесь, официант уже несет нам второе блюдо - битвы. Механика боев в играх серии Total War должна быть знакома не только тем, кому довелось провести долгие часы за прошлыми продуктами франшизы, но и любителям настольных варгеймов, излюбленных западными нердами. Это именно та самая RTS-часть игры, где можно обвести всех ваших солдатиков рамочкой, после чего послать их на позиции противостоящей стороны; только вот сразу посоветуем - в Total War подобного делать не стоит. Для того, чтобы где-нибудь в районе Капитолийских холмов в честь очередного вашего триумфа возвели еще одну арку, действовать на поле боя придется с предельной осторожностью и вдумчивостью.

В военном промысле пригодится каждая уловка, будь то засада, устроенная на месте узкого горного прохода, скрытые от посторонних глаз маневры в лесу, или стремительная контратака, спускающейся с холма конницы. Испробовать самые разные варианты тактики можно в наиболее отличных друг от друга условиях - карта, растянувшаяся от туманных британских островов, вплоть до границ Индии, чередует максимальное число всевозможных локаций. Открыв у полководцев специальный навык, мы получаем возможность дожидаться выгодных погодных условий: так, к примеру, туманным утром нам будет проще подобраться к вражеским стенам, оставшись во время осады незамеченными. А каково вам будет столкнуться с недругом в море, где вода пенится от бушующего шторма?

Отдельное удовольствие - осады городов, во время которых стратегия во многом будет зависеть не столько от ваших действий, сколько от наличия специальных приспособлений и осадных орудий. Кстати, еще один совет - брать крепость, не имея хотя бы защищенных навесом таранов - не лучшая идея. В Rome II вообще со временем открываешь для себя много нового, причем, в данном случае речь идет скорее не о каких-то внутриигровых "анлоках", а именно о практическом опыте, который получает игрок. Именно по этой причине хочется назвать ее хардкорной.

Одной из особенностей Rome II в сравнении с предшественниками является то, что разработчики реализовали комбинированные битвы, объединив на одной локации сразу несколько вариантов ведения войны. Предпочтете ли вы стоять вплотную у стен Александрии, зайдете в тесную гавань, или высадите десант на узкой прибрежной косе, откуда два элитных отряда без препятствий войдут в город - выбирать есть из чего, было бы желание. Гарнизон кажется вам слишком большим? Устройте населенному пункту долгую блокаду, отрежьте его от поставок пищи и медикаментов, предварительно отравив колодцы нечистотами. Ослабленная голодом и мором стража продержится недолго.

Изучив различные построения, специальные способности и другие мелочи, вы начнете действовать осторожнее и хитрее. Не думайте, только, что против вас стоят совсем уж глупые чурбачки: их не проведешь простым обходом с фланга… Хотя нет, постойте, именно с неразумными соперниками нам и предстоит иметь дело, а в этом, как ни странно, и заключаются главные проблемы игры. Пускай, искусственный интеллект виртуальных врагов и поумнел, в сравнении даже с Shogun 2 , и он, может быть, не клюнет на отвлекающий маневр крестьянского полка, отводящего взгляды от заходящей в тыл бронированной кавалерии, но, в общем и целом, настоящей конкуренции нашему внутреннему гроссмейстеру он составить не сможет, во всяком случае, когда стоит в защите.

Большую часть времени войско оппонента проводит в пассивном спокойствии. Пока вы стягиваете силы возле главного входа в деревню, распределяя порядок построения вооруженных единиц, рассаживаете стрелков в кустах, отводите всадников на фланги, компьютер, чтобы вы совсем не подумали, что он умер, устраивает на главной улице круговые парады. Нет, это вовсе не значит, что утверждать собственное господство окажется чрезвычайно легко, но будьте готовы к тому, что неприятель будет брать количеством, а не тщательно спланированной тактикой.

Через какое-то время начинают вылезать и другие недостатки - складывается ощущение, что многие заявленные возможности попросту не используются в игровом процессе, а если и используются, то оказывают крайне малую степень влияния на происходящее. Какой смысл напоминать пользователю о шкале выносливости бойцов, если за все время триумфального шествия по карте античного мира нам почти не попадется сражений, которые за счет своей длительности вымотают вояк до истощения? Не меньше сложностей вызывает попытка понять суть развиваемых у юнитов (и особенно у полководцев) способностей - весьма условные "+3% к лидерству" почти никак не проявляют себя в открытом столкновении. Более того, тактика "примани врага и ударь с боков" действует безотказно почти в любой ситуации. Если поначалу описанные выше крестьянские восстания вызывают только радость, мол, наконец-то, вместо неспешной настолки с экономической частью, можно насладиться живым боем, то постепенно они начинают надоедать, а затем и вовсе бесить своим нескончаемым потоком. Нет, вы конечно можете доверить ведение новой баталии искусственному интеллекту (в таком случае исход битвы будет просчитан моментально, и вам не придется даже смотреть очередной экран загрузки), но действительно ли вы хотите отдать войско, которое собирали последние пару часов, на попечение столь ненадежному стратегу? А самому защищать один и тот же пункт надоест очень быстро, особенно, если учесть, что желающие пройти кастинг на роль хозяина полиса чуть ли не в очередь выстраиваются. История любит победителей - стоит вам выбрать правильный путь, и тогда далекие страны, славные походы и громкие победы не обойдут вас стороной. Но совершите ошибку в самом начале, и война превратится для вас в рутину: постоянная трата ресурсов, лечение раненых, реконструкция городов - все это отнимает ваши силы, подставляя под удар более изощренного в вопросах внешней политики правителя. Слишком многое зависит от первоначальных действий. Будь перед нами компактная версия Civilization, за которой можно скоротать обеденный перерыв, опробовав созревший в голове план действий, никто бы и слова не сказал, но, знаете ли, просидев за монитором несколько часов, узнать, что все ваши старания были тщетными, потому что на определенном ходу вы не открыли выхода к морю, а враг (коих здесь будет свыше сотни) успел отстроить флотилию - мириться с этим довольно сложно.

Стоит ли говорить о том, что гораздо интереснее играть в Rome II было бы против реальных пользователей? Уж кто-кто, а живой игрок явно не будет стоять по стойке смирно, пока вы пытаетесь окружить его со всех сторон. Но и тут, как выяснилось, вылез недостаток, причем, очень и очень существенный - сетевой код игры, кажется, очень чувствителен к пингу. Во время закрытой мультиплеерной сессии с разработчиками я долго силился понять - как это соперник позволяет мне совершать столь очевидные маневры настолько безнаказанно? Следующий матч, в котором игра не чуть-чуть подлагивала, а прямо зависала на несколько секунд, показал, насколько сильно она зависит от коннекта. Не исключено, что проблемы с качеством связи были вызваны слишком большим расстоянием между хостом-разработчиком и гостем-игроком, и, играя, скажем, с другими жителями своего региона вы не заметите задержки, однако, в ревью-версии проблемы с данным аспектом все же присутствовали, и удастся ли их исправить со временем - этот вопрос остается открытым.

Иногда в Rome II встречаются баги, что стало уже классической фишкой не только продуктов Creative Assembly в частности, но и как будто бы всех ПК-проектов вообще. Если проплывающих сквозь объекты солдатиков еще можно простить, то отряды, отказывающиеся выполнять какой-либо приказ, это уже ощутимый минус, заставляющий перезагружаться с сохранения, а то и вовсе перезаходить в игру. Ну, патчей-то, как повелось за разработчиками, будет выходить достаточно, нужно только подождать.

К чему нельзя придраться, так это к техническому, а особенно визуальному исполнению продукта. Обновленная версия движка отрисовывает значительно большее количество персонажей, каждый из которых теперь сильнее отличается от своих однополчан. Модельки бойцов одного подразделения отличаются не только наличием усов и густых бровей, но и другими внешними характеристиками, вплоть до роста. Осядает ли на пологий склон густой туман, или пробивается ли сквозь раскаленный воздух пустыни дрожащий мираж - графически новое творение сассэкской студии предлагает нам лучшую на сегодняшний день картинку, по крайней мере, среди стратегий уж точно.

В любой момент боя вы можете включить специальную камеру, которая в стиле Go-Pro гаджета зафиксирует происходящее буквально от лица очевидцев, повиснув в каких-то считанных сантиметрах над блестящими шлемами легионеров. В такие моменты хочется включить героическую музыку погромче и зачитать какую-нибудь пафосную речь про братство, веру в единую цель и долг перед отечеством, после чего пристально наблюдать, как электронные пехотинцы рубят друг друга, заливая окрестности кровью. Музыкальное сопровождение примерно этому спектру эмоций и соответствует, хотя, по завершении игровой сессии отчетливо припомнить хотя бы один мотив окажется затруднительно.

Rome II - это все-таки вещь очень и очень неоднозначная. Если, глядя на ежегодный "заказ" какого-нибудь раскрученного тайтла, мы, в конце концов, приходим к выводу о том, что нас каждый раз пичкают одним и тем же, в случае с нашим сегодняшним испытуемым сказать такое было бы слишком категорично. Ну что мы с вами, не знали что ли, что основное отличие от прошлогодней Shogun 2 будет заключаться лишь в выбранном сеттинге? Тем не менее, даже с подобным подходом разработчики не поленились что-то добавить в игру, доработать отдельные моменты. При всем при этом остается несколько разочарований. Почему бы не сделать игру более зависимой от мелочей? Казуальные геймеры едва ли вообще заинтересуются проектом, в то время как хардкорным, несмотря на разнообразие и проработку фракций довольно сложно оценивать их характерные особенности, учитывая, что в большинстве случаев все сводится к одной одинаково эффективной в любых условиях тактике. И да, в стратегиях, а особенно в Total War сильнее всего ощутимо несовершенство виртуального противника, причем, боимся ждать эпохи, когда кремниевый разум сможет поставить нам шах и мат не путем грубой демонстрации силы, а в ходе изощренно спланированных действий, придется довольно долго. Но все же, на сегодняшний день Rome II являет собой не только одну из самых масштабных стратегий, но и наиболее актуальный продукт, исполненный в жанре исторических RTS . Попробовать взять Карфаген настоятельно рекомендуется не только тем, кто когда-то с восторгом принимал известия об анонсе очередной Age of Empires , но и вообще всем, кто решил посмотреть: "что там еще, кроме этих ваших шутеров может предложить индустрия?".

Игра пройдена на ПК .


Северное побережье Африки. 146 год до н.э. Войска Римской республики уже три года осаждают Карфаген, и защитники города начинают отчаиваться. Тем временем судьба города решается в римском сенате: одна фракция требует заключить с Карфагеном мир и отступить, другая - взять город любой ценой. «Так закончилась Третья Пуническая война. - рассказывает нам Ал Бикам из The Creative Assembly. - Ганнибал, генерал карфагенцев. имел наглость захватить Италию и напасть на сам Рим. Сципион Африканский остановил вражескую армию только у самых ворот Вечного города. Такого унижения Рим еще не испытывал, он должен был ответить». В последней фразе - болееменее вся суть Total War: Rome 2 .


Цезарь с курицей
Пока Бикам говорил, на экране появился город, а перед ним - великая армада Рима, десятки и сотни кораблей, простирающиеся до горизонта, а на каждом корабле располагается манипула (отряд) солдат - должно быть, целый легион, а с ними войска сопровождения, конница, закаленные в боях ветераны, и все ждут приказа своего командующего Сципиона Эмилиана. племянника Сципиона Африканского и будущего героя всей Римской республики. Наконец, он дает сигнал кнаступлению, и армия, по размеру не сравнимая ни с чем, что мы доселе видели в серии Total War, срывается с места.

Карфаген великолепен. Он настолько огромен, что с нашей точки обзора мы не видели его конца, скрывающегося гдето за горизонтом; он гораздо больше, чем любой город в любой игре серии Total War. Откровенно говоря, он больше похож на города из ролевых игр. В нем явно живут люди. Пока. Вы сможете посетить (и сжечь) каждую из узких улочек давно забытого города. «Стены Карфагена простирались на 37 километров, - продолжает Бикам. - а гигантский залив помог городу стать центром торговли. Город был в осаде около трех лет, в течение которых некомпетентные генералы раз за разом штурмовали его стены и раз за разом ггерпели неудачу». В дымке раскаленного солнцем воздуха мы видим и улицы, и дома, и гигантский залив, и легендарную цитадель на холме - Бирсу.

С точки зрения истории и археологии невероятен сам факт того, что The Creative Assembly вообще смогли воссоздать город. Когда римляне все таки захватили Карфаген, они не посадили на его трон лояльного римской власти царька, они стерли город с лица Земли. Разрушили величественные стены, сожгли дома, продали все пяти десятитысячное население в рабство. Если верить летописям, они даже засыпали сожженный город солью, чтобы эта земля никогда уже не стала плодородной. Римляне стерли историю целой цивилизации, уничтожили все упоминания о городе, осквернили наследие карфагенян. Римская пропаганда была настолько сильна, что на Западе карфагенский бог Ваал до сих пор ассоциируется с дьяволом.

Но разработчикам это удалось только после бесконечно дорогих и долгих исследований. Главный дизайнер игры Джеймс Рассел честно признался: «Цена некоторых антикварных томов впечатляет. Некоторые книги обходились нам в несколько сот фунтов за штуку. Зато теперь вся команда по очереди ими пользуется. У нас есть книги о боевых стилях, о войнах, о карфагенском сенате и т.д.» Немногие разработчики решились бы на такое.

И все же разработчики столкнулись с некоторыми проблемами, как признался нам главный художник Кевин Макдауэл; «Было сложно. Римляне сожгли город более 2000 лет назад, а затем еще построили сверху свое посепение. Остатки Карфагена все еще можно найти - вы, например, можете посмотреть на залив в Google Maps, но по большей части нам приходилось гадать. судить по архитектуре других городов того времени и руинам, дожившим до наших дней. По большей части это были захоронения и мавзолеи, облик которых зачастую копировали с реальных зданий, а расположение улиц - исключительно наши предположения на цару с нашими, скажем так, пожеланиями по игровому процессу.


Куда ведут дороги
Тем временем на экране римские войска, возглавляемые Эмилианом, высадились на побережье Карфагена и направились в сторону города. Бикам комментирует «Теперь в игре остался только один режим сражений, в котором объединены морские и наземные баталии вместе с осадами. Вы можете посадить ваши легионы на корабли, подплыть к городу, высадиться и сформировать береговой плацдарм».

Между легионом, укрывшимся, за частоколами, оставшимися от прошлых попыток штурма, и стенами Карфагена находятся сожженные руины прибрежного городка. В море римская армада старалась оказать десанту поддержку и не попасть под стрелы и горящие булыжники защитников. «Это самая эпическая битва, за реконструкцию которой когда то бралась наша студия, впервые мы решились на такой размах и детализацию, - утверждает Бикам. Игра работает на новом графическом движке с новой системой освещения. Она не только реалистична, но и стилизует изображение под античные картины».

Легионеры бросаются к заброшенным осадным башням, а Бикам показывает нам новые режимы камеры. Во первых, у нас осталась классическая камера, при которой мы смотрим на битву свысока, ею можно легко управлять. Во вторых, появилась камера отряда, которая покажет вам каждую схватку каждого солдата на поле боя. «Она добавляет в игру немного простой человеческой драмы. Если я был бы солдатом, а в моего приятеля, стоящего ря дом со мной, попала стрела, я на это точно бы отреагировал». Третья камера показывает нам карту в максимальном удалении, армии и цели становятся в игре настолько велики, что иногда без вида с высоты птичьего полета не обойтись.

Как и в Supreme Commander, при максимальном зуме отряды превращаются в иконки, дающие вам возможность почувствовать себя настоящим генералом, передвигающим фишкиотряды по столу. При таком увеличении мы разглядели, что легионы Рима заполонили весь пляж, а защитники Карфагена компактно разместились на стенах города.

Осадные башни, как и все остальное в игре, смоделированы с невиданными доселе деталями. Солдаты гдуппками залазят по лестницам на башни, часть из них остается внизу и толкает осадные машины к стенам. Тем временем катапульты на кораблях обстреливают стены с моря. Звучит боевая, яростная музыка. Total War: Rome 2 - вообще игра крайне шумная. Вы можете услышать командиров, выкрикивающих приказы, тогда как их солдаты толкают башни, и даже отдаленный гул сотен катапульт.

Мы же следим за Эмилианом, стоящим в первых рядах на вершине одной из осадных башен, подползающих к стенам. Массивный трап башни опускается на стену, давя защитников своим весом. «Мы хотим воссоздать войны древности именно такими, какими они были на самом деле, при этом сделав игру максимально разнообразной как в плане игрового процесса, так и в плане культуры и боевых стилей, а эти войны были жестоки. Если Shogun 2 был про то, как два самурая сходятся в прекрасной схватке на мечах, здесь вы увидите только неприкрытую жестокость». - говорит Рассел.

На востоке, неподалеку от гавани, начинается настоящая битва: римляне сумели разрушить часть стены и теперь пытаются пробиться внутрь города. На стенах же легионерыветераны отбрасывают карфагенские войска, занимают ворота и пропускают в город римскую кавалерию. Бои идут быстро и крайне жестоко, в The Creative Assembly не зря так тщательно исследовали боевые стили того времени.

«Один генерал того времени писал о гладиусе, коротком римском мече: «Не выпендривайся, есть не так уж много способов протыкания противника, - делится Макдауэл. - Гладиус, по своей сути, всего лишь кинжал с громким именем. И на самом деле, поразному врага на чтонибудь острое не насадишь».

Бой переходит за стены, где легкая пехота Карфагена разбивается на мелкие группки; их слишком мало, чтобы защищать такой большой город от такой большой армии, поэтому они сосредотачиваются на ключевых позициях, где они могут дать хоть какой то отпор. Разобраться, что происходит на горящих улицах, становится совершенно невозможно, поэтому к нам на помощь приходит режим максимального удаления камеры, в котором мы сразу разбираемся, кто, где и с кем воюет.

Детализация города поражает: на многих домах есть роспись. легко можно отличить, где живут зажиточные граждане, а где - люди попроще. Даже богатая торговая гавань, выполненная циклопической кладкой, отличается от древних деревянных рыбацких мостиков. «Мы стараемся придать городам ощущение «обжитости», а конкретно Карфагену - ощущение того, что он бып в осаде три года. В предыдущих играх города выглядели нетронутыми человеком, на этот раз мы, хотим этой стерильности избежать. Повсюду горы мусора, рисунки на стенах. все здания уже немного разрушены. Битвы больше не будут похожи на утренник в летнем лагере».


Рыцари Старой республики
В самой гуще битвы мы снова видим Сципиона Эмилиана, и то, что он делает, похоже на смесь заранее записанного сюжетного ролика и заставки на движке игры. В Total War: Rome 2 персонажи и герои будут очень важны. В серии Total War такое внимание к историческим персоналиям было только в Napoleon, и то исключительно в сюжетном режиме. Тут же история пишется заново прямо на ваших глазах. SEGA позвопила The Creative Assembly потратиться на аренду самой большой в Европе студии захвата движений (размером с немаленький склад и оснащенную 40 камерами), которую используют в Total War: Rome 2 и неанонсированной ролевой игре во вселенной Чужих (только мы вам этого не рассказывали), так что ждите много роликов.

Однако разработчикам еще надо понять, как выглядели эти исторические фигуры. Макдауэл шутит: «Ладно, с Цезарем благодаря Астериксу и Обеликсу все просто, а вот с Клеопатрой пришлось попотеть, чтобы она не быпа похожа на Софи Лорен, а то ведь нас и засудить могут! Похорошему, я бы ее сделал похожей на Нефертити, но без накладки на подбородок. Хотя я видел результаты реконструкции лица Клеопатры по ее останкам, и выглядела она довольно обыденно. Менее известных исторических фигур студии пришлось моделировать с нуля.

Эмилиан ведет свою тяжелую пехоту (с подкреплением из легкобронированных пехотинцев) к одной из ключевых позиций. Таких позиций теперь будет несколько, что позволит избежать постоянных повторов одних и тех же действий, как было в предыдущих играх. На Эмилиана бросается пехота карфагенян, но... на нее падает подкошенное катапультами здание. Однако не думайте, что генерал легко отделался, - теперь за него берутся знаменитые боевые слоны Карфагена...

Демонстрация перескакивает к концу битвы. Город, горит. Эмилиан стоит на вершине Бирсы и дает приказ сровнять город с землей. Это не единственный город, который вы сожжете в Total War: Rome 2 , в игре будут и другие большие города, хотя сравнимых размером и величием с Карфагеном - единицы. Разве что сам Рим, который, по заверениям разработчиков, будет впервые смоделирован целиком.

Хотя добраться до Вечного города теперь будет гораздо труднее. Карта значительно больше, чем в предыдущих играх, а провинции разделены на регионы, благодаря чему игра не превратится в бесконечные осады.

«Мы стараемся связать стратегическую карту с картами боев, - говорит Макдауэл. - Города и провинции состоят из кусочков, которые мы можем менять в зависимости от местности и культуры страны, но все важные локации вроде Карфагена целиком сделаны вручную». Иными словами, Рим тоже будет сиять рукотворными деталями. «Рим будет выглядеть таким, каким он и был, - с семью холмами, форумом и прочими достопримечательностями».


Облик городов будет мейяться, если вы будете развивать их, и все они будут соответствовать их культурной принадлежности. Карфаген, например, сочетает в себе классический, восточный и африканский стили архитектуры. Бюджет Total War: Rome 2 на 40% больше, чем у Shogun 2, и дополнительные деньги явно пущены в дело.

Фракции, скорее всего, будут те же, что и в оригинальном Rome, но с некоторыми отличиями. В частности, в The Creative Assembly настаивают, что «культура» и «фракция» - понятия разные, поэтому можете ожидать, например, различные фракции внутри Римской респубпики. Различаться они будут не только войсками и внешним видом, но и организацией провинций и административными порядками, а также военными тактиками: некоторые генерапы персов предпочитают командовать из тыла, некоторые римляне - вести войска личным примером, а некоторые египетские воеводы - стоя на боевой колеснице.

Я смотрю на скриншоты игры, и мне кажется, что они нарисованы - слишком уж много на них деталей, слишком сложны сцены. И чем дольше я смотрю, тем больше деталей замечаю. Корабли римлян слегка отличаются друг от друга, лодки, в которых попали из катапульты, тонут, горят осадные башни, боевые слоны сносят все на своем пути, а на крышах домов идут отчаянные бои. За пятнадцать минут я увидел совершенно новый Рим - Рим как мою республику или. возможно, Рим как мою империю.

Спустя 12 лет одна из самых лучших (и сложных) стратегий в истории выходит на iPad. Лайф выяснил, как играется классика на современных планшетах.

Мобильные стратегии принято ругать за примитивность - жмёшь на одну кнопку, ничем не управляешь, а только поступательно закидываешь реальные деньги, чтобы ускорить строительство очередного офисного центра. Кажется, расклад сил поменялся, пусть и за счёт компьютерной классики 12-летней давности: Rome: Total War, когда-то наверняка укравшая у вас остаток осени 2004 года, вышла на iPad. И это важное событие - независимо от того, брали ли вы когда-то Каир тремястами лучников или нет.

Pax Romana

Это именно тот "Рим", что мы знали. Как пишут в определённых местах, "ничего не вырезано и не перекодировано" - стопроцентный порт, переносящий все функции оригинала. Кто помнит, игра условно делится на две части: в одной надо руководить страной, заключать дипломатические договоры, подавлять бунтующее население и отстраивать города - этакая Civilization, застрявшая в славном периоде нескольких веков до н.э. В другой - воевать на поле боя, иной раз управляя тысячами солдат. Первый режим на iPad сделан практически идеально: ответственным за переезд пришлось перерисовать интерфейс - вышло слегка простовато, но удобно. Чтобы посмотреть, скажем, общественные настроения в недавно взятом у египтян городе, достаточно сделать одно нажатие. Чтобы нанять армию - ещё парочку. Единственное, слегка неудобно водить солдат по карте: порой игра неверно считывает ваши команды. Но на полном серьёзе на это жаловаться - всё равно что брюзжать о налоге на выигранный в лотерею миллион - мелочно и гнусно.

Со сражениями сложнее. Руководить армией в 500-1000 человек было непросто и на компьютере - по очевидным причинам, на сенсоре это делается с ещё большим трудом. Каждый отряд (численность сильно урезана и зависит от версии планшета) можно выбрать, щёлкнув по его иконке. Когда дивизий много - скажем, больше десяти, - вы превращаетесь в Доктора Октавиуса: нажать сюда, отщёлкнуть этот отряд, спасти лучников от нападения слонов, подключить к бою спрятанную в лесу кавалерию.

Темп в игре довольно высокий для стратегии таких масштабов, и за перемещениями попросту не успеваешь - где-то обязательно образуется дыра, которая вам аукнется. В мобильном "Риме" есть возможность выделить солдат рамочкой (здесь это скорее эллипс), но даже такая штука мало спасает: пока вы будете чиркать, варвары убьют генерала и обратят в бегство несколько полков. Так что перед глобальными сражениями либо морально готовьтесь страдать, либо отдайте всё на откуп компьютеру.
Пострадать придётся ещё и по другим причинам. Во-первых, игра пойдёт начиная с первого Air и едва ли впечатлит визуально. Лучше Air 2 или Pro. Во-вторых, даже если у вас iPhone 7 Plus, можете выдохнуть: только планшеты. В-третьих, Rome: Total War стоит почти 750 рублей - на фоне объявленного ценника грядущего Марио, конечно, не так возмутительно, но всё же: речь идёт о хите 12-летней давности.

Впрочем, излишне говорить, что это тот случай, когда любые требования отбиваются самой игрой.

Лупанарии и акведуки

Rome: Total War - один из лучших выпусков серии, если не лучший. Здесь можно провести пару вечеров, ни разу не попадая на поле боя, потому что сперва надо разрулить дипломатические проблемы с галлами (заключим союз, потом нападём), выстроить во всех городах по канализационной системе и храму Венеры (чтобы плебс не ворчал) и решить, что делать с Сенатом - особенной историей, которая есть только в Rome: Total War (и сиквеле). Сенат расквартировался в нынешней столице Италии и поначалу в чужую жизнь особо не лезет - раздаёт задания и хмурит брови, когда мы его игнорируем. Но потом империя разрастётся, правительству станет страшно - и придётся либо принимать варварские условия Рима, либо идти гражданской войной. Но этого можно и избежать, предварительно воткнув в верхушку своих парней - а для этого придётся много хитрить и заключать династические браки.
Попутно не забывайте заглядывать в характеристики лучших полководцев и мониторить их окружение. Это не для галочки: например, гей-любовник прибавит вашему дипломату пару очков к убеждению, а завоёванная в дальних странах куртизанка докинет несколько баллов 16-летнему командиру. Всё в лучших традициях древнего Рима - Гелиогабалу бы игра понравилась.

Ну и кому-нибудь из талантливых вояк (Сципиону?), потому что без хитрости и тактической смекалки на местных полях не победить - разве что имея многократное преимущество. Наука войны: копейщики против конницы, лучники в арьергарде, подкрепления - скрытые за ближайшим лесом. Не говоря уж о том, что ваши (и чужие) солдаты, как ни странно, тоже люди - и они могут запаниковать, увидев несущихся на них слонов. А слоны - увидев несущихся на них свиней. Вот такие тут расклады.

Которые интересно вновь перебрать даже спустя 12 лет - ведь классика не стареет. Пусть игрой непросто управлять во время сражений, графика слегка смущает, а в списке доступных языков нет русского (многим это важно), но это Rome: Total War, и никакие огрехи не должны вас сбить с толку. Вперёд, к мировому господству!

Достоинства:

  • это Rome: Total War - одна их лучших стратегий в серии и вообще в мире;
  • мощный синтез стратегического и боевого режимов;
  • атмосфера древнего Рима: рабы, куртизанки, слоны, диктаторы;
  • неплохое качество портирования.

Недостатки:

  • управление в бою могло быть и получше;
  • чересчур высокие системные требования;
  • нет русского языка - комментаторы в App Store уже подвергли игру обструкции.

С тех пор, как македонцы разгромили персидскую державу, как римляне сожгли Карфаген, и были завершены кровопролитные Пунические войны, миновало не одно тысячелетие. Но имена таких полководцев, как Александр Великий, Юлий Цезарь и Ганнибал Барка помнят и в 21-ом веке – веке автоматизированного производства и компьютерных технологий. И помним мы об этих людях благодаря литературным трудам древних авторов. Сейчас передачей знаний в какой-то степени стали заниматься и компьютерные игры, в которых молодое поколение с куда большим удовольствием получает знания об истории человечества. И студия Creative Assembly уже не первый год воссоздает исторические события в играх Total War. Последний же проект студии Rome 2 обещал быть самым масштабным, технологически продвинутым и исторически достоверным в серии Total War.

И вот, когда игра уже поступила в продажу, фанаты с оптимизмом начали устанавливать ее на компьютеры, а журналисты на низком старте готовились писать хвалебные рецензии, мы с удивлением обнаруживаем, что игра к эксплуатации, мягко говоря, не готова. Баги, вылеты, медленная загрузка и часто проседающий fps – все это сводит на нет обещания самой оптимизированной игры в серии. Ее с трудом тянут даже достаточно мощные компьютеры, которые выдают от 10 до 20 кадров в секунду. При этом картинка не стала более привлекательной, чем в Shogun 2. Разумеется, большая часть огрехов вскоре исправят целой кипой патчей, но неприятный осадок все же останется.

При запуске Rome 2 нас встречает в целом довольно выхолощенное и консервативное меню, но с необычным окошком, в котором можно найти уже установленные на компьютере игры, прочесть свежие новости обновлений или найти себе партнера для совместной игры в онлайне. Но перед тем как углубиться в «сетевые» дебри, для начала заглянем в одиночную кампанию и выберем себе фракцию. Без учета загружаемых дополнений, как платных, так и бесплатных, в игре есть восемь противоборствующих сторон: Римская республика, Карфаген, Македония, Ицены, Галлы, Свевы, Персия и Египет. Выбрав один из предложенных вариантов, игрок автоматически получает преимущества в том или ином направлении, будь то обработка металла, умение грамотно вести торговлю, добывать ресурсы или банально воевать в разных условиях. Все эти особенности значительно сказываются на ходе игры, оголяя недостатки или преимущества сделанного вами выбора. Не было упомянуто государство Понт, которое можно загрузить отдельно без денежных вложений. С оставшимися же тремя фракциями Creative Assembly схитрила, включив их в список платных DLC; речь идет об Афинах, Эпире и Спарте. Лично я, как и многие другие ценители Total War, считаю этот коммерческий ход неправильным по отношению к фанатам. С другой стороны, сыграть за прославленных спартанцев – дорогого стоит.

Определившись с фракцией, мы попадаем на ее историческую территорию. Ранее я отмечал невыразительный визуальный отрыв локаций, юнитов и общего стиля, но должен признать, что это нисколько не мешает игре поражать. Разработчики, как и обещали, создали действительно масштабные локации: пышные леса, зеленые поля и луга наполняют плодородные земли, чьи берега омываются бурными водами морей и океанов. Особо величественные города, такие как Карфаген, были детально воссозданы дизайнерами, которые работали, опираясь на сведения и факты, описанные в книгах древности. Рим также будет представлен в первозданном виде со всеми строениями и памятниками, которые, по понятным причинам, не дошли до наших дней. Другими словами, ребята изрядно попотели и заморочились над исторической и географической достоверностью. Огромную роль играют культурные, духовные и религиозные ценности. Если вами был захвачен, например, греческий город, то новых хозяев, тех же римлян, могут не устроить какие-то памятники, алтари и храмы, что не соответствуют их религиозным взглядам. В итоге старые постройки снесут, а на их место воздвигнут новые – приведет это к тому, что люди станут добрее и лояльнее к правителю. Сами города можно при необходимости расширять, если прирост населения перейдет за рамки допустимого.

Дипломатия, как одна из составляющих военного искусства, в Rome 2 приобрела более гибкую и понятную для новичка форму, но вместе с тем налаживать дружеские отношения стало тяжелее. Вступить в переговоры можно несложными манипуляциями на специальной карте. Прежде, чем наладить торговые отношения, сначала нужно подписать пакт о ненападении, и это не формальность – в случае, если вы будете злоупотреблять доверием союзников и постоянно нарушать договоренности, то о дальнейших делах между вашим государством и остальным миром речи быть не может, с вами банально перестанут идти на контакт. Также изменилось отношение фракций друг к другу, и ваши захватнические сражения перестанут пугать пока не вовлеченных в войну государства. Найдется место и хитрости, но в гораздо меньшей форме, чем это было в том же Shogun: чтобы не идти в лобовую атаку с более сильным противником, можно наладить отношение с его протекторатом. Любопытным стал и новый тип союзничества – оборонительный союз. Подписав его, союзник не вступит в открытое противостояние с нашим врагом, но обязательно придет на помощь, если мы сами окажемся под угрозой завоевания. Помимо всего прочего здесь, как и в других частях серии, есть возможность найма; если ваша армия недостаточно сильна или окончательно не сформировалась, то взять с собой на поле боя наемников – лучший вариант.

Как это ни печально, игрок, хорошо знакомый с серией Total War, без особого труда подметит, что баталии в Rome 2 отошли от канонического сценария к абсолютно бездумному и элементарному принципу – кого больше, тот и победит. Пропал всякий смысл в использовании разведки, подготовке засад и ухищрений в принципе – все это, пусть и неосознанно, было упразднено. А все потому, что бои до смешного упростили, убрав даже такие функции управления войском, как рассеять строй или удерживать позицию. Не попрощавшись, ушел баланс: скорость юнитов возросла настолько, что пробежать от одного конца локации к другому для них стало плевым делом! Тот поумневший AI, что нам обещали, никак себя не проявил, да и вообще поведение воинов мало чем отличается от того, что мы наблюдали ранее. Конечно, ситуация не настолько критична, как может показаться, но пробелы Rome 2 очевидны.

Ситуация с новым творением Creative Assembly, скажем так, неоднозначная. С одной стороны игра чисто визуально не вызывает нареканий, масштабность происходящего также не оставляет лично меня равнодушным, а дотошный подход к проработке городов и вовсе заслуживает отдельной медальки от редакции. Но чересчур упрощенная боевая система, хромая на обе ноги оптимизация и часть невыполненных обещаний омрачает впечатления.


Мечники боевым строем идут во главе многотысячной армии. Стрелки на второй линии прикрывают передовые отряды, а конница отделяется от основных сил для удара с фланга. Но лазутчики заранее раскрывают позиции врага, позволяя боевым судам отработать по укрепленным точкам прямо с моря. Когда пропретор с войском вошел в город, сопротивления уже не было. Эта битва была выиграна до ее начала.

Мощь Римской Империи сравнима с победоносным шествием серии Total War в игропроме. Проработанный пошаговый режим на глобальной карте и эффектные сражения в реальном времени - мощный задел для покорения сердец тех, кто в детстве переиграл в солдатиков, мечтая стать полководцем. Но непобедимых нет, а значит, даже лидер в жанре рано или поздно даст слабину…

- Тысяча народов Персидской империи накинутся на вас.
Наши стрелы и копья, словно туча, закроют солнце.
- Тогда будем драться в тени.

х/ф «300 спартанцев» (2006)

Сюжетные войны

Как отличить поклонника исторических игр от простого игрока? Для ценителя круг любимых проектов составят серии Total War, Civilization и стратегии Paradox Interactive. Есть и другие проекты, но они либо низкого качества, либо узкоспециализированы и не обременены славой. Но в той же «Европе» шведов высокий порог вхождения, а игры Сида Мейера больше об экономике и международных отношениях, чем истории.

Остается, правильно, серия Total War. Британцы из The Creative Assembly создали рецепт почти идеальной игры, сочетающей тактику и стратегию, войну и дипломатию, сложность и доступность. Запустив любую игру серии, никогда ранее не играя в глобальные стратегии, у вас наверняка не возникнут вопросы «Как в это играть?» или «Для чего эта функция?»

На глобальной карте появился вот такой обзорный режим. Удобная вещь для оценки общей картины на политической арене.

Проблема в том, что Total War всегда была своего рода песочницей. У вас есть карта мира и… делайте, что хотите. Приятно расширить границы Руси до Пиренейских гор или сделать карликовое островное государство гегемоном Европы, но надолго ли хватит такого подхода? Победите один раз, другой, третий, и затем отсутствие мотивации возьмет вверх.

В Rome II решили отойти от этой традиции, добавив в игру сюжетную кампанию, чего не было со времен Empire: Total War. Пусть она учебная, пусть состоит всего из одного сценария и лишь вводит нас в курс дела, но попотеть там есть где: что в битвах, что в глобальном режиме за считанные ходы легко попасть в патовую ситуацию, когда спасет лишь рестарт миссии или откат к ранним сохранениям.

В центре внимания история становления Рима, что не удивляет, учитывая подзаголовок игры. От лица римского консула, командира небольшой армии, вы примете участие в Самнитских войнах: оборона Капуи, битва при Везувии, осада Бовиана - создатели игры не пытались сделать реконструкцию событий тех времен, но какая-то историческая последовательность в Rome II есть.

Режим авторасчета итогов напоминает стычку отрядов в Civilization. И это не последнее сходство с играми Сида Майера.

Разгромом самнитского племени и плохо смонтированным видеороликом заканчивается пролог. Дальше - отправная точка, откуда вы начнете вершить альтернативную историю или воссоздавать настоящую. Выбор культуры и фракции, тонкая настройка условий победы и игровой сложности - этот ритуал хорошо знаком всем, кто хотя бы раз играл в игры серии Total War.

Первый промежуточный итог: игра встречает нас дружелюбно. В отличие от предыдущих игр серии, появилась предыстория, где вам попутно объясняют основы игрового процесса и знакомят с окружением. Обучение подается творчески, без лекционных пассажей в стиле «выдели армию и направь на врага».

Но зачем было баловать публику эффектным трейлером с живыми актерами, если в игре нас ждет среднего качества рендерные ролики и уродливые по меркам времени кат-сцены на движке? Если бы не помпезные обещания о кинематографичности, роли интриг и личной драмы одного воина на поле битвы, никто и слова плохого бы не сказал, а так - неприятный осадок остался.

Это еще относительно сносный кадр из внутриигровых роликов. Разработчики говорили о кинематографичности, а вышло квадратное небо в стиле Minecraft.

Выговор и отделу локализации SEGA: если вы анонсируете полный перевод на русский язык, будьте добры, исполняйте обещания или не распространяйте ложную информацию. В описании товара никогда не увидишь «переведена частично», но почему бы не написать просто «русская версия», если твердо решили сэкономить на деньгах, расплатившись репутацией?

Или объясните, почему пользователь вашей продукции обязан слышать английскую речь, когда выделяет отряды в битве или на глобальной карте, почему дублированы только ролики и речь советника? Можно понять, если бы каждый народ говорил на своем языке, но у вас и римляне, и греки говорят на языке туманного Альбиона.

Создатели отказались от портретов в пользу анимированных гримас, простите, лиц. Не самое эстетически красивое решение.

И почему у вас в штате нет корректора, способного исправить опечатки в текстах до релиза игры, а не в скороспелых патчах? Да, вы не превзошли замечательный перевод Resident Evil Revelations, но удостаиваетесь второго места в списке худших локализаций года. Мои поздравления!

Сам себе император

Итак, мы выбрали любимую фракцию, настроили сложность и выучили условия победы. В Rome II нет градации на короткую или долгую кампании, зато типы побед устроены словно по заветам Сида Мейера - военная, экономическая и культурная. Стратегию лучше определить заранее, ведь не рационально днем штурмовать замки, а по вечерам подписывать торговые договоры.

Но даже выпускникам МГИМО не обойтись без командирских талантов и действующей армии: для мирных побед недостаточно быть самой развитой державой в плане технологий или торговой столицей мира - контроль шести указанных областей обязателен для триумфа.

Исторические сражения, как обычно, вынесены в отдельное меню. Но почему их так мало?

Культуры между собой отличаются немногим. Что Рим, что Карфаген, что германские и кельтские племена разнятся количеством стартовых владений, географическим положением и особыми бонусами фракций, как в Civilization V: одни получают дополнительный опыт в сражениях, другие – больше прибыли от торговых сооружений.

Если сравнивать Rome II с предшественницами, игра на глобальной карте мало в чем изменилась. Мы обустраиваем государство, распространяем свое влияние на другие культуры, ведем дипломатические переговоры и захватываем земли. Раньше в каждой провинции была столица, и ее захват означал полный переход окрестных земель на сторону оккупанта: теперь зоны поделены на мелкие участки и захватываем мы их последовательно.

Окно дипломатии подозрительно напоминает серию Civilization. Вы здороваетесь с соседним правителем и перетаскиваете на специальную панель свои просьбы и предложения. Заключить торговое соглашение, объявить войну, обменяться ресурсами - слишком деловые эти правители, чтобы с ними любезничать, но хотя бы династические браки могли бы оставить. Переговоры ведутся только с теми государями, чьих подданных вы обнаружили на карте мира.

Дипломат требует золото за подписание торгового соглашения? Давайте, Афины, до свидания.

Разработчики обещали уделить больше внимания личным интригам правителей. Дело в том, что играя за Рим или Карфаген, вы выбираете один из трех домов (семей), при этом полководцы двух других тоже на вашей стороне, хотя и мечтают всадить вам нож в спину. Чтобы дело не дошло до революции, персон этих можно женить, задобрить повышением, или отправить на суицидальное задание. Также за различные деяния генералы армий и другие персонажи получают очки хорошей и дурной славы, а при отсутствии кармы личность «теряется» в круговороте истории, навсегда покидая карту.

Куда большую роль играют агенты, коих три вида. Отравить колодцы, устроить поджог, убить вражеского генерала - такие кадры в серии Total War всегда были важнее армии, а прокачанный шпион мог в одиночку посеять смуту в самой неприступной крепости. В Rome II эти бойцы «бессмертны» и в случае провала операции могут лишь получить ранение, чтобы вернуться в строй несколько ходов спустя.

Еще один метод воздействия на неугодных членов семьи, и показательный случай, какие решения может принять император.

Опыт получают не только полководцы и агенты, но и армии, а также флотилии. Закаленные в битвах войска награждаются бонусами к нападению или защите, в зависимости от того, какие умения выучите. Как и раньше, солдаты не могут перемещаться по карте без командира, поэтому в случае гибели или смерти полководца вам сразу же предложат выбрать нового.

Экономическая часть отошла на второй, а то и третий план. Теперь вам не построить кучу зданий в каждом городе, ведь места под застройку ограничены. Зато эффект от строений распространяется на всю провинцию: построили казармы в столице, а наем отрядов будет доступен во всех поселениях региона.

Соотношение потерь влияет на тип победы - героическая, тяжелая, пиррова. Еще один стимул играть аккуратно.

Процесс завоевания Европы разбавляют квесты и случайные события. Захватить пару провинций, нанять воителя, уничтожить фракцию - сложность заданий соизмеряется объемом вознаграждения. События обычно негативные: где-то пошалило землетрясение, в каком-то городе вспыхнула эпидемия. Недуг может сразить как вас, так и вашего соседа, хотя иногда есть возможность повлиять на ситуацию решением.

Самое интересное в Rome II, да и во всей серии Total War - наблюдать за изменением политической обстановки. Европу, Северную Африку и Азию вплоть до Индии делят сотни народов: они объединяются в альянсы, заключают договоры, уничтожают друг друга. Все происходит без вашего участия и уже через пару десятков ходов может уйти в вечное забвение и Карфаген, и целый ряд карликовых племен.

Судя по дымящемуся городу и обилию флота вокруг, Сиракузам недолго осталось.

Второй промежуточный итог: игра в государя захватывает, как и раньше. Если сравнивать с оригинальным «Римом», карта разрослась не очень сильно, но стала насыщенней: тысячи армий снуют по морю, устраивают блокады и берут города в осады. Это в какой-то мере и недостаток: представьте, как долго длится ход противника, если игра обрабатывает алгоритмы действий для каждой фракции?

Еще один минус - интерфейс и навигация в нем. Появилась внутриигровая энциклопедия с подробным описанием, характеристиками войск и построек. С одной стороны, это хорошо, но она заменила всплывающие подсказки, так что вы каждый раз при попытке узнать подробности о типе отрядов будете лезть в этот справочник, который (сюрприз!) не работает без подключения к сети.

Энциклопедия информативна, но слишком неудобна и долго загружается.

Какую вкладку не открой, везде они кажутся неоправданно перегруженными лишней и бессмысленной информацией, неудобным расположением кнопок, причем в ряде случаев иконки неоправданно большие, словно Rome II - не ПК-эксклюзив, а всего лишь мультиплатформа.

Расстраивает и отсутствие семейного древа. Раньше можно было обезглавить могущественную сверхдержаву, вырезав всю царствующую династию, сейчас же полководцы рождаются из ниоткуда - на место павшему в бою придет новый и цикл будет повторяться до бесконечности.

На поле брани

Ключевое нововведение в тактических схватках в реальном времени - объединенные морские и сухопутные сражения. Еще на глобальной карте можно присоединить флот к регулярной армии и эта парочка пойдет покорять заморские твердыни. Флот не только прикроет транспортные суда, но и окажет огневую поддержку при осаде прибрежных городов.

К слову: отныне в каждом городе располагается гарнизон, а его состав зависит от численности населения и возведенных построек. Армии эти стационарные, за пределы городских стен не уходят. Такая дружина ударную группу врага не остановит, но мятежников подавит без проблем.

Проблема большой армии - не всем хватает мест, чтобы «припарковаться».

Когда два отряда враждующих сторон сходятся на одной тропе, игра, как обычно, предлагает выбрать режим: рассчитать итоги боя автоматически или командовать армией лично. В тактическом режиме, на первый взгляд, ничего не изменилось: расстановка войск, начало битвы, выбор строя и формации, пауза, перемотка времени. Постойте, а что это за точки и очки победы?

Теперь победить можно хитростью, а не только тотальным разгромом врага, ведь на коне тот, кто отвоюет у противника все победные точки. Вы можете отвлечь основные силы врага отрядом лазутчиков, а в это время конницей пройти по флангу и поднять знамена своей армии над вражеским поселением - и неприятель ничего не поймет, оказавшись одураченным.

Новшество интересное и скорее положительное, если бы не синдром Relic Entertainment. Можно понять, когда ключевой точкой служат ворота и контроль над ними открывает дорогу в город, но какой резон захватывать неукрепленный пустырь? Для выпаса гусей?

Контрольные точки не сильно изменили игровой процесс. Битва обычно заканчивается раньше, чем кто-то успеет до них дойти.

Преобразили сражения и флотилии. Корабли научились не только таранить другие суда, но и обстреливать врагов с берега по «засвету» разведчиков, как это делает артиллерия и ПТ-САУ в World of Tanks. Часто битвы выигрываются без единой потери только потому, что один отряд конницы обнаруживает вражеские силы, а тех безнаказанно расстреливают с берега суда поддержки.

Да, искусственный интеллект в Rome II непредсказуемый, точнее, нелогичный. Компьютер то обладает ясновидением, направляясь именно туда, где спрятан в лесу ваш отряд, то застывает на месте, позволяя безнаказанно себя расстрелять. Оппонент не охраняет лучников и осадные орудия, пассивен при штурме, позволяя сначала расстрелять лучников на стенах, затем добить пехоту.

Лес - отличное место для засады или прорыва в тылы врага.

На глобальной карте ИИ не прекращает удивлять. Бессмысленно перемещая армии по карте, может неожиданно покинуть столицу, позволив нам без труда ее захватить, нападает на превосходящие силы противника, где справедливо гибнет в полном составе.

Третий промежуточный итог: в тактических битвах ровно два интересных, но не доведенных до ума нововведения, что в совокупности с плохим искусственным интеллектом делает битвы просто неинтересными.

Обзорный режим появился и в тактических сражениях, но ему сложно найти разумное применение.

Но портит впечатление не это, а баги. Игра получилась очень сырой. Графика осталась на уровне Shogun 2, но кушает несоизмеримо больше системных ресурсов, выдавая низкую частоту кадров. Вылеты, ошибки скриптов, опечатки в текстах - форумы разработчика и издателя пестрят всевозможными проблемами, и это далеко не частные случаи.

Об оптимизации управления можно и промолчать, но так уж и быть. Неудобные ракурсы камеры и невозможность поднять ее высоко над полем боя, все отряды одного типа не выделяются двойным кликом, а сами битвы даже на максимальной скорости проходят очень медленно, хотя в сети встречались и жалобы на противоположное. И самое главное - лицевая анимация. Буду краток - это уродство.

Заключение

Претензия «ожидал большего» - это не аргумент, знаю. Но ситуация вокруг Rome II напоминает предвыборную кампанию, когда вам обещают перемены и что жизнь у вас обязательно наладится. А после выборов победителя поражает амнезия: да, обещали, но вы не так поняли и так далее. Предзаказы уже проданы, покупатель поймал наживку и разработчик на коне. Хотя в данном случае это и не конь вовсе. Так, максимум ослик.

Что-то меняется, что-то остается прежним. Цитаты исторических деятелей на экранах загрузки - неотъемлемая часть любой игры Total War.

Rome II - сама по себе игра неплохая, но ей не хватает новизны. Технические неполадки со временем исправят, алгоритмы действий ИИ доработают, но даже с учетом того, что все будет работать, как задумано, игре не светит звание шедевра всех времен. По меркам серии это шаг не вперед, а скорее в сторону: сделали немного другую игру, ничуть не лучше, но и не хуже (с поправкой на баги) предшественниц.

После выхода Empire развитие серии прекратилось. Napoleon и Shogun 2 - это как Vice City и San Andreas по отношению к GTA III: масштабные расширения, использующие такую же игровую механику, просто мир другой и эпохи другие. Но негатива было меньше, поскольку серьезных недостатков у тех игр не было. В этом же случае Rome II - как та чаша терпения с последней каплей.

Вердикт: новый «Рим» - это старый «Рим» с графикой как в Shogun 2 и видоизмененной механикой как в Empire. И с багами.

Оценка: 7.4.

Между строк. Пока создатели игры работают сверхурочно, пытаясь вылечить свое детище от многих болячек, возникают мысли о следующем проекте The Creative Assembly. Только посмотрите: перезапуск Shogun - был, перезапуск «Рима» - состоялся, а Medieval относительно новая, чтобы ее перезапускать. Может, наконец, дождемся Total War в современности или сеттинге Первой Мировой? Ай, ладно, ставлю на аддон про Александра Македонского.

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • Total War Rome II: тестирование производительности
    Тестирование восемнадцати видеокарт и шестидесяти трех процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы.

  • на конференции сайт.
Статьи по теме: